Система освещения автомобиля – Электрооборудование автомобиля: приборы освещения,сигнализация,система пуска двигателя,контрольно измерительные приборы.

Содержание

Подрубрика сайта: Система освещения автомобиля

Стандартного освещения для поездки в ночное время суток или в плохие погодные условия бывает недостаточно. При поворотах свет попадает не на весь участок

Techautoport.ruTechautoport.ru

Качественная работа системы освещения играет важнейшую роль для комфортного движения в ночное время суток и при плохих погодных условиях.

Techautoport.ruTechautoport.ru

Light Assist представляет собой автоматическую систему управления дальним светом (ассистент дальнего света). Эта вспомогательная система повышает уровень

Techautoport.ruTechautoport.ru

Запотевание фар изнутри – нередкое явление, с которым сталкиваются автомобилисты. Часто конденсат появляется внутри оптики после мойки транспортного средства

Techautoport.ruTechautoport.ru

Правильная регулировка фар важна для обеспечения хорошей видимости на дороге в темное время суток. Если автомобильная оптика не отрегулирована, зона видимости

Techautoport.ruTechautoport.ru

Ближний свет фар автомобиля имеет установленную светотеневую границу, положение которой регламентируется международными правилами и стандартами.

Techautoport.ruTechautoport.ru

Центральное место в системе освещения автомобиля занимают передние блок-фары (головного света). Они обеспечивают безопасность поездок в вечернее и ночное

Techautoport.ruTechautoport.ru

Безопасно эксплуатировать автомобиль вечером и ночью, а также при плохой видимости позволяет комплекс осветительных приборов, установленных на каждом транспортном средстве.

Techautoport.ruTechautoport.ru

Высокие технологии в автомобилестроении внедряются постоянно. Автомобильная светотехника также не стоит на месте. На смену светодиодным, ксеноновым и биксеноновым

Techautoport.ruTechautoport.ru

Еще недавно в системах освещения автомобилей массово использовали только галогенные или газоразрядные лампы (ксенон). Позже производители начали переход

Techautoport.ruTechautoport.ru

Адаптивное освещение автомобиля: детальный обзор

 

Постоянное развитие и совершенствование научно-технического прогресса коснулось различных аспектов нашей жизни. Сегодня многие технические моменты отлично используются в автомобилях, в разы повышая комфорт и безопасность управления ими. Сегодня одними из таких инноваций в современных транспортных средствах являются адаптивные фары, для создания которых была разработана система адаптивного освещения.

Автомобиль с адаптивными фарами

Адаптивные фары в машине

Такие фары в последнее время стали набирать немалую популярность, что обусловило рост числа автомобилей с адаптивными фарами. Наша статья позволит вам разобраться в том, какие преимущества имеет система адаптивного освещения, предназначенная для автомобиля.

Что это за система

Система адаптивного освещения, разработанная для фар автомобиля, по своей работе очень сильно напоминает поведение человека. Это касается ситуации, когда человек поворачивает сначала глаза, а потом остальное тело. Такая же ситуация обстоит и с фарами автомобиля, оснащенного такого рода приспособлениями.

Обратите внимания! Подобная организация подсветки выходит за привычную нам организацию ближнего и дальнего света фар, поскольку предполагает свой режим работы для определенных условий движений.

Угол падения света от фар

Освещение адаптивными фарами дороги

Такие комплексы с каждым днем становятся все совершеннее, благодаря добавлению в нее новых функций для расширения возможностей уже существующих режимов освещения. В результате система адаптивного освещения для автомобиля представляет собой такое устройство, которое обеспечивает дополнительную подсветку дороги на поворотах. Данная система также получила название AFS.
Раньше AFS для своей работы использовала принцип головного активного света (например, в моделях компания Volkswagen), то сегодня ее возможности значительно расширились благодаря внедрению в установку видеокамер. В свою очередь система, разработанная для управления дальним светом, предоставляет транспортному средству способность двигаться с действующим в постоянном режиме дальним светом без ослепления остальных водителей.

По своей сути, данная система представляет собой электронное устройство, которое включает в себя следующие элементы:

  • входные устройства. Они предоставляют системе данные, на основании которой она способна распознавать разнообразные режимы движения;
  • блок управления. Здесь, при помощи конкретного программного обеспечения, происходит обработка сигналов;
  • исполнительные механизмы. Они получают обработанные сигналы от блока питания и выполняют работу по созданию того или иного типа освещения. К исполнительным механизмам относятся, к примеру, модули ксеноновых фар. В результате полученного сигнала модуль будет проворачиваться в любой плоскости (горизонтальной или вертикальной).

Обратите внимание! Сегодня ведущими разработчиками данного типа автомобильного освещения считаются компании Hella, Valeo, а также All Automotive Lighting.

Распределение светового потока

Система для адаптивного освещения фар

Между линзой и фарой в устройстве AFS установлен экран определенной формы и размера. С его помощью можно получить луч, который будет иметь заданную светотеневую границу. В ксеноновой фаре возможно установка дополнительной галогеновой лампы, что позволяет в разы улучшить освещение обочины дороги при поворотах.

Возможности современной системы автомобильной подсветки

Системы адаптивной автомобильной подсветки дороги известны в мире как Adaptive Front lighting System или сокращенно AFS. Эта аббревиатура используется для обозначения устройств с аналогичными функциями от разных производителей.

