Механическая шестиступенчатая коробка передач – Механическая коробка передач — устройство, работа, эксплуатация и основные неисправности МКПП. — Словарь автомеханика

Содержание

Шестиступенчатая механическая коробка передач | Трансмиссия

Тенденция к повышению мощности двигателей требуют разработки новых решений трансмиссий автомобилей. Одним из видов таких решений является переход на шестиступенчатые коробки передач, что позволяет снизить разрывы между передаточными числами соседних передач. Рабочие частоты вращения коленчатого вала двигателя при этом снижаются и как следствие уменьшается расход топлива, повышаются также комфорт и разгонная динамика автомобиля.

Из новых разработок механических передач в качестве примера приводится шестиступенчатая механическая коробка передач автомобиля Touareg. Эта коробка  отличается плотным рядом передаточных отношений, обеспечивающим существенное повышение крутящего момента при движении по пересеченной местности и спортивный характер движения по дорогам с твердым покрытием.

Передача мощности на ведущий вал глав­ной передачи осуществляется через три ва­ла с шестернями: первичный, вто­ричный и промежуточный.

Ведомый диск сцепления установлен непо­средственно на шлицах первичного вала. Передачи с 1-й по 4-ую являются понижающими, 5-я  прямая и 6-я – повышающая.
Механическая коробка передач автомобиля Touareg

Рис. Механическая коробка передач автомобиля Touareg:
1 – картер сцепления; 2 – первичный вал; 3 – ведущая шестерня (постоянной передачи) на первичном валу; 4 – муфта синхронизатора; 5 – включаемая шестерня шестой передачи;  6 – вращающаяся вместе с валом шестерня третьей передачи; 7 – вращающаяся вместе с валом шестерня четвертой передачи; 8 – включаемая шестерня второй передачи; 9 – включаемая шестерня первой передачи; 10 – центральный шток переключения передач; 11 – включаемая шестерня передачи заднего хода; 12 – вторичный вал; 13 – промежуточный вал; 14 – задняя часть коробки передач; 15 – вращающаяся вместе с валом шестерня первой передачи и передачи заднего хода; 16 – вращающаяся вместе с валом шестерня второй передачи; 17 – включаемая шестерня четвертой передачи; 18 – включаемая шестерня третьей передачи; 19 – вращающаяся вместе с валом шестерня шестой передачи; 20 – ведомая шестерня постоянной передачи

Первичный вал вращается в радиальном шарикоподшипнике, установленном в картере сцепления. Между первичным и вторичным валами установлен подвижный в осевом направлении роликоподшипник с цилиндрическими роликами. Он расположен в расточке первичного вала. Ведущая шестерня постоянной передачи 3 выполнена заодно целое с первичным валом.

Вторичный вал вращается в радиальном шарикоподшипнике, установленном неподвижно в картере задней части коробки передач, и в подвижном в осевом направлении роликоподшипнике, расположенном в первичном вале. Заодно целое с вторичным валом выполнены шестерни третьей 6 и четвертой передач 7. Включаемые шестерни первой 9, второй 8, шестой передачи  5 и передачи заднего хода 11 установлены на нем на игольчатых подшипников. Их называют также свободно вращающимися шестернями. Эти шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими им шестернями, которые вращаются вместе с валами. При включении той или иной передачи они соединяются с вторичным валом посредством соответствующих муфт синхронизаторов и могут передавать на него крутящий момент.

Ступицы муфт синхронизаторов первой и второй передач, пятой и шестой передач, а также передачи заднего хода установлены неподвижно на шлицах вторичного вала.

Промежуточный вал установлен на одном неподвижном и одном подвижном в осевом направлении подшипниках. Двухрядный шарикоподшипник установлен в картере сцепления, а роликоподшипник с цилиндрическими роликами – в картере задней части коробки передач. Шестерни первой 15 и второй передач 16 выполнены заодно целое с вторичным валом.

Шестерни третьей 18 и четвертой передач 17 установлены на промежуточном вале на игольчатых подшипниках. Шестерня шестой передачи  19, а также шестерня постоянной передачи 20 закреплены на шлицах промежуточного вала. Эти шестерни вращаются вместе с промежуточным валом.

Ступица муфты синхронизатора третьей и четвертой передач установлена на промежуточном вале также неподвижно.

Для включе­ния передачи крутящего момента в коробке передач применяются синхронизированные муфты переключе­ния передач.
Синхронизированная муфта переключения передач

Рис. Синхронизированная муфта переключения передач

Муфта состоит из:

  • ступицы 6, имеющей внутрен­ние шлицы, которые соединяют ее неподвиж­но с вторичным валом, и наружные шлицы, по которым может передвигаться наружное кольцо муфты с внутренними шлицами
  • наружного кольца 3 муфты, имеющего внутренние шлицы, соответствующие наруж­ным шлицам ступицы и шлицевым венцам свободно вращающихся шестерен соответст­вующих передач, и кольцевую канавку для зацепления с вилкой переключения передач
  • конических блокирующих колец 2, син­хронизирующих (уравнивающих) угловую скорость вращения вторичного и промежуточных валов и свободно вращающейся шестерни выбираемой передачи
  • сухарей 4 подпружиненные листовой пружиной 5

При переключении передачи сцепление отжато, т.е. коленчатый вал двигателя и пер­вичный вал КПП разъединены, следовательно, промежуточный вал с зафиксированными на нем шестернями, а также соответствующие им шестерни вторичного вала вращаются свободно, независимо от скорости вращения коленчатого вала двигателя и колес автомобиля.

Вилка штока переключения передач, нахо­дясь в постоянном зацеплении с наружным кольцом 3 синхронизированной муфты, передвигаясь в направлении шестерни соответствующей передачи через наружное кольцо, двигает внутренними шлицами сухарь 4, который прижимает коническое блокирующее кольцо 2 к конической поверхности соответствующего зубчатого колеса, создавая повы­шенное трение в зоне контакта, что приводит к выравниванию угловых скоростей зубчато­го колеса и синхронизированной муфты. На­ружное кольцо муфты заходит на шлицевой венец 1 шестерни. Таким образом, валы КПП оказываются соединены и вращаются с частотой, пропорциональной передаточному отношению выбранной передачи.

Особое внимание уделяется компактности коробок передач и их способности вписаться в отводимое для них пространство. Примером удачной в данном отношении конструкции является коробка передач модели 0A5 Фольксваген. Эта коробка отличается малой длиной, благодаря чему она легко вписывается в затесненное подкапотное пространство автомобилей с поперечным размещением силовых агрегатов в передней части кузова. Существенное снижение длины коробки передач достигается в результате применения четырехвальной конструкции, позволяющей разместить шестерни в ограниченном по длине пространстве.

Четырехвальная шестиступенчатая коробка передач

Рис. Четырехвальная шестиступенчатая коробка передач:
1 – второй вторичный вал; 2 – первичный вал; 3 – первый вторичный вал; 4 – третий вторичный вал ; 5 – шестерня главной передачи; R ­– шестерни передачи заднего хода; номерами обозначены шестерни соответствующих передач

На первичном валу на игольчатых подшипниках установлены соединяемые с ним с помощью синхронизатора шестерни 5-й и 6-й передач. На этом же валу нарезаны ведущая шестерня 1-й передачи и шестерня второй и третьей передачи, а также напрессована ведущая шестерня 4-й передачи.

На первом вторичном валу на игольчатых подшипниках установлены соединяемые с ним с помощью синхронизатора шестерни 1-й и 2-й передач, нарезана ведущая шестерня главной передачи и соединенная сваркой с шестерней 1-й передачи шестерня заднего хода.

На втором вторичном валу на игольчатых подшипниках установлены соединяемые с ним с помощью синхронизатора шестерни 3-й и 4-й передач. Ведомые шестерни 5-й и 6-й передач соединены с валом посредством горячей прессовой посадки, а ведущая шестерня главной передачи непосредственно нарезана на валу. Включение 3-й и 4-й передач осуществляется посредством 3-х конусного синхронизатора, ступица которого неподвижно установлена на шлицах.

На третьем вторичном валу на игольчатых подшипниках установлена соединяемая с ним с помощью синхронизатора включения заднего хода шестерня заднего хода и нарезана шестерня главной передачи.

Все передачи с первой по четвертую включаются посредством 3-х конусных синхронизаторов. Пятая и шестая передачи включаются посредством обычного одноконусного синхронизатора. Передача заднего хода включается посредством инерционного синхронизатора с наружным кольцом.

Передача крутящего момента с первичного вала на главную передачу осуществляется через один из трех вторичных валов, концевые шестерни которых постоянно находятся в зацеплении с ведомой шестерней главной передачи.

При включенной передаче заднего хода крутящий момент передается через шестерню 1-й передачи, вращающуюся на втором вторичном валу. К шестерне 1-й передачи приварена шестерня передачи заднего хода, через которую крутящий момент передается на третий вторичный вал и далее на главную передачу.

Особенности 6 ступенчатой механической КПП

Современные трансмиссии, устанавливающиеся на автомобили, должны соответствовать возрастающим ожиданиям водителя по отношению к маневренности, динамике езды, комфорту в эксплуатации. Механическая коробка передач не менее популярна, чем АКПП, и на многих иномарках сегодня ставится 6 ти ступенчатая модификация такого агрегата. Повышенное число ступеней позволяет более продуктивно использовать мощность двигателя, снизить его шум. Подобные КПП ставятся на ряд моделей Renault, Peugeot, BMW и других марок.

