Принцип работы моторедуктора стеклоочистителя – Принцип работы мотор редуктор автомобильных дворников. Автомобильные дворники. Привод стеклоочистителя и принцип его работы

Содержание

Принцип работы мотор редуктор автомобильных дворников. Автомобильные дворники. Привод стеклоочистителя и принцип его работы

Система стеклоочистки включает в себя множество элементов, соединенных между собой и выполняющих одну важную функцию — очищение лобового стекла от грязи. Если по каким-то причинам система перестает работать, обзорность дороги для водителя будет ухудшена, соответственно, это может повлиять на его безопасность. Какие функции выполняет поводок стеклоочистителя, и из каких элементов состоит система — узнайте из этой статьи.

Что касается лавалунета, то это касается. Матео Алеман 11 Мануэль Санлеон Карлон. увеличивая видимость через внутреннее и зеркало заднего вида. В некоторых транспортных средствах имеется один насос для мойки стеклоомывателей и омывателей окон. с ним Цепь управления, встроенная в выключатель стеклоомывателя. обычно с одной стороны.

Он похож по конструкции и эксплуатации на омыватель ветрового стекла и обычно расположен в задней части автомобиля. предусмотрены соответствующие механизмы очистки стекла. по этой причине. на высоте колесной арки. с той разницей, что здесь не нужно больше одной ракетки. в зависимости от направления вращения, он проецирует жидкость на лобовое стекло или лавалунету. он устроен таким образом, что одновременно можно управлять только задним стеклоочистителем или обоими механизмами. Матео Алеман 12 Мануэль Санлеон Карлон.

Особенности устройства и схема стеклоочистителя

Система стеклоочистки состоит из таких элементов:

  1. Электродвигатель или привод стеклоочистителя. Это устройство обеспечивает нормальную работу системы, способствуя перемещению дворников по переднему, а также заднему (для универсалов и хэтчбеков) стеклу. Если редуктор стеклоочистителя выходит из строя, это приведет к неработоспособности очистителей. Привод также устанавливается только в автомобили в кузове хэтчбек или универсал.
  2. Держатель щетки стеклоочистителя, он же поводок стеклоочистителя, он же рычаг стеклоочистителя — щеткодержатель. На этом устройстве фиксируется само лезвие очистителя, которое перемещается по стеклу.
  3. Щетка с резиновым или силиконовым лезвием. Когда она изнашивается, качество очищения лобового стекла значительно снижается.
  4. Крепление щеток стеклоочистителя — конструктивный элемент самих дворников.
  5. Расширительный бачок — в него заливается жидкость, которая впоследствии при включении дворников через форсунки по шлангам передается на стекло.
  6. Форсунки — эти элементы монтируются на капоте, они выполняют функцию распыления воды по стеклу.
  7. Резиновые шланги, соединяющие расширительный бачок и форсунки — по ним передается расходный материал.
  8. В зависимости от авто, может использовать блок управления стеклоочистителем или прерыватель стеклоочистителя. Последний представляет собой реле, которое в соответствии с действиями водителя определяет частоту перемещения щеток по заданным временным интервалам. Что касается блока, то он позволяет водителю самостоятельно выставить необходимый интервал.
  9. , который осуществляет подачу воды или омывающей жидкости на стекла.
  10. Переключатель стеклоочистителя. Подрулевой переключатель располагается в салоне автомобиля, под рулевым колесом. С его помощью водитель может установить скорость работы дворников, а также при необходимости подать воду на стекло.
  11. Тяга, которая соединяет две щетки. Благодаря ей эти элементы могут двигаться синхронно.

Фотогалерея «Элементы системы»

Цепь стеклоочистителя с 2 скоростями и прерывистой скоростью в состоянии покоя. Матео Алеман 13 Мануэль Санлеон Карлон. Матео Алеман 15 Мануэль Санлеон Карлон. Матео Алеман 16 Мануэль Санлеон Карлон. Матео Алеман 17 Мануэль Санлеон Карлон. В момент, когда двигатель начинает свою работу, и ракеты покидают нижнее положение лобового стекла. электронное реле снова активируется, что приводит к новому циклу работы двигателя и подметанию раке

10.2. Моторедукторы

Моторедукторы применяются в стек- ло- и фароочистителях, электропри­воде блокировки замков дверей, стек­лоподъемниках. На рис. 10.3 представ­лен моторедуктор стеклоочистителя заднего стекла 47.3730. Конструкция моторедуктора определяется конст­рукцией входящего в него электродви­гателя, однако при этом вал электро­двигателя удлинен и заканчивается нарезкой червяка редуктора. Стенка корпуса редуктора игравт роль перед­ней крышки электродвигателя, щеточ­ный уэел расположен со стороны реду­ктора. Червячное колесо приводит в действие кривошипно-шатунный меха­низм, состоящий из зубчатых секторов, преобразующий вращательное движе­ние вала двигателя в движение щеток. Зубчатые секторы позволяют расши­рить угол колебания щеток до 120°.

В моторедуктор встроены концевой выключатель, обеспечивающий уклад­ку щеток в крайнем положении при вы­ключении моторедуктора, и биметал­лический предохранитель. Для очистки фар круглой формы достаточен угол колебания щетки 60°. Малогабаритные редукторы, применяемые в фароочи­стителях, не имеют червячного меха­низма. Выходной вал редуктора, па­раллельный валу двигателя, получает колебательное движение от многосту­пенчатого редуктора и двухэвенного кривошипно-шатунного механизма, состоящего из шатуна и поводка (рис. 10.4). Для прямоугольной фары достаточен угол колебаний 45°, и моторедуктор очист­ки таких фар имеет однозвенный кривошипный механизм, состоящий иэ шатуна и закрепленного на боковой поверхности пальца, входящего в прорезь шатуна.

