Изучение устройства тс – ГОСТ Р 55887-2013 Автомобильные транспортные средства. Учебные автомобили. Технические требования и методы испытаний, ГОСТ Р от 22 ноября 2013 года №55887-2013

Содержание

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «В» как объектов управления

ТЕМА: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В». РАБОЧЕЕ МЕСТО ВОДИТЕЛЯ

Тахометр показывает:

К чему относится тормозная система автомобиля?

Что означает эта сигнальная лампа?

Из чего состоит шасси?

Замок зажигания обеспечивает:

Что означает эта сигнальная лампа?

Педалью сцепления оборудованы:

Из каких основных частей состоит автомобиль?

ТЕМА: КУЗОВ АВТОМОБИЛЯ

Каким должен быть кузов легкового автомобиля в первую очередь?

Несущий кузов – это:

Как называется проверка кузова на безопасность в случае ДТП?

Рамный кузов делает автомобиль:

ТЕМА: СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ И ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ

В каких случаях сработавшая подушка безопасности может причинить травму?

Рабочая тормозная система является:

Детское автомобильное кресло является:

На что воздействует система курсовой устойчивости?

Для чего нужны преднатяжители ремней безопасности?

Какая система оценивает расстояние до препятствий в процессе движения?

ТЕМА: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ

Какова нормальная температура охлаждающей жидкости прогретого двигателя?

Какой механизм отвечает за подачу топливо-воздушной смеси в цилиндры двигателя?

Что такое автомобиль с гибридным приводом?

Как зависит качество топлива от октанового числа?

Система питания топливом имеется:

Чем дизельный двигатель отличается от бензинового?

Можно ли заливать воду в систему охлаждения двигателя?

Какой механизм двигателя внутреннего сгорания преобразует возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала?

ТЕМА: МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Горящее топливо допускается тушить:

ТЕМА: ИСТОЧНИКИ И ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Плохой электрический контакт:

Для надежной работы аккумуляторной батареи имеет значение:

Катушка зажигания является:

Включать дополнительные потребители электроэнергии рекомендуется:

Назовите источники электрической энергии.

Генератор автомобиля:

Аккумуляторная батарея подзаряжается, если:

Аккумуляторная батарея может подзаряжаться:

Как называется деталь, изображенная на рисунке?

Стартер автомобиля питается:

ТЕМА: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСМИССИИ

Как называется механизм, изображенный на рисунке?

Крутящий момент от двигателя легкового автомобиля может передаваться:

Как называется механизм, изображенный на рисунке?

Назовите агрегаты трансмиссии.

Внедорожник – это автомобиль:

Как рекомендуется транспортировать неисправный легковой автомобиль с автоматической коробкой передач?

Как называется механизм, изображенный на рисунке?

Для чего нужно сцепление?

Для чего нужна коробка передач?

Как добиться, чтобы вал двигателя и колеса вращались независимо друг от друга?

Для чего нужна главная передача?

ТЕМА: НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ХОДОВОЙ ЧАСТИ

Влияет ли конструкция и состояние подвески на склонность автомобиля к заносу?

Каким прибором измеряется давление в шинах?

Вы обнаружили, что отверстия в колесном диске, предназначенные для крепления колеса, имеют овальную форму. Ваши действия?

Автомобиль с какой подвеской более склонен к опрокидыванию?

Как называется деталь, изображенная на рисунке?

Подвеска автомобиля должна обеспечивать:

Езда на ошипованных шинах приводит к уменьшению тормозного пути:

На каком рисунке показана летняя шина?

К упругим элементам подвески относятся:

Колесные диски изготавливаются:

Если автомобиль оснащен зависимой подвеской, то это означает:

Эксплуатация каких шин приводит к наибольшему расходу топлива?

Езда на ошипованных шинах приводит к увеличению тормозного пути:

На каком рисунке показана зимняя шина?

Какие из перечисленных шин допускаются к эксплуатации?

Передние колеса автомобиля:

Опознавательный знак «Шипы» должен устанавливаться на автомобиль с ошипованными шинами:

Каких шин в природе не существует?

Повреждение какой шины чаще приводит к потере управления автомобилем?

Как называется деталь, изображенная на рисунке?

К направляющим устройствам подвески относятся:

Давление следует измерять:

К гасящим устройствам подвески относятся:

Что такое ламели?

ТЕМА: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ

В каких случаях загораются сигнальные лампы неисправности тормозов?

Какие тормозные механизмы обеспечивают наиболее эффективное торможение?

Каковы последствия внезапной утечки тормозной жидкости?

Частое торможение на затяжном спуске:

Нагрев тормозных механизмов:

На что воздействует антиблокировочная система?

На каком рисунке изображен дисковый тормозной механизм?

Какой привод тормозов используется на легковых автомобилях?

Стояночный тормоз легкового автомобиля воздействует:

В барабанных тормозных механизмах вращаются вместе с колесом:

В дисковых тормозных механизмах вращаются вместе с колесом:

Какие тормозные механизмы являются более мощными?

ТЕМА: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Можно ли эксплуатировать автомобиль с отказавшим усилителем рулевого управления?

Что такое люфт рулевого управления?

Увеличенный люфт рулевого управления:

Можно ли эксплуатировать автомобиль с отказавшим усилителем рулевого управления?

Как называется деталь, изображенная на рисунке?

ТЕМА: ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПОВ И ТЯГОВО-СЦЕПНЫХ УСТРОЙСТВ

Для чего используются страховочные тросы или цепи при эксплуатации прицепа?

Прицепы, предназначенные для эксплуатации с легковым автомобилем:

Что такое фаркоп?

ТЕМА: ПРОВЕРКА АВТОМОБИЛЯ ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ

Какой буквой на рисунке обозначен расширительный бачок?

Проводить ежедневный осмотр автомобиля рекомендуется:

Какой буквой на рисунке обозначена горловина для долива масла в двигатель?

При ежедневном осмотре легкового автомобиля не проверяется:

Какой буквой на рисунке обозначен масломерный щуп?

Что заливают в расширительный бачок?

ТЕМА: СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Техническое обслуживание автомобиля должно проводиться:

Учет выполненных работ по обслуживанию автомобиля ведется:

ТЕМА: НЕИСПРАВНОСТИ, С КОТОРЫМИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Какие меры административного принуждения предусмотрены за управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств?

В каком случае разрешается эксплуатация транспортного средства?

Какие из перечисленных транспортных средств разрешается эксплуатировать без медицинской аптечки?

Эксплуатация мотоцикла запрещается:

При какой неисправности тормозной системы запрещается эксплуатация транспортного средства?

В каком случае разрешается эксплуатация автомобиля?

В каком из перечисленных случаев разрешается эксплуатация автомобиля?

В каком случае разрешается эксплуатация легкового автомобиля?

Как обязан поступить водитель, если во время движения отказал в работе спидометр?Разрешается ли устанавливать на транспортном средстве ошипованные шины совместно с неошипованными?

При какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства?

В каком случае запрещается эксплуатация транспортного средства?

При каком максимальном значении суммарного люфта в рулевом управлении допускается эксплуатация легкового автомобиля?

Разрешено ли движение транспортного средства до места ремонта или стоянки в темное время суток с негорящими (из-за неисправности) фарами и задними габаритными огнями?

В каком случае запрещается эксплуатация транспортных средств?

При возникновении какой неисправности запрещается дальнейшее движение транспортного средства даже до места ремонта или стоянки?

Дальнейшее движение транспортного средства (даже к месту стоянки или ремонта) при негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях запрещается:

Запрещается эксплуатация легкового автомобиля, если стояночная тормозная система не обеспечивает неподвижное состояние автомобиля в снаряженном состоянии на уклоне:

При возникновении какой неисправности запрещено дальнейшее движение транспортного средства даже до места ремонта или стоянки?

При какой неисправности запрещено дальнейшее движение на автомобиле во время дождя или снегопада?

Эксплуатировать грузовой автомобиль с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т можно при отсутствии:

Запрещается эксплуатация мототранспортных средств (категории L), если остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

Эксплуатация мотоцикла запрещается:

Допускается ли применять шторки и жалюзи на заднем стекле легкового автомобиля?

Запрещается эксплуатация легкового автомобиля (категория М1), если остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) составляет не более:

Какие из перечисленных транспортных средств разрешается эксплуатировать без огнетушителя?

В каких случаях разрешается эксплуатация транспортного средства?

В каких случаях разрешается эксплуатация транспортного средства?

В каких случаях разрешается эксплуатация транспортного средства?

ТЕМА: УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Почему нельзя курить и пользоваться зажигалкой во время зарядки аккумулятора от батареи другого автомобиля?

На каком рисунке показана нормально работающая свеча зажигания?

Чем опасна установка предохранителя, рассчитанного на больший, чем нужно, ток?

Как проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее?

В чем состоят требования безопасности при замене колеса в дорожных условиях?

Сколько дополнительных проводов нужно для «прикуривания» от исправного автомобиля при разряде аккумулятора?

Как следует затягивать болты (гайки) крепления колеса?

В чем состоят требования безопасности при замене колеса в дорожных условиях?

Как правильно соединить разряженную аккумуляторную батарею с исправной, если необходимо «прикуривание» от батареи другого автомобиля?

Чем можно проверить степень заряда аккумуляторной батареи?

Что является признаком плохо закрепленного колеса?

Вам нужно соединить проводами аккумуляторные батареи исправного и неисправного автомобиля для запуска двигателя («прикуривания»). Как нужно держать в руках соединительные провода во время их подключения?

Какое явление более опасно?

Предохранитель разрывает электрическую цепь в случае:

Лекция по предмету «Устройство автомобиля»по теме»Введение. Общее устройство автомобиля.»

Лекция 1. Введение. Общее устройство автомобиля.

План

1.1. Общие сведения

1.2. Маркировка и техническая характеристика

1.3. Безопасность подвижного состава

1.4. Общее устройство автомобиля

1.1. Общие сведения

Подвижным составом автомобильного транспорта называют автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы.

Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специ­ального оборудования для производства различных операций.

Подвижной состав автомобильного транспорта очень разнооб­разен. Его можно классифицировать по назначению и проходимо­сти (рис. 1.1).

Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный — толь­ко для определенных транспортных перевозок, а специальный — для производства разнообразных нетранспортных работ.

Пассажирский подвижной состав (рис. 1.2) предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и авто­бусы.

Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

hello_html_m305029b5.jpg

Рис. 1.1. Классификация типов подвижного состава автомобильного транспорта по назначению и проходимости.

Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных катего­рий. К специализированным относятся автомобили скорой помо­щи, такси и др.

Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппа­ратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные, исследо­вательские, милицейские автомобили и др.

hello_html_2c06a5f7.jpg

hello_html_m60a4b54a.jpg

Рис. 1.2. Пассажирский подвижной состав: а — легковой автомобиль; б, в — автобусы

Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобу­сами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитар­ные, туристические и школьные автобусы.

Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускают­ся на базе легковых автомобилей.

Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборуду­ются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К этим автобусам относятся подвижные технические станции, ки­нолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов раз­личных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомоби­ли-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы.

Грузовые автомобили (рис. 1.3) могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в. виде бортовых платформ.

Специализированные грузовые автомобили служат для пере­возки грузов только определенных видов. Они имеют приспособ­ленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальны­ми устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся1 автомобили-самосвалы, цис­терны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

Специальные грузовые автомобили предназначены для вы­полнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомо­билей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузо­вым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мас­терские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетоно­мешалки.

Автопоезда позволяют увеличить производительность подвиж­ного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинако­вых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25… 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полу­прицепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

Прицепной автопоезд (рис. 1.4, а) состоит из грузового авто­мобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд (рис. 1.4, б) состоит из седельного автомобиля-тягача и полупри­цепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

Автопоезда-роспуски (рис. 1.4, в) состоят из грузового автомо­биля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сор­тового металла и др.).

Прицепной подвижной состав (рис. 1.5) включает в себя прице­пы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами со­стоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк—петля или шкворень — петля, а полуприцепы — опорным седельно-сцепным устройством.

Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в за­висимости от того, для перевозки каких грузов предназначены.

Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с ак­тивным приводом, так и без него. При активном приводе прице­пы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без актив­ного привода — не имеют ведущих колес.

Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения.

В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

Автомобили ограниченной проходимости (рис. 1.6, а) пред­назначены для движения по дорогам с твердым покрытием и су­хим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4×2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обо­значается также индексом 4×2.

