Маяк как работает: ЖИЗНЬ НА МАЯКАХ | Наука и жизнь – Как это работает. Старинный морской маяк.

Содержание

Как это работает. Старинный морской маяк.

Пишет aquatek_filips: Маяк — сооружение, которое нельзя назвать просто сооружением. Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим романтизмом, особым значением для моряков, и даже своей уединенностью на мысах и крутых скалах, выступающих в море а девушки утверждают, что еще и формой. На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт. С развитием современных технологий, в том числе и в морской навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль, уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят, будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах морей и бухт.

С детства мне хотелось побывать внутри маяка, подняться по его узкой винтовой лестнице в святая святых — на самый верх, к лампе, которую жадно ищут в ночи десятки глаз где-то в открытом море. Сегодня я могу поделиться с вами этой мечтой, с ее реализацией — мы побываем внутри Херсонесского маяка, которому, без малого, 200 лет.

Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось…

3. Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности  мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

4. Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи – Финского залива.

5. Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

6. Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

7. В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.

После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

8. Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

9. Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня

10. Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли

12. Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными

13. На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность

14. Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное

15. Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

15. Как устроена маячная башня?
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть — пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.
В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху — колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

16. Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор

17. И вот — святая святых — в люке показывается горящая в ночи лампа маяка

18. Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» — Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа. 

19. Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно

20. Вид на маячный городок с башни маяка.
Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах — 20 человек в 4 комнатах.
В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.
Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

21. Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров)

21. Башня маяка ночью

22. Так выглядит 36-метровая башня с моря

23. Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком

24. Вечерний Херсонесский маяк

Рекомендуется к просмотру: 

Маяк (радиостанция) — Википедия

Государственная радиовещательная компания «Маяк» (ГРК «Маяк», «Радио Маяк») — одна из крупнейших и самых узнаваемых радиостанций на территории бывшего СССР. Основана в 1964 году по решению ЦК КПСС для создания «противовеса западным „голосам“»

[2]. В названии — аллюзия на курсовые маяки для советских лётчиков. Стала вещать на частоте 2-й программы и звучать в миллионах абонентских радиоточек. Благодаря формуле «5/25» стала первой советской фоновой радиостанцией. С 1 августа 1964 года по 14 марта 2013 года вещала на всю территорию СССР на длинных, средних и ультракоротких волнах[3]. В настоящее время вещает в FM-диапазоне, на УКВ-частотах в восьми городах, а также по проводной радиотрансляционной сети во многих городах России и некоторых городах СНГ[3].

ГРК «Маяк» является филиалом Всероссийской государственной телерадиокомпании — одной из набора радиостанций холдинга, которая специализируется преимущественно на разговорно-развлекательном вещании.

Вещание ведётся на основании лицензии 20518 от 12 апреля 2012 года[4].

Основателем «Маяка» принято считать одного из будущих идеологов перестройки А. Н. Яковлева. Первым главным редактором его, как и всей Главной редакции информации («Последние известия» — «Маяк»), был Владимир Дмитриевич Трегубов. Отрывок из воспоминаний о работе в «Последних известиях» Людмилы Петрушевской: «Наш главный, Владимир Трегубов, красавец, много раз женатый, совершенно седой, загорелый, просвистывавший по коридорам как торпеда, Володя, который говорил отрывисто, всегда спешил и смотрел поверх голов, он не вникал в мелочи, не въедался под шкуру, как многие мои позднейшие начальнички; но в один главный момент Трегубов основательно поставил точку в своей жизни: на партсобрании, так сказать, покончил с собой, отказавшись проголосовать за ввод войск в Чехословакию (1968 год). Затем его постепенно выжили…».

С 1966 года главным редактором был назначен выдающийся советский журналист Ю. А. Летунов, при котором радиостанция приобрела неповторимое лицо.

Первый эфир — 1 августа 1964 года из студии на Пятницкой, 25. Изначально придерживалась формата «5/25» — пять минут выпуск новостей и 25 минут музыкальной программы. Создана на технической базе прежней Второй программы Всесоюзного Радио как информационно-музыкальная программа[5].

В качестве позывных была выбрана мелодия «Подмосковные вечера», которая используется и по сей день[6].

Мощность сигнала радиостанции в АМ-диапазоне в советские годы была на высоте: радиолюбители тех лет имели отличную возможность проверить и откалибровать только что собранный радиоприёмник, ведь позывные «Маяка» хорошо принимали как простые и огромные детекторные приёмники, так и крохотные приёмнички внутри спичечного коробка на нескольких транзисторах.

В конце 1980-х на радиостанции появилась четырёхчасовая «Панорама Маяка». Её вели Николай Нейч, Владимир Безяев, Павел Каспаров (позже он работал на ОРТ и ТВЦ), Людмила Сёмина и многие другие известные в ту пору радиоведущие. В эфире радиостанции можно было услышать дикторов, которые, кроме «Панорамы», вели новости и популярные «Концерты по письмам». Стоит также отметить Виктора Мищенко, Валерию Лебедеву, Ирину Никонову, Татьяну Корнилову и многих других дикторов.

