Ландо кузов: Ландо (кузов) — Википедия – Лифтбек, хардтоп, ландо и другие необычные кузова

Ландо или Ландоле — Рамблер/авто

Терминология автомобильных кузовов — тема бездонная и очень путаная. Чтобы не вдаваться в самые дебри, мы попытались сосредоточиться на самом главном. Вы наверняка видели и новый Mercedes Maybach G650 Landaulet, и роскошный Maybach 62S Landaulet. Оба этих автомобиля отличаются необычным кузовом с матерчатым верхом над задним рядом. В русском языке такой кузов называют и «ландо», и «ландоле», и «ландолет»… но как же правильно? Как «Тоёда» превратилась в «Тойоту»?

Как это часто бывает при обсуждении названий автомобильных кузовов, начать нам стоит с обсуждения конных экипажей. Сами термины Landau и Landaulet — французского происхождения, однако слово пошло от названия немецкого города Ландау (Landau), который в свое время славился каретами и конными повозками. В этом городе и была изобретена повозка, получившая название landau, через французский язык пришедшая к нам под названием «ландо». Она отличалась развернутыми лицом к лицу посадочными местами и — что в нашем случае особенно важно — складной крышей, которая, поднималась с двух сторон и превращала коляску в карету. Именно такое описание можно встретить в словарях Даля, Ушакова, историческом словаре галлицизмов русского языка и многих других источниках.

Ландоле (Landaulet) — это облегченная версия повозки ландо. А облегченность эта заключалась в том, что складная крыша была только над задним рядом сидений, а передний ряд, расположенный ближе к кучеру, всегда оставался открытым. Стоит заметить, что в русском языке укоренился и вариант названия «ландолет». Дело в том, что в качестве варианта термина landaulet прижился и термин в несколько иной форме — landaulette. По правилам практической транскрипции такое слово действительно будет читаться как «ландолет», хотя употребляется заметно реже. Так или иначе, «ландолеты» все-таки освоились в русском языке, внося дополнительную путаницу в и без того сложную историю.

Итак, как видите, на этапе конных экипажей разница между ландо и ландоле была вполне себе очевидной и понятной. Почему же тогда с автомобилями возникла путаница, и один и тот же кузов называют то так, то эдак? Ответ на этот вопрос можно найти в иллюстрированном словаре названий автомобильных кузовов, который был составлен автомобильным историком Леннартом Хааненом.

А как правильнее — «Мицубиси» или «Мицубиши»?

Согласно словарю Хаанена, ландоле — это тип кузова со складной секцией крыши над задним пассажирским рядом. Когда-то в начале двадцатого века автомобили в кузове ландоле были полностью уподоблены своим одноименным предкам-коляскам: у пассажиров заднего ряда была складная крыша, а вот водитель был открыт всем ветрам — у него крыши не было вовсе. Именно так выглядели первые автомобили-такси, в некоторых странах известные как ландоле-фиакры (фиакром в «конную» эпоху называли как раз-таки наемный экипаж). Отдельно существовал и непосредственный «дедушка» современных ландоле — так называемый ландоле-лимузин. В нем водитель уже был спрятан под жесткой неснимаемой крышей, а для пассажиров заднего ряда сохранили складной верх. Вот он, искомый ландоле!

FIAT 16-20HP — классический пример кузова «ландоле-фиакр». Rolls-Royce Limousine Landaulet — классический пример лимузина-ландоле. Настоящий дедушка тех самых «Майбахов» Landaulet, с которых началось наше расследование.

Хорошо, а как же быть с термином «ландо»? Тут, как оказалось, целая история. Слово landau («ландо») прилюбили американцы. Изначально, как пишет Хаанен, это был американский вариант термина landaulet, однако со временем слово landau применительно к американским автомобилям приобрело особое значение. Очень часто оно подразумевало изящный стиль стайлинга: крыша автомобиля была жесткой, несъемной, однако обшивалась тканью или винилом, имитируя складной мягкий верх, а на задних стойках красовались изящные хромированные планки. Они несли чисто декоративную функцию, делая облик машины более изящным и дорогим, однако когда-то эти были рабочие элементы конструкции, складывавшей матерчатый верх на повозках-ландо и ранних автомобилях.

Этот тренд снова вошел в моду американского автомобилестроения после шестидесятых и дожил почти до девяностых: в ходу были этакие «псевдо-кабриолеты» и «псевдо-ландоле», у которых либо вся крыша, либо задняя ее часть были обтянуты винилом. Кстати, вы однозначно видели элементы подобного стиля и в наши дни: они нередко используются на катафалках, а там уж, сами понимаете, крышу особо не сложишь.

Ford Thunderbird Landau Sedan 1968 года с жестким верхом. Пример дизайна «а-ля ландоле».

Конечно, в бесконечном многообразии кузовов встречались и случаи, когда автомобили-ландо имели откидной верх, но в общем и целом закономерность сформировалась следующая: ландоле — это автомобиль с откидной секцией крыши над задним рядом, а ландо относительно автомобилей — это декоративная фишка, стайлинг «а-ля ландоле». Так что эти понятия все-таки лучше разграничивать.

ПРАВИЛЬНО: Ландоле (если вы про последний Maybach)

НЕПРАВИЛЬНО: Ландо. Хотя что значит «неправильно»… Надо смотреть, о чем речь. В общем, главное, чтобы не «ландолёт» — летать эти машины точно не умеют.

В предыдущих выпусках:

Зачем искать тайгу на канарах?

Самсон, машина, телевизор… что общего?

«СанЙонг» и «СангЁнг»?

Марка Haval: «Хавал» или «Хавейл»?

Jaguar: «Ягуар» или «Джегьюар»?

Произносим самое сложное название в мире!

Пикап Toyota. «Хайлюкс» или «Хайлакс»?

Как на самом деле зовут основателя Tesla?

Как «Тоёда» превратилась в «Тойоту»?

Hyundai Tucson… «Тусон»? «Таксон»?

Huayra… Как же это произнести в приличном обществе?

Как правильно — «Мазда» или «Мацуда»? Как правильно — «Хёндай», «Хундай» или «Хёндэ»?

«Мерсéдес» или «Мерседéс»?

«Мицубиси» или «Мицубиши»?

«Ламборгини» или «Ламборджини»?

«Галлардо» или «Гайярдо»?

«Пóрше» или «Поршé»?

«Лóган» или «Логáн»?

«Бэ-Эм-Вэ» или «Би-Эм-Дабл-ю»?

ЛАНДО — это… Что такое ЛАНДО?

  • Ландо — неизм.; ср. [франц. landau]. Четырёхколёсная повозка с сиденьями, расположенными друг напротив друга, и съёмной задней частью крыши. Он прибыл в л. // Автомобиль с таким кузовом. ● От названия немецкого г. Ландау. * * * Ландо [франц. landau, от… …   Энциклопедический словарь

  • ландо — нескл., ср. landau <нем. по им. нем. города Landau, места первого изготовления. Четырехместная раскидная коляска, образующая, при подъеме верха, карету. Даль. Четырехместный экипаж, гл. образом для городских выездов, с откидным верхом, могущий …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ЛАНДО — ЛАНДО, нескл., ср. (франц. landau). Четырехместный экипаж, гл. обр. для городских выездов, с откидным верхом, могущий служить и каретой и коляской. (По имени нем. города Landau, месту первого изготовления.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ландо — карета, кузов, коляска Словарь русских синонимов. ландо сущ., кол во синонимов: 4 • карета (14) • коляска …   Словарь синонимов

  • ландо — (также ландау) четырехместная коляска с откидным верхом . Через франц. landau – то же из нем. Landau(er) ландауский ; у Гауффа: Landau открытая карета – от местн. н. в Бав. Пфальце. Это название возникло в то время, когда Иосиф I пошел на Ландау… …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • ландо́ — ландо, нескл., с …   Русское словесное ударение

  • Ландо — нескл. ср. 1. Четырёхместная карета с открывающимся верхом. 2. Легковой автомобиль, имеющий кузов с верхом, открывающимся только над задними сидениями. 3. Кузов такого автомобиля. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ландо — – тип кузова. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • ландо — Ландо: карета з відкидним верхом на чотири місця [51] …   Толковый украинский словарь

  • ландо — іменник середнього роду карета з відкидним верхом на чотири місця арх …   Орфографічний словник української мови

  • Ландо (кузов) — с русского на все языки

  • Ландо (кузов) — Эта статья об автомобилях; о повозке см.: Ландо (повозка). Модель Mercedes ландо. Ландо (от фр. Landau)  тип кузова …   Википедия

  • Ландо — неизм.; ср. [франц. landau]. Четырёхколёсная повозка с сиденьями, расположенными друг напротив друга, и съёмной задней частью крыши. Он прибыл в л. // Автомобиль с таким кузовом. ● От названия немецкого г. Ландау. * * * Ландо [франц. landau, от… …   Энциклопедический словарь

  • Ландо (повозка) — Эта статья о повозке; о кузове автомобиля см.: Ландо (кузов). Ландо в современной Вене …   Википедия

  • Ландо — (франц. landau, от имени собственного Landau (Ландау) город в Баварии, где с 17 в. начали изготовлять экипажи под названием ландо), кузов легкового автомобиля с верхом, открывающимся только над задними сиденьями (ранее ландо называлась 4 местная… …   Автомобильный словарь

  • ЛАНДО — (фр. landau, от нем. Landau имя баварского города). Четырехместная раскидная коляска, образующая, при поднятии верха, карету. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛАНДО карета, верх которой раскидывается …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ландо — карета, кузов, коляска Словарь русских синонимов. ландо сущ., кол во синонимов: 4 • карета (14) • коляска …   Словарь синонимов

  • кузов — фаэтон, комби, пикап, седан, лимузин, монопосто, фургон, хетчбек, кабриолет, купе, хардтоп, универсал, родстер, ландо Словарь русских синонимов. кузов сущ., кол во синонимов: 32 • автокузов (1) • …   Словарь синонимов

  • Ландо — нескл. ср. 1. Четырёхместная карета с открывающимся верхом. 2. Легковой автомобиль, имеющий кузов с верхом, открывающимся только над задними сидениями. 3. Кузов такого автомобиля. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Кузов — У этого термина существуют и другие значения, см. Кузов (значения). Кузов  это часть автомобиля или другого транспортного средства, предназначенная для размещения пассажиров и груза. Кузов крепится к раме автомобиля. Распространены безрамные …   Википедия

  • кузов автомобиля — предназначен для размещения пассажиров и перевозимого груза и водителя. Кузов современного легкового автомобиля обычно является несущим, состоящим из отдельных панелей, соединённых сваркой. В состав кузова входят и такие элементы, как двери,… …   Энциклопедия техники

  • ландо́ — нескл., ср. 1. Четырехместная карета с открывающимся верхом. Он прибыл в просторной открытой карете, так называемом ландо. Тургенев, Вешние воды. 2. спец. Кузов легкового автомобиля с верхом, открывающимся над пассажирскими сиденьями. [франц.… …   Малый академический словарь

  • Old School: детали автоэкстерьера, которые канули в Лету

     За более чем столетнюю историю автомобильный дизайн проделал большой путь от угловатых каретообразных повозок до обтекаемых болидов современности. Многие решения в оформлении экстерьера канули в Лету, некоторые трансформировались в нечто новое, чтобы соответствовать веяниям времени, а другие остались в виде неких атавизмов. Расскажем лишь о некоторых из них...

    Маскоты

    В начале ХХ века крышка заливной горловины радиатора автомобиля находилась сверху фальшрадиаторной решетки. Для того чтобы быстро вывернуть пробку на кипящем моторе, потребовались приспособления в виде специальных приливов и рукояток, которые позднее в эстетических целях были превращены в элегантные украшения, называемые автомобильными маскотами (от фр. mascotte — «человек, животное или объект, приносящий удачу»).

    Маскоты получили большую популярность в период с 20-е по 50-е годы прошлого века. Примерами известных маскотов стали ягуар в прыжке у компании Jaguar, статуэтка «Дух экстаза» для Rollce-Royce, трехлучевая звезда Mercedes-Benz, ракета на Oldsmobile и многие другие. Помимо официальных маскотов, существовал и целый прибыльный бизнес по производству миниатюрных скульптур, с помощью которых владельцы украшали свои автомобили.

    В конце 60-х — начале 70-х годов в законодательствах США и стран Европы вступили в силу новые, более строгие требования к пассивной безопасности автомобилей, из-за чего жестко зафиксированные маскоты, опасные при наезде автомобиля на пешеходов, ушли в прошлое. Остались лишь фигурки, которые складывались или утапливались в фальшрешетку радиатора. Сегодня в большинстве случаев вместо трехмерных фигурок используются большие двухмерные эмблемы либо на передней облицовке автомобиля, либо на фальшрадиаторной решетке.

    Depositphotos_59697413_original.jpg Depositphotos_18115369_original.jpg

    Фото: depositphotos.com


    Привилегия штатного оснащения маскотами осталась только у эксклюзивных машин, например у Роллс-Ройса.

    Стеклоочистители для фар

    «Дворники» и омыватели фар были внедрены компанией Saab в 1969 году и впервые установлены на автомобилях Saab 96 и Saab 96. Впоследствии они применялись многими европейскими и азиатскими марками, в том числе на моделях ВАЗ, ГАЗ и ЗИЛ. От них стали отказываться с переходом от стеклянных колпаков фар к сделанным из поликарбоната, поскольку последний быстро затирался от щеток. В настоящее время для очистки фар используются только омыватели.



    Деревянная рама и навесные элементы кузова

    Основным кузовным элементом первых автомобилей было дерево. По мере усложнения конструкции автомобиля и повышения требований к его прочности и долговечности дерево вытесняли сталь, алюминий и другие материалы. Однако были причины, по которым дерево в основе силовой конструкции машины продержалось не один десяток лет.

    Раньше кузова и шасси автомобилей собирались и поставлялись отдельно, поэтому существовало множество мастерских, которые на основе шасси известных производителей делали собственные кузова. В США это стало побочным бизнесом некоторых компаний по производству мебели, занимающихся созданием деревянных кузовов. Часть машин подобного типа перешла в категорию роскошных и оформлялась по вкусу состоятельных покупателей, а машины из другой, более утилитарной категории служили небольшими курортными автобусами, перевозящими туристов от железнодорожных станций к отелям. Такие машины назывались «depot hacks».

    В Англии же чаще всего кузов из дерева имели предвестники современных SUV — «shooting breaks». Обычно они принадлежали богатым землевладельцам и предназначались для транспортировки гостей по хозяйским угодьям. Тем не менее официально такие машины относились к коммерческому типу, поэтому, когда во время Второй мировой войны были введены ограничения на потребление топлива и дополнительные налоги, относящиеся только к личным автомобилям, woodies (так называли машины с частичным использованием дерева в раме и навесных элементах кузова) получили всплеск популярности.


    autowp.ru_mzma_moskvich_400_421_opyitnyiy_1.jpeg 12.jpg 13.jpg

    Несмотря на очевидные недостатки woodies в виде трудоемкости изготовления деревянного кузова и высоких требований к уходу за ним, автопроизводители делали попытки выпускать такие машины серийно. Так, Ford запустил в массовое производство Model A в 1929 году. Тем не менее спрос на woodies неуклонно падал из-за их недолговечности, и последними американскими универсалами с настоящими деревянными панелями в 1953 году стали Buick 1953 Super Estate Wagon и Roadmaster Estate Wagon. Последней в мире массовой моделью с использованием дерева в силовой структуре кузова оказался Morris Minor Traveller, выпускавшийся с 1953 по 1971 год.

    Некоторое время спустя натуральное дерево всё еще использовалось в виде панелей, которыми обшивались двери, но в дальнейшем в фурнитуре woodies оно лишь имитировалось с помощью винила, пластика и других материалов. В 2009 году напоминанием о былой популярности Woodie послужила внешняя отделка Ford Flex, отличавшаяся горизонтальными канавками на дверях, будто набранных из деревянных пластин.

    В настоящее время единственным производителем, чьи автомобили имеют деревянную раму, является английская фирма Morgan Motor Company.


    packard_six_7.jpeg

    Packard Six Station Wagon


    Белые боковины шин

    На заре автомобилестроения шины изготавливались из натурального каучука без примесей и имели белый цвет. Однако сам по себе каучук являлся быстро изнашиваемым, непрочным материалом, поэтому для улучшения свойств шин в него начали добавлять углеродный наполнитель, придающий составу черный цвет. Из-за высокой цены углеродной резины ее применяли только во внешней части автошины, оставляя внутреннее кольцо белым. Чем уже была белая полоса натурального каучука, тем качественнее и потому престижнее была покрышка.

    С уменьшением себестоимости углеродных наполнителей покрышки whitewall вернули себе статус эксклюзивных, и некоторые автопроизводители стали предлагать их в виде опции (например, как это сделал Форд в 1934 году). Пик востребованности «вайтволлов» пришелся на 50-е и 60-е годы, когда статус великолепных машин типа Cadillac Eldorado и Lincoln Continental подчеркивался в том числе и шинами с узкой белой полосой на боковине.

    Сегодня «вайтволлы» не предлагаются для серийных моеделей, но пользуются спросом в сфере тюнинга и реставрации. Существует и дешевый заменитель настоящих шин с белой боковиной — флипперы: имитаторы накладываются сверху на колесо так, чтобы их край заходил под обод диска и плотно прижимался к покрышке при накачке.


    ford_model_a_canopy_express_1.jpeg

    Закрытые колесные арки

    Идея скрывать колеса в недрах арок получила развитие в 1930-е годы. Тогда считалось, что закрытые колесные арки улучшают аэродинамику и придают автомобилю элегантный вид. Поскольку закрытые арки затрудняли доступ к колесу, многие производители проектировали автомобили со съемными щитками арок (например Chrysler Airflow 1934 года), но существовал и альтернативный подход: Nash Rambler 1950 года обладал закрытыми арками всех четырех колес. Удивительно, но это не ухудшило маневренность автомобиля существенным образом. В Европе же одним из самых ярких представителей автомобилей с кокетливо скрытыми колесами задней оси был Citroen DS19 1955 года, неоднократно названный «самой красивой машиной XX столетия».



    Высота щитка, скрывавшего арку, варьировалась: до 50-х годов он заканчивался на уровне порогов, а до 60-х прикрывал лишь верхнюю часть колеса. К 70-м годам мода на закрытые колесные арки начала спадать, но в США она продержалась еще какое-то время на машинах класса «Люкс», а в Европе «Ситроен» продолжал эту традицию вплоть до 90-х годов.

    Последней серийной моделью со скрытыми в арках задними колесами стала гибридная Honda Insight первого поколения, выпускавшаяся с 1999 по 2006 год.


    autowp.ru_honda_insight_5.jpeg

    Типы кузова «ландо», «бруэм», «фаэтон»

    Три вышеперечисленных типа кузова объединяло то, что все они имели мягкую складывающуюся крышу, но тонкости реализации идеи различались.

    Фаэтон оснащался складывающейся крышей над всеми рядами сидений при отсутствии боковых подъемных стекол. Для защиты от непогоды использовались либо пристегивающиеся листы брезента с прозрачной целлулоидной пленкой посередине, либо, в более поздних вариантах, съемные стекла. Изначально фаэтоны имели всего один ряд сидений, но потом их стало два и даже три. С формальной точки зрения к фаэтонам относились не только такие престижные машины, как Isotta Fraschini Typo 8 Sala, Duesenberg LaGrande Dual-Cowl Phaeton и отечественный ЗИС-110Б, но и ГАЗ-69, хотя, конечно, никаких намеков хотя бы на повышенную комфортабельность в нем не было.


    duesenberg_sj_523_2552_dual_cowl_phaeton_swb_by_lagrande-union_city_1.jpeg

    Даже после исчезновения фаэтонов с рынка их название использовалось в именовании моделей, предлагающих увеличенное пространство для задних пассажиров. Так, Mercury Montclair Phaeton 1956 года был хардтопом, а Volkswagen Phaeton, выпускающийся по сей день, — 4-дверным седаном представительского класса.

    Ландо и бруэм — пример противоположных решений в оформлении кузова: если тип «ландо» имел складную крышу над головами задних пассажиров, то бруэм позволял откидывать верх (или не имел его вовсе) в передней части салона. Бруэмы были широко распространены до начала Второй мировой войны, причем чаще всего данный тип кузова использовался производителями люксовых марок. Пожалуй, ярчайшим представителем бруэмов является Bugatti Type 41 Royale Coupe Napoleon.

    Название «ландо», как и «бруэм», пришло из каретной эпохи. Немецкий город Ландау славился каретными мастерами, создававшими прогрессивные экипажи с откидным верхом и сиденьями, расположенными так, чтобы пассажиры сидели лицом друг к другу. До 1920 года одним из самых популярных автомобилей ландо был «Руссо-Балт» К 12/20, охотно покупаемый знатью и богатыми промышленниками. Среди иностранных моделей выделялся Maybach Zeppelin Landaulet 1938 года, выпущенный тиражом всего в несколько экземпляров.

    К относительно современным ландо можно отнести всего два автомобиля — Lexus LS600h L Landaulet, изготовленный в единственном экземпляре для свадьбы принца Монако Альберта II, и Maybach 62 Landaulet.


    autowp.ru_bugatti_type_41_royale_coupe_napoleon_3.jpeg

    Что же ждет автомобили в будущем? Возможно, в прошлое уйдут зеркала бокового обзора, уступив место миниатюрным камерам. Ручки дверей будут прятаться в кузов, как у автомобиля Tesla Model S, а количество седанов и хэтчбеков, вытесняемых более практичными и универсальными кроссоверами, значительно уменьшится. Кроме того, с развитием электромобилей с аккумуляторами в полу сам облик автомобилей может устремиться к однообъемному кузову вместо двух- и трехобъемного. В общем, в следующие десятилетия нам предстоит стать свидетелями очередных эволюционных и революционных изменений автомобильного дизайна…



    Читайте также


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *