Фрикционы что такое – Фрикционные диски (фрикционы): назначение, устройство, принцип работы и частые неисправности

Содержание

Фрикцион Википедия

Конструкции фрикционных муфт: a) дисковая; b) конусная; c) многодисковая

Фрикцио́нная му́фта (устар. — фрикцио́н, от англ. friction — трение) — устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения.

Принцип работы

По назначению фрикционные муфты могут быть сцепными и предохранительными.

Сцепная фрикционная муфта (муфта сцепления), предназначенная для разъединения и плавного соединения входного и выходного валов посредством трения.

Во время включения в работу сцепных фрикционных муфт крутящий момент на ведомом валу возрастает поступательно и пропорционально увеличению силы взаимного прижатия поверхностей трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой и со значительной начальной разницей их угловых скоростей. В процессе включения муфта пробуксовывает, а разгон ведомого вала осуществляется плавно, без ударов.

Предохранительная муфта предназначена для разобщения входного и выходного валов в случае превышения предельной величины крутящего момента.

По типу трущихся поверхностей различают муфты дисковые, конусные, барабанные, барабанно-ленточные.

По способу создания сил трения различают муфты с пружинным, грузовым, центробежным, кулачковым, гидравлическим, пневматическим и электромагнитным нажимом.

По типу сил трения различают муфты сухого трения и муфты, работающие в масле.

Классификация фрикционных муфт

Фрикционные муфты по форме рабочих поверхностей бывают следующих видов:

  • дисковые, рабочими поверхностями которых являются плоские торцевые поверхности дисков.
  • конусные.
  • цилиндрические.

На механических транспортных средствах применяется сцепление.

Конусная фрикционная муфта

Фрикционная муфта гусеничного трактора

Служит для отсоединения одного из бортов при повороте.

Устройство

  • Ведущий барабан.
  • Ведущие диски.
  • Ведомый барабан.
  • Ведомые диски.
  • Нажимные пружины.
  • Стяжные пальцы.
  • Отжимной диск.
  • Выжимной подшипник.
  • Вилка выключения муфты.

Принцип действия

При прямолинейном движении — пакет дисков прижат отжимным диском за счёт пружин, и вращение передаётся от центральной передачи через фрикционную муфту на бортовой редуктор. При повороте — усилие от рычага управления передаётся через сервомеханизм на вилку выключения муфты. Вилка оттягивает выжимной подшипник и отжимной диск. Он отходит от пакета дисков и освобождает их, при этом сжимаются пружины. Ведущие диски начинают пробуксовывать относительно ведомых.

См. также

Литература

  • Муфта // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Поляков В. С., Барбаш И. Д., Ряховский О. А. Справочник по муфтам. — Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1974. — 352 с.
  • Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. —
    М.
    : Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035).

Что такое фрикцион, как настроить фрикцион на катушке

Многие рыбаки устанавливают фрикционный тормоз на катушку. О том, что такое фрикцион, какими качествами он обладает, для чего предназначается, должен знать каждый начинающий рыболов.

Зачем нужен фрикционный тормоз на катушке?

Фрикционные тормоза дают возможность регулировать леску под нагрузкой. Перед началом ловли их надо настраивать под тип снасти. Сейчас они установлены на всех безынерционных катушках.

Применения фрикционного тормоза имеет такие преимущества:

  • не рвется леска;
  • не деформируется крючок;
  • увеличивается улов;
  • можно использовать легкие приманки.

Разновидности

Катушки сейчас выпускаются разных конструкций и моделей. Фрикционный тормоз для всех моделей бывает только 2 видов: передний и задний.

Классификация

Передний фрикционный механизм находится на шпуле. Такую конструкцию покупают в основном для спиннинга. Передний фрикцион имеет такие достоинства:

  • прочность и надежность тормозного узла;
  • длительный срок эксплуатации;
  • катушка меньше весит;
  • возможность более качественной регулировки;
  • сбалансированность снаряжения.

Недостатки:

  1. Так как тормоз устанавливается на запасной шпуле, то стоимость снастей увеличивается.
  2. При выуживании хищной рыбы трудно подстраивать тормоз на спиннинге.
  3. Сложность замены шпули.
  4. В конструкцию может попасть мусор.

После завершения рыболовного сезона засорившийся тормоз нужно тщательно очистить. Для очистки используют специальную рыболовную смазку.

Задний фрикционный узел находится в задней части катушки, за главным ее узлом. Заднее расположение фрикциона характерно для катушек матчевого рыбного лова. На спиннинг устанавливают редко, только на дешевых моделях китайского производства.

Достоинства катушки с задним фрикционом:

  • удобная регулировка нагрузки при выуживании рыбы, так как лишних деталей нет;
  • запасная шпуля снижается в цене;
  • такая конструкция может применяться с тяжелыми приманками;
  • при обрыве лески потери рыбы минимальные.

Недостатки: катушка становится тяжелее, что утяжеляет весь комплект снастей.

Задний фрикционный тормоз не обладает тонкой чувствительностью. Имеются в продаже такие конструкции катушек, в которых передний и задний тормоза объединены между собой. Это системы с бейтраннером. Бывают устройства, в которых совмещено заднее расположение главного и дополнительного тормозов. При этом механизм настраивается грубо, на максимальную нагрузку, а бейтраннер ослабляется. Таким образом, при рывках тяжелой рыбы, когда передний тормоз не срабатывает, задний фрикцион гасит рывки рыбы и не допускает разрыва лески.

Бейтраннеры применяют при такой ловле, когда можно оставить катушку с включенным тормозом и быть спокойным, что тяжелая рыба не утянет снасти в реку.

Лучшие марки фрикционных систем производятся японскими компаниями. Они постоянно выпускают инновационные модели и повышают качество изделий, усовершенствуя их конструкцию. Фрикционный тормоз сделает ловлю эффективной и быстрой, удилища, катушки для болонской удочки и другие снасти должны соответствовать типу тормозного узла.

Принцип работы

Как работает фрикцион, сможет понять любой рыбак, который имеет базовые знания по курсу школьной физики. Принцип работы тормоза: его настраивают вращением регулятора на какую-либо нагрузку. Когда во время лова нагрузка на фрикцион становится больше нормативного значения, то включается устройство.

Леска стравливается со шпули, пока сила рывка рыбы не угаснет. Если тормозной узел правильно отрегулирован, то рыбак сможет легко побороть сопротивление пойманной рыбы, вес которой больше разрывной нагрузки лески. Так при помощи фрикциона рыбаки смогут выловить рыбу весом 8 кг шнуром, прочность которого имеет номинальное значение на разрыв до 5 кг.

Зимние катушки с фрикционом изготавливают из особо прочных материалов. Катушка для зимней удочки переносит мороз, сильные перепады температуры. Переднее расположение механизма позволяет использовать тонкую леску. Шпуля из алюминия вмещает большой запас нити, ролик функционирует мягко и защищает шнур от деформаций. При ловле катушки для зимней рыбалки, оснащенные надежным фрикционным механизмом, никогда не подводят.

Настройка и регулировка

Перед началом работы необходимо отрегулировать фрикционный механизм. Рассмотрим, как настроить фрикцион. Это не позволит тяжелому улову слететь с крючка либо сломать удилище и шнур. Настройку выполняют около реки, когда рыболовные снасти уже собраны.

Методика настройки:

  1. Крепят катушку на удочку, пропускают шнур через все кольца.
  2. Закрепляют конец шнура за неподвижный предмет на суше.
  3. Потом нужно приложить нагрузку на удочку, имитируя вытягивание рыбы.
  4. При этом регулируется нагрузка и включение тормозного узла.

Тормозную систему нужно настроить так, чтобы леска стравливалась под нагрузкой не выше 80% наибольшего допустимого значения. Нормативный показатель зависит от разрывной нагрузки лески или технических характеристик спиннинга. Если узел слишком сильно зажат, это может вызвать разрыв шнура и поломку удилища.

Если фрикцион отрегулирован слабо, то нельзя будет нормально выполнить заброс, так как механизм при замахе будет проскальзывать. Натяжение тормозной системы регулируется при помощи основной шестерни. При вытягивании улова из воды фрикцион на катушке не позволяет подводить ее к берегу из-за сматывания шнура со шпули при рывках рыбы.

Передний и задний фрикционы: плюсы и минусы

Выясним, что установить — передний или задний фрикцион, что лучше подойдет к снастям при том или ином типе ловли. Передний фрикционный узел используют для ультралайта или спиннинга. Он обладает хорошей чувствительностью и востребован при ультралайтовой рыбалке. Задний узел при этом не сможет среагировать на тонкую настройку, легкую приманку и рывки мелкой рыбы.

У переднего тормозного узла тоже есть недостатки: его трудно регулировать в процессе вытягивания рыбы. При этом рукоятку заднего фрикциона повернуть намного легче.

Задний фрикцион менее чувствителен и поэтому используется в троллинговой, карповой или фридерной ловле. Для крупной рыбы и тяжелых удилищ не нужна повышенная чувствительность тормозной системы. Поэтому все виды рыбалки, при которых применяют шнуры толще 0,2 мм, позволяют использовать задний тормоз.

Значение слова ФРИКЦИОН. Что такое ФРИКЦИОН?

  • ФРИКЦИО́Н, -а, м. Спец. Муфта для валов, передающая вращение посредством сил трения между прижимаемыми друг к другу деталями.

    [От лат. frictio — трение]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова гуля (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Фрикционная муфта — это… Что такое Фрикционная муфта?

Трансмиссия танка Чи-Ну, в нижней части изображения видны два бортовых фрикциона Конструкции фрикционных муфт: a) дисковая; b) конусная; c) многодисковая

Фрикцио́нная му́фта (устар. — фрикцио́н) — устройство передачи вращательного движения посредством силы трения скольжения.

Принцип работы

По назначению фрикционные муфты могут быть сцепными и предохранительными.

Сцепная фрикционная муфта (муфта сцепления) предназначенная для разъединения и плавного соединения входного и выходного валов посредством трения.

Во время включения в работу сцепных фрикционных муфт крутящий момент на ведомом валу возрастает поступательно и пропорционально увеличению силы взаимного прижатия поверхностей трения. Это позволяет соединять валы под нагрузкой и со значительной начальной разницей их угловых скоростей. В процессе включения муфта пробуксовывает, а разгон ведомого вала осуществляется плавно без ударов.

Предохранительная муфта предназначена для разобщения входного и выходного валов в случае превышения предельной величины крутящего момента.

По типу трущихся поверхностей различают муфты дисковые, конусные, барабанные, барабанно-ленточные.

По способу создания сил трения различают муфты с пружинным, грузовым, центробежным, кулачковым, гидравлическим, пневматическим и электромагнитным нажимом.

По типу сил трения различают муфты сухого трения и муфты, работающие в масле.

Классификация фрикционных муфт

Фрикционные муфты по форме рабочих поверхностей бывают следующих видов:

  • дисковые, рабочими поверхностями которых являются плоские торцевые поверхности дисков;
  • конусные,
  • цилиндрические.

На механических транспортных средствах применяется сцепление.

Конусная фрикционная муфта

Фрикционная муфта гусеничного трактора

Служит для отсоединения одного из бортов при повороте.

Устройство

  • Ведущий барабан.
  • Ведущие диски.
  • Ведомый барабан.
  • Ведомые диски.
  • Нажимные пружины.
  • Стяжные пальцы.
  • Отжимной диск.
  • Выжимной подшипник.
  • Вилка выключения муфты.

Принцип действия

При прямолинейном движении — пакет дисков прижат отжимным диском за счёт пружин и вращение передаётся от центральной передачи через фрикционную муфту на бортовой редуктор. При повороте — усилие от рычага управления передаётся через сервомеханизм на вилку выключения муфты. Вилка оттягивает выжимной подшипник и отжимной диск. Он отходит от пакета дисков и освобождает их, при этом сжимаются пружины. Ведущие диски начинают пробуксовывать относительно ведомых. Борт становится неведущим, а другой (ведущий) борт начинает заворачивать трактор.

См. также

Литература

  • Муфта — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  • Поляков В. С., Барбаш И. Д., Ряховский О. А. Справочник по муфтам. Л., «Машиностроение» (Ленингр. отд-ние), 1974, 352 с.
  • Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035)

ФРИКЦИОННЫЙ — это… Что такое ФРИКЦИОННЫЙ?

  • ФРИКЦИОННЫЙ — действующей под влиянием трения, трущийся. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. фрикционный (лат. frictio трение) тех. действующий под влиянием трения, трущийся, относящийся к трению; ф.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • фрикционный — трущийся Словарь русских синонимов. фрикционный прил., кол во синонимов: 2 • трущийся (23) • …   Словарь синонимов

  • фрикционный — ая, ое. спец. Отн. к фрикциону; действующий с помощью фрикциона. БАС 1. Фрикционные полосы, фрикционная вуаль. Сахаров 140. Трансмиссионные тормоза работают и сейчас, в основном на большегрузных автомобилях, но вместо них ставят фрикционные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Фрикционный — прил. 1. соотн. с сущ. фрикцион, связанный с ним 2. Свойственный фрикциону, характерный для него. 3. Действующий под влиянием трения; трущийся. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • фрикционный — фрикционный, фрикционная, фрикционное, фрикционные, фрикционного, фрикционной, фрикционного, фрикционных, фрикционному, фрикционной, фрикционному, фрикционным, фрикционный, фрикционную, фрикционное, фрикционные, фрикционного, фрикционную,… …   Формы слов

  • фрикционный — фрикци онный …   Русский орфографический словарь

  • фрикционный — …   Орфографический словарь русского языка

  • фрикционный — ая, ое Техн. Действующий посредством сил трения; использующий силы трения. Ф. тормоз …   Энциклопедический словарь

  • фрикционный — ая, ое; техн. Действующий посредством сил трения; использующий силы трения. Фрикцио/нный тормоз …   Словарь многих выражений

  • Фрикционный пресс — (винтовой фрикционный пресс[1]) разновидность вертикального винтового пресса, в которой используется фрикционная передача вращения от электропривода шпинделю (винта) ползуна …   Википедия

  • Фрикционные материалы — состав и классификация

    Фрикционные материалы – это субстанции обеспечивающие функционирование деталей в условиях избыточного трения, создавая эффективное скольжение.  Характеризуются субстанции повышенной фрикционной теплостойкостью, что выражается в сохранении износоустойчивости  с коэффициента трения при различных температурах. Материалы имеют пониженную адгезию и сверхвысокую теплопроводность, прекрасно сочетающуюся с отличной теплоёмкостью и сопротивляемостью тепловым ударам, провоцируемым  генерированием тепла в ходе трения.

    Классификация фрикционных материалов

    Фрикционные материалы бывают 3-х групп, принадлежность к которым определяет их физические и химические характеристики:

    • металлические;
    • неметаллические;
    • спечённые.

    Металлическими фрикционными материалами считаются стали и чугуны, последние традиционно используются для тормозных колодок, так как они не коробятся. Некоторые стали (65 Г, 45, 40) применяются при изготовлении фрикционных муфт, устанавливаемых на машины с гусеничным ходом.

    Важно!  Стали склонны к короблению, а в случае перегрева вполне может произойти схватывание.

    Именно по этой причине металлические детали по мере возможности заменяются пластиковыми элементами.

    Неметаллические материалы, преимущественно имеют асбестовую основу, однако здесь могут применять несколько типов связующих веществ:

    • каучук;
    • смола;
    • канифоль.

    Применяются разные наполнители: кремнезём; медь; латунь; сурик. Однако наилучшим материалом, относящимся к данной группе, является ретинакс, состоящий из фенолформальдегидной смолы. Дополнительно в составе присутствует асбест, также есть барит. Материал применяется при производстве тормозных узлов в авиационной промышленности.

    Спечённые материалы имеют основу из стального или медного порошка, а наполнителем является металлический оксид и карбид. Благодаря внедрению в состав асбеста с графитом, удаётся избежать схватывания, а сопротивляемость скольжению создаётся посредством добавления муллита. Отменный тепловой режим формируется благодаря цветным металлам, например, алюминию и цинку.  Сверхвысокая соединительная прочность  формируется в ходе спекания, обеспечивающее надёжное соединение металлической основы и добавок с наполнителями.

    Характеристики

    Основной физической характеристикой материалов, является температурный режим, при котором они могут эксплуатироваться. Спечённые изделия, имеющие медную основу, обладают температурным пределом 300°C, а материалы из металлов, например, меди, никеля, хрома  с добавлением асбеста и барита выдерживают 1200°C. Неметаллические изделия эксплуатируются при  1000°C, но это относится только к ретинаксу, а вот пластмассовые материалы способны выдержать трение, при котором температура достигает не более 250°C.

    Область применения

    Наиболее востребованными в народном хозяйстве и производственной сфере, являются спечённые материалы, обладающие прекрасными эксплуатационными характеристиками. Допускается их применение при создании  фрикционных муфт, необходимых для комплектования тормозных устройств, работающих под высокой нагрузкой.  Возможно их применение при изготовлении колодок, дисков и разных секторов.

    Изделия незаменимы в условиях, когда создаётся избыточное трение, что преимущественно происходит при торможении. Именно поэтому они незаменимы в транспортной промышленности, где активно используются для изготовления тормозных систем.  Выбор материала зависит от температуры среды, нагнетаемой при эксплуатации.

    ФРИКЦИОННЫЙ — это… Что такое ФРИКЦИОННЫЙ?

  • ФРИКЦИОННЫЙ — ФРИКЦИОННЫЙ, фрикционная, фрикционное (от лат. frictio тренне) (тех.). Действующий посредством трения. Фрикционный пресс. Фрикционное сцепление. Фрикционная муфта. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • фрикционный — трущийся Словарь русских синонимов. фрикционный прил., кол во синонимов: 2 • трущийся (23) • …   Словарь синонимов

  • фрикционный — ая, ое. спец. Отн. к фрикциону; действующий с помощью фрикциона. БАС 1. Фрикционные полосы, фрикционная вуаль. Сахаров 140. Трансмиссионные тормоза работают и сейчас, в основном на большегрузных автомобилях, но вместо них ставят фрикционные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Фрикционный — прил. 1. соотн. с сущ. фрикцион, связанный с ним 2. Свойственный фрикциону, характерный для него. 3. Действующий под влиянием трения; трущийся. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • фрикционный — фрикционный, фрикционная, фрикционное, фрикционные, фрикционного, фрикционной, фрикционного, фрикционных, фрикционному, фрикционной, фрикционному, фрикционным, фрикционный, фрикционную, фрикционное, фрикционные, фрикционного, фрикционную,… …   Формы слов

  • фрикционный — фрикци онный …   Русский орфографический словарь

  • фрикционный — …   Орфографический словарь русского языка

  • фрикционный — ая, ое Техн. Действующий посредством сил трения; использующий силы трения. Ф. тормоз …   Энциклопедический словарь

  • фрикционный — ая, ое; техн. Действующий посредством сил трения; использующий силы трения. Фрикцио/нный тормоз …   Словарь многих выражений

  • Фрикционный пресс — (винтовой фрикционный пресс[1]) разновидность вертикального винтового пресса, в которой используется фрикционная передача вращения от электропривода шпинделю (винта) ползуна …   Википедия

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о