Признаки неисправности свечей накала на дизеле – Определение неисправности дизеля по состоянию свечи накала

Содержание

Свечи накаливания – что заводит ваш дизель?

Владельцам дизельных автомобилей будет весьма полезна информация о том, как проверить свечи накаливания, так как они являются неотъемлемым элементом дизельного двигателя, а любой сбой в их работе создаст дискомфорт, либо вовсе заставит пересесть на общественный транспорт.

Замена свечей накаливания – так ли важно делать это вовремя?

Основная функция этих деталей заключается в запуске двигателя, ведь, как известно, его принцип работы несколько отличается от бензинового, так как горючее в этом случае воспламеняется не посредством искры, а за счет сжатия. А более эффективному воспламенению способствует высокая температура, именно ее и обеспечивают свечи накала. Современные авто оснащены такими видами, которые нагревают топливо не только до момента пуска, но и потом еще на протяжении нескольких минут, благодаря этому работа движка на холостых оборотах становится более стабильной, и выброс вредных веществ достигает минимума из-за более эффективного сгорания топлива.

Безусловно, в теплое время года в них практически нет никакой надобности, но как только температура окружающей среды достигает +5 °С, то завести авто без этого элемента становится практически невозможно

. Поэтому весьма важно следить за их состоянием, особенно с наступлением холодов, а для этого нужно знать, как проверить свечу накала. Но для начала подробнее рассмотрим их схему подключения, чтобы понимать, в какой момент нужно бить тревогу.

Схема подключения свечей накаливания и признаки неисправности

В принципе, их можно сравнить с электронагревателем. Стержень свечи расположен в предкамере таким образом, что его кончик находится прямо на границе завихрения рабочей смеси, создаваемого форсункой. Схема подключения свечей накаливания обеспечивает автоматическую подачу электрического тока, сразу же после поворота ключа зажигания в рабочее положение. Они нагреваются сами до очень высокой температуры и, соответственно, прогревают камеру сгорания, а также попадающий в нее воздух.

За их правильное функционирование отвечает блок управления свечами накаливания. Алгоритм его работы заключается в следующем: после поворота ключа свечи подключаются непосредственно к аккумулятору, в это же время на щитке приборов загорается соответствующая лампочка, спустя некоторое время предварительного разогрева эта лампа гаснет, что свидетельствует о полной готовности движка к запуску.

Первым признаком того, что в системе электроподогрева произошел сбой, является неработающий индикатор. Это может свидетельствовать о выходе из строя предохранителя либо же датчика температуры. Длительное же горение индикатора говорит о необходимости заменить тепловой выключатель, и если это проигнорировать, то может перегореть тепловой штифт, и тогда уже понадобится замена свечей накаливания. Правда, индикатор иногда может и не просигнализировать о возможной поломке.

Также явным признаком того, что какая-то свеча начинает «шалить», является проблемный запуск двигателя. И в этом случае срочно необходима проверка свечей накаливания.

Как проверить свечи накаливания своими силами?

Сделать диагностику можно как на СТО, так и самостоятельно, для этого вам понадобится только клещевой амперметр. Действовать необходимо следующим образом. Первым отсоединяется питающий привод, идущий к положительному контакту конкретной свечи, этот привод необходимо подсоединить к «плюсу» амперметра. Второй полюс амперметра соединяется с положительным контактом самих свечей. Включается система, определяется сила тока. Так как каждая участница работы мотора потребляет приблизительно по 12 А, следовательно в сумме должно быть 48 А, если это значение меньше, значит есть неисправности.

Существует еще один способ, как проверить свечи накала в вывернутом состоянии. Извлеченные свечи следует установить на общей шине, концами вверх, и посредством проводов большого сечения корпуса каждая из них замыкается на «массу». Затем включается зажигание, и визуально определяется их состояние (появившаяся искра обозначит неисправность). С помощью мультиметра или же других специализированных приборов можно проверить сопротивление свечей накаливания, оно должно быть менее 5 Ом, если же его значение стремится к бесконечности, значит, неисправна нагревательная спираль.

А если… неисправны свечи накала

Одно из существенных отличий дизеля от бензиновых моторов – сложные условия запуска при низких температурах, обусловленные принципом его работы. Свечи накала должны обеспечить уверенный старт двигателя, но в случае их отказа водителя ожидают серьезные проблемы.

Одно из существенных отличий дизеля от бензиновых моторов – сложные условия запуска при низких температурах, обусловленные принципом его работы. Свечи накала должны обеспечить уверенный старт двигателя, но в случае их отказа водителя ожидают серьезные проблемы.

Назначение и конструкция

Cамые современные свечи имеют встроенный датчик давления для контроля процесса сгорания смеси.

Топливо-воздушная смесь в цилиндрах дизельного двигателя воспламеняется при температуре 800–850 градусов. Но в холодном дизеле (менее 50–60 градусов) одним только сжатием воздуха поршнями такой температуры не достичь. Имено поэтому в конструкцию этого типа двигателей внедрили свечи накаливания, рабочая часть которых расположена в камере сгорания для подогрева воздуха.

Главная задача свечи накаливания – после поворота ключа «зажигания» в первое положение максимально быстро достичь рабочей температуры, чтобы нагреть воздух в камере сгорания. Свечи накаляются до 850–1300 градусов в течение 2–30 секунд и в среднем потребляют ток 8–16 ампер (т. е. 96–192 Вт) каждая. Длительностью подачи тока на свечу и величиной напряжения управляет реле или специальный электронный блок. «Погасив» на торпедо лампочку, которая запрещает водителю включать стартер, реле еще некоторое время – до 3 минут продолжает подогревать свечи на работающем моторе. Однако некоторые современные свечи отключаются от сети сразу после выключения стартера, поскольку они остаются горячими в течение времени, необходимого для прогрева мотора. В самых совершенных конструкциях электроника отслеживает температуру двигателя, и если признает его достаточно теплым, не включает свечи вообще.

Свеча накаливания — это укрепленный в корпусе и закрытый кожухом нагревательный элемент. В простейшем случае он представляет собой спираль из тугоплавкого металла. У более сложных свечей две спирали из разных материалов. Изменяя свое сопротивление в зависимости от степени нагрева, они обеспечивают автоматическое поддержание температуры и избегают перегрева без помощи внешнего реле.

Симптомы проблемы

В современном дизеле исправная свеча с нормально работающим блоком управления разогревается до рабочей температуры за несколько секунд.

В современном дизеле исправная свеча с нормально работающим блоком управления разогревается до рабочей температуры за несколько секунд.

Отсутствие подогрева внутреннего объема цилиндров – наиболее вероятная причина затрудненного запуска дизеля. Исправный двигатель должен заводиться сразу после включения стартера, с первых оборотов коленвала. В теплую погоду отказ одной свечи не всегда заметен при старте, но первые минуты после запуска некоторые моторы (в зависимости от модели и состояния) будут работать неровно, поскольку процесс сгорания в холодном цилиндре нарушится. Две проблемные свечи уже серьезно усложняют запуск. Отказ сразу трех или четырех свечей маловероятен, поэтому если двигатель не заводится, причина может крыться в реле управления или проводке. Есть автомобили, у которых о неисправности свечи сигнализирует лампа на торпедо.

При неисправных свечах теплый (от 60 градусов и выше) дизель заводится без проблем.

После первых случаев затрудненного запуска дизеля нужно проверить свечи накаливания. Вслед за одной свечой обычно отказывают другие – и двигатель совсем не заведется.

Причины неполадок

Форсунка не должна «лить» солярку одной струей прямо на свечу.

Форсунка не должна «лить» солярку одной струей прямо на свечу.

Свеча выходит из строя по двум причинам: исчерпан ресурс спирали (ориентировочно после 50–75 тыс. км пробега), или неисправна топливная аппаратура. Если на старом автомобиле отказывает одна свеча, менять нужно и остальные – они все равно скоро выйдут из строя.

Укорачивает жизнь свече неисправная топливная аппаратура, например, загрязненная или изношенная форсунка, направляющая мощную струю топлива непосредственно на рабочий элемент нагревателя. От этого в оболочке нагревателя образовывается отверстие, а спираль разрушается. Наконец, свечу легко сломать при неквалифицированной установке. Длинные свечи многих современных моторов ломаются при демонтаже, поскольку они прикипают к головке блока.

Неисправное реле управления может стать причиной перегрева свечей – их оболочка деформируется, оплавляется, спираль перегорает. Само реле тоже может «перегореть», а идущие от него провода – оборваться или перетереться из-за неправильной прокладки после ремонта.

Диагностика

О том, что свеча разогрета и можно включать стартер, подскажет потухшая сигнальная лампа.

О том, что свеча разогрета и можно включать стартер, подскажет потухшая сигнальная лампа.

Простейшая диагностика свечей накала состоит в проверке их электрической проводимости. Спираль должна проводить ток, ее сопротивление в холодном состоянии в пределах 0,6–4,0 Ома. Если к свечам есть доступ, «прозвонить» их можно самостоятельно: не всякий бытовой тестер способен замерить столь невысокое сопротивление, но любой прибор покажет наличие обрыва нагревателя (сопротивление равно бесконечности).

Более точную диагностику с отслеживанием характеристик каждой из спиралей производят уже специалисты. При наличии бесконтактного (индукционного) амперметра можно обойтись без демонтажа свечи с двигателя. Но нередко необходима проверка узла на специальном стенде и визуальный осмотр рабочей части, на которой могут быть заметны признаки перегрева – оплавление, деформация наконечника вплоть до его разрушения.

В некоторых случаях – в т. ч. при отказе сразу всех свечей – может понадобиться проверка электрооборудования автомобиля. А именно – реле управления свечами и его цепей.

Игорь Широкун
Фото Bosch, Beru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как проверить свечи накала в дизеле, не снимая?

Многих автолюбителей интересует вопрос о том, как проверить свечи накала в дизеле, поскольку не всегда в холодную погоду удается завести машину. И здесь есть свои нюансы. Дело в том, что с несколькими неисправными свечами дизельный двигатель еще можно запустить, но лишь при температуре за бортом +5 °С. Если данный показатель ниже, то автомобиль не заведется даже при одной неисправной свече.

Как проверить реле накала свечей на дизеле

Нередко из-за незаведенной машины многие водители откладывают запланированные дела либо пересаживаются на общественный транспорт. Только на деле можно провести проверку на предмет работоспособности свечей, не прибегая к помощи специалистов. Существуют три способа, которые уже проверены временем и дадут ответы на многие вопросы. Но прежде немного теории касательно принципа работы этих элементов не повредит.

