Система смазки и охлаждения двигателя – Система смазки: устройство,принцип действия,неисправности | НЕМЕЦКИЕ АВТОМАШИНЫ

Очистка и охлаждение масла на двигателе

Категория:

   Тракторы-2

Публикация:

   Очистка и охлаждение масла на двигателе

Читать далее:



Очистка и охлаждение масла на двигателе

В процессе работы двигателя в масле накапливаются продукты износа деталей, частички пыли, а также продукты сгорания топлива и окисления масла (нагар, смолистые и другие вещества). Своевременное удаление из масла этих нежелательных примесей снижает абразивный износ деталей и задерживает процесс старения масла.

На двигателях применяется многоступенчатая очистка масла.

При засасывании масла насосом оно проходит через сетку маслоприемника, в результате чего исключается попадание в насос и систему маслопроводов сравнительно крупных посторонних предметов. Грубая очистка масла может производиться в металлических фильтрующих элементах. В фильтрах тонкой очистки или центробежных маслоочистителях из масла удаляются мельчайшие примеси.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Фильтры тонкой очистки масла бывают нитчатыми или бумажными (картонными). Нитчатые фильтрующие элементы представляют собой сетчатые цилиндры, набитые путанной из хлопчатобумажной пряжи.

Центробежная очистка масла широко применяется в современных двигателях внутреннего сгорания. Сущность центробежной очистки масла заключается в выделении тяжелых частичек примесей под действием центробежных сил. Для этого масло пропускается через полости деталей, вращающихся с частотой до 6000 мин-1.

Реактивные масляные центрифуги (РМЦ) подразделяются на неполнопоточные и полнопоточные. Неполногто-точные РМЦ подвергают центробежной очистке только часть масла, нагнетаемого масляным насосом. В полнопоточной РМЦ очищается весь поток масла, идущий от масляного насоса.

Характерная особенность РМЦ заключается в том, что привод ротора у них осуществляется под воздействием реактивных сил, возникающих при выходе под давлением струй масла через форсунки ротора (эффект Сегнерова колеса).

Неполнопоточная центрифуга работает параллельно с фильтром грубой очистки. Масло от насоса поступает в корпус и разделяется на два потока: основная часть масла направляется в фильтр грубой очистки и только около 10% — в ротор реактивной масляной центрифуги. Во внутреннюю полость ротора масло поступает через выходное отверстие подводящего масляного канала под давлением 0,3…0,6 МПа. Масло заполняет внутреннюю полость ротора, проходит через сетки масло-заборных трубок 6 и выходит через форсунки 2 двумя сильными противоположно направленными струями в корпус. Из корпуса РМЦ масло свободно сливается в поддон.

Выходящие из форсунок струи масла отталкивают ротор силами реакции, в результате чего ротор получает вращательное движение.

Тяжелые примеси масла под влиянием центробежных сил отбрасываются к внутренним стенкам ротора и оседают на них. Очищенное от тяжелых примесей масло сосредоточивается около оси вращения и в верхней части ротора, откуда через форсунки поступает в поддон картера.

Примеси, оседающие на внутренней поверхности ротора, периодически удаляются при техническом обслуживании РМЦ.

В полнопоточной центрифуге масло от насоса вводится в нижнюю часть ротора по кольцевому подводящему каналу. В роторе масло подвергается центробежной очистке, затем через сетку поступает в полость внутреннего стакана. Здесь очищенное масло разделяется на два потока: один направляется к форсункам и используется для вращения ротора, другой идет в главную масляную магистраль двигателя. Редукционный клапан предотвращает повышение давления сверх максимально установленного путем перепуска его на слив по каналу. Сливной клапан ограничивает предельно максимальное давление в главной масляной магистрали. Переключатель позволяет включать или выключать охлаждение масла в радиаторе. При включенном масляном радиаторе масло поступает в главную масляную магистраль охлажденным.

Рис. 1. Схемы работы реактивных масляных центрифуг: а — неполнопоточной; I — корпус; 2 — форсунка; 3 — колпак; 4 — упорный винт; 5 — ротор; 6 — маслозаборные трубки с сетками; 7 — выходное отверстие в подводящем масляном канале; б — полнопоточной; 1 — слив масла в поддон; 2 — корпус; 3 — колпак; 4 — упорный винт; 5 — ротор; 6 — внутренний стакан; 7 — форсунка; 8 — кольцевой подводящий канал; 9 — слив ной канал редукционного клапана; 10 — редукционный клапан; 11 — сливной клапан; 12 — переключатель масляного радиатора

Центробежная очистка масла широко применяется также в специальных полостях шатунных шеек коленчатого вала. При вращении Бала масло, находящееся в этих полостях, подвергается действию центробежных сил. В результате тяжелые частички примеси масла осаждаются на наиболее Удаленных от оси вала поверхностях полостей шатунных шеек. Периодически эти поверхности следует очищать от осадка.

