Полный привод лада – Наследник Нивы, новая Лада 4х4, будет конкурентом Hyundai Creta на платформе Renault Duster. С полным приводом и дешевле их (фото)

Полноприводные Волги, Москвичи и Лады: 10 советских quattro — журнал За рулем

Многие годы в СССР считали, что полный привод нужен лишь для улучшения проходимости. Но в 1980-е появились первые отечественные «кваттро».

Материалы по теме

С тех пор как мир в 1980-м познакомился с Audi quattro — скоростным спорткупе с четырьмя ведущими колесами, эпидемия создания подобных автомобилей распространялась с колоссальной скоростью.

Audi не был первым автомобилем, где полный привод сделали, в первую очередь, не для ползанья по грязи, а для более полной реализации возможностей мощного мотора и улучшения управляемости. Эту модель отличали особо тщательная инженерная проработка и филигранная доводка.

Вслед за десятком фирм, которые стали заниматься подобными конструкциями, идеей заинтересовались, конечно, и советские инженеры. Но специфический отечественный рынок (вернее — его отсутствие) подобным затеям не способствовали. Тем не менее во второй половине 1980-х наши заводы постепенно стали создавать свои «кваттро».

ВАЗ-2108 4х4 (ВАЗ-29084)

ВАЗ-2108 4х4 (ВАЗ-29084)

Началось все, конечно, с ралли — с автомобилей международной группы В. В 1988-м в Тольятти построили ВАЗ-2108 4х4 (он же — ВАЗ-29084). От «восьмерки» в машине осталось немного. Двигатель объемом 1,85 л и мощностью 150 л.с. стоял в базе, за сиденьями и приводил все колеса. Конечно, для серийного производства такая конструкция была непригодна. Впрочем, если бы дело всерьез дошло до международной омологации, партию машин все же сделали бы. Но — не случилось.

Москвич-21416

Москвич-21416

Тем временем на АЗЛК создали более близкую к повседневной жизни полноприводную конструкцию — Москвич-21416. Первые прототипы имели так называемую свободную трансмиссию — без межосевого дифференциала и с межколесными без блокировки. Те, кто ездил на таких автомобилях, вспоминали, что на скользких покрытиях, а иногда и просто на высокой скорости машины вели себя, как необузданные звери. Прорабатывая с британской фирмой FFD варианты трансмиссий, в частности — с вискомуфтой, остановились на простых и дешевых дифференциалах повышенного трения Quaife. Автомобиль максимально унифицировали со стандартным Москвичом. Однако сзади была независимая подвеска со стойками, аналогичными передним.

ГАЗ-3105 Волга

ГАЗ-3105 Волга

Не менее интересна была Волга ГАЗ-3105 — представительский автомобиль, который должен был сменить Чайку. От нее новая Волга ушла, как космическая ракета от стартовой площадки. Двигатель V8 объемом 3.4 л развивал 170 л.с. и работал с пятиступенчатой механической коробкой передач. Полный привод — с возможностью блокировки межосевого дифференциала. Привод к переднему дифференциалу шел внутри полого вторичного вала коробки передач. Испытатели отзывались о ГАЗ-3105 хорошо. Но те, кому в первую очередь адресовали дорогущую Волгу, — государственные чиновники уже теряли интерес к отечественной продукции. Тираж ГАЗ-3105 составил менее шести десятков машин.

Lada Samara T3

Lada Samara T3

Свой вариант раллийной «кваттро» с внешностью ВАЗ-2108 создала и французская фирма Poch для марафона «Париж-Дакар». От советской машины у Lada Samara T3 остались, правда, лишь некоторые внешние черты и отдельные элементы. Под кузовом, собранным на трубчатой раме, стояли двигатель и узлы трансмиссии Porsche 959. Мотор в 3,6 л мощностью около 300 л.с. расположили в базе. Тем не менее интерес к Lada Samara французский спортпрототип увеличил.

НАМИ-0290 Апельсин

НАМИ-0290 Апельсин

Еще одни советский спортпрототип для ралли — НАМИ-0290 Апельсин. Машина базировалась на кузове ЗАЗ-1102 Таврия и некоторых узлах Нивы. В базе, за сиденьями стоял двигатель ВАЗ-2106 с турбонаддувом, развивавший около 120 л.с. Апельсин стал одним из знаков бурного, как казалось тогда, подъема советского автомобилестроения середины 1980-х.