Конструкция и принцип действия 6-ступенчатой КПП

Содержание статьи

Основной задачей, которую решает установка такой коробки, является необходимость передачи крутящего момента в оптимальном режиме для машины. Так, при максимальном показателе на низкооборотистых движках (моторы V6, V8) доводить агрегат до высоких оборотов нет смысла, поскольку мощность от этого только уменьшится. Во избежание непродуктивной работы и ставится 6 ти ступенчатая механическая КПП, поскольку число передач позволяет устранить подобную опасность.

В современных «шестиступках» установлена пара вторичных валов, между которыми и распределяются шестеренки, ответственные за включение нужного режима. Такая конструкция позволила существенно уменьшить габариты МКПП, а именно – ее длину (пример – устройство 02М от производителя VAG). Агрегат работает с одним первичным и двумя вспомогательными валами, на которых соответственно установлены шестеренки передач 1-4 и шестерни 5-6 и обратного хода.

Элементы для включения необходимого режима стоят на подшипниках игольчатого типа и имеют функцию свободного вращения. Переключение передач осуществляется, когда свободная шестерня 6 ти ступенчатой КПП закрепляется на вспомогательном валу при помощи муфты скольжения и кольца-блокиратора. Такие шестеренки также постоянно сцепляются со статичными элементами главного вала, и когда механическая коробка включена, они постоянно движутся.

Как известно, проблема компактности не решается только лишь установкой двух вторичных валов, поскольку при этом важно определить, как передать крутящий момент на парную деталь, не используя лишние запчасти. Задачу разрешила парная установка с зацеплением: шестеренка первичного вала КПП постоянно соединяется с элементами вторичного устройства, и так можно включать пару передач.

Для создания разных передаточных чисел шестеренки оснащены своим количеством зубьев. Частота вращения одного вала отличается от другой примерно на 25%.

Преимущества устройства

Механическая коробка передач, которая имеет 6 ти ступенчатую конструкцию, обладает рядом достоинств:

  • Динамичный разгон, который обеспечивают сбалансированные передаточные числа агрегата. Поскольку от количества передач зависит соотношение шестерней между собой, то на шестиступенчатых коробках обеспечивается максимальный комфорт работы двигателя и удобство для водителя авто.
  • Плавный выбор режима позволяет несколько увеличить ресурс работы агрегата.
  • Если эксплуатировать автомобиль в городе, то 6-ступенчатая коробка механического типа позволяет не раскручивать двигатель излишне сильно, что ведет к заметной экономии топлива: расход снижается примерно на 3-5%.
  • При поездках за городом также позволяет сэкономить расход бензина и соблюдать динамичный стиль езды. Так, к примеру, при 5-ступенчатом агрегате на 4-5 тысячах оборотов машина едет со скоростью 140 км/ч, в то время как 6 ти ступенчатая МКПП дает возможность разогнаться до тех же показателей всего при 3 тысячах оборотов.

Особенности обслуживания

МКПП с шестью передачами требует того же обращения, что и пятиступенчатые агрегаты: необходимо вовремя менять масло, даже если производитель утверждает, что оно залито до окончания эксплуатации машины (процедуру необходимо делать примерно каждые 60 тысяч км пробега). Также при эксплуатации важно плавно выжимать сцепление и максимально плавно переключать передачи. В этом случае агрегат прослужит максимально долго без необходимости обращения автомобилиста в мастерскую за ремонтом.

Устройство, принцип действия. Схема кпп

Благодаря новейшим конструкторским разработкам, современный авторынок представляет автомобили с улучшенными эксплуатационными и динамичными характеристиками. При создании коробок передач нового поколения немалое внимание уделяется максимальному упрощению управления, повышению комфортности вождения. Прежде всего усовершенствуются механизмы, входящие в состав трансмиссии транспортных средств. 6 ступенчатая коробка передач механического типа – наиболее востребованная конструкция, имеющая ручное управление переключения скоростей.

Основные преимущества шестиступенчатых коробок передач

Техническое превосходство 6 ти ступенчатой коробки передач перед предшествующими моделями состоит в следующем:

  1. Благодаря снижению разрыва между передачами, смена скоростей осуществляется намного быстрее (появился новый термин «короткоходные передачи»).
  2. 6 ступенчатая акпп dcps имеет повышенный эксплуатационный ресурс.
  3. Снижение количества оборотов выходного вала приводит к уменьшению расхода горючего (особенно хорошая экономия бензина или дизельного топлива наблюдается при эксплуатации автомобиля на загородных трассах).
  4. Улучшены динамические характеристики (разгон авто до 100 км/час).
  5. При помощи электронного блока создаются лучшие условия для перехода на другой режим.
  6. Улучшен комфорт при управлении автомобилем.

МКПП 6 ступенчатая по техническому обслуживанию не отличается по требованиям от пятиступенчатой конструкции. Комплектующие и расходные материалы имеют сходную стоимость. Степень сложности и цена ремонтных работ также сопоставимы с предыдущей версией.

КПП 6 ступенчатая описание конструкции на примере модели Volkswagen Touareg

Шести-ступенчатая коробка передач современного автомобиля марки Туарег является ярким представителем устройств нового поколения. Данная конструкция имеет ряд передаточных чисел улучшенной плотности, благодаря чему осуществляется передача максимального крутящего момента на колеса транспортного средства. Данное свойство коробки особенно ценится при эксплуатации машины на дорогах плохого качества и при быстрой езде по ровным покрытиям (спортивные модели).

механическая коробка

Схема механической коробки модели Touareg:

1 – картер механизма сцепления; 2 –вал первичный; 3 – ведущая шестерня; 4 – муфта синхронизатора; 5 –шестерня VI передачи; 6 –шестерня III передачи; 7 –шестерня IV; 8 –шестерня II передачи; 9 –шестерня I передачи; 10 – шток с вилкой для переключения передач; 11 –шестерня передачи заднего хода; 12 – вторичный вал; 13 – промежуточный вал; 14 – задний отсек КПП; 15 –шестерня I передачи и передачи заднего хода; 16 –шестерня II передачи; 17 –шестерня IV передачи; 18 –шестерня III передачи; 19 –шестерняVI передачи; 20 –шестерня постоянной передачи.

При передаче мощности на колеса задействованы зубчатые колеса, размещенные на первичном, вторичном и промежуточном валах.

  • момент вращения сообщается на трансмиссию при помощи дисков механизма сцепления;
  • валы опираются на радиальные подшипники;
  • шестерни неподвижного типа выполнены совместно с валами;
  • подвижные шестерни зацеплены с неподвижными зубчатыми колесами;
  • при включении заданной скорости соответствующие синхронизирующие муфты соединяют шестерни с валом вторичным, при этом момент вращения передается на главную передачу, с целью дальнейшего приведения в движение колес автомобиля.

Схема синхронизирующей муфты

муфта

В состав синхронизатора входят следующие элементы:

  • Ступица (1).
  • Кольцо наружное (3).
  • Блокираторы (2).
  • Сухарики (4).
  • Листообразная пружина (5).

Конструкцией ступицы предусмотрены специальные шлицы, нарезанные на внутренней поверхности. При помощи шлицов ступица плотно сидит на вторичном валу. Внешний диаметр оформлен шлицами для соединения с подвижным кольцом.

На внутреннем диаметре кольца наружного имеются специальные прорези для зацепления со ступицей и вращающимися зубчатыми колесами. Вилка входит в проточенную канавку кольца для переключения скоростей.

Назначение колец с коническими стенками – уравнивать (синхронизировать) скорость вращения валов – промежуточного со вторичным. Это обеспечивает плавное включение шестеренок выбранного режима. Детали, под названием «сухари», расположены на пружине листового типа (5).

Принцип срабатывания синхронизатора:

  1. Переключение скоростей осуществляется при выключенном сцеплении.
  2. Выходной вал силового агрегата отделен от первичного.
  3. Шестерни находятся в свободном вращении, т. к. поток мощности пока не передается от двигателя на колеса автомобиля.
  4. Вилка штока передвигает синхронизирующую муфту к рабочей шестерне (в соответствии с выбранным режимом).
  5. Происходит выравнивание скоростей муфты синхронизатора и заданного зубчатого колеса.
  6. Далее происходит сопряжение валов КПП (первичного, промежуточного, вторичного) через систему зубчатых зацеплений шестерен.
  7. Теперь каждый вал крутится с определенной скоростью.
  8. Скорость их вращения пропорциональна передаточному числу, в соответствии с выбранным режимом.

Описание шести-ступенчатой коробки 0А5 Volkswagen

Современные решения коробок нового поколения преследуют цель максимально передать момент кручения на ходовую часть от двигателя внутреннего сгорания повышенной мощности. Переход на 6-ступенчатые варианты МКПП дает возможность уменьшить разрыв значений передаточных отношений между соседними диапазонами. Удачное сочетание параметров многоступенчатой коробки с характеристиками ДВС существенно снижает потребление топлива. Комфорт переключения скоростей и отличная динамика при разгоне авто также являются следствием использования шести-ступенчатых МКПП.

6-ступенчатые коробки отличаются компактными размерами. Они гармонично размещаются в отведенном пространстве под капотом передней части транспортного средства. Пример компоновки МКПП в Фольксваген Транспортер Т5:

транспортер кпп

Коробка передач 0А5 – шести-ступенчатая механика, разработана для авто с моторами типа V6, R5-TDI. Данная коробка способна развивать момент кручения, равный 500 Ньютон-метрам. Конструкция предназначена для полноприводных моделей. Длина коробки модели 0А5 Фольксваген существенно уменьшена, благодаря уникальной конструкции четырех-вального типа. Оригинальное расположение валов в сборе с шестернями позволяет скомпоновать устройство для размещения в ограниченном подкапотном пространстве.

схема

Шести-ступенчатая коробка передач четырех-вальная:

2 – первичный вал; 1,3,4 –вторичные валы; 5 – колесо главной передачи; R – шестерни з/х (заднего хода).

Мелкими цифрами на схеме обозначены шестерни I, II, III, IV, V, VI передач.

Момент вращения передается при помощи зубчатых зацеплений ведущих/ведомых шестерен первичного и двух вторичных валов на ходовую часть. При этом поток мощности перераспределяется в заданном режиме. От силового агрегата мощность передается через трансмиссию к главной передаче, в соответствии с выбранным передаточным отношением.

Устройство шестиступенчатой коробки 6 SPEED POWERSHIFT 6DCT450

Трансмиссия с данной автоматизированной 6-ступенчатой коробкой передач устанавливается на моделях автомобилей Форд, Ленд Ровер, Вольво. Расшифровка названия коробки 6DCT450:

  • цифра 6 обозначает количество режимов;
  • в аббревиатуру DCT включены характеристики муфты сцепления и трансмиссии;
  • 450 – величина максимального момента вращения.

Схема устройства коробки передач 6DCT450:

схема 6 ти ступенчатой коробки

  1. Центральный вал.
  2. Первичный (полый).
  3. Вторичный (I и IVскорости).
  4. Первое сцепление.
  5. Демпфер.
  6. Второе сцепление 2
  7. Полуось главной передачи.
  8. Главная передача.
  9. Вторичный вал (V VI скорости и передача з/х).

Схема трансмиссии механической коробки передач 6DCT450:

6DCT450

Особенностью данной трансмиссии является наличие двойного сцепления (2). Ручное управление режимами и включение двойного сцепления производится при помощи гидропривода. Благодаря двойному сцеплению, обеспечивается синхронное переключение двух скоростей, в результате чего, режимы сменяются без прерывания потока мощности.

Особенности эксплуатации МКПП 6DCT450

Совет: При остановке транспортного средства более, чем на 40 секунд (например, на светофоре), нужно перевести селектор в режим N (нейтраль) либо P (паркинг). В противном случае, трансмиссия ошибочно отреагирует на вынужденную остановку, как на сигнал о поломке автомобиля. При этом отключается одно из сцеплений. Чаще всего перестают работать II, IV, VIпередачи, а также режим заднего хода. Не все механики знакомы с этой особенностью и пытаются решить проблему при помощи замены трансмиссионного масла, масляного фильтра, капитального ремонта коробки передач.

Пятиступенчатая коробка передач и четырехступенчатая КПП: особенности МКПП и АКПП

Долгое время основными типами КПП на легковых авто оставалась четырехступенчатая «механика» и  трехступенчатый автомат. Далее, с учетом увеличения мощности ДВС и максимальной скорости, указанные трансмиссии получили по одной дополнительной ступени.  

Что касается МКПП, пятиступенчатая коробка передач сменила 4-х ступенчатый агрегат, при этом такая доработка фактически имеет только плюсы. В случае с АКПП, старые 3-х ступенчатые автоматы были доработаны и получили 4-ю повышающую передачу, что также оказалось преимуществом.

Однако позже, с учетом более жестких требований  касательно экономичности и экологичности автомобилей, появились 6-и ступенчатые версии МКПП, пятиступенчатые автоматы, шестиступенчатые АКПП и т.д. В этой статье мы рассмотрим, какие плюсы и минусы имеет пятиступенчатая механика по сравнению с 4-х ступенчатой, а также поговорим о преимуществах и недостатках, которые имеет четырехступенчатая КПП автомат по сравнению с 5 или 6 ступенчатыми АКПП.

Читайте в этой статье

Четырехступенчатая и пятиступенчатая МКПП

Итак, на смену так называемой «четырехступке» достаточно быстро пришла «пятиступка». Сразу отметим, пятиступенчатая коробка передач механика не сильно отличается от 4-х ступенчатой КПП по устройству (форма задней крышки и другие элементы похожи). Главной отличительной особенностью является размещение пятой ступени (скорости, передачи), которая стоит в конце вторичного вала.

Пятиступенчатая коробка передач получила такие же передаточные числа, как и четырехступенчатая коробка передач. Большинство деталей также одинаковые, так как пятиступенчатая коробка изготовлена на основе четырехступенчатой. Коробка 5МТ имеет первичный, вторичный и промежуточный валы. Конструктивно первичный вал такой же, как и у четырехступенчатой коробки, однако вторичный вал получил несколько отличную заднюю часть, где установлены элементы пятой передачи.

Если точнее, в заднем торце промежуточного вала имеется резьбовое отверстие, куда вкручивается болт крепления блока шестерен пятой передачи, а также заднего хода. Сама пятая передача и задний ход находятся в полости задней крышки, ступица муфты синхронизатора пятой передачи установлена вместе с ведомой шестерней заднего хода на вторичном валу. Далее, за ступицей, установлена упорная шайба и втулка, где стоит шестерня пятой передачи.

Указанная дополнительная пятая передача была использована для того, чтобы позволить двигателю работать с меньшими оборотами при езде на высокой скорости. С одной стороны, такое решение увеличивает ресурс ДВС и КПП, а с другой позволяет экономить топливо.

Простыми словами, владельцам автомобилей с 4-х ступенчатой МКПП хорошо знакома ситуация, когда при движении по трассе со скоростью от 100-120 км/ч и выше на четвертой передаче обороты двигателя высокие, двигатель и коробка сильно шумят под нагрузкой, повышен расход топлива. Чтобы повысить комфорт, остается только снизить скорость.

Именно для решения указанной задачи конструкторы и внедрили 5 передачу, чтобы снизить нагрузку на двигатель и КПП, уменьшить шумы и повысить топливную экономичность.

Как правило, пятая передача является повышающей (повышенной), включать ее рекомендуется на скорости от 80-100 км/ч на ровной дороге. При этом дальнейшее увеличение количества ступеней возможно и практикуется (например, МТ6), однако зачастую большинство МКПП имеют 5 передач. Причина — необходимость постоянно переключать передачи самим водителем, что затрудняет управление ТС.

Если говорить о недостатках, 5-и ступенчатая коробка более требовательна к уровню масла в КПП, чем четырехступка. Если масла в коробке недостаточно, часто бывает так, что именно 5 передача первой выходит из строя, КПП начинает выть и сильно шуметь под нагрузкой.

Пятиступенчатая коробка передач автомат и четырехступенчатая АКПП

Хорошо известно, что в основе гидромеханических АКПП лежит планетарная передача. При этом достаточно долго самым распространенным оставался 4-х ступенчатый автомат, который сегодня считается устаревшим на фоне АКПП с большим количеством ступеней. Так вот, в свое время владельцы 3-х ступенчатых автоматов после появления версий с 4-й передачей отмечали значительное повышение комфорта, снижение расхода топлива и ряд других положительных моментов.

При этом новая АКПП не стала менее надежной, то есть сохранился ресурс, которым славился старый 3-х ступенчатый автомат. Казалось бы, дальнейшее увеличение числа передач  до 5, 6 и выше позволит еще больше улучшить АКПП, которую не нужно переключать вручную (как на МКПП). Однако на практике это не совсем так. Давайте разбираться.  

С одной стороны, всего 4 передачи по сравнению с 5 или 6 скоростями вполне можно считать устаревшим решением. Коробка автомат 4AT переключается медленнее, отличается некоторой задумчивостью, в момент переключений (особенно на холодную) водитель может ощущать небольшие толчки и т.д. Также данные АКПП расходуют много горючего (в среднем, на 20-30% больше, чем МКПП и на 10-15% больше, чем пятиступенчатые автоматы).

Еще при езде по трассе с высокой скоростью обороты двигателя высокие, что изнашивает мотор и коробку, а также снижает комфорт. Также нужно отметить, что указанные коробки нуждаются в большом количестве трансмиссионной жидкости ATF (8-10 литров и более). 

Однако с другой стороны огромным плюсом таких коробок является надежность, большой ресурс и отличная ремонтопригодность, чего не скажешь о более современных аналогах. Автомат 4-х ступенчатый был создан давно, наибольшее распространение такая АКПП получила в середине 90-х и с тех пор хорошо изучена. Обслуживание не является сложным, замену масла в АКПП и масляных фильтров в коробке автомат вполне можно осуществить своими руками.

Также нет ничего сложно в том, чтобы снять гидроблок, заменит соленоиды, осуществить демонтаж всей коробки, снять гидротрансформатор с АКПП и т.д. Еще данные автоматы не так склонны к перегреву, не отличаются предельно высокой требовательностью к качеству масла.

Их можно вполне нормально эксплуатировать в городе, где не предполагается постоянная езда с высокой скоростью. На трассе же 4-х передач хватает для комфортного перемещения со средними скоростями около 120-130 км/ч.   

На многих моделях автомобилей с 4-х ступенчатой АКПП прямо с завода стоит отдельный масляный радиатор, что значительно улучшает охлаждение масла в коробке автомат. На практике, старая 4-х ступенчатая АКПП (при условии соблюдения правил по уходу, обслуживанию и эксплуатации) вполне может отходить 250-300 тыс. км. и более.

Добавим, что сегодня также можно встретить новые модели авто (преимущественно бюджетные), где стоит указанная АКПП. В среднем и премиальном сегменте такие автоматы больше не ставят, заменив их, как минимум, 5-и ступенчатыми агрегатами. При этом на вторичном рынке старые 4-х ступенчатые коробки по понятным причинам пользуются большим спросом.

  • Теперь перейдем к более современным 5 и 6 ступенчатым АКПП, которые имеют широкое распространение. Указанные АКПП разработаны не так давно, всего лет 10 назад их можно было встретить только не машинах высокого класса. Однако сегодня пятиступка автомат стоит даже на бюджетных моделях.

Коробки данного типа работают лучше, плавно и быстро переключают передачи, более экономичны. Разгон получается более активным, горючее расходуется почти также, как и на 5-и ступенчатых МКПП. Также данные автоматы требуют меньше масла, а также зачастую официально считаются и вовсе необслуживаемыми (жидкость залита в АКПП на весь срок службы агрегата). 

Рекомендуем также прочитать статью о том, какие коробки автомат самые надежные. Из этой статьи вы узнаете об автоматических трансмиссиях, которые отличаются большим сроком службы и долговечностью.

Так вот, вроде бы одни плюсы. На самом деле, основной проблемой таких КПП стало снижение ресурса на 30-50% по сравнению со старыми 4-х ступенчатыми автоматами. Более того, раз АКПП необслуживаемая, конструктивно такие коробки могу и вовсе не иметь поддона, а фильтры спрятаны глубоко внутри самой АКПП.

Получается, если коробку нужно обслужить, эта процедура становится сложной и трудоемкой, так как требуется разбирать сам агрегат. Как показывает практика, в обслуживании нуждается любая АКПП, то есть масло нужно менять. Также в замене нуждаются и фильтры. Причем, комплексное обслуживание АКПП должно выполняться не через 100-150 тыс. км, а каждые 40-50 тыс. В противном случае коробка может начать пинаться уже к 80-120 тыс. км, а на 150 и вовсе выйдет из строя.

Еще современные автоматы часто могут иметь радиатор охлаждения масла АКПП, который интегрирован в основной радиатор системы охлаждения двигателя. Другими словами, отдельного радиатора АКПП не предусмотрено. На деле, охлаждения современному автомату может быть недостаточно, коробка автомат перегревается, особенно в пробках или под нагрузками.

Что в итоге

Если суммировать приведенную выше информацию, то в случае с МКПП увеличение числа передач принесло только плюсы. При этом с автоматами дела обстоят иначе. Современные автоматические коробки попросту не имеют ресурса своих более простых предшественников.

Часто срок безотказной службы АКПП на новых авто не превышает отметку в 150 тыс. км. С одной стороны, при покупке новой машины такого ресурса вполне хватит на 3-5 лет, а более высокая экономичность и отсутствие необходимости обслуживать коробку позволяет заметно экономить деньги владельца. Есть примеры, когда при правильном подходе сэкономленных средств даже хватало на то, чтобы через 3 года поменять весь автомобиль или капитально отремонтировать АКПП.

Однако с другой стороны, а именно для вторичного рынка, данная ситуация по понятным причинам неприемлема. Мало кто хочет купить машину от первого владельца, где через 10-15 тыс. км. необходим дорогостоящий ремонт АКПП или замена всей коробки на контракт с неизвестной историей.

Именно по этой причине старые и надежные автоматы на 4 передачи продолжают оставаться самым востребованным и дорогостоящим решением на рынке б/у авто как на фоне вариаторов и роботов, так и на фоне современных гидромеханических коробок автомат.

Читайте также

  • Рено Дастер АКПП: что нужно знать

    Автоматическая коробка передач на Рено Дастер: Renault Duster АКПП и Дастер с роботизированной коробкой. Особенности данных видов АКПП на Дастер.

Все механические КПП Skoda и их различия

Модели Механических КПП SkodaОбозначения модификаций соответствующей МКПП

МКПП-5
0CF (MQ100)​

MHG, MVG, MWU, MZA, NNC, NND, NNE, NNF, NTK, NTL, NTM, NTN, NZC, NZD, NZE, NZF, PGV, PGW, PGX, PGZ, QAB, QAC, QAD, QAE, QCF, QCG, QCH, QCJ, RNY, RNZ

МКПП-5
0DF (MQ200)​

МКПП-5
02R (MQ250)​

EEQ, EER, EES, EET, EMD, EWR, EWT, FNY, GGU, GGV, GVZ, HET, HGW, HGX, HGY, HVU, HWY, HZN, HZP, JCZ, JDA, JDB, JDC, JDD, JDE, JEP, JXY, JXZ, JYF, KFK, LBQ, MAL, MAR, MAT, MDN, MNY, MQC, MQD, MUW, MUX, MZK, MZL, MZM, MZN, MZP, MZQ, MZR, MZS, PPH, QFX, QXQ, QXR, RSX, RSY

МКПП-5
02T (MQ200)​

EDB, EDY, EDZ, EJX, EJY, EJZ, ELR, EXU, EXV, EYW, EYX, EYY, FCG, FCT, FCU, FCV, FCW, FCX, FCY, FDL, FDM, FDN, FDV, FDX, FET, FGN, FGR, FHE, FLU, FLW, FMX, FMY, FNJ, FNT, FPU, FPV, FQD, FQE, FQK, FQT, FRA, FSP, FTD, FUA, FVS, FVT, FVU, FVV, FXB, FXP, FXU, FYH, FYK, GAH, GAR, GBZ, GCD, GDG, GDH, GDJ, GDK, GDL, GDM, GDN, GDP, GDQ, GDR, GEF, GEG, GEH, GEJ, GEK, GEL, GEM, GEN, GEP, GEQ, GER, GES, GET, GEU, GEV, GEW, GEX, GEY, GKJ, GKK, GKL, GKM, GKN, GKP, GKQ, GKR, GKS, GKT, GKU, GKV, GKW, GKX, GKZ, GLW, GNA, GNB, GNP, GPL, GRP, GRQ, GRR, GRS, GRT, GRU, GRV, GRW, GRX, GRY, GRZ, GSA, GSB, GSC, GSD, GSE, GSF, GSG, GSH, GSJ, GSK, GSL, GSM, GZK, HCS, HDK, HDT, HFL, HGF, HQC, HSG, HUY, HXL, HZE, HZK, HZL, HZM, JFM, JFQ, JFY, JFZ, JGC, JGE, JGF, JGG, JGH, JGJ, JGK, JGL, JGM, JGN, JGP, JGQ, JGR, JGS, JGT, JGU, JGV, JGW, JGX, JGZ, JHE, JHF, JHG, JHH, JHJ, JHK, JHL, JHM, JHN, JHP, JHQ, JHR, JHS, JJL, JNW, JPU, JQM, JUR, JUS, KBW, KBX, KBY, KRJ, LGQ, LMG, LMQ, LNC, LND, LNE, LNJ, LNR, LNS, LUC, LUD, LUE, LUF, LUG, LUH, LUJ, LUK, LUL, LUM, LUN, LUP, LUQ, LUR, LUS, LUU, LUV, LUW, LUX, LUY, LUZ, LVA, LVB, LVC, LVD, LVE, LVF, LVG, LVH, LVJ, LVK, LVL, LVM, LXL, LZF, MAB, MAH, MFX, MGZ, MHX, MKG, MKN, MSK, NCS, NJS, NJV, NLC, NMR, NMS, NPW, NVS, NYZ, PCD, PEA, PED, PEL, PNL, PNM, PNZ, PRR, PRS, PVP, QAA, QEG, QEH, QEJ, QEK, QEL, QJW, QNC, QNL, QNM, QNP, QVG, RMM, RZC, SCJ, SCK, SCL, SCM, SCN, SCP, SCQ

МКПП-5
0A4 (MQ250)​

FNE, FQZ, GQQ, GQR, GTB, GTU, HDR, HGN, HGP, HGQ, HGR, HGS, HJE, HJK, HNV, HQS, JCR, JCS, JCT, JCU, JCV, JCW, JCX, JCY, JQP, JVF, KBL, KBM, KBN, KBP, KCD, KJF, KPF, KQM, KRY, KWK, LEA, LEL, LFZ, LHP, LHW, LLL, LPU, LUB, LZY, MDM, MDZ, MHZ, MJN, MJT, MLS, MLT, MLU, MTG, MUB, MUC, MUD, MWW, MWX, NEN, NZA, NZB, PCH, PEW, PHB, PME, PNX, PNY, QFA, QGA, QGF, QGK, QPM, QPN, QQM, QQP, QSX, QSY, QTK, QVW, QWE, QWF, QXX, QXY, QXZ, QYA, QYB, QYC, QYD, QYE, QYF, QYG, QYH, QYJ, QYK, QYL, QYP, QYR, QZR, QZS, QZT, QZU, QZV, RAK, RAL, RAM, RAN, RGF, RGG, RNF, RNG, RNH, RNJ, RNK, RNL, RNM, RNN, RNP, RNQ, RNR, RPA, RSC, RSZ, RTA, RTB, RTC, RTD, RTE, RTF, RTG, RTH, RTJ, RTK, RTL, RTM, RTN, RTP, RTQ, RTR, RTS, RTT, RTU, RTV, RTW, RTX, RTY, RTZ, RWQ, RWR, RXH, RXM, RZU, SHY, SHZ, SLL

МКПП-5
02K

CHV, CHW, CJF, CYZ, CZA, CZB, CZC, CZE, CZK, DAC, DDG, DDQ, DGF, DGG, DGH, DGK, DGL, DGM, DLP, DNZ, DQF, DRY, DRZ, DSB, DUS, DUT, DUU, DUV, DUW, DXY, EAX, EAY, EAZ, EJA, EJH, EJL, EJN, EJW, ERT, EUZ, EVA, FFZ, FJQ, FSQ, FVJ, FVW, GCH, HBN, HJJ, MWN, MWP

МКПП-5
02C

AME, AMF, AMG, ART, ASU, ASY, AWP, AWR, AYO, AYR, CBB, CBC, CDG, CDH, CGL, CGM, CSR, CTT, CXM, CZP, CZR, CZS, DDP, DPU, DUF, DVM, DYU, DYY, EAG, EAH, EAJ, EDR, ERW, EWF, EWG, EWH, EWJ, EWK, EWL, EWN, FEW, FEX, GDS, JDG, JDL, JDY

МКПП-5
02J

CYM, CZL, CZM, CZN, DBZ, DCL, DEA, DKV, DQY, DQZ, DSF, DSG, DTA, DTK, DUE, DVB, DYN, DYP, DZC, DZF, DZH, DZK, DZL, DZQ, DZR, EBA, EBD, EBF, EBJ, EBL, EBM, EBN, EBP, EBQ, EBS, ECW, EDT, EEA, EFG, EGB, EGC, EGD, EGF, EGR, EGS, EGT, EGU, EGV, EGW, EGX, EGY, EGZ, EHA, EHB, EHC, EHN, EKG, EKH, EKK, EKU, EKV, EKW, ELG, EMR, EMS, EMT, ENH, ENJ, ERS, ESP, ESV, EUH, EUQ, EUV, EUW, EVQ, EVR, EVS, EWP, EWQ, EWU, EWV, EWW, EWX, EWY, EWZ, EXA, EXB, EXD, EXE, EYD, EYE, EZH, EZJ, EZK, FBK, FBL, FBU, FBV, FBW, FBX, FBY, FCF, FCH, FCJ, FCK, FDR, FDS, FDT, FDU, FHK, FPR, FQL, GAX, GBU, GBV, GBW, GPK, GRJ, HPA, JDF, JDH, JDJ, JDK, JDM, JDN, JDP, JDQ, JDR, JDS, JDU, JDV, JDW, JDZ, JEG, JEH, JEJ, LCC, LKB, MZB, MZC, MZD, MZE, MZF, MZG, MZH, MZJ, PCM, PFS, QME, RNS

МКПП-5
0AH (MQ200)​

FVF, FZS, FZT, FZU, GPM, GUG, GXZ, HFN, JJS, JJT, JJU, JJV, JJW, JQX, KBQ, KHH, KHS, KLK, LBP, LBR, LBS, LBT, LBU, LBV, LBW, LHA, LHV, LJL, LMF, LNL, LPB, LSP, LSQ, LUT, MBQ, MBR, MBS, MBT, MBU, MBX, MBY, MHR, MHV, NHW, NNG, NNH, PCV, PKG, PKH, PNQ, QMF, QPJ, QQG, QTV, QYM, RGA, RGH, RGJ, RWM, SAN, SCS, SCT

МКПП-5
0AF (MQ200)​

FNH, FVH, FXQ, GJC, GJD, GQH, GVY, GYT, HCM, HFP, HHN, JHT, JHU, JHV, JHW, JHX, JSV, KHW, KKY, KQL, LDZ, LEG, LVN, LVP, LVQ, LVR, LVS, LVT, LVU, MJW, MKK, MYE, MYH, NMP, NNK, NNL, NNM, NVT, NVU, NVV, PAN, PBA, PBB, PRT, PST, PSU, PTA, PTB, QVH, RUQ, RZA, RZB, SCR, SHA, SLN, SNL

МКПП-5
012

AKL, AKM, AKN, AKS, ALP, ALR, AMK, AMR, AMS, AMV, AOD, AOE, APL, APM, ATG, ATR, AUF, AWD, AXA, AXB, AXC, AXD, AXE, AXF, AXG, AXH, AXJ, AXP, BAA, BE, BG, CAA, CAC, CCE, CCF, CCG, CDX, CDY, CER, CGS, CGT, CGU, CHH, CMA, CMR, CMS, CNW, CNX, CNY, CNZ, CPA, CPB, CPC, CPD, CPE, CPF, CPH, CPK, CPL, CPY, CSP, CSV, CSW, CSX, CSY, CTD, CTE, CTG, CTJ, CUA, CUR, CUS, CUT, CUX, CUY, CUZ, CVA, CVB, CVC, CVD, CVE, CVF, CVG, CVH, CVJ, CVK, CVL, CVM, CVQ, CWB, CXX, CXY, DBY, DCR, DDB, DDM, DHC, DHD, DHE, DHF, DHG, DHH, DHJ, DHK, DHL, DHM, DHN, DHP, DHR, DHS, DHT, DHU, DHV, DHW, DRE, DVN, DVP, DVQ, DVR, DVS, DVT, DVU, DVV, DVW, DVX, DZU, EDS, EEN, ENW, GBR, GFK, GFL, GFM, HFA

МКПП-6
0A8

FJW, FLB, FSM, GUC, HDS, JNC, JNF, JRX, JSA, KDV, KDW, KPB, KPC, KYA, KYB, LNK, NJU, NKL, NPA, PAZ, PEE, PEF, PEG, PNU, PRY, QDG, QDN, QQR

МКПП-6
02U (MQ200)​

МКПП-6
0DQ (MQ200)​

МКПП-6
02M

DQB, DRP, DRV, DRW, DXW, EDH, EDJ, EEJ, EFF, EFX, EFY, EGG, EHX, EKT, ERF, ERH, ERR, EUJ, FBS, FEK, FEM, FHA, FHB, FHC, FMH, FMJ, FMK, FML, FMM, FSR, FZQ, FZR, HVC, JNA, JNB, JND, JNG, JRV, JRW, JRY, JSB

МКПП-6
0AJ (MQ200)​

FVG, GJB, GMT, GPN, GQG, GVW, HBJ, HBL, HPB, JJX, JJY, JPG, KRG, LHX, LHY, LNY, MHS, MHT, MHU, MNZ, MYF, NBW, NBX, NBY, NBZ, PND, PRG, PRH, PRJ, PRK, PRL, QGG, QMG, QUZ, REK, RGK, RGL, RGM, RGN, RHS, RKC, RLP, RMJ, RUZ, SAQ, SED, SEE, SEF, SEG, SEH, SEJ, SEK, SEL, SEM, SEN

МКПП-6
02S (MQ250)​

FNB, FNC, FND, FNG, FQF, FYG, GLB, GPS, GQL, GQM, GQN, GQP, GRM, GSR, GSU, GXV, HGG, HGH, HGJ, HGK, HGL, HGM, HHS, HHT, HJM, HJN, HXP, HYG, JAU, JCK, JCL, JCM, JCN, JCP, JCQ, JDX, JWN, JWP, JWX, JXP, JXQ, JXR, JYG, JYH, JYJ, JYK, JYL, JYQ, KKP, KRX, KVT, KVV, KVW, KVX, KVY, KVZ, KWA, KWB, KWC, KWD, LKA, MAW, MCB, MDP, MFR, MHQ, MUE, MUF, MUG, MUH, MUJ, MXQ, MYP, NBH, NBJ, NBS, NMY, NTG, PEQ, PHG, PPJ, PTU, PTW, PVN, QBN, QBP, QCN, QJX, QMV, QPS, QPT, QSZ, QVE, QVX, QWP, QWQ, QWR, QWS, QWT, QWU, QWV, QWW, QWX, QWY, QWZ, QXA, QXB, QXC, QXD, QXE, QXF, QXG, QXH, QYS, QYT, RMH, RNA, RSD, RSE, RSF, RSG, RSH, RSJ, RSK, RSL, RSM, RSN, RSP, RSQ, RSR, RSS, RST, RSU, RSV, RSW, RXL, RZF, SAP

МКПП-6
02Q (MQ350)​

FUP, FUQ, FUR, FUS, FWZ, GNE, GQD, GQU, GRF, GUM, GVT, GVU, GXC, HCR, HDU, HDV, HJH, HJR, HJS, HJT, HJU, HJV, HJW, HJX, HJY, HVS, HVT, JES, JET, JLR, JLS, JLT, JLU, JLV, JLW, JLX, JLY, JLZ, JMA, JQN, JRA, JRB, JRC, JRD, JRE, JRF, JRG, JRH, JRJ, JRK, JRL, JRM, JYR, JYS, JYT, JYU, JYV, KDL, KDM, KDN, KDP, KDQ, KDR, KDS, KDT, KDU, KDX, KDY, KDZ, KNP, KNQ, KNR, KNS, KNT, KNU, KNV, KNW, KNX, KNY, KNZ, KPA, KRM, KRN, KRP, KRQ, KSC, KXD, KXU, KXV, KXW, KXX, KXY, KXZ, KZN, KZS, KZT, KZU, KZV, KZW, LHC, LHD, LMN, LNM, LNN, LNP, LNQ, LNZ, LPA, LPR, LPS, LPT, LWB, LWN, LWP, LWQ, LWR, MAX, MAY, MDL, MHA, MHE, MKH, MPG, MQW, MRV, MRW, MWS, MZU, NBK, NBL, NEH, NFH, NFJ, NFK, NFL, NFM, NFN, NFP, NFQ, NFR, NFU, NFV, NFW, NFX, NFY, NGA, NGB, NGC, NGD, NGE, NTE, NVH, PCL, PDA, PDB, PDD, PFL, PFM, PFN, PFV, PGS, PGT, PLQ, PLR, PNN, PNP, PNS, PTC, PTV, PYD, QCP, QCQ, QCR, QFY, QFZ, QGN, QMB, QQN, QTP, QTQ, QUH, QUJ, QXU, QXV, RAZ, REJ, RHT, RKN, RKP, RMR, RWL, SAK, SDW, SDX, SDY, SDZ

МКПП-6
0BB (MQ350)​

МКПП-6
01E

ABZ, ARX, CBD, CBL, CBM, CBN, CEP, CET, CGR, CMG, CRB, CXU, CYB, CYT, DGU, DGV, DKQ, DPG, DPH, DPJ, DPK, DPL, DPM, DPV, DPW, DQS, DQT, DSE, DSY, EAN, EAP, EAV, EAW, EDU, EEY, EHS, EHT, EHW, EKL, EKM, EKN, ELN, ELP, ELQ, ENK, ENT, ENU, ENV, ETH, ETJ, EXC, FCP, FDP, FGY, FGZ, FMG, FPN, FPP, FPW, FRE, FRF, FRG, FRH, FRJ, FRK, FRL, FRM, FRN, FRP, FRQ, FRR, FTE, FTF, FTG, FTH, FTJ, FTK, FTL, FTM, FTN, FTP, FTQ, FTR, FTS, FTT, FTU, FYF, FYT, FZV, FZW, FZY, GAZ, GBA, GBB, GBC, GBD, GBE, GDA, GDZ, GLX, GVS, HCN, HER, HHQ

МКПП-6
0A2

FZJ, GHA, GYG, HEN, HMC, HPE, HSL, HSU, HVD, HXR, JMC, JMD, JME

Коробка передач типа 02Q, ремонт МКПП Фольксваген 02Q

Обозначения коробок передач типа 02Q которые устанавливались на автомобили VAG:
FUP, FUQ, FUR, FUS, FWZ, GNE, GQD, GQU, GRF, GUM, GVT, GVU, GXC, HCR, HDU, HDV, HJH, HJR, HJS, HJT, HJU, HJV, HJW, HJX, HJY, HVS, HVT, JES, JET, JLR, JLS, JLT, JLU, JLV, JLW, JLX, JLY, JLZ, JMA, JQN, JRA, JRB, JRC, JRD, JRE, JRF, JRG, JRH, JRJ, JRK, JRL, JRM, JYR, JYS, JYT, JYU, JYV, KDL, KDM, KDN, KDP, KDQ, KDR, KDS, KDT, KDU, KDX, KDY, KDZ, KNP, KNQ, KNR, KNS, KNT, KNU, KNV, KNW, KNX, KNY, KNZ, KPA, KRM, KRN, KRP, KRQ, KSC, KXD, KXU, KXV, KXW, KXX, KXY, KXZ, KZN, KZS, KZT, KZU, KZV, KZW, LHC, LHD, LMN, LNM, LNN, LNP, LNQ, LNZ, LPA, LPR, LPS, LPT, LWB, LWN, LWP, LWQ, LWR, MAX, MAY, MDL, MHA, MHE, MKH, MPG, MQW, MRV, MRW, MWS, MZU, NBK, NBL, NEH, NFH, NFJ, NFK, NFL, NFM, NFN, NFP, NFQ, NFR, NFU, NFV, NFW, NFX, NFY, NGA, NGB, NGC, NGD, NGE, NTE, NVH, PCL, PDA, PDB, PDD, PFL, PFM, PFN, PFV, PGS, PGT, PLQ, PLR, PNN, PNP, PNS, PTC, PTV, PYD, QCP, QCQ, QCR, QFY, QFZ, QGN, QMB, QQN, QTP, QTQ, QUH, QUJ, QXU, QXV, RAZ, REJ, RHT, RKN, RKP, RMR, RWL, SAK, SDW, SDX, SDY, SDZ.

Замена масла в шестиступенчатой коробке передач типа 02Q (rus.) Фотоотчет

Устранние люфта первичного вала 6 ступенчатых коробок передач 02N, 02M, 02Q, 02Z и 0А5 (rus.) Фотоотчет
Признаки люфта: Плохая работа сцепления, затрудненное выключение первой передачи и заднего хода. В некоторых случаях невозврат педали сцепления. В основном проблема возникает после того как люди поездят с гремящим маховиком…

Замена масла в механической 6-ступенчататой коробке передач (GQN) на VW Touran (rus.) Фотоотчет

Шестиступенчатая кoрoбкa пeрeдaч 02Q (rus.) Заводское руководство по ремонту КПП 02Q.
Шестиступенчатая коробка передач 02Q, с буквенными обозначениеми коробки передач: HDV, GRF, FWZ устанавливалась на автомобили:
Volkswagen Golf 5 / Фольксваген Гольф 5 (1K1, 1K5)
Volkswagen Jetta 5 / Фольксваген Джетта 5 (1K2)
Volkswagen Golf Plus / Фольксваген Гольф Плюс (5M1)
Volkswagen Passat B6 / Фольксваген Пассат Б6 (3C2, 3C5)
Volkswagen Eos / Фольксваген Еос (1F7)
Skoda Octavia A5 Mk2 / Шкода Октавия А5 (1Z3)
Skoda Octavia Combi A5 Mk2 / Шкода Октавия Комби А5 (1Z5)
SEAT Leon Mk2 / Сеат Леон 2 (1P1) 2006 — 2013
SEAT Toledo / Сеат Толедо (5P2)
SEAT Altea / Сеат Алтеа (5P1) 2004 — 2015
SEAT Altea XL / Сеат Алтеа XL (5P5)
Audi A3 / Ауди А3 (8P1, 8PA)
Содержание (группы ремонта): 00 — Технические данные, 30 — Сцепление, 34 — Управление переключением передач, картер, 35 — Шестерни, валы, 39 — Контроль механизма переключения передач. 183 страницы. 37 Mb.

Manual Transmission 6-speed 02Q Repair Manual (eng.) Руководство по ремонту МКПП 02Q. Редакция 02.2016
Шестиступенчатая коробка передач 02Q с буквенными обозначениеми: NBL, PFN устанавливались на автомобили:
Volkswagen Golf 7 / Фольксваген Гольф 7 (код модели: 5G1, BA5, AU1) 2013 —
Volkswagen Jetta / Фольксваген Джетта (код модели: 163) 2015 —
Skoda Octavia 3 A7 / Шкода Октавия 3 А7 (5E3, 5E5)
Skoda Octavia 3 Russia A7 / Шкода Октавия 3 Россия А7 (NL3)
SEAT Leon 3 / Сеат Леон 3 (код модели: 5F1, 5F5, 5F8) 2014 —

Комбинации двигателей и коробок передач 02Q:
КПП 02Q с кодами: NBL устанавливалась на двигатели 2.0L — 155 kW и 2.0L — 110 kW Turbo diesel
КПП 02Q с кодами: PFN устанавливалась на двигатели 2.0L — 110 kW Turbo diesel
Содержание (группы ремонта): 00 — Technical data, 30 — Clutch, 34 — Controls, housing, 35 — Gears, shafts, 39 — Final drive — differential.
231 страница. 10 Mb.

Volkswagen Passat B6 2005->: Ручная коробка переключения передач и сцепление (rus.) 5 — ступенчатые коробки 0AH, 0A4 и 6 — ступенчатые коробки 0AJ, 02S, 02Q.

Volkswagen Passat B6 2005 — : Механическая шестиступенчатая коробка передач 02Q и сцепление (rus.) Руководство по ремонту.

Volkswagen Touran 2003 — : 6-ступенчатая коробка передач 02Q (rus.) Руководство по ремонту.

Skoda Octavia II 2004->: Коробка передач 02Q (rus.) Шестиступенчатая коробка передач 02Q (буквeннoe oбoзнaчeниe HDV): снятие и установкa кoрoбки пeрeдaч, сцeплeниe, упрaвлeниe пeрeключeниeм пeрeдaч, кaртeр, кoлeca, вaлы, глaвнaя пeрeдaчa, диффeрeнциaл.

Volkswagen Jetta 2005->: Ремонт 6-ти ступ. механической коробки передач 02Q и сцепления (eng.) Код коробки: GVT. Transmission identification, Clutch mechanism servicing, Selector mechanism servicing, Transmission removing and installing, Transmission oil checking, Transmission disassembling and assembling, Transmission housing servicing, Clutch housing servicing, Selector mechanism on transmission side, Shift forks servicing, Input shaft, Output shaft 1st to 4th gear, Output shaft 5th/6th and reverse gear, Seals for flange shafts with transmission installed replacing, Differential. 247 страниц.

Volkswagen Golf Variant 2007 -> Golf Variant 2010 -> Jetta 2005 -> Jetta 2011 -> 6-speed manual gearbox 02Q (eng.) Заводское руководство по ремонту МКПП 02Q.
Ручная 6-ти ступенчатая коробка передач 02Q с буквенными обозначениями коробок передач: GRF, GVT, GXC, HDV, HVS, KNQ, KNS, KNU, KNY, KRM, KXZ, KZS, LHD, LNN, NFN, NFP, MDL устанавливалась на автомобили: VW Golf 5 / VW Jetta 5 (1K), VW Golf Plus (5M), VW Passat B6 (3C), VW Passat CC (35), VW Touran (1T), VW Golf 6 (5K), VW Golf Variant (AJ5), VW Eos (1F), VW Scirocco (137), VW Caddy 2 (2K), VW Golf Plus (521), VW Jetta (162), VW Beetle Cabrio (5C), VW Passat B7 (36), VW Caddy 3 (2C), VW Caddy 4 (SA), Skoda Octavia A5 (1Z), Skoda Superb 2 (3T), Skoda Yeti (5L), Audi A3 (8P), SEAT Altea (5P), SEAT Leon Mk2 (1P), SEAT Toledo (5P).
Содержание (группы ремонта): 00 — Technical data, 30 — Clutch, 34 — Controls, housing, 35 — Gears, shafts, 39 — Final drive — differential. 246 страниц.

Audi TT 2007 -> 6-speed manual gearbox 02Q (eng.) Заводское руководство по ремонту МКПП 02Q.
Ручная 6-ти ступенчатая коробка передач 02Q с буквенными обозначениями коробок передач: JLV, JYV, KDP, KNT, KZN устанавливалась на автомобили: VW Golf 5 / VW Jetta 5 (1K), VW Eos (1F), Audi A3 (8P), Audi TT (8J).
Содержание (группы ремонта): 00 — Technical data, 30 — Clutch, 34 — Controls, housing, 35 — Gears, shafts, 39 — Final drive — differential. 261 страница.

VW Golf 5, VW Golf Plus, VW Passat B6, VW Eos: Ремонт механической коробки передач 02Q (eng.) 6 Spd. Manual Transmission 02Q. Коды коробок: FUP, GRF, GXC, GVT, HDV, FUR, HVS, HDU, HDV, HVS, JRD. Transmission identification, Powertrain, overview, Clutch mechanism (Rabbit and Golf Plus), servicing, Clutch mechanism (Passat and Eos), servicing, Clutch release mechanism, Selector mechanism, Transmission removing and installing (VW Golf 5 / Rabbit , VW Golf Plus, VW Passat B6, VW Eos), Transmission, disassembling and assembling, Manual Transmission — Gears, Shafts, Final drive, Differential.

6-Speed Manual Transmission 02Q, Repair Manual (eng.) Руководство по ремонту МКПП 02Q. Редакция 05.2013
VW Golf Variant 2007 ➤ Golf Variant 2010 ➤ Jetta 2005 ➤ Jetta 2011 ➤
Двигатели с буквенным обозначением: BPY, CCTA, CBFA, CBEA, CJAA, CPLA, CPPA.
Шестиступенчатая коробка передач 02Q с буквенными обозначениеми: GRF, GVT, GXC, HDV, HVS, JLU, JLW, JMA, KDN, KDQ, KDS, KNS, KNU, KNY, KRM, KXX, KXZ, KZS, LHD, MDL, NFN, NFP, PDA (для переднеприводных автомобилей) и FWZ, JLS, JYS, KDX, KNQ, KXV, LNN (для полноприводных автомобилей) устанавливались на автомобили:
Volkswagen Passat B7 / Фольксваген Пассат Б7 (362, 365) 2011 — 2015
Volkswagen Passat B6 / Фольксваген Пассат Б6 (3C2, 3C5) 2006 — 2010
Volkswagen Passat CC / Фольксваген Пассат СС (357, 358) 2009 — 2015
Volkswagen Golf 6 / Фольксваген Гольф 6 (код модели: 5K1, AJ5) 2009 — 2013
Volkswagen Jetta 6 / Фольксваген Джетта 6 (код модели: 162, 163) 2010 — 2014
Volkswagen Golf 5 / Фольксваген Гольф 5 (код модели: 1K1, 1K5) 2004 — 2009
Volkswagen Jetta 5 / Фольксваген Джетта 5 (код модели: 1K2) 2005 — 2010
Volkswagen Touran / Фольксваген Туран (1T1, 1T2) 2003 — 2010
Volkswagen Golf Plus / Фольксваген Гольф Плюс (код модели: 521) 2009 — 2014
Volkswagen Golf Plus / Фольксваген Гольф Плюс (код модели: 5M1) 2005 — 2009
Volkswagen Caddy 4 / Фольксваген Кадди 4 (SAA, SAB, SAH, SAJ) 2016 —
Volkswagen Caddy 3 / Фольксваген Кадди 3 (2CA, 2CB, 2CH, 2CJ) 2011 — 2015
Volkswagen Scirocco / Фольксваген Сирокко (137) 2008 — 2014
Volkswagen Eos / Фольксваген Еос (код модели: 1F7, 1F8) 2006 — 2016
Skoda Octavia 2 A5 / Шкода Октавия А5 (код модели: 1Z3, 1Z5, 933) 2004 — 2013
Skoda Superb 2 / Шкода Суперб 2 (код модели: 3T4, 3T5) 2008 — 2015
Skoda Yeti / Шкода Йети (код модели: 5L7, 5L6) 2010 — 2015
Audi A3 / Ауди А3 (код модели: 8P1, 8PA, 8P7) 2003 — 2012
SEAT Altea / Сеат Алтеа (код модели: 5P1, 5P5, 5P8) 2004 — 2015
SEAT Leon Mk2 / Сеат Леон 2 (код модели: 1P1) 2006 — 2013
Содержание (группы ремонта): 00 — Technical data, 30 — Clutch, 34 — Controls, housing, 35 — Gears, shafts, 39 — Final Drive and Differential.
427 страниц. 11 Mb.

Gearbox 02Q and 0FB, Workshop Manual (eng.) Руководство по ремонту МКПП 02Q и 0FB. Редакция 06.2014
Механическая коробка передач 0FB имеет меры усиления вблизи выходного вала с 1-й по 4-ю передачу и предназначена для передачи момента до 380 Нм.
Шестиступенчатая коробка передач 02Q с буквенными обозначениеми коробки передач: GRF, HDV, GVT, JLU, JLW, JMA, KDN, KDQ, KDS, KNS, KNU, KNY, KXX, KXZ, KZS, LHD, NFP, NFN, FWZ, JLS, JLR, KDX, KDL, KNP, KNQ, KSC, KXU, KXV, LHC, LNN, LNM, NFR, NFQ, NFR, PFL, PFN, NBK, PNN, MRV, PFM, PGS, KNS, NFU, NGD, KNW, KXY, NFM, NFV, NGC, KRN. и шестиступенчатая коробка передач 0FB, с буквенными обозначениеми коробки передач: PDT устанавливались на автомобили:
Volkswagen Golf 7 / Фольксваген Гольф 7 (5G1, BA5)
Volkswagen Golf 6 / Фольксваген Гольф 6 (5K1)
Volkswagen Golf 5 / Фольксваген Гольф 5 (1K1, 1K5)
Volkswagen Jetta 5 / Фольксваген Джетта 5 (1K2)
Volkswagen Golf Plus / Фольксваген Гольф Плюс (5M1)
Volkswagen Passat B6 / Фольксваген Пассат Б6 (3C2, 3C5)
Volkswagen Passat B7 / Фольксваген Пассат Б7 (362, 365)
Volkswagen Passat CC / Фольксваген Пассат СС (358)
Volkswagen Touran / Фольксваген Туран (1T1, 1T2, 1T3)
Volkswagen Scirocco / Фольксваген Сирокко (138)
Volkswagen Caddy 4 / Фольксваген Кадди 4 (SAA, SAB, SAH, SAJ)
Volkswagen Caddy 3 / Фольксваген Кадди 3 (2CA, 2CB, 2CH, 2CJ)
Volkswagen Eos / Фольксваген Еос (1F7)
Skoda Octavia A5 Mk2 / Шкода Октавия А5 (1Z3, 1Z5)
Skoda Octavia 3 A7 / Шкода Октавия 3 А7 (5E3, 5E5)
Skoda Octavia 3 Russia A7 / Шкода Октавия 3 Россия А7 (NL3)
Skoda Yeti / Шкода Йети (5L6, 5L7)
Skoda Superb 2 / Шкода Суперб 2 (3T4, 3T5)
SEAT Leon Mk2 / Сеат Леон 2 (1P1) 2006 — 2013
SEAT Leon Mk3 / Сеат Леон 3 (5F1)
SEAT Toledo / Сеат Толедо (5P2)
SEAT Altea / Сеат Алтеа (5P1, 5P5)
Audi A3 / Ауди А3 (8P1, 8PA)
Audi A3 / Ауди А3 (8V1, 8V7, 8VA, 8VS)
Audi TT Mk2 / Ауди ТТ 2 (8J3, 8J9)
Audi TT Mk3 / Ауди ТТ 3 (FV3, FV9)
Содержание (группы ремонта): 00 — Technical data, 30 — Clutch, 34 — Controls, housing, 35 — Gears, shafts, 39 — Final drive — differential.
392 страницы. 12 Mb.

Как здесь найти нужную информацию?
Расшифровка заводской комплектации автомобиля (англ.)
Расшифровка заводской комплектации VAG на русском!
Диагностика Фольксваген, Ауди, Шкода, Сеат, коды ошибок.

Если вы не нашли информацию по своему автомобилю — посмотрите ее на автомобили построенные на платформе вашего авто.
С большой долей вероятности информация по ремонту и обслуживанию подойдет и для Вашего авто.

Виды коробок передач. Какая лучше

Каждый водитель наверняка помнит слова своего первого инструктора. «Прежде чем повернуть ключ зажигания, убедись, что авто стоит на нейтральной передаче». В данной статье будут рассмотрены виды коробок передач, их отличия друг от друга, преимущества и недостатки, а так же сфера применения.

Усреднено, коленчатый вал двигателей большинства легковых автомобилей имеет рабочие обороты от 800 до 8000 в минуту. При этом, пик мощности приходится на четыре – пять тысяч оборотов. Безусловно, такой диапазон угловых скоростей не отвечает условиям эксплуатации любого колесного транспортного средства в целом и легковых автомобилей в частности.
МКПП

МКПП
Основное назначение автомобильной коробки передач – изменение частоты вращения, а так же крутящего момента, передаваемого от коленвала двигателя к ведущим колесам транспортного средства.
Первым узлом такого рода стала механическая коробка передач. Бытует такое мнение, что слово «механическая» попало в название агрегата из за неправильно понятого сокращения, принятого в англоязычной технической литературе. Буквы MT обозначают manual transmission, что означает «ручная, переключаемая рукой передача», а вовсе не mechanical – механическая.

Как это работает

Проще всего пояснить принцип действия данного узла на примере работы механической коробки передач. По сути, МКП это многоступенчатый понижающий редуктор, собранный по трехвальной, а реже по двухвальной схеме. Первичный, или ведущий вал посредством сцепления соединен с маховиком ДВС. Вторичный, или ведомый вал имеет жесткое соединение с карданным валом автомобиля. Третий, промежуточный, вал необходим для передачи оборотов от ведущего вала к ведомому. Валы располагаются параллельно друг другу и собраны в едином корпусе.
как работает механика

как работает механика
На ведущем валу располагается шестерня, передающая движение промежуточному валу. Промежуточный вал оснащен блоком мертво закрепленных шестерен, часто изготовленных как единое целое. Шестерни ведомого вала расположены в щлицах оси или специальных ступицах. Между ними располагаются муфты включения передач, которые вращаются вместе с валом, но способны передвигаться по его продольной оси. Шестерни и муфты ведомого вала могут взаимодействовать друг с другом при помощи зубчатых венцов на своих торцевых поверхностях.

При включении какой либо передачи, кроме заднего хода, муфта, ответственная за ее включение соединяется с соответствующей шестерней и блокирует ее. Двигаясь как единое целое, ведомый вал передает вращение на карданный.
Поступательное движение муфте сообщает водитель транспортного средства, воздействуя на нее при помощи ручки переключения передач, взаимодействующей с вилками и ползунами коробки.

Четырехступенчатая коробка передач и схема ее работы

Цветом выделены:

  • Первичный вал – оранжевый
  • Вторичный – желтый
  • Промежуточный – серый

Цифро-буквенные обозначения указывают на номер передачи и задний ход.
Нейтральное положение и включение первой передачи
включение первой передачи

включение первой передачи

Пятиступенчатая коробка передач

Видеоролик, который демонстрирует принцип работы.

Несинхронизированые механические коробки передач

Скорости вращения шестерен ведомого вала значительно отличаются одна от другой. В этом случае, при попытке переключения передачи муфта просто не сможет соединиться с требуемой шестерней, а зубчатый венец будет разрушен. Для приблизительного уравнивания скоростей вращения шестерни и муфты используется прием под названием «двойной выжим». При переключении на более высокую передачу, водитель сначала выжимает сцепление, затем переводит рычаг переключения в нейтральное положение. Промежуточный вал, а следовательно, и ведомый, прекращают вращение. Затем отпускает сцепление, выжимает и включает нужную передачу.

При переключении с повышенной передачи на пониженную водителю необходимо провести подобные манипуляции, но в момент, когда коробка выключена, следует нажать на педаль акселератора. Этот прием называется «двойной выжим с перегазовкой».
Несинхронизированные МКП использовались в легковых автомобилях вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Сегодня они используются исключительно в спортивных машинах, и вот по каким причинам:

  1. Скорость переключения выше, чем у синхронизированных аналогов
  2. Лучше переносят ударные высокие нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации

Синхронизированные МКП

Данные типы коробок передач оснащены дополнительными элементами – синхронизаторами. Шестерни, располагающиеся на ведомом валу, имеют конусную торцевую поверхность. Между каждой шестерней и муфтой переключения находится бронзовое кольцо – синхронизатор. Начиная движение, муфта подхватывает кольцо и прижимает его к торцевой поверхности шестерни. За счет трения, скорости вращения шестерни и муфты уравниваются, после чего происходит их окончательное соединение с помощью зубчатого венца. На сегодняшний день все современные автомобили, на которых стоит 4-х, 5-ти или 6-ти ступенчатая МКП, оснащены синхронизаторами.

История развития МКП, от Ford T до Bugatti Veyron

Со времен появления первого автомобиля и по наши дни конструкторы используют следующие типы МКП:

  • 2-х ступенчатая планетарная коробка стояла на знаменитом Ford T, чей выпуск начался в 1908 году.
  • 3-х ступенчатая МКП появилась в 1920 году. Просуществовала до конца 60-х годов двадцатого века. Встречается на раритетных автомобилях, находящихся в частных коллекциях.
  • Четырехступенчатая МКП появилась на свет всего на три года позже трехступенчатой. Но из за отсутствия синхронизаторов плохо выдерживала ударные нагрузки при использовании неопытным водителем. Большинство производителей устанавливали на свои автомобили трехступенчатую МКП, четырехступенчатая считалась спортивной опцией.
    планетарный механизмпланетарный механизм
  • Пятиступенчатая коробка передач появилась в 70-х годах прошлого столетия, а уже через десять лет ей оснащалось подавляющее большинство легковых автомобилей.
  • 6-ти, 7-ми, 8-ми ступенчатые коробки разрабатывались с 2000 года, и на данный момент устанавливаются на автомобили Элит класса. К примеру, 5-ти ступенчатая коробка, оснащенная двумя дополнительными передачами Overdrive, стоит на BMW M5.

Автоматические и полуавтоматические коробки передач

Несмотря на потрясающие возможности современных коробок передач, их конструкция основана на той же, проверенной временем МКП. Изменения затронули привод переключающих муфт и способ передачи крутящего момента от коленвала двигателя на ведущий вал коробки, в остальном же схема осталась неизменной.

Отдельным рядом стоят устройства под названием вариаторы, их принцип действия будет рассмотрен отдельно.
Автоматическая коробка передач или АКПП состоит из гидротрансформатора и обычной 5-ти или 6-ти ступенчатой МКП. Роль гидротрансформатора заключается в плавном выравнивании скоростей вращения ведущего и коленчатого валов. По достижении нужной скорости блокировочная муфта переводит гидротрансформатор в режим гидромуфты. За работу АКПП отвечает электронный блок управления.
полуавтоматическая коробка передач (робот)

полуавтоматическая коробка передач (робот)
Роботизорованная коробка передач представляет собой МКП, в которой функции переключения передач и выключения сцепления полностью автоматизированы. Электронный блок управления и электромеханические сервоприводы справляются с поставленной задачей не хуже профессионального гонщика.

Сравнительная характеристика видов коробок передач

Большинство неофитов, выбирающих свой первый автомобиль, задаются вопросом – какую коробку выбрать? Механику или автомат. А, может, робот? Четырехступенчатая механика не котируется, нужна как минимум, пятиступенчатая коробка передач. Или 7G-Nronic.

Какая коробка передач лучше – зависит исключительно от условий эксплуатации.

АКПП прекрасно себя зарекомендовала при городской езде. 5-ти или 6-ти ступенчатая, обеспечивающая плавный ход автомобиля, избавляющая водителя от частого переключения передач вовремя езды в вечерних «тянучках». Бывают экземпляры и с восемью ступенями. Но всякий комфорт имеет свою цену. Повышенный расход топлива и медленный разгон автомобиля – умеренная плата за возможность отдохнуть во время пути домой.

Роботизированные коробки предоставляют своим хозяевам практически тот же уровень комфорта. Расход топлива держится на уровне механики, но вот скорость срабатывания оставляет желать лучшего. Изготавливаются роботы на основе современных 5-ти или 6-ти ступенчатых МКП. Прекрасный вариант для городской машины и езды на дальние расстояния по гладкой дороге.

Механическая четырехступенчатая коробка звезд с неба не хватает, но прекрасно выполняет свое основное предназначение. Различные типы 5-ти и 6-ти ступенчатых коробок помотают с непривычки нервы в городе, но прекрасно покажут себя на трассе, поддерживая оптимальный режим работы двигателя.

Что же важнее – комфорт в городе или могучий рывок на трассе, каждый должен решить для себя.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о