Рисунок протектора шин легкового автомобиля: 403 — Доступ запрещён – Протектор легковых шин, виды рисунка и их классификация

Содержание

Красивый протектор — хорошее сцепление. Миф или нет?

Автовладельцы часто выбирают шины, руководствуясь принципом: «Протектор красивый — будет хорошо держать дорогу, надо брать!» В большинстве случаев такая зависимость действительно есть, но истинная причина хороших характеристик шины кроется в основном в другом.

«Хорошо летать могут только красивые самолеты».

Авиаконструктор А.Н. Туполев

Для начала разберемся, какие бывают типы протектора шин и за что конкретно отвечают его элементы.

Зимние шины

Материалы по теме

Солидные производители выводят на рынок полную линейку зимних типов шин. У них присутствуют шипованные и нешипованные модели, шины для мягкой «европейской» зимы и для суровых морозов. Используются направленные и ненаправленные, симметричные и асимметричные рисунки протектора.

Разберем, как именно работают те или иные конструктивные решения, на примере продукции одного из самых именитых производителя шин в мире — компании Continental.

Шипованные

Шипованные шины применяют в регионах, где часто встречаются обледенелые дороги или где приходится ездить по укатанному снегу. Шипы обеспечивают хорошее сцепление шины с ледяной или плотно укатанной снежной поверхностью за счет прокалывания слоя и механического зацепления шипа подобно тому, как шестеренка зацепляется за зубчатую рейку.

Раньше шипы на шину устанавливали всего в несколько рядов, так, что проскользившая шина оставляла всего 4–6 канавок от шипов на льду. Но у современных покрышек шипы расположены по куда более сложной схеме и количество «царапин» на льду может составлять 16–20 штук. Некоторые производители применяют шипы разных типов на одной шине — в зависимости от места их установки в протекторе.

Так выглядит современная шипованная шина с направленным рисунком протектора. В данном случае производитель применил многорядную ошиповку. При этом часть шипов работает преимущественно на обеспечение продольного сцепления с дорогой, а другая часть участвует в передаче и боковых, и продольных усилий.

Так выглядит современная шипованная шина с направленным рисунком протектора. В данном случае производитель применил многорядную ошиповку. При этом часть шипов работает преимущественно на обеспечение продольного сцепления с дорогой, а другая часть участвует в передаче и боковых, и продольных усилий.

Материалы по теме

Направленный рисунок протектора образует большое количество водоотводящих канавок, имеющих форму буквы V, которые уложены в направлении движения. Соответственно, вода или мокрый снег максимально эффективно отводятся от центра шины к ее краям. К недостаткам направленного протектора можно отнести несколько больший шум, издаваемый колесам при движении. При сезонной переобувке надо проследить, чтобы колеса были ориентированы правильно, установить их в соответствии со стрелками, указывающими направление вращения шин.

Есть и другие способы улучшить сцепление с дорогой. К примеру, при создании шин IceContact™ 3 больших размеров (от 17 дюймов) производитель применил еще одну инновацию. Корпус шипа изготовлен из резины. Парадокс? Нет. Просто хорошо подобранная, достаточно плотная резина, с одной стороны, очень хорошо удерживает металлическую часть шипа и вместе с тем обладает отличным «сродством» с материалом, из которого изготовлена сама шина. Такая технология получила название ContiFlexStud™. Шум от таких шипов несколько ниже, чем от обычных. Да и к дорожному покрытию шины с такой конструкцией шипов относятся бережнее. И ходят такие шипы дольше, чем обычные.

Благодаря эластичному резиновому корпусу шипа, который повторяет рельеф поверхности дороги, его закаленный металлический штифт глубже проникает в лед.

Благодаря эластичному резиновому корпусу шипа, который повторяет рельеф поверхности дор

Классификация и виды рисунков протектора на легковых автомобильных шинах

Важно понимать, что различные рисунки, канавки и многочисленные ламели определённой формы и структуры являются не произвольными. Перед их нанесением проводится целый комплекс исследований, позволяющих добиться оптимальных характеристик и ездовых качеств от машины при установке конкретной резины.

Компоненты каркаса, используемые материалы, конструктивные особенности направлены на повышение прочности, надёжности и эффективности автомобильных покрышек. При этом сегмент продолжает развиваться, используются инновационные решения. Производители стараются обеспечить резине дополнительные свойства, повысить срок их службы, обеспечить нужный уровень безопасности.

За счёт грамотно спроектированного рисунка протектора шины непосредственно влияют на управляемость легкового автомобиля. Некоторые элементы позволяют обеспечить лучшую проходимость или же дать максимально качественное сцепление с асфальтом.

Что зависит от рисунка протектора

Несмотря на многочисленные попытки шинников, пока им не удалось создать действительно универсальные шины, которые бы сумели опередить остальные покрышки по всем характеристикам. Они признают, что сделать это фактически невозможно.

Чтобы удовлетворить потребности автомобилистов, шинники предлагают несколько линеек своей продукции и огромный выбор моделей, которые предназначены для определённых условий эксплуатации. Это позволяет выбрать покрышки по:

  • параметрам автомобиля;
  • виду и качеству покрытия, по которому будет ездить машина;
  • сезону и погодному фактору.

Самым принципиальным делением считается выпуск летних и зимних шин. Также существуют всесезонные покрышки, но они не пользуются огромным спросом, поскольку фактически не могут в полной мере удовлетворить требования к летним и зимним шинам одновременно. Хотя в регионах с мягким климатом и тёплой зимой их использовать можно.

Выбирая покрышки с определённым рисунком протектора шин, важно понимать, на что именно он будет влиять. Качество и надёжность изделия в основном зависит от конструкции используемого каркаса.

При этом можно заметить, насколько характеристики рисунка у протектора автомобильных легковых шин отличаются друг от друга. Оснащение авто тем или иным типом ламелей даёт машине некоторые преимущества. Следует подробнее остановиться на типах рисунков, чтобы понять, чем они отличаются и какие преимущества дают в той или иной ситуации.

Классификация и виды рисунков протектора на легковых автомобильных шинах

Не стоит недооценивать значение правильно выверенного и нанесённого рисунка протектора, поскольку от него зависят следующие параметры:

  • качество сцепления;
  • умение проходить по разному покрытию;
  • управляемость машины;
  • скоростные характеристики и максимальная скорость;
  • уровень издаваемого шума;
  • комфорт.

Понятие универсальности не применяется в отношении рисунков протектора шин. Они не способны одновременно выполнять несколько противоположных функций. То есть не стоит ждать от одной модели способности развивать высокую скорость на ровном сухом асфальте, и одновременно великолепно проходить по сложному бездорожью. Для каждой такой цели требуется соответствующий тип протектора.

Виды

При выборе покрышек следует обязательно ориентироваться на то, в каких условиях будет эксплуатироваться транспортное средство, и что требуют технические и конструктивные особенности самого автомобиля.

Если смотреть на вопрос глобально, тогда все существующие рисунки можно разделить на 4 большие категории. У каждого из них есть свои преимущества в рамках тех условий эксплуатации, для которых они создавались. Но параллельно нельзя забывать об имеющихся недостатках. Они будут проявляться тогда, когда машина на таких колёсах попадёт в нехарактерные и не предназначенные для них условия.

Классификация и виды рисунков протектора на легковых автомобильных шинах

Здесь действует достаточно простой и понятный принцип. Когда повышается одна характеристика, обязательно снижаются другие параметры. Если автомобилист приобрёл комплект покрышек для скоростной езды по асфальтированным дорогам, то на этих же покрышках он точно не сумеет покорять бездорожье.

Да, существуют условно универсальные шины. Именно так их позиционируют некоторые производителя. Их действительно можно использовать в различных условиях. Только в каждом из них такие покрышки будут заметно уступать тем, которые были созданы специально для той же скоростной езды, бездорожья или преодоления водных препятствий.

В итоге рисунки могут быть:

  • ненаправленными симметричными;
  • неправлеными симметричными;
  • не неправлеными асимметричными;
  • направленными асимметричными.

Только не стоит полагаться на то, что при подборе подходящего вам рисунка шины смогут полностью соответствовать всем требованиям и идеально выполнять свои задачи. Здесь также большую роль играет качество используемого сырья, уровень производства, репутация производителя, стоимость и пр.

Следует отдельно рассмотреть каждый из возможных вариантов рисунка.

Ненаправленный симметричный

Можно считать чем-то универсальным, что подходит для большого числа автомобилей и условий, в которых они эксплуатируются. За счёт симметричного ненаправленного рисунка авто получает возможность передвигаться по разному покрытию. Рисунок используется при создании летних и зимних моделей. Именно такие покрышки зачастую устанавливают на новые машины при продаже.

Если вы предпочитаете ездить в смешанном цикле, когда требуется выезжать за пределы города, на трассы, в город и по лёгкому бездорожью, следует ориентироваться именно на такой рисунок на протекторе летних шин. При его изготовлении шинники преследует цель обеспечить высокий уровень комфорта и управления, несколько жертвуя скоростными параметрами.

Это оптимальные покрышки для городских условий и тех водителей, кто не злоупотребляет ездой на высоких скоростях.

Такой рисунок применяется на нескольких основных категориях шин:

  • вседорожные;
  • для бездорожья;
  • для смешанного цикла.

Поскольку производственные затраты на создание такого рисунка незначительные, если сравнивать с остальными, это позволяет снижать себестоимость изготовление и получать на выходе одни из наиболее бюджетных шин.

Но не стоит ждать чего-то сверхъестественного при выезде на трассы и на шоссе. Эти шины не предназначены для скоростной езды, они недостаточно эффективно удерживают автомобиль на высокой скорости. Быстрая езда и лужи могут привести к аквапланингу, что потенциально влечёт за собой потерю управления.

Ещё специалисты рекомендуют использовать покрышки с таким рисунком в качестве запаски. Их универсальность позволяет совмещаться с шинами другого типа, позволяя без особых проблем доехать до пункта назначения или автосервиса, где можно будет полноценно заменить колесо.

