Картер рулевого механизма – Картеры рулевого механизма. Технологический процесс устранения основных дефектов картера рулевого механизма (детали 120-3401014, 200-3401015-В, 51-3401010, 20-3401010)

Содержание

Картер рулевого механизма. — МегаЛекции

Материал: отлит из ковкого чугуна… Картер рулевого механизма представляет собой гидравлический цилиндр усилителя руля, в котором устанавливается поршень-рейка.

Поршень-рейка.

Материал: изготавливается из стали и представляет собой полую фигурную отливку. В торец завальцована заглушка В поршень-рейку вставлена шариковая гайка.

Шариковая гайка.

Материал: сталь. Закреплена установочными винтами внутри поршня-рейки.

Винт рулевого механизма.

Материал: сталь, поверхность цементируется и закаливается.

Имеет бочкообразную форму и представляет одно целое с валом.

Вал сошки. уплотнен резиновым сальником, который имеет упорное кольцо, предотвращающее его выворачивание под давлением. Наличие наружной резиновой манжеты препятствует попаданию на вал грязи и пыли

Устройство для регулировки зазора зацепления рейки с сектором.

Назначение: для устранения зазора между зубьями поршня-рейки и сектора вала сошки рулевого механизма, возникшего в процессе эксплуатации.

Установлено в боковой крышке картера.

Состоит из:

— регулировочного винта;

— упорной шайбы;

— стопорного кольца;

— регулировочной шайбы;

— стопорной гайки (контргайки).

Толщина зубьев сектора вала сошки и поршень-рейки переменная по длине, что позволяет изменять зазор в зацеплении посредством осевого перемещения винта, ввинченного в боковую крышку. Осевое перемещение вала сошки после сборки рулевого механизма должно быть 0,02 – 0,08 мм. Это обеспечивается подбором регулировочной шайбы соответствующей толщины.

Рулевой привод.

Назначение: служит для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам и обеспечения поворота управляемых колес на разные углы.

Состоит из:

— рулевой сошки;

— продольной рулевой тяги;

— поперечной рулевой тяги;

— поворотных рычагов.

Продольная рулевая тяга.

Характеристика: трубчатая, с регулируемыми шаровыми шарнирами.

Каждый шарнир имеет пружину и два сферических сухаря, между которыми расположена шаровая головка пальца, зажимаемая регулировочной пробкой. Продольная рулевая тяга соединяет шаровые пальцы нижнего конца рулевой сошки и рычага корпуса левой шаровой опоры переднего моста.



Для удержания в шарнирах смазочного материала и защиты их от грязи пазы для шаровых пальцев в головке тяги закрыты войлочными накладками.

 

Поперечная рулевая тяга.

Трубчатая, имеет на концах правую и левую резьбу для навинчивания головок с шаровыми шарнирами, при помощи которых можно изменять длину тяги и тем самым регулировать схождение колес. Головки шарниров выполнены с верхним и нижним вкладышами и пружиной, поджимающей вкладыш. Шарниры не нуждаются в регулировке.

Балка переднего моста, поперечная тяга и рычаги составляют рулевую трапецию.

Рулевая трапеция служит для поворота управляемых колес на различные углы с целью обеспечения «чистого» качения управляемых колес при повороте автомобиля.

 

 

Усилитель руля.

Назначение: для создания дополнительного силового воздействия, способствующее повороту управляемых колес, смягчения боковых ударов и толчков, передаваемых от управляемых колес на рулевое колесо..

Состоит из:

— насоса гидроусилителя;

— клапана управления;

— силового цилиндра;

— масляного радиатора;

— маслопроводов.

Усилитель руля автомобиля ЗИЛ-131.

Насос гидроусилителя.

Назначение: служит для принудительной циркуляции масла в системе гидроусилителя руля.

Характеристика:

— лопастной, двойного действия;

— развивает давление 6,5-7,5 МПа;

— производительность насоса 8-10 л/мин.

Установлен на специальных кронштейнах, на двигателе слева спереди. Привод осуществляется клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала.

Состоит из:

— корпуса;

— статора;

— ротора с лопастями;

— вала со шкивом;

— распределительного диска;

— бачка с фильтрами;

— перепускного плунжерного клапана;

— предохранительного шарикового клапана.

Корпус с крышкой.

Материал: чугун. В корпусе монтируются все детали насоса, а в крышке устанавливаются перепускной и предохранительные клапаны и распределительный диск.

Статор.

Назначение: служит корпусом , в котором ротор лопастями создает две полости разрежения и две полости нагнетания. Устанавливается между корпусом и крышкой, центрируется двумя штифтами, уплотняется двумя резиновыми прокладками. Имеет отверстие эллипсовидного профиля. В полостях всасывания статора имеется по 3 сквозных отверстия разного диаметра для подвода масла к полостям разрежения из клапанов корпуса насоса.

Ротор.

Установлен на шлицах вала насоса. В роторе имеются радиальные пазы, в которых помещаются пластины. При вращении ротора пластины прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежных сил и давления масла, поступающего под них. В результате между пластинами образуются полости переменного объема, в которых при увеличении объема происходит процесс всасывания, а при уменьшении объема масло вытесняется в полость нагнетания через каналы в распределительном диске.

Вал насоса со шкивом.

Установлен на двух подшипниках (шариковом и роликовом). Уплотнен резиновым самоподжимным сальником. На одном конце вала имеются шлицы для соединения с ротором, а на другом конце вала на шпонке крепится одноручьевой шкив привода.

Распределительный диск.

Назначение: служит для перепуска масла из полостей нагнетания статора в полость нагнетания крышки корпуса — первые два отверстия, и для перепуска

Бачок.

Крепится на корпусе насоса через резиновую прокладку.

 

Перепускной плунжерный клапан.

Назначение: служит для ограничения количества масла, подаваемое насосом к силовому цилиндру, при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Устанавливается в крышке насоса и пружиной прижимается к распределительному диску, закрывая путь маслу из нагнетательной полости во всасывающую полость насоса.

Предохранительный шариковый клапан.

Назначение: служит для ограничения давления масла в системе. Устанавливается внутри перепускного клапана и ограничивает давление в системе, открываясь при давлении 6,5-7,0 МПа. .

Клапан управления.

Назначение: служит для направления масла, нагнетаемого насосом, в левую и правую полости силового цилиндра в зависимости от поворота рулевого колеса.

Характеристика: золотникового типа, крепится к картеру рулевого механизма.

 

Состоит из:

— корпуса;

— золотника;

— шести пар реактивных плунжеров с центрирующими пружинами;

— обратного шарикового клапана.

Установлен в задней части картера рулевого механизма. К корпусу клапана управления подведены два шланга от насоса гидроусилителя: шланг высокого давления, по которому подводится масло от насоса, и шланг низкого давления (слива), по которому масло возвращается в насос. В корпусе имеются каналы для подачи масла и установлен шариковый обратный клапан, соединяющий линии высокого и низкого давления при поврежденном шланге. Золотник с двумя упорными шарикоподшипниками закреплен на верхнем конце винта с помощью стопорной шайбы и регулировочной гайки. На золотнике выполнены две кольцевые канавки для прохода масла. Золотник и винт могут перемещаться в осевом направлении на 1-1,2 мм в каждую сторону от среднего положения т. к. длина золотника больше длины отверстия под него в корпусе клапана управления. Возврат в среднее положение происходит под действием пружин и реактивных плунжеров, находящихся под давлением масла, поступающего из магистрали высокого давления.

При вращении винта рулевого механизма в ту или другую сторону вследствие сопротивления, возникающего при повороте колес, создается сила, стремящаяся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону. Если эта сила превышает усилие предварительного сжатия пружин, винт перемещается и смещает золотник. При этом одна полость цилиндра гидроусилителя сообщается с линией давления, а другая со сливом. Масло, поступающее из насоса в цилиндр, давит на поршень-рейку, создавая дополнительное усилие на секторе вала сошки рулевого управления, что способствует повороту колес. Давление в рабочей полости цилиндра увеличивается с повышением сопротивления повороту колес. Одновременно увеличивается и давление под реактивными плунжерами. Винт и золотник стремятся вернуться в среднее положение под действием пружин и реактивных плунжеров.

Силовой цилиндр.

Назначение: роль силового цилиндра выполняет картер рулевого механизма.

Масляный радиатор.

Назначение: служит для охлаждения масла в усилителе рулевого механизма.

Характеристика: трубчатый.

Устанавливается впереди радиатора системы охлаждения под масляным радиатором системы смазки. Масло от клапана управления к радиатору и от радиатора к бачку подводится резиновыми шлангами.

 

Работа рулевого управления.

При движении по прямой.

Приводимый в действие двигателем насос гидроусилителя подает масло по шлангу высокого давления в корпусе клапана управления гидроусилителя. Входящее в корпус масло давит на 12 реактивных плунжеров, которые совместно с шестью пружинами обеспечивают нахождение в среднем положении золотника клапана управления. Вместе с золотником в среднем положении находится и связанный с ним через упорные подшипники и регулировочную гайку винт рулевого механизма. При движении автомобиля по прямой масло, поступающее от насоса в клапан управления, проходит через концевые щели между кромками золотника и корпуса клапана. Далее масло по каналам проходит в верхнее резьбовое отверстие и возвращается по шлангу низкого давления в насос гидроусилителя. При этом полости цилиндра ниже и выше поршня-рейки заполнены маслом, которое поглощает толчки от дороги, а также смазывает детали механизма. Давление в обеих полостях силового цилиндра одинаковое, гидроусилитель не действует.

При повороте управляемых колес автомобиля золотник и винт перемещаются в каждую сторону на 1,1 мм. Возвращение их в среднее положение обеспечивается суммарным давлением масла и пружин на плунжеры усилиями стабилизации передних колес автомобиля, возникающими благодаря наличию углов установки шкворня и силами упругости или поперечной деформации во время поворота. При повороте рулевого колеса от среднего положения в любую сторону создается сопротивление

повороту управляемых колес автомобиля, и на винте возникает осевое усилие, которое стремится переместить винт и укрепленный на нем золотник вправо или влево (в зависимости от направления поворота). Когда усилие на ободе рулевого колеса достигает 2кг, возникающее на винте осевое усилие преодолевает давление масла на реактивные плунжеры и предварительно сжатые пружины и осуществляет соответствующее перемещение золотника относительно корпуса клапана управления. Открывается доступ масла в наружную или внутреннюю полости картера (цилиндра усилителя). Масло осуществляет давление на поршень-рейку, который имеет поступательное движение в ту или иную сторону при вращении винта. Перемещение под давлением масла, нагнетаемого насосом гидроусилителя, и под действием винта поршня-рейки вызывает поворот зубчатого сектора и сошки, которая с помощью тяги и рычагов изменяет положение, управляя колесами автомобиля. Действие масла, поступающего от насоса гидроусилителя, значительно снижает величину усилия, затрачиваемого водителем для поворота рулевого колеса.

— При повороте направо золотник также смещается вправо. С линией высокого давления сообщается внутренняя полость картера рулевого механизма. Наружная полость картера сообщается с линией слива. Масло, поступающее во внутреннюю полость картера рулевого механизма, перемещает поршень-рейку влево и тем самым облегчает поворот колес автомобиля вправо. Масло, находящееся в наружной полости вытесняется в линию слива и возвращается по шлангу в бачок гидроусилителя.

— При повороте автомобиля влево золотник перемещается влево. С линией высокого давления сообщается наружная полость картера рулевого механизма, а внутренняя полость картера сообщается с линией слива. Масло, поступающее в наружную полость картера перемещает поршень-рейку вправо и тем самым облегчает поворот автомобиля влево. Масло, находящееся во внутренней полости картера, вытесняется в линию слива и возвращается по шлангу низкого давления в бачок насоса гидроусилителя. Усилие на ободе рулевого колеса, при котором начинает работать гидроусилитель должно быть не менее 2 кг, а усилие, необходимое для поворота колес на месте (при нормальном давлении воздуха в шинах) не должно превышать 10 кг. В диапазоне приложенных к рулевому колесу усилий, т.е. от 2 до 10 кг, гидроусилитель должен обеспечивать следящее действие на рулевом колесе при увеличении сопротивления дороги.

Кинематическое слежение.

При прекращении поворота рулевого колеса водителем винт перестает ввинчиваться (вывинчиваться) в поршень-рейку, при этом поступающее под давлением в цилиндр масло действует на поршень-рейку с винтом и сдвигает золотник в среднее положение. Подача масла прекращается, а следовательно прекращается движение поршня-рейки и управляемых колес.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

Разборка и сборка картера рулевого механизма | Рулевое управление

1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке.
2. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.
Разборка и сборка картера рулевого механизма ВАЗ 2105 3. После установки червяка 3 в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки 1, проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (см. рис. Контроль момента трения червяка динамометром) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 и если больше – увеличьте.
4. После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора и зацепления ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 300 от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) и затяните контргайку 3.
5. После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6–88,2 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 300 как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 300 до упора.
6. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32° 10’±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

регулировка, ремонт, замена масла, инструкции с фото и видео, почему тяжело крутится руль

Рулевое управление присутствует во всех автомобилях независимо от класса и года выпуска. Устройство всегда должно находиться в исправном состоянии и какие-либо изменения вносить в него запрещено. На ВАЗ 2107 и других классических моделях «Жигулей» установлена рулевая колонка червячного типа, которая нуждается в периодическом осмотре, а иногда и ремонте.

Рулевой механизм ВАЗ 2107 — краткое описание

Механизм рулевого управления ВАЗовской «семёрки» имеет довольно сложную конструкцию, которая обеспечивает надёжное управление автомобилем при разных дорожных ситуациях. Руль наделён хорошей информативностью, что исключает утомление водителя при поездках на дальние дистанции. При поворотах рулевого колеса на стоящем автомобиле имеются некоторые сложности. Однако как только машина начинает движение, руль становится не таким жёстким и управление улучшается.

Рулевому механизму присущ один нюанс — небольшой люфт, который является нормой. Объясняется это немалым количеством деталей в редукторе и наличием тяг. После модернизации на ВАЗ 2107 стали устанавливать травмобезопасную колонку, которая имеет составной вал. Её конструкция состоит из двух шарниров карданного типа, которые позволяют валу складываться при ДТП. Таким способом исключается травмирование водителя.

Рулевой редукторРулевой редуктор

Рулевой редуктор предназначен для передачи усилия от руля на рулевые тяги для поворота передних колёс на заданный угол

Устройство редуктора рулевого механизма

Прежде чем приступить к ремонту рулевой колонки, нужно ознакомиться с её устройством, а также принципом работы. Конструкция состоит из следующих основных элементов:

  • узла, предназначенного для передачи усилия от поворота рулевого колеса на исполнительные механизмы;
  • рулевой колонки, которая поворачивает колёса на нужный угол.

Механизм рулевого управления состоит из:

  • составного вала с карданной передачей;
  • руля;
  • рулевого редуктора червячного типа.

В конструкции есть следующие составные элементы:

  • маятник;
  • поворотные рычаги;
  • рулевые тяги.
Рулевой механизмРулевой механизм

Конструкция рулевого управления: 1 — картер рулевого механизма; 2 — уплотнитель вала; 3 — промежуточный вал; 4 — верхний вал; 5 — фиксирующая пластина передней части кронштейна; 6 — кронштейн крепления вала рулевого управления; 7 — верхняя часть облицовочного кожуха; 8 — втулка подшипника; 9 — подшипник; 10 — рулевое колесо; 11 — нижняя часть облицовочного кожуха; 12 — детали крепления кронштейна

Поскольку наружные тяги имеют две части, это позволяет производить регулировку угла схождения. Рулевое управление функционирует следующим образом:

  1. Водитель воздействует на рулевое колесо.
  2. Через карданные шарниры приводится в движение червячный вал, посредством которого уменьшается количество оборотов.
  3. Червяк вращается, что способствует перемещению двухгребневого ролика.
  4. Вторичный вал редуктора поворачивается.
  5. На вторичном валу насажена сошка, которая вращается и увлекает за собой рулевые тяги.
  6. Посредством этих деталей прилагается усилие на рычаги, тем самым выполняется поворот передних колёс на нужный водителю угол.

Сошка — тяга, которая соединяет рулевой редуктор с рулевой трапецией.

Признаки неисправности редуктора

По мере эксплуатации автомобиля у рулевой колонки могут возникать неисправности, которые требуют ремонта. Наиболее распространёнными из них являются:

  • утечка масла из редуктора;
  • посторонние звуки в механизме;
  • для поворота руля требуется прилагать большое усилие.

Таблица: неисправности рулевого управления ВАЗ 2107 и способы их решения

Где находится редуктор

Рулевой редуктор на ВАЗ 2107 расположен в моторном отсеке с левой стороны под вакуумным усилителем тормозной системы. При недостаточном опыте с первого взгляда его можно и не найти, поскольку он, как правило, покрыт слоем грязи.

Расположение редуктораРасположение редуктора

Рулевой редуктор на ВАЗ 2107 расположен под вакуумным усилителем тормозов с левой стороны моторного отсека

Ремонт рулевой колонки

Из-за постоянного трения в механизме рулевого управления происходит выработка элементов, что говорит о необходимости не только регулировки узла, но и возможного ремонта.

Как снять редуктор

Чтобы демонтировать рулевую колонку на «семёрке», понадобятся следующие инструменты:

  • набор ключей;
  • вороток;
  • головки;
  • съёмник рулевых тяг.

После подготовки всего необходимого выполняют следующие пошаговые действия:

  1. Автомобиль устанавливают на подъёмник или смотровую яму.
  2. Очищают пальцы рулевых тяг от загрязнений.
  3. Отсоединяют тяги от сошки редуктора, для чего извлекают шплинты, откручивают гайки и съёмником выдавливают палец из сошки рулевого устройства.Рулевые тягиРулевые тяги

    Открутив гайки, отсоединяют рулевые тяги от сошки рулевого редуктора

  4. Рулевая колонка с рулём соединяется при помощи промежуточного вала. Откручивают крепёж последнего от вала редуктора.Крепление валаКрепление вала

    Чтобы снять рулевую колонку, потребуется открутить крепление вала механизма к промежуточному валу

  5. Крепление редуктора выполнено посредством трёх болтов к кузову. Отворачивают 3 гайки крепления, извлекают крепёж и демонтируют рулевой механизм с автомобиля. Чтобы узел было удобнее снимать, сошку лучше повернуть до упора в корпус колонки.Крепёж редуктораКрепёж редуктора

    Рулевой редуктор крепится к лонжерону автомобиля посредством трёх болтов

Видео: замена рулевой колонки на примере ВАЗ 2106

Как разобрать редуктор

Когда механизм снят с транспортного средства, можно приступать к его разборке.

Детали картераДетали картера

Детали картера рулевого механизма: 1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки

Из инструментов нужно подготовить:

  • стандартный набор ключей;
  • головку на 30;
  • съёмник сошки;
  • тиски.

Работу проводят в следующем порядке:

  1. Откручивают гайку сошки и съёмником спрессовывают тягу с вала.Снятие сошкиСнятие сошки

    Для снятия сошки отворачивают гайку и съёмником спрессовывают тягу

  2. Выкручивают пробку маслозаливного отверстия, сливают смазку из картера, после чего отворачивают регулировочную гайку и убирают стопорную шайбу.
  3. Верхняя крышка крепится при помощи 4 болтов — откручивают их.Крепление крышкиКрепление крышки

    Для снятия верхней крышки отворачивают 4 болта

  4. Выводят из зацепления вала сошки винт регулировки, затем демонтируют крышку.Снятие крышкиСнятие крышки

    Чтобы извлечь крышку, потребуется вывести из зацепления вала сошки винт регулировки

  5. Извлекают из редуктора вал тяги с роликом.Вал сошкиВал сошки

    Из картера редуктора извлекаем вал сошки с роликом

  6. Откручивают крепёж крышки червячного механизма и демонтируют её вместе с регулировочными прокладками.Крышка червякаКрышка червяка

    Для снятия крышки червячного вала откручивают соответствующий крепёж и снимают деталь вместе с прокладками

  7. Молотком наносят лёгкие удары по валу червяка и выбивают его с подшипником из корпуса рулевой колонки. Торцевая поверхность червячного вала имеет специальные канавки для подшипника.Червячный валЧервячный вал

    Червячный вал выпрессовывают с помощью молотка, после чего извлекают его из корпуса вместе с подшипниками

  8. Извлекают сальник червячного вала путём его поддевания отвёрткой. Таким же образом вынимают уплотнитель вала сошки.Сальник редуктораСальник редуктора

    Сальник редуктора извлекают, поддев его отвёрткой

  9. При помощи наставки выбивают наружную обойму второго подшипника.Демонтаж обоймыДемонтаж обоймы

    Чтобы снять наружную обойму подшипника, потребуется подходящая наставка

После разборки рулевого редуктора, проводят его дефектовку. Все элементы предварительно очищают путём промывки в солярке. Каждую деталь внимательно осматривают на предмет повреждений, задиров, износа. Особое внимание уделяют трущимся поверхностям червячного вала и ролика. Вращение подшипников должно быть без заеданий. Повреждений, а также следов износа на наружных обоймах, сепараторах и шариках быть не должно. Сам корпус редуктора не должен иметь трещин. Все детали, которые имеют видимый износ, подлежат замене.

Сальники, независимо от их состояния, меняют на новые.

Сборка и установка редуктора

Когда проведена замена неисправных элементов, можно приступать к сборке узла. Детали, которые устанавливаются внутри картера, смазывают трансмиссионным маслом. Сборку выполняют в следующем порядке:

  1. С помощью молотка и наставки или другого подходящего приспособления запрессовывают обойму внутреннего подшипника в корпус рулевого узла.Запрессовка обоймыЗапрессовка обоймы

    Обойму внутреннего подшипника запрессовывают с помощью молотка и наставки

  2. В обойму помещают сепаратор с шариками, а также червячный вал. На него насаживают сепаратор наружного подшипника и запрессовывают наружную обойму.Наружная обоймаНаружная обойма

    После установки червячного вала и наружного подшипника производят запрессовку наружной обоймы

  3. Монтируют крышку с прокладками и запрессовывают сальники червячного вала и сошки. На рабочие кромки манжет предварительно наносят небольшое количество смазки.
  4. Помещают червячный вал в корпус механизма. При помощи регулировочных прокладок производят установку момента его вращение от 2 до 5 кгс*см.
  5. Устанавливают вал короткой тяги.
  6. В завершении работы в рулевую колонку заливают смазку и заворачивают пробку.

Установку узла на машину осуществляют в обратном порядке.

Видео: как разобрать и собрать рулевой механизм ВАЗ

Регулировка рулевой колонки

К регулировочным работам рулевого редуктора на ВАЗ 2107 прибегают в том случае, когда руль стал туго вращаться, при вращении появились заедания либо при перемещении рулевого вала по оси при прямо расположенных колёсах.

Крышка редуктораКрышка редуктора

Для регулировки рулевого управления нужно знать, какой элемент за что отвечает

Чтобы выполнить регулировку рулевой колонки, потребуется помощник, а также ключ на 19 и плоская отвёртка. Процедура проводится в такой последовательности:

  1. Машину устанавливают на ровной горизонтальной поверхности с прямолинейно расположенными передними колёсами.
  2. Открывают капот, очищают рулевой редуктор от загрязнения. Винт регулировки находится сверху крышки картера и защищён пластиковой пробкой, которую поддевают отвёрткой и снимают.Пластиковая пробкаПластиковая пробка

    Перед регулировкой редуктора снимают пластиковую пробку

  3. Регулировочный элемент зафиксирован специальной гайкой от самопроизвольного откручивания, которую ослабляют ключом на 19.Фиксирующая гайкаФиксирующая гайка

    Чтобы регулировочный винт самопроизвольно не ослабился, используется специальная гайка

  4. Помощник начинает интенсивно вращать руль вправо и влево, а второй человек регулировочным винтом добивается нужного положения в зацеплении шестерён. Руль в этом случае должен вращаться легко и иметь минимальный свободный ход.Регулировочный винтРегулировочный винт

    Регулировка осуществляется путём вращения регулировочного винта с помощью отвёртки

  5. Когда регулировка будет завершена, винт удерживают отвёрткой и затягивают гайку.

Видео: регулировка рулевого узла ВАЗ 2107

Масло в редукторе

Чтобы уменьшить трение внутренних элементов рулевой колонки, в механизм заливают трансмиссионное масло GL-4, GL-5 с классом вязкости SAE75W90, SAE80W90 или SAE85W90. По старинке для рассматриваемого узла многие автовладельцы используют масло ТАД-17. Заправочный объём редуктора на ВАЗ 2107 равен 0,215 л.

Проверка уровня масла

Чтобы избежать преждевременного выхода из строя деталей механизма, периодически необходимо проверять уровень масла и производить его замену. Стоит принять во внимание, что жидкость из редуктора хоть и медленно, но подтекает, причём утечка происходит независимо от того, новая установлена колонка или старая. Проверку уровня выполняют следующим образом:

  1. Ключом на 8 откручивают пробку заливного отверстия.Заливная пробкаЗаливная пробка

    Заливная пробка отворачивается при помощи ключа на 8

  2. При помощи отвёртки или другого инструмента оценивают уровень масла в картере. Нормальный уровень должен быть по нижнему краю заливного отверстия.Проверка уровняПроверка уровня

    Для проверки уровня масла в редукторе подойдет отвёртка или другой инструмент

  3. Если нужно, производят доливку смазки с помощью шприца, пока она не начнёт вытекать из заливного отверстия.
  4. Закручивают пробку и протирают рулевой редуктор от подтёков.

Как заменить масло в редукторе

Что касается замены масла в рулевом устройстве, то эту процедуру следует проводить раз в полтора года. Если было принято решение о замене смазки, нужно знать, как выполнить процедуру. Помимо новой смазочной жидкости понадобятся два шприца как можно большего объёма (приобретаются в аптеке) и небольшой кусочек шланга для омывателя. Процедура проводится в следующем порядке:

  1. Ключом отворачивают заливную пробку, на шприц надевают отрезок трубки, втягивают старое масло и сливают его в подготовленную тару.Старая смазкаСтарая смазка

    Старую смазку удаляют из рулевой колонки с помощью шприца

  2. Вторым шприцем заливают в редуктор новую смазку до нужного уровня, при этом рекомендуется вращать рулём.Новая смазкаНовая смазка

    В шприц набирают новую смазку, после чего заливают её в редуктор

  3. Закручивают пробку и вытирают следы масла.
Видео: замена масла в рулевом редукторе «классики»

Несмотря на сложную конструкцию рулевого механизма «семёрки», профилактику, ремонт или замену узла может выполнить каждый владелец этого автомобиля. Поводом для ремонта являются характерные признаки неполадок в работе механизма. При обнаружении деталей с видимыми повреждениями, их замену производят в обязательном порядке. Поскольку рулевая колонка представляет собой один из ответственных узлов автомобиля, все действия нужно выполнять в строгой последовательности.

Картер — рулевой механизм — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Картер — рулевой механизм

Cтраница 1

Картер рулевого механизма установлен на продольной балке рамы и прикреплен к ней болтами.  [1]

Картер рулевого механизма фланпем боковой крышки укреплен на кронштейне балки основания кузова. Рулевой вал проходит в рулевой колонке, закрепленной снизу хомутом на втулке корпуса, а сверху — кронштейном на щитке кабины. Верхний конец рулевого вала лежит в колонке на втулке-из прессованного графнтизированного асбеста. В центре рулевого колеса расположена кнопка сигнала.  [2]

Картер рулевого механизма боковым цилиндрическим приливом входит в кронштейн левой балки рамы и закреплен в нем крышкой с болтами. Рулевая сошка закреплена на конических шлицах вала сошки шплинтуемой гайкой. Сошка продольной штангой соединена с верхним поворотным рычагом левой поворотной цапфы. Передний конец продольной штанги имеет наконечник с шаровым сочленением, имеющим автоматическое устранение зазора. Наконечник навернут на штангу и закреплен двумя стяжными болтами. В заднем трубчатом конце штанги расположено шаровое сочленение с сухарями, двумя регулировочными шайбами и регулирующей пробкой. Нижние рычаги цапф соединены поперечной штангой. В навернутых наконечниках штанги установлены сухари с боковыми пружинами. Сухари охватывают шаровые пальцы рычагов.  [3]

Картер рулевого механизма закреплен болтами на настиле кабины машиниста.  [5]

Картер рулевого механизма состоит из трех частей. Верхняя часть / ( рис. 102, б) служит для плотного соединения рулевого вала и колонки в картером рулевого механизма. Средняя часть 2 является рабочим цилиндром гидроусилителя.  [6]

Картер рулевого механизма изготовлен из ковкого чугуна.  [7]

Картер рулевого механизма 5 прикреплен болтами к кронштейну рамы кузова под площадкой водителя так, что его рулевая колонка 2 с рулевым колесом 1, установленным на верхнем конце рулевого вала 16, расположена наклонно в левой стороне погрузчика, против сиденья водителя.  [8]

Картер рулевого механизма ( 1) представляет собой отливку, которая вставляется в специальный кронштейн ( 4), укрепленный в передней части корпуса автопогрузчика, под площадкой водителя.  [9]

Картер рулевого механизма автомобиля ГАЗ-51 имеет верхнюю крышку и закреплен на левой балке рамы значительно ближе к передней части автомобиля так, что продольная штанга располагается перед передней осью.  [10]

В картер рулевого механизма заливают 0 5л масла; уровень его должен быть на 0 — 5 мм ниже маслоналивного отверстия в картере.  [11]

На картер рулевого механизма с левой стороны надевается защитный колпачок 28, с правой — напрессовывается труба с продольным пазом. Через паз трубы и отверстия защитного чехла 11 проходят болты 7, крепящие тяги 6 и 8 рулевого привода к рейке. Болты проходят через резинометаллические шарниры 14, запрессованные в головке наконечников тяг.  [12]

В картер рулевого механизма заливают жидкую смазку.  [14]

Сверху картера рулевого механизма установлена резьбовая пробка 4, закрывающая отверстие для заливки масла в картер рулевого механизма.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

7.3.2. Разборка и сборка картера рулевого механизма

7.3.2. Разборка и сборка картера рулевого механизма

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Детали картера рулевого механизма

1 — картер;
2 — сошка;
3 — нижняя крышка картера;
4 — регулировочные прокладки;
5 — наружное кольцо подшипника вала червяка;
6 — сепаратор с шариками;
7 — вал сошки;
8 — регулировочный винт;
9 — регулировочная пластина;
10 — стопорная шайба;
11 — вал червяка;
12 — верхняя крышка картера;
13 — уплотнительная прокладка;
14 — втулка вала сошки;
15 — сальник вала червяка;
16 — сальник вала сошки

Снятие сошки

1 — съемник А.47043;

2 — вал сошки рулевого управления;

3 — сошка;

4 — кронштейн А.74076/R

Контроль момента трения червяка динамометром

1 — червяк;

2 — головка А.95697/5;

3 — динамометр 02.7812.9501;

4 — кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма;

5 — картер рулевого механизма

Разборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.
2. Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (см. рис. Детали картера рулевого механизма) и сняв пружинную шайбу, приспособлением 1 (съемником А.74043) снимите сошку (см. рис. Снятие сошки). Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. Детали картера рулевого механизма) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 вал 7 сошки в сборе с роликом.
3. Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.
4. Валом 11 червяка вытолкните из картера наружное кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепараторами 6 подшипников. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.
5. Приспособлением 3 (оправкой 67.78853.99541) выпрессуйте наружное кольцо 2 верхнего подшипника (1 — картер рулевого механизма).

Сборка

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
1. Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке.
2. Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.
3. После установки червяка 3 в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки 1, проверьте с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 (см. рис. Контроль момента трения червяка динамометром) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6-49 Н-см (2-5 кгс-см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 и если больше — увеличьте.
4. После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора и зацепления ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 300 от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) и затяните контргайку 3.
5. После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6-88,2 Н-см (7-9 кгс-см) при повороте вала червяка на 300 как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н-см (5 кгс-см) при повороте от угла 300 до упора.
6. По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять 32&deg 10&plusmn1&deg как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

Разборка и сборкакартера рулевогоуправления механизма

Разборка. Слейте масло из картера рулевого механизма. Закрепите картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.

Рис. 6–5. Снятие сошки: 1 — съемник А.47043; 2 — вал сошки; 3 — сошка; 4 — кронштейн А.74076/R

Рис. 6–6. Детали картера рулевого механизма: 1 — картер; 2 — сошка; 3 — нижняя крышка картера; 4 — регулировочные прокладки; 5 — наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 — сепаратор с шариками; 7 — вал сошки; 8 — регулировочный винт; 9 — регулировочная пластина; 10 — стопорная шайба; 11 — вал червяка; 12 — верхняя крышка картера; 13 — уплотнительная прокладка; 14 — втулка вала сошки; 15 — сальник вала червяка; 16 — сальник вала сошки

Отвернув гайку крепления рулевой сошки 2 (рис. 6–6) и сняв пружинную шайбу, съемником А.47043 снимите сошку (рис. 6–5). Отвернув болты крепления, снимите крышку 12 (см. рис. 6–6) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом 8, регулировочной пластиной 9, стопорной шайбой 10 и контргайкой. Выньте из картера 1 рулевого механизма вал 7 сошки в сборе с роликом.

Отвернув болты крепления, снимите крышку 3 упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками 4.

Валом 11 червяка вытолкните из картера кольцо 5 подшипника и выньте вал вместе с сепараторами 6 подшипников. Снимите сальник 15 вала червяка и сальник 16 вала сошки.

Рис. 6—7. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка с помощью оправки 67.7853.9541: 1 — картер рулевого механизма; 2 — наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 — оправка 67.7853.9541

Оправкой 67.7853.9541 выпрессуйте наружное кольцо верхнего подшипника (рис. 6—7.).

Сборку рулевого механизма проводите на кронштейне А.74076/R в последовательности, обратной разборке.

Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовывайте оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручке оправки обратной стороной.

Рис. 6–8. Установка червяка рулевого механизма: 1 – крышка подшипника; 2 – регулировочные прокладки; 3 – червяк

Рис. 6–9. Контроль момента трения червяка динамометром: 1 — червяк; 2 — головка А.95697/5; 3 — динамометр 02.7812.9501; 4 — кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 — картер рулевого механизма

После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверьте динамометром 02.7812.9501 с головкой А. А.95697/5 (см. рис. 6–9) момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6–49 Н·см (2–5 кгс·см). Если момент окажется меньше указанного, уменьшите толщину регулировочных прокладок 2 (рис. 6–8), если больше — увеличьте.

Рис. 6–2. Разрез картера рулевого механизма: 1 — пластина регулировочного винта вала сошки; 2 — регулировочный винт вала сошки; 3 — гайка регулировочного винта; 4 — пробка маслоналивного отверстия; 5 — крышка картера рулевого механизма; 6 — червяк; 7 — картер рулевого механизма; 8 — сошка; 9 — гайка крепления сошки к валу; 10 — шайба пружинная; 11 — сальник вала сошки; 12 — втулка вала сошки; 13 — вал сошки; 14 — ролик вала сошки; 15 — вал червяка; 16 — верхний шарикоподшипник; 17 — нижний шарикоподшипник; 18 — регулировочные прокладки; 19 — нижняя крышка подшипника червяка; 20 — ось ролика; 21 — шариковый подшипник ролика; 22 — сальник вала червяка; В, С — метки

После установки вала сошки проверьте отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30° от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении устраните регулировочным винтом 2 см. (рис. 6–2) и затяните контргайку 3.

После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6–88,2 Н·см (7–9 кгс·см) при повороте вала червяка на 30° как влево, так и вправо от среднего положения и должен снижаться плавно до 49 Н·см (5 кгс·см) при повороте от угла 30° до упора.

По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которые должны составлять32°10’±1° как влево, так и вправо до упора сошки в головки болтов. Залейте в картер рулевого механизма 0,215 л трансмиссионного масла ТАД-17и.

7. Рулевое управление

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Рулевое управление

1 — боковая тяга;
2 — сошка;
3 — средняя тяга;
4 — маятниковый рычаг;
5 — регулировочная муфта;
6 — нижний шаровой шарнир передней подвески;
7 — правый поворотный кулак;
8 — верхний шаровой шарнир передней подвески;
9 — правый рычаг поворотного кулака;
10 — подшипник верхнего вала рулевого управления;
11 — кронштейн крепления вала рулевого управления;
12 — труба кронштейна крепления вала рулевого управления;
13 — верхний вал рулевого управления;
14 — кронштейн маятникового рычага;
15 — ось маятникового рычага;
16 — картер рулевого механизма;
17 — уплотнитель вала;
18 — вал червяка;
19 — карданный шарнир;
20 — промежуточный вал рулевого управления;
21 — облицовочный кожух;
22 — рычаг переключателя стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла и блок-фары;
23 — рычаг переключателя света фар;
24 — рычаг переключателя указателей поворота;
25 — рулевое колесо;
26 — фиксирующая пластина передка кронштейна;
27 — стяжной болт крепления карданого шарнира;
28 — лонжерон кузова

Разрез картера рулевого механизма

1 — пластина регулировочного винта вала сошки;
2 — регулировочный винт вала сошки;
3 — гайка регулировочного винта;
4 — пробка маслоналивного отверстия;
5 — крышка картера механизма;
6 — червяк;
7 — картер рулевого механизма;
8 — сошка;
9 — гайка крепления сошки к валу;
10 — шайба пружинная гайки крепления сошки;
11 — сальник вала сошки;
12 — бронзовая втулка вала сошки;
13 — вал сошки;
14 — ролик вала сошки;
15 — вал червяка;
16 — верхний шарикоподшипник;
17 — нижний шарикоподшипник;
18 — регулировочные прокладки;
19 — нижняя крышка подшипника червяка;
20 — ось ролика;
21 — игольчатый подшипник;
22 — сальник вала червяка;
В, С — метки
А — совпадение меток

На автомобиле установлено рулевое управление с червячным редуктором и травмобезопасной рулевой колонкой. Вал рулевого управления составной, состоит из верхнего 13 (cм. рис. Рулевое управление) и промежуточного 20 валов. Вал 18 червяка и верхний вал 13 соединяются между собой промежуточным валом 20 с карданными шарнирами на концах. Шарниры на игольчатых подшипниках, неразъемные.

Верхний вал установлен в трубе кронштейна 11 на двух игольчатых подшипниках с резиновыми втулками. Подшипники в трубе завальцованы. Кронштейн 11 крепится к кронштейну панели кузова в четырех точках: снизу болтами с фиксирующими пластинами 26, сверху — на приварных болтах гайками с шайбами.

При лобовом столкновении края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают сквозь отверстия кронштейна 11. За счет складывания вала рулевого управления, рулевое колесо уходит из зоны грудной клетки водителя, что снижает вероятность и тяжесть его травмирования.

Вал червяка, у этого типа рулевого управления, имеет большую длину. В нижней части вала червяка, а так же на торце картера 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) рулевого механизма выполнены метки в виде рисок В и С, при совпадении которых ролик вала сошки устанавливается по середине червяка. При этом ступица рулевого колеса должна располагаться горизонтально.

Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 28 (cм. рис. Рулевое управление) кузова с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами.

В картере 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма) расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом 14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары — 16,4. Червяк вращается в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых дорожках торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках 12, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы, надевается сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены две сдвоенные впадины, а на валу — два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно установить на вал только в одном положении.

Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.

Рулевой привод включает в себя три тяги — среднюю 3 (cм. рис. Рулевое управление) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 14 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7. Средняя тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах с помощью стяжных хомутов. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединяются к рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2.

Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. Разрез шарового шарнира тяги), сферическая головка которого охватывается коническим разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу 3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги.

Кронштейн 14 (cм. рис. Рулевое управление) маятникового рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма. В кронштейне 2 (см. рис. Разрез кронштейна маятникового рычага) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается ось 9. Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6 и 10.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о