Дальность света ближнего света фар – ГОСТ Р 41.112-2005 (Правила ЕЭК ООН N 112) Единообразные предписания, касающиеся автомобильных фар, испускающих асимметричный луч ближнего или дальнего света либо оба луча и оснащенных лампами накаливания

Типы и назначение фар

Фары современных автомобилей можно условно разделить на несколько основных типов – фары дальнего и ближнего света, противотуманные и специализированные дополнительные фары.


Дополнительными фарами могут называться прожектора, обеспечивающие безопасное скоростное движение по ночной магистрали, фары заднего и бокового освещения для комфортного маневрирования на парковках или бездорожье в темное время суток. Особенности света того или иного типа фары обеспечивает расположение лампы относительно ее отражателя и рисунок на ее стекле, а также размещение фары на транспортном средстве.

Противотуманная фара (англ. – Fog light или Fog lamp)

В дождь, туман или густой снег обычная фара ближнего света снижает эффективность освещения дороги. Первая реакция на ухудшение видимости, это включение дальнего света, но в тот же момент водитель понимает, что ситуация только ухудшилась, это происходит из-за эффекта ослепления. Объясняется все просто, дальний свет не имеет ограничений и не обрезан в верхней части светового луча. Луч дальнего света, отражаясь от капелек тумана или снежинок, ослепляет водителя отраженным светом.
При постоянном внешнем освещении количество света, попадающее в глаз за единицу времени, пропорционально площади зрачка. Глаз реагирует на внешнюю освещенность, рефлекторно расширяя или сужая зрачок, причем реагирует и зрачок неосвещенного глаза, это называется содружественная реакция на свет.

Реакция на свет является полезным регуляторным механизмом, так как в условиях яркого освещения уменьшается количество света, попадающего на сетчатку. Таким образом, свет от фар освещающих дорогу становится плохо различим или совсем невиден, это и есть эффект ослепления.

Противотуманная фара специально разработана для плохих погодных условий и изначально предусматривает ее узконаправленное применение.
Противотуманные фары имеют широкую диаграмму светораспределения по горизонтали и очень узкий луч по вертикали. Основной задачей противотуманных фар светить как бы под туман, дождь или снег тем самым не ослепляя водителя отраженным светом, как это происходит при включении дальнего света.

Требования к противотуманным фарам: верхняя светотеневая граница должна быть максимально резкой, угол рассеивания в вертикальной плоскости наименьшим, около 5 град, а в горизонтальной плоскости наибольшим, около 60 град, и максимум силы света должен быть приближен к верхней светотеневой границе.

Настоятельно рекомендуем не устанавливать ксеноновые лампы в фары противотуманного света. Нарушается фокусировка фары т.к. ксеноновая лампа имеет не фиксированный источник света, а вращающуюся высоковольтную дугу, образующую светящейся шар. Фара, посчитанная под конкретный тип ламп, не справляется с новым источником света и в отражателе возникают многократные взаимные отражения и преломления, что вызывает размытие светотеневых границ и в конечном счете ослепление встречных и попутных водителей. Помимо этого противотуманная фара теряет способность обеспечить видимость и освещение дороги в плохих погодных условиях.

Так же существуют задние противотуманные фонари. Они потому так и называются, что предназначены для условий недостаточной видимости для водителей едущих позади вас. Подключать их совместно со стоп сигналами, а также включать ясной ночью запрещено.  Например, в “пробке” противотуманные фонари с довольно мощными лампами 21W будут если не слепить, то раздражать едущих позади водителей. Да и стоп сигналы на их фоне видны гораздо хуже. Другими словами, включенные не к месту задние противотуманные фонари не помогут, а навредят!

Противотуманный свет

Диаграмма светораспределения

Противотуманный свет

Так водитель видит туман в свете фар ближнего света

Противотуманный свет

Тот же туман, но без ближнего света при включенных ПТФ

Противотуманный свет

ПТФ Модуль D100

Ближний свет (англ. – Dipped Beam или Low Beam)

Фара ближнего света — световой прибор, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства. Светотехнические параметры фар ближнего света подбираются так, чтобы обеспечить видимость дороги вперёд на 50-60 метров и безопасный разъезд на сравнительно узкой дороге без ослепления встречных водителей.

Современные системы освещения можно разделить по типам светораспределения – на европейскую и американскую.

Европейская и американская системы освещения головного света автомобиля различны как по структуре создаваемого светового пучка, так и по принципам его формирования. Это обусловлено как особенностями организации движения, так и качеством дорожного покрытия. И та и другая системы имеют как двух, так и четырехфарное исполнение.

На американских автомобилях установлены фары, а чаще лампы-фары, в которых нить накала ближнего света смещена выше горизонтальной плоскости. Благодаря такому расположению световой поток ближнего света смещен в сторону правой обочины дороги и наклонен вниз. В формировании лучей и ближнего и дальнего света участвует вся светоотражающая поверхность рефлектора фары.

Европейская система освещения выполнена конструктивно иначе, нить накаливания ближнего света смещена вверх относительно фокуса отражателя, при этом нить заслонена от нижней полусферы специальным металлическим экраном.

В формировании ближнего света участвует только верхняя полусфера рефлектора фары. C левой стороны экран срезан под углом 15 градусов, это позволяет получить четкий ассиметричный луч ближнего света. Граница освещенной зоны четкая, правая обочина ярко освещена, а левая часть луча не ослепляет встречных водителей. Дальность освещения ближнего света не превышает 50-60 метров. Современные фары ближнего света, так же как и дальние, имеют исполнение с прозрачным стеклом, а формирование ассиметричного луча происходит на поверхности отражателя, имеющего выраженный рельеф. Эта конструкция позволяет увеличить яркость светового потока, так как луч не рассевается на поверхности рифленого стекла фары и, как правило, имеет одинаковую яркость по всей освещаемой плоскости. Эта технология называется free form и применяется на всех современных автомобилях, как в головной, так и в дополнительной оптике.

Ближний свет

Диаграмма светораспределения

Ближний свет

Ближний свет ксенон

Ближний свет

Ближний свет галоген

Дальний свет (англ. – Driving light, Main Beam или Hi Beam)

Фара дальнего света — световой прибор, предназначенный для освещения дороги впереди транспортного средства при отсутствии встречного транспорта. Дальний свет обеспечивает освещение дороги и обочины на расстоянии 100-150 метров, создавая яркий, плоский луч света относительно большой силы (мин. требования).

Фары дальнего света условно можно разделить на две категории. Это штатные фары дальнего света входящего в состав транспортного средства и дополнительные навесные фары, различных форм и размеров имеющие разнообразные характеристики светового луча и мощности ламп.

Как правило, штатные фары современных автомобилей в угоду дизайна имеют скромные размеры отражателя и обладают минимально необходимыми характеристиками. Для нечастых ночных поездок, света штатных фар вполне достаточно. Но, если ночные поездки на дальние расстояния являются для вас необходимостью, то установив дополнительные фары дальнего света, вы существенно обезопасите движение в темное время суток.

Модельный ряд фар дальнего света настолько разнообразен, что позволяет подобрать навесные фары, как на компактный легковой автомобиль, так и на подготовленный внедорожник. Определившись с размером и дизайном фар, необходимо подобрать основные светотехнические характеристики, а именно форму луча и светосилу фары.

Скоростное движение по ночной магистрали требует от фар максимальной дальности луча, для своевременной реакции на возникшее препятствие. Для таких условий наилучшим образом подойдут фары с узким лучом, где вся светосила фары направлена на достижении максимальной дальности. Фары такого типа называются прожектором. Прожектор создает узкий слабо рассеивающийся концентрированный луч и служит для освещения предметов на значительном удалении до 1 километра.

Если вы чаще передвигаетесь по второстепенным дорогам, гораздо важней ширина луча, освещающая обочину и прилегающую к ней территорию, т.к. обочина дороги в ночное время таит много неожиданностей. Для таких условий, мы рекомендуем фары именно дальнего света и фары дальнего света с широким лучом. Эти фары не так “дальнобойны” как прожектора, но их дальность вполне достаточна для своевременной реакции на возникшее препятствие.

Напоминаем, что во избежание ослепления дальний свет должен быть переключен на ближний не менее чем за 150 метров до встречного автомобиля, а также на большем расстоянии, если встречный водитель периодически переключает свет своих фар. Ослепление может возникнуть также через зеркало заднего вида. Очень опасно неожиданное ослепление водителей встречных автомобилей, движущихся за переломом продольного профиля дороги или за поворотом. В этих случаях нужно заблаговременно переключить дальний свет на ближний.

Дальний свет

Прожектор

Дальний свет

Дальний свет

Дальний свет

Дальний свет с широким лучом

Фары дневного света  (англ. – Daytime Running Lights или DRL)

Первыми, кто осознал пользу постоянно включенных фар, были скандинавские страны. До недавнего времени их поддерживали частично: где-то включать фары обязывают лишь за городом или только в зимнее время. Но, похоже, это лишь полумеры…

Европейская статистика и многочисленные исследования убедительно подтверждали: «дневной» свет на автомобилях нужно узаконить. И вот все страны Европейского союза решили присоединиться к своим северным соседям — с 2003 года включенные фары стали столь же обязательным условием движения, как пристегнутый ремень безопасности!

В двадцати округах Нижней Саксонии провели акцию под названием «Включи свет днем». На опасных участках дорог установили информационные щиты, призывающие водителей в светлое время суток включить фары. И хотя призывы носили рекомендательный характер, немецкий педантизм возвел их в ранг закона. Результаты впечатляли: количество жертв на обозначенных трассах сократилось на четверть!

Фары дневного света или дневной ходовой огонь, это фары на передней части автотранспортного средства, излучающие яркий белый свет, для увеличения видимости транспортного средства в условиях дневного освещения.
Преимущества фар дневного света:
• Малое потребление электроэнергии, что практически не увеличивает расход топлива.
• Не увеличивает износ обычных головных фар.
• Оптимальный контраст в яркий солнечный день.

С февраля 2011 года легковые автомобили и легкие грузовики, продающиеся во всех странах Евросоюза, должны быть в обязательном порядке оснащены так называемыми фарами дневного света. 

Фары дневного света Фары дневного света
Фары дневного света Фары дневного света

Фары рабочего света (англ. – Worklight)

Для проведения в ночное время строительных, монтажных, погрузочных и подобных работ необходим специализированный свет. Так как стандартные фары ближнего и дальнего света, а тем более прожектора не могут создать необходимого светового пятна, для этих целей применяют специальные фары рабочего света, предназначенные для освещения больших площадей.
В силу определенной специфики фары рабочего света Hella имеют множество моделей, различающихся по уровню защищенности, количеству ламп и светораспределению.

Немаловажным моментом является то, что все современные фары рабочего света Hella построены по современной технологии FF (FF — сокращение от английского Free-Form — свободная форма или свободная поверхность). Расчет поверхности отражателя выполнен на компьютере, результат оптимальная подгонка поверхности рефлектора к лампе с повышенной светоотдачей.
Определенные части рефлектора, рассчитанного точка за точкой, отвечают за освещение определенной части дороги.  Формируемый FF рефлектором световой поток распределяется более ровно, чем от классического параболического отражателя и создает равномерно залитый светом участок дороги с мягкими переходами и без резких контрастов. Например, у большинства фар интенсивность светового луча имеет плавный переход от максимальной яркости вверху оптического элемента с плавным снижением к нижней части. Этот эффект создается FF отражателем для равномерного освещения. Луч, падая на плоскость дорожного полотна, создает равномерную заливку с одинаковой яркостью пятна на всем его протяжении.

Фары рабочего света Hella имеют несколько типов светораспределения:

Long Range – Большинство фар с таким индексом имеют прозрачное стекло, без рисунка, фары такого типа формируют световое пятно на некотором удалении от источника света, причем промежуток между фарой и световым пятном остается минимально освещенным с четкой светотеневой границей. Подобное светораспределение избавляет от нежелательной засвети конструктивных элементов транспортного средства (капот, ковш или отвал). Как правило, такими свойствами обладают галогеновые фары рабочего света, фары с газоразрядной лампой (ксенон) и индексом светораспределения Long Range формируют световой коридор небольшой ширины, но внушительной дальностью до 140 метров.

Close Range – Широкий, заливающий луч этой фары освещает не только большую площадь, но и вертикальные препятствия. Световое пятно формируется в непосредственной близости от источника света. Возникает ощущение, что свет “заглядывает” за угол. Для увеличения яркости пятна мы рекомендуем выпирать фары с двумя лампами 55W 12V или 70W 24V или с фары с газоразрядной лампой (ксенон).

Ground illumination — Специализированная фара для освещения земли с очень широким и ярким лучом, превосходящего фары Close Range. В верхней части светового луча фара имеет четкую светотеневую границу, что не приводит к ослеплению стороннего наблюдателя.
Ground illumination идеально подходит для случаев, когда нужно акцентировано осветить грунт на большой площади. Фара поставляется как с галогеновыми лампами H9 65W так и с газоразрядными (ксенон).

Reversing Light — Есть еще один тип светораспределения Reversing Light имеющий косвенное отношения к фарам рабочего света, единственное, что их объединяет, это уровень защищенности фар и одинаковые корпуса. Reversing Light – Это специализированный свет для движения задним ходом, фара формирует широкий плоский луч “веер” и требует минимальной высоты монтажа. В таком случае свет от фары размазывается на плоскости, создавая максимальную площадь освещения и не ослепляя водителей двигающихся позади вас.

Бессмысленно использовать в качестве фар рабочего света:
—    Фары ближнего света.
—    Фары дальнего света.
—    Фара противотуманного света.

Ближний свет

Ближний свет

Дальний свет

Дальний свет

Противотуманный свет

Противотуманный свет

Рабочий свет

Рабочий свет

 Автор: Андрей Артамонов
Фото и рисунки: www.off-road-light.ru и Hella KGaA Hueck & Co.

Сколько Метров Светит Ближний Свет Фар ~ VIVAUTO.RU

на какое расстояние должен светить ближний свет фар

Сколько Метров Светит Ближний Свет ФарСколько Метров Светит Ближний Свет Фар

Apg. Ru
ПРИМЕНЕНИЕ
ОСВЕЩЕНИЯ
АВТОМОБИЛЯ. 1. Осветительные
приборы автомобиля: 1. 1.

Фары близкого и далекого света. Фары далекого света дорогу освещают на расстоянии 130 — 150
метров. Светоотражающие обьекты (дорожные знаки, линии разметк,
светоотражатели на одежде пешеходов. )при дальнем свете в
кромешной тьме видны даже на расстоянии 300 и более метров. Но дальний
свет очень слепит встречных, поэтому его применение строго ограничено.

1. 2. Дневные
ходовые фонари. Эти фонари
зажигаются автоматически при запуске мотора, поэтому у забывчивого
водителя нет проблем с включением ближнего света днем. Но на многих
марках и модификациях автомобилей этих фонарей, к сожалению, нет. 1.

3. Передние и задние противотуманные
фонари. Передние
«противотуманки» расположены ниже ближнего или дальнего света и в
тумане больше освещают поверхность дороги, не создавая густую белую
пелену на уровне глаз водителя. Задние противотуманные фонари красного цвета. Они
очень яркие и в нормальных метеоусловиях (нет тумана) очень ослепляют
движущихся сзади, поэтому их применение тоже строго ограничено.

Похожие новости

1. 4. Передние и задние габаритные фонари. Служат для обозначения габаритной ширины автомобиля ночью.

При движении автомобиля особенно важны задние габаритные фонари, по
которым ориентируются вас догоняющие водители. Передние, в
основном, нужны, когда вы ночью остановились на дороге. 1.

5. Фонари освещения заднего номерного
знака. Это два
невидимых фонарика белого цвета у номерного знака, свет которых
обеспечивает читаемость символов номерного знака ночью. 1.

6. Стояночные фонари. Если при выключенном зажигании включить какой либо указатель
поворота, то вместо «поворотника» будут гореть
габаритныефонари на соответствующей стороне автомобиля. Эта
возможность не предусмотрена на автомобилях выпуска последнего времени. 2.

На
движущемся автомобиле положено включить. 2. 1. Днем:
ближний свет,
— или дневные ходовые фонари,
— или передние противотуманные фонари. 2.

Инструктор по вождению о ближнем и дальнем свете фар.

Курс ускоренной самоподготовки для начинающих водителей: Запись на уроки.

Ксенон, линзы, каким должен быть свет. Свет фар Ч.2 (Дуракам не смотреть)

Внимание! Дуракам не смотреть! Продолжение темы о свете автомобильных фар. Правильный свет. Ссылка на перву.

Похожие новости

2. Ночью, в тоннеле:
ближний или
дальний свет,
— габаритные фонари,
— фонари освещения номерного знака. 2. 3.

В условиях недостаточной видимости:
ближний или дальний свет фар, или
передние противотуманные фонари,
— габаритные фонари,
— фонари освещения номерного знака. П
р и м е ч а н и е : На прицепе ночью, в
тоннеле, в условиях
недостаточной видимости включаются габаритные фонари. 3. Дальний свет фар надо
переключить на ближний: 3. 1. В населенном пункте, где улица достаточно и
равномерно освещена.

3. 2. Не ближе 150 метров перед встречным
транспортным средством. — Встречный автомобиль
начинает слепить вас на расстоянии большем, чем 150 метров.

Вы
переключаетесь на ближний свет, что должен сделать и водитель
встречного. — Встречный водитель переключился на
ближний свет на расстоянии большем,
чем 150 метров. Вы немедленно должны сделать то же самое. 3. 3. Когда можешь ослеплять других водителей через
зеркала заднего вида или
движущихся по пересекаемой дороге.

4. В темноте или в
условиях недостаточной видимости на остановленном на дороге автомобиле
надо включить:
4. 1. Везде и всегда габаритные фонари, также на
прицепах;
4.

2. В населенном пункте на автомобиле без прицепа
— стояночные фонари на стороне проезжей части;
4. 3. В плохих метеоусловиях в населенном, а также
ненаселенном пункте разрешено включить ближний свет фар или передние и
задние противотуманные фонари;
4.

4. В населенном пункте, если припаркованный
автомобиль
хорошо виден на достаточном расстоянии, разрешено не включать ничего. 5. Применение
противотуманных фонарей. 5.

1. Передние:
c) в условиях недостаточной
видимости самостоятельно или совместно с ближним светом фар. 5. 2. Задние:
— только в плохих метоусловиях как в
движении, так и при остановке и стоянке.

Похожие новости

— Противотуманные фонари
должны гореть совместно с габаритными фонарями и освещением номерного
знака. — Противотуманные фонари не должны включаться
совметно с дальним светом фар. 6.

Привлечение внимамия
светом фар. A) Днем — кратковременным
включением дальнего света фар. B) Ночью — неоднократным
переключением дальнего — ближнего света фар. П р и м е ч а н и е : Так
обычно предупреждают
обгоняемого перед обгоном, но не ослепляя его или едущих навстречу. НЕИСПРАВНОСТИ
ОСВЕЩЕНИЯ.

Дальнейшее движение запрещено, если на автомобиле:
1. Ночью не горят обе фары ближнего света. Если не горит одна фара ближнего света,
включи
аварийную световую сигнализацию и поезжай к месту ремонта или на
стоянку. 2. В условиях недостаточной
видимости не
горят обе фары ближнего света. С П А С Е Н И Е : a.

Если горят обе
противотуманные фары, включи
их и продолжай поездку, пока недостаточная видимость. Если видимость
улучшится, поездку придется прекратить! b. Если горит одна фара
ближнего света или
одна противотуманная фара, — включи аварийную световую сигнализацию и
поезжай на стоянку или к месту ремонта.

3. Ночью или в условиях
недостаточной
видимости на автомобиле не горят: a. Оба задних габаритных
фонаря;
b. Оба фонаря освещения
номерного знака;
c. Оба тормозных фонаря (стоп
сигналы).

Похожие новости

Экспериментальные данные дальности видимости объектов из движущегося автомобиля ВАЗ-21011 при ближнем свете фар


Вид объекта Цвет объекта Регулирование фар е (см) и скорости автомобиля V (км/ч)
е =10 е =10 е =10 е =10 е =10 е =20 е =30 е =40
V =30 V =50 V =70 V =90 V =60 V =60 V =60 V =60
Манекены Белый (r = 0,8) 91,3 71,1 58,4 52,3 64,4 52,2 33,3 23,7
75,8 67,3 50,5 46,6 58,4 50,5 30,8 20,4
71,3 59,8 45,7 39,4 52,8 45,8 27,7 17,9
Светло-серый (r=0,27) 76,4 60,7 51,8 46,9 55,4 42,5 30,8 20,2
67,4 55,4 45,9 41,2 50,1 40,7 27,4 17,3
60,4 45,7 40,8 36,3 44,6 37,2 25,2 15,1
Серый (r=0,07) 60,8 47,4 39,7 37,3 43,7 35,8 27,5 17,7
53,5 43,8 38,1 31,6 39,7 30,9 23,2 13,0
44,8 26,5 30,8 28,4 33,3 25,2 20,1 10,7
Темно-серый (r=0,04) 45,7 36,8 31,8 29,8 34,0 31,3 22,3 15,3
38,3 32,5 29,3 27,3 30,2 33,1 18,1 12,1
33,2 25,6 25,4 23,1 25,7 20,9 12,1 5,7
Щиты Белый (r = 0,8) 96,2 74,4 65,3 57,6 70,5 57,8 37,2 27,3
83,7 70,7 56,8 52,8 63,3 55,4 33,3 23,7
80,5 63,5 49,9 43,8 56,7 50,7 30,8 20,2
Светло-серый (r=0,27) 80,9 63,9 55,9 51,2 59,2 55,4 33,7 23,9
72,5 59,0 52,2 45,7 55,9 47,8 30,9 20,2
61,7 52,9 45,7 39,2 50,1 45,1 38,3 17,8
Серый (r=0,07) 66,8 57,5 43,4 41,7 50,8 40,1 30,1 20,8
57,2 47,3 41,2 36,9 43,8 36,2 27,2 17,8
52,3 43,8 35,3 31,7 39,5 31,0 25,2 13,4
Темно-серый (r=0,04) 54,1 45,3 42,2 40,4 44,1 36,2 26,4 17,2
48,4 40,1 38,4 34,1 39,4 29,6 23,5 13,3
40,1 37,2 34,2 30,2 35,1 26,7 18,7 7,5

Наиболее часто аварийные ситуации в ночное время возникают при встречном разъезде ТС, когда водители не менее чем за 150 м переходят на ближний свет, дальность видимости при этом сокращается более чем вдвое

и наличие препятствия на дороге в виде оставленного без обозначения ТС, повозки, груза однозначно приводит к столкновению и наезду. В качестве необозначенных должным образом светотехническими приборами объектов все чаще становятся трактора, дорожная техника и сельхозмашины. При разбирательстве в местном суде может быть поставлен вопрос о несоответствии скорости автомобиля расстоянию видимости при переходе ТС на ближний свет со ссылкой на п. 10.1 ПДД о соответствии скорости видимости в направлении движения. Может быть признано неубедительной ссылка эксперта на п. 19.2 ПДД, где водителям не указывается на снижение скорости при переходе на ближний свет при встречном разъезде. Эксперту тогда следует указывать на требования п. 19.1 ПДД по световым приборам в темное время суток, на п. 19.3 по обозначению ТС при остановке и стоянке, на пп. 1.5, 2.5 ПДД, а также на п. 16.2 ПДД, если ДТП произошло на автомагистрали или на дороге, обозначенной знаком 5.3 “Дорога для автомобилей”. Также определяется соответствие водителя ТС, создавшего препятствие, требованиям пп. 12.1, 12.5 и 12.6 ПДД по остановке и стоянке.



Для определения расстояний, дистанций, времени и пути обгонов, а также технической возможности предотвращения столкновений и наездов необходима информация о скорости движения ТС и скорости в момент столкновения или наезда. Поэтому исследование приходится начинать с определения положений ТС в момент столкновения или наезда и проводить расчет этих процессов. Следует отметить, что заблаговременное выявление водителем нахождения встречного ТС на своей полосе движения или на осевой линии дороги по свету фар и при плохой видимости края проезжей части в целом затруднительно. Более того, ориентируясь на свет фар встречного ТС, водители ошибочно могут сместить свой автомобиль на обочину.

В зимнее время водители часто двигаются посередине проезжей части и смещение к правому краю выполняют только непосредственно перед разъездом со встречным ТС. В процессе смещения из-за разного сопротивления движению по бортам нередко возникает нарушение устойчивости, возрастает ширина коридора движения, применение торможения вместо вероятного касательного столкновения нередко приводит к столкновению ТС с большим перекрытием по передней части.

На месте ДТП в ночное время обычно ограничивают зону осмотра и остаются незафиксированными следы выхода ТС на обочину или следы движения ТС по краю дороги на дальнем подходе к месту столкновения.

Заход того или иного ТС на сторону встречного движения, как правило, определяют по отношению к “откопанным” под снегом краям проезжей части, тогда как водители из-за невидимости под снежным накатом края проезжей части вынуждены ориентироваться по видимой темной наезженной средней полосе, которая может быть существенно смещена от средней линии дороги. И это обязательно следует фиксировать.

Большую опасность на дорогах республиканского значения в ночное время представляет движение тихоходных ТС (тракторов, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин) со слабыми габаритными огнями и в неисправном состоянии. Это приводит к ошибкам обгона водителей попутных ТС, которые прибегают к экстренному торможению. Происходит столкновение встречных ТС, а тихоходные машины, как правило, уходят с места ДТП, и их водители остаются вне расследования.

В темное время водители транспортных средств часто образуют

колонну, в которой все, кроме лидера, следуют с ближним светом друг за

другом на определенной дистанции. Создаются опасные ситуации как при обгоне таких колонн, так и при встречном разъезде одиночных ТС с такими же колоннами.

Условия плохой видимости возникают при движении по запыленным грунтовым дорогам и по заснеженным дорогам, при этом возникает большая вероятность схода ТС на обочину из-за плохой видимости края проезжей части и выравнивания снегом кюветов, а проведение обгонов при наличии встречных ТС заканчивается столкновением.

При встречных столкновениях в ночное время большая вероятность тяжелых последствий, а при их разбирательстве на фоне недостаточной информации велика тенденция к обвинению погибших водителей. Поэтому возрастает роль качественных экспертных исследований, в которых необходимо обеспечить убедительность выводов заключения для повышения его доказательной силы. В этом нас убедил многолетний опыт проведения повторных автотехнических экспертиз сложных ДТП в ночное время.

ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДТП

ПРИ НЕСООТВЕТСТВИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

И ДОРОГ НОРМАТИВНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Старение автомобильного парка страны и ухудшение его технического состояния приводят к тому, что на дорогах растет число транспортных средств, которые эксплуатируются с теми или иными неисправностями.

Возрастание нагрузки на дорожную сеть при сокращении средств на строительство и содержание дорог ухудшают их техническое состояние. Все это не может не сказываться отрицательным образом на безопасности движения.

Но при расследовании ДТП не уделяется должного внимания выявлению технических факторов и их влиянию на формирование опасных аварийных ситуаций. В лучшем случае на них указывают, как на сопутствующие обстоятельства, поскольку состояние ТС и дорожные условия по п. 10. 1 ПДД должны учитываться водителями при выборе ими скорости движения, чтобы избежать ДТП.

Исследование технического состояния ТС

И его влияния на ДТП

Техническое состояние ТС на месте ДТП определяется по внешним признакам, которые часто даже не указываются в протоколах осмотра ТС, а водитель не заинтересован в выявлении технических неисправностей, если не имело места внезапного для него отказа в тормозном и рулевом управлении, в системах освещения или сигнализации. А в ряде случаев, наоборот, сосредотачивается внимание на разрыве шины или на поломке в ходовой части, которые могли произойти уже во время ДТП, но они подходят под квалификацию внезапного отказа, как причины ДТП. В нашей практике были случаи фиксации повреждения шины и рассоединения шарниров в рулевом управлении уже после ДТП в качестве имитации внезапных отказов для ухода от уголовной ответственности.

Поэтому перед проведением исследования технического состояния узла, системы и ТС в целом эксперт должен быть уверен в том, что после ДТП обеспечивалась сохранность и недоступность ТС для его повреждения или ремонта. Следует учитывать, что могут специально транспортировать ТС или производить выемку из него узла, детали без соблюдения технических условий и процедуры выемки, чтобы в дальнейшем свести на нет результаты экспертного исследования как вида доказательства.

С другой стороны, эксперту приходится действовать так, чтобы объект исследования не был поврежден, поскольку может быть назначена повторная экспертиза. В случае же неизбежной разборки предварительно необходимо описать и документально зафиксировать внешний вид и подвижность узла или механизма. Разборку необходимо производить с соблюдением технологической последовательности и с описанием этого процесса, а также желательно в присутствии следователя и водителя ТС.

В общем случае по узлу, агрегату или системе экспертиза проводится следующими этапами:

1. Наружный осмотр, фотографирование, описание внешних повреждений (трещин, вмятин, изломов, ослабление креплений).

2. Проверка подвижности и выявление перекосов, заеданий, уровня усилий, повышенного или недостаточного сопротивления перемещению.

3. Разборка узла или агрегата, выявление наличия смазки, повышенных износов и деформаций, царапин, задиров, трещин, разрушения сепараторов подшипников и др.

4. Установление причин и механизма возникновения выявленных дефектов (нарушение технических условий на техническое обслуживание и ремонт, неправильная сборка и регулировка, недостаток или несоответствие смазки, несоответствие деталей размерам и термообработке – заводской брак, перегрузка ТС, ударные воздействия в эксплуатации, усталостное разрушение, коррозия и др.). Сопоставление с чертежами изготовителя и нормативной документацией, проведение эксперимента и проверочных расчетов.

5. Установление времени возникновения неисправностей и причинной их связи с отказом узла, агрегата, системы в процессе движения ТС.

6. Установление того, как могла проявиться неисправность, можно ли было её выявить заранее при внешнем осмотре, в движении ТС или она возникла внезапно в виде отказа.

Правила дорожного движения в п. 2.3.1 обязывают водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние ТС. Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства. Совершенно очевидно, что водитель не в состоянии проверить перед каждым выездом исправное состояние такой сложной конструкции, как современный автомобиль, и тем более в пути обеспечить исправное его состояние. На выпуске ТС из ворот автотранспортных предприятий механиком ранее обычно проверялась работоспособность приборов освещения и сигнализации, тормозной системы и наличие рабочего давления в шинах.

В конструкции автомобилей поэтому постепенно вводятся приборы автоматического контроля работоспособности важнейших узлов, агрегатов и систем с информированием водителя о неисправности.

Контроль и поддержание ТС в технической исправности возлагались ранее на систему периодического технического обслуживания ТС в автопредприятиях, а в настоящее время эта система из-за измельчения автопредприятий практически не действует. Введение ежегодного технического осмотра ТС с обязательным инструментальным контролем задерживается.

Водитель практически может осуществлять визуальный внешний осмотр ТС и определять признаки нарушения работоспособности: снижение эффективности торможения; увеличение свободного хода педали, провал ее; увеличение усилия на рулевом колесе и его свободного хода; увод ТС в сторону при прямолинейном движении из-за снижения давления в шинах или подтормаживания одного из колес, из-за подклинивания подшипника в ступице; стуки в трансмиссии и в ходовой части из-за недопустимых зазоров и поломок. По этим признакам в зависимости от опыта он может выявить причины нарушения и принять меры к устранению, а если это невозможно, то продолжить движение к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер предосторожности. С учетом указанного выше можно ответить на вопрос о возможности выявления водителем той или иной неисправности внешним осмотром или в процессе движения.

Эксперту ставятся вопросы о том, какими нормативными документами регламентируется техническое состояние ТС (узла, системы), его обслуживание или ремонт и соответствует ли техническое состояние нормативным требованиям.

Соответствие технического состояния ТС условиям безопасности проверяется по ГОСТ Р 51709-2001, а соответствие обслуживания и ремонта – по существующим инструкциям для каждой модели ТС.

Ответ на вопрос о технической возможности водителя предотвратить ДТП при имеющейся неисправности тормозного управления (например, отказ одного из контуров тормозного привода) получают путем сравнения удаления и остановочного пути ТС при данной неисправности. Если техническая возможность была, то следует вывод об отсутствии причинной связи данной неисправности с фактом ДТП. А если не было технической возможности остановить ТС экстренным торможением на данном удалении даже при исправной тормозной системе, то по большой разности скорости и пути наезда может быть указано на наличие причинной связи неисправности только с тяжестью последствий. Если опасность была создана за короткое время, до начала торможения исправного ТС, то делается вывод об отсутствии вообще технической связи неисправности ТС с фактом ДТП.

Также можно эксперту подготовить обоснованный ответ о причинной связи технической неисправности (неправильной регулировки) фар головного освещения с фактом ДТП и его последствиями.

Сложнее получить обоснованное заключение в случае внезапного разрушения шины переднего колеса, поломки рычага, пружины и рессоры в подвеске ТС, в случае рассоединения в рулевом управлении и отказа усилителя. Кроме сложности расчетного моделирования движения ТС в указанных случаях возникает проблема возможности управления ТС с такими неисправностями конкретным водителем. Вместе с тем необходимо накопление экспериментального материала путем испытаний на автополигонах ТС с имитацией разных неисправностей.

В случае ДТП из-за технической неисправности возникает необходимость полной проверки ТС в данном автопредприятии. Система лицензирования транспортной деятельности с обязательной подготовкой в каждом предприятии лиц, ответственных за техническое состояние ТС, на практике не эффективна. Перевод водителей на самоконтроль по техническому состоянию ТС, влияющему на безопасность движения, без системы инструментальной проверки не может дать положительного эффекта. Настоящим бедствием является обилие в торговле запасных частей и материалов, не соответствующих стандартам. Рекомендации сохранять товарные чеки и составлять в каждом случае акт на установку приобретенного изделия, чтобы в случае поломки или аварийного износа, приводящего к ДТП, привлекать виновных по Закону о защите прав потребителей к ответственности – на практике трудно реализовать. В результате подавляющее большинство ТС, особенно с большим пробегом, работают с техническими неисправностями, которые отвлекают внимание и утомляют водителей и в любой момент могут привести к внезапному отказу, опасному для движения.

Так, при установке на задней оси ТС шин диагональной конструкции при радиальных шинах передних колес, а также при снижении внутреннего давления в шинах задних колес и перезагрузке задней оси возникает избыточная поворачиваемость ТС из-за увеличения углов увода задней оси (d2 >d1).

В результате появляется критическая скорость, при превышении которой ТС самопроизвольно может войти в прогрессирующий поворот от случайного воздействия:

 

(м/с),

 

где L – база автомобиля; k1, k2 – коэффициенты сопротивления боковому уводу шин передней и задней осей.

При резком объезде, например выбоины на дороге, возникает колебательный процесс с захватом на узкой дороге обочин и уходом ТС в кювет. Этому способствует неравномерная загрузка ТС по ширине и высокое расположение центра масс.

Отсутствие балансировки колес и снижение эффективности амортизаторов приводит к нарушению устойчивости ТС на неровных дорогах, что при высокой скорости может привести к сходу ТС с проезжей части и к ДТП.

Характерные неисправности тормозного управления ТС возникают из-за бракованных накладок и их замасливания при износе некачественных сальников. В пневматическом приводе происходит обледенение трубопроводов и тормозных аппаратов, возникают повышенный износ и переменное трение подвижных частей, отказы и отсутствие настройки регуляторов тормозных сил, появляются увеличенные зазоры в тормозных механизмах большегрузных ТС; в гидравлическом тормозном приводе – разрывы бракованных шлангов, коррозия и заклинивание рабочих колесных цилиндров из-за некачественной тормозной жидкости, отказ вакуумных усилителей.

В рулевом управлении наибольшую опасность представляют рассоединение привода из-за быстрого износа «сырых» пальцев и некачественных уплотнений, отказы усилителей из-за обрыва ремней привода при изношенных и несмазываемых шкворнях, заклинивание из-за износа шарниров переднего силового привода (УАЗ, ГАЗ, ЗИЛ), заклинивание рулевых механизмов из-за разрушения сепараторов подшипников.

В трансмиссии представляют опасность для движения самопроизвольное выключение передач, вибрации и разрушение карданных передач, дифференциалов, усталостное разрушение полуосей.

В ходовой части наибольшую опасность представляет разрушение изношенных и некачественных шин при длительном движении на высокой скорости (при перегрузке и пониженном внутреннем давлении), разрушение бракованных упругих элементов, рычагов и шаровых опор, усталостное разрушение балок мостов, износ подшипников ступиц и сход колес, ослабление крепления колес к ступицам и разбортовка шин.

В системах освещения и сигнализации из-за низкого качества отходят соединения и нарушаются контакты, лампы головного света не соответствуют условиям необходимого светораспределения, применяются противотуманные фары самых разных форм и конструкций без должной регулировки.

В тягово-сцепных устройствах износы часто превышают допустимые пределы. Нарушаются устройства блокировки, поэтому не редкость рассоединения звеньев автопоезда.

Все это требует тщательного расследования с привлечением специалистов и экспертов.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Не убий, не ослепи: системы освещения

Сколько видов автомобильных огней вы знаете? Ближний свет, дальний свет, габариты? Стоп-сигнал, указатели поворота и их повторители, передние и задние противотуманные фары… Специалисты компании Hella убеждены, что для безопасной езды этого недостаточно.

Вместе с группой журналистов я стою в небольшом техническом помещении. Три стены освещены слабым светом, а на месте четвертой — глубокая, густая чернота. В ней скрывается 200-метровый асфальтированный тоннель с дорожной разметкой. Свет автомобильных фар выхватывает из темноты человеческие силуэты, выстроившиеся вдоль стен через каждые 20 м. Разбуди меня среди ночи и приведи сюда с закрытыми глазами — я бы поклялся, что нахожусь в тире. Первые фигуры, ярко освещенные лампами, можно снять хоть с бедра, а вот для последних понадобилась бы снайперская винтовка с прицелом ночного видения.

«Человечков мы используем, только чтобы покрасоваться перед журналистами, — говорит Франц-Джозеф Кальце, глава светового исследовательского подразделения компании Hella. В подтверждение его слов фигуры плавно уходят в стену. — В работе мы ориентируемся на низкие квадратные таблички». Сооружение Hella — самый большой световой тоннель в мире, используемый для объективной экcпериментальной оценки света автомобильных фар. Здесь есть все, чтобы на практике прочувствовать тонкую разницу между осветительными приборами разных модификаций.

У входа в тоннель располагается граненый барабан шириной в несколько метров. На его гранях можно закрепить десятки комплектов фар. По команде оператора барабан поворачивается на строго определенный угол, точно позиционируя фары относительно дорожного полотна тоннеля. Для настройки светового пучка используется экран, автоматически опускающийся напротив барабана. Похожая установка, только поменьше, спускается с потолка на заданном расстоянии от наблюдателей, чтобы имитировать встречный свет фар.

Системы адаптивного освещения. Dynamic Light Assist — не выключая дальнего света, компьютер создает теневую зону для встречных и попутных автомобилей.

Системы адаптивного освещения. Adaptive Cut-Off Light — высота ближнего света фар изменяется в зависимости от расстояния до впередиидущего автомобиля.

В ходе исторического светового шоу мы смогли собственными глазами оценить, насколько сильно отличается свет ламп накаливания, галогеновых, ксеноновых и светодиодных фар, ближнего и дальнего света, рефлекторов и прожекторов. Однако это была лишь закуска. В качестве основного блюда специалисты Hella приготовили нам рассказ о том, что фары, которые мы привыкли каждый день видеть на вполне современных автомобилях, уже безнадежно устарели.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами

Между ближним и дальним

Ближний свет фар, с которым мы ездим большую часть времени, — это сплошной компромисс, девиз которого «не ослепи ближнего своего». Даже собственную полосу движения он освещает лишь на 60 м вперед, а на соседней и вовсе светит «себе под ноги» (20—30 м). И все равно в плотном потоке ближний свет фар внедорожника может попадать прямиком в салонное зеркало спортивного купе, ослепляя водителя.

По мнению специалистов Hella, вместо традиционного «дальнего» и «ближнего» света нам необходимо не менее пяти различных режимов работы фар. Допустим, мы выезжаем из гаража и движемся вдоль родного поселка со скоростью 40 км/ч. Здесь большая дальность не нужна, свет фар все равно потонет в уличном освещении и сможет лишь ослепить водителя впереди идущей машины на светофоре. Главное при движении в населенном пункте — освещение обочин, и правой, и левой. Именно оттуда может внезапно появиться велосипед, выбежать ребенок или животное. Если автомобиль оснащен дополнительными боковыми фарами для освещения поворотов, в городе они должны гореть постоянно.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами Симметричный Motorway Light предназначен для скоростных путешествий по шоссе, где дистанция между попутными автомобилями велика и вероятны перестроения на соседние полосы. Городской свет помогает вовремя заметить людей и животных на обочинах. Дополнительное освещение перекрестка также призвано спасти прежде всего пешеходов и велосипедистов. Информацию о скорости движения система получает от бортового компьютера или системы GPS-навигации.

Выезжаем на широкую дорогу и разгоняемся до 80 км/ч. Здесь нам уже не нужно освещать обочины — среагировать на внезапно возникшее препятствие мы все равно не успеем, а водителей встречного транспорта ослепим. Оптимальным будет обычный ближний свет, дополненный адаптивной функцией: при отсутствии автомобилей он должен светить высоко, а при появлении попутного или встречного транспорта постепенно становиться ниже, освещая дорогу лишь до соседей. Эта концепция получила название Adaptive Cut-off Light, фара с адаптивной границей светового пучка.

На автобане пригодится так называемый Motorway Light. Его основное отличие от ближнего света — симметричность. «Ближний» хорошо освещает свою полосу движения, но обделяет соседнюю слева, предполагая наличие на ней встречного транспорта. На широких автострадах слева чаще находится попутная полоса. Обделяя ее освещением, мы рискуем не заметить препятствие при перестроении.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами Сердце модуля VarioX — вращающийся барабан сложной формы, который приводится в движение сервомотором. Подобно пленке в кинопроекторе, барабан проецирует на линзу верхнюю границу светового пучка. По команде компьютера ее высота и форма может изменяться за доли секунды.

Разумеется, на неосвещенных загородных трассах незаменим старый добрый дальний свет. А еще один режим, который предписывается правилами дорожного движения многих стран, в том числе и России, — это дневные ходовые огни, призванные сделать автомобиль более заметным для других участников движения в светлое время суток. Дневные огни, в отличие от всех остальных режимов, специально предназначены для того, чтобы светить в глаза водителей и пешеходов, а вовсе не на дорогу.

Неужели в ближайшем будущем, вместо того чтобы переключаться между ближним и дальним светом, водителю придется постоянно тыкать в пять разных кнопок? Разумеется, нет. Управлять режимами освещения будет бортовой компьютер.

Вращайте барабан!

Все адаптивные системы освещения Hella основываются на двух китах: это видеокамера и модуль VarioX. Камера располагается у основания внутрисалонного зеркала и отслеживает все огни в поле зрения: уличные фонари, габариты попуток и фары встречных автомобилей. Информацию о скорости блок управления светом получает от бортового компьютера автомобиля. Кроме того, полезная информация поступает и от спутниковой навигационной системы, которая может точно сказать автомобилю, находится он в городе, на загородной трассе или на автобане.

Едем со скоростью 40 км/ч и горят уличные фонари — компьютер включает городской свет. Разгоняемся до 80 км/ч и видим встречных — переходим на ближний свет (Country Light). Едем еще быстрее, а вокруг одни попутки — включаем Motorway Light. Камера точно определяет расстояние до ближайшего автомобиля, а точнее — высоту его фар или габаритных огней. Компьютер соответственно опускает или поднимает световой пучок ближнего света, чтобы не ослепить соседей по потоку, но также не отдать ни пяди земли темноте.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами Motorway Light освещает полосу движения слева, защищая от столкновения с препятствием при перестроении.

Практической реализацией команд компьютера занимается модуль VarioX. Чтобы понять, как он работает, достаточно знать, как работает обычная биксеноновая фара. Фактически она представляет собой проектор — лампу и линзу. Только вместо слайда кинопленки в нем находится металлическая пластина. Ее профиль определяет форму и границы светового пучка, именно он проецируется фарой на дорогу. Потяните подрулевой рычаг на себя — и электромотор уберет пластину, переключая тем самым фару с ближнего света на дальний.

В модуле VarioX на месте пластины установлен барабан сложной формы. По команде компьютера он плавно поворачивается, варьируя форму светового пучка, делая его выше или ниже, от городских огней до неограниченного дальнего света.

Такая система под названием AFS (Adaptive Front Light System, адаптивное переднее освещение) уже успешно реализована Hella на серийном автомобиле Mercedes E-класса. В AFS модули VarioX располагаются на поворотных основаниях, что позволяет реализовать как адаптивное освещение в поворотах (фары светят туда, куда повернут руль), так и варьирование ширины светового пучка (городской свет намного шире, чем загородный).

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами Адаптивное освещение поворотов, следующее за поворотом руля, помогает распознать препятствие, затаившееся внутри виража.

Повелитель теней

За ужином доктор Михаэль Кляйнкес, вице-президент Hella по развитию технологий освещения, пообещал явить нам чудо. Дождавшись темноты, мы сели в автомобиль, оборудованный тестовой рамой — это что-то вроде уменьшенной копии барабана из светового тоннеля, прикрепленное прямо к бамперу. Водитель выехал на загородную трассу и включил бескомпромиссный дальний свет. Его мощь мы могли оценить по деревьям, плотной стеной выстроившимся вдоль дороги: при желании можно было рассмотреть каждую веточку на расстоянии пары сотен метров.

Не выключая дальнего света, мы догнали впередиидущий автомобиль. Его водитель не проявил ни капли недовольства. А на ярко освещенных деревьях прямо за попуткой образовалась узкая тень. Мы проходили повороты, и тень неотрывно следовала за машиной. Повсюду пылал дальний свет, и лишь в узкой полосе между нами и машиной впереди горел ближний. Когда попутка свернула с дороги, темная полоса исчезла.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами Дополнительное освещение перекрестка помогает рассмотреть участников движения, приближающихся справа и не имеющих собственных фар (пешеходы, велосипеды).

Точно так же «неослепляющий дальний свет» поступал и со встречными машинами. Ни один водитель, беспечно въехавший в наш световой поток, не помигал нам фарами с просьбой переключиться на «ближний».

Технология Dynamic Light Assist (DLA) действует благодаря той же камере, VarioX и поворотным основаниям фар. Форма барабана VarioX такова, что ровно половина светового пучка фары не имеет границ (дальний свет), а вторая половина представляет собой регулируемый по высоте ближний свет. Каждая фара снаружи (от оси автомобиля) светит дальним светом, а внутри — ближним. Если повернуть обе фары ближе к центру, получим просто дальний свет. Если развести их в стороны, получим широкую тень посередине. Повернем барабаны вниз — тень станет длиннее, повернем вверх — короче. Наконец, поворачивая фары синхронно в стороны, мы можем управлять направлением тени.

Автомобиль с фарами Hella DLA уже выпускается серийно — это Volkswagen Touareg.

Фасеточный глаз

Демонстрация в световом тоннеле ни у кого не оставила сомнений: будущее за светодиодами. Они ярче и экономичнее ксеноновых ламп, дают мощный световой поток, цветовая температура которого соответствует дневному свету.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами Полностью светодиодная фара Audi A8 реализует концепцию AFS с помощью десяти диодов ближнего света. Три боковых диода отвечают за адаптивное освещение поворотов. Дневные ходовые огни и указатели поворотов уживаются в единой полосе Light Guide и работают по очереди. Отдельные группы светодиодов отвечают за дальний свет и Motorway Light.

Применение светодиодов требует несколько иного подхода к реализации адаптивного освещения. Диодам не нужен VarioX. Светодиодная фара состоит из множества ламп, каждая из которых освещает лишь небольшой участок дороги. Включая и выключая отдельные диоды, можно реализовать и адаптивное освещение в поворотах, и AFS, и DLA. Фара может быть построена и как набор светодиодов с собственными небольшими рефлекторами, и как массив светодиодов на одной плате за единой линзой.

Полностью светодиодные фары Hella с AFS можно увидеть на автомобиле Audi A8. Десять светодиодов с собственными проекционными линзами отвечают за ближний свет, причем три из них служат для адаптивной подсветки поворотов. Отдельные группы диодов отвечают за дальний свет и Motorway Light. Специальная оптоволоконная технология позволила совместить дневные ходовые огни, передние габариты и указатели поворота в единой тонкой полосе Light-Guide. Водитель может активировать специальный режим освещения для движения в странах с левосторонним движением. Теперь, чтобы легализовать использование автомобиля в праворульной части света, достаточно одного нажатия на кнопку.

Jingle Bells сыграли... гаечными ключами

К сожалению, при всей значимости для безопасности дорожного движения продвинутые системы освещения не слишком быстро набирают популярность. Специалисты связывают это с отсутствием wow-эффекта. «когда на глазах у изумленной публики перевернулся mercedes A-класса, все сразу же бросились заказывать систему курсовой устойчивости ESP. ДТП, произошедшие из-за недостаточной видимости, чаще списывают на человеческий фактор», — говорит Михаэль Кляйкенс. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время адаптивный свет и светодиодная оптика останутся привилегией автомобилей представительского класса.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№7, Июль 2010).

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ФАРЫ И ЛАМПЫ | Наука и жизнь

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

В современном автомобиле можно насчитать более полусотни всевозможных ламп, лампочек и светодиодов. Часть из них предназначена для освещения дороги впереди и позади машины, другая часть — для обозначения габаритов, третья — для того, чтобы информировать окружающих о намерениях водителя, четвертая — для освещения салона, его закутков, панели приборов, багажника, моторного отсека, пятая — сигнальные лампы. Сегодня речь пойдет о лампах так называемого головного света — фарах.

Любая автомобильная фара состоит из корпуса, отражателя, рассеивателя и источника света, которым обычно служит лампа накаливания или газоразрядная лампа. Иногда отражатель, рассеиватель и источник света объединены в неразъемную конструкцию, называемую лампа-фара. Ее преимущество состоит в том, что раскаленная спираль находится в большом объеме газа, и за счет этого лампа лучше охлаждается. Кроме того, лампы-фары герметичны, поэтому у них не портится зеркальная поверхность отражателя и не загрязняется рассеиватель. Однако, когда такая лампа-фара перегорает, а это, увы, случается, приходится менять ее целиком. Стоит же такое изделие в пять-семь раз больше самой дорогой галогенной лампы для обычных фар.

Несмотря на большое разнообразие, все фары по конструкции можно разделить на две группы: с подвижным или неподвижным рассеивателем. К первой относятся знакомые всем автолюбителям фары «Жигулей» первой модели. У них корпус фар неподвижен относительно кузова, а отражатель с рассеивателем и лампой может наклонять ся вверх-вниз и поворачиваться вправо-влево. Направление светового пучка регулируется обычно двумя винтами, расположенными на корпусе фары снаружи. Кому хоть раз приходилось это делать, прекрасно знает, как трудно бывает провернуть тонкие, насмерть заржавевшие регулировочные винты на старой машине. В фарах с неподвижным рассеивателем направление светового потока тоже задается положением отражателя и лампы, но регулировочные винты защищены от грязи и воды, поскольку обычно находятся под капотом.

Ближний и дальний свет могут давать две разные фары или одна — с двухнитевой лампой. Нить дальнего света располагается в ней точно в фокусе отражателя и полностью открыта, а нить ближнего света находится чуть дальше фокуса и закрыта снизу небольшим металлическим экраном, поэтому свет от нее попадает только на верхнюю часть отражателя. Край экрана проецируется на дорогу как линия раздела «свет-тень». При такой схеме свет фар распределя ется по типу «тень выше, свет ниже» с вполне приемлемой освещенностью и в то же время не слишком ослепляет встречных водителей.

Сегодня используются в основном галогенные двухнитевые лампы, а лампы с инертными наполнителями практически забыты. Главное преимущество галогенных ламп заключается в том, что их внутренняя поверхность со временем не темнеет. Светоотдача у них выше, чем у обыкновенных, например, лампа категории R2 (такие используются в «жигулевских» фарах) при мощности 55/50 Вт (соответственно ближний и дальний свет) выдает световой поток в пределах 400-550 лм (люмен — единица светового потока), а близкая к ней по мощности галогенная лампа категории Н4 мощностью 60/55 Вт — в пределах 1000-1650 лм. Немаловажно и то, что по сроку службы галогенные лампы превосходят обычные почти вдвое.

Не так давно в автомобильные фары стали устанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. Они весьма надежны и обладают еще большей светоотдачей (при электрической мощности 35-40 Вт световой поток достигает 3200 лм). Срок службы газоразрядных ламп — 1500 часов. Но чтобы они работали, автомобильных 12-ти вольт не хватает, нужны специальные электронные системы управления и преобразователи напряжения, дающие от 10 до 20 кВ.

Существуют две системы требований к автомобильным осветительным приборам — европейская и американская. Они включают требования к габаритным огням, сигналам поворотов и к нормам распределения света фар. По европейскому стандарту ближний свет фар должен иметь четкую границу света и тени. В странах с правосторонним движением эта граница слева горизонтальна, а справа — отклонена вверх на 15 градусов для освещения обочины. В американской системе светотеневая граница для ближнего света не обозначена. Требования же к распределению дальнего света в обеих системах почти одинаковы. В заключение приведем несколько советов по оснащению автомобиля световыми приборами и уходу за ними, которые помогут автолюбителям уверенно чувствовать себя на дороге в темное время.

• Самое серьезное внимание следует уделить регулировке фар. О том, как это делается, журнал уже рассказывал (см. «Наука и жизнь» № 4, 1999 г., статья «Перед дальней дорогой»).

• Для того, чтобы фары светили ярко, они должны быть чистыми. Даже небольшое загрязнение стекол может снизить освещенность дороги впереди автомобиля в три-четыре раза.

• Загрязненные фары следует мыть, а не протирать «всухую». Не только грубые, но и легкие царапины на стекле способны существенно снизить освещенность дороги.

•  Не стоит надевать на фары пластмассовые колпаки, они в два-три раза снижают световой поток и нарушают тепловой режим.

•  Не ставьте в фары цветные лампы (они бывают желтые, голубые и синие). Ничего, кроме уменьшения светоотдачи, цветное стекло не дает.

• Устанавливая в фару галогенную лампу, не касайтесь ее колбы. Легкий жировой налет от пальцев начнет пригорать и замутнит стекло. Нагар неизбежно ухудшит условия охлаждения лампы, и она в скором времени оплавится.

•  Не пытайтесь вставить в фару лампу, цоколь которой не подходит к гнезду в корпусе отражателя, установить ее точно не удастся. От тряски лампа неизбежно сместится, и фара будет светить неизвестно куда. Лучше найти подходящую лампу или переходник. Сейчас их выпускают.

• Проверьте герметичность фары после замены лампы. Если герметичность нарушена, на отражатель попадает грязь. А поскольку внутри работающей фары температура повышена, грязь пригорает. Очистить «внутренности» фары после этого невозможно, ее остается только менять.

• Не увлекайтесь лампами повышенной мощности. Некоторые автолюбители ставят на «Жигули» лампы мощностью 130/120 Вт. Они дают очень незначительное увеличение освещенности по сравнению со штатными лампами (при правильной регулировке фар), а последствия возникают самые нежелательные. Прежде всего, фары начинают перегреваться, от этого оплавляются лампы, идет коробление отражателей и выгорание их зеркального покрытия. Кроме того, подгорают и оплавляются контакты электропроводки и реле, возрастает нагрузка на генератор.

• Следите за состоянием контактов на проводах, ведущих к фарам. Особенно внимательно стоит отнестись к так называемому массовому проводу, соединяющему металлический корпус фары с кузовом. Даже незначительный слой окисла в месте крепления этого провода к кузову или корпусу фары существенно снижает силу света. Из-за этого фара может полностью отключиться.

• Не устанавливайте на автомобиль дополнительные мощные фары — они перегружают генератор. Помните, что их можно ставить только в определенных зонах, строго оговоренных в Правилах дорожного движения. Если вы все-таки решили поставить на машину дополнительные фары, обязательно подключайте их через реле. Стандартные отечественные реле подходят для любых импортных фар.

См. в номере на ту же тему

Автомобильное освещение появилось не сразу…

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о