Муфты для чего нужны – Назначение электросварных муфт и необходимые инструменты для соединения полиэтиленовых труб

Содержание

Соединительные муфты для пластиковых труб и их виды

Фото муфты для пластиковых труб

Фото муфты для пластиковых трубСоединительные муфты для пластиковых труб, при монтаже трубопровода применяются очень часто. Эта на первый взгляд простая деталь, которая на самом деле является важным элементом пластикового трубопровода.

Пластик, который почти заменил продукцию из металла и чугуна, проявил себя, как оптимальный вариант для прокладки сетей любого назначения.

Но, при монтажных работах возникает необходимость выполнить соединение участков трубопровода в единую сеть. И на помощь нам приходят соединительные муфты.

Что такое муфта и зачем она нужна?

Соединительная муфта для пластиковых труб является приспособлением, которое применяется для стыковки элементов сетей отопления или водоснабжения (и не только их). Ассортимент товара данной линейки чрезвычайно широк, и все эти элементы классифицируют по особенностям конструкции, по способу состыковки и другим признакам.

На современном строительном рынке предоставлено множество изделий, по этой причине проблем с выбором не должно возникнуть. Для работы можно приобрести виды самых сложных конфигураций.

Муфты в значительной степени упрощают соединение пластиковых магистралей, используемых в следующих системах:

  • водопровода – как холодного, так и горячего;
  • сливной системы;
  • отопительной;
  • нефте- и газо- проводах;
  • сетей электротехнического назначения.

Говоря об этих приспособлениях, важно подметить, что они являются универсальными изделиями, которые могут быть переходником между конструкциями, которые имеют различные структурные особенности. Например при соединении гладкостенного участка с гофрированным.

Сфер, где применяют данные соединительные элементы достаточно много, основные из них это:

  1. Жилищно – коммунальное хозяйство.
  2. Сельское хозяйство.
  3. Строительные отрасли.
  4. Химпроизводство.
  5. Нефтегазовая индустрия.

фото - виды муфт

фото - виды муфтПомимо этого данный вид соединения часто используют при установке и подведении насосного оборудования.

Кроме этого, деталь нашла широкое применение в домашнем быту. Так, например, соединительная муфта для пластиковых труб на 32 мм монтируется в системах капельного полива. В пластиковую трубу с диаметром 32 мм устанавливают муфты и краны для подведения капельной ленты.

Так же в такую трубу монтируют муфты на 32 мм и мини краны для капельной садовой трубки. А для состыковки двух отрезков применяют зажимные муфты на 32 мм.

А соединительная муфта для пластиковых труб на 110 мм применяется для быстрого соединения частей магистрали большого объема. Материалом для изготовления изделий на 110 мм служат высококачественные виды пластика, которые отлично выдерживают высокие температуры, и служат продолжительное время.

Перечисленные достоинства фитингов на 110 миллиметров дополняет простой монтаж, который может выполнить любой человек.

Главные преимущества

Пластик относится к ряду новых «молодых»  материалов, и он обладает многочисленными неоспоримыми преимуществами. К ним причисляют:

  • экологическую безвредность;
  • устойчивость к агрессивному влиянию химической среды;
  • термоустойчивость;
  • невысокая цена;
  • простота монтажных работ;
  • длительный срок службы;
  • надежность.

Разновидности муфтовых соединений

Соединительные муфты, предназначенные для пластиковых труб, представляют виды, которые отличаются особенностями строения, техническими характеристиками и способом установки. Помимо муфт есть иные виды фитинговых деталей, которые ставят на пластиковые системы.

Так, например, для газовой магистрали могут использоваться терморезистентные или литые соединительные приспособления, а на канализационный трубопровод ставят гофрированные виды данных изделий.

Смотреть видео

Муфта, устанавливаемая на полиэтиленовый (ПЭ) трубопровод относиться к деталям, которые обеспечивают надежное и герметичное соединение с остальной арматурой. По назначению данные изделия классифицируют на:

  1. соединительные (ремонтные). Этот вид деталей предназначается для герметичной и надежной стыковки элементов магистрали, и для устранения аварийных ситуаций.
  2. Защитные. Уже с самого названия понятно, что эти фасонные элементы используются для защиты от повреждения полиэтиленовых материалов.

Особенности применения терморезисторных электросварных муфт

Для того, чтобы обеспечить различные варианты стыковки трубных изделий, предусмотрели следующие муфтовые устройства:

  • Электрические, они же терморезисторные.
  • Компрессионные и обжимные.

фото: терморезисторные электросварные муфтовые приспособления

фото: терморезисторные электросварные муфтовые приспособления
Терморезисторные фасонные детали имеют встроенный нагревательный элемент, который дает возможность получить неразъемное соединение. Наиболее надежным методом состыковки элементов трубопровода становиться сварной способ. Чтобы его выполнить задействуют электромуфты.

Особенностью терморезисторных приспособлений является их установка. Ее можно проделать только при помощи специального сварочного оборудования. Соединение выполняют с помощью проволоки из меди.

Она греется под влиянием электричества и приводит полиэтилен в расплавленное состояние, что далее приводит к образованию очень надежного стыка.

Чтобы применить такую фитинговую деталь необходимо следующее.

  1. Выполнить подготовку трубного сортамента к сварным работам. При этом пластмассовый трубопрокат тщательно чиститься от загрязнения и пыли. Также в зоне планируемого стыка аккуратно снимают тонкий поверхностный слой полиэтилена.
  2. Материал, подготовленный для работы, располагают на одной осевой прямой. Это относиться к частям магистрали и электромуфте.
  3. К муфте подключают электричество.
  4. Вмонтированный элемент для нагрева начинает прогревать деталь до нужного уровня температуры. Таким путем обеспечивается плавление торцевых поверхностей, которые контактируют.
  5. Изделия из полиэтилена при нагреве расширяются, и плотно заходят друг на друга.
  6. Далее отключается подача тока, и выполненная конструкция должна постоять в неподвижном состоянии до полного остывания.
  7. По истечении двадцати минут выходит герметичный и прочный стык.

Электромуфты современного производства выгодны тем, что могут самостоятельно вести контроль всего процесса сварных работ и последующего остывания. Установка таких деталей целесообразна в условиях ограниченного пространства.

Использование данного варианта соединения называют приоритетным, когда стыковой вариант неудобный и непрактичный. Такими местами, как правило, становятся колодцы, каналы с плохим доступом, монтажные отверстия в фундаменте или стенке здания.

Еще одним преимуществом является то, что его уместно использовать при аварийных ситуациях, когда пластиковый или полипропиленовый трубопровод поврежден. И, когда дефект необходимо устранить в очень короткий срок.

Смотреть видео

Кроме всего, данное устройство легко монтируется, и выполнить работу может любой домашний мастер, не имеющий больших навыков.

Единственным недостатком в данном случае называют высокую цену устройства, что понятно, не каждому по карману. Стоимость этих товаров, куда выше, если сравнивать их с аналогами, но это с лихвой компенсирует быстрота монтажа и надежность получаемого соединения.

Защитные муфтовые детали

Уже было описано, что защитные фитинги для пластиковой системы предназначены для защиты трубной конструкции от механических повреждений. Это цельнолитые приспособления, в которые монтируют трубу. В итоге таких действий трубный узел не контактирует с железобетоном, и его целостное состояние остается неизменным.

фото: защитная муфта

фото: защитная муфта

Применяют данные изделия для установки в железобетонную стенку колодца канализации. Они защищают входные и выходные конструкции, компенсируют нагрузку на пластиковую магистраль и сохраняют высокий уровень герметичности стыков.

Приспособление, которое устанавливается в стенку, фиксируется раствором из цемента, и создает нужное по размерам отверстие для прокладки трубопровода.

Основные предназначения данных фитингов.

  1. Снижение силы внешнего влияния, образующиеся после вибрации, и изменения диаметра от температурного перепада, а так же после «осадки» стен.
  2. Оформление посадочной зоны с гладкой поверхностью внутри.
  3. Частичное нивелирование влияния на трубопровод изнутри.

Дополнительную компенсаторную функцию здесь выполняют кольца-уплотнители.

Профессиональные сантехники из данной линейки товаров по качеству выделяют приспособления, выполненные из трехслойного ПВХ со вспененной стенкой внутри. Хотя, аналоги, выполненные из ПВХ, тоже отличаются высокими техническими характеристиками.

Смотреть видео

Класс жесткости у данных товаров – SN4. И использовать их можно очень продолжительное время. При соблюдении условий эксплуатации такие устройства служат дольше 50 лет.

Защитные литые муфтовые приспособления ПНД – это специальные устройства для защиты. Они отличаются специальной конструкцией, где внешняя часть может проскальзывать, и оснащена специальными ребрами жесткости.

Они являются насечками, которые позволяют литому устройству прочно укрепляться в стенке. Внутри такого изделия имеется кольцо-уплотнитель, позволяющее плотно прилегать фитингу к трубе, и защищает часть внутри соединительного приспособления от засорения землей.

Защитные соединительные механизмы – это цельнолитые изделия, что позволяет им легко справляться с возложенными на них функциями.

Диаметры этих устройств можно встретить от 110 до 1200 мм. Этот объем абсолютно совпадает в объемом ПЭ трубопроводов. Длина, предлагаемых в продаже вариантов, варьируется от 150 до 510 мм.

Если для работы нужно приобрести муфтовую деталь других диаметров, то ее можно получить по спецзаказу. Практически все фирмы могут поставлять муфты с нестандартными габаритами.

Использование защитных приспособлений называют самым грамотным вариантом решения, так, как в процессе функционирования любая магистраль из пластика подвергается подвижкам и деформационным изменениям.

Смотреть видео

В результате этого колодец из бетона начинает разрушаться. Как следствие этого – разрушается и трубная конструкция. Но, если на ней стоят защитные виды муфт, то все такие колебания полностью нивелируются, потому, что они проходят в самом муфтовом устройстве.

Компрессионные устройства

Этот вид соединительных элементов для монтажа в отличие от электросварных приспособлений не нуждается в применение спецоборудования. Сварка в данной ситуации не нужна.

фото: компрессионные фитинги

фото: компрессионные фитинги

Используя компрессионные детали, можно создать разъемное соединение, которое в случае необходимости можно разобрать. Разбирать и собирать обратно такие стыки можно столь раз, сколько потребуется.

Компрессионные устройства подразделяются на:

  • устройства, скрепляющие трубные изделия, у которых одинаковый диаметр;
  • переходники для соединений магистралей различного объема;
  • изделия с наружной резьбой;
  • приспособления, на которых присутствует внутренний вид резьбы.

Изготавливают соединительные изделия данной линейки из экологически чистых материалов. Эта разновидность фитинговых приспособлений при монтаже не создает никаких сложностей. Чтобы соорудить надежный стык необходимо:

  • выполнить подготовку муфтового устройства, для этого его частично разбирают, а накидную гайку отворачивают на 3\4 поворотов;
  • подготавливают трубу, при этом ее поверхностную часть очищают от загрязнений фаскоснимателем или хорошо подточенным ножом;
  • на трубе отмечается величину вхождения муфтовой детали в корпус;
  • чтобы облегчить установку, компрессионный механизм рекомендуют намочить жидким мылом, или наложить на него спецсмазку;
  • труба вводится в муфтовое устройство до указанной пометки, при этих действиях приходиться прикладывать определенную силу;
  • далее накидная гайка затягивается до упора;
  • чтобы создаваемое соединительное крепление получилось герметичным, необходимо, чтобы резьба была защищена фум – лентой.

Фланцевые соединительные элементы

Эти соединительные устройства способны обеспечить высокую герметичность создаваемого стыка на конструкции, и профессиональные мастера утверждают, что этот муфтовый механизм отличает достаточно простой монтаж. Уплотнителем на фланцевых муфтах служат специальные прокладки из паронита.

фото: Фланцевое соединения пластиковых труб

фото: Фланцевое соединения пластиковых труб

Так же в состав такого соединительного устройства включен металлический фланец и трубка из  полиэтилена.

Цена на данную линейку соединительного товара является демократичной, что так же можно добавить к неоспоримым его достоинствам.

Порядок работы и особенности соединения

Действия по установке не вызовут особых трудностей, если все выполнять точно по правилам.

  • Вначале необходимо начертить план сооружаемого трубопровода. При разработке схемы важно учесть каждый поворот и разводку на металлопластиковом или пластиковом трубопроводе. Чем точнее, будет схема будущей конструкции, тем легче будет выполнять все последующие действия.
  • Следующим шагом является покупка нужных материалов. Их количество определяют по составленному плану.
  • Если в работу взята зажимная муфта, то с ее помощью начало трубного изделия фиксируют к центральной сети. Такой фитинг состоит из двух полукруглых частей с фланцем для подводки трубы. Далее муфта одевается на заготовку и плотно притягивается болтами. Теперь через фланец сверлят отверстие для прохода жидкости.
  • Далее к фланцу подводят первую заготовку, которую предварительно обрезают перпендикулярно. Крайняя часть трубы ставиться в муфтовую деталь (до соответствующей метки). До того, как вводить трубу, ее крайняя часть смазывается специальным клеем.
  • Аналогично проводится процедура с частью детали, куда подводят подсоединение.
  • После просыхания клея выполняют прижимание резьбовым концовиком.

Подготовка труб к соединению во всех случаях выполняется одинаково. Разница заключается только в методах, используемых для герметизации стыков на пластиковых конструкциях. Так, например, при действиях с электросварным фитингом клей не применяется.

В таких устройствах предусмотрена спираль для нагрева, которая воздействует на соединяемые элементы. При этом полиэтилен расплавляется, и отдельные участки надежно спаиваются между собою.

Смотреть видео

Соединительные муфтовые устройства для пластиковых магистралей в строительных магазинах имеются в изобилии. Они выполнены в разных конфигурациях, что дает возможность легко выбрать нужную деталь для прокладки любой сети, где разрешают установить пластиковые трубы.

Оптическая муфта. Для чего она нужна?

Неотъемлемым компонентом при прокладке и обслуживании современных волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) являются муфты оптические. Уличные условия могут отрицательно повлиять на оптическое волокно. Муфта для оптического кабеля выполняет функцию надежной защиты оптических волокон от уличной среды и функцию герметизации мест соединения оптических кабелей различной длины.

