Грм практическая работа: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 Тема: «Устройство газораспределительного механизма двигателей» – Лабораторная работа «Газораспределительный механизм (грузовые автомобили)»

Лабораторная работа «Газораспределительный механизм (грузовые автомобили)»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

 

Лабораторная работа

«Газораспределительный механизм

(грузовые автомобили)»

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик


Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017


 

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: Газораспределительный механизм.

Тема занятия: лабораторная работа «Газораспределительный механизм (грузовые автомобили)».

Время: 2 часа.

Цели работы: изучить устройство и взаимодействие деталей газораспределительного механизма грузовых автомобилей, последовательность их разборки и сборки; научиться собирать клапанный механизм, устанавливать распределительные зубчатые колеса по меткам, регулировать привод механизма.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ с изучением деталей газораспределительного механизма.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных газораспределительного механизма.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей газораспределительного механизма.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы должен:

иметь практический опыт:

— снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.

уметь:

— снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.

знать:

— устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

— назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Оборудование: двигатели грузовых автомобилей; головки блоков цилиндров в сборе; детали газораспределительного механизма; съемники и приспособления для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ; пресс; динамометрическая рукоятка; наборы рожковых, торцевых и накидных ключей.

 

Содержание работы: с помощью плакатов изучить общее устройство газораспределительных механизмов двигателей различных грузовых автомобилей.
Выучить названия всех деталей.

 

Описание устройства. Газораспределительный механизм обеспечивает своевременный впуск в цилиндр горючей смеси (в карбюраторных двигателях) или воздуха (в дизелях) и выпуск отработавших газов. На тактах сжатия и рабочего хода газораспределительный механизм надежно изолирует камеры сгорания от окружающей среды.

В двигателях грузовых автомобилей (и автомобиля «Волга») распределительные валы приводятся во вращение зубчатыми колесами, одно из которых установлено на коленчатом валу, а другое — на распределительном валу. Для правильного соединения
зубчатых колес на них имеются метки. На автомобилях ЗИЛ-5301 зубчатое колесо коленчатого вала приводит во вращение промежуточное зубчатое колесо, далее вращательное движение передается зубчатым колесам распределительного вала и привода насоса высокого давления.
В двигателе автомобиля ИЖ -2126 для привода распределительного вала, который расположен на головке блока, на коленчатом и распределительном валах имеются звездочки, соединенные цепью, натяжение которой регулируется натяжной звездочкой,
установленной на рычаге нажимного устройства.
В двигателях ЗМЗ-4061, -4063 привод двух распределительных валов, установленных на головке блока, осуществляется двухступенчатой цепью: первая ступень передает вращение на промежуточный вал, вторая — приводит во вращение распределительные
валы. Использование распределительных валов гидравлических натяжителей исключает необходимость регулировки натяжения цепей.
Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Плотное закрытие клапанов обеспечивают пружины, установленные на стержнях клапанов. Вал имеет опорные шейки. Двигатели автомобилей ВАЗ трехопорные. Двигатель ЯМЗ-741 имеет шесть опорных шеек. Для открытия и закрытия клапанов имеются кулачки.
Для привода насоса на распределительном валу имеется эксцентрик, а для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя — зубчатое колесо. На переднем конце вала на шпонке имеется зубчатое колесо привода распределительного вала. Посредством опорных шеек распределительные валы вращаются во втулках, выполняющих роль подшипников.
Распределительные валы двигателей могут иметь цепной привод (двигатели автомобилей Chevrolet Niva и Ford Focus), ременный привод (двигатели автомобилей Renault Logan и Lada Priora) и комбинированный привод (двигатели автомобилей Hyundai
Accent и Kia Rio). Привод может быть шестеренчатым, т.е. осуществляться цилиндрическими шестерням и или с помощью системы промежуточных валов с коническими или винтовыми шестернями. При комбинированном приводе распределительные валы выпускных клапанов приводятся в работу зубчатым ремнем,
а от них, с помощью цепи, приводятся в работу распределительные валы впускных клапанов.
Двигатели автомобилей Ford Focus, Chevrolet Niva, Hyundai Santa Fe, Hyundai Accent, Renault Logan и многих других имеют по одному распределительному валу.
По два вала имеют двигатели автомобилей Kia Rio, Lada Priora, отдельные модели Hyundai Accent, UAZ Hunter, УАЗ — 469: один вал приводит в работу впускные клапаны, а другой — выпускные.
Дизель Chevrolet Captiva имеет один распределительный вал, который приводит в работу два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр с помощью пальцев-толкателей роликового типа и мостиков клапанов.
От осевого перемещения распределительные валы двигателей автомобилей КамАЗ, ЗИЛ-433100, ГАЗ-3307, ГАЗ-31029 «Волга», «ГАЗель» удерживаются упорным фланцем и распорной втулкой.
Наружный диаметр распорной втулки меньше, чем внутренний диаметр отверстия упорного фланца, поэтому втулка находится внутри упорного фланца. Распорная втулка на 0,1 …0,2 мм шире фланца. Фланец двумя болтами крепится к блоку цилиндров. Таким образом, распределительный вал может перемещаться на 0,1 …0,2 мм.
Распределительные валы автомобилей марки ВАЗ удерживаются от осевого перемещения фланцем, расположенным между головкой цилиндров и корпусом вспомогательных агрегатов. В автомобилях ЗИЛ-5301 распределительный вал удерживается от осевого перемещения передней втулкой опорной шейки (со стороны вентилятора), которая имеет специальный упорный буртик.
Усилия от кулачков распределительного вала к клапану и штанге передаются посредством толкателей, которые воспринимают боковые усилия при вращении кулачков распределительного вала.

В двигателях ЗМ З-4061, -4063 автомобилей «ГАЗель» и двигателях автомобилей ВАЗ-2112 используются гидротолкатели.
Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные каналы, по которым в цилиндры поступает горючая смесь или воздух и выходят отработавшие газы.

Клапан состоит из головки и стержня. На конце стержня имеются кольцевые проточки. В клапанный узел входят: клапан, вставленный в направляющую втулку, стопорное кольцо, маслоотражательный колпачок, опорная шайба пружины, внутренняя пружина, наружная пружина, тарелка пружин, два сухаря, толкатель и регулировочная шайба. Плавный переход от стержня к головке уменьшает сопротивление потоку газов, особенно на такте впуска, повышает прочность клапана, улучшает теплоотвод. Головка клапана может быть плоской, выпуклой, тюльпанообразной. При нижнем расположении распределительного вала и верхнем расположении клапанов передача усилий от толкателей к коромыслу осуществляется с помощью штанг, которые должны обладать хорошей устойчивостью к продольному изгибу, иметь как можно меньшую массу и высокую износостойкость рабочих поверхностей. Для обеспечения стабильности зазоров в клапанном механизме при нагревании и охлаждении двигателя штанги изготовляют из материалов, имеющих одинаковое линейное расширение с материалом блока цилиндров. В противном случае нарушится тепловой зазор в клапанном механизме, что негативно влияет на рабочий процесс.

Двигатели автомобилей «ГАЗель», кроме двигателей ЗМЗ-4061 и -4063, а также двигатели автомобилей ИЖ-2126, ГАЗ-31029 «Волга», ГАЗ-3307 имеют штанги из алюминиевой трубки со стальными наконечниками.
В двигателях ЗМЗ-4061 и -4063 автомобилей «ГАЗель», а также двигателях автомобилей ЗИЛ-5301, ВАЗ, блоки цилиндров которых изготовлены из серого чугуна, имеются трубчатые стальные штанги с запрессованными в оба конца стальными наконечниками.
Коромысла клапанов литые стальные. В отверстие ступицы коромысла запрессована втулка из листовой оловянистой бронзы.
Длинное плечо коромысла заканчивается цилиндрической поверхностью, прошедшей закалку до твердости 55 HRC. Короткое плечо имеет на конце резьбовое отверстие, куда ввернут регулировочный винт. В ниж нем закаленном конце регулировочного винта им еется сферическое углубление для верхнего наконечника штанги, а в верхнем конце — прорезь для отвертки. Нижний конец выполнен в виде шестигранника под ключ. Регулировочный винт стопорится контргайкой.
Для подачи масла к верхнему наконечнику штанги регулировочный винт имеет продольный канал, выполненный со стороны головки винта примерно на две трети длины. Канал соединен через радиальный канал и круговую проточку на стержне винта с каналом в коротком плече коромысла. Выход канала совмещен с отверстием втулки коромысла, которое соединено со смазочной канавкой втулки. Канавка служит для равномерного распределения смазочного материала по всей поверхности трения втулки и его подвода к каналу коромысла от отверстия в оси коромысла.

Порядок разборки газораспределительного механизма:
1) снять крышки коромысел с прокладками;
2) отвернуть гайки и снять оси коромысел;
3) отвернуть гайки головок блоков цилиндров, снять головки блоков цилиндров и прокладки;
4) если распределительный вал располагается в блоке цилиндров, то отвернуть болты упорного фланца и вынуть распределительный вал с зубчатым колесом;
5) разобрать клапанный механизм на стенде;
6) для снятия клапанных пружин с отдельных клапанов использовать приспособления;
7) выпрессовать направляющие втулки клапанов с помощью выколотки;

9) изучить устройство деталей газораспределительного механизма;

11) через отверстия в зубчатом колесе распредели тельного вала с помощью торцевого ключа закрепить на блоке цилиндров ромбообразный упорный фланец. Под головку болтов подложить пружинные шайбы;
12) надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных зубчатых колес, сцентрировав ее по переднему концу коленчатого вала с помощью оправки;
13) притереть клапаны, используя притирочную пасту, состоящую из одной части шлифовочного порошка М-20 и двух частей масла Н-20А. Перед началом притирки проверить исправность клапанов;
14) установить клапаны в направляющие втулки, предварительно смазав стержни моторным маслом. 8) с помощью щупа, вставляемого между упорным фланцем распределительного вала и ступицей зубчатого колеса газораспределительного механизма, проверить осевой зазор распределительного вала, который должен составлять 0, 1…0 ,2 мм; 10) вставить собранный распределительный вал в отверстия блока, смазав предварительно его опорные шейки моторным маслом. При зацеплении зубчатых колес газораспределительного механизма метки на зубчатых колесах должны находиться друг против друга. Боковой зазор в зацеплении должен быть 0, 025…0 ,1 мм, в противном случае следует подобрать другую пару;
 

Порядок сборки газораспределительного механизма:
1) все детали очистить, промыть, продуть сжатым воздухом и смазать моторным маслом;

3) собрать оси коромысел с коромыслами, установить на головку блока цилиндров и закрепить;
4) вставить на место толкатели и штанги;
2) на направляющие втулки клапанов напрессовать маслоотражательные колпачки, уложить прокладку под головку блока цилиндров, установить головку блока цилиндров, закрепить ее гайками с шайбами. Момент затяжки гаек динамометрическим ключом 8, 3…9 ,0 Н м; 5) отрегулировать тепловые зазоры между носиком коромысла и стержнем клапана, которые должны составлять 0, 4…0 ,45 мм;

6) установить прокладку и крышку коромысла и закрепить их винтами с шайбами.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Опишите назначение газораспределительного механизма и его основные детали.
2. Каково назначение и устройство распределительных валов?
3. Как удерживаются распределительные валы различных двигателей от осевого смещения?
4. Опишите устройство распределительных зубчатых колес. Как осуществляется их соединение с зубчатым колесом коленчатого вала?
5. Каково устройство толкателей различных двигателей?
6. Опишите назначение, устройство и работу клапанов различных двигателей.

Практическая работа 1

Практическая работа № 1

Тема: диагностирование кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

Цель работы: на основании анализа основных неисправностей кривошипно-

шатунного (КШМ) и газораспределительного (ГРМ) механизмов автомобилей

осуществить подбор средств диагностики; выучить их конструкцию, принципы и порядок работы; научиться осуществлять практическое выполнение операций диагностики кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателя автомобиля.

Порядок выполнения работы

Одной из причин снижения мощности двигателя является снижение компрессии в

цилиндре. Для проверки компрессии используют компрессометры, пневмотестеры, компресографы, мотортестеры и другое.

Компрессометр – измерительный прибор, предназначенный для определения уровня компрессии двигателя внутреннего сгорания. Существует огромное количество видов компрессометров, которые представлены гибкими, профессиональными, резьбовыми, прижимными, универсальными компрессометрами.

Резьбовой компрессометр позволяет проводить измерение без участия помощника благодаря закреплению компрессометра в отверстия форсунок

непосредственно. Вместе с тем, такой вид компрессометра также, как и прижимной, осуществляет измерения максимально оперативно. Измерение компрессии за максимально короткое время в прижимном компрессорметре обеспечивается

за счет специальной втулки и помощника. Универсальные компрессометры осуществляют измерения без демонтажа оборудования. Это обеспечивается его креплением в свечном отверстии. Гибкие компрессометры из всех видов являются наиболее удобными. Используя гибкий компрессометр можно обойтись без помощника и демонтажа оборудования, поскольку он крепится в отверстие для свечи зажигания. Простую конструкцию также имеет и профессиональный компрессометр.

Компрессографы. Их назначение то же, но результаты измерений записываются на бумаге или специальных пластиковых карточках, что дает возможность архивировать их для дальнейшего сравнения в разные периоды эксплуатации автомобиля. Недостатком компрессографа является трудность оценки динамики нарастания давления при прокрутке коленвала.

Оценка герметичности камеры сгорания с помощью пневмотестера. Методика использования пневмотестеров имеет преимущества: во первых, анализируется непосредственно герметичность надпоршневого пространства (обороты не оказывают никакого влияния на измерение, поскольку коленчатый вал при проведении теста неподвижен), во вторых, есть возможность локализации неисправности, в третьих, есть возможность проведения теста на снятом или частично разобранном двигателе или на двигателе с неработающим стартером, в четвертых, свидетельство пневмотестера нагляднее и, соответственно, более понятные не только диагносту, но и владельцу автомобиля.

Рис. 1 Оценка герметичности камеры сгорания с помощью пневмотестера

Суть методики. Герметичность надпоршневого пространства (один из основных показателей механического состояния двигателя) определяется по падению давления сжатого воздуха, который подается в цилиндр через отверстие (на бензиновом двигателе) свечи или отверстие для форсунки (на дизельном двигателе).

Даже на новом автомобиле надпоршневое пространство не может быть

полностью герметичным, из-за наличия конструктивных зазоров допускается

падение давления воздуха, который подается в цилиндр, на 15-20%. В процессе

эксплуатации эта величина истока может увеличиться до 30-40%. Общая таблица для оценки свидетельств пневмотестера выглядит таким образом:

Величина истока %

Зона шкалы

Вывод о герметичности камеры сгорания

10-40

Зеленая

Хорошее состояние – исток минимальный, отвечает допуску для нового

двигателя или двигателя с очень хорошим техническим состоянием.

40-70

Желтая

Удовлетворительное состояние – величина истока достаточно большая, необходимо более

детальное исследование для выявления места истока, рекомендуется проведение

ремонтной работы.

70-100

Красная

Критический исток – в цилиндре присутствуют неисправности, наличие которых с максимальной достоверностью влечет

необходимость капитального ремонта

100

Красная

Полный исток – такая ситуация может быть только если пневмотестер не подключен к двигателю или если какая-то из частей, которые влияют на герметичность надпоршневого пространства полностью разрушена (клапан, поршень и др.)

Мотортестеры. Эти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребляемого стартером во время прокрутки, ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше расходы мощности стартера на вращение коленчатого вала. Тем самым удается одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибегая к выворачиванию свеч, что особенно важно для многоцилиндровых двигателей. Недостаток мотортестера – получаемые результаты выражаются в относительных единицах, например, в процентах к цилиндру, который работает лучше. Лишь самые дорогие мотортестери способны измерять абсолютную величину компрессии в каждом цилиндре, но это возможно только на основе большого числа статистических данных по конкретной модели двигателя и их сопоставления с действительным давлением в цилиндре.

Анализатор герметичности цилиндров (АГЦ). Вакуумный метод оценки состояния ЦПГ и прогнозирование остаточного ресурса прибором АГЦ. При помощью Анализатора Герметичности Цилиндров (АГЦ) возможно достоверно точно (без разборки двигателя) оценить отдельно техническое состояние всего клапанного механизма, гильзы цилиндра, компрессионных и маслосъемных колец.

Диагностика этим прибором не отличается от измерения компрессии. Все измерение проводятся в процессе «прокрутки» двигателя стартером или пусковым устройством через отверстия свеч или форсунок. Преимущества АГЦ в простоте процесса диагностики и одновременно в высокой информативности результата измерения. Достоинства прибора в том, что не важно в каком состоянии аккумуляторная батарея, ее состояние не отразится на качестве диагностики. Нет необходимости знать номинальную величину компрессии для каждого двигателя, чтобы сравнить ее с результатами диагностики. Необходимо знать только марку топлива, на котором ездит данный автомобиль. Параметры, которые диагностируются, сверяются по диагностическим диаграммам для данного вида топлива, и происходит оценка состояния ЦПГ. Разработанные диагностические диаграммы для АИ 76-80, АИ 92,95,,98, и дизельного топлива. А если автомобиль чередует работу на бензине и газе, то следует применять диаграмму для данной марки бензина.

Рис.2 Анализатор герметичности цилиндров

Диагностика состояния двигателя с применением вакуумметра.

Простой вакуумметр является ценным прибором, который позволяет получить полностью конкретную информацию об общем положении и степени износа двигателя. Использование вакуумметра при сравнительно небольших денежных расходах позволяет получить достаточно емкую информацию о внутреннем состоянии двигателя. По

результатам проведенных измерений можно судить о степени износа поршневых колец и зеркал цилиндров, обнаружить признаки выхода из строя прокладок головки цилиндров и впускного трубопровода, нарушения регулирования карбюратора и проходимости системы выпуска отработавших газов, заклинивания или прогара клапанов, проседания клапанных пружин, сбоя установки угла опережения зажигания или фаз газораспределения, отказов системы зажигания, и т.д. и т.п. К сожалению, результаты снятых при помощи вакуумметра показаний легко неправильно интерпретировать, а потому, они должны анализироваться вместе с данными, полученными в ходе выполнения других диагностических проверок. При прочтении показаний индикатора вакуумметра следует обращать внимание не только на абсолютную величину отклонения стрелки, но и столба. При этом следует учитывать, что все нормативные требования приводятся для случая выполнения проверок на нулевой высоте над уровнем моря. Повышение рельефа на каждых 300 м после отметки в 600 м приводит к снижению показаний прибора приблизительно на 1 дюйм рт. ст. Отметим, что

1 дюйм=25.4 мм.

Подсоедините вакуумметр непосредственно к впускному трубопроводу (ниже дроссельной заслонки по потоку). Проследите, чтобы в ходе выполнения проверки все шланги оставались присоединенными, иначе снятые показания нельзя будет считать достоверными. Прежде чем приступать к измерениям, прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры. Подоприте колеса ботинками «противоокатов» и поднимите стояночный тормоз. Переведите трансмиссию в положение «Р», запустите двигатель и оставьте его работать на холостых оборотах.

Рис.3 Диагностика состояния двигателя с применением вакуумметра.

Диагностика двигателей за помощью эндоскопу.

Использование эндоскопов на автосервисе позволяет реализовать одно из

важнейших заданий – повысить эффективность работ при снижении расходов на ремонт. Ведь данный прибор поможет избежать лишней разборки и замены узлов и деталей, в то же время позволяя определить участки, где это необходимо. С помощью эндоскопа нетрудно получить предыдущие сведения о времени, объеме и стоимости необходимых работ. А сочетание эндоскопа с компьютером и разными фото и видеоприборами дает возможность сохранить полученные изображения и данные для дальнейшего анализа.

Основной областью применения эндоскопов в автосервисе является предварительная диагностика двигателя. Эндоскопия двигателя проводится также для оценки величины износа и определения поломок в цилиндро-поршневой группе. Легко

выявляется прогар и повреждение клапанов, днищ поршней, головки блока и прокладки головки блока со стороны камеры сгорания. По следам масла на стержне и тарелках клапанов, крыши камеры сгорания, краях днища поршня определяют износ маслоотбойных колпачков, поршневых колец. С помощью эндоскопа осуществляют контроль качества изготовления и сборки двигателя и его элементов, состояние рабочих полостей цилиндров (фасок и седел клапанов, днища поршня и стенок цилиндров, прокладки головки и головки блока со стороны камеры сгорания), впускного и выпускного трубопроводов, элементов газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов, оценки величины износа и определения поломок в цилиндро-поршневой группе (прогар и повреждение клапанов, днищ поршней, головки блока и прокладки головки блока со стороны камеры сгорания, износ маслоотбойных колпачков, поршневых колец).

Вывод: изучил конструкцию, принципы и порядок работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов; на основании анализа основных неисправностей кривошипно- шатунного (КШМ) и газораспределительного (ГРМ) механизмов автомобилей осуществил подбор средств диагностики.

Методическая разработка практической работы по Техническому обслуживанию ГРМ

Практическая работа № 1

  1. Техническое обслуживание и ремонт ГРМ двигателя.

  2. Цель работы:

    1. Закрепить знания студентов по назначению, устройству и принципу работы кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма.;

  1. Выработать навыки по проверке кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма двигателя КамАЗ, отличительные особенности от других двигателей.

  2. Оборудование и материалы:

2.1 Рабочее место по обслуживанию кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма;

2.2 Стенды по устройству двигателя;

2.3 Инструмент: щуп, набор ключей, отвёртка

3. Порядок выполнения работы:

3.1 Изучить теоретическую часть;

3.2 Выполнить практическую часть на рабочем месте по обслуживанию кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма.

3.1 Теоретическая часть

3.1.1 Общее устройство кривошипно-шатунного и газораспределительного механизма

Кривошипно-шатунный механизм воспринимает давление газов при такте сгорание — расширение и преобразовывает прямолинейное, возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Кривошипно-шатунный. механизм состоит из блока цилиндров с картером, головки цилиндров, поршней с кольцами, поршневых пальцев, шатунов, коленчатого вала, маховика и поддона картера.

Блок цилиндров является основной деталью двигателя, к которой крепятся все механизмы и детали.

Цилиндры в блоках изучаемых двигателей расположены V-образно в два ряда под углом 90° (рис. 5).

Блоки цилиндров отливают из алюминиевого сплава. В той же отливке выполнены картер и стенки полости охлаждения, окружающие цилиндры двигателя.

В блоках изучаемых двигателей устанавливают вставные гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью. Внутренняя поверхность гильзы служит направляющей для поршней. Гильзу растачивают под требуемый размер и шлифуют. Гильзы, омываемые охлаждающей жидкостью, называются мокрыми. Они в нижней части имеют уплотняющие кольца из специальной резины (ЗИЛ-130 и КамАЗ-740) или медные (ЗМЗ-53). Вверху уплотнение гильз достигается за счет прокладки головки цилиндров.

Блок цилиндров V-образного двигателя ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 вверху закрыт двумя головками из алюминиевого сплава. В двигателе КамАЗ-740 каждый цилиндр имеет свою головку.

В головке цилиндров двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 размещены камеры сгорания, в которых имеются резьбовые отверстия для свечей зажигания. Для охлаждения камер сгорания в головке вокруг них выполнена специальная полость.

На головке цилиндров закреплены детали газораспределительного механизма. В головке цилиндров выполнены впускные и выпускные каналы и установлены вставные седла и направляющие втулки клапанов. Для создания герметичности между блоком и головкой цилиндров установлена прокладка, а крепление головки к блоку цилиндров осуществлено шпильками с гайками. Прокладка должна быть прочной, жаростойкой и эластичной. В двигателе ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 она сталеасбестовая, в ‘КамАЗ-740 — из стали. Для уплотнения стальной прокладки в расточку на нижней плоскости головки цилиндра запрессовано стальное кольцо с острым выступом.

В двигателе ЗМЗ-53 гильзы цилиндров в верхней части удерживаются только головкой цилиндров, поэтому при сборке необходимо подбирать комплект медных уп-лотннтельных колец нижней части гильзы так, чтобы гильза выступала над плоскостью разъема блока и головки цилиндров на. 0,02 … 0;09 мм (рис. 6). Головка цилиндров сверху закрыта штампованной крышкой. Между крышой и головкой устанавливают прокладки из маслоустойчивой резины.

Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали. Поддон защищает картер от попадания пыли и грязи и используется в качестве резервуара для масла.

Штампованный поддон крепится к плоскости разъема болтами, а для обеспечения герметичности соединения применяют прокладки из картона или из клееной пробковой крошки.

Во время работы двигателя в картер проникают газы, что может повлечь за собой повышение давления, прорыв прокладок и вытекание масла. Чтобы не допустить этого, картер через специальную трубку (сапун) сообщается с атмосферой.

Поршень воспринимает давление газов при рабочем такте и передает его через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршень представляет собой перевернутый цилиндрический стакан, отлитый из алюминиевого сплава. В верхней части поршня расположена головка с канавками, в которые вставлены поршневые кольца.

Ниже головки выполнена юбка, направляющая движение поршня. В юбке поршня имеются приливы-бобышки с отверстиями для поршневого пальца.

При работе двигателя поршень, нагреваясь, расширится и, если между ним и зеркалом ‘ цилиндра не будет . необходимого зазора, заклинится в цилиндре, и двигатель прекратит работу. Однако большой зазор между поршнем и зеркалом цилиндра также нежелателен, так как это приводит к прорыву части газов в картер двигателя, падению давления в цилиндре и уменьшению мощности двигателя. Чтобы поршень не заклинивался при прогретом двигателе, головку поршня выполняют меньшего диаметра, чем юбку, а саму юбку в поперечном сечении изготавливают не цилиндрической формы, а в виде эллипса с большей осью его в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. На юбке поршня может быть разрез. Благодаря овальной форме и разрезу юбки предотвращается заклинивание поршня.

Общее устройство поршней всех изучаемых двигателей принципиально одинаковое, но каждый из них отличается диаметром и рядом особенностей, присущих только данному двигателю. Например, в головке поршня двигателя ЗИЛ-130 залито чугунное кольцо, в котором сделана канавка под верхнее компрессионное кольцо. Такая конструкция способствует уменьшению износа канавки под поршневое кольцо.

В днище поршня двигателя КамАЗ-740 выполнена камера сгорания. Головка имеет вставку из жаропрочного чугуна под верхнее компрессионное кольцо и коллоидно-графитовое покрытие юбки.

Для правильной сборки поршня с шатуном на днищах головок большинства поршней выбита стрелка с надписью «Вперед», а на боковых поверхностях поршней двигателей ЗМЗ-53 выполнена надпись «Назад».

Поршни двигателей ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 после механической обработки покрывают оловом, что способствует лучшей приработке и уменьшению износа их в первоначальный период работы двигателя.

Поршневые кольца, применяемые в двигателях, подразделяются на компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром и служат для уменьшения прорыва газов из цилиндров в картер, а маслосъемные снимают излишки масла с зеркала цилиндров и не допускают проникновения масла в камеру сгорания. Кольца, изготовленные из чугуна или стали, имеют разрез (замок) ().

При установке поршня в цилиндр поршневое кольцо предварительно сжимают, в результате чего обеспечивается его плотное прилегание к зеркалу цилиндра при разжатии. На кольцах имеются фаски, за счет которых кольцо несколько перекашивается и быстрее притирается к зеркалу цилиндра, и уменьшается насосное действие колец.

Количество колец, устанавливаемых на поршнях изучаемых двигателей, неодинаковое. На поршнях двигателей ЗИЛ-130 три компрессионных кольца, два верхних хромированы по поверхности, соприкасающейся с гильзой.

В двигателях ЗМЗ-53 и КамАЗ-740 по два компрессионных кольца. Рабочая поверхность нижнего компрессионного кольца двигателя КамАЗ-740 покрыта молибденом.

Маслосъемных колец в изучаемых двигателях по одному. Маслосъемное кольцо собрано из четырех отдельных элементов — двух тонких стальных разрезных колец и двух гофрированных стальных расширителей (осевого и радиального).

На двигателе КамАЗ маслосъемное кольцо коробчатого сечения с витым пружинным расширителем. При установке колец на поршень их замки следует размещать в разные стороны.

Поршневой палец шарнирно соединяет поршень с верхней головкой шатуна. Палец изготовлен в виде пустотелого цилиндрического стержня, наружная поверхность которого закалена нагревом током высокой частоты.

На изучаемых двигателях применяются «плавающие» пальцы, т. е. такие, которые могут свободно поворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня, что способствует равномерному износу пальца..

Во избежание задиров цилиндров при выходе пальца из бобышек осевое перемещение его ограничивается двумя разрезными стальными кольцами, установленными в выточках в бобышках поршня.

Шатун служит для соединения коленчатого вала с поршнем. Через шатун давление на поршень при рабочем ходе передается на коленчатый вал.

В двигателе КамАЗ затяжку гаек производят до удлинения шатунных болтов на 0,25 … 0,27 мм. На стержне шатуна выштампован номер детали, а на крышке метка. Номер на шатуне и метка на его крышке всегда должны быть обращены в одну сторону. К верхней и нижней головкам шатуна подводится масло: к нижней головке — через канал в коленчатом валу, а к верхней — через прорезь. Из нижней головки шатуна масло через, отверстие выбрызгивается на стенки цилиндров.

В изучаемых двигателях на одной шатунной шейке коленчатого вала закреплено по два шатуна. Для правильной их сборки с поршнями нужно помнить, что шатуны правого ряда цилиндров собраны с поршнями так, что номер на шатуне обращен назад по ходу автомобиля (см. рис. 8), а левого ряда — вперед, т. е. совпадает с надписью на поршне.

Коленчатый вал воспринимает усилия, передаваемые от поршней шатунами, и преобразует их в крутящий момент, который затем через маховик передается агрегатам трансмиссии.

В двигателях ЗИЛ-130 и КамАЗ-740 коленчатый вал стальной, а в ЗМЗ-53 — отлит из высокопрочного чугуна.

Коленчатый вал (рис. 9) состоит из шатунных и коренных шлифованных шеек, щек и противовесов. На переднем конце вала имеется углубление для шпонки распределительной шестерни и шкива привода вентилятора, а также нарезное отверстие для крепления храповика; задняя часть вала выполнена в виде фланца, к которому болтами прикреплен маховик. В углублении задней торцевой части коленчатого вала расположен подшипник ведущего вала коробки передач.

Количество и расположение шатунных шеек коленчатого вала зависит от числа цилиндров. В V-образном двигателе количество шатунных шеек в два раза меньше числа цилиндров, так как на одну шатунную шейку вала установлено по два шатуна — один левого1 и другой правого рядов цилиндров.

В восьмицилиндровых V-образных двигателях коленчатые валы имеют по четыре шатунных шейки, расположенных под углом в 90°.

В изучаемых двигателях число коренных шеек коленчатого вала на одну больше, чем шатунных, т. е. каждая шатунная шейка с двух сторон имеет коренную. Такие коленчатые валы называют полноопорными.

Коренные и шатунные шейки коленчатого вала соединены между собой щеками.

Для уменьшения центробежных сил, создаваемых кривошипами, на коленчатом валу выполнены противовесы, а шатунные шейки сделаны полыми. Для. повышения твердости и увеличения срока службы поверхность коренных и шатунных шеек стальных валов закаливают нагревом токами высокой частоты.

Коренные и шатунные шейки вала соединены каналами (сверлениями) в щеках вала. Эти каналы предназначены для подвода масла от коренных подшипников к шатунным.

В каждой шатунной шейке вала имеется полость, которая выполняет роль грязеуловителя. Сюда поступает масло от коренных шеек. При вращении вала частицы грязи, находящиеся в масле, под действием центробежных сил отделяются от масла и оседают на стенке грязеуловителя, а к шатунным шейкам поступает очищенное масло. Очистка грузеуловителей осуществляется через завернутые в их торцах резьбовые пробки только при разборке двигателя.

Перемещение вала в продольном направлении ограничивается упорными сталебаббитовыми шайбами, которые расположены по обе стороны первого коренного подшипника или четырьмя сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточке задней коренной опоры (КамАЗ-740). В местах выхода коленчатого вала из картера двигателя имеются сальники и уплотнители, предотвращающие утечку масла.

На переднем конце вала установлен резиновый самоподжимный сальник, а на заднем конце выполнена мас-лосгонная резьба или маслоотражательный буртик.

В заднем коренном подшипнике сделаны маслоуло-вительные каналы, в которые сбрасывается масло с маслосгонной резьбы или маслоотражательного буртика и установлен сальник, состоящий из двух кусков асбестового шнура.

Шатунные и коренные подшипники. В работающем двигателе нагрузки на шатунные и коренные шейки коленчатого вала очень велики. Для уменьшения трения коренные шейки, как и шатунные, расположены в подшипниках скольжения, которые выполнены в виде вкладышей, аналогичных шатунным. Вкладыши каждого коренного или шатунного подшипника состоят из двух половинок, устанавливаемых в нижней разъемной головке шатуна и в гнезде блока и крышке коренного подшипника. От провертывания вкладыши удерживаются выступом, входящим в паз шатунного или коренного подшипника. Крышки коренных подшипников закреплены при помощи болтов и гаек, которые для предотвращения от самоотвертывания зашплинтованы проволокой либо застопорены замковыми пластинами.

В двигателе ЗМЗ-53 для предотвращения заклинивания коленчатого вала в коренных подшипниках блока (изготовленного из алюминиевого сплава), что имеет место при низких температурах, крышки коренных подшипников выполнены из чугуна.

Маховик уменьшает неравномерность работы двигателя, выводит поршни из мертвых точек, облегчает пуск двигателя и способствует плавному троганшо автомобиля с места. Маховик изготовлен в виде массивного чугунного диска и прикреплен к фланцу коленчатого вала болтами с гайками. При изготовлении маховик балансируется вместе с коленчатым валом. Для предотвращения нарушения балансировки при разборке двигателя маховик установлен на несимметрично расположенные штифты или болты. На ободе маховика двигателя КамАЗ-740 имеется углубление для определения в. м. т. поршня первого цилиндра при установке топливного насоса высокого давления. Зубчатый венец, напрессованный на маховик, служит для запуска двигателя стартером.

Картер двигателя, отлитый заодно с блоком цилиндров, является базисной (основной) деталью. К картеру крепятся детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Для повышения жесткости внутри картера выполнены ребра, в которых расточены гнезда коренных подшипников коленчатого вала и опорных шеек распределительного вала.

В двигателе КамАЗ-740 картерная часть блока связана с крышками коренных подшипников поперечными болтами — стяжками, что увеличивает жесткость картера. Снизу картер закрыт поддоном, выштампованным из тонкого стального листа.

Поддон является резервуаром для масла и в то же время защищает детали двигателя от пыли и грязи. В нижней части поддона предусмотрено отверстие для выпуска масла, закрываемое резьбовой пробкой. Поддон прикреплен к картеру болтами. Чтобы не было утечки масла, между поддоном и картером установлены прокладки и резиновые уплотнители.

Крепление двигателя к раме должно быть надежным и в то же время обеспечивать смягчение толчков, возникающих при работе двигателя и движении автомобиля. Каждый элемент крепления состоит из одной или двух резиновых подушек, стальных шайб, втулок и болтов. Двигатели могут быть закреплены к раме в трех или четырех точках.

Двигатель ЗИЛ-130 крепится в трех точках, а ЗМЗ-53 и КамАЗ-740 — в четырех.

Двигатель ЗМЗ-53 крепится к раме болтами — спереди на двух резиновых подушках, подложенных под кронштейны, привернутые к блоку цилиндров, а сзади — на двух резиновых подушках, подложенных под приливы картера сцепления. В этом двигателе передние опоры принимают на себя также продольные усилия, возникающие при торможении, трогании автомобиля и выключении сцепления.

У двигателя ЗИЛ-130 задние опоры устроены также, как у двигателя ЗМЗ-53, а передней опорой является кронштейн, установленный под крышкой распределительных шестерен.

Практическая работа «Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм.»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2

Тема: Кривошипно-шатунный механизм. Газораспределительный механизм.

Цель: Изучить устройство и принцип работы КШМ и ГРМ двигателя.

Ход работы

1. Используя схему обозначить позиции деталей КШМ.

hello_html_6904f7cc.png

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Используя схему обозначить позиции ГРМ двигателя.

hello_html_m1f4991ee.png

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольные вопросы.

1. Для чего предназначен поршень?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Для чего предназначен маховик?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Из какого материала изготавливается поршень?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка___________________

Подпись преподавателя_________________

Дата ____________________

Методическая разработка на тему: Лабораторная работа «Газораспределительный механизм (грузовые автомобили)»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

Лабораторная работа 

«Газораспределительный механизм

(грузовые автомобили)»

МДК 01.02  Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03  Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич                                                                                                             мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ                                              «Седельниковский агропромышленный техникум»

Рекомендации разработаны в соответствии с Письмом Минобразования РФ от 05 апреля 1999 N 16-52-58 ин/16-13 «О рекомендациях по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования», требованиями ФГОС СПО, порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации приказ № 464 от 14 июня 2013 года.

МДК 01.02 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

Тема: Газораспределительный механизм.

Тема занятия: лабораторная работа «Газораспределительный механизм (грузовые автомобили)».

Время: 2 часа.

Цели работы: изучить устройство и взаимодействие деталей газораспределительного механизма грузовых автомобилей, последовательность их разборки и сборки; научиться собирать клапанный механизм, устанавливать распределительные зубчатые колеса по меткам, регулировать привод механизма.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов  проведения разборочно-сборочных работ с изучением деталей газораспределительного механизма.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных  газораспределительного  механизма.  

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению    разборочно-сборочных работ с изучением деталей газораспределительного механизма.

Требования к результатам усвоения учебного материала.

Студент в ходе освоения темы занятия и выполнения лабораторной работы  должен:

иметь практический опыт:

— снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля.

уметь:

— снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля.

знать:

— устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

— назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей.

В ходе занятия у студентов формируются 

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Литература:

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования /Ф.И. Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

Коробейчик А.В.  к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Слон Ю.М. С-48 Автомеханик / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

Жолобов Л.А., Конаков А.М. Ж-79 Устройство и техническое обслуживание автомобилей категорий «В» и «С» на примере ВАЗ-2110, ЗИЛ-5301 «Бычок». Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Оборудование: двигатели грузовых автомобилей; головки блоков цилиндров в сборе; детали газораспределительного механизма; съемники и приспособления для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ; пресс; динамометрическая рукоятка; наборы рожковых, торцевых и накидных ключей.

Содержание работы: с помощью плакатов изучить общее устройство газораспределительных механизмов двигателей различных грузовых автомобилей.
Выучить названия всех деталей.

Описание устройства.  Газораспределительный механизм обеспечивает своевременный впуск в цилиндр горючей смеси (в карбюраторных двигателях) или воздуха (в дизелях) и выпуск отработавших газов. На тактах сжатия и рабочего хода газораспределительный механизм надежно изолирует камеры сгорания от окружающей среды.
В двигателях грузовых автомобилей (и автомобиля «Волга») распределительные валы приводятся во вращение зубчатыми колесами, одно из которых установлено на коленчатом валу, а другое — на распределительном валу. Для правильного соединения
зубчатых колес на них имеются метки. На автомобилях ЗИЛ-5301 зубчатое колесо коленчатого вала приводит во вращение промежуточное зубчатое колесо, далее вращательное движение передается зубчатым колесам распределительного вала и привода насоса высокого давления.
В двигателе автомобиля ИЖ -2126 для привода распределительного вала, который расположен на головке блока, на коленчатом и распределительном валах имеются звездочки, соединенные цепью, натяжение которой регулируется натяжной звездочкой,
установленной на рычаге нажимного устройства.
В двигателях ЗМЗ-4061, -4063 привод двух распределительных валов, установленных на головке блока, осуществляется двухступенчатой цепью: первая ступень передает вращение на промежуточный вал, вторая — приводит во вращение распределительные
валы. Использование распределительных валов гидравлических натяжителей исключает необходимость регулировки натяжения цепей.
Распределительный вал обеспечивает своевременное открытие и закрытие впускных и выпускных клапанов. Плотное закрытие клапанов обеспечивают пружины, установленные на стержнях клапанов. Вал имеет опорные шейки. Двигатели автомобилей ВАЗ трехопорные. Двигатель ЯМЗ-741 имеет шесть опорных шеек. Для открытия и закрытия клапанов имеются кулачки.
Для привода насоса на распределительном валу имеется эксцентрик, а для привода масляного насоса и прерывателя-распределителя — зубчатое колесо. На переднем конце вала на шпонке имеется зубчатое колесо привода распределительного вала. Посредством опорных шеек распределительные валы вращаются во втулках, выполняющих роль подшипников.
Распределительные валы двигателей могут иметь цепной привод (двигатели автомобилей Chevrolet Niva и Ford Focus), ременный привод (двигатели автомобилей Renault Logan и Lada Priora) и комбинированный привод (двигатели автомобилей Hyundai
Accent и Kia Rio). Привод может быть шестеренчатым, т.е. осуществляться цилиндрическими шестерням и или с помощью системы промежуточных валов с коническими или винтовыми шестернями. При комбинированном приводе распределительные валы выпускных клапанов приводятся в работу зубчатым ремнем,
а от них, с помощью цепи, приводятся в работу распределительные валы впускных клапанов.
Двигатели автомобилей Ford Focus, Chevrolet Niva, Hyundai Santa Fe, Hyundai Accent, Renault Logan и многих других имеют по одному распределительному валу.
По два вала имеют двигатели автомобилей Kia Rio, Lada Priora, отдельные модели Hyundai Accent, UAZ Hunter, УАЗ — 469: один вал приводит в работу впускные клапаны, а другой — выпускные.
Дизель Chevrolet Captiva имеет один распределительный вал, который приводит в работу два впускных и два выпускных клапана на каждый цилиндр с помощью пальцев-толкателей роликового типа и мостиков клапанов.
От осевого перемещения распределительные валы двигателей автомобилей КамАЗ, ЗИЛ-433100, ГАЗ-3307, ГАЗ-31029 «Волга», «ГАЗель» удерживаются упорным фланцем и распорной втулкой.
Наружный диаметр распорной втулки меньше, чем внутренний диаметр отверстия упорного фланца, поэтому втулка находится внутри упорного фланца. Распорная втулка на 0,1 …0,2 мм шире фланца. Фланец двумя болтами крепится к блоку цилиндров. Таким образом, распределительный вал может перемещаться на 0,1 …0,2 мм.
Распределительные валы автомобилей марки ВАЗ удерживаются от осевого перемещения фланцем, расположенным между головкой цилиндров и корпусом вспомогательных агрегатов. В автомобилях ЗИЛ-5301 распределительный вал удерживается от осевого перемещения передней втулкой опорной шейки (со стороны вентилятора), которая имеет специальный упорный буртик.
Усилия от кулачков распределительного вала к клапану и штанге передаются посредством толкателей, которые воспринимают боковые усилия при вращении кулачков распределительного вала.

В двигателях ЗМ З-4061, -4063 автомобилей «ГАЗель» и двигателях автомобилей ВАЗ-2112 используются гидротолкатели.
Клапаны открывают и закрывают впускные и выпускные каналы, по которым в цилиндры поступает горючая смесь или воздух и выходят отработавшие газы. 

Клапан состоит из головки и стержня. На конце стержня имеются кольцевые проточки. В клапанный узел входят: клапан, вставленный в направляющую втулку, стопорное кольцо, маслоотражательный колпачок, опорная шайба пружины, внутренняя пружина, наружная пружина, тарелка пружин, два сухаря, толкатель и регулировочная шайба. Плавный переход от стержня к головке уменьшает сопротивление потоку газов, особенно на такте впуска, повышает прочность клапана, улучшает теплоотвод. Головка клапана может быть плоской, выпуклой, тюльпанообразной. При нижнем расположении распределительного вала и верхнем расположении клапанов передача усилий от толкателей к коромыслу осуществляется с помощью штанг, которые должны обладать хорошей устойчивостью к продольному изгибу, иметь как можно меньшую массу и высокую износостойкость рабочих поверхностей. Для обеспечения стабильности зазоров в клапанном механизме при нагревании и охлаждении двигателя штанги изготовляют из материалов, имеющих одинаковое линейное расширение с материалом блока цилиндров. В противном случае нарушится тепловой зазор в клапанном механизме, что негативно влияет на рабочий процесс.

Двигатели автомобилей «ГАЗель», кроме двигателей ЗМЗ-4061 и -4063, а также двигатели автомобилей ИЖ-2126, ГАЗ-31029 «Волга», ГАЗ-3307 имеют штанги из алюминиевой трубки со стальными наконечниками.
В двигателях ЗМЗ-4061 и -4063 автомобилей «ГАЗель», а также двигателях автомобилей ЗИЛ-5301, ВАЗ, блоки цилиндров которых изготовлены из серого чугуна, имеются трубчатые стальные штанги с запрессованными в оба конца стальными наконечниками.
Коромысла клапанов литые стальные. В отверстие ступицы коромысла запрессована втулка из листовой оловянистой бронзы.
Длинное плечо коромысла заканчивается цилиндрической поверхностью, прошедшей закалку до твердости 55 HRC. Короткое плечо имеет на конце резьбовое отверстие, куда ввернут регулировочный винт. В ниж нем закаленном конце регулировочного винта им еется сферическое углубление для верхнего наконечника штанги, а в верхнем конце — прорезь для отвертки. Нижний конец выполнен в виде шестигранника под ключ. Регулировочный винт стопорится контргайкой.
Для подачи масла к верхнему наконечнику штанги регулировочный винт имеет продольный канал, выполненный со стороны головки винта примерно на две трети длины. Канал соединен через радиальный канал и круговую проточку на стержне винта с каналом в коротком плече коромысла. Выход канала совмещен с отверстием втулки коромысла, которое соединено со смазочной канавкой втулки. Канавка служит для равномерного распределения смазочного материала по всей поверхности трения втулки и его подвода к каналу коромысла от отверстия в оси коромысла.

Порядок разборки газораспределительного механизма:
1) снять крышки коромысел с прокладками;
2) отвернуть гайки и снять оси коромысел;
3) отвернуть гайки головок блоков цилиндров, снять головки блоков цилиндров и прокладки;
4) если распределительный вал располагается в блоке цилиндров, то отвернуть болты упорного фланца и вынуть распределительный вал с зубчатым колесом;
5) разобрать клапанный механизм на стенде;
6) для снятия клапанных пружин с отдельных клапанов использовать приспособления;
7) выпрессовать направляющие втулки клапанов с помощью выколотки;
8) с помощью щупа, вставляемого между упорным фланцем распределительного вала и ступицей зубчатого колеса газораспределительного механизма, проверить осевой зазор распределительного вала, который должен составлять 0,1…0,2 мм;
9) изучить устройство деталей газораспределительного механизма;
10) вставить собранный распределительный вал в отверстия блока, смазав предварительно его опорные шейки моторным маслом. При зацеплении зубчатых колес газораспределительного механизма метки на зубчатых колесах должны находиться друг против друга. Боковой зазор в зацеплении должен быть 0,025…0,1 мм, в противном случае следует подобрать другую пару;
11) через отверстия в зубчатом колесе распредели тельного вала с помощью торцевого ключа закрепить на блоке цилиндров ромбообразный упорный фланец. Под головку болтов подложить пружинные шайбы;
12) надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных зубчатых колес, сцентрировав ее по переднему концу коленчатого вала с помощью оправки;
13) притереть клапаны, используя притирочную пасту, состоящую из одной части шлифовочного порошка М-20 и двух частей масла Н-20А. Перед началом притирки проверить исправность клапанов;
14) установить клапаны в направляющие втулки, предварительно смазав стержни моторным маслом.

Порядок сборки газораспределительного механизма:
1) все детали очистить, промыть, продуть сжатым воздухом и смазать моторным маслом;
2) на направляющие втулки клапанов напрессовать маслоотражательные колпачки, уложить прокладку под головку блока цилиндров, установить головку блока цилиндров, закрепить ее гайками с шайбами. Момент затяжки гаек динамометрическим ключом 8,3…9,0 Н м;
3) собрать оси коромысел с коромыслами, установить на головку блока цилиндров и закрепить;
4) вставить на место толкатели и штанги;
5) отрегулировать тепловые зазоры между носиком коромысла и стержнем клапана, которые должны составлять 0,4…0,45 мм;

6) установить прокладку и крышку коромысла и закрепить их винтами с шайбами.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Опишите назначение газораспределительного механизма и его основные детали.
2. Каково назначение и устройство распределительных валов?
3. Как удерживаются распределительные валы различных двигателей от осевого смещения?
4. Опишите устройство распределительных зубчатых колес. Как осуществляется их соединение с зубчатым колесом коленчатого вала?
5. Каково устройство толкателей различных двигателей?
6. Опишите назначение, устройство и работу клапанов различных двигателей.

Дисциплина Силовые агрегаты Практическое занятие 1 Механизм газораспределения

Учебные вопросы:

  1. Схемы механизмов газораспределения.

  2. Элементьі механизма газораспределения

1. Схемы механизмов газораспределения

Двигатель внутреннего сгорания состоит следующих механизмов и сис­тем:

  1. Кривошипно-шатунный механизм − преобразование индика­торной работы, получаемой в результате сгорания, в эффектив­ную работу, отдаваемую потребителю.

  2. Газораспределительный механизм − наполнение цилиндров двигателя свежим зарядом и очистка их от отработавших газов.

  3. Система питания топливом − подача топлива, организация смесеобразования.

  4. Смазочная система − обеспечение смазывания трущихся по­верхностей подвижных деталей двигателя.

  5. Система охлаждения − обеспечение требуемого температурно­го режима работы двигателя.

  6. Система питания воздухом − очистка и подача воздуха в ци­линдры двигателя и снижение шума впуска.

  7. Система наддува − организация форсирования двигателя.

  8. Система выпуска − глушение шума выпуска и нейтрализация отработавших газов.

  9. Система пуска − обеспечение надежного пуска двигателя в раз­личных эксплуатационных условиях.

  10. Система зажигания − воспламенение рабочей смеси в двигате­ле с искровым зажиганием.

Назначение механизма газораспределения (МГР) состоит в обеспечении периодической смены рабочего тела в цилиндре ДВС при реализации действительного цикла. Смена рабочего тела предполагает наполнение цилиндра свежим зарядом и его очистьсу от отработавших газов. При зтом необходимо обеспечить максималь­но возможную мощность и наилучшую зкономичность двигателя при приемлемых параметрах токсичности на каждом режиме его работы.

Основные конструктивные решения и схемы МГР

Впускные и выпускные тракты МГР имеют окна, которые могут открываться и закрываться подвижным злементом тремя способами:

  1. Клапа­ном, перемещающимся в отверстии.

  2. Диском или цилиндром, содержащим отверстие, которое совпадает с отверстиями в камере (отверстие может совершать вращательное или плоскрпараллельное движение).

  3. Поршнем, перекрывающим окна в цилиндре дви­гателя (в ряде двухтактных двигателей).

Механизмы газораспределения, использующие первый способ, называют клапанными, а последние два − золотниковими. Клапанные МГР широко применяются в современньгх четцрехтактных автотракторных двигателях в силу простоты конструкции, малой стоимости изготовления и ремонта, хорошего уплотнения камеры сгорания и надежности в работе.

Клапанные механизмы газораспределения могут быть трех типов:

  1. Верхнее расположение клапанв − с клапанами, расположенными в головке цилиндров.

  2. Нижнее расположение клапанов − с клапанами, размещенными в блоке цилиндров.

  3. Смешанное располложение клапанов − с клапанами, расположенными вголовке и в блоке цилиндров.

Верхнее расположение клапанов является основным вариантом, реализуеымым в современных МГР.

Коленчатьій вал через привод вращает распределительный вал, которьій с помощью привода клапанного узла задает управляющее воздействие и закон подъема клапану. Схема МГР зависит от взаимосвязанных факторов:

  1. Выбранного способа организации ра­бочего процесса, что предопределяет форму и расположение камеры сгорания (в дизелях камеры сгорания обычно располагаются в поршне, а в двигателях с искровьім зажиганием − в головке блока цилиндров).

  2. Принятого количества клапанов на один цилиндр (2, 3 и более).

  3. Места расположения (нижнее или верхнее).

  4. Количества (1 или 2) распределительных валов.

Двухклапанннй механизм (один впускной и один вьшускной клапаны на цилиндр) является наиболее простым. Относительно продольной оси двигателя клапаны могут располагаться продольно и поперечно (косо).

Продольное расположение клапанов (рис. 1, а) наиболее простое и применяется в двигателях с искровым зажиганием для кли­новидних и плоскоовальньїх камер сгорания, а в дизелях − для удобства размещения и обслуживания форсунок.

Рисунок 1 Расположение и число клапанов

а – два; б – три; в — четыре

Привод клапанов осуществляется от одного распределительного вала: при его верхнем расположении — непосредственно толкателями, а при нижнем — коромыслами или рычагами.

Расположение одноименных клапанов смежных цилиндров может быть попарное либо поочередное. При попарном располо­жении впусьсньїе канальї соседних цилиндров могут иметь общий патрубок или разделенные патрубки для каждого клапана. Для каждого выпускного клапана выіполняют индивидуальный канал во избежание перегрева патрубков. При обьединении одноимен­ных каналов соседних цилиндров возрастает неравномерность рас-пределения температур по длине головки, что приводит к ее короблению.

Впускной и вьіпускной коллекторы в линейных карбюраторных двигателях размещают, как правило, с одной стороны для подогрева смеси и улучшения испарения топлива. В У-образных двигателях впускные и вьіпускные трубопроводы размещают с разных сторон головки блока в целях упрощения его компоновки и улучшения формы впускных и вьіпускных каналов.

Расположение клапанов относительно оси цилиндра может бьггь параллельным в дизелях и при плоскоовальных камерах сгорания у двигателей с искровьім зажиганием, а также под наклоном для клиновьж камер сгорания двигателей с искровым зажиганием. Последнее позволяет улучшить впускную систему и расположение свечей зажигания.

Поперечное или косоерасположение клапанов в цилиндре исполь-зуют в полусферических и шатровьж камерах сгорания двигателей с искровым зажиганием при установке свечи в центре камеры сгорания. Такая компоновка клапанов обеспечивает наиболее плав­ную форму каналов и большие проходные сечения, что снижает гидравлические потери и увеличивает наполнение. Возможность наклона или смещения клапанов относительно оси цилиндра по­зволяет улучшить впускную систему, камеру сгорания, располо­жение форсунок или свечей зажигания.

При зтом клапаны размещают под углом к оси цилиндра, который вязьівается углом развала. С ростом утла развала появляется возможность увеличения диаметров клапанов.

Привод клапанов осуществляется от одного распределительного вала через коромысла или от двух валов через толкатели и реже − через коромысла или рычаги.

При поперечном расположении клапанов впускные и внпускные каналы направлены в разные стороны, а при косом — в одну или в разные стороны. Расположение каналов в разные стороны позволяет максимально приблизить друг к другу тарелки клапанов, и, как следствие, несколько увеличить их диаметр. Однако возможности улучшения наполнения цилиндров в двухклапанном механизме за счет увеличения диаметров головок клапанов ограничены.

Многоклапанные МГР (3, 4, 5 клапанов на цилиндр) (рис. 1, б, в) позволяют получить более высокий козффициент наполне­ния за счет увеличения общего проходного сечения трактов. При этом уменьщаются габариты и масса подвижных элементов МГР и, следовательно, сили инерции. Однако при зтом повышаются стоимость изготовления, сложность конструкций и снижается надежность функционирования МГР.

По месту расположения распределительного вала различают МГР с нижним или средним (рис. 2, а) и верхним (рис. 2, б… є) расположением.

Рисунок 2 Расположение и число распределительных валов:

а – нижнее; б, г – верхнее одного распределительного вала; д,е – двух распределительных валов; 1 – распределительный вал; 2 – толкатель; 3 – штанга; 4 – коромысло; 5 – клапанный механизм; 6 – траверса.

Нижние распределительные валы располагают в картере двигателя, а в У-образных конструкциях − в развале блока цилиндров. Достоинствами данного расположения являются простота конструкции и компактность привода. К недостаткам схемы относятся сравнительно большая масса движущихся злементов МГР и меньшая жесткость привода клапанного узла из-за длинной податливой штанги, что может привести к возникновению колебаний и изменениям требуемого закона подьема клапана. Поэтому такая схема используется в двигателях с относительно невысокой номинальной частотой вращения.

Привод распределительного вала от коленчатого вала обично осуществляется с помощью зубчатой пары. Для снижения шума при работе зубья шестерен выполняют косыми. С зтой же целью шестерню распределительного вала нередко изготовляют из текстолита.

Привод клапана от кулачка распределительного вала осу­ществляется через толкатель, штангу и коромисло.

Верхние распределительные валы устанавливают в головке блока цилиндров. Эго обусловливает большое межосевое расстояние между коленчатым и распределительным валами. Причем из-за большого диаметра шестерни на распределительном валу габариты двигателя, особенно четырехтактного (в головке), возрастают. Для привода клапанов могут использоваться один (рис. 2, б… г) или два (рис. 2, д, є) распределительных вала.

Привод распределительного вала от коленчатого вала организуется цепью или зубчатим ремнем. В мощных дизелях привод возможен с помощью цилиндрических шестерен, а также системы промежуточннх валов с коническими или винтовыми шестернями.

Привод клапанов осуществляется одним или двумя распредели-тельными валами.

При одном распределительном вале и двух кла­панах на цилиндр с продольным расположением предпочтителен непосредственный привод их кулачками вала через направляющий стакан 1 (рис. 3, а), перемещающийся в стойке 2 или че­рез одноплечие рычаги (рис. 3, б…г), а при поперечном и ко-сом расположении клапанов − через коромысла.

Для ГРМ с двумя распределительными валами характерен непосредственный привод клапанов кулачками вала (рис. 2, д, є). При зтой схеме удобно располагать в центре камеры сгорания свечу или форсунку. Аналогично для многоклапанных механизмов здесь возможен привод непосредственно от кулачков или попарный с помощью продольной траверсы (рис. 2, б) или вильчатых коромысел (рис. 3, з).

Рисунок 3 Привод клапанного механизма:

а – непосредственный; б…г – через рычаги; д…з – с помощью коромысла: 1 – стакан, 2 и 6 – стойки, 3 и 4 – регулировочные болты, 5 – шарик, 7 – канал.

Методические указания к практической работе по теме «Выполнение заданий по изучению конструкций механизмов КШМ, ГРМ» по МДК 01.01 специальности 23.02.03

Практическая работа № 9

Тема: Выполнение заданий по изучению конструкций механизмов КШМ, ГРМ.

Цель работы: изучить конструкции механизмов КШМ, ГРМ.

Необходимо знать: конструкцию механизмов КШМ, ГРМ.

Необходимо уметь: определять механизмы ДВС, их расположение, устройство.

Основные теоретические положения:

Конструкция блок — картера должна быть технологичной, обладающей прочностью и жесткостью, хорошо отводить теплоту, быть удобной для монтажа, осмотра и регулировки механизмов.

В двигателях с жидкостным охлаждением цилиндры отливаются в виде одного блока вместе с верхней частью картера. Материалом для блока служит серый чугун с легирующими добавками или алюминиевые сплавы АСЛ -4, что позволяет уменьшить вес на 60%.

Жесткость блока цилиндров зависит от типа гильзы и её установки.

Мокрые гильзы служат лучшим отводом теплоты, материалом для мокрых гильз служит высокопрочный чугун. С428 — 48, иногда применяют сталь 38 х МЮА, для повышения износостойкости зеркало цилиндра покрывают тонким слоем пористого хрома.

Конструкция головки цилиндров является сложной, она должна легко монтироваться, форма камеры сгорания должна способствовать хорошему сгоранию топлива, простота конструкций и низкая стоимость. Материал головок служит высокопрочный серый чугун или алюминиевый сплав АЛ — 5. головки необходимо испытывать под давлением до 100кг/см.кв.

Поршневая группа должна обеспечивать герметичность и хороший отвод тепла в стенки цилиндра и пространство под поршнем. Поршневая группа является основным источником потерь на трение. Кроме того она должна препятствовать проникновению масла из картера в камеру сгорания.

Поршень движущийся с большой скоростью работает при высокой температуре. Днище карбюраторных двигателей выполняют плоское или выпуклое, у дизелей выполняют фасонные днища так как они выполняют роль камеры сгорания .

Для изготовления поршней применяют серый и ковкий чугун С 424 — 44, алюминиевых сплавов АЛ -1, АЛ -4, АЛ -12. все поршни подвергаются термической обработке.

Поршневой палец работает в условиях больших нагрузок. Из — за наличия полужидкостного трения головка шатуна и бобышки поршня сильно изнашиваются. Материалом для пальца служит сталь 45, далее закалка ТВЧ и шлифовка рабочей поверхности. Поршневые кольца предотвращают попадание газов из камеры сгорания в картер двигателя. Кроме того они отводят в стенки цилиндра теплоту и препятствуют проникновения масла из картера в камеру сгорания.

Кольца работают в тяжелых температурных условиях до 400 градусов С. Кольца изготавливают из легированного чугуна С4 18-36 или стали У8А с последующей термической обработкой. Рабочие поверхности подвергают обработки пористым хромом для уменьшения износа.

Шатун служит для передачи усилия от поршня коленчатому валу. Верхняя головка шатуна неразъемная, в которую запрессовывается бронзовая втулка с отверстием для смазки поршневого пальца. Нижняя головка разъемная в которой находится вкладыш шатунные. Материалом служат углеродные и легированные стали 40,45,40Х

Коленчатый вал воспринимает нагрузки от сил газов и сил инерции КШМ. Поэтому коленчатый статистически и динамически балансируют. Для изготовления применяют стали 18ХМНА. Коленчатые валы изготавливают ковкой из высокопрочного чугуна 134 — 50.

Газораспределительный механизм выполняет впуск в цилиндр горючей смеси выпуск отработанных газов из цилиндров.

ГРМ должно обеспечивать наилучшее наполнение и очистку цилиндров от газов.

Распределительный вал имеет кулачки изготовленное как одно целое с расположением в соответствии с порядком работы двигателя. Распределительный вал полноопорный опирается на подшипники головки блока. Материал распределительного вала сталь 45,40. приводится распределительный вал от шестерни, которая установлена на переднем конце, которая входит в зацепление с шестернею установленном на переднем носке коленчатого вала. Толкатели передают усилие от кулачка распределительного вала или штангам. Изготавливается из стали 40, цементируется и шлифуется.

Штанги изготавливаются трубчатыми с наконечниками на концах. Коромысла делают двуплечим, один конец соединяется со штангой имеющий регулировочный винт, другой опирается на клапан. Коромысло устанавливается на оси, где оно свободно вращается.

Клапан работает в тяжелых условиях, температура достигает до 850 градусов. Материал используют из жаропрочных сталей 40Х, 40ХН.

Контрольные вопросы.

1. Из каких групп состоит КШМ и их назначение.

2. За счет чего и почему уравновешивается коленчатый вал.

3. Как регулируются зазоры в ГРМ.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о