Машина кшм: Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне – Кривошипно-шатунный механизм двигателя (КШМ): устройство и принцип работы

Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне

Боевой пример. Мотострелковый батальон вел ожесточенный бой в Грозном. Его командир имел довольно устойчивую связь с подчиненными ротами и взводами. Вопросы же взаимодействия с соседями, танкистами, десантниками, авиацией, подразделениями МВД решать удавалось с большим трудом – недоставало радиосредств. Когда же старший начальник после настоятельных просьб выделил из резерва командно-штабную машину (КШМ), проблема была снята, как говорится, с повестки дня. А именно: с ее помощью устойчивая связь поддерживалась не только с вышестоящим штабом и взаимодействующими подразделениями, но и через одну–две инстанции вниз.Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне
Командно-штабная машина Р-145БМ «Чайка» на базе бронетранспортёра БТР-60ПА Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне
Командно-штабная машина БМП-1КШ («Поток-2», объект 774) на базе БМП-1Практика вносит коррективы. применение КШМ в боях в Чечне

Командно-штабная машина Р-142Н («Деймос-Н») на базе автомобиля ГАЗ-66

Анализ опыта обеспечения управления в соединениях и частях при ведении боевых действий на территории Чеченской Республики позволяет утверждать, что радиосвязь по-прежнему остается основным средством в тактическом звене. Особенно в полку, батальоне, роте и взводе, где для управления широко применяются КШМ, носимые радиостанции и радиосредства бронеобъектов (танков, бронетранспортеров и боевых машин пехоты).

В боях использовались КШМ на бронированной (Р-145БМ и БМП-1КШ) и автомобильной (Р-142Н) базе. Каждая из них, как правило, работала в одной коротковолновой (KB) и одной–двух ультракоротковолновой (УКВ) радиосетях. Если в экипаже имелся некомплект личного состава (а это было не редкостью), то один радист поддерживал связь в нескольких радиосетях, применяя приставку селективного вызова корреспондентов. Когда же нужно было иметь связь с подчиненными подразделениями на одну–две инстанции вниз, а также для решения вопросов взаимодействия с артиллерией и другими родами войск, использовались возможности УКВ-станций по автоматической перестройке на заранее подготовленные частоты.

Вместе с тем были выявлены и недостатки в работе командно-штабных машин. В частности, в тех, которые находятся на вооружении с семидесятых годов. Взять Р-145БМ. Как известно, она смонтирована на транспортной базе БТР-60, уступающей боевым средствам мотострелковых подразделений, например, БТР-80. В результате во время боев такие КШМ довольно часто выходили из строя. А поскольку ремонтные подразделения частей мало приспособлены для восстановления БТР-60, то поломки устраняли ремонтные органы центрального подчинения.

Кроме того, Р-145БМ легко отличить от линейных боевых машин. Поэтому такие КШМ боевики стремились вывести из строя в первую очередь. Особенно во время боев в населенных пунктах. Это приводило к нарушению управления. Вместе с тем в частях и подразделениях, где командно-штабные машины размещались на базе БМП-1, их довольно трудно обнаружить среди других боевых машин пехоты. Следовательно, здесь и потери были меньше.

Что же касается Р-142Н, которые оборудованы на шасси автомобиля ГАЗ-66, то они уязвимы даже от стрелкового оружия. Поэтому в некоторых частях потери подобных КШМ достигали 50 процентов и более.

Как показала практика, вышеперечисленные командно-штабные машины оснащены морально устаревшими средствами связи, которые не могут полностью удовлетворить потребности в управлении. Так, во время боев в Чечне нередко возникала необходимость довести до командиров и штабов информацию в документированном виде. Однако этого сделать было нельзя – в КШМ нет подобной аппаратуры.

Следует также отметить еще один недостаток КШМ. Когда мотострелковые и десантные батальоны выполняли самостоятельные задачи, действуя в отрыве от своих полков, нередко ими управляли не только командиры частей и соединений, но и руководители более высоких инстанций. С помощью штатных средств, входящих в комплект КШМ, обеспечить связь, например, с командующим объединенной группировкой было очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому этим подразделениям приходилось придавать более мощные радиостанции и другую технику. В результате узлы связи мсб и пдб становились громоздкими, а их мобильность и разведзащищенность резко снижались.