Как работают свечи накаливания

Чтобы узнать, как проверить свечи накала в дизеле, не снимая их, необходимо ознакомиться с принципом работы этих элементов. А они в отличие от аналогов для бензиновых двигателей функционируют несколько иначе. То же самое можно сказать и про их внешний вид – ничего общего. И если в агрегатах, работающих на бензине, искра от свечи воспламеняет рабочую смесь, то в дизелях топливо воспламеняется от давления.

Но тут тоже есть один нюанс: если на улице холодно, то двигатель не заведется, чему способствует попадание холодного воздуха в рабочую камеру. В этом случае запуск затруднен, и необходимо машину прогреть. На старых автомобилях свечи накаливания включаются с каждым запуском двигателя. У современных моделей они задействуются не всегда, а лишь при отрицательной температуре.

Максимальное значение температуры наконечника свечи составляет 1350°С. Внутри него расположены две спирали:

  • нагревательная;
  • регулирующая.

С первой все понятно – обеспечивает нагрев. Функция последней несет защитный характер, поскольку оберегает свечу от перегрева в ходе повышения температуры. Это делается посредством увеличения электрического сопротивления.

Разновидности свечей

При решении вопроса о том, как проверить работоспособность свечей накала на дизеле, нужно знать, какие их виды существуют. Для дизельных двигателей они выпускаются двух видов:

  • керамические;
  • штифтовые.

У первых наконечник сделан из керамики, которая стойко переносит перепады температуры. Защитная оболочка изготавливается из силиконового нитрита. Нагрев такой свечи достигает 1000°С, и двигатель запускается без проблем. Такие детали отличаются высокой эффективностью и большим сроком службы.

Как проверить свечи накала в дизеле

У штифтовых свечей нагревательный элемент изготовлен из сплава железа, хрома и никеля, а внутренняя полость заполнена оксидом магния. Работает такая свеча с периодичностью от 4 секунд до 2 минут.

Без реле никуда

Как известно, дизельное топливо воспламеняется от давления в результате сильного сжатия в камере сгорания. Реле выдает необходимый ток, который нагревает наконечник. Образующееся тепло нагревает впускной коллектор, цилиндры двигателя и рабочую смесь до нужной температуры. Теперь топливу уже легче воспламениться, находясь под высоким давлением.

Но прежде чем перейти к вопросу о том, как проверить свечи накала на «Ниссане Патфайндер» (дизель) или любой другой марке, стоит учесть еще один момент. Нередко смесь возгорается еще до того, как попадет в цилиндр. Итог этого – снижается эффективность работы двигателя либо он вовсе отказывается запускаться. С целью обеспечения необходимого режима нагрева как раз используется реле свечи накаливания. Благодаря ему электрическая цепь смыкается и размыкается по мере необходимости. Тем самым реализуется оптимальная степень нагрева рабочей смеси.

Само реле, конечно, не регулирует работу нагрева, поскольку это прерогатива ЭБУ, который опирается на показания датчиков ОХ и коленвала. Благодаря командам с блока как раз и осуществляется замыкание и размыкание цепи.

В современных дизельных двигателях есть возможность дополнительного подогрева, когда мотор уже запущен. Это позволяет снизить уровень шума в ходе работы силового агрегата, а также минимизировать количество вредных выбросов в окружающую среду.

Характерные симптомы

Задуматься над тем, как проверить свечи накала в дизеле, стоит при следующих характерных признаках:

  • Двигатель удается запустить с большим трудом.
  • На холостых оборотах силовой агрегат работает в неравномерном режиме.
  • В выхлопе присутствует белый оттенок.

Если свечи менялись не так давно, то это может указывать на брак со стороны производителя. В остальном можно быть уверенным в неисправности одного из элементов. В любом случае необходимо провести диагностику, посетив СТО или сделав все самостоятельно.

Как проверить исправность свечей накала на дизеле

Стоит учесть, что проблемы со свечами хорошо проявляются в холодное время года (осенью или зимой), тогда как летом определить неисправность довольно затруднительно.

Способы диагностики

У дизельных двигателей свеча накаливания является слабым звеном. Именно эта деталь чаще всего выходит из строя, причем случиться это может в самый неподходящий момент. Последствия такой неисправности не заставят себя долго ждать, особенно в зимнее время. В этом случае завести автомобиль не удастся.

Как правильно проверить свечи накала на дизеле? Существуют несколько способов:

  • Проверка на «искру».
  • Диагностика мультиметром.
  • Хороший метод с лампочкой.

Стоит подробно их рассмотреть, что позволит определить, какие сопутствующие инструменты могут понадобиться.

Проверка на «искру»

Диагностика свечи накала с использованием аккумулятора даст более точные сведения касательно работоспособности элемента. При этом каждая деталь проверяется в индивидуальном порядке.

Только здесь есть один нюанс, что для некоторых водителей может являться существенным недостатком. Дело в том, что необходимо откручивать все свечи. На это потребуется немало времени, в особенности если нужно демонтировать отдельные детали, которые закрывают доступ к свечам. В остальном при решении задачи, как проверить свечи накала в дизеле, сложностей нет.

Как проверить работоспособность свечей накала на дизеле

Для диагностики понадобится изолированный провод длиной 0,5-1,0 м. Вся процедура выглядит следующим образом:

  1. К электроду свечи приматывается один конец провода (предварительно с него нужно снять часть изоляции).
  2. Другой конец провода прикладывается к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.
  3. Корпус свечи подводится к положительному контакту АКБ.

Вся картина тут станет ясна: если наконечник покраснел более чем наполовину, то это говорит об исправности свечи накала. В ином случае нагрев и вовсе будет отсутствовать или же покраснеет лишь кончик. А это уже значит, что деталь подлежит только замене.

Диагностика мультиметром

Этот метод хорош тем, что нет необходимости снимать свечи и прочие детали, поскольку необходимые манипуляции легко сделать на месте. Все что нужно – это само проверяющее устройство. При этом проверить можно каждую свечу по отдельности либо все одновременно, предварительно соединив их посредством общей шины.

Как проверить свечи накала на дизеле мультиметром? Всю процедуру можно провести в одном из трех режимов:

  • прозвонка;
  • замер сопротивления;
  • замер тока.

Для прозвонки необходимо:

  • Перевести регулятор прибора в соответствующее положение, а само устройство разместить в удобном месте.
  • Отсоединить провод от свечи.
  • Один щуп прибора прикладывается к корпусу свечи, а другой к ее электроду.

О наличии или отсутствии обрыва можно судить по звуковому сигналу. Если он есть – значит, все в порядке (обрыва нет). Если же звукового сигнала нет, то это говорит о наличии обрыва.

Замер сопротивления

При таком способе можно лишь определить полностью неработающую свечу. Однако выявить, насколько хорошо работает сам нагревательный элемент, невозможно. В этом случае тем же мультиметром можно измерить значение сопротивления, только нужно знать номинал конкретной свечи. Как правило, если деталь целая, то сопротивление должно равняться 0,7-1,8 Ом. Это тоже действенный метод того, как проверить свечу накала в дизеле тестером.

Как проверить свечи накала на дизеле мультиметром

Нередко свечи срабатывают с большим значением сопротивления, что приводит к уменьшению потребления тока. Компьютер в этом случае «думает», что данные элементы разогрелись, и отключает их.

Замер тока

Более достоверный результат может дать измерение тока, причем выкручивать свечу тоже необязательно. Для начала нужно открепить питающий провод и подсоединить щуп прибора. Второй щуп зафиксировать с электродом свечи. Теперь остается включить зажигание и наблюдать за показаниями. Если деталь исправна, то на дисплее должны отображаться цифры в пределах 5-18 A.

Стоит заметить, что в первую секунду значения подскочат до предела, а через 3-4 секунды ток стабилизируется. При этом снижение данных должно быть постепенным, без резких рывков.

Таким образом проверяются все свечи, их показания должны быть идентичными. В противном случае, при отличных показаниях одной из свечей, стоит ее открутить и оценить ее состояние визуально.

Хороший метод с лампочкой

А как проверить свечу накала в дизеле лампочкой? Да, и с ее помощью тоже можно обнаружить неисправность. Для этого подойдет любой источник света на 21 Вт (габариты или стоп-сигналы). К ней припаиваются два отрезка провода (длина выбирается произвольно). После этого можно переходить непосредственно к процедуре диагностики.

Предварительно отсоединить от свечи питающий провод. Затем одним концом проводка лампы коснуться свечного электрода, а другой конец соединить с плюсовым контактом АКБ. Свечение лампочки укажет на отсутствие обрыва. Таким образом нужно поочередно проверить все свечи.

Если же лампочка загорается тускло или вовсе нет света, то такую свечу лучше заменить. Данный метод тоже не отличается достоверной диагностикой, поскольку нельзя определить степень накала рабочего стержня.

Особенности проверки реле свечей

Многих автолюбителей интересует один важный момент: как проверить реле накала свечей на дизеле? Вопрос интересный и требует заслуженного внимания.

Как правильно проверить свечи накала на дизеле

Обычно такое устройство срабатывает после каждого запуска двигателя. При этом можно услышать хорошо различимый щелчок – так оно включается. При отсутствии звуков стоит задуматься о проведении диагностики этого элемента. Однако его стоит сначала найти.

Выглядит такое устройство как коробочка, которая крепится к кузову автомобиля. Область ее фиксации принято называть массой. Чтобы найти реле, достаточно проследовать за проводками, идущими от свечей накала.

Каждое такое устройство имеет несколько пар контактов. У однокомпонентных реле их 4, а у двухкомпонентных – 8. Два из них отводятся от обмотки катушки, а остальные – это управляющие, которые при получении сигнала замыкаются.

Так как проверить реле накала свечей на дизеле? В каждом автомобиле контакты обозначаются по-своему, но в большинстве случаев нумеруются как 85 и 86, а управляющие – 87, 30. Для проверки можно воспользоваться лампочкой, которая соединяется с контактами обмотки, после чего на реле подается напряжение. Исправность устройства подтвердится свечением лампы.

Визуальный осмотр свечей

Если методы диагностики не выявили желаемых результатов либо имеют место некоторые сомнения, можно провести визуальный осмотр. Это позволит определить, в каком техническом состоянии находится топливная система (включая поршневую группу), а также выявить, насколько правильно работает электронное управление.

Поэтому каждый из перечисленных способов, касающийся того, как проверить свечи накала в дизеле, при необходимости можно подкрепить визуальным осмотром. Наглядными признаками неисправности могут быть:

  • Оплавление наконечника.
  • Около корпуса виден толстый нагар.
  • Калильная трубка вздулась.

Наличие тех или иных дефектов может указывать на ряд факторов. К примеру, трещины или вздутия иногда говорят о превышении напряжения, подаваемого на свечу. В других случаях элемент просто долгое время остается включенным.

