Фрикционный диск что это – Фрикционные диски (фрикционы): назначение, устройство, принцип работы и частые неисправности

Содержание

Фрикционы акпп что это, пакет фрикционов АКПП

В автоматической коробке передач существует множество жизненно важный элементов, но особняком среди них стоят так называемые фрикционные диски. Если сравнивать с механической коробкой передач, фрикционы – это «сцепление» автомата, выполняющие функцию переключения передач. Даже при своевременном и качественном обслуживании (например, при регулярной замене масла АКПП) срок работы фрикционов не превышает 300 тысяч километров. В этом цикле постараемся дать ответ на следующие вопросы:

-Что из себя представляет фрикционный диск?
-Как определить неисправность фрикционов?
-Каковы причины их износа?
-Как производят замену фрикционов?

Фрикционный диск: устройство и принцип работы

Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент , выполняющий функцию сцепления передач. В определенные моменты они соединяются (при помощи гидравлического поршня) и фиксируют нужную шестерню, а другой — разъединяются и шестерня приводится во вращение.

Устройство фрикциона

Фрикционы АКПП: что это

Фрикционный диск состоит из двух частей: металлической и мягкой. Металлическая часть находится в сцеплении с АКПП и неподвижна. Мягкая же часть вращается при зацепе вместе с солнечными шестернями. Более подробно устройство фрикциона можно изучить на картинке.

Виды фрикционных дисков. Пакет фрикционов АКПП

Если говорить о первых автоматических коробках , там использовались односторонние фрикционы, которые с одной стороны (вращающейся) имели картонную поверхность, а с другой (неподвижной) – стальную.
В современных АКПП используются двухсторонние диски, изготовленные из высокопрочных материалов (однако недавно на YouTube было видео, где показан ремонт АКПП Infiniti FX37, где показали картонные фрикционы. Надеемся, Вам так не повезет).На краю дисков обычно имеется накладка (напыление) из графита, которая служит для исключения перегрева. Из этих дисков формируется так называемый фрикционный пакет. Таких пакетов в коробке несколько, в зависимости от числа передач и устройства.

Принцип работы фрикционов

Как уже отмечалось, в работе фрикционов есть явная связь с МКПП, где используются солнечные шестерни, отвечающие каждая за свою передачу. В автомате принцип другой – используются так называемые планетарные редукторы (в состав которых тоже входят солнечные шестерни) задача которых в ступенчатом изменении крутящего момента и обеспечении движения задним ходом. В отличие от МКПП шестерни в АКПП собраны в одну конструкцию. В 6-ступенчатой коробке может быть два планетарных редуктора и 4-5 фрикционных пакетов.

Алгоритм работы фрикционов АКПП

Допустим, в начальный момент времени передача выключена. В этой ситуации фрикционы вращаются абсолютно свободно. Но стоит переключить передачу, как масляной насос начинает создавать давление, которое через специальный клапан в гидроблоке и прижимает фрикционные диски к стальным дискам. После этого вращающиеся валы АКПП соединяются и машина стартует.

Ведомые фрикционные диски тракторов

  • Ведомые фрикционные диски тракторов

    Работоспособность ФС в значительной степени зависит от кон-струкции ведомого диска и материала фрикционных накладок. Ведо-мые фрикционные диски в сборе (рис.5.10,а) как правило состоят из стального основания (листа толщиной 0,8…2,5мм) в виде кольца, по внешней части которого с двух сторон установлены фрикционные на-кладки с помощью заклепок 

    6, а к внутреннему отверстию прикле-пана ступица со шлицами для подвижного соединения с валом ФС.

    Для лучшего прилегания фрикционных накладок к поверхно-стям трения ведущих дисков и предотвращения коробления стального основания при нагревании его делают с радиальными прорезями, за-канчивающимися отверстием несколько большего диаметра. Такой вид стального основания характерен для так называемого “жесткого ведомого диска”, не обладающего ни осевой, ни тангенциальной по-датливостью. Положительным качеством таких ведомых дисков явля-ется их конструктивная простота и малая стоимость, а главным недос-татком -то, что они не обеспечивают плавное включение ФС.

    Более перспективными являются ведомые диски с осевой и тан-генциальной податливостями. Применение ведомых дисков с осевой податливостью обеспечивает более плавное включение ФС, что уп-рощает процесс управления трактором при трогании с места.

    Рассмотрим способы повышения осевой податливости ведомых дисков.

    На рис. 5.10,б осевая податливость ведомого диска обеспечива-ется за счет применения фасонных прорезей на стальном основании с последующим выполнением лепестков основания в виде отдельных пластинчатых пружин. Недостатком данной конструкции является сложность получения одинаковой жесткости у всех лепестков основа-ния.

    Более перспективным является ведомый диск (рис. 5.10,в), в ко-тором осевая податливость обеспечивается применением отдельных пластинчатых пружин 5, установленных между фрикционными на-кладками и закрепленных на малом радиусе стального основания 

    1. При этом пластинчатые пружины выполняются из листовой стали меньшей толщины чем основание диска. Здесь легче по сравнению с ранее рассмотренной конструкцией ведомого диска обеспечить оди-наковую жесткость пластинчатых пружин 5.

    В более ранних конструкциях ФС применялись ведомые диски (рис. 5.10,г), в которых осевая податливость обеспечивалась примене-нием отдельных пластинчатых пружин 5, приклепанных к стальному основанию со стороны нажимного диска. Такая конструкция имеет


     


     

    а) б)


     


     

    в) г)


     

    Рис. 5.10. Конструкции ведомых дисков:

    1 -стальное основание; 2 -фрикционные накладки; 3 -ступица; 4 -лепе-сток основания диска; 5 -пластинчатая пружина; 6 – заклепка

    большой момент инерции ведомого диска и обеспечивает только его одностороннюю осевую податливость (со стороны нажимного диска). При сборке ФС необходимо помнить, что ведомый диск нужно уста-навливать так, чтобы пружины были обращены в сторону нажимно-го диска. При обратной установке ведомого диска снижается долго-вечность его фрикционных накладок.

    При работе трактора в валопроводах трансмиссии возникают крутильные колебания. Их источником, в первую очередь, являются гармонические составляющие крутящего момента двигателя, а также колебательные процессы, возникающие в самой трансмиссии вследст-вие карданных соединений, пересопряжений шестерен, внешних воз-действий при работе МТА.

    В ряде случаев частота вынужденных крутильных колебаний может оказаться равной частоте собственных колебаний упругой сис-темы трансмиссии, что приводит к появлению резонанса -резкого по-вышения уровня амплитуд крутящих моментов и напряжений в дета-лях трансмиссии, что может привести к их поломке.

    Для устранения явления резонанса применяют специальные ме-ханизмы -гасители крутильных колебаний (демпферы), которые пре-образуют энергию колебаний в теплоту. Наиболее удобным местом для установки демпфера является ведомый диск ФС. Характерной особенностью демпферов является наличие упругого элемента, обес-печивающего относительное перемещение ведущих и ведомых частей и возникновение при этом сил трения для рассеяния энергии колеба-тельного процесса.

    На современных тракторах широкое распространение получили упруго-фрикционные демпферы (рис. 5.11).

    На рис. 5.11,а показан ведомый диск ФС с упруго-фрикционным демпфером с цилиндрическими пружинами. Рассеяние энергии кру-тильных колебаний происходит за счет сил трения между фланцем ступицы и дисками 2. В некоторых конструкциях для увеличения сил трения и эффективности демпфирования между фланцем ступицы и дисками устанавливают фрикционные накладки 

    3. Сила трения в демпфере определяется усилием нажимных пружин 6. При передаче крутящего момента от дисков на ступицу цилиндрические пружи-ны деформируютcя, что обеспечивает относительное перемещение дисков и ступицы (тангенциальную податливость ведомого диска) и за счет трения между ними -преобразование энергии крутильных ко-лебаний в теплоту. Кроме того при правильном выборе жесткости пружин обеспечивается смещение зоны резонансных колебаний за пределы рабочих частот вращения вала двигателя.

    В некоторых конструкциях ведомых дисков (рис. 5.11,б) приме-няют демпферы с упругими элементами, выполненными в виде рези-новых блоков 5. Рассеяние энергии крутильных колебаний обеспечи-вается за счет не только трения между дисками 

    и фланцем ступицы 1, но и больших внутренних гистерезисных потерь в резиновых бло-ках при их деформации.


     


     

    б)

    Рис. 5.11. Ведомые диски с упруго-фрикционными демпферами:

    а -с цилиндрическими пружинами; б -с резиновыми блоками; 1 -ступица; 2 -диски; 3 -фрикционные накладки; 4 -цилиндрические пружины; 5 -резиновые блоки; 6 -на-жимные пружины демпфера


     

  • Фрикционные элементы и детали сцепления

    Фрикционные накладки работают в очень сложных условиях ди-намических и тепловых нагрузок. Их износ в настоящее время лими-тирует общий срок службы ФС. В момент включения ФС скорость скольжения по среднему радиусу трения достигает 25 м/с и выше, а температура поверхностей трения 400…450 оС при затяжных пробук-совках. В процессе буксования ФС продукты изнашивания попадают

    в окружающую среду. Поэтому к фрикционным накладкам предъяв-ляются весьма жесткие требования:

    экологическая чистота продуктов изнашивания;

    высокие износостойкость, коэффициент трения и теплостой-кость;

    хорошая и быстрая прирабатываемость к металлическому контртелу и несхватываемость с ним;

    достаточная механическая прочность, хорошая обрабатывае-мость и малая стоимость;

    огнебезопасность при высоких температурах на парах трения; высокая теплопроводность и малая гигроскопичность.

    Материалы фрикционных накладок можно разделить на две группы:

    композиционные на основе полимеров; порошковые.

    К о м п о з и ц и о н н ы е м а т е р и а л ы н а о с н о в е п о-л и м е р о в представляют собой многокомпонентную композицию, содержащую основу, теплостойкую арматуру и наполнитель. Основу в таких материалах составляют связующие: каучуки, смолы и их ком-бинации. Чаще применяют фенолформальдегидные и анилинфор-мальдегидные модифицированные смолы, различные натуральные и синтетические каучуки и их комбинации, формальдегидные модифи-цированные смолы, различные натуральные и синтетические каучуки и их комбинации.

    Наполнители регулируют рабочие и технологические свойства материала. Их разделяют на металлические (медь, бронза, латунь, цинк, алюминий, свинец, железо, титан и другие металлы и соедине-ния в виде порошков, стружки или проволоки), неметаллические (графит, углерод, кокс, сера и др.), органические, например скорлупа ореха кешью. Каучуково-смоляная основа обладает недостаточно вы-сокими механическими свойствами, особенно при повышенных тем-пературах. Все материалы на полимерной основе содержат тепло-стойкую арматуру: асбест, волокна, вату и др. Этот компонент во многом определяет свойства и технологию изготовления материала, и поэтому он часто отражается в названии. Так, материалы, армирован-ные асбестом, называют фрикционными асбополимерными материа-лами (ФАПМ).

    Материалы, в которых асбест заменен на другую теплостойкую арматуру, называют фрикционными безасбестовыми полимерными (ФБПМ). Применение ФБПМ в ФС было связано, в первую очередь, в связи с обнаруженной концерогенностью асбеста, отчего в ряде стран

    последовал запрет на его применение на транспорте. В настоящее время в качестве заменителя асбеста применяют синтетические ара-мидные волокна типа “Кевлар”, стекло, керамику, борные и углерод-ные соединения, базальт, слюду, валлостонит и металлическое сталь-ное волокно. Наиболее широко используются арамидные волокна ти-па “Кевлар”. При этом незначительная добавка арамидных волокон в ФАПМ (до 5%) повышает износостойкость фрикционной накладки примерно в 1,5 раза.

    Размеры фрикционных накладок нормированы ГОСТ 1786. Тол-щина новой накладки порядка 3…5,5 мм. Накладки выполняются в виде целого кольца, либо в виде усеченных секторов. Иногда на по-верхности накладки выполняют вентиляционные канавки для охлаж-дения поверхности трения и удаления продуктов износа.

    П о р о ш к о в ы е ф р и к ц и о н н ы е м а т е р и а л ы полу-чают по технологии порошковой металлургии, включающей следую-щие этапы:

    приготовление порошковой смеси;

    ее прессование под давлением 0,15…0,16 МПа;

    спекание в защитной среде прессованных брикетов при темпе-ратуре 700…1000 оС под давлением 0,5…2,5 МПа;

    механическую обработку.

    Спекание -основная операция процесса, при котором диффузи-онным способом соединяются в одно целое различные компоненты.

    Накладки из порошкового материала выполняют на медной ос-нове (62…71 % меди) или на железной основе (60…65% окиси железа) с добавлением наполнителей -оксида кремния (для повышения изно-состойкости), барита и графита (для стабилизации фрикционных свойств) и др.

    Наибольшее распространение получили порошковые материалы на медной основе, так как вызывают меньший износ контртел, чем порошковые материалы на железной основе.

    Накладки из порошкового материала весьма хрупкие. Поэтому их всегда применяют совместно со стальной подложкой -основанием ведомого диска, или отдельной пластины -подложки, которая затем приклепывается к основанию ведомого диска (рис. 5.12).

    Ведущие диски (нажимные и промежуточные), как наиболее на-греваемые детали ФС изготовляют достаточно массивными для по-глощения и рассеяния теплоты. Нажимной диск ФС должен быть дос-таточно жестким, чтобы он при нагревании не коробился и обеспечи-вал хорошее прилегание к фрикционным накладкам ведомых дисков. В качестве материала ведущих дисков чаще применяют серые чугуны

    (СЧ 18, СЧ 21, СЧ 22, СЧ 24), которые по сравнению со сталью обла-дают более высокой износостойкостью и меньше изнашивают фрик-ционные накладки.


     

     б)

    а)


     

    Рис. 5.12. Способы крепления фрикционных накладок из порошкового материала: а -ведомый фрикционный диск в сборе; б -фрикционные элементы; 1 -металлическая подложка; 2 -фиксатор от проворачивания; 3 – порошковый материал


     

    Ведущие диски должны вращаться с маховиком двигателя и иметь возможность перемещаться в осевом направлении. При этом направляющими устройствами служат выступы, шипы, зубья, пальцы, шпоночные соединения и тангенциальные пружины, равномерно рас-полагаемые по окружности. Выступы нажимного диска, входящие в пазы кожуха ФС, обеспечивают их надежное соединение (рис. 5.13,а). Однако в данной конструкции вследствие значительного трения в со-единении существенно увеличивается усилие выключения ФС.

    В двухдисковых ФС ведущие диски иногда перемещаются вдоль пальцев, закрепленных на маховике двигателя (рис. 5.13,б). Ведущие диски могут соединяться с маховиком при помощи шлиц, шипов (рис. 5.13,в) или направляющих сухарей, запрессованных в маховик (рис. 5.13,г). Наиболее перспективно соединение ведущих дисков ФС с ма-

    ховиком двигателя при помощи упругих тангенциальных пластин

    (рис. 5.4,б), обеспечивающих их перемещение без потерь на трение.


     


     

    в) г)


     

    Рис. 5.13. Способы соединения ведущих дисков с маховиком двигателя


     

    Кожух ФС может быть штампованным или литым. Для изготов-ления штампованного кожуха используется углеродистая конструк-ционная сталь типа 08кп толщиной 2…7 мм. Литой кожух изготов-ляют из серого чугуна.

    ФС с литым кожухом обладает повышенной жесткостью, что обеспечивает стабильные характеристики механизма их отводки. Од-нако их масса на 20…30 % больше массы аналогичного штампованно-го кожуха. Поэтому в современных ФС наибольшее распространение получили штампованные кожухи.

    Отвод нажимного диска при выключении ФС с винтовыми ци-линдрическими и с неразрезной тарельчатой пружиной осуществляет-ся рычажным механизмом отвода. Число отжимных рычагов ФС ко-леблется от трех до шести, а их передаточное число -от 3,5 до 6,5. Чаще всего применяют кованые и штампованные рычаги. Преимуще-

    ство штампованных рычагов заключается в их меньшей массе. Для изготовления штампованных рычагов применяют стали типа 08кп с цианированием на глубину 0,3…0,5 мм и последующей закалкой до 56…62 HRC. Для кованых рычагов применяют сталь 40-50. В совре-менных конструкциях ФС поверхность рычага, контактируемую с выжимным подшипником, покрывают износостойким слоем (напри-мер, молибденом) или подвергают закалке ТВЧ.

    Борьба с механическими потерями в механизме отвода нажимного диска обусловила большое разнообразие соединений отжимных рыча-гов с кожухом и нажимным диском (рис. 5.14). На рис. 5.14,а меха-низм отвода нажимного диска состоит из трех корытообразных отжимных рычагов 6, упоров 5, упорного кольца 8, отжимных бол-тов 4, регулировочных гаек с шайбами и пружин 7. Для обеспече-ния равномерного отвода нажимного диска 1 при выключении ФС используется упорное кольцо 8, прижатое к рычагам пружинами 7.


     


     

    б) в)


     

    Рис. 5.14. Механизмы отвода нажимного диска


     

    Все сопряжения этого механизма работают без смазки с трением скольжения, что приводит к большим потерям на трение, изнашива-нию сопрягаемых деталей и частым регулировкам в эксплуатации. Этих недостатков в значительной степени лишена простая и надежная

    конструкция, представленная на рис. 5.14,б. Одна опора рычага вы-полнена на игольчатом подшипнике 10, а другая состоит из ролика 12, перекатывающегося по неподвижной оси 11, установленной на вилке 13, соединенной с кожухом 15 болтом 14. Роль упора рычага выпол-няет регулировочный винт 16.

    Одна из наиболее распространенных и надежных конструкций, имеющая относительно небольшие потери на трение, показана на рис. 5.14,в. Здесь обе опоры рычага имеют игольчатые подшипники 10. Поворот рычага при выключении и включении ФС осуществляется вокруг оси 11, установленной в вилке 13. Положение рычагов относи-тельно нажимного диска регулируется гайкой 18 и фиксируется пружиной 17, размещенной между вилкой 13 и кожухом 15.


     

  • Двухпоточные сцепления

    Рассмотрим принципиальные кинематические схемы двухпо-точных ФС. На рис. 5.15 представлены схемы одинарных двухпоточ-ных ФС. На рис. 5.15,а поток мощности от двигателя в трансмиссию передается через ведомый диск 2, а на привод ВОМ -через кожух и шестеренный привод ВОМ. На рис. 5.15,б поток мощности на привод ВОМ передается от маховика двигателя. По данной схеме выполне-ны ФС тракторов Т-150/150К. На современных тракторах более ши-роко используется схема, представленная на рис. 5.15,а (тракторы МТЗ-80/82, МТЗ-100/102).

    Современные конструкции одинарных двухпоточных ФС вы-полняются как с тарельчатыми, так и с цилиндрическими нажимными пружинами.

    Двойные ФС в зависимости от способа управления разделяются на ФС с последовательным и раздельным управлением. ФС с после-довательным управлением применяют в случае использования час-тично независимого ВОМ, а с раздельным -при наличии полностью независимого ВОМ.

    Двойные ФС с последовательным управлением (рис. 5.16,а) ис-пользуются на колесных тракторах МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС и само-ходном шасси Т-16М.

    Усилие сжатия на поверхностях трения главного ФС создается нажимными пружинами 13, передающими усилие через нажимной диск 8, ведомый диск ФС ВОМ, средний ведущий диск на ведо-мый диск главного ФС. Усилие нажатия на поверхностях трения ФС привода ВОМ может иметь два значения в зависимости от выключен-

    ного или включенного положения главного ФС. При полностью включенном главном ФС на поверхности трения ведомого диска ФС ВОМ кроме усилия нажимных пружин 13 дополнительно передается сжимающее усилие от пружин пружинной тяги 14. При выключенном главном ФС усилие сжатия на поверхностях трения ведомого диска ФС ВОМ создается только пружинами пружинной тяги 14. Следова-тельно, момент трения ФС привода ВОМ при движущемся тракторе всегда больше, чем при остановленном.


     


     

    а) б)


     

    Рис. 5.15. Схемы одинарных двухпоточных ФС:

    1 -маховик; 2 -ведомый диск; 3 -нажимной диск; 4 -вал ФС; 5 -отводка; 6 -кожух ФС; 7 -полый вал привода ВОМ; 8 -шестеренный привод ВОМ; 9 -вал привода ВОМ


     

    Рассмотрим характер изменения усилия на педали управления при выключении двойного ФС с последовательным управлением (рис. 5.16,б). Педаль управления через систему тяг и рычагов связана с от-водкой 9. При нажатии на педаль управления ФС отводка 9, переме-щая нажимной диск от маховика двигателя, сжимает нажимные пружины 13. Вместе с нажимным диском с помощью пружинной тяги 14 перемещаются средний ведущий диск и ведомый диск ФС ВОМ. В результате ведомый диск главного ФС освобождается (главное ФС выключается) и момент от двигателя передается через ведомый диск на привод ВОМ.

    Ход педали управления ФС на рис. 5.16,б для данного случая соответствует величине S1. Перемещение среднего ведущего диска ограничивается упором 7, который служит для регулировки зазоров между накладками ведомого диска и поверхностями трения махови-ка двигателя и среднего ведущего диска при выключенном глав-ном ФС. При величине хода педали S1 в работу вступают пружины тя-ги 14.


     


     

    а) б)


     

    Рис. 5.16. Двойное ФС с последовательным управлением:

    а -схема ФС; б -характеристика роста усилия на педали управления; 1 -маховик; 2 -ведомый диск главного ФС; 3 -вал главного ФС; 4 -средний ведущий диск; 5 -ведо-мый диск ФС ВОМ; 6 -кожух; 7 -регулируемый упор отвода среднего ведущего диска; 8 -нажимной диск; 9 -отводка ФС; 10 -полый вал ФС ВОМ; 11 -шестеренный привод ВОМ; 12 -вал ВОМ; 13 -нажимные пружины главного ФС; 14 -пружинная тяга ФС ВОМ


     

    Поскольку пружины находятся в предварительно поджатом со-стоянии, то на педали управления происходит резкий скачек усилия и в интервале перемещения S2 оно возрастает более интенсивно. При освобождении ведомого диска крутящий момент от двигателя на привод ВОМ не передается. Включение двойного ФС осуществляется в обратной последовательности (сначала включается ФС ВОМ, а за-тем главное ФС).

    Двойное ФС с независимым управлением (рис. 5.17) применяют в случае полностью независимого ВОМ (тракторы Т-40 и Т-40А). Управление таким ФС осуществляется с помощью двух педалей. Одна педаль управляет главным ФС, а другая -ФС привода ВОМ. Харак-терной особенностью ФС, помимо раздельного управления и наличия двух самостоятельных приводов управления и 14, является наличие двух независимых друг от друга комплектов фрикционных дисков:

    для главного ФС -торцовая поверхность маховика двигателя, ведомый диск и нажимной диск 5;

    для ФС привода ВОМ -нажимной диск 7, ведомый диск и торцовая поверхность упорного диска 10.

    Нажимные диски и подвижно соединены с маховиком (на схеме не показано). Нажимное усилие на поверхностях трения ФС создается пружинами 6, которые могут быть винтовыми цилиндриче-скими (вариант А) или тарельчатыми (вариант Б).


     


     

    Рис. 5.17. Схема двойного ФС с независимым управлением:

    1 -маховик; 2 -ведомый диск главного ФС; 3 -вал главного ФС; 4 -кожух ФС; 5 -на-жимной диск главного ФС; 6 -нажимные пружины; 7 -нажимной диск ФС ВОМ; 8 -ведомый диск ФС ВОМ; 9 -привод выключения главного ФС; 10 -упорный диск ФС ВОМ; 11 -полый вал ФС ВОМ; 12 -шестеренный привод ВОМ; 13 -вал ВОМ; 14 -привод выключения ФС ВОМ

    Выключение главного ФС производится с помощью привода 9, который воздействуя на нажимной диск отводит его от маховика двигателя. ФС ВОМ выключается приводом 14, который перемещает нажимной диск в сторону маховика 1. Таким образом, в рассматри-ваемой схеме оба ФС автономны и нагружены одним и тем же на-жимным усилием пружин 6. При выключении одного из ФС за счет поджатия пружин момент, передаваемый другим ФС, несколько возрастает. Это в ряде случаев имеет положительное значение при выполнении трактором тяжелых работ, когда буксование ФС сущест-венно возрастает.


     

  • Сцепления, работающие в масле

    Одним из основных преимуществ ФС, работающих в масле (мокрых), по сравнению с сухими, является более высокая долговеч-ность вследствие значительно меньшей интенсивности изнашивания фрикционных накладок.

    Применение смазывания пар трения ФС уменьшает их коэффи-циент трения до 0,07…0,1 вместо 0,25…0,3 у сухих ФС, но при этом позволяет почти в 10 раз увеличить давление на них. В результате по-лучается надежная и компактная конструкция ФС.

    На современных тракторах широкое распространение получили многодисковые непостоянно замкнутые ФС с гидравлическим на-жимным устройством. Такие конструкции применяются в коробках передач для обеспечения переключения передач, включения ВОМ и, в последние годы, на мощных промышленных тракторах в качестве главного ФС и многодисковых фрикционных муфт механизма пово-рота гусеничных тракторов.

    Многодисковое ФС (рис. 5.18) состоит из следующих частей: пакета дисков с поверхностями трения из порошкового материала и сопряженных с ними стальных дисков 8, связанных шлицами с корпу-сом 10 ФС; сервомоторов, имеющих корпус и поршень 4, для сжа-тия дисков; возвратных пружин 2, перемещающих поршень серво-мотора в исходное положение и обеспечивающих “чистоту” выклю-чения.

    При включении ФС масло под давлением по каналам а подается во внутреннюю полость корпуса и воздействует на поршень сер-вомотора, который, перемещаясь, сжимает диски и 9, что обеспечи-вает передачу крутящего момента от корпуса 10 ФС на ведомый вал

    1. Шариковый клапан под давлением масла закрыт. При выключе-

      нии ФС внутренняя полость корпуса сервомотора через отверстия а соединяется со сливом. В результате давление масла в гидравличе-ской магистрали уменьшается и шариковый клапан открывается под действием центробежной силы, направленной от центра по радиусу, и масло освобождает внутреннюю полость корпуса сервомотора. При сливе масла из внутренней полости корпуса сервомотора уменьша-ется его давление на поршень под действием центробежной силы и пружины обеспечивают быстрое выключение ФС.


       


       

      Рис. 5.18. Многодисковое ФС с гидравлическим нажимным устройством:

      1 -уплотнение; 2 -возвратная пружина; 3 -отверстие для подачи масла; 4 -поршень сервомотора; 5 -шариковый клапан опорожнения; 6 -корпус сервомотора; 7 -уплотне-ние; 8 -стальной диск; 9 -диск с поверхностями из порошкового материала; 10 -корпус ФС; 11 -ведомый вал; а -отверстия для прохода масла


       

      В современных конструкциях ФС на поверхности дисков из по-рошковых материалов выполняются канавки для подачи масла на по-верхности трения. Канавки могут быть спиральными, радиальными и спирально-радиальными (рис. 5.19). В существующих конструкциях ФС общая площадь канавок составляет 20…60% от общего контура накладки (для радиальных канавок -20…25%, спиральных -35…40%, спирально-радиальных -50…60%). Подача масла на поверхность тре-ния осуществляется через отверстия (см. рис. 5.18), выполненные в ведомом барабане.

      При спиральных канавках (см. рис. 5.19,а) затрудняется движе-ние масла под действием центробежных сил в радиальном направле-нии. Такие канавки обеспечивают высокий коэффициент трения, но ухудшают отвод теплоты с поверхности трения потоком масла. В ре-зультате повышается износ дисков.


       


       

      Рис. 5.19. Фрикционные диски с канавками на поверхности трения из порошкового материала:

      а -спиральными; б -радиальными; в -спирально-радиальными: 1 -коэффициент тре-ния; 2 -износостойкость; 3 -отвод теплоты


       

      Радиальные канавки (рис. 5.19,б) обеспечивают свободный про-ход масла и, следовательно, хороший отвод теплоты с поверхности трения. Износостойкость поверхностей трения высокая. Однако в ре-зультате эффекта расклинивающего действия потока масла, движуще-гося от центра к периферии диска, радиальные канавки обеспечивают существенное снижение коэффициента трения. Поэтому для создания необходимого момента трения требуются значительные усилия сжа-тия дисков ФС.

      В современных конструкциях ФС широкое распространение по-лучили диски со спирально-радиальными канавками (рис. 5.19,в). При

      использовании дисков с такими канавками повышается коэффициент трения, хорошо отводится теплота и уменьшается износ, так как со-кращается путь движения масла от внутреннего края диска к внешне-му вследствие наличия небольшого участка спирали, заключенного между радиальными канавками.

      В современных конструкциях тракторов мокрые ФС с гидравли-ческим нажимным устройством самое широкое распространение по-лучили в коробках передач.

  • фрикционный диск — это… Что такое фрикционный диск?

    
    фрикционный диск

    disco della frizione

    Русско-итальянский автомобильный словарь. 2013.

    • фрикционный барабан
    • фрикционный дисковый тормоз

    Смотреть что такое «фрикционный диск» в других словарях:

    • фрикционный диск — диск трения Диск, на торце которого расположены поверхности трения дисковой фрикционной муфты. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • внутренний фрикционный диск — внутренний диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внутренней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • диск фрикционной муфты — фрикционный диск — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы фрикционный диск EN clutch plate …   Справочник технического переводчика

    • ДИСК — (1) плоская деталь с цилиндрической внешней поверхностью; (2) Д. магнитный вид внешней памяти, в которой носителем информации является вращающийся металлический или пластмассовый Д., покрытый слоем магнитного материала. В состав внешней памяти… …   Большая политехническая энциклопедия

    • пружинящий диск — Фрикционный диск, обладающий повышенной упругостью в осевом направлении (иначе: фрикционный диск, допускающий повышенную упругую деформацию в осевом направлении). [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия… …   Справочник технического переводчика

    • наружный фрикционныи диск — наружный диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внешней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • нажимной диск — Подвижный фрикционный диск, на который непосредственно воздействует механизм замыкания. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • подвижный диск — Фрикционный диск, имеющий возможность осевых перемещений. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины основные части и… …   Справочник технического переводчика

    • промежуточный диск — Подвижный фрикционный диск с рабочими поверхностями на его обоих торцах. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины… …   Справочник технического переводчика

    • упорный диск — Неподвижный в осевом направлении фрикционный диск, воспринимающий силу нажатия. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие… …   Справочник технического переводчика

    • Tata Xenon XT — Технические характеристики Пикапа Ксенон (Xenon) Двигатель: Модель ТАТА 2.2 Л ДИКОР ЕВРО IV Тип система подачи топлива прямым впрыском, двигатель с турбонагнетателем и с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Количество цилиндров 4 в ряд… …   Википедия

    фрикционный диск — это… Что такое фрикционный диск?

    
    фрикционный диск

    Reibscheibe f, Friktionsscheibe f

    Русско-немецкий автомобильный словарь. 2013.

    • фрикционный двухрычажный амортизатор
    • фрикционный материал

    Смотреть что такое «фрикционный диск» в других словарях:

    • фрикционный диск — диск трения Диск, на торце которого расположены поверхности трения дисковой фрикционной муфты. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • внутренний фрикционный диск — внутренний диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внутренней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • диск фрикционной муфты — фрикционный диск — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы фрикционный диск EN clutch plate …   Справочник технического переводчика

    • ДИСК — (1) плоская деталь с цилиндрической внешней поверхностью; (2) Д. магнитный вид внешней памяти, в которой носителем информации является вращающийся металлический или пластмассовый Д., покрытый слоем магнитного материала. В состав внешней памяти… …   Большая политехническая энциклопедия

    • пружинящий диск — Фрикционный диск, обладающий повышенной упругостью в осевом направлении (иначе: фрикционный диск, допускающий повышенную упругую деформацию в осевом направлении). [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия… …   Справочник технического переводчика

    • наружный фрикционныи диск — наружный диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внешней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • нажимной диск — Подвижный фрикционный диск, на который непосредственно воздействует механизм замыкания. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • подвижный диск — Фрикционный диск, имеющий возможность осевых перемещений. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины основные части и… …   Справочник технического переводчика

    • промежуточный диск — Подвижный фрикционный диск с рабочими поверхностями на его обоих торцах. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины… …   Справочник технического переводчика

    • упорный диск — Неподвижный в осевом направлении фрикционный диск, воспринимающий силу нажатия. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие… …   Справочник технического переводчика

    • Tata Xenon XT — Технические характеристики Пикапа Ксенон (Xenon) Двигатель: Модель ТАТА 2.2 Л ДИКОР ЕВРО IV Тип система подачи топлива прямым впрыском, двигатель с турбонагнетателем и с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Количество цилиндров 4 в ряд… …   Википедия

    фрикционный диск — это… Что такое фрикционный диск?

    
    фрикционный диск
    adj

    1) Av. Mitnehmerring

    2) eng. Friktionsrad, Friktionsscheibe, Lamelle , Lamellenring , Reibrad, Reibteller, Reibungsscheibe, Reibscheibe

    3) shipb. Planscheibe

    Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

    • фрикционный демпфер колебаний
    • фрикционный диск тормоза

    Смотреть что такое «фрикционный диск» в других словарях:

    • фрикционный диск — диск трения Диск, на торце которого расположены поверхности трения дисковой фрикционной муфты. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • внутренний фрикционный диск — внутренний диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внутренней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • диск фрикционной муфты — фрикционный диск — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы фрикционный диск EN clutch plate …   Справочник технического переводчика

    • ДИСК — (1) плоская деталь с цилиндрической внешней поверхностью; (2) Д. магнитный вид внешней памяти, в которой носителем информации является вращающийся металлический или пластмассовый Д., покрытый слоем магнитного материала. В состав внешней памяти… …   Большая политехническая энциклопедия

    • пружинящий диск — Фрикционный диск, обладающий повышенной упругостью в осевом направлении (иначе: фрикционный диск, допускающий повышенную упругую деформацию в осевом направлении). [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия… …   Справочник технического переводчика

    • наружный фрикционныи диск — наружный диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внешней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • нажимной диск — Подвижный фрикционный диск, на который непосредственно воздействует механизм замыкания. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • подвижный диск — Фрикционный диск, имеющий возможность осевых перемещений. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины основные части и… …   Справочник технического переводчика

    • промежуточный диск — Подвижный фрикционный диск с рабочими поверхностями на его обоих торцах. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины… …   Справочник технического переводчика

    • упорный диск — Неподвижный в осевом направлении фрикционный диск, воспринимающий силу нажатия. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие… …   Справочник технического переводчика

    • Tata Xenon XT — Технические характеристики Пикапа Ксенон (Xenon) Двигатель: Модель ТАТА 2.2 Л ДИКОР ЕВРО IV Тип система подачи топлива прямым впрыском, двигатель с турбонагнетателем и с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Количество цилиндров 4 в ряд… …   Википедия

    фрикционный диск — это… Что такое фрикционный диск?

    
    фрикционный диск

    1) Aviation: friction disc

    2) Engineering: friction circle, friction disc assembly

    3) Automobile industry: friction plate, friction sheave, frictional disk

    4) Oil: clutch disk, clutch plate, friction disk

    5) Mechanic engineering: clutch disc

    6) Polymers: friction head

    9) Makarov: adhesion wheel

    Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

    • фрикционный деревянный ролик
    • фрикционный диск амортизатора

    Смотреть что такое «фрикционный диск» в других словарях:

    • фрикционный диск — диск трения Диск, на торце которого расположены поверхности трения дисковой фрикционной муфты. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • внутренний фрикционный диск — внутренний диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внутренней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • диск фрикционной муфты — фрикционный диск — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы фрикционный диск EN clutch plate …   Справочник технического переводчика

    • ДИСК — (1) плоская деталь с цилиндрической внешней поверхностью; (2) Д. магнитный вид внешней памяти, в которой носителем информации является вращающийся металлический или пластмассовый Д., покрытый слоем магнитного материала. В состав внешней памяти… …   Большая политехническая энциклопедия

    • пружинящий диск — Фрикционный диск, обладающий повышенной упругостью в осевом направлении (иначе: фрикционный диск, допускающий повышенную упругую деформацию в осевом направлении). [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия… …   Справочник технического переводчика

    • наружный фрикционныи диск — наружный диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внешней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • нажимной диск — Подвижный фрикционный диск, на который непосредственно воздействует механизм замыкания. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • подвижный диск — Фрикционный диск, имеющий возможность осевых перемещений. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины основные части и… …   Справочник технического переводчика

    • промежуточный диск — Подвижный фрикционный диск с рабочими поверхностями на его обоих торцах. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины… …   Справочник технического переводчика

    • упорный диск — Неподвижный в осевом направлении фрикционный диск, воспринимающий силу нажатия. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие… …   Справочник технического переводчика

    • Tata Xenon XT — Технические характеристики Пикапа Ксенон (Xenon) Двигатель: Модель ТАТА 2.2 Л ДИКОР ЕВРО IV Тип система подачи топлива прямым впрыском, двигатель с турбонагнетателем и с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Количество цилиндров 4 в ряд… …   Википедия

    фрикционный диск — это… Что такое фрикционный диск?

    
    фрикционный диск

    фрикці́йний диск

    Русско-украинский политехнический словарь. 2013.

    • фрикционный
    • фрикционный каток

    Смотреть что такое «фрикционный диск» в других словарях:

    • фрикционный диск — диск трения Диск, на торце которого расположены поверхности трения дисковой фрикционной муфты. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • внутренний фрикционный диск — внутренний диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внутренней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • диск фрикционной муфты — фрикционный диск — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы фрикционный диск EN clutch plate …   Справочник технического переводчика

    • ДИСК — (1) плоская деталь с цилиндрической внешней поверхностью; (2) Д. магнитный вид внешней памяти, в которой носителем информации является вращающийся металлический или пластмассовый Д., покрытый слоем магнитного материала. В состав внешней памяти… …   Большая политехническая энциклопедия

    • пружинящий диск — Фрикционный диск, обладающий повышенной упругостью в осевом направлении (иначе: фрикционный диск, допускающий повышенную упругую деформацию в осевом направлении). [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия… …   Справочник технического переводчика

    • наружный фрикционныи диск — наружный диск трения Фрикционный диск, сопрягающийся с другими деталями полумуфты по внешней окружности. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.]… …   Справочник технического переводчика

    • нажимной диск — Подвижный фрикционный диск, на который непосредственно воздействует механизм замыкания. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты… …   Справочник технического переводчика

    • подвижный диск — Фрикционный диск, имеющий возможность осевых перемещений. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины основные части и… …   Справочник технического переводчика

    • промежуточный диск — Подвижный фрикционный диск с рабочими поверхностями на его обоих торцах. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие термины… …   Справочник технического переводчика

    • упорный диск — Неподвижный в осевом направлении фрикционный диск, воспринимающий силу нажатия. [Сборник рекомендуемых терминов. Выпуск 45. Терминология деталей машин. Академия наук СССР. Комитет технической терминологии. 1958 г.] Тематики муфты Обобщающие… …   Справочник технического переводчика

    • Tata Xenon XT — Технические характеристики Пикапа Ксенон (Xenon) Двигатель: Модель ТАТА 2.2 Л ДИКОР ЕВРО IV Тип система подачи топлива прямым впрыском, двигатель с турбонагнетателем и с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха Количество цилиндров 4 в ряд… …   Википедия

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о