В настоящее время использование муфт не ограничивается вышеперечисленными функциями. Все чаще приходится выполнять и коммутационную функцию, помогая выводить необходимую часть волокон для дальнейшего подключения специального оборудования. Муфта оптическая – это устройство, предназначенное для соединения любого типа оптических кабелей, при их прокладке в грунте, каналах кабельной канализации, тоннелях, коллекторах, а также на опорах воздушных линий связи и электропередач.

В современных условиях оптическая муфта должна соответствовать высоким требованиям. Конструкция должна быть надежной и простой в использовании, механизм установки оптических волокон прост, а во время обслуживания и эксплуатации муфты не должно возникать трудностей. Среди основных требований можно выделить следующие.

Герметичность. Влага отрицательно влияет на оптическое волокно, поэтому все отверстия оптических муфт должны герметично закрываться. Герметизации вводов ОК в муфты обеспечивается преимущественно термоусаживаемыми трубками, сальниковыми устройствами с резиновыми прокладками или же герметиками. Требуемая степень защиты — это IP68, т.е. муфта должна быть герметична при полном погружении в воду до 1 метра на длительный срок. Герметизируемые отверстия — это кабельные вводы и крышка. Вводы герметизируются с использованием мастик, сжимающих гаек и шайб, термоусадочных трубок. Мастика заполняет пространство между кабелями с помощью сжимающего механического воздействия внешней гайки или термоусадочной трубки. Крышка герметизируется по всему периметру резиновым или силиконовым уплотнителем, затем притягивается болтами или защелками. Если крышка цилиндрической формы, то она накручивается на основание муфты и накручивая прижимает герметизирующий уплотнитель.

Прочность. Оптические муфты изготавливаются из прочного пластика. Имеются дополнительные ребра жесткости. Это необходимо для избежания попадания воды в результате внешнего механического воздействия на корпус.

Удобство работы с оптической муфтой. Нередко монтажникам ВОЛС приходится производить работу с муфтами в неудобных положениях. Если к муфте доступ ограничен, затрудняется ее обслуживание, вследствие чего будет нарушена работа оптической магистрали. Поэтому для облегчения работы очень важны корпус муфта, способы укладки волокон, расположение сплайс-кассет, способы герметизации. Время монтажа с удобной муфтой сокращается, а это влияет на скорость строительства ВОЛС.

Количество и диаметр водимых кабелей, число вводов. Наилучший вариант, когда в один порт заходит один оптический кабель, а лишних кабельных вводов не остается. В настоящее время выпускаются универсальные муфты с большим количеством кабельных вводов. Исходя из этого надо рассчитывать такие муфты, в которые используемые кабеля войдут без усилий.

Максимальное число сварочных соединений. Часто указывается число гильз КДЗС, которые укладываются в данной муфте в один слой, при имеющемся количестве сплайс-кассет. Сейчас за счет удобства обслуживания, во многих муфтах возможно устанавливать дополнительные сплайс-кассеты, и гильзы можно надежно укладывать в два слоя.

что это такое, назначение и применение, классификация, выбор

В процессе создания различных силовых сетей нередко возникает необходимость сращивания нескольких частей кабеля и подключения к электроприборам и аппаратам. Такие работы выполняются с помощью кабельного крепежа, представляющего собой комплект материалов и деталей, необходимых для надежной герметизации мест соединения или ответвления электрических проводников. Комплектность набора различна и зависит от параметров электрического тока, изоляционного покрытия и конструкции кабеля.

mufta-kabelnaya

mufta-kabelnaya

Назначение соединительной муфты для кабеля

Чтобы объединить отдельные участки силового кабеля, используют соединительные кабельные муфты. Конструкция и применяемые материалы позволяют обеспечить надежность и долговечность соединения. В зависимости от назначения они могут быть:

  • ремонтными;
  • переходными;
  • ответвительными.

Муфта соединительная для кабеля является наиболее востребованной, так как чаще всего применяется при монтаже электрических линий. Главное требование, предъявляемое к крепежу такого типа, — это создание надежного и герметичного соединения. В связи с тем, что кабельная муфта эксплуатируется в неблагоприятных условиях, материал изготовления должен соответствовать повышенным требованиям по стойкости к влиянию внешней среды. В зависимости от условий эксплуатации муфты на кабель производятся цельными и разборными.

Соединительные муфты применяются для сращивания электрических линий различных классов напряжения. Они обеспечивают надежное соединение, герметизируют и предохраняют от повреждения место соединения одно- и многожильных силовых кабелей. При монтаже линий электропередач на вертикальных и наклонных трассах используется стопорный и стопорно-переходной кабельный крепеж. Он служит не только для соединения проводников, но и предотвращает стекание маслопропиточного состава.

Зная, что такое кабельная муфта соединительная, будет несложно подобрать необходимую модель для прокладки линии на воздухе или в земле. Большую долю составляют изделия, изготовленные по технологии холодной усадки.

Работы по стыковке проводников с бумажной изоляцией упростило появление термоусаживаемых трубок и перчаток. В большинстве случаев эти элементы входят в комплектацию электрических изделий. Термоусаживаемые трубки образовывают более прочный изоляционный слой, предупреждают разматывание бумажной обмотки и делают процесс коммутации более комфортным.

Проводники стыкуются болтовыми соединителями, которые помещаются в термотрубки. Этот способ удобен при установке соединительно-переходных муфт, где сращиваются проводники с различными видами изоляции. С помощью трубок не только выравнивается толщина изоляционного слоя, но и обеспечивается экранирование зоны стыковки.

Виды соединительных кабельных муфт

Кабельная арматура, применяемая для строительства линий электропередач, определяется следующими характеристиками:

  • тип соединения;
  • материал изготовления;
  • параметры передаваемой электроэнергии;
  • место монтажа;
  • габаритные показатели;
  • число жил и форма.

Кроме того, в зависимости от применяемого материала различают следующие виды кабельных муфт:

  • эпоксидные;
  • свинцовые;
  • термоусадочные;
  • чугунные;
  • латунные;
  • резиновые.

Эпоксидный крепеж предназначен для соединения кабеля, прокладываемого в шахтах, тоннелях и траншеях. Изделие имеет наружный металлический либо асбестовый корпус. После соединения жил он заливается эпоксидным составом.

Свинцовая кабельная арматура применяется для стыковки кабелей с металлической либо алюминиевой оплеткой. Выпускается 2 типоразмера: нормальный и малогабаритный. Изготавливается из свинцовых труб диаметром 60-110 мм, длиной 450-650 мм и зависит от сечения кабеля. Такая арматура имеет большую массу. Свинцовые и эпоксидные муфты практически не подвержены внешнему воздействию и могут использоваться при прокладке под землей.

Самым распространенным и простым методом монтажа кабельной соединительной арматуры является термоусадочная конструкция. После установки муфты на соединяемый участок ее нагревают строительным феном или горелкой до появления эффекта обсадки. Материал трубки характеризуется высокими изоляционными свойствами, а широкий интервал усадки материала дает возможность соединения кабеля с разным сечением жил.

Резиновые муфты применяются для соединения гибких неэкранированных проводников. При этом место соединения остается гибким. Для установки изделия нагрев не требуется. Герметичность места стыковки обеспечивается заливкой специальным компаундом.