Обратите внимание! Исключение составляет только система BeamAtic от Valeo.

Несмотря на это, устройство AFS в автомобиле может выполнять различные функции. Весь спектр возможностей включает в себя такие режимы света:

  • для проселочной дороги;
  • режим автомагистрали;
  • городской режим;
  • дальний свет;
  • динамическая подсветка для поворотов;
  • режим для перемещения в неблагоприятных условиях погоды.
Падения светового потока на дорожное покрыти

Режимы работы AFS

Каждый режим адаптивного освещения реализуется при достижении транспортным средством определенной скорости. Рассмотрим их более детально.

Характеристики режимов работы системы

Городской свет включается на скорости до 55 км/ч. Для него характерна горизонтальная светотеневая граница, небольшая дальность, а также широко распространенный световой луч. В данном режиме включаются дополнительные фары и лампы. Такой режим дает возможность обнаружить на обочине дороги идущих пешеходов при повороте или движении автомобиля;

Световой поток от фар в городе

Городской свет

 

Режим света для поселочной дороги активируется при скоростях, находящихся в диапазоне от 55 до 100 км/ч. Это стандартный ближний свет, для которого характерна асимметричность. При нем правая часть дороги освещена качественнее, чем левая;

Световой поток от фар в режиме 55км/ч+

Свет для проселочной дороги

Режим света для автомагистрали включается в ситуации, когда скорость автомобиля превышает 100 км/ч. При такой скорости включается ближний свет фар с увеличенной дальности. Он дает возможность безопасно перемещаться прямолинейно, а также на высокой скорости входить в повороты.

Световой поток от фар в режиме 100км/ч+

Свет для автомагистрали

Динамическое освещение считается самым востребованным. Здесь свет реализуется за счет различного угла поворота рулевого колеса, а также скорости машины. При этом фары способны обращаться до 15° по горизонтали.

Динамичность системы освещения при повороте

Динамическое освещение

Регулировка света системой AFS

Дальний свет

Режим для дальнего света функционирует по типу стандартного дальнего света. Но здесь нет необходимости переключения фар на ближний тип подсветки. Управление дальним светом обеспечивается двумя вариантами:

  • адаптивная светотеневая граница;
  • вертикальная светотеневая граница.

Обратите внимание! Для реализации обоих способов необходима видеокамера. Она, при обнаружении в поле зрения машин, подает сигнал, который поступает на электронный блок управления.

В данном случае AFS регулирует работу фар так, чтобы световой луч заканчивался до едущего на встречу транспортного средства. При этом электроника ведет учет рельефа дороги (например, спуски или подъемы). Если впереди отсутствует движение, то фары светятся обычным светом. Эти параметры характерны для способа управления адаптивной светотеневой границей.

Другой вариант (светотеневая вертикальная граница) считается более современным решением. Здесь совмещается максимально допустимый световой поток и отсутствие риска ослепить других участников движения. При обнаружении машины, устройство автоматически затеняет его и ведет.
Последний режим света, который реализуется при неблагоприятных факторах погодных условий, создается при максимально обширном рассеивании светового потока фар.

Свет автомобиля при плохой погоде

Свет для неблагоприятных погодных условий

Реализуемый таким образом свет создает минимальные условия для бликов, которые могут возникнуть при освещении частиц влаги при уменьшении дальности подсветки.

Преимущества использования адаптивного устройства фар

AFS по сравнению с обычным освещением, которое дает фары автомобилей, обладает следующими преимуществами:

  • позволяет эффективно менять режимы подсветки дороги и обочин при различных скоростях;
Освещения от автомобиля на дороге

Освещение дороги адаптивными фарами

  • повышение безопасности дорожного движения даже в условиях плохой погоды;
  • дает возможность увидеть пешеходов, перемещающихся по обочине;
  • уменьшает риск ослепления автомобилей, едущих на встречу по соседней полосе;
  • увеличивает скорость реакции водителя на различные дорожные ситуации;
  • предупреждает дорожно транспортные происшествия, которые случаются часто из-за недостаточного освещения;
  • быстрый настрой подсветки дороги под конкретные ситуации

Как видим, использование подобной системы в разы повысит комфортность езды на транспортном средстве.

Заключение

Современные технологии делают нашу жизнь намного удобнее и безопаснее. Это отлично видно на примере системы, которая реализует в автомобиле адаптивное освещение дороги. Благодаря такой «умной» подсветке управление транспортным средством становится значительно проще и удобнее. При этом снижается риск дорожно-транспортных происшествий. все преимущества системы вы сможете оценить уже сразу же после установки.

 

Система освещения и световой сигнализации автомобиля

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Публикация:

   Система освещения и световой сигнализации автомобиля

Читать далее:



Система освещения и световой сигнализации автомобиля

Система освещения обеспечивает работу автомобиля в ночное время. В систему освещения входят: передние фары, подфарники, задние фонари, лампы освещения щитка приборов, плафоны внутреннего освещения кабины пли кузова, главный и ножной переключатели, переключатели ламп щитка и кабины, предохранители и провода. У некоторых автомобилей, кроме передних фар, впереди установлена фара-прожектор, позволяющая направлять пучок света в необходимом направлении. Так же устанавливают специальные противотуманные фары.

Световая сигнализация обеспечивает безопасность движения автомобиля п имеет стоп-сигнал, указатель поворотов и сигнальный свет заднего хода. Все части системы освещения и световой сигнализации питаются от аккумуляторной батареи или генератора и соединены проводами.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают контроль различных параметров агрегатов и систем автомобиля. На автомобиле контролируется достаточно большое число параметров: температура и давление в различных системах, уровень (запас) жидкостей, скорость движения автомобиля и пройденный путь, частота вращения коленчатого вала двигателя, зарядный режим на автомобиле. В целом приборы можно разделить на две группы: одни приборы позволяют оценить техническое состояние узлов автомобиля, другие помогают водителю правильно выбрать режимы работы автомобиля и его основных узлов.

Система освещения и световой сигнализации обеспечивает безопасность движения. В нее входят осветительные и световые сигнальные приборы, образующие две взаимосвязанные между собой подсистемы, и различная коммутационная аппаратура. К осветительным приборам относятся фары головного света, противотуманные фары и фары заднего хода. Светосигнальные приборы содержат габаритные и стояночные огни, указатели поворота, сигналы торможения, световозвращатели.

Большую часть информации о дорожной ситуации водитель получает по зрительному каналу. Дорожная ситуация определяется особенностями самой дороги, дорожными знаками, объектами вдоль дороги. Кроме того, дорожную ситуацию создают другие участники дорожного движения. Исходя из этого каждый автомобиль конструируется с учетом возможности получения водителем наиболее полной зрительной информации. В числе многих средств, обеспечивающих решение данной задачи, внешние световые приборы (фары и фонари) занимают особое место.

Так как автомобильный транспорт обеспечивает перевозки круглосуточно, его движение ночью и в туман невозможно без эффективного автономного освещения дороги и близлежащих от нее объектов. Осветительные приборы (фары) обеспечивают водителю возможность получения информации о дороге и объектах на дороге. Фары составляют головное освещение автомобилей и являются мощными световыми приборами.

Водитель, управляя транспортным средством, при движении по дороге может совершать различные маневры, связанные с изменением скорости и направления движения. Чтобы все участники движения своевременно получали самую различную информацию друг о друге, автомобили оснащаются комплектами приборов световой сигнализации, количество и расположение которых строго регламентировано. Светосигнальные приборы (фонарц) обеспечивают водителю возможность информировать остальных участников движения о присутствии автомобиля на дороге, его габаритах и ориентации относительно дороги (габаритные и стояночные огни, знак автопоезда, световозвращатели), об изменении направления движения (указатели поворота) и резком уменьшении скорости движения (сигналы торможения). Фонарь освещения номерного знака обеспечивает необходимую адресную информацию об автомобиле.

Информация, передаваемая различными приборами сигнализации, должна быть легко различимой и однозначно воспринимаемой. Поэтому различные приборы отличаются друг от друга интенсивностью излучаемого сигнала, его цветом (белый, желтый, оранжевый, красный) и постоянным или проблесковым режимом работы.

Еще одна важная особенность автомобильных световых приборов вытекает из необходимости создания ими пучка света определенной структуры. Другими словами, в зависимости от конкретного светового прибора интенсивность его излучения неодинакова в разных направлениях. Из задач, выполняемых световым прибором, вытекают и особенности их конструирования.

у одних приборов необходимо сконцентрировать свет источника, а затем перераспределять его в нужных направлениях. У других свет источника только перераспределяют и меняют его цвет.

Работают все световые приборы по одному принципу — они являются преобразователями электрической энергии источника питания в лучистую энергию. Происходит это преобразование в лампах накаливания.

Напомним, что лучистой называется энергия, передаваемая излучением. Измеряется энергия в самых различных единицах (эргах, джоулях и т. д.). В светотехнике пользуются другой физической величиной — лучистым потоком, который характеризует энергию излучения в единицу времени. Лучистый поток по аналогии с другими единицами мощности означает мощность лучистой энергии. Единицей измерения лучистого потока исходя из определения служит ватт, поэтому его применяют для характеристики ламп накаливания. Так как спектр излучения ламп накаливания неодинаков (он зависит от температуры нити), лучистый поток одной и той же мощности неодинаково воспринимается человеческим глазом. Поэтому одной из основных единиц в светотехнике является световой поток.

Световой поток F определяется как мощность лучистой энергии, оцениваемая по световому ощущению, которое она производит на человеческий глаз. Единицей измерения светового потока является люмен. Для воспроизведения единицы светового потока служит Государственный световой эталон.

Автомобильные световые приборы, как правило, состоят из следующих основных узлов: оптического элемента, корпуса и элементов, подводящих электрическую энергию. Основным узлом светового прибора является оптический элемент, обычно состоящий из лампы накаливания, отражателя и рассеивателя. Именно оптический элемент обеспечивает преобразование электрической энергии в лучистую, концентрирует и перераспределяет световой поток в нужных направлениях. Происходит это следующим образом. Световой поток лампы, попадая на поверхность отражателя, концентрируется им и направляется на рассеиватель. Рас-сеиватель перераспределяет лучистую энергию и формирует световой поток, усиленный или ослабленный в определенных направлениях, которые зависят от функций конкретного прибора.

Лампы, применяемые в световых приборах, строго регламентированы как по своим энергетическим характеристикам (мощности, световому потоку), так и по конструктивным параметрам (тип цоколя, размеры и расположение нитей). Такое строгое отношение к лампам обеспечивает установку в данный световой прибор только такой лампы, которая предусмотрена конструкцией.

Для концентрации светового потока лампы традиционным является параболический отражатель, геометрия которого представляет собой тело, образованное вращением параболы вокруг оси симметрии, которую называют оптической осью. Если в фокусе идеального отражателя поместить точечный источник света, то лучи, попадающие на его поверхность, отражаясь от нее, образуют узкий пучок, направленный параллельно оптической оси. Отражатель концентрирует только ту часть светового потока источника, которая находится в пределах телесного угла. Часть светового потока источника, которая не попала на отражатель, образует так называемые прямые лучи. Они идут сильно расходящимся пучком, большая часть которого бесполезна с точки зрения создания необходимой освещенности. В ряде случаев они оказывают вредное влияние, так как направлены в нежелательном направлении. Поэтому у некоторых световых приборов прямые лучи экранируют.

Рис. 1. Распределение светового потока: а — идеальным отражателем и точечным источником света; б—реальным отражателем и распределенным источником света

Реальный отражатель имеет незначительные отклонения от формы идеального параболоида, а нить накала имеет хотя и небольшие, но конечные размеры. Поэтому на практике отраженный свет имеет форму слабо расходящегося пучка с телесным углом шг. Так как световой поток лампы распределяется в телесном угле, значительно большем телесного угла сог, в котором он распределяется после отражения, то сила отраженного света во много раз больше силы света нити накала лампы.

Отраженный световой поток окончательно формирует рассеиватель. Изготовляются рассеиватели из оптически прозрачного материала. Формирование светового потока осуществляется выполненными на его внутренней поверхности преломляющими элементами. Преломляющими элементами могут быть: цилиндрические линзы, которые обеспечивают рассеяние пучка в одной плоскости и его поворот в другой; сферические линзы, рассеивающие пучок в обоих плоскостях; эллипсоидные линзы, позволяющие получить различные углы рассеяния во взаимоперпендикулярных плоскостях; призмы, которыми добиваются изменения направления части светового потока; линзопризмы, рассеивающие световой пучок при изменении ориентации части пучка.

Рассеиватель выполняет и другую важную функцию. Он защищает рабочую поверхность отражателя от различных внешних воздействий, которые могут ухудшить его функциональные характеристики.

В ряде случаев необходимая характеристика светового прибора достигается без применения отражателя или рассеивателя. Так, габаритные огни и боковые повторители указателей поворота проектируются без отражателей. Требуемое светораспределение в этих приборах обеспечивается одним рассеивателем. Отражателями сложной формы, которую можно получить при изготовлении их из термостойкой пластмассы, обеспечивается и концентрация светового потока и его распределение по направлениям. Рассеиватели в таких конструкциях не нужны и требуется лишь установка защитного стекла. Такие чисто отражательные схемы приборов могут применяться при изготовлении фар.

Система освещения и световой сигнализации предназначена для освещения дороги и передачи информации о своем автомобиле (его присутствии, габаритах) и предполагаемом маневре, а также для освещения салона кузова, кабины, приборов щитка, багажника, номерного знака и др.

Количество, расположение, цвет и видимость внешних приборов освещения и световой сигнализации автомобиля регламентируется ГОСТ 8769—75, который составлен в строгом соответствии с международными нормами — Правилами № 1—7 ЕЭК ООН (Европейская Экономическая Комиссия ООН).

Рекламные предложения:


Читать далее: Осветительная аппаратура автомобиля

Категория: — Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Система внешнего освещения — назначение и принципы работы

Назначение системы освещения

Основное призвание системы внешнего освещения — обеспечивать водителю возможность передвигаться на автомобиле в темное время суток, обозначать себя на дороге, предупреждать других участников дорожного движения о каких-либо маневрах — будь то изменение направления движения, торможение или смена полосы движения.

В систему внешнего освещения входят фары головного освещения с лампами ближнего и дальнего света. Также в блоке фары головного освещения дополнительно установлены лампы указателей поворотов, габаритных огней, в зависимости от комплектации — лампы дополнительной подсветки при повороте (пример фары головного освещения приведен на рисунке 10.11).

Пример фары головного освещения
Рисунок 10.11 Пример фары головного освещения.

Существует огромное количество различных конструктивных решений и исполнений фар головного освещения. Одно можно сказать: с одной стороны конструкция упрощалась, а с другой — усложнялась и становилась дороже. Но суть устройства была всегда одна — преобразовать свет ламы в 20–30 Вт в мощный световой поток, достаточный для освещения проезжей части на довольно большом расстоянии. Для этого используют отражатели специальной формы, способные собирать и направлять поток света от лампы в нужном направлении и с требуемой мощностью. Также возможны варианты с установкой собирающей линзы.

Примечание
Наверное, все в детстве выжигали на дереве различные рисунки с помощью увеличительного стекла. Для этого температура должна быть достаточно высокой, но сейчас не об этом. Свет, попадая на увеличительное стекло, многократно усиливается (в зависимости от характеристики линзы) и на определенном расстоянии фокусируется. Так и в случае с отражателем в фаре: он имеет изогнутую поверхность, напоминающую поверхность обычной линзы, а в центр этого отражателя помещена лампа.

Интересно
На данном этапе развития технологий отражатели могут иметь довольно сложную форму для наиболее эффективного усиления и направления света лампы.

На данный момент в фарах головного освещения применяются галогенные или газоразрядные лампы ближнего и дальнего света.

Примечание
Фары головного освещения выполнены таким образом, чтобы собирать и усиливать свет от ламп для лучшего освещения дороги.

Также стоит упомянуть о том, что сейчас все большее распространение начинают приобретать фары головного освещения со светодиодами. Технология дорогая, потому на данный момент применяется только на достаточно дорогих автомобилях.

Касательно передней части автомобиля разобрались. На задней части автомобиля установлены комбинации фонарей. Пример устройства такой комбинации представлен на рисунке 10.12.

Пример заднего фонаря
Рисунок 10.12 Пример заднего фонаря.

Примечание
Комбинации задних фонарей, в отличие от фар головного освещения, должны рассеивать свет ламп, чтобы водители попутных транспортных средств четко видели впередиидущий автомобиль и при этом не были ослеплены.

 Противотуманные фонари

Пожалуй, каждый хотя бы раз в жизни ездил на автомобиле в туман. Особое «веселье» вызывал очень густой и плотный туман ближе к вечеру, который зачастую побуждает просто остановиться и дождаться, пока видимость восстановится. А что если нужно ехать? Для этого в систему внешнего освещения включили противотуманные фонари. Устроены они проще фар головного освещения, но мощность имеют такую же и устанавливаются ниже уровня основных фар. Сделано это по одной простой причине: если в туман включить фары головного освещения, то свет от фар, отражаясь от мириадов частиц воды (собственно, основной состав тумана), будет создавать буквально в считанных метрах от автомобиля белую пелену, через которую не то что дорогу — вообще ничего не увидишь. А противотуманные фары из-за более низкого монтажа и мощных отражателей будут как бы пробивать слой тумана, освещая дорогу.

Классификация световых приборов и устройств автомобиля

На автомобилях устанавливают различные по назначению, конструкции, электрическим и световым характеристикам световые приборы.

Обязательный комплект световых приборов для автотранспортного средства

  • фары дальнего света
  • фары ближнего света
  • передние и задние габаритные огни
  • фонари заднего хода
  • указатели поворота
  • аварийный сигнал
  • сигнал торможения
  • фонарь освещения заднего номерного знака
  • задний противотуманный огонь
  • контурный огонь
  • задние све­тоотражающие устройства нетреугольной формы
  • передние светоот­ражающие устройства нетреугольной формы
  • боковое светоотражаю­щее устройство на автомобилях длиной более 6 м
  • боковые габаритные огни на транспортных средствах длиной более 6 м (за исключением грузовых автомобилей без кузова)

На прицепах запрещена установка фар дальнего и ближнего света, передней противотуманной фары, дневного ходового огня.

Обязательные световые приборы на прицепах

  • переднего габаритного огня при ширине прицепа более 1600 мм
  • заднего светоотражающего устройства треугольной формы
  • бокового светоотражающего устройства нетреугольной формы

На прицепах факультативна установка фонаря заднего хода, сигнала торможения, переднего габаритного огня при ширине прицепа не более 1600 мм, заднего светоотражающего устройства нетреугольной формы при условии, что эти светоотражающие устройства сгруп­пированы с другими устройствами световой сигнализации.

Укрываемый огонь — огонь, который в нерабочем положении может быть частично или полностью укрыт, запрещается, за исклю­чением фар дальнего и ближнего света, а также передних противотуманных фар, которые могут быть укрыты в случае, когда их не используют.

Необязательные (факультативные) световые приборы

  • передняя противотуманная фара (две)
  • дневной ходовой огонь (два)
  • огонь подсветки поворота
  • контурный огонь (на грузовых автомобилях без кузова)
  • фары-прожекторы, прожекторы-искатели

При эксплуатации АТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена изготовителем АТС, одного дополнительного сигнала торможения над основными, двух противотуманных фар и не более двух противотуманных фонарей. Установка других фар, сигнальных фонарей и световозвращате­лей, не предусмотренных изготовителем в эксплуатационной доку­ментации АТС, не допускается.

Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных экс­плуатационной документацией АТС фар, сигнальных фонарей, свето­возвращателей и контурной маркировки не допускается.

Автомобильные лампы накаливания

Рис. Автомобильные лампы накаливания:
а — фар головного освещения с европейской асимметричной системой светорас-пределения; б — галогенная категория HI; в — галогенная категория НЗ; г — гало­генная категория Н4; д — двухнитевая штифтовая; е — однонитевая штифтовая; ж — пальчиковая; з — софитовая; 1 — колба; 2 — нить дальнего света; 3 — нить ближнего света; 4 — экран; 5 — фокусирующий фланец; 6 — выводы; 7— цоколь

Автомобильная фара ФГ140

Рис. Автомобильная фара ФГ140:
1 — внутренний ободок: 2 — лампа; 3 — регулировочный винт; 4 — опорное кольцо; 5 — корпус; 6 — цоколь лампы; 7 — соединительная колодка; 8 — провода; 9 — держа­тель проводов; 10 — отражатель; 11 — рассеиватель; 12 — экран; 13 — держатель экрана

Прямоугольная фара

Рис. Прямоугольная фара:
а — устройство; б — внешний вид; 1 — контактная пластина; 2 — соединительная колодка; 3 — металлическая пластина; 4 — пластмассовый кожух; 5 — отражатель; 6 — корпус; 7 — двухнитевая лампа; 8 — рассеиватель; 9 — винт; 10 — пластмассовая гайка; 11 — лампа габаритного огня; 12 — уплотнительная прокладка; 13 — пру­жинная защелка; 14 — ободок

Прямоугольная фара с галогенной лампой

Рис. Прямоугольная фара с галогенной лампой:
а — устройство; б — расположение ручек регулирования; 1 — отражатель; 2 — гало­генная лампа; 3 — крышка; 4 — соединительная колодка; 5 — лампа габаритного огня; 6 — экран; 7 — корпус; 8 — рассеиватель; 9 — ручка регулирования в горизон­тальной плоскости; 10 — ручка корректора; 11 — ручка регулирования в вертикаль­ной плоскости

Противотуманные фары

Рис. Противотуманные фары:
а — ФГ106; б — ФГ108; в — ФП19; г — ФГ120; д — ФГ152 с галогенной лампой; е -11.3743 с галогенной лампой

Передний фонарь автомобилей КамАЗ

Рис. Передний фонарь автомобилей КамАЗ:
1 — оптический элемент; 2 — отражатель; 3 — лампа габаритного огня; 4 — патрон; 5 — штекерный разъем; 6 — лампа указателя поворота; 7— корпус; 8 — прокладка

Источники света | Системы освещения и сигнализации

Самые известные и распространенные источники светового потока автомобильных фар – лампы накаливания. В лампах накаливания источником света является вольфрамовая нить, которая под воздействием проходящего через него элек­трического тока нагревается и начинает ис­пускать свет. Вольфрам используется в качестве исходного материала для нити накаливания вследствие высокой температуры плавления 3410°С (для сравнения железо плавится при температуре 1535°С), в то время как рабочая температура нити накаливания составляет около 2500°С.

Самый большой недостаток ламп нака­ливания – их неэффективность. Эти лампы слишком затратные, так как более 90 процентов всей энергии уходит в тепло и менее 10% непосредственно в свет.

Галогенные лампы также являются лам­пами накаливания, но в них используется еще один наполнитель – галогенид (йод или бром), который и связывает испарившийся вольфрам, не давая ему осесть на стенки колбы. Соединение воль­фрам-галогенид при попадании на горячую спираль разделяется. Таким образом, воль­фрам возвращается на нить накаливания, а галогенид – в газовый наполнитель колбы. При этом про­исходит своеобразное восстановление нити лампы, называемое галогенным циклом. Этот процесс требует температуры порядка 200°С.

Принципиальная схема галогенной лампы

Рис. Принципиальная схема галогенной лампы:
1 – нить дальнего света; 2 – нить ближнего света; 3 – колба

Обычно они имеют двойной корпус, что несколько снижает внешнюю температуру лампы и одновременно повышает эффек­тивность галогенного цикла. Простые лам­пы имеют цветовую температуру (характе­ристика излучаемого светового спектра, из­меряемая в Кельвинах) порядка 2700К, а га­логенные – 3000К.

Галогенные лампы хотя и более сложны и дороги, но и более эф­фективны. Они на 25…30% более яркие, чем обычные лампы накалива­ния. Даже в конце своей «жизни» галоген­ная лампа выдает до 95% своей изначаль­ной яркости (простые лампы — около 75%).

У ламп накаливания есть и еще один не­достаток – тонкая спираль, состоящей из довольно хруп­кого вольфрама, которая чувствительна к вибрациям в автомобиле.

Несмотря на появление новых, более качественных и надежных источников све­та, лампы накаливания, будучи более деше­выми, не сдают своих позиций и появляются и новые их типы. Основная работа в этом направлении ведется по снижению скорости испарения вольфрама с нити нака­ливания. В дешевых лампах колбу наполня­ют смесью азота и аргона. В более дорогих вместо аргона используют криптон, имею­щий более низкую теплопроводность, может использоваться также ксенон, у которо­го этот показатель еще ниже. Использова­ние этих газов позволяет повысить яркость лампы на 10% (криптон) или почти в 2 раза (ксенон).

Ксеноновые лампы. Существуют ксеноновые газоразрядные и ксенон-наполненные лампы. После­дние – это классический представитель ламп накаливания. Эти лампы отличаются от га­логенных только наполнителем колбы.

Ксенон (xenon, Xe) – бесцветный благо­родный газ, не имеющий запаха. Имея атом большего размера (больше, чем у криптона и, тем более, аргона), ксенон лучше замед­ляет испарение вольфрама. Тем самым мож­но повысить температуру нити накаливания, что сделает лампу более яркой.

У ксеноновой газоразрядной лампы (HID High Intensity Discharge — раз­ряд высокой интенсивности) нет нити накаливания.

Газоразрядная лампа

Рис. Газоразрядная лампа

Два электрода, между которыми происходит дуговой разряд, который и горит в ксеноновом наполнителе колбы. Эти лампы относятся к классу электроразрядных, или, как иногда их еще называют, газоразрядных, ламп. В капсуле в среде пара из инертных газов, ртути и галогенидов (в дан­ном случае ксенона) между двух электродов пропускается электрическая дуга и образу­ется световое излучение.

HID-лампа обязательно комплектуется балластом — пускорегулирующим устройством. Балласт – это самая дорогая и ответ­ственная часть ксенонового комплекта. Он должен генерировать напряжение до 25000 В для розжига дуги разряда и затем поддер­живать ее горение уже примерно при 85 В.

Для автомобиля ксеноновые лампы вы­годны в силу ряда факторов. В сравнении с галогенными лампами, ксеноновые HID-лампы значительно ярче и потребляют при этом значительно меньше энергии (табл.). Свет ксеноновой фары более точно сфокусирован, не слепит так, как свет галогенных ламп и ос­вещает большее пространство. Кроме того применение ксеноновых HID-ламп облегчит передвижение автомобиля в дождливую погоду, поскольку световой пучок не рассеивается в дождевых каплях.

Таблица. Сравнение галогенового и ксенонового освещения

ПАРАМЕТРЫ

ГАЛОГЕН

КСЕНОН

Потребляемая мощность

12 В,   55 Вт

12 В (24 B),   35 Вт

Сила света

67500 кд

202500 кд

Световой поток *

1550 лм

3200 лм

Цветовая температура

3200 К

4500 — 8000 К

Световая отдача **

28 лм/Вт

91 лм/Вт

* Световой поток – мощность видимого излучения, оцениваемого по световому ощущению, которое оно производит на нормальный человеческий глаз.
** Световая отдача – показывает, с каким КПД полученная электрическая мощность преобразуется в свет (лм/Вт). Для галогена 1550/55=28, для ксенона 3200/35=91.

Классический цвет газоразрядных ксено­новых HID-ламп – иссиня-белый, но, несмот­ря на кажущуюся видимость, синего в нем не так много. Основной оттенок чисто белый, близкий к солнечному. В таком свете все вид­но яснее и четче, нежели в другом. Белый свет, излучаемый ксеноновой лампой по спектру очень близок к дневному. Результаты исследований показали, что свет ксеноновых ламп отражает разметку на дороге, дорожные знаки и обстановку на дороге лучше, чем традиционное освещение. Водитель при этом оценивает дорожную обстановку быстрее и предпринимает необходимые действия раньше, чем при освещении дороги обычными лампами в случае внезапного возникновения препятствий. На рисунке показана одна и та же дорожная ситуация при разных системах освещения.

Освещение дороги обычными и ксеноновыми лампами

Рис. Освещение дороги обычными (а) и ксеноновыми (б) лампами:
L­ – остановочный путь

Светодиодные лампы. Такой тип электроразрядных люминес­центных ламп LED (Light Emitting Diodes — светоизлучающий диод) необходимо выделить в от­дельный класс. Принцип действия этого источника све­та основан на способности полупроводнико­вых кристаллов к люминесценции при про­хождении через них электрического тока. Твердое тело идет на смену газовому разряду.

Внутри пластикового кокона находится диод, представляющий из себя две полупро­водниковые пластины, одна с положитель­ным, а другая с отрицательным зарядом. Между пластинами находится нейтральная зона. Подсоединив к диоду источник элект­рического тока аналогично простым диодам через светодиод поток электронов проходит лишь в одну сторону.

Накапливаясь на каждой пластине, по­ложительные и отрицательные частицы («дырки» и электроны) устремляются друг к другу через «зону покоя» и, соединяясь, на­чинают выделять энергию в виде особых ча­стиц – фотонов, что и составляет свет. Одна из по­лупроводниковых пластин имеет форму от­ражателя, направляя поток фотонов в нуж­ное направление. Чем выше ток, тем ярче свет, но лишь до определенных пределов, потому что светодиод просто сгорит, как и обычная лампочка.

Принцип действия светодиодной лампы

Рис. Принцип действия светодиодной лампы

Цвет свечения светодиода зависит от свойств вещества, из которого состоят пла­стины полупроводников. Комбинируя разные материалы и легирующие вещества, удает­ся получать различные цвета. Первые LED-лампы излучали лишь почти монохромный красный, зеленый или желтый свет, что способство­вало постепенной монополизации ими рынка индикаторов. В середине 1990-х годов по­явились белые и синие светодиоды, и лишь тогда впервые зашла речь о светодиодных лампах как вероятной альтернативе суще­ствующим источникам света.

Преимущества светодиодных ламп в том, что они практически не выделяют посторон­них излучений несветового характера и теп­ла (хотя теплоотвод самому полупроводни­ковому элементу все же требуется). Благо­даря этому их светоотдача очень высока. Для получения аналогичного по яркости света светодиод затрачивает на 80 с лишним про­центов меньше мощности, что снижает нагрузку на генератор. Теоретически, поскольку в светодиоде электрический ток преобразуется в световое излучение напрямую, светодиод может иметь почти 100%-ный КПД, а свето­отдачу (отношение яркости к затраченной мощности) – до 300 люмен/Вт.

Немаловажно, что светодиоды способ­ны достигать большой температуры светоизлучения, сравнимой с характеристиками газоразрядных ксеноновых HID-ламп, что делает их по­тенциальными источниками света и для го­ловной оптики автомобилей.

Светодиоды не имеют спиралей, элект­родов и других изнашиваемых элементов. Они влаго- и пыленепроницаемые, не подвержены вибрации. Все это делает их весьма дол­говечными до 100 тыс. часов, что сравнимо с жизненным циклом автомобиля. В отличие от электрораз­рядных источников света, светодиоды не требуют для своей работы никаких дополни­тельных пусковых устройств, что облегчает работу с ними. Однако для устой­чивой работы светодиодов ток необходимо стабилизировать. Для этого применяют кон­верторы или драйверы. Но эти устройства значительно проще баллас­тов электроразрядных ламп.

У светодиодов есть один, но весьма су­щественный минус – цена. Пока стоимость одного его люмена (единица измерения све­тового потока ламп) значительно выше, чем у галогенной лампы. Но это задача техничес­кого прогресса и уже сегодня фирма «Хелла» создала прототип лампы нового поколения для «Фольксвагена-Гольф» на основе светодиодов, общий вид которой показан на.

В режиме ближнего света поток формируют четыре светодиода, расположенные за шестиугольными линзами-коллекторами. В режиме дальнего света дополнительно подключаются еще три светодиода. Электронный блок управления обрабатывает данные о скорости, погодных условиях, угле поворота рулевого колеса и определяет необходимую освещенность дороги.

Общий вид светодиодной лампы

Рис. Общий вид светодиодной лампы

Краткое описание системы освещения автомобиля

Система освещения автомобиля базируется на совокупности различных устройств, таких как сигнальные устройства, которые могут быть расположены не только снаружи, но и располагаться изнутри. Данные приспособления важны и они имеют свои особенности и функции, которые выполняют следующие действия:

  • освещение дорожного полотна: это освещение не только самой трассы, но и обочины для распознавания объектов в условиях ограниченной видимости;
  • предупреждение иных участников дорожного движения о наличии иного транспортного средства на дорожном пути во избежание столкновения и различных ДТП, непредвиденных ситуаций. Данный вид освещения также необходим чтобы дать возможность водителям заблаговременно сделать маневр, определить габариты транспортного средства, чтобы можно было визуально определить его размеры и т.д.
  • освещение не только пути, но и салона автомобиля и иных частей машины. Это может быть и багажник, которому понадобиться освещение в темное время суток, и бардачок, подсветка дверей, прочее.

Передняя фара. Основные названия:передняя фара/головная фара/блок фара.

Предназначение. Используется для освещения автомобилем пути впереди него. Также фара данного типа используется как сигнальный огонь, чтобы дать знак иным участникам дородного движения о приближении транспортного средства.
Монтаж. Установка данного типа фар происходит на капоте машины, передняя часть авто. Установка всегда имеет симметричные черты, как справа, так и с левой стороны.
Дополнительные устройства. В дополнение к данному типу фар могут также устанавливаться и системы ночного видения.
Изготовление. Фары, как правило, изготавливаются в едином корпусе. В данном корпусе могут объединяться такие элементы:

БЛИЖНИЙ свет ДАЛЬНИЙ свет
Служит для освещения дороги на самом ближнем расстоянии, перед капотом машины. Чаще всего апробируется в условиях города.
Используется только в случаях, когда впереди имеются иные участники дорожного пути.
Свет имеет ассиметричные черты. При правостороннем типе движения в лучшей степени освещается именно правая сторона  и обочина.
Служит для освещения пути на самом дальнем расстоянии, часто используется в условиях езды вне города.
Используется только при полном отсутствии впереди иных участников движения, дальний свет опасно использовать при наличии иных водителей, поскольку он слепит.
Свет имеет симметричные черты и луч высокой интенсивности.

Габаритные огни Поворотники ДХО
Используются в качестве обозначения размеров машины или иного транспортного средства.
Могут быть установлены на заднем фонаре.

  • Устройства ставятся в блок-фару спереди.
  • Может быть вмонтирован в задний фонарь.
  • Сбоку авто также имеются небольшие повторители поворотников.
  • Могут быть поставлены на наружном зеркале заднего вида.
Основное предназначение – информирование участников дорожного движения о смене направления транспортного средства: это может быть любой маневр, смена полосы движения или поворот.
Работа поворотников синхронизирована.
Устройства используются для повышения видимости транспортного средства при передвижениях в светлое время суток.
Ими можно управлять как автоматически, та и самостоятельно.

Поворотники: подробности

Сигнал поворотника определяется желтым свечением. Режим работы – мигание. Мигания могут составить 1-2 в секунду. Указатели поворотников могут иметь сразу 2 режима работы.

  • Режим первый: постоянный (пока устройство не отключится).
  • Режим второй: разовый (от трех до пяти миганий при нажатии).

Управление указателем поворота производится при помощи необходимого переключения. Сама конструкция фар уже предусматривает автоматическое отключение сигнала после того, как рулевое колесо возвращается в нейтральное положение. Указатели поворота также имеют специальную систему по активной безопасности. Они могут быть использованы, как огни при аварийной установке.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о