Как проверить свечи накала в дизеле не снимая

Что касается оплавления, то оно может возникнуть вследствие одной из причин:

  • преждевременный впрыск топлива;
  • загрязнение форсунок;
  • перегрев, что, в свою очередь, происходит по причине позднего нагрева и слабой компрессии;
  • неисправность напорного клапана.

В ходе визуального осмотра необходимо обратить внимание на тонкую часть свечи. Если на ней есть оплавившиеся участки, то она подлежит замене, даже если еще работает.

Рассмотренные способы того, как проверить исправность свечей накала на дизеле, можно применить как по отдельности, так и в совокупности, что даже повысит шансы обнаружить неисправное изделие.

Неисправности свечей накала и их признаки

Характерные неисправности свечей накала — слабый нагрев спирали, замыкание сердечника свечи на массу, замыкание между сердечником и центральным стержнем свечи, перегорание и разрыв спирали.

Признаки неисправности свечей накала

Слабый нагрев спирали свечей обнаруживают по накалу спирали контрольного элемента. Спираль контрольного элемента должна нагреваться в течение 30—50 с. Если батарея не разряжена, то причина слабого накала в плохом контакте цепи, который выявляют вольтметром. Для этого при нажатой кнопке включения свечей проверяют напряжение батареи, а затем падение напряжения на клеммах каждой свечи, контрольного элемента и добавочного сопротивления. Повышенное напряжение, показанное вольтметром, свидетельствует о плохом контакте на проверяемом участке цепи.

Определение неисправности свечи накала

Замыкание сердечника двухпроводной свечи на «массу» приводит к перегреву и даже перегоранию контрольного элемента, добавочного сопротивления или спирали одной из свечей, находящихся между дефектной свечой и контрольным элементом, а также к выключению из работы свечей, расположенных за неисправной свечой.

Определение неисправности свечей накала

Определить неисправности свечей накала одним из следующих способов.

  1.  Поочередно выключают свечи одну за другой, начиная от крайней. Каждый раз кратковременным включением кнопки проверяют накал контрольного элемента. При отключении свечи, замкнутой на «массу», контрольный элемент не нагревается.
  2. При помощи вольтметра, начиная со стороны контрольного элемента, измеряют падение напряжения на клеммах свечей. У свечи, замкнутой на «массу», вольтметр покажет ноль.
  3. После вывертывания всех свечей из двигателя лампой (12 В) проверяют каждую свечу на отсутствие замыкания на «массу».

Нарушение электрической прочности изоляции между сердечником и центральным стержнем свечи приводит к выключению из работы неисправной свечи: се спираль не нагревается. Внешний признак этого дефекта — несколько повышенный накал контрольного элемента.

Причины неисправности свечей накала

Перегорание спирали — наиболее частая неисправность свечей накаливания. Он обнаруживается по отсутствию накала контрольного элемента. При замыкании металлическим проводником клемм свечи с перегоревшей спиралью наблюдается искрение.

Спираль перегорает при повышенном токе накала или ненормально высокой температуре газов, вызванной отложением большого количества нагара на стенках камеры сгорания. Причиной быстрого разрушения спирали свечи может быть также коррозия, особенно прогрессирующая при использовании топлива с повышенным содержанием серы.

Разрывы спирали — результат неудовлетворительной работы системы питания дизеля (несвоевременный впрыск, пониженное давление впрыска и другие неисправности форсунки). Неисправности свечей накала и способы определения их у однопроводных свечей накаливания почти такие же, как и у двухпроводных.



Как проверить свечи накала на автомобиле

Современные дизельные моторы наряд со многими однозначными преимуществами имеют и определённые «узкие места», слабости, которые подчас отрицательно влияют на эксплуатацию машины. Среди таких слабостей эксперты автомобильного дела нередко отмечают свечи накаливания, которые в водительском обиходе обычно называются «свечами накала». Несмотря на свою почти идеальную конструктивную совершенность, такие устройства часто подводят водителя, особенно в холодные времена года. Кто из нас не был свидетелем того, как зимой, когда столбик термометра опускается ниже нуля, данное устройство внезапно перестает выполнять свою главную функцию – заводить холодный двигатель, буквально на ровном месте подводя хозяина машины.

Как проверить свечи накала на автомобиле
Однако практика убедительно доказала, что бороться с этим недостатком можно, даже собственными силами, не прибегая к помощи СТО, причём весьма эффективно. Главное – сначала разобраться в том, как проверить свечи накала.

Признаки неисправности свечей накала: как проверять

Изобретение свечей накала было более чем важным событием в истории развития автомобиля. Оно существенно расширило диапазон его использования в неблагоприятных для мотора погодных условиях. Принцип работы этого автомобильного устройства до гениального прост. Так, благодаря ему, удавалось подогревать камеру сгорания. Это способствовало воспламенению топлива в цилиндрах даже на большом морозе. Особенно это было характерным для дизелей старых моделей, тогда как современные дизельные двигатели подчас успешно запускаются и без помощи свечей.

Чтобы узнать, как проверить свечи накала на дизеле, нужно разобраться в принципе их работы. Устройства должны включаться при определённом уровне температуры, о чём тут же обязана сигнализировать панель приборов, на ней сразу же загорается специальный индикатор. Но порой эти сигнализаторы в силу разных причин не загораются, показывая водителям, что устройства не функционируют, как следует. Естественно, что и мотор тогда, как ни старайся, или не заводится, или же действует ненормально. В частности, при его запуске выхлопная труба дает дым неестественных бело-сиреневых оттенков. Это доказывает тот факт, что, хотя топливо и поступает в мотор, но всё же не воспламеняется.

Ещё одним типичным доказательством неисправности является то, что на холостых оборотах двигатель работает неравномерно, как бы задыхаясь, рывками.

Как проверить свечи накала, не выкручивая на двигателе

За многие годы использования этих устройств выработаны несколько продуктивных способов их проверки, не выкручивая на моторе. Распространёнными и довольно-таки действенными, например, являются варианты проверки при помощи аккумуляторной батареи, с применением мультиметра, испытание на «искру» и др. Опытные водители порой могут успешно проверить состояние таких свеч без применения дополнительных устройств, только визуальным методом.

Как проверить свечу накала лампочкой

Это едва ли не самый популярный и востребованный способ. Свечи для подстраховки отсоединяют от питания. Затем берется лампочка мощностью 21 Вт, скажем – габаритная. К ней надо припаять два небольших проводка. Концом одного из них контактируют с клеммой проверяемой свечи, а второй – с плюсовой клеммой аккумулятора. Если лампочка не светится вообще или же горит тускло, не в полную силу, это верный признак того, что устройство неисправно. Если же свет лампочки нормальный, то нагревательный элемент не оборван и устройство, как правило, действует. Таким образом поочерёдно проходят каждую из свеч.

Правда, часть специалистов подчёркивает относительность такого способа проверки. Так, по их мнению, он далеко не всегда адекватно отображает истинное положение дел, поэтому советуют после всего применить ещё и тестер.

Как проверить свечи накала мультиметром

Широко распространён на практике и формат проверки с помощью мультиметра, особенно в тех случаях, когда к свече непросто добраться. Тогда водителю надёжно помогает проверка свечей накала мультиметром, переведённым в режим, при котором можно измерять сопротивление. Алгоритм действий здесь следующий:

  1. Устройство отключают от провода питания.
  2. Центральный электрод свечи присоединяют к плюсовому электроду мультиметра, а минусовый – к корпусу данной свечи.
МультиметрМультиметр

Если мультиметр не даёт никаких показаний, это значит, что по линии нагревающего элемента где-то произошел его пробой и устройство однозначно надо менять. Относительным изъяном данного способа является то, что проверяя свечу тестером, весьма непросто определить слабую величину накала нагревающего элемента. Возникнет парадоксальная ситуация. Прибор показывает, что пробоя нет, а устройство разогревает камеру из рук вон плохо.

Проверка свечей накала при помощи аккумулятора

Своеобразие способа проверки посредством аккумулятора состоит в том, что он позволяет в отдельности узнать, в каком состоянии находится каждая свеча. А его определённый недостаток заключается в том, что процесс проверки потребует выкрутить каждую из них, чтобы затем её прозвонить.

Выкручивание же, как хорошо известно многим автомобилистам, – занятие не из приятных. Сложные конструкции многих современных моторов не дают свободного доступа к данным устройствам, поэтому снимать их придётся долго и терпеливо.

Свечи накала для автомобиляСвечи накала

В данном случае алгоритм проверочных операций тоже несложен. Для начала берут аккумулятор и небольшой отрывок провода. Снимается первая свеча накала. К её корпусу подключают один конец провода, а второй конец присоединяется к «минусу» аккумулятора. «Плюсовую» клемму АКБ подводят к центральному электроду. Затем анализируют ситуацию. При интенсивном нагревании нагревающего элемента ясно, что неисправности в устройстве нет. Если же нагревание слабоватое или же оно касается одного лишь кончика свечи накала, то она, скорее всего, недействующая.

С помощью аккумулятора удаётся также проверить работоспособность приборов проверкой «на искру». Дальше методика такая:

  1. Берётся аккумулятор и кусок заизолированного провода, концы которого зачищены примерно на 2 сантиметра.
  2. Со свечей снимается шина, отключается питание.
  3. Одним концом провод соединяют с «плюсовой» клеммой АКБ, а затем его второй конец с предельной аккуратностью быстро контактируют с центральным электродом.

Если нагревающий элемент работоспособный, он мгновенно отреагирует на короткий контакт мощной искрой. В случаях отсутствия такой искры или ее слабости можно сделать вывод о том, что данное устройство или целиком непригодно к работе или же вот-вот перестанет функционировать и тогда его неминуемо придётся менять.

Визуальная проверка свечей накала

Такой формат проверки доступен, естественно, лишь опытным водителям, хорошо знающим строение двигателя. Вместе с тем он тоже не дает стопроцентной гарантии точности диагноза, в силу чего нуждается в его последующем уточнении с применением приборов. Кроме того, такой метод требует непременного снятия данных устройств, что подчас, как уже отмечалось, является довольно проблематичным. Итак, после снятия их нужно максимально внимательно осмотреть. Нередко на них визуально видны следы немалого перегрева: вздутие корпуса, трещины и др.

Визуальная проверка свечей накала

Это доказывает факт чересчур высокого напряжения, поэтому бортовая сеть нуждается в измерении напряжения мультиметром. Не исключается и выход из строя реле, обслуживающего процесс накала. Оплавленный кончик может означать такие дефекты, как преждевременный впрыск горючего, слабую компрессию, выход из строя напорного клапана и другие поломки.

