Апс машина: АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА (АПС) – АПС — Википедия

Апс в машине что это такое


АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА (АПС)

АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА (АПС)

Особенности конструкции

На автомобиле установлена автомобильная противоугонная система АПС-4 (иммобилизатор), состоящая из блока управления, индикатора состояния системы и кодовых ключей.

Иммобилизатор представляет собой электронный блок, предотвращающий несанкционированный пуск двигателя, размыкание необходимых электрических цепей и работающий совместно с электронной системой управления двигателем.

Иммобилизатор переходит в режим охраны автоматически при выключении зажигания.

Проверка активности противоугонной системы

Прежде всего убедитесь, что противоугонная система подключена и находится в неактивном состоянии. Для этого закройте все двери автомобиля, кроме двери водителя, сядьте в автомобиль и закройте дверь водителя. Плафон освещения салона должен продолжать гореть после закрытия двери водителя еще 12 с, а затем плавно погаснуть. Включите зажигание, светодиод индикатора состояния системы должен загореться и гореть постоянно, пока включено зажигание. В этом случае можно переходить к процедуре перевода противоугонной системы в активное состояние, т.е. провести так называемое «обучение» системы кодовыми ключами, которые после этого становятся индивидуальными для каждой противоугонной системы.

Если при включенном зажигании светодиод индикатора состояния системы мигает с частотой 2 раза в секунду, это означает, что противоугонная система вашего автомобиля уже ранее переведена в активное состояние.

Снятие иммобилизатора с охраны

Для снятия противоугонной системы с охраны и пуска двигателя выполните следующее.

1. Откройте и закройте дверь водителя или включите зажигание. При этом система переходит в режим «чтения» кода ключа, а светодиод индикатора состояния системы на панели приборов начинает мигать с частотой 2 раза в секунду. Если переход в режим «чтение» проводится включением зажигания, то зуммер выдаст короткий звуковой сигнал.

2. В режиме «чтение», который длится 1,5 мин, если манипулировали дверью, или 10 с, если включалось зажигание, следует поднести «свой» рабочий ключ к индикатору. После считывания и опознания системой кода ключа светодиод гаснет, а зуммер выдает двойной звуковой сигнал. Отключение светодиода говорит о возможности пуска двигателя.

3. Включите зажигание, светодиод кратковременно загорится и погаснет, двигатель должен пуститься.

Переход противоугонной системы в режим охраны происходит автоматически после выключения зажигания и зависит от ситуации и действий водителя. Если дверь водителя не открывалась или была открыта и не закрыта, то постановка на охрану происходит через 5 мин; если дверь водителя была открыта и закрыта, то постановка на охрану происходит через 30 с от момента закрытия двери.

Во всех случаях за 15 с до постановки системы на охрану зуммер начинает выдавать звуковой сигнал в ускоряющемся темпе. Если установка на охрану нежелательна, то необходимо повернуть ключ в положение «зажигание».

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если при включении зажигания светодиод индикатора состояния системы не загорается, а мигает с частотой 1 раз в секунду в течение 20 с, это означает следующее:

1) между контроллером управления двигателем и блоком иммобилизатора отсутствует электрическая связь. Проверьте соединение в жгуте системы управления двигателем;

2) контроллер управления двигателем был ранее «обучен» кодовыми ключами от другого блока иммобилизатора. Двигатель пускаться не будет. Обратитесь на станцию технического обслуживания;

3) если при включении зажигания светодиод не загорается, амигает с частотой 5 раз в секунду в течение 20 с, это означает ошибку блока иммобилизатора. Если такое мигание не прекращается и при последующих включениях зажигания, необходимо обратиться на станцию технического обслуживания.

Процедура «обучения» иммобилизатора

Если вы убедились, что противоугонная система находится в неактивном состоянии, можно переходить к процедуре «обучения» (кодирования) кодовых ключей. Для этого выполните следующие действия.

1. Включите зажигание. Светодиод индикатора состояния системы не позднее чем через 5 с должен загореться ровным, немигающим светом.

 

2. Поднесите красный кодовый ключ с маркировкой «АПС-4» к индикатору.

3. Удерживая красный кодовый ключ возле индикатора, выключите зажигание. Светодиод должен продолжать гореть, а зуммер блока управления подаст короткий звуковой сигнал.

4. Уберите красный кодовый ключ от индикатора. Не позднее чем через 5 с после выключения зажигания светодиод должен начать мигать с частотой 10 раз в секунду. Если этого не произошло, не включая зажигание, подождите не менее 15 с и повторите операцию п. 1.

 

5. Не позднее чем через 20 с после начала мигания светодиода поднесите первый черный кодовый ключ с маркировкой «АПС-4» к индикатору. Зуммер должен подавать звуковой сигнал длительностью около 1 с, а светодиод на это время погаснет.

6. Уберите «обученный» черный ключ. Не позднее чем через 20 с после возобновления мигания светодиода поднесите к индикатору другой черный ключ. Зуммер должен подать звуковой сигнал длительностью около 1 с, а светодиод на это время погаснет.

ПРИМЕЧАНИЕ

Противоугонная система позволяет «обучить» до четырех черных кодовых ключей. Процедуру их обучения повторите в соответствии с п. 6.

7. Уберите второй «обученный» черный ключ и не позднее чем через 20 с поднесите красный ключ к индикатору. Светодиод загорится, а зуммер подаст звуковой сигнал. Уберите красный ключ от индикатора.

8. Не позднее чем через 15 с после включения светодиода включите зажигание.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если на вашем автомобиле установлен контроллер М1.5.4 или «Январь-5», то не позднее чем через 3 с светодиод погаснет, а зуммер подаст звуковой сигнал. После этого зажигание можно выключить. Если установлен контроллер МП7.0, то по истечении 3 с после включения зажигания светодиод будет продолжать гореть. Не позднее чем через 10 с, пока горит светодиод, выключите зажигание. Светодиод погаснет, раздастся зуммер.

9. Сделайте выдержку с выключенным зажиганием не менее 6 с.

