Муфта храповая – ГОСТ Р 50371-92 Муфты механические общемашиностроительного применения. Термины и определения, ГОСТ Р от 21 октября 1992 года №50371-92

Статья на тему «Муфты свободного хода»

Описание

Муфты свободного хода

           Муфты свободного хода используются для передачи движения только в дном направлении, которое обеспечивается за счет сцепления полумуфт при определенном направлении их относительного вращения, и автоматически прекращается за счет расцеплении полумуфт, при изменении их относительного вращения на противоположное. При этом существуют исполнения муфт свободного хода, которые обеспечивают суммирование несколько вращений в различном направлении и с различной скоростью. Функциональные возможности муфты свободного хода определяют область ее примене-ния. В настоящее время для автоматического включения и отключения привода при изме-няющихся условиях его работы муфты свободного хода применяются практически во всех областях техники и особенно в машиностроении. Существуют следующие виды муфт свободного хода: фрикционные, храповые, кулачковые и специальные. Кроме того муфты свободного хода могут применяться вместе с другими видами муфт, в том числе, соединительными, предохранительными и сцепными. К фрикционным муфтам свободного хода относятся следующие виды муфт: роликовые, шариковые и клиновые (эксцентриковые) муфты. Наибольшее распространение, прежде всего, по причине своей простоты и надежности, получили роликовые муфты свободного хода, которые делятся на следующие типы: одностороннего действия, двустороннего действия, реверсивные муфты.

1. Роликовые муфты свободного хода одностороннего действия

             Роликовые муфты свободного хода одностороннего действия применяются для привода механизма, который совершают периодическое движение с выстоями. В станкостроении и в других отраслях промышленности широкое распространение получили роликовые муфты свободного хода (обгонные муфты), конструкция и типоразмеры которых определены нормалью МН3 – 61, согласно которой данный тип муфт имеет следующие исполнения:
− исполнение I с тремя роликами (см. Рис. 1а),
− исполнение II c пятью роликами (см. Рис. 1б).

Рис 1 Конструкция роликовой обгонной муфты одностороннего действия по         МН 3 – 61 исполнение I и II

        На Рис 1а показана конструкция обгонной муфты одностороннего действия исполнения I по МН 3 – 61. Она содержит звездочку 1, обойму 2, комплект роликов 3 и прижимные устройства, выполненные в виде подпружиненных толкателей 4. Ролики 3 расположены в клиновых пазах образованных внутренней цилиндрической поверхностью обоймы 2 и клиновыми скосами звездочки 1, при этом угол клина выполняется в пределах самоторможения a = 6 – 8 град. Осевое положение роликов 3 ограничено установленными с обеих сторон шайбами 5, положение которых на ступице звездочки 1 фиксируется стопорными кольцами 6, а в образовавшееся при этом пространство, при сборке муфты, закладывается консистентная смазка, обеспечивающая ее надежную работу. Для получения постоянных по величине углов заклинивания роликов рабочая контактная поверхность звездочки делается не плоской, а цилиндрической, эксцентричной, или профилируется по логарифмической спирали.

Работает муфта следующим образом. При вращении ведущей звездочки 1 по часовой стрелке происходит заклинивание роликов 3 в клиновых пазах муфты и движение передается ведомому элементу привода. Ведущим звеном может быть и обойма 2, но тогда она должна вращаться против часовой стрелки. Обгонная муфта с тремя роликами применяется для передачи небольших крутящих моментов при скорости не более 5 м/с
При использовании обгонной муфты исполнения II по МН 3 – 61 работающей в условиях высоких скоростей и передачи больших крутящих моментов, в зоне контакта звездочки 1 с роликами 3 устанавливаются твердосплавные вставки 7, которые запрессовываются в соответствующие пазы звездочки (см. Рис 2). В остальном конструкция муфты аналогична конструкции муфты показанной на Рис 1б.

Рис 2 Конструкция роликовой обгонной муфты одностороннего действия
исполнения II по МН 3 – 61 с твердосплавными вставками

       Если на обойме обгонной муфты устанавливается зубчатое колесо, звездочка или шкив, на которые в процессе работы передачи действуют осевые нагрузки, то в состав муфты вводятся подшипники, которые в данном случае являются опорами, воспринимающими эти нагрузки и тем самым разгружающие обгонную муфту, которая в этом случае передает только крутящий момент. При этом эти опорные подшипники позволяют обеспечить требуемую величину радиального и торцевого биения, зубьев колеса и звездочки и канавок шкива, величина которых оговаривается соответствующими стандартами. На Рис 3 показана конструкция обгонной муфты, на обойме которой установлено зубчатое колесо. Она содержит звездочку 1, закрепленную посредствам шпоночного соединения на ведущем валу 2, который расположен в станине машины на подшипниках 3, обойму 5, запрессованную в отверстие зубчатого колеса 6, которая расположена на подшипниках 4 на посадочных поверхностях звездочки 1, при этом между обоймой 5 и звездочкой 6 находятся ролики 9, которые контактируют с твердосплавными вставками запресованными в пазы звездочки 1. Осевое положение роликов 9 контролируется шайбами 11, которые поджаты внутренними кольцами подшипников 4, при этом наружные кольца последних зафиксированы в отверстии обоймы 5 посредствам стопорных колец 8. На валу 2 установлена шайба 7 торцевого крепления муфты, которая упирается во внутреннее кольцо правого подшипников 4.

Рис 3 Конструкция обгонной муфты, на обойме которой установлено
зубчатое колесо.

           Помимо вариантов конструктивного исполнения роликовых муфт свободного хода одностороннего действия показанных на Рис. 1, 2, 3 применяются:
− муфты с наружной звездочкой,
− многороликове муфты,
− муфты с коническими роликами,
− муфты с косорасположенными роликами.
− муфты с эксцентриковыми роликами,

          В данном разделе статьи приводятся примеры конструктивного исполнения всех вышеперечисленных типов роликовых муфт, а также рассматриваются  особенности реверсивных роликовых муфт свободного хода и муфт двустороннего действия.

   

5. Клиновые муфты свободного хода

          Основное отличие конструкции клиновой (эксцентриковой) муфты свободного хода от роликовой заключается в том что элементом заклинивания вместо роликов служит эксцентриковый сегмент (клиновой ползун), располагающийся между внутренней и наружной обоймами муфты. Именно это отличие послужило тому, что в последе время клиновые муфты свободного хода все чаще применяются в различных приводах и механизмах. Это объясняется тем, что при одинаковых габаритных размерах они обладают более высокой нагрузочной способностью и износостойкостью чем обгонные муфты с заклинивающими элементами, выполненными в виде роликов или шариков, а также основные конструктивные элементы клиновой муфты более просты в изготовлении. При этом клиновые муфты имеют более низкий КПД, поскольку при обгоне между наружной и внутренней обоймами муфты имеет место трение скольжения, вместо трения качения в роликовых обгонных муфтах, что достаточно часто не является определяющим критерием целесообразности применения данного типа обгонной муфты. Рассмотрим варианты конструктивного исполнения клиновых муфт.

Рис 25 Конструкция эксцентриковой муфты свободного хода.

          На Рис 25 показана конструкция эксцентриковой муфты свободного хода. Она содержит диск 3, установленный на кривошипной шейке 2 ведущего вала 1, взаимодействующий посредствам выступа 8 с пазом крестовины 5, которая в свою очередь посредствам своего выступа 9, взаимодействует с пазом 10 ведомого вала 6, фланец которого жестко соединен с обоймой 4, установленной с возможностью свободного вращения на валу 1. Между диском 3 и обоймой 4 установлена клиновой ползун 13, рабочие поверхности которого образованы эксцентрично расположенными окружностями, прижатыми к наружной поверхности диска 3 и внутренней поверхности обоймы 4 с помощью пружины 11 расположенной между упором 12, закрепленным на валу 1, и нижней плоскостью клинового ползуна 13.

