Гост тормозная жидкость дот 4 – ГОСТ Р ИСО 6314-93 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения водостойкости, стойкости к солевому раствору, маслу и тормозной жидкости, ГОСТ Р от 22 февраля 1993 года №ИСО 6314-93

Содержание

Тормозная жидкость — Госстандарт

Безотказность тормозов — важнейшее условие безопасности управления автомобилем, поэтому к тормозным жидкостям предъявляются весьма жесткие требования. Но их свойства неизбежно ухудшаются в процессе эксплуатации, что требует полной замены с периодичностью, предусмотренной производителем.

 Общие сведения

При нажатии на педаль тормоза усилие посредством гидравлического привода передается к колесным (рабочим) тормозным механизмам, останавливающим автомобиль за счет сил трения. Если выделившееся при этом тепло нагреет тормозную жидкость свыше допустимого для нее предела, она закипит и возникнут паровые пробки. Смесь жидкости и пара станет сжимаемой, педаль тормоза может «провалиться» и произойдет отказ в торможении. Для исключения этого явления в гидроприводах используются специальные тормозные жидкости. Их принято классифицировать по температуре кипения и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» – с содержанием воды 3,5%. Вязкость определяют при двух значениях температуры: +100°C и –40°C. Эти показатели, соответствующие американскому федеральному стандарту по безопасности автомобилей FMVSS № 116, представлены в таблице. Сходные требования содержат другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703 и т.д. В России нет единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, и отечественные производители работают по различным техническим условиям.

Тормозные жидкости различных классов в основном применяются:
— DOT 3 – для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
— DOT 4 – на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами на всех колесах;
— DOT 5.1 – на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
Примечание. Жидкости класса DOT 5 на обычных транспортных средствах практически не применяются.

Эксплуатационные требования

Кроме основных – по температуре кипения и величине вязкости, тормозные жидкости должны отвечать другим требованиям. Отсутствие отрицательного воздействия на резиновые детали. Между цилиндрами и поршнями гидропривода тормозов установлены резиновые манжеты. Герметичность этих соединений повышается, если под воздействием тормозной жидкости резина увеличивается в объеме (для импортных материалов допускается расширение не более 10%). В процессе работы уплотнения не должны чрезмерно разбухать, давать усадку, терять эластичность и прочность.
Защита металлов от коррозии. Узлы гидропривода тормозов изготавливаются из различных металлов, соединенных между собой, что создает условия для развития электрохимической коррозии. Для ее предотвращения в тормозные жидкости добавляют ингибиторы коррозии, защищающие детали из стали, чугуна, алюминия, латуни и меди.
Смазка пар трения. Смазывающие свойства тормозной жидкости определяют износ рабочих поверхностей тормозных цилиндров, поршней и манжетных уплотнений.

Стабильность при высоких и низких температурах. Тормозные жидкости в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C должны сохранять исходные свойства (в определенных пределах), противостоять окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Виды тормозных жидкостей и их совместимость

Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.

Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Силиконовые, изготавливаемые на основе кремний-органических полимерных продуктов. Их вязкость мало зависит от температуры, они инертны к различным материалам, работоспособны в диапазоне температур от –100 до +350°С и не адсорбируют влагу. Их применение в частности ограничивают недостаточные смазывающие свойства. Основанные на силиконе жидкости несовместимы с другими.
Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полигликолевых DOT 5.1, так как сходство наименований может привести к путанице. Для этого на упакове дополнительно обозначают:
ДОТ 5 – SBBF («silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, основанная на силиконе).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» — тормозная жидкость, не основанная на силиконе).

Проверка и замена

На современных автомобилях, в силу целого ряда преимуществ, применяются в основном гликолевые тормозные жидкости. К сожалению, за год они могут «впитать» до 2-3% влаги и их нужно периодически заменять, не дожидаясь когда состояние приблизится к опасному пределу (см. рис). Периодичность замены указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от 1 до 3 лет. Объективно оценить свойства тормозной жидкости можно только в результате лабораторных исследований. На практике состояние тормозной жидкости оценивают визуально – по внешнему виду. Она должна быть прозрачной, однородной, без осадка. Существуют приборы для определения состояния тормозной жидкости по температуре кипения или степени увлажнения. Но поскольку жидкость в системе не циркулирует, в бачке (место проверки) ее состояние может быть иным, чем в колесных цилиндрах. В бачке она контактирует с атмосферой, набирая влагу, а в тормозных механизмах нет. Но там жидкость часто сильно нагревается, в результате ее изначальные свойства ухудшаются.

Добавление свежей тормозной жидкости при прокачке системы, осуществляемой после ремонтных работ, практически не улучшает ситуацию, поскольку значительная часть ее объема при этом не меняется.
Жидкость в гидросистеме нужно заменять полностью. Последовательность и особенности этой операции, например прокачка с работающим двигателем, зависят от конструкции системы тормозов (типа усилителя, наличия антиблокировочных устройств и т.п.). Часто такая информация есть в руководстве по эксплуатации автомобиля.

На отечественных автомобилях тормозную жидкость заменяют одним из следующих двух способов.
1. Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) выпуска воздуха из гидропривода тормозов. Затем заполняют бачок свежей жидкостью и закачивают ее внутрь системы, нажимая на педаль тормоза. Клапаны последовательно закрывают при появлении из них жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура (ветви) гидропривода («прокачивают» тормоза). При таком способе новая жидкость не смешивается со старой. Часть вышедшей при прокачке свежей жидкости можно снова применить (дав ей отстояться и профильтровав).

Примечание. До начала операции на каждый клапан нужно надеть отводящий шланг, опустив другой его конец в подходящую емкость – вытекающая тормозная жидкость может повредить шины и лакокрасочные покрытия на деталях подвески, тормозов, колес.

2. По очереди прокачивают каждый контур, постоянно доливая в бачок главного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская осушения системы. Это продолжают до тех пор, пока из клапана не потечет свежая жидкость. При этом варианте воздух в гидропривод не может попасть и контрольная «прокачка» не требуется. Но не исключено, что часть старой жидкости останется в системе. Кроме того, свежей жидкости потребуется больше, чем при прокачке предыдущим способом. Это связано с тем, что большая ее часть, удаленная из гидропривода, смешивается со старой и становится непригодной для дальнейшего применения.

Меры безопасности

Хранить любую тормозную жидкость нужно только в герметично закрытой емкости, чтобы она не контактировала с воздухом, не окислялась, не набирала влагу и не испарялась.

Тормозные жидкости, как правило, являются горючими или легковоспламеняющимися. Курить при работе с ними запрещено. Тормозные жидкости ядовиты – даже 100 см3 ее, попавшие внутрь организма (некоторые жидкости пахнут спиртом и их можно принять за алкогольный напиток), могут привести к смерти человека. В случае заглатывания жидкости, например при попытке откачать часть ее из бачка главного цилиндра, нужно немедленно промыть желудок. Если жидкость попала в глаза, необходимо обильно промыть их струей воды. И в любом случае следует обратиться к врачу.

 

Классификация тормозных жидкостей DOT

Определенные требования предъявляются к абсолютно любой части машины, и не важно, что это: конструктивная составляющая (например, колесо) или моторное масло. В данной статье мы уделим внимание классам тормозных жидкостей, которые отмечены в американском стандарте безопасности DOT (Department of Transportation).

Происхождение стандарта DOT

Классификационные требования к тормозным жидкостям были созданы экспертами Департамента транспорта США (United States Department of Transportation или просто DOT). Этот центральный орган управления в области транспорта был основан в 1966 году и официально начал свою деятельность в 1967 году. Департамент возглавляет министр транспорта Америки, которым с 2013 года является Энтони Фокс.

Согласно данной классификации, все жидкости разделили на несколько специальных групп (классов), имеющих свой набор свойств. Поскольку именно этот вариант классификации сочетал в себе самые адекватные требования, то с ним согласились практически во всех уголках мира, выделяя классы тормозных жидкостей именно по DOT.

Интересный факт! Именно департамент транспорта США принял «Акт о безопасности Родины», PL 107—296 (2002 года), что стало ответной реакцией правительства на происшествие 11 сентября 2001 года.

Классы DOT и характеристики

Согласно американским стандартам и вышеуказанной классификации различают четыре основных класса тормозных жидкостей. Это DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Также существует и дополнительный пятый класс – DOT 5.1/ABS, использующийся в транспортных средствах с антиблокировочной системой. Более того, в нашей стране нередко встречаются и другие аналогичные жидкости, обозначенные маркировками DOT 4.5 и DOT 4+. Вся информация об их характеристиках и особенностях применения указывается в инструкции к ним. Однако следует отметить, что к американской системе эти жидкости не имеют никакого отношения.
DOT 3

Состав DOT 3 являет собой наиболее простое соединение гликолей, что и объясняет сравнительно низкую стоимость данного класса тормозной жидкости и его высокую популярность. Представители DOT 3 быстро впитывают в себя влагу, что вызывает стремительное снижение температуры кипения.

Средний срок службы таких жидкостей составляет меньше 2-х лет, причем их вязкость не самая высокая среди остальных вариантов (при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с, что является средним показателем). DOT 3 по праву можно назвать «золотым стандартом» среди тормозных жидкостей. Температура кипения свежего (сухого) вещества равняется 205°C, а кипение мокрой (старой) жидкости достигает 140°C. Цвет DOT 3 бывает не только янтарным, но и прозрачным.

Зачастую тормозная жидкость DOT 3 используется в транспортных средствах, оборудованных либо барабанным типом тормозов, либо дисковыми тормозами на передних колесах. Но если на вашей машине установлены резиновые тормозные прокладки, тогда лучше поискать другой вариант, тем более, что агрессивность жидкости проявляется еще и по отношению к лакокрасочному покрытию. Хорошей альтернативой устаревшему стандарту DOT 3 является более современная жидкость под маркировкой DOT 4, хоть по популярности она пока не смогла вытеснить с рынка своего предшественника.

А знаете ли вы? Используя асбестовые тормозные накладки, вы вредите своему организму, так как пыль, образующаяся в результате трения о диск, оказывает отрицательное влияние на легкие человека.

DOT 4

Приставка в виде цифры «4» возле аббревиатуры DOT указывает на присутствие в составе соединений, связывающих конденсат воды. Если принимать во внимание ГОСТ, то тормозная жидкость никак не сертифицирована, а единственный действующий правовой документ в этой области – это ГОСТ 29200–91, регламентирующий графическое обозначение всех тормозных жидкостей, причем не важно, изготовлены они на нефтяной или не нефтяной основе.

В данном случае, нас больше интересует второй вариант, ведь DOT 4 является представителем именно этого класса. Данный символ представлен в виде желтого восьмиугольника, дополненного черной каймой, в центре которого находится схематическое изображение черной тормозной системы. Если символ полностью перечеркнут, значит, использовать такую жидкость нельзя.

В основе DOT 4 лежат простые линейные полиэфиры с двумя OH-группами. Обычно производители применяют полиэтиленгликоль, однако, учитывая характерные особенности жидких полимеров и различные добавки, которые создают комплексные соединения с гликолями, указанное на упаковке название может звучать по-другому.

Согласно требованиям стандарта, температура вскипания DOT 4 не должна быть ниже 250°C, а для состава, сорбирующего влагу из воздуха (до 3,5%), разрешается снижение указанного значения до 165°C. Показатели вязкости не должны превышать 750 м2/с, только не стоит путать этот показатель с понятием «плотности». Антикоррозийные свойства, которыми обладает данная жидкость, зачастую связывают с кислотностью, а безопасным диапазоном считается нахождение значений рН в пределах 7,0 – 11,5 единиц.

DOT 4 отличается от DOT 3 присутствием в составе специальных добавок (боратов, хотя могут использоваться и другие), которые способны связывать воду, попадающую в тормозную жидкость из воздуха. Если же добавить еще немного различных присадок, то мы получим тормозную жидкость под названием DOT 5.1 (применяется в спортивных автомобилях).

Обратите внимание! DOT 4 можно совмещать с DOT 3, DOT 4.5, DOT 5.1, но она не сочетается с силиконовыми составами DOT 5, DOT 5.1 (ABS).

DOT 5

Благодаря свойствам силикона (на его основе изготавливаются тормозные жидкости класса DOT 5), характеристики таких составов практически идеальны. Так, следует отметить высокую температуру кипения, стабильно низкую вязкость, способность к отталкиванию лишней влаги, отсутствие агрессивного влияния на детали, изготовленные из резины, металла или имеющие окрашенные участки. Более того, продукты этой категории могут похвастаться долгим сроком службы, достигающим 4-5 лет.

Правда, нельзя не упомянуть и о некоторых недостатках жидкостей DOT 5. К примеру, отталкиваемая вода не смешивается с жидкостью и может накапливаться в нижних отделах тормозной системы, а ее замерзание там при низких температурах часто мешает работе всех важных элементов. Более того, указанный класс тормозных жидкостей также отличается и высоким уровнем насыщаемости воздухом (аэрации), из-за чего DOT 5 нельзя использовать на транспортных средствах с установленной антиблокировочной системой.

DOT 5.1

Температура кипения тормозной жидкости DOT 5.1 является самой высокой среди всех остальных классов, причем вязкость состава несколько ниже, чем у других представителей описанной классификации, а значит, она может свободно перемещаться по системе, тем самым способствуя повышению рабочей эффективности тормозов автомобиля. Благодаря этой особенности состав DOT 5.1 используется в гоночных, спортивных машинах и даже мотоциклах. К сожалению, из-за активного впитывания влаги, срок службы данного состава не слишком высок (примерно 1 год), к тому же, как и другие представители гликолевых жидкостей, они способны разъедать краску, хоть резиновые детали и не страдают.

Интересно знать! Маркировка жидкости DOT 5.1 никак не связана с маркой DOT 5, что в понимании отечественных автолюбителей полностью лишено логики.

DOT 5.1/ABS

Отдельная группа тормозных жидкостей под названием DOT 5.1/ABS предназначается для транспортных средств с установленной антиблокировочной системой, а также для машин, работающих в тяжелых условиях.

Представители данного класса обладают смешанным составом и одновременно содержат силикон и гликоли. Такая тормозная жидкость может продемонстрировать хорошие смазочные свойства, а также она имеет высокую температуру кипения и дополнена специально разработанным пакетом присадок. В любом случае, наличие гликолей в составе этой жидкости делает ее более гигроскопичной, что ограничивает срок службы двумя годами.

Отличия классов тормозных жидкостей

Как мы уже упоминали выше, классификация тормозных жидкостей DOT распределяет все составы на виды в соответствии с температурой кипения и вязкостью сухой, а также содержащей влагу жидкости. В то же время, составы DOT 3 и DOT 4 представлены в виде минеральных масел, основанных на полигликолях, а основой жидкости DOT 5 выступает силикон, из-за которого состав нельзя смешивать с полигликолями. Проще говоря, в роли основы для всех тормозных жидкостей (кроме DOT 5) выступает полиэтиленгликоль, дополненный полиэфирами борной кислоты, что позволяет соединять эти составы между собой. В отдельных случаях производители DOT 3 могут использовать другую основу, которой чаще всего выступает полиалкиленгликоль.

Не стоит путать силиконовые составы DOT 5 с полигликолиевыми DOT 5.1, тем более что на каждой упаковке состава присутствуют дополнительные обозначения: для DOT 5 – это SBBF (указывает на наличие в жидкости силикона), а для DOT 5.1 – NSBBF (свидетельствует о том, что перед вами тормозная жидкость, основанная не на силиконе).

Не забывайте! Все описанные расходные материалы (а именно таким и является тормозная жидкость DOT) имеют одинаковую химическую базу, модификации которой появляются путем применения различных добавок. Именно пакет присадок определяет основные физико-химические свойства тормозной жидкости: гигроскопичность и температуру кипения.

Теперь давайте немного обобщим некоторые особенности тормозных жидкостей, принадлежащих к разным классам упомянутой классификации DOT:

1. Тормозная жидкость DOT 4 выделяется из остальных классов высоким уровнем поглощения влаги, а также агрессивностью к лакокрасочным покрытиям транспортного средства и резиновым элементам тормозной системы. Открытую упаковку состава необходимо использовать в течение одной недели.

2. DOT 5, благодаря наличию в составе силикона, имеет более высокую температуру кипения и низкую вязкость. Также жидкость инертна к РТИ покрытиям. Продукты этого класса запрещается использовать в машинах, оборудованных ABS.

3. Тормозная жидкость под номером DOT 5.1 разрабатывалась специально для антиблокировочных систем и хорошо подходит для гоночных автомобилей, а среди основных недостатков – быстрое поглощение влаги.

В соответствии с требованиями DOT, тормозные жидкости разных классов окрашивают в два цвета. Так, согласно нормам FMVSS №116, для DOT 4 и 5.1 предусмотрена желтая окраска, а для DOT 5 – розовая. Таким образом, производители побеспокоились об исключении возможности их спутывания.

Взаимозаменяемость разных классов

Составы класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 достаточно похожи между собой, ведь их состав основывается на гликолях и полиэфирах. Поэтому эти виды могут легко заменять друг друга. Правда, даже в этом случае различия все же имеются. Так, DOT 5 создают на основе силикона, в то время как DOT 5.1/ABS помимо силикона содержит в себе еще и гликоли, что делает эти две тормозных жидкости не способными взаимодействовать ни с какими другими.

Кроме того, при смешивании жидкостей следует придерживаться одного правила: состав высшего класса не должен добавляться в состав низшего, что является немаловажным условием. К примеру, если в системе вашего автомобиля уже находилась тормозная жидкость DOT 3, то использование DOT 4 или DOT 5.1 только улучшит ее характеристики, а значит, и всю работу тормозной системы. Однако, если к тормозной жидкости DOT 5.1 добавить состав классом пониже, то конечный результат будет непредсказуем.

Помните! Любую тормозную жидкость следует хранить только в герметичной емкости, не допуская ее контакта с атмосферным воздухом, что может привести к окислению, набору влаги и испарению.

Обычно все представители DOT являются легковоспламеняющимися составами, поэтому курить рядом с ними достаточно опасно. Также не забывайте, что все тормозные жидкости очень токсичны, и даже 100 мл, попавшие внутрь организма (некоторые составы имеют приятный запах, и их легко можно перепутать со спиртными напитками), чреваты смертельным исходом. Если заглатывание жидкости все же произошло (например, в результате попытки откачать определенную часть вещества из бачка главного цилиндра), нужно сразу же промыть желудок и обратиться в больницу. В случае контакта с глазами или кожным покровом рук – действия аналогичны.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Состав тормозных жидкостей и их основные рабочие характеристики.

1.Принцип работы тормозной жидкости.

Наверное, все автомобилисты знают, для чего в автомобиле нужна тормозуха. Однако не все знают, как она работает, что входит в состав тормозной жидкости и какие важные эксплуатационные характеристики зависят от её состава.

Для начала вкратце пробежимся по принципу работы. Итак, тормозит автомобиль тормозными колодками, которые прижимаются к вращающимся деталями колеса (тормозной диск, или тормозной барабан у старых авто), создавая сопротивление вращению трением. В результате колесо замедляет вращение и останавливается. Колодки начинают прижиматься к диску/барабану в результате нажатия на педаль тормоза водителем. Вроде всё просто, однако машина — вещь тяжёлая, и остановить её быстро используя только силу ног водителя нельзя. Кроме того, ведь усилие с педали на колодки надо как-то передать, и система механических рычагов здесь была бы весьма неудобна.
Чтобы решить эти две проблемы (передачу усилия и его увеличение), было решено воспользоваться таким свойством жидкости, как несжимаемость. То есть, как бы вы не старались надавить, уменьшить объём жидкости существенно не удастся (в отличие от газов/пара), а значит всё, что вы «вжали» с одного конца трубки, «выжмется» на другом конце, передавая ваше движение.

2. Разновидности и состав тормозной жидкости.

Работа тормозной жидкости протекает в широком температурном диапазоне, поэтому, как говорится, не все жидкости здесь одинаково полезны. Вода, например, замёрзнет при нуле градусов и блокирует всю работу (ну и трубки разорвёт, конечно).
С другой стороны, при торможении детали тормозной системы сильно нагреваются от трения, и та же вода закипела в тормозном механизме, превратившись в пар. А поскольку пар можно сжать, усилие на колодки также не передавалось бы. Вместо этого пар уплотнялся бы, уменьшая свой объём. Вообще, атмосферная влага, превращающаяся в конденсат — это основной враг тормозной жидкости.
Поэтому два основных требования к тормозной жидкости — это возможно более высокая температура кипения и низкая температура замерзания.

Первые жидкости делали из касторового масла. Например, марка тормозной жидкости БСК делалась из касторового масла в смеси с бутиловым спиртом. Был ещё вариант использования масла с этиловым спиртом (жидкость ЭСК), употреблявшийся некоторыми особо несознательными гражданами СССР перорально:).

Недостатком этих жидкостей была низкая температура кипения (около 78 градусов) и не слишком низкая температура замерзания (в пределах 30 градусов ниже нуля).
Применения гликолевой основы сильно расширило температурный диапазон ТЖ. Так, «Нева» имела температуру кипения 195°С, а замерзала примерно при минус 60°С. Казалось бы, вполне достаточный диапазон, однако у гликолевых жидкостей есть серьёзный недостаток — они очень гигроскопичны, поэтому впитывают в себя влагу даже в закрытой тормозной системе. С повышением содержания воды температура кипения существенно снижается.
Следующим шагом была «Томь», имевшая температуру кипения 220°С. Кроме того, гликолевые спирты довольно коррозионно агрессивны по отношению к материалам тормозной системы, и разъедают резиновые уплотнения, поэтому там используются различные присадки для снижения коррозионной активности (здесь можно почитать про агрессивность этиленгликоля — основы тосолов). «Томь» по этим параметрам в лучшую сторону отличалась от «Невы».
Поскольку в России не существует ГОСТов, устанавливающих характеристики тормозной жидкости, повсеместно применяются американские стандарты DOT-3, DOT-4, DOT-5, DOT-5.1 (Department Of Transport). «Томь» как раз удовлетворяет требованиям DOT-3. Однако самой распространённой на сегодняшний день является жидкость DOT-4, в отечественном исполнении имеющая название «Роса», или, как вариант, РосDOT-4. О её характеристиках будет сказано чуть ниже.
DOT-5 в отличие от остальных ТЖ сделана на основе силикона и в связи с этим имеет ряд достоинств. Она не гигроскопична, имеет малую вязкость, не взаимодействует с резиновыми уплотнениями. Однако, она тоже не идеальна, так как из-за своей гидрофобности силикон старается вытолкнуть влагу, которая при низких температурах может замёрзнуть в трубках. Плюс, такая ТЖ хорошо смешивается с воздухом (то есть образует пену), что также снижает эффективность торможения (ведь воздух в пене можно сжать).
DOT-5.1 имеет те же характеристики температуры кипения и вязкости, что и DOT-5, но сделана на основе гликолевых спиртов, поэтому гигроскопична как DOT-3 и DOT-4, и вполне может с ними смешиваться (хотя и с ухудшением своих основных свойств). Существует также разновидность DOT-5.1/ABS, созданная для машин с электронно-управляемыми системами антиблокировки тормозов, как это видно из названия. Разница заключается в лучшей текучести при низких температурах, необходимой для корректной работы системы в этих условиях.

3. Характеристики тормозной жидкости.

Согласно стандарту FMVSS №116 DOT-4 должна иметь следующие основные характеристики:
температура кипения «сухая» (то есть воды в составе не более 0,5%) не меньше 230°С.
температура кипения «мокрая» (воды в составе не более 3,5%) не меньше 155°С.
вязкость при -40°С не более 1800мм2/с
значение pH — не меньше 7,5 и не больше 11,5. (это аналог щелочного числа, например у электролита оно <1, у кожи человека 5,5, у воды 7, у концентрированных растворов щелочей >13)
Кроме этого оговаривается термическая и химическая стабильность (температура кипения не должна изменяться больше, чем на 3°С при испытаниях по методике стандарта), и коррозионная активность.

4. Стандарты тормозной жидкости.

Кстати, уже упомянутый американский стандарт FMVSS 116 не единственный (хотя и первый) в области тормозных жидкостей. Кроме него существуют ещё:

  • ISO 4925 — (International Organization for Standardization, что переводится как «Международная организация по стандартизации»)
  • SAE J 1703 /1704 — (Society of Automotive Engineers, Inc., аналогично, «Общество автомобильных инженеров»)
  • JISK 2233 — (Japanese Industrial Standard, соответственно, «Японский промышленный стандарт»)

На ISO 4925 остановимся чуть поподробнее. В 2005 году эта организация выпустила редакцию стандарта, включающую в себя спецификацию ISO4925 – class 6 с нормативами для машин с ABS. В частности, вязкость при -40 там прописана не выше 750мм2/с. Вот картинка дополнений этого стандарта к основным классам американского DOT.

classy tormoznyx zhidkostei

дополнительные классы тормозных жидкостей

5. Итого.

Итак, обобщим полученную информацию.

  • Во-первых, существует несколько разновидностей тормозной жидкости, однако пользоваться рекомендуется тормозухой класса DOT-4 и выше ввиду её достаточно высокой температуры кипения, а это основной параметр для тормозной жидкости, напрямую влияющий на безопасность езды на машине.
  • Во-вторых, помимо температуры кипения для машин с ABS имеет особое значение параметр вязкости при низких температурах (-40), для таких жидкостей разработан специальный стандарт ISO4925 – class 6 (ну или DOT-5.1/ABS).
  • В-третьих, все жидкости КРОМЕ DOT-5 состоят в основном из гликолевого спирта, тогда как DOT-5 сделан на основе силикона. Это значит, что смешивать их НЕЛЬЗЯ.
  • В-четвёртых, существуют ещё несколько характеристик, отвечающие за термическую, химическую стабильность и коррозионную активность. Обычно на них никто не обращает внимания, что даёт возможность производителям экономить на производстве, не соблюдая технологию. Если несоблюдение значения температуры кипения чревато аварийной ситуацией (что может выйти боком недобросовестному производителю ТЖ), то несоблюдение норм коррозионной активности «всего лишь» означает более быстрый выход из строя деталей и уплотнений тормозной системы.

Отсюда вывод — покупать лучше тормозную жидкость известных производителей (например, Тосол-Синтез с ТЖ марки ROSDOT), давно работающих на рынке и специализирующихся на производстве тормозных и других спецжидкостей для автомобилей.
Ну и вот табличка с основными характеристиками различных стандартов, для наглядности.

xarakteristiki tormoznyx zhidkostei

Сравнение характеристик тормозных жидкостей

ГОСТ Р ИСО 6314-93 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения водостойкости, стойкости к солевому раствору, маслу и тормозной жидкости, ГОСТ Р от 22 февраля 1993 года №ИСО 6314-93


ГОСТ Р ИСО 6314-93

Группа Л69

Дата введения 1994-01-01

1 ПОДГОТОВЛЕН И ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 73 «Асбестовые и безасбестовые фрикционные, уплотнительные, теплоизоляционные материалы и изделия»

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22.02.93 N 51

Настоящий стандарт подготовлен на основе применения аутентичного текста международного стандарта ИСО 6314-80 «Транспорт дорожный. Фрикционные тормозные накладки. Водостойкость, стойкость к солевому раствору, маслу и тормозной жидкости. Методика испытания»

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


Настоящий стандарт распространяется на тормозные накладки барабанных и дисковых тормозов автотранспортных средств и устанавливает метод определения водостойкости, стойкости к солевому раствору, маслу и тормозной жидкости.

Сущность метода заключается в определении размеров и прочностных характеристик образцов в исходном состоянии и после выдержки в испытательных жидких средах.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 4233-77 Натрий хлористый. Технические условия.

ГОСТ Р ИСО 6311-93 Транспорт дорожный. Накладки тормозные. Метод определения сопротивления срезу материала накладок.

ГОСТ Р ИСО 6312-93* Транспорт дорожный. Накладка с колодкой в сборе дисковых и барабанных тормозов. Метод определения сопротивления сдвигу накладки относительно колодки.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р ИСО 6312-2007, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 6709-72 Вода дистиллированная. Технические условия.

ГОСТ 12026-76 Бумага фильтровальная лабораторная. Технические условия.

ТУ 6-01-1163-78 Тормозная жидкость «Нева».

ТУ 38.101-95-86 Жидкости нефтяные стандартные для испытания резин (СЖР).

3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Стойкость тормозных накладок к воздействию жидкостей — свойство накладок сопротивляться воздействию испытательных жидкостей, выраженное в изменении толщины и прочностных характеристик до и после выдержки в жидкости.

4 ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ


Прибор для проведения испытаний должен состоять из:

1) емкости для испытательной жидкости и погружения образцов;

2) микрометра с шаровым наконечником для измерения толщины образца;

3) приспособления для определения сопротивления срезу по ГОСТ Р ИСО 6311 или сопротивления сдвигу по ГОСТ Р ИСО 6312.

5 ОТБОР ОБРАЗЦОВ И ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЮ


Для испытания отбирают не менее 15 тормозных накладок барабанных (тормозные накладки или тормозные накладки с колодками в сборе) или дисковых (тормозные накладки с колодками в сборе) тормозов.

Образцы изготовляют по ГОСТ Р ИСО 6311 или ГОСТ Р ИСО 6312.

Все образцы делят на пять групп не менее трех образцов в каждой и маркируют по номерам и группам.

Образцы помечают одинаковым образом в пяти равномерно расположенных точках.

Микрометром измеряют толщину каждого образца в каждой отмеченной точке с точностью до 0,01 мм.

6 МЕТОД ИСПЫТАНИЯ


Испытания проводят при температуре окружающей среды.

Образцы следует устанавливать вертикально на расстоянии друг от друга так, чтобы во время испытаний вся поверхность образцов соприкасалась с испытательными средами.

6.1 Группа 1


Образцы оставляют на 7 суток при комнатной температуре.

Толщину образцов измеряют в каждой отмеченной точке непосредственно перед испытанием по ГОСТ Р ИСО 6311 или ГОСТ Р ИСО 6312.

6.2 Группа 2


Образцы погружают на 7 суток в емкость с дистиллированной водой (ГОСТ 6709).

Образцы извлекают из воды и удаляют влагу с их поверхности фильтровальной бумагой (ГОСТ 12026).

Не позднее чем через 10 мин после удаления влаги непосредственно перед испытанием измеряют толщину образцов в каждой отмеченной точке по ГОСТ Р ИСО 6311 или ГОСТ Р ИСО 6312.

6.3 Группа 3


Образцы погружают на 7 суток в емкость с раствором хлористого натрия 100 г/дм (ГОСТ 4233).

Образцы извлекают из раствора и удаляют имеющийся раствор с их поверхности фильтровальной бумагой.

Не позднее чем через 10 мин после удаления раствора непосредственно перед испытанием измеряют толщину образцов в каждой отмеченной точке. Образцы испытывают по ГОСТ Р ИСО 6311 или ГОСТ Р ИСО 6312.

6.4 Группа 4


Образцы погружают в емкость с жидкостью СЖР-2 (ТУ 38.101-95) на 48 ч.

Образцы извлекают из жидкости и удаляют имеющуюся жидкость с их поверхности фильтровальной бумагой.

Не позднее чем через 10 мин после удаления жидкости непосредственно перед испытанием измеряют толщину образцов в каждой отмеченной точке. Образцы испытывают по ГОСТ Р ИСО 6311 или ГОСТ Р ИСО 6312.

6.5 Группа 5


Образцы погружают в емкость с тормозной жидкостью (ТУ 6-01-1163) на 48 ч.

Образцы извлекают из тормозной жидкости и удаляют имеющуюся жидкость с их поверхности фильтровальной бумагой.

Не позднее чем через 10 мин после удаления жидкости непосредственно перед испытанием измеряют толщину образцов в каждой отмеченной точке. Образцы испытывают по ГОСТ Р ИСО 6311 или ГОСТ Р ИСО 6312.

7. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


Во всех группах вычисляют среднее арифметическое значение толщины каждого образца.

Изменение толщины образца выражают в виде разности среднего арифметического значения толщины каждого образца до и после испытания.

За изменение толщины партии изделий по каждой испытательной жидкости принимают среднее арифметическое значение результатов испытаний всех образцов по каждой из пяти групп.

За изменение сопротивления срезу или сдвигу после выдержки образцов в испытательных жидкостях принимают разность среднего арифметического значения сопротивления срезу или сдвигу до и после испытания, выраженную в процентах.


Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1993

Тормозные жидкости

Содержание страницы

Тормозными жидкостями называются жидкости, используемые в гидравлических тормозных системах автомобильной техники.

1. Тормозные жидкости отечественного производства

В зависимости от состава тормозные жидкости подразделяются на жидкости гликолевого основания и спиртокасторовые (рис. 1).

Подразделение тормозных жидкостей по способу производства

Подразделение тормозных жидкостей по способу производства

Рис. 1. Подразделение тормозных жидкостей по способу производства

Тормозная жидкость «ГТЖ-22М», представляет собой смесь диэтиленгликоля (66%), этилкарбитола (32%), этилцеллозольва (3%) с добавлением антикоррозионной и защитной присадок. Ядовита. Для придания жидкости желто-зеленой окраски вводится краситель. Обладает хорошими противоизносными и удовлетворительными антикоррозионными свойствами. Рекомендуется к применению на ряде моделей грузовых автомобилей для заправки гидравлических систем привода тормозов и сцеплений. Имеет всесезонное применение во всех климатических зонах, кроме Крайнего Севера.

Тормозная жидкость «Нева», состоит из смеси гликолей и полигликолей (имеет повышенное содержание этилкарбитола до 59%), содержит комплекс присадок антикоррозионного, антиокислительного и противоизносного действия, обладает хорошими низкотемпературными свойствами. Ядовита, имеет окраску от светло-желтого до желтого цвета. Работоспособна до температур эксплуатации минус 40-450С.

Жидкость «Томь», предназначена для применения в гидравлической системе привода тормозов и сцеплений, состоит из этилкарбитола и полиэфира, содержит присадки антикоррозионного действия и повышающие уровень термостабильности. Температура применения от минус 50 до плюс 50 0С. Смешивается с тормозной жидкостью «Нева» в любых соотношениях.

Тормозная жидкость «БСК», представляет собой смесь бутилового спирта и касторового масла (1:1), содержит краситель. Ядовита. Обладает хорошими противоизносными свойствами, инертна к резино-техническим изделиям. Предназначена для всесезонного применения в гидравлических системах привода тормозов грузовых и легковых автомобилей, кроме автомобилей, оборудованных дисковыми тормозами. При низких температурах выделяет сгустки кристаллов касторового масла. Рекомендуемые температуры применения, не ниже минус 17-20 0С.

Основным компонентом тормозной жидкости марки «РОСДОТ» является борсодержащий полиэфир, содержит антиокислительную присадку. Имеет высокие значения температуры кипения. Совместима с тормозными жидкостями марок «Томь», «Нева». Уровень требований предъявляемых к качеству тормозных жидкостей представлен в таблицах 9 и 10.

2. Зарубежная классификация тормозных жидкостей

Для классификации тормозных жидкостей за рубежом применяют характеристики температур кипения и вязкости. Наибольшее распространение получила классификация DOT, разработанная Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Данная классификация, основана на соответствии качества тормозных жидкостей требованиям американского федерального стандарта по безопасности автомобилей FMVSS № 116. При классификации различают температуру кипения «сухой» жидкости, не содержащей воды и «увлажненной» («мокрой») – с содержанием воды до 3,5%. Определение вязкости проводят при температурах 100 0С и минус 40 0С. Наибольшее распространение получили тормозные жидкости классов DOT 4, DOT 5 (DOT 5.1). Жидкость класса DOT 3 устаревающая марка, так как была предназначена для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификации DOT 4 предназначены для применения на современных быстроходных автомобилях с преимущественно диcковыми тормозами. Тормозные жидкости, соответствующие классификациям DOT 5 (DOT 5.1) – используют в основном на автомобилях, которые эксплуатируются в тяжелых режимах с частыми разгонами и интенсивными торможениями, повышенными динамическими и температурными нагрузками.

Таблица 9

Наименование

показателя

___________________________________

Норма для марки
ГТЖ –22М «Томь» «БСК»
1234
1. Внешний видПрозрачная однородная жидкость зеленого цвета без осадкаПрозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценцияОднородная прозрачная жидкость от красного до оранжево-красного цвета без осадка и механических примесей, допускается слабая опалесценция
2. Вязкость кинематическая, мм2/с:

при 70 0С

при 50 0С

при 100 0С

при минус 40 0С

при 0 0С

≥ 1,8

≤ 1800

≥ 5,0

≥ 2,0

≤ 1500

≥ 5,5

≥ 9,0

≤ 130

3. Температура кипения, 0С≥ 190≥ 220≥ 115
4. Температура вспышки в открытом тигле, 0С≥ 90
5. Массовая доля мех. примесейотсутствие
6. Стабильность при высокой температуре, 0С≤ минус 2
7. Температура кипения увлажненной жидкости, 0С≥ 160
8. Плотность при 20 0С,кг/м3870 – 900
9. Совместимость с тормозной жидкостью «Нева» при соотношении 9:1; 1:1; 1:9
а) при температуре
минус (45±5) 0С
Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

б) при температуре (55±5) 0С
Совместимость с водой при температуре минус 40 0С

а) внешний вид

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка.
б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости, с≤ 10
10. Испаряемость:

а) массовая доля летучих веществ, %

б) состояние остатка после испарения

в) состояние остатка при температуре минус 5 0С

≤ 70

отсутствие твердых частиц

подвижен

11. Изменения объема резины марки 7-2462 при 70 0С (марки
51-1524 при 120 0С) в течение
72-х часов, %а) изменение массыб) изменение объемав) изменение внешнего вида резиныг) изменение предела прочности резины марки 51-1524 при 120 0С, %
0-3

отсутствие клейкости
и шелушения

2-10 (2-10)

отсутствие клейкости
и шелушения

≤ 18

1-5

5-10

12. Взаимодействие с металлами, изменение массы пластинок мг/см2, не более:
жесть белая

сталь 10

алюминиевый сплав Д-16

чугун СЧ 18-36

латунь Л-63 или Л-62

медь М-1

0,1

0,1

0,1

0,08

0,1

0,2

0,2

0,2

0,1

0,2

0,4

0,4

Внешний вид пластинокОтсутствие признаков коррозии в виде точек, шероховатостей, кристаллического осадка; допускается налет, легко стираемый хлопчатобумажной тканью и изменение цвета (цвета побежалости)Отсутствие раковин и шероховатостей, видимых невооруженным глазом. Допускается изменение цвета
Внешний вид тормозной жидкости после испытанияОтсутствие сгустков и кристаллов, допускается потемнение
Значение показателя концентрации водородных ионов (рН)

после испытаний, единицы рН

7,0-10,57,0-11,5≥ 6,0

≥ 6,0

13. Низкотемпературные свойства:

состояние жидкости после выдержки при минус 50 0С в течение 5 часов:

а) внешний вид

б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с

состояние жидкости после выдержки при минус 40 0С в течение 6 часов:

а) внешний вид

б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

≤ 35

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

≤ 35

Прозрачная жидкость без расслоения и осадка

≤ 10

Таблица 10

Наименование

показателя

Норма для марки
«Нева А» «Нева Б»
123
1. Внешний видПрозрачная однородная жидкость от светло-желтого до темно-желтого цвета без осадка, допускается слабая опалесценция, оранжевый или розовый оттенок
2. Вязкость кинематическая, мм2/с (сСт), мм2/с:

при 50 0С

при 100 0С

при минус 40 0С

≥ 5,0

≥ 2,0

≤ 1500

3. Температура кипения увлажненной жидкости, 0С≥ 140≥ 137
4. Число омыления, мг КОН на 1 г продукта12-18
5. Массовая доля механических примесейотсутствие
6. Стабильность при высокой температуре, 0С≤ 3≤ 5
7. Температура кипения, 0С≥ 200≥ 195
8. Температура кипения увлажненной жидкости, 0С≥ 140≥ 137
9. Испаряемость:

а) массовая доля летучих веществ, %

б) состояние остатка после испарения

в) состояние остатка при температуре
минус 5 0С

≤ 70

отсутствие твердых частиц

подвижен

≤ 75

отсутствие твердых частиц

  1. Изменения свойств резины после старения

а) изменение объема резины марки 7-2462 при 70 0С, %

или резины марки 51-1524 при 125 0С, %

б) изменение внешнего вида

г) изменение предела прочности резины марки 51-1524, %, не более

2-10

2-10

отсутствие клейкости и шелушения

18

2-10

2-10

отсутствие клейкости и шелушения

25

  1. Показатель активности водородных ионов (рН)
7-11,5
12. Взаимодействие с металлами, изменение массы пластинок мг/см2, не более:

жесть белая

сталь 10

алюминиевый сплав Д-16

чугун СЧ 18-36

латунь Л-63 или Л-62

медь М-1

Внешний вид пластинок

Внешний вид тормозной жидкости после испытания

Значение показателя концентрации водородных ионов (рН) после испытаний

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,1

0,2

0,5

0,5

Отсутствие признаков коррозии в виде точек, шероховатостей, кристаллического осадка; допускается налет, легко стираемый хлопчатобумажной тканью и изменение цвета латунной и медной пластинок
Отсутствие сгустков и кристаллов на стенках сосудов и на пластинках, допускается потемнение
7,0-11,5
13. Низкотемпературные свойства:

состояние жидкости после выдержки при минус 50 0С в течение 6 часов:

а) внешний вид

Прозрачная жидкость без расслоения

и осадка

б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с35
состояние жидкости после выдержки при минус 40 0С в течение 6 суток:

а) внешний вид

Прозрачная жидкость без расслоения

и осадка

б) время прохождения пузырьков воздуха через слой жидкости при опрокидывании сосуда, с10
14. Совместимость с водой

при минус 40 0С:

а) внешний вид

Прозрачная жидкость без расслоения

и осадка

б) время прохождения пузырька воздуха через слой жидкости, сек, не более:10
при плюс 60 0С

а) внешний вид

Прозрачная жидкость без расслоения

и осадка

Также для классификации тормозных жидкостей используются стандарты SAE3 J1703, ISO(DIN) 4925, в которых применен аналогичный DOT принцип классификации.

Кинематическая вязкость тормозных жидкостей DOT 3 DOT 4 и DOT 5 при 100 0С, должна быть не менее 1,5 мм2/с. Требования к остальным характеристикам тормозных жидкостей представлены в таблице 11.

Таблица 11

№ п/пСтандартТочка кипения «сухой», 0СТочка кипения «мокрой», 0СВязкость при минус 40 0С, мм2pH
123456
1DOT 320514015007,0 – 11,5
2DOT 423015518007,0 – 11,5
3DOT 5*2601809007,0 – 11,5
4DOT 5.12601809007,0 – 11,5
* Тормозная жидкость DOT 5 не гигроскопична. Обладает высокой степенью аэрации. Не применяется в автомобилях с ABS

Просмотров: 594

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *