Холостой ход двигателя: Холостой ход (двигатель внутреннего сгорания) — Википедия – Холостые обороты двигателя: понятие и особенности

Содержание

Холостые обороты двигателя: понятие и особенности

Холостой ход — это эксплуатация устройства без какой-либо нагрузки. У автомобиля холостыми оборотами двигателя называется его работа при полностью выжатом сцеплении. В это время крутящий момент не передается от коленчатого вала мотору и колесам. Они в этом случае полностью разобщены.

Нормальные обороты холостого хода составляют 800-1000 ед. При их уменьшении мотор глохнет, при повышенном числе начинается перерасход топлива. Какие обороты должны быть у вашего автомобиля, указано в инструкции по эксплуатации.

От чего зависят обороты холостого хода?

Обороты холостого хода можно отрегулировать самостоятельно или с привлечением специалиста. Для этой цели в автомобиле имеется несколько специальных агрегатов и узлов. К ним относится:

  • топливная система;
  • разного рода датчики;
  • дроссельная заслонка;
  • клапан холостого хода;
  • педаль акселератора.

В состав топливной системы входит инжектор или карбюратор. Это агрегаты, в которых топливная жидкость смешивается с воздухом, образуя горючую смесь. В систему включен, и топливный насос с регулятором давления смеси. Работа системы питания двигателя топливом контролируется многочисленными датчиками.

На количество оборотов большое влияние оказывает и положение дроссельной заслонки. Она регулирует подачу в двигатель воздуха. Увеличить или уменьшить обороты можно нажатием на педаль акселератора.

Двигатель автомобиля может работать не очень стабильно на холостых оборотах по нескольким причинам:

  • загрязнение некоторых узлов;
  • неполадки в системе зажигания.

Загрязнение может осуществляться отработанным маслом, примесями, которые проходят сквозь фильтры, сажей и водой. В системе зажигания могут быть окислившиеся или плохо затянутые провода.

Как изменить обороты?

Внимательные автовладельцы всегда тщательно следят за автомобилем и его состоянием. Это дает существенную экономию на ремонте и расходе топлива, снижает риск поломок и аварий. Как снизить обороты двигателя на холостом ходу? Как уже отмечалось, это можно сделать самостоятельно или с привлечением специалиста. Для работы нужно приготовить:

  • штатный набор инструментов;
  • новые или б/у хомуты;
  • прокладки новые.

Холодный мотор после его включения обычно некоторое время работает на повышенных оборотах. После прогрева они падают до нормы холостого хода, которая равняется 800-1000 об/мин. Точное их количество указано в каждом руководстве по эксплуатации автомобиля. Если же они не приходят в норму, нужно найти и устранить неисправность.

Если на автомобиле установлен двигатель карбюраторного типа, то неисправности могут быть такими:

  • разрегулированный карбюратор;
  • подсос воздуха в соединениях шлангов;
  • неисправности проводки и клапана, регулирующего холостой ход;
  • неправильная работа системы зажигания;
  • грязный воздушный фильтр.

Регулировка делается довольно просто. На старой машине нужно:

  • снять карбюратор и прочистить его;
  • проверить работоспособность резиновых шлангов и прокладок;
  • заменить изношенные хомуты.

Грязный карбюратор часто бывает причиной увеличения холостых оборотов. Поэтому его нужно тщательно промыть после чистки. Если нет собственного опыта в этом деле, лучше пригласить специалиста. Шланги можно проверить на работающем двигателе путем их пережимания.

При проведении процедуры следует внимательно прислушиваться к работе двигателя. Изменение количества оборотов является указателем того, что вы нашли нужный шланг. Порванные прокладки и неплотные хомуты позволяют воздуху проникать в мотор. Обороты от этого увеличиваются.

В инжекторном двигателе невозможно механическим способом отрегулировать количество оборотов. Они зависят от прошивки бортового компьютера. Для их изменения нужно перепрошивать систему управления холостым ходом. Сделать это может только специалист.

Но не следует слишком занижать обороты, так как это приведет к преждевременному износу генератора.

Перед началом эксплуатации нужно проверить правильность выставления зазоров в газораспределительном механизме, чистоту воздушного фильтра, исправность свечей, работу заслонки обогащения рабочей смеси. Далее готовится отвертка с прибором регулировки холостых оборотов. Использовать ее нужно только в том случае, если остальные принятые меры не привели к ожидаемому результату.

Работа выполняется в несколько этапов:

  • Выключается зажигание, концы проводов прибора подсоединяются в соответствии с технологической картой, приложенной к нему. После этого двигатель запускается и винтом регулировки количества смеси устанавливается частота вращения по прибору 800 об/мин.
  • Следующая операция связана с винтом качества. Его регулировкой добиваются содержания СО₂ в выхлопных газах не более 3%.
  • Опытные автомобилисты регулируют холостые обороты по слуху. Они поочередно вращают винты количества и качества, добиваясь ровного рокота двигателя на всех режимах его работы.

На двигателях, оснащенных инжектором, иногда приходится регулировать холостые обороты заменой датчика холостого хода. Поменять его довольно просто, имея в руках фигурную отвертку. Последовательность операций:

  • в ближайшем магазине по продаже автозапчастей нужно приобрести новый датчик;
  • открыть капот и отсоединить минусовую клемму аккумулятора;
  • найти старый датчик и отсоединить от него колодку с проводами;
  • отверткой открутить крепежные винты (2 шт.) и демонтировать устройство;
  • заменить уплотнительное кольцо и поставить новый датчик на место;
  • завернуть винты крепления и подключить колодку с проводами.

Новый датчик должен сразу же после запуска двигателя начать свою работу по регулированию оборотов холостого хода. Внутри этого приборчика находится электродвигатель и игла, регулирующая поступление воздуха в двигатель. От количества воздуха зависит показатель оборотов двигателя. При необходимости можно начинать движение даже на холодном моторе.

Заключение по теме

Двигатель — это сердце автомобиля. У него могут случаться перебои в работе. О проблемах будут свидетельствовать его обороты. Если они «плавают» — это сигнал к действиям по устранению причин неполадки. Если при работе на холостых оборотах на тахометре значится менее 800 или более 1200 ед. — это непорядок.

При отсутствии тахометра «плавание» можно услышать. Рокот включенного мотора становится то реже, то чаще. Подобные ситуации могут возникать и при других режимах работы автомобиля. Чаще всего это происходит с инжекторными двигателями.

Обороты мотора меняются в зависимости от количества, попавшего в цилиндры воздуха. Причиной может стать выход из строя электронных регуляторов и датчиков, а также шлангов и резиновых прокладок.

Нужно постоянно держать их в чистоте. Хомуты должны быть всегда плотно затянуты, прокладки — без трещин. Заменить вышедшие из строя детали можно собственными силами. Без особых проблем обновляются шланги, прокладки, регуляторы холостого хода (фото № 3). А лучше всего чаще обращаться в сервисные службы по ремонту автомобилей. Квалифицированные специалисты вовремя заметят неполадки и устранят их. Удачных вам дорог!

Вредит ли холостой ход двигателю машины? | Обслуживание | Авто

Водители часто задаются вопросами, надо ли прогревать мотор перед поездкой, или стоит ли выключать зажигание, если надолго застрял в пробке. АиФ.ru спросил автомобильных экспертов, не вредит ли холостой ход двигателю.

Рекомендации производителей

«Холостой ход двигателя — это минимальные обороты коленчатого вала, при которых обеспечивается стабильная работа двигателя и его систем. Согласно теории автомобиля, благоприятная работа двигателя внутреннего сгорания обеспечивается в определенном нагрузочном диапазоне, то есть идеальным вариантом было бы постоянное значение нагрузки от колес транспортного средства. При этом, особенно это касается больших дизельных моторов, детали камеры сгорания двигателя не прогреваются до расчетной температуры, вследствие чего горючее плохо испаряется и не догорает. Недогоревшие остатки попадают в картер двигателя, смешиваются с моторным маслом и могут в значительной степени влиять на его физико-химические свойства. По этой причине большинство производителей не рекомендуют длительный прогрев холодного двигателя на холостом ходу, а некоторые даже запрещают холостой ход свыше определенного небольшого (5-10 минут) периода времени. Поэтому следует внимательно изучить инструкцию по эксплуатации и действовать в соответствии с ней», — рассказал

директор Центра технической экспертизы Научно-исследовательского автомобильного института Андрей Васильев.

Расход топлива

«Холостой ход — это один из режимов работы двигателя. Первое, что хочется отметить, — мгновенный расход топлива измеряется в литрах на километр. При этом, когда машина стоит с работающим двигателем, расход топлива будет максимальным. Километров нет — литры есть. Чем дольше машина стоит, тем больше средний расход топлива. Если мы говорим в принципе об экономии топлива как о полезном ресурсе, то по возможности лучше стремиться избегать простоя машины на холостом ходу. Это вред и кошельку, и окружающей среде», — считает

автоэксперт Владимир Бахарев.

Расход моточасов

Автоэксперт уверен, что холостой ход как таковой не наносит урона двигателю. Его ресурс снижают моточасы, то есть время работы.

«У двигателя есть определенный запас моточасов. Обычно говорят о пробеге двигателя в километрах, это неверно. Например, при покупке представительских автомобилей можно столкнуться с тем, что у них может быть небольшой пробег. Однако пока сопровождаемое лицо находится в магазине, офисе или еще где-то по своим делам, как правило, водитель остается в автомобиле и включает кондиционер, печку, то есть двигатель работает на холостом ходу. И пробег не идет, а вот моточасы расходуются, ресурс двигателя значимо снижается», — сказал Бахарев.

Холостые обороты двигателя. От чего они зависят?

Подробности
Категория: Блог о продаже автомобиля
Создано: 10 августа 2018
Просмотров: 1422

Холостые обороты двигателя? От чего они зависят?

Если задать вопрос автолюбителю, что такое холостые обороты двигателя, он точно скажет, что это режим, где силовой агрегат работает без нагрузки. В принципе это правильная версия. Большинство водителей могут верно указать обороты на ХХ конкретной модели транспорта. Но точно не ответят на вопрос: «Почему они именно такие? Почему не выше, не ниже, почему они меняются в процессе эксплуатации автомобиля и по какой причине, и для чего они поддерживаются?» В этой статье мы рассмотрим все эти и другие вопросы.

В самых первых транспортных средствах не было даже термина холостые обороты мотора. Они были почти одинаковые в независимости от нагрузки двигателя. Если говорить о рабочем диапазоне силового агрегата, то он был не велик. Безысходная ситуация: не выше, не ниже.

oboroty

Читайте также: Как срочно и дорого продать авто в Минске

Давние карбюраторы имели маленький интервал оборотов. При небольшой подаче рабочей смеси сразу «переливались». Их можно было отрегулировать только на рабочие обороты двигателя. Обстановка изменилась только после 1915 года. Послужило этому создание на Packard Twin Six карбюратора с жиклёрами и системой зажигания. Это новшество «убило двух зайцев». Первое достижение — предельное повышение потенциала силового агрегата за счёт возрастания рабочих оборотов до 3000 в минуту, а второе — уменьшение стабильных оборотов за счёт ввода уникального способа образования смеси на низких оборотах. Следующие созданные механизмы карбюраторов уже имели специальную настройку образования смеси на холостых оборотах. При усовершенствовании системы карбюратора конструкторы меньше всего думали об экологии и о продолжительности работы двигателя, главной была цель создать устойчивые обороты силового агрегата. Далее система контроля оборотов становилась сложнее и совершеннее.

Для чего необходимы холостые обороты?

Естественно на заглушенном силовом агрегате крутящего момента не может быть. На запущенном моторе с возрастанием мощности соответственно увеличивается число оборотов, а у крутящего момента есть предел в районе средних и максимальных оборотов. Для ДВС с турбонаддувом этот миг возникает гораздо раньше, но также не с нуля. Для того, чтобы силовой агрегат устойчиво работал и развивал мощность необходимо создать устойчивую работу на ХХ. В противном случае силовой агрегат заглохнет. Извиняюсь за сложный технический сленг, но очень важно, чтобы вы понимали, о чём идёт речь для дальнейшего изучения системы питания ДВС.

Баннер в статье

Создать нагрузку на «сердце» автомобиля можно только тогда, когда оно ровно будет работать на холостых оборотах и готово принять нагрузку на оборотах.

Без выполнения этого условия невозможна нормальная работа двигателя и, тем более, развитие на нём даже средней мощности. Хотя можно установить дополнительный двигатель, который будет работать до развития рабочих оборотов. Можно привести в пример электродвигатель на гибридах или пневматический стартер с излишней мощностью. Частота оборотов ДВС, с которых силовой агрегат способен развивать обороты, именуют холостым. Если стрелка на панели приборов находится выше пусковых оборотов, то считается, что «сердце» автомобиля перешло в зону рабочих оборотов. Если меньше предела холостых оборотов, то это означает, что двигатель не способен развивать мощность по разным причинам. Среднее значение холостых оборотов на транспорте находится в рамках 450-850 оборотов в минуту. В автомобиле с АКПП возможно установить пусковые обороты мотора без трансмиссионной нагрузки. Они повысятся только после перехода в режим включения любой передачи.

oboroty2

По какой причине обороты не стоят на месте?

В зависимости от системы питания холостые обороты изменяются. На силовом агрегате с неуправляемым узлом питания обороты зависят от нагрузки и образования смеси. Если реагируют автоматы повышения оборотов, то с увеличением нагрузки обороты будут понижаться. Подобное произойдёт из-за некачественного образования смеси, но стараются, чтобы этого не произошло, используя всевозможные системы холодного пуска, которые существенно завышают обороты для обеспечения стабильной работы двигателя внутреннего сгорания. Чем идеальней будет это система питания, тем незначительными будут колебания ДВС.

На обычном карбюраторе автолюбитель самостоятельно регулирует холостые обороты. Корректировка холостых оборотов требуется, если существенно повышается нагрузка на двигатель внутреннего сгорания, либо температура силового агрегата. С электронным карбюратором с автоматом холодного запуска автолюбитель не производит регулировку, но обороты заметно увеличиваются для гарантированной стабильной работы до прогрева ДВС. Система впрыска немного помогает осуществить завышение холостых оборотов до прогревания лямда-зонда и задержит их до того момента, пока процесс образования горючей смеси не нормализуется до отметки 100-1000 оборотов в минуту. Также они могут повысить обороты при повышении нагрузки из-за включения, например, климат-контроля, либо нагрузки от генератора. Во всех других ситуациях исправная система обязана поддерживать обороты в одном диапазоне с допустимым отклонением +/- 30 оборотов в минуту.

С сожалением можно сказать, что нет идеальных систем.

Регуляторы холостого хода и дроссельные заслонки с электроприводом постепенно засоряются. Свечи зажигания и топливные форсунки также бывают подводят и нестабильно работают, клапан рециркуляции отработанных газов тоже может пропускать газы, всевозможные сбои системы регулирования фаз, а у цилиндров двигателя может быть разная компрессия — всё это способно повлиять на ровную работу двигателя. Обороты под нагрузкой могут уменьшаться, либо наоборот, повышаются.

Почему пусковые обороты именно такие?

dvigatel

Вечная дилемма выбрать оптимальное число оборотов силового агрегата. Если их завысить, то соответственно повысится расход горючего и нагревание двигателя без нагрузки, а это не понравится любому автолюбителю. После занижения последуют также негативные последствия, например, нарушается процедура образование смеси. Процессы в двигателе внутреннего сгорания динамические и вся его конструкция рассчитана на рабочие обороты. При снижении оборотов двигателя соответственно снижается очистка цилиндров от отработанных газов, а это влечёт за собой плохую наполняемость камер сгорания свежей смесью. В результате мощность падает.

Низкие обороты меньше выбрасывают вредные вещества?

Однозначно нет. Скорее это будет ещё больше вредить атмосфере и не только ей. Даже в случае, если силовой агрегат способен принимать нагрузку на оборотах менее 350-450, то катализатор не прогревается до нормальной температуры, из-за этого начинаются пропуски зажигания. Это можно просто объяснить: низкие обороты – маленькое давление. Низкое давление скажется на подшипниках двигателя. Они не будут получать необходимого количества смазки, что в последствие приведёт к поломке ДВС. Чем больше нагрузка, тем больше должно быть давление и, соответственно, обороты силового агрегата. Воздействие на двигатель уже на холостых оборотах может быть значительным. Это свойственно автомобилям с механической коробкой передач. Автоматическая коробка передач может избежать часть проблем, но не все, хотя существенно повышает ресурс силового агрегата в целом.

В общем, давление смазки на холостых оборотах обязано быть достаточным для того, чтобы мотор мог нормально принимать нагрузку. К сожалению, чем больше давление и работоспособность масляного насоса на холостых оборотах, тем оно будет ещё выше на рабочих оборотах. А следовательно, потеря большего количества горючего и уменьшение срока службы масла. Настраиваемый масляный насос позволит изменить положение, но зачастую он служит для компенсации лишнего масляного давления после прогрева ДВС, а не для уменьшения оборотов холостого хода.

На транспортных средствах с АКПП необходимо учитывать её «пожелания». Так как масляный насос на автоматической трансмиссии приводится в движение от коленчатого вала, а, соответственно, и работа коробки передач зависит от оборотов холостого хода. Если обороты двигателя будет маленькими, то автомат не сможет нормально работать. Для системы «старт-стоп» необходимо дополнительно ставить гидроаккумуляторы и дополнительные электрические насосы. Это помогает гидравлике совершать работу сразу после запуска силового агрегата, а не после некоторого времени.

dvigatel i akpp

Привод генератора, наноса гидроусилителя, кондиционера, помпы также создают трудности. Навесное оборудование имеет ограниченный рабочий диапазон, поэтому передаточное отношение системы привода дополнительных агрегатов выбирают с учётом предельных оборотов силового агрегата. А минимальные обороты любого из устройств и нагрузка на дополнительные системы автомобиля ограничиваются минимальными пусковыми оборотами двигателя. Большое уменьшение оборотов приведёт к перегреву силового агрегата из-за низкой циркуляции охлаждающей жидкости, разряда аккумуляторной батареи либо несоответствующей работе кондиционера. Но и все эти недостатки можно решить.

В этой ситуации спасает переход на электроусилители рулевого механизма, насоса системы охлаждения и кондиционера. Хорошо, что генераторы имеют рабочий диапазон с запасом и не теряют КПД при максимальных оборотах. Но и здесь есть недочёты.

Вибрация силового агрегата при уменьшении оборотов связана с неустойчивостью рабочего процесса, но есть у неё другие причины. Например, система подвески двигателя внутреннего сгорания может гасить колебания только в определённом интервале частот. Чем меньше обороты, тем сложнее гасить вибрацию. А кроме вибрации, которая передаётся на каркас транспортного средства, и негативно сказывается на ощущениях автолюбителя и его попутчиков при движении, существует еще такие проблемы, как крутильные колебания. Они пагубно действуют на коробку передач и колеса автомобиля.

Чем меньше обороты мотора, тем труднее их гасить.

Выход: применять неблокируемые гидротрансформаторы, либо двухмассовые маховики, или и то и другое вместе. Увеличение оборотов ХХ позволяет уменьшить колебания при каждом обороте.

Заключение статьи

ДВС – это «сердце» автомобиля. Как и в любом сложном механизме у него возможны небольшие сбои в работе. О проблемах, как минимум, можно будет понять по оборотам ДВС, а при наличии бортового компьютера он выведет информацию на дисплей. Если они «плавают» — это звоночек к устранению причин неполадок двигателя. Если после запуска силового агрегата на панели приборов стрелка ниже отметки 800, либо выше 1200 единиц – это явная неисправность мотора. Необходимо искать причину.

Если нет соответствующего прибора, который показывает обороты двигателя, то прислушайтесь к работе силового агрегата. Если шум от работы ДВС не стабильный, то громче, то тише, то это означает явную неисправность. Нестабильные обороты можно наблюдать и во время поездки на автомобиле. Чаще это наблюдается на инжекторных двигателях.

Обороты силового агрегата изменяются в зависимости от количества, попавшего в камеру сгорания воздуха. Всему виной может быть выход из строя электрорегуляторов, различных датчиков, а также шлангов и резиновых прокладок.

Необходимо следить за состоянием всех датчиков и ДВС в целом. Хомуты должны плотно сидеть на своём месте, а прокладки не пропускать воздух.

Если нашли поломку или загрязнения на датчиках — необходимо устранить проблему. А надёжнее будет планово обращаться на сервис и проходить диагностику автомобиля. Опытные мастера оценят состояние вашего двигателя и, при необходимости, устранят проблемы.

Понравилась статья?

Расскажи друзьям

Читайте также

Порядок и стоимость переоформления автомобиля

Транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регистрируются по месту государственной регистрации этих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Допускается регистрация транспортных средств юридических лиц по месту нахождения их филиалов, представительств и других обособленных подразделений.

Подробнее…
Особенности оформления купли-продажи автомобиля

Переход права собственности на транспортное средство предполагает выполнение некоторых бюрократических процедур и соблюдение ряда формальностей.

Подробнее…
Продал вторую машину-плати налоги

Многие автолюбители даже не подозревают, что, продав два или более авто в течение года, они обязаны подать декларацию в налоговую инспекцию. При этом, если Вы продали второй автомобиль дороже, чем купили, то обязаны заплатить налог с суммы продажи.

Подробнее…
Как продать машину без снятия с учета

Каким образом реализовать дорожное транспортное средство, не снимая с учета? Решение этой проблемы волнует многих автовладельцев.

Подробнее…
Договор купли-продажи автомобиля юридического лица физическому

На данный момент услугами рынка по продаже автомобилей пользуются не только частные лица, но и компании, так как они нуждаются в регулярном обновлении рабочих автомобилей.

Подробнее…
Как грамотно оформить договор купли-продажи автомобиля

При продаже автомобиля очень важно юридически грамотно оформить договор купли-продажи. Действующее законодательство регламентирует определённые правила проведения сделки, учитывая интересы и продавца и покупателя.

Подробнее…
Как избежать штрафа за тонировку авто

Если Вы любите затонировать свой автомобиль вкруговую, то данный текст именно для вас.

Как не получить штрафные санкции за подобное?

Подробнее…
Продажа авто при разводе, особенности и «подводные камни»

У нас часто спрашивают, как же продавать машину, если она была приобретена в браке, развод не за горами или уже состоялся.

Подробнее…
Как продать автомобиль, полученный в наследство

После получения автомобиля по наследству, большинство людей задумываются о его продаже, причин этому достаточно много, возможно автомобиль старый, он вас не устраивает, вы хотите от него избавится или хотите вложить в какие-то внутренние инвестиции.

Подробнее…
Как проверить историю автомобиля по VIN коду

Одним из наиболее важных показателей, по которому можно определить наиболее значимую информацию, касаемо автомобиля, является его VIN-номер. С помощью данного кода можно определить, в какой стране и когда было произведено авто, основные его технические показатели и даже его историю (владельцев, нахождение в залоге или угоне).

Подробнее…  

Режим холостого хода (ХХ) карбюраторного двигателя автомобиля

режим ХХДля точной диагностики неисправностей, приводящих к нестабильной работе двигателя автомобиля на холостом ходу необходимо иметь представление о том, как работает карбюраторный двигатель на этом режиме.

На стабильные обороты холостого хода влияют несколько систем двигателя. Это – топливная включающая карбюратор и бензонасос, система зажигания, система ГРМ (газораспределительного механизма). При этом так же стоит учитывать состояние самого двигателя. Его цилиндро-поршневой группы.


Что такое холостой ход карбюраторного двигателя?

Это работа двигателя без нагрузки с минимальными оборотами коленчатого вала при закрытых дроссельных заслонках обеих камер карбюратора.

Частота вращения коленчатого вала на ХХ (минимальные обороты)

Для карбюраторных двигателей 2108, 21081, 21083 – 750-800 об/мин, для двигателей 2101, 2103, 2105, 2107 – 850-900 об/мин. Частота вращения задается заранее выставленным определенным углом опережения зажигания и определенным объемом топливной смеси, приготовляемой карбюратором.

Работа системы зажигания на холостом ходу

В первую очередь это угол опережения зажигания, необходимый для обеспечения холостого хода двигателя.

На режиме холостого хода для двигателей 2108, 21081, 21083 требуется угол опережения зажигания – 0 — 5º , для 2101, 2103, 2105, 2107 — 5º. См. «Установка угла 2108, 2109, 21099», «Установка угла 2105, 2107».

Регулируется угол опережения зажигания вращением трамблера.

корректировка угла трамблеромкорректировка угла трамблером, автомобиль ВАЗ 2108

Помимо угла опережения на стабильность оборотов ХХ влияют: исправность свечей зажигания, центробежного регулятора опережения зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания, датчика Холла и т.д. См. «Неустойчивый ХХ, причины связанные с системой зажигания».

Работа карбюратора на холостом ходу

Для обеспечения работы двигателя автомобиля на холостом ходу в карбюраторе (Солекс, Озон) имеется встроенная в первую камеру система холостого хода. Она состоит из воздушного, топливного и эмульсионного каналов, выходных отверстий за дроссельной заслонкой и регулировочных винтов «количества» и «качества» топливной смеси. Воздух и топливо из поплавковой камеры, за счет разрежения создаваемого движущимися поршнями в цилиндрах, поступают в эмульсионный канал, где смешиваются, образуя топливно-воздушную смесь (эмульсию), попадающую через выходные отверстия под дроссельной заслонкой во впускной коллектор и далее в цилиндры. Количество топливной смеси регулируется винтом «количества», качество (объем бензина в смеси) — винтом «качества». См. «Регулировка оборотов ХХ Солекс», «Регулировка оборотов Озон».

Схема работы карбюратора Солекс на холостом ходу

CХХ Солекссхема системы холостого хода карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083

Схема работы карбюратора Озон на холостом ходу

схх 2105, 2107 Озонсистема холостого хода карбюратора 2105, 2107 Озон

Помимо карбюратора на холостой ход двигателя влияют: исправность бензонасоса, топливных магистралей и фильтров. Подробнее «Неустойчивый ХХ, причины, связанные с карбюратором».

Примечания и дополнения

— Изношенная цилиндро-поршневая группа, прогоревший клапан, неправильные зазоры в клапанном механизме, перескочивший на зуб-другой ремень ГРМ или вытянувшаяся цепь – дополнительные факторы влияющие на холостой ход карбюраторного двигателя автомобиля, которые следует учитывать при диагностике неисправностей влияющих на ХХ.

Еще статьи по холостому ходу двигателя

— «Троит» двигатель, причины

— «Плавают» обороты холостого хода, причины

— Невозможно отрегулировать обороты ХХ, причины

— Двигатель работает только на «подсосе», причины

Холостой ход инжекторного двигателя

Режим холостого хода определяется системой управления двигателем при следующем:

Закрыта дроссельная заслонка

Обороты двигателя меньше заданного уровня.

Этот уровень составляет плюс 25% к заданной частоте оборотов холостого хода. Заданная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода определяется автоматически в зависимости от теплового состояния двигателя и скорости движения автомобиля.

Система выставляет специальный признак наличия холостого хода, этот признак отображается тестером.

К сожалению, в системе нет сигнала включения КПП, поэтому реально в этом режиме автомобиль может двигаться, если включена КПП, или двигаться по инерции, при выключенной КПП.

На сухом асфальте движение с включенной КПП и закрытым положением дроссельной заслонки может служить некоторым тестом работы двигателя и ее системы управления.

Движение в режиме холостого хода в небольшую горку на первой, второй и даже третьей передаче должно происходить плавно, без рывков, и не требовать нажатия на педаль дроссельной заслонки.

Движение автомобиля накатом на четвертой передаче при скорости ниже 50 км/час должно осуществляться без подергиваний.

Неисправности в системах зажигания и топливоподачи в этих режимах проявляются ощутимыми толчками при движении автомобиля.

Нас интересует режим холостого хода на остановившемся автомобиле, поскольку это основное состояния для диагностики и проверки системы управления — можно открыть капот, и «любоваться» работой системы управления.

Практически совсем нет станций технического обслуживания, где для проверки системы управления и двигателя можно создать ездовые режимы, поставив автомобиль на барабаны.

После проверки системы управления на станциях технического обслуживания, с подключением красивых приборов, часто можно слышать — «у Вас все в порядке по параметрам работы системы».

Но проблемы с расходом топлива, динамикой разгона, наличию рывков и провалов остаются. Что же можно проверить в системе управления на режиме холостого хода?

Первое — топливоподача. Легко убедиться в правильности работы насоса регулятора давления, цепей управления форсунками.

Можно сделать баланс форсунок специальным тестером и замерить допустимость их расходных характеристик. К дальнейшему поиску проблем с работой двигателя лучше приступать, когда есть уверенность в правильной работе системы топливоподачи.

Второе — система подачи питания на элементы ЭСУД.

Проверить напряжения бортовой сети, напряжение питания датчиков, срабатывание всех исполнительных элементов, проверить выходные напряжения с датчиков.

Для этого удобно иметь специальные приборы: разветвитель сигналов с блока управления, имитаторы датчиков, тестер форсунок и шагового мотора (ДСТ-6Т).

Третье — проверка работы системы зажигания. Опыт показывает, что все проблемы лежат в высоковольтной части этой системы: модуль зажигания, высоковольтные провода, свечи. Эта проверка должна проводиться при помощи специального высоковольтного пробника.

Четвертое — установка коэффициента коррекции СО, если машина не оборудована системой подавления токсичности: L-зонд, нейтрализатор, адсорбер.

Функционально, коэффициент коррекции СО нужно выставлять по показаниям газоанализатора. Для устойчивой работы двигателя на режиме холостого хода можно обойтись и без газоанализатора.

Коэффициент коррекции СО является мультипликативной составляющей времени открытия форсунки (множитель).

Уменьшая или увеличивая его значение можно снизить расход топлива через форсунку в режимной области работы двигателя: малые наполнения, обороты близкие к оборотам холостого хода 800 — 1000 об/мин.

В городском цикле движения правильная топливоподача в этом режиме позволяет снижать расход топлива на 0,8 л /100 км.

Холостой ход двигателя является устойчивым режимом. Устойчивость определяется рабочим процессом двигателя.

Превышение оборотов выше заданных, снижает наполнение в цилиндры двигателя, как следствие мощность падает, падают обороты, наполнение в цилиндры двигателя увеличивается, как следствие увеличивается мощность, обороты возрастают и т.д.

При правильно рассчитанных параметрах управления топливоподачи, угла опережения зажигания, установкой шагового двигателя легко добиться поддержания заданных оборотов холостого хода. При этом одна и та же точка стационарности по оборотам холостого хода может быть достигнута разным соотношением параметров: расход воздуха, время открытия форсунки, угол опережения зажигания (зависит от состояния двигателя и работы элементов системы управления).

В системе управления нет возможности изменить заданные обороты холостого хода (жестко заданный программой график, зависящий от температуры охлаждающей жидкости), невозможно переопределить положение шагового мотора и угла опережения зажигания, поскольку эти параметры изменяются автоматически в системе управления. Используя тестер в режиме управления исполнительными механизмами, можно изменить положение шагового мотора или обороты холостого хода.

Эти изменения не запоминается в памяти контроллера, поэтому действует только на момент работы тестера в режиме «КОНТРОЛЬ ИМ».

В руках пользователя единственным параметром, регулирующим работу двигателя на ХХ, остается коэффициент коррекции СО. В автомобилях с регулированием подачи по L-зонду и этой возможности нет.

Увеличение коэффициента коррекции СО (обогащение смеси) приводит к снижению расхода воздуха в двигатель — среднее положение шагового мотора уменьшается. Уменьшение коэффициента коррекции СО приводит к увеличению расхода воздуха.

По работе системы зажигания (автоматическая установка УОЗ на холостом ходу) можно судить о стабильности работы системы и двигателя в целом. Если УОЗ имеет частые отклонения от своего среднего положения более 4 гр.п.к.в., то это говорит о нестабильности рабочего процесса в цилиндрах двигателя.

Как правило, нужно выставить коэффициент СО таким, чтобы, с одной стороны, время открытия форсунки было минимальным, а с другой, добиться стабильности параметра угла опережения зажигания.

В системах с регулированием топливоподачи с контуром обратной связи по L-зонду остается только наблюдать за стабильностью угла опережения зажигания. А по соотношению расхода воздуха и времени открытия форсунки оценивать стабильность работы обратной связи по L-зонду. Просмотр ячеек таблицы коррекции топливоподачи по L-зонду в области холостого хода помогает определить, какое изменение в состав смеси вносит эта коррекция.

Пятое — пропуски воспламенения в цилиндрах двигателя, которые приводят к нестабильности оборотов холостого хода, как правило, связаны с неисправностями в системе зажигания или работой системы топливоподачи.

Разделить две этих составляющие очень непросто, поскольку они связаны. Топливоподача определяется расчетом, в основе которого лежат показания датчика расхода воздуха, а сам расход определяется наполнением цилиндров воздухом, зависящим от оборотов, регулировка которых осуществляется углом опережения зажигания и зависит от состава смеси, т. е топливоподачи. Круг замкнулся.

Поэтому надо обязательно проверить состояние канала подачи воздуха. Датчик массового расхода должен иметь стабильное входное напряжение 5В, а выход его при неработающем двигателе и включенном зажигании должен держать напряжение 1В.

Шестое — минимальный подсос воздуха в канале от датчика массового расхода к впускному коллектору изменит показания массового расхода воздуха (уменьшит показания), т.е. обеднит топливоподачу, что приведет к изменениям в работе двигателя.

В системах с регулированием по L-зонду такое обеднение будет скомпенсировано, но провалы при разгоне и торможении останутся, так как многие параметры управления (в частности угол опережения зажигания) и коррекции этих параметров рассчитываются, исходя из показаний того же расходомера воздуха.

Седьмое — неисправность самого датчика L-зонда является явной причиной раскачки оборотов холостого хода, поскольку нарушается сбалансированность работы контура поддержания оборотов и контура поддержания стехиометрического состава смеси.

Раскачка оборотов на режиме холостого хода не всегда определяется показаниями встроенного в панель приборов тахометра. Его показания на малых оборотах часто ошибочны, убедитесь в стабильности оборотов холостого хода по диагностическим приборам.

Восьмое — самым больным местом в работе системы управления двигателем является зажигание, вернее его высоковольтная часть, которая как бы не имеет отношения к электронике, и включает в себя модуль зажигания, высоковольтные провода и свечи зажигания.

Нарушения в этой системе и определяют большую часть проблем в работе двигателя. Подход к проверке этой части не отличается от проверки системы зажигания карбюраторных двигателей.

Состояние свечей, снятых с двигателя, помогает определить неработающие или плохо работающие цилиндры.

Если плохо работают два цилиндра 1-4 или 3-2, то, похоже, что неисправность кроется в модуле зажигания (в работе какой-то его пары катушек). Удобнее пользоваться специальными приборами или стендами для проверки свечей, высоковольтных проводов.

Девятое — работа системы синхронизация двигателя. Редкие сбои в синхронизации невозможно определить ни одним прибором. Только Мотор-Тестер с аппаратным подключением к датчику положения коленчатого вала может помочь выявить эти сбои.

Нарушение синхронизации в такте работе двигателя, отключает и подачу топлива и зажигания, расчет наполнения в цилиндрах невозможен. Здесь нет четких советов по определению, что же неисправно:

блок управления, датчик положения коленчатого вала, проводка.

Система самодиагностики блока управления может определить сбои в синхронизации, но только тогда, когда двигатель уже не может работать.

Единственно, что можно сказать, провалы и перебои в работе двигателя с плохой синхронизацией появляются на всех режимах.

Эти перебои незначительны, но ездовые качества автомобиля резко снижаются, при этом невозможно выделить конкретно неработающий цилиндр. Чаще всего помогает замена датчика коленчатого вала.

Неисправность в блоке управления маловероятна. Другие неисправности в системе синхронизации, как правило, ведут к полной невозможности запустить двигатель.

Как отрегулировать высокие обороты холостого хода

Холостым ходом называют эксплуатацию различных устройств, включая автомобили, без нагрузки. В случае с машинами холостыми оборотами считается работа ДВС в условиях полностью выжатого сцепления. При холостом ходе (ХХ) мотора не происходит передача крутящего момента через коленвал колёсам. Оба узла не связаны между собой в этот момент.

Датчик холостого хода

Для среднестатистического автомобиля нормой по холостым оборотам считается от 800 до 1000 единиц за минуту. Если обороты упадут, двигатель заглохнет. Если же обороты увеличатся, это приведёт к повышенному расходу горючего.

Для каждого автомобиля с конкретным установленным двигателем есть свои нормы по оборотам. Соответствующая информация всегда приводится в руководстве по эксплуатации. Но бывает так, что обороты повышенные, и их следует отрегулировать.

От чего зависят

Такой режим, когда мотор работает на холостых, требуется для того, чтобы поддерживать процессы сжигания топливовоздушной смеси при минимальном уровне. Это позволяет двигателю работать и не глохнуть.

В зависимости от типа двигателя, его мощности и прочих характеристик, показатели нормального ХХ могут отличаться. Также на это непосредственно влияет температура мотора.

У многих автомобилистов порой возникает закономерный вопрос относительно того, какими должны быть холостые обороты на моторе его машины. Тут закономерно будет заглянуть в инструкции и техническую документацию, прилагаемую к вашему авто.

Если при ХХ наблюдается повышенное число оборотов, игнорировать такое явление не стоит. Это создаёт дополнительную нагрузку на двигатель, а также способствует более активному расходу топлива. Учитывая нынешние цены на горючее, впустую тратить драгоценный бензин или дизтопливо никто не захочет.

Обороты двигателя при ХХ поддаются регулировке. Сделать это можно своими руками, либо же привлечь специалистов соответствующего профиля. Для регулировки в машине предусмотрено несколько узлов и соответствующих систем. К ним относят:

  • топливную систему;
  • датчики;
  • клапан, отвечающий за ХХ;
  • дроссельную заслонку;
  • педаль газа.

Чтобы восстановить нормальные обороты для своего двигателя на авто при его нестабильной работе на холостом ходу, важно учесть, какая именно топливная система используется на авто. Это может быть инжекторная или же устаревшая карбюраторная система. Для них существуют специальные рекомендации по регулировке.

Карбюратор и инжектор являются узлами или агрегатами, где происходит смешивание топлива с воздухом, что позволяет создать так называемую топливовоздушную смесь. Дополнительно здесь присутствует топливная помпа и регулятор давления. Вся система питания ДВС контролируется различными специальными датчиками.

Также на число оборотов непосредственно влияет текущее положение заслонки дросселя. За счёт неё регулируется подача воздуха в цилиндры двигателя. Обороты повышаются и уменьшаются за счёт нажатия педали газа. Это соответственно открывает и закрывает заслонку.

Порой водители замечают, как двигатель теряет прежнюю стабильность при работе в режиме холостых оборотов. Такое происходит из-за загрязнения узлов или каких-то неполадок в системе. Загрязнения образуются из-за отработанного моторного смазочного масла, примесей, которые не задерживает фильтр, воды или сажи. Не стоит забывать и о рисках окисления контактов и нарушения целостности проводов в системе зажигания.

Как регулируются обороты

Теперь стоит затронуть тему того, как можно отрегулировать на двигателе завышенные обороты холостого хода.

Регулятор холостого ходаЗамена клапана холостого хода

Не забывайте, что при запуске автомобильный двигатель изначально непродолжительное время может работать при несколько повышенных оборотах в холостом режиме. Когда мотор прогревается, обороты падают и достигают своих нормальных значений. Предварительно стоит узнать, что именно считается нормой конкретно для вашего силового агрегата.

Если же после прогрева число оборотов не падает, это говорит о наличии той или иной неисправности. Её необходимо отыскать и устранить. Тут следует во многом отталкиваться от типа используемого двигателя.

Когда двигатель прогрелся, но обороты всё равно не падают, это считается уже ненормальным состоянием. Следует обязательно определить, почему на холостом ходу показатели не возвращаются в норму и в чём причина таких высоких оборотов двигателя.

Некоторые игнорируют этот совет, что является большой ошибкой. Если оставить двигатель в таком состоянии, который будет постоянно интенсивно работать при ХХ, начнёт повышаться температура ДВС. За этим последует перегрев двигателя и возможный прогиб головки блока цилиндров. Плюс постепенно начнётся образование выработки трущихся деталей. Ресурс мотора сократится, вы своими руками приблизите капитальный ремонт или отправку двигателя на заслуженный отдых куда-нибудь на свалку.

Выделяют несколько основных причин повышения оборотов. Они связаны с нарушениями и неполадками в:

  • датчике регулятора ХХ;
  • датчике положения заслонки дросселя;
  • самой дроссельной заслонке;
  • температурном датчике;
  • ЭБУ;
  • впускном коллекторе, где образовался подсос воздуха.

Важно заметить, что на карбюраторных моторах можно физически отрегулировать холостой ход. Что нельзя сделать в случае с инжекторным силовым агрегатом. Но зато можно устранить причины повышения оборотов при ХХ. Это разные понятия, о чём не стоит забывать.

Карбюраторные двигатели

В случае с моторами карбюраторного типа неисправности могут быть связаны с:

  • нарушением регулировок карбюратора;
  • подсосом воздуха через шланги;
  • нарушением проводки;
  • неисправностями клапанов ХХ;
  • загрязнением фильтра;
  • проблемами в системе зажигания.

В подавляющем большинстве случаев при повышенных оборотах на карбюраторных вариантах двигателей причину следует искать в неисправностях и неполадках дозирующего устройства.

Карбюраторный двигатель Шевроле КамароКарбюраторный двигатель Шевроле Камаро в сборе

В случае повышенных оборотов на холостом ходу вам потребуется проверить регулировку, убедиться в целостности проводки и клапана, заменить старый воздушный фильтр при его сильном загрязнении.

Если говорить о том, как можно самостоятельно отрегулировать нарушенные или сбитые обороты холостого хода, то регулировка предусматривает проведение элементарных мероприятий. Вам нужно сделать следующее:

  • демонтировать карбюраторный узел, что делается сравнительно просто;
  • проверить состояние всех шлангов и патрубков;
  • заменить при необходимости шланги и прокладки;
  • поменять хомуты.

Рекомендуется проверить положение заслонки в первой камере карбюраторного мотора. Дело всё в том, что порой эта заслонка закрывается не полностью. Это объясняется дефектами заслонки или же неправильной регулировкой её привода.

Аналогично на карбюраторах не всегда полностью открывается воздушная заслонка. Её следует проверить, отрегулировать. А в случае дефекта или повреждения придётся заменить.

Загрязнение карбюратора считается частой причиной повышенных холостых оборотов. Потому владельцы таких машин должны периодически проводить чистку узла. Некоторые делают это самостоятельно, другие обращаются за помощью к специалистам. Проверка шлангов осуществляется путём их пережатия, когда двигатель работает.

Выполняя регулировку, обязательно прислушивайтесь к тому, как работает мотор. Если после очередной манипуляции вы слышите, что обороты начинают меняться, вам удалось отыскать источник проблем. То есть вы пережали тот шланг, из-за которого обороты выросло.

Когда рвутся и изнашиваются прокладки, хомуты недостаточно плотно прилегают к своим посадочным местам, это приводит к проникновению воздуха в двигатель. Тем самым начинают увеличиваться обороты.

При восстановлении всех элементов, которые могли выйти из строя и привести к нарушению числа оборотов в режиме холостого хода, следует воспользоваться регулировочными винтами качества и количества. Именно они позволяют вернуть обороты к нормальным параметрам.

Особенности процедуры регулировки

Процедура состоит из нескольких последовательных шагов. Основную роль здесь играют 2 винта. Это винт регулировки количества оборотов при ХХ, а также регулировочный винт качества смеси при ХХ.

  1. Сначала запустите свой карбюраторный мотор, прогрейте его до необходимой рабочей температуры, которая составляет обычно около 80 градусов Цельсия. При это карбюраторная заслонка должна находиться в полностью открытом положении.
  2. До конца закрутите винт качества, после чего начинайте крутить его обратно примерно на 2-2,5 оборота. Буквально на 1,5 или 2 оборота прокрутите винт количества.
  3. Крутите винт качества в различных направлениях, чтобы добиться максимальных показателей оборотов мотора, оставляя неизменным текущее открытое положение заслонки.
  4. Теперь возьмитесь за упорный винт заслонки дросселя, установив с его помощью стабильные, но минимальные обороты. Повторите процедуру 3-4 раза. Важно найти наиболее оптимальное положение для винтов, чтобы подавалось нужное количество и качество топливной смеси для экономичной работы мотора.
  5. Проверка регулировка осуществляется резкими открытиями и закрытиями заслонки дросселя. Если мотор при этом работает нормально и стабильно, вы всё сделали верно.
  6. В случае возникновения перебоев нужно до упора прокрутить винт качества. Выполните настройку минимальных оборотов с помощью этого винта по аналогии с предыдущим винтом количества.

Бывает так, что при вращении винта качества до предела ломается заглушка ограничитель. Если это произошло, не переживайте. Нужно лишь приобрести новую такую деталь, и установить её на место старой заглушки.

Завершив регулировку с помощью винтов, вы должны добиться заводских значений. Потому всегда опирайтесь на инструкции производителя, выполняя все требования и соблюдая предусмотренные автозаводом параметры холостого хода. Если этого не сделать, работа мотора нарушится, и он может в результате выйти из строя.

Инжекторные двигатели

Есть несколько причин для повышенных оборотов на холостом ходу в случае с инжекторными двигателями. При этом инжекторы не позволяют механическим способом менять количество оборотов, как на карбюраторных ДВС с помощью соответствующих винтов.

Инжекторный двигатель автомобиляВнешний вид инжекторного двигателя автомобиля

Данные об оборотах заложены в программу бортового компьютера. Потому для их изменения придётся перепрошить ЭБУ и в частности систему, которая отвечает за холостой ход и управление им. Сделать это можно исключительно на специализированных СТО при помощи профессионального оборудования. Любые попытки самостоятельно влезть в настройки ЭБУ могут плохо кончиться.

Перед тем как попытаться отрегулировать на своём двигателе повышенные обороты холостого хода, следует выяснить причину возникновения подобных явлений. Сама регулировка осуществляется в зависимости от того, с чем связано увеличение числа оборотов в режиме ХХ.

Проблемы с датчиком РХХ

Здесь речь идёт о датчике регулировки на двигателе холостого хода. Как вы уже знаете, регулировка на карбюраторах осуществляется при помощи двух винтов, а сам датчик такого типа на подобных моторах отсутствует.

Но в случае с инжектором всё совершенно иначе и даже наоборот. Для регулировки используется соответствующий датчик. Но не позволяет что-то менять или регулировать. Фактически суть восстановления нормальных оборотов ХХ заключается в том, чтобы снять датчик, проверить его текущее состояние, зачистить контакты и посадочное гнездо и попробовать установить на место. Если датчик полностью вышел из строя, единственным решением будет замена.

Найти этот датчик не сложно. На инжекторах его устанавливают непосредственно на корпусе заслонки дросселя. Крепление осуществляется парой винтов. Лишь когда винты рассверлены, приходится демонтировать весь корпус заслонки.

Датчик заслонки дросселя

Следующим идёт датчик, контролирующий текущее положение заслонки дросселя. Если внутрь камеры сгорания поступает некорректное количество воздуха, ЭБУ может начать повышать обороты в режиме холостого хода силовой установки.

Если потенциальной причиной неисправности выступает этот датчик, его следует проверить. Для диагностики используется универсальный мультиметр, либо же осциллограф. При выявлении неисправности датчика он подлежит замене.

Заслонка

На инжекторах порой происходит заклинивание дроссельной заслонки. Если такое случается, внутрь двигателя начнёт поступать чрезмерный объём воздуха. Тем самым блок управления будет пытаться компенсировать избыток воздуха подачей большего количества топлива. Отсюда появляется повышенный расход даже в условиях работы двигателя в режиме холостых оборотов.

Дроссельная заслонкаВнешний вид дроссельной заслонки

Для устранения неисправности придётся демонтировать дроссельный узел. С помощью специальных средств можно промыть заслонку. Нет гарантии, что простая промывка решит возникшую проблему. Если очистка узла не изменила ситуацию, и дроссель снова заклинил, придётся менять его. Такой элемент стоит достаточно дорого, потому следует приготовиться к затратам.

Температурный датчик

В каждом инжекторном двигателе присутствует специальный датчик, который контролирует текущую температуру двигателя, и передаёт соответствующую информацию на блок управления. Если контроллер выходит из строя, это приводит к различным побочным эффектам, включая повышенные обороты ХХ.

Температурный датчик можно отнести к достаточно уязвимым компонентам инжекторного двигателя. Это легко объяснить постоянными перепадами температур в месте, где расположен элемент.

Используя тот же осциллограф или мультиметр, стоит проверить датчик на предмет его исправности. Не исключено, что нарушились контакты или произошёл обрыв в проводке. Тогда менять весь датчик не придётся. Но если диагностика показала, что устройство восстановлению не подлежит, его следует заменить. После этого не забудьте сбросить ошибки в ЭБУ, иначе управляющий блок продолжит перерасходовать топливо, получая некорректную информацию от датчика.

Коллектор

Весьма распространённым результатом эксплуатации автомобиля становится деформация впускного коллектора или же износ его прокладки. Если в двигателе наблюдается повышение оборотов в режиме холостого хода, есть вероятность образования подсоса воздуха через коллектор.

Впускной коллектор ВАЗ инжекторКрепление впускного коллектора ВАЗ

Проблема устранения неисправности заключается в сложности проведения демонтажных работ. Фактически на коллекторе располагается вся система топливного впрыска автомобильного двигателя и ещё несколько дополнительных систем.

При демонтаже внимательно изучите состояние прокладки, поскольку при её повреждении будут возникать проблемы не только с повышенными оборотами, но также ряд других неисправностей. Повреждение и деформация приводит к увеличению объёма воздуха, который поступает внутрь камеры сгорания.

Если дело в прокладке, её следует просто заменить. При деформации самого коллектора можно попробовать отшлифовать поверхность до идеально ровного состояния. В автосервисах имеются соответствующие станки для такой работы. Некоторым удаётся решить проблему в гаражных условиях своими руками, применяя специальные шлифовальные камни. Но далеко не всегда стоит рассчитывать на успех. Не исключено, что коллектор придётся менять полностью.

ЭБУ

Есть огромное количество примеров из жизни автомобилистов, владеющих машинами с инжекторными двигателями, когда завышенные обороты на холостом ходу возникали по причине некорректной работы электронных мозгов транспортного средства, то есть ЭБУ.

ЭБУ ВАЗ 2114Место нахождения блока управления ВАЗ

Единственным способом решения проблемы считается компьютерное подключение к блоку управлению с последующим программным устранением неисправностей. Для такой работы потребуется воспользоваться диагностическим кабелем, компьютером и программным обеспечением для работы с вашим автомобилем.

Для начала можно попробовать просто сбросить ошибки. Обычно они появляются после замены элементов, связанных с топливовоздушной системой. Если сброс не помог, тогда нужно поменять всё программное обеспечение. Подобные мероприятия настоятельно рекомендуется проводить только в сертифицированных сервисных центрах. Лучше всего обращаться в официальный автосервис, занимающийся автомобилями вашей марки.

Вы наглядно можете видеть, что причин для повышенных оборотов при ХХ более чем достаточно. Некоторые из них элементарные, и устраняются за считанные минуты в гаражных условиях своими руками. Другие более серьёзные и глобальные, требующие обязательного профессионального вмешательства и специализированного оборудования.

Владельца отечественных машин и карбюраторных двигателей в этом плане проще, поскольку отрегулировать и восстановить нормальные холостые обороты не так трудно. Если у вас новая иномарка, то не стоит рисковать, а лучше сразу обращайтесь в проверенный автосервис. Это обойдётся дороже. Зато вы минимизируете возможные последствия от самостоятельного вмешательства, которые порой заканчиваются капитальным ремонтом двигателя или его полной заменой.

Холостые обороты двигателя плавают, глушат мотор

Будучи сердцем автомобиля, мотор периодически даёт сбои в своей работе. Об этом можно узнать по изменению ритмов «сердцебиения» — оборотов. Начавшие плавать, обороты сигнализируют о появлении неполадок.

Что собой представляют холостые обороты

Функциональность двигателя без нагрузки, при отжатом сцеплении либо нейтральной передаче, если валу не передаётся крутящий момент, именуется холостыми оборотами. Для неподвижного автомобиля нормой является не менее 800, но не более 1.000 оборотов за минуту.

Превышение количества оборотов ускоряет износ узлов транспорта и провоцирует повышенный расход горючего. При количестве оборотов ниже нормы, глохнет двигатель.

Холостые обороты двигателя можно отрегулировать при помощи определённых агрегатов или узлов машины. К ним относится топливная система, содержащая карбюратор у старых моделей, и инжектора на более новых. Помимо этого, немалое значение имеет дроссельная заслонка, регулирующая подачу воздушных масс к силовому агрегату. Также повысить обороты можно используя педаль акселератора.

Нарушения функционирования двигателя на холостом ходу, вызывают целый ряд различных факторов. К ним относятся:

  • загрязнение топливной системы отработкой масла, всевозможными примесями, находящимися в воздухе либо горючем, сажей и другими элементами;
  • проблемы с системой зажигания и функций УОЗ;
  • слабо затянутая или окисленная высоковольтная проводка;
  • другие факторы.

Плавающие обороты: самостоятельное обнаружение и возможные причины

Взлёты или провалы оборотов могут происходить не только при холостом ходе. Они возникают и на промежуточных оборотах. Такое часто случается с дизельными агрегатами.

Нестабильность оборотов при холостом ходе чаще всего возникает у инжекторных движков, так как функции холостого хода у них регулируются при помощи ЭБУ (электронного блока управления). Контролирующие функции автомобиля, при обнаружении сбоя, электронные «мозги» информируют соответствующие датчики, требуя исправить ситуацию.

Проблемы холостого хода могут произойти при попадании к топливной системе излишков воздушных масс, о чём сообщается ЭБУ.

Для нормализации топливно-воздушной смеси, «мозги» подают команду инжекторному клапану открыться для поступления большего количества топлива. В это время резко увеличивается количество оборотов, после чего ЭБУ уменьшает подачу топлива, снижая обороты.

Также плавающие обороты могут возникнуть при неисправности РХХ (регулятора холостого хода), представляющего собой электродвигатель, содержащий конусную иглу. В его обязанности входит нормализация оборотов при холостой работе движка. Причиной поломки является износ элементов после длительного использования некачественного горючего. При нарушении функций регулятора, оставшийся без «стабилизатора» мотор самостоятельно снижает либо повышает обороты.

К третьей причине относится неисправность вентиляционного клапана масляного кратера. При работе двигателя в кратере накапливаются отработанные газы, количество которых зависит от изношенности мотора. Чем он старее, тем больше накопленных газов. Излишки газов выводятся вентиляционной системой к дроссельной заслонке и выпускному коллектору, где преобразуются в топливно-воздушную смесь.

Заклинивший вентиляционный клапан кратера, препятствует поступлению достаточного количества газов к коллектору. Это влияет на обогащение ТВС (топливно-воздушная смесь) и вызывает плавающие обороты.

Четвёртая причина — это неисправный датчик МРВ (массового потребления воздуха), который, как и вентиляционный клапан загрязняется масляной плёнкой, ведущей к поломке. Значительно реже бывает поломка термоанемометра ДМРВ (датчика массового расхода воздуха) — элемента, измеряющего объём воздушных масс, поступающих к камере сгорания. Не получающее при этом, информации о потреблении воздуха, ЭБУ провоцирует подачу цилиндрам, отражаясь на перепадах оборотов.

Пятой причиной является некорректность функциональности дроссельной заслонки, регулирующей давление внутри цилиндров. Существует две причины её заклинивания:

  • появление налётов масла, препятствующего нормальному функционированию;
  • неисправность привода самой детали.

Это наиболее распространённая причина возникновения плавающих оборотов при холостом ходе, одинаковая для всех движков.

Исправление неисправностей

Подсос воздуха к цилиндрам

Проверяется герметичность систем, подающих воздушные массы на выпускной коллектор. При этом снимается все шланги, продуваются насосом либо компрессором. Также можно обработать VD-40, при испарении которой легко обнаружить трещину. Изношенный шланг рекомендуется реставрировать, а полностью менять.

Замена регулятора

Используя мультиметр, замеряется сопротивление в РХХ. При показаниях 40-81 Ом регулятор нуждается в незамедлительной замене.

Чистка вентиляционного клапана

Чтобы добраться до вентиляции, придётся разбирать масляный кратер. Извлечённый клапан промывается керосином либо другим средством, помогающим избавится от остатков масляного шлама. Вымытый клапан просушивается и устанавливается обратно.

Замена ДМРВ

Эта нежная деталь ремонту практически не подлежит. Поэтому, если именно она спровоцировала плавающие обороты движка при холостом ходу, её нужно заменить, так как неисправный термоанемометр отремонтировать невозможно.

Промываем дроссельную заслонку

Существует два способа избавления заслонки от загрязнений масляной отработкой: со снятием детали и проведением последующей промывки либо без снятия. Используя первый вариант, придётся отсоединять полностью проводку и шланги, идущие к заслонке, после чего ослабляется крепление и извлекается деталь.

Затем заслонку опускают в ёмкость со специальным раствором. Если поверхность покрыта застаревшим шламом, его очищают щёткой. После обработки деталь протирается насухо и устанавливается на место.

Если выбран вариант без снятия заслонки, её промывают аэрозолем на горячем движке, перед этим обесточив деталь. Залив внутрь чистящее средство, заводят двигатель, продолжая обработку. Появление белого дыма является признаком удаления шлама. Окончив процесс, подсоединяют провода на место, перепрограммируют работу ЭБУ, устанавливая необходимый зазор.

Умение самостоятельно разобраться с проблемой, способно избавить от многих неприятностей. Однако, при нарушениях функциональности силового агрегата, лучше обращаться к специалистам, которые профессиональную диагностику и установят нормальные обороты холостого хода двигателя.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о