10. Проконтролируйте качество «обучения» иммобилизатора. Для этого включите зажигание, должен прозвучать звуковой сигнал, а светодиод индикатора – замигать с частотой 2 раза в секунду. Сделайте пробный пуск двигателя – в течение 3–5 с двигатель не должен пускаться. Выключите зажигание, подождите не менее 6 с и повторите пробный пуск двигателя – двигатель пускаться не должен.

ПРИМЕЧАНИЕ

Если двигатель пускается, это означает, что процедура «обучения» выполнена неправильно или превышено время ожидания в каком-либо интервале и противоугонная система автоматически возвратилась в исходное неактивное состояние. В этом случае процедуру «обучения» следует повторить, но перед каждым ее повторением необходимо выключать зажигание на время не менее 15 с.

11. Выключите зажигание и не позднее чем через 10 с после выключения зажигания поднесите к индикатору один из «обученных» черных ключей – зуммер должен подать 2 звуковых сигнала, а светодиод – погаснуть.

Включите зажигание и сделайте пробный пуск двигателя, двигатель должен пуститься.

12. Выключите зажигание, откройте и закройте дверь водителя. Через 15 с зуммер должен подать звуковой сигнал в ускоряющемся темпе в течение еще 15 с, а светодиод индикатора – гореть мерцающим светом, что свидетельствует о выполнении режима автоматической установки на иммобилизацию (блокировки пуска двигателя).

По истечении этого времени звучание зуммера должно прекратиться, а светодиод должен перейти в режим мигания с частотой 1 раз в 2,5 с.

Возможные нештатные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации иммобилизатора

1. Утеря рабочего черного ключа.

В этом случае рекомендуется провести «переобучение» второго оставшегося рабочего ключа, чтобы потерянным ключом не смогли воспользоваться в целях угона автомобиля.

Затем можно приобрести второй ключ и заново «переобучить» систему уже двумя ключами. «Переобучение» проводите в порядке, описанном в подразделе «Процедура «обучения» иммобилизатора». Единс

Штатный иммобилайзер ВАЗ  «АПС-4» («АПС-6») ⋆ CHIPTUNER.RU

Штатный иммобилайзер ВАЗ  «АПС‑4» («АПС‑6»)

I. Что это такое

Несмотря на огромную популярность предыдущей статьи (которую без указания источника информации перепечатал журнал «Мастер 12V» и куски которой размещены еще на сотне мелких околоавтомобильных интернет – страничек) я решил ее коренным образом переработать.

Штатный иммобилайзер ВАЗ  "АПС-4" ("АПС-6")Итак – иммобилайзер ВАЗ –  штатное противоугонное устройство, устанавливаемое на все новые инжекторные автомобили ВАЗ (кроме «классики»). Первоначально, при выходе с завода, все иммобилайзеры находятся в необученном состоянии, то есть с неактивированной функцией защиты. В комплект поставки входит 3 ключа – 2 черных «рабочих» и красный «мастер-ключ» для обучения системы. Обучение, как правило, производится при продаже автомобиля или самостоятельно хозяином авто.

Принцип действия иммобилайзера довольно прост. Он осуществляет обмен данными с блоком управления (ЭБУ), разрешая или запрещая, в зависимости от состояния системы, запуск двигателя на уровне ЭБУ, то есть, без дополнительных блокировок. Разрешение на запуск двигателя производится только после успешной инициализации (считывания) черного ключа. При попытке завести автомобиль, не снятый с охраны, ЭБУ блокирует цепи зажигания и бензонасоса.

Как было уже отмечено, обмен данными между иммобилайзером и ЭБУ происходит по линии диагностики K‑Line, поэтому вывести его из строя или сбить код (!) возможно даже невинным подключением диагностического оборудования при включенном зажигании (испытано на собственном опыте) или помехами от обычного сотового телефона. Так же, при наличии иммобилайзера ни в коем случае нельзя «высаживать» АКБ «в ноль». В этом случае в  EEPROM может прописаться хаотичный мусор, и поездки в сервис «на галстуке» не избежать. Довольно продолжительное время сей факт приносил немало доходов мастерским, ибо проблема решалась и до сих пор иногда решается горе – диагностами тривиально просто и прибыльно – заменой ЭБУ на новый при физическом отключении иммобилайзера. Справедливости ради необходимо отметить, что количество отказов и «глюков» иммобилайзеров в последнее время резко сократилось – видимо на ВАЗе все-таки ведется работа по улучшению помехоустойчивости иммобилайзеров, наибольшее количество «глюков» приходится на автомобили до 2001 г. выпуска.

Случаев внезапного отказа иммобилайзеров вследствие программных (именно программных, т.к. случаев выхода из строя иммобилайзеров ничтожно мало) сбоев было настолько много, что ВАЗ разработал в новом ПО программируемую пользователем функцию альтернативного запуска двигателя в случае отказа системы, т.е. контроллер в аварийном режиме разрешает произвести одну поездку при условии заблаговременной активации этой функции и правильного ввода пароля. Активация и ввод пароля из 6 цифр (программирование) производится нажатиями на педаль газа, представьте, сколько раз Вам будет нужно, не сбиваясь, по определенному алгоритму ее надавить, если Вы задумали, например, число «999999» :). Впоследствии, при отказе иммобилизатора, можно, опять – таки многочисленными нажатиями на газ, упросить машину завестись. Подробнее об этом извращении для неутомимых и любознательных можно почитать в описании иммобилизатора.

На автомобилях «Шевроле – Нива» и свежих (с 2004 г.в) применен более современный и совершенный иммобилизатор АПС‑6. Устройство функционально аналогично АПС‑4, но в этой системе кодовый ключ встроен в ключ зажигания, а считыватель находится в рулевой колонке. Так же реализован ряд дополнительных возможностей – управление электростеклоподъемниками, задними ПТФ, диагностика иммобилизатора по k‑line. Конструктивно АПС‑6 отличается от АПС‑4. Мало того, АПС‑6 разных годов выпуска немного отличаются между собой. На фото, приведенном ниже, слева – АПС‑6 выпуска 2003 г., справа – 2001 г. Видимо это тот случай, когда «изготовитель оставляет за собой право вносить изменения, не влияющие на работоспособность изделия». Внутреннее устройство иммобилизатора, несмотря на невыкокую стоимость, довольно сложно. Он представляет собой микроконтроллер на базе PIC16C65B, схему K‑Line  для обмена данными с ЭБУ по диагностической линии и памятью EEPROM, для хранения кодов обучения. 

Фото платы АПС‑4. Фото платы АПС‑6 с Нивы-Шевроле.  Фото платы АПС6.1 (высокое разешение).

Штатный иммобилайзер ВАЗ  "АПС-4" ("АПС-6")

Следует также иметь ввиду, что очень часто АПС‑6 установлен в корпусе от АПС‑4, т.е внешне блок имеерт маркировку АПС‑4, а на плате маркировка APS‑6.

На автомобилях «Калина» и «Приора» микрочип находится внутри штатного брелка. Брелок так же управляет штатным центральным замком (и штатной сигнализацией). В а/м «Приора» конструктивно иммобилайзер объединен с контроллером стеклопакета, на «Калине» – блок АПС‑6 отдельный, расположен за магнитолой.

Подключение АПС к ЭСУД с 55-пиновым разъемом ЭБУ

Штатный иммобилайзер ВАЗ  "АПС-4" ("АПС-6")

К проводке с 81-пиновым разъемом ЭБУ

Штатный иммобилайзер ВАЗ  "АПС-4" ("АПС-6")

 

Инструкция пользователя АПС‑4

Инструкция пользователя АПС‑6

Инструкция по переобучению иммобилизатора

 

II. Проблемы и решения.

Далее описаны методы борьбы с «заглючившим» или сломавшимся иммобилайзером. При обучении иммобилайзер записывает свой код в EEPROM (EEPROM – энергонезависимая флэш – память, сохраняющая данные при полностью отключенном питании) контроллера. В иммобилайзере так же используется EEPROM, в котором хранится информация о двух обученных ключах. В результате обучения получается индивидуальный комплект ключи – иммобилайзер – ЭБУ, работающий только в этом сочетании. 

Очевидно, что для отключения иммобилайзера необходимо, что бы он физически отсутствовал и в EEPROM ЭБУ должна отсутствовать информация о наличии иммобилизатора. Проще го

Автомобили пожарно-спасательные — wiki-fire.org

ПСА 2,0-40/2(43206)

ПСА 2,0-40/2(43206)

Автомобили пожарно-спасательные (АПС, ПСА): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работГОСТ Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения».



Пожарно-спасательные автомобили – категория мобильных средств пожаротушения (а именно – пожарных автомобилей) появившаяся в результате передачи пожарной охране РФ функций по проведению аварийно-спасательных работ, после слияния пожарных и спасательных формирований в рамках системы МЧС. Появилась необходимость объединить возможности основных пожарных автомобилей и аварийно-спасательной техники. Как следствие, такие автомобили впитали в себя черты и той и другой техники.[А]

ПСА обеспечивают расширение технических и функциональных возможностей пожарного автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом. Автомобили пожарно-спасательные создаются на базовом шасси грузовых (реже легковых) автомобилей с кабиной, содержащей секцию для боевого расчета. В кабине размещаются обогреватель, ящики для пожарного оборудования и инструмента. ПСА оборудуются стандартными цистерной для воды и пенобаком. Кузов содержит левые и правые кузовные отсеки, на его крыше установлено пожарное оборудование и инструмент, а под ним, с двух его сторон, образованы дополнительные отсеки с откидными вниз дверцами, которые выполняют функцию дополнительных подножек. В задней части кузова предусмотрен отсек для насосной установки. Сзади, с двух сторон кузова, установлены лестницы для облегчения подъема персонала на крышу. В кузовных отсеках, как правило, устанавливаются выдвижные поддоны. Автомобили, кроме пожарного оборудования, оснащаются аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование. Все перечисленное оборудование размещено в кузовных отсеках, выдвижных ящиках, а также в дополнительных отсекахРоссийская Федерация. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Описание изобретения к патенту(заявка: 2006101343/12).

Схема ПСА 2,0-40/2(43206)

Схема ПСА 2,0-40/2(43206)

ПСА-С-6,0-70 (IVECO AMT) — 40ВР

ПСА-С-6,0-70 (IVECO AMT) — 40ВР

Недостатком конструкции является, несмотря на то, что он может быть использован как для тушения пожаров, так и для спасения людей в экстремальных аварийных ситуациях, сложность его конструкции. Кроме того, отсутствие необходимого для ликвидации любой аварийной ситуации оснащения снижает функциональные возможности комплекса.

Техническими задачами, решаемыми при создании ПСА, являются расширение технических и функциональных возможностей автомобиля за счет совмещения функций пожаротушения и аварийно-спасательных работ путем усовершенствования узлов самого автомобиля и оснащения его аварийно-спасательным комплексом.

Поставленные задачи достигаются тем, что в автомобиле, содержащем базовое шасси с кабиной и секцией для боевого расчета, в которой установлено сиденье, на раме шасси установлен надрамник, на котором установлены цистерна и кузов, содержащий левый и правый кузовные отсеки и заднюю дверь, установленное на крыше кузова пожарно-техническое оборудование, емкость пенообразователя, пожарный насос, установленный в заднем отсеке кузова, согласно изобретению под сиденьем секции для боевого расчета установлен обогреватель, а за спинкой сиденья образованы ящики для размещения средств индивидуальной защиты, под одной из дверей секции установлен выдвижной ящик, выступающий относительно поверхности двери, опора которого закреплена на раме шасси, цистерна установлена, по меньшей мере, на двух дугообразных поперечинах надрамника и связана посредством стяжных хомутов с горизонтальными участками надрамника, примыкающими к дугообразной части его поперечин, под кузовом за задними колесами образованы дополнительные отсеки с откидывающимися вниз дверцами, с одной из сторон за передними колесами автомобиля установлен выдвижной ящик, опора которого закреплена на раме шасси, емкость пенообразователя установлена внутри емкости цистерны и содержит фланец, закрепленный на верхней поверхности цистерны, кроме того, автомобиль оснащен аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование.

Кузовные двери снабжены телескопическими опорами.

В кузовных отсеках, как правило, установлены выдвижные поддоны для оборудованияРоссийская Федерация. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Описание изобретения к патенту(заявка: 2006101343/12).

Оснащение

ПСА-Ч (IVECO AMT) — 57ВР

ПСА-Ч (IVECO AMT) — 57ВР

ПСА оснащаются насосными установками, по аналогу пожарных автоцистерн. Так же они оснащаются емкостями для огнетушащих веществ – цистерной для воды и емкостью для пенообразователяРоссийская Федерация. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Описание изобретения к патенту(заявка: 2006101343/12)[А].

Спасательное оборудование включает, по меньшей мере, веревку пожарную спасательную, лестницу трехколенную, лестницу-палку, натяжное спасательное полотно, самоспасатель изолирующий, канатно-спусковое спасательное устройство, покрывало огнетушащее, лодку резиновую надувную, круг и жилет спасательные.

Аварийно-спасательный инструмент включает, по меньшей мере, кувалду, ножовку, ломы, крюки, топор, лопату, комплект ручного гидравлического инструмента: насосную станцию, резак-разжим, расширитель, домкрат, лебедку ручную, электропилу дисковую, электропилу цепную.

Электросиловое оборудование включает, по меньшей мере, генератор электрический переносной, катушку электрическую с силовым кабелем, прожектор выдвижной мачты, прожектор переносной, фонарь электрический.

Средства индивидуальной защиты включают, по меньшей мере, аппарат дыхательный со сжатым воздухом, респиратор, костюм теплоотражательный, диэлектрический комплект, в который входят, по меньшей мере, перчатки и ножницы для резки проводов.

ППСА-3(ГАЗ-3409)

ППСА-3(ГАЗ-3409)

Средства связи включают, по меньшей мере, радиостанцию УКВ, сигнальную акустическую установку, электромегафон.

Приборы для проведения химической и радиационной разведки включают, по меньшей мере, дозиметр, измеритель мощности дозы, газоанализатор-сигнализатор, прибор химической разведки войсковой.

Санитарное оборудование содержит, по меньшей мере, санитарный чемодан с аптечкой первой помощи, по меньшей мере для 50 человек, аптечку медицинскую для оснащения транспортных средств, носилки санитарные мягкие, одеяло шерстяное.

Автомобиль содержит прочее оборудование, которое включает, по меньшей мере, буксирный трос, знак аварийной остановки, огнетушитель, канистру для топлива, колодки противооткатные, конус оградительный, ленту барьерную оградительную, лампу паяльнуюРоссийская Федерация. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Описание изобретения к патенту(заявка: 2006101343/12)[А].

Оснащение автомобиля, кроме пожарного оборудования, аварийно-спасательным комплексом, включающим спасательное оборудование, аварийно-спасательный инструмент, электросиловое оборудование, средства индивидуальной защиты, средства связи, приборы для проведения химической и радиационной разведки, санитарное оборудование, прочее оборудование, позволяет использовать его не только при тушении пожаров, но и для ликвидации чрезвычайных ситуаций на различных объектах промышленного и гражданского строительства, а также транспортных средствахРоссийская Федерация. Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Описание изобретения к патенту(заявка: 2006101343/12).

В силу широты целей применения ПСА, их модельный ряд (по сравнению с другими классами пожарных автомобилей) очень широк, и подчас изобилует довольно «экзотическими» моделями.

Так, например, в связи с необходимостью проведения аварийно-спасательных работ связанных с пожарами в тоннелях, появился ПСА челночного типа ПСА-Ч(IVECO AMT 6339)-57ВР.

Для работы в условиях крайне низких температур, был создан ПСА-С-6,0-40/100(AMT-6339)40ВР.

Кроме того существуют ПСА для работы в условиях бездорожья и т.д.

При работе на пожарных аварийно-спасательных автомобилях запрещается:
а) находиться посторонним лицам в зоне работы пожарного аварийно- спасательного автомобиля;
б) включать привод генератора при оборотах двигателя, превышающих обороты холостого хода;
в) проводить техническое обслуживание при работающей электросиловой установке;
г) осуществлять эксплуатацию электросиловой установки при ослаблении креплений генератора, блоков, входящих в состав электросиловой установки, электропроводки, трансмиссии привода генератора, стуках и шумах в генераторе, не обусловленных нормальной его работой, а также при невозможности установления номинальных параметров генератора;
д) устранять неисправности устройства обеспечения безопасности и контрольно-измерительных приборов;
е) работать с неисправным электроинструментом;
ж) работать с электроинструментом на приставных лестницах и лестницах- стремянках, а также на металлических лестницах;
з) пользоваться электроинструментом во время выпадения атмосферных осадков;
и) подключать посторонние потребители электроэнергии, не входящие в комплектацию пожарного аварийно-спасательного автомобиля;
к) производить любые изменения в электросхемах;
л) отключать устройство защитного отключения;
м) производить дозаправку бака топливом при работающей электросиловой установке;
н) работать при подтекании топлива в соединениях трубопроводов системы питания автомобиля;
о) работать без заземляющего контура на электросиловой установке пожарного аварийно-спасательного автомобиля;
п) устанавливать опоры на краю траншей, ям, обрывов, оврагов, на крышки коллекторов и рыхлый грунт;
р) отключать во время работы ограничители грузоподъемности;
с) переключать движение стрелы на противоположное положение мгновенно, без остановки;
т) эксплуатировать кран-манипулятор при недостаточном уровне масла в масляном баке гидросистемы или при подтекании жидкости из гидросистемы;
у) производить резкое включение крана-манипулятора при подтягивании груза;
ф) производить движение с поднятыми на мачте над крышей прожекторамиПриказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 г. N 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

К работе с краном-манипулятором допускаются лица, прошедшие курс обучения и имеющие допуск на право управления краном-манипулятором и строповки грузов.

При работе используются стропы, прошедшие проверку.

В случае подтекания масла из гидросистемы работа прекращается и устраняется неисправность.

Перед включением электросиловой установки производится заземление пожарного аварийно-спасательного автомобиля.

Электрооборудование подвергается тщательному осмотру ежедневно при смене караула. Защита выходов напряжения генератора проверяется на срабатывание устройства защитного отключения, измерение сопротивления изоляции узлов электросиловой установки, токоприемников и элементов кабельных линий и распределительных коробок.

Если при включении выключателя «220 В 50 Гц» на электрощите происходит постоянное срабатывание защиты генератора, то пожарный аварийно- спасательный автомобиль подлежит отправке на стационарную проверку.

При эксплуатации генератора электросиловой установки ведется журнал, в котором регулярно записываются показания измерительных приборов, время работы и остановки, все отклонения от нормы в его работе и работе двигателя, а также фиксируются осмотры и текущий ремонт.

Во время работы с выносной электростанцией необходимо соблюдать следующие требования:
а) выполнять требования технической документации по эксплуатации электростанции;
б) находиться у электростанции и следить за показаниями контрольных приборов;
в) проверять нагрузку генератора периодически по амперметру, наблюдать за щетками на контактных кольцах генератора. При повышенном искрении установить его причины и устранить неисправность;
г) следить за указателем давления масла (при падении давления масла в системе смазки немедленно остановить двигатель и устранить неисправность), за температурой подшипниковых узлов двигателя и генератора (неисправности в подшипниках сопровождаются их повышенным нагрево

Классификация пожарных автомобилей: назначение и виды

Автор Anastasya На чтение 7 мин. Опубликовано

Слаженная работа подразделений МЧС возможна только при условии наличия узкоспециализированной пожарно-спасательной техники. Микроавтобусы, цистерны, автомобили с лестницами и пожарными рукавами, габаритные спасательные комплексы – именно на таких машинах приходится работать людям, которые борются с огненной стихией. В ракурсе участившихся лесных пожаров интерес к специальному оборудованию только растет, поэтому очень важно знать полную классификацию пожарной техники не только по назначению автомобилей, но и уметь определять типы машин и обозначения на них.

Виды

Классификация пожарных автомобилей включает три типа машин:

  • основные;
  • специальные;
  • вспомогательные.

Основные

Самая обширная группа. Это техника, которую можно видеть на пожарах в населенных пунктах. Она делится на собственно основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили и целевые.

К основным относят мобильные расчетные единицы, используемые для доставки личного состава на вызов для проведения аварийно-спасательных работ. У них есть средства перевозки оборудования и веществ для подавления огня. Классификация основных пожарных автомобилей по их назначению предполагает пять видов машин.

Пожарная автоцистерна Пожарная автоцистерна Пожарный автомобиль насосно-рукавный Пожарный автомобиль насосно-рукавный Пожарный автомобиль первой помощи Пожарный автомобиль первой помощи Пожарно-спасательный автомобиль Пожарно-спасательный автомобиль
Тип Маркировка Характеристики
Автоцистерны АЦ Машина с бочкой для воды, рукавом и насосом для ее подачи. Производится на базе ЗИЛа, КамАЗа, ГАЗа, Урала, Iveco. Используется в населенных пунктах.
АЦЛ АЦ с выдвижной лестницей для подавления огня на высоте. Рассчитана на доставку тушащих средств и боевого расчета.
АЦПК Универсальная расчетная единица с коленчатым подъемником с люлькой. Используется преимущественно для доставки личного состава и средств подавления огня.
Насосно-рукавные АНР Мобильный комплекс с насосом и комплектом рукавов для подачи средств тушения. У него нет цистерны, в результате чего высвобождается место для доставки команды боевого расчета.
С насосом высокого давления АВД Расчетная единица с емкостью для ОТВ и пожарной помпой для тушения пламени под давлением. Основная область применения – высотные сооружения.
Первой помощи АПП Высокомобильный малогабаритный комплекс, который используют для разведки силы огня и тушения несильно разгоревшегося пламени в жилых домах.  Базой для него стала модель ГАЗ.
Пожарно-спасательный АПС Автоцистерна с расширенным комплексом ПТВ для проведения аварийно-спасательных работ. Отличается от автоцистерны меньшим объемом бака. Высвободившаяся площадь шасси используется для дополнительного оборудования: генератора, осветительной мачты, механизированного электро- и гидроинструмента.

К целевым пожарным машинам относят технику для ликвидации огня в условиях возгораний на химических, нефтеперерабатывающих предприятиях, в газовых хозяйствах, аэропортах. В отличие от пожарных автомобилей общего назначения, классификация целевой техники основывается не только на области ее применения, но и на типе ОТВ.

Пожарный автомобиль аэродромный Пожарный автомобиль аэродромный Пожарный автомобиль порошкового тушения Пожарный автомобиль порошкового тушения Пожарный автомобиль пенного тушения Пожарный автомобиль пенного тушения Пожарный автомобиль комбинированного тушения Пожарный автомобиль комбинированного тушения
Тип Маркировка Характеристики
Аэродромные АА Авто со специальным ПТВ и средствами для купирования воспламенения в самолетах и вертолетах, а также для эвакуации членов экипажа и пассажиров воздушного судна или тушения пожара в аэропорте.
Порошкового тушения АП Мобильный комплекс с емкостью для порошка, газовым баллоном, компрессорной установкой. Применяется на нефтяных, газовых предприятиях, электроподстанциях.
Пенного тушения ПТ Машина с емкостью для пенообразователя, насосом для его подачи и дозатором. Зона применения – нефтеперерабатывающие предприятия и нефтебазы.
Комбинированного тушения АКТ Машина с установкой для одномоментной или поочередной подачи ОТВ (воды, пены или порошка). Востребована во время борьбы с огнем в газовой и нефтяной сфере, а также на транспорте.
Газового тушения ГТ Авто с цистерной для сжиженного газа и устройством для его подачи.
Насосная станция ПНС Мобильная станция, предназначенная для подачи воды по магистральным рукавам к лафетным стволам или другим ПА с целью тушения крупного возгорания.
Газо-водяного тушения АГВТ Авто с турбореактивной установкой и системой подачи воды и газа. Используется для подавления пламени на технологических установках нефтяных и химпредприятиях с последующим их охлаждением.
Пеноподъемник ППП Автомобиль с механической поворотно-коленчатой или телескопической стрелой для тушения огня пеной на высоте.

Специальные

В отличие от основных, специальные пожарные авто используются исключительно в условиях чрезвычайных ситуаций. Это купирование высотного пламени, разбор завалов, дополнительная подача огнетушащих средств, обеспечение работы штаба, организация дополнительного освещения места трагедии, обслуживание и ремонт техники, задействованной в работе в чрезвычайных условиях. Согласно ГОСТу, в классификации пожарных автомобилей специального назначения определен 21 вид техники.

Пожарная автолестница Пожарная автолестница Пожарный коленчатый автоподъемник Пожарный коленчатый автоподъемник Пожарный аварийно-спасательный автомобиль Пожарный аварийно-спасательный автомобиль Пожарный рукавный автомобиль Пожарный рукавный автомобиль
Тип Маркировка Характеристики
Автолестница АЛ Машина с выдвижной поворотной лестницей. Основная область применения – высотные возгорания. Может использоваться в качестве крана.
Коленчатые автоподъемники  АПК, АКП Расчетная единица со стационарной подъемной стрелой, на последнем звене которой закреплена платформа или люлька.
Телескопические автоподъемники с лестницей ТПЛ Автомобиль с поворотной коленчато-телескопической стрелой на стационарной основе. Предусмотрен боковой лестничный марш. Это основной комплекс для пожаров в многоэтажных зданиях.
Автолестница с цистерной АЛЦ Со стационарной стрелой в виде лестницы, емкостями для воды и пенообразователя, наносом.
Коленчатые автоподъемники с цистерной АПКЦ Авто с механической коленчатой, телескопической или комбинированной стрелой с функцией поворота. На конце стрелы – люлька, емкость для воды и насосная установка. Зона применения – пожары в многоэтажках.
Аварийно-спасательные АСА Используются для доставки боевого расчета, аварийно-спасательного инструмента и ПТВ.
Водозащитные АВЗ Машина с насосом, емкостью для воды и оборудование для сбора жидкости с целью защиты материальных ценностей при пожаре.
Автомобили связи и освещения АСО Обеспечивает освещение и связь на месте чрезвычайной ситуации.
Газозащитная служба АГ Техника для ликвидации дыма на месте возгораний, а также дополнительного их освещения.
Автомобили дымоудаления АД Комплекс для купирования задымления в подвалах и шахтах лифта, а также для подачи пены в качестве преграды для огня.
Рукавные АР Доставляют пожарные рукава и обеспечивают механизированную прокладку рукавных линий.
Штабная техника АШ Обеспечивает оперативную работу штаба на месте чрезвычайной ситуации.
Автолаборатория АЛП Для исследования мест воспламенения, проведения на них измерений.
Профилактика и ремонт средств связи АПРСС Машина службы ремонта технических средств связи и доставки личного состава для ее ремонта.
Диагностическая техника  АДПТ Используется для диагностическо-ремонтных работ при поломке основных единиц на месте устранения последствий ЧС.
База газодымозащитной службы АБГ Для сервисного обслуживания и зарядки СИЗ.
Автомобили технической службы АПТС Машина, оборудованная техникой для оценки технического состояния единиц пожарного расчета, задействованных при ликвидации огня.
Авто отогрева техники АОПТ Оборудовано нагревательными приборами. Обеспечивает работу техники при минусовых температурах.
Компрессорная станция ПКС Специальные пожарно-спасательные автомобили с компрессором для заправки кислородом средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.
Пожарно-технические АТ Обеспечивает доставку боевого расчета и контейнеров мобильных систем быстрого развертывания.
Оперативно-служебная техника АОС Доставляет личный состав и мелкое оборудование к месту возгорания.

Вспомогательные

Высокий уровень боеготовности подразделений обеспечивается вспомогательной техникой. К ней относятся бензовозы, передвижные ремонтные комплексы, автокраны, автобусы, тракторы, экскаваторы, грузовые и легковые авто, передвижные диагностические лаборатории и топливозаправщики.

Системы классификации

Машины, используемые при ликвидации огня, делятся не только по видам работ, но и по их ТТХ:

  1. Классификация пожарных автомобилей по проходимости. Категория 1 – авто с ведущими передними или задними колесами, допустимы для городских дорог. Категория 2 – все ведущие колеса, применяют в условиях сельской местности. Категория 3 – универсальная полноприводная техника.
  2. Классификация пожарных автомобилей по климатическим условиям. Умеренные (-40…+40°С), северные (-60…+40°С), тропические с охлаждающими агрегаты установками.
  3. Классификация пожарных автомобилей по полной массе. Легкие (2000-7500 кг), средние (7500-14000 кг) и тяжелые (более 14000 кг).
  4. Классификация пожарных автомобилей по месту посадки. Малые (1+1 или 1+2), средние (1+5 или 1+6) и усиленные (1+8 и выше).

Виды пожарных машин

Тема развития материально-технической базы МЧС не теряет своей актуальности. Следственный комитет РФ ежегодно дает статистику по несчастным случаям, связанным со стихией. По этим данным только в 2018 году было около 8 тыс. возгораний на бытовой почве, которые унесли жизни 7296 граждан нашей страны.

Описание и классификация оборудование пожарного автомобиля

Автор Anastasya На чтение 6 мин. Опубликовано

Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.

Стандартный комплект

Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.

Стандартный пакет оборудования пожарного автомобиля

Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:

  1. Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
  2. Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
  3. Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
  4. Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
  5. Гидравлические установки.

Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.

Оборудование для эвакуации

Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.

Оборудование для эвакуации

ПА автомобили общего назначения оснащены:

  • 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
  • насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
  • гидравлическими линиями;
  • домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
  • кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
  • дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.

Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).

Пожарные стволы

Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.

Пожарные стволы
Пропускная способность и размеры Вид огнетушащего вещества
Ручные Водяные
Лафетные Пенные
Комбинированные

Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.

Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.

Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.

РС-50

РС-70

Оборудование пожарных машин, мотопомп. Состоит из корпуса, насадки, муфтовой соединительной напорной головки и переносного ремня.
РСП-50

РСП-70

Отличаются от обычных функцией перекрытия потока. Дают сплошную или распыленную струю.
РСКЗ-70 Ручной ствол комбинированного типа для подачи сплошной или распыленной струи, образования водяной завесы. Входит в комплект мобильных средств пожаротушения.
СРК-50 Формирует компактную или распыленную струю, дополнен функцией перекрытия потока.
РСК-50 В отличие от типа РСКЗ дает факел распыления под 20 и 60°

Пожарные стволы

Рукава

Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:

  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие;
  • напорные.

Всасывающие

Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.

Напорно-всасывающие

Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.

Напорно-всасывающие пожарные рукава

Напорные

Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.

Напорные пожарные рукава

Классификация ПТВ пожарной машины

Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:

  1. По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
  2. По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.

К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.

Классификация ПТВ пожарной машины

Назначение ручного инструмента:

  • лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
  • цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
  • насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
  • топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
  • легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
  • лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
  • ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.

К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.

Размещение в автомобиле

По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.

Размещение пожарного оборудования в автомобиле

Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:

  • группировка инструмента по функциональному назначению;
  • размещение по особенностям конфигурации и массе;
  • по последовательности использования;
  • по частоте применения.

В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают  пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.

Размещение пожарного оборудования в автомобиле

1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.

Как устроен пожарный автомобиль | Журнал Популярная Механика

Это у американских спасателей нет жестких нормативов — каждая пожарная часть заказывает себе автомобили на свое усмотрение и комплектует их по собственному желанию. Даже расцветка строго не регламентирована. У нас же все жестко: есть определенные ГОСТы, которых обязаны придерживаться производители спецтехники. В них прописано все: от запаса хода пожарного автомобиля до высоты рельефа подножек.

И в лес, и по городу

Прежде всего пожарные автомобили делятся по типу применения: целевые и общего назначения. К первым относятся аэродромные пожарные автомобили, автонасосные станции, автомобили пенного, порошкового и даже газового тушения и так далее, словом техника узкоспециального назначения. Общецелевые в этом плане более универсальны: есть комбинированные автомобили с цистерной и лестницей, аварийно-спасательные машины и автомобили первой помощи. В зависимости от полной массы они делятся на три категории — легкие, средние и тяжелые. Тип привода тоже бывает разным: неполноприводные городского типа, с приводом на все колеса и внедорожники-вездеходы для совсем суровых условий. Не будем вдаваться в подробности каждого типа пожарного автомобиля, ограничимся самым распространенным — пожарным автомобилем общего назначения.

Топор, багор и лопата

Успешно и быстро пробраться к месту чрезвычайного происшествия это только первая часть аварийно-спасательной операции. Пожарно-техническое вооружение (ПТВ) это то, без чего «пожарка» — банальный грузовик с цистерной. Абсолютно все спецавтомобили общего назначения имеют такие простейшие ручные инструменты, как топоры, молотки, ломы и спецсредства для резки проводов. В наборе спасательных средств должны быть лестницы, маты, канатно-спусковые и подъемные механизмы. Плюс обязательно наличие механизированных средств: пневмодомкратов, резаков, мото- и электроинструмента, некоторые расчеты укомплектованы даже автогенно-резальными агрегатами.

Отдельным пунктом идут средства индивидуальной защиты. Аппараты со сжатым воздухом, респираторы и аппараты искусственной вентиляции легких, а так же каски, перчатки, защитная обувь. На вызов пожарный расчет выезжает в полной боевой готовности: в средствах защиты и с кислородным баллоном за спиной. Даже сидеть с 20-килограммовым снаряжением не очень-то удобно, так что спинки в зоне размещения личного состава в автомобиле оборудованы специальными фиксаторами.

Основной инвентарь располагается в боковых отсеках кузова пожарного автомобиля, его расположение строго прописано в конспекте опербригады. Все инструменты группируются по функционалу, последовательности и частоте использования.

Цистерна и пенообразователь

Все пожарные автомобили общего назначения имеют цистерны разной вместимости. Непосредственно автоцистерны вмещают по ГОСТу от двух до пяти кубометров воды или пенообразователя, а мощность подающего насоса должна быть не менее 40 литров в секунду. У машин первой помощи и аварийно-спасательных автомобилей объем баков скромнее — от 0,3 до 2 кубометров.

Рукава — еще одна неотъемлемая часть «пожарки», их делят на три типа. Всасывающие — уложены в те самые пеналы вдоль крыши автомобиля, с помощью которых расчет пополняет запасы воды из водоисточника. Стандартная длина — 4 метра. Напорно-всасывающие отличаются армированием, так как используются для транспортировки воды уже под давлением при помощи насосов. Через них могут подавать как воду, так и пенообразователь. Напорные рукава — самый распространенный и универсальный вид. Это именно те «улитки» — компактные скатки, предназначенные для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. Быстро и качественно их раскатать — целая наука!

Подача огнетушащих веществ непосредственно на место возгорания — задача пожарного ствола. Они бывают двух видов — ручные и лафетные. Эффективность первых сильно ограничена: радиус действия до пяти метров. Лафетные устанавливаются на крыше пожарного автомобиля и выдерживают максимальный напор 40 литров в секунду. У них бывает как непосредственно ручное, так и дистанционное управление из кабины, радиус поворота лафета 360 градусов по горизонтали и до 90 градусов по вертикали.

Срок службы пожарного автомобиля до выхода на «пенсию» — десять лет. При этом он должен выдерживать шестичасовую непрерывную работу насосов и прочего оборудования.

АПС (подводный автомат) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Для этого термина существует аббревиатура «АПС», которая имеет и другие значения: см. АПС.
АПС
APS underwater rifle REMOV.jpg
АПС и патрон МПС
Тип Подводный автомат
Страна APS underwater rifle REMOV.jpg СССР
APS underwater rifle REMOV.jpg Россия
Годы эксплуатации с 1975
Принят на вооружение 1975
Конструктор В. В. Симонов
Е. М. Симонова
П. И. Сердюков[1]
Разработан 1970 — 1975[2]
Производитель ЦНИИточмаш
Тульский оружейный завод
Масса, кг 2,46 (без магазина)
3,7 (со снаряженным магазином)[3]
Длина, мм 832/615 с разложенным/сложенным прикладом[3]
Длина ствола, мм 300
Ширина, мм 65
Патрон 5,66×39 мм МПС, МПСТ
Калибр, мм 5,66
Принципы работы отвод пороховых газов, поворотный затвор
Скорострельность,
выстрелов/мин
600 (в воздушной среде), 500 (в водной среде)
Начальная скорость
пули, м/с
365 (в воздушной среде)[3]240-250 (на глубине 5 м)
Максимальная
дальность, м
эффективная:
30 (на глубине 5 м)
20 (на глубине 20 м)
10 (на глубине 40 м)
100 (в воздушной среде)
Вид боепитания коробчатый магазин на 26 патронов[3]
Прицел нерегулируемый открытый
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

АПС (Автомат Подводный Специальный) — специальный подводный автомат, является индивидуальным оружием пловца-аквалангиста и служит для поражения как надводных, так и подводных целей.

В 1970 году ЦНИИТОЧМАШ начал работы по созданию подводного автомата. В начале 1970х годов под руководством В. В. Симонова был разработан опытный автомат АГ-022, который после окончания испытаний был принят на вооружение ВМФ СССР в 1975 году, его серийное производство было освоено на Тульском оружейном заводе[2].

В 1982 году создатели подводных 5,66-мм патронов инженеры ЦНИИТОЧМАШа П. Ф. Сазонов и О. П. Кравченко, а также конструктор автомата АПС В. В. Симонов получили Государственную премию СССР[2].

В августе 1993 года автомат АПС был рассекречен[4] и впервые представлен на оружейной выставке «IDEX-93» в Абу-Даби[2].

Commons-logo.svg Боец ООБ ПДСС с автоматом АПС

Для АПС был разработан патрон с пулей игольчатого типа, это позволило решить две проблемы — стабилизации пули в воде без придания ей вращающего момента (так как ствол не имеет нарезов) и сохранения энергии пули на достаточно большом расстоянии. Принцип работы автоматики АПС позволяет преодолевать инертное сопротивление жидкости внутри механизмов этого оружия. Дальность эффективного огня превышает дальность прямой видимости в воде. При стрельбе на воздухе на расстоянии 30 м все попадания укладываются в круг диаметром 15 см. Убойное действие пули на воздухе сохраняется на дистанции до 100 м. На предельных дальностях стрельбы под водой убойной силы пули хватает для поражения противника в гидрокостюме с поролоновой прокладкой, а также органического стекла толщиной до 5 мм.

Ствольная коробка — штампованная из стального листа. Ударно-спусковой механизм позволяет вести стрельбу как одиночными, так и непрерывными очередями. Предохранитель-переводчик режимов расположен с левой стороны ствольной коробки над пистолетной рукояткой. Проволочный приклад в походном положении задвигается внутрь ствольной коробки. Ресурс автомата — 2000 выстрелов под водой или 180 выстрелов на воздухе. Помимо стандартного боеприпаса МПС в боекомплект также входит трассирующий патрон МПСТ для корректирования стрельбы.

По причине крайне невысоких боевых характеристик при стрельбе в воздушной среде, а также значительного снижения ресурса автомата боевые пловцы, отправляясь на учебные задания, вынуждены были брать с собой по два пистолета и автомата: как подводные АПС и СПП-1, так и обычные АК и ПМ. Для решения этой проблемы оружейниками тульского КБП был разработан двухсредный автомат АДС[5].

Также автомат предлагается на экспорт через «Рособоронэкспорт»[10].

  1. Кораблин В. Неизвестный Сердюков (рус.) // Оружие : журнал. — 2015. — № 15—16. — С. 1—3. — ISSN 1728-9203.
  2. 1 2 3 4 5 С. Монетчиков. Арсенал: Специальное оружие для боевых пловцов Архивная копия от 20 декабря 2018 на Wayback Machine // журнал «Братишка», март 2009
  3. 1 2 3 4 Описание АПС на сайте производителя (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 11 июня 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  4. ↑ Оружие для ихтиандров // «Красная звезда», № 183 (21170) от 13 августа 1993. стр.2
  5. ↑ Сергей Птичкин. Автомат-амфибия тульских оружейников хорошо стреляет в воде и воздухе // «Российская газета» от 6 июля 2013
  6. ↑ Special Brigade of the Serbian Armed Forces
  7. ↑ Сергей Згурец, Владимир Крашевский. Бойцы Посейдона // Defense Express. — 2013. — № 4. С. 48-61
  8. ↑ «Затвердити перелік військового майна Збройних Сил, яке може бути відчужено, що додається… автомат АПС — 50 шт., патрон 5,66 мм до АПС — 50 000«
    розпорядження Кабінету міністрів України № 264-р від 14 липня 2005 р. «Про затвердження переліку військового майна Збройних Сил, яке може бути відчужено»
  9. ↑ «Затвердити перелік військового майна Збройних Сил, яке може бути відчужено, що додається… автомат АПС — 20 шт.«
    Розпорядження Кабінету міністрів України № 1092-р від 6 серпня 2008 р. «Про затвердження переліку військового майна Збройних Сил, яке може бути відчужено»
  10. ↑ 5,66 мм автомат для подводной стрельбы АПС // официальный сайт ГК «Рособоронэкспорт»
⛭
Пистолеты
Пистолеты-пулемёты
Автоматы Калашникова
Прочие автоматы
Винтовки и карабины
Снайперские винтовки
Пулемёты
Гранатомёты и
реактивные гранаты
Огнемёты и штурмовые гранаты
ПТРК
ПЗРК
Ручные гранаты
Оружейные патроны
  • 4,5 × 40 мм R
  • 5,45 × 18 мм
  • 5,45 × 39 мм (МПС)
  • 5,66 × 39 мм
  • 6 × 49 мм
  • 7,62 × 28 мм
  • 7,62 × 39 мм
  • 7,62 × 25 мм ТТ
  • 7,62×41,5 мм
  • 7,62 × 54 мм R
  • 9×18 мм
  • 9 × 39 мм
  • 12,7 × 108 мм
  • 14,5 × 114 мм

Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение) образцы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *