Динамическая и статическая балансировка колес: 403 — Доступ запрещён – Балансировка деталей и сборочных единиц

Содержание

Как часто делать балансировку колес. Виды балансировки колес

Многие владельцы автомобилей внимательно следят за состоянием различных фильтров, скрупулёзно проверяют давление в шинах, уровень масла и т.п. Само собой, все ездят на ТО или проводят его своими руками. Однако, есть как минимум одно мероприятие, которое в идеале положено регулярно проводить. Но подавляющее количество автолюбителей незаслуженно забывают о нём. Речь идёт о балансировке колёс.

Между прочим, игнорирование этого вида обслуживания автомобиля может привести к дополнительным тратам в виде ремонта элементов подвески, которые подвергались ускоренному износу. Кроме того, уменьшится комфорт и даже (в худшем случае) безопасность движения.
Поверьте, лучше не стоит пренебрегать маленькой проблемой, пока она не превратилась в большую. Сейчас в каждом городе, даже в глубокой провинции, есть шиномонтаж, а то и не один. Там вам за умеренную плату проведут все необходимые работы.
В этой статье мы подробно расскажем, что такое балансировка колёс, зачем нужна балансировка колес, как часто делать балансировку колес и каким образом она проводится.

Когда нужно делать балансировку колес
?

Итак, зачем всё-таки надо регулярно осуществлять балансировку колёс? Далеко не все смогут дать уверенный ответ. Причин довольно много – чтобы повысить безопасность вождения, продлить ресурс элементов ходовой части автомобиля, сделать ощущения от езды более комфортными и др.
Чтобы лучше понять суть, придётся немного погрузиться в физику. В процессе движения на колесо, помимо прочего, воздействует ещё и центробежная сила. Сбалансированное колесо работает штатно. А вот разбалансированное – нет, потому что в таком случае возникают дополнительные центробежные силы. Их присутствие крайне нежелательно, потому что они негативно влияют на подвеску машины, ускоряя износ её составных частей.
Можно не обращать на это никакого внимания. С течением времени разбалансировка будет усугубляться, и начнут возникать негативные явления и неисправности.

К чему приводит бездействие:


1. Ускоренное сокращение ресурса элементов ходовой части. Обыкновенно, быстрее всех изнашиваются ступичные подшипники. При наихудшем развитии событий они развалятся на куски. Если это произойдёт на высокой скорости, вы неминуемо попадёте в ДТП.
2. Разбалансированные колёса ухудшают сцепление с дорожным полотном. Управляемость снижается, сильно возрастает тормозной путь, не говоря уже о том, что езда в плохую погоду становится похожа на «русскую рулетку».
3. Увеличивается скорость изнашивания шин вследствие вибраций. Шины сейчас стоят немало, так что это будет напрямую бить по вашему кошельку.
4. Машиной становится проблематично управлять. Особенно это заметно, если разбалансированные колёса находятся спереди. Колебания отдаются в рулевое колесо, отчего появляется дискомфорт.
Как видите, лучше своевременно посетить шиномонтаж, чем потом пожинать горькие плоды собственной беспечности.

Часто ли делать балансировку?

Далеко не все знают, с каким интервалом надо осуществлять балансировку. Более того, даже в специализированной литературе найти подобную информацию тяжело. Ниже приведены рекомендации, основанные на опыте специалистов нескольких автосервисов.
Рекомендуется делать балансировку колёс в следующих случаях:

 

  • Во время смены шин;
  • От 500 до 600 км пробега с тех пор, как покрышка была поставлена на новый колёсный диск;
  • Если случился пробой подвески;
  • Появились вибрации или даже биения, отдающиеся в рулевое колесо;
  • На плановом ТО или через 1000015000 км пробега.

