Принцип работы вентилятора охлаждения двигателя: Работа вентилятора охлаждения двигателя: принцип работы, причины неполадок – Вентилятор охлаждения двигателя: назначение и принцип работы

Содержание

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.


Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 DAEWOO Nexia 92-87 град. VERNET

    300 ₽
  • Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82град. АВТОПРИБОР-КЗАЭ

    215 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87град. АВТОПРИБОР-КЗАЭ

    220 ₽
  • Датчик включения вентилятора VW Golf 5,5+,6,Jetta,Polo,Touareg AUDI A3,TT SKODA Fabia,Octavia OE

    2 231 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 95-86 град. VERNET

    315 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87град. 16А АВТОПРИБОР-КЗАЭ

    250 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 99-94град. АВТОПРИБОР-КЗАЭ

    220 ₽
  • Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 97-92 град. VERNET

    335 ₽
  • Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82 град.

    180 ₽
  • Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82 град. АВТОТРЕЙД

    180 ₽

Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора


Общая схема цепи управления вентилятором

В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

  • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
  • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
  • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

  • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
  • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

  • От 82 до 87 градусов;
  • От 87 до 92 градусов;
  • От 92 (94) до 99 градусов;
  • От 104 до 110 градусов.

В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.


Устройство и принцип действия воскового ДВВ


Восковый датчик включения вентилятора

Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.


Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму. При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.


Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора


Биметаллические датчики включения вентилятора

Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.


Устройство и принцип действия электронных ДВВ

Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.


Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора


Типовая схема установки датчика включения вентилятора

От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.

Вентилятор охлаждения двигателя — как работает и почему ломается

Вентилятор Вентилятором охладительной системы машины называется устройство, обеспечивающие радиатор и нагретый мотор обдувом за счет того, что лишнее тепло постоянно и равномерно выводится в атмосферу.

Вентилятор охлаждения двигателя – разновидности устройства

Сконструирован такой механизм, как вентилятор радиатора, достаточно просто. В рамках конструкции есть шкив, к которому прикреплены 4 и более лопастей. Их установка осуществляется так, чтобы между лопастью и плоскость вращения образовался определенный угол, который способствует увеличению интенсивности нагнетания воздуха.

Кроме шкива, у механизма есть привод. Его тип может быть разным: механическим, электрическим, гидромеханическим. Последний вид привода представлен в виде гидравлической или специальной вязкостной муфты. Муфта вязкостная приводится в движение за счет коленвала. Когда температура силиконового состава в муфте увеличивается, то сама муфта блокируется полностью или частично.

Вентилятор двигателя Температура растет за счет того, что на автомобильный мотор увеличивается нагрузка, возникающая в тот время, когда коленвал начинает быстрее вращаться. Включение вентилятора наступает тогда, когда блокируется муфта. Гидравлическая муфта, в отличии от вязкостной, блокируется тогда, когда в ней меняется объем масла.

Механический привод выполняется ременной передачей, которая идет от коленвала движка. Современные модели машин практически не используют подобный механизм по причине того, что для того, чтобы привести в действие вентилятор, потребуется большая доля мощности двигателя, то есть у мотора забирается слишком много сил.

Чаще всего используется электропривод. Он состоит из двух компонент – системы управления и электрического двигателя для вентилятора. Слежка за температурой осуществляется системой управления, которая есть у автомобильного мотора. За счет этой системы и функционирует охладительный механизм. Электрический мотор подключается к бортовому компьютеру машины. Схема управления электропривода стандартной комплектации включает в себя:

1) Блок управления;

2) Датчик температуры, с помощью которого можно отследить колебания температуры охлаждающей жидкости;

3) Расходомер воздуха;

4) Реле, то есть, регулятор, который контролирует включение и выключение вентилятора;

5) Датчик, который просчитывает количество оборотов коленвала.

Вентилятор Исполнительный механизм в этом случае – это электромотор, который и обеспечивает привод. Эта простая система работает по простому принципу: показания датчиков передаются блоку управления, который их обрабатывает и анализирует, после чего происходит включение вентилятора регулятором. Многие машины, производимые в последние годы, лишены регулятора в конструкции. Вместо регулятора у них стоит целый блок управления, который включает и выключает вентилятор. Использовать отдельный блок целесообразнее, так как за счет него система охлаждения автомобиля будет работать экономнее и эффективнее, так как блок будет контролировать угол расположения вентилятора, направление воздуха из него, определит момент его отключения и так далее.

Диагностика неисправностей вентилятора охлаждения

Даже самый современный электромотор большой мощности вместе с самым навороченным, умным и надежным блоком управления не смогут на все 100% защитить от поломок систему охлаждения Вашей машины. Если вентилятор будет работать неправильно, то есть дуть не в том направлении, или вообще не будет вращаться, а Вы не уделили этой проблеме должного внимания, то двигатель просто-напросто перегреется, что очень для него нежелательно. По это причине следить за нормальной и правильной работой вентилятора просто необходимо, иначе потом нужно будет заплатить немалые деньги для восстановления работы всей системы.

Вентилятор Если вовремя отремонтировать сломавшиеся элементы системы, то многих неприятностей можно будет избежать. Самое главное в этом вопросе – правильно определить причину неисправности. Иначе говоря, нужно сначала обнаружить проблемы, из-за которой, к примеру, нарушилась работа регулятора оборотов коленвала, блока управления или электромотора. Диагностика системы охлаждения автомобиля может быть проведена любым водителем. Достаточно следовать простым рекомендациям.

Диагностику нужно начинать с проверки температурного датчика, который нужно начинать после того, как будет выполнен демонтаж его штекерного разъема. Если датчик одинарный, то нужно будет воспользоваться небольшим куском обыкновенной проволоки, с помощью которого Вы замкнете клеммы на штекере. Если вентилятор работает правильно, то реле или блок управления подаст команду, согласно которой вентилятор включится из-за замыкания. В противном случае отсутствие реакции на замыкание говорит о том, что устройство нужно ремонтировать или вовсе менять. Если в Вашей машине установлен двойной термодатчик, то проверять его нужно немного иначе. Вся проверка заключена в двух этапах:

1) Нужно замкнуть бело-красный и красный провода. В это время вентилятор должен медленно вращаться.

2) Нужно замкнуть черный и красный провода. Вентилятор должен значительно увеличить скорость вращения.

Вентилятор Если же вентилятор вообще не вращается, то его придется снимать, а на его место ставить новое устройство. Если вентилятор не останавливается, то есть дует не прерываясь, то это может свидетельствовать о том, что неисправен датчик, который его включает. Это подозрение можно достаточно легко проверить. Нужно сначала включить зажигание, а потом убрать с датчика наконечник провода. Если после этого вентилятор не выключился, то придется в любом случае менять датчик выключения устройства.

Такая ситуация, при которой вентилятор работает неправильно, а именно, без остановок, встречается не так редко, как может казаться. Но Вы знаете, как исправить подобную неисправность. Также стоит проверить предохранитель, если у Вас возникли сомнения в правильности работы описываемого механизма. Делать это нужно таким образом:

1) Нужно подать заряд от клеммы «+» на батарее аккумулятора на бело-красный или черно-красный провод, расположенный в разъеме вентилятора;

2) Заряд необходимо подать на коричневый провод от клеммы «-».

Если реакции от регулятора или блока не последовало, то есть механизм не включился, то нужно проверить привод датчика температуры, а именно все разъемы и штекеры. Есть вероятность того, что придется просто отремонтировать кабель, например, заменить штекер или изоляцию. Если в поломке виноват не провор, то придется покупать новый вентилятор, так как установленный сломался.

Демонтаж, обслуживание и ремонт вентилятора охлаждения своими руками

Устройство вентилятора Радиатор и автомобильный двигатель охлаждаются в необходимой степени только тогда, когда выполняются регулярные проверки вентилятора на предмет небольших дефектов и наличия загрязнений. Выполнять периодическую диагностику достаточно просто, а чистку можно выполнять с помощью обыкновенной щетки.

Демонтировать вентилятор нужно по такому просто принципу: с аккумулятора нужно снять провод массы, отсоединить абсолютно все провода, подходящие к узлу, который рассматривается, открутить все болты, которые держат устройство. После этого нужно немного подвинуть кожух вентилятора и провести осмотр состояния. Такая визуальная диагностика позволит обнаружить достаточное количество поломок и принять такие меры:

1) Провести очистку проводов и заменить их: в случае некачественного контакта вентилятор может работать неадекватно.

2) Отремонтировать щетки, а точнее – заменить их: эта деталь системы чаще всего ломается из-за быстрого износа щеток по причине сбора дорожной грязи.

Устройство вентилятора 3) Устранить замыкание или обрыв обмоток ротора: обмотки иногда находятся в нормальном состоянии, но работают плохо по причине чрезмерного количества грязи на нем. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно просто взять ветошь, смочить ее в растворителе и хорошенько почистить обмотку, можно даже использовать специальную щетку, которая рассчитана именно на эти цели. Часто случается так, что нужно поменять электромотор. Это происходит тогда, когда, например, двигатель хорошо прогрет, а вот вентилятор не включается. Отремонтировать этот механизм, к сожалению, нельзя.

Куда дует вентилятор охлаждения?

Нель оставить без внимая вопрос от, в каком же направлении дует вышеописанный вентилятор. Этот вопрос часто встречается в виде отдельных тем известных автомобильных форумах. Исходя из названия, легко догадаться, что вентилятор подает воздух только в направлении двигателя, получая охлажденный воздух от радиатора.

В случае, если в Вашей машине воздушный поток направлен на радиатор, а не на мотор, то это говорить об одном: после ремонта или диагностики вентилятор был неправильно подключен. Скорее всего, тот, кто монтировал устройство, просто перепутал клеммы. Их нужно установить правильно.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть? — журнал За рулем

Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть?

Результат — более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя — и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен.

Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора — дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем.

В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное — на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают — и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле.

Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко — явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно — а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат — эрозия контактов. Система работает хуже и хуже.

Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя — ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается — они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее — вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности.

Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами — схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно — сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат — гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется.

Второй вариант — на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент — диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено — ток через диод уходит на «массу».

Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле — уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией.

Вентилятор охлаждения радиатора: устройство и возможные неисправности

Конструкция любого современного автомобиля состоит из множества различных узлов и механизмов. Одним из таких является система охлаждения двигателя. Без нее мотор терпел бы постоянные перегревания, которые в конечном итоге вывели бы его из строя. Немаловажной составляющей данной системы является и вентилятор охлаждения радиатора. Что это за деталь, как она устроена и для чего предназначена? Ответ на этот вопрос – далее в нашей статье.

Характеристика

Вентилятор охлаждения радиатора – это деталь, которая обеспечивает принудительную циркуляцию воздуха для двигателя. За счет равномерного и постоянного отвода тепла от его элементов температура ДВС всегда остается в пределах рабочей и редко когда превышает +95 градусов Цельсия.

Разновидности

Всего существует два типа конструкций данных элементов:

  1. Электрическая.
  2. Механическая.

Последний вид работает за счет клиноременной передачи усилий от шкива коленвала. Что касается электрического, такой вентилятор охлаждения радиатора приводится в действие специальным моторчиком. Также данная конструкция предполагает наличие отдельной системы управления. Интенсивность работы данного элемента напрямую зависит от показаний датчика температуры.

вентилятор охлаждения радиатора

Устройство и принцип работы

На данный момент принято различать три вида вентиляторов:

  • С вискомуфтой.
  • С термовыключателем.
  • С ЭБУ (электронным блоком управления).

Что касается первого типа, системы на основе вискомуфты сейчас практически не встречаются на автомобилях. В основном они устанавливались на машины с продольным расположением двигателя либо на массивные полноприводные внедорожники, которые преодолевали еще и водные преграды. Вискомуфта, отвечающая за вращение вентилятора, полностью герметична. Такая конструкция позволяет защитить ее от воздействий внешних факторов, в том числе и воды. Кстати, электрические вентиляторы после проникновения внутрь блока жидкости сразу же выходят из строя. Дальнейшему ремонту и восстановлению они больше не подлежат.

не работает вентилятор охлаждения радиатора

Вискомуфта наполняется силиконовым маслом. Последнее при воздействии высокой температуры меняет свои свойства и, в зависимости от уровня нагрева, увеличивает либо уменьшает интенсивность вращения вентилятора. Конструкция вискомуфты предполагает наличие таких деталей, как пакет дисков ведомого и ведущих валов, а также герметичный корпус с гелем или маслом.

Как это все работает? Принцип действия данного элемента основывается на передаче вращательных движений от ведущего вала за счет пакетов дисков. Последние помещаются в силиконовую жидкость, то есть в гель или масло. Вязкость этих компонентов, как мы уже сказали ранее, меняется в зависимости от температуры.

Элементы с электроприводом

Что касается вентиляторов с электрическим приводом, они состоят из следующих элементов:

  • Электродвигателя.
  • Электронного блока управления.
  • Температурного датчика.
  • Реле включения вентилятора.

Более современные узлы имеют в своей конструкции два температурных датчика, один из которых устанавливается в патрубок, выходящий из радиатора, а второй — в корпус термостата. Иногда он монтируется в патрубок, который выходит из двигателя. Электронный блок, в зависимости от разницы показаний этих двух датчиков, управляет интенсивностью вращения крыльчатки. А приводит ее в действие электрический мотор вентилятора охлаждения радиатора.

двигатель вентилятора охлаждения радиатора

Для корректной работы данного моторчика важно также наличие расходометра воздуха и устройства, которое будет следить за частотой коленчатого вала (ДПКВ). После того как блок управления получил короткий сигнал со всех датчиков, происходит обработка информации, и электроника активирует реле, включающее вентилятор. Во время его работы система контролирует количество вращений и может увеличить либо уменьшить частоту оборотов крыльчатки. Подобная конструкция используется сейчас на большинстве легковых автомобилей и внедорожников.

Устройства с термовыключателем

До появления на свет систем с электронным управлением все машины оснащались вентиляторами с термовыключателем. Именно этот элемент выполнял функцию выключения и включения двигателя крыльчатки.

Принцип работы такой системы заключается в следующем. С датчика температуры, который установлен в корпусе блока цилиндров двигателя, подается сигнал на шкалу, что находится в салоне. Далее, в зависимости от полученных показаний и степени реагирования жидкости в радиаторе на термоизменения, происходит включение или выключение вентилятора.

вентилятор охлаждения радиатора ваз

Как только температура охладителя увеличится до определенного значения, внутри термовыключателя замыкаются контакты, подключенные к цепи питания крыльчаткой. Дальше происходит подача электрического тока на моторчик, благодаря чему вентилятор начинает вращаться. После того как температура тосола снова падает, контакт размыкается и, соответственно, крыльчатка перестает работать.

Как найти причину поломки элемента?

Как мы уже сказали во вступлении, неисправность вентилятора может стать причиной частого перегрева силовой установки. Поэтому водитель должен регулярно контролировать его работоспособность и в случае обнаружения поломки немедленно ее ликвидировать.

Как проверить данную деталь на исправность? Сначала необходимо извлечь штекерный разъем из температурного датчика. Если этот элемент одинарный, следует проверить и его исправность. Сделать это несложно – достаточно просто произвести ручное замыкание клемм в штекере при помощи небольшого отрезка проволоки. Если температурный датчик двойной, то для его проверки необходимо замкнуть сначала бело-красный, а затем и красный провод. В идеале после этого должен медленно закрутиться вентилятор охлаждения радиатора.

Далее необходимо замкнуть красный и черный провода. В таком случае крыльчатка должна вращаться с максимально большой скоростью.

вентилятор охлаждения радиатора не включается

Но что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не включается даже после нескольких попыток замыкания? Вывод – температурный датчик пришел в неисправность либо сгорели предохранители. Последние проверяются следующим образом. В разъем вентилятора на бело-красный или черно-красный провод подается ток от клеммы АКБ с положительным зарядом. В это же время с минусовой клеммы аккумулятора идет питание на коричневый провод. Если вентилятор радиатора системы охлаждения после этих манипуляций не заработал, значит, пришла пора заменить саму крыльчатку. В другом случае рекомендуется осмотреть все разъемы и штекера, которые идут от температурного датчика к ней.

Что делать, если вентилятор охлаждения радиатора не выключается?

В случае если узел сразу при запуске приводится в работу и при этом никогда не выключается (а этого быть не должно), это свидетельствует о поломке датчика включения узла. Как проверить данный элемент на исправность? Для этого нужно включить зажигание и снять с датчика наконечник провода. После этого вентилятор должен выключиться. В случае если крыльчатка все равно продолжает работать, следует произвести замену датчика. Также следует запомнить, что при подобных симптомах двигатель вентилятора охлаждения радиатора находится в абсолютно рабочем состоянии, и проверять его в данном случае нецелесообразно. Но может случиться и такое, что источником неисправности оказались окислившиеся клеммы. При диагностике их тоже следует осмотреть и по необходимости зачистить контакты.

Возможен ли ремонт вентилятора?

В некоторых случаях нет смысла целиком менять деталь на новую, так как неисправность может быть вовсе незначительной. Гораздо дешевле будет отремонтировать его своими руками.

Прежде чем снять деталь с креплений, рекомендуется отключить минусовую клемму аккумулятора и снять все провода, которые идут к вентилятору. Затем необходимо открутить крепежные элементы устройства и вынуть его наружу.

В некоторых случаях бывает так, что виновником неисправностей оказывается банальная грязь. Поэтому после успешного демонтажа лопасти вентилятора тщательно очищаются от пыли и прочих отложений. Лучше всего это делать щеткой.

мотор вентилятора охлаждения радиатора

Кроме этого, поломка может заключаться в плохом контакте проводов. Происходит сие явление из-за окисления элементов в соединительных штекерах. Далее необходимо проверить работоспособность обмотки ротора. Иногда не работает вентилятор охлаждения радиатора из-за замыкания или обрыва данной части системы. В таком случае следует осматривать каждый виток.

вентилятор радиатора системы охлаждения

Однако есть в конструкции данного узла элементы, не подлежащие восстановлению. Помимо температурных датчиков, ремонту не подлежит электрический двигатель вентилятора охлаждения радиатора. Что говорит о его неисправности? Определить нерабочее состояние электромотора можно по состоянию работы крыльчатки. Если во время перегрева силовой установки она не включается, вероятнее всего, пришел в негодность двигатель вентилятора охлаждения радиатора. В таком случае необходимо срочно произвести его замену.

Другие неисправности

Все автомобилисты знают, что вентилятор охлаждения радиатора (ВАЗ 2110-2112 можно привести в качестве примера) является источником повышенного шума и вибраций. Но если этот звук его работы превышает предельную норму, да так, что не слышно сам двигатель, это говорит о ряде неисправностей. Итак, почему шумит вентилятор охлаждения радиатора ВАЗовских автомобилей? Причин может быть несколько:

  1. Открученный болт, крепящий крыльчатку к шкиву (прикрутить деталь).
  2. Отломленная часть лопасти (заменить вентилятор).
  3. Отсутствие смазки на электродвигателе.
  4. Разбитый подшипник (здесь только замена).

Заключение

Итак, мы выяснили, почему не работает вентилятор охлаждения радиатора, а также рассмотрели способы его диагностики и ремонта.

вентилятор охлаждения радиатора не выключаетсяКак видите, данный узел представляет огромную важность для автомобиля. Его поломка непременно даст о себе знать в виде регулярных перегревов двигателя. А ведь уже после первой такой неисправности риск выхода из строя деталей цилиндро-поршневой группы увеличивается в разы. Поэтому не стоит откладывать эту проблему на потом.

принцип работы, схема, крыльчатка, блок управления

2378 Просмотров

Двигатель играет важнейшую роль в работе любого автомобиля. От характеристик и состояния силового агрегата зависит, насколько быстро будет передвигаться машина и какими возможностями она будет обладать. Система охлаждения позволяет производить своевременное регулирование рабочей температуры мотора и предохранение его от перегрева. Сегодня мы рассмотрим такое устройство, как вентилятор охлаждения двигателя, и выясним, зачем он нужен и на какие виды подобные устройства подразделяет официальная классификация.

Функции и назначение

Вентилятор охлаждения предназначен для непосредственного забора раскаленного воздуха от радиатора. В некоторых старых автомобилях вентилятор был единственным устройством, которое обеспечивало охлаждение двигателя в жару и при интенсивной работе. К сожалению, даже самого мощного вентилятора недостаточно, чтобы производить охлаждение в полной мере, поэтому во всех современных моделях, предусмотрена система отвода газов картера, оборудованная специальным клапаном.

Рено Логан 2

Рено Логан 2

Кроме того, в устройства охлаждения, помимо клапана вентиляции картера, внедряются различные блоки и контроллеры, которые позволяют точно определять все необходимые параметры двигателя с целью наиболее эффективного его охлаждения.

Стоит отметить, что наряду с клапаном картера и вентилятором, в схему охлаждения включается также радиатор, наполненный жидкостью, и водяная помпа, которая обеспечивает ее циркуляцию в двигателе. Это позволяет достичь наибольшей эффективности работы и, как следствие, большего ресурса самого двигателя.

Механический тип

Рассмотрим теперь схемы и принципы работы, которыми обладает вентилятор охлаждения двигателя, основные типы приводов и источников их питания.

В прошлом веке наибольшую популярность имели системы, которые работают достаточно примитивно и не имеют многочисленных датчиков и контроллеров, облегчающих функционирование как самого вентилятора, так и других устройств автомобиля.

Одним из простейших подобных устройств является вентилятор охлаждения, функционирующий по механическому принципу. Данная модель не обладает ни датчиками, ни контроллерами, а интенсивность и скорость вращения крыльчатки зависит лишь от скорости оборотов маховика двигателя.

Механический тип имеет привод от маховика посредством ременной передачи. Это позволяет не использовать дополнительные устройства в виде датчиков и не усложнять схему функционирования различными дорогостоящими элементами.

Вентиляторы с вискомуфтой

Вентиляторы берут на себя достаточно небольшую роль в устройствах охлаждения, по сравнению с жидкостными системами. Тем не менее, в исключительных случаях требуется высокая мощность обдува и достаточно прочная крыльчатка, которая не боится неблагоприятных условий в виде влаги и пыли.

Одним из подобных устройств является гидровентилятор. Гидровентиляторы широко применяются, в основном, на автомобилях повышенной проходимости, которые по той или иной причине часто вынуждены преодолевать водные броды. Здесь крайне необходима максимальная герметичность всего устройства охлаждения, за счет чего будет осуществляться максимальное предохранение крыльчатки и клапана вентиляции картера от воды.

Принцип функционирования подобного устройства достаточно сложен. Однако те, кто так или иначе сталкивался с изучением принципов функционирования современных автоматических трансмиссий, с легкостью освоит и гидровентиляторы.

В системах гидровентиляторов все основывается на функционировании двух пакетов фрикционов, которые располагаются в герметичной камере, наполненной силиконом. Контроллер осуществляет сбор данных о скорости вращения и температуре двигателя, и на основе их выдает указание на выдачу гидровентилятору определенного давления. Таким образом, фрикционам передается строго определенный крутящий момент, и скорость вентилятора может варьироваться.

Вентиляторы с управляющими устройствами

Вентиляторы, оборудованные блоком управления и собственным контроллером, применяются на подавляющем большинстве выпускающихся на данный момент моделей. Преимущества устройств с блоками управления в том, что контроллер может собирать сведения обо всех необходимых характеристиках мотора и на их основе выдавать команды на запрограммированные режимы охлаждения мотора.

Двигатель Renault Logan II

Двигатель Renault Logan II

Наряду с блоком управления клапаном вентиляции картера, здесь также присутствует система датчиков скорости коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, скорости вращения лопастей вентилятора и других жизненно важных показателей.

Задача контроллера — получить всю необходимую информацию с датчиков и выдать импульс на смену режима вращения. Это способствует экономии ресурса, которым обладает двигатель вентилятора, и более эффективному охлаждению силового агрегата.

Вентилятор с термодатчиком

Вентиляторы с термостатирующим датчиком нашли применение на моделях автомобилей второй половины прошлого столетия. Они также взаимодействуют с клапаном отвода газов картера и имеют некоторую, пусть и примитивную, автоматическую электронику.

Что же хорошего в данной разновидности вентиляторов? В первую очередь, это максимальная простота применяемой техники и ее несложный ремонт, который под силу даже неопытному мастеру. Второе преимущество — это крайне недорогие запчасти и комплектующие, которые способствуют немалой популярности применения подобных систем на автомобилях отечественного производства.

Способ, по которому функционирует подобное устройство, достаточно прост и примитивен. Вентилятор соединяется напрямую с термодатчиком, который выполняет роль реле и выключателя одновременно. При нагревании охлаждающей жидкости до определенного порога, датчик срабатывает, и вентилятор приводится во вращение. Аналогичным образом происходит его отключение, как только температура тосола вновь приходит в норму.

Вентилятор двигателя

Вентилятор двигателя

Газоотведение двигателя

Вентиляторы охлаждения, безусловно, играют крайне важную роль в поддержании рабочей температуры силового агрегата во всех режимах его работы. Тем не менее, на современных автомобилях применяется также клапан отведения газов картера, который позволяет дополнительно охлаждать мотор и препятствует образованию сажи на стенках двигателя.

Задача клапана отведения газов картера — открываться в строго необходимые моменты и выпускать в коллектор пары масла, топлива и воды, которые скапливаются в моторе.

Подобная электроника функционирует следующим образом. В картере двигателя устанавливается датчик, который анализирует текущее давление газов в системе и постоянно передает информацию на ЭБУ. Последний, в свою очередь, проверяет выданную датчиком информацию и выпускает газы, если их давление дошло до определенного значения. Таким образом, происходит дополнительное охлаждение двигателя и препятствование его засорению.

Рено Флюенс

Рено Флюенс

Резюме

Вентиляторы охлаждения двигателя — это крайне важные устройства, без которых поддержание постоянной температуры мотора и предохранение его от перегрева стали бы невозможными. В связи с этим настоятельно рекомендуется производить регулярную проверку данного устройства во избежание проблем в пути и поломок, требующих дорогостоящего и сложного ремонта.

Вентилятор охлаждения двигателя

Вентилятор охлаждения двигателя — устройство, позволяющее принудительно организовать обдув разогретого двигателя и радиатора системы охлаждения во время стоянки автомобиля с заведенным двигателем.

Роль вентилятора в системе охлаждения

Процесс эволюции системы охлаждения изначально шел двумя основными путями, поэтому в серийных автомобилях нашли применение системы двух основных типов: воздушное охлаждение и жидкостное (вернее, гибридное). Вентилятор используется в системах охлаждения обоих типов, так как конечным носителем, рассеивающим тепло, отведенное от двигателя, в них служит воздух. Вентилятор выполняет функцию устройства, обеспечивающего постоянный и равномерный отвод тепла в атмосферу.

Типы вентиляторов охлаждения двигателя

Работоспособных конструкций вентилятора в процессе развития системы охлаждения сложилось всего две. Первый вид — механический вентилятор, имеющий ременный привод от шкива, установленного на коленчатый вал. Для обеспечения сохранности лопастей при высокой скорости вращения коленвала крыльчатка вентилятора присоединена к шкиву через гидромеханический привод, который, в зависимости от конструкции, называется термомуфтой или гидромуфтой.

Чаще всего автомобильный двигатель снабжают восьмилопастной крыльчаткой, хотя количество и форма лопастей нигде не регламентируются

Это устройство представляет собой разновидность вискомуфты, наполненной силиконовым гелем, меняющим свойства под воздействием температуры. Степень блокировки муфты влияет на скорость вращение вентилятора. При раскручивании двигателя муфта начинает «притормаживать» вращение крыльчатки, которая неминуемо сломалась бы при скорости вращения 3000 оборотов в минуту и выше. Термомуфта и гидравлическая муфта отличаются друг от друга по конструкции и принципу действия, но обе они позволяют удерживать скорость вращения крыльчатки в узких пределах, позволяя ему разгоняться и замедляться лишь настолько, насколько это нужно для эффективного отвода тепла, и не более.

С развитием современных электронных компонентов и началом их применения для контроля процессов в двигателе, появился и быстро завоевал популярность электрический привод вентилятора. Привод состоит из электродвигателя и системы управления, которая контролирует интенсивность работы вентилятора охлаждения в зависимости от показаний датчика температуры. Применение электроники дало возможность вывести равномерность охлаждения двигателя на новый качественный уровень по сравнению с инертной «аналоговой» системой на основе вискомуфты.

Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения двигателя

Вентилятор с вискомуфтой 

Вентиляторы с вязкостной муфтой в наше время встречаются на легковых автомобилях редко. Их применение ограничено моделями с продольным расположением двигателя, да и то, удобство электронного управления постепенно сводит их использование на нет. Единственным сегментом, в которых установка вентилятора с ременным приводом предпочтительна — серьезные внедорожники, такие как УАЗ или Jeep Wrangler, предназначенные для форсирования водных преград. Электроника боится воды, а вискомуфта герметична, и не выйдет из строя после «купания». Заполняется муфта силиконовым маслом, объем которого составляет примерно 30-50 мл.

Вентилятор с электронным блоком управления

Механизм вентилятора с электрическим приводом включает в себя: электронный блок управления электродвигателем, датчик температуры охлаждающей жидкости, электродвигатель и реле включения вентилятора. На современных автомобилях все чаще устанавливают два датчика, которые фиксируют температуру охлаждающей жидкости. Один из них встроен в патрубок на выходе из радиатора, другой – в патрубок на выходе из двигателя или в корпус термостата. В таком случае управление вентилятором происходит на основании разницы показаний этих датчиков.

Практически на любой автомобильный двигатель, даже очень старый, можно установить вентилятор с электрическим приводом и термовыключателем

 При управлении вентилятором также используются и другие входные устройства: расходомер воздуха и датчик частоты вращения коленчатого вала. Их показания необходимы для определения режима работы электродвигателя. Сигналы от всех датчиков передаются на электронный блок управления, который после их обработки активирует реле включения вентилятора охлаждения двигателя и регулирует скорость вращения крыльчатки.

Вентилятор с термовыключателем

В более старых системах электронный блок управления отсутствовал, и функцию включения/выключения электромотора выполнял так называемый «термовыключатель», который зачастую ошибочно принимают за датчик температуры. На самом деле «настоящий» датчик температуры почти всегда установлен в корпусе блока цилиндров. Именно с него подается сигнал на шкалу в салоне, так как для измерения важнее температура в непосредственной близости от камеры сгорания. Термовыключатель также реагирует на повышение температуры охлаждающей жидкости (но в радиаторе). Он градуирован под определенную температуру (например, на 85 и 70 градусов Цельсия) — на включение и выключение. Если температура превышает заданный порог, внутри термовыключателя смыкаются контакты, замыкающие цепь питания вентилятора. Электродвигатель, на который подан ток, начинает вращать крыльчатку. Как только температура снизилась до нижнего порога, контакты размыкаются и вентилятор останавливается.

Вопросы эксплуатации вентилятора охлаждения двигателя

Неисправный вентилятор охлаждения двигателя неминуемо станет причиной повышения температуры охлаждающей жидкости в двигателе. Если вы заметили движение стрелки индикатора температуры к красной зоне, можно остановиться и самостоятельно проверить работоспособность вентилятора.

Электрические вентиляторы устанавливают как с внешней стороны радиатора, так и со стороны моторного отсека. Единого мнения по поводу преимуществ той или иной установки у инженеров нет

Чтобы продиагностировать «аналоговый» вентилятор, достаточно поднять капот и посмотреть на лопасти крыльчатки. Вентилятор на вискомуфте движется всегда, поэтому, если вы наблюдаете вращение, причина перегрева, скорей всего, в поломке другого компонента системы охлаждения, например, термостата. Признаком выхода из строя вискомуфты может быть слишком низкая скорость вращения вентилятора на высоких оборотах.

Если в вашей машине применен электрический вентилятор охлаждения, и вы видите, что он не работает при явном перегреве, воспользуйтесь следующим способом: отсоедините разъем от термовыключателя, вкрученного, как правило, в нижнюю часть бокового бачка радиатора охлаждения. Взяв разъем в руки, небольшим куском проволоки замкните 2 гнезда штекера. При этом вентилятор должен заработать принудительно.

Этот способ нельзя рекомендовать владельцам наиболее современных автомобилей с электронным устройством контроля скорости вращения вентилятора. Максимум, что может сделать владелец — проверить целостность соответствующего предохранителя. Дальнейшую диагностику стоит доверить профессионалам.

Вентилятор охлаждения двигателя / Система охлаждения / Автозапчасти / Технический центр «Гвардейский»

Система охлаждения комбинированного жидкостно-воздушного типа, а такой вариант используется на преобладающем большинстве современных легковых машин, в обязательном порядке оборудуется такими важными узлами как вентилятор охлаждения и радиатор охлаждения. Эти агрегаты требуют периодического обслуживания, при необходимости плановой и внеплановой замены, если это возможно – ремонта.

Весь спектр работ, нужных для поддержания системы охлаждения и ее компонентов в исправном состоянии, проводят автослесари казанского технического центра «Гвардейский». К услугам автовладельцев специалисты высокой квалификации, с большим опытом практической работы, ремонтные боксы, оборудованные всем необходимым, и высокий уровень сервиса. Одни из видов предлагаемых работ – это диагностика, обслуживание, восстановление (если это возможно) и замена вентилятора охлаждения радиатора.

Купить вентилятор охлаждения и все необходимое для обслуживания, включая сам радиатор охлажденияреле вентилятора охлаждения и многое другое можно не покидая территории техцентра. На территории автосервиса работает автомагазин, где можно подобрать качественные комплектующие и расходные материалы по доступной стоимости. Так на вентилятор цена одна из самых доступных в городе.

Предназначение

Вентилятор охлаждения радиатора предназначен для дополнительного охлаждения промежуточного теплоносителя, который отводит избыточную тепловую энергию от двигателя. Это основная функция устройства. В сочетании с другими элементами, которые включает система охлаждения, в том числе управляющими устройствами (датчиками) и ЭБУ двигателя, может использоваться и для реализации других задач по оптимизации работы двигателя.

Принцип работы

Вентилятор охлаждения имеет достаточно простой принцип работы. Агрегат оборудован реле вентилятора, другой вариант – датчик вентилятора, связанный с ЭБУ двигателя.

Промежуточный теплоноситель, если это комбинированная система охлаждения, то заливается охлаждающая жидкость (антифриз), отводит тепло от двигателя и нагревается до определенной температуры.

Термостат в случае превышения заданного температурного порога направляет антифриз по большому кругу (контуру) в радиатор охлаждения. Опять-таки, если охлаждающая жидкость имеет определенную температуру, срабатывает реле вентилятора охлаждения или датчик, который подает информацию на ЭБУ двигателя.

После этого включается определенный тип привода (тут принцип работы имеет существенные различия) и на радиатор охлаждения вентилятор охлаждения радиатора нагнетает в принудительном порядке поток атмосферного воздуха. Этим обеспечивается дополнительное охлаждение антифриза в системе, а также в ряде случаев и дополнительный обдув двигателя (то есть используется вспомогательное воздушное охлаждение наряду с жидкостным). Тем самым поддерживается оптимальный рабочий температурный режим эксплуатации силового агрегата и предотвращается вероятность его перегрева. Далее охлаждающая жидкость подается, как правило, на насос водяной (помпу) иногда другой агрегат, все зависит о конструкционной схемы, которую имеет система охлаждения определенной модели и марки легкового автомобиля.

Прайс-лист на запчасти от 03.02.2020

Особенности конструкции

Сам вентилятор охлаждения устройство довольно простое, важное значение имеет ряд других факторов, среди которых отметим:

  • место установки;
  • тип привода;
  • вид управления;
  • количество.

По месту установки вентилятор охлаждения радиатора ставится по ходу движения автомобиля, либо за, либо перед радиатором, другие варианты используются крайне редко.

Вентилятор, как правило, один, хотя может быть и несколько. Широкое распространение нашла схема с двумя агрегатами для двигателей повышенной мощности, которые ставятся на автомобили D, F, E класса и/или эксплуатируются в сложных дорожных условиях. То есть когда возникает потребность купить вентилятор охлаждения, необходимо знать сколько их в системе и какой неисправен.

Вид управления, как отмечалось выше, это либо реле вентилятора охлаждения, традиционный, классический вариант, либо датчик вентилятора. Во втором случае, особенно на современных легковых машинах, речь может идти уже о нескольких датчиках, таких как расходомер воздуха, датчики частоты вращения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости (датчиков данного типа бывает два и более).

Тип привода – наиболее важный критерий, который во многом предопределяет такой вид работ как замена вентилятора охлаждения радиатора, выполняемый специалистами технического центра «Гвардейский».

В целом вентилятор охлаждения может иметь один из нижеперечисленных приводов, а именно:

  • механический, путем передачи крутящего момента от распределительного вала;
  • электрический, используется электрическая энергия;
  • гидравлический, применяются специальные жидкости;
  • комбинированный, зачастую либо электромеханический, либо гидромеханический.

Вентилятор охлаждения радиатора на современных автомобилях в преобладающем числе случаев с электрическим приводом. Причем схема реализуется или путем использования автономного дополнительного электродвигателя, или предполагает установку электромагнитной муфты, работающей в паре с помпой (водяным насосом).

Если говорить о конструкции, то по своей сути это осевой вентилятор с лопастями, которые расположены под заданным углом, с переменным шагом и объединены со ступицей. Количество лопастей от 4 и более. Традиционная схема подразумевает использование 8 лопастей. Они производятся из различных материалов, в том числе пластмассы, цельные, литые изделия, и штампованной стали. В первом случае лопасти и ступица один узел, во втором соединяются при помощи клепки. На вентилятор цена напрямую зависит от материала изготовления.

Неисправна система охлаждения?

Не работают вентилятор охлаждения, радиатор охлаждения, терморегулятор (реле вентилятора охлаждения) и другие узлы?

Требуется купить вентилятор охлаждения в Казани?

Обращайтесь в технический центр «Гвардейский» 7 дней в неделю с 9:00 до 21:00.


Действующие акции

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о