Масляные радиаторы состоят из двух бачков и соединяющих их трубок охлаждения. Полости бачков делятся перегородками на две или три изолированные друг от друга части. Это позволяет увеличить путь, а следовательно, и время прохождения масла через радиатор, что способствует лучшему охлаждению масла.

Масляные радиаторы имеют воздушное или водяное охлаждение. При воздушном охлаждении масляный радиатор устанавливают перед радиатором системы охлаждения, то есть в зоне максимального воздушного потока. Масляный радиатор водяного охлаждения омывается водой, циркулирующей в системе охлаждения. Такой радиатор обеспечивает не только надежное охлаждение масла, но и быстрый его прогрев при пуске двигателя. Включают радиатор вручную при помощи крана или автоматически клапаном-термостатом.

В процессе работы двигателя в полость картера из над-поршневого пространства цилиндров проникают воздух, продукты сгорания, пары топлива, в результате чего давление в картере повышается. Это приводит к потерям масла и ускоряет его старение. Чтобы исключить повышение давления в картере, на двигателях применяют специальные системы вентиляции картера.

На тракторных двигателях, как правило, картер сообщают с атмосферой при помощи сапуна (трубки с фильтрующей набивкой из проволоки).

Работу системы смазки контролируют следующими приборами и приспособлениями: уровень масла в картере — масломерной линейкой; давление масла — электрическим или механическим (мембранным) указателем давления, а также при помощи специальной сигнальной лампы (индикатора) или электрического датчика давления.

Рекламные предложения:


Читать далее: Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Категория: — Тракторы-2

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Основные элементы системы смазки

Категория:

   Автомобили и трактора

Публикация:

   Основные элементы системы смазки

Читать далее:



Основные элементы системы смазки

Масляный насос служит для подачи масла под давлением к трущимся деталям, приборам очистки и охлаждения масла. На автотракторных двигателях применяются шестеренные одно- и многосекционные насосы с шестернями внешнего зацепления. Эти насосы просты в изготовлении, имеют малые габаритные размеры и массу и весьма надежны в работе. Кроме этого, конструкция шестеренных насосов допускает увеличение количества секций (параллельно работающих насосов).

На рис. 1 представлены схема и конструкция двухсекционного масляного насоса. Устройство и действие каждой его секции ничем не отличаются от устройства и действия односекционного насоса. Рассмотрим принцип действия одной секции насоса. В корпусе насоса помещены две шестерни — ведущая и ведомая. Ведущая шестерня жестко шпонкой или шлицами закреплена на валу, который приводится во вращение от шестерни коленчатого вала через одну или две промежуточные шестерни и или от шестерни, выполненной заодно с распределительным валом. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпус. Между зубьями шестерен и и стенками корпуса имеется небольшой зазор 0,05— 0,1 мм.

При работе насоса масло под действием разрежения, создаваемого при вращении шестерен, поступает в насос через маслозаборник и всасывающую трубку, заполняет впадины между зубьями шестерен и переносится ими в нагнетательный канал насоса. Из насоса масло поступает под давлением к масляным фильтрам и трущимся деталям.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Двухсекционный масляный насос состоит из корпуса основной секции, разделительной пластины и корпуса дополнительной (радиаторной) секции. Каждая секция имеет ведущие я я ведомые и шестерни. Ведущие шестерни приводятся во вращение от ведущего вала, установленного во втулке. В корпусе основной секции насоса установлен редукционный клапан насоса, а в корпусе предохранительный клапан.

Основная (верхняя) секция насоса подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-130) или в фильтр центробежной очистки масла (ГАЗ-53А, ГАЗ-66). Масляный насос устанавливается внутри картера (КамАЗ-5320, МТЗ-80, ДТ-75М и др.) или снаружи на картере (ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др.).

Подача масляных насосов значительно выше, чем это необходимо для надежной смазки деталей двигателя. Это сделано для обеспечения необходимого давления масла на всех режимах работы двигателя. Для отвода излишка масла, подаваемого насосом, и ограничения давления в системе смазки служит редукционный клапан, через который этот излишек сливается в поддон картера или перепускается снова на линию всасывания. По мере износа подшипников двигателя увеличивается и расход масла, подаваемого к трущимся поверхностям. В этом случае давление масла не снизится, но через редукционный клапан будет перепускаться меньшее его количество.

Редукционный клапан может быть выполнен в виде плунжера или шарика, нагруженного пружиной.

Двухсекционные масляные насосы имеют два клапана, отрегулированных на разные давления. Клапан основной секции отрегулирован на большее давление во избежание повреждения отдельных участков системы, а дополнительный — на меньшее, чтобы избежать повреждения масляного радиатора. Редукционный клапан может располагаться в насосе, в корпусе фильтра или в другом месте масляной магистрали.

Рис. 1. Двухсекционный шестеренный масляный насос:
а – конструкция; б — схема работы

На некоторых двигателях (Д-108, Д-130 и др.) тракторов Т-100М и Т-130 устанавливаются трехсекционные масляные насосы, работа каждой секции которых сходна с описанными ранее.

На двигателе ЯМЗ-240 и его модификациях автомобилей БелАЗ устанавливают маслоподкачивающий насос шестеренного типа с автономным электрическим приводом. Он предназначен для подачи масла в главную магистраль перед каждым пуском двигателя, так как масляный насос не успевает сразу заполнить всю систему смазки. В систему смазки двигателя маслоподкачивающий насос включен параллельно нагнетающей секции основного масляного насоса.

Управление насосом дистанционное из кабины водителя. Насос включен в электрическую схему таким образом, что пуск двигателя невозможен без одновременного включения вместе со стартером маслоподкачивающего насоса.

При работе двигателя в масле постепенно накапливаются частицы несгорев-шего топлива, продукты окисления масла (нагар, смолистые вещества), а также частицы пыли и металла. Быстрое удаление всех этих примесеи из масла позволяет не только снизить износ деталей, но и повысить срок использования масла. Одним из эффективных средств сохранения работоспособности двигателя является фильтрация масла.

Масляные фильтры служат для очистки циркулирующего в системе смазки масла от примесей (частиц износа, смол, абразивных частиц и пр.), ускоряющих износ деталей двигателей.

В зависимости от требуемого качества очистки масла различают следующие типы фильтров.

Сетчатые фильтры маслоприемников устанавливаются перед входом масла в насос. Эти фильтры не пропускают в масляный насос крупные механические примеси, что предохраняет насос от повышенного износа или поломок.

Часто металлические частицы (продукты износа) улавливают при помощи магнита, устанавливаемого в сливной пробке поддона картера.

Фильтры грубой очистки служат для очистки масла, поступающего в магистраль, задерживая при этом частицы размером до 0,1 мм. Эти фильтры обладают сравнительно малым сопротивлением и включаются в масляную систему последовательно, т. е. через них проходит все масло, подаваемое насосом. Грубую очистку масла обычно производят с помощью пластинчато-щелевых или лен-точно- щелевых фильтров.

Фильтр грубой очистки двигателей ЯМЭ-236 и ЯМЭ-238 автомобилей МАЗ состоит из корпуса (рис. 48) с привернутым к нему колпаком. Колпак фильтра соединяется с корпусом посредством центрального стержня, закрепленного гайкой. Во внутренней полости под колпаком расположены одна в другой две цилиндрические металлические сетки. Проходя через эти сетки, масло оставляет на них частицы загрязнения. Чтобы избежать прекращения подачи масла к трущимся поверхностям в случае засорения фильтра, в его корпусе устанавливают перепускной клапан, открывающийся при достижении разности давления масла до и после прохождения фильтра 0,2—0,25 МПа. При открытии клапана неочищенное масло, минуя фильтр, поступает в масляную магистраль и далее к деталям двигателя, требующим смазки.

В перепускном клапане фильтра установлен контактный датчик для контроля за загрязнением фильтрующих элементов. В момент открытия перепускаемого клапана шток касается контакта, цепь замыкается и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка «фильтр забит».

Рис. 2. Масляный фильтр грубой очистки

На автомобилях КамАЭ-5320 и его модификациях двигатель ЯМЗ-740 имеет полнопоточный масляный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами. В летний период применяют фильтрующие элементы из древесной муки на пуль-вербакалитовой основе, а в остальное время — бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. Полнопоточная система очистки масла предусматривает последовательное включение фильтров, обеспечивающих достаточно тонкую очистку при помощи сменных элементов

В качестве фильтров тонкой очистки широко применяются центробежные фильтры или центрифуги, ротор которых вращается с частотой 6000— 7000 об/мин. Преимуществами центробежного фильтра являются повышенная фильтрующая способность и отсутствие сменных фильтрующих элементов.

Центробежный фильтр состоит из корпуса, закрытого кожухом. В корпусе закреплена пустотелая ось, на которой установлен ротор, вращающийся на упорном подшипнике. К ротору при помощи гайки крепится колпак. Внутри ротора имеются две вертикальные трубки с сетчатыми фильтрами в верхней части. Под трубками в основании ротора проходят два горизонтальных канала с завернутыми в них жиклерами.

Рис. 2. Фильтр центробежной очистки масла

Масло в центробежный фильтр поступает под давлением из системы смазки двигателя через пустотелую ось ротора и вытекает из жиклеров двумя струями, направленными в разные стороны, что создает реактивную пару сил, вращающую ротор. При этом тяжелые частицы грязи и осадков, подлежащие отделению, отбрасываются к внутренней поверхности стенок колпака и оседают на них в виде плотного слоя, который удаляется при техническом обслуживании.

Центробежный масляный фильтр включается в систему смазки параллельно при наличии фильтра грубой очистки и последовательно при его отсутствии. На автотракторных двигателях последних выпусков применяется полнопоточная масляная центрифуга. Особенность ее состоит в том, что все масло очищается в роторе реактивной центрифуги.

Для поддержания температуры масла в рекомендуемых пределах его необходимо охлаждать, что достигается автоматически благодаря обдуву поддона картера двигателя воздухом. Когда этого недостаточно, в схеме смазки предусмат-58 ривают специальные радиаторы, которые обычно устанавливают перед радиатором системы охлаждения двигателя. Включение его в систему смазки производят краном при температуре окружающего воздуха выше 20 °С, а также при работе с большой нагрузкой и при малых скоростях движения.

Для предотвращения разрушения трубок радиатора при работе непрогретого двигателя и при низкой температуре окружающего воздуха в радиаторе устанавливают перепускной клапан. Пружину клапана регулируют на перепад давлений 0,1—0,2 МПа. При большем перепаде давления перепускной клапан, сжав пружину, открывается и масло в радиатор не поступает. По мере прогрева масла гидравлическое сопротивление радиатора уменьшается и клапан автоматически закрывается.

Во избежание преждевременного старения масла осуществляется вентиляция картера при атмосферном давлении, так как повышенное давление способствует вытеканию масла через зазоры в подшипниках коленчатого вала и просачиванию его через неплотности в местах соединения, а пониженное давление приводит к засасыванию пыли в картер.

На эксплуатируемых в настоящее время автотракторных двигателях имеются закрытая (принудительная) и реже (на ранее выпускавшихся моделях) открытая система вентиляции картера. При закрытой вентиляции происходят отсос картерных газов во впускной трубопровод и подача в картер свежего воздуха, предварительно прошедшего через фильтр.

Двигатель автомобиля ЗИЛ-130 имеет принудительную вентиляцию картера. Картерные газы отсасываются во впускной трубопровод по трубке через специальный клапан 4, расположенный между впускными трубопроводами правого и левого рядов цилиндров. Клапан регулирует проходное сечение для отсоса картерных газов в зависимости от разрежения во впускном трубопроводе, которое уменьшается при полном открытии дроссельной заслонки и увеличивается по мере ее прикрытия.

Перед клапаном расположен маслоуловитель, отделяющий частицы масла от газов. Чистый воздух поступает в картер через воздушный фильтр, установленный на масло-заливной горловине.

Контроль уровня, давления и температуры масла осуществляется соответственно мас-лоизмерительным стержнем (щупом), манометром и дистанционным термометром. Масло в картер двигателя необходимо наливать до определенного уровня через маслозаливную горловину. На маслоизмерительном стержне нанесены риски, соответствующие допустимым максимальному и минимальному уровням масла.

Смазка двухтактных карбюраторных двигателей производится маслом, которое входит в состав рабочей смеси. Масло добавляют к бензину при заправке в соотношении на л масла 20—25 л бензина. Капельки масла при работе двигателя оседают на поверхности деталей и образуют на них масляную пленку, обеспечивая тем самым смазку трущихся деталей.

Масляный насос предназначен для подачи масла под давлением к трущимся деталям и к приборам очистки и охлаждения масла. Наиболее распространены в автотракторных двигателях одно- и двухсекционные шестеренчатые насосы с внешним зацеплением шестерен. Они отличаются простотой устройства, малыми габаритами, надежностью работы и равномерностью подачи масла.

Рис. 3. Схема работы шестеренчатого насоса при допустимом (а) и при повышенном (б) давлении в системе

Односекционный шестеренчатый насос состоит из ведущей и ведомой шестерен, расположенных в корпусе. Ведущая шестерня закреплена с помощью шпонки на валу, который вращается от распределительного вала. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе. При работе насоса масло проходит в полость корпуса по трубопроводу, захватывается зубьями шестерен и поступает в трубопровод под давлением. Для предохранения системы смазки от чрезмерного повышения в ней давления масла в насосе установлен редукционный клапан, который регулируется на давление 0,25—0,3 МПа. При срабатывани клапана масло вновь перекачивается во всасывающую полость насоса.

Двухсекционные насосы имеют две секции, в каждой из которых расположена пара шестерен. Устройство и работа каждой секции не отличаются от устройства и работы односекционного насоса. Двухсекционные насосы применяются в том случае, когда в системе смазки установлены масляный радиатор и фильтр центробежной очистки масла. В этом случае основная (верхняя) секция подает масло в систему смазки, а дополнительная (нижняя) — в масляный радиатор (ЯМЗ, ЗИЛ-130) или в фильтр центробежной очистки масла (ГАЗ-53А и ГАЗ-66).

Масляные фильтры очищают масло от посторонних примесей и осадков. Фильтры могут быть разделены на две группы — фильтры грубой очистки и фильтры тонкой очистки. Фильтры грубой очистки очищают масло от крупных частиц (0,04—0,07 мм) механических примесей. Они устанавливаются между масляным насосом и магистральными каналами и через них пропускается весь поток масла. Фильтры грубой очистки должны обладать высокой пропускной способностью, т. е. малым сопротивлением фильтрующего элемента, который выполняется пластинчато-щелевым или ленточно-щелевым.

Рис. 4. Масляные фильтры:
а — фильтр грубой очистки; б — фильтр тонкой очистки

Пластинчато-щелевой фильтр состоит из корпуса, фильтрующего элемента, отстойника, спускной пробки и перепускного клапана. Фильтрующий элемент состоит из большого числа фильтрующих стальных пластин (дисков) толщиной 0,35 мм, чередующихся с промежуточными пластинами (звездочками) толщиной 0,08 мм. Эти пластины надеваются на стержень прямоугольного сечения и сжимаются с помощью гайки и контргайки. Между дисками существует зазор 0,07—0,08 мм, достаточный для прохода масла. Нижняя пластина надета на три стержня и стойку квадратного сечения, которые ввернуты в корпус фильтра. На стойку надеваются также очищающие пластины толщиной 0,06 мм, которые входят в зазоры между фильтрующими пластинами. При повороте стержня за рукоятку пластины очищают зазоры от накопившейся грязи и сбрасывают ее в отстойник, откуда она удаляется через сливную пробку.

Масло, нагнетаемое насосом, поступает по каналу внутрь фильтра, проходя между зазорами фильтрующего элемента, очищается от механических примесей и по каналу поступает в систему смазки. Каналы соединены между собой отверстием, в котором размещен шарик перепускного клапана. При повышенной вязкости или загрязненности масла давление в канале значительно повышается. Под его действием шарик отжимает пружину и пропускает масло в главную масляную магистраль, минуя фильтр.

Фильтры тонкой очистки масла очищают масло от мельчайших примесей (до 0,01 мм) и смол. Устанавливаются они параллельно главной масляной магистрали и, обладая высоким сопротивлением фильтрующего элемента, пропускают 10—15% масла подаваемого насосом.

Такой фильтр состоит из корпуса, одновременно являющегося отстойником, крышки, фильтрующего элемента, надетого на центральную трубу, в которой имеются калиброванные отверстия. Крышка прижимается к корпусу болтом, который ввертывается в трубу. Для слива отстоя в корпусе имеется отверстие с пробкой. Фильтрующий элемент состоит из набора фигурных картонных дисков и пластин. Сверху и снизу фильтрующий элемент закрывается металлическими крышками и стягивается планками. При работе двигателя масло поступает в фильтр через маслопровод и стекает по стенкам вниз, где крупные частицы осаждаются. Далее масло проходит сквозь фильтрующий элемент и через калиброванные отверстия в трубе выходит по маслопроводу в поддон картера.

В последнее время в качестве фильтров тонкой очисткц широко применяются центробежные фильтры (центрифуги), ротор которых вращается с частотой 6000—7000 об/мин. Фильтр центробежной очистки масла с реактивным приводом состоит из корпуса, в который ввернута ось ротора с колпаком и прокладкой, и кожуха, укрепленного на оси гайкой-барашком. Ротор свободно вращается на оси на двух бронзовых втулках и упорном подшипнике. Под фланец кожуха поставлена резиновая прокладка. В оси имеются отверстия для прохода масла внутрь ротора. В верхней части корпуса ротора установлен сетчатый фильтр, а в нижней — ввернуты два жиклера, выходные отверстия которых направлены по касательной в противоположные стороны. Масло очищается под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора. Из насоса масло поступает в полую ось ротора и через отверстия в оси и каналы ротора попадает в его полость под колпаком. Затем масло поступает через сетчатый фильтр в кольцевой колодец и с большой скоростью выбрасывается через жиклеры, создавая реактивный момент и приводя ротор во вращение. При вращении ротора частицы, загрязняющие масло, отбрасываются к стенкам колпака ротора, образуя на них осадок. Очищенное масло протекает через сетку, колодец и жиклеры. Центробежный масляный фильтр включается в систему смазки параллельно при наличии фильтра грубой очистки и последовательно при его отсутствии.

Маслоприемник предназначен для забора масла из поддона двигателя. Различают плавающие и неподвижные маслоприемники. Наибольшее распространение получили неподвижные маслоприемники, расположенные в нижней части поддона. Маслоприемник является также первичным фильтром, так как масло поступает из поддона через фильтрующую сетку.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла при повышенных температурах окружающего воздуха и при перегрузках двигателя. Масляные радиаторы бывают водомасляные и воздушно-масляные. Наиболее распространены воздушно;масляные радиаторы, более надежные в эксплуатации. Устанавливаются они обычно перед радиатором системы охлаждения двигателя. Включаются и отключаются радиаторы краном или клапаном-термостатом.

Контрольными приборами являются манометр и термометр. При системе смазки с мокрым картером уровень масла измеряется с помощью специального измерительного стержня.

Рекламные предложения:


Читать далее: Смазочные материалы, применяемые в автотракторных двигателях

Категория: — Автомобили и трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Ремонт узлов системы охлаждения и смазки

Категория:

   Ремонт большегрузных авто

Публикация:

   Ремонт узлов системы охлаждения и смазки

Читать далее:



Ремонт узлов системы охлаждения и смазки

Показателем нормальной работы системы охлаждения двигателя является поддержание температуры охлаждения в пределах 75—95 °С. Отклонения от указанного температурного режима в процессе эксплуатации могут быть вызваны следующими причинами: недостаточным количеством охлаждающей жидкости из-за утечек через радиатор, в местах соединения трубопроводов, через водяной насос; большими отложениями накипи в системе; загрязнением наружной поверхности радиаторов; неисправностью термостатов, привода вентиляторов, привода жалюзи, водяного насоса.

Ремонт радиаторов.

Для снятия блока радиаторов с автомобиля необходимо отсоединить планки крепления капота и опрокинуть капот на подставки, слить охлаждающую жидкость и масло из двигателя, а также масло из гидравлической системы гидромеханической передачи. Отсоединить трубопроводы и шланги от блока радиаторов, крана отключения масляного радиатора двигателя и фильтра гидромеханической передачи. Отпустить пружины тяг рычагов натяжных роликов и снять ремни привода вентиляторов; отвернуть гайкч нижних опор блока, отсоединить тяги бокового крепления и снять блок радиаторов с вентиляторами и жалюзи в сборе с автомобиля.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Разборку блока радиаторов следует производить в последовательности: вывернуть болты крепления кронштейнов вентиляторов и снять кронштейны в” сборе с крыльчаткой и приводом вентиляторов; отсоединить и снять кожухи правого и левого вентиляторов, жалюзи радиаторов, масляные фильтры гидромеханической передачи, кронштейны крепления радиаторов, нижние опоры радиаторов; рассоединить радиаторы.

Основными дефектами радиаторов являются течи в местах пайки, течи и засорение трубок, повреждения бачков и охлаждающих пластин.

Рис. 88. Разжимные резиновые пробки для патрубков радиатора:
а —с трубкой для подачи воздуха, б — глухая с эксцентриковым зажимом

Для определения мест течи радиатора следует проверить его герметичность воздухом в ванне с теплой водой. Водяные радиаторы нужно испытывать сжатым воздухом при давлении 2 даН/см2, масляные радиаторы двигателя и гидромеханической передачи — 5 даН/смг. Места течи определяются по выделяющимся пузырькам воздуха при погружении радиатора в воду. Отверстия подводящих и отводящих патрубков предварительно закрываются резиновыми пробками (рис. 88), через одну из которых подается воздух от ресивера.

Рис. 89. Приспособление для проверки трубок на герметичность:
1 — испытываемая трубка, 2 — наконечник, 3 — резиновая пробка, 4 — шланг для подачи воздуха

Для выявления дефектных трубок следует проверить герметичность каждой (рис. 89). Для этого снять верхний и нижний бачки, поместить сердцевину радиатора в ванну с водой и, заглушив один конец проверяемой трубки пробкой, к другому концу при помощи специального наконечника подвести сжатый воздух.

Течи радиатора устраняются пайкой трубок оловянно-свинцовистым припоем ПОС-40 или ПОС-30. Допускается до 3% испорченных трубок заглушить. При сильном повреждении трубки заменяют. После ремонта радиатор испытывают в течение 5 мин промывают места пайки содовым раствором.

Сборка радиаторов производится в обратной последовательности.

Ремонт привода вентиляторов. Разборку привода вентиляторов следует производить в последовательности: отвернуть болты крепления крыльчатки вентилятора и снять ее; отвернуть гайки крепления корпуса привода крыльчатки к кронштейну вентилятора и снять привод крыльчатки; расшплинтовать оси рычагов натяжных роликов и снять рычаги с роликами в сборе; разобрать привод крыльчатки вентилятора, для чего отвернуть гайку и спрессовать шкив с вала вентилятора, отвернуть гайку крепления подшипникоз и болты крепления крышки сальника и спрессовать корпус с вала вентилятора; выпрессовать из корпуса и спрессовать с вала подшипники; таким же образом разобрать натяжные ролики.

Сборка привода вентиляторов производится в последовательности, обратной разборке. При установке натяжного ролика с рычагом в сборе на кронштейн вентилятора необходимо отрегулировать совпадение ручьев шкива вентилятора и шкива натяжного ролика путем установки на ось рычага регулировочных шайб. Несовпадение Ручьев должно быть не более 1 мм.

При установке блока радиаторов также нужно отрегулировать совпадение ручьев ведомого и ведущего шкивов привода вентиляторов путем изменения наклона блока радиаторов при помощи тяг бокового крепления блока. Несовпадение ручьев шкивов должно быть не более 1 мм.

Натяжение ремней привода вентиляторов проверить по величине прогиба ремней в средней части между ведущим и ведомым шкивами, которая должна быть 8—14 мм при нажатии на ремень привода с усилием 4 даН.

Ремонт водяного насоса. Основным дефектом водяного насоса может быть нарушение уплотнения торцового сальника, состоящего из резиновой манжеты с латунными обоймами, графито-металлического кольца и поджимной пружины. Для уменьшения износа торца корпуса, соприкасающегося с уплотнительным кольцом, в корпус запрессована стальная втулка с буртом. Рабочий торец втулки обрабатывается с высокой точностью и полируется, поэтому при ремонте его также следует полировать. Для отвода проникающей через торцовый сальник жидкости в корпусе насоса выполнено дренажное отверстие, через которое просочившаяся жидкость вытекает наружу. Выделение отдельных капель жидкости через дренажное отверстие при работе двигателя не является признаком ненормальной работы уплотнения.

Если нарушено торцовое уплотнение и появилась течь воды из дренажного отверстия корпуса, необходимо снять штампованную крышку, закрывающую передний фланец корпуса, расконтрить и отвернуть колпачковую гайку, снять крыльчатку с сальником, изношенные или разрушившиеся детали уплотнения заменить новыми и установить крыльчатку на место. Подшипники заполнить наполовину тугоплавкой смазкой.

При наличии обломов или трещин любого расположения и размера на деталях масляного насоса, а также при повреждении резьбы в корпусах нагнетающей и радиаторной секций детали ремонту не подлежат и заменяются.

Для обеспечения необходимого зазора в зацеплении шестерни-масляного насоса с промежуточной шестерней привода регулируются по высоте прокладками толщиной 0,1 мм. Число прокладок,, устанавливаемых между корпусом насоса и блоком, должно быть не более трех, при этом зазор между зубьями шестерен 0,15— 0,37 мм.

Производительность нагнетающей секции масляного насоса при-противодавлении, равном 4—7 даН/см2, температуре масла 75— 95° С на номинальном скоростном режиме двигателя 130 л/мин,, производительность радиаторной секции на том же режиме при противодавлении, не превышающем 0,8 даН/см2, равна 39 л/мин.

Рекламные предложения:


Читать далее: Ремонт топливной системы

Категория: — Ремонт большегрузных авто

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Подготовка системы смазки двигателя

Категория:

   Безгаражное хранение автомобилей

Публикация:

   Подготовка системы смазки двигателя

Читать далее:



Подготовка системы смазки двигателя

В процессе эксплуатации автомобилей под влиянием различных факторов в системе смазки двигателей образуются мелкие механические примеси, продукты окисления, осмоления и др. В значительной степени этому способствует работа двигателей на пониженных тепловых режимах и применение несоответствующих сортов масел.

Подготовка системы смазки двигателя заключается в проведении следующих работ:
– промывка системы и замена моторного масла на зимние сорта;
– проверка исправности вентиляции картера двигателя, перепускных клапанов масляных фильтров и редукционных клапанов масляных насосов, манометров;
– проверка герметичности системы;
– отключение и промывка пиридином или четыреххлористым углеродом масляных радиаторов.

Для двигателей автомобилей КамАЗ в качестве промывочной жидкости можно использовать смесь, состоящую из 60% дизельного топлива и 40% дизельного масла.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При значительном загрязнении и осмолении системы смазки двигатель частично разбирают, а детали моют в растворе синтетического моющего вещества (МС-8, Лабомит-101) или дизельном топливе, а при незначительном загрязнении осуществляют промывку системы. В качестве промывочных жидкостей используют промывочные масла ВНИИНП-ФД или смесь, состоящую из 50 % дизельного топлива и маловязкого масла для двигателей, а также смесь из 45% уайт-спирита, 45% машинного масла и 10% ацетона. Для промывки дизельного двигателя применяют регенерат масел Дп-8 и Дп-11.

Промывку системы смазки двигателя осуществляют в следующей последовательности. Двигатель пускают, прогревают его до температуры 70—80° С, затем останавливают, сливают масло из картера и корпусов фильтров через сливные отверстия. Заменяют элемент фильтра тонкой очистки, а элемент фильтра грубой очистки тщательно промывают в дизельном топливе или керосине и продувают сжатым воздухом; после чего смачивают в теплом масле, применяемом для двигателя зимой.

После сборки и установки фильтров на место в картер двигателя заливают до необходимого уровня промывочное масло или указанную выше смесь. Пускают двигатель и дают ему проработать 5 мин на оборотах холостого хода. Вновь останавливают двигатель и сливают промывочную жидкость. Разбирают и промывают элемент фильтра грубой очистки и заменяют элемент фильтра тонкой очистки масла. По окончании указанных работ в двигатель заливают свежее зимнее масло соответствующего сорта до метки указателя уровня.

При наличии в системе смазки центрифуги ее очистку проводят в следующем порядке. Отвернув гайку, снимают колпак фильтра. Затем, отвернув центральную гайку, снимают крышку ротора и промывают ее в дизельном топливе или керосине. Сетчатые фильтры центрифуги двигателя ЗИЛ-130 промывают и продувают сжатым воздухом, после чего очищают от смолоот-ложений и осадков каналы на шайбе кожуха. Закончив сборку, работу центробежного фильтра проверяют на слух. Время вращения ротора центрифуги по инерции после остановки двигателя должно быть не менее 40—60 с (определяется по легкому шуму).

При подготовке системы смазки двигателя к зиме необходимо тщательно проверить исправность вентиляции картера. Хорошая вентиляция уменьшает количество проникающих в картер отработавших газов, содержащих пары воды и сернистые соединения, образующие кислоты в масле, что способствует снижению интенсивности изнашивания деталей двигателя.

При пусках холодных и недостаточно прогретых двигателей масло поступает к трущимся деталям через перепускные клапаны фильтров. Поэтому при подготовке автомобилей к зимней эксплуатации необходимо в системе смазки проверить исправность указанных клапанов. Для этого необходимо их вывернуть, вынув предварительно замочную шайбу, и промыть в дизельном топливе, не разбирая.

В условиях низких температур в период пуска-прогрева двигателя, давление в системе смазки значительно повышается, что может привести к повреждению манометра. Исправность манометра проверяют на прогретом двигателе контрольным манометром, присоединяемым с помощью тройника. Манометр считается исправным, если разница его показаний с контрольным не превышает 24,5 кПа.

При подготовке системы смазки к работе в зимних условиях особое значение приобретает проверка ее герметичности по отношению к системе охлаждения, заполненной антифризом. Загрязнение моторного масла антифризом более пагубно, чем загрязнение водой. Этиленгликоль, у которого температура кипения (197,4 °С) много выше, не так легко испаряется и в результате попадает в подшипники двигателя и другие теплонапряжен-ные зоны. При этом нарушаются условия смазывания подшипников. Вследствие нарушения теплообмена образуются смолы„. которые могут вызвать разрушение деталей двигателя.

Герметичность системы смазки проверяется визуально — наблюдением за уровнем охлаждающей жидкости в радиаторе & период пуска двигателя, либо путем опрессовки заполненной системы охлаждения с помощью специального приспособления, состоящего из манометра с переходной пробкой, которая устанавливается в наливную трубку. Давление для опрессовки создают ручным насосом и контролируют по манометру. Оно недолжно превышать 637 кПа. При обнаружении течи ее устраняют и повторно проверяют герметичность.

На зимний период эксплуатации следует отключать масляные радиаторы, так как зимой картер достаточно охлаждается потоком холодного воздуха, а иногда и снежной пылью.

Разбавление масла бензином, дизельным топливом или веретенным маслом зимой для облегчения пуска двигателей является вынужденной мерой, применяемой при отсутствии необходимых сортов масел. Так, летнее моторное масло допускается разжижать бензином из расчета 1 % на каждые 3°С отрица^-тельной температуры окружающего воздуха.

Рекламные предложения:


Читать далее: Подготовка системы питания

Категория: — Безгаражное хранение автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о