Несущая система автомобиля – Назначение. Классификация. Требования. Несущие системы автомобиля являются основанием, на котором монтируют двигатель, агрегаты трансмиссии

Рубрика сайта: Несущая система автомобиля

Автомобильные рейлинги: что это такое и для чего нужныДополнительное оснащение

Зачастую в современных легковых автомобилях не предусмотрено большого багажного отсека или его размера бывает недостаточно в определенных ситуациях.

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды и правила использования толщиномеров ЛКПTechautoport.ruTechautoport.ruПокрытие кузова

При покупке подержанного автомобиля покупателю бывает сложно правильно оценить его состояние. За красивой оберткой могут скрываться серьезные дефекты и

Techautoport.ru
Techautoport.ruВиды и описание автомобильных платформTechautoport.ruTechautoport.ruКузов и рама

Рынок автомобилестроения постоянно меняется. Производителям необходимо успевать за современными тенденциями: разрабатывать новые модели, производить много и быстро.

Techautoport.ruTechautoport.ru
Что такое оцинковка кузова автомобиля: описание и список моделейTechautoport.ruTechautoport.ruПокрытие кузова

Коррозия по праву считается главным врагом металла. Если металлическую поверхность не защитить, то она довольно быстро разрушается. Эта проблема актуальна

Techautoport.ruTechautoport.ruТехнология и материалы шумоизоляции автомобиляTechautoport.ruTechautoport.ru
Дополнительное оснащение

Тишина в салоне дарит комфорт и удовольствие от вождения. Однако, далеко не в каждом автомобиле есть хорошая шумоизоляция. Обычно такой опцией оснащаются

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды и эффективность защитных покрытий кузова автомобиляTechautoport.ruTechautoport.ruПокрытие кузова

В процессе эксплуатации лакокрасочное покрытие кузова автомобиля подвергается различным воздействиям. Мелкие царапины оставляют пыль и грязь во время движения

Techautoport.ruTechautoport.ruТехнология и виды полировки кузова автомобиляTechautoport.ruTechautoport.ruПокрытие кузова

Новый автомобиль всегда выглядит блестяще, но в процессе эксплуатации на кузове неизбежно появляются царапины, сколы и вмятины. Если машина долгое время

Techautoport.ru
Techautoport.ruПодключение и распиновка розетки фаркопаTechautoport.ruTechautoport.ruДополнительное оснащение

Для перевозки крупногабаритных грузов владельцы легковых автомобилей часто используют прицеп. Соединение прицепа с машиной происходит посредством тягово-сцепного

Techautoport.ruTechautoport.ru
Что такое и зачем нужен блок согласования для фаркопаTechautoport.ruTechautoport.ruДополнительное оснащение

У автомобилей, выпущенных до 2000 года, обычно не возникает проблем с подключением прицепа. Достаточно установить фаркоп, подключить электрооборудование

Techautoport.ruTechautoport.ruОписание и виды защиты кузова от коррозииTechautoport.ruTechautoport.ru
Покрытие кузова

Известно, что металлические поверхности транспортных средств необходимо покрывать антикоррозионными средствами. Дело в том, что даже при тщательном уходе

Techautoport.ruTechautoport.ru

Несущие системы. Назначение и требования.

Назначение. Несущей системой автомобиля принято называть остов, который соединяет между собой все его части. Это может быть либо отдельная конструкция, рама, на которую устанавливаются кузов и агрегаты автомобиля (двигатель, механизмы трансмиссии, ведущие и управ­ляемые мосты, подвеска и т.п.), или сам кузов. Раму автомобиля с установленными на ней агрегатами часто называют шасси. Под словом «кузов» в автостроении в большинстве случаев понимают вместилище, объем, пространство для размещения основного объ­екта перевозок. Кузова пассажирских автомобилей — легковых и автобусов — служат для размещения людей и оборудуются сиденьями разных видов, в зависимости от типа автомобиля, и различными системами обеспечения комфорта для водителя и пассажиров. Кузова грузовых автомобилей, в связи с большим разнообразием перево­зимых грузов, могут быть весьма разнообразными по форме, кон­струкции и оборудованию. У легковых автомобилей и автобусов кузов чаще всего служит и несущей системой, и непосредственно на нем, в предусмотренных для этого местах, устанавливаются все агрегаты и узлы машины. Несущая система определяет целостность автомобиля и воспринимает различные виды нагрузок: нагрузки, связанные с воздействием веса узлов и агрегатов, установленных на ней, а также веса пассажиров и груза, и динамические нагрузки, возникающие при движении автомобиля по неровной дороге и при изменении режимов движения. В исключительных случаях, например при дорожно-транспортных происшествиях, несущая система восп­ринимает и нагрузки аварийного характера. Таким образом, основное назначение несущей системы состоит в объединении в единое целое всех частей автомобиля в процессе его функционирования.

Требования к несущим системам

Из основного назначения несущей системы — объединение в единое целое всех частей автомобиля — вытекают главные требования к ней — прочность и жесткость. Под прочностью понимают способность несущей системы воспринимать эксплуатационные на­грузки без поломок системы в целом или ее элементов, а под жесткостью — способность сохранять свою форму без остаточных деформаций и без недопустимых упругих деформаций при воздей­ствии тех же нагрузок.

В части прочностных свойств несущей системы наибольшее значение имеет усталостная прочность, поскольку она определяет срок службы системы, а часто и всего автомобиля, до предусмот­ренного нормативными документами на автомобиль капитального ремонта или списания. Таким образом, усталостная прочность (дол­говечность) несущей системы должна быть достаточной для обес­печения межремонтного или полного пробега автомобиля, но не должна быть слишком большой, поскольку это означало бы, что при конструировании в элементы несущей системы заложен из­лишний запас прочности, излишний материал, что сказалось бы на увеличенной массе, которую пришлось бы перевозить в течение всего срока службы автомобиля.

Статическая прочность несущей системы, ее способность восп­ринимать единовременные эксплуатационные нагрузки без поломок и остаточных деформаций, безусловно, должна быть достаточной, но в то же время при стандартных динамических воздействиях на автомобиль, имитирующих аварии (например, лобовое столкнове­ние), несущая система должна деформироваться таким образом, чтобы поглотить энергию удара и уменьшить динамические нагрузки до предусмотренных нормативными документами величин. С этой точки зрения деформация несущей системы и связанная с ней деформация кузова должна быть возможно большей, но в то же время внутри кузова должен сохраняться объем («пространство вы­живания»), достаточный для того, чтобы водитель и пассажиры травмировались в наименьшей степени и имели наибольшие шансы на сохранение жизни.

В части жесткости требования к несущим системам грузовых и легковых автомобилей существенно отличаются.

Жесткость кузова пассажирского автомобиля, легкового или ав­тобуса, должна быть возможно большей, чтобы кузов уверенно противостоял изгибам и перекосам.

К несущей системе грузового автомобиля, роль которой обычно играет рама, предъявляются иные требования. Если изгибная жест­кость рамы, т.е. способность противостоять изгибающим нагрузкам в вертикальной и горизонтальной плоскости, должна быть доста­точно большой, то крутильная жесткость, т.е. способность проти­востоять скручивающим нагрузкам при движении, например, по дороге с большими неровностями, напротив, не должна быть из­лишней. Конечно, имеются конструктивные возможности получить большую крутильную жесткость рамы, но это влечет за собой зна­чительное утяжеление конструкции в целом, поскольку в ее жестких узлах возникали бы высокие механические напряжения и, соот­ветственно, поломки. Относительно податливая на кручение рама деформируется без появления больших напряжений в ее узлах. К раме грузового автомобиля крепятся агрегаты и узлы, и в ряде случаев деформация рамы могла бы вызвать в корпусах этих агрегатов нежелательные нагрузки. Чтобы избежать этого, предусматривается упругое закрепление агрегатов, и они имеют крепление в трех точках. В этом случае перекосы рамы не могут вызвать соответствующих перекосов агрегатов. Таким образом закрепляется на раме грузового автомобиля, например, кабина или двигатель с коробкой передач. Выше упоминалось о том, что долговечность несущей системы должна соответствовать долговечности автомобиля в целом. При изготовлении деталей, входящих в несущую систему, чаще всего применяется низкоуглеродистая сталь, которая легко штампуется и сваривается. Но сталь подвержена коррозии. Кузов легкового автомобиля, например, выходит из строя обычно именно из-за коррозионного разрушения. Чтобы повысить долговечность несущей системы, предусматривается покрытие различными защитными со­ставами, которые предохраняют металл от воздействия влаги и солей. В ряде случаев для изготовления основания кузовов легковых ав­томобилей применяют оцинкованный металл или подвергают цин­кованию собранный кузов. Следовательно, одним из требований к несущей системе является ее достаточная стойкость к воздействиям окружающей среды.

Таким образом, требования к несущей системе во многом про­тиворечивы и требуют при ее конструировании высокого уровня инженерного искусства. При разработке конструкции несущей сис­темы и определении ее расчетной долговечности при движении автомобиля по различным дорогам применяются методы модели­рования напряжений в элементах конструкции с помощью ЭВМ.

Несущая система автомобиля, рамная, безрамная и рамно-кузовная

Несущая система — это остов автомобиля, который может быть безрамным или рамным, зависит от марки машины.

А главное предназначение несущей системы — это крепление систем автомобиля, навесных элементов и прочих агрегатов. По сути остов оборудованный всем необходимым и есть автомобиль. При движении автомобиля несущая система воспринимает нагрузки, которые действуют на машину.

Несущая система — безрамная

Кузовная или безрамная конструкция используется на многих легковых автомобилях и маленьких автобусах. У этой несущей системы преимущество перед рамной в том, что благодаря ей автомобиль имеет меньшую массу и хорошую устойчивость за счет низкого центра тяжести.

Основные части кузова несущей конструкции типа «седан»:
1 — правая (левая) боковины со стойками дверей 2 — панель крыши 3 — передние крылья 4 — основание (пол) с передней и задней частями корпуса.

Бытует мнение, что безрамная несущая система по безопасности лучше других систем, но тут можно и поспорить. Здесь следует учесть, что кузов воспринимает на себе все нагрузки, которые действуют на автомобиль. К тому же безрамную конструкцию тяжелее изготовить и сложнее обслуживать, и ремонтировать.

Несущая система — рамная

Грузовые автомобили все имеют рамную конструкцию, также есть и легковые машины у которых роль каркаса выполняет рама. Рама это основательная часть автомобиля, ведь на таком остове находятся все узлы и агрегаты машины.

Рамная несущая система

Плюсы рамной несущей системы в том, что она проста в изготовлении и также легка в обслуживании и в ремонте. Следует заметить, что рама универсальна, потому что на одном каркасе можно монтировать разные элементы кузова — отсюда вывод: на одном шасси можно изготовить разные по назначению автомобили.

Несущая система рамно-кузовная

Автобусы — вот истинные владельцы этой несущей системы.

Рамно-кузовная система

В этой системе кузов и рама объединены в одну конструкцию. Каркас кузова и рама воспринимают нагрузки на автомобиль, воздействующие на него при движении.

Рамно-кузовная система легка в обслуживании и изготовлении. Также эта несущая система имеет преимущество перед рамной, за счет устойчивости автомобиля и массы.

Загрузка…

Назначение и типы несущих систем автомобиля

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

36. Характеристика несущей системы автомобиля. Конструкция рамной, кузовной и рамно-кузовной несущих систем

 

36.1. Назначение и типы несущих систем автомобиля

 

            Несущей системой называется рама или кузов автомобиля. Несущая система служит для установки и крепления всех частей автомобиля. Несущая система — одна из наиболее ответственных, материалоемких и дорогостоящих систем автомобиля.

Несущая система существенно влияет на многие эксплуатационные свойства автомобиля. На автомобилях применяются различные типы несущих систем. В зависимости от типа несущей системы автомобили подразделяют на рамные и безрамные.

            В рамных автомобилях роль несущей системы выполняет рама (рамная несущая система) или рама совместно с кузовом (рамно-кузовная несущая система).

            В безрамных автомобилях функции несущей системы выполняет кузов (кузовная несущая система), который называется несущим.

Рамная несущая система применяется на всех грузовых автомобилях, прицепах и полуприцепах, легковых автомобилях повышенной проходимости, большого и высшего классов и отдельных автобусах.

            Несущая система автомобилей-самосвалов, кроме основной рамы включает еще дополнительную укороченную раму — надрамник, на котором устанавливается грузовой кузов и крепятся устройства подъемного механизма кузова.

Рамная несущая система проста по конструкции, технологична при производстве и ремонте, а также универсальна, так как обеспечивает унификацию обычных и специальных автомобилей. Кроме того, рамная несущая система позволяет выпускать на одном шасси различные по типу кузова модификации автомобиля.

            Кузовная несущая система применяется на легковых автомобилях особо малого, малого и среднего классов, а также на большинстве современных автобусов. Кузовная несущая система по­зволяет уменьшить массу автомобиля, его общую высоту, снизить центр тяжести и, следовательно, повысить его устойчивость.

            Недостатки: кузовная несущая система не обеспечивает хорошей изоляции пассажирского салона от вибрации и шума работающих агрегатов и механизмов, а также от шума шин, возникающего при их качении по поверхности дороги.

            Рамно-кузовная несущая система применяется только на автобусах. При рамнокузовной несущей системе кузов автобуса не имеет основания. Рама и основание кузова объединены в единую конструкцию. Шпангоуты (поперечные дуги) каркаса кузова жестко прикрепляются к поперечинам рамы. Рама и каркас кузова работают совместно, воспринимая все нагрузки.

Рамно-кузовная несущая система имеет простую конструкцию, технологична при производстве и удобна в ремонте. По сравнению с рамной несущей системой рамно-кузовная имеет несколько меньшую массу кузова и более низкую высоту пола.

 

 

36.2. Характеристика рамных несущих систем

 

            Рама служит для установки и крепления кузова и всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля. Рама является одной из ответственных и наиболее металлоемких частей автомобиля. Раму имеют все грузовые автомобили, легковые автомобили повышенной проходимости, большого и высшего классов, отдельные автобусы, прицепы и полуприцепы. На автомобилях применяются рамы различных типов (рис. 5.1). Наибольшее распространение получили лонжеронные рамы.

Рис. 5.1. Типы рам

Лонжеронная рама грузового автомобиля (рис. 5.2) состоит из двух лонжеронов 1 (продольных балок), которые соединены между собой отдельными поперечинами 2.

Рис. 5.2. Лонжеронная рама грузового автомобиля: 1 — лонжерон; 2, 4 — попере-

                 чины; 3 — буксирное устройство; 5 — буфер;  6 —крюк

Лонжероны  отштампованы из листовой стали и имеют швеллерное сечение переменного профиля. В зависимости от типа автомобиля и его компоновки лонжероны могут быть установлены один относительно другого параллельно или под углом, а также могут быть изогнуты в вертикальной и горизонтальной плоскостях. К лонжеронам обычно приклепывают различного рода кронштейны для крепления кузова, устройств подвески колес, механизмов трансмиссии, систем управления и др.

            Поперечины, как и лонжероны, выполнены штампованными из листовой стали. Они имеют форму, обеспечивающую крепле­ние к раме соответствующих агрегатов и механизмов. Так, например, передняя поперечина 4 приспособлена для установки передней части двигателя. Лонжероны и поперечины соединены между собой клепкой или сваркой.

            Устройство рам легковых автомобилей. Лестничная рама (рис. 5.3, а) состоит из двух лонжеронов 1, соединенных поперечинами 3. Лонжероны отштампованы из листовой стали и имеют профиль преимущественно закрытого типа.

Рис. 5.3.а. Лестничная рама легковых автомобилей: 1 — лонжероны; 2— крон-

                                                 штейны; 3— поперечины

К лонжеронам прикреплены различные кронштейны 2, предназначенные для установки и крепления кузова автомобиля, механизмов трансмиссии, передней и задней подвесок, систем управления и т.д. Рама имеет выгибы в вертикальной плоскости в местах расположения передних и задних колес автомобиля.

Эти выгибы обеспечивают большие ходы колес, снижение центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости при высоких скоростях движения.

            Х-образная лонжеронная рама (рис. 5.3, б) состоит из короткой средней балки 5 трубчатого или коробчатого профиля, передней 4 и задней 7 вильчатых частей, выполненных из лонжеронов коробчатого профиля. Передняя вильчатая часть предназначена для размещения силового агрегата, а задняя — заднего моста.

Рис. 5.3.б. Х-образная рама легковых автомобилей:  6 — кронштейны; 4,  7 — вил-

                                                      ки;  5—балки

В средней части рамы имеются консольные кронштейны 6 для крепления кузова, а вильчатые части рамы снабжены поперечинами для установки передней и задней подвесок. Х-образная рама позволяет увеличить углы поворота управляемых колес, уменьшить радиус поворота автомобиля и улучшить его маневренность. Кроме того, рама обеспечивает понижение пола кузова, центра тяжести автомобиля и повышение его устойчивости.

            Периферийная лонжеронная рама (рис. 5.3, в) имеет наибольшее применение на рамных легковых автомобилях.

Рис.5.3,в

Она состоит из лонжеронов 8 замкнутого (коробчатого) профиля, которые проходят по периферии пола кузова автомобиля и создают ему естественный порог. Это увеличивает сопротивление кузова при боковых ударах. Рама имеет свободную среднюю часть, позволяющую опустить пол кузова, снизить центр тяжести автомобиля и повысить его устойчивость. Для увеличения хода колес автомобиля лонжероны рамы имеют выгибы в вертикальной плоскости над передним и задним мостами. Средняя часть рамы расположена ниже этих выгибов.

            Хребтовая неразъемная рама (рис. 5.3, г) состоит из одной центральной продольной несущей балки 9, к которой прикреплены поперечины 10 и различные установочные кронштейны. Центральная балка рамы обычно имеет трубчатое сечение, внутри нее размещается карданная передача. Рама обладает высокой жесткостью на кручение, а размещение карданной передачи внутри хребтовой трубы рамы обеспечивает компактность конструкции.

Рис. 5.3, г. Хребтовая рама легковых автомобилей: 9 —балки; 10 — поперечины

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

Несущая система, подвеска, колеса.

    1. Несущая система.

Кузов легкового автомобиля — основная часть автомобиля, предназначенная для безопасного и комфортабельного размещения людей, багажа и грузов, а также крепления к нему необходимых узлов и агрегатов автомобиля, таких как: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, топливные баки и прочие вспомогательные системы и оборудование. Основная функция кузова — обеспечение максимально возможной безопасности в случае столкновения, опрокидывания, падения с высоты и в прочих аварийных ситуациях, и защита пассажиров от воздействия внешних факторов (ветер, дождь, снег, холод и т.д.). По конструкции кузова бывают трёхобъёмные, двухобъёмные и однообъёмные.

Трёхобёмный кузов.

Трёхобъёмными являются автомобильные кузова, разделённые на три изолированных друг от друга отсека: двигательный отсек, пассажирский салон и багажный отсек

.

Рис.3. Трёхобъёмный кузов.

Трёхобъёмный кузов считается самым безопасным и комфортабельным в силу того, что при фронтальном столкновении или ударе сзади энергию удара в первую очередь принимают на себя и поглощают либо двигательный отсек, либо багажный, а не пассажирский салон. В тоже время такая конструкция кузова позволяет обеспечить максимальный комфорт для пассажиров благодаря тому, что пассажирский салон изолирован от двигательного и багажного отсеков, в которые поступают шумы от работы двигателя, неровностей дороги и ударов по колёсам, передаваемые внутрь кузова через элементы крепления подвесок и двигателя автомобиля, запахи от перевозимого багажа и принадлежностей (запасное колесо, домкрат и т.п.). К недостаткам конструкции можно отнести увеличенную общую длину автомобиля, что влечёт за собой некоторые трудности при маневрировании и парковке в местах большого скопления транспортных средств.

 

Рис.4. Седан.

Седан — Четырёхдверный или двухдверный кузов с двумя рядами полноценных сидений и жёсткой крышей, рассчитанный на комфортабельное размещение 4-5 человек. По одной из версий, это слово произошло от названия французского города Седан, в котором было развито производство дорожных карет в XIX веке. По другой версии — английский вариант названия паланкина.

 

Рис.5. Купе.

Купе — Двухдверный кузов с жёсткой, заниженной в задней части кузова крышей, имеющий один или два ряда сидений. Второй ряд сидений, как правило, носит чисто номинальный характер. На нём можно перевозить ручную кладь: сумочку, ноутбук, собаку наконец, но только не людей. Предназначен для размещения двух человек и имеет укороченную базу. В переводе с французского coupé означает сократить, укоротить.

Рис.6. Кабриолет.

Кабриолет — Кузов седан или купе с двумя рядами сидений, со съёмной или складывающейся крышей. Очень эффектный, привлекающий к себе внимание, но не практичный кузов. В своё время выпуск кабриолетов был приостановлен в связи с несоответствием конструкции требованиям безопасности. Комментарии, как говорится, излишни. Предположительно происходит от итальянского сарriоlа, сарrа — «коза».

Рис.7. Лимузин.

Лимузин — Седан с удлинённой базой и жёсткой крышей, имеющий более двух рядов сидений. Переднее водительское сиденье отделено от остального салона жесткой перегородкой со стеклом. Может иметь более четырёх дверей и отличается высочайшим уровнем комфорта для пассажиров. Назван по имени области Лимузен во Франции.

Рис. 8. Пикап.

Пикап — Легковой автомобиль, имеющий открытый или легко открывающийся багажный отсек, расположенный позади пассажирского салона. Иными словами — грузовой вариант легкового автомобиля. Pick-up — в переводе с английского поднимать, отрывать.

Рис.9. Фургон.

Фургон — Фактически — это пикап с закрытым грузовым отсеком. Могут быть как трёхобъёмными, так и двухобъёмными. Происходит от французского слова fourgon — повозка закрытого типа для перевозки поклажи.

Двухобъёмный кузов

Двухобъёмными кузовами являются все автомобильные кузова конструктивно разделённые на два изолированные друг от друга отсека

Рис. 10. Двухобъёмный кузов.

двигательный и грузопассажирский. Как правило, такие автомобили имеют нечётное количество дверей благодаря наличию открывающейся задней двери. Грузовой и пассажирский отсеки объединены в один общий отсек со всеми вытекающими последствиями. С одной стороны такая компоновка позволяет легко увеличить при необходимости объём багажного отсека, с другой стороны — приводит к неизбежному снижению уровня комфорта и безопасности, так как шумы от задней подвески и посторонние запахи от багажа неизбежно будут поступать непосредственно в салон автомобиля, а предметы перевозимые в качестве груза или багажа представляют реальную угрозу для пассажиров в случае возникновения аварийных ситуаций, поскольку имеют возможность свободно перемещаться внутри салона во время столкновения или опрокидывания автомобиля.

Рис.11. Универсал.

Универсал — Кузов автомобиля с жёсткой крышей, у которого крышка багажника расположена почти вертикально и представляет собой дополнительную заднюю дверь. По общей длине не отличается от седана. В некоторых случаях оборудован дополнительным третьим рядом облегченных, легко демонтируемых сидений. Второй ряд сидений складывающийся, что позволяет использовать часть пассажирского салона для перевозки багажа и грузов. Очень широкое применение этот тип кузова нашёл при производстве внедорожников. В переводе с латыни универсал (universalis) означает общий.

Рис.12. Хетчбэк.

Хетчбэк — Кузов с такими же свойствами как универсал, но с укороченным багажным отсеком и, как следствие, коротким задним свесом, что делает машину более компактной и удобной для использования в стеснённых городских условиях. Название кузова происходит от английского hatchback (hatch — люк, back — сзади).

Рис.13. Лифтбэк.

Лифтбэк — Хетчбэк, который внешне похож на седан, однако крышка багажника открывается вместе с задним стеклом, обеспечивая доступ, как в багажный отсек, так и в пассажирский салон. Характерная особенность лифтбэка — отсутствие металлической перегородки, придающей кузову дополнительную прочность и изолирующей пассажирский салон от багажного отделения, как в настоящем седане. В переводе с английского lift — поднимать, back — задняя часть.

Рис.14. Фаэтон.

Фаэтон — Кузов с мягкой крышей и съёмными дверными стёклами. Очень специфический и довольно редко встречающийся тип кузова. Классический пример фаэтона — УАЗ 469.

Рис.15. Минивэн.

Минивен — Кузов универсал увеличенного объёма, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов. Изначально разрабатывался именно для перевозки пассажиров, и лишь впоследствии на его базе появились грузовые варианты минивэнов-фургонов. Включает в себя подклассы: микровэны, компактвэны, мультивэны. Может быть как двухобъёмным, так и однообъёмным. Происходит от англиского mini — маленький и van — фургон.

Однобъёмный кузов.

Однообъёмные автомобильные кузова отличаются отсутствием деления на отсеки. Имеют общий грузопассажирский салон, причём капот двигателя, если имеется, открывается внутрь салона.

Рис.16. Однобъёмный кузов.

Такая конструкция позволяет максимально эффективно использовать полезный объём кузова, как в целях перевозки грузов, так и для перевозки пассажиров. Кузовами такого типа оснащаются автобусы, микроавтобусы (УАЗ 452 — «Буханка») и минивэны (Mitsubishi L300, Toyota Previa) , а также некоторые сити-кары или той-кары (например, Smart).

Несущий остов и кузовные элементы автомобиля

Остов является несущей системой любого автомобиля и в зависимости от марки машины он может быть рамным или безрамным. Основное предназначение несущей системы автомобиля – крепление всех систем, агрегатов, узлов и прочих навесных элементов. Собственно остов, укомплектованный всеми необходимыми конструктивными элементами, и является автомобилем. Несущая система также воспринимает все нагрузки, воздействующие на автомобиль при его движении.

Рамная несущая система

Рамную конструкцию имеют, как правило, все грузовые автомобили, но существуют и легковые машины, основным каркасом которых также является рама. На рамном остове монтируется подвеска, пассажирский и грузовой кузов автомобиля и прочие агрегаты. Рама представляет собой наиболее ответственную и металлоемкую часть всего автомобиля.

Рамная несущая система имеет довольно простую конструкцию и весьма проста как в производстве, так и в ремонте и обслуживании. Также стоит отметить, что рама имеет некую универсальность, потому как на одном и том же силовом каркасе могут быть смонтированы различные кузовные элементы, что обеспечивает выпуск различных по спецификации автомобилей на едином для всех шасси.

Безрамная несущая система

Безрамная конструкция или как ее еще называют – кузовная, применяется на подавляющем большинстве легковых автомобилей и на небольших автобусах. Кузовная несущая система имеет некоторые преимущества перед рамной:

  • намного меньшая масса автомобиля;
  • более низкий центр тяжести, что обеспечивает повышенную устойчивость автомобиля;

Однако учитывая тот факт, что кузов является одновременно несущей конструкцией, то он воспринимает все нагрузки, воздействующие на автомобиль, а также вибрации от двигателя. Безрамная конструкция более трудоемка в изготовлении, а также в ремонте и обслуживании. Тем не менее, считается, что кузовная несущая система более совершенна в плане безопасности, хотя это весьма спорный вопрос.

Рамно-кузовная конструкция

Такая несущая система применяется преимущественно в автобусах. В рамно-кузовной несущей системе рама и кузов объединены в единую конструкцию. Нагрузки, воздействующие на автомобиль при движении, воспринимаются как рамой, так и каркасом кузова. Такая система весьма проста в изготовлении и обслуживании. В плане массы автомобиля и его устойчивости, рамно-кузовная система также выигрывает у рамной.

 

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

 

Несущая система. Кузов и органы управления автомобиля

Кузов — «главная деталь» автомобиля, его «лицо». Он определяет модель, а подчас и марку автомобиля.

Кузов предназначен для размещения водителя и пассажиров, обеспечения их комфорта и безопасности при поездке, а также для транспортировки их груза. Многообразие типов кузовов очень велико. Кузова выпускаемых в нашей стране автомобилей были названы в выше.

Основные типы конструкции кузова легкового автомобиля — рамная и несущая. Рамными выполняются, как правило, кузова все-дорожников (УАЗ), микроавтобусов и легких грузовиков («Газель», «Соболь»). У этого типа кузова двигатель, элементы трансмиссии и ходовой части крепятся к мощной раме. У всех остальных легковых автомобилей отечественного производства силовой агрегат (двигатель в сборе со сцеплением и коробкой передач), элементы трансмиссии и ходовой части крепятся непосредственно к кузову, который в этом случае называется несущим.

Роль рамы, обеспечивающей жесткость конструкции, у несущего кузова выполняет каркас — набор силовых элементов, часть из которых имеет коробчатое сечение. Элементы каркаса соединены сваркой и подлежат замене только при серьезных повреждениях, например во время аварии. Силовая схема каркаса рассчитывается так, чтобы при столкновении автомобиля (фронтальном или боковом) с каким-либо объектом энергия удара максимально снижалась, при этом пассажиры оказывались бы вне зон деформации, как бы в несминаемой «клетке». Такая конструкция — часть схемы пассивной безопасности автомобиля*. Другие ее части — устанавливаемые спереди и сзади кузова энергопоглощающие бамперы, продольные брусья в дверях, надувные подушки безопасности (устанавливаются на небольшой части отечественных автомобилей), ремни безопасности водителя и пассажиров, травмобезопасная рулевая колонка, панель приборов и элементы отделки пассажирского салона из упругих материалов.

Все элементы кузова (рис. 28), кроме силовых элементов каркаса, выполнены съемными и могут быть демонтированы для замены или ремонта. Это — двери 13, капот 2, крышка багажника, задняя дверь 7 автомобилей с кузовами «хэтчбек» и «универсал», ветровое 4, заднее 6 и боковые стекла 9 и 12, передний 1 и задний бамперы, панель приборов, передние и задние сиденья и элементы отделки пассажирского салона. На некоторых моделях можно демонтировать передние крылья.

Рис.28. Элементы кузова автомобиля

При производстве на заводе все металлические элементы кузова перед окраской подвергаются тщательной защите от коррозии. Роль такой защиты играет и окраска автомобиля высококачественными синтетическими эмалями. Однако перед началом эксплуатации нового автомобиля его кузов желательно дополнительно обработать средствами защиты от коррозии на станции технического обслуживания. Это позволит продлить срок службы элементов кузова и надолго сохранить привлекательный внешний вид автомобиля.

Во время поездки водитель и пассажиры располагаются в салоне автомобиля. Здесь установлены раздельные передние сиденья и цельное (или разрезное) заднее. Автомобили с кузовами больших размеров могут комплектоваться дополнительным третьим рядом сидений (ВАЗ-2120 «Надежда», автомобиль «Волга» с кузовом «универсал») или боковыми откидными сиденьями (УАЗ). Сиденья первого и второго рядов всегда оборудуются ремнями безопасности для водителя и пассажиров. Передние сиденья оснащены набором регулировок: их можно сдвигать вперед или назад, выбирать удобный для посадки наклон спинки, а также, в некоторых случаях — изменять высоту сиденья относительно пола кузова. Спинки передних сидений (на более поздних моделях автомобилей — также спинки задних пассажирских мест) оборудованы подголовниками, предотвращающими травмоопасное откидывание головы человека при ударе автомобиля сзади. Заднее сиденье автомобилей с кузовами «хэтчбек» и «универсал» может складываться целиком или частями для увеличения объема багажного отделения.

Комфорт водителя и пассажиров в поездке обеспечивается применением в отделке салона современных травмобезопасных шумо-и теплоизолирующих материалов. В жаркую погоду комфортную температуру в салоне помогают поддерживать система вентиляциии опускные стекла передних и задних дверей. В холодную погоду воздух в салоне нагревается отопителем (см. «Система охлаждения двигателя »). Системой вентиляции и отопления можно управлять с места водителя.

В салоне размещены все органы управления автомобилем (рис. 29), необходимые для выбора режима и изменения направления его движения. В поле зрения водителя находятся контрольные приборы и лампы, информирующие о параметрах работы двигателя и движения автомобиля.

Рис.29. Органы управления автомобиля ваз 2106

Снаружи (на передних частях передних дверей) и внутри салона (над ветровым стеклом в центре) устанавливаются зеркала заднего вида, помогающие водителю обеспечить безопасность маневров автомобиля (поворотов, перестроений или движения задним ходом).

Органы управления большинства автомобилей расположены в их салонах практически одинаково. Осваивая новую для себя модель автомобиля, водитель не должен оказаться в ситуации безрезультатного поиска того или иного рычага или выключателя — это может быть опасным при движении. Поэтому даже имеющему большой стаж и опыт водителю нелишне бывает посвятить несколько часов «привыканию» к новому автомобилю. А новичку «общение» с органами управления первого своего автомобиля следует довести до автоматизма.

Начальные навыки по вождению автомобиля рекомендуется получить под руководством инструктора-водителя.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о