Система дополнительного охлаждения двигателя пожарного автомобиля – №9 Кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы — Мегаобучалка

Системы дополнительного охлаждения двигателей пожарных автомобилей

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 48Следующая ⇒

 

Особенностью эксплуатации двигателей многих пожарных автомобилей является их длительная работа в стационарном режиме (на стоянке) для привода специальных агрегатов: пожарных насосов, гидравлических насосов, электрогенераторов и т.д. Затраты мощности на привод этих агрегатов могут достигать 70 – 80 % максимальной мощности двигателя. Например, пожарный насос ПН-40УВ на номинальном режиме потребляет мощность 65-66 кВт (89-90 л.с.).

Штатные системы охлаждения (СО) большинства грузовых автомобилей обеспечивают нормальный температурный режим работы двигателя при условии обдува радиатора набегающим потоком воздуха[4]. В стационарных условиях, эффективность системы охлаждения сильно снижается, так как отвод теплоты от радиатора обеспечивается только работой вентилятора. При высокой температуре окружающего воздуха это может привести к перегреву двигателя. Между тем, согласно требованиям НПБ 163-97 должна обеспечиваться непрерывная 6-часовая работа насосной установки пожарной автоцистерны в диапазоне внешних температур от – 40 до + 40 ºС.

Для обеспечения надёжной работы двигателя некоторые модели пожарных автомобилей оборудуют системами дополнительного охлаждения, в основе которых лежит теплообменный аппарат (теплообменник). Теплообменник, как правило, монтируется на двигателе между радиатором и рубашкой охлаждения, и является дополнительным элементом к штатной системы охлаждения базового шасси.

Принципиальная и конструктивная схемы теплообменника, установленного на пожарных автоцистернах АЦ-40(130)63Б и АЦ-40(131)137А показаны на рис. 2.50.

В корпусе теплообменника 5 установлен трубопровод-змеевик 1. Концы латунной трубки змеевика 1 выведены на крышку 2, и вместе со штуцерами 3 припаяны к ней. Змеевик 1 с крышкой 2 крепится болтами в корпусе теплообменника 5. Между крышкой и корпусом имеется резиновая прокладка 4. На входе в корпус теплообменника устанавливается термостат. При работе пожарного насоса охлаждающая жидкость из двигателя поступает в корпус теплообменника и охлаждается за счёт передачи тепла воде, которая подаётся в змеевик по трубопроводу от пожарного насоса. Отдавшая часть тепла охлаждающая жидкость поступает в радиатор и далее циркулирует по штатной системе охлаждения.

Змеевик теплообменника посредством трубопроводов 1 и 2 (см. рис. 2.51) соединён с всасывающей и напорной полостями пожарного насоса.

Если температура воды (охлаждающей жидкости) при работе пожарного насоса в системе охлаждения двигателя превышает 950С, то необходимо включить дополнительную систему охлаждения. Для этого следует открыть вентили 3 (см. рис. 2.51). При этом вода из напорной полости пожарного насоса по трубопроводу 1 поступит в змеевик теплообменника. Пройдя по змеевику и трубопроводу 2, она (уже нагретая) поступит во всасывающую полость пожарного насоса. Регулируя степень открытия вентилей добиваются установления требуемого температурного режима работы двигателя. При этом количество воды, протекающей в дополнительной системе охлаждения, составляет 5…10% подачи пожарного насоса. После работы пожарного насоса с использованием дополнительной системы охлаждения необходимо удалить воду из системы. Для этого во время подачи воды насосом необходимо закрыть вентиль 3 (см. рис. 2.51) от напорной полости пожарного насоса, открыть вентиль 3 во всасывающую полость пожарного насоса и сливной кран (заглушку), установленный на трубопроводах 1, 2. Работающий пожарный насос высосет воду из трубопроводов дополнительной системы охлаждения. После этого следует закрыть вентиль 3 и сливной кран.

Некоторые типы основных пожарных автомобилей могут оборудоваться системами с дополнительными теплообменниками для механизмов трансмиссий автомобиля. Необходимость применения таких систем обусловлена тем, что при эксплуатации пожарного автомобиля на стоянке в качестве моторно-насосного агрегата возможен перегрев коробки передач, коробки отбора мощности. Для охлаждения этих механизмов устанавливают теплообменники, принципиально не отличающиеся от рассмотренного выше. Размещают в их чаще всего в картерах соответствующих узлов трансмиссии.

На современных так называемых адаптированных шасси, специально предназначенных для установки надстроек пожарных автомобилей, устанавливают дополнительные радиаторы для охлаждения рабочей жидкости гидроусилителей рулевого управления (ГУР). Радиаторы ГУР располагают в зоне воздушного потока, создаваемого вентилятором системы охлаждения.

На многих современных пожарных автоцистернах с насосами ПН-40УВ, НЦПН-40/100 и т.п. системы дополнительного охлаждения не устанавливаются, если шасси оснащено двигателем мощностью более 130 кВт. Для этих двигателей потребляемая насосом мощность составляет менее 50% от максимальной мощности двигателя, и усиливать систему охлаждения нет необходимости. Системы дополнительного охлаждения не устанавливаются и в тех случаях, когда адаптированное пожарное шасси снабжено специальным радиатором с резко увеличенной поверхностью теплоотдачи. Примером может являться автоцистерна АЦ-0,8-40/2(530104)002ММ (см. рис. 2.5 «в»), которая оснащена двигателем Д-245 с максимальной мощностью 80 кВт и насосом НЦПК-40/100-4/400 (потребляемая мощность свыше 60 кВт, т.е. 75% от максимальной мощности двигателя). Штатная система охлаждения ЗИЛ-5301 при такой нагрузке на двигатель не может обеспечить его нормальный температурный режим, поэтому на адаптированную модификацию этого шасси (ЗИЛ-530104) устанавливается специальный радиатор и новый дефлектор вентилятора.

Техническое обслуживание системы дополнительного охлаждения.

При ЕТО необходимо проверить лёгкость открывания и закрывания вентилей трубопроводов, а также убедиться в отсутствии подтекания воды или охлаждающей жидкости из элементов системы.

Во время работы на пожаре или учении необходимо:

§ осуществлять постоянный контроль за нагревом охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; температура должна находиться в пределах 80-950С. Этот температурный режим устанавливается регулированием открытия вентилей в дополнительной системе охлаждения;

§ следить за положением и состоянием заслонок жалюзи;

§ проверять отсутствие течи воды из системы.

По возвращению с пожара или учения необходимо устранить неисправности системы, выявленные при эксплуатации пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание № 1 и 2 включает операции ЕТО и дополнительно проверку крепления узлов системы (вентилей, теплообменников, трубопроводов).

При сезонном техническом обслуживании (СО) во время подготовке к летнему периоду эксплуатации пожарного автомобиля необходимо включить в работу и проверить дополнительную систему охлаждения, а при подготовке к зимнему периоду эксплуатации – отключить систему, продув трубопроводы сжатым воздухом. Отключение системы производится при температуре окружающего воздуха ниже +100С.

Неисправности системы дополнительного охлаждения могут быть вызваны разгерметизацией или засорением трубопроводов системы, их глубокой коррозией или разрушением. Неисправные вентили, установленные на насосе, могут быть причиной неудовлетворительной работы системы вакуумирования.

 




Системы дополнительного охлаждения двигателей пожарных автомобилей

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 55Следующая ⇒

 

Особенностью эксплуатации двигателей многих пожарных автомобилей является их длительная работа в стационарном режиме (на стоянке) для привода специальных агрегатов: пожарных насосов, гидравлических насосов, электрогенераторов и т.д. Затраты мощности на привод этих агрегатов могут достигать 70 – 80 % максимальной мощности двигателя. Например, пожарный насос ПН-40УВ на номинальном режиме потребляет мощность 65-66 кВт (89-90 л.с.).

Штатные системы охлаждения (СО) большинства грузовых автомобилей обеспечивают нормальный температурный режим работы двигателя при условии обдува радиатора набегающим потоком воздуха[4]. В стационарных условиях, эффективность системы охлаждения сильно снижается, так как отвод теплоты от радиатора обеспечивается только работой вентилятора. При высокой температуре окружающего воздуха это может привести к перегреву двигателя. Между тем, согласно требованиям НПБ 163-97 должна обеспечиваться непрерывная 6-часовая работа насосной установки пожарной автоцистерны в диапазоне внешних температур от – 40 до + 40 ºС.

Для обеспечения надёжной работы двигателя некоторые модели пожарных автомобилей оборудуют системами дополнительного охлаждения, в основе которых лежит теплообменный аппарат (теплообменник). Теплообменник, как правило, монтируется на двигателе между радиатором и рубашкой охлаждения, и является дополнительным элементом к штатной системы охлаждения базового шасси.

Принципиальная и конструктивная схемы теплообменника, установленного на пожарных автоцистернах АЦ-40(130)63Б и АЦ-40(131)137А показаны на рис. 2.50.

В корпусе теплообменника 5 установлен трубопровод-змеевик 1. Концы латунной трубки змеевика 1 выведены на крышку 2, и вместе со штуцерами 3 припаяны к ней. Змеевик 1 с крышкой 2 крепится болтами в корпусе теплообменника 5. Между крышкой и корпусом имеется резиновая прокладка 4. На входе в корпус теплообменника устанавливается термостат. При работе пожарного насоса охлаждающая жидкость из двигателя поступает в корпус теплообменника и охлаждается за счёт передачи тепла воде, которая подаётся в змеевик по трубопроводу от пожарного насоса. Отдавшая часть тепла охлаждающая жидкость поступает в радиатор и далее циркулирует по штатной системе охлаждения.

Змеевик теплообменника посредством трубопроводов 1 и 2 (см. рис. 2.51) соединён с всасывающей и напорной полостями пожарного насоса.

Если температура воды (охлаждающей жидкости) при работе пожарного насоса в системе охлаждения двигателя превышает 950С, то необходимо включить дополнительную систему охлаждения. Для этого следует открыть вентили 3 (см. рис. 2.51). При этом вода из напорной полости пожарного насоса по трубопроводу 1 поступит в змеевик теплообменника. Пройдя по змеевику и трубопроводу 2, она (уже нагретая) поступит во всасывающую полость пожарного насоса. Регулируя степень открытия вентилей добиваются установления требуемого температурного режима работы двигателя. При этом количество воды, протекающей в дополнительной системе охлаждения, составляет 5…10% подачи пожарного насоса. После работы пожарного насоса с использованием дополнительной системы охлаждения необходимо удалить воду из системы. Для этого во время подачи воды насосом необходимо закрыть вентиль 3 (см. рис. 2.51) от напорной полости пожарного насоса, открыть вентиль 3 во всасывающую полость пожарного насоса и сливной кран (заглушку), установленный на трубопроводах 1, 2. Работающий пожарный насос высосет воду из трубопроводов дополнительной системы охлаждения. После этого следует закрыть вентиль 3 и сливной кран.

Некоторые типы основных пожарных автомобилей могут оборудоваться системами с дополнительными теплообменниками для механизмов трансмиссий автомобиля. Необходимость применения таких систем обусловлена тем, что при эксплуатации пожарного автомобиля на стоянке в качестве моторно-насосного агрегата возможен перегрев коробки передач, коробки отбора мощности. Для охлаждения этих механизмов устанавливают теплообменники, принципиально не отличающиеся от рассмотренного выше. Размещают в их чаще всего в картерах соответствующих узлов трансмиссии.

На современных так называемых адаптированных шасси, специально предназначенных для установки надстроек пожарных автомобилей, устанавливают дополнительные радиаторы для охлаждения рабочей жидкости гидроусилителей рулевого управления (ГУР). Радиаторы ГУР располагают в зоне воздушного потока, создаваемого вентилятором системы охлаждения.

На многих современных пожарных автоцистернах с насосами ПН-40УВ, НЦПН-40/100 и т.п. системы дополнительного охлаждения не устанавливаются, если шасси оснащено двигателем мощностью более 130 кВт. Для этих двигателей потребляемая насосом мощность составляет менее 50% от максимальной мощности двигателя, и усиливать систему охлаждения нет необходимости. Системы дополнительного охлаждения не устанавливаются и в тех случаях, когда адаптированное пожарное шасси снабжено специальным радиатором с резко увеличенной поверхностью теплоотдачи. Примером может являться автоцистерна АЦ-0,8-40/2(530104)002ММ (см. рис. 2.5 «в»), которая оснащена двигателем Д-245 с максимальной мощностью 80 кВт и насосом НЦПК-40/100-4/400 (потребляемая мощность свыше 60 кВт, т.е. 75% от максимальной мощности двигателя). Штатная система охлаждения ЗИЛ-5301 при такой нагрузке на двигатель не может обеспечить его нормальный температурный режим, поэтому на адаптированную модификацию этого шасси (ЗИЛ-530104) устанавливается специальный радиатор и новый дефлектор вентилятора.

Техническое обслуживание системы дополнительного охлаждения.

При ЕТО необходимо проверить лёгкость открывания и закрывания вентилей трубопроводов, а также убедиться в отсутствии подтекания воды или охлаждающей жидкости из элементов системы.

Во время работы на пожаре или учении необходимо:

§ осуществлять постоянный контроль за нагревом охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя; температура должна находиться в пределах 80-950С. Этот температурный режим устанавливается регулированием открытия вентилей в дополнительной системе охлаждения;

§ следить за положением и состоянием заслонок жалюзи;

§ проверять отсутствие течи воды из системы.

По возвращению с пожара или учения необходимо устранить неисправности системы, выявленные при эксплуатации пожарного автомобиля.

Техническое обслуживание № 1 и 2 включает операции ЕТО и дополнительно проверку крепления узлов системы (вентилей, теплообменников, трубопроводов).

При сезонном техническом обслуживании (СО) во время подготовке к летнему периоду эксплуатации пожарного автомобиля необходимо включить в работу и проверить дополнительную систему охлаждения, а при подготовке к зимнему периоду эксплуатации – отключить систему, продув трубопроводы сжатым воздухом. Отключение системы производится при температуре окружающего воздуха ниже +100С.

Неисправности системы дополнительного охлаждения могут быть вызваны разгерметизацией или засорением трубопроводов системы, их глубокой коррозией или разрушением. Неисправные вентили, установленные на насосе, могут быть причиной неудовлетворительной работы системы вакуумирования.

 

Вопросы для теста по дисциплине «Пожарная аварийно-спасательная техника и связь» (с ключом правильных ответов), страница 3

Ответ 1.  Комплектом гидравлического инструмента.

Ответ 2.  Ручными стволами.

Ответ 3. Системой дополнительного охлаждения.

Ответ 4.  Нет правильного ответа.

Ответ 5.  Переносной мотопомпой.

Вопрос №37.Номинальная подача насоса ПН-40У равна

Ответ 1.  40 литров в минуту.

Ответ 2. 40 литров в секунду.

Ответ 3.  40 кубических метров в минуту.

Ответ 4.  40 метров водяного столба

Ответ 5.  Нет правильного ответа

Вопрос №38.Холодная вода на систему дополнительного охлаждения отбирается из

Ответ 1.  Рукавной линии.

Ответ 2.  Из всасывающей полости насоса.

Ответ 3. Из напорной полости насоса.

Ответ 4.  Нет правильного ответа.

Ответ 5.  Из системы охлаждения двигателя

Вопрос №39.Вода из системы дополнительного охлаждения сливается

Ответ 1.  В рукавную линию.

Ответ 2. Во всасывающую полость насоса.

Ответ 3.  Нет правильного ответа.

Ответ 4.  Идет на орошение колес

Ответ 5.  Идет в пеносмеситель

Вопрос №40.Вода в теплообменнике системы дополнительного охлаждения перекачивается специальным насосом.

Ответ 1. Циркулирует за счет разности давлений в напорной и всасывающей  полостях насоса.

Ответ 2.  Перекачивается насосом системы охлаждения двигателя внешнего сгорания.

Ответ 3.  Нет правильного ответа.

Ответ 4.  Перемещается под давлением паровой фазы

Ответ 5.  Перемещается под давлением вакуумного насоса

Вопрос №41.Укажите узлы, которые на основных пожарных аварийно-спасательных автомобилях обычно не охлаждаются системами  дополнительного охлаждения

Ответ 1.  Двигатель.

Ответ 2.  Коробка перемены передач.

Ответ 3.  Коробка отбора мощности.

Ответ 4.  Гидроусилитель руля.

Ответ 5. Главные передачи мостов.

Вопрос №42.Энергия отработавших газов двигателя шасси на пожарных автомобилях  может использоваться для

Ответ 1. Создания разрежения в вакуумной системе.

Ответ 2. Обогрева цистерны и насосного отсека.

Ответ 3.  Нет правильного ответа.

Ответ 4.  Ускорения автомобиля в сложных дорожных условиях

Ответ 5.  Нет правильного ответа

Вопрос №43.Дополнительная трансмиссия основных пожарных автомобилей служит

Ответ 1.  Для перемещения автомобиля с малой скоростью.

Ответ 2.  Для отключения мостов автомобиля.

Ответ 3. Для привода пожарного насоса.

Ответ 4.  Всего ранее перечисленного.

Ответ 5.  Нет правильного ответа.

Вопрос №44.В дополнительную трансмиссию обычно входит

Ответ 1.  Сцепление, КОМ, карданная передача, промежуточные опоры, главная передача

Ответ 2. КОМ, карданная передача, промежуточные опоры.

Ответ 3.  КОМ, карданная передача, промежуточные опоры, понижающий редуктор.

Ответ 4.  Все ранее перечисленное.

Ответ 5.  Нет правильного ответа.

Вопрос №45.Отбор мощности с помощью КОМ-68Б позволяет

Ответ 1.  вести подачу огнетушащих средств только на месте.

Ответ 2. вести подачу огнетушащих средств на месте и в движении.

Ответ 3.  вести подачу огнетушащих средств только в движении.

Ответ 4.  Нет правильного ответа.

Ответ 5.  Приводить в движение переднюю лебедку

Вопрос №46.Отбор мощности с помощью КОМ-68Б позволяет

Ответ 1.  Позволяет менять направление вращение рабочего колеса насоса.

Ответ 2. Не позволяет менять направление вращения рабочего колеса насоса.

Ответ 3.  Включать КОМ не выключая сцепления.

Ответ 4.  Нет правильного ответа.

Ответ 5.  Осуществлять реверс лебедки.

Вопрос №47.Для того чтобы работали сигнальные лампы о перегреве двигателя и  аварийном давлении масла на щитке в насосном отсеке необходимо

Ответ 1.  необходимо включить привод насоса.

Ответ 2.  завести двигатель.

Ответ 3. переключатель «кабина-насосный отсек» перевести в положение  «насосный отсек».

Ответ 4.  выполнить все перечисленные выше операции.

Ответ 5.  Нет правильного ответа.

Вопрос №48.На пожарных автомобилях, выполненных на шасси ЗиЛ-130 (131)  используется коробка отбора мощности

Ответ 1.  КОМ-ПМ-102А.04

№9 Кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы — Мегаобучалка

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

проведения занятия с группой: водителей 72 ПЧ ФГКУ «4 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре» проходящих индивидуальное первоначальное обучение.

 

Тема: №9 Кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы.

 

Вид занятия: лекция. Отводимое время: 1 час.

 

Цель занятия: Изучить кузов и его специальное оборудование. Емкости для огнетушащих средств. Системы дополнительного охлаждения двигателя. Органы управления и контрольно-измерительные приборы.

 

1.Литература используемая при проведении занятия: Учебник «Пожарная техника», 2004 год.

 

2. Развёрнутый план занятия

 

№ п/п Учебные вопросы (включая контроль занятий) Время (мин) Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспечение (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса
1.     2.     3.   4.     5.   Система дополнительного охлаждения двигателя   Емкости для огнетушащих средств.     КИП и органы управления.     Кузов и его специальное оборудование     Доп. Электрооборудование                   Система дополнительного охлаждения служит для поддержания нормального температурного режима двигателя при длительной работе насоса. В систему охлаждения двигателя для повышения ее эффективности включен водяной теплообменник. Корпус теплообменника смонтирован на двигателе. Змеевик теплообменника соединен трубопроводами с всасывающей и напорной полостями насоса. Вода из двигателя через корпус теплообменника поступает в радиатор, омывает змеевик и охлаждается за счет передачи тепла воде, циркулирующей по трубопроводу от насоса. Чтобы удалить воду из системы при работающем насосе следует открыть краник и вентиль, вентиль при этом должен быть закрыт. Такая комбинированная система охлаждения обеспечивает непрерывную шестичасовую работу двигателя на привод насоса на номинальном режиме при температуре окружающего воздуха плюс 35 С. температура жидкости в системе охлаждения регулируется дросселированием подачи воды из насоса вентилями.   Цистерна — емкость для огнетушащих средств. Цистерна емкостью 2100 л служит для заполнения водой или пенообразователем или состоит из обечайки, горловины, крышки горловины, отстойника и контрольной трубы. Горловина с крышкой и резиновым уплотнителем расположена в верхней части цистерны и служит лазом при осмотре и ремонте внутренней полости цистерны. Под колпаком установлена контрольная труба с выходом через днище цистерны. В днище цистерны имеется отстойник со сливной пробкой. К задней торцевой стенке приварены фланцы и патрубки для подсоединения трубопроводов водопенных коммуникаций. Цистерна установлена на опорах между кузовами и закреплена к раме шасси.   Бак для пенообразователя. Установленный в насосном отделении бак емкостью 150 л служит для заполнения пенообразователем и состоит из обечайки, горловины и отстойника. Для заполнения бака пенообразователем необходимо отвернуть крышку горловины и заполнить бак, а для промывки бака – дополнительно отвернуть заглушку отстойника.   Контрольно-измерительные приборы, инструмент и принадлежности. Для контроля за работой двигателя и других агрегатов автомобиля на щитке в кабине водителя размещены контрольно-измерительные приборы. Кроме этих приборов этих приборов в кабине водителя установлены: выключатель задней фары, плафонов, светопроблесковых маяков и фары поворотного прожектора, а также переключатель, лампа и контрольная спираль отопительной установки О-15. На щитке приборов в насосном отделении имеются контрольные лампы для указания уровня воды в цистерне. Для включения контрольных ламп необходимо рычажок переключателя повернуть вверх: после заполнения цистерны водой на ½ загорится левая лампа, а при полной цистерне будут гореть обе лампочки. Поворот рычажка вниз включается подсвет в вакуум-клапане. Среднее положение -нейтральное. Выключатель щитка приборов служит для включения плафонов насосного отделения. Для наблюдения за аварийным перегревом двигателя имеется контрольная лампа. На крышке насоса установлен мановакуумметр для контроля вакуума или величины подпора при работе от пожарной колонки. Тахометр предназначен для фиксирования числа оборотов вала насоса. На корпусе насоса имеется мановакуумметр для измерения давления в насосе. Мановакууметры периодически проверяются. В комплекте поставки имеются ключи, предназначенные для подсоединения всасывающих рукавов к автомобилю, а также для смазывания и размыкания этих рукавов.   На автоцистерне пожарное оборудование размещено в кабине водителя, в кабине боевого расчета, в отсеках кузовов, в насосном отделении и на крыше автоцистерны. Крепление оборудования осуществлено ремнями, специальными зажимами с замками в пружинных зажимах, а также рядом других вспомогательных механизмов. Поверхности зажимов снабжены амортизирующими прокладками, предотвращающими порчу имущества. Для установки трехколенной лестницы, а также снятия ее имеются специальные ролики и механизмы. При снятии следует повернуть вверх рукоятку фиксатора и выдвинуть ручку механизма крепления лестницы на себя. При этом лестница освобождается и в наклоном положении скатывается по обрезиненным роликам. При установке лестницы на крышку необходимо следить за тем, чтобы упоры, закрепленные на верхнем колене лестницы, входили в упоры декоративной решетки. В закрепленной лестнице не должно быть заметного продольного люфта, она не должна перемещаться в вертикальной плоскости. Снятие всасывающих рукавов, уложенных в пеналы, производится при помощи рукояток и лент съёма.   Дополнительно к электрооборудованию базового шасси автомобиля, которое полностью сохранено, на автоцистерне установлены: светопроблесковые маяки, поворотный прожектор, фара задняя, плафоны, датчики и сигнальные лампы разного назначения. Светопроблесковые маяки установлены на крыше кабины автомобиля и предназначены для подачи прерывистых световых сигналов, указывающих на принадлежность автомобиля к пожарной охране. Фара –прожектор установлена кронштейне кабины автомобиля с правой стороны и предназначена для освещения места работы на пожаре. Фара задняя установлена на кронштейне пенала и предназначена для освещения водоема –места работы при заборе воды. Плафон кабины расчета установлен на потолке кабины и предназначен для освещения помещения кабины. Плафоны установлены над дверным проемом отсеков кузовов и предназначены для освещения отсеков. Плафоны установлены над дверным проемом насосного отделения и предназначены для его освещения. На щите приборов в кабине водителя установлены включатели: плафонов кузовов, плафонов кабины расчета, сигнальной лампы аварийной температуры воды, фары –прожектора, фары задней, светопроблесковых маяков. На щите приборов в насосном отделении имеются контрольные лампы: для указания уровня воды в цистерне, для контроля температуры воды в системе охлаждения двигателя, переключатель для включения контрольных ламп уровня воды в цистерне и подсвета вакуум –клапана, включатель плафонов насосного отделения. Автомобиль оборудован сигнализацией открывания дверей кузова. При открывании дверей срабатывает включатель и загорается контрольная лампа на щите приборов в кабине водителя. Фонари задние сигнализируют шоферу сзади идущей машины о торможении или повороте, а также освещают номерной знак. О-15 в кабине установлены приборы управления отопителем.

 



3. Пособия и оборудование, используемые на занятии: Учебник «Пожарная техника», 2004 год.

 

4. Задание для самостоятельной работы слушателей и подготовка к следующему занятию: Повторение пройденной темы

 

« 24 » октября 2013 г.

 

Руководитель занятия: Баренков А.В. _________________

подпись

Модернизация системы охлаждения двигателя

В 59 ПЧ ФГКУ «22 отряд ФПС по г. Москве» модернизирована система охлаждения двигателя пожарной автоцистерны АЦ-3,2-40/4 на шасси КамАЗ 43253.

Модернизация потребовалась в связи с тем, что в системе охлаждения двигателя создаётся избыточное давление, которое приводит к преждевременному выходу из строя радиатора-отопителя.

Модернизация системы охлаждения двигателя КамАЗМодернизация системы охлаждения двигателя КамАЗ

Инструкция по установке расширительного бачка:

  1. Слить охлаждающую жидкость с расширительного бачка путем отсоединения его шлангов от трубок системы охлаждения двигателя.
  2. Снять расширительный бачек с его штатного места.
  3. Присоединить к нему все соответствующие удлинённые шланги и затянуть хомутами.
  4. Выносим и устанавливаем расширительный бачок в салон боевого расчета, просунув шланги в отверстие заглушки для проверки уровня охлаждающей жидкости
  5. Протягиваем и подгоняем шланги по длине , подсоединяем их к трубкам системы охлаждения и затягиваем хомутами.
  6. Что бы шланги охлаждения не пережимались, убираем их в дополнительную панель
  7. По желанию создаем короб для бачка охлаждения
  8. Заливаем охлаждающую жидкость, поддерживаем ее уровень.
  9. Что бы не создавалось чрезмерное давление, в бачке клапана крышки расширительного бачка сверлим отверстие 2 мм.

Примечания:

  1. Необходимо два шланга по 2 м , диаметр внутренний 12 мм., наружный 20 мм.
  2. Шланг 1,5-2 м. (в зависимости от соединения), диаметр внутренний 32 мм., наружный 43 мм.

Автор: старший водитель А.Н. Андрейченко

«Программа первоначального обучения водителей пожарных автомобилей муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны» 0014

Содержание курса по теме:

«ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ, ведомственной и добровольной пожарной охраны» 0014

Форма обучения – очная 74 час, дистанционное обучение (72) часа

1. ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

Тема 1.1 Ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Порядок расследования несчастных случаев и аварий

Ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения и эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Особенности управления пожарными автомобилями, оборудованными специальными световыми и звуковыми сигналами при следовании на выполнение оперативных заданий.

Порядок допуска водителей к работе на АЦ и АНР.

Ознакомление с положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

Правила устройства и безопасной эксплуатации автоцистерн.

Виды ответственности за допущенные нарушения и аварии при выполнении работ в процессе эксплуатации АЦ и АНР.

2. ОХРАНА ТРУДА

Тема 2.2. Правила безопасности при работе на АЦ и АНР.

Требования безопасности при работе в аварийных ситуациях. Правила пожарной безопасности. Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте АЦ и АНР.

Тема 2.2 Обязанности водителей при работе на АЦ и АНР.

Требования к техническому состоянию АЦ и АНР. Техника безопасности при установке автоцистерн на различные водоисточники, использовании стационарного лафетного ствола, подачи воды на стационарный лафетный ствол при движении АЦ.

3. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Тема 3.1 Классификация пожарной и аварийно-спасательной техники. Устройство и тактико-технические характеристики пожарной и аварийно-спасательной техники

Классификация основных пожарных автомобилей общего и целевого применения. Назначение, марки, тактико-технические данные пожарных автомобилей, имеющихся на вооружении в подразделениях ФПС.

Классификация, назначение, тактико-технические характеристики специальных пожарных автомобилей.

Вспомогательные и приспособленные пожарные автомобили для целей пожаротушения: назначение, тактико-технические характеристики, порядок использования на пожарах, авариях, чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях автономной длительной работы.

Изучение тактико-технических возможностей основных и специальных пожарных автомобилей.

Тема 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР

Схемы дополнительных трансмиссий. Коробка отбора мощности: назначение, устройство, принцип действия, виды. Дополнительный привод управления сцеплением. Техническое обслуживание трансмиссий.

Тема 3.3 Насосные агрегаты пожарных АЦ и АНР

Виды насосов и их классификация. Факторы, влияющие на работу насосов. Насосы объёмного типа: классификация, принцип работы и физическая зависимость. Струйные насосы: классификация, принцип работы и физическая зависимость. Центробежный насос: классификация, принцип работы и физическая зависимость.

Устройство центробежных насосов, их обслуживание, эксплуатация. Схемы забора воды различными видами насосов. Технические характеристики насосов, применяемых в пожарной охране.

Тема 3.4 Размещение пожарно-технического оборудования и вооружения на пожарных АЦ и АНР

Ручной и немеханизированный пожарный инструмент: лопаты, багры, крюки, топоры, пилы. Комплект для резки электропроводов “диэлектрический комплект” (ножницы, резиновый коврик, галоши (боты), рукавицы), ножницы для резки оконных решеток.

Назначение, краткая характеристика и порядок применения пожарно-технического вооружения и оборудования. Уход и сбережение. Порядок и сроки испытания ручного пожарного инструмента. Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике и пожарно-техническому вооружению при эксплуатации.

Аварийно-спасательный инструмент (электрический, пневматический, гидравлический и специальный) и оборудование.

Виды ручных пожарных лестниц. Назначение и устройство ручных пожарных лестниц. Область и правила применения каждой ручной пожарной лестницы. Основные технические характеристики ручных пожарных лестниц. Возможные неисправности в процессе работы с лестницами, их причины и способы устранения. Требования правил по охране труда при работе с ручными пожарными лестницами.

Соединительные рукавные головки, прокладки, задержки, зажимы, сёдла, мостики, их назначение, устройство и порядок применения.

Пожарные стволы для подачи воды (перекрывные, распылители, комбинированные, лафетные), насадки и их назначение.

Приборы для получения воздушно – механической пены.

Размещение пожарно-технического вооружения и оборудования в кабине, отсеках кузовов, на крыше автоцистерны.

Табель положенности боевого расчета на пожарной автоцистерне.

Тема 3.5 Система дополнительного охлаждения двигателя пожарных АЦ и АНР

Виды охлаждения двигателей пожарных автомобилей. Теплообменник: назначение, принцип работы, устройство. Дополнительные системы охлаждения различных механизмов пожарного автомобиля (двигатель, коробка передач, коробка отбора мощности, гидроусилитель руля, бензобак). Дополнительный обогрев цистерны и насосного отсека в зимний период эксплуатации.

Техническое обслуживание системы охлаждения.

Тема 3.6 Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР

Классификация и применение вакуумных систем. Газоструйные вакуумные системы пожарных автомобилей с карбюраторным двигателем. Двухступенчатый вакуумный насос для пожарных автомобилей с дизельным двигателем. Вакуумные системы с пластинчатыми насосами. Вакуумные системы с водокольцевым насосом.

Эксплуатация вакуумных систем. Техническое обслуживание вакуумных систем. Неисправности вакуумных систем и причины их возникновения.

Тема 3.7 Органы управления. Контрольно-измерительные приборы пожарных АЦ и АНР

Основные неисправности рулевого управления, тормозной системы. Техническое обслуживание органов управления. Контрольно-измерительные приборы используемые на АЦ и АНР.

Тема 3.8 Емкости для огнетушащих веществ пожарных автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях

Цистерны для воды, её устройство. Баки для пенообразователя, их устройство.

Тема 3.9 Дополнительное электрооборудование пожарных АЦ и АНР

Размещение дополнительного электрооборудования на пожарных АЦ и АНР. Неисправности электрооборудования. Техническое обслуживание электрооборудования.

Тема 3.10 Кузов пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля и их специальное оборудование

Составные части кузова пожарной автоцистерны и насосно-рукавного автомобиля. Кабина пожарной автоцистерны. Техническое обслуживание кузова пожарной АЦ и АНР.

Тема 3.11 Диагностирование пожарной техники и её специальных агрегатов

Параметры технического диагностирования пожарных автомобилей. Классификация диагностических параметров. Методы и средства диагностирования.

Оценка общего технического состояния пожарного автомобиля. Диагностирование двигателя, электрооборудования, тормозной системы, ходовой части, рулевого оборудования, трансмиссии, специальных агрегатов пожарного автомобиля.

Тема 3.12 Техническое обслуживание и ремонт пожарной техники

Назначение и принципиальные основы технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Организация технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Виды и периодичность технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей.

Место проведения технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей. Работы, выполняемые при техническом обслуживании и ремонте пожарных автомобилей. Правила охраны труда при выполнении технического обслуживания и ремонта автоцистерн.

Тема 3.13 Техническая документация пожарного автомобиля. Нормы расхода горюче-смазочных материалов

Основная техническая документация, отражающая работу пожарных автомобилей. Пути повышения экономичности горюче смазочных материалов. Влияние технического обслуживания пожарных автомобилей на экономию горюче-смазочных материалов. Нормы расхода горюче смазочных материалов.

Тема 3.14 Радиостанции и порядок ведения радиообмена

Виды радиостанций, вывозимых на пожарных автомобилях. Принцип работы радиостанций. Основные правила ведения радиообмена. Требования радиодисциплины.

Тема 3.15 Работа на пожарных автоцистернах

Наиболее характерные ошибки, допускаемые водителями при работе на пожарных автоцистернах. Схемы забора воды.

Правила охраны труда при работе на пожарной автоцистерне.

Выполнение забора воды различными способами при различных схемах подключения.




Назначение, общее устройство, ТТХ пожарной автоцистерны АЦ 3,0-40 (4333) с карбюраторным двигателем.

Назначение.

Автоцистерна пожарная АЦ-3-40(433362) модели ПМ-574 на двухосном шасси автомобиля семейства ЗИЛ-4333, оснащенная пожарным насосом ПН-40УА (ПН-40УВ), предназначена для:

  • тушения пожаров огнетушащими средствами;
  • доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и запаса огнетушащего вещества;
  • подачи воды и воздушно-механической пены низкой и средней кратности через напорные рукава, ручные и лафетные стволы и пеногенераторы при тушении очагов пожара.