Направленный симметричный

Ещё их часто именуют дождевыми покрышками, поскольку они эффективно отводят воду при проезде по мокрым участкам, обеспечивая при этом хорошее сцепление и управляемость.

Подобные характеристики позволяют сделать вывод, что этот рисунок подходит для эксплуатации машины при любой погоде, во время сильного дождя или при наличии на дорогах луж. Не подводит покрышка и в условиях сухого асфальта, укатанного снега и наледи. Рисунок обеспечивает достойный уровень курсовой устойчивости и позволяет водителю контролировать ситуацию за счёт эффективного сохранения управляемости.

Направленный протектор симметричного типа характеризуется свойством слушаться руля. Такие виды наносимого рисунка в область протектора легковых шин качественно отводят воду от пятна контакта, тем самым исключается опасный эффект аквапланинга.

В случае с зимними вариантами такого рисунка достигается отвод снежной каши, слякоти и прочих прелестей талого снега. Универсальность в плане адаптации к разным погодным условиям постепенно делает направленный симметричный протектор всё более популярным и востребованным среди автомобилистов. Не зря каждый шинник обязательно выпускает зимние покрышки, имеющие именно такой протектор. Это оптимальное решение при эксплуатации авто зимой в городских условиях.

Классификация и виды рисунков протектора на легковых автомобильных шинахВиды рисунков протектора

Если говорить о недостатках, то тут стоит отметить более высокий уровень шумности при езде по сухому асфальту. Это обусловлено тем, что шашечные блоки располагаются здесь последовательно. Также это не оптимальный вариант покрышек для тех, кто часто ездит по неровным и некачественным покрытиям, поскольку уровень сцепления падает, автомобиль теряет устойчивость.

Ненаправленный асимметричный

Симметричные рисунки направленного и ненаправленного типа одинаково хорошо обеспечивают высокий уровень комфорта и безопасности при условии размеренного управления транспортным средством.

Но покрышки, на которых используется асимметричный рисунок шинного протектора, служат для совершенно иных целей. Задачей таких автошин является максимальная производительность в условиях повышенной скорости движения и динамического маневрирования. В таких шинах заинтересованы владельцы спортивных и скоростных автомобилей, спорткаров, авто из премиум сегмента.

Идея создания подобного рисунка заключается в том, чтобы разделить протектор на две составляющие. А именно на внутреннюю и наружную сторону. При этом каждая сторона отвечает за определённые характеристики и качества изделия.

Внешняя сторона протектора, то есть та, которая располагается снаружи, изготавливается на основе более жёсткого состава. Здесь используются массивные протекторные блоки. На внешнюю сторону воздействуют большие нагрузки деформации, возникающие при активном маневрировании транспортного средства на высоких скоростях. Потому внешняя зона нуждается в максимальном контакте с покрытием и высокоэффективном сцеплении. За счёт жёсткости резины покрышка сохраняют стабильное пятно контакта, поскольку форма изделия не меняется. Массивные блоки гарантируют нужное сцепление. Плюс жёсткость даёт преимущество в виде высокой информативности и отзывчивости на любые действия рулём со стороны водителя. То есть машиной становится легче управлять, когда скорость автомобиля достигает внушительных значений. Здесь меньше рисков потерять управление.

Что же касается внутренней стороны, то здесь применяется уже более мягкий состав резины, характеризующийся повышенной эластичностью протектора. Сам рисунок таких автошин для легкового авто включает увеличенное количество канавок для отвода воды. Тем самым у легковых спортивных машин появляется дополнительное свойство избегать эффекта аквапланинга на высокой скорости, обуваясь в такие покрышки, чем не могут похвастаться симметричные рисунки. Этого качества в шинах симметричного типа нет.

Эластичность играет тут далеко не последнюю роль, поскольку за счёт такой конструкции внутренней стороны удаётся добиться мягкого и комфортного хода, хотя наружная часть характеризуется повышенной жёсткостью. То есть стороны друг друга компенсируют и дополняют.

В итоге направленный асимметричный вариант протектора выделяется на фоне конкурентов прекрасной управляемостью и устойчивостью при движении на высокой скорости. Также нельзя не отметить отличную поперечную устойчивость, позволяющую сохранять машину стабильной при скоростном маневрировании.

Но не стоит забывать об имеющихся недостатках. Такие рисунки не предназначены для бездорожья, и все их скоростные преимущества пропадают, как только машина оказывается на участке с плохим покрытием.

При ровной дороге информативность маневрирования является неоспоримым преимуществом. Но она же превращается в недостаток на плохом покрытии, поскольку в салоне водитель и пассажиры ощущают буквально каждую неровность. Ждать великолепного сцепления на неровных дорогах здесь не стоит.

Дополнительным минусом считается завышенная стоимость. Даже если сравнивать изделия того же производителя, но с рисунком симметричного ненаправленного типа. В некоторых случаях их цена оказывается в 2 раза выше.

Направленный асимметричный

Такой рисунок для протектора в конструкции легковых шин встречается достаточно редко. Это не такой частый гость в конструкции легкового автомобиля.

Подобная конфигурация встречается редко. Впервые о ней узнали только в начале 2000-х годов, когда компания Nokian приступила к разработке и выпуску подобных покрышек.

Задачей изготовителя было создать протектор, позволяющий одинаково эффективно управлять машиной в разных условиях. То есть сделать резину, способную совмещать в себе несколько качеств одновременно. Такой рисунок даёт возможность с помощью наружной части цепляться за сухой асфальт, а внутренней гарантировать хорошую управляемость на мокрых участках дороги. Это один из примеров того, что хотели получить от направленного асимметричного рисунка.

Но реализовать задуманное оказалось намного сложнее, чем изначально предполагалось. Также возникли объективные проблемы с установкой и обслуживанием. Все эти факторы заставили шинников отказаться от идеи выпуска таких покрышек.

Особенности зимних протекторов

Каждый автомобилист, кто проживает в регионе, где есть полноценная зима, обязан заранее задуматься о покупке комплекта зимней резины.

По рисунку их разделяют на направленные, ненаправленные, симметричные и асимметричные. То же самое встречается и на летних покрышках, а потому отличие нужно искать в другом. Основная разница заключается в повышенной пластичности резинового состава, а также увеличенной ламелированности. Протекторные блоки в зимних покрышках рассекаются на более мелкие компоненты с помощью дополнительных канавок.

Тем самым обеспечивается мягкость протектора, изделие не превращается в ледышку на холоде, а также увеличивает количество граней, с помощью которых шина цепляется за скользкое покрытие.

При этом покрышки зимнего типа делят на 2 основные категории:

  • скандинавские;
  • европейские.

Но ещё важно отметить подкатегорию у скандинавских (они же арктические) в виде шипованной резины.

Европейские

Именно с таким рисунком протектора зимних шин в подавляющем большинстве приобретаются покрышки в странах Европы и в регионах с относительно мягкой зимой. Ещё одним популярным названием является липучка.

Подобные изделия характеризуются повышенными параметрами жёсткости резины, которая адаптирована под эксплуатацию в условиях мягкой и умеренной зимы, а также подходят для универсального применение. Плюс их отличает меньшее количество ламелей в конструкции протектора.

Европейская резина не так уверенно ведёт себя в условиях обледеневшей и заснеженной дороги. Также у неё никогда не бывает дополнительных шипов, поскольку в ряде стран они запрещены.

Рисунок протектор разрабатывается таким образом, чтобы машина имела возможность передвигаться в основном в городских условиях по дорогам, которые были предварительно расчищены.

Сильным качеством европейского зимнего протектора является отличное поведение и высокий уровень сцепления при преодолении участков с мокрым снегом и слякотью. Колёса имеют повышенный индекс скорости и спортивный внешний вид.

В большинстве своём европейские зимние протекторы делают с симметричным и асимметричным рисунком. Тем самым обеспечивается эффективный водоотвод и удаление и канавок талого снега. Это оптимальный городской вариант для мягкой зимы.

Скандинавские без шипов

Их называют альпийскими, арктическими и скандинавскими. При этом суть не меняется. Также относятся к липучкам, поскольку шипы здесь отсутствуют.

Подобные покрышки характеризуются использованием острых ламелей, что заметно при сравнении с европейским аналогом. Для создания скандинавской резины используют более мягкий состав, чтобы не допустить затвердевание в условиях сильных заморозков. Такие шины ориентированы на эксплуатацию при очень низкой температуре.

Эти покрышки отличаются повышенной агрессивностью, увеличенным числом ламелей. Именно подобные конструктивные особенности позволяют эффективно цепляться за обледеневшие дороги, преодолевать препятствия в виде снежных сугробов. Если в вашем регионе полноценная холодная зима, и дороги чистят редко, либо не чистят вообще, на европейских шинах вы вряд ли сможете далеко уехать. Здесь потребуется использовать скандинавскую липучку, либо переходить на шипованные аналоги.

Классификация и виды рисунков протектора на легковых автомобильных шинах

Подобный рисунок шинного протектора позиционируется как более эффективная зимняя полноценная резина. Но иногда характеристик скандинавской липучки всё равно оказывается недостаточно, и требуется дополнительное оснащение комплекта шипами.

Скандинавские с шипами

Помимо различных рисунков протектора, скандинавские или арктические покрышки дополнительно могут оснащаться специальными шипами. При этом вокруг них ходит много споров, не все понимают основные преимущества и недостатки таких решений.

Шипованные изделия пригодны к эксплуатации только в условиях заснеженных и обледеневших дорог. При езде на асфальте буквально все преимущества шипов моментально исчезают, и начинают активно проявляться недостатки. А именно:

  • ускоренный износ;
  • потеря шипов;
  • повышенная шумность в салоне;
  • увеличенный тормозной путь;
  • разрушение дорожного полотна и пр.

Если автомобилист решил перейти на шипованные покрышки, их следует искать только среди скандинавских вариантов. Шипованных европейцев не существует, поскольку они во множестве стран попросту запрещены для эксплуатации из-за пагубного воздействия на дорожное покрытие.

Шипы хорошо проявляют себя только по укатанному снегу и на льду.

Также подобные комплекты не могут устанавливаться только на одну ось. Если нарушить это правило, автомобиль наверняка занесёт, поскольку коэффициент сцепления у передних и задних колёс будет значительно отличаться.

Выбор покрышек является действительно важным и ответственным мероприятием для каждого автомобилиста. Наиболее правильно покупать 2 комплекта зимнего и летнего типа, своевременно осуществляя переход между ними при наступлении холодов и после начала потепления.

Каждый рисунок протектора обладает своими ключевыми преимуществами, параллельно имея некоторые недостатки. Выбор во многом зависит от самого автомобиля, предъявляемых требований производителя к используемым шинам, а также от условий эксплуатации.

Учитывая высокую эффективность европейских и скандинавских липучек, а также объективные недостатки шипованных аналогов, потребность в шипах постепенно снижается. Плюс во многих странах действует запрет на использование подобной резины.

Обновленные требования к рисунку протектора шин с 1 января 2015 года

Рисунок протектора

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет об обновлении требований, предъявляемых к рисунку протектора шин автомобиля.

Изменения нормативных документов вступят в силу только 1 января 2015 года, однако я рекомендую изучить их заранее.

Итак, сегодня будут рассматриваться следующие документы: «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» (текст документа здесь) и «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств» (текст тут).

Приступим.

Изменения перечня неисправностей

Начнем с изменений, внесенных в перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена:

5.1. Шины легковых автомобилей имеют остаточную высоту рисунка протектора менее 1,6 мм, грузовых автомобилей — 1 мм, автобусов — 2 мм, мотоциклов и мопедов — 0,8 мм.

Примечание. Для прицепов устанавливаются нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин транспортных средств — тягачей.

5.1. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4 — 1 мм;
для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

Остаточная глубина рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S» (при отсутствии индикаторов износа), во время эксплуатации на указанном покрытии составляет не более 4 мм.

Примечание. Обозначение категории транспортного средства в настоящем пункте установлено в соответствии с приложением N 1 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877.

В первую очередь, в глаза бросаются категории транспортных средств из технического регламента, которые ранее в правилах дорожного движения не упоминались.

Давайте проведем сравнение остаточной глубины протектора до и после 1 января 2015 года:

Остаточная глубина протектораДо 1 января 2015 годаПосле 1 января 2015 года
0,8 мммотоциклы и мопедыL — мопеды, мотоциклы, квадрициклы и т.п.
1 ммгрузовые автомобилиN2, N3, O3, O4 — грузовики с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн и прицепы с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн
1,6 ммлегковые автомобилиМ1, N1, O1, O2 — легковые автомобили, грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, прицепы с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн
2 ммавтобусыМ2, М3 — автобусы

Изменения затронули грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн, т.е. грузовые автомобили категории B. Ранее на таких автомобилях резина могла использоваться до тех пор, пока не останется 1 мм протектора. С 1 января 2015 года требования будут чуть более жесткими — 1,6 мм. Например, эти требования затронут небольшие грузовики (Газель, Мицубиси Л200, Фольксваген Амарок и т.п.).

Кроме того, вводятся дополнительные требования для зимней резины, имеющей маркировку «М+S», «М&S», «М S». Подобные шины должны иметь остаточную глубину протектора не менее 4 мм. Причем величина эта не зависит от того, на транспортное средство какой категории установлены шины.

Изменения технического регламента

Похожие изменения затронули и приложение 7 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств:

5.2. Применяются требования пунктов 2.3.2 — 2.3.4 Приложения № 5 к настоящему техническому регламенту.

5.2. Шина считается непригодной к эксплуатации

5.2.1. При появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин).

5.2.2. При остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:

  • для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;
  • для транспортных средств категорий N2, N3, О3, O4 — 1 мм;
  • для транспортных средств категорий М1, N1, O1, O2 — 1,6 мм;
  • для транспортных средств категорий М2, М3 — 2 мм.

5.2.3. При остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее (см. рисунок 5.1), а также маркированных знаками «М+S», «М&S», «М S», во время эксплуатации на указанном покрытии — не более 4 мм.

Маркировка, наносимая на зимнюю шину
Рисунок 5.1. Маркировка, наносимая на зимнюю шину

5.2.4. При наличии местных повреждений шин (пробои, сквозные, несквозные и прочие порезы), которые обнажают корд, а также расслоений в каркасе, брекере, борте (вздутия), местного отслоения протектора, боковины и герметизирующего слоя.

Для объективного сравнения старой и новой версии регламента приведу пункты 2.3.2 — 2.3.4 приложения 5, на который дается ссылка:

2.3.2. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

2.3.2.1. Для транспортных средств категорий L — 0,8 мм;

2.3.2.2. Для транспортных средств категории М1 — 1,6 мм;

2.3.2.3. Для транспортных средств категорий N и О — 1,0 мм;

2.3.2.4. Для транспортных средств категорий М2 и М3 — 2,0 мм;

2.3.2.5. Для прицепов (полуприцепов) — та же, что и для тягачей, с которыми они работают.

2.3.2.6. Для зимних шин, а также шин, маркированных знаком «M+S» — 4,0 мм.

2.3.3. Шина считается непригодной к эксплуатации при:

2.3.3.1. Наличии участка беговой дорожки, на котором высота рисунка протектора по всей длине меньше указанной в пункте 2.3.2. Размер участка ограничен прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), если участок расположен посередине беговой дорожки протектора. При неравномерном износе шины учитывается несколько участков с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину;

2.3.3.2. Появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки;

2.3.3.3. Замене золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями;

2.3.3.4. Местных повреждениях шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местных отслоениях протектора.

2.3.4. Не допускаются:

2.3.4.1. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;

2.3.4.2. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;

2.3.4.3. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;

2.3.4.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

Точно также как и в перечне неисправностей, рассмотренном в начале статьи, в техническом регламенте ужесточаются требования к грузовым автомобилям категории B. Начиная с 1 января 2015 года, остаточная глубина протектора у них должна быть более 1,6 мм.

Кроме того, в техническом регламенте приводится маркировка зимних шин (горная вершина с тремя пиками и снежинка). Если на Ваших шинах есть подобная эмблема, то эксплуатировать их при остаточной глубине протектора менее 4 мм запрещено.

Ну и еще один момент. Ранее к колесам автомобилей, находящихся в эксплуатации, предъявлялись требования пункта 2.3.4. Например, не допускалось отсутствие колесных болтов, наличие трещин дисков и ободьев, нарушение формы и размеров крепежных отверстий и т.п. Как бы это странно ни звучало, но с 1 января 2015 года подобные требования к автомобилям технический регламент предъявлять не будет.

Естественно, я рекомендую до подобного состояния автомобиль не доводить, т.к. это может привести впоследствии к серьезному ремонту или ДТП.

Удачи на дорогах!

Рисунок протектора летних шин, какой рисунок лучше летом

Зимняя резина водителями летом практически не используется, так как изготовлена из очень мягкого компаунда, который очень быстро изнашивается. Также она очень шумная и по совокупным качествам не обеспечивает необходимой безопасной сцепляемости с поверхностью дороги. Кроме того, при летней эксплуатации она неэкономична.

В состав летних покрышек входит большое количество твердого каучука, а также:

  • технического углерода;
  • кремниевой кислоты;
  • серы и других компонентов. 

Это позволяет изготавливать резину, которая не деформируется при взаимодействии с раскаленной поверхностью асфальта.

Летние покрышки обладают большей плотностью и меньшей высотой протектора, что обеспечивает необходимое сцепление. Кроме этого важный параметр, который является одним из основных при оценке эксплуатационных качеств резины – коэффициент сцепления аквапланирования.

В зависимости от скорости движения автомобиля, глубины протектора и слоя жидкости в районе пятна контакта усилие, с которым водяной объем вдавливается между шиной и дорогой, достигает 30 и более килограмм. Для снижения этой величины производители предлагают различные варианты протектора.

Рисунок протектора летних шин, в отличие от других типов, не содержит большого количества мелких порезов, необходимых для устойчивости по скользкому покрытию (льду). Для этого типа важно, чтобы глубина, ширина и направление канавок позволяли не задерживаться воде в области пятна соприкосновения шины и асфальта на любых скоростях. 

Виды рисунка на протекторе

Рисунок протектора летних шин

У летних шин рисунок протектора может быть:

  • направленным;
  • симметричным;
  • ассиметричным.

В зависимости от этого каждый тип шины обладает различными эксплуатационными характеристиками, которые влияют на ходовые и экономические качества. Немаловажный фактор – износоустойчивость, хотя эта величина чаще зависит от стиля езды.

Летние шины с направленным рисунком протектора считаются наиболее эффективным при эксплуатации автомобиля по влажной поверхности, такой же эффект наблюдается и на сухом асфальте. Следует принять во внимание, что канавки, оканчивающиеся на внешней части покрышки, предназначены для отвода воды. Они быстро изнашиваются, а это снижает курсовую устойчивость. На автомобили без ABS такую резину ставить не рекомендуют, так как тормозной путь увеличивается. По экономичности они демонстрируют наилучший показатель, как, впрочем, и по стоимости.

Качественное сцепление и хороший показатель аквапланирования демонстрируют традиционный симметричный рисунок. Эти покрышки устанавливаются на бюджетных авто, ими комплектуются новые транспортные средства. Такую резину стоит устанавливать на компактные автомобили, эксплуатирующиеся в городских условиях для преодоления небольших расстояний. По соотношению цена-качество они считаются наилучшими.

Для тех, кто предпочитает экстремальный стиль вождения, специалисты рекомендуют обратить внимание на ассиметричный протектор. К его особенностям можно отнести наличие усиленной наружной части высокой жесткости, повышающей управляемость, и внутренней, которая качественно отводит воду. Такое инженерное решение позволяет значительно увеличить курсовую устойчивость авто в разных ситуациях.

Вследствие особенного протектора менять местами колеса (с левой стороны на правую) невозможно. Также нельзя предугадать, какое колесо необходимо иметь в запасе для того чтобы заменить в случае необходимости.

Оптимальный рисунок для летней эксплуатации

Оптимальный рисунок летней резины

Выбирая, какой рисунок протектора лучше летом, следует учесть тип авто, особенности его эксплуатации и принять во внимание стиль вождения. Ценовая категория также немаловажна, поскольку в большинстве случаев при одинаковых технических параметрах покрышек стоимость комплекта значительно разнится.

Если планируется периодически съезжать с асфальта на грунтовую поверхность, не стоит выбирать шины с симметричным ненаправленным рисунком. Это объясняется тем, что клиновидные блоки, расположенные по краям, легко забиваются влажным грунтом. Рассчитывать в этом случае на хорошую управляемость не приходится.

Ассиметричный рисунок является наиболее цепким. Он отлично подойдет для экстремалов. Однако из-за некачественных дорог вероятность потери одного (двух) колес с последующей заменой всех слишком высока. Этот фактор также следует учесть.

Симметрия проверена временем. Такой летний протектор хорошо держит влажную дорогу, малошумный, но может «поплыть» на влажных грунтах. Для спокойной езды по городу этот вариант считается самым приемлемым.

Протекторы шин — классификация, рисунок, особенности

Главный качественный показатель шин — это, прежде всего, надежное сцепление с дорожным полотном. Причём непосредственный контакт приходится не на всю поверхность шины, а на её протектор. От рисунка и состояния протектора в большой степени зависит комфорт и безопасность поездки. С каким протектором следует покупать шины, расскажет наша статья.

Если вы сможете правильно подобрать протектор, шины будут долго и эффективно служить вам. Но выбор хороших шин не означает, что нужно купить непременно дорогую марку авторезины с симпатичным рисунком. Нужно выбирать протектор, учитывая климатические и дорожные условия, манеру езды, вид транспортного средства и многое другое.

Классификация протекторов автошин

Геометрия рисунка протектора

Рисунки протекторов автошин бывают симметричные направленные, симметричные ненаправленные и асимметричные.


Симметричный рисунок протектора, как это понятно из названия, располагается симметрично относительно условной продольной центральной линии, проходящей вдоль всего протектора. Симметрично направленный рисунок протектора – самый распространённый ввиду хороших ездовых качеств. Расположение водоотводящих канавок в виде ёлочки повышает устойчивость шин даже во время сильного дождя, на высокой скорости. Направленные шины также издают очень мало шума. При установке шины нужно обращать внимание на направление вращения, указанное стрелкой. Если установить шину с направленным рисунком наоборот, возникнут негативные эффекты при вождении автомобиля.

Шины с симметричным ненаправленным рисунком протектора универсальны. Нет никакой разницы, как их ставить – в любом варианте колесо катится великолепно. По стоимости эти шины дешевле направленных, и тем более, асимметричных, поэтому пользуются устойчивым спросом. Лучше всего ведут себя эти шины на сухой асфальтовой или бетонной дороге. При езде по мокрой грунтовке рисунок быстро забивается и не может очиститься, что негативно влияет на управляемость. В дождливую погоду ездить на высокой скорости не рекомендуется, так как вода выводится не в одну сторону, как в направленных шинах, а во все, и это ухудшает сцепление с дорогой.

Асимметричный рисунок протектора различается по обеим сторонам относительно центральной линии. Он позволяет сочетать в себе различные полезные качества. Обычно одна сторона протектора имеет плотные шашки для уверенной езды по сухой дороге, а другая – разветвлённые канавки для езды в дождь. Внутренняя сторона асимметричных шин обычно мягкая, для более плавного и чёткого вхождения колёс в повороты.
Условия эксплуатации и конструкция протектора шины

Конструкция зимнего протектора позволяет преодолевать обледенелые, заснеженные и грязные дороги. Для такого протектора характерна значительная высота, а также расположенные под разным углом «шашки» с канавками для отвода снега и воды из пятна контакта шины с дорогой. По двум сторонам от центра протектора находятся более крупные сегменты, на которых устанавливаются так называемые «шипы» – металлические вставки, препятствующие скольжению автомобиля на льду. Для протектора зимних шин характерны острые кромки резины, часто используется зигзагообразный рисунок. Всё это способствует наилучшему сцеплению машины с дорогой. Подробнее о протекторах зимних шин рассказано в соответствующей статье.

Летний протектор отличается глубокими продольными канавками и менее глубокими поперечными. Шины с летним рисунком идеально подходят для езды по бетону, асфальту, грунтовой дороге, причём неважно – мокрой или сухой. Плюсы летних шин – они устойчивы к износу, производят мало шума. Особая группа летних покрышек — дождевые шины, гасящие эффект аквапланирования на мокрой дороге.

Протектор всесезонных шин предназначен для климатических условий, где зима не бывает слишком морозной, а чаще – снег и слякоть. Рисунок протектора всесезонки соединяет элементы летнего и зимнего – разреженные элементы, большая высота, наличие микроканавок. Зимой всесезонный протектор может не справляться на льду и укатанном снегу, а летом возникает повышенный его износ и шумность.