Иногда устройства плохо работают из-за того, что у них нет хороших контактов с питающими их шинами. Поэтому проверять их надо очень внимательно и ответственно, обращая внимание на каждую мелочь. Такой же предельной аккуратности требует их выкручивание и закручивание, так как если переборщить, ситуацию можно лишь усугубить.

Определение неисправности дизеля по состоянию свечи накала

  Расширен наконечник свечи  
  Причина Решение
•Избыточное напряжение
(напр. свеча накаливания на 12 В
в системе на 24 В)
•Неисправность генератора и регулятора
•Избыточная влажность при хранении
 
•Проверить соответствие напряжения бортовой сети
и напряжения свечи накаливания
•Проверить бортовую сеть
•Проверить качество условий хранения
 
  Сломан наконечник свечи  
  Причина Решение
•Избыточный накал / избыточное напряжение
(напр. свеча накаливания на 12 В
в системе на 24 В)
•Неисправность генератора и регулятора
•Проверить контакты блока управления свечами
накаливания
•Проверить соответствие напряжения бортовой сети
и напряжения свечи накаливания
•Проверить напряжение в бортовой сети
  Поврежденный или отсутствующий наконечник свечи  
  Причина Решение
•Неисправность блока управления пуском
•Неправильное направление
или перебои в работе форсунки
•Неправильная точка распыления топлива
из-за нарушения герметичности
•Проверить правильность установки блока
управления
•Проверить правильность выбора блока управления
для данной модели автомобиля
•Проверить посадочное место свечи зажигания
на наличие слоя нагара
  Наконечник деформирован (перегрев)  
  Причина Решение
•Неисправность блока управления
•Неправильное направление
или перебои в работе форсунки
•Неправильная точка распыления топлива
из-за нарушения герметичности
•Избыточный накал / избыточное напряжение
(напр. свеча накаливания на 12 В
в системе на 24 В)
•Неисправность генератора и регулятора
•Функциональный сбой или нарушение
синхронизации
в блоке управления впрыском
•Проверить правильность установки блока
управления
•Проверить правильность выбора блока
управления
для данной модели автомобиля
•Проверить посадочное место свечи зажигания
на наличие слоя нагара
•Проверить контакты блока управления свечами
накаливания
•Проверить соответствие напряжения бортовой сети
и напряжения свечи накаливания
•Проверить напряжение в бортовой сети
•Проверить регулировку впрыска топлива
  Вздутое кольцо на наконечнике свечи  
  Причина Решение
Масло в камере сгорания, возможно,
по причине износа двигателя
•Проверить компрессию в цилиндрах
•Проверить расход масла
  Отсутствует наконечник свечи  
  Причина Решение
•Неисправность блока управления
•Неправильное направление
или перебои в работе форсунки
•Неправильная точка распыления топлива
из-за нарушения герметичности
•Функциональный сбой или нарушение
синхронизации в блоке управления впрыском
•Повреждение резьбы в отверстии головки
блока цилиндров, где установлена свеча
накаливания
•Неправильная посадка свечи
по причине недостаточной ее затяжки
•Проверить правильность выбора
блока управления для данной модели автомобиля
•Проверить правильность установки блока
управления
•Проверить посадочное место свечи накаливания
на наличие слоя
нагара
•Проверить регулировку ТНВД
•Проверить отверстие в головке блока цилиндров
на наличие повреждений резьбы / образований
нагара
  Наконечник касается корпуса свечи накаливания  
  Причина Решение
•Черезмерная затяжка свечи
•Использование неподходящего инструмента
•Повреждение резьбы в отверстии головки
блока
цилиндров
 
•Проверить отверстие в головке блока цилиндров
на наличие повреждений резьбы / образований
нагара
•Проверить момент затяжки свечи накаливания
  Дыры на наконечнике / трещины / оплавления вблизи корпуса
свечи накаливания
 
  Причина Решение
•Неисправность блока управления
•Неправильное направление
или перебои в работе форсунки
•Неправильная точка распыления топлива
из-за нарушения герметичности
•Функциональный сбой или нарушение
синхронизации
в блоке управления впрыском
•Повреждение резьбы в отверстии головки
блока
цилиндров,
где установлена свеча накаливания
 
•Проверить правильность выбора блока £
управления для данной модели автомобиля
•Проверить правильность установки блока
управления
•Проверить посадочное место свечи зажигания
на наличие слоя нагара
•Проверить отверстие в головке блока цилиндров
на наличие повреждений резьбы / образований
нагара
•Проверить регулировку ТНВД
  Слой нагара между наконечником и корпусом свечи накаливания  
  Причина Решение
•Неисправность блока управления
•Неправильное направление или
перебои в работе форсунки
•Неправильная точка распыления топлива
из-за нарушения герметичности
•Сбой в работе / регулировке ТНВД
 
•Проверить правильность выбора блока управления
для данной модели автомобиля
•Проверить правильность установки блока
управления
•Проверить посадочное место свечи зажигания
на наличие слоя
нагара
•Проверить отверстие в головке блока цилиндров
на наличие повреждений резьбы / образований
нагара
  Сломанный / изогнутый контактный стержень  
  Причина Решение
•Черезмерная затяжка
•Использование неподходящего инструмента
•Повреждение резьбы в отверстии головки
блока
цилиндров
 
•Проверить отверстие головки блока цилиндров
на наличие повреждений резьбы / образований
нагара
•Проверить момент затяжки свечи накаливания

Определение неисправности дизеля по состоянию свечи накала

Хоть дизельный двигатель и бьет все рекорды по КПД и расходу топлива, тем не менее, он нуждается в периодической диагностике, а в случае необходимости и в ремонте.

Наиболее частой причиной выхода из строя дизеля является нарушение параметров впрыска топлива в цилиндры, что влечет за собой перегрев двигателя и выход из строя его основных узлов. Своевременно обнаружить проблему всегда поможет свеча накала, отвечающая за создание рабочей температуры для запуска двигателя.

Возможные состояния свечи накала и связанные с этим проблемы

  1. Наконечник свечи накала расширен

  • Наличие избыточного напряжения – нужно проверить напряжение бортовой сети.
  • Регулятор и генератор неисправны – бортовая сеть подлежит проверке.
  • Повышенная влажность условий хранения – проверить и изменить условия хранения.
  1. Наконечник свечи накала сломан

  • Наличие избыточного накала (напряжения) – блок управления свечами и его контакты, а так же напряжение бортовой свечи сети и свечи накала подлежат проверке.
  • Регулятор и генератор неисправны – бортовая сеть подлежит проверке.
  1. Наконечник свечи накала поврежден или отсутствует

  • Блок управления пуском может быть неисправен – блок управления подлежит проверке.
  • Работа форсунки имеет неправильное направление или в ней наблюдаются сбои – необходимо проверить блок управления на правильность выбора именно для данной модели авто.
  • Нарушение герметичности, что приводит к неправильной точке распыления топлива – посадочное место свечи зажигания подлежит проверке, на предмет выявления нагара.
  1. Наконечник свечи накала деформирован

  • Блок управления неисправен – проверить блок управления.
  • Работа форсунки имеет неправильное направление или в ней наблюдаются сбои — необходимо проверить блок управления на правильность выбора именно для данной модели авто.
  • Нарушение герметичности, что приводит к неправильной точке распыления топлива – посадочное место свечи зажигания подлежит проверке, на предмет выявления нагара.
  • Наличие избыточного накала (напряжения) – блок управления свечами и его контакты, а так же напряжение бортовой свечи сети и свечи накала подлежат проверке.
  • Регулятор и генератор неисправны – бортовая сеть подлежит проверке.
  • Блок управления впрыском нарушена синхронизация или имеют место быть функциональные сбои – регулировка впрыска топлива подлежит проверке.
  1. Наконечник свечи накала имеет вздутое кольцо

  • Возможен износ двигателя, что вызвало появление масла в камере сгорания – расход масла и компрессия в цилиндрах подлежат проверке.
  1. Наконечник свечи накала отсутствует

  • Блок управления неисправен — необходимо проверить блок управления и правильность его установки именно для данной модели авто.
  • Работа форсунки имеет неправильное направление или в ней наблюдаются сбои — необходимо проверить блок управления на правильность выбора именно для данной модели авто.
  • Нарушение герметичности, что приводит к неправильной точке распыления топлива – посадочное место свечи зажигания подлежит проверке, на предмет выявления нагара.
  • Резьба отверстия в головке блока цилиндров на месте установки свечи накаливания повреждена – отверстие в головке блока цилиндров подлежит проверке на целостность резьбы и на наличие возможного нагара.
  1. Наконечник и корпус свечи накала соприкасаются

  • Свеча чрезмерно затянута – проверить затяжку свечи.
  • Резьба отверстия в головке блока цилиндров на месте установки свечи накаливания повреждена – отверстие в головке блока цилиндров подлежит проверке на целостность резьбы и на наличие возможного нагара.
  1. На наконечнике свечи накала есть дыры, трещины или оплавления

  • Блок управления неисправен — необходимо проверить блок управления и правильность его установки именно для данной модели авто.
  • Работа форсунки имеет неправильное направление или в ней наблюдаются сбои — необходимо проверить блок управления на правильность выбора именно для данной модели авто.
  • Нарушение герметичности, что приводит к неправильной точке распыления топлива – посадочное место свечи зажигания подлежит проверке, на предмет выявления нагара.
  • Резьба отверстия в головке блока цилиндров на месте установки свечи накаливания повреждена – отверстие в головке блока цилиндров подлежит проверке на целостность резьбы и на наличие возможного нагара.
  • Блок управления впрыском нарушена синхронизация или имеют место быть функциональные сбои – регулировка впрыска топлива подлежит проверке.
  1. Между наконечником и корпусом свечи накала есть слой нагара

  • Блок управления неисправен — необходимо проверить блок управления и правильность его установки именно для данной модели авто.
  • Работа форсунки имеет неправильное направление или в ней наблюдаются сбои — необходимо проверить блок управления на правильность выбора именно для данной модели авто.
  • Нарушение герметичности, что приводит к неправильной точке распыления топлива – посадочное место свечи зажигания подлежит проверке, на предмет выявления нагара.
  • ТНВД неправильно отрегулирован или наблюдаются перебои в его работе – ТНВД подлежит проверке на исправность и правильность регулировки.
  1. Контактный стержень свечи накала сломан или изогнут

  • Резьба отверстия в головке блока цилиндров на месте установки свечи накаливания повреждена – отверстие в головке блока цилиндров подлежит проверке на целостность резьбы и на наличие возможного нагара.
  • Свеча чрезмерно затянута – проверить затяжку свечи.

Важно запомнить! Любая, даже незначительная неисправность дизеля подлежит незамедлительному устранению. В противном случае капитального ремонта и крупных денежных трат не избежать.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о