В феврале 1991 года вместе с другими программами Всесоюзного радио «Маяк» вошёл в состав Всесоюзной государственной телерадиокомпании, а после её упразднения 27 декабря того же года — в состав Российской государственной телерадиокомпании «Останкино». В результате дальнейших структурных преобразований на базе радиостудии «Маяк» 9 августа 1994 года было создано государственное предприятие «Радиостанция „Маяк“»[7]. 4 августа 1997 года Президент России издал Указ № 823 «О совершенствовании структуры государственного радиовещания в Российской Федерации»

[8], а 14 ноября 1997 года Правительство России приняло Постановление № 1461 «Об Общероссийской государственной радиовещательной компании „Маяк“»[9]. На основании этих актов создано ФГУП «Общероссийская государственная радиовещательная компания „Маяк“» (ФГУП «ОГРК „Маяк“»), образованное путём слияния ГП «Радиостанция „Маяк“» и ОРС «Юность». 27 июля 1998 года ОГРК «Маяк» была включена в состав Всероссийской государственной телерадиокомпании[10].

В начале-середине 2000-х годов эфир радиостанции на FM- и УКВ-волнах совпадал далеко не всегда, так как на УКВ-волнах вещал «Маяк», а на FM-волнах вещала радиостанция информационно-разговорного характера «Маяк-24» соответственно[11]. «Маяк-24» отличался прежде всего наличием выпусков новостей каждые 15 минут, запуск радиоканала сопровождался выходом в телеэфир рекламных роликов «МАЯКовские новости» (попытка создания ассоциации радио с советским поэтом Владимиром Маяковским). Радиоканал просуществовал в радиоэфире до осени 2005 года и прекратил своё существование в связи с тем, что этот формат вещания себя так и не оправдал. Период двух «Маяков» был также и осенью 2007 года — на УКВ радиостанция вещала в старом формате с передачами прежней концепции вещания, а на FM — уже в новом развлекательном формате. Только с декабря 2007 года эфир двух Маяков стал окончательно единым.

С 2007 года новую концепцию вещания предложил известный бизнесмен с РМГ Сергей Архипов, он попытался переориентировать радиостанцию на аудиторию 25—35 лет.

С 6 сентября по 14 декабря 2010 года музыкальный эфир был наполнен только русским роком (кроме программы «OldSchool»).

2 августа 2010 года радиостанция «Маяк» открыла своё представительство в сети «Твиттер»[12].

С 14 марта 2013 года, по причине прекращения ВГТРК оплаты передатчиков, ретранслирующих сигнал, радиостанция прекратила вещание на длинных и средних волнах и стала недоступна в сельских и удалённых населённых пунктах, а также на автодорогах вне городов[3].

По данным исследований TNS Gallup Media (Россия, города с населением более 100 тыс. чел.) за июль—декабрь 2014 года, «Маяк» вновь подтвердил лидерство среди всех федеральных радиосетей информационно-разговорного формата по среднесуточному охвату слушателей. За указанный период ежедневная аудитория радиостанции в крупных городах России составила около 4,2 млн человек (или 6,6 % от всего населения возрастом старше 12 лет)[13].

«Радио Маяк» входит в первый мультиплекс цифрового телевидения России. Вещает на 2-м канале проводного радио. В некоторых кабельных телесетях вещает под номером 1001.

Несмотря на объявление Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2009 года № 715 радиостанции «Маяк» общероссийским обязательным общедоступным каналом[14] — вещание в диапазоне УКВ 2 (FM) осуществляется во всех городах-миллионниках[источник не указан 478 дней], но слабо развита сеть в остальных городах. Казус с участием в конкурсах на частоты общеобязательного канала устранён Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года № 25[15]. С 14 марта 2013 года свёрнуто вещание «Радио Маяк» в диапазонах СВ и ДВ[3]. По состоянию на сентябрь 2018 года вещание осуществляется лишь в диапазоне УКВ 1[3] и УКВ 2 (FM)[16].

По состоянию на 1 января 2019 года вещание в диапазоне УКВ 1 осуществляется в городах Абакан, Нарьян-Мар, Салехард, Саратов, Смоленск (пункт установки передатчика Смогири), Сочи, Ханты-Мансийск и Черкесск. Вещание в УКВ 1 осуществляется по причине технической невозможности перевода в УКВ 2 (FM) из-за вещания в этих городах (или прилегающих населённых пунктах) аналоговых телеканалов на частотах 4-5 телевизионных каналов, занимающих полосу диапазона УКВ 2. После прекращения вещания 4-5 телевизионных аналоговых каналов ожидается перевод вещания из УКВ 1 в УКВ 2 и в оставшихся городах.

Предшественник:
нет
Вещает на 2-й программе радиотрансляционной сети в Москве
1 августа 1964 — настоящее время
Преемник:
нет
Предшественник:
нет
Вещал на частоте 198 ДВ в Москве
1 августа 1964 — 14 марта 2013
Преемник:
нет
Предшественник:
нет
Вещал на частоте 549 СВ в Москве
1 августа 1964 — 14 марта 2013
Преемник:
нет
Предшественник:
нет
Вещал на частоте 738 СВ в Москве
1 августа 1964 — 17 июня 2006
Преемник:
Флаг России Всемирная радиосеть
Предшественник:
нет
Вещал на частоте 1134 СВ в Москве
1 августа 1964 — 1997
Преемник:
Флаг России Теос
Предшественник:
нет
Вещал на частоте 67.22 УКВ в Москве
1 августа 1964 — 31 декабря 2018
Преемник:
нет
Предшественник:
Флаг России Русский Хит
Вещает на частоте 103.4 FM в Москве
26 апреля 2000 — настоящее время
Преемник:
нет

Как работает Маяк?

Маяки — одни из самых древних инженерных сооружений на земле. За многие тысячелетия, что маяки помогают кораблям преодолевать опасности и находить правильный путь в море, они из архитектурных сооружений превратились в настоящие символы надежды. О маяках пишут стихи, песни, их рисуют художники. И все, взрослые и дети, мечтают побывать хотя бы раз на настоящем маяке, чтобы узнать, как он работает.

Художник и дизайнер Роман Беляев, с детства неравнодушный к разным особенным инженерным сооружениям, придумал и создал удивительную серию про самые интересные изобретения человека в области инженерного строительства. Книга «Как работает маяк» открывает серию, в которую войдут  позже истории мостов, мельниц и других необыкновенных сооружений.

Об авторах

Видео

Источник: Папмамбук

Маяк – сооружение завораживающее и романтичное. Оно удивительно сочетает в себе свет и тьму, страх и надежду, отчаяние и смелость, тоску одиночества и радость спасения. Маяки в литературе манят читателей атмосферой приключений и опасности, необузданным ветром и солеными брызгами моря. Современный художник Роман Беляев решил изучить вопрос с технической стороны и нарисовал целую энциклопедию маяков, где совместил подробный рассказ об их устройстве с небольшим экскурсом в историю. Рискну предположить, что эта книга может стать первой ступенью для маленьких исследователей лет с четырех и старше.

«Маячная» тема в литературе блистает произведениями замечательных авторов ‒ от детской классики Владимира Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк» до более «основательных»: «Маяк на Омаровых рифах» Джеймса Крюса, «Муми папа и море» Туве Янссон, «Маяк и звезды» Анники и Пера Тор, «Маяк на краю света» Жюля Верна (такой маяк действительно существует на мысе Горн архипелага Огненная Земля) и многих других.

Но не будем пока увлекаться литературными маяками, а лучше рассмотрим стильную белую обложку энциклопедии Романа Беляева (формат – чуть больше листа А4), которая без слов демонстрирует нам все разнообразие форм и расцветок маяков. Благодаря глянцевому тиснению все маячки поблескивают, и изящное английское название маяков «lighthouse» – «дом света» подходит к ним как нельзя кстати. Пятнадцать маяков на лицевой стороне и еще семнадцать на задней, и сразу задачка на внимательность: кто из детей-читателей сможет найти картинки-дубли на обеих обложках?

Важная деталь, пока мы не раскрыли книжку: все изображенные на обложке маяки – не плод богатого воображения художника, все они реально существуют. Внутри можно найти их названия и справочную информацию по самым необычным из них.

Содержание книги представлено читателю в форме школьной экскурсии: на форзаце мы видим микроавтобус, направляющийся к маяку на краю обрыва вдали. Школьников встречает смотритель – он проведет экскурсантов по всем тайным закоулкам башни. Информация в книге подана как ответы на детские вопросы – например, «Зачем нужен маяк?», «Как обычная лампа светит так далеко?», «Что делать, если спустился туман?». В каждой главе не больше одного-двух абзацев крупным шрифтом, объяснения лаконичные и по делу. Так как в книге нет нумерации страниц (что поначалу непривычно), читатель может почувствовать себя настоящим морским путешественником, лишенным ориентиров-«маячков», и все сорок страниц пути плыть, не особо придерживаясь курса, тем более что темы каждого из книжных разворотов вполне самодостаточны.

Россыпь маяков на обложке подводит нас к вопросу: почему все они разные? Подробный ответ на него содержится в главке «Как отличить один маяк от другого?». Чтобы морякам было легче определять свое местоположение, они должны были знать все маяки «в лицо» – их высоту, форму, раскраску и размер полосок. Эти данные фиксировались на морских картах. В темное время суток, когда идентификация маяка по цвету невозможна, на помощь приходит вращающийся прожектор: частота его вращения и цвет сигнального луча придают индивидуальность каждому маяку. Ну а если туман? На этот случай люди издавна придумали звуковые сигналы: сначала их подавали колокола, гонги и даже пушки. Сегодня на всех маяках установлены сирены ревуны, различающиеся своими особыми сигналами.

Живописные иллюстрации переносят читателей-экскурсантов из средневековой гавани, освещенной пламенем, к самому древнему маяку, Александрийскому – одному из семи чудес света, построенному еще в III веке до нашей эры. Огонь с его башни был виден на расстоянии 50 километров. Кстати, здесь же можно узнать, что этот маяк часто называют Фаросским – по имени острова, и отсюда же возникло слово «фарос», обозначающее маяк во многих языках мира (например, «faro» в Испании и Италии, «fyr» в Швеции). А чтобы рассчитать длину луча маяка, можно воспользоваться специальной формулой – и тут самое время подключиться к чтению книги математически одаренным папам с калькулятором.

Понятно, что маяки на свете были не всегда. В долгий «домаячный» период мореплаватели складывали на берегу пирамиды из камней, разжигали сигнальные костры или пользовались естественными маяками – вулканами, как, например, самый узнаваемый ориентир Тирренского моря – вечно дымящийся вулкан Стромболи близ Сицилии. А до появления электрических ламп смотрители маяков обходились жаровнями, канделябрами и керосином (в книге смотрителей иногда называют «маячниками», но, на мой взгляд, это довольно пренебрежительное имя для таких мужественных людей).

Скажу честно, эта книга – форменный искуситель, в хорошем смысле этого слова. Потому что после разглядывания разворота с уникальными маяками хочется увидеть их вживую. Или хотя бы набрать с ребенком в поисковике интернета «маяк Саус Хавен, Мичиган», похожий на глыбу льда, или «маяк ля Жумьен во время шторма» и вместе поразиться мощи стихии, представив себя мореплавателями времен Жюля Верна и Майн Рида.

Сегодня профессия смотрителя маяка становится все более экзотической: большинство маяков работают автоматизированно, да и особая надобность в них отпала с появлением GPS-навигации. Однако если после прочтения книги ребенок захочет стать хранителем маяка, выход есть. На последнем развороте художник предлагает попробовать нарисовать или даже сконструировать свой личный настольный маяк. В качестве башни используем белые бумажные стаканы, пластиковые бутылки, толстые свечи-цилиндры – сгодится все. Добавим сюда краски, кисточки, пластилин и всю имеющуюся фантазию – и наш персональный маяк обретет неповторимую уникальность и красоту.

Надо сказать, что энциклопедия маяков открывает познавательную серию издательства «Самокат». На очереди выход книг про мосты, мельницы и других «знакомых незнакомцев», о которых, оказывается, можно рассказать так много нового и интересного.

А на последнем форзаце книги берег уже погрузился во тьму, и «тёмный крепдешин ночи окутал жидкое тело океана». Возвращается в город школьный автобус, и видно, как мощный прожектор маяка рассекает пространство, помогая кораблям не сбиться с курса.

Мария Костюкевич


Радиомаяк — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2018; проверки требуют 4 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 марта 2018; проверки требуют 4 правки. У терминов «Радио» и «Маяк» есть также другие значения. Радиомаяк аэронавигационной системы VORTAC, Германия

Радиомая́к — передающая радиостанция, излучающая радиосигналы, используемые для определения координат различных объектов (или направления на них), в основном, самолётов и судов либо для определения местонахождения самого радиомаяка. Параметры сигнала радиомаяка зависят от направления излучения: например, его интенсивность (см. Диаграмма направленности) или момент времени пеленгации, в сигналах радиомаяка может содержаться и дополнительная информация.

Радиомаяки бывают угломерные и дальномерные (чаще комбинированные — угломерно-дальномерные). Угломерные (азимутальные) радиомаяки предназначены только для определения направления, а нахождение координат становится возможным после специальных вычислений на основе информации о направлении не менее, чем на два радиомаяка.

В качестве радиомаяков также используются объекты, специально не предназначенные для целей радионавигации, но имеющие отличительные параметры радиосигнала (например, частоту) и, возможно, известные постоянные координаты, например, вещательные радиостанции.

С 2013 года получили распространение радиомаяки малого радиуса действия для сервисов по определению местоположения для владельцев смартфонов[1].

Классы радиомаяков по методу измерения[править | править код]

Радиомаяки делят на классы, в соответствии с параметром радиосигнала, меняющимся по направлению, и соответствующим методом радиотехнических измерений:

  • Амплитудные маяки, направление на которые определяется измерением интенсивности принятого сигнала;
  • Фазовые маяки — для определения направления измеряется фаза сигнала;
  • Частотные маяки — для определения направления измеряется частота сигнала;
  • Временны́е маяки — для определения направления засекается момент приёма сигнала;

наиболее распространены амплитудные радиомаяки.

Стационарные (навигационные) радиомаяки — координаты этих маяков заведомо известны, и относительно них определяются координаты мобильного объекта с помощью его бортовой аппаратуры

  • Курсовые маяки, створные радиомаяки — предназначены для задания курсов в горизонтальной или вертикальной плоскости, используются в курсо-глиссадных системах.
  • Пеленговые радиомаяки. Предназначены для определения пеленга путём сравнения момента времени приёма сигнала вращающейся диаграммы направленности маяка с моментом времени, когда положение диаграммы направленности известно. Для такого измерения вращение диаграммы направленности должно быть строго синхронизировано, либо маяк должен излучать короткий всенаправленный сигнал при проходе ДН через нулевую отметку.
  • Дальномерные (угломерно-дальномерные) радиомаяки навигационных систем (РСБН, VOR/DME и др.).
  • Маркерные радиомаяки. Имеют узкую постоянную ДН, ориентированную вертикально вверх, и используются для маркировки пунктов, важных в навигационном отношении (например, контрольных пунктов при заходе самолётов на посадку и при подходе судов к порту, пунктов излома маршрутов или фарватеров и т. д.).
  • Приводные радиостанции — радиостанции с ненаправленным излучением и с отличительными для каждой из станций сигналами (позывными). Определение направления возможно только с помощью специального радиопеленгатора — радиокомпаса.

Мобильные радиомаяки — местоположение мобильных маяков определяется относительно местоположения радиотехнических средств слежения, обнаружения, поиска

  • Аварийные (поисково-спасательные) радиомаяки — в классическом смысле — радиостанции с ненаправленным излучением, по их сигналам спасательные службы производят поиск. Современные аварийные маяки, для повышения эффективности поиска, могут передавать в своём сигнале собственные координаты, полученные со средств бортового оборудования или со спутниковых систем.
  • Радиомаяки систем слежения за перемещением объектов — ненаправленные, могут содержать приёмопередатчик дальномерного канала, а также, телеметрический канал, для передачи информации об объекте.
    • Научные радиомаяки — для слежения за природными объектами.
    • Охранные радиомаяки.
    • Радиомаяки для негласного контроля — применяются в оперативно-розыскной деятельности, в разведывательной деятельности, а также в криминальных целях.

Радиомаяки, работающие в диапазонах длинных волн (километровые и более), имеют дальность действия до 500 км. Они обеспечивают точность пеленгации с борта объекта ~1-3° (по азимуту). Всенаправленные радиомаяки, работающие в диапазонах дециметровых и сантиметровых волн, имеют дальность действия, ограниченную прямой видимостью, и обеспечивают точность определения азимута до 0,1-0,25°.

  • БСЭ
  • Лутин Э. А. и др. Авиационная радионавигация: Справочник / Сосновский А. А. — М.: Транспорт, 1990. — 264 с.

Как стать смотрителем маяка или маячником | Маячник. Маяки России и мира | Фонд «Русское маячное общество»

При знакомстве с маячниками может сложиться впечатление, что маячники (смотрители маяков) идут работать на маяки кто из чисто романтических побуждений, кто в поисках уединения. На самом деле, как правило, это сотрудники гидрографических служб национальных военно-морских сил, к которым относятся маяки. Маячники могут быть как военными, так и гражданскими, в том числе отставными морскими офицерами, для которых в порядке вещей порядок и дисциплина.

 

Работа маячника это не только ежедневное включение и выключение маяка по таблице восходов и заходов Солнца (на автоматических маяках естественно включение/выключение выполняет электроника), а также и ведение маячного хозяйства – обслуживание радиомаяков, автоматических метеостанций, радиостанции для связи с морскими судами, навигационных знаков. 

 

Часто спрашивают, как стать смотрителем маяка или как стать маячником?

Или может где-то требуется помощник маячника, либо просто рабочая сила для восстановления/обеспечения работы маяка.

  В России, к сожалению, со стороны стать с маячниками туго. По Дальнему востоку и Приморью один наш знакомый сам очень любит маяки и хочет пожить на них, но к сожалению ставки маячников там открываются крайне редко. Некоторые маячники живут семьями и кроме маяка больше жилья у некоторых нет вообще, т.е. как начали служить давным давно, так и из поколения в поколения передают.

 Например, один приморский маячник кроме домика при маяке ничего не имеет, а государство квартиру не дает, так говорит, и помру здесь же.

 

По российскому югу, конечно жить комфортнее, но и маяков поменьше. В целом, все постепенно переводят на автоматику или бросают. Пока в основном Приморье держится, т.к. там очень активное судоходство и местные говорят, что маяки поддерживать будут, не смотря на GPS и прочее.

 

Одна из проблем устроиться маячником в том, что они зачастую на военных территориях или рассматриваются государством, как спец-объекты. А государство особо не парится тем, в каких условиях содержатся маяки, поэтому и маячникам очень тяжело работать. Можно сказать, что это постоянный подвиг и выживание.

 

Так что стать маячником в России дело не простое, но реализуемое.

Кстати, в некоторых более развитых странах, уже невозможно. Например, в Великобритании, к сожалению,  уже слишком поздно становиться смотрителем маяка, так как последний маяк в Великобритании был автоматизирован в 1998 году — это был North Foreland Lighthouse в Кенте.

 

Что делают смотрители маяка?

Сухим формальным языком суть деятельности смотрителя маяка описана в Типовой должностной инструкции Смотрителя маяка (маячника)

Если встает вопрос, куда в России обращаться, если вы хотите связать свою судьбу с маяками

Всеми вопросами маячного строительства в России, а затем в СССР, занималась Гидрографическая служба ВМФ, образованная в 1827 г.

Эта служба периодически переименовывается,

  • с 1992 года это Главное управление навигации и океанографии Министерства Обороны Российской Федерации (ГУНиО МО РФ) — осуществляет руководство созданием средств навигации и океанографии и оснащение ими кораблей Военно-Морского Флота и судов других ведомств страны, организует эксплуатацию и ремонт этих средств.
  • В  2006 г. переименовано в Управление навигации и океанографии Министерства Обороны Российской Федерации (УНиО МО РФ).

Сфера ответственности: Изучение океанов и морей. Издание морских карт и лоций. Развитие системы навигационного оборудования.

Вакансии: По вопросам приема на работу, новых открытых вакансий, трудоустройству, работе на предприятии, в том числе вахтой, водителем обращаться в отдел кадров.

Место расположения гидрографической службы

Гидрографическое управление со времени создания Управления генера-гидрографа располагалось в здании Главного Адмиралтейства.

В советский период управление гидрографической службы России было переведено в здание, где ранее располагалась Николаевская Морская академия

Адрес: 199034, Санкт-Петербург, 11-я линия Васильевского острова, д. 8

Контакты: tel./fax: +7 (812) 323-70-29; tel.: +7 (812) 323-05-60;
Факс: (812) 323-70-29
Е-mail: [email protected] 

Управление Навигации и Океанографии России ФГУП на карте

 

Куда еще обратиться?

Есть различные сайты с предложениями работы для моряков, можно попытать счастья на них:

 

Можно ли брошеные маяки восстановить своими силами? Или построить свой маяк?

 

Относительно восстановления брошенных.

Маяки в России и бывших странах СССР принадлежат военным. Им маяки практически не интересны. Поэтому если разрушающийся маяк хочется восстановить, то нужно ставить ещё и вопрос о передаче маяков из военного ведомства в гражданское по типу английского «Тринити хауз».

 

Так что в России — только если военные ушли с этой территории и землю передали гражданским, например, муниципальным властям, в этом случае шанс отличный от нулевого есть, придется как-то оформлять права на землю и постройки, общаясь с муниципальным властями. Если маяк, который будете восстанавливать, уже в реестре числиться не будет и формально будет некоей постройкой (бытовой, если в нем живут) или не бытовой, если простое сооружение. Масштаб забот будет больше или сравним с тем, если бы вы просто купили землю и на ней построили сами сооружение в виде маяка (пишу в виде, т.к. оно уже будет скорее декоративного значения), хотя в России мне встречались проекты, когда люди делали или дом-маяк или для поселка строили маяк (сейчас Экспедиция такой планирует строить, правда, далековато от воды).

 

 Восстановить брошенный маяк, еще более не простое, и сложно реализуемое, построить маяк, в подходящем месте похожий на новый, более реализуемое, тем более, что примеры в России есть. Часто строят дом с маяком, некоторые декоративный маяк при яхт-клубе, некоторые, например, Экспдиция, планирует построить в жилом поселке, далеко от воды.

 

Где узнать информацию о заброшенных маяках или требующих ремонта?

 

Относительно зарубежных маяков. Можно ли на них работать или купить?

Если есь знание языка, то можно попробовать попробовать поработать на маяках за границей, там с этим на порядок лучше. Хотя некоторые там тоже они рассматриваются (ну в германии например — точно, ибо я там жила) как «военные объекты» и потому даже с таким знанием языка русскую барышню туда вряд ли допустят.

 Не часто, но где-то раз в год мне попадаются объявления о продаже земель с маяками, выведенными из эксплуатации. Последнее было где-то в Прибалтике (с простеньким маяком без дома и там как раз человек хотел продать его тем, кто его потом реконструирует.

Некоторые не брошенные маяки в России реконструируют, я даже выходил на такую компанию (у них был сайт в интернете). Объем выполненных работ не большой, т.к. бюджет на это мизерный, но можете попробовать их найти и где-нибудь поучаствовать в ремонте в качестве наемной силы, если возьмут.

 

Если вы с Украины, то можно попробовать обратиться в организацию «Госгидрография». Это гос. структура, занимающаяся обслуживанием маяков и навигационного оборудования. В крупных портах ещё могут быть местные службы для обслуживания собственных навигационных знаков.

Проблем с обслуживанием маяков сейчас конечно поменьше, чем столетия назад, поэтому в некоторых теплых регионах, например, на Черном море смотрители могут еще заниматься огородным хозяйством, на территории близ маяка (если конечно позволит руководство). 

Еще на эту тему есть статья Как поселиться на маяке

Маяк (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Маяк — сооружение, способствующее ориентированию судов. Также может означать:

Азербайджан[править | править код]

Белоруссия[править | править код]

  • Маяк — деревня в Слуцком районе Минской области.
  • Маяк — деревня в Бобруйском районе Могилёвской области.
  • Маяк — деревня в Могилёвском районе Могилёвской области.
  • Маяк — гора в Воложинском районе Минской области.

Казахстан[править | править код]

  • Маяк — село в Мугалжарском районе Актюбинской области, упразднено в 1990-е годы.
  • Маяк — село в Зыряновском районе Восточно-Казахстанской области.
  • Маяк — село в Сарыкольском районе Костанайской области.
  • Маяк — до 2011 года название села Майбулак в Жуалынском районе Жамбылской области.
  • Маяк — до 2001 года название села Дикан в Мактааральском районе Южно-Казахстанской области.

Приднестровье[править | править код]

Согласно административному делению Молдавии, входит в её состав, фактически же территория контролируется непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой
  • Маяк — посёлок в Григориопольском районе.

Россия[править | править код]

Алтайский край
  • Маяк — село в Чарышском районе.
Башкортостан
  • Маяк — деревня в Миякинском районе.
Брянская область
  • Маяк — посёлок в Жирятинском районе.
Владимирская область
  • Маяк — посёлок в Александровском районе.
Воронежская область
  • Маяк — посёлок в Грибановском районе.
Забайкальский край
Иркутская область
  • Маяк — посёлок в Баяндаевском районе.
Калининградская область
Калужская область
Костромская область
  • Маяк — посёлок в Вохомском районе.
Краснодарский край
Курганская область
Липецкая область
  • Маяк — посёлок в Елецком районе.
Мордовия
Московская область
  • «Маяк» — жилой комплекс в городе Химки; ранее — стадион.
Нижегородская область
  • Маяк — остановочный пункт железнодорожной линии Арзамас I — Муром I
Новгородская область
  • Маяк — деревня в Любытинском районе.
Новосибирская область
  • Маяк — посёлок в Искитимском районе.
  • Маяк — посёлок в Кочковском районе.
Омская область
  • Маяк — село в Оконешниковском районе.
Орловская область
Пензенская область
Пермский край
Псковская область
Ростовская область
  • Маяк — хутор в Сальском районе.
Рязанская область
Самарская область
  • Маяк — гора у села Сиделькино Челно-Вершинского района.
  • Маяк — посёлок в составе города Новокуйбышевск.
Саратовская область
Свердловская область
  • Маяк — посёлок в Камышловском городском округе.
Ставропольский край
  • Маяк — посёлок в Петровском районе.
Тамбовская область
Тверская область
Тульская область
  • Маяк — посёлок в Заокском районе.
Удмуртия
Хабаровский край
  • Маяк — село в Нанайском районе.
Челябинская область
Чувашия

Крым[править | править код]

спорная между Россией и Украиной территория, де-факто в составе России

  • Маяк — село в Черноморском районе.
  • Маяк — село, включённое в состав Керчи.

Украина[править | править код]

  • Маяк — село в Криворожском районе Днепропетровской области.
  • Маяк — село в Покровском районе Днепропетровской области.
  • Маяк (до 2016 г. — Червоный Маяк) — село в Солонянском районе Днепропетровской области.
  • Маяк — посёлок в Томаковском районе Днепропетровской области.
  • Маяк — посёлок в Добропольском районе Донецкой области.
  • Маяк — посёлок в Макеевском городском совете Донецкой области.
  • Маяк — село в Мелитопольском районе Запорожской области.
  • Маяк — село в Свердловском районе Луганской области.
  • Маяк — село в Барвенковском районе Харьковской области.
  • Маяк — село в Золочевском районе Харьковской области.
  • Маяк — село в Кегичёвском районе Харьковской области, присоединено к селу Лозовая.

Россия[править | править код]

  • Маяк — река в Курганской и Челябинской областях
  • Маяк (Синдинское) — озеро в Нанайском районе Хабаровского края, возле села Маяк
  • «Маяк» — советская и российская радиостанция
  • «Маяк» — журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1840—1845 гг.
  • «Маяк» — журнал, выходивший в Одессе в 1881—1885 гг.
  • «Маяк» — журнал для детей, выходивший в Москве в 1909—1918 гг.
  • «Маяк» — газета Варгашинского района Курганской области.
  • «Маяк» — газета города Пушкино.
  • «Маяк» — газета города Сосновый Бор.
  • «Маяк» — общественно-политическая газета Тербунского района Липецкой области.
  • «Маяк» — предприятие по переработке и хранению ядерного топлива в Озёрске Челябинской области.
  • «Маяк» — машиностроительный завод в Кирове.
  • «Маяк» — радиозавод в Киеве.
  • «Маяк» — рыболовецкий колхоз в Эстонской ССР.
  • «Маяк» — завод электронагревательных приборов в Виннице.[значимость?]
  • «Маяк» — предприятие по производству бумаги и картона в Пензе.[значимость?]
  • «Маяк» — одесское издательство
  • «Маяк» — общество известное также как «Санкт-Петербургский комитет для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития».
  • «Маяк» — молдавский футбольный клуб из Кирсово.
  • «Маяк» — украинский футбольный клуб из Харькова.
  • «Динамо-Маяк» — команда по хоккею с мячом из Краснотурьинска Свердловской области.
  • Радиомаяк — электронное устройство, посылающее в эфир радиосигналы, позволяющие определить его состояние или местоположение (с помощью пеленгатора).
  • «Маяк» — проектируемая украинская ракета-носитель.
  • «Маяк» — торговая марка серии катушечных и кассетных магнитофонов производства киевского завода «Маяк».
  • «Маяк» — искусственный спутник Земли, малый космический аппарат формата CubeSat.
  • «Маяк» — торговая марка советских и российских часов, производимых на Сердобском часовом заводе «Маяк».
  • Маяк — в казацкой сотне, специально выделенная группа казаков для обозначения места сбора сотни и направления лавы.
  • Маяк, Ия Леонидовна (1922—2018) — доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ, антиковед.
  • Маяк, Славомир (род. 1969) — польский футболист и футбольный тренер.
  • «Маяк», известный также как «Демон ночи» — фильм ужасов 2000 года британского режиссёра Саймона Хантера.
  • «Маяк» — художественный фильм, снятый Кинокомпанией «Андреевский флаг» в 2006 году.
  • «Маяк» — художественный фильм азербайджанского режиссёра Фариза Ахмедова, снятый в 2012 году.
  • «Маяк» — художественный фильм режиссёра Роберта Эггерса, вышедший в 2019 году.

Крильон (маяк) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Крильон.
Маяк Крильон
Страна  Россия
Остров Сахалин
Дата строительства 13 мая 1883 года
8,5 м
Действующий Да
Крильон (маяк) (Сахалинская область)Legenda latarnia.svg

Крильо́н — маяк на самой южной оконечности мыса Крильон полуострова Крильон острова Сахалин.

Первое (временное) здание маяка[править | править код]

Первый временный маяк на мысе Крильон был построен 13 мая 1883 года. Первое здание маяка представляло собой бревенчатую деревянную башню высотой 8,5 метра. Тогда же была построена казарма для смотрителей маяка, баня и другие хозяйственные постройки. Осветительный прибор маяка состоял из 15 аргантовых ламп, заправляемых маслом, и был снабжён посеребрённым отражателем. Огонь маяка давал непрерывный белый свет. Для подачи сигналов в тумане на маяке имелась двухфунтовая сигнальная пушка и 20-пудовый колокол. Матрос Иван Крючков был первым смотрителем маяка на протяжении двух лет. Затем его сменил матрос первой статьи Василий Жариков.

Второе (капитальное) здание маяка[править | править код]

7 августа 1894 года началось строительство нового здания маяка рядом со старым зданием из привезённого из Японии красного кирпича. Строительство велось 25 корейскими рабочими и двумя десятниками — Шипулиным и Яковлевым. По проекту здание маяка было совмещено с жилыми помещениями для смотрителей маяка.

К 1 августа 1896 года работы по строительству нового здания маяка были закончены, и на маяке был установлен новый осветительный прибор французской фирмы «Барбье и Бенар», изготовленный в Париже. Новый осветительный прибор вместо 15 масляных ламп имел всего лишь одну керосиновую горелку и давал пучок света в 150 тыс. кандел против нескольких сотен кандел, выдаваемых старым прибором. Свет от керосиновой горелки проходил через круговую линзу диаметром в полтора метра, состоящую из группы призмаподобных колец, установленных в бронзовом каркасе прибора.

Кроме того, маяк был оборудован новой пневматической сиреной с керосиновым двигателем производства английской фирмы «Кантер, Харл и К» для подачи сигналов в туманную погоду и резервным колоколом в 488 кг на случай поломки сирены.

Капитальный ремонт маяка (советское время)[править | править код]

В советские времена маяк был переоборудован электрическими лампами, но основная часть французского осветительного прибора осталась неизменной. На мысе Крильон был построен новый шлакоблочный двухэтажный дом для служителей маяка, старые жилые помещения, примыкающие к маяку, были использованы под хозяйственные нужды (помещение радиорубки, дизель-генератора, склад и др.). Колокол в 1980 году был снят и увезён в город Корсаков в военную часть гидрографии Тихоокеанского флота.

До конца 1990-х годов на мысе находился колокол японского производства с отломанной короной (ушком для крепления колокола), который, по некоторым данным, был привезён с маяка на мысе Весло острова Кунашир и должен был использоваться в резервных целях для подачи сигналов в тумане. Затем военные увезли этот колокол для сдачи на металлолом. Дальнейшая судьба японского колокола неизвестна.

В настоящее время на маяке работают от 2 до 6 человек, а звание «смотритель» заменено на «начальник».

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о