Основные виды балансировки колес:

Существует 2 типа разбалансировки – статическая и динамическая балансировка колес. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

  • Статическая балансировка колес 

Суть дисбаланса кроется в параллельности двух осей – инерции и вращения. У такого колеса смещённый центр тяжести, а также неравномерное распределение общей массы.
Диагностировать его несложно – для этого даже не нужен стенд. Достаточно взять колесо в сборе и водрузить его, например, на ось. Затем раскручиваем колесо и следим за его движением. Если вращение происходит маятникообразно, а колесо крутится совсем недолго, то присутствует статический дисбаланс.
Способ исправления заключается в приклеивании особых грузиков или монтаже кронштейнов, которые применяются соответственно для легкосплавных и штампованных дисков.

 

  • Динамическая балансировка колес 

Характерной чертой динамического дисбаланса является несовпадение осей вращения и инерции. В итоге масса неправильно распределяется по ширине, в то время как при статическом дисбалансе наблюдается похожее явление, но по отношению к длине.
Диагностика ещё проще, чем в первом случае. Увидеть дисбаланс можно даже без снятия колеса, лишь только подняв нужную сторону машины на домкрате.
Устраняется он посредством установки особых грузиков и с наружной, и с внутренней стороны диска.
По наблюдениям сервисменов, подобному типу разбалансировки наиболее подвержены колёса с широкопрофильными покрышками.
Когда статическая или динамическая балансировка выполнена, то после неё проводится ещё одна – финишная.
Автомобиль подвешивают на стенде. Колесо, на котором проводились работы, раскручивают до 90 км/ч. В это время компьютер анализирует показатели и высчитывает место, куда надо приклеить грузик. Результат выводится на экран, дальше колесо снимается и мастер выполняет все необходимые работы. Главное преимущество такой балансировки заключается в высокой точности. Недостаток – её можно сделать только в больших автосервисах, поскольку необходимое оборудование дорого стоит и не всем СТО по карману.

Есть ещё один способ балансировки, который называется автоматическим. Применяется он, главным образом, для колёс большегрузных автомобилей, автобусов, тракторов и различной спецтехники.
Внутрь колеса помещают особое вещество в гранулированном виде. Под действием центробежной силы гранулы прилипают в нужных местах, исправляя дисбаланс.
По отношению к легковушкам этот способ не применяется из-за сложностей при подсчёте количества вещества для маленьких колёс.

Основные правила балансировки

Есть несколько правил, которые необходимо строго соблюдать во время проведения балансировки колёс:

  • Если на колесе были грузики, их необходимо снять.
  • Диск надо очистить от грязи со всех сторон – и снаружи, и внутри.
  • Покрышка подлежит обязательной проверке на предмет того, как она встала на своё место. Если что-то не так, колесо перебортируется.
  • Пластиковые колпаки не рекомендуется устанавливать после проведения балансировки – это ухудшает качество выполненной процедуры.

А с какими вы сталкивались трудностями при балансировке колес?

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Изучение дисбаланса колес, его последствий. Устройство и принцип работы балансировочных стендов



Балансировка колес — этопроцедура добавления на внутреннюю и внешнюю часть обода грузиков либо введение внутрь покрышки специальных гранул, которые, притягиваясь к поверхности шины, уравновешивают дисбаланс.

«Балансировочный станок предназначен для определения степени и места динамической или статической неуравновешенности всевозможных вращающихся частей автомобиля — валов, турбин, роторов электродвигателей, шкивов и колес. В таком оборудовании балансируемое изделие устанавливается на опоры, являющиеся основой балансировочного станка. Балансировочный станок комплектуется приводами для вращения балансируемого изделия, а также измерительным оборудованием, состоящим из визуальных приборов.

Конструктивно балансировочные станки можно разделить на две группы:

  1. Станки с податливыми опорами, в которых приборы фиксируют фазу и амплитуду колебаний самих опор, вызванных вращением неуравновешенного балансируемого изделия.
  2. Станки с жесткими опорами, в которых приборы фиксируют фазу и силу давления ротора.

Балансировочный станок, предназначенный для статической и динамической балансировки по расположению осей вращения, может быть двух типов:

‒ с вертикальной осью вращения;

‒ с горизонтальной осью вращения.

Станок для балансировки, оснащается моторизованным приводом, позволяющим, в отличие от ручного вращения, произвести более точные замеры». [1]

Схема действия неуравновешенных сил при статическом идинамическом дисбалансе колес

Disbalans-koles

Рис. 1. Виды дисбалансов колёс

Статический дисбаланс колеса характеризует отклонение центральной оси инерции — оси вращения: на самом деле, они параллельны, но не идентичны. Несбалансированная масса образует крутящий момент происходят колебания (маятниковые) Для решения этой проблемы требуется статическая балансировка — установка специальных грузиков на диаметрально противоположной стороне колеса.

Динамический неуравновешенность возникает из-за дисбаланса ширины колеса. Такой дисбаланс возможно выявить путем осмотра колеса при его вращении. Появляется центробежная сила, направленная в разные стороны, формирующие пару с моментом кручения. При динамической балансировке, монтируют уравновешивающие грузики на поверхности и внутри колеса.

tablica-GOST-gruzy

Рис. 2. Предельно допустимые биение шины и масса компенсирующих грузов

Виды балансировочных стендов:

Стенды для грузовых автомобилей

балансировка колёс грузовых автомобилей выполняется в специализированных стендах. Такие стенды позволяет более точно распознать балансировку колеса. При успешной балансировке увеличивается срок службы автомобиля: уменьшение вибраций на корпус, ступицу и ходовую часть автомобиля, повышение плавности езды, увеличение срока службы работы шин.

Балансировочный стенд для грузовых автомобилей в отличии от обыкновенного стенда оснащен более усиленным каркасом. «Запуск двигателя стенда осуществляется при помощи кожуха, а измерение размера диска для задания программы при помощи специальной линейки. Кроме того, большинство балансировочных станков для грузовых автомобилей оснащены брызгозащитным кожухом, который позволяет обезопасить работу на стенде».

C:\Users\user\Desktop\1000265945.jpg

Рис. 3. Балансировочный стенд Flying BL656

Стенды для легковых автомобилейпозволяет определить качество вращения колеса легкового автомобиля. Вращение колеса должно быть без изменений в оси X и Y, центробежная сила не должна направляться в части автомобиля. При нарушении балансировки автомобиля (дисбаланс может возникать при резких физических нагрузках: яма, кочки и т.д.) так же, как и в грузовых автомобилях будет происходить различные вибрации кузова, физические нагрузки на подвеску автомобиля и уменьшение срока службы работы шин.

Станок для балансировки колес

Рис. 4. Балансировочный стенд Hofmann Geodyna 4800 L

«Дополнительное оборудование для балансировки — включает в себя центрирующие конусы различных диаметров, благодаря которым на стенд возможно закрепить практически все виды колес любых производителей. Как правило, для балансировки колес мотоцикла выпускаются отдельные стенды. Однако при использовании специального фиксатора можно производить балансировку мотоциклетных колес BMW, Aprilia, Honda, Harley, Ducati практически на всех видах балансировочного оборудования. Также среди дополнительного оборудования можно встретить специальные установочные линейки. При помощи установочных линеек можно с большой точностью установить балансировочный груз.

Также в дополнительные аксессуары для балансировки входят валы различного размера, комплекты центровки для вала, щупы измерительные. Все они помогут сделать работу с балансировочным стендом более удобной, быстрой и избавят от таких моментов, когда приходиться создавать приспособления самостоятельно для удобной работы. Комплект конусов для дисков поможет точно и качественно работать со стендом. Как правило, комплекты различаются по размеру. Также автомастера используют универсальные планшайбы, комплекты для балансировки колес грузовиков, протекторы». [2]

Расходные материалы для балансировки — инструменты, которые позволяют уменьшить время, затрачиваемое на балансировку колёс

Грузики считаются обязательным материалом для балансировки. С помощью грузиков можно легко устранить дисбаланс. Грузики при вращении колеса принимают на себя центробежную силу, благодаря чему колесо начинает вращаться правильно

«Грузы различают по массе в граммах. То есть, к каждому балансировочному стенду нужно иметь набор расходных материалов — грузиков различного размера, в граммах. Как правило, самая быстрая балансировка колеса происходит быстро путем прикрепления грузика к колесу. Балансировочный станок после проверки выдает, куда и какой массы нужно прикрепить грузик.

Грузики бывают набивные и клеевые». [3]

Принцип измерения дисбаланса на стенде.

Чтобы выполнить измерение необходимо использовать специальный балансировочный станок, который должен иметь конус крепления, который будет выравнивать положение колеса по оси вращения. Далее необходимо раскрутить колесо, перемещая расходные инструменты (грузики) на диске.

Современный стенд для диагностики ибалансировки колес

«Более точная балансировка производится с помощью электронного станка, в которую вносятся параметры колеса. Стенд автоматически измеряет равновесие в различных положениях колеса и выдаёт на экран места для установки балансировочных грузов и их вес. Грузы для балансировки изготавливаются из свинца и имеют различные виды. Они могут быть набивными или клеящимися. Универсальные клеящиеся балансиры устанавливаются на внутреннюю поверхность диска и не нарушают эстетику внешнего его вида». [3]

балансировочные грузики на клейкой ленте

Рис. 5. Самоклеящиеся балансировочные грузики

Перед началом работы со станком необходимо его настроить, выполнить визуальный осмотр колеса, очистку от пыли и грязи, удаление старых грузов, подобрать размер конуса для колеса, таким образом, чтобы не было смещений колеса при балансировке.

Причины нарушения баланса

  1. износ покрышки колеса
  2. установленные балансировочные грузила могут отлететь;
  3. деформации диска

Периодичность балансировки

Балансировку выполняют после установки резины на диск колеса, после установки резины на диск; при возникновении сильной физической нагрузки на колесе сезонная замена шин (летние и зимние) каждые 15 тыс. км.

Литература:

  1. https://www.farlam.ru/e-store/balansirovka/ // farlam. URL: (дата обращения: 16.11.2016).
  2. http://wmeste.su/balansirovka-koles-prichinyi-disbalansa/ // wmeste.su. URL: (дата обращения: 16.11.2016).
  3. http://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/chto-nuzhno-znat-o-balansirovke-koles/ // avtomotoprof.ruURL: (дата обращения: 16.11.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): балансировочный станок, балансировочный стенд, стенд, колесо, балансировка, центробежная сила, динамическая балансировка, дополнительное оборудование, различный размер, BMW.

для чего она нужна и как правильно её сделать?


С тем, что существует такая необходимая процедура, как балансировка колёс, вряд ли кто-то будет спорить.

Практически наверняка каждый автомобилист ощущал неприятные подёргивания на руле в такт вращению колёс автомобиля, когда они не были отбалансированы.

Из этой статьи вы узнаете:

 В то же время, не каждый механик знает все нюансы балансировки, не говоря уже об обычных автолюбителях. Какие основные моменты необходимо знать об этой процедуре?


Для чего нужна балансировка колес?

Балансировка необходима всем колёсам, которые используются на автомобиле. Она обеспечивает предсказуемое поведение машины при движении, должный уровень комфорта, а также равномерный износ шин.

Если данную процедуру не делать, то серьезно возрастает нагрузка на подвеску и рулевое управление — по ходу движения могут появляться неприятные вибрации (которые увеличиваются с ростом скорости) и биения рулевого колеса, а протектор будет стираться неравномерно, из-за чего покрышка выйдет из строя гораздо быстрее.

Таким образом, основная задача балансировки заключается в равномерном распределении массы колеса.

Вопреки расхожему мнению, что балансировка необходима только передним ведущим и рулевым колёсам, необходимо сказать, что задние колёса нуждаются в балансировке не меньше передних. Ведь, если водитель не ощущает вибраций и биения от задних колёс – это не значит, что они не разрушают заднюю подвеску и не портят задние покрышки.


Как производится балансировка?

Балансировка колёс бывает нескольких видов – динамическая, статическая, финишная и автоматическая.


Динамическая балансировка

Та процедура, которую производят в большинстве шиномонтажных мастерских, называется динамической балансировкой. Сотрудники мастерской устраняют динамический дисбаланс колеса − неравномерное распределение его массы по ширине («боковое» биение).  Стоит отметить так же, что чем шире колёсный диск – тем больше шансов получить динамический дисбаланс.

Этот дисбаланс определяется при вращении на особом балансировочном станке, который способен автоматически вычислять места, где необходимо установить грузики при помощи компьютера − в него заносятся масса, размеры и конфигурация колеса.

Если колесо разбалансировано — мастерами крепятся с обеих сторон колесного диска компенсирующие грузики на определенных участках, благодаря чему пропадает неравномерность распределения массы и колесо вращается ровно.

Грузики бывают цинковые или свинцовые. Вес грузов колеблется от 5 до 100 грамм. Кроме того, существует два типа грузиков – набивные (на кронштейнах) и самоклеящиеся. В большинстве шиномонтажных мастерских штампованные диски балансируют  набивными грузиками, а литые – самоклеящимися.


Статическая балансировка

Статической балансировкой называется устранение «продольного» дисбаланса, если масса колеса рассредоточена по длине окружности неравномерно (на колесе присутствует «тяжёлое место»), такое возможно из-за брака производителя.

В случае такой разбалансировки участок покрышки оказывается тяжелее, чем все остальные и этот участок во время движения с силой «бьёт» по дороге. Из-за этого покрышка очень быстро выходит из строя именно в «тяжёлом» месте.

Статическая балансировка производится аналогично динамической балансировке — колесо также помещается на специальный станок и тот определяет участки дисбаланса на колесном диске. Устраняется дисбаланс также грузиками, крепящимися с противоположной стороны от «тяжелого» места.


Финишная балансировка

Операция по финишной балансировке весьма нужная, но проводят её крайне редко главным образом из-за её сложности и необходимости использования специального оборудования.

Финишная балансировка является своего рода заключительным этапом после двух других проделанных процедур и в какой то мере определяет, насколько грамотно были проведены статическая и динамическая балансировка.

Так же финишная балансировка определяет насколько точно установлено колесо на ступицу автомобиля. Из-за зазоров между болтами и стенками отверстий в колёсном диске колесо может быть установлено не точно по оси вращения ступицы, из-за чего во время движения автомобиля может появиться вибрация.

Для выполнения этой процедуры отбалансированное на станке колесо крепят на подвешенный автомобиль, а под ним устанавливается специальный балансировочный стенд. После − колесо раскручивается до оборотов, которые соответствуют 90 километрам в час и компьютер делает замеры − определяет участки дисбаланса.


Автоматическая балансировка

Автоматическая балансировка применяется преимущественно на грузовых автомобилях и автобусах. Заключается в том, что внутрь колеса засыпается специальный сыпучий материал – мелкие шарики или гранулы.

Под действием центробежной силы во время движения шарики распределяются по внутренней поверхности покрышки, заполняя собой всю поверхность, тем самым балансируя колесо собственным весом.

На легковых автомобилях такая балансировка не применяется по причине того, что невозможно точно рассчитать количество материала, который нужно засыпать, а так же потому, что из-за засыпанного внутрь материала заметно увеличивается вес колеса. Для мощного и тяжёлого грузового автомобиля это не имеет большого значения, а для легкового – имеет.


Что делать в случае невозможности балансировки колеса?

Невозможность установить правильный баланс колеса может быть вызвана рядом причин:

— Инородный предмет внутри колеса. Пример − между внутренней поверхностью шины и дисков попал какой-нибудь винтик. Решение проблемы − перебортирование колеса.

— Неровный колесный диск. Неидеальной геометрией, как правило, страдают штампованные колесные диски, особенно отечественного производства, в результате чего на стенде колесо начинает вибрировать. Решение проблемы − прокатка диска или его замены на другой.

— Некачественная покрышка. Слои резины могут быть нанесены неравномерно. Проблема решается заменой покрышки или точечной балансировкой всего колеса в сборе.

3.7.4 Статическая и динамическая балансировка вращающихся масс.

Деталь, правильно спроектированная с точки зрения уравновешенности, может оказаться неуравновешенной вслед­ствие неоднородности материала, неточности изготовления. Поэтому все быстровращающиеся детали подвергают опытно­му уравновешиванию на специальной машине. Такое опытное уравновешивание называется балансировкой. Она может быть статической и динамической.

Статическая балансировка выполняется на специальных призмах, расположенных параллельно, на которые помещается уравновешиваемая деталь или на пружинных весах (рис. 35).

В первом случае, когда центр масс смещен относитель­но оси, то деталь поворачивается пока центр масс не зай­мет самое низкое положение. Добавлением масс предва­рительное крепление с помощью (пластилина) или удалением масс (высверливание) добиваются безразличного равновесия детали на призмах при любом ее повороте.

Во втором случае, балансируемую деталь помещают в опорах пружинного .рычага и поворачивают. По размаху рычага на шкале судят о величине и месте неуравнове­шенности.

При тщательной балансировке можно добиться смеще­ния центра масс не менее 0,05 мм, Как правило, стати­ческой балансировке подвергаются детали плоские и вра­щающиеся с малыми угловыми скоростями.

Рис 3.34. Балансировка на призмах Рис 3.35. Балансировка на пружинных весах

Динамическая неуравновешенность проявляется толь­ко при движении детали, поэтому динамическая балансиров­ка выполняется только на движущейся детали.

Динамической балансировке подвергают детали боль­шой длины и сложной формы, имеющие большую угловую ско­рость вращения.

Балансируют на специальных балансировочных станках и машинах различных конструкций.

При вращении деталь раскачивает основание, на ко­тором закреплена, и по картине колебаний основания уста­навливают величину неуравновешенности.

Станки и машины оснащены реагирующими приборами и электроникой, по которой устанавливают величину неурав­новешенности.

В последнее время широкое распространение получи­ли машины, имеющие возможность балансировать деталь при ее вращении путем напыления или испарения металла с помощью лазера.

Эти машины в сотни раз сокращают время и повышают точность балансировки, существенно повышают производи­тельность труда и высвобождают людские резервы.

Лекция 14

План лекции.

3.7.5. Общие условия уравновешивания механизмов.

3.7.6. Уравновешивание шарнирного четырехзвенника.

3.8. Движение машины под действием заданных сил.

3.8.1. Режимы движения машины,

3.8.2. Характеристика внешних сил.

3.7.5. Общие условия уравновешивания механизмов.

Эту задачу рассмотрим на примере шарнирного четырехзвенного механизма.

При вращении ведущего звена общий центр масс механизма перемещается по замкнутому пути. Вследствие этого главный вектор и главный момент сил инерции периодически меняются по величине и направлению, возникающие при этом силы инерции передаются через стойку на фундамент, вызывая его быстрый износ, а в некоторых случаях могут привести к ава­рии.

Задача уравновешивания механизма сводится к уравновеши­ванию сил инерции его подвижных звеньев, т.е. к выполнению условий.

=0, =0.

(3.33)

В сложной машине, если эти условия выполняются для каждого из механизмов, то они выполняются и для машины в целом. Поэтому для уравновешивания машин достаточно обе­спечить уравновешивание сил инерции каждого из её механиз­мов.

Для механизмов с нелинейной функцией положения (рычажных, кулачковых) тождественное выполнение условий (3.33) оказывается в большинстве случаев невозможным. При урав­новешивании таких механизмов обычно ограничиваются выпол­нением только первого условия. Такое уравновешивание назы­вается статическим. Естественно, что такое частичное вы­полнение условий уравновешивания далеко не всегда оказы­вается эффективным. Силы, действующие на стойку, приво­дятся в этом случае к главному моменту, который может вызывать интенсивные угловые колебания машины.

Рассмотрим, какими способами можно обеспечить обра­щение в нуль главного вектора сил инерции механизма. Как известно из кинетостатики

= ,

(3.34)

Где ms — суммарная масса всех звеньев;

as— ускорение центра масс системы.

Для выполнения условия =0, необходимо, чтобы as=0, T.K. ms0.

Таким образом, при неизменном положении общего центра масс механизм будет статически уравновешен.

Теория балансировки автомобильных колес | Шины и диски

Неуравновешенность (дисбаланс) колес по значимости влияния на ресурс шин занимает специфическую позицию. В связи с достаточно жесткими современными требованиями к однородности распределения масс шины по ее радиусу явление дисбаланса мало проявляется в первоначальный период эксплуатации автомобиля и не требует такого контроля, как, например, внутреннее давление в шинах и угол схождения колес. Однако в дальнейшем при наличии факторов, вызывающих дисбаланс колес, ресурс шин может быть снижен в 1,2—1,4 раза.

Устранение в процессе эксплуатации дисбаланса колес улучшает плавность хода, безопасность движения, легкость управления автомобилем; долговечность подвески возрастает в 1,5 раза. По этим причинам балансировку колес рекомендуется проводить через каждые 10… 15 тыс. км пробега. Кроме того, балансировку колес выполняют независимо от пробега после проведения демонтажных работ по замене шин, камер, дисков колес или их ремонта.

Различают статический и динамический дисбаланс колеса. Колесо считается уравновешенным, если его ось вращения 0—0 совпадает с осью инерции 0’—0′.

Под статической понимается такая неуравновешенность, при которой действительная ось инерции 0’—0′ колеса параллельна оси его вращения 0—0, но не совпадает с ней (рис. а). В этом случае неуравновешенная масса мн уравновешивается одной массой Цz, расположенной в плоскости, перпендикулярной оси вращения, с диаметрально противоположной стороны колеса. Центр тяжести IXZ колеса лежит в этой плоскости. Неуравновешенная масса при вращении колеса создает центробежную силу Рц, которая возрастает пропорционально квадрату скорости вращения. В результате балансировки с противоположной стороны колеса уравновешивающей массой Му создается равная ей по величине уравновешивающая сила Ру.

Схема статического и динамического дисбалансов колес

Рис. Схема статического (а) и динамического (б) дисбалансов колес

Динамический дисбаланс характеризуется неравномерностью распределения массы колеса относительно вертикальной плоскости его разреза по ширине, которые создают неуравновешенный момент Мн от действия центробежных сил Рц на плече, равном ширине колеса (рис. б). При этом ось инерции 0’—0′ динамически неуравновешенного колеса проходит через центр тяжести, но составляет некоторый угол а с его осью вращения 0—0. Для динамической уравновешенности колеса в плоскости действия момента на закраинах колеса по обе стороны необходимо установить две уравновешивающие массы Му для создания уравновешивающего момента, равного по абсолютной величине Мн, но противоположного знака.

Влияние дисбаланса значительно увеличивается со скоростью движения, так как в процессе качения колеса неуравновешенная масса мн создает центробежную силу Рц, пропорциональную квадрату частоты вращения:

Рц = mH*n^2*R = mH*V^2/R

,где R — расстояние от оси вращения центра тяжести колеса до неуравновешенной массы мн; n — частота вращения колеса; V — окружная скорость центра тяжести массы мн.

В соответствии с ГОСТ 4754—97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия» требуется, чтобы у правильно собранных колес легковых автомобилей динамический дисбаланс в каждой плоскости балансирования устранялся установкой балансировочных грузиков, максимальная масса которых не превышает: для диагональных шин с посадочным диаметром 13 дюймов — 80 г, для радиальных — 60 г, а для шин с посадочным диаметром 14 дюймов — 100 и 70 г соответственно.

Для грузовых шин статический дисбаланс не должен превышать 0,5 %, а для цельнометаллокордных шин — не более 0,35 % от произведения массы шины на свободный радиус качения (ГОСТ 5513 — 97 «Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия»).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о