Работает эксцентриковая муфта свободного хода следующим образом. При  вращении ведущего вала 1 по часовой стрелке его эксцентрик 2 воздействует на диск 3, перемещению которого в радиальном направлении препятствует клиновой ползун 13. Угол клина ползуна 13 меньше удвоенного угла трения, что исключает его поворот относительно обоймы 4 под действие радиальной силы, приложенной со стороны диска 3. Повороту диска 3 относительно обоймы 4 препятствует крестовина 5, что в конечном результате приводит к заклиниванию клинового ползуна 13 между диском 3 и обоймой 4, и вращению их как единое целое, по часовой стрелке и передаче крутящего момента от ведущего вала 1 к ведомому валу 6. При вращении ведущего вала 1 против часовой стрелки, диск 3 отходит от клинового ползуна 13, который, при этом, будучи поджат пружиной 11, поворачивается вслед за ведущим валом 1, в результате чего муфта расклинивается и не передает крутящий момент.

          В данном разделе статьи приведены варианты конструктивного исполнения клиновых муфт свободного хода

6. Храповые муфты свободного хода

            Храповые муфты свободного хода отличаются от рассмотренных ранее тем, что заклинивание в них обеспечивается сцеплением зубьев храпового колеса с расположенными по окружности собачками, шарнирно установленными на наружной обойме муфты. Они могут передавать значительный крутящий момент, но в силу своей конструкции они способны надежно работать только при невысоких скоростях вращения соединяемых ва-лов и поэтому обычно применяются в тихоходных приводах. Рассмотрим их конструктивные особенности.

Рис 30 Конструкция храповой муфты свободного хода

        В данном разделе статьи приведены варианты конструктивного исполнения храповых муфт свободного хода

7. Кулачковые муфты свободного хода

         Кулачковая муфта свободного хода состоит из двух полумуфт неподвижной и подвижной в осевом направлении, при этом последняя поджата пружиной(ми) к первой, а одна из контактирующих поверхностей их кулачков выполнена наклонной. Кулачковые муфты, из всех видов муфт свободного хода, способны передавать максимальный крутящий момент, но при этом, они используются в основном в тихоходных приводах, по-скольку при высоких скоростях вращения при переходе муфты из режима обгона в рабочий режим между кулачками возникают значительные ударные нагрузки. Рассмотрим конструктивные особенности кулачковых муфт свободного хода.

            В данном разделе статьи приведены варианты конструктивного исполнения кулачковых муфт свободного хода

8. Специальные муфты свободного хода

            В ряде случаев для выполнения специфических требований задачи на проектирование рассмотренные типы муфты свободного хода (роликовые, клиновые. и т. д.) не подходят. В этом случае они оснащаются дополнительными устройствами, или создается полностью оригинальная конструкция муфты. Поскольку такие муфты свободного хода, не возможно классифицировать, отнеся к известным типам, их относят к специальными муфтам свободного хода. При создании специальных муфт свободного хода решаются следующие инженерные задачи:

− повышение нагрузочной способности,
− повышение долговечности за счет компенсации износа,
− упрощение конструкции и уменьшения габаритных размеров муфты.

              В  данном разделе статьи приведены варианты конструктивного исполнения специальных муфт свободного хода

9. Рекомендации по проектированию муфт свободного хода

         Если при проектировании механизма, или привода возникает необходимость встраивания в него муфты свободного хода, то наиболее простым и надежным решением является использование покупной муфты, изготавливаемой серийно специализированным предприятием, что намного сокращает сроки проектирования и изготовления, хотя на первый взгляд может показаться, что стоимость этой муфты необоснованно завышена, но это далеко не так, поскольку поставщик предлагает изделие имеющее отработанную конструкцию и гарантирует его надежную работу. Так, например, по своим техническим параметрами и условиям эксплуатации муфты свободного хода, включенные в нормаль МН – 3 – 61 могут быть использованы в широком спектре различных агрегатов и узлов машин, и применять их целесообразно по вышеуказанным причинам, тем более, что они обеспечивают стабильную работу, как при ведущей звездочке, так и при ведущей наружной обойме. Но применение их в тяжело нагруженных и высокоскоростных механизмах не всегда возможно, поэтому появляется не необходимость создания оригинальной конструкции муфты свободного хода, которая должна встраиваться в ограниченное пространство, размеры которого определяются общей конструкцией и компоновкой создаваемого технического объекта.
Для обеспечения наиболее эффективного процесса проектирования обгонной муфты требуется, прежде всего, правильно выбрать ее вид, при этом необходимо учитывать следующие основополагающие факторы:
− передаваемый муфтой момент,
− быстродействие муфты (скорость заклинивания и расклинивания),
− размеры пространства, в котором должна размещаться муфта,
− специальные требования, предъявляемые к муфте механизмом, или приводом, в состав которого она входит,
− технологические возможности производства, в условиях которого будет   изготавливаться муфта и планируемые объемы ее изготовления.
При выборе вида муфты свободного хода способной передавать большой крутящий момент при ограниченных габаритных размерах необходимо учитывать, что для этого, прежде всего, необходимо использовать муфту, заклинивающие элементы которой обладающие высокой нагрузочной способностью. Такими муфтами являются муфты свободного хода с эксцентриковыми роликами и кулачковые муфты, но при этом, кулачковые муфты при работе создают достаточно высокий уровень шума, и обеспечивают надежную работу только при скорости вращения не более 120об/мин, а муфты свободного хода с эксцентриковыми роликами имеют высокую трудоемкость изготовления и требуют наличия у производителя специального оборудования и оригинальной оснастки. В тоже время роликовые муфты свободного хода при определенных доработках их конструкции, по сравнению с нормалью МН – 3 – 61, также способны передавать значительные крутящие моменты и обеспечивать стабильную работу при высоких скоростях. Клиновые (эксцентриковые) муфты свободного хода также способны передавать большие крутящие моменты, но при этом они имеют более высокие потери при холостом ходе в режиме обгона, чем роликовые муфты, а также обладают непостоянным временем заклинивания и расклинивания, на которое влияет непостоянство коэффициента трения скольжения между заклинивающими элементами. При выборе вида муфты свободного хода, обеспечивающего высокое быстродействие (заклинивание и расклинивание), нужно иметь в виду, что большинство из них включает несколько элементов заклинивания (комплект роликов), одновременность работы которых и определяет быстродействие, и в значительной степени зависит не только от их конструкции, но от точности изготовления всех деталей муфты участвующих в работе при заклинивании и расклинивании муфты. К специальным требованиям, предъявляемым к муфтам свободного хода проектируемым техническим объектом в состав которого они входит, относятся: ограничения по уровню шума, предельно допустимая величина потерь холостого хода при работе муфты в режиме обгона, место расположения муфты (вертикальное, горизонтальное) , требование по наличию или недопустимости смазки и т. д , которые также необходимо учитывать при выборе вида муфты. Например, роликовые муфты свободного хода, конструкция которых определена МН – 32 – 1, обеспечивают стабильную и долговечную работу только при горизонтальном расположении, а при вертикальном расположении требуют введения дополнительных конструктивных элементов. Специфические требования предъявляются к муфтам свободного хода с частыми включениями, муфтам с продолжительным свободным ходом, а также к муфтам, передающим большие крутящие моменты.

9.1 Роликовые муфты свободного хода.

         Проектировании роликовой муфты свободного хода, при заданной величине крутящего момента, который она должна передавать, начинается с определения диаметра внутренней рабочей поверхности обоймы D (см. Рис. 41), осуществляемого на основании выполнения расчета на контактную прочность элементов заклинивания, который производится по следующей формуле:

        При этом, на первом этапе расчета параметры роликов и их количество принимается из конструктивных соображений, или на основании опыта проектирования аналогичных конструкций. Угол заклинивания рассчитывается исходя из конструктивных параметров муфты по следующей формуле:

Муфта храповая — Энциклопедия по машиностроению XXL

Индекс муфты-останова Серия редукто- ра Тип электродви- гателя Муфта Храповое колесо Собачка Пружина 9 3 ё- i s x я Q H  [c.17]

Различают также самоуправляемые муфты, которые включаются и выключаются автоматически при достижении определенной угловой скорости (центробежные муфты), муфты предельного крутящего мо-Рис. 2.44. Кулачковая муфта мента (предохранительные муфты), муфты, включающиеся при изменении направления вращения (муфты свободного хода или обгонные муфты, храповые механизмы).  [c.59]


Поворот пакета можно механизировать посадкой на ось обгонной муфты, храпового колеса или пружины сжатия. Поворот пакетов у фильтров с пластинкой диаметром 112 мм производится зубчатой передачей от руки или электродвигателем (фиг. 173).  [c.138]

Первое ведущее звено кинематической цепи периодических перемещений вращается непрерывно, и периодичность (прерывистость) перемещений достигается разрывом кинематической связи (с помощью, например, муфты, храповой передачи, мальтийского механизма) в каком-либо месте цепи на все время, пока соответствующий элемент станка должен оставаться в покое. В определенный момент цикла эта кинематическая связь автоматически восстанавливается, происходит необходимое перемещение, связь снова разрывается, и т. д.  [c.538]

Муфты свободного хода — роликовые (МНЗ — 61, ГОСТ 12935—67) с эксцентриковыми роликами храповые.  [c.374]

Храповые обгонные муфты применяют реже фрикционных, так как при их работе появляются в механизме шумы.  [c.458]

Обгонные муфты изготовляют а) зубчатыми и кулачковыми — храповыми б) фрикционными.  [c.455]

Из рассмотренных примеров видно, что в состав периферийных устройств обычно входят двигатели, механизмы зубчатых и ременных передач, рычажные, храповые, кулачковые и мальтийские механизмы, а также электромагнитные устройства, муфты и т. д., расчет и проектирование которых будут рассмотрены далее.  [c.14]

Фрикционные храповые механизмы не обеспечивают прерывистого движения и их относят к обгонным муфтам.  [c.284]

Обгонные муфты применяются для передачи вращающего момента в одном направлении. Если угловая скорость ведущего вала больше, чем ведомого, муфта включена и передает момент, а если меньше — выключена и позволяет ведомому валу свободно вращаться. Обгонные муфты по способу включения подразделяют на фрикционные и храповые.  [c.351]

Храповые муфты применяют при малых угловых скоростях и вращающих моментах, так как их включение сопровождается ударом. Одна из конструкций храповой муфты показана на рис. 28.18 муфта соединяет  [c.352]

Муфты обгонные или свободного хода. Эти муфты применяются для передачи крутящего момента только в одном направлении. Когда угловая скорость ведущего вала больше, чем ведомого, муфта автоматически включается, а когда меньше, то выключается и позволяет ведомому валу свободно вращаться и обгонять ведущий вал. Эти муфты применяются в приборах, пусковых устройствах, велосипедах, станках и т. д. По способу сцепления эти муфты делятся на храповые и фрикционные.  [c.312]


Храповая обгонная муфта показана на рис. 20.19. При вращении ведущего колеса 1 по часовой стрелке собачка 2 упирается в уступы храпового колеса и заставляет вращаться полу-муфту S и вал 4. При вращении колеса 1 против часовой стрелки собачка 2 перескакивает с зуба на зуб, но полумуфта 3 и вал 4 остаются неподвижными. Недостатком этих муфт являются удары  [c.312]

Храповые остановы находят широкое применение в различных подъемно-транспортных машинах. Так, для транспортирующих машин разработана нормаль муфт-остановов типа УХ (фиг. 8), основные параметры которых приведены в табл. 3. Эти муфты-остановы, включающие в себя упругие муфты и храповые остановы, выполнены применительно к редукторам серии РМ с электродвигателем типа АО. Муфта-останов типа УХ имеет две сборки — левую, показанную на фиг. 8, предназначенную для вращения муфты по направлению стрелки А, и правую — для вращения муфты в обратном направлении. Размер Н на фиг. 8 соответствует расположению горизонтальной полки угольника крепления стойки на уровне опорных плоскостей лап редуктора РМ с учетом монтажной подкладки под редуктор толщиной 5 мм. Другие конструкции муфт-остановов приведены на фиг. 9, а и б.  [c.15]

Звену 1, на котором шарнирно закреплена собачка 2, сообщается вращение посредством зубчатой передачи, состоящей из колес 3, 4, 5. При этом угловая скорость вращения звена 1 больше скорости вращения поводка 7, жестко насаженного на вал 13, вращающийся вокруг неподвижной оси А. Собачка 2 периодически находится под воздействием профиля Ь — Ь кулачка 8, закрепленного на стойке. При соприкосновении кулачка 8 с профилем Ь — Ь собачка 2 выходит из зацепления с храповым колесом 9 и зубчатому колесу Ю сообщается вращение посредством муфты свободного хода, состоящей из звеньев 7 и 11. Как только собачка 2 выйдет из зацепления с кулачком 8, она под действием пружины 12 войдет в зацепление с храповым колесом 9 и зубчатому колесу 10 сообщается повышенная скорость, Чтобы иметь постоянное число оборотов колеса 10, собачку 2 выводят из зацепления с храповым колесом 9, закрепляя ее стопором, входящим Б отверстие а.  [c.367]

Ведущий вал 1 посредством мультиплицирующей передачи (i = 4) 2. J. 4, 5 и диска 6 с собачкой 13 приводит в движение храповое колесо 11 с зубчатым колесом 9, зацепляющимся с колесом 7 планшайбы. В расточке храпового колеса II размещается роликовая обгонная муфта, диск Я которой заклинен на валу I.  [c.449]

Рис. 8.78. Расцепная муфта машин малой мощности. На ведущем валу 5 (рис. S.1 ,a) закреплена с помощью штифтов втулка 4 с четырьмя кулачками б, сцепленными с внутренними кулачками А втулки 8. Ведомая втулка 2 связана с втулкой 8 четырьмя штифтами 1, допускающими осевое смещение втулки 8. Между втулками 4 и 2 расположено храповое кольцо 3, жестко соединенное с кольцом 7 (рис. 8.78, б), снабженным торцовыми кулачками, могущими зацепляться с кулачками В втулки 8. Рис. 8.78. <a href="/info/120605">Расцепная муфта</a> машин <a href="/info/549046">малой мощности</a>. На ведущем валу 5 (рис. S.1 ,a) закреплена с помощью штифтов втулка 4 с четырьмя кулачками б, сцепленными с внутренними кулачками А втулки 8. Ведомая втулка 2 связана с втулкой 8 четырьмя штифтами 1, допускающими осевое смещение втулки 8. Между втулками 4 и 2 расположено храповое кольцо 3, <a href="/info/681282">жестко соединенное</a> с кольцом 7 (рис. 8.78, б), снабженным торцовыми кулачками, могущими зацепляться с кулачками В втулки 8.

Кольцо 5 питателя и храповое колесо 8 связаны фрикционной муфтой.  [c.756]

Универсал. Рабочими элементами муфты являются два стальных храповых диска с торцевыми волнообразными выступами, сжатые пружиной.  [c.393]

Фрикционные храповые механизмы выполняются наружного и внутреннего сцепления (зажим снаружи или изнутри). Основное применение 1) роликовых храповых механизмов — обгонные муфты (фиг. 87), импульсные вариаторы бесступенчатого регулирования и самозажимные патроны для зажима цилиндрических деталей (без огранки, значительных неровностей и т. д.),  [c.100]

Для храповых механизмов с зажимом изнутри (в обгонных муфтах и самозажимных патронах с малым диапазоном зажима) координата зажимной плоскости определяется по фиг. 90  [c.101]

В приводах мощностью до 75 кет применяют тихоходные кулачководисковые муфты, быстроходные втулочно-пальцевые муфты, храповые остановы или муфты — храповые остановы, а в приводах мощностью свыше 75 кет — только зубчатые муфты и колодочные тормоза с гидротолкателем.  [c.10]

Преобразующие механизмы. В средствах автоматизации и механизации преобразующие механизмы выбираются обычно в зависимости от характера движения ведомого звена двигателя (вращательное или поступательное) и характера движения исполнительного механизма или рабочего органа. В зависимости от характера перемещения рабочего органа в период установившегося движения различают преобразующие механизмы для непрерывного и для прерывного движения. При преобразовании непрерывного движения двигателя в прерывное применяются различные механизмы периодического движения (обгонные муфты, храповые механизмы, полу-червячные и др.). На рис. 2.3 был показан один из таких механизмов, применяемый в валковых подачах.  [c.194]

Достоинства зубчато-храповых муфт надежность работы л возникновение не-больц1их по сравнению с фрикционными механизмами нормальных сил. Недостатки — невозможность включения при лю-  [c.455]

Каждому кинематическому элементу, изображенному на схеме, присваивают порядковый номер, начиная от источника движения, или буквенно-цифровые позиционные обозначения. Рекомендуется использовать следующие буквенные коды наиболее распространенных гругт элементов А — механизмы (общее обозначение) В — валы С — элементы кулачковых механизмов (кулачок, толкатель) Е — разные элементы Н — элементы механизмов с гибкими звеньями (цепь, ремень) К — элементы рычажных механизмов М — источник движения (см. рис. 17.3, поз. 18) Р — элементы мальтийских и храповых механизмов Т — элементы зубчатых и фрикционных механизмов X — муфты, тормоза. Валы допускается нумеровать римскими цифрами, остальные элементы нумеруют только арабскими цифрами.  [c.358]

Механизм привода 20 кулачкового типа, расположенный вместе с электродвигателем в корпусе станины, управляет работой механизма нагружения, обеспечивая плавное нарастание испытательного усилия, выдержку образ1ца под нагрузкой и ее снятие. Передача движения от двигателя к кулачковому валику привода осуществляется через упругую муфту и червячный редуктор. Включение профильного кулачка в работу производится нажатием на клавишу 21, освобождающую при этом собачку храпового механизма 22. Собачка входит в зацепление с храповиком и передает вращение кулачковому валику. Через определенный промежуток времени собачка встречает препятствие в виде упора, срабатывающего от плунжера гидравлического регулятора времени 23. Упор задерживает собачку на определенное время, равное времени выдержки образца под нагрузкой, продолжительность которого можно регулировать в пределах от 10 до 60 секунд путем увеличения или уменьшения сечения канала для прохода масла в регуляторе. Для этого служит винт с игольчатым наконечником, управляемый маховичком, расположенным на левой стороне корпуса станины. О продолжительности выдержки под полной нагрузкой сигнализирует лампочка, устано влен1ная на корпусе станины и включающаяся от рычажной системы.  [c.45]

Во втором томе приледены справочные сведения по расчету и конструкциям осей, валоа, подшипников скольжения н качения, муфт, зубчатых, червячных, винтовых, цепных, плоских и клинорсмешшх передач храповых зацеплений и разъемных соединений.  [c.4]

Исполчительными органами программирующего устройства явлдются электромагниты 3Mi и ЭМ2- Муфта 5 электромагнитом ЭМ2 переключается в положение, соответствующее низкой частоте. При орабатывании электромагнита храповой  [c.73]

Буквенные коды наиболее распространенных элементов механизмов, установ-лепные ГОСТ 2.703 (СТ СЭВ 1187—78) А — механизм (общее обозначение) В — вал С — элементы кулачковых механизмов (кулачок, толкатель) Е — разные элементы Н — элементы механизмов с гибкими звеньями (ремень, цепь) К — элементы рычажных механизмов (коромысло, кривошип, кулиса, шатун) М — источник движения (двигатель) Р — элементы мгльтнйских и храповых. механизмов Т — элементы зубчатых и фрикционных механизл)ов (зубчатое колесо, зубчатая репка, зубчатый сектор, червяк) X и Y — муфты, тормоза.  [c.455]

Пластмассы получают все большее распространение. Из них уже делают кузова автомобилей, подшипники, шестерни, храповые колеса, рычаги, приводные ре1мни, направляющие, Пребные винты, болты, заклепки, муфты, кронштейны, пружины и многие другие детали, а нередко даже целые узлы машин. Вряд ли найдется сейчас конструктор, который не думает об использовании пластмасс в машинах.  [c.162]

Рис. 6.73. Муфта обгона. На одном валу закреплена детагть 2 с зубьями, профиль которых соответствует зубьям храпового колеса, а ]ia другом — барабан с впадпноп для собачкп 1. Вращение храпового колеса 2 относительно барабана 3 возможно только в направлении, указанном стрелкой. Рис. 6.73. <a href="/info/4935">Муфта обгона</a>. На одном валу закреплена детагть 2 с зубьями, профиль которых соответствует зубьям <a href="/info/1001">храпового колеса</a>, а ]ia другом — барабан с впадпноп для собачкп 1. Вращение <a href="/info/1001">храпового колеса</a> 2 относительно барабана 3 возможно только в направлении, указанном стрелкой.
Рис. 8.76. Выключающее устройство, применяемое па волочильных станах тонкого волочения. Участок проволоки между тянущим барабаном 1 и волокой (фильером) 3 проходит через ушко выключающего рычага 2. При обрыве проволоки собачка опускается, запирает храповое кольцо 4 муфты, и машина останавливается. Рис. 8.76. Выключающее устройство, применяемое па <a href="/info/432309">волочильных станах</a> тонкого волочения. Участок проволоки между тянущим барабаном 1 и волокой (фильером) 3 проходит через ушко выключающего рычага 2. При обрыве проволоки собачка опускается, запирает храповое кольцо 4 муфты, и машина останавливается.
В автоматическрм оборудовании, применяемом в массовом производстве, во многих случаях закон движения определяется выбором вида, размеров и профилированием деталей механизма прерывистого действия мальтийского с внешним или внутренним зацеплением (плоского или сферического), кулачково-цевочного, рычажно-храпового, зубчато-рьгчажного, кулачково-зубчаторычажного, рычажно-цепного и др. Широкое применение в современном оборудовании гидро- и пневмопривода, регулируемого электроприводом, электропривода с зубчатыми передачами, с муфтами значительно повысило роль системы управления в формировании законов движения и облегчило автоматическую переналадку механизмов на различные длины хода или углы поворота выходного звена. На рис. 1.2 представлены наиболее характерные законы движения из числа экспериментально определенных при испытании автоматического оборудования механосборочного, литейного, сварочного и кузнечно-прессового производства. Законы типа 1 обеспечиваются мальтийскими, кулачково-рычажными механизмами и при использовании устройств с пневмоцилиндрами. Законы 2 ж 5 встречаются у гидравлических механизмов и уст-  [c.10]

Муфта, сжимая пружину /7, через храповичок X заводит часовой механизм с маятником. Этот механизм через определённое время замыкает или размыкает контакты реле. При размыкании контактора реле мгновенно возвращается в исходное положение.  [c.57]

На автоматах муфтного типа изготовляются пружины большей длины, чем на автоматах секторного типа, но на последних достигается большая точность. У автоматов муфтного типа подача проволоки при навивке осуществляется посредством фрикционной муфты, а у автоматов секторного типа — с помощью качающегося сектора и храпового устройства (или роликовой обгонной муфты).  [c.624]


Храповая муфта двойного действия

 

Изобретение относится к мапшностроению и может быть использовано в транслортных машинах. Цель — повьшение надежности и расширение функциональных возможностей при использовании муфты в соединении ведущего моста с валом отбора мощности. Ведущая шестерня 1, связанная с ва- . лом отбора мощности, соединяется с ведомой обоймой 3 посредством собачки 5, смонтированной на оси 7. При буксовании ведущих мостов менее 4% обойма 3 обгоняет щестерню 1. Собачка 5 не может войти в зацепление с зубьями 19. При буксовании ведущих мостов более 4% угловые скорости обоймы 3 и шестерни 1 выравниваются. Собачка 5 входит в зацепление с зубьями 19. При заторможенной шестерне 1 кольцо 9 поворачивает собачку 5 в сторону вращения обоймы 3 и вводит ее в зацепление с зубьями 19. 5 ило (О С/)

ф

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (ski 4 Е 16 Р 41/12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В le

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 41 >5890/31-27 (22) 09.06.86 (46) 23.05.88. Бюп. 11 19 (71) Белорусский политехнический институт (72) И.В.Дербенев, Н.В.Богдан, Л.М.Лукерчик и Е.А.Романчик (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

 1054119, кл. В 60 К 17/34, 1982.

Деминцев С.И. Тракторы Т-40М и

Т-40АИ. — И. Высшая школа, 1976, с. 159, рис. 81. (54) ХРАПОВАЯ МУФТА ДВОЙНОГО ДЕЙСТВИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано

B транслортных машинах. Цель — повышение надежности и расширение

„„SU 1397632 А 1 функциональных возможностей при использовании муфты в соединении ведущего моста с валом отбора мощности.

Ведущая шестерня 1, связанная с валом отбора мощности, соединяется с ведомой обоймой 3 посредством собачки 5, смонтированной на оси 7.

Прн буксовании ведущих мостов менее

4Х обойма 3 обгоняет шестерню 1.

Собачка 5 не может войти в зацепление с зубьями 19. При буксовании ведущих мостов более 4Ж угловые скорости обоймы 3 и шестерни 1 выравниваются.

Собачка 5 входит в зацепление с зубьями 19. При заторможенной шестерне 1 кольцо 9 поворачивает собачку а

Ю

5 в сторону вращения обойм 3 и вводит ее в зацепление с зубьями 19.

5 HJIo

С:

1397632

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных машинах, Целью изобретения является повы5 шение надежности при использовании муфты в соединении ведущих мостов с валом отбора мощности.

На фиг. 1 показана муфта, продольный разрез; на фиг.2 — поперечный разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — положение собачки, когда угловая скорость шестерни меньше скорости обоймы; на фиг.4 — то же, когда угловая скорость шестерни равна скорости 15 обоймы; на фиг.5 — то же когда угловая скорость шестерни равна нулю, а скорость обоймы не равна нулю.

Обгонная муфта двойного действия храпового типа состоит из ведущей 20 шестерни 1 (фиг. 1), соединенной болтами с крышкой ?, ведомой обоймы 3, установленной на валу 4, собачки 5, закрепленной шпонкой 6 на оси 7, снабженной упором 8, контактирующим с неподвижным тормозным кольцом 9, На другом конце оси 7 установлены дополнительный подвижный упор 10 со штифтом 11, позволяющим перемещаться упору 10 в осевом направлении в 30 пазу оси 7. В оси 7 установлена пружина 12, прижимающая ось 7 с упором

8 к тормозному кольцу 9 и подвижный упор 10 к диску 13, установленному на ведомой обойме 3. На крышке 2 з акреплен центробежный груз 14, под-1 пружиненный пружинами 15 и контактирующий своим рычажком 16 с подвижным упором 8. Собачка 5 имеет два выступа 17 и 40

18 (фиг.2), ведомая обойма 3 — зубцы

19 для взаимодействия с выступами 17 и 18 собачки.

При установке обгонной муфты в привод дополнительного ведущего моста ведущая шестерня 1 связана с шестерней 20, передающей крутящий момент от вала отбора мощности. Вал 4 связан с колесами дополнительного ведущего моста, Причем передаточные числа подобраны таким образом, что при цвижежти ведущих мостов без буксоваНН

Если ведущие колеса основного транспортного средства вращаются с буксованием менее 47., ведомая обойма 3 обгоняет ведущую шестерню 1 и собачка 5 не может войти в зацепление и вынуждена прощелкивать по зубцам ведомой обоймы 3 (фиг,3).

Дополнительный ведущий мост в этом случае выключен. Это оказывается возможным, потому что собачка 5 наклонена в сторону вращения. При этом под действием центробежной силы груз 14, преодолевая усилие пружины 15, перестает дополнительно прижимать подвижный упор 10 к диску 13.

Моменты сил трения упора 8 оси 7 о тормозное кольцо 9 и подвижного упора 10 о диск 13 поворачивают собачку в сторону вращения шестерни 1 и обоймы 3. Момент подвижного упора 10 дополнительно поворачивает собачку,.потому что скорость вращения ведомой обоймы 3 и диска 13 больше скорости вращения ведущей шестерни

1 и соответственно собачки 5 с подвижным упором 10.

Как только буксование ведущих колес основного транспортного средства достигает 47., движение агрегата замедляется настолько, что угловые ско» рости ведомой обоймы 3 и ведущей шестерни 1 выравниваются (фиг,4).

Собачка 5 упирается своим выступом в зубец 19 ведомой обоймы 3 и начинает передавать крутящий момент от ведущей шестерни 1 через собачку 5 на ведомую обойму 3 и вап 4, связанный с колесами дополнительного ведущего моста. Собачка 5 в этом случае наклоняется в сторону вращения под действием момента силы трения упора

8 оси 7 о тормозное кольцо 9, так как этот момент больше момента от силы трения подвижного упора 10 о диск 13 потому что плечо (площадь поверхности трения)упора 8 оси 7 больше плеча площади поверхности трения подвижного упора 10, который в данный момент разгружен центробежной силой от действия пружин 15 груза 14.

При з аторможенной ведущей шестерне 1 вращается только ведомая обойма

3 (фиг.5). Расположенный на шлицах ведомой обоймы 3 диск 13 моментом силы трения, возникающей между ним и подвижным упором 10, преодолевая момент трения упора 8 оси 7 о тормозXpïïîâàÿ муфта двойного действия, содержяшая ведущую полумуфту с уста.7 новленной в ней осью, упор, смонтиро— ванный ня одном конце оси и контактирующий с тормозным элементом, ведомую полумуфту с храповыми зубьями на ня1п ружной поверхности и смонтированную няоси собачку, о тли ч ающая с я тем, что, с целью повышения надежности при использовании муфты в приводе ведущего моста от валя отбо15 ра мощности, она снабжена закрепленным ня ведомой полумуфте диском, дополнительным упором, установленным: на свободном конце оси и подпружиненным к диску, и центробежным грузом, 2р шарнирно связанным с ведущей полумуфтой, подпружиненным в радиапьном напрянлении и контактирующим с дополнительным упором.

:3

13 ное колесо 9 поворачивает собачку 5 в сторону вр ящения обоймы 3. Это оказывается возможным благодаря тому, что сила прижатия подвижного упора

10 к диску 13 больше силы прижатия упора 8 оси 7 к тормозному кольцу

9, так как подвижный упор 10 дополнител ьно прижимает ся пружинами 15 через рычажок 13 центробежного груза ч, который не вращается, а следовательно центробежная сила не отжимает пружины 15.

При реверсивном движении работа обгонной муфты аналогична.

Устройство позволяет использовать обгонную муфту храпового типа в приводах дополнительных ведущих мостов от вала отбора мощности, что расширяет ее функциональные воэможности и повышает надежность вследствие исключения поломки собачки или зубьев храпового колеса.,4- А

632 о р м у л я и з о б р е т е н и я

13976 3? иг.Ф

1397632

Составитель И.Яцунов

Техред М.Дндык

Корректор С.Черни

Редактор Г.Гербер

Заказ 2578/33 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Храповая муфта двойного действия Храповая муфта двойного действия Храповая муфта двойного действия Храповая муфта двойного действия Храповая муфта двойного действия 

Храповая обгонная муфта

 

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов в тех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака. Храповая обгонная муфта содержит концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с размещенными в гнездах стопорными элементами, снабженными прижимами. Новым является то, что прижимы выполнены в виде единого упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах. Упругое кольцо может быть выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения или в виде цилиндрической витой пружины. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение ее надежности. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех случаях, когда ведомый вал должен воспринимать крутящий момент определенного знака.

Известны храповые обгонные муфты, содержащие наружную обойму с внутренними скошенными зубьями и фланцем, к которому крепятся детали, насаженные на внутреннюю обойму, снабженную тремя пазами, в которых расположены три кулачка (сухарика), отжимаемые к периферии муфты тремя шариками с пружинами. Шесть щек (с двух боков к каждому сухарику) удерживают кулачки от выпадания [1]. Недостатком данной конструкции является большое количество деталей (кулачки, шарики с пружинами, щеки), что обусловливает низкую надежность и высокую стоимость муфты. Наиболее близкой к заявляемому изобретению является конструкция храповой обгонной муфты [2], содержащей концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с гнездами, в которых размещены стопорные элементы с прижимными вкладышами из магнитной резины с магнитными частицами, ориентированными в пространстве одноименными полюсами в одну сторону, поперек стопорных элементов. Недостатком данной конструкции также является избыточное количество деталей, т.к. каждый стопорный элемент (собачка) снабжен отдельным прижимным элементом, выполненным в виде вкладыша. Кроме того, материал вкладышей — магнитная резина подвержена старению, остаточным деформациям, потере упругих свойств из-за работы в маслах и других физико-химических агрессивных средах. Задачей изобретения является упрощение конструкции и повышение ее надежности. Поставленная задача решена за счет того, что в храповой обгонной муфте, содержащей концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с гнездами, в которых размещены стопорные элементы с прижимами, согласно изобретению прижимы выполнены в виде упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах. Упругое кольцо может быть выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения. Упругое кольцо может быть также выполнено в виде цилиндрической витой пружины. Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена храповая обгонная муфта с наружным зацеплением ведущей полумуфты, а на фиг.2 — с внутренним зацеплением ведущей полумуфты. Муфта содержит концентрично расположенные полумуфты 1 и 2. Полумуфта 1 выполнена с храповыми зубьями 3 на внутренней поверхности. Полумуфта 2 имеет гнезда, в шарнирных отверстиях 4 которых расположены стопорные элементы (собачки) 5. Стопорные элементы 5 прижаты к полумуфте 1 сплошным или разрезным кольцом 6, расположенным в общем канале 7, проходящем в полумуфте 2 и в стопорных элементах 5. Муфта работает следующим образом. При вращении ведущего вала полумуфты 1 против часовой стрелки (1) собачка 5 упирается в зуб полумуфты 1 с помощью упругого кольца 6, расположенного в общем канале 7. Полумуфта 2, связанная с другим валом, вращается совместно с валом полумуфты 1 против часовой стрелки (1). При вращении ведущего вала полумуфты 1 по часовой стрелке () полумуфта 2, связанная с ведомым валом, выходит из зацепления, т.к. собачка 5 будет скользить с одного зуба на другой. Если ведущий вал связан с полумуфтой 2, а полумуфта 1 — с ведомым, то при вращении кольца по часовой стрелке (2) на ведомый вал будет передаваться рабочий момент вращения, а при вращении против часовой стрелки () на вал с полумуфтой 1 момент передаваться не будет, т.е. наблюдается свободный ход. Обычно для лучшей центровки действующих на полумуфты 1 и 2 сил применяются три сухарика, см. [1]. Поэтому вместо трех упругих дорогостоящих и ненадежных вкладышей (в ближайшем прототипе) в предлагаемом устройстве использовано всего одно упругое кольцо 6, выполненное, например, из пружинной стали или бронзы в виде разрезного (круглого или прямоугольного сечения) или полного кольца навитой цилиндрической пружины. Кольцо 6, расположенное в общем канале 7, образованном пазами, выполненными в полумуфте 2 и в стопорных элементах 5, прижимает последние к храповым зубьям полумуфты 1 и удерживают их от выпадания из отверстия 4 при их вращении вокруг своей оси, что намного надежнее, чем фиксация с помощью магнитных вкладышей в прототипе, особенно при динамических перегрузках на обгонные полумуфты 1 и 2. Испытания опытного образца обгонной муфты подтвердили ее работоспособность и надежность в эксплуатации, а также простоту и дешевизну ее изготовления. Источники информации 1. О. А. Ряховский, С.С. Иванов. Справочник по муфтам, Л.: Политехника, 1991, с.275-276, рис.5.22. 2. Г. И. Рудаков, А.А. Польшаков и Б.П. Пипко. Храповая обгонная муфта. А.с. СССР 1543146, бюл. 6 от 15.02.90.

Формула изобретения

1. Храповая обгонная муфта, содержащая концентрично расположенные полумуфту с храповыми зубьями и полумуфту с размещенными в гнездах стопорными элементами, снабженными прижимами, отличающаяся тем, что прижимы выполнены в виде единого упругого кольца, расположенного в общем канале, образованном пазами, выполненными в полумуфте со стопорными элементами и в самих стопорных элементах. 2. Храповая обгонная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругое кольцо выполнено разрезным из жесткого материала сплошного поперечного сечения. 3. Храповая обгонная муфта по п.1, отличающаяся тем, что упругое кольцо выполнено в виде цилиндрической витой пружины.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

храповая муфта 🎓 ⚗ с немецкого на русский

  • 1 Klinkenkupplung

    БНРС > Klinkenkupplung

  • 2 Klinkenkupplung

    Универсальный немецко-русский словарь > Klinkenkupplung

  • 3 Ratsche

    сущ. 1) тех. храповая муфта, трещётка

    3) маш. проскальзывающая храповая муфта, храповой механизм, трещотка

    4) свар. трещотка, проскальзывающая храповая муфта

    Универсальный немецко-русский словарь > Ratsche

  • 4 Ratschenkupplung

    сущ.

    3) свар. трещотка, проскальзывающая храповая муфта

    Универсальный немецко-русский словарь > Ratschenkupplung

  • 5 Klinkenkupplung

    Deutsch-russische wörterbuch automobil > Klinkenkupplung

  • 6 Klinkensperrkupplung

    Deutsch-russische wörterbuch automobil > Klinkensperrkupplung

  • 7 Klinkenkupplung

    Deutsch-russische wörterbuch der automobil-und automotive service > Klinkenkupplung

  • 8 Ratschenkupplung

    f

    храповая муфта; храповой механизм свободного хода )

    Deutsch-russische wörterbuch der automobil-und automotive service > Ratschenkupplung

  • 9 Klinkenkupplung

    Deutsch-Russische Wörterbuch polytechnischen > Klinkenkupplung

  • 10 Knarre

    машиностр.

    1) ключ с трещоткой; динамометрический ключ

    Deutsch-Russische Wörterbuch polytechnischen > Knarre

  • 11 Ratsche

    Deutsch-Russische Wörterbuch polytechnischen > Ratsche

  • 12 Ratschenkupplung

    f

    (проскальзывающая) храповая муфта; храповой механизм свободного хода

    Deutsch-Russische Wörterbuch polytechnischen > Ratschenkupplung

  • 13 Ratsche

    f трещотка ж.; храповая муфта ж.

    Neue große deutsch-russische Wörterbuch Polytechnic > Ratsche

  • 14 Klinkenkupplung

    f храповая муфта ж.

    Neue große deutsch-russische Wörterbuch Polytechnic > Klinkenkupplung

  • 15 Ratschenkupplung

    f храповая муфта ж.

    Neue große deutsch-russische Wörterbuch Polytechnic > Ratschenkupplung

  • 16 муфта

    БНРС > муфта

  • 17 муфта

    БНРС > муфта

  • 18 шинно пневматическая муфта

    Универсальный немецко-русский словарь > шинно пневматическая муфта

  • 19 Anschluß

    ..schlusses,..schlüsse

    2) тех. подключение; связь

    3) разг. знакомство

    (bei ) Anschluß suchen — искать знакомства )

    5) геод. привязка

    8)

    9)

    im Anschluß (an ) — вслед за…; по окончании…; в связи с…; присоединяясь к…; в качестве приложения к…

    БНРС > Anschluß

  • 20 Anschlußbuchse

    БНРС > Anschlußbuchse

См. также в других словарях:

  • храповая обгонная муфта — Обгонная муфта, у которой включение и выключение муфт осуществляется храповым механизмом. [ГОСТ Р 50371 92] Тематики муфты Обобщающие термины виды механических муфт …   Справочник технического переводчика

  • Обгонная муфта —         муфта свободного хода, устройство для соединения двух соосных валов или вала со свободно сидящей на нём деталью, передающее от ведущего звена к ведомому вращательное движение и крутящий момент только в одном направлении. Различают О. м.:… …   Большая советская энциклопедия

  • Обгонная муфта — Разрез обгонной муфты …   Википедия

  • обгонная муфта с храповым механизмом — Храповая обгонная муфта, у которой ведущая и ведомая полумуфты соединяются и разъединяются с помощью храпового механизма. [ГОСТ Р 50371 92] Тематики муфты Обобщающие термины типы механических муфт …   Справочник технического переводчика

  • ОБГОННАЯ МУФТА — механизм свободного хода, разновидность сцепных самоуправляющихся муфт, передающих вращающий момент только в одном направлении. О. м. выключается при превышении угловой скорости ведомого звена относительно ведущего, обеспечивая свободное вращение …   Большой энциклопедический политехнический словарь

Храповая муфта — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Храповая муфта

Cтраница 1


Храповые муфты обычно применяют при очень низких частотах вращения ( менее 10 мин 1) и небольших передаваемых моментах из-за жестких ударов при включении.  [2]

Храповая муфта М предназначена для выключения вращения кулачка / С при быстром обратном ходе, продольного суппорта и для останова кулачка при отведенном положении затыловочного суппорта.  [3]

Храповая муфта М предназначена для выключения вращения кулачка К при быстром обратном ходе продольного суппорта и для останова кулачка при отведенном положении затыловочного суппорта.  [4]

Храповая муфта 22 свободного хода обеспечивает надежную работу привода стартера большой мощности. Базовая деталь муфты — направляющая втулка; / ( рис. 4.24, б) с прямыми шлицами на внутренней стороне для соединения с валом якоря, а на наружной — многоза-ходной ленточной резьбой, на которой посажена ведущая полумуфта 8 с храповыми зубьями.  [5]

Храповые муфты выполняют с торцовыми несимметричными зубцами.  [6]

Расчет храповых муфт с торцовыми зубцами аналогичен расчету самовыключающихся муфт ( см. стр.  [8]

Высокая прочность храповой муфты свободного хода позволяет применять ее для передачи большого крутящего момента стартера дизельного двигателя. Разборная конструкция привода с храповой муфтой допускает замену деталей и обеспечивает ремонтоспособ-ность в отличие от неразборных приводов с роликовой муфтой свободного хода.  [9]

На левой части храповой муфты 2 укреплен угольник 4 ( фиг.  [10]

В лебедке с храповыми муфтами литейного крана ( см. рис. VI.2.14) при аварийном останове одного двигателя передача между барабанами передает окружное усилие, уравновешивающее момент, вызванный натяжениями канатов на барабане, расположенном со стороны отказавшего двигателя. Мощность каждого двигателя принимают равной 0 65 — 0 85 общей мощности подъема груза [ О.  [11]

Сразу после пуска двигателя храповая муфта разъединяется и удерживается в таком состоянии механизмом блокировки.  [12]

Для предотвращения изнашивания зубьев храповой муфты и снижения шума в момент, когда двигатель пущен и стартер еще не выключен, предусмотрен механизм блокировки.  [14]

Рассмотрены конструкции приспособлений с участием храповых муфт, шагающих, клино-кулачковых и мальтийских делителей. По двум последним даны развернутые расчеты в помощь конструкторам.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Реверсивная храповая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух . направлениях суммирования крутящих моментов или обгона в одном направлении . Цепь изобретения — повышение надежности . Муфта содержит храповое колесо с двумя венцами храповых зубьев, установленные на водиле два ряда собачек 11 и 13. На собачке II закреплен палец 12, контактирующий с полукольцами 2 и 3 и заслонками 4 и 5. Механизм управления положением заслонок выполнен в виде приводного диска и средств фиксации его положения. На заслонках закреплены штифты 22, расположенные в пазах приводного диска . При передаче момента собачки 1 1 контактируют пальцем 12 с полукольцами 2 и 3. При этом заслонки в открытом положении. Это позволяет собачкам сцепиться с одним из венцов и привести колесо во вращение. Другой ряд собачек в это время проскальзывает относительно соответствующего венца. При торможении ведомого эле-i мента приводной диск поворачивают. Через штифты 22 разворачивают заслонки в закрытое положение, замыкая полукольца 2 и 3 и предотвращая расцепление собачек с венцом храпов ого колеса. 3 ил. сл

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (sO 4 F 16 D 41/16

Ф р -,,„

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

l р 3/

ЕиРФ (21) 4 165584/31-2 7 (22) 19.12.86 (46) 30.04,88. Бюл. Н 16 (71) Белорусский технологический институт им. С.М. Кирова (72) С.С. Лебедь, Ю.В. Янковский и А.Г. Горбачевский (53) 621.825.5 (088.8) (56) Патент СССР У 404280, кл. F 16 D 41/07, 1973.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1315685, кл.F 16 D 41/16, 20.02.86. (54) РЕВЕРСИВНАЯ ХРАПОВАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух . направлениях суммирования крутящих моментов или обгона в одном направлении. Цель изобретения — повышение надежности. Муфта содержит храповое колесо с двумя венцами храповых зубьев, установленные на водиле два ряда со„„SU„„1392268 A 1 бачек 11 и 13. На собачке 11 закреплен палец 12, контактирующий с полукольцами 2 и 3 и заслонками 4 и 5.

Механизм управления положением sacíîнок выполнен в виде приводного диска и средств фиксации его положения.

На заслонках закреплены штифты 22, расположенные в пазах приводного диска. При передаче момента собачки 11 контактируют пальцем 12 с полукольцами 2 и 3. При этом заслонки в открытом положении. Это позволяет собачкам сцепиться с одним из венцов и привести колесо во вращение. Другой ряд собачек в это время проскальзывает относительно соответствующего венца. При торможении ведомого элемента приводной диск поворачивают.

Через штифты 22 разворачивают заслонки в закрытое положение, замыкая полукольца 2 и 3 и предотвращая расцепление собачек с венцом храпового колеса. 3 ил.

13922

ЗО

При прекращении вращения быстроходный вал редуктора затормаживается и производится переключение механизмом управления положение внешних за слонок 5 и 6 в закрытое г,оложение.

Электромагнит 25 втягивает свой сердечник и фиксирующими штифтами средства фиксации 23 поворачивают диск

21 вместе с входящими в его пазы штих тами 22 Г-образных заслонок 5, 6 и переводят тем самым посл.дние в закрытое положение, замыкая оба полукольца между собой, и эа счег вмонтированной внутри пружины фиксируется

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для силовой передачи вращения в двух направлениях, суммирования крутящих моментов или обгона в одном направлении.

Целью изрбретения является повышение надежности работы за счет ис1 ключения возможности самопроизволь- 10 ного расцепления собачек с храповиком.

На фиг. 1 изображена реверсивная храповая муфта, осевой разрез; на ! фиг. 2 — вид А на фиг. 1; на фиг. 15

3 — механизм управления положением заслонок.

Муфта располагается на тихоходном валу редуктора (не показан) и состоит из корпуса 1 с установленны- 20 ми на нем направляющими 2 и 3, вь|полненньпал в виде частей полуколец. На концах направляющей 2 шарнирно установлены две заслонки 4 и 5 противоположной ориентации, причем внешняя выполнена Г-образной, заслонка 5 имеет возможность поворачиваться вокруг своей оси, принимая фиксированные положения, при которых замыкается полукольцо 2 снаружи (открытое положение) или замыкаются оба полукольца 2 и 3 между собой (закрытое положение), а внутренняя заслонка

4 имеет возможность прижиматься пружиной (не показано) к внутренней час- 35 ти корпуса 1 с меньшим диаметром и замыкать полукольцо 2.изнутри. На концах направляющей 3 также закреплены заслонки 6 и 7, сориентированные

6 — так как и 5, а 7 — так же как 4. 40

На тихоходный вал редуктора установлена при помощи шпоночного соединения насадка 8, на которой установлены также при помощи шпоночного соединения под углом 90 друг к другу 45 водило 9 и водило 10. Водило 9 снабжено диаметрально противоположно расположенными и шарнирно закреплен-ь ными подпружиненными двумя собачками

11, имеющими на боковой поверхности 50 палец 12, связанный с заслонками 5 и 6. На водиле 10 диаметрально противоположно шарнирно установлены подпружиненные собачки 13.

На насадке 8 расположен с возможностью вращения в подшипниках скольжения 14 корпус 15 с закрепленными на внутренней его поверхности при помаши чегырех шпилек 16 зубчатым вен68 г цом 17, имеющим больший внутренний диаметр, и зубчатым венцом 18 с меньшим внутренним диаметром. Венцы 17 и 18 имеют противоположное направление храповых зубьев. На наружной поверхности корпуса 15 жестко закрепле. на при помощи шпоночного соединения

19 зубчатая полумуфта 20.

Механизм управления положением sacлонок 5 и 6, удержание их в закрытом положении включает в себя закрепленный на корпусе с возможностью поворота диск 21 с прорезями для выступов в виде штифтов на Г-образных заслонках 5 и 6, средства фиксации

23 и закрепленный на стойке 24 элект»; ромагнит 25. Для герметичности внутренних элементов муфты снаружи расположен защитный кожух 26.

Реверсивная храповая муфта работает следующим образом.

При вращении тихоходного вала редуктора, на котором закреплена муфта, по ходу движения часовой стрелки подпружиненные собачки ll, шарнирно закрепленные на водиле 9, контактируя своими пальцами 12 с нижней. поверхностью направлякнцих 2 и 3, проходят по верху заслонок 4 или 7, замыкающих направляющие полукольца 2 и 3 изнутри, и попадают на верхнюю поверхность направлякяцих 2 и 3, при этом внешние заслонки 5 и 6 находятся в открытом положении. С.обачки ll входят в зацепление с зубчатым венцом 17 и приводят во вращение корпус

15 с закрепленной на нем зубчатой полумуфтой 20, а собачки 13., благодаря тому, что зубья, с которыми они контактируют, венца 18 направлены в противоположную сторону относительно зубьев венца 17, проскальзывают вдоль них, не входя в зацепление.

3 13922 положение диска 21 вместе с заслонками, Если вращение тихоходного вала редуктора осуществляется против хода часовой стрелки, то произвддится обратное переключение механизма управления положением заслонок. При этом заслонки 5 и 6 занимают открытое положение, замыкая полукольца снару- 10 жи. Скользя своими пальцами 12 поверху направляющих 2 и 3, собачки 11 встречаются также своими пальцами с нижней поверхностью заслонок 5 и 6, которые перекрывают путь поверху, 15 выходят из зацепления с зубчатым венцом 17 и попадают на нижний путь.

Если к зубчатой полумуфте 20 приложен крутящий момент против хода движения часовой стрелки и скорость его 20 вращения больше скорости вращения вала, то происходит обгон — независимое вращение корпуса 15 совместно с полумуфтой 20, собачки 13 при этом проскальзывают относительно зубьев 25 венца. При уравнении скоростей вращения и уменьшении угловой скорости полумуфты 19, по сравнению с угловой скоростью водила 9 и 10, подпружиненные собачки 13 входят в зацепление с зубьями венца 18 и происходит присоединение мощности, передаваемой приводом через водила 9 и 10.

За счет введения в конструкцию муфты механизма управления положе35 нием заслонок — замыкание полуколец в закрытом положении — исключается возможность самопроизвольного срабатывания муфты, которая может возникнуть при следующих условиях. Если 40 к корпусу 1 с храповыми венцами 17 и 18 через зубчатую полумуфту 20 при» ложить крутящий момент против движе-ния часовой стрелки и для удержания в этом положении затормозить вал редуктора, то в течение времени возможно постепенное растормаживание.

В этом положении, при открытых внешних Г-образных заслонках неизбежен выход собачек с пальцем из зацепления с храповиком и самопроизвольное приложение накопленной энергии, что предотвращается в данной муфте за счет замыкания полуколец 2 и 3 заслонками 5 и 6 и фиксации их в таком закрытом положении механизмом управления и тем самым исключается самопроизвольное расцепление собачек с храповиком, повышается надежность работы муфты.

Формула изобретения

Реверсивная храповая муфта, содержащая храповое колесо с двумя венцамн, водило, установленные шарнирно на водиле и подпружиненные к зубьям храпового колеса два ряда собачек противоположной ориентации, один ряд которых контактирует с направляющими в виде полуколец и закрепленных на их концах заслонок, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, она снабжена механизмом управления положением заслонок, выполненным в виде расположенных концентрично храповому колесу диска привода его поворота и средств фиксации положения диска, последний выполнен с пазами, а заслонки, взаимодействующие с собачками, выполнены Г-образными с выступами на их концах, входящими в пазы диска.

l 392268

Составитель М. Косьминова

Техред M.Õoäàíè÷ Корректор M. Ложо

Редактор H. Горват

Заказ 1877/38

Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и. открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта Реверсивная храповая муфта 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о