Кпп схема переключения – Коробка передач КАМАЗ ? — схема переключения КПП ❗ с делителем и без него: как включается рычаг и переключаются скорости на 6520, Евро 4, 5320, 4310, 53212, 55111, 65115 и других

Содержание

Схема переключения передач КамАЗа: особенности и рекомендации

Особенность вождения автомобиля КамАЗ заключается в том, что на нем установлена коробка передач, для управления которой требуются дополнительные знания и умения. Схема переключения передач КамАЗа в коробке модели ZF-9S имеет особенность: езда осуществляется преимущественно на пониженной передаче. Она позволяет автомобилю передвигаться с большими грузами на оптимальной скорости.

Устройство коробки передач

Большинство моделей автомобилей КамАЗ имеют 5-ступенчатую механическую трансмиссию. Управление скоростями осуществляется путем работы с педалью сцепления. С учетом того, что автомобиль предназначен для грузовых перевозок и изначально имеет большую массу, переключение передач на КамАЗе осуществляется в несколько этапов. Существует 2 режима работы коробки: первичный (H) и вторичный (B). Переключателем между ними служит рычажок, расположенный на ручке коробки передач. Для езды на облегченном режиме он должен находиться в опущенном положении, движение с грузом осуществляется путем поднятия рычажка.

схема переключения передач камаз

Начало движения

Троганье с места осуществляется на пониженной передаче. Переключение осуществляется только при выключенном сцеплении. Схема переключения передач КамАЗа на коробке ZF подразумевает переключение в несколько этапов. Это выражено в особенностях повышения и понижения передач. Так, автомобиль может быстро передвигаться по различным типам дорожного покрытия. Оптимальной схемой считается 1B-2B-3B на первом этапе, 4H-4B-5H при последующем движении. Исходя из этой схемы, трогаться необходимо с первой пониженной передачи, т. е. менять положение рычажка на КПП не нужно до 4-й передачи. Чтобы машина тронулась, необходимо довести частоту вращения коленчатого вала до 7 тысяч оборотов. Вторая передача включается при доведении частоты вращения до 3000 оборотов (цифра 3 на тахометре).

схема переключения передач камаз

Следует отметить, что работа коленчатого вала в автомобилях КамАЗ играет ключевую роль. Если вовремя переключить передачу, можно существенно снизить расход топлива и обеспечить экономичную работу двигателя без существенных простоев.

Особенности переключения передач при маневрировании

Движение автомобиля КамАЗ под гору должно осуществляться на повышенной передаче. Переключение с первой передачи на вторую выполняется путем двойного выжимания сцепления. При этом должно осуществляться единовременное нажатие на педаль подачи топлива с целью стабилизации работы коленчатого вала. Не рекомендуется снижать обороты двигателя ниже 2 тысяч при движении в гору. Это, с одной стороны, может способствовать глушению двигателя, а с другой — его рабочая температура может достигнуть критической точки, что выведет мотор из строя.

Такова особенность езды на автомобиле КамАЗ. Коробка передач, схема переключения которой хорошо изучена и выполняется в такой форме, отличается курсовой устойчивостью. Основный смысл разделения её на 2 режима – облегчение работы двигателя при движении авто с разной массой. Троганье с места на загруженном КамАЗе (или с прицепом) осуществляется на повышенной передаче с частотой вращения коленчатого вала в 2600 оборотов.

переключение передач на камазе

Особенности движения на спусках и обледенелых трассах

На крутых спусках запрещается выключать двигатель. Это может привести к тому, что руль автомобиля заблокируется, т. к. электрический усилитель руля будет не активен. Тормозная система машины имеет двойное усиление – помимо торможения двигателем существует вспомогательная система остановки двигателя. При движении на спусках с активным дополнительным торможением запрещается выключать сцепление и переключать передачи. Так, схема коробки передач КамАЗа на трансмиссиях моделей ZF и DT выполняется в нетрадиционной форме. Например, можно максимально распределить нагрузку на активные части трансмиссии. Это дает возможность спускаться с подъема без вреда двигателю (даже при максимальной загрузке).

схема коробки передач камаз

Движение по скользкой трассе осуществляется с максимальным запасом хода и скорости. Торможение нужно выполнять с активной дополнительной системой остановки работы двигателя. При аварийном торможении в первую очередь осуществляется остановка колес прицепа. Это важно учитывать, чтобы избежать заноса авто. В исключительных случаях можно притормаживать двигателем (это наносит вред мотору, но длина тормозного пути существенно уменьшается). Также нельзя допускать проскальзывания колес. Для этого необходимо вовремя включить пониженную передачу, тем самым снизив частоту вращения коленчатого вала относительно трансмиссии.

Управление коробкой передач в случае заноса машины

Основное правило – не выключать сцепление, если авто сбилось с курса. Схема переключения передач КамАЗа на механической трансмиссии модели DT выполняется так, что позволяет двигаться с максимальным запасом хода. Такая система способна стабилизировать курс при движении по разному дорожному покрытию. Так, в случае заноса рулевое колесо необходимо повернуть в сторону, куда тянет автомобиль. Если случилось так, что КамАЗ забуксовал, необходимо сразу же прекратить дальнейшее движение. Первым делом следует выключить мост дифференциала. Регулятор находится на панели приборов. О его деактивации выскочит подтверждение в виде горящей лампочки. Трогаться с места нужно с повышенной передачи (со второй). После выезда из труднодоступного участка дифференциал снова необходимо включить.

камаз коробка передач схема переключения

Заключительный совет

Важно следить за состоянием тахометра. Такой необходимости нет при вождении легкового авто. Схема переключения передач КамАЗа на всех известных типах трансмиссий обеспечивает минимальное потребление топлива. В частности, грамотное повышение или понижение передачи при контроле работы коленчатого вала способствует увеличению скорости передвижения машины (за счет поддержания высоких оборотов не тратится время на стабилизацию работы двигателя), а также позволяет снизить риск перегрева двигателя. В целом КПП КамАЗа, способ переключения и особенности управления не отличаются от таковых на легковом авто. Необходимо лишь помнить некоторые нюансы работы коробки.

Устройство КПП ЗИЛ-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениямиСхема агрегата в разрезе со всеми обозначениями
Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениямиОбозначение всех компонентов трансмиссииОбозначение всех компонентов трансмиссииОбозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссииКак переключается рычаг трансмиссииКак переключается рычаг трансмиссии

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

Загрузка ...Загрузка ... Загрузка …

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Видео «Принцип работы агрегата»

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

схема переключения передач, порядок переключения режимов

Схема переключения передач МТЗ-82 характерна для трактора «Беларус». Узел рассчитан на 9 передних и 2 задних скорости с возможностью удвоения их числа при помощи понижающего редуктора. Блок имеет одно седло для подшипника, вторичный вал не отличается значительной шириной. Прежде чем изучить порядок переключения скоростей, следует ознакомиться с устройством механизма.

мтз 82 схема переключения передач

Устройство и схема переключения коробки передач МТЗ-82

Рассматриваемый узел представляет собой комплект шестерен разного типа с нагнетательным приспособлением. На блоке монтируется ведущий вал, предусмотрен плунжер с сальником. В нижней части коробки имеется коленвал. Передающие шестеренки крепятся при помощи втулок. За работу вала отвечает нагнетатель, а нейтральная передача включается посредством запорного механизма.

Коленчатый вал фиксируется на паре опор, накладки используются только в нижнем отсеке остова. В центре элемента предусмотрен широкий блок с двумя шестернями. Кроме того, в верхней части имеется шток, закрепленный на паре фиксаторов. Переключатель передач оборудуется втулкой.

Плунжер и сальник

Схема переключения передач МТЗ-82 включает в себя плунжер, который в данном случае оборудуется переключателем. На блокираторе имеется редуктор, накладки небольшой толщины, стаканы и плунжерные диски. Нижняя часть механизма оснащена парой штоков, которые фиксируются путем зажимов.

Сальник монтируется над блоком, по бокам от него предусмотрены шестеренки. В центральной части имеется диск. Упоры узла сделаны с небольшими стойками, работа сальника осуществляется от агрегирующей с ним шестерни. С валом элемент соединяется посредством штока. Вверху установлен переходник и рабочие втулки.

схема переключения передач мтз 82

Картер и нагнетатель

Картер в схеме переключения передач МТЗ-82 оборудован двумя шестернями. Узел оснащается прочными опорами и широким блоком в нижней части. На оборудовании имеется две накладки, стаканы устанавливаются в боковом сегменте блока. Они оборудованы широкими втулками, которые подвержены стиранию при значительной нагрузке.

Механизм нагнетания представляет собой диски, оснащенные прокладками низкой эластичности. Стойки детали имеют небольшие выступы, нижняя опора зафиксирована намертво. Данный узел необходимо регулярно очищать, так как он подвержен забиванию отработанным машинным маслом.

МТЗ-82: схема переключения передач, порядок переключения

Перед началом работ тщательно изучают схему. Основной принцип работы системы переключения режимов заключается в применении редуктора понижающего типа. Это позволяет удвоить количество штатных передач до 18 передних позиций и четырех задних скоростей. При переходе на пониженную или повышенную передачу диск сцепления нужно обязательно отключить. Для этого необходимо просто выжать педаль трансмиссии до упора, после чего используют рычаги управления КПП.

схема переключения передач мтз 82 нового образца

Схема переключения передач МТЗ-82 (порядок переключения):

  • Силовой агрегат должен функционировать на холостом ходу.
  • До упора выжимается педаль сцепления.
  • Втыкается требуемая позиция.
  • Плавно нажимая на газ, медленно отпускают педаль сцепления.

У новичков может с первого раза не получиться, и трактор заглохнет. В таком случае повторите процедуру снова.

Обозначения

Схема переключения передач МТЗ-82 приведена ниже. Работа осуществляется двумя рычагами (элементом управления позициями и вторым аналогом понижающего редуктора). Выбор нужных передач и диапазонов редуктора выполняется в соответствии с соответствующими позициями. Сначала включается 1-й или 2-й диапазон, после чего рычаг переводится в нейтральное положение, производится выбор дальнейшей передачи.

Контроллер понижающего редуктора во время работы техники должен быть активирован: заднее положение – убыстряющая ступень («заяц») либо вперед на замедляющей позиции («черепаха»). Позволяется удерживать рычаг редуктора в нейтральной позиции для облегчения пуска мотора при отрицательной температуре воздуха.

схема переключения передач на тракторе мтз 82

1 – гайка промежуточного ВОМ. 2 – вал промежуточного типа. 3 – основной ВОМ. 4 – ведомая шестеренка понижающего ВОМ. 5 – корпус КПП. 6 – стакан заднего вала. 7 – шестеренка скользящего типа для 4 и 5 передачи. 8 – шестеренка 3-го диапазона. 9 – ползунок. 10 – ВОМ вторичный. 11 – шариковый элемент. 12 – люк КПП.

13 – пробка для залива. 14 – опора шаровая. 15 – рычаг переключения КПП. 16 – защитный кожух. 17 – штифтовый элемент. 18 – рамочная деталь. 19 – валик. 20 – шариковый переключатель. 21 – выключатель. 22 – регулировочные прокладки. 23 – уплотнители корректирующие. 24 – гайка. 26 – шестерня ведущая. 27/29 – подшипники конической конфигурации. 28 – шайба упорная.

30 – крыльчатка. 31 – седло внутреннего валика. 32 – втулка. 33 – вал внутренний. 34 – подшипниковая группа. 35 – втулка. 36 – шестерня 2 ступени редуктора. 37 – шестерня 1 ступени. 38 – шестеренка промежуточная. 39 – подшипник. 40 – шестерня 3 передачи. 41 – ведомый зубчатый элемент 4 диапазона. 42 – шестеренка заднего хода. 43 – ось. 44 – шестерня 5 передачи. 46 – ось. 47 – шестеренчатый элемент редуктора понижающего.

Работа с реверсным редуктором

Схема переключения передач МТЗ-82 нового образца предусматривает использование для управления рычага контроля диапазонов и аналогичного элемента редуктора реверсного типа. Выбор позиций и ступеней производится вперед или назад путем включения рычагов в соответствующие положения. Дальнейшая работа узла аналогична функционированию КПП с понижающим редуктором.

коробка передач мтз 82 схема переключения фото

Редуктор имеет пару ступеней, в первом положении включают 1-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю передачу переднего движения либо первую скорость в заднем направлении. Остальные диапазоны активируются посредством второй ступени. После зацепления ведущей шестерни с внешним венцом вторичного вала активируется первая ступень. После смещения зубчатого элемента назад до полной агрегации с внутренним венцом – включается вторая ступень.

Двухвенцовая шестеренка перемещается на первичном валу, в зависимости от ступени редуктора, и включает 5-ю или 6-ю передачу (движение вперед), 4-ю и 7-ю скорость (движение назад). Скользящий зубчатый элемент третьей передачи при перемещении в переднее положение, активирует 5-ю или 6-ю позицию. Передвигаясь назад, эта же деталь соединяет внутренний зубец вторичного вала с первичным аналогом, обеспечивая 9-й прямой диапазон работы КПП. Смещение скользящей шестеренки назад на приводе соответствует первой и второй передней скорости, они включаются, а движение назад способствует активации заднего хода.

Вал первичный

На тракторе МТЗ-82 схема переключения передач предусматривает агрегацию КПП с первичным валом отбора мощности (ВОМ) заднего размещения. При переключении независимой рукоятки ВОМ в максимально левое положение активируется синхронизатор, в правую позицию – независимый режим, а средняя позиция – включения нейтрального диапазона.

Включение ВОМ на «Беларусе» допускается, только если рукоятка установлена в позицию активации синхронного или независимого привода. В нейтральном положении первичный вал не функционирует. Контрольный рычаг имеет две позиции:

  • Переключение рукоятки из крайней передней позиции в заднее положение способствует включению заднего вала.
  • Аналогичная процедура в обратном порядке отключает ВОМ.

Включать или выключать узел рекомендуется при работающем моторе. Управление вторичным полунезависимым валом выполняется при помощи тяги, расположенной слева от кресла водителя. Механизм также имеет пару фиксированных позиций: верхнее включение и нижнее отключение.

мтз 82 схема переключения передач порядок

48 – валик. 49 – поводок. 50 – шестеренка. 51 – вилка. 52 – кольцо пружинное. 53 – кольцо упорное. 54 – шестерня ведомая. 55 – крышка люка. 56 – ведомая шестеренка 1 позиции и заднего хода. 57 – шестеренка скользящая. 58 – вал.

Обслуживание КПП

Схема переключения передач МТЗ-82 при обслуживании включает в себя контроль крепления КПП, а также элементы сцепления и остова первичного вала. Также требуется проводить регулярную проверку уровня масла, своевременно пополняя его.

Масляный картер коробки передач служит общей ванночкой для отсека корзины сцепления и корпуса заднего моста. В узле трансмиссии уровень масла должен находиться на нижней отметке кромки контрольного отверстия под пробку. Она расположена на правой стенке КПП.

Технику устанавливают на прямом ровном участке, ждут остывания масла, которое стекает по стенкам. Затем проверяют его уровень и доливают при необходимости. Отверстие для заливки расположено на верхней части крышки коробки. При пополнении масла советуют открыть сливные отверстия узла, а также корзины сцепления и остова заднего моста.

Если в отработке обнаружились металлические примеси или стружка, необходимо промыть трансмиссионный узел дизельным топливом. Для этого потребуется порядка 30 литров солярки, которая заливается в блок трансмиссии, после чего заводится на 5 минут трактор. Затем дизтопливо сливается, а масло пополняется до требуемого уровня. При эксплуатации нужно наблюдать за появлением посторонних шумов и звуков. Их наличие может свидетельствовать о нарушении работы подшипников вторичного вала отбора мощности или шестеренки переднего привода трактора.

мтз 82 схема переключения передач порядок переключения

В завершение

Коробка передач МТЗ-82 (схема, фото переключения представлены выше) – это один из важнейших агрегатов управления трактором. У нее множество диапазонов, каждый из которых имеет свои нюансы. Для правильного их включения необходимо соблюдать определенные правила. Это позволит повысить эффективность работы техники и рабочий ресурс механизма.

Как устроена КПП и как работает схема переключения передач на КамАЗе?

Переключение передач на КамАЗе Как ездить на КамАЗе? Вопрос вроде бы простой, поскольку принцип работы такого автомобиля мало чем отличается от принципа работы легковушек. Тем не менее, каждая система большегрузного автомобиля обладает своими особенностями, что, в первую очередь, справедливо по отношению к коробке передач на КамАЗе. Порядок переключения передач на КамАЗе является по-своему специфическим, и с ним мы собираемся вас познакомить ниже.

Чем отличается коробка передач КамАЗа и в чем заключается принцип ее работы

Практически все КамАЗы, которые встречаются на наших дорогах, оснащены механическими КПП, которые, в свою очередь, имеют только 5 ступеней скоростей. При этом переключение передач осуществляется привычным образом – нажатием педали сцепления и перемещением рычага коробки в необходимую позицию. Но есть здесь и свой нюанс: поскольку КамАЗ – это большегрузный транспорт, переводить рычаг коробки с одной передачи на другую необходимо поэтапно.

Привычным режимом работы КПП КамАЗа с дизелем является либо повышенный режим «В», или пониженный «Н» (конструкторы создали их специально для того, чтобы снижать нагрузку на двигатель большегрузного автомобиля, когда он полностью загружен, но и при этом не заставлять его чрезмерно активно работать при езде с пустым прицепом).

КПП КамАЗ

При этом на многих автомобилях для переключения с высшей передачи на низшую не требуется использование рычага КПП. Для этого водителю КамАЗа всего лишь необходимо поднять или опустить специальный рычажок – переключатель управления делителем передач, и на некоторое время выжать педаль сцепления. Передачи переключатся автоматически – при опущенном рычаге авто будет двигаться в облегченном режиме, а при поднятом в усиленном (рекомендуется включать при полной загрузке автомобиля).

Как осуществить пуск двигателя и тронуться с места на большегрузном авто

Чтобы запустить двигатель большегрузного автомобиля, необходимо вначале детально разобраться в схеме КПП КамАЗа, которая немного отличается от привычной схемы коробки передач легковых авто. Аналогичным для таких автомобилей является лишь то, что во время запуска двигателя и попытки съехать с места обязательно выжимается педаль сцепления. После этого на КамАЗе предполагается переключение скоростей в несколько этапов. В качестве примера приведем схему старта и разгона КамАЗа на ровной дороге с твердым покрытием:

1. Первая «В».

2. Вторая «В».

3. Третья «В».

4. Переключаемся на вторичную «Н» и переходим на четвертую передачу.

5. Обратно переключаемся на первичную «В», но при этом остаемся на четвертой.

6. Включаем «Н» и переходим на последнюю пятую передачу.

7. Возвращаемся на облегченный вариант «В» и продолжаем движение на пятой.

КамАЗ дизель Как видите, главной особенностью езды с КПП КамАЗа с дизелем является необходимость осуществления легкого старта с пониженных скоростей и плавного набора скорости. Если же речь идет о сложных условиях движения или же большой загруженности самого автомобиля, то, хотя старт по-прежнему необходимо будет осуществлять с последовательным переключением с первой на пятую передачу, первые четыре передачи рекомендуется активировать в утяжеленном вторичном режиме «Н», после чего четвертую передачу перевести на режим «В», переключиться на пятую «Н» и по возможности снова перейти на «В». Однако все это следует выполнять с учетом следующих рекомендаций:

1. Перед тем, как тронуться с места на КамАЗе, обязательно разгоните коленчатый вал двигателя транспортного средства до 7 тыс. оборотов в минуту.

2. Переход на вторую передачу возможен только после того, как тахометр зарегистрирует 3 тыс. об./мин (его стрелка покажет цифру «3»).

Важно! Правильный старт и езда на КамАЗе являются не только залогом слаженной работы трансмиссии грузового автомобиля, но и позволяют его владельцу и водителю существенно экономить на топливе.

Разбираем схему переключения передач на КамАЗе

Схема коробки КамАЗа с делителем не представляет собой ничего сложного, однако имеет некоторые особенности в зависимости от модели самой коробки. Рассмотрим их по отдельности.

Коробка передач модели 152

Обычно такие коробки передач устанавливаются на КамАЗы с дизелем, и чтобы разогнать такой автомобиль на ровной дороге, необходимо использовать схему переключения передач, о которой мы уже упоминали выше. Приведем ее в сокращенном варианте: 1В — 2В — ЗВ — 4Н — 4В — 5Н — 5В. При этом стоит помнить, что для переключения передач необходимо выполнять все действия в таком порядке:

1. Сначала переключаем режим работы КПП КамАЗа с дизелем с высшего на низший или наоборот при помощи специального рычажка.

2. Выжимаем сцепление.

3. Переключаемся при помощи рычага на нужную передачу, ни в коем случае не перепрыгивая через них, а включая все по порядку.

Схема переключения передач Коробки передач моделей 161 и ZF-9S109

Особенность таких коробок передач КамАЗа заключается в том, что переключение специальных повышенного и пониженного режимов у них осуществляется автоматически. То есть, если вы переключились с четвертой на пятую передачу, автоматически активируется высший режим, если же осуществите обратную манипуляцию – активируется пониженный. О том, что был активирован повышенный режим работы, вас обязательно оповестит специальный индикатор с лампочкой желтого цвета.

На модели ZF-9S109 имеется также дополнительная передача «С», предназначенная исключительно для того, чтобы осуществлять движение в сложных ситуациях (большом количестве снега на дороге, обледенении, грязи) и для маневрирования.

Схема переключения передач

Советы по использованию КПП КамАЗа на подъемах, спусках и оледенелых дорогах

Порядок переключения передач на КамАЗе в штатных ситуациях на ровной дороге мы рассмотрели. Однако стоит также уделить внимание тому, как ездить на КамАЗе и переключать его КПП на подъемах, спусках и скользкой дороге, обнесенной льдом или залитой водой. Учтите, что все эти рекомендации будут полезны не только в аспекте экономии горючего, но и безопасности на дороге.

Как вести себя за рулем КамАЗа во время подъема на высокий склон

При подъеме обязательно переключитесь на режим «Н», что сразу же заставит трансмиссию автомобиля работать в условиях повышенного напряжения. В остальном же не забывайте о таких аспектах вождения КамАЗа:

1. Во время переключения с первой на вторую передачу при подъеме на большегрузном авто обязательно необходимо применять метод двойного выжимания педали сцепления.

2. Для стабильной работы коленчатого вола во время переключения передач не стоит забывать и о педали подачи горючего, которую также необходимо периодически нажимать. Это позволит максимально эффективно преодолеть любой склон.

3. Количество оборотов коленчатого вала во время подъема не должно опускаться ниже отметки в 2 тыс. оборотов в минуту. Если подобное допустить, может перегреться или заглохнуть мотор, что при движении по оживленной трассе может привести к аварии.

КамАЗ на подъеме Но самое важное во время подъема – это не забыть переключиться на нужный режим, что существенно облегчит работу двигателя и всех его систем, а также не позволит ему заглохнуть.

Как управлять КамАЗом на спусках

Многие водители во время спуска с горы или склона любят глушить двигатель, чтобы хотя бы немного сэкономить топливо. Действительно, в случае с легковыми автомобилями подобный способ движения является вполне приемлемым, так как благодаря склону и инерции автомобиль может продолжать движение еще достаточно длительный период времени. Но вот действовать так с коробкой передач на КамАЗе не стоит.

Дело в том, что если заглушить двигатель КамАЗа во время движения, его электроусилитель перестанет выполнять свою задачу, что может привести к блокировке рулевого колеса. Причина такой реакции связана еще и с тем, что торможение большегрузного автомобиля осуществляется не только благодаря прекращению работы двигателя, но и посредством активации вспомогательной тормозной системы.

КамАЗ на спуске При этом, если вы преодолеваете спуск и активировали вспомогательные тормоза, то ни в коем случае не выжимайте сцепление и не переключайтесь с одной передачи на другую. Не стоит думать, что такой подход к вождению может сильно износить двигатель. Не забывайте, что коробки передач КамАЗа конструкционно отличаются от привычных КПП на легковых автомобилях.

Как безопасно передвигаться на КамАЗе по оледенелой дороге

В таком случае особенно важно не только правильно использовать КПП КамАЗа с дизелем, но и не забыть о специальных цепях на колеса, которые облегчат и подъем, и обезопасят спуск по обледенелой дороге. Что же касается управления автомобилем, то обязательно учитывайте следующее:

1. Всегда держите большой запас свободного хода, чтобы избежать столкновений.

2. Для торможения обязательно используйте вспомогательную систему остановки двигателя.

3. Обязательно учитывайте тот факт, что во время экстренного торможения КамАЗом осуществляется блокировка колес его прицепа. По этой причине вас с большой вероятностью может сильно занести, поэтому на обледенелой дороге к такому торможению лучше не прибегать.

Важно! Никто не запрещает вам тормозить на обледенелой дороге только при помощи двигателя без вспомогательных систем. Однако при этом вы должны понимать, что такая эксплуатация будет негативно отражаться на состоянии двигателя. Поэтому при таком торможении обязательно переходите на пониженные передачи, что снизит скорость вращения коленчатого вала.

Если вас все-таки занесло на КамАЗе, ни в коем случае не снимайте ноги с педали сцепления. При этом руль лучше выворачивать в ту сторону, которую понесло автомобиль, что позволит вам выровнять его на дороге. А если КамАЗ при этом еще и начал буксовать, то обязательно снимите ногу с «газа» и заблокируйте дифференциал и начинайте двигаться со второй повышенной передачи. Когда трудный участок останется позади, дифференциал необходимо разблокировать.

Несмотря на наличие большого количества особенностей, изучить схему переключения передач и особенности управления КамАЗом не так уж и сложно. Главное не забывать, что коробка передач на КамАЗе имеет повышенный и пониженный режимы работы, а также побольше тренироваться езде на таком авто на безопасных участках дорог.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о