И еще. В составе командно-штабных машин нет авиационных радиостанций, а авианаводчики, выделяемые от группы боевого управления со своими средствами связи, на КНП батальонов, как правило, находятся непостоянно. Поэтому взаимодействие подразделений, которые вели бой или совершали марш, с поддерживающими (прикрывающими) их самолетами и боевыми вертолетами было затруднено. Случалось, что авиаторы действовали неэффективно, а иногда непреднамеренно наносили удары по своим войскам.

На наш взгляд, нерешенным остается вопрос электроснабжения КШМ. Основной источник питания – бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Однако он имеет недостаточный эксплуатационный ресурс двигателя 2СДВ. Резерв – генератор отбора мощности двигателя автомобиля (БТР, БМП), но его можно использовать только на стоянке. К тому же расходуется большое количество горюче-смазочных материалов. Более того, в Р-142Н и БМП-1КШ не предусмотрена возможность электропитания аппаратуры от электросети 220 В.

Думается, что настало время создавать командно-штабные машины нового поколения, которые должны отвечать следующим требованиям.

Во-первых, все КШМ нужно монтировать только на бронебазе. Внешне они не должны отличаться от линейных боевых машин. В их комплект целесообразно включить технику документированной связи, работающую по каналам, образованным собственными радиосредствами. А также аппаратуру определения своего местоположения, передачи (приема) навигационной информации. Это позволит повысить качество управления в тактическом звене.
Во-вторых, в новых КШМ желательно предусмотреть возможность установки (при необходимости) малогабаритных переносных станций спутниковой связи. В результате можно будет поддерживать связь с органами управления любого ранга.

В-третьих, комплектация командно-штабных машин батальонного и полкового звена обязательно должна включать авиационную радиостанцию. Работать на ней будет нештатный авианаводчик, подготовленный из офицеров штаба, например, мсб или мсп.

В-четвертых, вопрос электроснабжения КШМ следует решать с учетом комплексного использования различных источников питания.

В заключение отметим, что, несмотря на имеющиеся недостатки, состоящие на вооружении командно-штабные машины с хорошо подготовленными экипажами довольно успешно применялись в боях в Афганистане и Чечне. Однако, чтобы обеспечить более высокую боевую эффективность частей и подразделений, оснащенных современными средствами вооруженной борьбы, необходимо иметь КШМ, отвечающие самым высоким требованиям по управлению войсками.

Р-145БМ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Р-145БМ
R-145BM command vehicle on BTR-60 base.jpg
Р-145БМ «Чайка» 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой бригады
Классификация Командно-штабная машина
Боевая масса, т 10,475
Экипаж, чел. 5
Производитель Союз Советских Социалистических Республик Россия
Основные операторы Союз Советских Социалистических Республик
Длина корпуса, мм 7220..7560
Ширина, мм 2825
Высота, мм 3360
База, мм 4240
Колея, мм 2370
Клиренс, мм 475
Тип брони противопульная
Тип двигателя 2 х ГАЗ-40П
Мощность двигателя, л. с. 2 х 90
Запас хода по шоссе, км 500
Колёсная формула 8 × 8 / 4
Тип подвески индивидуальная торсионная
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемый ров, м 2,0
Преодолеваемый брод, м плавает
Commons-logo.svg
 Медиафайлы на Викискладе

Р-145БМ «Чайка» — советская командно-штабная машина. Создана на базе бронетранспортёра БТР-60ПА.

Основным предназначением Р-145БМ является организация радиосвязи в подвижных пунктах управления[1].

Броневой корпус и башня[править | править код]

Внутренняя часть корпуса машины имеет два отсека. В передней части машины находится командирское отделение, в задней — аппаратное[2].

В командирском отсеке находятся[2]:

  1. пульты командира;
  2. пульт офицера;
  3. пульт водителя;
  4. громкоговоритель;
  5. радиостанция со штыревой антенной;
  6. телескопическая мачта.

В аппаратном отсеке размещены[2]:

  1. радиостанции и блоки питания к ним;
  2. согласующее антенное устройство к радиостанции Р-111 со штыревой антенной;
  3. пульт радиста;
  4. блок симметрирующий и согласующий;
  5. выносное согласующее устройство к радиостанции Р-130М;
  6. устройство Р-012М.

Средства наблюдения и связи[править | править код]

Р-145БМ поддерживает надёжную двустороннюю связь на среднепересечённой местности[1].

В машине установлены следующие радиостанции[3]:

  1. Р-130М;
  2. Р-111;
  3. Р-123МТ.
Р-123МТ[править | править код]

Р-123МТ является ультракоротковолновой широкодиапазонной радиостанцией с частотной модуляцией, имеет возможность автоматической перестройки на одну из четырёх заранее подготовленных частот[4].

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-123МТ[3]
Тип антенны Дальность действия, км Диапазон частот, МГц Характер работы
Штыревая антенна 4 м 20 20—51,50 На стоянке и в движении
Штыревая Антенна 4 м широкодиапазонная 35 30—51,50 Одна машина в движении, другая на стоянке
Широкодиапазонная антенна 40 30—51,50 На стоянке
Р-130М[править | править код]

Р-130М является коротковолновой радиостанцией с однополосной модуляцией[5].

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-130М[3]
Тип антенны Дальность действия, км Диапазон частот, МГц Характер работы
Антенна зенитного излучения, симметричная 75 2,00—10,50 На стоянке и в движении
Антенна зенитного излучения, несимметричная 45 1,50—10,50 На стоянке и в движении
Антенна, симметричный диполь 350 1,50—10,99 На стоянке
Р-111[править | править код]

Р-111 является ультракоротковолновой радиостанцией с частотной модуляцией[4].

Таблица ТТХ составных частей радиостанции Р-111[3]
Тип антенны Дальность действия, км Диапазон частот, МГц Характер работы
Штыревая антенна 3,4 м 35 20—52 На стоянке и в движении
Штыревая Антенна 3,4 м широкодиапазонная 50 30—52 Одна машина в движении, другая на стоянке
Широкодиапазонная антенна 75 30—52 На стоянке
  • Commons-logo.svg СССР — 95 единиц Р-145БМ в зоне «до Урала», по состоянию на 1991 год[6], перешли к образовавшимся после распада государствам
Commons-logo.svg В Военно-историческом музее артиллерии в СПб
  1. 1 2 УЮ1.100.010 ТО, КШМ Р-145БМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 5
  2. 1 2 3 УЮ1.100.010 ТО, КШМ Р-145БМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 11
  3. 1 2 3 4 УЮ1.100.010 ТО, КШМ Р-145БМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 6
  4. 1 2 УЮ1.100.010 ТО, КШМ Р-145БМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 19
  5. ↑ УЮ1.100.010 ТО, КШМ Р-145БМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, стр. 16
  6. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. — С.-Пб.: B&K, 2001. — С. 25—29. — 294 с. — ISBN 5-93414-063-9.
  • Книга первая // УЮ1.100.010ТО, КШМ Р-145БМ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Серия 04. — 71 с.
⛭
Средства связи сухопутных войск, морской пехоты, воздушно-десантных войск и др.

Средства связи военно-воздушных сил

Наземные
средства связи
Бортовые
средства связи

Средства связи военно-морского флота

⛭

Бронированные машины, бронетехника и машины на их базе в СССР после 1945 года

Инженерные и специальные машины

БРЭМ-1

Машины разведки и управления

Командно-штабная машина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. КШМ. Советская командно-штабная машина БМП-1КШ «Поток-2» Штабная машина для пункта управления военного округа «МШ-12 Светлица». Штабная машина для пункта управления военного округа «МШ-12 Светлица». Комбинированная радиостанция Р-142НМР. Комбинированная радиостанция Р-142НМР.

Командно-штабная машина (КШМ) — боевая машина на броневой, танковой или автомобильной базе, которая предназначена для обеспечения радиосвязи и управления в тактическом звене сухопутных войск.

В сухопутных войсках для боевого управления уровня полк (бригада) — дивизия, за исключением специализированных машин управления ракетными и артиллерийскими подразделениями, используются командно-штабные машины (КШМ) — БТР-50ПУ, БТР-60ПУ, Р-145БМ «Чайка», Р-149БМР «Кушетка-Б», БМП-1КШ «Поток-2», БМД-1КШ «Сорока». Для управления более низкого уровня (внутри батальонов) существуют машины управления, такие как БТР-60ПБК, БМП-1/2К, командирские танки Т-55К — Т-90К и т. п.

История

Некоторые образцы КШМ в Вооружённых силах Украины

Командно-штабные машины и комбинированные радиостанции

  • Комплекс машин связи и управления Сухопутных войск
    • Командно-штабная машина Р-145БМ
    • Командно-штабная машина БМП-1КШТ
    • Командно-штабная машина БМП-1 К
    • Командно-штабная машина БТР-50 ПУ (БТР-50ПУМ)
    • Командно-штабная машина БМД-1 КШ
    • Командно-штабная машина МП-21
    • Командно-штабная машина МП-31
    • Командно-штабные машины Р-142 Н, Р-142НМ, Р-142-НМР
  • Комбинированные радиостанции Р-125Б1, Р-125Б2

См. также

Литература

  • Андрющенко В. А., Пирожков П. А. Командно-штабные машины. Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. — 112 с.

Ссылки

Р-149БМР — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2016; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 декабря 2016; проверки требуют 6 правок.
Р-149БМР
Основные характеристики
Классификация: Командно-штабная машина
Производитель: Россия
Боевая масса, т: 12,8
Экипаж, чел: 3
Обслуживающий персонал, чел: 3
Время развёртывания
для работы в движении, мин: 5
для работы с места, мин: 20
Дальность связи
в КВ диапазоне, км: до 350
в УКВ диапазоне, км: 30..60
Шасси
Тип: БТР-80
Броня: стальная, катанная, противопульная
Колёсная формула: 8 × 8 / 4
Скорость по шоссе, км/ч: 80
Скорость на плаву, км/ч: 9

Р-149БМР либо «Кушетка-Б» — российская командно-штабная машина оперативно-тактического звена.

Машина Р-149БМР предназначена для обеспечения мониторинга обстановки в зоне боевых действий. В состав оборудования входят КВ и УКВ радиостанции, обеспечивающие конфиденциальность передачи данных и информации. Кроме того, в Р-149БМР имеются персональные компьютеры, способные взаимодействовать с аппаратурой навигации и связи. В функциональность компьютеров входят обработка, ввод и хранение текстовой и видеоинформации, также имеется возможность отображения данных на специальной электронной карте, благодаря чему пользователь способен получать всю необходимую информацию и оперативно принимать решения[1].

В перечень основных функций Р-149БМР входит[2]:

  1. ведение радиосвязи по открытым и конфиденциальным каналам связи;
  2. организация передачи информации в цифровых и аналоговых системах связи;
  3. возможность использования спутниковых каналов связи;
  4. определение и передача по каналам связи координат собственного местоположения;
  5. видеомониторинг обстановки и передача полученных данных либо на электронную карту местности, либо по каналам связи.

Всё оборудование машины размещено на манёвренной высокомобильной легкобронированной транспортной базе К1Ш1, созданной на базе бронетранспортёра БТР-80[3].

  • Р-149БМР — базовая модификация на универсальном колёсном шасси К1Ш1;
  • Р-149БМРА — модификация на шасси БТР-80;
  • Р-149БМРг — модификация на шасси МТ-ЛБу;
  • Р-149БМРД — модификация на шасси БТР-Д.

Благодаря своему техническому оснащению Р-149БМР входит в состав автоматизированной системы управления войсками, при этом существенно увеличивая оперативность работы[1].

⛭
Средства связи сухопутных войск, морской пехоты, воздушно-десантных войск и др.

Средства связи военно-воздушных сил

Наземные
средства связи
Бортовые
средства связи

Средства связи военно-морского флота

БМП-1КШ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 августа 2016; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 августа 2016; проверки требуют 7 правок.
БМП-1КШ
ParkPatriot2015part11-131.jpg
БМП-1КШ в экспозиции парка «Патриот».
Классификация Командно-штабная машина
Боевая масса, т 13,0
Компоновочная схема переднемоторная
Экипаж, чел. 3
Десант, чел. 4
Разработчик КБ ЧТЗ
Производитель Союз Советских Социалистических Республик
Годы разработки 1972
Годы производства с 1976
Основные операторы Страны Варшавского договора.Союз Советских Социалистических РеспубликРоссия
Длина корпуса, мм 6735
Ширина, мм 2940
Высота, мм 1920
Клиренс, мм 370
Тип брони противопульная
Пулемёты 1 х 7,62-мм ПК
Тип двигателя
УТД-20
Тип дизельный
Объём 15 900 см3
Максимальная мощность 300 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент 980 Н·м, при 1600 об/мин
Конфигурация V6
Цилиндров 6
Диаметр цилиндра 150 мм
Ход поршня 150 мм
Степень сжатия 15,8
Охлаждение жидкостное
Тактность (число тактов) 4
Порядок работы цилиндров 1л-1п-2л-2п-3л-3п
Максимальные обороты 2880
Рекомендованное топливо ДЗ, ДА, ТС-1
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 65
Скорость по пересечённой местности, км/ч 7..8 на плаву
Запас хода по шоссе, км 550..600
Удельная мощность, л. с./т 23,1
Тип подвески индивидуальная торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,58
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемая стенка, м 0,7
Преодолеваемый ров, м 2,5
Преодолеваемый брод, м плавает
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

БМП-1КШ «Поток-2» (Индекс ГБТУ — Объект 774) — советская командно-штабная машина оперативно-тактического звена управления. Разработана в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода на базе боевой машины пехоты БМП-1. Серийное изготовление было налажено на Рубцовском машиностроительном заводе в 1976 году.

БМП-КШ в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники

Броневой корпус и башня[править | править код]

Командно-штабная машина БМП-1КШ создана базе БМП-1. Штатное вооружение отсутствует, вместо орудия и пулемёта телескопическое антенно-мачтовое устройство. Колпак башни установлен неподвижно на крыше корпуса машины. В комплекте возимого вооружения 7,62-мм единый пулемёт ПК, огонь из пулемёта может вестись через амбразуру в кормовой двери. Возимый боекомплект 2000 патронов. Основное назначение БМП-1КШ — организация радиосвязи в подвижных пунктах управления. Экипаж из трёх человек: механика-водителя и двух радистов-операторов. Радисты в кормовой части машины. В корпусе 4 места для офицеров[1][2].

Средства наблюдения и связи[править | править код]

БМП-1КШ имеет три канала УКВ и один канал КВ радиосвязи. В состав средств связи входят радиостанции Р-130М, Р-111, Р-123МТ. Каждая радиостанция может работать независимо друг от друга. Управление может производится с мест радистов-операторов, командира и офицера, кроме того управление возможно через два аппарата ТА-57, подключаемых по проводному каналу связи. Для обеспечения работы средств связи на марше и на коротких остановках в БМП-1КШ установлен генератор Г-209Б. Генератор присоединён передаточным устройством к двигателю шасси. Во время стоянки используется выносной агрегат питания АБ-1-П/30-М1-1. Для ориентирования на местности БМП-1КШ имеет навигационную аппаратуру ТНА-3[3].

  • БМП-1КШ — базовая модификация
  • БМП-1КШМ — модернизированная версия с установкой более современного оборудования, внешних отличий от базового образца практически нет[4]
  1. Афганская война (1979—1989)[6]
  2. Разгон Верховного Совета России[7]
  3. Первая Чеченская война[4]
  4. Вторая Чеченская война[4]
  1. А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 130
  2. С. Федосеев. Боевые машины пехоты. БМП-1. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2001. — № 4. — С. 13.
  3. А. Сергеев, Радиостанции КВ и УКВ диапазонов малой мощности. Радиоприемные устройства. Командно-штабные машины, стр. 34—37
  4. 1 2 3 С. Малышев, Tanks in Russia. БМП-1, стр. 18
  5. Ленский А. Г., Цыбин М. М. Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. — С.-Пб.: B&K, 2001. — С. 25, 26, 29. — 294 с. — ISBN 5-93414-063-9.
  6. ↑ Руха, Панджшер, 1986, БМП-1КШ 501-й роты связи 682-го мсп. (рус.). Дата обращения 20 ноября 2012.
  7. С. Малышев, Tanks in Russia. БМП-1, стр. 17
  • А.В.Карпенко. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996. — 10 000 экз.
  • С. Федосеев. Боевые машины пехоты. БМП-1. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2001. — № 4. — С. 13.
  • А. Сергеев. Назначение и состав КШМ БМП-1КШ // Методическая разработка для проведения занятий по военно-технической подготовке со студентами ВУС 121000. Радиостанции КВ и УКВ диапазонов малой мощности. Радиоприемные устройства. Командно-штабные машины. — Челябинск: Южно-Уральский Государственный университет. Факультет военного обучения. Военная кафедра связи, 2009. — 180 с.
  • С. Малышев. БМП-1 (1964-2000). Боевая машина пехоты // Tanks in Russia. Golden collection. — Тверь: ООО «Russian Motor Books», 2001. — 76 с. — 1000 экз. — ISBN 5-09-873406-4.

Командно-штабная машина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. КШМ. Советская командно-штабная машина БМП-1КШ «Поток-2» Штабная машина для пункта управления военного округа «МШ-12 Светлица». Штабная машина для пункта управления военного округа «МШ-12 Светлица». Комбинированная радиостанция Р-142НМР. Комбинированная радиостанция Р-142НМР.

Командно-штабная машина (КШМ) — боевая машина на броневой, танковой или автомобильной базе, которая предназначена для обеспечения радиосвязи и управления в тактическом звене сухопутных войск.

В сухопутных войсках для боевого управления уровня полк (бригада) — дивизия, за исключением специализированных машин управления ракетными и артиллерийскими подразделениями, используются командно-штабные машины (КШМ) — БТР-50ПУ, БТР-60ПУ, Р-145БМ «Чайка», Р-149БМР «Кушетка-Б», БМП-1КШ «Поток-2», БМД-1КШ «Сорока». Для управления более низкого уровня (внутри батальонов) существуют машины управления, такие как БТР-60ПБК, БМП-1/2К, командирские танки Т-55К — Т-90К и т. п.

История

Некоторые образцы КШМ в Вооруженных силах Украины

Командно-штабные машины и комбинированные радиостанции

  • Комплекс машин связи и управления Сухопутных войск
    • Командно-штабная машина Р-145БМ
    • Командно-штабная машина БМП-1КШТ
    • Командно-штабная машина БМП-1 К
    • Командно-штабная машина БТР-50 ПУ (БТР-50ПУМ)
    • Командно-штабная машина БМД-1 КШ
    • Командно-штабная машина МП-21
    • Командно-штабная машина МП-31
    • Командно-штабные машины Р-142 Н, Р-142НМ, Р-142-НМР
  • Комбинированные радиостанции Р-125Б1, Р-125Б2

См. также

Литература

  • Андрющенко В. А., Пирожков П. А. Командно-штабные машины. Учебное пособие. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. — 112 с.

Ссылки

Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМА на базе «Тигр» ГАЗ-233036

Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМА предназначена для организации связи руководителя специального мероприятия на стоянке и в движении с руководством федеральных органов исполнительной власти, подчинёнными силами и подразделениями, с взаимодействующими органами управления, местными органами исполнительной власти.

КШМ представляет собой совместную разработку ЗАО «Сигнал» (г. Тамбов) и ООО «Военно-промышленная компания». Выпускается ЗАО «Сигнал» на базе специального бронированного автомобиля ГАЗ-233036-000015 (модификации многоцелевого бронеавтомобиля ГАЗ-233036) производства Арзамасского машиностроительного завода (г. Арзамас Горьковской области). Со второй половины 2000-х годов эксплуатируется Внутренними Войсками МВД РФ и Российской Армией.

Рабочие места расчёта и целевое оборудование машины размещены внутри закрытого стального цельносварного броневого корпуса с двумя боковыми и одной задней двухстворчатой дверями, установленного на раме шасси за моторным отсеком. Баллистическая защита, которую обеспечивает бронекорпус, классифицируется по пятому классу ГОСТ Р 50963-96 (для стальной основы) и ГОСТ Р 51136-2008 (для остекления), то есть обеспечивает защиту от пуль со стальным термоупрочнённым сердечником автомата АКМ и пуль ЛПС с обычным (нетермоупрочнённым) стальным сердечником винтовки СВД при обстреле с пяти — десяти метров. Для ведения огня из личного оружия расчёта в остеклении дверей и бортов корпуса оборудованы амбразуры, закрывающиеся броневыми заслонками.

В состав оснащения машины Р-145БМА, входят:

— радиостанция коротковолнового диапазона Р-168-100КБ(Т) с передатчиком мощностью 100 Вт (диапазон частот от 1.5 МГц до 29.9 МГц), обеспечивающая связь по симплексному каналу на дальности до 350 км при работе на антенну «Диполь» на стоянке, и до 50 км при работе на антенну АШ-4А;
— радиостанция ультракоротковолнового диапазона Р-168-25У с передатчиком мощностью 25 Вт (диапазон частот от 30 МГц до 108 МГц), обеспечивающая связь по симплексному каналу на дальности до 20 км при работе на антенну Р-168-БШДА;
— радиостанции оперативной связи Эрика 201-048П45 и Эрика 201-048П23 (диапазон частот от 450 МГц до 463 МГц), обеспечивающие связь на дальности до 15 км на стоянке и в движении;
— радиостанция ICOM IC-110;
— комплект антенно-мачтовых и антенно-фидерных устройств, включающий антенны АШ-4А, АШД-34, Р-168-БШДА, «Диполь» и телескопическую мачту ЯГ4.115.010;
— телефонный аппарат ТА-88 с индукторным вызовом, обеспечивающий работу по двух- и четырёхпроводным линиям телефонной связи;
— аппаратура Т-231-2А, обеспечивающая закрытую радиосвязь в КВ и УКВ сетях, а также закрытую связь по внешнему четырёхпроводному каналу;
— аппаратура радиоподвижной правительственной связи «Роса», обеспечивающая закрытую правительственную связь при нахождении КШМ в зоне покрытия базовых станций системы правительственной связи;
— мобильный абонентский терминал спутниковой связи GSP 1600 системы «Глобалстар» с автомобильным комплектом GSK 1410, обеспечивающий возможность передачи речи или данных по открытому каналу;
— навигационная аппаратура СН-3001;
— персональная портативная ЭВМ ЕС1866 с возможностью передачи данных по каналам радиостанций Р-168-100КБ(Т), Р-168-25У и терминала спутниковой связи;
— отопитель кузова, обеспечивающий обогрев обитаемых отделений в холодное время года;
— автомобильный кондиционер Webasto Compact Cooler-4E, обеспечивающий поддержание необходимых температурных условий для нормальной работы расчёта и аппаратуры в жаркое время года;
— электрический генератор Г-3000БВ с приводом от двигателя машины для электроснабжения установленной аппаратуры в движении;
— автономный дизельный электроагрегат АД-2,0У-П/28,5-С номинальной мощностью 2 кВт для электроснабжения на стоянке;
— аккумуляторная батарея 12СТ-85РМ;
— аппаратура ввода и распределения электропитания, обеспечивающая, помимо прочего, возможность электропитания на стоянке от внешней сети переменного тока напряжением 220 В.

По конструкции шасси Р-145БМА аналогичная базовой машине и представляет собой двухосное переднемоторное транспортное средство с управляемыми колёсами передней оси, механической ступенчатой трансмиссией и постоянным полным приводом с возможностью принудительной блокировки межосевого дифференциала и самоблокирующимися межколёсными дифференциалами. Несущей системой машины является сварная рама.

Двигатель — четырёхтактный дизель жидкостного охлаждения марки «Cummins», номинальной мощностью, в зависимости от модели, 132 кВт или 151 кВт, монтируется в моторном отсеке под небронированным капотом аллигаторного типа. Спереди моторный отсек прикрыт броневыми жалюзи, установленными за металлической сетчатой облицовкой. Для повышения живучести машины в моторном отсеке установлена автоматическая система пожаротушения. Двигатель в сборе со сцеплением агрегатируется с механической пятиступенчатой (схемы 5 + 1) коробкой передач, крутящий момент с которой передаётся на двухступенчатую раздаточную коробку, снабжённую электропневмоприводом блокировки межосевого дифференциала, а с неё раздаётся на ведущие мосты.

Подвеска всех колёс машины — независимая торсионная, на двойных поперечных рычагах, оборудована телескопическими гидроамортизаторами на каждом узле подвески и стабилизаторами поперечной устойчивости на обеих осях. Колёса — с пневматическими широкопрофильными шинами, необходимое давление воздуха в которых обеспечивается системой централизованного регулирования.

Для самовытаскивания КШМ и вытаскивания других транспортных средств при преодолении труднопроходимых участков пути в переднем свесе машины установлена лебёдка с электроприводом, развивающая тяговое усилие в 4 тс.

Основные характеристики КШМ Р-145БМА

Колёсная формула ……………………………………………. 4×4
Размеры:
— длина …………………………………………………………… 5700 мм
— ширина …………………………………………………………. 2330 мм
— высота по крыше корпуса ………………………………… 2400 мм
— дорожный просвет ………………………………………….. 400 мм
Полная масса …………………………………………………… 7500 кг (ориентировочно)
Число рабочих мест …………………………………………… 4 человека (с водителем)
Привод ……………………………………………………………. полный, постоянный
Коробка передач ………………………………………………. механическая, 5 + 1
Раздаточная коробка …………. механическая, двухступенчатая, с принудительной блокировкой межосевого дифференциала
Мосты ……………………………… с самоблокирующимися межколёсными дифференциалами
Максимальная скорость движения:
— по шоссе ………………………………………………………… 125 км/ч
— по пересечённой местности ………………………………… 70 км/ч
Запас хода по топливу ………………………………………… 1000 км
Преодолеваемый брод ………………………………………… 1,2 м
Двигатель ………………………………. Cummins 4ISBe ………….. Cummins B205
Тип …………… четырёхтактный, дизельный, жидкостного охлаждения, с турбонаддувом
Максимальная мощность ……………. 132 кВт (180 л.с.) ……….. 151 кВт (205 л.с.)
Максимальный крутящий момент …. 550 Н·м (56 кгс·м) ……….. 705 Н·м (72 кгс·м)
Средства связи
Радиостанции: Р-168-100КБ(Т)
Р-168-25У
Эрика 201-048П45
Эрика 201-048П23
ICOM IC-110
Дальность связи:
— Р-168-100КБ(Т) на антенну «Диполь» ……………………… 350 км (на стоянке)
— Р-168-25У на антенну БШДА ………………………………… 20 км
— Эрика 201-048П45, Эрика 201-048П23 …………………… 15 км (на стоянке и в движении)
Класс броневой защиты корпуса …………………………….. 5

Фотографии  Командно-штабной машины (КШМ) Р-145БМА на базе ГАЗ-233036:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о