Какие бывают коробки – Виды акпп: какие бывают типы автоматических коробок передач автомобилей

Содержание

Какие бывают коробки, о четырех, пяти и шестиступенчатых — Auto-Self.ru

Каждый водитель наверняка помнит слова своего первого инструктора. «Прежде чем повернуть ключ зажигания, убедись, что авто стоит на нейтральной передаче». В данной статье будут рассмотрены виды коробок передач, их отличия друг от друга, преимущества и недостатки, а так же сфера применения.

Усреднено, коленчатый вал двигателей большинства легковых автомобилей имеет рабочие обороты от 800 до 8000 в минуту. При этом, пик мощности приходится на четыре – пять тысяч оборотов. Безусловно, такой диапазон угловых скоростей не отвечает условиям эксплуатации любого колесного транспортного средства в целом и легковых автомобилей в частности.

Основное назначение автомобильной коробки передач – изменение частоты вращения, а так же крутящего момента, передаваемого от коленвала двигателя к ведущим колесам транспортного средства.

Первым узлом такого рода стала механическая коробка передач. Бытует такое мнение, что слово «механическая» попало в название агрегата из за неправильно понятого сокращения, принятого в англоязычной технической литературе. Буквы MT обозначают manual transmission, что означает «ручная, переключаемая рукой передача», а вовсе не mechanical – механическая.

Как это работает

Проще всего пояснить принцип действия данного узла на примере работы механической коробки передач. По сути, МКП это многоступенчатый понижающий редуктор, собранный по трехвальной, а реже по двухвальной схеме. Первичный, или ведущий вал посредством сцепления соединен с маховиком ДВС. Вторичный, или ведомый вал имеет жесткое соединение с карданным валом автомобиля. Третий, промежуточный, вал необходим для передачи оборотов от ведущего вала к ведомому. Валы располагаются параллельно друг другу и собраны в едином корпусе.

На ведущем валу располагается шестерня, передающая движение промежуточному валу. Промежуточный вал оснащен блоком мертво закрепленных шестерен, часто изготовленных как единое целое. Шестерни ведомого вала расположены в щлицах оси или специальных ступицах. Между ними располагаются муфты включения передач, которые вращаются вместе с валом, но способны передвигаться по его продольной оси. Шестерни и муфты ведомого вала могут взаимодействовать друг с другом при помощи зубчатых венцов на своих торцевых поверхностях.

При включении какой либо передачи, кроме заднего хода, муфта, ответственная за ее включение соединяется с соответствующей шестерней и блокирует ее. Двигаясь как единое целое, ведомый вал передает вращение на карданный.

Поступательное движение муфте сообщает водитель транспортного средства, воздействуя на нее при помощи ручки переключения передач, взаимодействующей с вилками и ползунами коробки.

Четырехступенчатая коробка передач и схема ее работы

Цветом выделены:

  • Первичный вал – оранжевый
  • Вторичный – желтый
  • Промежуточный – серый

Цифро-буквенные обозначения указывают на номер передачи и задний ход.

Нейтральное положение и включение первой передачи

Пятиступенчатая коробка передач

Видеоролик, который демонстрирует принцип работы.

Несинхронизированые механические коробки передач

Скорости вращения шестерен ведомого вала значительно отличаются одна от другой. В этом случае, при попытке переключения передачи муфта просто не сможет соединиться с требуемой шестерней, а зубчатый венец будет разрушен. Для приблизительного уравнивания скоростей вращения шестерни и муфты используется прием под названием «двойной выжим». При переключении на более высокую передачу, водитель сначала выжимает сцепление, затем переводит рычаг переключения в нейтральное положение. Промежуточный вал, а следовательно, и ведомый, прекращают вращение. Затем отпускает сцепление, выжимает и включает нужную передачу.

При переключении с повышенной передачи на пониженную водителю необходимо провести подобные манипуляции, но в момент, когда коробка выключена, следует нажать на педаль акселератора. Этот прием называется «двойной выжим с перегазовкой».

Несинхронизированные МКП использовались в легковых автомобилях вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Сегодня они используются исключительно в спортивных машинах, и вот по каким причинам:

  1. Скорость переключения выше, чем у синхронизированных аналогов
  2. Лучше переносят ударные высокие нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации

Синхронизированные МКП

Данные типы коробок передач оснащены дополнительными элементами – синхронизаторами. Шестерни, располагающиеся на ведомом валу, имеют конусную торцевую поверхность. Между каждой шестерней и муфтой переключения находится бронзовое кольцо – синхронизатор. Начиная движение, муфта подхватывает кольцо и прижимает его к торцевой поверхности шестерни. За счет трения, скорости вращения шестерни и муфты уравниваются, после чего происходит их окончательное соединение с помощью зубчатого венца. На сегодняшний день все современные автомобили, на которых стоит 4-х, 5-ти или 6-ти ступенчатая МКП, оснащены синхронизаторами.

История развития МКП, от Ford T до Bugatti Veyron

Со времен появления первого автомобиля и по наши дни конструкторы используют следующие типы МКП:

  • 2-х ступенчатая планетарная коробка стояла на знаменитом Ford T, чей выпуск начался в 1908 году.
  • 3-х ступенчатая МКП появилась в 1920 году. Просуществовала до конца 60-х годов двадцатого века. Встречается на раритетных автомобилях, находящихся в частных коллекциях.
  • Четырехступенчатая МКП появилась на свет всего на три года позже трехступенчатой. Но из за отсутствия синхронизаторов плохо выдерживала ударные нагрузки при использовании неопытным водителем. Большинство производителей устанавливали на свои автомобили трехступенчатую МКП, четырехступенчатая считалась спортивной опцией.

  • Пятиступенчатая коробка передач появилась в 70-х годах прошлого столетия, а уже через десять лет ей оснащалось подавляющее большинство легковых автомобилей.
  • 6-ти, 7-ми, 8-ми ступенчатые коробки разрабатывались с 2000 года, и на данный момент устанавливаются на автомобили Элит класса. К примеру, 5-ти ступенчатая коробка, оснащенная двумя дополнительными передачами Overdrive, стоит на BMW M5.

Автоматические и полуавтоматические коробки передач

Несмотря на потрясающие возможности современных коробок передач, их конструкция основана на той же, проверенной временем МКП. Изменения затронули привод переключающих муфт и способ передачи крутящего момента от коленвала двигателя на ведущий вал коробки, в остальном же схема осталась неизменной.

Отдельным рядом стоят устройства под названием вариаторы, их принцип действия будет рассмотрен отдельно.

Автоматическая коробка передач или АКПП состоит из гидротрансформатора и обычной 5-ти или 6-ти ступенчатой МКП. Роль гидротрансформатора заключается в плавном выравнивании скоростей вращения ведущего и коленчатого валов. По достижении нужной скорости блокировочная муфта переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты. За работу АКПП отвечает электронный блок управления.

Роботизорованная коробка передач представляет собой МКП, в которой функции переключения передач и выключения сцепления полностью автоматизированы. Электронный блок управления и электромеханические сервоприводы справляются с поставленной задачей не хуже профессионального гонщика.

Сравнительная характеристика видов коробок передач

Большинство неофитов, выбирающих свой первый автомобиль, задаются вопросом – какую коробку выбрать? Механику или автомат. А, может, робот? Четырехступенчатая механика не котируется, нужна как минимум, пятиступенчатая коробка передач. Или 7G-Nronic.

Какая коробка передач лучше – зависит исключительно от условий эксплуатации.

АКПП прекрасно себя зарекомендовала при городской езде. 5-ти или 6-ти ступенчатая, обеспечивающая плавный ход автомобиля, избавляющая водителя от частого переключения передач вовремя езды в вечерних «тянучках». Бывают экземпляры и с восемью ступенями. Но всякий комфорт имеет свою цену. Повышенный расход топлива и медленный разгон автомобиля – умеренная плата за возможность отдохнуть во время пути домой.

Роботизированные коробки предоставляют своим хозяевам практически тот же уровень комфорта. Расход топлива держится на уровне механики, но вот скорость срабатывания оставляет желать лучшего. Изготавливаются роботы на основе современных 5-ти или 6-ти ступенчатых МКП. Прекрасный вариант для городской машины и езды на дальние расстояния по гладкой дороге.

Механическая четырехступенчатая коробка звезд с неба не хватает, но прекрасно выполняет свое основное предназначение. Различные типы 5-ти и 6-ти ступенчатых коробок помотают с непривычки нервы в городе, но прекрасно покажут себя на трассе, поддерживая оптимальный режим работы двигателя.

Что же важнее – комфорт в городе или могучий рывок на трассе, каждый должен решить для себя.

Поделитесь с друзьями в соц.сетях:

Facebook

Twitter

Google+

Telegram

Vkontakte

Картонные коробки: спецификация, виды — Антэк

Картонные коробки

Коробки в современном мире занимают большую часть всей упаковочной продукции. Практически все, что мы покупаем, упаковано в коробки. Они бывают разных размеров, форм, конструкций и выполнены из разных материалов. Их предназначение может быть разнообразным. Давайте разберемся в этом множестве вариаций. Для чего нужны картонные коробки? Какие они бывают? Такими ли они были всегда?

История возникновения слова «Короб»

Возвращаясь далеко в прошлое, мы наталкиваемся на слово «КОРОБ». Короб — это древнерусская дометрическая мера объема дров и древесного угля. Еще коробом на Руси называли изделие, сделанное из дуба, бересты или щепы, служившее для транспортировки и хранения каких-либо вещей. Помните сказку «Маша и Медведь»? Ведь именно в коробе Миша доставил Машу к бабушке.

Korob_iz_bersti.jpgНа изображении иллюстрация русской народной сказки «Маша и Медведь», где Маша сидит в берестяном коробе.

Позже коробом стали называть кузов транспортных средств: телег, саней, автомобилей. Слово «короб» также встречается в строительстве. Это могут быть и вентиляционные короба, и короба для прокладки коммуникаций. Постепенно словом «короб» стали обозначать именно картонные короба.

Короб — это закрытая, шестисторонняя полая форма, которая обладает как защитно-каркасными функциями, так и транспортно-логистическими. Это некий параллелепипед, куб, который закрыт со всех сторон.

Эволюция материала

Упоминая картонные коробки, мы подразумеваем именно коробки из гофрокартона. Ведь 80% коробок изготавливается все-таки из него, а оставшиеся 20% из плоского картона.

Картон

Слово «картон» произошло от французского «carton», от итальянского «cartone», «carta» —бумага. У славянских народов эту функцию выполняла береста, и наши древние короба были изготовлены из существующей в то время «бумаги» − они и были прародителями нынешних картонных коробок. Ведь та же бумага, в определенной плотности и сочетании свойств целлюлозы, является основой всех картонных коробок. А картон — это и есть толстая, плотная бумага.

Смена картона на гофрокартон

В 1856 году появился первый аналог гофрированного картона, в котором сочетался минимальный расход бумаги и максимально выгодные физические свойства на разрыв, на сжатие и на пробой. До 1900 года популярна была деревянная тара, затем во многих промышленных отраслях картонные коробки почти полностью её вытеснили. Гофрокартон объединяет в себе максимум пользы и экономии, его появление также помогло сократить вес упаковки. Деревянные ящики с такими же показателями плотности намного уступали в весе, что в свою очередь сильно сказывалось на транспортных услугах и логистике в целом. Помимо этого, терпела серьезный урон экономика, так как дерево — это первичный природный материал, который стоит на порядок дороже, чем гофрокартон.

Преимущества гофрокартона

Изначально гофрокартон был изготовлен на основе целлюлозы, но в поиске еще большей выгоды, его стали производить из вторсырья. К примеру, переработка тонны макулатуры экономит 20000 литров воды, около 1000 КВт электроэнергии, уменьшает количество выбросов углекислого газа на 1700 кг по сравнению с производством картона из дерева и целлюлозы. Гофрокартон позволяет перерабатывать сырье и повторять это можно не один раз. Из-за этого происходит колоссальная экономия природных ресурсов. В отличие от других материалов он не истощает землю. И при правильном планировании лесных угодий, всегда можно поддерживать тот же прирост, который взят от природы. Таким образом гофрокартон стал наиболее оптимальным и экономически оправданным материалом.

ploskiy_karton.jpgПлоский картон gofrokarton.jpgГофрированный картон

История массового производства картонных коробок

До 1850 года картонные коробки имели странные овальные формы, так как их проще было свернуть, чем придать граненую форму. В таком виде они занимали много места на складах. В 1850 году проблема недостатка места на складе была решена, но не очень удачно, так как заказчик сам должен был формировать короб огибая картон вокруг деревянной формы. В 1870 году владелец типографии Роберт Гейр придумал сборную форму короба, которая решила эту проблему, а затем Роберт Гейр сконструировал станок, который мог нарезать картон и наносить на него печать. Это позволило запустить массовое производство. Первым продуктом, упакованным в картонные коробки стала овсянка, а на корпус была нанесена печать с рекламой продавца.

robert-gare_cardboard.jpg

Роберт Гейр. Изобретатель картонной упаковки. В 1864 он году открыл бумажную фабрику, которая изготавливала бумажные пакеты. Он стал основателем бумажной империи и владельцем нескольких зданий в Бруклине, умер в возрасте 88 лет.

Функционал картонных коробок

Хранение и транспортировка изначально были основными характеристиками короба. И в процессе эволюции коробка меняла формы, которые влияют на логистические, производственные и маркетинговые операции. Каждая форма изначально должна обладать всеми функциями, облегчающими складской и логистический процессы, а так же соответствовать всем маркетинговым требованиям. Тем самым не только оберегая содержимое и равномерно распределяя нагрузку в внутри самой коробки, но и значительно облегчая жизнь транспортно-логистическим компаниям, что тоже является не маловажным процессом. И, в зависимости от назначения, подбираются наиболее подходящие конструкции и формы, которые соответствуют индивидуальным характеристикам содержимого.

Картонные коробки стали выполнять, не только защитные функции, но и, посредствам печати, являться носителями информации, максимально характеризующей содержимое, тем самым предостерегая его от недопустимых действий. Так же на корпусе появились другие полезные данные — это инструкция и состав упакованного продукта. И все это положительно повлияло на дополнительную экономию, ведь при такой упаковке, возможно частично отказаться от других дополнительных информационных листов.

Формы картонных коробок

Картонные коробки стали различаться по формам. К картонным коробкам можно причислить все формы, встречающиеся в природе.

По горизонтальному разрезу существуют такие как:
  • Трехгранные
  • Четырехгранные
    • Квадратные
    • Прямоугольные
  • Шестигранные
  • Восьмигранные
3angle.jpgПример трехгранной коробки 4angle.jpgПример четырехгранной коробки
6angle.jpgПример шестигранной коробки 8angle.jpgПример восьмигранной коробки
Равносторонние формы (каждая их сторона может служить опорной):
  • Куб
  • Тетраэдр
  • Шестигранная призма
  • Восьмигранная призма
Не равносторонние формы:
  • Конические
  • Трапециевидные
konich.jpgПример конической формы trapec.jpgПример трапециевидной формы

У последних основа и вершина имеют разные значения. Основа узкая, вершина широкая. И на оборот. Самое малое количество граней — три. Но такие формы не универсальные. Они не могут поставляться в разложенном состоянии, потому что без добавления вспомогательных механизмов они не могут складываться, а складываются лишь коробки с четным количеством граней. Минимально их четыре. Исходя из таких соображений четырехгранная коробка пользуется наибольшей популярностью.

Нестандартные формы коробок.

Существуют так же и другие, нестандартные формы коробок с различной неправильной и асимметричной формой. Такие формы уже перестают выполнять изначально заложенные защитные свойства несуще-каркасных коробок, и уже раскрывают в себе маркетинговые задумки и дизайн. Где за счет своей формы идет визуальное и тактильное взаимодействие с конечным потребителем. Такие формы уже переходят в разряд упаковки.

market1.jpgПример нестандартной формы. Многогранная конструкция. market2.jpgПример нестандартной формы. Конструкция в виде сердца.

Классификация картонных коробок

Так же коробки классифицируются по классам и конструкциям. И от конструкции коробки зависит то, как она будет впоследствии формироваться. Это 0% готовности, 50% либо 70% готовности.

0% готовности. Это минимально подготовленные коробки, которые поставляются в плоском виде заготовки. Они складываются непосредственно перед упаковкой (загрузкой). На их сборку уходит больше всего времени и усилий.

50% готовности. К ним относятся формы заранее проклеенные, частично подготовленные к упаковке и поставляются в почти готовом состоянии. Для того чтобы их довести до полной готовности к эксплуатации, необходимо потратить минимум времени и усилий. Это своего рода «четырехклапанный полуфабрикат» в мире упаковок. Где необходимо сформировать лишь дно и крышку.

70% готовности. Это полностью подготовленные к упаковке модели. За счет заранее продуманной конструкции, они разворачиваются из сложенного варианта в объемную форму в считанные секунды. Формируя из себя пять стенок готовых к своему предназначению, плюс шестая сторона (крышка) уже находится в готовом состоянии.

0_prcent.jpgПример 0% готовности короба.
Он поставляется абсолютно разложенном виде и собирается на месте. 50_prcent.jpgПример 50% готовности короба.
Он уже склеен по одной торцевой стороне, разворачивается, затем проклеивается дно и крышка. 70_prcent.jpgПример 70% готовности короба.
Он склеен по торцевой стороне, дно автоматически собирается при развороте, крышка уже готова и просто закрывается.

Сечения коробок

Все коробки стандартизированы и разделяются на 3 типа по соотношению сторон их основания: 

Обычно за основу данных критериев берется основа или высота конструкции. Наиболее распространенное сечение коробок 2:3, это обусловлено размерами логистических паллет, которые также составляют соотношение сторон 2:3. Поэтому кратность коробок в большинстве случаев равна размеру европаллета. Картонные коробки данного сечения составляют большинство, но нужно заметить, что подходят не всем.

Итог

Подводя итог, хочется напомнить, что все эти формы и конструкции имеют отношение не только к коробкам из гофрокартона, но так же они могут выполнятся и из плоского, дизайнерского и других видов картона.

Если у вас остались вопросы, то присылайте их на [email protected] и мы с обязательно дополним статью.


Виды КПП автомобилей: кому подходят разные трансмиссии

Еще до приобретения автомобиля перед владельцем обязательно встанет вопрос, какому виду трансмиссии отдать предпочтение. Единого мнения по поводу какая коробка передач лучше – нет. Сделать правильный выбор, поможет знание, какие типы коробок существуют, их преимущества и недостатки, особенности эксплуатации, возможные поломки и другие нюансы.

Воспользуйтесь помощником для выбора КПП

Виды автомобильных коробок передач

1.Механическая трансмиссия (МКПП). Предназначение – служит для ступенчатого изменения крутящего момента и передачи его от двигателя к ведущим колесам автомобиля. Классификация МКПП по количеству ступеней:

  • Четырехступенчатые.
  • Пятиступенчатые коробки (получили широкое применение на автомобилях отечественного производства).
  • 6-ти ступенчатые.
  • 8-ми ступенчатые.

Устройство и принцип работы: при переключении рычага 2 в одно из требуемых по условиям движения положений, ведущая шестерня (на схеме красного цвета) на первичном валу 1 от двигателя, входит в зацепление с другой шестеренкой (на схеме голубого цвета), закрепленной на промежуточном или ведомом валу 6. Для выравнивания скоростей вращения валов и предохранения зубьев шестерен от поломки в момент зацепления, предусмотрен специальный механизм переключения передач 3 и муфты синхронизаторов. Промежуточный вал через шестерню (на схеме зеленого цвета) передает крутящий момент к ведущим колесам с помощью вала 4. При нейтральном положении рычага 2, первичный вал 1 от двигателя и вал к ведущим колесам 4 разъединены и передачи крутящего момента не происходит. Принцип включения задней передачи тот же, только в этом случае ведомый вал с шестерней вращается в обратном направлении.

Чтобы узнать, что такое климат-контроль в автомобиле, пройдите по этой ссылке.

Также у нас вы найдете информацию о допустимом износе шин.

2.Коробка – робот.

Это механическая коробка передач, в которой работой сцепления и переключением передач управляет электронный блок с датчиками. Этот блок включает или выключает сцепление и соответствующие передачи с помощью исполнительных органов, выполненных в виде сервомеханизмов или гидроцилиндров с электромагнитными клапанами.

Водитель не работает сцеплением и не переключает передачи, так как эти функции за него исполняет электроника, но во время городских поездок, в пробках, при движении на крутых подъемах, ему потребуется переключиться на ручное управление.

3.Автоматическая коробка передач (АКПП).

Рабочей средой, с помощью которой крутящий момент передается от двигателя к ведущим колесам через планетарные механизмы, является масло. Управление коробкой осуществляется посредством золотников, распределяющих и направляющих потоки масла под давлением. Смотрите, как работает АКПП (видео):

4.Вариатор.Автоматические коробки передач часто называют секвентальными, поскольку переключение передач у них происходит последовательно. Вариатор – это АКПП, у которой изменение передаточного числа и передача крутящего момента на колеса, происходит плавно, бесступенчато, то есть без фиксации первой, второй и последующих передач.

Виды автомобильных вариаторов.

  • Клиноременные.

В упрощенном виде такой вариатор представляет собой два шкива переменного диаметра в виде двух конусов, соединенных между собой стальной лентой сложного сечения. При разгоне или торможении машины, лента перемещается по конусу, передаточное число при этом плавно увеличивается или уменьшается, а ведущие колеса автомобиля, соответственно, вращаются быстрее или медленнее.

  • Тороидальные.

Такой вариатор выполняет свою функцию постоянно меняющейся трансмиссии, с помощью дисков и роликов. Ведущий диск соединен с валом двигателя, а ведомый – с карданным валом. Ролики, расположенные между дисками, передают мощность от одного диска другому.

  • Гидростатические.

Коленчатый вал двигателя приводит в действие насос, который гонит масло под давлением к другому насосу, соединенному с ведомым диском вариатора и передает вращение карданному валу. Насосы имеют изменяющийся объем, что позволяет изменять передаточное число и скорость вращения ведомого диска и автомобиля в целом.

Достоинства и недостатки различных видов трансмиссий

1.Механические коробки передач. К плюсам МКПП относится:

  • Автомобили с механикой дешевле, чем такие же укомплектованные автоматической трансмиссией.
  • Ремонт и техническое обслуживание дешевле, чем у остальных видов трансмиссий.
  • Возможность полноценного контроля над автомобилем при разгоне, обгонах и других маневрах за счет полного использования мощности двигателя.
  • Экономия топлива.

2.Роботизированная коробка передач: плюсы и минусы. Достоинства:

  • Надежность конструкции.
  • Экономия топлива до 30%.
  • Ресурс коробки больше на 40%, если сравнивать с механикой.
  • Наличие возможности ручного управления коробкой.

Недостатки:

  • Несовершенство электронной программы коробки приводит к ухудшению динамических свойств машины, «задумчивости» (до 2 секунд) при переключении передач. Все это усложняет возможность водителя адаптировать автомобиль под свой индивидуальный стиль вождения.
  • Повышенный износ сцепления в случае несвоевременного перехода на ручное управление. На крутых подъемах коробка перегревается, если не переключиться вовремя на ручной режим.
  • Рывки при автоматическом переключении передач при полностью утопленной в пол педали акселератора.

3. Плюсы и минусы автоматической коробки передач. Положительные стороны от установки на автомобиле АКПП:

  • Удобство и комфорт. Отсутствие сцепления и возможность держать руль двумя руками, не отвлекаясь на манипуляции с переключением передач, повышает безопасность и работоспособность – водитель меньше устает. На гололеде машина не теряет управляемость, так как двигатель, не имеющий сцепления, не глохнет.
  • Переход по ступеням при разгоне и торможении короче по времени, чем у МКПП и происходит без потери мощности.
  • Поскольку выбор передачи происходит автоматически, то риск перегрузить двигатель исключается.

Недостатки автоматической трансмиссии:

  • Увеличенный расход топлива.
  • Дорогостоящее обслуживание и ремонт.
  • Невозможно оказать помощь другим водителям в буксировке, как и буксировать автомобиль с АКПП. В случае поломки машины нужна помощь только эвакуатора.
  • Если разрядился аккумулятор, то авто с автоматической трансмиссией не завести с толкача.

4.Вариатор: плюсы и минусы. «Плюсы» вариатора:

  • Бесконечное количество передач вариатора обеспечивают максимально комфортный режим работы двигателя, продлевая его моторесурс и долговечность.
  • Экономия топлива.

Во время плавного разгона, когда скорость автомобиля растет, а тахометр показывает неизменное число оборотов (5-6 тысяч) экономится топливо. Это обусловлено конструктивными особенностями вариатора.

К недостаткам вариатора можно отнести:

  • Дорогостоящий ремонт и обслуживание.

Замена ремня и специальной трансмиссионной жидкости (7 литров вместо 3 – 4 литров стандартного масла для обычной АКПП) обходится недешево.

Вариаторы пока устанавливаются в основном на компактных маломощных и средних автомобилях. Бывают и исключения – так на тяжелом внедорожнике Nissan MuranoV6 (234 л.с.) установлен вариатор X-Tronic.

Особенности эксплуатации различных типов трансмиссий

  1. В зимнее время до начала движения масло в автоматической трансмиссии желательно прогреть. Для этого удерживайте автомобиль тормозом и переключите последовательно несколько раз все режимы на селекторе.
  2. Чтобы избежать перегрева АКПП избегайте перевозки тяжелых прицепов и грузов. Буксировка на расстояние более 50 км может вызвать перегрев и поломку коробки. Рекомендованная буксировочная скорость не более 40 км/час.
  3. Причиной пробуксовки гидротрансформатора может быть недостаток масла в коробке. При избыточном количестве масла оно может вспениться, что приведет к поломке АКПП.
  4. При прохождении поворотов и в момент обгона, необходимо помнить, что коробка с вариатором реагирует на увеличение числа оборотов с опозданием. Нажать на педаль акселератора надо чуть ранее, до начала совершения маневра.
  5. Буксировка автомобиля с вариатором осуществляется либо путем частичной погрузки при вывешенных ведущих колесах, либо с помощью эвакуатора.
  6. В пробках, нежелательно переводить селектор в положение «Нейтрал». Такой прием увеличивает износ трущихся деталей и сокращает ресурс вариатора. Для роботизированной коробки, наоборот, требуется перевести ее в нейтральное положение, поскольку в положении «D» включено сцепление. При этом изнашивается корзина, выжимной подшипник и ведомый диск.

Итог

Любой тип трансмиссии имеет достоинства и недостатки, но все КПП требуют ухода и соблюдения правил эксплуатации. Если регулярно проверять уровень масла и менять его в сроки, рекомендованные заводом изготовителем, не допуская перегрева и перегрузок, то КПП прослужит долго и без проблем.

Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!
Дорогие читатели! Мы постоянно пишем актуальные и интересные материалы на наш интернет-журнал ПроКроссовер, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен!

назначение и типы коробок переключения передач в автомобиле

КПП — коробка переключения передач (КП, коробка передач) является  основным агрегатом в устройстве трансмиссии на различных видах ТС, а также других механизмах.

Если говорить об автомобилях, других видах наземного колесного транспорта и спецтехнике, основной задачей КП на транспортных средствах является передача крутящего момента от ДВС на ведущие колеса, а также изменение величины такого момента и частоты вращения колес.

Также коробка передач позволяет ТС двигаться задним ходом. Еще одной особенностью является возможность отключить (отсоединить) трансмиссию от двигателя, что позволяет силовой установке работать на холостом ходу, не передавая крутящий момент на ведущие колеса.

Читайте в этой статье

Для чего нужна коробка передач в автомобиле: назначение КПП

Итак, необходимость установки КПП продиктована тем, что двигатель внутреннего сгорания способен работать в ограниченном диапазоне оборотов. Такой диапазон составляет, в среднем, от минимальных 750 оборотов до 7.5-8 тыс. об/мин.

Если же говорить о скоростях, которые развивает ТС,  эти скорости напрямую зависят от частоты вращения ведущих колес. Как правило, колеса при эксплуатации раскручиваются от 50 до 1500 об/мин (когда сцепление полностью включено, нет пробуксовки колес и т.д.).

Становится понятно, что диапазоны вращения коленвала ДВС и самих колес никак не совместимы. Другими словами, не представляется возможным подобрать единое передаточное число, способное обеспечить весь диапазон скоростей вращения ведущих колес и при этом также эффективно использовать полный диапазон оборотов мотора.

Идем далее. Тяга, благодаря которой автомобиль приводится в движение, напрямую зависит от мощности двигателя и крутящего момента, который развивает ДВС. Под мощностью двигателя следует понимать полезную энергию, которую можно использовать для движения авто, а под крутящим моментом тяговую силу на колесах.

Получается, моментная и мощностная характеристики двигателя взаимосвязаны. При этом как динамика разгона и максимальная скорость, так и тяговые показатели напрямую зависят от числа оборотов коленвала.

Если обороты низкие, мощность двигателя не высока, так как максимум мощности агрегат развивает в верхнем диапазоне оборотов (ближе к максимальным). Что касается крутящего момента, этот показатель не так сильно зависит от числа оборотов, как мощность.

Однако и максимальная тяга достигается только тогда, когда двигатель выходит на обороты максимального крутящего момента. Обычно это средний диапазон рабочих оборотов, причем как для бензиновых, так и многих дизельных ДВС.

При этом чтобы машина тронулась с места и  начала ускоряться, двигателю нужно подать на колеса большую мощность, которая достигается только на высоких оборотах.  Опять же, скорость автомобиля при старте низкая, то есть «крутить» двигатель до оборотов максимальной мощности нецелесообразно.

Получается, необходимо сделать так, чтобы добиться наиболее эффективного использования мощности мотора как при низких оборотах на малой скорости, так и на высоких оборотах с малой скоростью, а также на высоких скоростях с низкой или высокой частотой оборотов коленвала.

Именно для реализации такой задачи используется трансмиссия. В частности, за преобразование крутящего момента от ДВС на колеса отвечает КПП. Это становится возможным благодаря тому, что передаточное число переменное, благодаря чему удается эффективно использовать соотношения между скоростью вращения коленвала и ведущих колес автомобиля.

С учетом различных особенностей и характеристик того или иного ТС, для разных КПП выполняется отдельный подбор передаточных чисел, количество самих ступеней (передач) и т.д.

Какие бывают коробки переключения передач на автомобилях

Применительно к автомобилям, КПП различаются на механические и автоматические, а также делятся на ступенчатые и бесступенчатые коробки передач. При этом основными отличиями можно считать саму конструкцию и способ передачи потока мощности.
  • Наибольшее распространение получили механические коробки передач (МКПП), в которых использованы зубчатые передачи. В таких КПП переключение является ручным, то есть водитель самостоятельно выбирает, а также включает/выключает передачу. Еще «механика» может быть выполнена с использованием в конструкции планетарных рядов (планетарная передача), однако на современных авто такие решения не используются. 
  • Гидромеханическиекоробки передач (АКПП) являются агрегатами, в которых механические передачи (планетарная передача) работают в паре с гидравлической передачей (ГДТ, гидротрансформатор, гидромуфта). При этом переключение передач происходит автоматически (коробка-автомат), то есть без участия водителя.

    Вариаторные коробки передач (CVT, вариатор) представляют собой бесступенчатую механическую фрикционную передачу. Данный тип КПП также является разновидностью автоматических трансмиссий.

  • Сравнительно недавно МКПП стали автоматизированными. Речь идет о роботизированных коробках передач (РКПП, коробка-робот), которые фактически являются механической коробкой, однако выбор и переключение передачи происходит автоматически.

Еще добавим, что многие автоматические и роботизированные, а также вариаторные коробки зачастую имеют возможность ручного управления, то есть водитель может самостоятельно понижать или повышать передачу. Например, автоматическая коробка Tiptronic (Типтроник) или роботизированная DSG, а также вариаторы с возможностью ручного переключения передач.

Читайте также

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о