Шины с универсальным рисунком предназначены для езды по различного качества дорогам. По сравнению с летним, этот протектор имеет более сложный, разветвлённый и глубокий рисунок. В центре располагаются шашки, для езды по шоссе, а по краям – большие грунтозацепы, для езды по бездорожью. Минус данных шин – высокий уровень шума и повышенный износ при езде на больших скоростях.

Специализированный рисунок – карьерный, рекомендован для автомобилей, которые передвигаются по лесу, полям и карьерам. Карьерные шины отличаются очень глубоким рисунком, канавки располагаются продольно, чтобы поддерживать курсовую устойчивость автомобиля.

С этой статьёй читают:

Как выбрать рисунок протектора шин

В наше время разнообразие рисунков протектора шин просто поражает, какие только рисунки можно увидеть на протекторе современных автошинах, красивые и не очень, с большой глубиной и с маленькой.

Для одних водителей важна красота, для других практичность и безопасность езды. Но обо всем по порядку.

Критерии выбора автошин

Из года в год, от сезона к сезону, автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора автошин. При каждой смене покрышек, каждый водитель стремится подобрать оптимальный вариант для своего авто, из того огромного количества производителей и моделей.

Каждый автовладелец при выборе автошин в первую очередь отталкивается от типоразмера, фирмы производителя, и как немаловажно от цены.

Но если обратить внимание, при изучении ассортимента резины, всегда в первую очередь взгляд останавливается на понравившемся рисунке протектора шины, и это немаловажно.

Водитель – это индивидуальность

У каждого автомобилиста определенная манера вождения, у одних в основном езда по городу, у других постоянные поездки на большие расстояния.

Для кого-то немаловажным критерием является комфорт езды. Для любителей экстремального вождения, это уменьшенный тормозной путь, повышенная маневренность на высокой скорости и т. д.

Основные типы рисунков протектора

Теперь рассмотрим, какие основные типы рисунков протектора шин более распространены, их достоинства и недостатки.

Рисунки протекторного слоя делятся на три распространенных категории:

  • Симметричный рисунок протектора;
  • Асимметричный рисунок;
  • Направленный.

Почему основные? Все они еще могут делится на рисунки протекторов, которые применяются на шинах:

  • Зимних шипованных;
  • Повышенной проходимости;
  • Простых дорожных;
  • Карьерных;
  • Не направленных универсальных;
  • Направленных универсальных.

Рисунки протекторов шин

К примеру, существует рисунок шины Cordiant Business CA.

Cordiant

В последнее время, в стремлении создания идеального рисунка протектора, активно применяются новые технологии.

Protektor

Симметричный рисунок

Симметричный рисунок протектора шин относится к наиболее распространенному среди владельцев небольших, маломощных автомобилей.

Автошина с таким рисунком более востребована среди автолюбителей со спокойной манерой вождения. Также привлекает цена такой резины, она ниже в сравнении с асимметричными и направленными шинами.

Симметричный рисунок протектора шины

Особенность такого рисунка заключаются в том, что шина не имеет правил монтажа на диск. То есть шину, можно монтировать на диске не придерживаясь определенных правил, собранное колесо монтировать как на правую, так и на левую сторону, в отличие от направленных рисунков.

Поэтому на запасном колесе лучше всего иметь шину именно такой конструкции. Такой вид рисунка протектора подходит как при езде по асфальтированной поверхности, так и при езде по грунтовой поверхности, показатели будут находиться на среднем уровне. У такой резины уровень шума, как правило, не слишком высокий.

Асимметричный рисунок

Асимметричный рисунок протектора сочетает в себе показатели двух шин, одна часть рисунка протектора имеет водоотводящие канавки, а вторая часть как у симметричной шины. Также у таких шин имеются продольные, широкие дренажи для воды.

Асимметричные шины намного превосходят по техническим характеристикам симметричные, но и стоимость таких шин гораздо выше. Они имеют правила монтажа на диск, внутренняя и наружная сторона.

Асимметричный рисунок

Для упрощения их установки, производители маркируют стороны. Такие шины имеют отличные показатели как на мокрой поверхности, так и на сухой. Превосходные показатели при экстренном торможении и прохождении крутых поворотов.

Такой тип рисунка имеет низкий уровень шума. Таким шинам отдают предпочтение любители комфортной езды и поездок на большие расстояния.

Направленный рисунок

Направленный рисунок протектора уменьшает вероятность возникновения аквапланирования автомобиля.

Шины, за счет конструкции рисунка выталкивают воду из пятна контакта в обе стороны, что улучшает сцепление с поверхностью, и позволяют автовладельцу ездить на повышенных скоростях с большей уверенностью.

Направленный рисунок протектора

Одним недостатком таких шин является повышенный шум при движении на высоких скоростях, и плохая универсальность.

При возникновении необходимости переставить колесо слева направо, или, наоборот, шину необходимо перевернуть относительно диска, что не всегда, возможно, если рядом нет шиномонтажа.

По этой причине в запаске лучше всего, иметь симметричное колесо. Любители экстремального вождения чаще всего выбирают шины с направленным типом рисунка.

Какой бы рисунок протектора шин Вы не выбрали, помните безопасность вождения прежде всего.

Оцените статью

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о