Стителя заднего стекла:

1 — шестерня; 2 — червяк; 3 — выходной вал; 4 — корпус редуктора; 5,7- зубчатые сектора; 6 — серьга; 8 — корпус электродвигателя; 9 — постоянный магнит; 10 — якорь

Рис. 10.4. Моторедуктор 221.3730 очистителя фар:

  1. — корпус: 2 — щетки; 3 — подшипник; 4 — колле­ктор; 5 — якорь; 6 — постоянный магнит; 7 — ведомая шестерня первой ступени редукто­ра; 8 — ведущая шестерня второй ступени реду­ктора; 9 — поводок; 10 — выходной вал;

  2. — шатун; 12 — ведомая шестерня второй сту­пени редуктора; 13 — шток; 14 — выключатель

Концевой выключатель разрывает цепь электроснабжения двигателя, когд

а

его шток попадает в углубление на вы­ходной шестерне. Многие моторедук­торы стеклоочистителей не имеют кривошипно-шатунного механизма. В этом случае вращательное движение преобразуется в колебательное ры­чажным механизмом щетки.

Конструкция моторедукторов стекло­подъемников в значительной мере за­висит от размеров электродвигателя. Если габариты малы и допускают рас­положение моторедуктора в зоне меха­низма подъема стекла, то редуктор объединен с двигателем в единую кон­струкцию, в которой редуктор через червячное колесо осуществляет управ­ление механизмом подъема (рис. 10.5). Такая конструкция может содержать одно- или многоступенчатый промежуточный редуктор, позволяющий при той же скоро­сти подъема стекла увеличить частоту вращения якоря электродвигателя и, сле­довательно, уменьшить его габариты и массу.

1 — электродвигатель; 2 — червячный редуктор; 3 — выходная шестерня; 4 — блок управления

Если габариты электродвигателя не позволяют разместить его в зоне стекло- подъемного механизма, то там располагается лишь червячный редуктор, вал которого приводится во вращение гибким валом, стальной струной или иным

Таблица 10.4. Параметры моторедукторов

Мото­

Привод

Напряжение,

Сила

Момент

Частота

Масса, кг

редуктор

В

потребляе­мого тока, А

на выходном валу, Н-м

вращения вала, мин

16.3730

Стеклоочиститель

24

2/3*

3,92

35/51

2,5

161.3730

—»—

12

4/6

3,92

35/51

2,5

171.3730

12

3,5/5

3,92

35/55

2,0

46.3730

—» —

12

4,5/7,5

2,35

35/53

2,5

471.3730

12

2,0

0,49

50

1,1

52.3730

24

2,5/3,5

2,94

35/51

2,8

84.3730

—»—

12

4/4,7

5

45/65

1,5

МЭ241,

85.3730

12

3

1

60

1,3

22.3730

Фароочиститель

12

1,5

0,49

50

0,65

30.3730

-»-

12

1.5

0,49

50

0,65

7902.3730

Подъем антенны

12

4

4000

0,5

87.3730

Блокировка замков

12

5

25**

0,2

* — дробью указаны параметры двухскоростных моторедукторов; ** — для моторедуктора 87.3730 указано усилие втягивания рейки (Н).

Рис. 10.6. Моторедуктор блокировки замков дверей:

1 — электродвигатель; 2 — червячный редуктор; 3 — рейка; 4 — передвижной щиток

3 2 1

Рис. 10.7. Мотонасос 2002.3730: 1 — электродвигатель: 2 — манжета; 3 — корпус насоса; 4 — крыльчатк

а

способом от вала электродвигателя. Наиболее прост по устройству моторедук­тор блокировки замков дверей (рис.10.6).

Моторедуктор 87.3730 имеет электродвигатель с возбуждением от постоян­ных магнитов, на выходном валу которого расположена шестерня, перемеща­ющая зубчатую рейку, осуществляющую в зависимости от направления враще­ния вала двигателя блокировку или разблокировку дверных замков через пе­редвижной шток.

В моторедуктор 87.3730 встроено устройство коммутации цепи управления моторедуктором. Моторедуктор 871.3730 устройства коммутации не имеет.

Основные технические данные моторедукторов представлены в табл. 10.4.

  1. Мотонасосы

Мотонасосы применяются в системах омывателей стекол и фар, в струйной фароочистке, системе перекачки жидкости, в системе обогрева и т.п. Мотона­сос представляет собой соединение в одну общую конструкцию электродвига­теля с возбуждением от постоянных магнитов и жидкостного насоса. На рис.10.7 показана конструкция мотонасоса 2002.3730 струйной фароочистки автомобиля ГАЗ-ЗЮ2. Крыльчатка центробежного насоса, закрепленная на валу электро­двигателя, выполнена из пластмассы, внутренняя полость электродвигателя защищена от попадания влаги резиновой манжетой. Режим работы мотонасосов — кратковременный или повторно-кратковременный,

В табл. 10.5 приведены основные технические параметры мотонасосов.

  1. Схемы управления электроприводом

353

Схема управления электроприводом осуществляет его включение и выключе­ние, изменение частоты и направления вращения вала электродвигателя, уста-

12 Зак. 236

2

Таблица 10.5. Параметры мотонасосов

Тип

мотонасоса

Назначение

Напряжение, В

Потребляемый ток, А (не более)

Перепад давления, МПа

Применяемость

2002.3730

Струйная фароочистка

12

40

0.3

ГАЗ-ЗЮ2 с двигателем ЗМЗ-402

9602.3730

Струйная фароочистка

12

20

0,38

ГАЗ-ЗЮ2 с двигателем ЗМЗ-406

274.3730

Омыватель стекол

12

3

0,16

Автомобили ВАЗ, ГАЗ-ЗЮ2

99.3730

Омыватель стекол

12

3

0,11

БАЗ-3778

351.3730

Обогрев салона

12

3,7

0,015

ГАЗ-33023, -2705, -3221 и ДР-

75.3730

Электро­бензонасос

12

6,5

3,9

РАФ-22038

навливает заданное время включения и очередность включения отдельных эле­ментов электропривода, а также защиту их от аварийных режимов и перегрузок.

У большинства агрегатов автомобиля схема управления электроприводом пре­дельно проста — включение электродвигателя осуществляется непосредственно выключателем или через контакты промежуточного реле. В более сложных си­стемах используются датчики, таймеры и т.п. Электровентиляторы системы ох­лаждения двигателей внутреннего сго­рания (рис. 10.8) управляются реле KV, обмотка которого включается в сеть через контакты SK термобиметалли­ческого датчика. Если температура в системе охлаждения ДВС ниже, чем температура срабатывания датчика SK то даже при включении выключа­теля SA электродвигатель М остается отключенным от сети. Если же темпе­ратура системы охлаждения ДВС дос­тигнет уровня срабатывания датчика SK, он замыкает свои контакты и реле KV включает электродвигатель венти­лятора в работу. Охлаждение ДВС за­ставляет вентилятор вновь отклю­читься. Такая система обеспечивает Рис. 10.8. Схема управления электровентиля- оптимальный тепловой режим ДВС и. тором системы охлаждения двигателя как следствие, экономию топлива. Алгоритм управления стеклоочисти

­

телем в простейшем случае должен обеспечивать работу с малой и большой ча­стотой вращения его электродвигателя и укладку щеток при отключении стек­лоочистителя в крайнее положение, в котором они не мешают обзору водителя. На рис.10.9 приведены схемы управления стеклоочисткой с электродвигателя­ми, возбуждаемыми постоянным магнитом, и с электромагнитным возбуждени­ем, соответствующие этому алгоритму.

Переключатель SA имеет три положения, соответствующие требованиям ал­горитма. В положении / электропитание подается непосредственно на основные щетки электродвигателя, и он работает на низкой частоте вращения. Перевод переключателя в положение II подводит питание к третьей щетке электродви­гателя с возбуждением от постоянных магнитов или через резистор Яд к парал­лельной обмотке возбуждения двигателя со смешанным электромагнитным возбуждением. При этом двигатель переходит на высокую частоту вращения с повышенной интенсивностью очистки.

Рис. 10.9. Схема управления двухскоростным стеклоочистителем:

а — возбуждение от постоянных магнитов; б — электромагнитное возбуждение

Для остановки привода выключатель переводится в положение «ноль». Однако двигатель при этом сразу не останавливается и продолжает работать, получая пи­тание через размыкающий контакт концевого выключателя SQ. В схеме на рис. 10.9, а, после установки щеток в крайнее положение концевой выключа­тель срабатывает и замыкает замыкаю­щий контакт, после этого электропита­ние двигателя прекращается и он уско­ренно останавливается в режиме дина­мического торможения, т.к. его щетки оказываются соединены между собой накоротко. В схеме на рис. 10.9, б, оста­новка двигателя происходит с соедине­нием щеток через обмотки возбуждения. Биметаллический предохранитель FU защищает двигатель от перегрузки, воз­никающей, например, из-за примерза­ния щеток к стеклу. Более полный алго­ритм управления стеклоочисткой содер­жит требования периодичности включе­ния стеклоочистителя с перерывом в 2- 7 с, а также совместное со стеклоочи­стителем управление стеклоомывате- лем. Периодичность включения обеспе­чивалась ранее применением теплового реле, в частности, РС514. Однако наи­более полно алгоритму управления сте­клоочистителем и стеклоомывателем отвечают электронные реле. На рис. 10.10 представлена схема электронного реле 522.3747 управления стеклоочи­стителем и омывателем стекла

.

Положению переключателя SA соответствуют следующие состояния систе­мы: / — система отключается с динамическим торможением электродвигателя М1 стеклоочистителя. В этом положении переключателя SA основные щетки электродвигателя М1 через его размыкающий концевой выключатель SQ и контакты KV2 реле К V оказываются замкнуты накоротко.

При положении IV напряжение сети через встроенный в стеклоочиститель термобиметаллический предохранитель F3 подается на основные щетки элект­родвигателя М1, и он работает на малой частоте вращения. Перевод выключа­теля SA в положение V подводит питание к третьей дополнительной щетке электродвигателя, заставляя его работать на высокой скорости, интенсивность очистки стекла увеличивается.

В положениях II и III ( не фиксированном и фиксированном) выключателя SA осуществляется прерывистый режим работы стеклоочистителя. В этом режиме напряжение бортовой сети попадает на основные щетки электродвигателя М1 только в том случае, если замкнуты контакты KV~\ реле KV. Срабатыванием ре­ле KV управляет электронная схема реле времени, собранная на операционном усилителе ДА и транзисторах VT2, VT3, VT4. Перевод выключателя SA в поло­жение II или III подводит питание к выводу j реле 522.3747, через который про­исходит электроснабжение операционного усилителя DA и подача на его вход стабилизированного напряжения. Операционный усилитель управляет транзи-

сторами VT3 и VT4, которые периоди­чески включают обмотку реле в сеть питания. Реле срабатывает, замыкает свои контакты KV1, включая через вывод S электродвигатель стеклоочи­стителя в работу на малой скорости. Появление напряжения на выводе S реле 522.3747 происходит с частотой 14 циклов в минуту. Реле 522.3747 при включении стеклоомывателя одно­временно включает в работу и двига­тель стеклоочистителя на малой час­тоте вращения.

При переводе выключателя SA в по­ложение VI (стеклоомыватель включен) через вывод 86 происходит смещение в прямом направлении перехода база-эмиттер транзистора VT1. Следствием это­го является переход в открытое состояние транзисторов VT1, VT2, VT3 и VT4. Реле KV замыкает свои контакты KV1 и стеклоочиститель вступает в работу.

После отключения стеклоомывателя конденсатор СЗ некоторое время имеет возможность разряжаться на цепь база-эмиттер транзистора VT2, поддерживая VT2, VT3 и VT4 в открытом состоянии. При этом после отключения омывателя стеклоочистка прекращается не сразу, а после 2-4 полных циклов очистки.

На некоторых автомобилях, например ВАЗ-2108 электродвигатель омывате­ля объединен в один уэел с насосом, образуя единый уэел — мотонасос. Мото­насос нагнетает жидкость в три магистрали — к ветровому стеклу, к заднему стеклу и к фарам. Открытие магистрали осуществляется электромагнитными клапанами. На схеме на рис. 10.10 электромагнитный клапан К магистрали омы­вателя ветрового стекла включается одновременно с включением электро­двигателя мотонасоса М2 при переводе выключателя SA в положение VI. Диод VD5 служит для развязки цепей электродвигателя М2 и клапана К, чем обес­печивается возможность работы мотонасоса для подачи жидкости в другие магистрали. В системе очистки заднего стекла автомобиля ВАЗ-2108 элек­тронное реле времени 45.3747 (рис.10.11) после возвращения рычага выключа­теля стеклоомывателя в исходное положение еще в течение 5 с держит кла­пан и мотонасос во включенном состоянии. Это достигается медленным нара­станием напряжения на конденсаторе С1, подсоединенном к затвору полевого транзистора VT1. Переход VT1 в открытое состояние открывает VT2, закрыва­ет VT3 и отключает реле К1 от цепи питания.

Рис. 10.11. Схема реле 45.3747 управления сте- клоомывателем

Схема управления струйной фароочисткой с реле 2902.3747 и мотонасосом 2002.3730 представлена на рис. 10.12. После отключения выключателя SA ре­ле в течение 4 с удерживает электродвигатель струйной очистки во включен­ном состоянии до тех пор, пока через контакты реле К1.1, диод VD2, резисто­ры R7, R8 не зарядится конденсатор С2. После его зарядки напряжение на эмиттере VT3 становится достаточным для перехода VT3 и с ним VT2 в откры­тое состояние, a VT1 — в закрытое, с отключением реле К1 и остановкой элек­тродвигателя М

.

Рис. 10.12. Схема управления струйной фаро- очисткой

Схема управления системой блоки­ровки замков дверей с моторедукто­ром 87.3730 и электронным блоком управления 7403.3761 представлена на рис. 10.13. Нажатие кнопки SA2 от­крывает транзисторы 1/73, VT4 и под­ключает к цепи питания реле KV2, ко­торое включает электродвигатель М моторедуктора с полярностью «+» на его выводе 2 и «-» на выводе 1. При такой полярности электродвигатель перемещает рейку в сторону осущест­вления блокировки дверей. При нажа­тии SA1 аналогично срабатывает реле KV1 , на вывод 2 подается «-» , на вы­вод 1 «+» , и двигатель М, вращая ре­дуктор в обратную сторону, разблоки­рует двери. Концевой выключатель SQ блокирует кнопки SA1 и SA2. Он устанавливается только в моторедук­торах 87.3730 блокировки передних

дверей, моторедукторы 871.3730 задних дверей выключателем SQ не обору­дованы, блок 7403.3761 управляет одновременно двумя моторедукторами 87.3730 и двумя 871.3730.

На рис. 10.14 представлена схема блока управления стеклоподъемом 1903.3763, где сигнал на подъем или опускание стекла изменяет полярность электропитания электродвигателя моторедуктора и заставляет его вращать­ся в ту или иную сторону. Сигнал может поступить с переключателя системы управления стеклоподъемником или автоматически с центрального блокиро­вочного устройства. Остановку двигателя моторедуктора производит система, реагирующая на величину тока электродвигателя. При установке стекла в крайнее положение или попадании в щель над закрываемым стеклом руки во

­

дителя или пассажира, двигатель за­тормаживается, ток двигателя воз­растает и по сигналу от термобиме­таллического выключателя, геркона или микровыключателя с датчиком Холла происходит остановка двигате­ля. В современных схемах управления электроприводом все чаще применя­ются специализированные микросхе­мы. На рис. 10.15 приведены схемы управления стеклоочистителем и ре­ле стеклоомывателя, выполненные на микросхемах КР1055 ГП2 и КР10 55 ГП1. Функции схем и маркировка вы­водов аналогичны схемам 522.3747 и 451.3747.

Моторчик стеклоочистителя — как он работает

Моторчик стеклоочистителя Данное устройство предназначается не только для автомобилей, но и практически для всех видов транспортных средств. Даже на вертолетах, кораблях и самолетах присутствуют стеклоочистители. Данное устройство имеет достаточно простой принцип работы. При включении дворников происходит удаление лишней воды или грязи на лобовом стекле. В автомобильном быту существует несколько режимов работы стеклоочистителя: с заданным промежутком времени, постоянный, одинарный. Вспомогательным механизмом является устройство, которое отвечают за подачу воды для того, чтобы удалить большое количество пыли или грязи непосредственно с лобового стекла транспортного средства.