Рекомендации по выбору и монтажу

Монтаж концевых муфт проводится при подсоединении электрических приборов и аппаратов. В электрических сетях напряжением более 1 кВ различают крепеж внутренней и наружной установки. При более низком напряжении устройство муфты обеспечивает установку как в закрытом помещении, так и на открытом воздухе.

Чтобы получить надежное сочленение кабелей, необходимо правильно подобрать крепеж для выполнения работ. Для этого надо знать следующие характеристики:

  1. Напряжение кабельной линии, на которой будет монтироваться электрическая арматура.
  2. Тип изоляционного покрытия проводников, которое может быть выполнено из разных материалов (пластмасса или промасленная бумага). От этого зависит комплектация устройства.
  3. Количество жил и их сечение. Определяются по марке кабеля или берутся из проектной документации.
  4. Наличие бронеленты. Установка кабельного крепежа требует заземления брони.
  5. Тип монтажа концевых муфт. При выборе концевой заделки необходимо знать место установки последней (внутри или снаружи здания). Арматура отличается наличием (отсутствием) и количеством антитрекинговых термоусаживаемых изоляторов.
  6. Комплектация изделия. Поставка может быть выполнена с болтовыми соединителями и наконечниками либо без них.

Надежная стыковка кабелей обеспечивается применением термоусаживаемых соединительных устройств. Они не только создают дополнительную изоляцию в месте установки, но и позволяют стыковать проводники разного сечения.

Для монтажа электрической арматуры последовательно снимаются все слои изоляционного материала вплоть до покрытия жил. Установка термоусаживаемых муфт не требует пайки проводников. Контакт обеспечивается благодаря применению болтовых соединителей.

При подключении электроустановок к проходящим линиям необходимо создать ответвление провода. Для этого используются ответвительные сжимы и клеммные колодки. Применение прокалывающих зажимов обеспечивают герметичность стыковки и не требуют снятия изоляции с магистрального провода. Усилие зажима регулируется срывными головками зажимных болтов.

Проводник заземления концевых муфт устанавливается с использованием непаянной системы защиты, имеющейся в комплекте поставки. Для предохранения от коррозии места контакта соединение проводника со стальной оболочкой уплотняется герметизирующей лентой.

Монтаж муфт холодной усадки не требует нагрева, что положительно сказывается на времени проведения работ. Такие устройства способны сохранять гибкость кабеля. Они могут противостоять температурным циклическим нагрузкам и смещению грунта в разных погодных условиях.

Что такое муфта Haldex, зачем нужна и как работает?

Основным элементом подключаемого полного привода считается муфта Haldex. Она обеспечивает управляемую передачу крутящего момента, величина которого напрямую зависит от степени ее замыкания. В большинстве своем данное устройство передает крутящий момент от передней оси к задней.  Сам механизм располагается в картере дифференциала заднего моста.  О том, что же такое муфта Haldex, какой ее принцип работы и какие компоненты она включает подробнее будет рассказано в этом полезном материале.

Как работает и из чего состоит муфта Haldex?

Муфта Haldex состоит из нескольких компонентов. Она включает в себя пакет фрикционных дисков, которые изготовлены из стали или покрыты специальным составов с повышенным коэффициентом трения.  Чем больше в пакете дисков, тем больше передаваемый крутящий момент. А сжатие их происходит за счет поршней под действием давления жидкости.  Есть в ней и электронная система управления, которая состоит из входных сенсоров, блока управления и исполнительного устройства.  Также среди компонентов муфты представлен аккумулятор давления и гидравлический насос, которые призваны поддерживать давление масла в ней в пределах 3 МПа.

Принцип действия муфты Haldex можно разобрать на примере системы 4Motion, что устанавливается на Volkswagen. В этом случае основные режимы работы муфты выглядят следующим образом:

  • Начало движения;
  • Начало движения с проскальзыванием колес;
  • Движение с постоянной скоростью;
  • Движение с проскальзыванием колес;
  • Торможение.

Подробнее о принципе работы

В момент того, как авто трогается или разгоняется задний мост получает максимальный крутящий момент. Фрикционы муфты сжимаются и клапан управления находится в закрытом положении.  Клапан управления — это элемент, от которого зависит величина давления фрикционных дисков.  Когда начало движения сопровождается проскальзыванием передних колес, то крутящий момент передается на задние колеса. При буксировке только одного переднего колеса, перед работой муфты начинает работать электронная блокировка дифференциала.  Если же авто движется с постоянной скоростью, то клапан управления открывается и фрикционы сжимаются. Тогда на задние колеса крутящий момент начинает передаваться частично. Сам же процесс проскальзывания колес определяется по сигналам датчика и блока управления. Клапан в зависимости от того, какие колеса буксуют будет либо открываться, либо закрываться. Когда же происходит торможение, фрикционы полностью разжимаются и клапан открывается. В этом случае крутящий момент вообще не поступает на задний мост.

Подробнее о муфте Haldex и ее работе будет рассказано в этом видеоматериале:

Опубликовано: 19 ноября 2019

что это такое и зачем нужен, преимущества

Если вы ездите на внедорожнике с подключаемым полным приводом, рано или поздно вам придется познакомиться с этой деталью колеса. Когда настанет время в автосервисе вас спросят, поставить надежный ручной вместо вышедшего из строя автоматического? Чтобы знать о чём идет речь и сделать выбор, познакомимся с хабом (от англ. hub – «ступица»). Особенно стоит прочитать эту статью тем, кому не хотелось бы лишний раз перегружать ходовую часть и тем, кто не против уменьшить расходы на эксплуатацию, увеличить динамичность авто.

Что такое муфта свободного хода и для чего нужна

Хаб или муфта свободного хода – это несложное устройство, которое крепится в центр колесного диска, насаживается на ось. Устанавливают на заводах производителей на определённые модели внедорожников. Её также дополнительно приобретают владельцы авто и устанавливают на СТО.

муфта свободного хода, хабмуфта свободного хода, хаб

Хаб подходит только моделям с подключаемым 4WD. На полноприводные ставить его нет смысла, поскольку нужна специальная муфта, чтобы отключить привод переднего моста полностью, а не только колёса в районе ступицы. Эта мера необходима, ведь система отключаемого полного привода не всегда может гарантировать полноценное отсоединение, когда это так необходимо (на ровной дороге). Если не отключить, колёса цепляют ступицы, «вхолостую» продолжают крутиться карданный вал и полуоси. В результате возрастает расход топлива, быстрее изнашиваются узлы.

Внедорожники становятся заднеприводными при отключении полного привода, поэтому отсоединение/присоединение узлов ходовой части требуется к передним колесам. Хабы устанавливают только на два передних колеса.

Что делает хаб? Устраняет холостое вращение деталей передней части ходовки: вращение правой и левой полуоси, жестко соединенных с колесами, вращение сателлитов переднего моста (расположены внутри дифференциала).

Конструкция хаба

Исходя из логики, муфта свободного хода – весьма необходимая конструкция для внедорожника с подключаемым приводом 4WD. А значит должна быть предусмотрена на всех авто такого типа. И действительно на многих она имеется. Даже на авто времен 1900-1940-х гг была предусмотрена простая конструкция – подача крутящего момента прекращалась обычным гаечным ключом.

