Правила эксплуатации аккумуляторных батарей – ГОСТ Р МЭК 62485-3-2013 Батареи аккумуляторные и аккумуляторные установки. Требования безопасности. Часть 3. Тяговые батареи, ГОСТ Р от 22 ноября 2013 года №МЭК 62485-3-2013

Содержание

Инструкция по эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей.

 

Для безопасного и максимально длительного срока службы Вашей аккумуляторной батареи, мы рекомендуем ознакомиться с рядом простых правил по ее эксплуатации:

1. БЕЗОПАСНОСТЬ.
Первое, на что стоит обратить внимание, это безопасность. Категорически запрещается использование батареи вблизи открытых источников огня и замыкать между собой полюсные клеммы аккумулятора. Старайтесь не наклонять батарею больше чем на 45 градусов, во избежание вытекания ее содержимого (электролита). При попадании электролита на открытые участки кожи следует незамедлительно промыть их обильным количеством воды, после чего обезвредить пораженный участок 5% раствором соды и аммиака, при необходимости показать пораженный участок врачу.

2. СНЯТИЕ И УСТАНОВКА АКБ.
Перед снятием или установкой батареи убедитесь, что все потребители электроэнергии выключены. При отключении аккумуляторной батареи, первой отключается отрицательная клемма (-), после чего положительная (+). Подключение аккумулятора производится в обратном порядке, сначала подключается положительная, затем отрицательная клеммы. После установки АКБ (аккумуляторной батареи) необходимо удостовериться, что батарея надежно закреплена на площадке, а высоковольтные провода четко зафиксированы на клеммах.

3. ЭКСПЛУАТАЦИЯ АКБ.
Немаловажными в процессе использования аккумуляторной батареи являются условия, в которых она содержится. Рекомендуется раз в три месяца протирать батарею, особенно ее верхнюю часть, на которой могут быть следы электролита, влажной тряпкой, во избежание возникновения нежелательной электрической связи. Обязательно выкиньте тряпку сразу после протирки. Плюсовые и минусовые клеммы аккумулятора должны быть закрыты специальными коробами или смазаны густой нейтральной смазкой во избежание их окисления и последующей коррозии. Чтобы не разрядить аккумулятор, пуск двигателя автомобиля в условиях минусовых температур рекомендуется производить короткими (до 10 секунд) включениями стартера, с интервалом не менее полминуты. Допускается использование аккумуляторных батарей, если напряжение разомкнутой цепи батареи (без нагрузки) составляет не менее 12,6 Вольт, напряжение под нагрузкой должно быть не ниже 11 Вольт. Напряжение измеряется датчиками автомобиля или нагрузочной вилкой. Плотность электролита во всех аккумуляторах (ячейках АКБ) должна быть не ниже 1,26г/см3. В случае, если произошел глубокий разряд батареи, необходимо как можно скорее произвести ее заряд. В условиях низких температур снижение плотности электролита может привести к замерзанию АКБ, что влечет за собой разрушение пластин и корпуса. Заряд АКБ может производиться двумя способами — при постоянном токе или при постоянном напряжении. При постоянном токе равном 1/10 емкости 12 Вольтовой батареи, АКБ заряжают до тех пор, пока напряжение не достигнет 14,4 Вольт, далее сила зарядного тока снижается вдвое и заряд продолжается до постоянства напряжения и плотности электролита в ячейках в течение двух часов. При этом в конце заряда наблюдается бурное выделение газа, приводящее к кипению электролита. Заряд при постоянстве напряжения производится в течение суток зарядными устройствами, обеспечивающими зарядное напряжение не менее 16 Вольт. Не допускается перезаряд аккумуляторной батареи. Перезаряд АКБ снижает срок службы и приводит к неисправности.

4.СРОК СЛУЖБЫ АКБ

Гарантийные сроки эксплуатации АКБ установлены ГОСТом не менее 18 месяцев. Однако, практически все виды производственных дефектов, если таковые имеются, выявляются в течение первых 6 месяцев регулярной эксплуатации. Величина срока реальной службы АКБ зависит от условий эксплуатации, качества электрооборудования, режима работы автомобиля, условий контроля и ее своевременного обслуживания. Снижает срок жизни АКБ работа в режиме «такси», глубокий разряд или перезаряд АКБ. Максимальный срок надежной безотказной работы АКБ достигается регулярным контролем ее состояния и работы электрооборудования.

5. УТИЛИЗАЦИЯ АКБ.
По истечении своего срока службы, аккумуляторная батарея подлежит утилизации. Стоит помнить, что аккумуляторная батарея относится к 1 классу опасности и ее содержимое, по сути, является ядом. На сегодняшний день, в рамках Правительственной программы по сбору и утилизации отработавших свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, на территории Москвы и Московской области, работает ряд лицензированных компаний, которые занимаются приемом АКБ как у юридических, так и у физических лиц. Участие в этой программе, поможет сохранить природу! Стоит отметить, что компании не берут денег за утилизацию аккумулятора, а в некоторых случаях даже выкупают их.

 

 

Об особенностях эксплуатации аккумуляторных батарей разных видов

Каждая аккумуляторная батарея, будь то источник питания для автомобиля или же простая батарейка, с помощью которой осуществляется работа того или иного инструмента или гаджета, нуждается в корректном использовании и уходе. Соблюдая правила эксплуатации аккумуляторных батарей, можно обеспечить длительный срок их службы — так, чтобы они, как положено, выработали свой ресурс. Известно, что к каждому электроинструменту, оснащенному батареями (а также к самим АКБ), всегда прилагается инструкция по эксплуатации, заглянуть в которую никогда не будет лишним. Здесь мы рассмотрим основные тонкости, связанные с тем, как правильно пользоваться разными видами батарей, в зависимости от сферы их применения.

Известно, что батареи для автомобиля бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. К обслуживаемым относятся свинцово-кислотные, а к необслуживаемым — большей частью гелевые и AGM-аккумуляторы. Они более удобны и универсальны в использовании. Поскольку жидко-кислотные батареи до сих пор находятся в приоритете у многих водителей по причине их невысокой цены и надежности, будет справедливо вначале рассказать об особенностях их применения.

Содержание статьи

Особенности применения жидко-кислотных автомобильных аккумуляторов

Проверка электролита

Если батарея вашего автомобиля заполнена внутри «банок» электролитической жидкостью, это значит, что периодически нужно будет проверять ее плотность и уровень. Время от времени придется доливать в аккумулятор дистиллированную воду. Обслуживаемые АКБ всегда имеют доступ к отсекам, и уровень жидкости нужно проверять в каждом из них.

Для чего требуется доливка дистиллированной воды? Дело в том, что у всех жидких автомобильных батарей в процессе работы происходит постепенное снижение уровня электролитической жидкости, а процент серной кислоты, наоборот, становится больше, потому что вода испаряется. Это называется повышением плотности электролита. Именно оно оказывает негативное влияние на качество функционирования батареи. Если в течение от одного до трех месяцев жидкость испаряется до критического уровня (в аккумуляторе ее становится мало, и свинцовые пластины могут оголиться), следует проверить регулятор уровня напряжения на предмет его исправности. В норме сильное падение уровня жидкости наблюдается, как правило, в течение 2-4 лет после того, как началась интенсивная эксплуатация аккумулятора после его приобретения.

Скорость, с которой испаряется жидкость внутри аккумуляторных «банок», зависит от многих факторов:

  • уровень качества самих АКБ;
  • неправильная эксплуатация аккумуляторных батарей;
  • исправность электрического оборудования автомобиля;
  • погодные условия и режимы поездок.