Так, базис стеклоочистителей составляют такие детали: ось рычага, электродвигатель (устройство, которое приводит стеклоочистители в работу), рычаг щеток, сами щетки и щеткодержатель, реле стеклоочистителя, монтажный блок, корпус. Данные составные элементы являются незаменимыми в работе стеклоочистителей у автомобилей. Различные вариации в перечне элементов вызваны непосредственно различием в моделях и марках транспортных средств. В автомобилях нового поколения устанавливаются самые «навороченные» варианты стеклоочистителей. Так, очень популярными стали щетки с подогревом, а также стеклоочистители автоматические, которые, собственно, и реагируют на любые попадания воды или грязи на лобовое стекло. В целом, это все детали устройства, а значит теперь следует перейти к общим понятиям.

Автомобильные щеточки стеклоочистителя являют собою основу – самую главную деталь во всем устройстве, за которой необходимо очень пристально следить и ухаживать. Именно данный конструктивный элемент выполняет всю непосредственную работу очищения лобового стекла, вследствие чего, довольно часто встречается износ данной детали. Это происходит из-за того, что резиновая щетка контактирует с поверхностью стекла с очень большим давлением, следовательно, ее технические свойства должны располагать необходимой гибкостью и одновременно жесткость. Износ щеточек стеклоочистителя предопределяет огромное количество факторов, основным из которых является состояние погоды. Холод, жара, дождь: все эти негативные факторы могут худшим образом сказываться на состоянии и работе вышеуказанной детали.

Стеклоочиститель

Причину поломки стеклоочистителя можно определить очень просто. Если после использования стеклоочистителя на лобовом стекле виднеются царапины, полосы, или же автолюбитель слышит некорректный шум при работе всего устройства, возникает необходимость в тотальной замене щеточек. Помимо этого, если же щеточки двигаются очень медленно, или не в такт, или очень быстро, то в негодность пришел «отец» устройства – электродвигатель. Кроме того следует обратить свой взор на реле или рычаг. При неисправностях оси щеточки могут стыкаться друг с другом, а также, разъезжаться в разных направлениях. Если же щетки стеклоочистителя в периоды непосредственного передвижения транспортного средства слетают, то необходимо заменить щеткодержатель.

1. Моторчик стеклоочистителя – что это и как работает?

В современном мире транспортные средства, а конкретно – автомобили, оснащаются двумя стеклоочистителями. Так, данные устройства имеют двойную конструкцию для переднего стекла: в их арсенал включены две резинки, которые располагаются на щетке для еще более эффективной и плодотворной работы; а также для заднего стекла, но уже вариант одинарный. Большая часть стеклоочистителей для лобового стекла работают в основном на трех режимах. Данные режимы являют собою медленную работу, прерывистую и быструю.

Моторчик Стеклоочиститель лобового стекла включает в себя определенный электрический двигатель, к которому прикреплен редуктор, щетки, систему рычагов и механизм, которые в автоматическом порядке возвращает дворники автомобиля п исходное положение. Одновременно со стеклоочистителем производится работа, которая затрагивает устройство омывателя ветрового стекла. В то время, когда этот небольшой, но достаточно важный механизм прекращает свою работу, автомобилисту следует незамедлительно подчинить это устройство, так как погода очень редко бывает предсказуема.

2. Ремонт моторчика стеклоочистителя – как установить причину поломки?

В автомобильном мире существует несколько причин, по которым стеклоочиститель не работает. Основной причиной в большинстве случаев служит отсутствие контакта между щетками и коллектором. В том случае, если после непосредственной разборки электродвигателя, после тотальной зачистки контактов не была устранена данная неисправность, скорее всего, автолюбителю понадобиться ремонт моторчика стеклоочистителя. Тем не менее, перед тем как приступить к данной процедуре, существует еще несколько вариантов, которые необходимо проверить до принятия решительных действий. В том случае, если заел редуктор, или заклинили рычаги, в системе может сработать определенный предохранитель, название которого – биметаллический. Вследствие данного процесса система также не будет отвечать автовладельцу на все его призывы к включению системы. Конечно же, если поправить положение всех вышеуказанных элементов и заменить предохранитель, можно без особого труда исправить возникшую проблему. После того, как неисправность была устранена работа стеклоочистителя должна происходить в штатном режиме.

Моторчик стеклоочистителя Кроме того, бывают случаи, когда данное устройство начинает свою работу только на одной определенной скорости. Это уже другая проблема, которая заключается в неисправности переключателя или резистора. Щеточки могут и вовсе не приходить в нижнее положение, следовательно, возникает нужда в регулировке механизма остановки. Довольно часто встречаются ситуации, когда при начале работы стеклоочистителя появляются лишние звуки в ипостаси скрежета или скрипа. Если данные феномены не связаны с сухостью стекла или наличием песка под резинками щеток, то, скорее всего, проблема заключается внутри всей системы.

Конструктивное строение стеклоочистителя является достаточно легким. На пальчики прикрепляются щеточные рычаги, которые могут стать основным подозреваемым устройством источника постороннего звука. Зачастую бывает так, что механизм закисает во втулках кронштейна из-за того, что была нарушена защита, а внутрь попала грязь и вода. Если после данной проверки не было обнаружено изъянов, а звук не изменился, то следует произвести частичный ремонт или тотальную замену моторчика стеклоочистителя. Для того чтобы произвести снятие моторчика стеклоочистителя, следует обесточить всю систему электрооборудования, а уже после этого можно начинать демонтаж устройства.

3. Замена моторчика стеклоочистителя – как снять устройство?

Моторчик Довольно редко моторчик стеклоочистителя как переднего, так и заднего, просто-напросто выходит из строя. Вообще, данная проблема не возникает часто, но если она застала автолюбителя в врасплох, то тут уже ничего не поделаешь, нужно будет во всем разобраться. Для того чтобы устроить ремонт поврежденного устройства, необходимо произвести его полный демонтаж, который является достаточно неприятным процессом. Примером лучше всего послужит классическая модель от ВАЗа, так как данный процесс наиболее полно продемонстрирует все мельчайшие детали. Так, процедура снятия моторчика происходит в несколько этапов. Сначала необходимо открутить все гайки, посредством которых крепятся рычаги щеток.

После этого можно снять сами рычаги с конусных шлицев привода. Если данный процесс покажется очень трудным, то на шлицы можно нанести проникающую смазку. После проделанного следует демонтировать приводы рычагов щеток с помощью снятия крепления (откручивание гаек), после чего проводится процедура снятия резиновых прокладок и пластмассовых втулок. В жгуте колодка проводов должна отсоединится и вытянуться с помощью приподнятого края уплотнителя, через определенную прорезь в перегородке моторного отсека. Следующий этап заключается в снятии стеклоочистителя.

Затем со снятого устройства нужно открутить шайбу и пружинный фиксатор, а также – отсоединить тягу. Все, осталось совсем нечего – открутить три болта крепления и достать моторчик. После того как был проведен визуальный осмотр следует заменить все негодные для эксплуатации части. Если же ремонт является невозможным, то нужно купить совершенно новый моторчик. Все, производить сборку всей системы очистки стекол следует проводить в обратной последовательности.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Электрическая схема дворников. Стеклоочиститель, омыватель, «дворники»

Очиститель ветрового стекла состоит из электрического привода, рычагов и щеток. Движение щеток параллельное. Схема включения очистителя показана на рисунке ниже.

Предусмотрены три режима работы очистителя: 1-й и 2-й режимы — постоянные (но с различными скоростями движения щеток), 3-й режим — с прерывистым движением щеток.

Электродвигатель очистителя — с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения. Для защиты электродвигателя от перегрузок во время примерзания щеток к стеклу, при большом сопротивлении их движению или заедании механизма очистителя предназначен термобиметаллический предохранитель многоразового действия, установленный на кронштейне привода очистителя.

Прерывистый режим работы очистителя обеспечен электронным реле типа 525.3747, установленным в монтажном блоке.

Схема включения очистителя и омывателя ветрового стекла: 1 – электродвигатель омывателя ветрового стекла; 2 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – реле разгрузки выключателя зажигания; 6 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла; КЗ – реле очистителя ветрового стекла; А – к источнику питания; В – порядок условной нумерации штекеров в колодке электродвигателя очистителя.

На дверь задка устанавливают очиститель вместе с электромагнитными клапанами омывателя. Схема включения очистителя стекла двери задка:

1 – электродвигатель насоса омывателя; 2 – электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла; 3 – монтажный блок; 4 – выключатель зажигания; 5 – переключатель очистителей и омывателя стекол; 6 – очиститель заднего стекла; А – к выводу «30» генератора; Б – порядок условной нумерации штекеров в колодке очистителя заднего стекла.

Очиститель стекла двери задка состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторе очистителя установлен термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.

Очиститель включается правым подрулевым переключателем. При нажатии на переключатель подается напряжение к электродвигателю насоса омывателя и к электромагнитному клапану омывателя стекла двери задка.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Со временем вставки щеток стеклоочистителя теряют эластичность из-за старения резины, поэтому щетки прилегают к стеклу неплотно, оставляя при работе неочищенные участки.
Временно, до приобретения новых щеток, можно попробовать восстановить работоспособность старых. Опустите их на минуту в чистый бензин, а затем тщательно промойте водой с мылом.
Зачастую после этого щетки опять становятся как новые.

Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.

На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым.
При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.

На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.

Способы подключения стеклоочистителей.

Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.

При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.

Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.

Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.

На схем

Моторедукторы для стеклоочистителей.

В качестве моторедукторов для стеклоочистителей используются электродвигатели постоянного тока с постоянными магнитами совмещенные с понижающим редуктором. В редукторах обычно используется механизм червячной передачи с дополнительной передачей для преобразования вращательного движения в колебательное.

Законодательные требования по применению моторедукторов для стеклоочистителей допускают эксплуатационную частоту вращения для первой очистки, равную nB1 = 45мин–1 и nB2 = 65мин–1 для второй очистки. Минимальная частота вращения должна составлять nA= 5 мин–1.

В качестве двигателей для стеклоочистителей используются электродвигатели постоянного тока с постоянными магнитами. В системах очистки ветрового стекла обычно используется механизм червячной передачи, в системах очистки заднего окна и фар – дополнительная передача для преобразования вращательного движения в колебательное.

Рис. 10.3. Двигатель стеклоочистителя с червячной передачей.

1 – двигатель постоянного тока с постоянными магнитами,

2 – червячный механизм, 3 – вал.

Фрикционная нагрузка и передаточное число понижающей передачи определяют крутящий момент на выходном валу моторедуктора для установившегося режима работы на мокром стекле, который находится в пределах 20% от начального или пускового момента. В случае больших систем стеклоочистителей ветрового стекла, работающих почти на вертикальных лобовых стеклах (например, на автобусах), крутящий момент рычага стеклоочистителя должен также учитывать влияние силы тяжести.

Рис. 10.4. Моторедуктор 47.3730 стеклоочистителя заднего стекла:

1 – шестерня; 2 – червяк; 3 – выходной вал; 4 – корпус

редуктора; 5, 7 – зубчатые сектора; 6 – серьга; 8 – корпус

электродвигателя; 9 – постоянный магнит; 10 – якорь

На рис. 10.4 представлен моторедуктор стеклоочистителя заднего стекла 47.3730. Конструкция моторедуктора определяется конструкцией входящего в него электродвигателя, однако при этом вал электродвигателя удлинен и заканчивается нарезкой червяка редуктора. Стенка корпуса редуктора играет роль передней крышки электродвигателя, щеточный узел расположен со стороны редуктора. Червячное колесо приводит в действие кривошипно–шатунный механизм, состоящий из зубчатых секторов, преобразующий вращательное движение вала двигателя в колебательное движение выходного вала моторедуктора. Зубчатые секторы позволяют расширить угол колебания щеток до 120°.

      1. Система безопасной парковки автомобиля

Парковочный радар (парктроник) — это устройство, измеряющее расстояние между автомобилем и находящимися рядом с ним объектами. Во время движения парковочный радар способен своевременно предупредить водителя о приближении к другому автомобилю (как спереди, так и сзади) либо к крупным предметам, лежащим на земле, а также к малогабаритным объектам и объектам небольшой высоты: столбикам, бордюрам. Это особенно необходимо в темное время суток.

Принцип работы парковочного радара

От двух до восьми врезных или накладных ультразвуковых датчиков, устанавливаемых в задней и передней частях автомобиля, преимущественно на бамперах, контролируют пространство вблизи автомобиля и информируют водителя о приближении к препятствию.

Основными компонентами устройства являются ультразвуковые датчики, блок управления и индикатор. Датчики излучают и принимают отраженный ультразвуковой сигнал, блок управления анализирует полученные данные и выдает на индикатор информацию о возможной опасности. Последние модели датчиков парковки выдают не только пиктограммы, но и точное расстояние и положение препятствия относительно автомобиля.

В момент, когда препятствие обнаружено, парктроник начинает издавать периодический сигнал. По мере приближения к препятствию частота сигнала увеличивается, и он становится непрерывным, когда препятствие находится в непосредственной близости от автомобиля. В то же время на мониторе можно наблюдать расстояние до препятствия и его местоположение.

Моторчик стеклоочистителя – когда неизбежен ремонт?

При движении автомобиля в неблагоприятных погодных условиях большое значение имеет своевременная очистка ветрового стекла, и нередко возникает вопрос, как проверить моторчик стеклоочистителя. Основное предназначение агрегата заключается в избавлении ветрового проема автомобиля от влаги, снега и других атмосферных осадков, поэтому разберемся, как поддерживать этот механизм в рабочем состоянии.

Моторчик стеклоочистителя – что это и как работает?

Современные автомобили оснащаются двумя стеклоочистителями, которые для переднего стекла имеют двойную конструкцию (имеется две резинки на щетке для более эффективной работы), а для заднего – одинарный вариант. Большинство стеклоочистителей лобовика работают в трех основных режимах. Эти режимы представляют собой прерывистую, медленную и быструю работу.

Стеклоочиститель лобовика включает в свою конструкцию электрический двигатель с редуктором, систему рычагов, щетки и механизм, автоматически возвращающий дворники авто в исходное положение. Одновременно с очистителем осуществляется работа омывателя ветрового стекла. Когда этот небольшой, но важный механизм перестает работать, не стоит медлить с его починкой, ведь погода редко бывает предсказуема.

Ремонт моторчика стеклоочистителя – как установить причину поломки?

Может быть несколько причин, почему не работает стеклоочиститель, рассмотрим часто встречающиеся ситуации чуть ниже. В первую очередь может отсутствовать контакт между коллектором и щетками. Если после разборки электродвигателя и зачистки контактов неисправность не устранилась, то в этом случае, скорее всего, необходим ремонт моторчика стеклоочистителя, но есть еще несколько вариантов, которые стоит проверить до кардинальных мер.

В случае, если заклинили рычаги или заел редуктор, может сработать биметаллический предохранитель. Тогда ваша система тоже не будет отзываться на попытки ее включить. Естественно, поправив положение указанных компонентов и заменив предохранитель, можно решить эту проблему. После устранения неисправности стеклоочиститель должен нормально работать.

Иногда этот механизм начинает функционировать только на одной скорости. В этом случае, скорее всего, неисправен переключатель или резистор. Щетки могут не устанавливаться в нижнее положение, для этого необходимо отрегулировать механизм остановки. Нередко бывают ситуации, когда при включении стеклоочистителя возникают посторонние звуки в виде скрипа или скрежета. Если это не связано с сухостью стекла или наличием под резинками щеток песка, то, видимо, барахлит что-то внутри, поэтому пора заглянуть поглубже.

Строение стеклоочистителя не сложное. На пальцы крепятся рычаги щеток, которые могут быть самыми первыми подозреваемыми источниками посторонних звуков. Как правило, они закисают во втулках кронштейна из-за нарушений защиты, когда внутрь попадает вода и грязь. Если же и эту проверку устройство прошло успешно, а звук сохранился, то необходим ремонт или замена моторчика стеклоочистителя.

Для того чтобы снять моторчик, нужно обесточить систему электрооборудования, и только после этого его можно демонтировать.


Замена моторчика стеклоочистителя – как снять устройство?

Иногда моторчик заднего стеклоочистителя, также как и переднего, попросту выходит из строя. Вряд ли это будет частая поломка, но если она вас застала, ничего не поделаешь, придется разбираться. Для того чтобы произвести ремонт устройства, его нужно снять, а это довольно трудоемкий процесс. Для примера обычно приводятся классические ВАЗовские модели, наиболее полно демонстрирующие весь технический процесс. Итак, снятие моторчика проходит в несколько этапов:

  • Откручиваются гайки, которыми крепятся рычаги щеток, после чего их можно снять с конусных шлицев привода. Если сделать это трудно, на шлицы может быть нанесена проникающая смазка.
  • Приводы рычагов щеток демонтируются путем откручивания гаек крепления, а затем производится снятие пластмассовых втулок и резиновых прокладок.
  • Колодка проводов в жгуте отсоединяется и вынимается путем приподнимания края уплотнителя, через прорезь в перегородке моторного отсека.
  • Следующим этапом производится непосредственное снятие стеклоочистителя. Затем с него откручивается шайба и пружинный фиксатор, отсоединяется тяга.
  • После откручивания трех болтов крепления можно достать и моторчик.

После визуального осмотра все негодные части следует заменить. Если восстановление невозможно, то следует приобрести новый моторчик. Сборка всей системы очистки стекол производится в обратной последовательности.

Элетроприводы, редукторы стеклоочистителей в автомобиле и их устройство

Электродвигатели и редукторы — моторедукторы, применяют в стеклоочистителях как ветрового, так и заднего стекла и фароочистителях. На рис. 2 показано устройство моторедуктора 47.3730 стеклоочистителя заднего стекла. Конструкция электродвигателя моторедуктора аналогична конструкции электродвигателей, применяемых в системе электропривода.

Однако его вал удлинен и заканчивается червяком 2 редуктора. Электродвигатель не имеет передней крышки, ее функции выполняет стенка корпуса 4 редуктора. Щеточно-коллекторный узел расположен со стороны механизма привода.

Устройство моторедуктора стеклоочистителя заднего стекла автомобиля


Рис. 2. Моторедуктор 47.3730 стеклоочистителя заднего стекла:
1 — шестерня; 2 — червяк; 3 — выходной вал; 4 — корпус редуктора; 5 и 7 — зубчатые сектора; 6 — серьга; 8 — корпус электродвигателя; 9 — постоянный магнит; 10 — якорь

Червячное колесо через закрепленный на нем палец приводит в действие кривошипный механизм, преобразующий вращательное движение колеса в колебательное движение выходного вала редуктора, соединенного с рычагом щетки. В моторедукторе 47.3730 кривошипный механизм состоит из пластин с зубчатыми секторами 5 и 7 и обеспечивает угол качания щетки до 130°. В моторедукторе размещен также концевой выключатель и биметаллический предохранитель, защищающий двигатель от перегрузки. Контактный диск концевого выключателя с прорезью устанавливается на зубчатом колесе редуктора. Другим его контактом является небольшая щетка, скользящая по торцу контактного диска. Цепь разрывается, когда щетка попадает в прорезь диска.

Устройство малогабаритного моторедуктора очистителя фар автомобиля


Рис. 3. Моторедуктор 221.3730 очистителя фар:
1 — корпус; 2 — щетка; 3 — подшипник; 4 — коллектор; б — якорь; б постоянный магнит; 7 — ведомое зубчатое колесо первой ступени редуктора; 8 — ведущая шестерня второй ступени редуктора; 9 — поводок; 10 — выходной вал; 11 — шатун; 12 — ведомое зубчатое колесо второй ступени редуктора; 13 — шток; 14 — выключатель

Малогабаритные моторедукторы очистителя фар не имеют червячного редуктора (рис. 3). Он заменен цилиндрическим многоступенчатым редуктором, выходной вал 10 которого параллелен валу двигателя. Вращательное движение зубчатого колеса редуктора преобразуется в колебания выходного вала двухэлементным кривошипным механизмом, состоящим из шатуна 11 и поводка 9. Размах колебаний выходного вала, равный 60°, необходим для очистки фар круглой формы.

Для очистки фар прямоугольной формы достаточен размах колебаний до 45°, который обеспечивается одноэлементным кривошипным механизмом. В этом случае вращательное движение зубчатого колеса редуктора преобразуется в колебания выходного вала с помощью шатуна и закрепленного на торцовой поверхности колеса пальца, входящего в прорезь шатуна. Концевой выключатель разрывает цепь питания электродвигателя, когда его шток попадает в углубление зубчатого колеса.

Электродвигатель и редуктор стеклоочистителя заключены в единый корпус. Многие типы моторедукторов не имеют встроенного кривошипного механизма. Их вал совершает вращательное движение.

Основные параметры некоторых типов автомобильных моторедукторов стеклоочистителей

Моторедуктор Назначение Тип магнита Напряжение, В Момент на выходном валу, Н-м Частота вращения вала, об/мин Масса, кг
МЭ241 Привод стеклоочистителей 4 12 1,0 50 1,3
17.3730 То же 5 12 1,5 34/55* 2,0
16.3730 » 5 24 1,5 35/55* 2,0
22.3730 Привод фароочистителей 2 12 0,5 50 0,7
30.3730 То же 2 12 0,5 50 0,7

*Для двухскоростного моторедуктора.

Материалы по теме:
Схемы управления электродвигателями в электроприводах автомобиля
Техническое обслуживание электродвигателей и редукторов в автомобиле

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о