Акпп википедия – Автоматическая трансмиссия — это… Что такое Автоматическая трансмиссия?

Типтроник — Википедия

Типтроник — товарный знак, принадлежащий немецкой компании Porsche AG. В мировом легковом автомобилестроении применяется для обозначения АКПП определённой конструкции и метода управления, независимо от фактического разработчика и производителя самого агрегата.

Типтроник на Порше 911 тип-993. Т-образный аппендикс для ручного управления справа от основного паза. Типтроник на Фольксваген Фаэтон

Изначально название Типтроник было присвоено компанией Porsche 4-ступенчатой продольной гидромеханической АКПП с электронным управлением, разработанной немецким производителем трансмиссий ZF Friedrichshafen AG (внутренний код 4HP22HL) по техническому заданию самой Porsche для нового (третьего) поколения Porsche 911 — Porsche 964 1990 года. В данной АКПП впервые на практике был реализован определённый комплекс инженерных решений, с одной стороны максимально приближающий ощущения водителя от управления автомобилем с такой АКПП к ощущениям от управления автомобилем с секвентальной МКПП, широко применявшейся в автоспорте, с другой стороны — не требующий опыта и квалификации работы с бессинхронизаторной секвентальной коробкой.

АКПП Типтроник могла работать в двух режимах: режиме полного автомата и режиме ручного управления. Для второго режима была предложена схема, при которой водитель не просто ограничивает АКПП использованием некоторого диапазона передач (например, не выше третьей), а сам лично в любой произвольный момент времени решает какая конкретная передача должна быть включена, наподобие как это делается при езде на МКПП. Переключение между режимами осуществлялось самим рычагом, переводом его из положения D традиционного вседиапазонного паза P-R-N-D в дополнительный Т-образный «аппендикс» с единственным фиксированным положением в точке пересечения прямых этой буквы Т. Два нефиксируемых положения, по краям Т-перекладины, обозначаемые значками «+» и «−», отвечали за повышение и понижение передачи. Аналогия с секвентальными МКПП была самая прямая: переход с одной передачи на другую осуществлялся только последовательно в один короткий толчок рычага. Но, ввиду того, что коробка была всё-таки автоматической, нужда в точном дозировании оборотов мотора, ударных переключениях вверх и перегазовках при переключениях вниз попросту отсутствовала.

Агрегат был признан удачным со всех точек зрения — и потребителями и производителем — и практически в неизменном виде применялся до конца выпуска четвёртого поколения 911 Porsche 993 в 1998 году. Новые поколения Типтроника применялись на Porsche 997, на Porsche Cayenne, на Porsche Panamera и используются до сих пор. На Porsche 991 АКПП Типтроник заменена роботизированной КПП — PDK.

Porsche запатентовала новинку в том же 1990-м году. Достаточно долгое время никаких аналогов Типтроник никто не выпускал за исключением американского Chrysler со своим AutoStick. Но с начала 2000-х годов концепция Типтроник, как АКПП с опцией ручного выбора передач, стала получать широкое распространение в мировой автомобильной промышленности. Вопрос надёжности при длительной эксплуатации был преодолён, и технические решения, являющиеся основой концепции, были так или иначе успешно внедрены подавляющим большинством автопроизводителей на различных моделях своих АКПП. Некоторые конструкции были полностью аналогичны Типтронику, некоторые были похожи только принципиально. Фактически, термин «Типтроник» стал нарицательным и сейчас в обиходе под ним может подразумеваться вообще любая коробка передач с возможностью имитации секвентального ручного управления. Однако следует понимать, что не любая АКПП с возможностью ручного переключения передач копирует разработку Porsche и, соответственно, подпадает под условия товарного знака Tiptronic.

Типтроник помимо наличия опции ручного выбора передач должна быть обязательно гидромеханической безвального типа на планетарных редукторах, с электронным управлением и блокировкой гидротрансформатора на всех передачах. Ручной выбор передач должен обязательно осуществляться рычагом в один ход, по типу секвентальной МКП.

В случае соблюдения всех указанных условий, главной визуальной особенностью схемы Tiptronic является исключительно алгоритм смены передачи, в котором повышение передачи осуществляется толчком рычага в переднее нефиксируемое положение, а понижение передачи — толчком рычага в заднее нефиксируемое положение. Данный алгоритм отличается от общепринятого по умолчанию в автоспорте обратного, в котором повышение передачи осуществляется толчком рычага назад, понижение передачи — толчком рычага вперёд (к слову, вышеописанный алгоритм переключения сохранён компанией Porsche на абсолютно всех своих машинах вплоть до самых последних моделей, несмотря на широко распространённое мнение о его нелогичности. Сама компания объясняет это традицией и нежеланием подвергать уже существующих клиентов компании переучиванию на обратный «правильный» алгоритм).

Роботизированные коробки передач любой конструкции и вариаторы с псевдофиксированными передачами не подпадают под условия товарного знака, даже если их алгоритм ручной смены передач полностью совпадает с Типтроником. Любая гидромеханическая АКПП с электронным управлением, блокировкой гидротрансформатора на всех передачах и конкретно данным алгоритмом ручной смены передач, согласно правилам о товарных знаках должна называться Tiptronic. Именно такое название и имеют 4—6-ступенчатые АКПП, применяемые на различных моделях автомобилей концернов VAG, PSA, несмотря на факт того, что к разработке этих АКП сама Porsche не имеет никакого отношения.

Теоретически, возможность оснащения гидромеханической АКПП опцией ручного выбора передачи не зависит от её конкретной конструкции, и такая возможность могла быть реализована на любой, даже не электронноуправляемой коробке при её соответствующей доработке. Но данная опция долгое время была совершенно бессмысленной ввиду конструктивных особенностей АКПП 1980-х годов и более ранних: жёсткая связь между колёсами машины и коленвалом двигателя на абсолютно подавляющем количестве моделей АКПП по разным причинам просто не предусматривалась.

Реализация ручного переключения не требует сильного усложнения механической части: что-то добавляется, что-то удаляется, а иная АКП уже изначально готова под такую возможность. Но она требует от механической части и самого гидротрансформатора повышенной способности держать ударные нагрузки, которые возникают при его блокировке, и которые тем разрушительнее, чем ниже передача включена. С учётом массовости производства и определённого ограничения по себестоимости, неудивительно что такая АКПП появилась именно у Porsche с её высочайшей культурой производства, камерными объёмами выпуска и высокой ценой продажи. И заслуга Porsche как раз в том, что именно им удалось сделать первую АКПП, длительно работоспособную без капитального ремонта в условиях передачи большого крутящего момента на заблокированном гидротрансформаторе на любой передаче.

