Цепной вариатор: 403 — Доступ запрещён – 403 — Доступ запрещён

Неисправности вариатора Jatco JF011E — журнал За рулем

Вариаторы становятся все популярнее, но многие автолюбители по-прежнему поглядывают на них с опаской. Рассказываем об основных болячках вариаторов, их симптомах и о способах продлить жизнь бесступенчатой трансмиссии вашего автомобиля. Под микроскопом — вариаторы японской фирмы Jatco. Такие используются в автомобилях Renault, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Peugeot, Suzuki, Dodge, Jeep.

Variator

Материалы по теме

Среди всех типов автоматических преобразователей момента вариатор представляет для конструкторов особый интерес. Он способен плавно изменять передаточное отношение в широком диапазоне (недаром англичане называют его CVT, Continuously Variable Transmission), что позволяет по максимуму реализовать тяговые возможности двигателя. Неудивительно, что пул вариаторных моделей становится с каждым годом все шире.

Необычность конструкции настораживает многих автолюбителей. Вместо привычных шестерен в вариаторе работает ременная передача с двумя шкивами переменного диаметра. Каждый из них состоит из двух обращенных друг к другу конусов: схождение и расхождение конусов меняет радиус, по которому работает стальной ремень или клиновидная многозвенная цепь, — благодаря этому и происходит плавное изменение передаточного отношения. Отсутствие привычных ступеней раздражает некоторых водителей, поскольку при разгоне обороты коленчатого вала зависают на определенной отметке, двигатель монотонно ревет, но скорость автомобиля при этом увеличивается — вопреки привычному алгоритму раскрутки на каждой передаче.

О ненадежности вариаторов ходят легенды. Почему-то считается, что они нежные и неремонтопригодные. Кое-кто даже отказывается от покупки автомобиля, узнав, что он с вариатором. Людей пугает то, что официальные дилеры не занимаются ремонтом агрегатов: забарахливший вариатор меняют на новый, а это серьезные расходы, если гарантия уже закончилась (с гидромеханическими «автоматами» та же история). Зато починку вариаторов успешно освоили специализированные мастерские, чем мы и воспользуемся: мастера согласились поделиться своим богатым опытом.

Наиболее широкое распространение вариаторы получили на автомобилях концерна «Рено-Ниссан». Выпускает агрегат японская фирма «Джатко», а самая распространенная модель — JF011E. Среди «Ниссанов» этим вариатором могут похвастаться «Х-Трейл» (кузов Т-31), «Кашкай» и «Теана». У «Рено» это «Латитюд», «Колеос», «Меган», «Сценик» и «Флюэнс».

03

Для охлаждения масла предусмотрен жидкостный теплообменник, отбирающий тепло за счет циркуляции жидкости, поступающей из системы охлаждения двигателя.

Для охлаждения масла предусмотрен жидкостный теплообменник, отбирающий тепло за счет циркуляции жидкости, поступающей из системы охлаждения двигателя.

Кроме того, вариаторы «Джатко» использует «Мицубиси» — на моделях «Лансер» и «Аутлендер». Они же ставятся на соплатформенные французские кроссоверы «Ситроен С-Кроссер» и «Пежо-4008». Но и это еще не все. «Сузуки-Кизаши», «Додж-Калибр» и «Джип-Компас» — у них тоже вариатор «Джатко»!

На примере «Джатко-JF011E» мы и поговорим о распространенных болячках бесступенчатых трансмиссий.

ПРОВЕРКА СЛУХА

Самая распространенная неисправность — износ подшипников конусов, сопровождаемый характе

Вариатор: Бесконечная передача — журнал За рулем

Разбираемся в устройстве бесступенчатой трансмиссии

201005191502_variatror

Отпускаем “ручник”, переводим селектор трансмиссии в положение D, нажимаем на педаль газа и едем. Без дерганий, рывков, с застывшей в одном положении стрелкой тахометра. Надо разогнаться активнее? Сильнее давим на газ, получая под монотонное жужжание мотора линейное ускорение без малейших провалов. Почти как в троллейбусе. А ведь под капотом двигатель внутреннего сгорания.

Виной тому вариатор — также известный как бесступенчатая трансмиссия или коробка CVT. Его главный секрет в том, что передач (передаточных отношений между ведущим и ведомым валами) у него куда больше, чем в любой другой трансмиссии. Больше на несколько порядков. На всех традиционных КП (и механических, и автоматических) крутящий момент от двигателя к колесам передается через зубчатые колеса. В вариаторе же (в его наиболее популярном — клиноременном — варианте) эту функцию выполняют клиновидный стальной ремень или пластинчатая цепь, соединяющие ведущий и ведомый валы, как в приводе, скажем, генератора. Отличие только в том, что зажаты они между двумя раздвижными конусообразными шкивами, установленными на окончаниях валов.

201005191502_scheme2

Итак, мы отпускаем “ручник” и трогаемся. В этот момент шкивы вала, идущего от двигателя, находятся в самом разведенном состоянии, и ремень, “проваливаясь” к оси, облегает их по наименьшему диаметру. Соответственно, шкивы ведомого вала на старте максимально сжимаются, чтобы выдавить клиновидный ремень на наибольшую окружность для передачи колесам в начале движения самого большого крутящего момента. После чего, при наборе скорости, вариатор, не меняя обороты двигателя, сжимает шкивы ведущего вала (вынуждая ремень переползти на максимальный диаметр вращения) и разжимает — ведомого. Таким образом, передаточное число линейно меняется от 3–6 до 0,2–0,4. Подобная плавность сегодня не достижима ни одному другому типу коробок переключения передач.

В ГЛУБЬ ВЕКОВ

Идею вариатора приписывают Леонардо да Винчи, из-под пера которого схема бесступенчатой трансмиссии вышла еще в 1490 году. Впрочем, реальный механизм появился лишь в конце XIX века, а первый серийный автомобиль — голландская микролитражка ДАФ-600 — получил вариатор в 1958 году. Массовое же распространение бесступенчатой трансмиссии началось в 90-е годы, когда ДАФ предложил конструкцию, в которой ненадежный ремень заменила цепь из металлических пластин.

201005191502_scheme1

МЫ РЕШИЛИ:

Вариатор может обеспечивать практически идеальную динамику движения и более низкий расход топлива по сравнению с АКП. Но даже сегодня, спустя 10 лет после начала массового применения вариаторов в легковых автомобилях, не решены все проблемы с долговечностью и обслуживанием. Скажем, ремень необходимо менять каждые 100–150 тыс. км, к тому же для вариатора требуется специальная трансмиссионная жидкость. Да и ремонтопригодность бесступенчатой трансмиссии достаточно низкая. Например, на “Хонде-HR-V” или “Мини” первого поколения в случае выхода из строя ремня придется менять весь вариатор в сборе! Стоят же бесступенчатые КП на 40–70 тысяч дороже “механики”. Однако если сравнивать цены CVT-коробки с традиционными “автоматами” или DSG, то суммы получаются вполне сопоставимые. Поэтому, если вас монотонность “музыки” двигателя не напрягает, вариатор может стать отличной альтернативой АКП с гидротрансформатором.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Цепной вариатор | PRO-TechInfo

Цепной вариатор

Цепной вариатор чертеж

Цепной вариатор имеет желобчатые конусы (звездочки) 8 и цепь с выдвижными пластинами 9. Вариатор передает момент зацеплением пластин цепи с зубьями звездочек и лишь частично является фрикционным. Пластины клинового сечения смонтированы в специальной обойме

10 и легко перемещаются в поперечном направлении. При работе часть пластин пакета входит во впадины звездочки, а остальные выталкиваются зубом и входят во впадины противолежащей звездочки. Звездочки посажены на вал так, что против выступа одной находится впадина другой. Максимальное изменение частоты вращения в 6 раз, передаваемая мощность до 5о кВт.

Предварительное натяжение цепи создается специальным устройством, состоящим из пластин 1, рычагов 2 и пружины 3. Пружина способствует уменьшению динамических нагрузок.

Звездочки перемещаются вдоль оси рычагами 11, шарнирно закрепленными на гайках 13 винта 12. Поворот рычагов осуществляется от электродвигателя

4 через червячную 5 и цепную 6 передачи и винт 15. На винте 15 расположен червяк 16 червячной передачи, соединенной со стрелкой-указателем 7 частоты вращения. Под стрелкой размещена кнопочная станция, включающая электродвигатель. В привод вариатора включена предохранительная фрикционная муфта 14 для предотвращения перегрузок.

Соседние страницы

Вариаторы цепные

Скачать каталог

НТЦ «Редуктор» в отличие от множества других поставщиков приводной техники, кроме поставки вариаторов, выполняет еще большой комплекс работ по вариаторной технике, например:
Диски вариаторные – изготовление и поставка в требуемых количествах для любых типоразмеров.
Ремонт вариаторов — любых, в том числе импортных, с гарантией их качества.

Мотор-вариаторы – подбор соответствующего электродвигателя, его входной контроль, сборка с вариатором и испытаниями.
Мотор-вариатор-редукторы — проектирование мотор-вариатор-редукторов по исходным данным клиента, их изготовление, сборка и испытания.
Специальные вариаторы — по исходным данным клиента проектирование, изготовление и испытание специальных вариаторов.
Модернизация – проверка правильности подбора ненадежно работающих вариаторов, модернизация редукторов. Итог: повышается в 2–5 раз эксплуатационный ресурс вариаторных приводов.

Вариатор цепной представляет собой два зубчатых шкива между которыми проходит цепь. Регулируя положение цепи на шкивах,сдвигая губки шкивов, добиваемся изменения передаточного отношения вариатора. В вариаторах так же имеется система натяжения цепи. Регулирование скорости может осуществляться как в ручном так и в автоматическом (дистанционное управление) режимах. Могут быть выполнены в литом и сварном корпусах.

 

ВАРИАТОРЫ ЦЕПНЫЕ ПЛАСТИНЧАТЫЕ типа ВЦ

Технические характеристики вариаторов

Типоразмер вариатора Межосевое расстояние,
а, мм
Диапазон регулирования Частота вращения выходного вала,
n2, об/мин
Мощность, P1 кВт
max min max min
ВЦ1 160 3, 4,5, 6 2014 300 13,2 5,6
ВЦ2 190 2014 300 1,2 1,7
ВЦ3 250 2014 300 1,9 5,0
ВЦ4 300 2010 300 3,0 7,5
ВЦ5 360 2010 300 5,6 13,2
ВЦ6 425 3, 4, 6 1300 312 7,5 19
ВЦ1Н 160 2000 295 0,6 2,8
ВЦ3Н 250 2000 295
2,0
4,2

ВАРИАТОРЫ ЦЕПНЫЕ (производства Германии)

Технические характеристики вариаторов

Тип
вариатора
Межосевое
расстояние,
мм
Диапазон
регулирования
Передаточное
число
редукторной
приставки
Частота
вращения,
мин-1
Мощность,
кВт
входного вала выходного вала
на входе на выходе min max min max
Без редукторной приставки
P(R) 160 3; 4,5; 6 710-950 290-550 1230-2328 0,58…1,1 1,1. ..1,7
190 1,2…2,14 22…2,96
248 1,78…3,38 3,бб…4,91
304 2,83…5,36 5,68…7,62
360 5,36…10,2 10,0…13,2
Редукторная приставка на входе
АР (BR) 160 3; 4,5; 6 1,5 — 2,0 1440 290 — 550 1230-2328 0,58…1,1 1,1 …1,7
190 1,2…2,14 22…2,96
248 1,78…3,38 3,бб…4,91
304 2,83…5,36 5,68…7,62
360 5,36…10,2 10,0…13,2
Редукторная приставка на выходе
PA (RB) 160 3; 4,5; 6 2-30 710-950 10-275 42 — 660 0,37…1,05 1,1. ..1,65
190 0,7…2,0б 2,1 …2,88
248 1,39…3,24 3,33…4,75
304 2,1б…4,94 5,23…7,4
360 3,29…9,78 9,52…12,7
Редукторная приставка на входе и выходе
АРА (BRB) 160 3; 4,5; 6 1,5-2,0 2-30 1440 10-275 42 — 660 0,37…1,05 1,1…1,65
190 0,7…2,06 2,1. ..2,88
248 1,39…3,24 3,33…4,75
304 2,16…4,94 5,23…7,4
360 3,29…9,78 9,52…12,7
Трехступенчатая редукторная приставка на выходе
PAX 160 3; 4,5; 6 50 710-950 5,8 — 1 1 33-46 0,21. ..0,4 1,1. „1,5
190 0,4…0,77 2,0…2,7
248 0,8…1,53 3,24…4,23
304 1,25…2,38 5,06…6,5
360 1,9…3,62 8,85…10,8
Редукторная приставка на входе и трехступенчатая на выходе
АРАХ 160 3; 4,5; 6 1,5-2,0 50 1440 5,8 — 1 1 33-46 0,21. ..0,4 1,1. ..1,5
190 0,4…0,77 2,0…2,7
248 0,8…1,53 3,24…4,23
304 1,25…2,38 5,06…6,5
360 1,9…3,62 8,85…10,8
Заявка на подбор оборудования

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о