Автомобили повышенной проходимости (рис. 1.6, б, в) пред­назначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и засне­женные участки, а также водные преграды и крутые подъемы.

hello_html_7313bc2a.jpghello_html_7313bc2a.jpghello_html_7313bc2a.jpg

Рис. 1.3. Грузовые автомобили: а — общего назначения; б — специализированный; в — специальный

hello_html_14b19397.jpghello_html_14b19397.jpg

Рис. 1.4. Автопоезда: а — прицепной; б — седельный; в — роспуск

hello_html_4d48e90.jpghello_html_4d48e90.jpg

Рис. 1.5. Прицепной подвижной состав: а — грузовой прицеп; б — легковой прицеп; в — полуприцеп

hello_html_28e933c.jpg

Рис. 1.6. Грузовые автомобили:

а — ограниченной проходимости; б, в — повышенной проходимости; г, д —

высокой проходимости

Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы — 4×4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6 х 4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.

Автомобили высокой проходимости (рис. 1.6, г, д) способны преодолевать рвы, ямы и другие подобные препятствия. Это авто­мобили со всеми ведущими мостами, число которых три и более. Колесные формулы автомобилей высокой проходимости — 6×6 и 8×8.

1.2. Маркировка и техническая характеристика

Все автомобили в зависимости от типа и назначения разделя­ются на классы, в соответствии с которыми и маркируются.

Каждая модель автомобиля имеет свое обозначение в зависи­мости от того, является она базовой или модификацией. Базовой называется модель автомобиля, на основе которой выпускаются ее модификации. Это основная модель автомобиля, выпускаемая в большом количестве.

Базовой модели автомобиля присваивается четырехзначный цифровой индекс, в котором первые две цифры означают класс, а две последующие — модель автомобиля. При этом перед цифро­вым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготови­теля.

Модификацией называется модель автомобиля, отличающаяся от базовой некоторыми показателями (конструктивными и эксплу­атационными), удовлетворяющими определенным требованиям и условиям эксплуатации. Например, модификации могут отличаться от базовой модели применяемым двигателем, кузовом, отделкой салона и др.

Модификации имеют пятизначный цифровой индекс, в кото­ром пятая цифра означает номер модификации базовой модели.

Легковые автомобили разделены на пять классов в зависимости от рабочего объема цилиндров (литража) двигателя:

hello_html_m37fbc1ed.jpg

Маркировка легковых автомобилей производится следующим образом. Например, ВАЗ-2105 и ВАЗ-21053 означают: ВАЗ — Волж­ский автомобильный завод, цифры 21 — легковой автомобиль малого класса, цифры 05 — модель пятая (базовая), цифра 3 — третья модификация.

Автобусы разделены также на пять классов в зависимости от их

длины:

hello_html_m3aa71fb3.jpg

Автобусы обозначаются следующим образом. Например, ЛиАЗ-5256 означает — Ликинский автобусный завод, автобус большого класса, пятьдесят шестая базовая модель.

Грузовые автомобили разделены на семь классов в зависимости от их полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2 до 8 т), четвертый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20 до 40 т) и седьмой (свыше 40 т).

У грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля по полной массе, вторая цифра индекса показывает тип грузового автомобиля (3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — само­свал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 9 — специальный). Третья и четвертая цифры — номер модели автомобиля, а пятая цифра — номер модификации.

Например, ЗИЛ-4331. означает — Заводим. И.А.Лихачева, гру­зовой автомобиль массой 8… 14 т, бортовой, тридцать первая мо­дель.

Прицепы и полуприцепы маркируются четырехзначным цифро­вым индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя. При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие две первые цифры индекса из четырех: легковые — 81(91), грузовые бортовые — 83(93), само­свальные — 85(95), цистерны — 86(96), фургоны — 87(97) и спе­циальные — 89(99).

Две вторые цифры индекса из четырех для прицепов и полу­прицепов присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой прицепы и полуприцепы разделены на пять следующих групп:

hello_html_m6c806f37.jpg

Маркировка прицепов и полуприцепов следующая. Например, прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-8390 означает — Челябинский маши­ностроительный завод автомобильных прицепов, прицеп грузо­вой, полной массой свыше 24 т.

Техническая характеристика подвижного состава является его визитной карточкой. В ней первыми указаны параметры, описы­вающие автомобиль в целом, а затем — двигатель, трансмиссию, подвеску, тормозные механизмы, шины и кузов.

В технической характеристике указываются класс автомобиля, число мест (включая водителя), колесная формула, собственная и полная массы, габаритные размеры (длина, ширина, высота), база автомобиля, колея передних и задних колес, наименьший дорожный просвет, наименьший радиус поворота, максимальная скорость, время разгона автомобиля с места, тормозной путь, контрольный расход топлива, тип двигателя, его рабочий объем, максимальная (номинальная) мощность, максимальный крутя­щий момент, передаточные числа коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи, тип передней и задней подвесок, тип передних и задних тормозных механизмов, тип кузова.

1.3. Безопасность подвижного состава

Подвижной состав должен иметь высокую конструктивную бе­зопасность: активную, пассивную и экологическую.

Активная безопасность — свойство автомобилей предотвращать дорожно-транспортные происшествия.

Активную безопасность автомобиля обеспечивают его высокие тягово-скоростные и тормозные свойства, хорошие устойчивость и управляемость, высокая плавность хода, хорошие обзорность и комфортабельность, резко снижающие утомляемость водителя и создающие условия длительной безаварийной работы.

Пассивная безопасность (внутренняя и внешняя) — свойство автомобилей уменьшать тяжесть последствий дорожно-транспорт­ных происшествий. Пассивную безопасность автомобилей обеспе­чивают высокая прочность пассажирского салона, практически исключающая его деформации при авариях, ремни безопаснос­ти, быстронадувные подушки безопасности, травмобезопасное рулевое управление, подголовники, безопасные стекла, безопас­ное внутреннее оборудование кузова, уменьшающее травмирова­ние водителя и пассажиров, безопасная внешняя форма кузова, уменьшающая травмирование пешеходов.

Экологическая безопасность — свойство автомобилей умень­шать вред, наносимый в процессе эксплуатации пассажирам, во­дителю и окружающей среде. Экологическая безопасность автомо­биля обеспечивается конструкцией отдельных механизмов, систем и элементов, снижающих создаваемый автомобилями шум и уменьшающих токсичность отработавших газов.

1.4. Общее устройство автомобиля

Автомобилем называется колесное безрельсовое транспортное сред­ство, оборудованное двигателем, обеспечивающим его движение.

Автомобиль представляет собой сложную машину, состоящую in деталей, узлов, механизмов, агрегатов и систем.

Деталь — изделие из однородного материала (по наименова­нию и марке), выполненное без применения сборочных опера­ций. Деталь, с которой начинается сборка узла, механизма или агрегата, называется базовой.

Узел — ряд деталей, соединенных между собой с помощью резьбовых, заклепочных, сварных и других соединений.

Механизм — подвижно связанные между собой детали или узлы, преобразующие движение и скорость.

Агрегат — несколько механизмов, соединенных в одно целое.

Система — совокупность взаимодействующих механизмов, при­боров и других устройств, выполняющих при работе определен­ные функции.

Все механизмы, агрегаты и системы образуют три основные части, из которых состоит автомобиль: двигатель, кузов и шасси (рис. 1.7, 1.8).

Двигатель является источником механической энергии, необ­ходимой для движения автомобиля.

Кузов предназначен для размещения водителя, пассажиров, багажа и защиты их от внешних воздействий (ветер, дождь, грязь и др.)

Шасси представляет собой совокупность механизмов, агрега­тов и систем, обеспечивающих движение и управление автомоби­лем. В состав шасси входят трансмиссия, несущая система, пере­дняя и задняя подвески, колеса, мосты, рулевое управление и тормозные системы.

Трансмиссия при движении автомобиля передает мощность и крутящий момент от двигателя к ведущим колесам.

У автомобиля с задними ведущими колесами трансмиссия со­стоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, глав­ной передачи, дифференциала и полуосей. Главная передача, диф­ференциал и полуоси устанавливаются в балке ведущего моста. У автомобиля с передними ведущими колесами карданная пере­дача в трансмиссии между коробкой передач и главной передачей отсутствует. У автомобиля со всеми ведущими колесами в транс­миссию дополнительно входят раздаточная коробка, соединен­ная карданными передачами с ведущими мостами.

hello_html_274c7525.jpg

Рис. 1.7. Устройство грузового автомобиля:

а — двигатель: б — кузов; в — шасси; 1 — трансмиссия; 2 — тормозные системы; 3 — рулевое управление; 4 — рама; 5 — мосты; 6 — колеса; 7 — подвески

Несущая система предназначена для установки и крепления всех частей, систем и механизмов автомобиля.

У грузовых автомобилей, автобусов, выполненных на базе шасси грузовых автомобилей, легковых автомобилей большого и высше­го классов, а также у ряда легковых автомобилей повышенной проходимости несущей системой является рама, и такие автомо­били называются рамными.

Легковые автомобили особо малого, малого и среднего клас­сов, а также автобусы рамы не имеют. Функции несущей системы у этих автомобилей выполняет кузов, который называется несу­щим. Сами же автомобили называются безрамными.

Подвеска обеспечивает упругую связь колес с несущей систе­мой и плавность хода автомобиля при движении, т.е. защиту водителя, пассажиров, грузов от воздействия неровностей дороги в:. виде толчков и ударов, воспринимаемых колесами.

Большинство легковых автомобилей имеют переднюю незави­симую подвеску колес и заднюю зависимую. У грузовых автомо­билей и автобусов передняя и задняя подвески колес зависимые.

Колеса связывают автомобиль с дорогой, обеспечивают его дви­жение и поворот.

Колеса называются ведущими, если к ним от двигателя подво­дятся мощность и крутящий момент. Управляемыми называются колеса, обеспечивающие поворот автомобиля и к которым мощ­ность и крутящий момент не подводятся. Колеса называются ком­бинированными, когда они являются ведущими и управляемыми одновременно. У большинства автомобилей ведущие колеса зад­ние, а управляемые — передние.

Мосты поддерживают несущую систему автомобиля.

На автомобилях применяются ведущие, управляемые и комби­нированные мосты, на которых установлены соответственно ве­дущие, управляемые и комбинированные колеса. Ведущими у ав­томобилей являются задние мосты, а управляемыми и комбини­рованными — передние.

Рулевое управление обеспечивает изменение направления дви­жения и поворот автомобиля.

На автомобилях применяются рулевые управления без усили­телей и с усилителями: гидравлическими и реже пневматическими. Усилители рулевого управления облегчают работу водителя и повышают безопасность движения, т.е. движение автомобиля осуще­ствляется с наименьшей вероятностью дорожно-транспортных про­исшествий и аварий.

На автомобилях рулевое управление может быть левым или правым в зависимости от принятого в той или иной стране на­правления движения транспорта. При этом рулевое колесо, уста­новленное с левой или с правой стороны в кузове или кабине автомобиля, обеспечивает лучшую видимость при разъезде с транс­портом, движущимся навстречу, что также повышает безопасность движения.

hello_html_38e1a1dd.jpg
9

Рис. 1.8. Устройство легкового автомобиля:

1 — двигатель; 2 — рулевое управление; 3 — кузов; 4, 9 — подвески; 5- мост;6, 7 — трансмиссия; 8 — колесо

Тормозные системы уменьшают скорость движения автомоби­ля, останавливают и удерживают его на месте, обеспечивая безо­пасность при движении и на остановках.

Автомобили оборудуются несколькими тормозными система­ми, совокупность которых называется тормозным управлением автомобиля.

Рабочая тормозная система используется для служебного и экстренного (аварийного) торможения, действует на все колеса автомобиля и приводится в действие от тормозной педали ногой водителя.

Стояночная тормозная система удерживает на месте неподвиж­ный автомобиль, действует только на задние колеса или на вал трансмиссии. Приводится в действие от рычага рукой водителя.

Запасная тормозная система (резервная) останавливает авто­мобиль при выходе из строя рабочей тормозной системы. При от­сутствии на автомобиле отдельной запасной тормозной системы ее функции может выполнять исправная часть рабочей тормозной системы (первичный или вторичный контур) или стояночная тор­мозная система.

Вспомогательная тормозная система (тормоз-замедлитель) дей­ствует на вал трансмиссии и выполняется независимой от других тормозных систем.

Рабочей, стояночной и запасной тормозными системами обо­рудуются все автомобили, а вспомогательной тормозной систе­мой только грузовые автомобили большой грузоподъемности пол­ной массой свыше 12 т и автобусы полной массой более 5 т.

Прицепы, работающие в составе автопоездов, оборудуются прицепной тормозной системой, снижающей скорость движения, останавливающей и удерживающей их на месте, а также автома­тически останавливающей прицепы при их отрыве от автомоби­ля-тягача.

Контрольные вопросы

  1. Каково назначение подвижного состава?

  2. Что вы узнали про автопоезда, их типы.

  3. Назовите типы подвижного состава по проходимости.

  4. По каким параметрам и на какие классы подразделяются легковые,
    грузовые автомобили и автобусы?

  5. Какой безопасностью должен обладать подвижной состав?

  6. Каковы основные части автомобиля?

Общие сведения о транспортных средствах

hello_html_m12865fa1.png

Государственное областное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»

Методическая разработка урока

по теме: Общие сведения о транспортных средствах

МДК.01.02 «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей»

Профессия СПО 23.01.03 «Автомеханик»

Преподаватель Мелихова Н.П.

2015-2016 уч.г.

Тема: Общие сведения о транспортных средствах

План

— история развития автомобилей;

— классификация и индексация автомобильного транспорта.

— общие сведения об устройстве автомобилей;

Необходимое оборудование, материалы и вспомогательные средства:

1. Интерактивная доска с мультимедийным сопровождением;

2. Ноутбук.

3. Литература: Селифонов В.В., Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник для НПО, -М. : Издательский центр «Академия», 2014. -400с. Стр. 3…11.

1. История развития автомобилей

До появления автомобилей состоятельные люди имели собственные экипажи, запряжённые одной или несколькими лошадьми. Поэтому название «экипаж» и «коляска» вначале употреблялись и в технической литературе применительно к первым легковым автомобилям, а такой термин, как «лошадиная сила», долгое время использовали для оценки мощности автомобиля.

Крепостной крестьянин Леонтий Шашуренков в 1752г. смастерил в Петербурге «самобеглую коляску», приводимую в движение мускульной силой человека, там же в 1791г. механик-самоучка Иван Кулибин построил «самокатку» с трёхскоростной коробкой передач. Ведущими были два задних колеса, приводимые во вращение от педалей, которые крутил слуга на запятках.

Первый автомобиль с паровым двигателем построен Ж. Кюньо (Франция) в 1769-1770гг.

В 1801г. изобретатель О. Эванс в Великобритании изготовил самодвижущуюся паровую повозку, в которой впервые в истории создания автомобилей был использован шестерёнчатый привод.

В одно время с паромобилями развивалось и другое направление – электромобили. В России электромобили выпускал в конце Х1Хв. фабрикант И.В. Романов.

Первыми в мире изобретателями автомобилей с двигателями внутреннего сгорания официально признаны немецкие инженеры К. Бенц и Г. Даймлер, которые независимо один от другого построили и запатентовали в 1886г. работоспособные экипажи. В России первый грузовой автомобиль построил в 1902г. инженер П. Фрезе. Мощность двигателя этого автомобиля достигала 6л.с. (4,42кВт), а скорость – 15км/час. Передача вращения к задним колёсам осуществлялась цепями.

Отечественное автомобилестроение.

С 1908 по 1915г. на Русско-Балтийском вагонном заводе (г. Рига) выпущено более 500 легковых автомобилей.

1924г. на Московском автозаводе был выпущен первый полуторатонный грузовой автомобиль

АМО-Ф15,

1925г. на Ярославском автозаводе начат серийный выпуск трёхтонных грузовиков.

1936г. на Московском автозаводе начат выпуск грузовых автомобилей ЗИС-5 и легковых ЗИС-101.

В послевоенные годы завод наладил выпуск легковых автомобилей ЗИС-110 и грузовых автомобилей ЗИС-150. Позже завод приступил к выпуску автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.

На Горьковском автозаводе в 1932г. было налажено производство грузовиков ГАЗ-АА,

ГАЗ-А, ГАЗ-М-1. В годы Второй мировой войны на этом заводе был освоен выпуск легковых автомобилей ГАЗ-67Б. В послевоенные годы – ГАЗ-51, М-20 «Победа», ГАЗ-53 ГАЗ-3102 «Волга».

С 1946г. на АЗЛК налажен массовый выпуск автомобилей «Москвич-400» и других более современных моделей.

В 1944г. на Уральском автозаводе налажено производство грузовых автомобилей «Урал-ЗИС», позднее «Урал –5557», на котором установлены шины переменного давления. Ульяновский автозавод наладил массовое производство автомобилей повышенной проходимости, санитарных и легковых автомобилей.

В начале 1970-х гг. на вновь построенном Волжском автомобильном заводе в г. Тольятти налажено производство легковых автомобилей «Лада», а на Камском автомобильном заводе в г. Набережные Челны — большегрузных автомобилей.

2. Классификация и индексация автомобилей.

Автомобиль – это самоходное средство, приводимое в движение собственным двигателем и предназначенное для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций.

По назначению различают грузовые, пассажирские и специальные.

Грузовые автомобили. Грузовые автомобили общего назначения и специализированные.

Грузовые автомобили общего назначения (универсальный грузовой транспорт) подразделяют по грузоподъёмности, т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове, на следующие классы:

— особо малый________0,3т…1,0т;

— малый______________1,0т…3,0т;

— средний____________ 3,0т…5,0т;

— большой____________5,0т…8,0т;

— особо большой_____ свыше 8,0т.

Специализированные автомобили – автомобили с особой конструкцией кузова, предназначенные для перевозки определённого рода грузов (насыпных, жидких, крупногабаритных и др.). К ним относят самосвалы, цистерны, панелевозы, фургоны и др.

Пассажирские автомобили. Легковые – для перевозки небольшой группы пассажиров до 8 человек и автобусы – для перевозки 9 и более человек, включая водителя. Автобусы в зависимости от назначения бывают городскими, пригородными и междугородными. В зависимости от длины автобусы подразделяют на классы: от 2-го по 6-ой.

Специальные автомобили. Предназначены для выполнения определённого вида работ, для чего их оснащают соответствующим оборудованием. К ним относят автокраны, пожарные автомобили, уборочные, ремонтные мастерские, автовышки и др.

По приспособленности к дорожным условиям – автомобили обычной проходимости, повышенной и высокой проходимости.

Все автомобили по общему числу колёс и числу ведущих колёс условно обозначают колёсной формулой: 4х2; 4х4; 6х4; 6х6 и 8х8.

Для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращённое название завода-изготовителя (ЗИЛ, ГАЗ, КамАЗ, УАЗ, ВАЗ)

Цифровое обозначение для базовых автомобилей состоит из четырёх цифр, из которых первая — класс, вторая – вид автомобиля, а последующие две цифры – номер модели.

Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой. Шестая цифра указывает на номер экспортного варианта.

Вид автомобиля (вторая цифра):

1- легковые автомобили;

2 – автобусы;

3 – грузовые с бортовой платформой;

4 – седельные тягачи;

5 – самосвалы;

6 – цистерны;

7 – фургоны;

8 – резерв;

9 – специальный.

Классификация автомобилей.

Вид ТС

Название ТС и его параметры

Класс

1

2

3

4

5

6

7

1

hello_html_56977c.png

Легковые автомобили:

рабочий

объём, л

индекс

До 1,2

11

1,3-1,8

21

1,9…3,5

31

Свыше 3,5

41

2

hello_html_mc655c6d.png

Автобусы:

длина, м

индекс

До 5

22

6…7,5

32

8…9,5

42

10,5…12

52

Свыше16,5

62

3

hello_html_36eae393.png

Грузовые автомобили:

полная масса, т

индекс автомобиля:

с бортовой платформой

До 1,2

1,3-2

2,1-8

9-14

15-20

21-40

Свыше 40

13

23

33

43

53

63

73

4

hello_html_4fe1e9f.png

седельного тягача

14

24

34

44

54

64

74

5

hello_html_4b03ca93.jpg

самосвала

15

25

35

45

55

65

75

6

hello_html_9bfd6bd.jpg

цистерны

16

26

36

46

56

66

76

7

hello_html_m16a92075.png

фургона

17

27

37

47

57

67

77

9

hello_html_1bbde831.png

Специально-го

19

29

39

49

59

69

79

Общее устройство автомобиля

img056

Рисунок 1. Составные части автомобиля.

Независимо от особенностей конструкции автомобиль состоит из трёх основных частей двигателя, кузова и шасси.

Двигатель — источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля.

Кузов – часть автомобиля, предназначенная для размещения груза или размещения водителя и пассажиров. Кузов состоит из кабины и грузовой платформы. К нему относят также капот, облицовку и крылья.

Шасси – объединяет все агрегаты и механизмы автомобиля, предназначенные для передачи усилия от двигателя к ведущим колёсам, для управления автомобилем и его передвижения.

Шасси включает в себя трансмиссию, ходовую часть, рулевое управление и тормозную систему.

Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колёсам, а также изменяющих этот момент по величине и направлению.

Трансмиссия автомобиля с колёсной формулой 4х2 –заднеприводного состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи и ведущего моста.

Сцепление необходимо для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании с места.

Коробка передач (КП) предназначена для изменения крутящего момента на ведущих колёсах по величине и направлению, путём ввода в зацепление различных пар зубчатых колёс.

Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту под некоторым углом.

Ведущий мост состоит из механизмов, с помощью которых происходит увеличение крутящего момента и передачи его к ведущим колёсам автомобиля под прямым углом.

Ходовая часть предназначена для передвижения автомобиля. Вращательное движение ведущих колёс при их сцеплении с поверхностью грунта преобразуется в поступательное движение автомобиля.

Рулевое управление необходимо для изменения направления движения автомобиля

Тормозная система служит для замедления скорости движения и остановки автомобиля

Задания

1. Какую марку носил первенец советского автомобилестроения? Какова была его грузоподъёмность?

а/ ЯГ-3,3т;

б/ ГАЗ-АА, 1,5т;

в/ АМО-Ф-15, 1,5т.

2. Автомобили в зависимости от назначения и выполнения работ делятся на несколько типов. Укажите, в каком ответе более точно названы эти типы.

а/ Грузовые, легковые, специальные.

б/ Грузовые, пассажирские, спортивные.

в/ Грузовые, пассажирские, специальные.

3. Укажите, из каких основных частей состоит автомобиль:

а/ кузов, шасси, двигатель, ходовая часть;

б/ кузов, шасси, двигатель;

в/ трансмиссия, ходовая часть, двигатель;

д/ двигатель, шасси, механизмы управления.

4. Если у легкового автомобиля снять двигатель и кузов, то какая часть останется?

а/ трансмиссия, механизмы управления;

б/ шасси;

в/ ходовая часть, механизмы управления;

г/ трансмиссия, ходовая часть.

5. Что в обозначении автомобиля КамАЗ-5320 означает число «3»?

а/ автобус;

б/ грузовой с бортовой платформой;

г/ самосвал;

д/ седельный тягач.

6. Укажите правильное условное обозначение полноприводного автомобиля:

а/ 4х2;

б/ 6х4;

в/ 4х4.

7. Укажите правильное условное обозначение неполноприводного автомобиля:

а/ 4х2;

б/ 4х4;

в/ 6х6.

Эталоны ответов на тестовые задания.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

№ ответа

в

в

б

б

б

в

а

Контрольные вопросы.


1. Как подразделяют автомобили по назначению?

2. На какие классы по грузоподъёмности подразделяют грузовые автомобили?

3. Что является основным классификационным признаком автобусов?

4. Что является основным классификационным признаком легковых автомобилей?

5. Как подразделяют автомобили по приспособленности к дорожным условиям?

6. Расшифруйте марку автомобиля ЗИЛ-4333.

7. Назовите основные части автомобиля.

8. Какие агрегаты и механизмы входят в состав шасси автомобиля?

ГОСТ Р 55887-2013 Автомобильные транспортные средства. Учебные автомобили. Технические требования и методы испытаний, ГОСТ Р от 22 ноября 2013 года №55887-2013


ГОСТ Р 55887-2013



ОКС 013.140.30*
ОКП 45 3000

_____________________

* По данным официального сайта Росстандарта ОКС 43.020,

здесь и далее. — Примечание изготовителя базы данных.

Дата введения 2014-09-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. N 2148-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — АТС), категорий , , (включая троллейбусы), , , в том числе с прицепами (полуприцепами) категорий , , , по ГОСТ Р 52051 и устанавливает технические требования к учебным автомобилям и методы их испытаний.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51266-99 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения.

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 учебный автомобиль: АТС предназначенное для обучения лиц, не имеющих права на управление транспортным средством, или желающих получить право на управление транспортными средствами дополнительных категорий.

3.2 инструктор: Лицо, проводящее обучение управлению на учебном автомобиле.

3.3 рабочее место инструктора: Штатное место в учебном автомобиле, предназначенное для инструктора во время проведения учебных занятий и оборудованное дублирующими органами управления и устройствами непрямого обзора.

Примечание — Учебные автомобили, предназначенные для сдачи экзаменов по управлению АТС могут быть оборудованы аппаратно-программным комплексом аудио- и видеонаблюдения.

3.4 курсант: Лицо, проходящее обучение управлением АТС соответствующей категории.

3.5 кандидат в водители: Лицо, прошедшее обучение управлению АТС, сдающее квалификационный экзамен на получение права управления АТС соответствующей категории.

3.6 учебная площадка: Закрытое пространство, оборудованное набором тренажеров для отработки приемов управления АТС, не предназначенное для движения АТС, не являющихся учебными.

3.7 дублирующие органы управления: Органы управления учебного автомобиля, расположенные на рабочем месте инструктора, отличные от штатных органов управления учебного автомобиля, предназначенные для вмешательства инструктора (экзаменатора) в процесс управления учебным автомобиля при возникновении нештатной ситуации, угрожающей безопасности лиц, находящихся в учебном автомобиле, или пешеходов, или других участников дорожного движения.

3.8 уровень репрезентативности: Величина, выраженная в процентах, соответствующая части населения при сплошном отборе индивидов, у которых численное значение какого-либо антропометрического признака (рост человека) не более его заданного значения.

4 Общие технические требования к дублирующим органам управления

4.1 Дублирующие органы управления, устанавливаемые на учебном автомобиле, должны дублировать, как минимум, органы управления тормозами и сцеплением на автомобиле с механической коробкой передач или тормозами на автомобиле с автоматической коробкой передач.

4.2 На комплекте дублирующих органов управления, должен быть нанесен фабричный или торговый знак изготовителя. Эта маркировка должна быть четкой и нестираемой.

4.3 Конструкция дублирующих органов управления должна давать возможность управлять ими инструктору от 5 до 95 уровня репрезентативности.

4.4 Металлические части дублирующих органов управления должны иметь защитное покрытие от коррозии.

4.5 Педали управления, если смотреть с сиденья инструктора, должны располагаться в следующем порядке слева направо в зависимости от вида коробки передач: педаль сцепления, педаль тормоза и педаль подачи топлива при ее наличии.

4.6 Размеры, определяющие взаимное положение педалей и их расположение относительно внутреннего пространства кузова по [1].

4.7 Конструкция дублирующих органов управления должна обеспечивать их быстрый демонтаж или приведение в нерабочее состояние с тем, чтобы исключить несанкционированное их использование пассажирами на рабочем месте инструктора.

4.8 Сигнализация о выполнении управляющего воздействия на дублирующие органы управления

4.8.1 Конструкция дублирующих педалей управления должна предусматривать включение внешних штатных сигналов торможения учебного автомобиля при воздействии на дублирующую педаль тормоза.

4.8.2 Конструкция дублирующих педалей управления должна обеспечивать световую сигнализацию нажатия на педаль привода тормоза и сцепления инструктором внутри салона учебного автомобиля*.
_______________
* Данный пункт обязателен для учебных автомобилей, оборудованных аппаратно-программным комплексом аудио- и видеонаблюдения.


Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может осуществляться штатным внутренним осветительным оборудованием АТС или дополнительными сигнальными лампами и плафонами, установленными в зоне обзорности курсанта (кандидата в водители), инструктора и сидящих сзади пассажиров.

Сигнализация нажатия дублирующих педалей управления может быть также звуковой или комплексной: световой и звуковой.

4.9 Все элементы конструкции дублирующих органов управления, находящиеся в передней части салона над уровнем приборного щитка перед сиденьем инструктора, изготовленные из материала, твердость которого по Шору А превышает 50 единиц, должны иметь закругленные края, радиус кривизны которых составляет не менее 2,5 мм.

4.10 Если крепление дублирующих органов управления расположено в районе нижнего края приборного щитка, металлические несущие элементы не должны иметь выступающих краев.

4.11 Если после установки дублирующих органов управления нижний край приборного щитка не удовлетворяет условиям, по 4.9, то он должен быть закругленным, причем радиус кривизны должен составлять не менее 19 мм.

5 Технические требования к установке дублирующих органов управления

5.1 Конструкция и установка дублирующих органов управления и их приводов должны обеспечивать удобство доступа в салон учебного автомобиля и на рабочее место водителя и инструктора (экзаменатора).

5.2 Дублирующие органы управления не должны мешать возможности управлять учебным автомобилем с помощью штатных органов управления.

5.3 Конструкция приводов дублирующих органов управления не должна изменять расположение штатных органов управления АТС.

5.4 Конструкция и исполнение приводов должны обеспечивать надежную передачу и траекторию движения дублирующих органов управления без заметных деформаций элементов и звеньев приводов.

5.5 Дублирующие органы управления должны быть расположены относительно сиденья переднего пассажира аналогично расположению штатных органов управления относительно сиденья водителя.

5.6 Левая нога инструктора в нерабочем положении должна иметь возможность опираться на поверхность пола или упор для ноги таким образом, чтобы она не могла застрять в дублирующих органах управления.

5.7 На учебном автомобиле должна быть обеспечена возможность управляющего воздействия до упора на любой дублирующий орган управления, исключающая несанкционированное нажатие на другие органы управления системами АТС.

5.8 При перемещении штатных органов управления управляющее воздействие не должно передаваться на дублирующие органы управления и наоборот, при перемещении дублирующих органов управления управляющее воздействие должно передаваться на штатные органы управления.

5.9 После установки и регулировки дублирующих органов управления рабочие и свободные перемещения штатных органов управления не должны уменьшаться.

5.10 Рабочие перемещения дублирующих органов управления должны быть не менее рабочих перемещений штатных органов управления.

5.11 Максимальное усилие на дублирующей педали привода тормоза при полном рабочем ходе должно быть не более 50 даН для учебных автомобилей категории и не более 70 даН для учебных автомобилей категорий , , , , .

5.12 Эффективность рабочей тормозной системы при управлении дублирующей педалью тормоза должна соответствовать [2]*.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

5.13 Максимальное усилие на дублирующей педали привода сцепления при полном рабочем ходе должно быть не более 25 даН для учебных автомобилей.

5.14 При установке дублирующих органов управления учебный автомобиль категории должен соответствовать [3].

5.15 Установка дублирующих органов управления не должна нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ 51266*.

________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 51266. — Примечание изготовителя базы данных.

5.16 В том случае, если рабочее место инструктора оборудуют дополнительными устройствами непрямого обзора эти средства обзора не должны нарушать соответствие учебного автомобиля ГОСТ Р 51266 и [4]*.
________________
* См. раздел Библиография, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

6 Методы испытаний

6.1 Требования к средствам измерений

Погрешность измерений должна составлять:

±0,5° — для угловых размеров;

±1 мм — для линейных размеров;

±0,1 даН — для значений усилий.

6.2 Определение показателей передней обзорности, проводят в соответствии с методами по ГОСТ Р 51266.

6.3 Определение тормозных свойств производится по [2].

6.4 Взаимное расположение дублирующих педалей управления по [1].

6.5 Травмобезопасность внутреннего оборудования учебных автомобилей категории по [3].

6.6 Оснащение устройствами непрямого обзора производится по [4].

6.8 Оформление результатов испытаний

6.8.1 Протокол типовых испытаний должен содержать полные, в соответствии с техническим описанием по форме в соответствии с Приложением А, сведения об объекте испытаний, условиях проведения испытаний и средствах измерений, а также подробные результаты измерений и оценки по всей номенклатуре требований настоящего стандарта.

В заключительном разделе протокола испытаний указывают:

— результаты проверки технического описания на предмет полноты и правильности его составления, а также соответствия представленного объекта испытаний техническому описанию;

— соответствие и/или несоответствие каждого параметра требованиям настоящего стандарта.

6.8.3* Протокол испытаний иных, чем типовые, должен содержать краткие сведения об объекте испытаний. В протоколе испытаний указывают результаты измерений и оценки по всем или отдельным требованиям настоящего стандарта.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

В заключительном разделе протокола испытаний указывают сведения о соответствии и/или несоответствии оцененных параметров требованиям настоящего стандарта.

Приложение A (обязательное). Форма технического описания к дублирующим органам управления

Приложение A
(обязательное)

_______________
* Информация должна быть предоставлена в трех экземплярах.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

(наименование дублирующих органов управления)

1 Чертежное обозначение, марка (торговая марка изготовителя):

2 Тип и общее коммерческое наименование:

3 Средства идентификации типа, если на устройстве имеется соответствующая маркировка:

4 Транспортное средство, для которого предназначены дублирующие органы управления:

5 Наименование, юридический и фактический адрес изготовителя, адрес(а) сборочного(ых)

предприятия (ий):

6 Модификации:

7 Чертеж(и) для идентификации дублирующих органов управления

8 Подробное описание метода крепления:

Библиография

[1]

Правила ЕЭК ООН
N 35-00

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении размещения педалей управления

[2]

Правила ЕЭК ООН
N 13Н-00 и 13-10

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения легковых автомобилей в отношении торможения

[3]

Правила ЕЭК ООН
N 21-01

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении их внутреннего оборудования

[4]

Правила ЕЭК ООН
N 46-02*

Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения устройств непрямого обзора и механических транспортных средств в отношении установки этих устройств

________________

* Документ не действует. Действуют Правила ЕЭК ООН N 46 (пересмотр 4). — Примечание изготовителя базы данных.



__________________________________________________________________________
УДК 629.114.00117.5.001.4:006.354 ОКС 013.140.30 ОКП 45 3000

Ключевые слова: учебный автомобиль, дублирующие органы управления, инструктор, рабочее место инструктора, курсант, кандидат в водители
__________________________________________________________________________



Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014

Требования к транспортным средствам, используемым для приема практического экзамена

1. Практический экзамен принимается на транспортном средстве той категории, на которое испрашивается право управления:

«А» – на двухколесных мотоциклах;

«В» – на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч;

«С» – на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;

«D» – на автобусах вместимостью не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;

«ВЕ» – на автомобилях разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и числом сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость не менее 100 км/ч, с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортного средства превышает 3500 кг;

«СЕ» – на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг с прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м, или полуприцепом;

«DЕ» – на сочлененных автобусах или автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не менее 1000 кг.

Примечание:

1. Прием экзаменов у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению транспортными средствами соответствующих категорий с ограничениями, осуществляется на транспортных средствах, конструкция которых отвечает имеющимся медицинским предписаниям.

2. Для приема первого этапа практического экзамена должны использоваться транспортные средства, имеющие следующие, помимо изложенных выше, характеристики:

для категории «В» – длина не менее 3,8 м, ширина не менее 1,6 м, база транспортного средства1 не менее 2,2 м, минимальный радиус поворота не менее 4,2 м;

для категории «С» – длина не менее 6,0 м, ширина не менее 2,0 м, база транспортного средства не менее 3,3 м, минимальный радиус поворота не менее 5,8 м.

для категории «D» – длина не менее 7,0 м, ширина не менее 2,0 м, база транспортного средства не менее 3,5 м, минимальный радиус поворота не менее 7,8 м.

2. Используемые для приема экзаменов транспортные средства должны соответствовать требованиям к механическим транспортным средствам, используемым для обучения вождению, установленным в Правилах дорожного движения Российской Федерации и Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Исправное техническое состояние транспортного средства должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении технического осмотра.

3. Транспортные средства, используемые для приема экзаменов должны быть дополнительно оборудованы:

при проведении первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме – соответствующими датчиками и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома;

при проведении второго этапа практического экзамена – аппаратно-программными комплексами аудио-видеонаблюдения, требования к которым представлены в приложении № 4 к Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами.

4. Изменение конструкции транспортного средства, связанное с установкой дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида, опознавательных знаков «учебное транспортное средство», должно быть оформлено в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации1 и подтверждено соответствующей записью в свидетельстве о регистрации транспортного средства о внесении изменений в регистрационные данные транспортного средства2.

Приложение № 4

к Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о