Чем отличается механика от автомата – Чем отличается машина автомат от механики. «Механика» или «автомат»: что выбрать

Автомат или механика: что лучше?

Осознанный подход при выборе типа коробки передач может сделать только опытный водитель. Практика же показывает, что в большинстве случаев первый автомобиль приходится покупать, не имея достаточного стажа за рулем.

Чем руководствоваться при покупке, если среди знакомых мнения разделились: одни ратуют исключительно за автомат, опираясь на безусловные преимущества, другие же не представляют себе, как можно ездить на машине с АКПП, ведь это лишает их возможности «чувствовать» автомобиль. Ответить на этот сложный вопрос можно только после того, как потенциальный покупатель узнает все тонкости и нюансы обоих типов коробки и на практике попробует почувствовать разницу.

Механическая коробка передач (МКПП)

Первенство в изобретении первого механизма, который явился прообразом современной КПП, принадлежит Карлу Бенцу. Придуманный им блок из двух валов со шкивами разных диаметров и ременной передачи смог решить одну важную задачу. Маломощная машина (0,8 л.с.) без этого механизма не способна была подняться даже на небольшую горку. Дальнейшая эволюция не обошлась без заимствований в области станкостроения, где уже использовался узел с шестеренчатыми валами для изменения скорости рабочего вала относительно основного. Основной задачей при проектировании коробки передач было:

  1. Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии с возможностью изменения частоты вращения. Силовой агрегат в силу особенностей своей работы не может эффективно регулироваться. Частота вращений увеличивается при увеличении мощности. Коробка передач позволила конструировать мощные двигатели, способные разгонять автомобили до высоких скоростей, достижение которых стало возможным только путем последовательного переключения пониженных передач.
  2. Решить конструктивную задачу органа управления системой так, чтобы небольшими усилиями переключать сложный механизм. Сегодня механика коробки доведена практически до совершенства. Пользоваться МКПП могут и женщины, и люди с ограниченными возможностями.

История эволюции механической коробки передач насчитывает более ста лет. За это время был накоплен колоссальный опыт и проведены тысячи экспериментов. Результатом этой деятельности стал механизм, имеющий следующие характеристики:

  • МКПП в высшей степени надежный механизм;
  • простота в управлении. Сцепление и синхронизаторы позволяют мягко, без рывков и практически без потери мощности переключать передачи;
  • механика недорога в обслуживании. Хорошо развитая сеть обслуживания и доступные по цене запчасти делают необременительным необходимый ремонт. Потребление масла чувствительно меньше, чем у АКПП или вариатора:
  • вождение самостоятельно выбранным стилем. Особенно любят механику опытные водители, которые пользуются возможностью полностью использовать потенциал машины;
  • Экономия топлива. По разным оценкам потребление бензина при пользовании МКПП меньше, чем автомата до 15%.

Единого, эталонного образца механической коробки передач нет. Плюсы одной конструкции, в том числе и экономические, с лихвой компенсируются недостатками у другой. Разнообразие скорее плюс, чем минус, поскольку дает возможность выбрать оптимальный вариант для каждого конкретного случая, хотя иногда этим приходится жертвовать, не всегда имеет смысл приобретать или не приобретать машину по одному, пусть самому замечательному механизму. Но такие тонкости удел профессионалов, большинство же пользователей ориентируются на общие показатели. Например, кинематическую конструкцию коробки:

  • Двухвальная коробка. Блок шестерен располагается на ведущем и ведомом валах. Механизм переключения находится отдельно от корпуса и соединен с органами управления посредством тяг и тросов. Такая схема характерна для переднеприводных автомобилей;
  • Трехвальная коробка. Отличается от предыдущей схемы наличием промежуточного вала. В большинстве случаев трехвальная МКПП используется в заднеприводных машинах.

Немаловажное значение имеет и количество передач, то есть отдельных, независимых режимов работы трансмиссии. Первая промышленная коробка передач имела 2 позиции, не считая переключения на задний ход. Затем к 60‑м годам прошлого века добавилась еще одна. Сегодня подобную модель практически не встретишь. Покупателю придется выбирать автомобиль имеющий большее количество положений у МКПП:

  • Четырехступенчатая. Машин, в базовой комплектации имеющих подобную коробку остались единицы. Промышленность продолжает в небольших количествах выпускать запчасти, чтоб поддерживать в рабочем состоянии миллионы автомобилей с четырьмя скоростями, но с каждым годом их становится меньше;
  • Пятиступенчатая. Самая распространенная конструкция сегодня. Подавляющее большинство машин среднего и бюджетного класса оснащено именно такой системой;
  • Шестиступенчатая. Подобные МКПП устанавливают исключительно на спортивных и сверхмощных автомобилях, чтобы эффективнее использовать крутящий момент. Появившиеся коробки с седьмой передачей, скорее перспективные разработки, чем реальность ближайших лет, хотя такие модели уже есть. Некоторые производители впрочем, проектируют коробки и с восьмой передачей.

Момент переключения передач находится под контролем водителя. При умелом пользовании это дает преимущества в динамике разгона и при переходе в экономичный режим.

Автоматическая коробка передач (АКПП)

Поменять традиционную ручку на более совершенный механизм пытались еще в первой трети прошлого столетия. Успешно реализовать идею удалось только в 1947 году в модели Buick Road­mas­ter. В 1960 году американцы утвердили нынешний стандарт маркировки переключателя с буквенными обозначениями функций — P‑R-N-D‑L. АКПП не стоит путать с роботизированными коробками, которые являются полными аналогами обычной механики с электронным управлением или сервоприводами и вариаторами, которые вообще работают в бесступенчатом режиме. В отличие от стандартного автомата они дороже в ремонте, и обслуживаются главным образом в специальных дилерских центрах, которые не всегда легко найти. Классической АКПП считается та, в которой реализован гидромеханический принцип работы. Состоит такая коробка из следующих элементов:

  1. Планетарный механизм. Главная деталь АКПП. Набор шестерен, переключаемых автоматически и обеспечивающих работу в нескольких режимах, количество которых означает число заявленных передач.
  2. Гидротрансформатор. Бесступенчато передает крутящий момент на ведомый вал.
  3. Гидроуправление. Система механизмов, переключающая планетарный редуктор.
  4. Масляный насос. Обеспечивает смазку всех деталей АКПП.
  5. Радиатор охлаждения. Он эффективно охлаждает рабочую жидкость, оберегая всю систему от перегрева.

Кроме указанных выше элементов, которые являются базовыми, в АКПП есть и другие механизмы. Их количество и функциональные возможности могут существенно отличаться в различных моделях. Преимуществами автомата считаются следующие качества:

  • Отпадает необходимость вручную переключать передачи — самое большое достоинство АКПП;
  • Увеличение ресурса двигателя. Автомат не дает двигателю работать в критических режимах, что благотворно влияет на состояние и работоспособность отдельных механизмов и узлов. Система управления спроектирована таким образом, что не при работе не выходит за пределы заданных параметров;
  • Облегчает передвижение по мокрой и скользкой дороге. Особенно ценно это качество для неопытных водителей.

Кроме плюсов, у автомата есть и недостатки, которые следует учитывать при покупке автомобиля:

  • Стоимость. Разница в цене на одну и ту же модель машины, но с разной трансмиссией существенна и иногда становится решающей при выборе:
  • Дорогое обслуживание. Касается это как ремонта коробки в случае ее выхода из строя, так и регламента. Для замены масла требуется приобретать рекомендуемое, количество которого существенно больше, чем заливается в МКПП;
  • Динамика. АКПП медленно разгоняется, и все переключения регулируются автоматикой, что не всякому водителю нравится;
  • Неудобства передвижения при поломке. Для перемещения в большинстве случаев необходим эвакуатор. Буксировать автомобиль с автоматом не получится, так же как и завести его с «толкача».

Принципиальные отличия механики от автомата

otlichie_mehaniki_ot_avtomata

Разница в вождении автомобиля с АКПП относительно умений управлять машиной оборудованной МКПП существенна, и это отражено в законодательствах многих стран.

Права выдаются двух типов. Первый — экзамен сдается на автомобиле с автоматом без права вождения транспортным средством оборудованным механикой. Второй — обучение и тестирование проводится на машине с МКПП. Выданный документ дает права владельцу управлять и механикой, и автоматом. Это резонно, поскольку человек ни разу не пользовавшийся классической механикой не имеет навыков пользования и в принципе не способен управлять машиной с МКПП. Обратная ситуация, когда водитель переходит с автомата на «ручку» не вызывает никаких затруднений. Резюмируя информацию можно выделить следующие различия между двумя типами коробок:

  1. Цена. Автомат дороже. Разница может достигать 1000 и более долларов.
  2. Комфорт. АКПП полностью освобождает водителя от необходимости отвлекаться на переключение передач. В автомобиле с МКПП необходимо вовремя и последовательно переходить на другую скорость.
  3. Ремонт. Механика значительно дешевле в обслуживании относительно автомата. Доступнее запчасти и сделать ремонт можно практически в любой СТО или даже самостоятельно.
  4. Вес. АКПП тяжелее. Фактор не столь значительный, но сбрасывать его со счетов не стоит.
  5. Управление. Кардинальные отличия. Механика дает полную свободу водителю, и раскрыть полностью динамический потенциал автомобиля можно только с МКПП. Однако некоторые современные модели АКПП и вариаторов вплотную подошли по этим параметрам к механике, но стоят они дороже.
  6. Экономия топлива. МКПП дает возможность собственнику машины выбирать оптимальные режимы работы двигателя. Чем больше водительский опыт, тем эффективнее используется это преимущество.
  7. Влияние на ресурс автомобиля. Механика позволяет использовать критические режимы двигателя, что не лучшим образом сказывается на сроке службы силовой установки и трансмиссии. За динамику и удовольствие полностью чувствовать все заложенные в автомобиле возможности приходится платить ускоренным износом некоторых узлов и агрегатов. Гораздо бережнее относится к машине автомат. Установленные пороговые параметры автомат не позволяет превышать и при эксплуатации машина выдерживает все сроки, гарантированные производителем на все системы.

Что выбрать для себя: рекомендации

Опытные водители и инструкторы советуют проходить обучение на машинах с механикой. Пересесть потом на автомобиль с АКПП не составит труда. Кроме того, это даст возможность лично сравнить типы трансмиссии и выбрать тот вариант, который по душе. Переучивание же на механику приравнивается к повторному обучению вождению

.

Автомобили с автоматом дороже и если разница в цене принципиальна, то приходится остановиться на механике. Однако критерии при выборе часто другие — машины с АКПП выбирают ради удобства и простоты обучения. Особенно любят автомобили с автоматами женщины и люди, не желающие себя обременять лишними навыками. Надо признать, что в городских условиях, со множеством светофоров и пробок, необходимостью точно парковаться — автомат предпочтительнее.

Чем отличается машина автомат от механики. «Механика» или «автомат»: что выбрать

При выборе автомобиля обычно обращают внимание на тип его кузова, мощность двигателя, комплектацию… Не последнюю роль при этом играет тип трансмиссии, которой оснащена машина. Если суровые советские автомобилисты выбора типа коробки передач были лишены и, в лучшем случае, весь «выбор» в конце 80-х сводился к четырехступенчатой или пятиступенчатой «механике», то наши современники могут выбирать между традиционной механической коробкой передач, уже привычной автоматической трансмиссией и некоторыми её подвидами — бесступенчатым вариатором и роботизированной «механикой».

Не бывает идеального типа трансмиссии, одинаково подходящего всем автомобилям и всем водителям. Главное — четко понимать различия между разными коробками передач и определиться с выбором, исходя из собственных предпочтений, условий эксплуатации и назначения транспортного средства.

Механика

Старейшим типом трансмиссии является, разумеется, традиционная «механика». Водитель сам выбирает нужную передачу, руководствуясь дорожными условиями и интенсивностью движения. Переключения передач осуществляются «через нейтраль» при выключении сцепления. Передаточные числа подбирают таким образом, чтобы обеспечить нормальную работу двигателя во всем диапазоне скоростей. На большинстве легковушек старт с места необходимо выполнять на первой передаче, после чего последовательно переключаться «вверх». Изначально «механика» отличалась от современной коробки по конструкции и способу управления. К примеру, у легендарного Ford Model T коробка передач планетарного типа была двухступенчатой и приводилась в действие при помощи педали, у которой было три позиции: нейтраль, первая, вторая передачи. Для включения задней передачи и тормоза использовались две другие педали.

Со временем механические трансмиссии стали трехступенчатыми, а в 60-е большинство производителей остановилось на четырехступенчатой конструкции (четыре передачи для движения вперед, и одна — назад). В начале 80-х в массовый обиход вошли пятиступенчатые коробки, а в конце ХХ века на автомобили начали устанавливать шестиступенчатую механику. И это не предел: компания BMW ведет работы по созданию семиступенчатой механической трансмиссии, а Porsche уже оснащает такой коробкой новый Porsche 911.

Как правило, четвертая передача выполнена «прямой», то есть её передаточное отношение близко к единице, а пятая (шестая) — повышающей, для экономичного движения с равномерной скоростью. Большое количество «ступенек» позволяет конструкторам сблизить передаточные числа и сделать первые передачи более «короткими», а последние, напротив, «длинными». Благодаря этому автомобиль получает хорошую динамику в городском движении с сохранением требуемой экономичности за городом на высоких скоростях. Для этой же цели иногда используют несколько вариантов передаточных чисел (рядов КП) в зависимости от типа двигателя и его мощности. Иногда конструкторы не изменяют передаточные числа передач, но применяют разную главную пару — на модификациях с более слабым двигателем устанавливают «короткую» пару, чтобы обеспечить приемлемую динамику, в то время как на мощных версиях применяют «длинную» (скоростную) главную передачу.
Кроме увеличения количества передач, «механика» также совершенствовалась «качественно». Со временем все передачи переднего хода получили синхронизаторы, благодаря которым переключение передач происходит легко и мягко, не требуя от водителя выполнения особых приёмов с перегазовкой и двойным выжимом сцепления. С каждым новым поколением автомобилей механическая коробка передач становилась все более тихой и долговечной, что позволило некоторым производителям довести её ресурс до общего срока службы автомобиля даже без регулярной смены масла!

Новейший Porsche 911 оснащен семиступенчатой (!)
МКП

Недостаток у «механики» только один — она требует постоянного внимания со стороны водителя, ведь он должен постоянно переключать передачи в зависимости от скорости движения и дорожных условий. Именно поэтому «механика» долго оставалась «камнем преткновения» для большинства водителей слабого пола, для которых «автомат», напротив, стал настоящим спасением. Впрочем, и многие водители-мужчины в наше время не очень-то жалуют «механику», особенно если они живут (и ездят) в мегаполисах с вечными пробками и интенсивным движением.
Сегодня «механика» является уделом лишь самых доступных (бюджетных) авто, а также используется на спорткарах. Но в большинстве случаев производители предлагают потенциальному владельцу альтернативу в виде автоматической трансмиссии.

Таким образом, имеем:

Плюсы механики (механической коробки передач)

1) Разгонная динамика автомобиля у рядовой механики лучше, чем у автомата. С механикой вы можете раскручивать двигатель, до «красной зоны», а вот автомат начнет переключать передачи при определенных оборотах (если конечно вы едете не на ручном режиме автомата), поэтому динамика разгона на несколько секунд быстрее у механики, чем у автомата.

2) При определенном мастерстве вождения и быстром переключении скоростей, а также при мастерстве пускать автомобиль накатом, можно добиться приличной экономии топлива на механике, на автомате сделать такое будет затруднительно. Автоматическую коробку передач вообще не рекомендуется включать на нейтральную скорость при движении.

3) Механика в сравнении с автоматом требует меньше масла. В автомат нужно лить от 6 до 10 литров, трансмиссионного масла. В механику около 3 литров.

4) Зимой автомобиль с механикой легче завести. Во-первых, в коробке меньше масла, во-вторых, при нажатии на педаль сцепления, вы как бы отключаете коробку передач от двигателя, соответственно нагрузка при пуске двигателя снижается.

5) Ремонт. Механическую коробку передач, отремонтировать значительно дешевле автомата, да и сделать механику могут практически любые, даже не официальные компании.

6) Последнее, зимнее вождение. На автомобиле с механикой можно спокойно буксовать в снегу, на автомате это не желательно, масло трансмиссии может перегреться.

Минусы механики

1) Итак, первый минус механики в нашей статье «автомат или механика » — удобство вождения. Самый значительный минус механики, это удобство вождения. Начинающие водители очень долго привыкают к механической коробке передач. Особенно у них плохо получается «трогание с места на автомобиле» , а также движение с места в подъем.

2) Сцепление. Начинающие водители на автомобилях с механической коробкой передач, могут запросто спалить сцепление автомобиля, из-за неопытности. А это уже дорогостоящий ремонт, на автомате такого не произойдет по принципу.

3) Ресурс двигателя. Ресурс двигателя на автомобиле с механикой значительно ниже, чем на автомобиле с автоматом. Все потому что автомат не даст вам «насиловать» двигатель, раскручивать его до предела.

Автомат

Главная особенность автоматической трансмиссии для водителя — самостоятельное переключение передач. Это обеспечено примененим специальных механизмов — например, планетарной передачи и гидромеханического привода.
Гидротрансформатор имеет три рабочих колеса и отличается более низким КПД, чем «чистая механика» или промежуточный вариант с гидромуфтой. Однако благодаря ухищрениям конструкторов потери на передачу крутящего момента в гидромеханической трансмиссии со временем снизились и почти достигли уровня традиционной трансмиссии.

Сам гидротрансформатор не может обеспечить весь необходимый диапазон передаточных чисел, вследствие чего вместе с гидравликой стали использовать коробку передач с фрикционными муфтами и гидроприводом. Сложная гидромеханика позволяет менять передаточные числа при переключении передач без разрыва потока мощности. Благодаря этому автомат при переключениях работает плавно и не требует участия водителя — достаточно включить режим «драйв» в самом начале поездки и более не отвлекаться на переключения.

«Интеллектуальную роль» у классического автомата с гидротрансформатором выполнял гидроблок управления и насос гидросистемы. Сначала необходимость в переключении передач определялась по показаниям центробежного регулятора, «измерявшего» скорость автомобиля и по силовому регулятору, который разными способами определял нагрузку на двигатель.
При всей прогрессивности и сложности конструкции у классического «гидроавтомата» был ряд недостатков, самым существенными среди которых являлись медлительность и невысокий КПД по сравнению с традиционной механикой, что особенно ощущалось на малолитражных автомобилях.

Поэтому со временем гидротрансформатор с «механическим» управлением уступил место более совершенным и сложным типам автоматической трансмиссии.
Пионером в категории «умный автомат» стала немецкая

“Механика” против “автомата”

 

ДЛЯ СРАВНЕНИЯ взяли два новеньких автомобиля “Ford Focus” с одинаковыми 145-сильными двухлитровыми моторами “Duratec”. Но белая машина (далее – автомобиль № 1) была оборудована четырехступенчатой автоматической коробкой передач, а синяя (автомобиль № 2) – пятиступенчатой “механикой”.

 

Согласно кратким техническим характеристикам, заявленным производителем, до 100 км/ч автомобиль с механической КПП должен разгоняться ровно на 1,5 с быстрее. Но это – теоретически, при условии, что за рулем машины сидит идеально подготовленный испытатель, который каждый раз будет “выкручивать” двигатель строго до оптимальных оборотов (когда достигается максимальная отдача) и молниеносно переключать передачи. Справится ли с такой задачей в реальной жизни обычный водитель, не обладающий навыками спортивного управления автомобилем? Скорее всего нет. Впрочем, проверим..

В роли подопытного любезно согласился выступить Михаил, главный художник газеты “Клаксон”. Он никогда не занимался автоспортом, не работал испытателем автомобилей, но имеет более восьми лет водительского стажа и каждый день ездит на работу на машине. Кстати, у него автомобиль с механической КПП.

Динамику разгона мы замеряли на прямой пустынной дороге с помощью спутникового GPSнавигатора. Результаты первого заезда синего Такое отставание может сыграть решающую роль в автоспорте, но в обычной жизни его вряд ли кто-нибудь сочтет принципиальным. “Фокуса” несколько озадачили – 11,75 с. Почти 12 – очень много! А где же обещанные производителем девять с чем-то?

Еще заезд, потом еще один: 11,5 с, 11,34 с.. Наш доброволец виновато разводит руками и обещает исправиться. Вот только немного потренируется..

Лучший результат, которого удалось добиться после целой серии испытаний – 11,06 с. Столько потребовалось, можно сказать, среднестатистическому водителю, чтобы разогнаться до 100 км/ч. Разница с заявленным идеальным показателем составила без малого две секунды. А какое время покажет машина с “автоматом”?

 

Место за рулем белого “Ford Focus” занимает корреспондент “Клаксона”. Впрочем, это мог быть кто угодно. На автомобиле с АКПП при разгоне от водителя не требуется абсолютно никаких навыков. По сигналу – газ в пол, и ждем, пока не пропищит GPSнавигатор. Заветные 100 км/ч успешно достигнуты за 11,37 с. Причем раз за разом этот результат повторяется с минимальными отклонениями. Что ж, так и запишем: в реальных условиях автомобиль с “автоматом” проигрывает при разгоне до “сотни” всего лишь треть секунды. А вовсе не 1,5 с, как получается при идеальном эксперименте.

 

Но в общем и целом наш опыт подтверждает теорию, согласно которой машина с АКПП разгоняется чуть медленнее. Правда, на самом деле разница не столь велика, как можно подумать, глядя в технические характеристики. На практике – всего лишь 0,3 с. А много это или мало?

Для того чтобы выяснить это, устраиваем парный заезд. Машины стартуют одновременно, параллельными курсами. И что же? В первый момент автомобиль с “автоматом” даже оказывается чуть впереди. Примерно первую треть дистанции (до скорости 50 км/ч) он разгоняется немного быстрее. Это объясняется тем, что у четырехступенчатой АКПП первая передача “длиннее”, чем у пятиступенчатой “механики”, и пока водитель синего автомобиля теряет время, переключаясь на вторую скорость, белая машина продолжает ускоряться на первой.

Потом расклад сил меняется, и автомобиль с механической КПП вырывается вперед. Он первым достигает 100 км/ч, но в этот момент опережает машину с АКПП всего на полтора корпуса (это хорошо видно на фотографии). Таким образом, проигрыш в динамике минимальный. Скажем так, если при старте со светофора вы отстанете от лидера на полтора корпуса, то между вами все равно никто не сможет вклиниться. Даже не попытается – интервал слишком мал. А еще надо учитывать, что при движении по городу, когда чаще всего приходится разгоняться от силы до 70-80 км/ч (а не до 100, как в нашем эксперименте), преимущество “механики” может и вовсе не проявиться.

В ходе нашего эксперимента при разгоне до “сотни” автомобиль с АКПП отстал от лидера, оснащенного механической коробкой передач, всего лишь на полтора корпуса.

Цена комфорта

А КАК ЖЕ с экономичностью? Это мы проверили тоже. Для чего заправили оба автомобиля под завязку и отправились в 100-километровое путешествие по Москве с выездом за МКАД и возвращением обратно в город. Так мы смоделировали своеобразный смешанный (частично городской и частично загородный) цикл. Разумеется, мы не пытались в точности повторить лабораторную методику измерений, которую используют автопроизводители при составлении технических характеристик. Нас интересовал расход топлива в реальных условиях.

Машины двигались одна за другой в одинаковом режиме. Измерения мы провели дважды, проехав утром и вечером по одному и тому же маршруту. Усредненные данные говорят о том, что синему автомобилю с “механикой” потребовалось 9,6 л топлива на 100 км, а с “автоматом” – 12,2. Кстати, полученные цифры заметно отличаются от эталонных. Надеюсь, не надо объяснять – почему? Тем не менее в целом теория снова подтверждается: за удобство езды с “автоматом” приходится платить. В среднем – по 2,5 л бензина на каждые 100 км пробега.

Если заглянуть в технические характеристики, то можно увидеть и разницу в максимальной скорости у автомобилей с механической и автоматической трансмиссиями. Но это мы даже проверять не стали. Согласитесь, при разрешенных нашими ПДД максимальных 110 км/ч (причем только на автомагистрали) рассуждать о том, что автомобиль разгоняется до 206 или “всего” до 195 км/ч, даже как-то несерьезно..

 

Краткая техническая характеристика

 

Автомобиль № 1

“Ford Focus” 2.0, АКПП

Автомобиль № 2

“Ford Focus” 2.0, МКПП

Время разгона до 100 км/ч

Паспортные данные

10,7 с

9,2 с

Экспериментальные данные

11,37 с

11,06 с

Средний расход топлива

Паспортные данные

8,9 л/100 км

7,1 л/100 км

Экспериментальные данные

12,2 л/100 км

9,6 л/100 км

Максимальная скорость

Паспортные данные

195 км/ч

206 км/ч

Экспериментальные данные

измерения не проводились

 

Автор
Издание
Клаксон №6 2007 год

Чем отличается автоматическая коробка передач от механической

Коробка переключения передач необходима для изменения крутящего момента и частоты вращения валов в пределах, больших, чем может обеспечить сам двигатель. В электрических двигателях интервалы скоростей и мощностей очень широки и регулируются они силой тока, а вот для двигателей внутреннего сгорания такие интервалы недоступны. Поэтому на автомобили устанавливают коробку переключения передач. Они бывают разные: механические (МКПП), автоматические (АКПП), роботизированные (РКПП). В чем различия, что лучше выбрать?

Механическая коробка переключения передач

Устройство механической коробки включает следующие составные части:

  • картер,
  • первичный, промежуточный и вторичный вал с шестернями,
  • дополнительный вал и шестерня заднего хода,
  • синхронизаторы,
  • рычаг переключения передач,
  • механизм переключения передач с устройством блокировки.

Передача вращения от двигателя к МКПП производится с помощью сцепления. Для смазки шестерен в картер коробки передач залито трансмиссионное масло. Увеличение или снижение оборотов вторичного вала происходит за счет различного числа зубьев на шестернях, закрепленных на первичном и вторичном валах. Сами валы вращаются в подшипниках, закрепленных в картере. С помощью синхронизаторов производится выравнивание угловых скоростей шестерен и более плавное и бесшумное переключение передач.

к содержанию ↑

Автоматическая КПП

В МКПП имеется механизм переключения передач и рычаг, с помощью которого происходит совмещение различных пар шестерен на первичном и вторичном валу. В АКПП эту работу выполняет автомат без участия водителя. Соединение двигателя с трансмиссией производится с помощью гидромуфты.

Хоть автоматика в любом проявлении и облегчает участь человека, к ней часто относятся с предвзятой осторожностью. Автоматика дорого стоит, ее сложно обслуживать и без определенных знаний ее «с молотком и зубилом» не отремонтируешь. Для водителей машин с АКПП большое подспорье: не надо давить на педаль сцепления (ее просто нет) и дергать ежеминутно за рычаг переключения передач (его в привычном виде тоже нет). А вот автомеханики автоматику побаиваются и не уважают.

Как и любой механизм, АКПП имеет свои плюсы ми минусы. Большой плюс заключается в том, что значительно улучшается комфортность езды. Гидротрансформатор «сглаживает» отношения между двигателем и трансмиссией, благодаря этому уменьшаются нагрузки на детали, а также увеличивается срок их службы. Минусом трансмиссии с АКПП является ее сниженный на 2-5% КПД.

к содержанию ↑

Отличие

Основное конструктивное отличие – отсутствие рычага переключения передач и педали сцепления. В АКПП переключение передач происходит автоматически без вмешательства человека. Благодаря гидропередаче автомобили с АКПП более проходимы, но менее приемисты. Но достижение преимуществ МКПП и АКПП зависит чаще всего  от опытности водителя.

Неопытный водитель может перечеркнуть все достоинства МКПП, связанные с ее КПД, а в процессе буксировки может напрочь «убить» АКПП. Хотя гидропередача значительно уменьшает толчки и удары от двигателя к трансмиссии и обратно, этим нужно грамотно пользоваться. Тогда трансмиссия и силовой агрегат в целом будут служить долго и надежно.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Автомат не имеет сцепления и рычага переключения передач.
  2. МКПП производит переключение передач медленнее, чем АКПП, при этом довольно часто допускаются толчки и рывки.
  3. Машину с АКПП нельзя завести «с толкача».
  4. Расход топлива и потребление масла у автомобилей с механической коробкой передач ниже, чем у автомата.
  5. Ремонт МКПП гораздо проще, быстрее и дешевле, чем автомата.

Как пересесть с механики на автомат и основные функции АКПП

Сегодня расскажу вам, как пересесть с механики на автомат. Хотя многим автовладельцам трудности представляет управление машиной на механике, чем на АКПП. В большинстве случаев проблемы появляются у новичков автолюбителей и девушек, которые пользовались механикой до того, как пересесть на АКПП.

Напишите в комментариях, был ли у вас опыт пересадки с механики на автомат? Или вы эксплуатируете автомобиль только на автомате?

Автомат

Чем отличается автомат от механики

Наверное, вы знаете, чем отличается механика от автомата. Но для тех, кто совсем «зеленый» в этой теме, я объясню подробно. Не буду лезть в конструкцию коробок механики и автомата, а расскажу, какое у них внешнее различие и чем отличается управление.

Механика

Внимание! А описание технических характеристик и видов автомата находится здесь. 

В транспортных средствах, которые имеют автоматическую трансмиссию, нет педали сцепления. Потому что эту функцию выполняет встроенный в коробку гидротрансформатор.

В автомате, в отличие от механики, водителю не нужно переключать скорости. Всю работу выполняет планетарная передача. Что остается, автовладельцу транспортного средства на автомате – это передвигать кулису селектора передач, когда водитель желает ехать вперед или назад, либо поставить на парковку.

В отличие от механики, на автомате есть дополнительные функции, которые позволяют бортовому компьютеру быстрее водителя решать, как поступить в аварийной ситуации, чтобы не убить коробку или не дать автомобилю застрять в сугробе.

Напишите в комментариях, знакомы ли вы с конструкцией автомата или механики?

Как пользоваться автоматической коробкой

Кулиса селектора автомата может находится не только на месте обычного механического рычага. Вы можете ее найти под рулем. Автоматическая коробка помимо стандартных программ имеет дополнительные режимы.

Прежде, чем я дам советы, как пользоваться автоматом, вам нужно понять какие есть режимы на коробке и за что они отвечают.

Режимы коробки автомат

Автоматическая коробка имеет следующие положения кулисы передач:

Режимы автомат

  • «P» – парковка. (Нет на механики) Вы должны выставить кулису в это положение, когда встали на стоянку или припарковались возле дома. Заводите и глушите двигатель только в этом режиме. Не советую выставлять кулису в это положение, пока автомобиль полностью не остановился;
  • «R» – движение назад. (Есть на механики) Вы включаете этот режим, когда хотите начать движение назад, чтобы выехать со стоянки или освободить место, а впереди стена или машина. Не советую переключать кулису в это положение, пока автомобиль двигается;
  • «N» – нейтральное положение. (Есть на механики) Включайте этот режим только во время буксировки транспортного средства;
  • «D» – движение вперед. (Нет на механики) Вы переключаете кулису в этот режим, когда желаете ехать вперед. Автомат самостоятельно переключает скорости, которые отображаются на мониторе панели передач;
  • «L» – пониженная передача. (Нет на механики) Ручной режим. Автомобиль будет всегда двигаться на первой скорости. Рекомендую использовать, когда двигаетесь по бездорожью со скоростью не более 15 км\ч.

Это основные режимы автомата. Некоторые из них идентичны с механикой. Но есть и дополнительные режимы, которые включаются посредством кнопок или подрулевых лепестков. И некоторые другие, например, режим «Кик даун».

Но эти режимы относятся скорее к функциям автомата.

Функции и количество педалей

Поговорим о функциях, но вначале коснемся количества педалей. Их всего две, в отличие от механики. Это «Газ» и «Тормоз».

Функции АКПП

Третьей педали, как на механике, которая отвечает за сцепление, на автомате нет. Для тех, кто впервые пересел на автомат после езды на МКПП, отсутствие педали сцепления трудно усвоить.

Поэтому вы можете нечаянно задеть тормоз левой ногой во время разгона автомобиля. Чтобы такого не произошло, поставьте ногу на специальное место, которая находится слева от водителя рядом с дверью. Оно выполнено в виде педали. Таким образом вы обезопасите себя от случайного нажатия на тормоз на автомате.

Другой проблемой тех, кто пересел с механики на автомат, является режим кикдауна. Опять же эту процедуру водитель задает коробке передач, когда интуитивно считает что нужно переключить передачи, как на механике. От мозга водителя идет сигнал правой ноге, что нужно нажать на акселератор, как будто он уже переключил передачи и отжал педаль сцепления. А нога и так находится на «газу», поэтому он еще сильнее вжимает акселератор в пол, как на механике.

Запускается функция, которая называется «Kickdown». Автомобиль начинает мощное ускорение, путем автоматического понижения на две передачи.

Внимание! Описанные выше казусы не должны произойти с вами на автомагистрали, так как вы создаете аварийную ситуацию.

А теперь давайте рассмотрим функции, которые облегчают труд водителя и коробки автомат, увеличивая срок службы:

  • «Sport» (Нет на механики) – режим, который можно использовать при движении по автомагистрали. Увеличивается расход топлива, но машина движется на большой скорости. Это позволяет преодолевать большие расстояния за короткое время;
  • «Snow» (Нет на механики) – чаще отображается в виде снежинки, нарисованной на кнопке. Это зимний режим. Его нужно включать, когда вы двигаетесь по скользкой дороге или начинаете движение на снегу. Увеличивает сцепление колес с поверхностью за счет того, что автомобиль начинает движение сразу со второй передачи;
  • «1», «2», «3», «M» (Нет на механики) – имитация механики. Позволяет двигаться только на одной из выбранных передач. Эти режимы можно использовать при движении по грунтовой дороге, каменистой или холмистой местности.

С режимами автомата и функциями разобрались. Теперь давайте рассмотрим особенности управления. Они немного отличаются от управления на механике. Например, вы не сможете начать движение назад, предварительно не остановив транспортное средство. Но обо все по порядку.

Особенности управления

Для тех, кто часто пересаживается с механики на автомат и наоборот, уже не составит труда трогаться с места и парковаться. А вот для новеньких водителей – это сложно сделать. Я дам инструкцию, как управлять машиной с коробкой автомат.

Как трогаться на АКПП

Чтобы ездить на механике, вам нужно постоянно нажимать сцепление, переключать кулису МКПП, потом нажимать на акселератор. На АКПП этого делать не нужно. Главное знать правила последовательного управления автоматом, чтобы не сломать его.

Как трогаться

  1. Завести автомобиль вы сможете только при положении кулисы передач в режиме «Парковка». Поэтому, если рычаг находится в этом положении, не трогаем его.
  2. Включаем зажигание. Нажимаем на педаль тормоза и переводит рычаг АКПП в положение «D», если хотим ехать вперед или «R», если – назад.
  3. Отжимаем педаль тормоза. Машина начинает движение.

Если, переключая передачи, при этом не нажать на тормоз, то автомобиль может покатиться. Этого нельзя допускать на стоянке, где можно врезаться в любую близко стоящую машину.

Помните о правильном переключении передач особенно на АКПП. Иначе вы можете повредить устройство.

Торможение

Автовладельцы, пересевшие с механики на автомат, при торможении пытаются переключить рычаг коробки в положение «P». Этого от вас не требуется. Если вы тормозите на светофоре на короткое время, достаточно будет нажать на педаль тормоза.

Как тормозить

Если же вы находитесь в пробке и понимаете, что остановка затянется на неопределенной время, передвиньте кулису в положение «N» или нейтраль.

Задний ход

Задний ход выполняется только после полной остановки автомобиля. Вы переводите кулису селектора с положения «D» в режим «R». Убираете ногу с педали тормоза и медленно нажимая на акселератор, посматривая в зеркала заднего вида, чтобы не вписаться в какую-нибудь тачку, начинаете движение на автомобиле назад.

Задний ход

Затем снова нажимаете на тормоза, переводите ручку селектора в положение «D» и двигаетесь вперед, или выключаете зажигание, не забыв рычаг автомата перевести в «P».

Парковка

После того, как припарковались обязательно поднимайте ручной тормоз. Он защитит машину от поломки автомата. Так как, если АКПП находится в постоянном напряжении, особенно когда стоит на склоне без ручника, то зубья шестерни, удерживающей колеса от движения, могут сломаться.

Парковка

Более подробно о парковке для начинающих прочтите здесь.

Заключение

Научиться ездить на автомате намного легче, чем на механике. Пользуйтесь этой инструкцией, если вы только пересели на автомат с механики. Это поможет вам не угробить АКПП в первые же дни.

Если понравилась статья, ставьте лайки и делитесь ею в социальных сетях. Напишите в комментариях, о чем вы желаете еще прочесть.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о