Dot 4: Сравнительный тест тормозных жидкостей DOT 4 — рейтинг жидкости для тормозной системы автомобиля — журнал За рулем

Различия тормозных жидкостей DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 и прочих
Тема интересная, и её следует разобрать подробно, поэтому начнём с самого начала.

Сокращение DOT обозначает United States Department of Transportation. Именно Департамент транспорта США, ввёл впервые классификацию тормозных жидкостей для транспорта. В своём документе FMVSS №116 они разбили жидкости на классы и установили минимальные требования к тормозным жидкостям. Поскольку документ получился удобным, то эти классы быстро подхватили производители жидкостей и другие сертификационные органы по всему миру.

Американцы обозначили классы тормозных жидкостей, как DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1, однако встречаются ещё маркировки DOT 4.5 и DOT 4+, но ни та, другая маркировка не классифицируется американским стандартом. Кстати, тормозные жидкости DOT 5.1 не имеют ничего общего с DOT 5, поэтому почему их промаркировали именно так, известно только американцам.

1ba1b2es-1920.jpg

Состав: в качестве основы, во всех тормозных жидкостях кроме DOT 5, используется полиэтиленгликоль в сочетании с полиэфирами борной кислоты, а для DOT 5 в качестве основы применяется силикон.

Тормозные жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 имеют одну основу и могут взаимозаменять друг друга без каких либо проблем, по крайней мере в пределах одного производителя.

Иногда производители маркируют тормозные жидкости значком «ABS», отмечая тем самым, что эта жидкость совместима с этой системой. Но сейчас это уже не так актуально, как раньше, так как почти все жидкости поддерживают работу систем ABS, ESP и прочих. На сегодняшний день подавляющее большинство автомобилей имеют систему АБС уже в базовой комплектации. Но всё же, перед тем, как залить тут или иную жидкости, советую прочитать аннотацию, что она поддерживает работу систем АБС и ЕСП.

Не стоит смешивать тормозные жидкости даже одного класса, если одна из них расчитана на работу АБС, а вторая нет, т.е. мешать например DOT 5.1 с DOT 5.1/ABS.

Дело в том, что жидкости рассчитаные на работу с системами АБС имеют определённый набор химических присадок для снижения аэрации внутри жидкости, предотвращая тем самым образование пузырьков воздуха в тормозной системе во время срабатывания АБС. Смешивание жидкостей с разным химическим составом недопустимо.

Силиконовая жидкость DOT 5 в свою очередь слабогигроскопична, но она имеет другую проблему — склонность к аэрации (образованию пузырьков воздуха внутри жидкости), вследствии того, что воздух легко растворяется а силиконовой тормозной жидкости, её запрещено использовать автомобилях, оснащённых системой ABS.

Смешивать DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1 c силиконовой жидкостью DOT 5 нельзя! Если так сделать, то в результате химической реакции между разными веществами, тормозная жидкость потеряет свои свойства, а полученная жидкость будет крайне агрессивной к резиновым уплотнителям и прочим элементам тормозной системы. Поэтому, если в тормозной системе использовалась силиконовая жидкость DOT 5, то она так и должна там использоваться. Аналогично, если в тормозной системе использовались жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 на гликолевой основе, то они не должны меняться на DOT 5. Плюс, в подобного рода переходах нет никакого смысла, и очистить полностью тормозную систему от той или иной жидкости попросту невозможно.

Температура кипения тормозных жидкостей

Самым основным показателем для тормозных жидкостей является температура их кипения. При этом надо понимать, что тормозные жидкости крайне гигроскопичны и с увеличением процентного содержания влаги, их температура кипения сильно падает. Зависимость можно увидеть на графиках изменения температуры кипения тормозных жидкостей ниже:

DOT_3_4_5_5.jpg

Хочу обратить внимание, что температура кипения тормозных жидкостей от разных производителей может быть выше указанных значений, так как то, что показано на графике является стандартом, ниже которого не должна падать температура кипения, иначе жидкость уже не будет соответствовать указанному стандарту DOT.

Как правило производители рекомендуют менять тормозную жидкость раз в 2-3 года. По опыту эксплуатации, тормозная жидкость не успевает за это время дойти до критических значений по содержанию влаги. Но для более точного понимания можно использовать тестеры, которые работают по принципу электропроводности жидкости и тем самым определяют процентное содержание влаги. Стоят эти штуки не дорого и продаются в любых автомобильных магазинах. По сути это обычный гигрометр.

900799934_w640_h640_gigrometr.jpg

Когда тормозные колодки останавливают автомобиль, они трутся об тормозной диск (он же ротор). В результате этого трения механическая энергия превращается в тепловую, а весь механизм нагревается, в том числе и тормозная жидкость. Если температура жидкости доходит до точки кипения, то в тормозной жидкости начинают образовываться пузырьки пара, то есть газы. А как известно, газы имеют свойство сжиматься, в отличии от жидкости. То есть, в системе будет происходить сжатие газа, а не передача усилия от педали тормоза на тормозные колодки. Это приводит к тому, что эффективность работы тормозов резко падает, иногда практически до нулевого эффекта. Никогда нельзя доводить тормозную жидкость до состояния кипения и важно всегда следить за процентным содержанием влаги в системе. Это ваша безопасность!

Выводы

В качестве заключения нужно отметить, что для гражданского использования автомобилям достаточно использования тормозной жидкости DOT 4, которая входит в заводскую комплектацию новых авто. Весь концерн VAG использует одну и ту же жидкость с оригинальной маркировкой:

VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M3 — 1 литр
VAG DOT 4 (VW 501.14) — каталожный номер B 000 750 M1 — 0,25 литра

DSC_0974_big.jpg

Оригинальная тормозная жидкость VAG DOT 4 (допуск VW 501.14) предназначена для применения в гидравлических тормозных системах современных автомобилей Фольксваген, производитель которых рекомендует использовать жидкости, соответствующие допуску VW 501.14

. Данное средство гарантирует стабильную работу тормозной системы даже в условиях больших физических и термальных нагрузок. Сохраняет свои свойства на протяжении всего эксплуатационного срока.

Особенности тормозной жидкости ВАГ ДОТ 4 (501.14):

  • Минимальное воздействие на резиновые составляющие тормозной системы;
  • Превосходные антикоррозийные и противоизносные свойства;
  • Стабильная защита всех узлов и механизмов во всех диапазонах эксплуатации;
  • Высокая устойчивость к термальным перепадам и окислению;
  • Продление служебного срока тормозной системы.

Поэтому, для исключения проблем со смешиванием тормозных жидкостей, следует использовать заводское решение, которое испоьзую все дилеры концерна VAG.

какая лучше? Производители ДОТ 4

&nbsp

Самая распространенная на сегодняшний день тормозная жидкость — DOT 4. Тормозная система является важной для безопасности водителя. Задача тормозов состоит именно в том, чтобы избежать столкновения. Надежная работа тормозной системы зависит от многих факторов, в том числе от качественной и правильно подобранной тормозной жидкости.

Как всегда, первыми классификацией озадачились американцы, а конкретно Министерство транспорта (Department of Transportation), первые буквы этих трех слов образовали аббревиатуру DOT.

тормозная жидкость DOT 4

В Советском Союзе не стали придумывать свое название, просто записали это обозначение кириллицей ДОТ.

Именно DOT определяет, какими должны быть оптимальные показатели базовых характеристик тормозных жидкостей.

Технические характеристики

Основными характеристиками ТЖ по системе DOT являются:

Температура закипания

Для dot 4 этот показатель равен 230ºC для «сухой» жидкости и 155ºC для «влажной».

Дело в том, что средство для тормозов имеет неприятное свойство накапливать в себе атмосферную влагу. Чем больше процент влаги тем ниже температура закипания. При содержании влаги всего 3,5 % температура закипания изменяется в полтора раза.

 

Критической температурой закипания считается 175 градусов, при таких показателях жидкость следует заменить. В спокойном режиме вождения тормозные диски и суппорта крайне редко нагреваются до 200ºC, однако в агрессивных условиях городского движения такие цифры вполне достижимы.

Вязкость

Этот параметр тоже имеет 2 показателя: по верхней – при 100ºC и нижней – при — 40ºC границам, и составляет, соответственно, не более 1,5 сСт и не менее 1800 сСт.

Слишком загустевшая тормозная жидкость вполне способна парализовать всю систему, слишком жидкая обязательно найдет, где просочиться наружу.

Эти два качества dot 4 можно считать основными, но есть еще и второстепенные:

Стабильность

Имеется в виду, что ТЖ не должна изменять свои химические и физические показатели во время срока использования. Главные причины, приводящие к таким изменениям – это постоянные перепады температур, накопление влаги, а также срок эксплуатации.

Важно! Срок беспроблемной работы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года, независимо от интенсивности использования.

Даже если все это время автомобиль простаивал, тормозная жидкость за указанный период все равно изменяет свойства, ее применение недопустимо.

Нейтральность

ТЖ не должна быть агрессивна по отношению к неметаллическим частям системы.

Защита

Цилиндры и поршни тормозов подвержены постепенному разрушению и коррозии. Присадки, содержащиеся в dot 4, обеспечивают защиту этих поверхностей от возникновения задиров и очагов коррозии.

 

Отличие DOT 4 от DOT 3, 5 и 5.1

Основа тормозных жидкостей dot 3, dot 4 и dot 5.1 – полиэтиленгликоли и полиэфиры борной кислоты.

Исключением является dot 5, в которой используется силикон. Остальные жидкости различаются лишь комплектом присадок и их концентрацией.

На территории России в продаже могут встретиться тормозные жидкости с индексом 4+, или 4.5, от их покупки лучше воздержаться, поскольку в классификации DOT таких жидкостей попросту не существует.

DOT 3 применяется для устаревших автомобилей с полным комплектом барабанных тормозов, либо с задними барабанными тормозами. Она быстрее поглощает влагу, следовательно, быстрее снижается температура кипения. Еще один минус – агрессивное воздействие на резиновые, или окрашенные детали. Из очевидных плюсов – только низкая цена. Срок годности ДОТ 3 — 1,5 года.

DOT 5 имеет в своем составе силикон, что наделяет ее массой плюсов – низкая вязкость, высокая температура кипения, пониженная гигроскопичность (накапливание влаги) и щадящее отношение к неметаллическим частям тормозной системы.

ДОТ 5

Характеристики практически идеальные, но есть и минусы. Силикон не дает жидкости смешиваться с влагой, которая накапливается в цилиндрах, что может вызвать серьезные последствия при минусовых температурах. Помимо этого, ДОТ 5 легко насыщается воздухом, а это отражается на работе АБС. Поэтому тормозную жидкость ДОТ 5 запрещено применять в автомобилях с антиблокировочной системой. Минимальный срок службы ДОТ 5 – 4-5 лет.

DOT 5.1 – самая современная из тормозных жидкостей, идеальная почти по всем показателям, кроме одного: влагой она насыщается даже быстрее, чем ДОТ 3. Температура закипания снижается максимально быстро, меняются и другие параметры. Зато эта жидкость успешно применяется в тормозных системах болидов Формулы-1, где ее могут заменять после каждых соревнований. Срок службы DOT 5.1 – всего один год.

ДОТ 5.1

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что DOT 4, хотя и уступает по некоторым параметрам другим жидкостям, однако в целом, имеет оптимальные характеристики для подавляющего большинства современных автомобилей, благодаря своей универсальности.

Цвет у большинства ТЖ желтый, незначительно различающийся оттенками, в зависимости от производителя. Отличается лишь DOT 5, имеющая в своем составе силикон – ее окрашивают в розовый цвет. Делается это во избежание смешивания ее с жидкостями, основу которых составляет гликоль.

Как смешивать

Допускается, хотя и не приветствуется смешивание жидкостей.

Основное правило, как и у большинства автомобильных жидкостей: более высокий класс можно добавлять к более низкому, наоборот – нельзя.

DOT 5 категорически нельзя смешивать с другими жидкостями – у них разная основа.

Замена

Замена тормозной жидкости в современных авто – процесс, который лучше доверить специалистам в сервисе.

В старых машинах гаражные умельцы меняли «тормозуху» самостоятельно, благо, процесс был не особо сложный, требующий минимума инструментов и одного напарника. Особо продвинутые могли провернуть всю операцию в одиночку. Следовало откачать старую жидкость из бачка, снять шланги со штуцеров тормозных цилиндров, слить жидкость, пролить шланги новой жидкостью. После этого осуществить прокачку DOT 4 через систему, избавляясь от излишков воздуха, закрутить штуцеры и долить жидкость в бачок. Выглядит все просто, но надо знать, что в современных машинах тормозная жидкость, помимо своего основного назначения, также оказывает влияние на работу АБС, а также системы стабилизации автомобиля.

Неполадки в любой из систем не приведут ни к чему хорошему. Учитывая невысокую стоимость смены жидкости в сервисе, имеет смысл обратиться туда. Да и времени это займет немного, поэтому лучше обойтись без самодеятельности.

Производители

Качество тормозной жидкости гарантируют заслуженные производители, такие как Castrol, Mobil, Liqui Moly, Total.

ДОТ 4 от Лукойл

Стоимость именитых марок, конечно, выше, однако экономить на безопасности точно не стоит. Из российских марок, по результатам многих тестов, рекомендуют продукцию Обнинского завода, а также компании Тосол-Синтез-Инвест с их брендом РосДОТ.

Подобрать тормозную жидкость для замены всегда помогут в сервисе, однако и в мануале марка жидкости всегда указана. Если следовать инструкциям производителя автомобиля и своевременно менять жидкость, то тормоза будут выполнять свою работу предсказуемо и качественно.

ДОТ 4 от Лукойл ДОТ 4 от Лукойл

 

Лучшая тормозная жидкость 2020 года: рейтинг DOT4, DOT3, DOT5

На рынке предоставлено много вариантов тормозных жидкостей. Каждый водитель знает, что важно найти хороший продукт в зависимости от марки автомобиля и условий его эксплуатации. Если неправильно выбрать тормозную жидкость, то есть опасность заедания тормозов. К тому же накапливающаяся влага приводит к порче деталей и выхода из строя всей тормозной системы. Рейтинг тормозных жидкостей по мнению опытных водителей автомобилей, поможет сделать правильный выбор.

DOT 4

Nissan DOT 4 1 л

Плюсы

  • Низкая цена
  • Оригинал
  • Объема хватает на полную замену тормозной жидкости
  • Педаль тормоза сразу становится заметно чувствительнее
  • Подходит для регулярного ТО

Минусы

  • Не обнаружены

Лучшая тормозная жидкость DOT 4, подходит для автомобилей марки Nissan. Продукт имеет повышенные эксплуатационные характеристики и точку кипения 450. Длительный срок службы жидкости достигается малой гигроскопичностью, она отвечает всем требованиям, подходит для ТО.

LIQUI MOLY Bremsenflussigkeit DOT 4 1 л

Плюсы

  • Цена и качество
  • Известная марка
  • Хороший объём 1 л
  • Производство только в Германии
  • Есть пломба под крышкой

Минусы

  • Не самый дешевый бренд

LIQUI MOLY Bremsenflussigkeit DOT 4 известного немецкого производителя вошла в рейтинг тормозной жидкости дот 4, предназначена для гидравлических тормозов и сцепления. Синтетическая жидкость является полноценной заменой продуктов класса DOT-3. Она содержит ингибиторы коррозии, антиоксиданты. Качество обусловлено обеспечением прокачки по системе торможения, быстродействием антиблокировочных тормозных систем и систем стабилизации давления. Преимуществами продукта является: высокая точка кипения, защита от образования паровых пробок, свойства вязкости, совместимость с эластомерами.

DOT 3

Bosch DOT 3 Brake Fluid 0.25 л

Плюсы

  • Качество
  • Точка кипения высока
  • Долго не нужно заливать

Тормозная жидкость характеризуется высокими показателями качества, обеспечивает хорошую работу системы торможения, антикоррозийные свойства. Продукт Bosch DOT 3 Brake Fluid можно использовать круглый год, в мороз она сохраняет свою текучесть, не замерзает, температура кипения высокая до 205 градусов. Необходимость замены – до двух лет.

Comma DOT3 (BF1L) 1л

Плюсы

  • Удобная фасовка
  • Высокая температура кипения
  • Защищает от коррозии
  • Предотвращает паровые пробки
  • Соответствует международным стандартам качества

Минусы

  • Цена выше средней
  • Не везде можно купить

Синтетическая тормозная жидкость для автомобилей, произведенных до 80-х годов. Comma DOT3 используется для гидроусилителей сцепления, имеет высокую температуру кипения до 250 градусов, предотвращает механические детали от коррозии. Продукт соответствует международным стандартам качества.

DOT 5.1

Neste Pro Brake Fluid 0.5 л

Плюсы

  • Хорошо прокачивается
  • Хорошие температурные показатели
  • Хорошая текучесть
  • Относительно недорого для 5.1

Тормозная жидкость нового поколения, подходит как для новых, так и старых моделей автомобилей. Преимущества продукта Neste Pro Brake Fluid: выдерживает высокие температуры, защищает детали от ржавчины. Жидкость совместима с материалами прокладок, которые используются в системах торможения, работает с автомобилями с автоматическими функциями торможения. Она применяется в гидравлических тормозах, дисковых тормозах и жидкостных приводах, также для систем ABS.

TOYOTA DOT 5.1 08823-80004 1 л

DOT 4 LV

RAVENOL   DOT 4   LV — тормозная  жидкость  (для  тормозных  систем  и  сцепления),  которая соответствует  последнему  стандарту  ISO  4925  Class  6  и  превосходит  его.  Специальная  формула RAVENOL  DOT  4  LV обеспечивает  соответствие  жидкости  международным  спецификациям  US FMVSS 116 DOT 3, DOT 4, SAE J 1703, SAE J 1704 и ISO 4925 (классы 3 и 4). RAVENOL DOT 4 LV благодаря низкой вязкости (максимум 750 сСт при -40°C), применяется даже при экстремально низких температурах и особенно рекомендуется к использованию к гидравлических тормозных системах и сцеплениях транспортных средств, оснащенных системами управления ESP и ABS (Electronic Stability Program). Благодаря превосходным свойствам RAVENOL DOT 4 LV даже при низких температурах потенциал  безопасности  механизмов  повышается. RAVENOL  DOT  4  LV отлично  смешивается  с другими тормозными жидкостями, которые соответствуют вышеуказанным спецификациям.

RAVENOL DOT 4 LV применяется для всех транспортных средств, где требуется применение тормозной жидкости по спецификации ISO 4925 Класс 6. Подходит для гидравлических тормозов и систем сцепления, рекомендуемых для автомобилей, оснащенных современными системами управления ESP и ABS (Electronic Stability Program).Рекомендуется также для использования в гидравлических тормозах и системах сцепления всех легковых автомобилей, коммерческих транспортных средств и мотоциклов, для которых указано применение жидкости такого типа на основе не минеральных масел. RAVENOL DOT 4 LV смешивается со всеми известными тормозными жидкостями такой же спецификации. Для получения полных эксплуатационных преимуществ RAVENOL DOT 4 LV  всегда рекомендуется полностью заменить тормозную жидкость. Не допускается смешивание тормозной жидкости RAVENOL DOT 4 LV с жидкостями для тормозных систем на минеральной основе, например для Citroen.

ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ ЗАМЕНЕТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ !ХРАНИТЕ ТОРМОЗНУЮ ЖИДКОСТЬ В ЧИСТОМ И СУХОМ МЕСТЕ. Попадание загрязнений, воды, нефтепродуктов или других материалов может привести к поломке тормозной системы или ее дорогостоящему ремонту. ХРАНИТЕ ТОРМОЗНУЮ ЖИДКОСТЬ ТОЛЬКО В ПЛОТНО ЗАКРЫТОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ УПАКОВКЕ, ЧТОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ АДСОРБЦИЮ ВОДЫ. ВНИМАНИЕ! НЕ ЗАПРАВЛЯЙТЕ ФЛАКОН И НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ЕГО ДЛЯ ДРУГИХ ЖИДКОСТЕЙ. Утилизируйте использованную тормозную жидкость в соответствии с требованиями предписаний (ЕС 160113). Попадание тормозной жидкости может привести к повреждению лакокрасочного покрытия — при пролитии жидкости немедленно смыть большим количеством воды

характеристики, отличия и совместимость классов ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1

Тормозные жидкости для автомобиля: виды, свойства, маркировка

Тормозная жидкость не относится к разряду главных тем, обсуждаемых в сообществах автолюбителей. Согласно регламента обслуживания автомобиля менять её положено раз в 2 года (реже раз в год). Казалось бы, что здесь может быть важного и интересного? Ответ достаточно прост – тормозная жидкость не должна приводить к отказу тормозной системы, ни при каких обстоятельствах.

А предпосылок для отказа при использовании некачественных или не соответствующих рекомендациям производителя жидкостей, либо нарушениях регламента и операций технического обслуживания, достаточно много.

В конце статьи смотрите видео, на котором простым языком объясняются отличия и совместимость тормозных жидкостей ДОТ 3, ДОТ 4, ДОТ 5 и ДОТ 5.1, а также даются рекомендации по выбору, смешиванию и доливке.

Также на этой странице вы найдёте сравнительные характеристики различных классов тормозных жидкостей и таблицу испытаний жидкостей ДОТ 4 разных производителей.

Назначение и свойства тормозных жидкостей

свойства тормозных жидкостей

Назначение тормозной жидкости очевидно – обеспечивать безынерционную (практически мгновенную) передачу усилия с педали тормоза на тормозные механизмы. При этом используется одно из основных качеств жидкости, при нормальных условиях окружающей среды: несжимаемость.

Однако условия эксплуатации часто далеки от нормальных: интенсивное торможение в горной местности или при агрессивной манере езды вызывают перегрев и закипание тормозной жидкости, появление в ней пузырьков газа. Газообразные включения ухудшают несжимаемость, приводят к «проваливанию» педали тормоза и фактическому отказу в работе тормозной системы. Таким образом, температура закипания – пожалуй, важнейшая характеристика тормозной жидкости: чем она выше, тем лучше сохраняются рабочие функции жидкости.

Непосредственное влияние на температуру закипания оказывает наличие в тормозной жидкости влаги, соответственно ещё одним важным свойством является гигроскопичность. Дело том, что тормозная жидкость периодически подвергается в процессе эксплуатации тепловым циклам нагревания и охлаждения, и впитывает в течение этих циклов атмосферную влагу. А это, в свою очередь, снижает температуру кипения и ухудшает её функциональные свойства.

Именно из-за гигроскопичности появились просторечные понятия «сухая» и «увлажнённая» тормозная жидкость, широко используемые в автомобильном сообществе.

Насколько сильно меняются свойства «сухой» жидкости от содержания в ней влаги в процентном отношении? Из графика изменения температуры кипения для различных типов тормозной жидкости (смотрите на рисунке выше) видно, что 3,5% содержания воды уменьшает температуру кипения почти в полтора раза

Вязкость – важная техническая характеристика, которая имеет особое значение для тормозной жидкости при эксплуатации в условиях низких температур: загустевание может привести к ухудшению и даже отказу работы тормозной системы, а слишком текучая жидкость – к образованию течей при повышении рабочей температуры.

Принято (стандарт американского общества инженеров SAE) измерять этот показатель при температурах +100 оС и –40 оС. Контрольные цифры порогового значения вязкости для широко применяемых тормозных жидкостей следующие:

  • при низких температурах – не менее 1800 сСт,
  • при высоких – не более 1,5 сСт.

Как и другие технические жидкости, тормозная влияет на образование очагов коррозии на соприкасающихся металлических поверхностях. Корродирующие внутренние рабочие поверхности тормозных цилиндров затрудняют перемещение поршней, приводят к перепуску рабочей жидкости (следствие – всё то же «проваливание» педали тормоза), способствуют образованию течей в уплотнениях.

Хорошая тормозная жидкость должна иметь высокие антикоррозионные свойства. Для предотвращения коррозии в неё добавляют ингибиторы – вещества, резко замедляющие нежелательный процесс. Насколько эффективно работают ингибиторы, оценивают выдерживанием в «увлажнённой» до 3,5% жидкости образцов металлов тормозной системы в течение 120 часов при температуре 100 оС.

Воздействие на резину (материал уплотнений) также является важным свойством тормозной жидкости. Плохая совместимость с резиновыми уплотнителями может приводить как к набуханию манжет, так и их усадке. В первом случае возрастает риск разрушения уплотнений поршнем, а во втором образования течей.

Количественно эта характеристика оценивается на основании испытаний: выдерживании манжет в тормозной жидкости при температурах +70 оС и +100 оС, и последующих замерах физико-механических свойств образцов испытаний.

Работа тормозных, как и всяких других гидравлических цилиндров, предъявляет определённые требования к смазывающим свойствам рабочей жидкости. Прежде всего, это относится к показателям износостойкости поверхностей самих цилиндров, поршней и уплотнений. Смазывающие свойства оценивают на основании результатов стендовых испытаний, имитирующих работу тормозных цилиндров в тяжелых условиях эксплуатации.

Стабильность сохранения физико-химических характеристик в рабочем диапазоне температур ещё одно немаловажное свойство тормозной жидкости. А диапазон этот достаточно широк – от минус 50 до плюс 150 оС, и внутри него необходимо обеспечить стойкость жидкости к окислению, образованию осадков и отложений, нарушающих однородность структуры.

Классификация и состав тормозных жидкостей


Класс тормозных жидкостей
Требования по стандарту FMVSS №116 «Тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения, оС Кинематическая вязкость, мм2 Цвет
«сухой» тормозной жидкости «увлажненной» жидкости (воды 3,5%) «увлажненной» при температуре 100оС при температуре -40оС
ДОТ 3 205 не менее 140 не менее 1,5 не более 1500 не менее от светло-желтого
до светло-коричневого
ДОТ 4 230 не менее 155 не менее 1,5 не более 180 не менее
ДОТ 5.1 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее
ДОТ 5 260 не менее 180 не менее 1,5 не более 900 не менее темно-красный

Многообразие выпускаемых тормозных жидкостей в международной практике принято классифицировать по DOT (российское наименование ДОТ) – системе требований к их физико-химическим свойствам. Система была разработана американским институтом – департаментом транспорта США (Department of Transportation – отсюда и название системы) – и получила широкое международное признание.

Тормозные жидкости разделяют на четыре основных класса по ДОТ: 2,3,4 и 5.1. В классе 5.1 дополнительно выделяется ДОТ 5.1/АБС для автомобилей, оборудованных антиблокировочной системой тормозов.

В России иногда встречаются упаковки с маркировкой ДОТ 4+ или ДОТ 4.5, но к общепринятой системе классификации такая маркировка отношения не имеет.

Химический состав основы у жидкостей класса 3, 4 и 5.1 практически одинаковый – это гликоли (двухатомные спирты) и полиэфиры. Различия – в добавлении присадок. Поэтому, если нет возможности заменить тормозную жидкость в системе целиком, то при необходимости допускается добавление одного класса в другой.

Смешивание тормозных жидкостей выполняется при соблюдении правила: жидкость более высокого класса добавляют в жидкость более низкого (но ни в коем случае не наоборот).

У жидкостей класса ДОТ 5 и ДОТ 5.1/АБС в качестве основы используется силикон с добавлением гликолей, поэтому их смешивать с жидкостями других классов недопустимо.

Отличительные особенности основных классов тормозных жидкостей:

ДОТ 3

Состав определяется простыми соединениями гликолей и поэтому – невысокой себестоимостью производства, соответственно и недорогой розничной ценой.

  • Главный недостаток – высокая гигроскопичность и, как следствие, быстрое снижение температуры кипения.
  • Срок службы такой жидкости не более 1,5 лет.
  • Область использования – автомобили с барабанными тормозами, либо передними дисковыми, задними барабанными.

ДОТ 4

В состав помимо гликолей включена борная кислота. За счет этого повышается сопротивляемость жидкости впитыванию атмосферной влаги и увеличивается, таким образом, срок службы.

  • У класса ДОТ 4 самая высокая вязкость среди других классов.
  • Этот класс самый популярный у автолюбителей и используется в основном на автомобилях с дисковыми (передними и задними) тормозами.
  • Средний срок службы тормозной жидкости ДОТ 4 составляет 2 года.

ДОТ 5.1

По составу похож с жидкостями класса ДОТ 4, но за счет присадок имеет самую высокую температуру кипения и самую низкую вязкость среди всех классов.

  • Однако эти достоинства являются причиной главного недостатка: высокой гигроскопичности, соответственно пониженного срока службы (не более года).
  • Жидкость разрабатывалась для спортивных автомобилей, в которых функциональные свойства гораздо важнее показателей долговечности.

ДОТ 5

Тормозная жидкость ДОТ 5 имеет смешанный состав: гликоли и силикон.

  • Достоинства (помимо низкой вязкости и высокой температуры кипения) – низкая гигроскопичность и нейтральность к материалам тормозной системы. В этом смысле жидкость имеет практически идеальные характеристики и служит 4 – 5 лет.
  • Единственный серьёзный недостаток – не абсорбируемая жидкостью влага накапливается в тормозных цилиндрах и при низких температурах серьезно осложняет их работу.
  • Кроме того такой состав характеризуется повышенной аэрацией (насыщением воздуха) и по этой причине запрещен к использованию в автомобилях с АБС.

ДОТ 5.1/АБС

Также имеет в основе гликоли и силикон, но бо́льшую гигроскопичность, чем ДОТ 5. За счёт этого снижается срок службы (до 2 лет), но удаётся (с учетом влияния присадок) избавиться от повышенного насыщения жидкости воздухом.

Тормозная жидкость ДОТ 4

Тормозные жидкости ДОТ 4

Популярность тормозной жидкости класса ДОТ 4 обуславливает необходимость остановиться на её характеристиках более подробно. Выглядят они следующим образом:

  • температура кипения «сухой» жидкости – не менее 230 оС;
  • температура кипения «увлажнённой» жидкости – не менее 155 оС;
  • кинематическая вязкость при температуре 100оС – не менее 1,5 сСт;
  • кинематическая вязкость при температуре – 40оС – не более 1800 сСт;
  • рН (показатель кислотности, связан с коррозионной активностью) – 7.0-11,5.

Сравнение основных характеристик класса ДОТ 4 с аналогичными характеристиками других классов приведено в таблице на рисунке выше.

Требования к классу тормозной жидкости сформулированы по американскому стандарту, а соответствующие российские стандарты пока не разработаны.

На российском рынке класс ДОТ 4, как самый популярный, представлен множеством производителей. Но какую тормозную жидкость покупать лучше? И здесь, конечно, важна не только цена, но и соответствие товара международным требованиям.

Журнал «За рулём» провел сравнительные лабораторные испытания почти двух десятков образцов тормозной жидкости класса ДОТ 4 разных производителей на соответствие основным требованиям (дополнительно измерялась не нормируемая характеристика электропроводности). Также отмечалось состояние упаковки и соответствие количества содержимого заявленному на этикетке товара. Результаты испытаний приведены в таблице выше.

Как видно из результатов испытаний только 12 производителей обеспечили соответствие всех основных требований класса. Интересно, что ведущие производители поставляют упаковки с не запаянным фольгой горлышком (уберегает содержимое от впитывания влаги при хранении), но соответствие объёма заявленному всегда точное. Российские же производители иногда грешат недоливом.

Традиционно на высоте оказались характеристики таких брендов, как Castrol, Mobil, High Gear и Total.

Но и российские производители показали весьма неплохие результаты. Это, прежде всего, относится к торговой марке РосДОТ 4 (производитель «Тосол-Синтез-Инвест», Россия) и к продукции «Обнинскоргсинтез».

Важно, что у этих российских производителей (особенно у РосДОТ 4) неплохие показатели по температуре кипения «увлажнённой» жидкости, да и остальные показатели укладываются в нормативы с запасом, что позволяет их рекомендовать автолюбителям.

Видео: о тормозной жидкости понятным языком

ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница?

ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? Эти вопросы достаточно часто возникают даже у бывалых автомобилистов нашей страны. Ведь в наше время на прилавках автомагазинов можно найти значительный ассортимент тормозной жидкости, в котором не всегда можно разобраться и тем более выбрать ту марку, которая нужна. Для регулирования скорости движения существует специальная система, в которой циркулирует тормозная автожидкость различных марок. В зависимости от конкретной модели автомобиля существует определенная марка тормозной автожидкости, которая должна быть в нем использоваться.

Общие сведения

Тормозной жидкостью является вещество, которое используется в системе сцепления для регулирования скорости движения автомобиля. Основными свойствами вышеупомянутой жидкости являются:

  • низкий параметр сжимаемости;
  • высокий уровень степени нагретости и закипания;
  • устойчивый параметр вязкости;
  • отличается незначительным показателем абсорбции влаги;
  • не оказывает разрушительных действий на резиновые детали тормозной системы.

Детально изучив все вышеперечисленные свойства можно сделать вывод о важности своевременной замены автожидкости определенной марки.

Отличия ДОТ-3 от ДОТ-4

Основным отличием в технических характеристиках автожидкостей данного класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. В связи с этим стоимость данной продукции напрямую зависит от двух вышеперечисленных параметров. Так чем больше показатель температуры, тем выше стоимость тормозной жидкости.
Жидкость ДОТ-3 изготавливается с использованием целого комплекса гликолей.

Применение именно этих гликолей позволяет существенно удешевлять стоимость данной продукции, но при этом повышается уровень гигроскопичности, что способствует накапливанию большого количества влаги. Этот процесс накопления влаги приводит к существенному снижению температуры закипания тормозного вещества.

В отличии от ранее рассмотренного вещества, автожидкость ДОТ-4 изготавливается с применением соединений содержащих комплекс сложных эфиров с добавлением борной кислоты. Именно благодаря наличию в составе борной кислоты происходит полная нейтрализация имеющейся влаги в сравнении с ДОТ-3. Это позволяет эффективно поддерживать необходимый параметр степени нагреваемости и увеличивает срок использования данного вещества.

Кроме этого ДОТ-3 имеет несколько меньшую точку закипания (+205 градусов) чем более поздний продукт (+230 градусов). Таким образом, сравнив эти два параметра можно сделать вывод, что ДОТ-4 является более стойким к чрезмерному разогреву. Кроме этого данная жидкость в отличии от более старого аналога имеет достаточно вязкую структуру и при остывании окружающей среды до – 40 градусов имеет показатель вязкости на уровне 1780 сСт.

ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница?

Эти две спецжидкости имеют достаточно большое количество схожих характеристик, но отличаются по более значительному показателю температуры закипания. Это позволяет применять ее в тормозных системах гоночных автомобилей и в различной скоростной мототехнике. По остальным техническим характеристикам эти два вещества достаточно похожи.

Вывод

Чтобы правильно ответить на вопросы ДОТ 3 и ДОТ 4 в чем разница?ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? нужно тщательно изучить справочную литературу и обратить внимание на химический состав и основные технические характеристики вышеперечисленных жидкостей.

Так основным отличием в технических характеристиках автожидкостей вышеупомянутого класса является предел температуры кипения и уровень абсорбции. Кроме этого они разнятся по химическому составу.

Изучая отличия ДОТ-3 от ДОТ-4 можно констатировать, что первое вещество изготовлено из гликолей, а второе из сложных эфиров. Кроме этого различие имеется по максимальной точке кипения и вязкости. Изучая вопрос о том, что ДОТ 4 и ДОТ 4+ в чем разница? можно констатировать что имеется лишь одно различие. Это уже упоминавшийся ранее показатель кипения. По остальным параметрам два эти вещества полностью идентичны.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о