Самый первый Типтроник родился из уже хорошо освоенной в производстве к концу 1980-х годов четырёхступенчатой гидромеханической АКП ZF 4HP22 (англ.)русск.. Данный факт опровергает устоявшееся в обиходе мнение, что АКПП Типтроник — это беспрецедентно уникальная коробка. До установки на 911-й эта АКП с 1980 года применялась на многих марках автомобилей классической компоновки.

Первоначально АКПП была чисто гидравлической, и за переключение передач в ней отвечали силовой и центробежный регуляторы давления. Основа узла, отвечающего за передачу крутящего момента, — три планетарных механизма, скомпонованные в планетарный ряд Симпсона с дополнительным планетарным редуктором. До применения на 911 за первые десять лет выпуска АКПП получила электронное управление отдельными процессами, но именно на основе технического задания Porsche в 1989 году АКПП была модернизирована под полностью электронное управление и избавилась от силового и центробежного регуляторов давления. Однако для 911-го помимо электронного управления АКП была изменена в двух важных технических моментах: из конструкции удалены все обгонные муфты, блокировка гидротрансформатора стала допускаться на всех четырёх передачах (на базовой АКП такая блокировка была только на одной 4-й).

И то, и другое преследовало одну цель — жёсткую связь ведущих колёс с двигателем на любой передаче. Подобная идея при всей своей кажущейся простоте фактически в то время была труднореализуемой для массового автомобилестроения: ударные трансмиссионные нагрузки, возникающие на низких передачах, разрушительно действовали на планетарный ряд, пакеты и гидротрансформатор, а технологии того времени не позволяли сделать всё это одновременно прочным, компактным и при этом относительно недорогим в производстве. Даже блокировка гидротрансформатора на третьей передаче считалась в то время рискованным решением. Chrysler мог сделать подобную АКПП в одно время с Porsche или даже чуть ранее, но отсутствие такой цели, объясняемое в первую очередь массовым производством, требующим экономии, не позволило им стать первыми. Высокая добавленная стоимость машин Porsche позволяла сделать им АКП без особой оглядки на цену. Хотя механическая часть первого Типтроника была очень близка к базовой АКПП, но все внутренние детали Типтроника имели гораздо более высокий уровень прочности, и ещё более высокую цену.

Помимо внутренней модернизации АКП была развёрнута на 180° и переделана под схему «трансэксл» — то есть, в сборе с главной передачей. Ввиду того, что АКПП была изначально предназначена для автомобилей классической компоновки, для использования на заднемоторном шасси 911 были добавлены новые элементы. На переднем торце АКПП был установлен двухступенчатый шестерёнчатый редуктор с общим передаточным отношением 1.00. Редуктор передавал крутящий момент на вал ведущей шестерни главной передачи. Этот вал располагался в трубе вне самой АКПП справа от неё. На любой фотографии или рисунке Типтроник для 911 3-6 поколений эта труба хорошо заметна. Данная модернизация не являлась специфическим признаком схемы Типтроник, а была лишь вынужденным следствием использования в качестве основы АКПП для классической схемы шасси.

Первый четырёхступенчатый Типтроник был доступен для Porsche 964 и Porsche 993 — АКПП продержалась на конвейере 8 лет практически без изменений. Типтроник для моделей Porsche 996 и Porsche 997 стал уже пятиступенчатым; его базой, в свою очередь, стала разработка ZF 5HP19 (англ.)русск.. Следующие поколения АКПП для Porsche Cayenne и Porsche Panamera стали уже восьмиступенчатыми, на основе планетарного ряда из четырёх простых и сложных планетарных механизмов. Общий принцип схемы — жёсткая связь двигателя с колёсами на всех передачах — конечно же сохранён.

Современные Типтроник других производителей могут быть собраны на любых планетарных рядах. 4-ступенчатые поперечные АКПП для Peugeot и Citroen имеют в основе планетарный ряд Ровиньо из двух взаимно-зацепленных простых планетарных механизмов. 6 ступенчатые поперечные АКПП для них же и Volkswagen — планетарный ряд Лепелетье из одного простого и одного сложного планетарного механизма. Гидромеханические вальные ПАКП на гидроподжимных муфтах Типтроником не являются. Вообще, любая гидромеханическая АКПП на планетарных редукторах, переключение передач в которой организовано по схеме Типтроник (повышающая — вперёд, понижающая — назад), но которая при этом названа своим уникальным именем, точно и несомненно имеет какое-то важное отличие от Типтроника. Таковым, скорее всего, будет отсутствие блокировки гидротрансформатора на всех передачах. Однако само слово «Типтроник» стало за годы из имени бренда словом нарицательным, наподобие Scotch, Xerox, и т. п., поэтому назвать в обиходе любую АКП с ручным управлением словом Типтроник ошибкой не будет.

Очень близкой по конструкции к первому Типтронику была 4-ступенчатая поперечная гидромеханическая АКПП А604 Ultradrive, разработанная американской корпорацией Chrysler для своих легковых машин примерно в то же время — в 1989 году. АКП была электронноуправляемой, получила блокировку гидротрансформатора на 3—4 передачах, а в механической части, так же как и разработке ZF, отсутствовали обгонные муфты. Блокировка гидротрансформатора на 1—2 передачах не была реализована, как потенциально снижающая ресурс коробки передач, что в условиях среднегодовых американских пробегов (около 60 000 миль) могло отрицательно сказаться на надёжности агрегата в первые гарантийные годы эксплуатации. АКПП имела стандартный селектор выбора передач и не была оснащена опцией принудительного выбора, как Типтроник. Зато она стала первой АКПП, в которой применили адаптивные алгоритмы управления, что определённым образом компенсировало отсутствие ручного выбора.

Если причиной появления Типтроника было стремление совместить несовместимое (АКПП и спорт), то причиной появления Ультрадрайва было стремление к экономии топлива. Так, две близкородственные конструкции появились совершено независимо друг от друга для достижения совсем разных целей. В американском случае всё это может быть объяснено лишь обычаями тамошней школы автомобилестроения, в которой экстремальная езда не ставится во главу угла, хотя конструктивно, в самой АКП Ультрадрайв ничто не препятствовало реализации принудительного ручного управления по типу Типтроника, и в случае, если бы это было бы сделано, официальная пальма первенства в подобной разработке возможно осталась бы за США.

В дальнейшем в Chrysler на отдельных своих моделях (LH, JA(JR) платформы), оснащённых этой АКПП, добавляли электронную надстройку ручного выбора, получившую собственное название AutoStick.

В 1989 году впервые в Формуле-1 на гоночном автомобиле Ferrari F-640 появилась полуавтоматическая МКП с подрулевыми переключателями. Несмотря на отсутствие чего-либо общего с конструкцией Типтроника, фактически, эта коробка передач стала первой в автоспорте, позволяющей использовать гонщику во время езды (за исключением старта с места) лишь двумя педалями — газом и тормозом. Машина с этой коробкой передач выиграла первую же гонку, в которой стартовала (правда, не без некоторого везения), а гонщик команды Феррари Найджел Мэнселл, первоначально с недоверием воспринявший новинку, положительно оценил её вклад в удобство управления и в итоговую победу.

Автоматична трансмісія — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Розріз гідротрансформаторної восьмиступеневої АКПП автомобіля Lexus.

Автоматична коробка перемикання передач (також автоматична трансмісія, АКПП) — різновид коробки передач автомобілів, що забезпечує автоматичний (без прямої участі водія) вибір відповідного поточним умовам руху передавального числа, залежно від безлічі факторів.

Від механічної (МКПП) відрізняється автоматичним перемиканням передач і іншим принципом дії механічної частини, а саме використанням планетарних механізмів і гідромеханічного приводу замість чисто механічного у традиційній КПП. При цьому не рідкісні і конструкції, де гідротрансформатор працює зі звичайною дво- або тривальною коробкою передач. Таке рішення зустрічається набагато рідше, ніж поєднання з планетарної коробкою, але не є незвичайним: воно використовувалося на автобусах ЛіАЗ-677 і в ряді сучасних продуктів компанії ZF Friedrichshafen AG.

В останні десятиліття, поряд з класичними гідромеханічними автоматичними трансмісіями, пропонуються і різні варіанти автоматизованих механічних коробок передач з електронним управлінням і електромеханічними або електропневматичними виконавчими пристроями.

Конструкція Tiptronic має 5-ма передачами та функціонує виключно плавно і без будь-яких стрибків. При включеному автоматичному управлінні КПП функціонує як звичайна АКПП з додатковою системою DSP.[1]

  1. ↑ Все про автоматичній коробці передач. 

Конечный автомат — Википедия

Коне́чный автома́т — абстрактный автомат, число возможных внутренних состояний которого конечно.

Существуют различные способы задания алгоритма функционирования конечного автомата. Например, конечный автомат может быть задан в виде упорядоченной пятерки элементов некоторых множеств:

M=(V,Q,q0,F,δ){\displaystyle M=(V,Q,q_{0},F,\delta )},

где

  • V{\displaystyle V} — входной алфавит (конечное множество входных символов), из которого формируются входные слова, воспринимаемые конечным автоматом;
  • Q{\displaystyle Q} — множество внутренних состояний;
  • q0{\displaystyle q_{0}} — начальное состояние (q0∈Q){\displaystyle (q_{0}\in Q)};
  • F{\displaystyle F} — множество заключительных, или конечных состояний (F⊂Q){\displaystyle (F\subset Q)};
  • δ{\displaystyle \delta } — функция переходов, определенная как отображение δ:Q×(V∪{ε})→Q{\displaystyle \delta \colon Q\times (V\cup \{\varepsilon \})\rightarrow Q}, такое, что δ(q,a)={r:q→ar}{\displaystyle \delta (q,a)=\{r\colon q\,\,{\underset {a}{\to }}\,\,r\}}, то есть значение функции переходов на упорядоченной паре (состояние, входной символ или пустая цепочка) есть множество всех состояний, в которые из данного состояния возможен переход по данному входному символу или пустой цепочке (ε).

Принято полагать, что конечный автомат начинает работу в состоянии q0{\displaystyle q_{0}}, последовательно считывая по одному символу входного слова (цепочки входных символов). Считанный символ переводит автомат в новое состояние в соответствии с функцией переходов.

Читая входную цепочку символов x{\displaystyle x} и делая переходы из состояния в состояние, автомат после прочтения последнего символа входного слова окажется в некотором состоянии q′{\displaystyle q’}.

Если это состояние является заключительным, то говорят, что автомат допустил слово x{\displaystyle x}.

Конечные автоматы широко используются на практике, например, в синтаксических и лексических анализаторах, тестировании программного обеспечения на основе моделей.

  1. Диаграмма состояний (или иногда граф переходов) — графическое представление множества состояний и функции переходов. Представляет собой размеченный ориентированный граф, вершины которого — состояния КА, дуги — переходы из одного состояния в другое, а метки дуг — символы, по которым осуществляется переход из одного состояния в другое. Если переход из состояния q1 в q2 может быть осуществлен по одному из нескольких символов, то все они должны быть надписаны над дугой диаграммы.
  2. Таблица переходов — табличное представление функции δ. Обычно в такой таблице каждой строке соответствует одно состояние, а столбцу — один допустимый входной символ. В ячейке на пересечении строки и столбца записывается состояние, в которое должен перейти автомат, если в данном состоянии он считал данный входной символ.

Конечные автоматы подразделяются на детерминированные и недетерминированные.

  • Детерминированным конечным автоматом (ДКА) называется такой автомат, в котором нет дуг с меткой ε (предложение, не содержащее ни одного символа), и из любого состояния по любому символу возможен переход не более, чем в одно состояние.
  • Недетерминированный конечный автомат (НКА) является обобщением детерминированного. Недетерминированность автоматов может достигаться двумя способами: либо могут существовать переходы, помеченные пустой цепочкой ε, либо из одного состояния могут выходить несколько переходов, помеченных одним и тем же символом.
  • Детерминированный конечный автомат

  • Недетерминированный автомат с пустыми переходами

  • Недетерминированный автомат с переходами из одного состояния помеченными одним и тем же символом

Если рассмотреть случай, когда автомат задан следующим образом: M=(V,Q,S,F,δ){\displaystyle M=(V,Q,S,F,\delta )}, где S{\displaystyle S} — множество начальных состояний автомата, такое, что S⊆Q{\displaystyle S\subseteq Q}, то появляется третий признак недетерминированности — наличие нескольких начальных (стартовых) состояний у автомата M{\displaystyle M}.

Теорема о детерминизации утверждает, что для любого конечного автомата может быть построен эквивалентный ему детерминированный конечный автомат (два конечных автомата называют эквивалентными, если их языки совпадают). Однако поскольку количество состояний в эквивалентном ДКА в худшем случае растёт экспоненциально с ростом количества состояний исходного НКА, на практике подобная детерминизация не всегда возможна. Кроме того, конечные автоматы с выходом в общем случае не поддаются детерминизации.

В силу последних двух замечаний, несмотря на бо́льшую сложность недетерминированных конечных автоматов, для задач, связанных с обработкой текста, преимущественно применяются именно НКА.

Для конечного автомата можно определить язык (множество слов) в алфавите V{\displaystyle V}, который он допускает — так называются слова, чтение которых переводит автомат из начального состояния в одно из заключительных состояний.

Теорема Клини утверждает, что язык является регулярным тогда и только тогда, когда он допускается некоторым конечным автоматом, используемым в этом языке.

Для любого регулярного языка существует единственный с точностью до изоморфизма автомат, принимающий этот язык и обладающий при этом наименьшим возможным числом состояний. Минимальный автомат для языка, заданного детерминированным конечным автоматом может быть осуществлена за полиномиальное время, что позволяет оптимизировать расход памяти, требуемый для работы с автоматом, а также решать такие задачи, как проверка эквивалентности двух автоматов за полиномиальное время.

Специализированные языки программирования[править | править код]

В SFC программа описывается в виде схематической последовательности шагов, объединенных переходами.

Разработка моделей с использованием конечных автоматов[править | править код]

Конечные автоматы позволяют построить модели систем параллельной обработки, однако, чтобы изменить число параллельных процессов в такой модели требуется внести существенные изменения в саму модель. Кроме того, попытка разработки сложной модели на конечном автомате приведет к быстрому росту числа состояний автомата, что в итоге сделает разработку такой модели крайне утомительным занятием. Как было отмечено выше, последнюю проблему можно решить, если использовать недетерминированный автомат.

Что может «делать» конечный автомат и последовательностная машина?[править | править код]

Ответ дается в различных терминах в зависимости от того, является ли автомат (соответственно П-машина) автономным или нет[1]. Автономный конечный автомат, начиная с некоторого такта, может лишь генерировать периодическую последовательность состояний х (соответственно П-машина — последовательность выходных символов y). Если эта последовательность состоит лишь из одного символа, то это означает, что за конечное число тактов автомат достигает равновесного состояния. Если же эта последовательность содержит несколько символов, это означает, что автомат последовательно проходит состояния, соответствующие этим символам, а затем работа автомата неограниченно долго периодически повторяется. Более того, какова бы ни была периодическая последовательность состояний конечной длины, всегда может быть построен автономный конечный автомат, который, начиная уже со второго такта, генерирует эту последовательность. Ничего иного, кроме периодического повторения одного и того же состояния или конечной последовательности состояний, автономный автомат «делать» не может. Однако в связи с тем, что последовательное выполнение заданного цикла операций типично для многих областей современной техники, динамические системы, которые в приемлемой идеализации можно рассматривать как автономный автомат, имеют широкое применение.

Классическим примером могут служить автоматы-куклы, выполнявшие сложные последовательности действий, например: пишущие на бумаге определенный текст, играющие на рояле заранее установленные пьесы т. д.

Современным примером служат многие станки-автоматы, автоматические линии и системы автоматического управления циклическими производствами. Если автомат не автономен, то есть состояние входа изменяется от такта к такту, то ответ на вопрос, что может «делать» и что не может «делать» конечный автомат, можно дать в разных терминах. Например, ответ можно сформулировать на языке представления событий. Действительно, неавтономный конечный автомат или последовательностная машина лишь преобразуют входные последовательности символов в последовательности состояний или выходных символов, и сказать, что может и что не может «делать» конечный автомат, значит выяснить, какие преобразования последовательностей возможны в конечном автомате, а какие невозможны. Но так как количество состояний (соответственно выходных символов) конечно, этот вопрос эквивалентен такому вопросу: при каких входных последовательностях возникает каждое из возможных состояний (или каждый из выходных символов). Этот последний вопрос в терминах, принятых в теории конечных автоматов, формулируется так: какие события могут и какие не могут быть представлены в конечном автомате каждым из возможных состояний (или каждым из выходных символов).

Ответ дается теоремами Клини. Этот ответ точный, так как теоремы Клини устанавливают необходимые и достаточные условия представимости последовательности событий в автомате, а именно: выделяются особые множества последовательностей входных символов — регулярные множества. Факт появления входной последовательности из такого множества называется соответствующим регулярным событием. Теоремы Клини устанавливают, что в конечном автомате могут быть представлены регулярные события и только они. Таким образом, на языке представления событий ответ на вопрос, что может «делать» конечный автомат, дается однозначно: конечный автомат может представлять только регулярные события. Ряд важных множеств входных последовательностей, с которыми часто приходится иметь дело на практике, заведомо регулярны. Так, например, заведомо регулярно множество, состоящее из любого конечного числа входных последовательностей конечной длины; множество любых периодических входных последовательностей; множество бесконечных последовательностей, которое содержит заданные конечные последовательности на протяжении нескольких последних тактов, и т. д.

В общем случае, если каким-либо произвольным способом задано бесконечное множество входных последовательностей, то остается открытым вопрос о том, регулярно ли это множество. Дело в том, что понятие регулярного множества вводится индуктивно, то есть устанавливается алгоритм построения любых регулярных множеств. Однако, не существует достаточно эффективного способа решения обратной задачи, то есть установления того, является ли каждое заданное множество регулярным.

Хотя теоремы Клини и отвечают на вопрос о том, что может делать конечный автомат, но отвечают они на этот вопрос неэффективно. Сделаны первые попытки построения иных языков, на которых ответ может быть дан эффективно. Эта проблема языка, играющая кардинальную роль в получении эффективного ответа на вопрос, что может и что не может «делать» конечный автомат, имеет решающее значение и для первых этапов синтеза автомата, то есть для ответа на второй из сформулированных выше вопросов. Если расширить класс динамических систем, которые мы определили терминами «конечный автомат» и «последовательностная машина», включением бесконечной памяти (моделью бесконечной памяти может быть, например, бесконечная лента для хранения символов или бесконечное число состояний), то для динамических систем этого более широкого класса (абстрактные системы этого класса называют машинами Тьюринга) ответ на вопрос «что они могут делать?» значительно проще — они могут реализовать любой наперед заданный алгоритм. При этом само понятие алгоритма трактуется в современной математике как реализация вычисления значений какой-либо рекурсивной функции. Столь однозначный и четкий ответ на вопрос «что может делать машина Тьюринга?» дает возможность положить понятие о машине Тьюринга в основу определения понятия алгоритма: алгоритмом называется любой процесс, который может быть осуществлен на конечном автомате, дополненном бесконечной памятью, то есть алгоритмически полных машинах, на машине Тьюринга, на машине Поста и др.

  1. Айзерман М. А., Гусев Л. А., Розоноэр Л. И., Смирнова И. М., Таль А. А. Логика. Автоматы. Алгоритмы. Гос. изд. физ.-мат. литературы 1963, 556 стр.
  • Белоусов А. И., Ткачев С. Б. Дискретная математика. — М.: МГТУ, 2006. — С. 460-587. — ISBN 5-7038-2886-4.
  • Джон Хопкрофт, Раджив Мотвани, Джеффри Ульман. Дискретная математика. — 2-е изд. — Вильямс, 2002. — 528 с. — (Алгоритмы и методы. Искусство программирования).
  • Серебряков В. А., Галочкин М. П., Гончар Д. Р., Фуругян М. Г. Теория и реализация языков программирования — М.: МЗ-Пресс, 2006 г., 2-е изд. — ISBN 5-94073-094-9
  • Теория автоматов / Э. А. Якубайтис, В. О. Васюкевич, А. Ю. Гобземис, Н. Е. Зазнова, А. А. Курмит, А. А. Лоренц, А. Ф. Петренко, В. П. Чапенко // Теория вероятностей. Математическая статистика. Теоретическая кибернетика. — М.: ВИНИТИ, 1976. — Т. 13. — С. 109—188. — URL http://www.mathnet.ru/php/getFT.phtml?jrnid=intv&paperid=28&what=fullt&option_lang=rus
  • Применение конечных автоматов для решения задач автоматизации
  • Глушков В. М. Синтез цифровых автоматов. — М.: ГИФМЛ, 1962. — 476 с.

Автомат (механизм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Автомат.

Автома́т — машина, самостоятельно действующее устройство (или совокупность устройств), выполняющее по жёстко заданной программе, без непосредственного участия человека, процессы получения, преобразования, передачи и использования энергии, материала и информации. Автоматы применяются для обеспечения комфортных условий жизни человека, повышения производительности, облегчения и обеспечения безопасности его труда.

Автоматы известны с древности, первые автоматы представляли собой движущиеся фигуры людей и животных.

Автоматические устройства XVIII—XIX веков основывались на принципах и методах классической механики. Развитие электротехники, практическое использование электричества в военном деле, связи и на транспорте привели к ряду открытий и изобретений, послуживших научной и технической базой для новых типов автоматов, действующих при помощи электричества. Важное значение имели работы русских учёных: изобретение П. Л. Шиллингом магнитоэлектрического реле (1830) — одного из основных элементов электроавтоматики, разработка Ф. М. Балюкевичем, В. М. Тагайчиковым и др. в 80-х годах XIX века ряда устройств автоматической сигнализации на железнодорожном транспорте, создание С. М. Апостоловым-Бердичевским совместно с М. Ф. Фрейденбергом первой в мире автоматической телефонной станции (1893—1895), и многие другие.

Начало промышленного использования автоматов относится к периоду промышленной революции XVIII века. К автоматическим устройствам этого времени, имевшим в основном экспериментальный характер, относятся: в России — автоматический суппорт Андрея Нартова для токарно-копировальных станков (1820-е годы), поплавковый регулятор уровня воды в котле И. И. Ползунова (1765), в Англии — центробежный регулятор Дж. Уатта (1784), во Франции — ткацкий станок с программным управлением от перфокарт для выработки крупноузорчатых тканей Ж. Жаккара (1808) и др.

Возникновение электроники привело к появлению принципиально новых электронных автоматических устройств и целых комплексов — от электронного реле до управляющих вычислительных машин.

По мере развития автоматов расширялись их возможности и области применения, они превратились в сложные автоматические устройства, успешно выполняющие функции контроля, регулирования и управления. Вместо отдельных автоматов стали применяться автоматические комплексы с использованием ЭВМ.

Автомат (ресторан) — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Автомат. Первый автомат, на Лейпцигерштрассе 13, Берлин, Германия; 1897 (Макс Зилафф)[1][2]

Автомат (англ. Automat) — ресторан быстрого питания, где готовая еда и напитки продаются через торговые автоматы. Первый в мире автомат, названный Quisisana, открылся в Берлине в Германии в 1895 году.

Германия[править | править код]

Автомат в Восточном Берлине, 1954

Первым автоматом в мире был автомат Quisisana, который открылся в 1895 году в Берлине, Германия. [3]

Япония[править | править код]

В Японии, в дополнение к обычным торговым автоматам, которые продают готовую еду, во многих ресторанах также используются автоматы для продажи продуктов питания (яп. 食券機 [сёккэнки]). Также популярны суши-рестораны с конвейерной лентой.

Нидерланды[править | править код]

Автомат Smullers / снэк-бар на железнодорожной станции Den Haag Centraal

Автоматы (нидерл. automatiek) предлагают разнообразные блюда голландской кухни, такие как фрикадельки и крокеты, а также гамбургеры и бутерброды из торговых автоматов, которые загружаются с кухни. FEBO — крупная сеть голландских автоматов. Некоторые автоматы открыты 24 часа в сутки и пользуются популярностью среди местных жителей.

США[править | править код]

История и концепция[править | править код]

Изначально торговые машины в американских автоматах брали только никели[4]. Изначально кассир сидел в центре ресторана, за широкой мраморной стойкой с пятью-восемью округлыми углублениями. Посетитель опускал необходимое количество монет в автомат, а затем поднимал окно, шарнирно закрепленное наверху, и забирал еду. Торговые автоматы загружались едой с кухни, находящейся позади них. Все или большинство автоматов в Нью-Йорке были оборудованы линиями раздачи питания с роликами для подносов, для удобства посетителей при выборе продуктов.

Первый автомат в США был открыт компанией Horn & Hardart 12 июня 1902 года по адресу 818 Chestnut St.[2] в Филадельфии. Впоследствии Horn & Hardart стала самой известной американской сетью автоматов[5]. Вдохновленные ресторанами AUTOMAT Макса Силаффа в Берлине, они стали одними из первых 47 ресторанов и первыми неевропейцами, получившими запатентованные торговые автоматы от берлинского завода Sielaff.[2] Первый подобный автомат был доставлен в Нью-Йорк[2] в 1912 году и постепенно стал частью популярной культуры в северных промышленных городах.

Автоматы пользовались популярностью у самых разных меценатов, включая Уолтера Уинчелла, Ирвинга Берлина и других знаменитостей той эпохи. Нью-йоркские автоматы были популярны среди безработных авторов песен и актёров. Драматург Нил Саймон в статье 1987 года назвал автоматы «Максимом бесправных»[6].

Упадок[править | править код]

Формат был поставлен под угрозу из-за появления фастфуда, продаваемого с прилавка и, как следствие, с более гибкой системой оплаты, чем традиционные автоматы. Ещё одним фактором, способствующим их упадку, стала инфляция 1970-х годов, из-за которой продукты питания стали слишком дорогими, чтобы их можно было покупать за монеты. Но к тому времени как в автоматах появились купюроприемники, рынок был уже завоёван другими форматами.

На пике популярности в одном только Нью-Йорке было 40 автоматов Horn & Hardart. Последний из них был закрыт в 1991 году. Horn & Hardart преобразовали большинство своих нью-йоркских заведений в Burger King. В то время качество продуктов питания, по мнению некоторых покупателей, ухудшалось[6][7].

В 2006 году, в попытке вернуть автоматы в Нью-Йорк, компания Bamn! открыла автомат в голландском стиле в Ист-Виллидж[8], но уже в 2009 году закрыла его[9].

Вторая попытка вернуть автоматы в Соединенные Штаты — компания Eatsa, которая предлагает блюда на основе киноа[10].

  • Автомат на Шестой авеню, 1165, Нью-Йорк, в 1930-х годах

  • Открытка Horn & Hardart, объясняющая, как работает автомат (ок. 1930-е годы)

Один из видов автомата использовался в некоторых пассажирских поездах. Большая западная железная дорога в Соединенном Королевстве в декабре 1945 года объявила о планах ввести автоматические вагоны-буфеты [11]. Но планы были отложены в связи с надвигающейся национализацией компании, и только в 1962 году на Кембрийском Экспрессе был внедрен автоматический вагон-буфет [12].

В Соединенных Штатах, Пенсильванская железная дорога использовала автоматы между Пенсильванским вокзалом, Нью-Йорк и Union Station, Вашингтон, с 1954 года [13]. Южная тихоокеанская транспортная компания в 1962 году представила автоматические вагоны-буфеты на поездах Daylight Coast и Sunset Limited. В 1985 году компания Amtrak переоборудовала четыре автоматических вагона-буфета в автоматы для использования в Auto Train. Последний из используемых автоматов в США был на маршруте Lake Country Limited в 2001 году.

В Швейцарии на направлении Bodensee-Toggenburg Bahn были введены в эксплуатацию автоматические вагоны-буфеты в 1987 году[14].

  1. ↑ Bernardo Friese, grandson of Max Sielaff
  2. 1 2 3 4 Automat-Restaurants – AUTOMAT GmbH, 23 Spenerstrasse, Berlin, N.W. :: Trade Catalogs and Pamphlets — oclc Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>: название «Automat-Restaurants» определено несколько раз для различного содержимого Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>: название «Automat-Restaurants» определено несколько раз для различного содержимого
  3. Smith, A.F.; Oliver, G. Savoring Gotham: A Food Lover’s Companion to New York City (англ.). — Oxford University Press, Incorporated, 2015. — P. 24. — ISBN 978-0-19-939702-0.
  4. 1 2 Lui. Bamn! The Automat Is Back – Restaurant – Food & Drink (неопр.). American Heritage Magazine. Дата обращения 15 марта 2015. Архивировано 20 октября 2007 года.
  5. ↑ «Horn & Hardart Automat, 968 6th Ave. between 35th & 36th Sts. (1986)», 36th Street, New York City Signs — 14th to 42nd Street.
  6. 1 2 Barron. Last Automat Closes, Its Era Long Gone, The New York Times (11 апреля 1991). Дата обращения 16 июля 2009.
  7. ↑ New York’s Last Automat Closes, St. Petersburg Times (11 апреля 1991). Дата обращения 16 июля 2009.
  8. Matthews. Updated Automat to open in New York City, boston.com (28 августа 2006). Дата обращения 28 августа 2006.
  9. Amanda Kludt. The Shutter: Felled Bamn! to Become Baoguette? (неопр.). Eater NY (9 марта 2009).
  10. O’Neill. This Midtown vending machine is serving up lunch (19 июля 2016). Дата обращения 5 июня 2017.
  11. ↑ Automat Buffet Cars For British Railways, Reuters (26 декабря 1945).
  12. ↑ Railway Gazette (англ.) // The Railway Gazette : magazine. — 1963. — Vol. 119.
  13. ↑ Automatic Buffet-Bar Car Introduced By Pennsy (неопр.) // Locomotive Engineers Journal. — Brotherhood of Locomotive Engineers, 1954. — Т. 88.
  14. ↑ Jane’s world railways 1988-89. — 30th ed. — London: Jane’s Pub. Co, 1988. — [iv], [56], 869 pages с. — ISBN 0710608713, 9780710608710.

Вал (автомат) — Википедия

АС «Вал»

Специальный бесшумный автомат «Вал»
Тип автомат
Страна AS Val (541-03).jpg СССР→
AS Val (541-03).jpg Россия
Годы эксплуатации 1987 год — настоящее время
Принят на вооружение 1980
На вооружении

Флаг СССРСССР

Флаг РоссииРоссия

Флаг ГрузииГрузия

Флаг КазахстанаКазахстан

Флаг АрменииАрмения
Войны и конфликты Первая чеченская война, Вторая чеченская война,
Война в Южной Осетии (2008), Вооружённый конфликт на востоке Украины.
Конструктор П. Сердюков
В. Красников
Производитель ЦНИИточмаш[1]
тульский оружейный завод[1]
Всего выпущено производство продолжается
Варианты СР-3
Масса, кг 2,5 (без прицела и
с неснаряжённым магазином)[2]
3,54 (со снаряжённым магазином
и прицелом ПСО-1)
4,95 (со снаряженным
магазином и прицелом 1-ПН-51)[3]
Длина, мм 875/615 с разложенным/
сложенным прикладом[2]
Длина ствола, мм 200 (без глушителя)
Ширина, мм 40[3]
Высота, мм 205[3]
Патрон 9×39 мм (СП-5, СП-6, ПАБ-9, СПП, БП)[2]
Калибр, мм 9
Принципы работы отвод пороховых газов, поворотный затвор
Скорострельность,
выстрелов/мин
900 (техническая)[4]
30 (боевая одиночными)[4]
90 (боевая очередями)[4]
Начальная скорость
пули, м/с
280—295[4]
Прицельная дальность, м 420 (открытый прицел)[4]
400 (оптический ПСО-1-1)[2]
300 (с ночным прицелом 1-ПН-51)[3]
Вид боепитания коробчатый магазин на 20 патронов[2] (возможно использование магазинов от ВСС на 10 патронов и СР-3М на 30 патронов)
Прицел секторный, имеется возможность установки различных коллиматорных, оптических и ночных прицелов
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

АС «Вал» (Автомат Специальный, Индекс ГРАУ — 6П30) — бесшумный автомат, разработанный в климовском ЦНИИточмаш конструкторами П. Сердюковым и В. Красниковым во второй половине 1980-х годов на базе бесшумной снайперской винтовки «ВСС». «Вал» и «ВСС» визуально похожи и унифицированы на 70 %.

Также частью этой системы бесшумного оружия стал пистолет специальный самозарядный (ПСС) и нож разведчика стреляющий (НРС)[1].

До 1970-х годов подразделениями специального назначения СССР применялись в основном доработанные образцы стрелково-гранатомётного оружия общевойскового назначения, оснащённые глушителями и использовавшие специальные патроны с дозвуковой скоростью полёта пули. В качестве примера можно привести комплексы «Тишина» на базе АКМ и «Канарейка» на базе АКС74У, а также пистолеты ПБ и АПБ. Однако подобные решения имели свои недостатки (например, значительное увеличение размеров у пистолетов с глушителями, резкое снижение дальности эффективной стрельбы у автоматов с ПБС-1 и его ограниченный ресурс), поэтому параллельно в ЦНИИточмаш под руководством НИУ КГБ и ГРУ ГШ СССР создавались специальные образцы узконаправленного предназначения, которые бы могли обеспечивать бо́льшую скрытность действий спецподразделений[1].

Противоречивые тактико-технические требования к снайперской винтовке и автомату, выдвинутые различными ведомствами, стали причиной затягивания работ и к 1983 году требования были согласованы только по снайперской винтовке. ТТЗ к автомату было утверждено только через два года, однако оно обрело ключевое значение и для программы по разработке снайперской винтовки, поскольку предъявляло повышенное значение поражающей способности (требовалось обеспечить поражение живой силы в бронежилетах 6Б2 на дальности 400 м, в то время в ТТЗ на снайперскую винтовку говорилось только об армейском шлеме). В результате этого снайперская винтовка была полностью переделана под новый патрон 9×39 мм, а на её основе был создан автомат «Вал» (который стал основой для разработки малогабаритного автомата СР-3 «Вихрь»)[1].

Автомат специальный «Вал» построен на основе газоотводной автоматики с длинным рабочим ходом газового поршня. Газовый поршень расположен над стволом и жёстко связан с затворной рамой. Внутри поршень полый, и в него входит своим передним концом возвратно-боевая пружина. УСМ — ударникового типа. Запирание ствола осуществляется поворотным затвором, имеющим 6 боевых упоров, за вырезы в ствольной коробке. Ствольная коробка — фрезерованная из стали. В сравнении со штамповкой такой метод повышает жёсткость конструкции, однако также увеличивается масса и себестоимость производства. Для защиты от коррозии применяется воронение стали. В стенках ствола имеются четыре ряда наклонных отверстий, обеспечивающих равномерный отвод пороховых газов (часть газов отводится в камеру глушителя ещё при движении пули по стволу).

Приклад — трубчатый, складной влево, металлический, достаточно прочный для использования в ближнем бою, в сложенном состоянии не препятствует стрельбе. Шершавая поверхность пистолетной рукоятки позволяет прочно удерживать её, чему также способствует и сама форма рукоятки.[5] Пистолетная рукоятка, цевьё и двухрядные магазины — пластиковые. Встроенный глушитель играет также роль пламегасителя.[4] Благодаря ему и патронам с дозвуковой скоростью уровень звукового давления при выстреле составляет 130 дБ.[6] Переводчик режимов огня расположен в задней части спусковой скобы, а предохранитель и рукоятка перезаряжания — справа. Несмотря на улучшения в эргономике, в сравнении с автоматом Калашникова полностью двусторонним оружием «Вал» назвать нельзя: стрелку приходится убирать руку с пистолетной рукоятки для того, чтобы снять оружие с предохранителя или передёрнуть рукоятку затвора (для осуществления этих операций левой рукой приходится наклонять и разворачивать автомат). Также в качестве недостатков стоит отметить лязг затвора и случаи повреждения пулей при выстреле.

В нём используются специальные 9-мм дозвуковые патроны СП-5 и СП-6. Пуля снайперского патрона СП-5 (со стальным сердечником) пробивает бронежилеты 2 класса или 6-мм стальной лист на дальности 100 м, а 2-мм — на всём расстоянии прицельной стрельбы, при этом сохраняется энергия, достаточная для поражения укрывшегося противника. Бронебойный патрон СП-6 с увеличенным сердечником из закалённой стали способен вывести из строя автомобиль и даже легкобронированную технику. Она пробивает 8-мм стальной лист на дальности 100 м, а 5-мм стальной лист или бронежилеты 3 класса — на всём расстоянии прицельной стрельбы. Данные показатели сравнимы с таковыми у стандартных патронов калибра 5,56 мм, 5,45 мм, обладающих в несколько раз большей дульной энергией.[4]

Прицельные приспособления включают мушку и секторный прицел, маркированный от 25 до 400 метров, установленные на кожухе глушителя. Кроме того, на левой стенке ствольной коробки расположена планка для крепления кронштейнов для оптических дневных (например, ПСО-1М) и ночных (например, 1-ПН-51) прицелов, дающих возможность распознавать цели на удалении до 300 м.

Разобранный на основные узлы (ствольная коробка со стволом, автоматикой, УСМ и цевьём, глушитель с прицельными приспособлениями, приклад) автомат транспортируется в специальном кейсе вместе с прицелами и магазинами. Сборка занимает от 30 до 60 секунд в зависимости от подготовки стрелка.

  1. Отделить магазин при нажатой защёлке магазина.
  2. Отделить глушитель при утопленной защёлке корпуса глушителя.
  3. Отделить сепаратор от корпуса глушителя при отжатой защёлке сепаратора.
  4. Отделить пружину сепаратора.
  5. Отделить крышку ствольной коробки при утопленном фиксаторе крышки.
  6. Отделить возвратный механизм, подав упор механизма вперёд.
  7. Отделить ударник, отведя его в крайнее заднее положение.
  8. Отделить затворную раму с затвором, отведя их в крайнее заднее положение.
  9. Отделить затвор от затворной рамы.
  10. Отделить цевьё при утопленной защёлке
  11. Отделить трубку поворотом по часовой стрелке до совпадения со шлицом ствольной коробки.

Сборка производится в обратной последовательности.

  1. Чехол для переноски.
  2. Корпус пенала.
  3. Крышка пенала.
  4. Отвёртка.
  5. Выколотка.
  6. Ёрш.
  7. Протирка.
  8. Нож-скребок.
  9. Магазин.
  10. Шомпол.
  11. Маслёнка.
  12. Чехол прицела.
  13. Сумка для прицела и магазинов.
  14. Магазины.
  15. Сумка под ЗИП.
  16. Ремень для ношения оружия.[7]

Каждый автомат комплектуется индивидуальным (одиночным) комплектом запасных частей и принадлежностей (ЗИП-О). Он предназначен для обеспечения эксплуатации образца оружия и поддержания его в исправном состоянии. В состав ЗИП-О винтовки входят:

  • шомпол — имеет с одной стороны кольцо, а с другой — резьбу для навинчивания протирки, ерша или скребка.
  • маслёнка — стандартная, от автоматов АКМ.
  • принадлежность — стандартная, от автоматов АКМ.
  • скребок — предназначен для удаления порохового нагара с внутренней поверхности корпуса глушителя. Для чистки он навинчивается на шомпол. В процессе эксплуатации оружия конструкция скребка была изменена.
  • нож — служит для удаления порохового нагара с поверхностей сепаратора, ствола и газового поршня. Нож имеет два лезвия — для чистки наружных поверхностей ствола и газового поршня, и для чистки сепаратора.
  • шесть 20-зарядных магазинов,
  • ремень.

В состав укладочных средств автомата входят:

  • чехол для переноски автомата,
  • сумка для переноски прицела
  • жилет для размещения и переноски — шести магазинов, двух сигнальных ракет, или одной сигнальной ракеты и ножа, трёх ручных гранат, пистолета ПСС и запасного магазина к нему.

Магазины автомата взаимозаменяемы с таковыми у ВСС Винторез.

Достоинства[править | править код]

  • Небольшие габариты и масса.
  • Пуля имеет приемлемую дульную энергию (665 Дж), благодаря большой массе (16,1 г) долго сохраняет её. Так, на расстоянии 400 м она составляет около 500 Дж, что обеспечивает высокое пробивное и убойное действие.
  • Кучность стрельбы на расстоянии до 300 м вполне удовлетворительна.
  • Автомат имеет простую конструкцию и легко разбирается. В разобранном виде помещается в кейсе.
  • С левой стороны ствольной коробки имеется универсальное посадочное место для крепления оптических и ночных прицелов различного типа.
  • Интегрированный со стволом глушитель обеспечивает хорошее подавление звуковой волны и вспышки пламени. Наложение остаточного звука на окружающие шумы делает звук выстрела неразличимым.
  • Глушитель не имеет сменных элементов, поэтому он долговечен.
  • Переводчик режима огня находится рядом со спусковым крючком, его переключение возможно без снятия руки с рукоятки управления огнём.
  • Использование нескольких типов патронов — СП-5, СП-6 обеспечивает как высокоточную стрельбу, так и поражение целей в индивидуальных средствах бронезащиты или находящихся за преградой (например, в автомобиле).[9][неавторитетный источник?]

Недостатки[править | править код]

  • Невысокая эффективная дальность стрельбы (не более 400 м).
  • Лязг затвора при стрельбе.
  • Металлический приклад недостаточно удобен.
  • Ёмкость магазина недостаточна.
  • Большая крутизна траектории полёта пули затрудняет выбор точки прицеливания.
  • Для выключения предохранителя необходимо отрывать руку от рукоятки управления огнём.
  • Габариты глушителя слишком велики, в то же время жёсткость его сепаратора невелика. Запирание узла глушителя недостаточно свободное и надежное. Известны случаи повреждения сепаратора пулей при выстреле.
  • Используемые патроны дефицитны.
  • В кинофильмах и телесериалах:
    • В фильме Война герой Алексея Чадова использует ВАЛ с оптическим прицелом ПСО-1-1 во время нападения на лагерь боевиков, а потом герой Сергея Бодрова во время ухода из того же лагеря.
    • Присутствует в сериале Спецназ, у «Дока» и «Якута» (3-я серия)
    • В фильме «Личный номер» использовался российским спецназом.
    • Присутствует в сериале Десантура, у подполковника Анатолия Лощилина в 7-й серии, у старшего лейтенанта Кудинова в 8-й серии и у командира отряда боевиков в той же серии.
  • В компьютерных играх:[10]
⛭
Револьверы
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы Калашникова
Прочие автоматы
Карабины
Снайперские винтовки
Пулемёты
Гранатомёты и
реактивные гранаты
Огнемёты и штурмовые гранаты
ПТРК
ПЗРК
Ружья
Ручные гранаты
Оружейные патроны
  • 4,5 × 40 мм R
  • 5,45 × 18 мм
  • 5,45 × 39 мм (МПС)
  • 6 × 49 мм
  • 7,62 × 39 мм
  • 7,62×41,5 мм (7Н36)
  • 7,62 × 54 мм R
  • 8,6 × 39 мм
  • 8,6 × 70 мм
  • 9×18 мм
  • 9 × 19 мм
  • 9 × 21 мм
  • 9,1 × 29 мм
  • 9 × 33 мм
  • 9 × 39 мм
  • 9,3 × 64 мм
  • 10,3 × 45 мм
  • 12,7 × 55 мм
  • 12,7 × 108 мм
  • 14,5 × 114 мм

Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение) образцы

Амог (автомат) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Амог
Тип автомат
Страна AMOGH - Carbine.JPG Индия
На вооружении AMOGH - Carbine.JPG Индия
Конструктор Indian Ordnance Factory
Производитель Ordnance Factories Board
Масса, кг 2,95 (пустой)[1]
3,27 (заряженный)[1]
Длина, мм 800 (с разложенным прикладом)[1]
575 (со сложенным прикладом)[1]
Длина ствола, мм 330[1]
Патрон 5,56 × 30 мм MINSAS[1]
Масса патрона, кг 0,08[1]
Калибр, мм 5,56[1]
Принципы работы отвод пороховых газов, поворотный затвор[1]
Скорострельность,
выстрелов/мин
700[1]
Начальная скорость
пули, м/с
700[1]
Прицельная дальность, м 200[1]
Вид боепитания коробчатый магазин на 30 патронов[1]
Прицел механический или оптический
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Амог или AMOGH — индийский автомат (автоматический карабин, персональное оружие самообороны), разработанный компанией Ordnance Factories Board. Является дальнейшим развитием автомата «Экскалибур», созданного на основе INSAS[2]. Схож в конструкции с пистолетом-пулемётом MSMC[3].

Автомат разработан компанией Ordnance Factory Board под патрон 5,56 × 30 мм MINSAS[4]. Основан на принципе отвода пороховых газов и поворотном затворе с длинным ходом поршня. Масса незаряженного автомата — 2,95 кг. Эффективная дальность стрельбы — 200 м при скорострельности в 700 пуль/мин. Ствольная коробка изготовлена из штампованного металла; пистолетная рукоятка, цевьё и склад — из чёрного лёгкого полимерного материала. Ствол — 330 мм, хромированный. Система боепитания — коробчатые магазины из полимера на 30 патронов с прозрачными стенками, которые позволяют стрелку узнать, сколько патронов осталось в магазине. Затворная рукоять находится слева, выбрасыватель заимствован у INSAS. Доступны два режима ведения огня — одиночный и непрерывный. На карабине установлен механический прицел, небольшая планка позволяет устанавливать различные оптические прицелы. Прилагается штык

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о