Колеса состав: 403 — Доступ запрещён – Из чего состоит колесо машины?

Содержание

Различные типы колес: Как они изготовлены

Виды автомобильных колес.

Различные типы колес: Как они изготовлены

Разнообразие автомобильных колес в современном мире огромно. Уже давно прошли времена, когда большинство автомобилей использовали некрасивые стальные штампованные колесные диски. В современной автопромышленности выпускаются огромное количество различных колес, начиная от классической «штамповки» и «реплик» оригинальных дисков и заканчивая дорогими инновационными углеродными колесными дисками. Давайте узнаем какие колеса в настоящий момент доступны для покупки в автомире. Также наш материал поможет вам выбрать для вашего автомобиля нужный тип колесных дисков.

 

На первый взгляд колеса автомобиля могут показаться одним из самых простых компонентов транспортного средства. Но на самом деле автопромышленность уделяет колесам не меньше внимания чем разработка новых двигателей, трансмиссий и технологий. Многие крупные производители колесных дисков ведут исследования и разработки, с целью улучшения технологий производства. В настоящий момент многие компании вкладывают в исследования огромные деньги с целью внедрения в производства колес легких альтернативных материалов, которые по своим свойствам и характеристикам не чем не уступают стальным или кованным дискам.

 

Также помимо компаний, выпускающих колесные диски, параллельно разработки новых колес ведут многие автомобильные компании, начиная от Koenigsegg, которые совершенствуют углеродные колеса для своих суперкаров и заканчивая компанией Jaguar, которые ведут исследования в области изменения стиля и конфигурации автомобильных колес, что позволит в будущем значительно улучшить прочность дисков, одновременно снизив их вес.

 

Мы собрали для вас самые популярные типы колесных дисков, которые в настоящий момент чаще всего используются автопроизводителями на современных автомобилях. 

 

Стальные колесные диски

Различные типы колес: Как они изготовлены

Стальные колесные диски автомобилей являются самыми распространенными в автомире. Этот тип колесных дисков производится из специальных стальных заготовок с использованием гидравлического оборудования. Стальные диски для большинства недорогих автомобилей были долгое время мировым стандартом в течение многих десятилетий. Сталь, применяемая для изготовления колес, доминировала в процессе производства долгое время благодаря низкой себестоимости сплава.

 

Напомним, что сталь, это крепкий сплав железа и углерода. К тому же сталь не очень дорогая. Вот почему долгое время стальные диски были самыми популярными в автопромышленности. Но главный минус стальных дисков- это их вес. К сожалению сталь тяжелее многих других металлов, используемых в настоящее время в качестве изготовления автомобильных колес. Естественно тяжелые стальные колеса значительно прибавляют вес автомобилю. 

 

 

Также в процессе производства стальных дисков процесс жестко ограничен особенностями свойств металла и технологией изготовления дисков. Главный минус при изготовления стальных колес- это небольшая гибкость. Вот почему стальные колеса в основном имеют ужасный скучный дизайн.

 

Как мы уже сказали, стальные диски производятся с помощью гидравлического пресса-прокатки, который прижимает заготовку колесного диска (стальная лента, соединенная с помощью сварки) формируя тем самым единый стальной диск. Таким образом получается внешний обод стального колеса. Внутренняя часть стального диска также изготавливается с помощью специального штамповочного оборудования, формируя тем самым стиль штампованного стального диска. К сожалению, из-за особенностей стали и технологии производства стальные диски имеют некрасивый внешний вид. В итоге многие автопроизводители стараются скрыть штампованные колеса с помощью колпаков, которые имитируют красивые легкосплавные колеса. 

 

Легкосплавные колесные диски (литые)

Различные типы колес: Как они изготовлены

Легкосплавные колесные диски до последнего десятилетия долгое время использовались только в дорогих автомобилях или в транспортных средствах в максимальной комплектации. Но в наши дни легкосплавными колесами оснащаются большинство автомобилей эконом-класса. Легкосплавные колесные диски как правило производятся из алюминия или магния, смешанного с никелем. По сравнению со стальными штампованными колесами литые легкосплавные диски намного легче и имеют примерно ту же прочность. Также так как легкосплавный диск формируется путем литья расплавленного металла в специальную форму, производитель может перед заливом жидкого сплава изготовить красивую форму, которая сформирует определенную конфигурацию колесного диска после застывания сплава. 

 

Почему же легкосплавные диски стали появляться даже на автомобилях эконом-класса? Во-первых, это связано с удешевлением себестоимости легкосплавных дисков. Также ключевую роль сыграло желание производителей улучшить соотношение подрессоренной и неподрессоренной массы, которая напрямую влияет на эффективность сцепление с дорогой и управляемость автомобиля.  Напомним, что неподрессоренная масса автомобиля, это масса колесных дисков, резины, болтов крепления колес, тормозных колодок, суппортов и цилиндров.

Подрессоренная масса— это масса всех компонентов, которые находятся над землей и удерживаемых подвеской машины. Благодаря использованию легкосплавных колес производители автомобилей добились уменьшения неподрессоренных масс, что повлияло на улучшение сцепления автомобилей, улучшения управляемости и даже на общую динамичность продукции. 

 

Кстати за счет уменьшения количества в сплаве никеля колесный диск становится более пластичным и податливым, что дает возможность производителем создавать красивые дизайнерские колеса с различным рисунком (профилем). Свобода дизайна колесных дисков привела к тому, что на рынке появилось огромное количество потрясающе красивых недорогих дисков. Но к сожалению, это также влияет на прочность колесных дисков. Ведь чем пластичнее материал из которого изготавливается колесный диск, тем он хрупче. В итоге многие производители колесных дисков в погоне за прибылью начали создавать откровенно говоря ненадежные колесные диски. Правда эта ненадежность компенсируется шикарным стилем рисунков колес и конечно их стоимостью. Но сами понимаете, что безопасность на дороге главнее красоты и дизайна ваших колес. Но к сожалению, это понимают не многие. 

 

Многокомпонентные колесные диски

Различные типы колес: Как они изготовлены

Самый крупный в мире производитель многокомпонентных колесных дисков компания BBS изготавливает свою продукцию из двух или трех компонентов. Двухсекционные колеса состоят их обода и центрального компонента, которые скрепляются вместе с помощью специальных болтов.

 

Смотрите также: Самые красивые колесные диски на серийных автомобилях

 

Трехсекционные колеса состоят из двух отдельных ободов (один из которых отвечает за ширину колесного диска) и центральной части, которые также скрепляются на заводе с помощью болтов.

 

Из-за особенностей многокомпонентной технологии изготовления колес, автомобильные диски этого типа немного тяжелее и немного слабее, чем некоторые типы колесных дисков. Но компания BBS недавно разработала технологию, которая позволяет оснастить многокомпонентные диски профилями прочности. В итоге современные многокомпонентные колесные диски компании BBS по надежности уступают лишь немного кованым колесам. 

 

Кованые диски

Различные типы колес: Как они изготовлены

Одни из самых прочных колес в мире являются кованные диски, которые производятся путем ковки алюминия. Так для того чтобы изготовить кованые колесный диск необходимо алюминиевую заготовку, нагретую до определенной температуры с силой сжать под давлением 900 бар определенное количество раз. Это происходит на специальном прессе, который по сути вдавливает мягкую (нагретую) алюминиевую заготовку колесного диска под нагрузкой до 10 000 тон.

 

 

В итоге получается очень плотный кованый колесный диск. Это делает его одним из самых прочных в мире. Все это благодаря силе сжатия специального пресса. Также кованые диски несмотря на прочность очень легкие. Кстати прочность кованых дисков во много раз больше чем литые легкосплавные колеса. 

 

Колесные диски — Реплика (копии дорогих дисков)

Различные типы колес: Как они изготовлены

Такое ощущение, что объем производства копий (реплики) колесных дисков в скором времени превысит объем качественных официальных заводских колес. Особенно распространены низкокачественные китайские реплики, которые массово продаются в Интернете по заманчивым ценам. Как правило колесные диски реплика имитируют красивый рисунок дорогих колесных дисков, которые производят крупные производители или автомобильные бренды. Стоит признать, что многие экземпляры реплики выглядят очень достойно и похожи на оригинал. К сожалению большинство копий не очень надежны и прочны. Дело в том, что производители колесной реплики стараются максимально снизить себестоимость дисков за счет снижения производственных затрат. Это означает что в процессе изготовления копий колесных дисков из процесса производства исключаются некоторые важные процессы, которые влияют на прочность колес. 

 

Большинство колесных реплик производятся с использованием метода, который называется гравитационное литье. Производитель реплики по этой технологии заливает расправленный металл в специальную форму без пресса. Процесс отлива диска происходит под давлением силы тяжести. Это означает что сплав колес реплики не имеет такую же плотность как дорогие заводские легкосплавные диски, которые при изготовлении проходят через специальное оборудование сжимающие расправленный металл при заливе в форму.

 

Большие диски и шины: Плюсы и минусы

 

Естественно большинство колесных дисков реплика естественно будет хрупче оригинальных колес. В итоге диски реплика имеют больше риска повредиться на дороге. 

 

 

Обращаем ваше внимание, что мы представили в нашем обзоре, не весь ассортимент колесных дисков, которые доступны для покупки в современном автомире. Но мы собрали для вас самые популярные колеса, которые используются на многих автомобилях.

 

Хотим отметить, что при выборе колесных дисков вы должны учитывать, как вы планируете использовать свой автомобиль и в каких целях. Например, если вы планируете частые скоростные поездки, то вам стоит рассмотреть колеса, которые больше подходят для такого режима использования. Если же вы основное время будете использовать автомобиль на небольшой скорости, то вам нет необходимости покупать дорогие спортивные колеса. Также учитывайте по каким дорогам чаще всего будет эксплуатироваться ваш автомобиль. Если вы проживаете в районе, где качество дорог оставляет желать лучшего, то не советуем вам приобретать реплику дорогих оригинальных колес. Помните, что их красота может выйти вам боком. 

 

Многообразие типов колесных дисков в современной автопромышленности также повлияло на количество различных технических характеристик колес. Так что при выборе колес всегда учитывайте техническую спецификацию тех или иных дисков. Во-первых, вы должны точно знать подойдут колеса именно вашему автомобилю. Также лучше заранее определится какие колеса вы хотели бы видеть на своей машине. Ведь это лучше, чем купить дорогие диски, которые по сути вам будут не нужны.

Колесо жизненного баланса: как с ним работать?

Вопросы, рассмотренные в материале:

  1. Что такое колесо жизненного баланса
  2. Какие сферы выбрать для колеса жизненного баланса
  3. Техника работы с колесом жизненного баланса
  4. 2 способа оценки сегментов на колесе жизненного баланса
  5. Некоторые нюансы при работе с колесом жизненного баланса
  6. Методика использования колеса жизненного баланса в бизнесе
  7. Психологические ошибки при работе с колесом жизненного баланса
  8. Каким образом применять полученные с помощью упражнения результаты.

Что такое колесо жизненного баланса и в чем его польза? Так просто это не объяснить. Наверное, нет такого человека, который бы не сожалел о прошлых ошибках и не беспокоился о будущем. Подобные переживания не только не приносят ничего хорошего в психологическом плане, но и отнимают время.

Или такая ситуация. Человек поставил перед тобой цель и достиг ее — но при этом ему многим пришлось пожертвовать. А потом вдруг оказалась, что цель была ложная. В итоге — крах надежд и затяжная депрессия.

Чтобы подобного не могло произойти в принципе, нужно постараться существовать в гармонии с самим собой и своими планами. Конечно, это не особо легко. Но если привести в действие такой инструмент, как колесо жизненного баланса, подобная задача окажется вам вполне по силам.

Что такое колесо жизненного баланса

У разных людей главные жизненные сферы, как правило, бывают неодинаковы, ведь у каждого свои интересы. Очень важно, чтобы все области развития человека сосуществовали друг с другом гармонично, необходим баланс, иначе черные полосы в жизни могут оказаться гораздо толще белых.

Вот, например, всем знакомая картина: муж весь день на работе, жена занята дома хозяйством, вечером мужчине нужен покой и отдых, а женщине, естественно, внимание и забота. Конфликты и споры (в которые, к сожалению, бывают вовлечены и дети) не заставляют себя ждать.

Причина в том, что одна жизненная сфера ставится по степени важности выше остальных, нарушается баланс, и там (в других сферах) сразу же начинается разброд и шатание. Если это явление носит временный характер — к примеру, если у вас важный проект или написание диплома — то это не страшно, но так не должно продолжаться постоянно.

Такой инструмент, как колесо жизненного баланса, поможет дать правильную оценку каждой сфере жизни, определиться с приоритетами, наметить правильные цели и пути продвижения к ним, ответить самому себе на важные вопросы.

Колесо жизненного баланса (его еще называют колесо жизни) — изобретение авторитетного и всемирно известного специалиста по личностному росту Пола Дж. Мейера. Благодаря этому инструменту человек может выявить свои сильные стороны, а также определить области, требующие дополнительного развития.

Колесо жизненного баланса

Сейчас эта система широко востребована. Ее применяют во всевозможных коучингах психологической направленности, берут на вооружение авторы тренингов по саморазвитию и т. д.

Важно, что с данным инструментом очень просто работать, не нужно никакой особой подготовки. Главное правило — честно отвечать на вопросы, предварительно хорошо подумав. Необходимо дать трезвую и непредвзятую оценку всем сторонам своей жизни, назвать положительные и отрицательные моменты.

Ни для кого не секрет, что все сферы человеческого существования тесно взаимодействуют, образуя единое сложное и каждый раз неповторимое переплетение, собственно и называемое жизнью. С помощью колеса жизненного баланса можно легко определить, какая сфера у вас ослаблена и требует немедленного вмешательства и корректировки.

Применив эту методику, вы легко увидите проблемные места и поймете, в каком направлении следует развиваться.

Какие сферы выбрать для колеса жизненного баланса

Первое, на что нужно обратить внимание, применяя данную систему, — это четыре важных правила.

Первое: не начинайте выстраивать диаграмму жизненного баланса, если сферы жизни для него определили не вы сами, а другой человек. Это должны быть именно ваши важные области.

Второе: опять же не пользуйтесь готовым шаблоном (где чаще выделено 8–12 сфер) — сделайте его сами в соответствии с собственной необходимостью.

Третье: рисуйте картинку колеса жизненного баланса по заранее установленным временным рамкам, потому что результаты в пределах дня, месяца или полугода будут очень отличаться.

Сферы выбрать для колеса жизненного баланса

Четвертое: чтобы работа над построением колеса жизненного баланса не оказалась праздной забавой, проведите анализ полученных результатов, дайте им оценку и обязательно наметьте важные для себя цели.

Итак, какие важные сферы включить в колесо жизненного баланса? Следует понимать, что они не могут быть абсолютно одинаковыми у всех людей. То, что важно для вас, для другого человека может оказаться совершенно несущественным, и наоборот.

Поэтому включите в схему жизненного баланса то, что хочется именно вам, без оглядки на остальных. В вашей картинке может быть 5, 7, 12 областей. Вот перечень возможных, но совсем не обязательных вариантов.

  1. Что меня окружает.

    Имеются в виду условия жизни, работы — абсолютно все, начиная от рабочего стола и спального места и заканчивая городом, страной.

  2. Какие люди меня окружают (семья и все остальные).

    Рассмотрите всех, не только семью и близких друзей, но и больший круг знакомств. Кто-то вас подталкивает вперед, способствует развитию. А другие, наоборот, лишь тормозят. Может быть, вам не очень хотелось бы с ними общаться?

  3. Любовь и близкие отношения.

    Для женщин данная сфера, наверное, одна из наиважнейших, однако и мужчинам она тоже не чужда. Очень важно, когда есть надежный и любящий партнер: это не просто дает силы и уверенность в любом деле, а даже окрыляет. Если в этой сфере все складывается все хорошо, то и все остальное будет даваться с большей легкостью.

  4. Сфера Дети.

    Понятно, что для кого-то она важна, а кто-то не обозначит ее в своем колесе жизненного баланса. Для многодетной матери это будет наиглавнейшая область, и она не поймет тех, кто не выделит ее в отдельную сферу, а объединит с Окружением либо Семьей. Другие отнесут Детей к области Любви или Отношений.

  5. Состояние здоровья.

    Как вы определяете свое нынешнее состояние? Достаточно ли вы энергичны? Какие у вас выработаны полезные и вредные для здоровья привычки, что нужно бы исправить в будущем? Состояние здоровья

  6. Область Красоты.

    Нередко ее совмещают со Здоровьем, однако понятие Красота включает в себя не только общее физическое состояние, но и манеру держаться, осанку, имидж и т. д. И это все немаловажные составляющие, например, даже в сфере ведения бизнеса или иных областях жизни.

  7. Сколько вы отдыхаете.

    Довольно часто Отдых не рассматривают как важную отдельную область колеса жизненного баланса — и совершенно напрасно. Накопившаяся усталость не позволит вам ни выстроить гармоничных отношений, ни продуктивно поработать. Проведите небольшой анализ, достаточно ли вы отдыхаете:

    — Как вы восполняете физические силы — достаточным сном, душем, сауной, массажем, расслабляющими процедурами?

    — Как вы пополняете свой эмоциональный фон — читаете, слушаете музыку, встречаетесь с друзьями?

    — Как вы пополняете свой интеллектуальный запас — читаете, гуляете по интересным местам, смотрите кино?

  8. Денежная сфера.

    Очень важный ресурс, который при этом носит относительный характер. Запросы и желания у людей сильно отличаются, главное, чтобы имеющихся у вас средств хватало именно на ваши планы. Ведь у одних цель — приобретение жилья, а у других — полет на Марс, и это очень и очень разные расходы.

  9. Сфера успешности, статуса, построения карьеры.

    Здесь на первый взгляд может казаться, что все гладко, а в действительности — не совсем то, о чем вы мечтали. То есть карьера выстроена, вы занимаете высокий пост, однако это оказалась не совсем та область деятельности, где вы можете полностью реализоваться как специалист.

  10. Занятия по интересам, хобби, яркие краски жизни.

    Есть ли у вас любимое занятие, за которым вы забываете о времени и усталости? Для одних это поездки и прогулки по новым интересным местам, познание других культур и обычаев. Для других — партия в покер со старыми друзьями, а третьи лучше всего отдыхают на шопинге. Какой процесс доставляет вам истинное удовольствие, и достаточно ли вы выделяете времени любимому занятию?

  11. Забота о перспективе.

    Имеется в виду, что ваше текущее состояние, возможно, требует улучшения, иначе достичь намеченных на будущее целей не удастся. Может быть, есть необходимость в саморазвитии, формировании новых привычек и проч.

  12. Духовная сфера колеса жизненного баланса.

    Здесь речь идет о большой цели в жизни, ради которой вы преодолеете любые трудности и найдете любые средства. Такое бывает, если человек точно представляет себе, зачем ему это нужно.

    Чтобы пройти тест по колесу жизненного баланса, рекомендуется определить актуальные именно для вас сферы интересов. К примеру, область Семья может быть неодинакова для разных людей. У одних на первом месте стоит многочисленная родня, общие праздники и будни, тесное и частое общение. А для других это отношения со своим спутником жизни, любимой второй половинкой. В таком случае сектор Семья может быть разбит на несколько составляющих.

    Другой пример: человек еще только учится, не работает. Значит, в его колесе жизненного баланса будет раздел Учеба (не Работа). Если же кто-то одновременно и учится, и работает (причем в разных сферах), тогда пусть будут оба пункта, Учеба и Работа.

    Что добавить в свое колесо жизненного баланса, решать только вам, пусть даже в общепринятом смысле выбранные пункты не считаются самыми важными, но имеют большое значение для вас. Многие женщины впишут, к примеру, такой аспект: изменить свою фигуру, похудеть. Вообще вы можете вносить любые пункты, которые составляют именно вашу жизнь: игру на фортепиано, написание сказок для детей, ведение блога в «Инстаграме», разнообразие сексуальной жизни и проч.

    Однако с очень большим количеством пунктов в диаграмме жизненного баланса тоже будет не очень удобно работать, поэтому все хорошо взвесьте и по возможности объединяйте их.

Техника работы с колесом жизненного баланса

Итак, важные области жизни выявлены — теперь можно начинать прорисовывать свою собственную картинку колеса жизненного баланса.

Колесо жизненного баланса на 12 сфер: 

Колесо жизненного баланса на 12 сфер

Колесо жизненного баланса на 8 сфер: 

Колесо жизненного баланса на 8 сфер

Колесо жизненного баланса Excel скачать здесь.

Нарисовать колесо жизненного баланса можно и онлайн, используя специально разработанные для этого сервисы. Вы лишь определяете названия секторов, задаете нужные значения и в результате скачивания имеете графический файл с вашей схемой.

Программа рисования колеса жизненного баланса дает возможность показать в социальных сетях созданную картинку, полученные результаты и рассказать, каким инструментом вы при этом пользовались.

В принципе колесо жизненного баланса рисуется просто, и вы можете легко проделать эту работу сами. Порядок действий — ниже.

1. Сформируйте шаблон для диаграммы.

Итак, категории для рассмотрения выбраны — можно составлять шаблон. Если хотите, просто нарисуйте круг от руки. Или сделайте это через любую программу, которая рисует круговые диаграммы. Соблюдайте при этом следующие правила:

  • Круг жизненного баланса должен включать в себя столько сегментов, сколько областей жизни вы обозначили для исследования. Сегменты рисуются одинакового размера, потому что не следует какую-то сферу жизни заведомо считать малозначащей либо чрезмерно важной. Круг жизненного баланса
  • Теперь на каждый сегмент наносится по десять одинаковых делений, каждое из которых будет равно одному баллу.
  • Далее подпишите сегменты. Важно: не вносите названия выбранных вами жизненных сфер в верхнее, десятое деление сегмента. Либо припишите его рядом снаружи, либо сделайте сразу по 11 делений, чтобы в крайнее вписать название, а остальные десять оставить свободными.

2. Оцените, насколько у вас реализована каждая область колеса жизненного баланса.

Когда схема колеса готова и вы ее распечатали, можно приступать к оценке важных для вас областей жизни. Поразмышляйте над каждым пунктом, проанализируйте, насколько он у вас реализован и оцените по шкале от 0 до 10. Изобразите это на шаблоне диаграммы жизненного баланса, закрасив нужное количество делений, например, разными цветами для наглядности. Можно сначала записать названия секторов просто на листок бумаги и дать им оценку в виде цифр, и лишь после этого отобразить значения на соответствующих секторах.

3. Основательно проанализируйте получившуюся картинку колеса жизненного баланса.

Теперь необходимо проделать еще большую работу, а именно — внимательно изучить каждый сектор составленной диаграммы и постараться ответить на ряд вопросов:

  • Какие разделы у вас самые слабые?

    Вы сами давали оценку каждой области диаграммы жизненного баланса, и низкий показатель указывает места, на которые следует обратить особое внимание. Попробуйте размышлять так: «Если бы в этой категории у меня все было исполнено на 10 баллов, то как именно это отразилось бы на моей жизни, что конкретно было бы по-другому?» После этого картина станет яснее.

  • Какие из категорий оценены по максимуму?

    В первую очередь обязательно похвалите себя за успех в определенной сфере. И потом, не исключено, что именно отсюда, из этой успешной области колеса жизненного баланса вы сможете черпать силы и вдохновение для улучшения слабых пунктов.

  • Как взаимосвязаны между собой разные области вашей жизни?

    Связь между ними обязательно есть, ведь речь идет об одной вашей жизни. Какие-то сферы связаны очень тесно, другие — слабее. Однако, подтянув одну, вы определенно увидите заметные улучшения и в других категориях, которые так или иначе взаимодействуют с этой.

    Нагляднее будет рассмотреть на конкретном примере колеса жизненного баланса: пусть на вашей диаграмме низкими оказались показатели сфер здоровья, развлечений и финансов. Теперь подумайте: что повлечет за собой улучшение денежной сферы? Вы сможете подправить здоровье, обследоваться, походить на хорошие процедуры. Плюс появится возможность куда-то съездить, чаще ходить в театр, кино, на концерты и вообще проводить время интересно и приятно. Пример колеса жизненного баланса

  • Какие шаги можно предпринять для подъема слабых областей вашего колеса жизненного баланса?

    Рекомендуется начинать с тех вариантов, которые можно исправить в самое ближайшее время. А вообще каждый выстраивает свою схему действий. Предлагаются такие варианты: наметить первые три шага; посмотреть, что можно предпринять сразу в первый-второй-третий день; какие действия получится реализовать в течение полугода, года. Пропишите начальные маленькие простые шаги, за ними — следующие, пусть тоже мелкие. Долгий путь к цели и будет состоять из вот таких небольших этапов, а как еще?

  • Какие из разделов на данный момент самые важные?

    Это очень важный пункт, в особенности если многие области вашего колеса жизненного баланса оценены невысоко, до шести баллов. Практика показывает, что людям удобно подтягивать не по отдельности каждую из слабых категорий, а активно работать над сразу несколькими взаимосвязанными разделами. Это хорошо еще и тем, что работа тогда не кажется однообразной, не успевает надоесть.

    Не следует забывать, что у каждого человека свой запас сил, энергии, способностей и вдохновения. Поэтому до какого-то момента может хватать энтузиазма на все, но если вы возьметесь сразу за несколько больших целей, то в определенный момент просто выдохнетесь и начнете притормаживать. В результате — чувство неудовлетворения, вины, неспособность выполнить даже простые шаги (из-за сбившегося настроя и усталости). Оптимальная схема действий — наметить самые важные задачи и спланировать для их выполнения упомянутые выше три первых шага.

    Продумайте все очень внимательно, до мелочей, постарайтесь дать объективную оценку каждому пункту, и тогда у вас получится составить план действий как на ближайшее время, так и на более отдаленное. В результате картина вашего колеса жизненного баланса покажется вам упорядоченной и совсем нестрашной. Тут все зависит от вас, главное — начать.

Бизнес Молодость. Ключ к изменению жизни (видео):

2 способа оценки сегментов на колесе жизненного баланса

1. Первый способ.

Распишите подробно, как бы выглядела каждая из областей, если бы в ней все было на десять баллов. Записывайте по порядку все, как представляете:

«Сектор Семья для 10 баллов должен выглядеть так: живу за границей с любимым мужем, в собственном доме на берегу моря. У нас дети, трое, и в выходные мы проводим время вместе в каких-нибудь красивых местах. Любим пообедать в ресторане, но и муж часто готовит, а также с удовольствием убирается в доме».

Теперь оцените, как далека от вас представленная картина. Оценка в данной области будет, к примеру, не выше пяти, если вы еще даже не замужем.

Однако это не повод погрузиться в депрессивное состояние, ни в коем случае. Нужно стремиться к своей мечте, а такой анализ каждой области жизни укажет вам, в каком направлении двигаться, что для вас по-настоящему важно в вашей картине колеса жизненного баланса.

2. Второй способ.

Пройдитесь по всем категориям жизни, сформулируйте для каждой свои актуальные вопросы и дайте на них честные ответы. Это может выглядеть так:

  • Получаю ли я удовольствие от своей работы? Вижу ли я себя на этом же месте через год, два, три?
  • Достаточно ли у меня денег на все, чего мне хотелось бы?
  • Устраивает ли меня мой внешний вид? Каково состояние моего здоровья?
  • Как обстоят дела на личном фронте? Хорошо ли мне рядом с моим партнером?

И таким образом — по всему колесу, с выставлением оценок. Идеальная картина — когда каждая область оценена на десятку и диаграмма имеет правильную круглую форму. Тогда можно смело сказать, что вы живете в гармонии с собой, все в вашей жизни ладится и приносит вам удовольствие.

А вот если картинка выглядит как бесформенное изломанное пятно, значит, надо срочно действовать. Формируйте цели, намечайте желания для каждой сферы и начинайте двигаться к их исполнению, подтягивая каждый из сегментов колеса жизненного баланса до десяти баллов.

Некоторые нюансы при работе с колесом жизненного баланса

Выстраивая свою собственную картинку колеса жизненного баланса, принимайте во внимание перечисленные ниже важные аспекты.

  1. Разные сферы имеют неодинаковую значимость.

    У одних на первом месте Семья, у других — Работа. Возможно, вы даже не станете включать в диаграмму сектор Духовность, например, или Самосовершенствование, хотя лучше включить (придет время, когда вы почувствуете важность этих пунктов).

  2. Давайте самостоятельную независимую оценку каждому разделу.

    Здесь неважно чужое мнение, пусть оно даже исходит от близких вам людей, даже членов семьи. Учитывайте лишь собственные ощущения. Причем низкие оценки (1–4) не должны быть поводом для серьезных расстройств. Пусть на данном этапе жизни нет полного благополучия в определенной области, однако теперь у вас появится повод вытолкать себя пинками из неудовлетворительной ситуации. Если нужно, обращайтесь к кому-нибудь за помощью.

    Кстати, картину с оценками 5–7 можно назвать даже более сложной, потому что тут получается слабая мотивация для перемен. Вроде как все вполне нормально, так нужно ли что-то предпринимать? Хоть бы не испортить! Тут придется самим себя переубеждать и находить мотивирующие факторы для действий.

    Если большинство выставленных оценок оказались 8, 9, 10 — у вас все супер, однако всегда есть простор для совершенствования. Улучшайте все, что можно, спокойно и неторопливо двигайтесь вперед. Причем спокойствие — совет для всех, от суетливых метаний пользы не будет в любом случае.

  3. На практике часто все оценки оказываются примерно одинаковыми.

    Необъяснимо, но факт. Может быть, это сама жизнь поддерживает некое равновесие во всех сферах? Крайне редко можно увидеть в одном колесе жизненного баланса и тройки, и девятки. А может, вы были недостаточно честны, выставляя баллы?

  4. Не выбрасывайте ранее составленные диаграммы.

    Тогда у вас будет возможность наглядного сравнения и оценки динамики. Однако не ориентируйтесь на старые колеса, составляя новые. Вы неосознанно начнете переносить оттуда некоторые моменты. Можно выделить специальный альбом для изображения ваших колес. Раскрашивайте их в разные цвета и не оглядывайтесь на старый рисунок, пока у вас не будет готов новый.

  5. Не все сферы жизни требуют одинаковых усилий и временных затрат.

    Одни области для вас особенно важны, другие — в гораздо меньшей степени. Поэтому тратьте больше времени и сил на главные аспекты. При этом не важно, что в малозначимых областях оценки оказались невысокими: вас они вполне могут удовлетворять.

    Конкретный пример из колеса жизненного баланса: категория «Яркость жизни» у вас представлена посещением танцевальных занятий дважды в неделю, и вам этого вполне достаточно. Значит можно поставить оценку 6-7 баллов. Методика использования колеса жизненного баланса в бизнесе

    Важно: оценку следует формировать не исходя из времени и усилий, затрачиваемых вами на ту или иную жизненную область. Тут на первом месте вопрос, довольны ли вы существующим положением дел. Всем знакома картина с работой, когда на нее уходит куча времени и сил, а удовольствия процесс не приносит? В таком случае это явная двойка, а не восьмерка.

Методика использования колеса жизненного баланса в бизнесе

Колесо жизненного баланса можно прорисовать не только для жизни в целом, но и по отдельности для каждой из ее сфер. Это поможет выявить категории, требующие проработки, быстрее сформулировать значимые для вас цели и пути их достижения. Можно применить данный инструмент к бизнесу.

Это может оказаться необходимым в следующих случаях:

  • вашей деятельности вынесена низкая оценка;
  • вы упустили шанс продвинуть свое дело;
  • вы погрузились в апатию, не видите мотивации для дальнейшего развития.

Чтобы добиться максимальных улучшений, лучше постараться и как следует прокачать свои сильные стороны, чем тратить время и ресурсы на подтягивание слабых.

Для этого проделайте ряд следующих шагов.

Изобразите шаблон круговой диаграммы, разделите его на восемь секторов, каждый из которых будет обозначать важную область вашего бизнеса (либо карьеры).

Это могут быть такие разделы:

  • Продукция.
  • Точки реализации (магазины).
  • Офисное помещение.
  • Рекламные и маркетинговые кампании.
  • Штат сотрудников.
  • Обучающие и развивающие мероприятия.
  • Личностные качества.
  • Применяемые технологии.

Теперь дайте объективные ответы на ряд вопросов: что принесло успех вашему бизнесу либо карьере? Какие ваши самые сильные стороны, уникальные преимущества? Что удается вам лучше всего? Что приносит настоящую радость? Когда в бизнесе все идет отлично?

Исходя из степени вашей удовлетворенности в каждой категории дайте оценку (в баллах от 1 до 10) сферам получившегося колеса жизненного баланса. Довольны ли вы в полной мере и можете ли демонстрировать и использовать это в настоящее время?

Просмотрите, где получились самые высокие оценки, и, если есть возможность, улучшите их еще. Какие места оказались слабыми? Разберитесь почему. Что в данный момент могло на это повлиять?

Каким образом можно подтянуть баллы? Для каждой позиции сформулируйте от 3 до 5 конкретных действий, которые приведут к повышению оценок хотя бы на единицу, и начинайте двигаться в этом направлении.

Очень важно не оттягивать момент начала конкретных действий: выполните хоть что-то одно уже сегодня!

Колесо жизненного баланса применяйте не только в качестве инструмента для поиска действенных решений, но и для оценки прогресса. Это поможет повысить эффективность вашего бизнеса.

Психологические ошибки при работе с колесом жизненного баланса

Данная методика представляет собой всего лишь некий тест, благодаря которому можно наглядно рассмотреть те или иные сферы своей жизни, провести сравнительный анализ. При этом нередко допускаются серьезные ошибки.

  1. Правильнее было бы назвать этот инструмент колесом ожиданий.

    Человек бывает очень разочарован, когда видит некий предмет угловатой формы, вообще неспособный катиться, а между тем он носит название колеса жизненного баланса. Но как ехать по жизни на таком колесе? 

    Да, ровным и заполненным выглядит идеально сформированное колесо, в которое вписаны ваши ожидания. Однако если оставить на нем лишь то, что есть в действительности, то как раз и получится колесо вашей теперешней жизни и оно окажется не таким уж кривым. Поверьте, вы увидите и оцените массу всего хорошего, к чему уже успели привыкнуть и перестали замечать.

  2. Ошибочно придумывается идеальная модель жизни.

    Это происходит из-за того, что люди именно из-за названия «колесо» представляют себе в голове такой идеальный макет жизни, который, как авто, лихо катится на упругих надежных колесах вперед и вперед. При этом кажется, что жизнь ваша просто прекрасна, лучше и быть не может.

    Однако даже при наполнении всех разделов колеса жизненного баланса на 8–10 баллов все равно не получается идеально гладкой диаграммы: там будут вмятины, с которыми невозможно нормально ехать, и уж тем более — разгоняться.

  3. Схема ассоциируется со спицами колеса, и это неправильно.

    Обратите внимание, что на схеме колесо жизни поделено на одинаковые секторы, однако важность их для жизни может очень отличаться. Это лишь на картинке все области равны между собой.

    Например, сравните секторы «Работа» и «Творчество». На работе большинство людей проводит по восемь часов, но на творчество вряд ли найдется столько же времени.

    На вид, по схеме, кажется, что все области одинаковы по значимости, однако человек понимает, что это не так. Важно это уловить, научиться понимать и принимать.

  4. Ошибки в оценке размеров колеса жизненного баланса.

    Здесь выставляются оценки по десятибалльной шкале. Однако опять же все очень относительно. У кого-то в 23 года уже есть проблемы со спиной — он поставит в секторе «Здоровье» оценку 1, хотя она больше подходит для стариков возраста 85 лет и выше.

    Получается, что все же не охватывается человеческая жизнь во всем ее масштабе. Если окажется, что большинство оценок — это 3–5 баллов, то вам ваша жизнь покажется совершенно неустроенной, никчемной. Наверное, картина выглядела бы более гладкой при оценках от 91 до 100, тогда все смотрелось бы круто, оставалось бы только жить и получать удовольствие.

  5. Выстроенная картина отражает именно сегодняшний момент.

    Вы поставили тройку в области «Работа», а буквально через несколько дней получили желанное повышение, и тройка трансформировалась в десятку. Это быстрый рост на целых семь пунктов, но динамики не видно, вы должны учитывать ее самостоятельно. Опасности толкования размера колеса

  6. Опасности толкования размера колеса.

    Колесо жизненного баланса — это всего лишь тест, и вас могут расстроить его результаты, если вы прописали там свои ожидания, которые кажутся теперь несбыточными. Однако тот, кто уже не первый раз пользуется данным инструментом и проставлял десятки во всех категориях, станет уже рассматривать колесо как систему для выстраивания идеальной жизни.

    Это означает, что человек не останавливается на достигнутом, формирует для себя новые цели и движется к ним. А выставленные оценки показывают, насколько он близок к намеченным результатам.

    Здесь важный момент состоит в том, что у человека уже десять баллов по всем пунктам, но он стремится к большему и ставит шестерку (получается, что с запасом для продвижения вперед), когда уже давно можно выставить 16 баллов.

    Со временем приходит понимание того, что размеры колеса можно истолковывать по-разному. Круг диаграммы расширяется вместе с растущими запросами каждого индивидуума.

Каким образом применять полученные с помощью упражнения результаты

Грамотный анализ для всех жизненных сфер, разумеется, очень важен, однако этого недостаточно. Анализ — лишь полдела. А после необходимо дать углубленную оценку результатам, найти оптимальные показатели для всех областей колеса жизненного баланса, чтобы почувствовать неподдельный интерес к жизни и удовольствие от нее.

  • Найдите взаимосвязи.

    Выделите категории жизни, взаимосвязанные между собой. Нередко, поменяв одну область, вы заметите изменения во второй. Хорошо, если вам удастся подобрать рычаги для управления сразу несколькими разделами колеса жизненного баланса.

    Простой пример: вы меняете место жительства с одного города на другой. Это в первую очередь касается сферы Окружение, однако тут же последуют перемены и в сферах Карьера, Семья, Друзья.

  • Планируйте перемены на будущее.

    После того как диаграмма вашего колеса будет составлена, намечайте по каждому разделу предстоящие действия на ближайшее будущее. Понятно, что в идеале было бы достичь десяток по каждой из областей жизни, но в реальности часто бывает, что приходится выбирать и если добиваешься высоких результатов в одной сфере, это одновременно ослабляет другую.

    Например, для области Семья вы планируете рождение детей. Хорошо, но в этом случае, скорее всего, остановится развитие сектора Карьера. Либо обратная ситуация: когда все усилия вы направляете на продвижение по Карьере, категория Здоровье или Семья может существенно ослабнуть. Вот и подумайте, стоит ли одно другого. Может быть, стоит постараться найти баланс между сферами своей жизни, а не жертвовать одними ради других? Перемены на будущее

    Представьте себе диаграмму вашего колеса жизненного баланса через шесть месяцев, год. Где стоит хорошенько поработать, а где можно оставить все как есть? Определитесь, что волнует больше всего именно вас, что главнее? Прорисуйте пунктирной линией, каким вы видите свое колесо в оптимальном варианте.

  • Намечайте четкие цели.

    Определите три-четыре важных для себя категории, изменения в которых особенно необходимы и важны. Теперь наметьте конкретные задачи и шаги к их выполнению. Постарайтесь сформулировать цели правильно. Имеется в виду, что:

  • задача должна быть изложена в позитивном ключе, то есть записывайте не то, от чего необходимо избавиться, а то, к чему стремитесь прийти;
  • результат следует прописывать конкретно, четко. К примеру, если речь идет о секторе Здоровье, то формулировка «позаботиться о здоровье» получается очень обобщенной. Совсем другое дело, если вы напишете «сбросить лишние 6 кг», «сходить на прием к окулисту» и т. д.;
  • необходимо указывать точную дату достижения поставленной цели. Не просто «год» или «шесть месяцев», а «21 сентября».

Совет: оцените ваши намеченные цели и задачи с точки зрения так называемой экологичности. Имеется в виду, хорошо ли будет вам и вашей семье, близким людям после того, как все будет выполнено. Представьте себе, что вы достигли намеченного, и оцените результат именно с этой позиции.

Итак, что можно сказать, подводя черту? Насколько велика важность работы с колесом жизненного баланса? Инструмент действительно мощный. Он дает возможность оценить текущее положение дел в различных сферах жизни. Но это только полдела. С его помощью вы можете наметить конкретное направление действий, которые приведут к желаемым улучшениям.

Вы реально отобразите для себя картину именно вашего идеального мира с десятками по всем направлениям, увидите, что важно еще сделать. А выстроив гармоничное по всем сферам колесо, вы и сами почувствуете, насколько спокойнее и гармоничнее стала ваша жизнь. 

Важность работы с колесом жизненного баланса

Ни в коем случае не впадайте в уныние, если все не так, как хотелось бы. Не сидите сложа руки, двигайтесь вперед, стремитесь к намеченным целям. Когда есть большое желание, исполнить можно любые мечты. Прорисовывайте ваше колесо жизненного баланса регулярно — например раз в квартал. Тогда отчетливо будут видны слабые категории, требующие корректировки, и вы сможете направить ваши усилия в нужном направлении.

Почему мир несправедлив. Как изменить жизнь? Видео от Бизнес Молодости:

Вам подарок Вам подарок

создание, особенности, развитие и интересные факты :: SYL.ru

Колесо — одно из важнейших открытий человечества в области механики. История колеса, по определению ученых-историков, начиналась еще в бронзовом веке (4-1 тысячелетие до нашей эры).

Современная гипотеза создания колеса

Слово «колесо» происходит от праславянского «коло» и праиндоевропейского «кел-со» и обозначает «вращение». От этого же корня происходит название «колесница».

По последним данным исследователей, история изобретения колеса берет свое начало из Европы. Самые ранние глиняные колеса были найдены при раскопках трипольской культуры на территории современных стран (Румынии и Украины), которые датированы 5 тыс. до н. э. Более «поздние» находки сделаны в районах Германии, Польши и на Северном Кавказе. Древние захоронения людей вместе с колесницами были обнаружены недавно на границе между Арменией и Грузией в верховье реки Куры (4-3 тыс. до н. э.).

история колеса для детей

Одним из праобразов колес считаются древние каменные жернова для размалывания зерен в муку. Первые колеса делались из глины, камня и только потом из дерева.

Появление колес в Месопотамии

По другой гипотезе история появления колеса берет свое начало в Месопотамии (современный Ирак) и Египте, где предшественниками колес считаются катки, которые использовались при строительстве (4 тыс. до н. э.).

Праобразом колес служил известный способ передвижения при строительстве египетских пирамид огромных каменных блоков с помощью катящихся бревен (катков), который был не очень удобен, но показал людям возможность использования круглых предметов для переноски грузов. Аналогично научились передвигать грузы и шумеры, которые также использовали бревна для передвижения тяжестей.

Первые повозки

История создания колеса напрямую связана с появлением земледелия, ведь плодородную землю в долинах рек Азии, Египта и Китая нужно было обрабатывать. К этому времени относится также появление и таких изобретений, как плуг и парус.

Сначала люди стали делать двухколесные повозки, когда 2 деревянных колеса насаживали на оси. Самые первые колеса делались из сплошных бревен. Древние люди отрезали от бревна круг или скрепляли из досок, обрезав по кругу.

Передвигались повозки при помощи запряженных животных (осликов или быков), но поворачивать такую повозку можно было только вручную. Позднее появились и четырехколесные (около 3500 до н. э.). Конечно, такие конструкции не были изобретены в один год, усовершенствование продолжалось столетиями.

история создания колеса

Наскальные рисунки, найденные археологами, изображают повозки с очень примитивной конструкцией: четыре колеса, закрепленные на осях, а сверху расположена платформа для размещения груза. Такие древние устройства были обнаружены в Месопотамии, очаге цивилизации, в котором впервые началось развитие обработки металла.

Распространение колесных конструкций происходило и в Европу и на север Азии, не зря слово «телега» имеет монгольское происхождение. Изображения телег найдены в Южной Сибири (середина 2 тыс. до н. э.). Кочевники даже стали делать дома на колесах — большие повозки с крышей. Постепенно такие сооружения докатились и до Китая.

Следующим усовершенствованием, связанным с колесом, стала конструкция, при которой передние колеса могли свободно поворачивать при помощи поворотной передней оси. Теперь люди, сидя в повозке, могли ее поворачивать, управляя животными.

история изобретения колеса

Одновременно назрела необходимость в строительстве дорог, чтобы транспортные средства могли передвигаться вначале между полем и поселением, а затем и между населенными пунктами стали перевозить продукты и грузы.

Появление колесниц

История возникновения колеса свидетельствует о том, что вместе с повозками для перевозки грузов, люди начали делать и средства передвижения для людей. Так появились и первые колесницы, в которых запрягали ослов, буйволов и мулов, т. к. лошади в те времена еще не использовались. Первых лошадей и нужные им породы древние люди научились выводить только во 2 тыс. до н. э. На колесницах передвигались только зажиточные люди и военные.

Чаще всего колесницы использовали во время военных действий. Боевые колесницы были распространены в странах Месопотамии, Египте и других. Об их важном значении в те времена говорит тот факт, что богатых и почитаемых сограждан (чаще всего царей) хоронили вместе с их колесницами.

история возникновения колеса

Устройство этих средств передвижения развивалось постепенно. Вначале это были массивные платформы, на которых стояли воины, метающие во врагов дротики, или лучники. Древнеегипетские колесницы уже более легкие и маневренные.

Появление и развитие таких устройств способствовало революционным изменениям в военном деле. Использование такого боевого и быстрого транспорта часто являлось решающим и давало возможность одержать победу над врагами.

Еще одним скачком в революции колеса стало изобретение и использование спиц, вначале деревянных, затем и металлических. Применение спиц позволило сильно облегчить вес самих колес и всей колесницы. Следующим шагом было изобретение обода для колес.

Дальнейшая история развития колеса связана с Европой и кельтами. В период 1500-1000 гг. до н. э. они начали использовать металл для обода, и затем колеса стали полностью металлическими, как и колесницы. А вот грузовые телеги так и остались деревянными.

Гипотеза об изобретении гончарного круга

По третьей гипотезе история колеса связана с изобретением гончарного круга. До сих пор остается непонятным, что из них было придумано первым — гончарный каменный круг, имеющий форму колеса, положенного горизонтально, или колесо в повозке для передвижения.

Изобретение гончарного круга по времени также относится к бронзовому веку. Параллельно колесо начали использовать для изготовления посуды из глины и в Древнем Египте, через несколько сотен лет египтяне даже стали делать посуду на быстро вращающихся кругах, что повлияло на разнообразие формообразования древней посуды и ее качество.

история развития колеса

Было ли колесо в Америке

До сих пор остается невыясненным вопрос о существовании колеса у американских индейцев. Испанские конкистадоры, приплыв в Америку, не обнаружили никакого колесного транспорта, однако раскопки свидетельствуют, что у детей инков, ацтеков и майя были игрушки с колесиками. Видимо, военное нашествие испанцев затормозило этот процесс, и история колеса в Америке не нашла своего логического продолжения.

Аналогичные находки — миниатюрные изображения игрушечных колесных повозок были обнаружены археологами и в странах Европы.

история появления колеса

Использование колеса в других устройствах

Постепенно колесо стали применять и в других устройствах. Со временем оно нашло свое применение для водяных устройств, по записям ученого Витрувия уже в 1 в. до н. э. водяные колеса распространились и в Древнем Риме. Использовались два вида таких колес: подливное (для медленно текущих рек) и наливное (на быстрых горных речках).

история колеса

При строительстве люди также стали пользоваться грузоподъемным блоком, основу которого также составляет колесо. Позднее колесо нашло еще одно применение — для прядения шерсти была создана прялка. По историческим данным, она была изобретена около 1 тыс. до н. э. в Индии и близлежащих районах Азии.

Совершенствование устройства колеса

Несколько тысячелетий история колеса почти не продвигалась в своем развитии. И только в середине XVIII века, наконец, появилось новое усовершенствование — были изобретены шины. Первые шины на колеса делались из плотной ткани (парусины) и только затем их стали изготавливать из резины.

Одним из толчков к дальнейшему совершенствованию стало изобретение в 1817 году немецким профессором К. фон Дрезом первого велосипеда, более похожего на деревянный двухколесный самокат (его назвали «дрезиной»).

история колеса

Появление и совершенствование колеса — самое эпическое изобретение, которое подтолкнуло человечество к началу транспортной революции, в которую в XIX веке включился железнодорожный транспорт (устройство которого также основано на использовании колес) и речной — с открытием паровой машины запущены первые колесные речные пароходы.

Следующим шагом в истории стало создание автомобилей, и уже тут устройство колеса претерпело массу усовершенствований, которые продолжаются и до наших дней.

история колеса

Какая гипотеза верна

Официальная и признанная сейчас версия происхождения колеса считает его родиной Месопотамию или Двуречье, что аргументируется учеными появлением у них к тому времени инструментов, без которых нельзя было обойтись при изготовлении колес.

история колеса

Такая же гипотеза излагается в школах и других учебных заведениях, снято множество фильмов и мультфильмов, в которых рассказывается история колеса для детей, о его развитии, совершенствовании и появлении новых видов транспорта.

Уместно будет упомянуть и философский смысл колеса «Движение… жизнь… бесконечность», который и подтверждает суть его открытия.

Как делают железнодорожные колёса | Журнал Популярная Механика

«И в этой пытке, и в этой пытке, и в этой пытке многократной рождается клинок булатный», — пел Теодоро, герой Михаила Боярского в фильме «Собака на сене». «Популярной механике» удалось побывать на производстве куда более мирном, однако пытки, которым подвергается сталь, прежде чем превратиться в железнодорожное колесо, оказались весьма впечатляющими и выглядели весьма инфернально.

Город Выкса расположен в Нижегородской области, примерно в 200 км от областного центра, и при всей своей относительной малочисленности (54 000 человек населения) вполне годится на роль своего рода слепка всей нашей российской жизни. Здесь и более чем двухвековая славная история развития металлургической промышленности, и памятники архитектуры, и внушительный список выходцев, оставивших заметный след в истории страны. Но здесь же и упадок индустрии в 1990-х, от последствий которого город все еще не оправился, убыль населения, наконец, новые надежды на подъем. Выкса — это маленькая, но важная точка экономического роста на карте России. Развивающаяся вокруг модернизированного Выксунского металлургического завода современная инфраструктура все еще соседствует с коммунальной неустроенностью российской глубинки, а невдалеке от люксового отеля «Баташев», где в ресторане итальянский шеф, а цены — как в элитном московском общепите, можно найти улицы с грунтовыми «тротуарами» или долго обходить гигантскую лужу.

Инопланетный грунт

Выксунский металлургический завод на самом деле состоит из нескольких, разнесенных в пространстве цехов, каждый из которых являет собой вполне самостоятельное предприятие. В цехах делают металлопрокат, трубы малого, среднего и большого диаметра (в частности, для проекта «Северный поток») и железнодорожные колеса, которые прежде всего и стали объектом нашего интереса. Производители резиновых шин для автомобилей обычно гордятся высокой сложностью своих изделий (шина буквально лепится из нескольких деталей) и оригинальным рисунком протектора с волшебными свойствами. Естественно, при взгляде на цельнометаллическое железнодорожное колесо никаких мыслей о сложности не возникает — стальной круг, и никакого тебе протектора. Но знакомство с производством этих могучих дисков — каждый весом в несколько сотен килограммов — заставляет понять: ничего простого в индустрии не бывает, да и сами колеса далеко не одинаковы, как могло бы показаться на первый взгляд.

Процесс изготовления железнодорожного колеса не включает в себя никаких высоких технологий, но предъявляет высокие требования к точности всех параметров изделия — как по составу и структуре металла, так и по геометрическим формам. На линии новое оборудование работает рядом с проверенными временем агрегататами советских времен. 1. Для получения заготовок для железнодорожных колес слитки распиливаются с помощью циркулярной пилы или резцом на станке.

Все начинается с площадки в цеху колесопрокатного комплекса, на котором выложены стальные слитки весом чуть меньше четырех тонн. Эти «колбаски» лежат на каком-то сером сыпучем грунте, напоминающем видом своим пыль далеких планет, как мы ее себе представляем. «Слитки поставляются с нашего же мартеновского производства, — объясняет Вадим Филимонов, ведущий инженер колесопрокатного комплекса. — Мартеновские печи на сегодняшних металлургических предприятиях — это уже экзотика, через какое-то время и у нас их сменит электропечь непрерывного цикла. Однако качество металла, которое дает нам мартеновская печь, очень высоко и соответствует требованиям международных стандартов». Из сталеплавильного цеха слитки поступают, неся на себе серый налет, который, обсыпаясь, скапливается на площадке для слитков. Это и есть «пыль далеких планет». Раз в полгода песок сгребают бульдозером, и тогда обнажается бетонный пол.

2. Из одного слитка делается 7 заготовок. Общий вес слитка порядка 3800 кг.

Из слитка можно сделать семь колес, но прежде его надо распилить на заготовки. Делается это либо с помощью слиткоразрезных станков либо специальных пильных комплексов. Второй метод более прогрессивный и экономичный, ибо резец не отделяет заготовки друг от друга полностью, оставляя в центре перемычку круглого сечения. Тогда заготовки приходится отламывать друг от друга — и для этого нужен еще один станок и еще одна производственная операция.

Pulsar 100: бензин из будущего

Pulsar 100: бензин из будущего 3. Заготовка приобретает черты колеса на прессо-прокатной линии. Здесь ей предстоит обработка на 4 прессах и одном колесопрокатном станке.

Из огня да в полымя

Когда слиток разрезан на заготовки, его необходимо нагреть, чтобы с ним могли начать работу прессы. Нагрев происходит в двух кольцевых печах: после первой заготовка имеет температуру 1000 градусов, а вторая разогревает стальной цилиндр до 1300. Такая этапность важна для сохранения правильной структуры металла. И именно здесь начинаются те самые «пытки» стальной заготовки, которые в конце концов приводят к появлению готового изделия и выглядят чрезвычайно эффектно. Выплывающее из кольцевой печи будущее колесо встречает струя воды под сильным давлением — вода сбивает окалину. Гидросбив — важный процесс, так как если окалину не сбить, она впрессуется в структуру металла, что скажется на качестве изделия и весьма вероятно приведет к производственному браку. После камеры гидросбива заготовка поступает на прессо-прокатную линию. «Аналогичные предприятия за рубежом, — говорит Андрей Камышный, менеджер по технологии производства железнодорожных колес, — часто стараются отдать одному и тому же прессу максимальное количество операций по формованию колеса. Это дает выигрыш с точки зрения площади, занимаемой производством, и количества машин на ней, однако заметно снижает производительность. Мы на прессо-прокатной линии используем пять разных машин, и это позволяет нам достигать высочайшей производительности: каждые 30 секунд мы производим новое колесо, в год комплекс выпускает 820 000 колес».

Pulsar 100: бензин из будущего 4. Для снятия напряжений колеса проходят через изотермическую выдержку.

Первый пресс развивает усилие 2000 тс. На нем цилиндр просто осаживается на 40−60%, и, кроме того, с его помощью сбиваются остатки окалины с боков. На втором прессе (5000 тс) заготовка принимает уже отчетливо дискообразную форму. Металл выдавливается от центра к ободу и намечается будущее колесо. На самом мощном прессе (10 000 тс) формируется «черновой вариант» обода, диска и ступицы. Работа прессов для непосвященных выглядит как инфернальное царство жара и пара. На раскаленную докрасна заготовку медленно опускается штамп, формируя требуемый профиль. Затем, когда работа сделана и пресс поднимает инструмент формования вверх, его начинают поливать мощные струи воды. Штамп — ценная деталь, и ее правильное и своевременное охлаждение способно значительно продлить срок его службы. От облитого водой раскаленного металла во все стороны вырывается густой пар, и в этом тумане светящееся оранжевым колесо создает особенно мистическое зрелище. 10 000-тонный пресс — еще советское изделие. Гигантская машина высотой не менее чем с пятиэтажный дом была произведена в начале 1970-х, но на сегодняшний день и не износилась, и не устарела, работая практически в круглосуточном режиме.

Pulsar 100: бензин из будущего Особое внимание уделяется контролю качества продукции. На первом этапе проводится ультразвуковое исследование: готовое колесо наполняется водой, которая используется как проводник для ультразвука. Далее следует визуальный контроль, причем колесо с одной стороны осматривает один сотрудник цеха, а с другой стороны — другой.

Тарелка и ребро

Следующая стадия после самого мощного пресса — колесопрокатный стан. На нем профиль обода колеса приобретает практически законченную форму, и главное — формируется круг катания (часть колеса, непосредственно соприкасающаяся с рельсом), в том числе гребень, или, как его иногда называют, «реборда» — та самая выступающая часть колеса, что удерживает вагон или локомотив в железнодорожной колее. Происходит раскатка колеса по внутреннему диаметру обода.

Pulsar 100: бензин из будущего Отдельный этап контроля — нанесение на поверхность колеса магнитной суспензии и осмотр его в ультрафиолетовых лучах. Магнитная жидкость покажет все нежелательные полости и выщербины, которые могут быть не видны человеческому глазу. Все данные стекаются на специальный пост, на котором контролер принимает окончательное решение о том, годно ли колесо для эксплуатации.

На последнем прессе (3500 тс) создается окончательный профиль колеса и прошивается отверстие в ступице — в него при формировании колесной пары войдет ось. Человек, не связанный с железной дорогой, вряд ли когда-нибудь обращал внимание на то, что железнодорожные колеса могут существенно отличаться друг от друга профилем. Раньше обычно использовались плоскоконические колеса, то есть колесо имело вид неглубокой тарелки. Однако в последнее время заказчики чаще предпочитают колеса с S-образным профилем сечения. Это означает, что вокруг ступицы в таких изделиях формируется нечто вроде ребра жесткости. S-образная форма дает возможность увеличить нагрузки на колесо при сохранении или даже уменьшении его веса. Так вот, будет ли колесо плоскоконическим или получит иной профиль, зависит от штампа, установленного на 3500-тонном прессе. На нем же на колесо наносится различная маркировка, которая включает в себя, в частности, номер плавки и, согласно российскому стандарту, порядковый номер выпущенного колеса с начала года. Все это необходимо для выяснения причин поломки колеса, если вдруг таковая случится.

Pulsar 100: бензин из будущего

После выхода с прессо-прокатной линии «пытки» колеса еще далеко не закончены. Следом происходит так называемая изотермическая выдержка в специальных печах. Эта процедура необходима для того, чтобы, во‑первых, выжечь водород (на ВМЗ вакуумированная печь, и в металле водорода быть не должно, но для верности лишняя стадия очистки не помешает) и, во‑вторых, для приобретения сталью заданных структурных параметров и снятия напряжений.

Кому нужен зеркальный блеск?

Отпрессованные колеса имеют еще пока достаточно грубую поверхность. На станках с ЧПУ происходит обточка колеса, и вот что интересно: для колес по стандартам РЖД обтачивается до зеркального блеска только обод. Иностранные заказчики чаще всего требуют обточки всей поверхности колеса, и для этого на ВМЗ существует специальная роботизированная линия. «Колеса без полной обработки поверхности дешевле, — объясняет Андрей Камышный, — и при этом они полностью соответствуют техническим требованиям российских железных дорог. Полная обработка поверхности имеет смысл прежде всего для высокоскоростных поездов, так как при больших скоростях критичны даже самые незначительные отклонения в балансировке. В России высокоскоростное движение — пока экзотика, и потому полностью обточенные колеса нам заказывают только зарубежные партнеры. Однако в настоящее время ВМЗ готовится к производству колес для скоростных поездов, таких как «Сапсан» и «Ласточка» (Siemens Desiro)».

Pulsar 100: бензин из будущего Традиционное для российских железных дорог колесо с плоскоконическим профилем. Оно имеет форму тарелки.

Едва колесо покинет участок предварительной обработки, его подвергают контролю (в основном идет замер геометрических параметров) и… снова нагревают. Это необходимо для закалки обода. Разогретое докрасна колесо вращается вокруг своей оси, а на круг катания подается вода — ведь долгий контакт с рельсом выдержит только закаленный металл.

Если подойти к железнодорожному колесу — не к обточенному до зеркального блеска, а к обычному, российскому, можно увидеть на его поверхности (кроме круга катания) небольшие лунки, вмятинки. Это следы работы дробеметной установки. После закаливания обода поверхность колеса дополнительно подвергается «бомбардировке» выстреливаемых с большой силой крошечных стальных дробинок. Дробеметное уплотнение поверхности колеса, как сообщили нам на ВМЗ, повышает усталостные характеристики дисков на 30%.

Pulsar 100: бензин из будущего Современная S-образная конструкция, с характерным ребром жесткости вокруг ступицы. Проектировать такие колеса сложнее.

Последняя стадия производства — окончательная обработка колеса. Идет расточка ступицы, обработка наружного и внутреннего диаметра колеса. Остается лишь контроль качества, к которому на предприятии подходят со всей тщательностью.

«До 2004 года, — рассказывает Андрей Камышный, — наше предприятие производило достаточно однотипную продукцию и по конструкции, и по используемому металлу. Но с тех пор мы начали диверсифицировать наш ассортимент и сейчас готовы предложить любому заказчику — отечественному или зарубежному — именно то, что требуется в конкретных условиях эксплуатации. Вот пример. С тех пор как часть грузового подвижного состава перешла в собственность коммерческих транспортных фирм, всерьез встала проблема износостойкости колес: новые собственники эксплуатируют вагоны крайне интенсивно. Наши специалисты в сотрудничестве с московскими институтами ВНИИЖТ и ЦНИИчермет им. И. П. Бардина взялись решить проблему, создав сталь марки «Т», которая в полтора раза повысила износостойкость колес, что заметно увеличило межремонтный период для грузовых вагонов.


Волей Елизаветы

Pulsar 100: бензин из будущего

Выксунский металлургический завод создан в 1757 г. В настоящий момент предприятие входит в Объединенную металлургическую компанию и специализируется на производстве труб большого диаметра, металлопроката и железнодорожных колес. Оказывается, проблемы экологии волновали еще императрицу Елизавету I, которая распорядилась закрыть ряд производств в радиусе 200 верст от Москвы. От указа пострадали два брата-железопромышленника Андрей и Иван Баташевы, которые были вынуждены для своего завода новое место. Их выбор остановился в частности на берегах реки Выксы. Специализацию на трубах и железнодорожных колесах ВМЗ приобрел уже в советское время. В последнее десятилетие завод постоянно модернизируется, представляя собой фактически конгломерат нескольких производственных площадок (цехов). Одной из последних новаций стало введение год назад в строй металлургического комплекса Стан-5000, специализирующийся на производстве толстого широкого стального листа для труб большого диаметра. С этого момента российские производители стальных труб фактически больше не зависят от поставок импортного листа.

Работы велись при тесном сотрудничестве со специалистами РЖД. Сотрудники нашего инженерно-технологического центра и дирекции по технологии и качеству постоянно заняты поиском оптимальных конструкций под разные эксплуатационные условия. Ведь если, например, для тяжелогруженых вагонов важна прочность стали (основная проблема там — износ гребня), то для пассажирских поездов, которые ездят быстро и часто тормозят, важнее стойкость колеса к тепловым нагрузкам, при сохранении, конечно, оптимального уровня износостойкости. В каждом случае нужен специальный металл и специальная конструкция».

Статья «Путь горячих колес» опубликована в журнале «Популярная механика» (№12, Декабрь 2012).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о