Затем, после войны, изобрели муфту с простым механизмом фиксации (крышка муфты легко поворачивалась движением руки). Это классическое устройство хаба, недорогое и надежное, встречается и по ныне. В его современной модификации имеется ручка, пружина, втулка, подвижная шестерня и шестерня вала полуоси.

конструкция муфты свободного хода

Современная ступичная муфта (она же муфта свободного хода) представляет собой конструкцию из нескольких деталей, а каких именно зависит от типа привода. Но обо всём по порядку

Типы хабов в автомобиле и их принцип работы

Существует два типа хабов:

  • ручной (классический вариант),
  • автоматический,

Последний в свою очередь делиться на три разновидности, в зависимости от типа привода (электрический, вакуумный или пневматический, гидравлический или механический).

Ручной

Первая – ручная муфта – включается и отключается поворотом ручки в нужное положение, ручка находится на самом устройстве, прикрепленном к колесу. Отсюда и минус: для этого действия водителю приходится покидать автомобиль. Есть и плюсы, которые перевешивают главный недостаток – ручные хабы надежнее, служат значительно дольше.

Например, для «Патриота» создают ручной хаб AVM (одна из самых популярных, страна изготовления– Бразилия), на втором месте по популярности американский ручной WARN, на третьем – украинская «АмисА» (внедрена новая технология).

Устройство ручной муфты свободного хода

Устройство ручного хаба

1. Прокладка,
2. Стопорные кольца,
3. Колесо муфты,
4. Проставка,
5. Внутренняя ступица,
6. Корпус муфты,
7. Конусная шайба,
8. Стопор,
9. Прокладка,

10. Муфта,
11. Пружина,
12. Водило,
13. Пружина сжатия,
14. Стопорное кольцо,
15. Блокиратор и уплотнение,
16. Пружина и шарик,
17. Крышка муфты.

Автоматический

Второй тип хабов – автоматические, входят в комплектацию внедорожника. После активации хаба блокируется вращение шрусов, прекращается подача крутящего момента на вал, полностью выводится из сцепления муфта.

Включаются сами при активации 4WD, нужно лишь тронутся с места. Чтобы отключить, нужно остановить авто, выключить полный привод, проехать задним ходом. Задним, если до этого автомобиль двигался вперёд, если, наоборот, двигался назад, надо проехать прямо (чтобы колесо и полуось расцепились, придётся проехать пару метров в противоположном направлении).

Такой тип хаба прост в эксплуатации (не нужно выходит из салона, чтобы отключить муфту), но к сожалению, муфта менее надежна, подводит в некоторых случаях (приходится подключать вручную) и с ней ходовая часть всё таки изнашиваются быстрее (чем при эксплуатации авто с ручным хабом).

Автоматическое отключения становится возможным благодаря приводу: электрическому, вакуумному или гидравлический.

Устройство автоматического хаба

Устройство автоматического хаба

1. Колпак
2. Кольцо
3. Корпус
4, 9. Разрезное кольцо
5. Тормоз В
6. Тормоз А
7. Пружина тормоза
8. Стопорное кольцо
10. Блок ведущей шестерни
11. Блок передвижной шестерни
12. Возвратная пружина

13. Упорная втулка В
14. Подшипник
15. Стопорное кольцо ведущей
шестерни
16. Упорное кольцо А
17. Ведущая шестерня
18. Кольцо передвижной шестерни
19. Кулачок
20. Держатель
21. Пружина
22. Передвижная шестерня
Автоматическая электрическая муфта

Максимально надежны и просты (сродни ручному механизму). Активация устройства происходит за счет подачи электричества на управляющий мотор, вращающийся с колёсной ступицей. Ток передаётся по щёткам. Последним приходиться работать в тяжелых условиях – грязь, перепады температур. Из-за чего в один «прекрасный» день система может просто не включиться.

Автоматическая вакуумная муфта

Или пневматическая работает с насосом, отсасывающим/подающим воздух, в результате чего хаб блокирует/отсоединяется от ступицы. При работе пневматического хаба часто возникает такая проблема, как нарушение герметичности соединения сальников с полуосью (самое слабое место в конструкции), тогда вместе с воздухом может попасть гряз, вода, что по началу исключает эффективную блокировку, а после приводит к выходу из строя вакуумного хаба.

пневматическая муфта свободного хода AVM

Вакуумный хаб устанавливают на заводах на модели внедорожников 2015-2018 г.в.

Автоматическая гидравлическая муфта

Устройство задействуется благодаря законам движения и равновесии жидкостей (наука «гидравлика»). Активируется при подаче крутящего момента на полуось.

Менее подвержены воздействию низких температур (до -45 градусов). Отличаются сложной конструкцией. Надежны (особенно хабы бразильского и японского производства). Но и у него есть недостаток: движение люфта, находящегося в трансмиссии, сопровождается ударами, которые негативно влияют на надежность муфты.

Гидравлическая муфта свободного хода AVM

Устанавливают механический автоматический хаб в основном на внедорожники Nissan.

Как правильно выбрать hub для своего авто

У каждой разновидности хаба свои преимущества и недостатки. Выбирать муфту для своего внедорожника нужно, ориентируясь на особенности его эксплуатации: часто ли вы на нем ездите, часто ли сменяется гравийная дорога на асфальтированную, много ли времени проводите вне дорог.

Если часто отключать привод нет необходимости (выехали на бездорожье и не скоро вернётесь на городские дороги), выбирайте ручной хаб. Если часто сменяете условия езды (например, живете за городом, но ездите в мегаполис на работу) или чаще ездите по асфальтированной дороге, правильный выбор – автоматика.

Видео: Влияют ли ХАБЫ на расход топлива?

Ремонт автоматики по стоимости равен полной замене хаба на новый. Чтобы дать клиенту возможность сэкономить, в СТО предлагают выбор – заменить автоматический, вышедший из строя, ручным. Иногда это предложение действительно оказывается целесообразным. Но даже установка автоматики окупается достаточно быстро (за счет повышения производительности и снижения расходов на топливо и ремонт).

Выбирайте хабы производителей, которые признаны лучшими на своём поприще (бразильские, американские, японские, украинские).

Выбирайте хабы по техническим характеристикам, чтобы идеально подошли под ваш внедорожник: по диаметру отверстий, крепежных болтов и по длине.

Полный привод, отключаемый полный привод, преимущества хаб

В отличие от моделей с подключаемым 4WD полноприводные внедорожники, возвращаясь с бездорожья на трассу, отключают крутящий момент, но без хаба составляющие и узлы переднего моста продолжают вращаться за счет движения передних колёс. В итоге теряется скорость, изнашиваются детали всей ходовой части, повышается расход топлива. Возможно, отчасти поэтому внедорожники с подключаемым приводом стоят значительно дешевле (полноприводные хоть и бегают по асфальту со включенным 4WD, изнашиваются не так быстро).

Видео: ХАБЫ — Off-road drive: обзор, устройство, принцип работы

 

Чтобы свести к минимуму указанные негативные последствия, достаточно пользоваться изредка ступичной муфтой (хабом): когда съезжаем с нормальной дороги – включать, когда выехали на городскую дорогу, трассу – выключать. Хаб исключит нагрузку на переднюю часть ходовки. При этом увеличится динамичность (время разгон уменьшается, накат идет легче), снизится расход топлива (до одного литра на сотню).

Весомый недостаток?

Несмотря на множество преимуществ от применения хаба, не советуем торопится с его установкой. Поскольку есть существенный минус – нет возможности в любой момент времени подключить полный привод. Особенно остро недостаток ощущается, когда чередуется качество дороги (асфальт/снет/насыпь) и при заезде на бордюр. Мешает хаб и при попытке выбраться из болота проверенным методом – «в раскачку». В такой ситуации муфта просто отключается и возможности полного привода оказываются недоступными. В этих редких экстренных ситуациях не поможет даже ручной режим переключения.

В некоторых случаях хаб действительно стоит установить: если вы не экстремал, постоянно покоряющий бездорожье, а человек, который изредка ездит на дачу и только в весенне-летний период. Если же вы не представляете жизни без приключений и привыкли прокладывать тропы, где их никогда не было – хаб для вас абсолютно ненужное приобретение, которое не принесет выгоды, а наоборот, подведёт в самый ответственный момент.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

виды, особенности установки и типичные ошибки

Прокладывание кабеля значительной протяженности сопряжено с необходимостью его удлинения и создания ответвлений. При этом нужно соблюдать абсолютную герметичность соединений. Решить эти задачи позволяет соединительная муфта для кабеля. Эти изделия также применяют в случае обрывов на отдельных участках кабеля.

Области применения

Муфты нашли широкое применение на энергетических и коммуникационных объектах. Их устанавливают в электрические цепочки между оборудованием, при объединении разнообразных линий в одну сеть.

Соединение электрических проводников

Существует несколько нюансов, влияющих на конструкцию соединения:

  1. Разновидность соединяемых проводников. Принимают во внимание диаметр, материал изолятора, тип металла токопроводящей конструкции.
  2. Диаметр провода, а также материал, наружной оболочки.
  3. Назначение кабеля (силовой, для связи), разрешенное напряжение, тип передаваемых сигналов.

Кабельные муфты используют для всех типов прокладки — подземных и воздушных. На месте стыковки проводник надежно защищен от влияния осадков, механических повреждений. Соединение прочное и обеспечивает качественный электрический контакт проводов.

Муфтовая конструкция дает возможность упорядочивания местоположения каждого проводника в ячейке соединительной кассеты. Благодаря этому создается герметичный контакт изоляционных элементов и наружной бронированной оболочки. Корректно выбранное и установленное устройство почти не дает искажений электрического сигнала и не меняет напряжение и токи в силовых кабелях.

Конструкция кабельной муфты

к содержанию ↑

Классификация

Муфты классифицируются по множеству параметров. Основные среди них — назначение, тип конструкции, материал, вид диэлектрической изоляции.

По назначению муфты подразделяют на:

  • соединительные;
  • ответвительные;
  • стопорные;
  • переходные;
  • концевые.

По типу конструкции:

  • однофазные;
  • трехфазные.

По материалу изготовления:

  • свинец;
  • эпоксидная смола;
  • чугун;
  • латунь;
  • полимеры.

По разновидности диэлектрической изоляции:

  • резина;
  • пластик;
  • пропитанная бумага.

Соединители различают по параметру напряжения в силовых проводниках, с которыми они будут функционировать. Существуют муфты для кабелей 1–10 кВ.

к содержанию ↑

Основные разновидности муфт

Соединительные

Этот вид муфт наиболее распространен и используется при монтаже проводников, а также для ликвидации обрывов на линиях. С конструкционной точки зрения выделяют монолитные устройства и разборные. Оба типа соединителей обеспечивают герметичность, механическую прочность и стойкость соединения к агрессивным средам.

Строение соединительной муфты

Соединительные муфты предназначены для проводников с изоляцией из бумаги или пластика. Одна из разновидностей таких устройств — переходная муфта — соединяется с любым кабелем, вне зависимости от вида изоляционного материала.

к содержанию ↑

Ответвительные

Строение ответвительной

Данный вид устройств относят к специализированному виду арматуры. Используют их исключительно на силовых линиях для отвода кабеля в нужном направлении.

к содержанию ↑

Стопорные

Задача стопорной муфты состоит прежде всего в обеспечении жесткости всех элементов оболочек, в том числе экранирующей и изолирующей.

Установка стопорного устройства

Жесткость соединения необходима, чтобы избежать сползания некоторых частей кабеля под собственной массой на тех участках, где линия расположена по вертикали или под большим углом. Потребность в стопорных соединителях определяют на основе инженерного анализа. Проводят расчеты с учетом множества факторов:

  • протяженность кабеля, идущего по наклонной;
  • прочность составных частей кабеля;
  • разрешенные нагрузки;
  • угол наклона и др. обстоятельства.

Существует дополнительная разновидность стопорных соединителей — стопорно-переходная.

к содержанию ↑

Термоусаживаемые муфты

Установка соединителей с изоляцией из термоусаживаемых трубок не отличается сложностью, так как пластмассовые составляющие упрощают процесс стыковки проводников. Монтаж занимает приблизительно вдвое меньше времени по сравнению с соединительными элементами других типов.

Полимер, из которого изготовлен соединитель, по достижении 150-градусной температуры (используют газовую горелку или фен) сжимается и надежно скрепляет обхватываемую деталь. В результате достигается полная герметичность соединения. В процессе обжимки происходит удаление воздуха из всех полостей. Остывая, материал приклеивается к элементам силовой линии, обволакивая поверхности. Срок службы соединения достигает четверти века.

Термоусаживаемое устройство

к содержанию ↑

Муфты холодной усадки

Соединения этого типа основаны на технологии эластомеров, где на изделие наносится диэлектрик. Как диэлектрическую основу используют силикон. Диэлектрик позволяет максимально качественно заизолировать соединение.

Монтаж проводят при стандартной температуре. Разогрев не используется. Вместо этого применяется натяжение с холодной усадкой.

Арматура для силовых кабелей с эластомером находится во внутренней части спиралевидного корда и устанавливается на положенное ей место. Далее элемент распределяют по всей поверхности коммутации соединения и натягивают на изолируемую площадь с двух сторон. После этого корд достают, вращая против часовой стрелки.

В результате установки изоляция полностью покрывает защищаемую область. Метод часто используют в производственных зданиях, где есть открытый огонь или угроза воспламенения.

Муфта холодной усадки

к содержанию ↑

Концевая муфта

Электрическая концевая муфта предназначена для надежной фиксации концов проводника и обеспечения герметичности его внутренних составляющих. Используется в распредщитах, электрооборудовании и других оконечных системах.

Концевого типа

к содержанию ↑

Особенности установки

Технические требования к муфтам различаются в зависимости от предназначения устройств. Однако существуют и общие условия, выполнение которых обязательно в любом случае:

  • герметичность соединения;
  • влагоустойчивость материала и участков стыковки;
  • высокая прочность, способность противостоять механическим нагрузкам;
  • устойчивость корпуса к воздействию агрессивных внешних сред.

В наибольшей степени указанным требованиям соответствуют два типа муфт — термоусадочные и холодной усадки. Их характеризуют универсальность, совместимость с любыми видами изоляционных материалов. Поэтому в качестве примера далее будет рассмотрена установка термоусадочной муфты.