Проверка напряжения

Как видите, обслуживаемая автомобильная батарея требует к себе особого отношения. Кроме того, в процессе эксплуатации АКБ, раз в два-три месяца настоятельно рекомендуется проверять ее показатель напряжения, который в норме составляет от 12 до 12,8 В. При этом, важно помнить о том, что если U становится ниже 11,6 В, ваш аккумулятор срочно нуждается в полной зарядке с помощью подходящего к нему зарядного устройства.

При эксплуатации аккумуляторных батарей жидко-кислотного типа важно также помнить о том, что скорость саморазряда у них достаточно высока по сравнению с более дорогостоящими современными аналогами. Она может достигать 10-14% в месяц, а после того, как длительность службы АКБ превышает 2 года, саморазряд становится больше, как минимум, в три раза. Если ваша батарея долго не используется, не забывайте о ее регулярной подзарядке. Хотя бы раз в 2 месяца.

О выборе правильного ЗУ

Если применяемое зарядное устройство имеет зарядное U ниже, чем 13,8 вольт, аккумулятор постоянно будет недозаряженным. Это может быстро привести к тому, что называется «хроническим недозарядом», в результате которого КПД аккумулятора и его емкость падают. Поэтому

всегда следует использовать только подходящее зарядное устройство.

Помните о том, что эксплуатация батарей при постоянном заряде не больше 50-60 процентов очень быстро приведет к потере емкости, потому что активная масса электродов внутри АКБ будет подвержена ускоренному оплыванию.

Как стареет жидко-кислотная АКБ

Чем старше становится аккумулятор вашего автомобиля, тем больше будет процент его естественного износа со временем:

  • Сечение главных элементов конструкции электрода со знаком «плюс» станет значительно меньше, что приведет к повышению сопротивления внутри аккумулятора. Новая батарея имеет гораздо меньшее сопротивление, вследствие чего и разрядное напряжение у нее намного выше.
  • Если эксплуатация АКБ осуществляется постоянно и долго, емкость ее постепенно снижается. Потому что уровень активных веществ, которые участвуют в электрохимических преобразованиях, снижается.
  • Со временем будет увеличиваться расход дистиллированной воды в процессе обслуживания аккумулятора. Через год воды потребуется в 1,5 раза больше, а через два года — в 2-3 раза больше.

Советы по эксплуатации

Для того чтобы ваша жидко-кислотная батарея работала как можно дольше, следует соблюдать несколько правил и руководствоваться следующими показателями:

  • Проверяйте плотность электролита в каждом отсеке АКБ. В норме она составляет 1,27 гр/см3.
  • Показатель U в разомкнутой электрической цепи при замерах мультиметром не должен опускаться ниже 12,5 вольт.
  • Следите за надежным креплением батареи в машине.
  • Если аккумулятор сильно разряжен, позаботьтесь о том, чтобы как можно скорее приступить к его полноценной зарядке.
  • Не злоупотребляйте короткими и нерегулярными «подзарядками», снижающими емкость АКБ.
  • Все работы по обслуживанию жидко-кислотной батареи выполняйте в защитных перчатках.
  • Помните о взрывоопасности жидкой кислоты и не заряжайте такой аккумулятор вблизи источников открытого огня и при высоких температурах.
  • Регулярно проверяйте состояние клемм на предмет загрязнений и белого налета в виде окисей тяжелых металлов. Почему окисляются клеммы аккумулятора, читайте здесь →

Своевременная проверка аккумулятора убережет вас от неприятных сюрпризов и продлит его срок службы.

Особенности применения гелевых автомобильных аккумуляторов

Безусловно, эксплуатация гелевых аккумуляторов может показаться гораздо более простой, если сравнивать ее с дешевыми «кислотниками».

С одной стороны это, действительно, так. Поскольку внутри такого источника тока находится не жидкость, а гель, он более безопасен в применении и не подвержен взрывоопасности. Гелевую АКБ при необходимости можно положить на бок и повернуть любой стороной, и с ней ничего не случится.

Срок эксплуатации у гелевых батарей намного больше. К тому же, они не требуют никакого обслуживания внутри: им не нужна заливка дистиллированной воды и регулярная проверка внутреннего состояния «банок». Поэтому возникает вопрос — не лучше ли сразу заплатить тысяч 10 или 15, чтобы «не париться» лишний раз?

С одной стороны, преимущества гелевых АКБ очевидны. Однако при эксплуатации аккумулятора этого типа необходимо соблюдать ряд определенных предписаний, иначе «посадить» дорогостоящий аккумулятор можно в два счета.

Если вы приобретаете гелевую АКБ, исправность бортовой сети вашего автомобиля и его составляющих, связанных с аккумуляторным питанием, должна находится на самом высоком уровне:

  • Ток должен подаваться стабильно и точно.
  • Напряжение во всех частях бортовой электросети автомобиля не должно быть скачкообразным. Если оно «скачет», аккумулятор сразу же может необратимо выйти из строя.
  • Генератор и реле-регулятор должны работать исправно, поддерживая напряжение в гелевой батарее не больше цифры в 14,4 В.
  • Что касается реле-регулятора, многие опытные автомобилисты рекомендуют сразу установить в машину запасное реле в случае приобретения гелевой АКБ. Если одно реле вдруг «накроется», другое, в данном случае, спасет батарею.
  • Следует сразу же приобрести зарядное устройство, желательно с автоматическим режимом зарядки гелевых аккумуляторов.
  • Если вдруг напряжение в АКБ становится выше 14,4 вольт (это уже критический показатель), обязательно должен сработать регулятор напряжения.

Как видите, несмотря на все положительные характеристики и внешние удобства эксплуатации аккумулятора такого типа, гелевые батареи очень капризны и также требуют особого к себе отношения. Только в несколько ином виде. Ради них водителю придется еще дополнительно потратиться на приведение в идеальный порядок бортовой сети автомобиля.

Особенности применения щелочных батареек

Как бы удивительно это ни выглядело, но эксплуатация никель-кадмиевых аккумуляторов, иными словами, обычных батареек, на которых работают электроинструменты и прочие бытовые приборы, тоже имеет свои тонкости и особенности. Их обязательно следует знать для того, чтобы элементы питания правильно вырабатывали свой ресурс.

При эксплуатации никель-кадмиевых батареек нужно иметь в виду то, что им свойственен так называемый «эффект памяти». Если такие аккумуляторы подвергать частой и не очень длительной подзарядке, а также подключать к ним ЗУ, когда разряд их происходит не полностью, они как бы «запоминают» тот уровень заряда, который у них оставался, и работают не в полную силу. Поэтому у пользователя может сложиться впечатление, что АКБ вышли из строя. Но это не так.

Чтобы избавиться от «эффекта памяти» и возвратить никель-кадмиевым батарейкам хороший уровень емкости, их обязательно следует «прогнать» с помощью нескольких циклов «заряд-разряд». Не злоупотребляйте быстрыми подзарядками и не бойтесь оставлять их разряженными. Такие элементы глубоких разрядов не боятся.

Никель-металлогидридные, или Ni-MH аккумуляторы, напротив, не любят глубоких разрядов и подвержены влиянию перепадов температур.

Если вы храните такие батарейки долго без применения, а потом вдруг появилась необходимость ими воспользоваться, они не подведут вас и будут работать полноценно, даже если вы не пользовались ими несколько месяцев. Потребуется только небольшая подготовка их к работе: восстановите их емкость, зарядив и разрядив несколько раз.

Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов с периодическим их применением может составлять до пяти лет. Хранить их нужно в теплом и сухом месте, желательно отдельно от электроинструмента или иного бытового прибора.

Когда речь заходит о понятии «щелочные аккумуляторы» с применением никелевых соединений, некоторые пользователи часто путают никель-металлгидридный аккумулятор с никель-кадмиевым. Они отличаются между собой главным образом тем, что Ni-Cd элементы — самые неприхотливые в эксплуатации, редко перегреваются, и их «старение» происходит очень медленно, что очень выгодно для пользователя.

Особенности применения литий-ионных и Li-pol батареек

Эксплуатация литий-ионных аккумуляторов также имеет свои особенности. При этом, правила эксплуатации Li-Ion и литий-полимера фактически идентичны, учитывая то, что современные технологии помогли устранить технические недостатки всей литиевой «линейки».

Как известно, первые Li-Ion батареи были довольно опасными и часто взрывались — главным образом, при перегреве. Сейчас все аккумуляторы этого типа снабжены контроллером уровня напряжения, который не позволяет U подниматься выше требуемого.

Для того чтобы продлить срок службы литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, соблюдайте следующие несложные рекомендации:

  • Всегда следите за тем, чтобы заряд Li-Ion или Li-полимерных аккумуляторов составлял, как минимум, 45%. Литий не любит глубокого разряда и очень к нему чувствителен.
  • Поддерживайте этот показатель заряда стабильно, не уменьшайте его.
  • Частые подзарядки таким батарейкам, вопреки распространенному мнению, не повредят. Главный плюс любого литий-ионного и li-pol аккумулятора состоит в том, что ни у тех, ни у других нет «эффекта памяти».
  • Не допускайте их перезаряда или перегрева: они довольно чувствительны.
  • Новым Li-Ion аккумуляторам можно провести несколько циклов «заряд-разряд». Но не с целью убрать «эффект памяти», а для того, чтобы откалибровать их контроллер для его правильной и четкой работы. Подробнее о калибровке аккумуляторов читайте здесь →

Эксплуатация аккумулятора любого типа имеет особенности и нюансы, которые пользователь всегда должен иметь в виду. Это поможет больше узнать как об автомобильных аккумуляторах, так и о самых обычных батарейках, вникнуть в суть их работы и продлить срок их службы при использовании.

Основные правила эксплуатации аккумуляторных батарей в автомобилях

Прежде всего, необходимо знать и соблюдать меры безопасности при эксплуатации аккумуляторных батарей.

Основные меры безопасности следующие:

– заряд, подзаряд батарей производить в помещении, оборудованной приточно-вытяжной вентиляцией;

– подсоединение и отключение батареи от сети автомобиля необходимо отключить все потребители, зарядное устройство также должно быть отключено. Вначале должен присоединиться положительный, а затем – отрицательный. Отключение – в обратном порядке;

– при работе с электролитом необходимо надеть очки, перчатки, сапоги,  и костюм из кислотоупорного  материала;

– при попадании брызг электролита на кожу немедленно промыть пораженныеучастки под струей воды и обработать 5% раствором соды;

– категорически нельзя допускать замыкания выводов аккумуляторной батареи между собой.

Ввод сухозаряженной батареи в эксплуатацию.

В сухозаряженной батарее, перед заливкой электролита, необходимо вывернуть пробки и на крышках пробок освободить газовентиляционное отверстие путем срезания выступа. Залить в сухозаряженную батарею электролит плотности, зависящей от климатического района. Заливку производить до верхней линии «max».

По истечении 20 мин, но не позднее 2 ч после заливки электролита, произвести измерение плотности. Если плотность  понизилась болше, чем на 0,03 г/см3 относительно плотности заливаемого электролита, и плотность в банках отличается не более, чем на одну сотую г/см3, батарея готова к эксплуатации. Если указанные условия не соблюдаются, то батарею необходимо зарядить.

В случае приобретения батареи, залитой электролитом, перед установкой на автомобиль нужно замерить плотность электролита. В случае, если плотность меньше, чем 1,25 г/см3 или, если плотность электролита в банках отличаются более, чем на одну сотую г/см3, необходимо зарядить батарею.

Для заряда батарей необходимо присоединить положительный вывод зарядного устройства соответственно к положительному выводу батареи, а отрицательный – к отрицательному. Пробки на батарее должны быть вывернуты.

Включить АКБ на заряд, при условии, если температура электролита не превышает 35 градусов. Заряд следует проводить током, равным 0,1 от номинальной емкости АКБ. При достижении напряжения 14,4 В на полюсных выводах батареи ток заряда уменьшают в два раза и проводят заряд в течение 2 часов.

Во время заряда температура электролита не должна быть выше 45 градусов. При достижении температуры указанного значения необходимо уменьшить ток заряда на 50%.

После зарядки замерить уровень и плотность электролита. В случае повышенной плотности необходимо долить дистилированную воду. При пониженной плотности доливают электролит плотности 1,40 г/см3. После доливки электролита обязательно продолжить заряд для перемешивания электролита в течение 30-40 мин.

При эксплуатации автомобилей обязателен контроль зарядного режима батарей, для недопущения перезаряда или недозаряда.

Аккумуляторные батареи необходимо содержать в чистоте. Для протирки необходимо использовать ветошь, смоченную в 10% растворе аммиака или соды.

Аккумуляторная батарея должна быть надежно закреплена на автомобиле, чтобы не повредить корпус батареи и электроды, что может привести к разрушению электродов и, как следствие, к коротким замыканиям.

Наконечники подводящих проводов и клеммы батарей  должны быть чистыми и смазаны тонким слоем вазелина  технического .

При запуске двигателя необходимо выжать сцепление. Продолжительность работы стартера не должен превышать 6-7 секунд с перерывом между пусками 1-2 минуты. Если после 5 попыток двигатель не завелся, батарею следует зарядить и проверить систему запуска двигателя на работоспособность.

Нарушение этих правил (многократные попытки запуска) может привести к глубокому разряду АКБ и сульфатации электродов и их разрушению.

Недозаряд, как и перезаряд батареи недопустимы. Максимальное напряжение от генератора при подзаряде должно быть – 14,4 В. Минимальное напряжение – 13,6 В.

Также необходимо следить за уровнем электролита. Уровень электролита поддерживается доливкой дистиллированной воды. Доливка электролитом не допускается. В холодное время года доливать дистиллированную воду при работающем двигателе, для быстрого перемешивания ее с электролитом.

Батарея всегда должна быть в заряженном состоянии. Плотность электролита проверяется не реже 1 раза в мес. При снижении плотности на 0,04 г/см3, батарея должна зарядиться.

При снижении плотности электролита более, чем на 0,08 г/см3 может привести к сульфатации пластин. При отрицательных температурах в разряженной батарее электролит замерзает и происходит разрушение пластин.

Долговечность аккумуляторных батарей напрямую зависит от соблюдения вышеуказанных правил.

Автор: Vetcha

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Правила и условия эксплуатации АКБ для систем безопасности — ОРБИТА-СОЮЗ

d0b1d0b5d0b7d18bd0bcd18fd0bdd0bdd18bd0b91038

В технических средствах охраны (ТСО) для обеспечения безаварийной работы используются источники резервного электропитания, в состав которых входят аккумуляторные батареи (АБ).

При проектировании, эксплуатации и ремонте источников резервного электропитания часто не учитывается реальное уменьшение ёмкости АБ, обусловленное следующими факторами:
  — работа при минимальной рабочей температуре;
  — снижение на 80 % реальной ёмкости к концу срока эксплуатации;
  — ток разряда, отличается от тока, при котором нормируется номинальная ёмкость — Сн;
  — первоначальный разброс ёмкости АБ, вызванный технологией производства.

Герметизированные свинцово-кислотные АБ, которые нашли широкое применение в ТСОЭ, имеют более высокое рабочее напряжение по сравнению со щелочными аккумуляторами. Выпускаются они, как правило, в виде батарей с напряжением 4, 6 и 12 В.
Аккумуляторы имеют аварийный клапан, через который в опасных ситуациях сбрасывается избыток газа. Поэтому для них правильнее использовать термин «герметизированный».
Герметизированный свинцово-кислотный аккумулятор, функционирующий в буферном (непрерывном) режиме работы, постоянно подключен как к сети, так и к нагрузке. В нем происходит постоянный подзаряд батареи, необходимый для компенсации саморазряда, а также для компенсации разряда батареи, который происходит при переходе прибора на резервное электропитание.

Основные характеристики аккумуляторов

Номинальная емкость (Сном) — емкость АБ, которую можно использовать при 20 °С и номинальном токе разряда, измеряется в амперчасах (А/ч). В паспортных данных приводится ёмкость АБ при 20 часовом разряде (или при 10 часовом разряде) — Сном, которая обеспечивается током разряда, составляющим 0,05 Сном, выраженным в амперах, при температуре окружающей среды 20-25 °С. Например для АБ с Сном 7 А/ч, это ёмкость при токе разряда 7 х 0,05 0,35 А при нормальной температуре. При всех других токах и температурах эквивалентная (доступная) ёмкость будет другой.

Номинальные токи заряда и разряда — токи, регламентируемые документацией на АБ. Записываются в долях от номинальной емкости при определенном режиме разряда АБ.

Диапазон рабочих температур — температуры окружающей среды, при которых осуществляется работа и хранение АБ. Это самый существенный фактор внешнего воздействия, влияющий на рабочие характеристики АБ.
Температура влияет как на работоспособность АБ, так и на сохранность их состояния при хранении.
Гарантированная емкость может быть получена при температуре выше 0-5 °С.
При пониженной температуре она снижается, что связано, прежде всего, с ухудшением электропроводности электролита.
Температура при заряде АБ должна быть в диапазоне от 0 °С до 40 °С.
Температура при разряде должна быть в диапазоне от минус (20)15 °С до +50 °С.
Температура для хранения должна быть в диапазоне от минус 20 °С до +50 °С.

Срок службы — интервал времени, в течение которого АБ сохраняют характеристики, регламентированные нормативно-технической документацией.
Он зависит от глубины разряда, режима заряда, периода между зарядом и разрядом, температуры и других эксплуатационных факторов.
Основными факторами, отрицательно влияющими на срок службы аккумулятора, являются: — высокая интенсивность разряда, — глубокий разряд, — большое количество чрезмерного заряда, — ток и напряжение заряда, — частота срабатывания клапана для сброса газа.
Во время фазы заряда большой начальный ток может вызывать чрезмерный нагрев. Это явление может вызвать набухание аккумуляторов. То же самое может произойти, когда напряжение заряда слишком высокое или если один из элементов АБ закорочен.
Срок службы АБ значительно снижается, если она слишком глубоко разряжена, или если храниться в разряженном состоянии.
Герметизированные свинцово-кислотные АБ очень чувствительны к перезаряду. Срок службы батарей быстро снижается при работе с увеличенным напряжением источника питания (и тем самым — тока подзаряда) в режиме постоянного подзаряда.
Глубокий разряд также вреден для АБ.
При глубоких многократных разрядах снижается разрядная емкость и уменьшается срок службы. Такие же изменения могут происходить и при длительном хранении батарей в разряженном состоянии.

Режим заряда — эффективность работы аккумуляторов и гарантированный срок службы могут быть достигнуты только при правильной организации процесса заряда. Документация регламентирует номинальный (стандартный) режим заряда и другие, более быстрые режимы, если они допустимы для данного типа аккумулятора. Зарядные характеристики аккумуляторов позволяют четко представить все ограничения этого процесса и сформулировать требования к оборудованию и представляется обычно в виде семейства разрядных кривых во всем диапазоне режимов и рабочих температур, отражающих зависимость разрядной емкости от тока разряда и температуры (в координатах С-I разряда и С-Т °С). При контроле режима заряда следует иметь в виду, что ориентация на прекращение заряда по достижении безопасной фиксированной величины конечного зарядного напряжения может привести к систематическому недозаряду аккумуляторов. В технической документации типичный зарядный процесс аккумуляторов обычно описывается семейством кривых, отражающих характер и величину изменения их напряжения в процессе заряда при разных температурах и нескольких скоростях заряда. Могут быть рекомендованы различные методы контроля зарядного процесса. Наиболее надежными являются методы, ориентированные на оценку роста температуры аккумуляторов или снижения зарядного тока до уровня «капельного» значения в конце процесса заряда.

Режим разряда — эффективность работы аккумуляторов и гарантированный срок службы могут быть достигнуты только при правильной организации процесса разряда. Документация регламентирует номинальный (стандартный) режим разряда. Разрядные характеристики аккумуляторов позволяют четко представить все ограничения этого процесса. Во избежание сокращения срока службы аккумулятора рекомендуется не разряжать аккумулятор ниже указанных минимально допустимых напряжений.

При использовании и первоначальном выборе АБ, часто возникает необходимость определения длительности непрерывной работы приборов от АБ во всем температурном диапазоне, а также и в конце срока службы АБ. При этом необходимо учесть, что в разных режимах работы (при разном потреблении тока от АБ) меняются параметры АБ (её доступная ёмкость). Работа при разных температурах окружающей среды и при разных нагрузках приводит к различным значениям допустимого времени работы, при этом эквивалентная ёмкость оказывается значительно ниже той, которая приводится в паспорте на АБ, что ведет к значительному снижению допустимого времени работы.

Определение времени непрерывной работы технических средств охраны, подключенных к аккумуляторным батареям.

При определении времени работы от АБ необходимо учитывать следующее: в ТСО АБ нагружены на постоянное сопротивление нагрузки и не работают с постоянным током разряда (все параметры АБ в паспортных характеристиках приведены с расчетом работы при постоянном токе разряда). Это различие приводит к незначительному увеличению допустимого времени работы.

При достижении минимально допустимого напряжения на клеммах АБ аккумулятор должен быть обязательно отключен от нагрузки. Отключение при более низком напряжении или разряд до полного отсутствия напряжения на аккумуляторе, не даёт значительного выигрыша во времени работы АБ (увеличение времени работы составляет 10-20 минут), но это приводит к значительному сокращению срока эксплуатации АБ. Особенно вредно для аккумуляторной батареи разряд малыми токами на протяжении длительного времени, иногда он приводит к тому, что ёмкость батареи вообще нельзя восстановить.

При уменьшении температуры окружающей среды доступная ёмкость АБ уменьшается в зависимости от температуры.
При увеличении тока разряда свыше 0,05Сном (А) доступная ёмкость АБ уменьшается.

К концу срока эксплуатации, который составляет от 3 до 5 лет (в зависимости от типа аккумулятора), доступная ёмкость батареи уменьшается на 20 %. поэтому при первоначальном выборе батареи, необходимо её расчетную ёмкость увеличить в 1,25 раза. Это увеличение начальной ёмкости АБ необходимо для обеспечения необходимых параметров в конце срока эксплуатации.

Рекомендации по эксплуатации АКБ для систем безопасности

1. Тепло оказывает пагубное влияние на АБ. Не устанавливайте батарею около каких бы то ни было источников тепла, источников высокой температуры или источников возможных искр.
Необходимо следить за тем, чтобы аккумуляторы помещались вдали от теплоизлучающих элементов. Для обеспечения максимальной долговечности батареи ее температура не должна превышать 20 °С. При расчете правильного значения для напряжения в режиме резервного питания следует уделить максимальное внимание температуре батареи и окружающей среды, вне зависимости от того, требуется температурная компенсация или нет. Допускаются небольшие температурные различия между батареями, установленными последовательно или параллельно. Однако, необходимо избегать разницы температур батарей более 3 °C.

2. Расчетная температура батареи для режима резервного питания должна быть принята на 1 °С выше локальной температуры окружающего воздуха. Если батарея помещена в корпус, температурный градиент последнего также следует включить в расчет. Таким образом, рабочая температура батареи рассчитывается как: Tбатареи t комн + t корпуса + 1 °С 3. Поскольку батарея может генерировать воспламеняющиеся газы, запрещается устанавливать ее вблизи оборудования, которое может давать электрический разряд в виде искр.

3. Требования к установке батарей:

  • При работе батареи в закрытом помещении следует обеспечить подходящую вентиляцию.
  • НИКОГДА не помещайте аккумулятор в герметический контейнер во время заряда.
  • Хорошо закрепите аккумулятор и защитите его от вибраций и ударов. Если существует опасность подверженности батареи сильной вибрации или механическим ударам, следует предусмотреть надежное закрепление батареи и использование амортизирующих материалов.
  • Если аккумулятор устанавливается в помещении (комнате), закрепите и установите его на самом низком уровне.
  • Избегайте использования батарей в местах, где, из-за температурных изменений, вода может сконденсироваться на батареях.
  • Не используйте аккумуляторы в атмосфере, насыщенной органическими растворителями. Корпус батареи, изготавливаемый из полимера ABS (сополимера акрилонитрила, бутадиена и стирола), не должен помещаться в атмосферу, содержащую органические растворители или адгезивы, а также соприкасаться с ними. Не располагайте аккумуляторы в соприкосновении (контакте) с предметами, содержащими пластификаторы или мягкий поливинилхлорид, поскольку они могут повредить корпус батареи.
  • Не сжимайте и не сгибайте клеммы, а также не перегревайте их (не сваривайте или спаивайте их с выводами!). Соединительные провода для подключения батареи должны заканчиваться подходящими клеммами. Если пайка неизбежна, то необходимо обратится на фирму изготовитель за инструкциями. Если спаивание неизбежно, оно должно быть проведено в пределах 3 секунд, используя паяльник на мощность не более 100 Вт.
  • Не рекомендуется устанавливать батареи вверх дном.
  • Батареи должны быть установлены в сухом прохладном и хорошо проветренном месте.
  • Всегда оставляйте достаточное место между батареями. При их соединении следует предусмотреть свободное воздушное пространство вокруг каждой батареи. Рекомендуемая минимальная величина воздушного зазора между батареями составляет от 5 мм до 10 мм. Во всех установках следует предусмотреть адекватную систему вентиляции для охлаждения установки.

4. Всегда разряжайте все батареи одновременно.

5. Для батарей, которые подключаются последовательно, необходимо гарантировать качественное соединение перед их подключением к нагрузке.

6. Рекомендации температурных режимов работы: 

  • Температура окружающей среды при заряде аккумуляторов должна быть в диапазоне от 0 °С до 40 °С.    
  • Температура окружающей среды для разряда должна быть в диапазоне от -15 (20) °С до +50 °С для работы в резервном режиме и от +5 °С до +35 °С для работы в циклическом режиме.

7. Необходимо придерживаться требований для тока заряда, его напряжения и времени, которые указаны в технической документации на АБ. Обращаем Ваше внимание на то, что с увеличением количества аккумуляторов, соединенных последовательно или параллельно, увеличиваются трудности их заряда.

8. Аккумулятор должен подзаряжаться сразу же после использования, это особенно важно, если аккумулятор был глубоко разряжен.

9. При последовательном включении нескольких аккумуляторов, не отводите дополнительный ток от части аккумуляторов.

10. Прикосновение к токопроводящим частям батареи может повлечь за собой электрический удар. Приступая к работам по проверке или обслуживанию батарей, не забудьте надеть резиновые перчатки.

11. При последовательном соединении батарей, предназначенном для генерации напряжения, превышающего 100 В, следует строго соблюдать соответствующие правила и технику безопасности во избежание получения электрического удара.

12. Если используются две или более групп батарей, соединенных параллельно, то провода, кабели и шины, посредством которых эти батареи подключаются на нагрузку, должны обладать одним и тем же сопротивлением. В этом случае все параллельные группы батарей будут оказывать одно и то же внутреннее сопротивление нагрузке, что позволит добиться максимальной однородности источника и тем самым гарантировать максимальную передачу энергии на нагрузку.

13. Чтобы максимально повысить срок службы батареи, среднее значение тока пульсаций любого происхождения, протекающего через батарею, не должно превышать 0,1 С (А).

14. Никогда не используйте одновременно при последовательном и параллельном включении батареи, имеющие различные ёмкости и/или поступающие от различных изготовителей, или из разных производственных партий. Различия в характеристиках батарей могут привести к ущербу батарей и/или оборудования, которое они обслуживают.

15. Никогда не закорачивайте клеммы батарей.

16. Необходимо регулярно проверять состояние внешнего вида батареи. Если обнаружены трещины, деформация или другое повреждение корпуса или покрытия, или возможна любая утечка электролита, то необходимо срочно заменить батарею.

17. Очистку корпуса батареи всегда рекомендуется производить с помощью кусочка ткани, смоченного водой. Никогда не используйте для этих целей масла, органические растворители, такие как бензин, разбавители для краски и др.

Запрещается использовать даже ткань, смоченную или побывавшую в контакте с этими или подобными веществами.

18. Имеется вероятность того, что из-за процесса саморазряда батареи, уровень её заряда после транспортирования и/или хранения снизится, поэтому необходимо перезарядить батареи до их установки.

19. Не пытайтесь разбирать батарею. В случае нечаянного попадания электролита в глаза или на кожу, сразу промойте пораженный участок/место сильной струей чистой проточной воды и немедленно обратитесь к врачу.

20. Запрещается сжигать батареи, поскольку при попадании в огонь они могут разорваться. Батареи, срок службы которых подошел к концу, могут быть возвращены фирме-поставщику, либо утилизированы согласно действующему законодательству.

21. Срок службы аккумулятора зависит от его рабочих условий. Пожалуйста, обратите внимание на кривые срока службы, приведенные в руководстве на использовании применяемых АБ. Эти кривые представляют типичные характеристики при оптимальных рабочих условиях. Фактический срок службы может сильно изменится, при изменении этих условий. Чтобы получить оптимальную характеристику работы батареи для резервного энергоснабжения, рекомендуется после пяти лет использования заменить батареи. Это касается только тех типов батарей, на которые распространяется данная методика.

22. Характеристики долговечности батарей, предназначенных для работы в резервном (буферном) режиме, выдерживаются при условии полного перезаряда АБ через каждые 3 месяца (глубина разряда 100 %).

23. Рекомендации по выбору зарядных устройств.

     Выбору зарядного устройства необходимо уделять максимальное внимание. Зарядное устройство должно обеспечивать правильный заряд в наилучших условиях. Чрезмерный перезаряд не только уменьшит количество электролита, но также быстро разрушит элементы аккумулятора. На срок службы АБ оказывает значительное воздействие задействованный метод заряда.

  • Конструктивные особенности зарядного устройства постоянного напряжения.
  • Конструктивные особенности для быстродействующего зарядного устройства постоянного напряжения (форсированный заряд).

24. Хранение.

  • Для обеспечения максимального срока службы батареи никогда не следует хранить ее в разряженном состоянии.
  • Батарея, хранившаяся перед этим в течение длительного периода времени, перед пуском ее в эксплуатацию должна пройти так называемую «подзарядку».
  • Температура окружающей среды для хранения должна быть в диапазоне от _20 °С до +50 °С.
  • В течение периода хранения, рекомендуется перезаряжать батарею, по крайней мере, раз в каждые шесть месяцев, если иное не оговорено в технической документации на АБ. Батареи также стареют в течение хранения, поэтому рекомендуют использовать их как можно скорее.
  • Перед помещением аккумуляторов на хранение убедитесь в том, что они полностью отключены от любой электрической нагрузки/цепи и храните их в наиболее сухом и прохладном месте.

25. Распаковывание и осмотр.

  • При распаковывании не замыкайте клеммы батареи.
  • Осмотрите партию батарей на видимые признаки повреждений во время транспортировки. Убедитесь, что груз имеет все наименования, перечисленные в пояснительной записке или счете-фактуре, т. е. батареи, кабель (перемычки), колпаки и т. д.
  • Распаковывая каждую батарею, старайтесь ничего не уронить на клеммы. Осмотрите каждую батарею на механические повреждения, такие как трещины или деформация корпусов или клемм.
  • Измерьте напряжение разомкнутой цепи. Оно должно быть более 2,1 В/элемент (соответственно 12,6 В на 6 элементов, при номинальном напряжении АБ — 12 В) в том случае, если батарея изготовлена менее 10 недель назад. Если батарее больше 10 недель, напряжение разомкнутой цепи может быть менее 2,1 В/элемент (в нормальном состоянии). Полные эксплуатационные качества не смогут быть достигнуты до тех пор, пока батарея не будет полностью и заново перезаряжена. Зарядка составляет 5 циклов заряда/разряда для достижения 100 % емкости.
  • Если батареи имеют меньшее напряжение, их следует дополнительно зарядить перед установкой.
  • Если напряжение холостого хода поступившей АБ меньше или равно 12,1 В (для АБ с Uном=12 В), то прежде, чем её использовать или хранить, убедитесь, что после полного заряда, она имеет номинальную ёмкость. Для этого проведите полный разряд током равным 0,05 Сном в течение 20 часов. Если по окончании разряда напряжение на клеммах батареи составляет 10,6 В и более, то эта батарея пригодна для эксплуатации. В противном случае эта батарея должна быть возвращена поставщику.

     При разряде необходимо контролировать напряжение на батарее, если оно становится равным 10,6 В ранее, чем через 20 часов, то эта батарея не пригодна для эксплуатации, так как её ёмкость меньше необходимой.

26. Установка и соединение.

  • При присоединении гибких перемычек к батарее должен использоваться правильно подобранный динамометрический ключ. Работая с батареями, снимите часы и все украшения. Если кольцо не снимается, оберните его тремя слоями изоляционной ленты.
  • При соединении между блоками должно оставаться свободное место. Рекомендуемое расстояние — минимум 5-10 мм.
  • Так как батарея может выделять возгораемые газы, не устанавливайте ее близко к электрическим переключателям или другим деталям, которые могут искрить.

27. Прямое последовательное соединение батарей.

Если соединяется несколько батарей, используйте перемычки следующим образом:

  • Положительная клемма. Прочно соедините положительный полюс батареи № 1 с положительным полюсом зарядного устройства или нагрузки.
  • Межэлементные перемычки.

Прочно соедините положительный полюс батареи № 1 с отрицательным полюсом батареи № 2. Не присоединяйте другие ряды или крепления до тех пор, пока не подсоедините все межэлементные перемычки. Если оборудование имеет отрицательное заземление, присоедините отрицательный полюс к зарядному устройству. Если оборудование имеет положительное заземление, присоедините положительный полюс к зарядному устройству. Затем последовательно соедините межрядные перемычки. В конце присоедините положительный (отрицательный) полюс к зарядному устройству или нагрузке.

  • Отрицательная клемма. Прочно соедините отрицательный полюс последней батареи с отрицательным полюсом зарядного устройства или нагрузки.
  • Последовательное многократное соединение. Соедините межбатарейные перемычки как описано выше. Выполните те же действия для того, чтобы подсоединить все перемычки сначала к общему заземлению, затем к перемычке противоположного полюса. Соедините вместе провода с положительным полюсом посредством выключателя или изоляторного переключателя.

Инструкция по эксплуатации тяговых аккумуляторных батарей

Обслуживание и уход за батареями.
Правила ухода за тяговой аккумуляторной батареей, рекомендованные всеми производителями ведущих марок АКБ.

В качестве примера рассмотрена классическая батарея немецкого концерна Hawker Gmbh — Perfect Plus. Ничего сложного в уходе за батареей нет. Необходимо лишь четко по инструкции и в определенные сроки производить ряд операций, которые позволят максимально долго работать приобретенной Вами батарее, а значит, — сэкономит Ваши средства.

Особые свойства свинцовых батарей:

  • Емкость 5-ти часовая, т.е. номинальная емкость может быть получена при разряде постоянным током в течение 5 часов до установленного конечного напряжения разряда 1,7 В/элемент при исходной температуре ЗО С.

  • Напряжение Номинальное напряжение одного аккумулятора составляет 2 В. Нормы номинального напряжения тяговых батарей: 24 В, 48 В, 72В, 80 В.

  • Рабочее напряжение одной тяговой батарей зависит от величины тока разряда, степени разряда и температуры. Установленное конечное напряжение разряда при 5-ти часовом разряде составляет 1,7 В/элемент.

  • Плотность электролита в полностью заряженном состоянии, при температуре ЗО С составляет 1,29 кг/л.

  • Стойкость и срок службы батарей. Под стойкостью понимается результат длительного испытания в лабораторных условиях, при которых батарея подвергается циклам заряд-разряд по точно определенной программе. Следует получить как минимум такое количество циклов, которое не приведет к снижению емкости ниже 80% от ее номинальной величины. Соответствующая методика изложена в DIN 43539, часть 3.

Действительный срок службы может быть больше или меньше чем стойкость, так как многочисленные факторы воздействия при эксплуатации ведут к нагрузкам, отличным от нагрузок в лабораторных условиях.

Факторы воздействия, ведущие к увеличению срока службы батареи:

  • безупречные уход и обслуживание

  • нормальная нагрузка

  • нормальные рабочие температуры (от 20 С до 40 С)

  • безупречные зарядные устройства

  • избегать глубоких разрядов

  • своевременное устранение неисправностей

Воздействия, ведущие к сокращению срока службы:

  • частые глубокие разряды, т.е. снятие более 80% номинальной емкости

  • повышенные рабочие температуры (> 40 С) в течение длительного времени

  • заряд недопустимо высоким током после достижения напряжения газообразования (2,4 В/элемент)

  • нахождение батареи в разряженном состоянии

  • наличие примеси, попавшей в электролит (например воды для долива, не соответствующей требованиям)

  • перегрузка или короткое замыкание

Обслуживание и уход за тяговыми батареями Общие правила эксплуатации:

  • Никогда не оставлять батарею в разряженном состоянии, а сразу провести повторный заряд.

  • Для достижения оптимального срока службы избегать разрядов более80% номинальной емкости; при этом плотность электролита не должна быть ниже 1,13 кг/л (300С).

  • Во избежание глубоких разрядов необходимо следить за разрядом аккумуляторов транспортных средств.

  • Рабочая температура должна соответствовать 20 С – 40 С.

  • Во избежание повреждений батареи нельзя превышать максимально допустимую температуру электролита 55 С.

  • Перед зарядом и при промежуточных зарядах необходимо обязательно снять или открыть крышку контейнера или закрывающее устройство батареи. Закрыть не ранее чем через 1/2 часа после окончания заряда.

  • Зарядные устройства должны соответствовать емкости батареи и требуемому времени заряда.

  • Для долива используется только дистиллированная вода согласно DIN 43530 часть 4, не следует доливать кислоту или применять добавки.

Заряд батареи (ежедневные работы):

  • Необходимо отключить батарею путем отсоединения штекера от розетки . удалить крышку батареи. При этом пробки остаются закрытыми.

  • Проверить уровень электролита на отметке «мин».

  • После этого необходимо измерить температуру электролита. При превышении 45 С — охладить.

  • Подключить штекер. При необходимости соединить систему перемешивания электролита (для штекеров без интегрированной системы вывода воздуха).

  • Включить зарядное устройство или проверить, включено ли устройство.

  • Начать процесс зарядки батареи.

  • После зарядки отключить зарядное устройство или проверить, отключено ли устройство, затем отсоединить батарею от зарядного устройства. При необходимости проверить конечные результаты.

  • При недостаточном заряде или после глубокого заряда провести уравнительный заряд.

Очистка (ежедневные работы):

  • Грязь и пыль, которые скапливаются на поверхности элементов во время работы, необходимо удалять в зависимости от потребностей и от эксплуатации батареи (ветошь, влажный пар от 100 С до 150 С, с помощью шланга с насадкой).

Долив воды (еженедельные работы):

  • Необходимо также вести контроль уровня электролита. По крайней мере, один раз в неделю. В том случае, если нет автоматического долива, сделать долив очищенной воды согласно DIN 43530 часть 4 в конце заряда.

  • После заряда необходимо проверить уровень электролита во всех элементах и дополнить его дистиллированной водой.

  • Необходимо также один раз в неделю проводить уравнительный заряд.

Напряжение, плотность и температура (ежемесячные работы):

  • Один раз в месяц необходимо провести работу по проверке всех элементов на равномерность выделения газа.

  • После окончания заряда или уравнительного заряда следует измерить плотность кислоты и температуру и выборочно внести в технологическую карту батареи отклонения от нормативных величин.

  • Если были установлены существенные различия между элементами, то такие элементы необходимо исследовать отдельно.

  • Также необходимо измерить напряжение, плотность и температуру элементов.

Работы, выполняемые каждое полугодие и каждый год: .

  • проверить правильность функционирования зарядного устройства, в первую очередь ток заряда в начале газовыделения (2,4 В/элемент) и в конце заряда.

  • проверить штекер и штекерное устройство.

  • исправить небольшие повреждения изоляции контейнера (нанесенный слой) сразу после удаления или нейтрализации следов кислоты (соблюдать рекомендации изготовителя).

  • следует измерить сопротивление изоляции батарей по отношению к массе в соответствии с DIN 43539 часть 1 при разомкнутой внешней электрической цепи.

  • измерить сопротивление изоляции: 50 Ом на каждый Вольт номинального напряжения.

  • почистить батарею при плохом со противлении изоляции.

Хранение

В случае, если в течение длительного периода не планируется эксплуатация батарей, их хранение должно производиться в полностью заряженном состоянии в сухом помещении при температуре выше 0 С.

Для поддержания эксплутационной готовности батареи следует использовать следующие зарядные режимы:

  1. Ежемесячный уравнительный заряд

  2. Поддерживающий заряд при зарядном напряжении 2,23 В х количество элементов (30 С)

Как избежать повреждений и несчастных случаев?

  • Во избежание повреждений, коротких замыканий, искр, не класть металлические предметы и инструменты на батареи.

  • Транспортировать батареи только посредством соответствующих подъемных устройствах (согласно VDE 3616).

  • При работе с батареями следует соблюдать соответствующие правила техники безопасности, а также DIN VDE 0510 и VDE 0105 часть 1.

Срок хранения

Следует учитывать влияние срока хранения на срок службы батареи. Следует помнить, что правильно выбранные подъемные устройства препятствуют деформированию корпуса батареи и защищают таким образом покрытие контейнера. Подъемные устройства должны соответствовать геометрии батареи.

Рекомендации для взрывоопасных батарей

Речь идет о батареях, которые эксплуатируются в зонах повышенной взрывоопасности. Крышки корпуса батареи во время заряда и последующего отвода газов должны быть открыты с тем, чтобы образующаяся взрывоопасная газовая смесь при достаточной вентиляции потеряла свою способность к возгоранию.

Правила эксплуатации аккумулятора

В этой статье мы подробнее остановимся на обслуживании приобретенной Вами новой аккумуляторной батареи. Соблюдение нескольких простых правил, приведенных ниже, позволит значительно увеличить срок службы АКБ (до 8 лет).

  1. Правильно устанавливаем батарею. Она должна быть надежно закреплена, не болтаться. Клеммы проводов и полюсных выводов АКБ необходимо очистить от окислов и смазать тонким слоем технической смазки. Клеммы так же должны быть надежно закреплены.
  2. Не допускайте глубоких разрядов АКБ. Не забывайте выключать световые приборы, громкую музыку слушайте недолго и т. д. Плотность электролита должна быть не менее 1.22 кг/л. Глубокий разряд ведет к необратимой сульфатации пластин аккумуляторной батареи. Не реже раза в год контролируйте зарядку аккумулятора от генератора. Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе должно находиться в пределах 13.8 -14.2 В. Крайнее значение 13.6 – 14.5 В. Все что выше – это кипение аккумулятора, все что ниже – его хронический недозаряд. Явным признаком кипевшей батареи является бурый налет на пробках, заметный когда их выкрутишь.
  3. Не реже раза в год контролируйте «утечку» электроэнергии. Норма потребления электроэнергии бортовой сетью неработающего автомобиля — 0.02 А, крайнее значение 0.04 А. Для автомобилей такси и спецслужб допускается потребление до 0.12 А. Естественно, что в такой режим работы является экстремальным для аккумулятора и ведет к преждевременному износу АКБ. Поэтому для автомобилей такси, «скорых» и т.д. установлен гарантийный срок на аккумулятор 1 год. Перед длительной стоянкой автомобиля, во избежание глубокого разряда АКБ, батарею рекомендуется отсоединить от проводов. Перед подключением проверьте плотность электролита ареометром и, при необходимости, подзарядите аккумулятор. Не реже раза в год проверяйте уровень электролита (для обслуживаемых АКБ). Он должен быть на 1 – 1.5 см. выше верхней кромки пластин. Проще всего это сделать деревянной палочкой. При необходимости долейте дистиллированную воду.
  4. Не реже раза в год очищайте аккумулятор от грязи. Грязь может служить причиной утечки электричества. Так же следите за состоянием клемм. Периодически очищайте их от окислов, смазывайте технической смазкой. Пуск стартера проводите короткими циклами до 10 секунд. Перерывы между ними должны быть не менее 1 минуты. Таких циклов допускается не более 10. После этого батарею следует подзарядить. Периодически проверяйте состояние и натяжение ремня генератора.
  5. Если вы решили установить на свой автомобиль дополнительное оборудование, то доверьте его установку квалифицированным специалистам, дабы избежать проблем с аккумулятором в будущем. Мы рекомендуем использовать качественное моторное масло, лучше синтетику. Это здорово снизит нагрузку на аккумуляторную батарею при запуске в сильные морозы.

Вот и все. Удачи на дорогах! Ваш Akumulator. by

Обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторных батарей — «ВАЖНО ВСЕМ»

Автомобильные аккумуляторные батареи Содержание

 

3. Обслуживание свинцово-кислотных аккумуляторных батарей

 

Современные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи являются надёжными устройствами  и обладают значительными сроками эксплуатации. Батареи хорошего качества имеют срок службы не менее пяти лет при условии тщательного и своевременного ухода. Поэтому мы рассмотрим правила эксплуатации аккумуляторов и методы регулярного технического обслуживания, которые позволят существенно повысить их ресурс при минимальных затратах времени и финансов.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ

 

Аккумуляторную батарею в процессе эксплуатации необходимо периодически осматривать на наличие трещин корпуса, содержать в чистоте и в заряженном состоянии.
Загрязнение поверхности аккумулятора, наличие окислов или грязи на штырях, а также неплотная затяжка зажимов проводов вызывают быстрый разряд аккумуляторной батареи и препятствуют нормальному её заряду. Во избежание этого следует:

  • Содержать в чистоте поверхность аккумулятора и следить за степенью затяжки контактных клемм. Электролит, попавший на поверхность батареи, вытирать сухой ветошью или ветошью, смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды (10%-ный раствор). Окислившиеся контактные штыри аккумуляторной батареи и клеммы проводов очистить, неконтактные поверхности смазать техническим вазелином или солидолом.
  • Следить за чистотой дренажных отверстий аккумулятора. В процессе работы электролит выделяет пары, и при забивании дренажных отверстий эти пары выделяются в других всевозможных местах. Как правило, это происходит около контактных штырей аккумуляторной батареи, что приводит к усиленному их окислению. При необходимости очистить их.
  • Периодически проверять напряжение на контактных штырях аккумуляторной батареи при работающем двигателе. Эта процедура позволит вам оценить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение, в зависимости от оборотов коленчатого вала, находится в пределах 12,5 -14,5 В для легковых машин и 24,5 — 26.5 В для грузовых машин, то это означает что агрегат исправен. Отклонения от указанных параметров говорит об образовании различных окислов на контактах проводки на линии подключения генератора, его износе и необходимости произвести диагностику и устранение неисправностей. После ремонта повторить контрольные мероприятия в разных режимах работы двигателя, в том числе при включенных фарах и иных потребителях электрического питания.
  • При длительном простое автомобиля отключать от «массы» аккумуляторную батарею, а при длительном хранении — периодически подзаряжать её. Если аккумуляторная батарея часто и длительное время находятся в разряженном или даже полузаряженном состоянии, возникает эффект сульфатации пластин (покрытие пластин аккумулятора крупнокристаллическим сернокислым свинцом). Это приводит к снижению ёмкости аккумуляторной батареи, к увеличению её внутреннего сопротивления и постепенной полной неработоспособности. Для подзарядки используются специальные устройства, которые понижают напряжение до необходимого уровня и после этого переходят в режим зарядки аккумулятора. Современные зарядные устройства по большей части автоматические и в процессе их применения не требуют контроля со стороны человека.
  • Избегать длительного пуска двигателя, особенно, в холодное время года . При запуске холодного двигателя стартер потребляет большой пусковой ток, который может вызвать «коробление» пластин аккумуляторной батареи и выпадание активной массы из них. Что в конечном итоге приведёт к полной неработоспособности аккумулятора.

Исправность аккумуляторной батареи проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Аккумулятор считается рабочим в том случае, если его напряжение не падает в течение минимум 5 секунд.

 

УХОД ЗА НЕОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

 

необслуживаемый АКБ

 

Аккумуляторы данного типа получают всё большее распространение и пользуются всё большей популярностью. Уход за необслуживаемым аккумулятором сводится к стандартным действиям, требующимся для всех типов аккумуляторных батарей, описанный выше.

Необслуживаемые аккумуляторные батареи не имеют технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита до нужного уровня и плотности. В некоторые аккумуляторы этого типа встроены ареометры. В случае критического падения уровня электролита или снижения его плотности, аккумулятор подлежит замене.

 

УХОД ЗА ОБСЛУЖИВАЕМОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

 

обслуживаемый АКБ

 

Аккумуляторные батареи данного типа имеют технологические отверстия для заливки электролита с плотными резьбовыми  пробками. Общее техническое обслуживание автомобильного аккумулятора данного типа производится в том же порядке, что и для всех, но дополнительно необходимо выполнить работы по проверке плотности и уровня электролита.

Проверка уровня электролита производят визуально или с использованием специальной мерной трубки. На обнажённых (в следствие падения уровня электролита) частях пластин происходит процесс сульфатации. Для поднятия уровня электролита, в банки аккумуляторной батареи доливают дистиллированную воду.

обслуживаемый АКБ

Плотность электролита проверяется кислотомером-ареометром и по ней оценивается уровень заряда аккумуляторной батареи.
Перед проверкой плотности, если доливали электролит в аккумуляторную батарею, нужно запустить двигатель и дать ему поработать, чтобы при подзаряде аккумулятора электролит перемешался либо воспользуйтесь зарядным устройством.

 

АЗУ

 

В районах с резко континентальным климатом при переходе с зимней эксплуатации на летнюю, и наоборот, аккумуляторную
батарею снять с автомобиля, подключить к зарядному устройству, выполнить заряд силой тока 7 А. В конце процесса зарядки, не отключая зарядное устройство, довести плотность электролита до значений, указанных в табл.1 и табл.2. Процедуру нужно проводить в несколько приёмов, при помощи резиновой груши, методом отсасывания либо доливки электролита или дистиллированной воды. При переходе на летнюю эксплуатацию доливать дистиллированную воду, при переходе на зимнюю эксплуатацию доливать электролит плотностью 1,400 г/см3.
Разницу в плотности электролита в различных банках аккумуляторной батареи тоже выравнить доливанием дистилированной воды или электролита.
Промежуток между двумя добавками воды или электролита должен быть не менее 30 мин.

 

УХОД ЗА РАЗБОРНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕЕЙ

 

Техническое обслуживание разборных аккумуляторов не отличается от условий обслуживания неразборных обслуживаемых батарей, только дополнительно требуется следить за состоянием поверхности мастики. Если на поверхности мастики появились трещины, их необходимо устранить оплавлением мастики при помощи электрического паяльника или другого нагревательного прибора. Не следует допускать натяжения проводов при подключении аккумулятора к автомобилю, так как это приводит к образованию трещин в мастике.

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАПУСКА СУХОЗАРЯЖЕННЫХ БАТАРЕЙ.

 

В случае приобретения вами не залитой сухозаряженной батареи ее необходимо заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Через 20 минут после заливки, но не позднее двух часов, произвести замер плотности электролита при помощи  кислотомера-ареометра. Если падение плотности не превысило 0,03 г/см3, батарею можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. Если же произошло падение плотности электролита выше нормы, необходимо подключить зарядное устройство и произвести зарядку. Ток заряда не должен превышать 10 % от номинального значения и процедура проводится до появления обильного выделения газов в банках аккумулятора. После этого повторно контролируется плотность и уровень. При необходимости в банки доливается дистиллированная вода. Затем вновь подключается зарядное устройство на полчаса для равномерного распределения электролита по всему объёму банок. Теперь аккумулятор готов к применению и может быть установлен на автомобиль для эксплуатации.


Регулярный уход за аккумуляторной батареей позволит продлить срок её эксплуатации и избежать сульфатизации пластин или их механического разрушения. Правильная эксплуатация аккумулятора существенно увеличивает его ресурс, что даёт возможность снизить издержки на эксплуатацию автомобиля.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *