Как работает термостат – Автомобильный термостат — как он работает и каковы основные причины поломок — сеть автомагазинов и автосервисов Гиперавто в Москве

Содержание

Как работает автомобильный термостат? — e-fee.ru

Как работает автомобильный термостат? 
Автомобильный термостат – это устройство, применяемое в системах жидкостного охлаждения большинства существующих автомобильных двигателей. Термостат, как правило, находится между мотором и радиатором машины, и необходим для поддержания нормальной рабочей температуры силового агрегата. 
Принцип работы автомобильного термостата. 

Пока двигатель работает нормально, термостат блокирует поток охлаждающей жидкости к радиатору. Когда двигатель нагревается до температуры 95 градусов по Цельсию, термостат открывается и охлаждающая жидкость попадает в радиатор и двигатель, предотвращая перегрев. Таким образом данное устройство позволяет двигателю быстрее прогреваться до рабочей температуры, вследствие чего уменьшается его износ и ограничивается выброс вредных веществ в атмосферу. 
Устройство автомобильного термостата. 
Большинство термостатов производят из латуни, меди или пластика. Основная составляющая внутренней начинки термостата – это воск. Под воздействием температуры он начинает плавиться. Воск плавится быстро благодаря примеси порошка меди, графита и алюминия. Переходя из твердого состояния в жидкое, воск расширяется и его давление выталкивает штырь, который открывает клапан, пропуская поток охладителя от термостата к двигателю. 

Кстати, вы можете даже самостоятельно провести небольшой эксперимент, который наглядно продемонстрирует вам работу термостата в действии. Погрузите ваш термостат в металлическую кастрюлю с водой, после чего поставьте ее на электрическую плиту или газовую печь. По мере роста температуры воды в кастрюле клапан термостата откроется, приблизительно на 2-3 см. Для эксперимента целесообразней использовать новый термостат, а не разукомплектовывать личный автомобиль 🙂 
Термостат – очень важная деталь любого автомобиля. Неисправный термостат может остановить вас на полпути, так как в нерабочем состоянии он не пропускает охладитель через радиатор и двигатель может перегреться. Одна из самых распространенных причин отказа термостата – это коррозия. Существует два вида неисправностей термостатов – клапан либо только открыт, либо постоянно закрыт. 
Если из-за поломки клапан термостата остается все время открытым, то охладитель будет постоянно проходить через радиатор, при этом двигателю потребуется довольно много времени для достижения оптимальной рабочей температуры. В летнее время года такая поломка, как правило, остается даже незамеченной, а вот зимой – мотор вы уже как следует не прогреете. 
Если же в термостате клапан остается постоянно закрытым, то двигатель наоборот начинает быстро перегреваться, и в этом случае ездить на автомобиле до замены термостата настоятельно не рекомендуется. В таком случае, чтобы добраться к ближайшему автомагазину или СТО, советуем «на полную» включить печку в вашем авто и постоянно следить за тем, чтобы стрелка указателя температуры двигателя не переходила в красную зону. 
Как проверить термостат? 
Чтобы проверить термостат, необходимо разогреть двигатель до рабочей температуры. Затем нужно заглушить машину, открыть капот и найти шланг, который находится в верхней части радиатора. Как правило – это черный резиновый шланг диаметром 5-7 см. с железным хомутом на концах или же с пластиковыми скобами. После этого найдите нижний шланг – примерно такой же, как и верхний (обычно он крепится в нижней части радиатора). Прикоснитесь к обоим шлангам, но крайне осторожно, потому как они могут быть сильно нагреты. Если индикатор температуры двигателя показывает перегрев, и при этом один из шлангов горячий, а другой холодный, то с высокой вероятностью можно утверждать о постоянно закрытом клапане термостата – при этом охладитель не проходит через радиатор и двигатель перегревается. Такой термостат, безусловно, требует замены на новый.

Работает ли термостат в автомобиле

Как определить неисправность термостата.

 

В вашем автомобиле слишком холодно? Или двигатель нагревается больше рабочей температуры? Вполне возможно, что в вашей машине неисправен термостат. Но как узнать, что именно из-за термостата двигатель автомобиля очень долго греется или перегревается? К счастью, любой автолюбитель может выяснить это без посторонней помощи.

 

Перед тем как узнать способы диагностики термостата, давайте для начала выясним, к чему может привести перегрев мотора или его работа при недостаточном нагреве. 

 

Все мы знаем, что двигатели внутреннего сгорания эффективно работают только при рабочей температуре, которая не превышает в среднем 80-100 градусов по Цельсию. Если же по каким-то причинам силовой агрегат начинает работать на более высокой температуре, то внутренние компоненты двигателя от перегрева начинают быстро изнашиваться и деформироваться, что может привести к серьезной поломке. 

 

Что касаемо работы холодного двигателя, который долгое время не нагревается до рабочей температуры, то многие ошибочно полагают, что это не настолько опасно, как перегрев. Отчасти это так, но, тем не менее, длительная работа силового агрегата на температуре ниже рабочий, может так же привести к износу его некоторых компонентов. Ведь если двигатель не достаточно нагрелся, то он работает не эффективно.

 

Автозапчасти от А до Я: Устройство автомобилей для новичков

 

Именно поэтому для нормальной работы двигателя и его долгой службе необходимо чтобы он работал в основное время при нормальной рабочей температуре, которую регулирует термостат, вентилятор и система охлаждения. Термостат в автомобиле регулирует температуру двигателя, управляя потоками охлаждающей жидкости по патрубкам системы охлаждения. 

 

Напомним, что охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) охлаждает двигатель за счет физических свойств. То есть тепло вырабатываемое мотором в процессе сжигания топлива передается, циркулирующему в системе охлаждения, антифризу. В итоге жидкость забирает часть тепла, и температура двигателя понижается. 

 

Соответственно чем больше циркулирует охлаждающей жидкости в системе охлаждения, тем быстрее остывает двигатель. Но как мы уже знаем чрезмерное остывание двигателя также опасно, как и перегрев. Поэтому система охлаждения сконструирована таким образом, чтобы не только при необходимости снижать температуру двигателя, но и когда нужно поднимать его в короткий срок за счет перераспределения потоков антифриза по патрубкам. 

 

Отравление метанолом и этиленгликолем: Антрифриз, тормозная жидкость и незамерзайка

 

Потоки охлаждающей жидкости распределяются с помощью термостата, который может открываться и закрываться автоматически. Например, когда он открыт, антифриз начинает циркулировать по системе охлаждения и двигатель начинает остывать. Когда термостат находится в закрытом положении, то охлаждающая жидкость блокируется по определенному кругу циркуляции и двигатель начинает нагреваться. 

 

Автопроизводители автомобилей оснащают продукцию термостатами, которые автоматически открываются при достижении рабочей температуры двигателя (как правило, рабочая температура современных моторов составляет от 80 до 100 ° C).

 

Но как же тогда охлаждать сам антифриз, который, циркулируя в системе, рано или поздно нагреется? Ведь забирая тепло от двигателя, он может закипеть. Для этого придумали радиатор охлаждения, который спрятан за передней решеткой машины. Во время движения машины потоки воздуха охлаждают радиатор, в котором находится нагретый антифриз. В итоге охлаждающая жидкость остужается и вновь сможет, циркуля по системе, забирать тепло у работающего двигателя.

 

Например, когда двигатель холодный, то термостат закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Таким образом, удается в короткий срок нагреть двигатель до рабочей температуры. Как только двигатель набирает рабочую температуру, то термостат начинает открываться и антифриз начинает циркулировать по кругу, который проходит через радиатор и охлаждающая жидкость начинает остывать, предотвращая закипание. 

 

Как видите, это уникальная замкнутая система охлаждения двигателя автомобиля, которая достаточно надежна, когда все компоненты находятся в рабочем состоянии. Но как только любой из компонентов системы выйдет из строя, существует риск перегрева автомобиля и вероятность выхода из строя двигателя. Именно поэтому к системе охлаждения каждый водитель должен относиться внимательно и периодически проверять уровень антифриза, состояние радиатора, вакуумные патрубки, расширительный бачок охлаждающей жидкости и конечно термостат, который в зависимости от температуры двигателя направляет потоки антифриза по определенному кругу. 

 

Памятка

 

 

 

  •  Когда двигатель холодный, охлаждающая жидкость (антифриз) также холодная. В этом случае термостат находится в закрытом положении. В этом случае антифриз циркулирует по так называемому малому кругу, в котором жидкость не проходит через радиатор, а проходит только через двигатель. В итоге при закрытом термостате охлаждающая жидкость не охлаждает силовой агрегат и а постепенно нагреваясь от тепла двигателя помогает ему быстрее набрать рабочую температуру.
  •  После того как антифриз нагреется до определенной температуры, термостат автоматически открывается и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, в который входит радиатор охлаждения. За счет потоков воздуха во время движения автомобиля жидкость начинает остывать, что способствует охлаждению мотора. Каждый термостат откалиброван на открытие при определенной температуре.  

 

Радиатор печки

 

В любом автомобиле помимо радиатора охлаждения, по которому циркулирует антифриз, есть еще радиатор печки, который, по сути, играет роль обогрева салона. Через этот радиатор также проходит антифриз, который при достижении рабочей температуры двигателя нагревается и отдает тепло системе вентиляции салона. Как правило, горячий антифриз начинает поступать в радиатор печки, как только вы включите режим обогрева салона.

 

Соответственно при неисправности термостата печка в салоне может начать работать не эффективно. Например, если термостат открылся и при падении температуры двигателя ниже рабочий автоматически не закрылся, то это приведет к недостаточному нагреву антифриза, который циркулируя через радиатор печки, не сможет нагреть его до нормальной температуры. Соответственно даже на максимальном режиме обдува в салоне будет не жарко, а в некоторых случаях даже холодно. Причина холодный антифриз, который будет остывать от потоков воздуха, проходящие через радиатор охлаждения во время движения автомобиля. 

 

Как узнать, что термостат перестал работать?

 

Когда термостат застревает в одном положении, то он перестает открываться или закрываться, оставаясь в одном положении независимо от температуры охлаждающей жидкости и двигателя. Помните, что это может привести к серьезным поломкам двигателя. К счастью, есть несколько признаков, по которым можно определить, что термостат неисправен. Вот таблица, с помощью которой вы можете выяснить, исправен ли ваш термостат:

 

Как тестировать термостат в автомобиле:

 

Тест Объяснение
Холодный двигатель: Откройте капот и снимите крышку радиатора. Запустите двигатель. Наблюдайте за охлаждающей жидкостью. Она не должна двигаться. Когда двигатель холодный, термостат должен быть закрыт, таким образом, минуя круг циркуляции антифриза, который проходит через радиатор.
Двигатель теплый (! Не горячий): Откройте капот и снимите крышку радиатора. Наблюдайте за охлаждающей жидкостью. Циркуляция антифриза должна быть видна сразу. Когда двигатель прогрет, термостат находится в открытом положении. Это позволяет охлаждающей жидкости течь через радиатор.
Холодный двигатель: Запустите двигатель. Включите обогрев салона. Засеките время, которое требуется двигателю, для того чтобы начать подавать в салон теплый воздух.  Если это занимает более пяти минут и теплый воздух после запуска мотора не начинает долгое время подаваться в салон или он недостаточно горячий, это признак того, что термостат заклинило в открытом положении, из-за того, что охлаждающая жидкость циркулирует по кругу, который проходит через радиатор охлаждения. Это и является причиной долгого разогрева салона в зимнее время.

 

Где находится в машине термостат? 

 

Естественно, после того как мы установили, что в машине есть проблемы с термостатом нам необходимо его демонтировать. Но, к сожалению, многие автолюбители не знают, где он находится. Как правило, термостат находится в верхнем патрубке системы охлаждения двигателя, который идет от двигателя к радиатору. Термостат установлен в специальный корпус (корпус термостата).

 

Смотрите также: Летние советы: Как эффективно использовать кондиционер в автомобиле

 

Во многих автомобилях месторасположение корпуса термостата, от которого идет патрубок на радиатор, находится рядом с водяной помпой. Если вы не знаете, где в вашей машине установлен термостат, то найдите верхний патрубок на радиаторе и по нему далее вы легко найдете корпус термостата, который соединен с двигателем. 

 

Если термостат застрял в одном положение, то разумно не пытаться его восстановить. Надежнее и проще купить новый термостат. Также вместе с заменой термостата вам придется заменить прокладку корпуса термостата на новую. Обратите внимание что прокладку корпуса термостата придётся заменить даже в том случае если вы открыли корпус просто для проверки термостата. 

 

Проверка термостата

 

Если вы все еще не уверены, что термостат застрял в одном положение, выполните следующую процедуру, чтобы установить причину перегрева двигателя или его долгое прогревание.

 

1. Отсоедините отрицательную клемму высоковольтного провода аккумулятора.

 

2. Слейте часть охлаждающей жидкости из системы с помощью пробки радиатора или с помощью отверстия для слива антифриза, которое предусмотрено в вашем автомобиле. Слейте от 4 до 5 литров. То есть, нет необходимости сливать из системы охлаждения всю жидкость. Это необходимо, для того чтобы избежать выливания антифриза из системы при следующем шаге. 

 

3. Снимите верхний шланг-патрубок радиатора.

 

4. Снимите корпус термостата.

 

5. Снимите термостат.

 

6. Найдите на корпусе термостата маркировку температуры, при которой он должен начать открываться. Запомните эту температуру.

 

7. Возьмите градусник, который способен замерять температуру в кипящей воде.

 

 

8. Затем заполните кастрюлю холодной водой. Положите градусник в кастрюлю и поставьте ее на плиту.

 

9. Положите термостат в кастрюлю с холодной водой и включите плиту.

 

10. Теперь внимательно наблюдайте за температурой на градуснике и за термостатом. Если термостат исправен, то при достижение воды до температуры , указанной на корпусе термостата, он начнет открываться. Если этого не произойдет или же термостат начнет отрываться при достижении более высокой температуры воды, то вам придётся заменить его на новый, поскольку термостат начинает поздно открываться или полностью неисправен. 

Если же термостат открывается при нагреве воды до указанной на нем температуры, то он полностью исправен. 

 

Еще один простой способ, который поможет узнать, что термостат не работает

 

Вот еще более простой способ узнать, что термостат застрял в одном положение. Этот способ не требует каких-либо навыков обслуживания и ремонта автомобиля. Вам фактически ничего не придётся делать. Ваша задача только сравнить температуру верхнего шланга-патрубка радиатора и нижнего. 

Вот что вы должны сделать:

 

1. Запустите автомобиль с холодным двигателем.

 

2. Так как на холодный мотор термостат находится в закрытом положение и антифриз циркулирует по малому кругу, то патрубок, отходящий сверху от корпуса термостата должен быть до прогрева двигателя холодным. 

 

3. Как только двигатель нагревается до рабочей температуры термостат должен открыться, и охлаждающая жидкость начнет проходить по верхнему патрубку, подходящему к радиатору. Так что как следите за температурой двигателя на приборной панели. Как только она начинает приближаться к рабочей температуре, проверьте патрубок. Он должен в скором времени стать теплым и затем горячим. Это будет означать, что термостат открылся, и охлаждающая жидкость начала циркулировать по большому кругу (через радиатор). 

 

4. Проверьте рукой также и нижний патрубок. Он также должен быть горячим. 

 

 

Если же при достижении рабочей температуры двигателя верхний патрубок остается холодным, то, скорее всего, термостат заклинило в закрытом положении и антифриз по-прежнему циркулирует по малому кругу. Это очень опасно, поскольку в этом случае температура двигателя начнет повышаться выше рабочий и машина может закипеть, что может привести к поломке системы охлаждения и серьезному повреждению силового агрегата. Так что срочно замените термостат на новый.

 

Иногда встречается неисправность термостата, которая приводит к раннему открытию термостата на холодный двигатель. Так что, если вы обнаружите, что верхний патрубок почти сразу стал горячим после запуска холодного двигателя, то, скорее всего термостат заклинило в открытом положении, и антифриз циркулирует по большому кругу через радиатор даже на холодный мотор.

 

Смотрите также: Десять звуков, которые говорят о поломке автомобиля

 

В таком случае двигатель будет очень долго прогреваться, а в зимнее время может вообще не нагреться до рабочей температуры. В этом случае печка в салоне не будет отдавать много тепла и вам будет холодно. В таком случае вам также придется заменить термостат на новый. 

 

Предупреждение

 

Термостат является очень важным компонентом вашего автомобиля. Он выполняет очень важную функцию в машине. Именно от него зависит, как долго будет служить двигатель машины. Ведь при его неисправности двигатель машины может начать работать неэффективно или перегреться. 

 

К счастью, термостат стоит очень дешево. Так что вы должны регулярно обращать внимание на то, как работает система охлаждения в машине. При первых же признаках неисправности термостата поменяйте его на новый. Это обойдется вам намного дешевле, чем возможный дорогостоящий ремонт двигателя в случае неправильной работы термостата.

 

 

Кроме того, помните, что если термостат заклинило в закрытом положении, то существует огромный риск перегрева двигателя, что может его вывести из строя так, что силовой агрегат не будет подлежать ремонту. Вы представляете, во сколько вам обойдется покупка нового мотора?

 

Иногда некоторые автовладельцы снимают термостат с автомобилей. Особенно это касается тех водителей, которые проживают в южных регионах. Но это не очень хорошая идея. Да, в таком случае вероятность перегрева снижается до минимума, так как двигателю будет тяжело достигнуть рабочий температуры (прогреться). Но в этом режиме силовой агрегат будет работать не эффективно. Непрогретый мотор будет почти постоянно работать в режиме прогрева, что естественно скажется на его сроке службе (ресурсе).

Как работает термостат в автомобиле? Принцип действия

Ни один современный автомобиль не обходится без системы охлаждения. Именно она берет на себя все тепло, исходящее от двигателя при переработке горючей смеси. Поршни двигаются, смесь горит, соответственно, нужна хорошая теплоотдача. В сегодняшней статье мы уделим внимание одной из главных компонентов охлаждающей системы – термостату. Как работает термостат в автомобиле, его устройство и разновидности – далее в нашей статье.

Конструкция и расположение

На большинстве автомобилях данный элемент расположен в верхней части двигателя. Конкретное его расположение зависит от марки машины и конструкции СОД. Например, на автомобилях «ГАЗель» с двигателем ЗМЗ-405 данный элемент находится возле верхней части радиатора – рядом с клапанной крышкой. Он соединяет патрубки радиатора и шланги с расширительного бачка.

как работает термостат Прежде чем рассказать, как работает термостат в автомобиле, рассмотрим его устройство. По своей конструкции данный элемент представляет собой клапан, расположенный внутри алюминиевой (но чаще латунной) конструкции. Также на нем имеются небольшие прорези – они необходимы для стравливания воздушных пробок. Внутри колбы размещен цилиндр. В последнем имеется охлаждающий элемент, который при достижении определенной температуры двигает поршень вверх.

Принцип работы

Как работает термостат в автомобиле ВАЗ-2114? Алгоритм действия данного элемента ничем не отличается от тех же «шестерок», «десяток» и прочих. При включении зажигания, данный элемент находится в нерабочем (закрытом) состоянии. Как работает термостат? Специальная жидкость, которая находится внутри него, начинает прогреваться. После того как мотор прогреется до рабочих 90 градусов, поршень (не путать с тем, что в цилиндрах) автоматически перейдет в режим охлаждения.

как работает термостат в автомобиле ваз 2114 В системе имеется два контура: малый и большой круг. Когда автомобиль холодный, термостат не дает только что прогретой жидкости проникнуть в большой круг. Если это произойдет, машина не прогреется так быстро, как это необходимо. Как работает термостат в автомобиле ВАЗ-2110? Данный элемент закрывает циркуляцию тосола по большому контуру при температуре до 80-90 градусов. Кстати, она может быть разной в зависимости от модели термостата. Различают «летний» и «зимний» вариант. В первом случае подача на второй, основной круг осуществляется при температуре от 70-72 градусов Цельсия. «Зимний» же вариант не будет пропускать антифриз до тех пор, пока он не нагреется до 80-85 градусов. Опытные автомобилисты рекомендуют менять модели термостата в зависимости от сезона эксплуатации транспортного средства.

Виды

Помимо сезонности, данные элементы принято разделять по следующим типам:

  • Одноклапанные.
  • Двухступенчатые.
  • Двухклапанные.
  • Элементы с электронным управлением.

Как работает термостат в автомобиле ВАЗ-2106? Задача каждого из них – блокирование потока антифриза в радиатор, пока мотор не прогрелся до рабочих температур. Каждый из разновидностей имеет свои плюсы и минусы, а также различия в устройстве и цене.

как работает термостат в автомобиле ваз 2110 Первый тип (одноклапанный) очень слабый и не в состоянии обеспечить регулировку тосола в контурах современных авто. Двухступенчатый и двухклапанный механизм является более практичным. Данный элемент устанавливается на большинстве отечественных автомобилей и старых иномарках. Дело в том, что система охлаждения работает под высоким давлением. Его трудно преодолеть одному клапану. Именно для таких случаев устанавливаются более мощные виды термостатов. При достижении рабочей температуры, сначала открывается малая тарелка (так как для преодоления давления ей требуется меньше усилий). Затем она тянет за собой большую, основную часть. Она, в свою очередь, и открывает полный проход для охлаждающей жидкости в системе.

Электронные

Это наиболее современный и продвинутый тип термостатов. Отличается большой функциональностью. Как работает термостат? Он оснащен электронной системой управления, благодаря которой осуществляется полный и беспрепятственный цикл охлаждения ДВС. Система работает «на автомате». Однако не на всех современных автомобилях он реализован. Дело в том, что для его функционала машина должна быть оснащена бортовым компьютером. Именно он выполняет работу считывания и переработки информации о температуре охлаждающей жидкости в системе.

как работает термостат в автомобиле ваз 2108 Некоторые автомобили оснащаются сразу двумя термостатами. Такой вариант распространен на автомобилях с двойной системой охлаждения двигателя. Первый термостат осуществляет функцию охлаждения мотора, а второй отвечает за подогрев специального химического вещества, что поднимает поршень. Такая конструкция появилась в машиностроении относительно недавно. Кстати, сам термостат впервые был использован в 1922 году.

Как проверить его работоспособность?

Термостат – очень нужная вещь в автомобиле, и его неисправность может повлечь за собой перегрев двигателя. А это уже чревато дорогостоящим ремонтом, так как при перегреве сразу же «ведет» головку и блок. Узнать, рабочий ли данный элемент или нет, можно двумя способами.

Проверяем «на месте»

Для этого нам не нужно извлекать термостат наружу. Прогрейте двигатель до рабочей температуры. Затем выключите его и найдите верхний патрубок радиатора. В диаметре он составляет примерно 5-6 сантиметров. Аккуратно дотроньтесь рукой до него.

как работает термостат в автомобиле Если датчик температуры двигателя на панели показывает, что он прогрелся (90+ градусов), а этот патрубок холодный, значит, элемент пришел в негодность. В таком случае его следует заменить на новый. Клапан не в состоянии открыться и из-за этого прекращена циркуляция тосола в системе радиатора.

Народный способ

Он подразумевает собой демонтаж детали и проверку ее «напрямую».

как работает термостат в автомобиле ваз 2106

Для этого берут какую-либо емкость (железную кастрюлю на 1 литр), заливают ее водой и бросают туда элемент. Так как работает термостат от увеличения температуры, при кипении воды клапан должен открыться.
Это можно увидеть визуально. Если же вода кипит, но поршень не двигается, значит, элемент неисправен, его нужно срочно менять.

как работает термостат в автомобиле ваз 2108

Помните, что при неисправном термостате система всегда будет работать по малому кругу – машина быстро перегреется.
Также при покупке нового элемента обратите внимание на маркировку. На каждом элементе выбита температура, при которой открывается клапан. Не стоит покупать термостат на 85 градусов вместо 70 – это приведет к частым перегревам. Покупайте именно с той маркировкой, которая была раньше на вашем автомобиле.

Итак, мы выяснили, как работает термостат в автомобиле ВАЗ-2108-2114.

Механический терморегулятор для отопления | Термостат


Механический терморегулятор (Термостат)


В современной квартире множество обыденных для нас вещей, которыми мы пользуемся ежедневно, оснащены механическими термостатами, регулирующими их работу. Это и стиральная машина, холодильник, духовка, специализированные смесители, термоголовки батарей центрального отопления и многое другое. Неудивительно, что и для такой серьезной задачи как отопление жилища, часто выбирают именно механические терморегуляторы.


Давайте подробнее рассмотрим, как и почему работает механический термостат, его устройство, самые распространённые варианты применения для отопления на примере комнатного механического терморегулятора.

 

Содержание статьи:

1. Комнатный механический терморегулятор

2. Принцип работы механического терморегулятора

3. Устройство механического терморегулятора

4. Использование механического терморегулятора в отоплении

5. Выбор и покупка механического терморегулятора


 

 


Комнатный механический терморегулятор


Комнатный механический терморегулятор – это устройство, которое регулирует работу климатического оборудования, поддерживая заданные температурные параметры помещения. Может использоваться как для отопления, так и для охлаждения квартиры или дома. 


Основное отличие комнатных механических терморегуляторов от термостатов другого типа, заключается в том, что это отдельный, полностью независимый прибор, чаще всего выполненный в виде внешнего электроустановочного изделия, предназначенный для монтажа внутри жилых помещений.


Комнатный механический терморегулятор в интерьере


Если говорить проще, механический терморегулятор, в зависимости от заданной программы, включая или выключая те или иные отопительные или приборы охлаждения, поддерживает в помещении необходимую температуру.


Главной же особенностью именно механического терморегулятора, является полное отсутствие электрической начинки, т.е. для его работы не требуется питания, даже батареек. 


Как же устроен механический терморегулятор, что именно позволяет ему измерять температуру окружающего пространства и управлять электроприборами?

 

 

Принцип работы механического терморегулятора


Механический термостат — это устройство, которое как нельзя лучше отражает собой принцип – «Все гениальное просто!». При всей разности конструкций и используемых компонентов, в работе механических термостатов заложен один единственный принцип, а именно способность некоторых материалов и веществ в зависимости от температуры изменять свои механические свойства.


В качестве бытового примера, знакомого каждому, который бы объяснял принцип действия механического терморегулятора, можно привести обычный ртутный градусник, с помощью которого мы измеряем температуру тела.

Ртутный градусник, как пример принципа по которому устроен механический терморегулятор


Ртуть, заключенная внутри градусника, при повышении температуры увеличивается в объеме и поступает в градуированный капилляр, показывая тем самым точную температуру.

Примерно такие же процессы протекают в механическом терморегуляторе, единственная разница в том, что изменение температуры до определенного уровня, который указывается нами отдельно регулирующим колесом, запускают определенные процессы, чаще всего замыкает или разрывает электрическую цепь, тем самым включая или выключая отопительные приборы.


Чтобы было понятнее, как все это работает, давайте рассмотрим устройство стандартного комнатного механического терморегулятора.

 

Устройство механического терморегулятора


Основным конструктивным элементом практически любого комнатного механического термостата является газовая мембрана. Кстати, именно за это их еще довольно часто называют мембранные терморегуляторы.


Газовая мембрана - основа домашнего механического термостата


Находящийся внутри мембраны специальный газ, при изменении температуры, изменяет свой объем, тем самым воздействуя на стенки мембраны. Которые изменяясь, запускают механизм замыкания или размыкания электрической цепи, питающей системы отопления или охлаждения.


Выбор именно такого способа устройства для комнатного термостата обусловлен возможностью организации простого способа регулировки его температуры срабатывания, а также тем, что устройство реагирует именно на изменение температуры воздуха, а не поверхности, что наиболее важно в системах отопления и охлаждения. Поэтому, например, для теплых полов разумнее использовать механические жидкостные термостаты с выносным датчиком.


Жидкостный термостат с выносным датчиком


Регулировка температуры срабатывания у мембранного комнатного терморегулятора, выполняется с помощью управляющего колесика со шкалой, которое соединено с механизмом мембраны. Поворачивая колесо, мы приближаем или отдаляем стенки мембраны от управляющего механизма, тем самым изменяя температуру при которой произойдет замыкание или размыкание электрической цепи. Другими словами, если механизм срабатывания будет ближе к стенке мембраны, то газу, расположенному в ней, достаточно незначительно изменить объем, чтобы он сработал, соответственно понадобиться меньшая температура и наоборот. По этому принципу и работает регулировочное колесо.


Давайте рассмотрим, как именно можно применить механический термостат в системе отопления дома или квартиры.

 

 

Механический терморегулятор в системе отопления


Чаще всего комнатные механические термостаты используются в отоплении домов, совместно с газовыми котлами. Производителями довольно часто в конструкции котлов предусмотрена схема подключения через механический терморегулятор. Прибор устанавливается в разрыв питающего провода, идущего к котлу и в случае, когда температура воздуха в помещении опускается ниже выставленного порогового значения, цепь замыкается и газовый котел запускается, начиная отапливать помещение, поддерживая температуру теплоносителя.   

Основные схемы подключения механического термостата к отоплению или охлаждения описаны в нашей статье «Схема подключения механического терморегулятора»


Механический терморегулятор чаще всего применяется в отоплении с газовыми котлами


Точно по такому же принципу домашние термостаты подключают к любым электрическим обогревателям в комнатах, будь то масленые, инфракрасные или любые другие применяемые для обогрева воздуха в помещениях. Тем самым процесс отопления становится полностью автоматизированными, не требуя практически никакого участия в своей работу человека, после настройки.


Инфракрасные обогреватели управляемые механическим терморегулятором


Возможных вариантов использования механических термостатов масса, в автоматизации отопления он просто незаменим из-за своей неприхотливости и надежности. А простота конструкции позволяет производителям выпускать комнатные механические терморегуляторы по значительно меньшей стоимости, чем электронные, что является немаловажной частью их популярности у потребителя.

 

В настоящее время существует масса производителей механических терморегуляторов, есть модели и именитых брендов, но, чаще всего, в продаже вы встретите малознакомые, неизвестные наименования. В своей практике я ствил большое количество различных механических термостатов и могу посоветовать следующее:

— При выборе обязательно обратите внимание на максимальную коммутируемую мощность. Если написно, что терморегулятор на 10 Ампер, к нему можно будет подключить нагрузку не более чем 2.2-2.3 кВт. Терморегуляторы более чем 3.6 кВт подсоединяемой мощности встречаются редко. Если же необходимо подключить большую мощность, придётся использовать контактор, по схеме подключения, ссылку на которые я давал чуть выше.

Из недорогих терморегуляторов мне понравился вот такой — BALLU BMT-1 — купить можно здесь. По конструкции, он полностью схож с тем, что описан в этой статье. Проработает у вас точно лет 3-5, а дальше зависит от качества сборки конкретной модели и условий эксплуатации. Для дачи, гаража — самое то!

Если вам нужна консультация по выбору модели терморегулятора механического — пишите в комментариях, постараюсь помочь советом!

Устройство и работа термостата, как проверяется исправность

Многим водителям и людям, очень далеким от устройства двигателя внутреннего сгорания (ДВС), наверняка, знакома картина, ярко растиражированная кинорежиссерами, когда из-под капота автомобиля поднимаются густые клубы пара, а главный герой с задумчивым лицом всем своим видом изображает немую сцену — “приехали”. Виновником этого значимого события зачастую бывает незаметная, но очень важная деталь системы охлаждения – термостат.

Примерно так выглядят все автомобильные термостаты

Именно термостат должен автоматически перенаправлять потоки охлаждающей жидкости при разной температуре нагрева двигателя по так называемым контурам системы охлаждения: большому – через радиатор, и малому – минуя его. Если двигатель перегрелся, то термостат отправляет охлаждающую жидкость к радиатору по большому контуру. В радиаторе излишнее тепло отводится.

Если двигатель холодный, то термостат прогоняет охлаждающую жидкость по малому контуру, что позволяет двигателю быстрее нагреться. В холодное время года неправильно работающий термостат полностью парализует работу печки, и салон автомобиля обогреть невозможно. Термостат есть у большинства автомобильных двигателей, использующих жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, и его устройство принципиально ничем не отличается ни у русских, ни у европейских или японских автомобилей.

Принцип работы термостата

Содержание статьи

Основным узлом термостата является механический клапан: он приводится в действие довольно простым и точным механизмом. В герметичном корпусе находится термочувствительный искусственный воск, который при расплавлении увеличивается в объеме и сжимает резиновую камеру, выталкивающую металлический хромированный шток, который и приводит в действие клапаны. В этом и заключается принцип работы термостата.

Так работает термостат

При нарушении целостности данного механизма воск вытекает вследствие использования некачественного антифриза (тосола) или коррозии и увеличивается сила трения подвижного штока. Термостат начинает функционировать неправильно, постепенно и неумолимо превращая жизнь водителя в ад.

Устройство термостата

Термостат представляет собой клапан, иногда помещенный в корпус, регулирующий поток охлаждающей жидкости в двигателе вашего автомобиля. По конструктивным особенностям устройство термостатов бывает корпусным и бескорпусным.

Корпусный термостат с двумя выводами

1.Корпусный термостат

Как видно на рисунке, одним из видов термостатов является устройство, заключенное в корпус и, как правило, имеющее не менее двух выводов. Исключением являются устройства с корпусным устройством, которые образуют сложные 2-хуровневые контуры. Корпусы термостатов изготавливают из пластика, латуни или алюминия.

Два вывода, находящихся рядом, обычно называют «малым контуром». Он не дает охлаждающей жидкости поступать в радиатор, позволяя циркулировать внутри мотора и радиатора печки. Это делает возможным быстрый прогрев двигателя до нужной (рабочей) температуры – точки, при которой термостат открывается полностью. На автомобилях отечественного производства довольно часто встречается температура полного открытия термостата 80-85 градусов. Как правило, у корпусных термостатов ручная регулировка температуры открытия-закрытия невозможна, но в профессиональных автомастерских могут оказать такую услугу.

2.Бескорпусный термостат

А так выглядит бескорпусный термостат

Бескорпусный термостат устанавливается непосредственно в блоки двигателей, в специально предусмотренные для этого места. Этим он отличается от корпусного устройства. Цифровая маркировка, выбитая на термостате, означает температуру его полного открытия.

В последнее время для одной и той же марки авто выпускаются летние и зимние разновидности термостатов. В зимних вариантах открытие устройства происходит при более высоких температурах, позволяя мотору лучше прогреваться и работать в повышенном диапазоне температур. Смысл нововведения состоит в следующем: на старых авто печка и радиатор засорены, и более высокая температура двигателя в холодный период и более низкая – в летнее время позволят автомобилю «вписаться» в допустимые рамки теплоотдачи, а исправному автомобилю совершенно не нужна эта подмена с разными температурами.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Как проверить

Не снимая термостат с автомобиля, проверить его работу можно приблизительно условно. Исключения составляют случаи, когда он заклинил в полностью открытом или закрытом положении. В таком случае по температуре патрубков, времени прогрева и датчику температуры можно сделать вывод о возможной неисправности термостата.

В горячей воде термостат должен открыться

Можно проверить термостат и своими силами, сняв его с автомобиля. Для этого его или поливают кипятком, визуально наблюдая открытие, или греют в емкости с водой на электроплитке, контролируют температуру градусником и замеряют длину выдвижения штока. Оба эти метода дают весьма неточный результат, не позволяя отобразить петлю гистерезиса работы термостата и сравнить ее с образцовой, полученной в лаборатории завода-изготовителя.

Профессионально проверить термостат можно только в специализированных точках диагностирования, так как неправильная его работа бывает связана с другими неполадками двигателя, которые нужно уметь различать. Если у вас нет нареканий на работу двигателя, который зимой «удерживает» стрелку термометра в нормальной зоне, а летом не перегревается, то с вашим термостатом все в порядке. Точная диагностика работы прибора подразумевает участие опытного специалиста и специального оборудования.

Видео: Термостат- проверка и принцип работы.

Признаки неисправности прибора

Явными признаками неисправности термостата являются:

  • долгий прогрев двигателя до рабочей температуры, а также быстрый его перегрев;
  • стрелка температуры двигателя падает на скорости ниже обычного и подымается при остановке автомобиля;
  • нижний патрубок теплый при нескольких минутах прогрева двигателя: это означает, что термостат все время открыт;
  • термостат заклинил в закрытом положении, двигатель кипит, а нижний патрубок остается холодным даже при прогретом моторе

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о