Аккумуляторы agm и gel – Аккумуляторы гелевые (GEL), AGM и свинцово-кислотные: сравнение, какой лучше

Содержание

Сравнительный анализ GEL и AGM аккумуляторных батарей

Сравнительный анализ GEL и AGM аккумуляторных батарей

GEL и AGM аккумуляторы располагают целым рядом преимуществ в сравнении с обычными свинцовыми АКБ на жидком электролите.
Рассмотрим GEL и AGM аккумуляторы более детально. Начнем с терминологии.
Абревиатуры AGM и GEL часто путают, из за их близости названий. Часто и тот и другой тип АКБ называют гелевыми. Это не совсем верно.
Попробуем разобраться в этом более подробно.

Сравнительный анализ аккумуляторных батарей AGM и GEL, их преимущества

Расшифровка аббревиатур GEL и AGM

Аббревиатура GEL обозначает Gelled Electrolite. В этих АКБ в качестве электролита применяется кислота. С помощью стабилизатора, силикагеля, электролит приходит в желеобразное состояние и обволакивает свинцовые пластины. Благодаря этому силикагель не оставляет практически никаких пустот в самом АКБ. Как следствие — высыхание или осыпание пластин полностью исключается.

Аббревиатура AGM обозначает Absorption Glass Matt, что в переводе обозначает — абсорбирующие стеклянные маты. На самом деле это специальная пористая стеклоткань, пропитанная электролитом на основе кислоты. Эти «маты» находятся между свинцовыми пластинами AGM АКБ, а сам электролит в порах стеклоткани. Данный тип AGM аккумуляторных батарей могут быть использованы практически в любом положении и не опасны в работе.

Особенности GEL и AGM АКБ

Аккумуляторные батареи, произведённые по технологии AGM и GEL, имеют много плюсов в сравнении с обыкновенными «обслуживаемыми» свинцово-кислотными аккумуляторами. Главное их отличие — это то, что в они не содержат кислотный электролит в жидком состоянии.

В GEL АКБ активная кислота связывается приходит в желеобразное состояние при помощи специального вещества — силикагеля. Здесь электролит превращается в густую массу или гель. Кроме серной кислоты в состав гелевого электролита часто входит кремниевая кислота и специфические присадки — стабилизаторы.

В AGM аккумуляторах, жидкий электролит заполняет особый губчатый материал, на основе стекловаты, который находиться между пластинами. Другими словами, кислотный электролит, в с этом типе АКБ, в жидком состоянии не находится. Им пропитаны стекловолокнистые маты.

Технология производства, применяемая в GEL и AGM АКБ говорит сама за себя:

  • Они не требуют традиционного обслуживания, то есть замера плотности и долива дистиллированной воды;
  • Батареи сравнительно безопасны, даже при нарушении целостности корпуса;
  • В них полностью отсутствуют испарения, поэтому, их можно использовать на пищевых, фармацевтических и даже в жилых помещениях;
  • Их саморазряд — минимален, он составляет всего 2% в месяц при 20 С.

Сравнение основных показателей GEL и AGM АКБ

AGM батареи более надежны в эксплуатации. При зарядке аккумуляторов обычно происходит нагревание электролита, что в свою очередь вызывает вероятность сильного разбухания или даже взрыва. В AGM АКБ этой угрозы не существует. Чего нельзя сказать о гелиевых АКБ. Они очень чувствительны к повышенному напряжению заряда. Если его жестко не соблюдать, то при заряде образуются большие газовые пузыри, что может привести к взрыву.

Гелевые АКБ разрабатывались по заказу военно воздушных сил. Они предназначены для работы в самолетах. Аккумуляторы сконструированы таким образом, что могут работать даже после попадания в них пуль или осколков.
Гелеобразное состояние электролита не позволяет ему вытечь из корпуса АКБ, поэтому он будет продолжать давать энергию бортовой аппаратуре. Именно поэтому
GEL АКБ обладают высокой эффективностью.

AGM технология использует обычную жидкую кислоту. Она находиться в специальных пористых тонких пластинах из стекловолокна. Пластины пропитаны электролитом не полностью
Это дает возможность свободно циркулировать газам, которые выделяются при их зарядке. Как следствие, AGM АКБ могут располагаться в любом, не обязательно вертикальном положении.

Аккумуляторы изготовленные по технологии AGM и GEL весьма устойчивы к глубоким разрядам. Именно поэтому эти технологии существенно увеличивают срок службы таких АКБ. Даже будучи сильно разряженной, батарея не прекращает вырабатывать электрический ток.
AGM и GEL АКБ способны выдерживать значительное число полных циклов заряд-разрядов. Реальный показатель количества возможных циклов заряд-разрядов составляет примерно от 300 до 700 циклов. Но все же батареи, изготовленные по GEL технологии, способны работать до 1000 циклов и более. Такие показатели серьёзно повышает срок эксплуатации АКБ.
AGM и гелевые аккумуляторы отличаются очень низким саморазрядом, это в свою очередь делает возможным хранить батарею заряженной довольно длительное время. Она сохраняет работоспособность до года и более.

Даже в условиях жесткой эксплуатации AGM и GEL АКБ способны работать 3-5 лет, при соблюдении правил эксплуатации.

Стоимость аккумуляторных AGM и GEL батарей.

При изготовлении гелевых АКБ применяются дорогостоящие электроды из свинца повышенной степени очистки, а электролит производится из высококачественной серной кислоты. Именно эти факторы делают стоимость гелевых аккумуляторов выше, чем AGM.

Преимущества гелевых АКБ:

  • Выдерживают большое число циклов заряд-разрядов, оно выше чем у AGM АКБ примерно на 35-40%;
  • Способны восстановиться после глубокого разряда полностью;
  • Мало подвержены «плохому» заряду от нестабильного напряжения в сети;
  • Не дозаряженная батарея хорошо выдерживают разряд без потери емкости;
  • Свойства гелиевой технологии позволяют эксплуатировать АКБ в ритме цикла;
  • Хорошо работают как при низких, так и при высоких температурах
  • Тепловые пробои между пластинами практически не возможны.

Преимущества AGM АКБ:

  • Стоимость AGM аккумуляторов ниже на 10-20% чем гелевых, при одинаковой емкости;
  • При разряде большими токами работают лучше;
  • Максимальная скорость зарядки составляет 6-8 часов, GEL АКБ будет заряжаться минимум 8-10 часов;
  • Более удобны в работе;
  • При зарядке, в случае перегрева электролита, более безопасны;
  • При их производстве, не требуются материалов с высокой степенью очистки, (свинец, кислота).

В зависимости от конкретной модели и конструкции аккумуляторных батарей характеристики и свойства могут меняться.

Ниже мы публикуем таблицу с независимыми сравнениями GEL и AGM батарей.

                                                          Сравнительная таблица параметров AGM и GEL аккумуляторов.

Показатель Гелевые AGM
Циклический ресурс Достигает 600-800 циклов, это 2-3 выше чем у AGM батарей. Пластины менее подвержены коррозии за счет вязкости геля. Он не успевает стекать даже при глубоком разряде. Не более 350 циклов заряд-разрядов.
Заряд Не переносят скачков напряжения при заряде. При повышенном токе заряда может произойти вздутие корпуса АКБ. Более устойчивы к повышенному току заряда, хотя при длительном воздействии большим током может произойти вспучивание.
Саморазряд АКБ способен удерживать заряд более года. Весьма эффективен там, где требуется очень медленное потребление энергии АКБ малыми токами. Быстрее происходит саморазряд, поэтому более эффективен при быстрой отдаче энергии.
Перегрев Опасен, нужен особый контроль, есть даже угроза взрыва. Не настолько опасен, но контроль обязателен.
Глубокий разряд Предназначены для работы даже при глубоком разряде. Разряд более 30% негативно влияет на срок службы AGM АКБ.
Пусковой и максимальный токи Имея высокое внутренне сопротивление, батарея не может выдать сразу большой стартовый ток Способен выдавать большой стартовый ток, поэтому широко применим в автотехнике.
Короткие замыкания Критичны, сильно влияют на работоспособность батареи. Менее критичны.
Эксплуатация Способны работать во всех положениях, кроме «вверх дном». Трещины и небольшие повреждения не являются помехой в работе. Гель, из за своей вязкости, не дает электролиту просочиться наружу. Может работать в любом положении, кроме «вверх дном».

Гелевый аккумулятор и AGM

Смешали кислоту с водой и заперли в коробочке – классика стиля. Такова технология традиционных жидко-кислотных автомобильных аккумуляторов. Возможно, если бы электролит однажды в самый неудачный момент не находил микротрещину в корпусе, а сами батареи были такими же бессмертными, как Великий вождь пролетариата, то на свет не появился бы гелевый аккумулятор.Гелевый аккумулятор

Гелевый аккумулятор

«Гелевый» — от слова «гель», некой плотной субстанции с определенными физико-химическими характеристиками. Ни в коем случае не стоит путать с гелием. Гелиевые автомобильные аккумуляторы – это что-то из мира фантастики.

Гелевый аккумулятор применяет на деле ту же технологию работы, что и его прославленный кислотный «побратим». Внутри находится тот же электролит только в затвердевшем желеобразном состоянии.

Густота создается за счет добавления в структуру двуокиси кремния – силикагеля. Вещество выступает в роли сепаратора, который заливают между пластин на производстве. Силикагель захватывает все внутреннее пространство батареи, что позволяет свинцовым пластинам сохранять свое первозданное положение и продлевать ресурс агрегата.

По техническим характеристикам гелевый аккумулятор ни в чем не уступает кислотной АКБ. Рабочее напряжение в батарее, которую используют в авто, составляет 12В. Емкость может варьироваться в диапазоне 55-150А•ч. Максимальная сила тока для заряда не превышает значения в 30А. На разрядке устройство способно вырабатывать силу тока от 550 до 950А.Устройство гелевого аккумулятора

Устройство гелевого аккумулятора

Преимущества и недостатки гелевых аккумуляторов

Плюсы автомобильных гелевых аккумуляторов:

  • Срок службы. Думаете, что все новое – хрупкое? Современные образцы гелевых АКБ могут с гордостью прослужить авто 5-10 лет и даже больше.
  • Количество циклов разряда. В зависимости от модели, использующей технологию GEL, батарея может выдерживать от 350 до 1200 циклов.
  • Не требуют экстренной зарядки. За год «безделья» ресурс батареи снизится примерно на 20%. Трудно предположить, что за такой период может произойти с обычным «кислотником».
  • Целостность пластин электродов даже после глубокого разряда АКБ. У классических кислотных аппаратов с большей долей вероятности разрушатся пластины, чем у гелевых аналогов.

Минусы автомобильных гелевых аккумуляторов:

  • Чувствительность к напряжению. При превышении барьера в 14,4В гель «растает» и восстановить его будет проблематично.
  • Чувствительность к низким температурам. Сильные морозы заставят электролит застыть, после чего дальнейшая эксплуатация устройства на авто будет невозможна.
  • Небольшое короткое замыкание в цепи может полностью разрушить аккумулятор.
  • Гелевая технология стоит недешево.

AGM аккумуляторы: положительные и отрицательные стороны устройств

Автомобильный AGM аккумулятор – это свинцово-кислотный блок, который разделен на части сепараторами из микропористого пластика.

Внутри пористого стекловолокна находится жидкий электролит – серная кислота, в которой «плавают» положительные и отрицательные пластины, генерирующие ток. Электролит частично пронизывает поры композита для того, чтобы в устройстве успешно проходил процесс перераспределения газов.Устройство AGM аккумулятора

Устройство AGM аккумулятора

Плюсы автомобильных AGM аккумуляторов:

  • Обслуживание агрегата не требуется.
  • Герметичная конструкция, исключающая утечку едкого вещества и позволяющая устанавливать батарею в любое положение.
  • Правильно заряженная АКБ гарантирует отсутствие вредных газовых выделений.
  • Превосходный срок службы даже при высоких вибрациях авто. AGM аккумулятор готов работать во благо автомобиля более 10 лет.
  • Количество циклов разряда колеблется в диапазоне от 200 до 800 раз.

Минусы автомобильных AGM аккумуляторов:

  • Немаленький вес.
  • Полная разрядка может снизить рабочие характеристики устройства.
  • Превышение степени разряда может также нанести урон аккумулятору.
  • Стоят дороже обычных кислотных батарей.

Методика зарядки и восстановления гелевых аккумуляторов

Как заряжать гелевый аккумулятор правильно? Данная инструкция поможет провести корректное обслуживание автомобильной АКБ своими руками:

  • Снимаем верхнюю пластину с крышки батареи.
  • Выкручиваем пробки с банок и заливаем в каждую по 2 мл дистиллированной воды.
  • Ждем до тех пор, пока стекловолокно достаточно не увлажнится.
  • Подключаем батарею к зарядному устройству.
  • Заряжаем при напряжении не выше 14,4В, а силу тока высчитываем из заявленной емкости устройства в соотношении 1:10. Если аккумулятор не желает заряжаться в течение нескольких часов, то можно поднять напряжение до 20В и держать планку до тех пор, пока батарея не начнет принимать ток.
  • После зарядки протираем пробки и фиксируем на место верхнюю пластину.

Та же технология может помочь провести восстановление гелевых аккумуляторов. Главное – не пропустить момент регенерации электролита. Иначе пожар придется тушить подручными средствами, а поврежденный аккумулятор отправлять на свалку.

В запущенных случаях помогает «раскачка». Зарядка батареи происходит под высоким напряжением – примерно в 30 В. Затем необходимо начать медленно разряжать устройство. Чаще всего для этой цели используют обычные автомобильные лампочки мощностью не более 10 Вт. На этапе разрядки самый важный момент – не дать батарее снизить напряжение ниже 10,5 В.

После всех манипуляций процесс «раззадоривания» АКБ повторяется и продолжается, пока агрегат не зарядится энергией. По окончании можно проверить при помощи вольтметра напряжение на клеммах.

Аккумуляторные свинцово-кислотные батареи. Технологии AGM и Gel.

Аккумуляторные свинцово-кислотные батареи. Технологии AGM и Gel.


Свинцово-кислотный аккумулятор — тип аккумуляторов, получивший широкое распространение ввиду умеренной цены, неплохого ресурса (от 500 циклов и более), высокой удельной мощности.

Свинцово-кислотные с жидким электролитом.

Плюсы использования свинцово-кислотных аккумуляторов:

  • Широкая распространенность технологии — такие батареи достаточно легко купить за приемлемые деньги (где-то в районе 1000-1500 USD за 8КВт*ч аккумуляторную батарею), и этот параметр часто перевешивает все минусы свинцово-кислотных аккумуляторов

  • Низкий саморазряд батареи — в 5-8 раз меньше, чем у никель-кадмиевых батарей

  • Хорошая переносимость мощностных нагрузок

  • Относительная дружественность к окружающей среде — вторичная переработка свинцово-кислотных аккумуляторов хорошо отработана

Минусы использования свинцово-кислотных аккумуляторов:

  • Низкая плотность энергии в аккумуляторе, в связи с чем вес батареи выше, чем у большинства других батарей

  • Проблема толерантности к глубокому разряду — при разряде свыше 80% резко снижается продолжительность жизни батареи. Рекомендуемые 60% разряда (при которых достигается до 1500 цилов разряда-заряда) еще больше усиливают проблему низкой плотности энергии.

  • Проблема обслуживания для вентилируемых батарей — требуется постоянный контроль уровня электролита раз в неделю, зарядка в специальном хорошо проветриваемом помещении

  • При заряде теряется до 30% затраченной электроэнергии

  • Нельзя оставлять сильно разряженную батарею на морозе

  • Трудно прогнозировать выход из строя аккумулятора

  • При больших токах разряда стоит проблема неполной одномоментной отдачи заряда батареей

ТЕХНОЛОГИИ СВИНЦОВО-КИСЛОТНЫХ БАТАРЕЙ

Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: AGM (Absorptive Glass Mat) и GEL (Gelled Electrolite). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его «связывание» во избежание выплескивания.

Свинцово-кислотные АКБ по технологии AGM.

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления свинцово-кислотных аккумуляторов, созданная инженерами Gates Rubber Company  в начале 1970-х годов. Отличие батарей AGM от классических в том, что в них содержится абсорбированный электролит, а не жидкий, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора.

Аккумуляторы, производимые с использованием технологии AGM, изготавливаются в спиральной или плоской конфигурации. Серия продукции со спиральной конструкцией блоков производится в основном в Северной Америке, а с плоской конфигурацией электродов — и в Северной Америке, и в Европе. Спиральные элементы обладают большей площадью поверхностного контакта, что даёт возможность кратковременно выдавать бóльшие токи и быстрее заряжаться. Однако обратной стороной является уменьшение удельной ёмкости аккумулятора (соотношение электрической ёмкости и размеров) по сравнению с плоской конфигурацией. Обе технологии являются перспективными и могут использоваться для поставки автопроизводителям в качестве компонентов OEM. В настоящий момент наиболее распространены автомобильные аккумуляторы AGM с плоской конфигурацией блоков. Спиральные блоки SpiraCell запатентованы компанией Johnson Controls для серии Optima и не могут использоваться без её разрешения, в отличие от плоских блоков.

Плюсы AGM аккумуляторов:

Аккумулятор, произведённый по технологии AGM, имеет перед классическими аккумуляторами ряд преимуществ, полученных за счёт такой технологии. В частности, устойчивость к вибрации, отсутствие необходимости обслуживать, установка практически в любом положении (установка вверх дном не рекомендуется из соображений безопасности ввиду верхнего расположения клапанов). Некоторые производители заявляют увеличенную производительность таких АКБ или высокий пусковой ток.

  • Конструкция, не требующая обслуживания.

  • Конструкция герметизированная и имеет клапанную регулировку, предотвращает утечку кислоты и коррозию клемм.

  • Более безопасная работа: при правильной зарядке батарей исключается возможность выделения газов и опасность взрыва.

  • Герметизированная конструкция позволяет устанавливать батарею почти в любом положении (вверх дном не рекомендуется).

  • Уверенная работа при низких температурах в зависимости от технологии до −30 °С (ниже возможна кристаллизация электролита разряженной батареи и как следствие снижение срока службы ввиду повреждения активной поверхности).

  • Увеличенный срок службы в условиях повышенной вибрации.

Минусы AGM аккумуляторов:

  • Большой вес (относится ко всем свинцово-кислотным аккумуляторам)

  • Для их зарядки требуются специальные зарядные устройства 

  • Не должны храниться в разряженном состоянии, напряжение каждого из элементов батареи не должно упасть ниже 1,8 В (относится ко всем свинцово-кислотным аккумуляторам)

  • Крайне чувствительны к превышению напряжения заряда. (относится ко всем свинцово-кислотным аккумуляторам)

  • Дают заметное падение напряжения на морозе при нагрузке (вопреки заблуждению, распространенному в интернете). (относится ко всем свинцово-кислотным аккумуляторам)

  • Они обеспечивают число полных (70 %) циклов разряда до 500 — подходит для резервного питания. В зависимости от марки и модели, число циклов варьируется от 100 до 4000.

  • Оксид свинца содержащийся в них токсичен, что делает их опасными для окружающей среды. (относится ко всем свинцово-кислотным аккумуляторам)

  • Более высокая цена по сравнению с аккумуляторами с жидким электролитом, но более низкая, чем у аккумуляторов изготовленных по технологии GEL (у которых электролит желеобразный). Последние имеют ряд преимуществ.

Свинцово-кислотные АКБ по технологии GEL («гелевые»).

В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми. Распространено также бытовое название «гелИевые аккумуляторы», что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.

Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:

В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.

Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.

Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.

В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях. 

Плюсы GEL аккумуляторов:

  • выдерживают большое число циклов заряда-разряда;

  • полностью восстанавливают емкость после глубокого разряда;

  • менее чувствительны к «плохому» заряду от нестабильной сети;

  • выдерживают разряд из недозаряженного состояния без потери емкости;

  • могут работать в циклическом режиме;

  • лучше переносят работу и в холоде, и при высокой температуре;

  • практически исключены тепловые пробои между пластинами.

Минусы GEL аккумуляторов:

  • Длительная эксплуатация возможна лишь при чётком выполнении правил использования. Особенно это касается зарядки АКБ.

  • Высокая точность напряжения при зарядке. Как следствие, требуется специальное зарядное устройство с возможностью регулировки напряжения 

  • Высокая стоимость по сравнению со стандартными АКБ с жидким электролитом.

 

Аккумуляторы GEL, AGM и особенности их обслуживания

Герметизированные автомобильные аккумуляторы с иммобилизованным (связанным, не находящимся в батарее в виде свободной жидкости) электролитом — это и есть аккумуляторные батареи типа AGM и GEL с предохранительным клапаном VRLA.

В производстве герметизированных батарей разработаны два способа связывания жидкого электролита:

  • загущение (получение гелеобразного) электролита — GEL;
  • адсорбция (пропитка) жидкого электролита в сепараторах из стекловолокна с высокой пористостью — AGM.

Создание полностью необслуживаемого свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора стало возможным после изобретения сепараторов (межпластинных изоляторов, пропитанных электролитом) из стекловолокна с мельчайшими микропорами, в которых происходит кислородный цикл — замкнутая рекомбинация газов, иначе сказать переход молекул газа в другие химические соединения без «открытого» газовыделения.

Процессы, при которых происходит выделение кислорода и водорода, это:

  • Гидролиз — распад молекул воды на кислород и водород в электролите. При зарядном напряжении до 15,2V, процесс гидролиза практически отсутствует.
  • Выделения кислорода и водорода из намазки пластин при зарядке.

При увеличении на несколько процентов емкости отрицательных пластин в аккумуляторе, чем положительных, в ходе заряда положительные пластины полностью заряжаются раньше, чем отрицательные. Благодаря этому, активное выделение кислорода начинается до начала активного выделения водорода. Эта часть образующегося кислорода сразу вступает в химическое взаимодействие с активной массой (намазкой) отрицательной пластины. Одновременно образующийся кислород (на положительной решетке) и водород (на отрицательной решетке) попадают в микропоры сепаратора и там вновь соединяются.

Для увеличения скорости поступления кислорода от положительной пластины к отрицательной уменьшили объем «свободного» электролита.

Искусственное ограничение емкости положительных пластин и объема электролита привели к тому, что емкость таких аккумуляторов со «связанным» электролитом на 15-20% меньше, чем батарей со «свободным» электролитом того же объема и массы.

В качестве загустителя для создания гелеобразного электролита применяют силикагель, аллюмогель и другие вещества. При смешении с серной кислотой эти вещества образуют тиксотропный гель (вязкость уменьшается со временем).

В качестве сепараторов в подавляющем большинстве герметизированных аккумуляторов используют стекломаты из ультратонких волокон. Объемная пористость (способность пропитываться) современных стеклосепараторов достигает 80-85%. Их применяют для как для батарей GEL, так и AGM.

Технология производства батарей типа AGM немного дешевле, но емкостные показатели хуже, чем у аккумуляторов GEL. Свинцовые аккумуляторные батареи со «связанным» электролитом являются герметизированными, но не являются полностью герметичными как, например, никель-кадмиевые герметичные щелочные аккумуляторы. Во всех свинцовых герметизированных аккумуляторах есть предохранительный клапан VRLA (означает Valve Regulated Lead Acid, т.е. кислотная батарея с предохранительным клапаном). Он служит для того, чтобы давление внутри аккумулятора не превышало величины, которая является допустимой по условиям работоспособности и прочности корпусных деталей аккумулятора, проще говоря, что бы АКБ не лопнул. Дело в том, что, несмотря на используемые ограничения емкости положительных пластин, выделение водорода на отрицательной пластине в процессе заряда, особенно на завершающей стадии, полностью подавить невозможно. Причем скорость выделения водорода в конце заряда несколько выше, чем скорость выделения кислорода. Избыточная часть водорода вызывает увеличение давления внутри батареи и для избежания взрыва служит клапан.

Эксплуатация герметизированных аккумуляторов ограничена более узким диапазоном допустимого напряжения бортовой сети на автомобиле и при зарядке, чем для обычных батарей. Эту величину напряжения недопустимо превышать как при эксплуатации на автомобиле, так и при заряде стационарным зарядным устройством. Максимальное напряжение заряда 15,2 V. При достижении этого напряжения начинается активный процесс гидролиза (распада молекул воды в электролите на водород и кислород). В случае превышения величины напряжения на 0,05 V скорость газовыделения становится так велика, что ведет:

  • к нарушению контакта между активной массой пластин с электролитом (образуется газовая подушка).
  • к «высыханию» аккумулятора. Обильная потеря молекул воды из электролита в результате гидролиза (распада), а в батареях такого типа количество электролита сильно снижено, приводит к еще большему его уменьшению.

Все эти причины ведут к быстрому преждевременному выходу из строя батареи. Весьма жесткие ограничения величины зарядного напряжения и более высокая стоимость батарей AGM и GEL, в сравнении с обычными, создают определенные трудности для их широкого использования на автомобилях.

Зарядка

Зарядка аккумуляторов AGM и GEL производиться специальными зарядными устройствами в полном соответствии с инструкцией к зарядному устройству и АКБ. Для таких аккумуляторов надо использовать зарядное устройство имеющее индикацию, как по току, так и по напряжению, т.е. одновременно контролировать оба эти параметра.

При зарядке аккумуляторов жестко отслеживается температура электролита. Температура выше +45°C считается не допустимой и влечет за собой преждевременный выход из строя аккумулятора. Так же по этой причине не рекомендуется размещение таких батарей в подкапотном пространстве.

Особенность заряда AGM и GEL аккумуляторов это стабилизация заряда по напряжению, а не по току, что позволяет не допускать сильного газообразования.

Пример: Инструкция по эксплуатации АКБ AGM для БМВ

  • Напряжение заряда АКБ AGM для автомобилей БМВ не должно превышать 15,2 V.
  • Оптимальное напряжение заряда AGM аккумуляторной батареи должно быть 14,4-14,8 V (согласно инструкции производителя).
  • Температура аккумуляторной батареи во время зарядки должна составлять +15°C — +25°C.
  • Батарея считается достаточно заряженной, если зарядный ток падает ниже 2,5 А.
  • Если аккумуляторная батарея заряжается при более низкой температуре, то процесс зарядки завершается только после падения зарядного тока ниже 1,5 А.

Предостережение

  • Не заряжать батарею AGM и GEL ускоренным режимом зарядки. Быстрая традиционная зарядка аккумуляторов с применением обычных зарядных устройств может привести к существенной поломке (раздутию) а в крайних случаях от переизбытка газов корпус АКБ может взорваться.
  • Ни в коем случае не открывать пробки-клапана, так как в результате поступления из воздуха кислорода нарушится ее химическое равновесие, что приведет к потере функциональных свойств батареи.

Рекомендуемое зарядное устройство
Интеллектуальное зарядное устройство HYUNDAI (HY 1500 EXPERT)

6-ти ступенчатое зарядное устройство предназначено для зарядки свинцово-кислотных 6/12/24V аккумуляторных батарей легковых, грузовых автомобилей, мотоциклов, снегоходов, катеров (лодок), газонокосилок, тракторов, гидроциклов и т.д. Обслуживаемых и необслуживаемых, GEL, AGM, глубокого цикла (тяговые).

Емкость заряжаемых АКБ от 20 до 300 А/ч.

Зарядное устройство обладает высокой эффективностью и имеет защиту от ошибок, которые может допустить пользователь. В случае выключения питания зарядное устройство обладает памятью, переходит в режим ожидания и после включения питания продолжает заряжать с той же ступени. Имеет датчик контроля температуры, который регулирует напряжение заряда в диапазоне от-20°С до +50°С.

Устройство управляется с помощью 12-битного процессора ADC. Микропроцессор позволяет оценивать состояние батареи с анализом ее исправности и соответствующим образом устанавливает силу зарядного тока от 2 до 15 А и напряжение (в зависимости от типа АКБ и ее состояния). Это позволяет наиболее эффективно зарядить АКБ и продлить срок его службы.

Ещё почитать:

Гель или AGM?
Необслуживаемые аккумуляторы: Жидкостные, Гелевые и AGM

Гелевые аккумуляторы — технология AGM

Отличие батарей AGM от обычных в том, что в них не содержится жидкий электролит, что даёт ряд изменений в свойствах аккумулятора.

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология производства аккумуляторов, созданная в начале 1970-х годов.

Обычный кислотный аккумулятор состоит из корпуса, разделённого на отсеки микропористым пластиком, в отсеки залит электролит — раствор серной кислоты, и в этот раствор погружены свинцовые пластины. Между положительно и отрицательно заряженными пластинами протекает ток.

Технология AGM использует пропитанный жидким электролитом пористый наполнитель между свинцовых пластин. Микропоры этого материала заполнены электролитом не полностью. Свободный объём используется для выделяющихся газов.

Аккумулятор, произведённый по технологии AGM, имеет ряд преимуществ перед классическими свинцово-кислотными аккумуляторами , полученных за счёт технологии изготовления: устойчивость к вибрации, возможность установки в любом положении и отсутствии в необходимости обслуживать. Многие производители заявляют увеличенную производительность таких АКБ или высокий пусковой ток.

+ Аккумулятор AGM не требует обслуживания в процессе эксплуатации.
+ Аккумулятор герметичен, что предотвращает утечку кислоты и коррозию.
+ Более безопасная работа аккумулятора — при правильной зарядке исключается возможность выделения газов и опасность взрыва.
+ Герметичная конструкция позволяет устанавливать батарею почти в любом положении (однако установка вверх дном не рекомендуется).
+ Уверенная работа аккумулятора при низких температурах (ниже −30*С).
+ Повышенная виброустойчивость Аккумулятор увеличивает срок службы.

Все эти полезные качества являются неотъемлемыми при использовании аккумулятора в мотоцикле и не оставляют никаких шансов классическим кислотным аккумуляторам.

 

Как правильно подготовить новый аккумулятор AGM к использованию:

  1. Извлечь аккумулятор из упаковки.
  2. Сорвать защитную пленку с верхней части аккумулятора.
  3. Взять в руки резервуар с электролитом, идущий в комплекте с аккумулятором, снять с него планку с заглушками и отложить ее в сторону (она нам понадобится позже).
  4. С легким усилием насадить емкость с электролитом на штырьки, находящиеся под защитной пленкой в верхней части аккумулятора.
  5. Кислота заливается внутрь. Оставьте аккумулятор в таком положении хотя-бы на пол часа, а лучше на час. Аккумулятор начнет нагреваться — это нормально.
  6. Снимите и утилизируйте пустую емкость из-под электролита.
  7. Установите планку с заглушками туда, где стояла емкость с электролитом. Возможно, придется применить киянку или небольшой молоток.
  8. Вставьте болты с гайками в клеммы вашего нового аккумулятора.
  9. Аккумулятор готов к работе.

При проведении вышеописанных работ, желательно пользоваться резиновыми перчатками, будьте крайне осторожны с электролитом — в его состав входит серная кислота.

Чаще всего в мотоциклах используются следующие аккумуляторы:
YTX9-BS
YTX12-BS
YTX14-BS
YTX20L-BS

Гелевые AGM аккумуляторы для мотоцикла Вы можете купить в нашем магазине.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о