Общее устройство.

Автоцистерна состоит из следующих основных частей: шасси с кабиной водителя; отсека насосной установки с приводом; цистерны для воды; бака для пенообразователя; водопенных коммуникаций; кузова; электрооборудования; кабины боевого расчета; комплекта пожарно-технического вооружения. На доработанном шасси установлены: привод насоса, насос, цистерна для воды, кузов и часть электрооборудования. В отсеках кузова размещены пожарно-техническое вооружение, кабина боевого расчета с баком для пенообразователя и элементы электрооборудования. Автоцистерна комплектуется необходимыми при ремонте и обслуживании инструментом, запасными частями и принадлежностями.

Электрооборудование автоцистерны состоит из следующих основных составных частей: в кабине водителя: щиток управления; тахометр; блок связи водителя; плафон освещения командира; тумблеры включения передних и задних противотуманных фонарей; блок управления сигнально-акустической установки; блок предохранителей. на крыше кабины водителя: синие маяки и сирена сигнально-акустической установки; фары-прожекторы. в переднем отсеке кузова: датчик тахометра; датчик наличия воды в насосе; плафоны освещения отсека; конечные выключатели. в цистерне: измеритель уровня воды. в заднем отсеке кузова: блок связи; плафоны освещения; отопитель. на задней части кузова: задний противотуманный фонарь; габаритные фонари и фонари освещения номерного знака.

ТТХ.

Тип шасси, ЗИЛ 433362

Тип двигателя карбюраторный

Мощность двигателя кВт (л.с) 110(150)

Макс. скорость движения с полной нагрузкой, км/ч 80

Число мест для боевого расчета, чел. 6

Вместимость цистерны для воды, л 3000

Вместимость бака для пенообразователя, л 190

Насос пожарный ПН-40УВ

Расположение насоса среднее

Производительность в номинальном режиме, л.с 40

Напор, создаваемый насосом в номинальном режиме, м 100

Диаметр/количество всасывающего патрубка, мм 125/2

Диаметр/количество напорных патрубков, мм/шт 80/2

Масса полная, кг 9900

Габаритные размеры 6900х2500х3000

Назначение, устройство системы смазки, работа коробки КОМ-68Б. Особенности работы при движении пожарного автомобиля.

Особенности работы КОМ-68Б при движении.

Коробки отбора мощности (КОМ). Коробкой отбора мощности называется механизм, предназначенный для отбора части мощности двигателя на привод пожарного насоса и обеспечивающий при этом необходимое соотношение частот вращения между коленчатым валом двигателя и валом центробежного пожарного насоса.

При работе пожарного автомобиля на пожаре следить за отсутствием подтекания масла в коробках передач, отбора мощности, раздаточной коробки. Периодически проверять на ощупь нагрев их картеров. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога руки. Убеждаться в отсутствии стуков, посторонних шумов и вибрации валов.

По возвращению в пожарную часть необходимо проверить подтекание масла, нагрев агрегатов трансмиссии. Вымыть, очистить от грязи и протереть все агрегаты трансмиссии. Устранить все дефекты, выявленные на пожаре и при движении пожарного автомобиля.

Назначение, устройство системы смазки.

Смазывание поверхностей трения деталей осуществляется разбрызгиванием масла. К подшипникам качения со стороны, противоположной выходу ведомого вала, масло подается шестеренчатым насосом коробки передач.

Все КОМ смазываются трансмиссионными маслами, используемыми в коробках передач шасси базовых автомобилей. На поверхности трения масло поступает в виде масляного тумана или в каплеобразном состоянии, которые образуются в результате диспер-гирования масла при вращении зубчатых колес.

Дополнительные системы охлаждения и подогрева пожарных автомобилей. Назначение, общее устройства.

Назначение.

Особенностью эксплуатации двигателей основных пожарных автомобилей является их работа в стационарном режиме в качестве привода на пожарный насос. Системы охлаждения двигателей грузовых автомобилей обеспечивают их нормальную работу (без перегрева) при любых переменных режимах. В стационарных условиях, какими являются работа двигателя на насос, эффективность системы охлаждения сильно снижается, так как в этом случае отсутствует встречный поток воздуха и, следовательно, уменьшается отвод теплоты от радиатора, что может привести к перегреву двигателя в летних условиях эксплуатации. Для обеспечения надёжной работы двигателя некоторые модели пожарных автомобилей оборудуют системами дополнительного охлаждения, в основе которых лежит теплообменный аппарат (теплообменник).

Общее устройство.

Теплообменник, как правило, монтируется на двигателе между радиатором и рубашкой охлаждения, и является элементом штатной системы охлаждения.

Теплообменник состоит их: змеевик; крышка; штуцера; резиновая прокладка; корпус теплообменника.
В корпусе теплообменника установлен трубопровод-змеевик . Концы латунной трубки змеевика выведены на крышку и вместе со штуцерами припаяны к ней. Змеевик с крышкой крепится болтами в корпусе теплообменника . Между крышкой и корпусом имеется резиновая прокладка . На входе в корпус теплообменника устанавливается термостат. Змеевик теплообменника посредством трубопроводов и соединён со всасывающей и напорной полостями пожарного насоса.


Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о