Lada 4×4 Victory

Lada 4×4 Victory

Уже в начале 1990-х на волне расцвета отечественного тюнинга тольяттинская фирма «Металлик-Квадро» создала ВАЗ-21099 Виктория (Lada 4×4 Victory). Внешне почти неотличимый от стандартного, автомобиль в приводе задних колес оснастили узлами полноприводного Volkswagen Golf с вискомуфтой. Машину делали единичными экземплярами. Так что даже мелкосерийной ее можно считать условно.

Полноприводная Лада-Калина. Вторая попытка — журнал За рулем

Полноприводная Лада-Калина. Вторая попытка

Для машины использован серийный 16-клапанный двигатель объемом 1,8 л и коробка передач 2112 с усиленным вторичным валом. Схема трансмиссии представлена на рисунке. Картер сцепления доработан: справа к нему пристыкован редуктор отбора мощности на заднюю ось. Крутящий момент для нее со штатного дифференциала через двухступенчатый угловой редуктор 1 идет на карданную передачу 2. Передаточное отношение редуктора 3,9:1, то есть обороты выходного вала, а значит, и карданного, почти в четыре раза выше, чем у приводов колес. Подобное решение позволило уменьшить размеры и массу шарниров и встроенной в передачу вязкостной муфты.

Из-за дополнительного (промежуточного) вала, проходящего сквозь редуктор отбора мощности, передние полуоси получились почти одинаковой длины. Благодаря этому исчез эффект увода автомобиля вправо при его интенсивном разгоне, причина которого в разной длине, а значит, и углах наклона приводов.

).push({});

2 — карданная передача;

3 — подрамник силового агрегата;

4 — вязкостная муфта; 5 — подрамник редуктора и задней подвески.

«] 

Для удобства сборки трансмиссии введен подрамник силового агрегата 3, как на «сто шестой» модели. Впрочем, из опыта, полученного на полноприводных «десятках», известно: подрамник еще и улучшает управляемость. Да и сборка проще — ведь полноприводная «Калина» ориентирована не на конвейер, а на мелкосерийное производство.

Карданная передача из трех валов подвешена на двух промежуточных опорах в штатном тоннеле рядом с системой выпуска. Передний и задний валы — трубчатые алюминиевые. Начинается передача с шарнира равных угловых скоростей, который обеспечивает еще и компенсацию перемещения силового агрегата. Остальные «изгибы» берут на себя обычные крестовины.

В средний карданный вал встроена вязкостная муфта 4 фирмы GKN. Ее задача — отслеживать разницу скоростей передних и задних колес, и если таковая появляется — автоматически подключать полный привод. Поскольку валы вращаются намного быстрее колес, больше и разность их скоростей, поэтому чувствительность муфты к их относительному проскальзыванию очень высока.

Пока пробуют два варианта муфты — с жесткой и мягкой характеристикой. Особенности каждого известны: жесткая обеспечивает лучшую проходимость (за счет эффективной межосевой блокировки), но на покрытиях с высоким коэффициентом сцепления в некоторых режимах способствует циркуляции мощности в трансмиссии, а на скользких делает автомобиль склонным к избыточной поворачиваемости. Мягкая же в повороте сохраняет переднеприводный характер управляемости, но с нею несколько недостаточна эффективность межосевой блокировки. Какую из них выберут — решат в ходе дорожных испытаний.

В задней части автомобиля укреплен еще один подрамник 5, на котором смонтированы редуктор и элементы подвески типа «Мак-Ферсон». Последняя изменена не только конструктивно, но и по характеристикам — их предстоит оптимизировать в ходе испытаний и доводочных работ. Барабанные тормоза уступили место дисковым.

Редуктор закреплен на изящном подрамнике через резиновые опоры, а тот в свою очередь жестко соединен с кузовом. С редуктора (с передаточным отношением уже 1:3,9, чтобы вернуть прежние обороты) крутящий момент через приводы со ШРУСами передается на задние колеса. Они на полноприводной версии — размером 185/65R14.

Получив полный привод, «Калина» не превратится в вездеход, а останется самым что ни на есть городским-пригородным автомобилем. Только лучше приспособленным к езде по дорогам, покрытым водой, грязью, снегом и льдом.

Впрочем, конструкция еще не утверждена, многое в ней может измениться. Но окончательных решений ждать недолго — машину покажут на осеннем автосалоне в Москве.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Lada Vesta и Xray получат полный привод

            Об этом в рамках презентации экспонатов стенда Lada рассказал директор проекта "Семейство автомобилей Xray" Олег Груненков.

Крупнейший российский автопроизводитель продолжает совершенствовать ожидаемые новинки Lada — Весту и ИксРей. Как стало известно, компания АВТОВАЗ сейчас работает над внедрением системы полного привода на автомобилях Vesta и Xray. Об этом в ходе презентации концептов стенда компании на Moscow Off-Road Show 2015 сегодня, 26 августа, рассказал директор проекта Xray Олег Груненков.

Олег Груненков отметил, что все подробности о полноприводных модификациях Lada Vesta и Xray стоит ждать ближе к старту продаж. Напомним, серийное производство седана Весты начнется 25 сентября 2015 года, первые «товарные» автомобили при этом отправятся к дилерам осенью текущего года. Чуть позже — 15 декабря — на конвейер встанет Lada Xray — продажи высокого хэтчбека стартуют в начале следующего года.

Сейчас известно, что линейка моторов Весты включает в себя двигатели мощностью 87, 106 и 114 л.с., которые будут комплектоваться пятиступенчатой механической коробкой передач, роботизированной трансмиссией или вариатором (в зависимости от комплектации). Под капотом Xray в свою очередь окажутся 106-, 114- и 123-сильные варианты, идущие в паре либо с «механикой», либо с АМТ.

На фото: почти серийный Lada Xray на показе дилерам в рамках выставки Moscow Off-Road Show 2015


На фото: почти серийная Lada Vesta на показе дилерам в рамках выставки Moscow Off-Road Show 2015


В рамках выставки Moscow Off-Road Show на стенде АВТОВАЗа был также представлен концепт Lada Vesta Cross. Отмечается, что передняя часть не имеет практически никаких отличий от седана модели, а ради «универсальной» кормы конструкторы внесли порядка 300 изменений, затронувших внешность, салон, а также техническую часть автомобиля.


Читайте также:


АВТОВАЗ прокатит на полноприводной Vesta — журнал За рулем

АВТОВАЗ, который в сентябре приступит к серийному производству новой модели — переднеприводного седана Lada Vesta, изучает варианты создания полноприводных версий Vesta. Компания пока еще не определилась с окончательным вариантом полного привода для Vesta 4×4 и датой начала выпуска.

Руководитель проекта Олег Груненков и концепт Lada Vesta Cross

Руководитель проекта Олег Груненков и концепт Lada Vesta Cross

Руководитель проекта XRAY Олег Груненков и концепт Lada Vesta Cross

АВТОВАЗ намерен расширить линейку моделей Vesta за счет полноприводных версий. Автопроизводитель в настоящее время изучает несколько вариантов создания полного привода для Lada Vesta 4×4. Кроме того, компания ведет разработку новых коробок передач и двигателей для новой версии Vesta.

«В настоящее время мы работаем над несколькими решениями полноприводных Lada Vesta. Окончательный вариант решения 4×4 мы представим перед запуском данного автомобиля в производство. Также ведем разработку новых коробок и двигателей для полноприводных версий», — сообщил журналистам руководитель проекта XRAY Олег Груненков в ходе пресс-конференции на автосалоне в Москве, передает корреспондент «За рулем.РФ».

Президент АВТОВАЗа Бу Андерссон в ходе презентации концепта Lada Vesta Cross напомнил, что компания запустит Lada Vesta в серийное производство через 30 дней. «На сегодня мы произвели 240 (предсерийных) автомобилей. Суммарный пробег на испытаниях Vesta составил 1,4 млн километров. Через 105 дней мы запускаем Lada XRAY — это только начало. Сегодня мы показали Lada Vesta Cross», — сказал глава тольяттинского автогиганта.

Ранее «За рулем.РФ» сообщал, что дилеры Lada за месяц до старта выпуска Vesta раскрыли комплектации модели. На старте продаж автомобиль будет предлагаться в трех комплектациях.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о