Установка муфты

к содержанию ↑

Монтаж термоусадочной муфты

Вначале следует подготовить кабель. С его концов удаляют изолирующую бронированную оболочку — вплоть до токопроводящих элементов. С жил изоляцию на этом этапе не снимают. Протяженность разделки кабеля определяют несколькими факторами:

  • марка кабеля;
  • сечение, материал токопроводящей жилы;
  • количество жил, а также другие параметры, указанные в справочниках.

Далее готовят к установке муфту:

  1. Надевают на конец кабеля термоусадочную трубку.
  2. Провод заземления на соединительных и концевых муфтах закрепляют специальным контактом (без дальнейшей пайки).
  3. Места соединения перемычки с бронированной оболочкой заворачивают в герметизирующую ленту.
  4. Для заземлительных перемычек применяют медные проводники с 16-миллиметровым сечением. Если сечение жил составляет 120–240 кв. мм, ставят 25-миллиметровую перемычку.
  5. Надевают термоусадочные трубки на окончания оставшихся проводов кабеля.
  6. Соединяют фазные проводники и нейтраль. Соединение выполняют обжимными гильзами или болтами со съемной головкой.
  7. Провода кладут в ячейки каркасной кассеты и закрывают.

Кассету стыкуют с внешней термоусадочной трубкой. Происходит нагрев, в результате чего наступает полная усадка. Все соединительные элементы имеются в муфтовых комплектах.

Кабельные муфты холодной усадки ставят более простым способом. Начало процесса такое же, как и в случае с термоусадочной муфтой. На завершающей стадии на муфту надвигают пружинку с силиконом EPDM. Далее ее убирают, а силикон обтягивает муфту, вследствие чего создается герметичное соединение.

к содержанию ↑

Типичные ошибки при монтаже соединительных муфт

Грязная поверхность

Монтаж соединителя на кабель обычно осуществляют в условиях, где сложно соблюсти чистоту рабочего пространства (котлованы, траншеи, промышленные помещения). Однако загрязненные поверхности ухудшают возможность создания герметичного соединения. Рекомендуется использовать пленочные защитные покрытия, следить за чистотой инструментария и расходных материалов, удалять грязь с рабочей поверхности.

Нарушения технологии

Размеры соединительных трубок и проводников должны отвечать требованиям компании-производителя. Иначе постепенно проявят себя разнообразные дефекты. Их нужно заранее находить и затирать напильником, а также обрабатывать шлифмашинкой. Выступающие элементы крепежа тоже необходимо шлифовать. После окончания установки тщательно удалить опилки с рабочей поверхности.

Неодинаковая толщина изоляции манжеты

Неравномерная толщина изоляционного слоя возникает после проведения термоусадки. Чтобы избежать этой проблемы, поверхность должна разогреваться одинаково. Помогает решить вопрос использование гнутого жестяного отражателя. Данное приспособление обеспечивает равномерное распределение температуры по всей поверхности. В результате клеевой состав разогревается и распределяется равномерно, а толщина изоляции остается примерно одинаковой.

При монтаже необходим равномерный нагрев изоляции

к содержанию ↑

Негерметичные муфты

Изделия, монтируемые на высоковольтные силовые линии, имеют три герметичных пояса:

  • межфазовый;
  • корпусной;
  • внешний.

Для усадки внешних поясов применяют дополнительные герметики. Ими обрабатывают стыки. После тепловой обработки клей должен выступить за края соединения, создавая барьер на пути вредных веществ. Если клей не выступил, соединение не будет герметичным.

Воздух в муфте

Полости между соединительными элементами заполняют герметиком. Если вместо герметика в полости остается воздух, неизбежно развивается процесс ионизации.

Использование герметика при установке

Установку соединительных элементов для силовых линий нужно осуществлять в строгом соответствии с технологическими требованиями. Все работы должны проводить специалисты, так как монтаж требует немалой квалификации и опыта.

Соединительная муфта для кабеля: виды, особенности установки и типичные ошибки

применение и разновидности, преимущества и недостатки

От того, как правильно будет сделано подключение силового кабеля к распределительному энергетическому оборудованию, зависят безопасность, надёжность и долговечность подсоединения. Этому служит муфта концевая. Она бывает, как внутренней, так и наружной установки. Изделие предназначено для оконцевания силового кабеля. Различные конструкции концевых термоусаживаемых муфт отвечают определённым условиям установки.

Муфта термоусадочная концевая

Муфта термоусадочная концевая

Виды концевых муфт

Муфты концевые термоусаживаемые (МКТ) бывают двух видов:

  1. МКТ внутренней установки;
  2. МКТ наружного монтажа.

МКТ внутренней установки

Внутренняя установка МКТ подразумевает монтаж узла кабельного подключения внутри помещения. То есть муфта кабельная концевая обеспечивает надёжное соединение там, где отсутствуют факторы внешней среды. Изделие нельзя использовать вне зданий и сооружений.

МКТ наружного монтажа

Установка МКТ наружного применения в основном производится при подводке силового кабеля к распределительным шкафам и других объектов аналогичного назначения. Монтаж наружных муфт производится в тех местах, где контактная группа подвергается риску негативного воздействия окружающего пространства (атмосферные осадки, низкие или высокие температурные условия и пр.).

Важно! Наличие литеры «В» в маркировке МКТ означает, что изделие годится только для внутренней эксплуатации. Буква «Н» относит продукцию к типу муфт наружного применения.

Применение МКТ

Сфера использования внутренних и наружных муфт предполагает различные условия эксплуатации соединителей. Концевые контакторы для силовых кабелей выдерживают высокий уровень влажности, обладают 100% защитой от пробоя электричества. Термоусадочное покрытие токоведущих жил создаёт защитную оболочку абсолютно непроницаемой, огнестойкой и невосприимчивой к агрессивной среде.

Преимущества МКТ

Монтаж кабельных концевых муфт в виде готовых комплектов заводского исполнения обладает рядом неоспоримых преимуществ перед старыми образцами соединителей. Это объясняется появлением за последние десятилетия новых совершенных синтетических материалов.

Комплектация поставки готовых изделий учитывает каждый шаг технологического процесса по созданию разводки конца кабеля. Достоинства универсальных комплектов для оконцовки кабельных соединений составляют следующий перечень:

  • создаётся абсолютная герметизация жил и узлов соединений;
  • нагрев термоусадочного материала сжимает новую оболочку разведенных концов кабеля до получения плотного и прочного изоляционного слоя;
  • концевая муфта обладает высокой термоустойчивостью и невосприимчивостью к агрессивным средам;
  • простота монтажа допускает к выполнению работ специалистов средней квалификации;
  • муфты обеспечивают экологическую безопасность окружающего пространства;
  • применение сопутствующих чистящих материалов в монтаже муфт позволяет работникам оставаться с чистыми руками;
  • гарантий срок службы МКТ достигает 30 лет.

Обратите внимание! Термоусаживаемые концевые муфты легко и быстро монтируются, по сравнению с заливными устройствами и изделиями холодной усадки. Однако стоит заметить, что МКТ стоят гораздо дороже их аналогов.

Конструкция МКТ

Конструктивные решения МКТ разнятся в зависимости от предполагаемых условий эксплуатации. Эти отличия могут состоять из небольших изменений в составе и виде материалов. Принципиальная схема строения муфт в основном одинакова.

Стандартная концевая термоусадочная муфта состоит из следующих материалов и деталей:

  • термоусаживаемые трубки;
  • изоляторы;
  • бандажная нить и проволока;
  • изоляционная лента;
  • термоусадочные манжеты;
  • наконечники со срывающимися головками болтов;
  • металлическая косичка для заземления.
 Основные детали муфты

Основные детали муфты

Комплектность может варьироваться с включением разных дополнительных материалов. Каждый изготовитель представляет состав поставки МКТ по своему усмотрению.

Устройство МКТ для 3-х фазного кабеля

Устройство МКТ для 3-х фазного кабеля

Критерии выбора

Выбор термоусаживаемой концевой муфты зависит от особенностей условий эксплуатации. Маркировка МКТ содержит важную информацию о назначении изделия. Как её считывать, можно рассмотреть на следующем примере. Марка муфты КВТТП-4Х (16-25) означает следующее:

  • К – концевая;
  • В – внутренняя установка;
  • Т – термоусаживаемая;
  • ТП – термоусадочная перчатка;
  • 4Х – кабель 4-х жильный;
  • (16-25) – допустимая площадь сечения одной жилы в мм2.

Помимо этого, в маркировке МКТ могут быть дополнительная информация о классе огнестойкости и предельный показатель напряжения. Считывая информацию маркировки и сравнивая её с условиями эксплуатации, выбирают нужный тип муфты.

Комплект поставки МКТ

Комплект поставки МКТ

Технология монтажа МКТ

Работы по монтажу концевой муфты выполняются квалифицированным персоналом, прошедшим специальную подготовку. Перед началом монтажа сверяют комплектность поставки согласно списку упаковочного листа. Все комплектующие концевой муфты освобождают от полиэтилена и раскладывают в порядке очерёдности их монтажа.

Инструкция по монтажу МКТ GUST

Данная инструкция предназначена для монтажа МКТ GUST с оконцеванием силового кабеля, покрытого бумажной изоляцией, напряжением 6-10 кВ, сечением жил от 70 до 120 мм2:

  1. В соответствии с размером, указанным в инструкции, и необходимой длиной жил, снимают джутовый покров кабеля.
  2. Намеченное место начала среза покрова отмечают несколькими оборотами изоляционной ленты, поверх которой закрепляют бандаж из медной или стальной проволоки. Проволочную скрутку пригибают к кабелю.
  3. По наружной кромке бандажа делают круговой надрез и снимают внешний покров кабеля.
  4. С оголённой бронеленты удаляют битумную плёнку с помощью газовой горелки.
  5. Остатки состава снимают ветошью, пропитанной уайт-спиритом. Затем поверхность зачищают металлической щёткой.
  6. На расстоянии 50 мм от начала среза накладывают проволочный бандаж.
  7. По кромке бандажа пропиливают ножовкой вкруговую бронировку.
  8. Захватывая плоскогубцами надрезанный край, сматывают металлическую полосу по всей длине оголённого участка.
  9. Отступив 5 мм от кромки бандажа, делают круговой надрез и снимают битумную подушку. Остатки битума выжигают газовой горелкой. Затем поверхность протирают ветошью с уайт-спиритом.
  10. Очищенную оболочку на расстоянии 150 мм от среза брони прорезают ножовочным полотном. Участок очищают металлической щёткой и протирают ветошью с растворителем.
  11. Выполняют заземление оболочки и брони кабеля. Для этого чистый участок (150 мм) у окончания брони и подушки оборачивают скруглённой пластиной-тёркой. Провод заземления выкладывают по направлению конца кабеля и прижимают его к тёрке одним витком роликовой пружины.
  12. Затем провод заземления выгибают в обратном направлении и закрепляют его следующими витками пружины. Провод крепят проволочным бандажом к очищенному участку оболочки.
  13. Отступив на 50 мм от последнего реза оболочки, делают ещё одну круговую обрезку. Это нужно для установки термоусаживаемой трубки.
  14. Трубка, покрытая изнутри клеем, во время обработки открытым пламенем горелки сокращается в диаметре в несколько раз. Создаётся плотное диэлектрическое покрытие узла заземления.
  15. От последнего реза оболочку рассекают ножом двумя параллельными линиями до конца кабеля. Оболочку удаляют.
  16. В 5 мм от среза оболочки накладывают веревочный бандаж.
  17. Сажевую бумагу снимают со всего конца кабеля.
  18. Второй бандаж устраивают на расстоянии 20 мм от края оболочки.
  19. Снимают ленты поясной изоляции, обрывая их о второй бандаж. Удаляют межфазное заполнение.
  20. Три жилы разводят в стороны. С них снимают разделочные ленты.
  21. На каждую из жил одевают термоусадочные трубки. Их усаживают горелкой поочерёдно, следуя от корешка разделки к их концам.
  22. Область разделки корешка кабеля заполняют жёлтой специальной лентой, свёрнутой в виде конуса.
  23. У основания разводки жилы плотно сжимают и покрывают несколькими слоями специальной ленты.
  24. Через жилы на корешок одевают термоусаживаемую перчатку, которую обрабатывают горелкой.
  25. В результате воздействия пламени материал перчатки плотно охватывает корешок разводки и окончание оболочки, образуя плотную герметичную поверхность. Жёлтая лента внутри плавится и равномерно растекается, создавая диэлектрическое пространство, вытесняя воздух из тела перчатки.
  26. На каждую жилу одевают трубки красного цвета. Их тоже усаживают горелкой.
  27. На зачищенные концы жил (50-70 мм) одевают болтовые наконечники со срезными головками.
  28. Болты заворачивают до тех пор, пока их головки не срезаются. Кабель готов к подключению.

Дополнительная информация. При работе с термоусаживаемыми трубками горелку настраивают таким образом, чтобы пламя получилось синего цвета с жёлтым языком. Следует избегать остроконечного пламени синего цвета. Это поможет предотвратить пережог материала термоусадки.

Направление хода горелки

Направление хода горелки

Часто задаваемые вопросы

Далее три часто встречающихся вопроса у тех, кто хочет самостоятельно монтировать концевые термоусадочные муфты:

  1. Можно ли использовать для термоусадки иные источники открытого огня?

Ответ. Производители МКТ в инструкции по монтажу указывают применение только газовой горелки. Однако не исключена возможность использования паяльной лампы при правильной регулировке пламени.

  1. Можно ли процесс обогрева термоусаживаемого материала осуществлять с небольшими перерывами?

Ответ. Прерывать нагрев ни в коем случае нельзя. Нарушение технологии термоусадки приведёт к получению некачественной изоляционной оболочки.

  1. Существует возможность использования концевых муфт наружного применения как внутреннего оборудования?

Ответ. Использовать внутренние муфты как наружную разводку кабеля категорически нельзя.

Распространённые ошибки

Часто несоблюдение правил очистки обрабатываемых поверхностей приводит к созданию непрочных и недолговечных защитных покрытий разводки и подключения силовых кабелей.

Невыполнение правил последовательного нагрева термоусаживаемого материала создаёт риск утечки электроэнергии и разрушения узла подключения кабеля.

Термоусадочные концевые кабельные муфты на сегодня являются самым эффективным и надёжным решением разводки и подключения кабельных сетей. Кажущиеся излишними затраты на приобретение и монтаж недешёвой МКТ отзовутся в будущем значительным экономическим эффектом.

Видео

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *