Работа рулевым колесом – 5.3. Устройство и работа рулевого управления. Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт

Приемы работы рулевым колесом

Владение различными приемами работы с рулевым колесом очень пригодятся водителю не только при выполнении обычных маневров на дороге, но и, главным образом, в случае возникновения экстремальной ситуации. Все начинается с правильной посадки водителя за рулем и с правильного расположения рук на рулевом колесе. Посадка водителя должна обеспечивать устойчивое положение корпуса водителя, освобождая его руки для выполнения функций, связанных с точным управлением транспортным средством.

В свою очередь, правильное расположение рук на руле должно гарантировать водителю  свободу манипулирования рулевым колесом при различных режимах управления автомобилем. Расположение рук в верхней части рулевого колеса, с одной стороны, несколько уменьшает мышечную нагрузку рук, но с другой стороны, заметно снижает скорость манипулирования рулем. Расположение рук в нижнем секторе рулевого колеса обеспечивает возможность поворота руля на больший угол за один прием, но в тоже время становится невозможной одновременная работа обеих рук, которые попросту мешаются друг другу. Поэтому оптимальным расположением рук на рулевом колесе считается позиция, при которой руки водителя лежат практически параллельно друг другу, на цифрах 10 и 2 или на 9 и 3, если представить себе вместо руля часовой циферблат. Эта базовая, исходная позиция, с которой начинаются все приемы работы с рулевым колесом.

Самым простым приемом работы с рулевым колесом, знакомым каждому новичку, является управление автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса. Такой прием применяется в тех случаях, когда требуется немного скорректировать положение автомобиля в пределах своей полосы движения или выполнить плавный поворот. Для поворота руля на небольшой угол и возврата его обратно, водителю требуется лишь «приклеить» кисти своих рук к рулю в исходном положении и не перемещать их относительно обода рулевого колеса, корректируя движение транспортного средства.

Таким образом, для обеспечения работы рулевым колесом без отрыва кистей рук наиболее важным является правильная посадка водителя и правильное расположение рук на рулевом колесе. В частности, при слишком близком расположении водителя к рулевому колесу он просто не сможет повернуть руль на 90°, поскольку ему помешает его же собственное тело. В случае с управлением автомобилем без отрыва рук от рулевого колеса не требуется перемещения рук из базового положения на руле. При поворотах руля на угол 70° — 90° ладони водителя могут практически непроизвольно несколько сместиться по ободу рулевого колеса, но ни в коем случае нельзя допустить подобного, ведь это может привести к негативным последствиям, вплоть до потери управления автомобилем.

Более сложный прием работы с рулевым колесом – это руление перехватом. Этот прием по-существу является основным способом вращения рулевого колеса при выполнении поворота автомобиля. Манипуляции рулевым колесом начинаются, как обычно, из базовой позиции. При осуществлении поворота налево обе руки начинают плавно поворачивать руль налево до тех пор, пока у водителя не возникает чувство дискомфорта и его левая рука уже дальше работать не может, поскольку она фактически теряет контакт с рулевым колесом. Далее правая рука без остановки также продолжает поворачивать руль, в то время как левая рука перемещается на руль чуть выше правой руки.

Затем осуществляется очередной поворот руля обеими руками, вследствие чего руки оказываются в базовой позиции на рулевом колесе. Если угол поворота автомобиля все еще недостаточен, то из этой исходной позиции снова можно продолжить руление перехватом, только в этот раз уже правая рука водителя перемещается в самую верхнюю на руле точку, а левая рука без остановки продолжает поворачивать руль. Повторять эти манипуляции рулевым колесом можно сколь угодно раз до тех пор, пока не будет полностью осуществлен поворот автомобиля. При повороте руля направо разница состоит только в том, что основной рукой теперь будет левая, поскольку именно она поворачивает руль, а правой рукой водитель лишь помогает ей. Для успешного овладения этим приемом работы с рулевым колесом требуется тренировка водителя на специальной площадке, например, прохождение «змейки», где приходится вращать рулевое колесо то в одну, то в другую сторону.

Своеобразным продолжением приема руления с перехватом является так называемое скоростное руление. Его отличие от традиционной техники перехвата заключается в том, что скоростное руление выполняется на боковом секторе рулевого колеса. Это означает, что руки водителя во время манипулирования рулевым колесом располагаются в боковом секторе, где и производится перекрестный захват руля.

Поворот направо выполняется двумя руками вплоть до того момента, когда левая кисть приблизится к верхней точке рулевого колеса, а правая рука перейдет в правую горизонтальную точку рулевого колеса. Далее осуществляется перехват, когда правая рука быстро переносится влево вверх, а левая продолжает вращать рулевое колесо. При осуществлении поворота направо все манипуляции выполняется в правом верхнем секторе рулевого колеса тянущими движениями. При повороте налево, соответственно, зеркально изменяются лишь позиции обеих рук.

Работа рулевым колесом одной рукой обеспечивает водителю возможность легко маневрировать при движении автомобиля задним ходом. В некоторых нештатных ситуациях этот прием может использоваться и при движении автомобиля вперед. При осуществлении поворота направо левая рука водителя располагается на рулевом колесе, немного упираясь ладонью в обод рулевого колеса.

Поворот руля почти на 180° приведет к тому, что левая рука уже не сможет дальше вращать руль. Поэтому далее водитель выпрямляет свои пальцы и продолжает поворачивать руль, провернув  кисть левой руки против часовой стрелки. Удерживая пальцы в таком положении и надежно упираясь ладонью, водитель продолжает выполнять маневр дальше. После того, как кисть левой руки минует неудобный для вращения нижний сектор рулевого колеса, можно ослабить давление ладони и слегка обнять пальцами обод руля. Далее водитель спокойно доворачивает руль до начального положения и может сделать еще один оборот рулевого колеса или вернуть руль обратно.

Для осуществления поворота налево следует только поменять руку. Работа рулевым колесом одной рукой позволяет водителю не тратить время на смену положения рук, а также обеспечивает высокую точность управления за счет того, что кисть руки постоянно находится в одной и той же позиции на ободе рулевого колеса.

В некоторых случаях, например, для удержания транспортного средства в случае наезда на небольшие препятствия  или при потере автомобилем поперечной устойчивости на небольшой скорости, можно использовать силовое руление. Оно заключается в том, что одна рука тянет рулевое колесо, а другая – толкает его. В частности, при повороте направо правая рука водителя тянет рулевое колесо, левая же рука остается в левой горизонтальной точке, чтобы она легко скользила по ободу рулевого колеса. После того, как правая рука проходит правую горизонтальную точку, левая рука толкающим усилием продолжает вращение рулевого колеса. Правая рука одновременно переносится в верхнюю точку. Далее, когда обе руки встречаются в верхней точке рулевого колеса, правая рука снова продолжает поворот руля тянущим усилием.

Приемы работы рулевым колесом требуют тренировки, чтобы водитель мог умело и грамотно применять их в различных экстремальных ситуациях. Использование контраварийных приемов управления может быть неэффективным, если не овладеть, в первую очередь, такими базовыми навыками, как правильная посадка водителя и оптимальное расположение рук на рулевом колесе.

Источник: AnyTyres.ru – тесты и обзоры шин (при перепечатке активная ссылка обязательна)

Читать книгу Контраварийное вождение Алексея Громаковского : онлайн чтение

Базовые навыки управления автомобилем

Суть философии заключается в следующем: начать с чего-нибудь столь простого, что оно кажется недостойным формулирования, и закончить чем-нибудь столь парадоксальным, что никто не готов в это поверить.

Наблюдение Рассела[6]

Базовые навыки управления автомобилем включают в себя:

♦ посадку за рулем;

♦ пуск двигателя;

♦ навыки начала движения;

♦ навыки переключения передач;

♦ навыки торможения и остановки;

♦ навыки выполнения маневров (разворотов, поворотов, движения задним ходом) и парковки.

Большинство этих навыков даются еще в автошколе и в подробном рассмотрении для изучения методов контраварийного вождения не нуждаются. Например, пуск двигателя, навыки начала движения, переключения передач и остановки не относятся к контраварийным методикам, а осуществляются в штатном режиме. А вот способы торможения, выполнения разворотов и поворотов, а также работу рулевым колесом (особенно скоростное руление) необходимо рассмотреть более подробно, так как в экстремальной ситуации приходится выполнять именно эти действия.

Отдельно следует остановиться на правильной посадке водителя за рулем. Обычно на этот навык обращается минимум внимания, так как большинство водителей считает его несущественным. Но если речь идет о контраварийном вождении, то приходится признать, что во многих случаях от правильной посадки за рулем зависит очень многое. Неправильная посадка за рулем может сделать невозможным скоростное руление, может увеличивать физические усилия, необходимые для управления автомобилем (а это может быть весьма существенным в нештатной ситуации, когда требуется быстрая реакция и скорость при манипуляции органами управления автомобилем), и т. д. Посадка за рулем – это определяющий фактор для свободы движения и обзора, а также способ избежать усталости. Так что считать этот навык несущественным ни в коем случае нельзя.

Рассмотрим некоторые варианты посадки водителя за рулем и их влияние на управление автомобилем.

Варианты посадки за рулем

Новички обычно стараются придвинуться к рулю как можно ближе (такое расположение иногда называют «посадкой таксиста»). По их мнению, чем ближе водитель располагается к лобовому стеклу, тем лучше у него обзор (рис. 1).

Рис. 1.

Водитель слишком близко придвинулся к рулю

Однако при этом обзор не улучшается, зато уменьшается степень свободы и становится сложнее манипулировать рулевым колесом, так как мешает собственное тело. Обратите внимание на расположение ног водителя – он фактически подпирает коленями приборную панель, а ведь рост у него не слишком большой. А если водитель – человек полный, то при такой посадке рулевое колесо упирается в живот или бедра (в зависимости от роста), что затрудняет руление. В рассматриваемой ситуации также уменьшается скорость реакции – при слишком близкой посадке к рулевому колесу быстродействие при управлении снижается. Кроме того, такой водитель не только придвигается к рулю, но и отодвигается от спинки сиденья. В результате его спина не имеет опоры, мышцы спины и шеи перенапряжены и водитель быстро утомляется. А к вечеру, после проведенного за рулем дня, он делает вполне естественный вывод, что водить машину гораздо тяжелее, чем разгружать вагоны.

Аналогичную ошибку совершают те водители, которые отодвигаются от рулевого колеса слишком далеко (рис. 2). Результат в этом случае точно такой же, как при слишком близкой посадке: быстрая утомляемость (ведь к рулю приходится тянуться, прилагать определенные усилия), уменьшение быстродействия при манипуляциях рулевым колесом (опять же за счет того, что руль находится слишком далеко, не на оптимальном расстоянии, основная нагрузка ложится на мышцы рук), неоптимальный угол обзора.

Рис. 2. Водитель слишком далеко отодвинулся от руля

При подобной посадке практически невозможно осуществлять скоростное руление – руки не располагаются на рулевом колесе таким образом, чтобы обеспечить его максимальный ход.

Правильная посадка за рулем обеспечивает устойчивое положение корпуса водителя, освобождает конечности для выполнения функций, связанных с управлением автомобилем, и обеспечивает максимальную точность управления транспортным средством (рис. 3).

Рис. 3. Правильная посадка водителя за рулем

Для правильной посадки за рулем нужно сначала отрегулировать расположение кресла следующим образом. Сев на сиденье так, чтобы спина полностью прилегала к спинке кресла, отрегулируйте его таким образом, чтобы ноги свободно доставали до прижатых педалей (регулируется не только расстояние до рулевого колеса, но и высота водительского сиденья) (рис. 4). Угол в сгибе коленей должен составлять 120–150° для легковых автомобилей, а вытянутая, не полностью распрямленная левая рука запястьем должна касаться верхней точки рулевого колеса.

Рис. 4. Регулировка высоты сиденья водителя

Ноги на педали управления нужно ставить серединой стопы (рис. 5), так как это обеспечивает наиболее устойчивое положение, исключает соскакивание ноги, не вызывает усталости и позволяет легко перемещать стопу с одной педали на другую.

Рис. 5. Правильная постановка ног водителя на педалях

Добившись этого положения, нужно отрегулировать спинку сиденья так, чтобы она полностью прилегала к спине. Подголовник должен упираться средней частью в затылок.

Отрегулировав сиденье подобным образом, удобство регулировки можно проверить так: при пристегнутом ремне безопасности проверьте, удобно ли пользоваться переключателями на приборной панели и рычагом переключения передач.

Кстати, о ремнях безопасности. Это вовсе не бесполезная деталь и не прихоть инспекторов ГИБДД: «…подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три, а при опрокидывании – в пять раз… без ремня безопасности, столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости 20 км/ч, водитель, скорее всего, получит травму; та же ситуация при 50 км/ч равносильна прыжку лицом вниз с четвертого этажа»[7]. Так что перед тем, как осваивать приемы и методы контраварийного вождения, необходимо сделать автоматическим следующий навык: садясь в автомобиль, нужно сразу же пристегнуть ремень безопасности.

Расположение рук на руле

Кроме удобной посадки, приемы контраварийного вождения требуют правильного расположения рук на рулевом колесе – такого, которое обеспечивало бы свободу манипулирования рулевым колесом при скоростном рулении и в любом другом режиме управления автомобилем.

Некоторые водители считают, что если руки располагаются в верхней части рулевого колеса (рис. 6), то таким образом снижается мышечная нагрузка и руки меньше устают.

Рис. 6. Руки водителя располагаются в верхней части рулевого колеса

Однако при таком положении рук любое маневрирование означает частые перехваты рулевого колеса, а при этом не только снижается скорость манипулирования рулевым колесом, но и устают кисти рук.

Считается, что расположение рук в нижнем секторе рулевого колеса (рис. 7) позволяет за один прием повернуть рулевое колесо на больший угол, однако такая позиция мешает одновременной работе двух рук – поворот колеса на самом деле можно осуществлять только одной рукой, вторая тут же упирается в бок.

Рис. 7. Руки водителя располагаются в нижней части рулевого колеса

Такая позиция называется «запретной зоной» и может быть опасной не только при выполнении приемов контраварийного вождения, но даже при управлении автомобилем в штатном режиме.

Препятствует манипуляциям с рулевым колесом и диагональное расположение рук (рис. 8). При этом существенно уменьшается угол, на который можно повернуть рулевое колесо за один прием, к тому же рука, находящаяся внизу, мешает манипулировать рулем.

Рис. 8. Руки водителя располагаются на рулевом колесе по диагонали

Оптимальная, базовая позиция рук на рулевом колесе показана на рис. 9.

Рис. 9. Базовая позиция рук водителя на рулевом колесе

При такой исходной позиции руки можно вообще не снимать с руля при небольших поворотах, а при больших – легко выполняется перехват (последовательность действий при работе с рулевым колесом описана далее).

Кроме правильного расположения рук на рулевом колесе, следует еще освоить силу воздействия: если сжимать руль слишком сильно (этим страдают в основном новички, пытающиеся не столько удержать руль, сколько держаться за него), руки быстро устают, а это снижает скорость маневрирования и качество управления автомобилем. Если же сжимать рулевое колесо слишком слабо (при переоценке своих водительских качеств такое случается), то отсутствует обратная связь с колесами автомобиля, а неожиданный наезд на препятствие (например, на камень) может вырвать рулевое колесо из рук и автомобиль при этом может потерять управление.

Как видите, приемы контраварийного вождения – это не только скоростное руление или работа педалями тормоза и газа. Они включают в себя и предварительную подготовку, которая должна стать автоматической: усаживаясь на водительское сиденье, водитель автоматически подстраивает сиденье таким образом, чтобы посадка была правильной, а руки на рулевом колесе располагались в оптимальной, базовой позиции. Это первый навык контраварийного вождения, который хотя и не является приемом управления автомобилем, но без которого применение контраварийных приемов управления может быть неэффективным. И, как ни странно, он нуждается в тренировке. Ведь случается, что водители привыкают к тому, что руки располагаются в нижнем или верхнем секторе рулевого колеса или удобным представляется перехват руля за перекладину, и это может всплыть в самый неподходящий момент – в экстремальной ситуации.

После того как достигнут необходимый автоматизм в посадке и расположении рук на рулевом колесе, можно переходить к следующему этапу – изучению приемов работы рулевым колесом.

Приемы работы рулевым колесом

Только после того, как сделано несчетное количество ошибок, можно с уверенностью сказать, что что-то произошло не так.

Принцип неуверенности Мерфи[8]

Практически каждый прием контраварийного вождения требует работы с рулевым колесом. Даже экстренное торможение, когда основным действием является ступенчатое торможение с помощью рабочего тормоза (педали), предполагает наличие корректирующих действий рулевым колесом в промежутках между торможениями – в противном случае автомобиль может потерять устойчивость.

Базовое положение рук на рулевом колесе (см. рис. 9) является тем положением, из которого осуществляется поворот рулевого колеса. При повороте руля руки перемещаются из базового положения, а затем опять возвращаются в него. То есть базовым положением начинаются все управляющие манипуляции и им же заканчиваются. Дело в том, что именно такое исходное положение рук на рулевом колесе и правильная посадка на водительском сиденье обеспечивают максимальную скорость реакции в экстремальных обстоятельствах и позволяют оперативно произвести необходимые манипуляции с органами управления автомобилем.

Можно выделить несколько основных приемов работы рулевым колесом:

♦ без отрыва кистей рук;

♦ перехватом;

♦ одной рукой;

♦ скоростное руление;

♦ уступающее руление;

♦ силовое руление.

ВНИМАНИЕ

Не стоит поворачивать рулевое колесо открытой ладонью даже при наличии гидроусилителя (за исключением случая работы рулевым колесом одной рукой). Ладонь может соскользнуть при выполнении маневра, и подобные манипуляции могут закончиться не только секундной потерей управления, но и ДТП. Также не следует поворачивать колесо пальцами – они служат для фиксации рук на рулевом колесе, а при добавлении функций высока вероятность того, что ни одна из них не будет выполнена.

Существует несколько правил руления, которые нужно соблюдать, чтобы вождение было действительно контраварийным. Их применяют при любой технике руления.

♦ Если началось рысканье[9] автомобиля, то точнее отреагировать можно двумя способами:

♦ приложить усилие той рукой, в сторону которой необходимо качнуть рулевое колесо;

♦ ослабить воздействие другой руки.

♦ При движении в колее предотвратить рысканье и занос можно, если прижать колеса к любому краю колеи.

♦ Чтобы завершение маневра было безопасным, необходимо корректировать самовыравнивающие повороты рулевого колеса (если отпустить руль, он будет стремиться вернуться в базовое положение – ровные колеса). Коррекция осуществляется притормаживающими подхватами кистей рук (можно притормаживать открытой ладонью), при этом исключается проскальзывание рулевого колеса, повышается безопасность и снижается вероятность заноса (водитель успевает «подхватить» автомобиль и совершить все необходимые действия для предотвращения уже начинающегося заноса).

♦ Плавный поворот рулевого колеса необходим не только при движении по обледенелому или грязному дорожному покрытию, но и при любом другом дорожном покрытии. Переключаться с одной манеры управления (манипулирования рулевым колесом) на другую в зависимости от качества дорожного покрытия очень сложно, гораздо проще и эффективнее выработать такой стиль управления, при котором автомобиль перемещается плавно по проезжей части, а рулевое колесо поворачивается без рывков.

Рассмотрим каждый из основных приемов работы рулевым колесом подробнее.

Работа рулевым колесом без отрыва кистей рук

Работа рулевым колесом без отрыва кистей рук применяется тогда, когда требуется незначительное перемещение рулевого колеса – коррекция положения автомобиля в пределах своей полосы движения или при плавном повороте.

Это несложный прием, и его начинают применять все водители буквально с первой секунды нахождения за рулем. Работа рулевым колесом без отрыва кистей рук является практически единственным приемом руления, который не требует перемещения рук из базового положения на рулевом колесе – перемещения рулевого колеса слишком незначительны.

Обратите внимание на рис. 10–16 – насколько незначителен поворот ведущих колес при корректирующих движениях рулевого колеса. В то же время, если внимательно посмотреть на манипуляции с рулевым колесом без отрыва кистей рук, становится очевидным, что базовое положение рук на рулевом колесе имеет первостепенное значение для эффективности выполнения маневра и его скорости. Например, на рис. 12 и 15 ясно видно, что если бы начальное положение рук на рулевом колесе было иным (не оптимальным базовым), то подобные манипуляции без отрыва кистей рук стали бы просто невозможны (водитель запутался бы в собственных руках) и для выполнения маневра пришлось бы несколько раз перехватывать руль, что существенно снижает скорость маневрирования, а также повышает вероятность упускания руля. Все это может сделать совершенно безобидную ситуацию на дороге, когда всего лишь требуется незначительно (см. рис. 13 и 16) скорректировать траекторию движения автомобиля (например, чтобы пропустить между колес камень), настоящей аварийной, тем более что перехватывание рулевого колеса в момент наезда на препятствие (тот же камень) может привести к тому, что руль будет упущен и автомобиль потеряет управление.

Рис. 10. Положение ведущих колес при прямом положении руля

Рис. 11. Поворот рулевого колеса влево для коррекции положения ведущих колес без отрыва кистей рук

Рис. 12. Положение тела водителя при «левой» коррекции ведущих колес

Рис. 13. Положение ведущих колес при «левой» коррекции

Рис. 14. Поворот рулевого колеса вправо для коррекции положения ведущих колес без отрыва кистей рук

Рис. 15. Положение тела водителя при «правой» коррекции ведущих колес

Рис. 16. Положение ведущих колес при «правой» коррекции

Если обратить внимание на положение тела водителя при манипуляциях рулевым колесом без отрыва кистей рук, то видно, что базовая посадка за рулем – это не просто удобство водителя, а необходимая составляющая успешного маневрирования. При слишком близком расположении к рулевому колесу водитель не сможет повернуть руль на 90° – ему помешает его собственное тело, а при слишком далеком расположении он попросту не сможет дотянуться до рулевого колеса, чтобы совершить подобные манипуляции.

Неопытные водители пытаются применить работу рулевым колесом без отрыва кистей рук и в случае поворота на 90°, то есть рулевое колесо быстро поворачивается небольшим смещением ладоней по ободу (подобную манеру работы с рулевым колесом называют «доить руль»). Но данный прием при подобных поворотах является неоптимальным и может привести к негативным последствиям, например к потере управления автомобилем (при многочисленных мелких движениях высока вероятность упустить руль). И уж точно таким образом невозможно совершить поворот быстро, а именно скорость выполнения маневра является необходимой составляющей всех приемов контраварийного вождения. В данном случае скорость маневрирования снижается за счет того, что каждое небольшое перемещение ладоней вдоль обода рулевого колеса занимает время. Кроме того, при «доении» рулевого колеса быстро устают кисти рук, что снижает реакцию водителя и может быть опасным при возникновении экстремальной ситуации.

Оптимальным при таких поворотах (около 90°) является руление перехватом.

Руление перехватом

Руление перехватом многие водители осваивают так же инстинктивно, как и руление без отрыва кистей рук, просто потому, что оно представляется удобным при определенных поворотах (например, при характерных для городских условий поворотах на 90°). Попытки «доения» руля, осуществление манипуляций с рулевым колесом без отрыва кистей рук при таких поворотах – это фактически противоречие водительскому инстинкту, водитель буквально заставляет себя именно таким образом манипулировать рулевым колесом, считая данный прием единственно правильным (в основном правильность мотивируется тем, что при рулении без отрыва кистей рук руль контролируется в каждый момент манипуляции обеими руками). Однако иногда стоит прислушаться и к инстинктам, которые сигналят о том, что руление перехватом является достаточно удобным и комфортным для водителя при повороте на 90°. Автомобиль таким образом проходит по оптимальной траектории, а тело водителя не испытывает дополнительных нагрузок и напряжения, которые могут привести к преждевременной усталости.

Рассмотрим подробно, как осуществляется манипуляция рулевым колесом с помощью перехвата.

ПРИМЕЧАНИЕ

При повороте направо основная нагрузка приходится на левую руку, правая рука действует как вспомогательная. При повороте налево основная нагрузка приходится на правую руку, а вспомогательной является левая рука.

Манипуляции рулевым колесом начинаются из базовой позиции (см. рис. 9). При осуществлении поворота налево обе руки начинают поворачивать руль в левую сторону до тех пор, пока левая рука практически не потеряет контакта с рулевым колесом. Обратите внимание на рис. 17 – левая рука контролирует рулевое колесо фактически двумя пальцами, она повернута ладонью вверх, двигаться левой руке больше некуда.

Рис. 17. Положение рук при повороте налево

В этот момент и осуществляется сам перехват – правая рука продолжает движение руля, а левая поворачивается ладонью вниз (рис. 18), убирается с рулевого колеса и перехватывает его справа (рис. 19) таким образом, чтобы обеспечивался наибольший угол поворота руля левой рукой.

Рис. 18. Левая рука повернута ладонью вниз для осуществления перехвата

Рис. 19. Перехват руля левой рукой

Затем осуществляется очередной поворот руля обеими руками (рис. 20). После этого руки оказываются практически в базовой позиции на рулевом колесе (рис. 21), однако ведущие колеса автомобиля в этот момент расположены отнюдь не ровно, а повернуты влево. Но если угол поворота все еще недостаточен, из этой новой базовой позиции можно продолжить руление перехватом, повторяя манипуляции рулевым колесом до тех пор, пока не будет осуществлен поворот.

Рис. 20. Очередной поворот руля обеими руками при рулении перехватом

Рис. 21. После поворота руля руки оказались практически в базовой позиции

Аналогично осуществляется поворот направо при рулении перехватом (рис. 22–25).

Следует помнить, что руление перехватом предназначено не только для выполнения поворотов под углом 90°. Такие манипуляции с рулевым колесом приходится производить всякий раз, когда речь идет об объезде препятствия. Разумеется, если препятствие не является небольшим и несущественным, от которого можно уклониться с помощью руления без отрыва кистей рук. Например, камень на дороге можно объехать, манипулируя рулевым колесом без отрыва кистей рук, а вот увернуться от внезапно затормозившей перед капотом автомашины таким образом уже не получится, требуются более масштабные манипуляции, то есть руление перехватом.

Рис. 22. Положение рук при повороте направо

Рис. 23. Правая рука повернута ладонью вверх для осуществления перехвата

Рис. 24. Отпускание руля перед выполнением перехвата

Рис. 25. Перемещение правой руки в верхнюю часть рулевого колеса

Чтобы уверенно осуществлять такие манипуляции с рулевым колесом, рекомендуется тренировка на площадке.

Очень хорошим упражнением является «змейка» – приходится работать рулевым колесом, вращая его то в одну, то в другую сторону, и ловить момент начала маневра (если начинать маневрирование раньше, то возможен занос или даже переворот автомобиля, если позже – неизбежен наезд на препятствие). Таким образом вырабатывается требуемый автоматизм реакции.

И уже в реальных дорожных условиях тот самый нужный момент, когда необходимо начинать вращение рулевого колеса, а также угол поворота ведущих колес выбираются автоматически, с максимально возможной скоростью. Водитель не размышляет – повернуть руль в данную секунду или проехать еще метр, его тело само уже знает последовательность действий и момент их начала и начинает действовать в соответствии с заложенной в результате тренировок «программой».

ПРИМЕЧАНИЕ

В последнее время в моду вошли тренажеры для обучения манипуляциям с рулевым колесом: курсант уютно устраивается в классе и увлеченно «крутит баранку». С одной стороны, такие тренажеры несомненно полезны, но необходимо помнить, что они не позволяют добиваться необходимой автоматической реакции в реальных дорожных условиях. Они всего лишь обучают манипуляциям с рулевым колесом, но не «устанавливают программу» на своевременность каких-либо действий и т. д. Поэтому обучения на таких тренажерах однозначно недостаточно, и необходимы тренировки на площадке (рис. 26), с настоящими препятствиями (рис. 27).

В противном случае при возникновении экстремальной дорожной ситуации будут срабатывать отнюдь не навыки контраварийного вождения (их попросту не будет, они не вырабатываются на тренажерах в классе), а изначальная человеческая реакция – страх, паника и т. д. И следствием этого будут несвоевременные и неверные манипуляции с рулевым колесом и другими органами управления автомобилем.

Рис. 26. Тренировки на площадке для обучения навыкам контраварийного вождения

Рис. 27. Площадка с настоящими препятствиями 

Работа с рулевым колесом

Техника работы с рулевым колесом намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. На этой страничке я ознакомлю Вас с тем, на что в процессе обучения следует обратить внимание в первую очередь!

ВНИМАНИЕ  Не рекомендуется поворачивать руль, когда автомобиль находится в неподвижном состоянии с выключенным двигателем. Во-первых, это приводит к преждевременному износу шин, во-вторых, при выключенном двигателе не работает гидравлический усилитель, поэтому вы можете повредить рулевой механизм.

Каждый водитель должен уметь поворачивать рулевое колесо, не снимая с него рук, это умение особенно пригодится, когда вождение автомобиля происходит по скользкой дороге.

Держать руль следует не сильно, но в то же время достаточно крепко: когда автомобиль движется, даже небольшое усилие может резко изменить траекторию его движения. Если учесть состояние современных российских дорог, то данное правило приобретает особую актуальность. По этой же причине категорически запрещается убирать с рулевого колеса обе руки во время движения автомобиля, потому что вовремя «поймать» его в случае необходимости вы, возможно, не успеете.

Каждый водитель должен четко представлять себе, куда именно в данный момент направлены управляемые колеса его автомобиля (то есть иметь так называемую «обратную связь» с автомобилем). Следует использовать специальную технику руления, приведенную ниже, чтобы не потерять обратную связь при повороте на большие углы (когда водитель вынужден перехватывать рулевое колесо руками).

  1.        Одна рука, которая контролирует положение руля, должна оставаться на месте. При выполнении левого поворота это будет правая рука, а при выполнении правого поворота — левая. Следовательно, если вы выполняете поворот налево, то перехватывать рулевое колесо будет левая рука, а при правом повороте — правая. Контролирующая рука будет постоянно находиться на своем месте и на нем же останется при возврате рулевого колеса в исходное положение. Вы можете сменить контролирующую руку в тот момент, когда руль при повороте проходит свое нейтральное положение.
  2.        Поворачивать рулевое колесо необходимо двумя руками, по возможности не перехватывая его, на максимально больший угол. Только при невозможности дальнейшего поворота перехватывайте руль. Многие новички допускают одну и ту же распространенную ошибку: поворачивая рулевое колесо, они постоянно перехватывают его через очень короткие расстояния. Такое «мельтешение» совершенно ни к чему, более того — оно чревато потерей контроля над транспортным средством.

Допустим, вам необходимо повернуть налево под большим углом (такое бывает, например, при проезде Y-образных перекрестков). В данном случае правая рука контролирующая, а перехватывать рулевое колесо нужно левой. Сразу после того, как левая рука охватит руль, нужно раскрыть пальцы правой руки и упереться ладонью в обод рулевого колеса, что позволит провернуть ее относительно точки соприкосновения и опять охватить руль. В результате руки на ободе рулевого колеса примут исходное положение. Если необходимо произвести еще один оборот, все перечисленные действия следует повторить.

  1.        При возврате рулевого колеса в нейтральное положение контролирующая рука должна оставаться на своем месте. Для того чтобы провернуть ладонь относительно руля, разожмите пальцы и слегка упритесь ладонью в обод. При скрещивании рук левая возвращается на свое место, а затем рулевое колесо двумя руками возвращается в нейтральное положение.
  2.        Бывает так, что сразу после этого необходимо повернуть руль в правую сторону (данный прием используется для выхода из заноса). В данном случае нужно быстро выполнить смену ведущей руки — это позволит вам всегда иметь обратную связь с автомобилем. Руки действовать в данной ситуации должны симметрично тому, как они действуют при выполнении левого поворота.

В зависимости от текущей дорожной ситуации, и особенно от того, насколько быстро она меняется, техника руления может осуществляться одним из двух способов: силовым или скоростным.

Сущность силового способа управления рулевым колесом заключается в том, что вы работаете либо одновременно двумя руками без перехвата, либо каждой рукой по очереди, но с перехватами. При повороте руля старайтесь не допускать скрещивания рук, поскольку можно потерять контроль над машиной и спровоцировать возникновение аварийной ситуации. Рулевое колесо нужно пропускать сквозь пальцы, а положение рук изменяется в зависимости от угла поворота.

Далее рассмотрен пример выполнения правого поворота при использовании силового способа управления рулем.

  1.        Придайте рукам исходное положение на рулевом колесе. Затем скользящим движением переместите правую руку вверх по рулю таким образом, чтобы она не заходила на воображаемом часовом циферблате за цифру 12. После этого поверните рулевое колесо по направлению часовой стрелки правой рукой, левая рука в данной ситуации должна скользить вниз по ободу руля в направлении, противоположном направлению его вращения.
  2.        Затем крепко возьмите руль в нижней его части левой рукой и продолжите поворот в том же направлении настолько, насколько это необходимо, причем одновременно правая рука скользящим движением должна перемещаться по ободу рулевого колеса вверх.
  3.        Выровнять траекторию движения автомобиля после совершения правого поворота можно, пропустив руль в обратном направлении сквозь пальцы, при этом следите внимательно за тем, чтобы он самопроизвольно не вращался.

Как правило, силовой способ работы с рулевым колесом используется при движении по неровным и грунтовым дорогам, по колее, на ухабистых дорогах и т. п. Характерной особенностью силового способа является то, что в данном случае водитель транспортного средства всегда четко представляет себе, на какой угол и в каком направлении повернуты управляемые колеса его автомобиля.

Скоростной способ работы позволяет поворачивать руль в нужном направлении примерно в 3–5 раз быстрее, чем при использовании силового способа (в немалой степени это зависит от индивидуальных качеств водителя). Скоростной способ позволяет оперировать как одной, так и двумя руками, а также сочетать использование рук. Скоростной способ при повороте руля на угол более 180° позволяет применять перекрестный перехват рук.

ВНИМАНИЕ  В отличие от силового способа, скоростной способ работы с рулевым колесом не дает водителю возможности четко представлять себе направление управляемых колес автомобиля. Это существенный недостаток: обратная связь является одним из важнейших условий, позволяющих своевременно вывести транспортное средство из поворота и стабилизировать его при попадании в занос.

Если вы хотите повернуть направо, используя скоростной способ и работая при этом одной рукой, то из начального положения выполните переход от захвата рулевого колеса к рулению тыльной стороной кисти. На первый взгляд это может показаться сложным, но достаточно всего нескольких тренировок — и вы освоите этот прием. В нижней части руля осуществляется руление тыльной стороной кисти и последовательным переходом:

  1.   к рулению открытым хватом через ребро ладони;
  2.   затем к рулению открытым хватом с переходом к рулению закрытым хватом;
  3.   наконец, к рулению закрытым хватом.

Из начального положения поверните рулевое колесо направо до того момента, когда нужно будет выполнить скоростной перехват правой рукой, чтобы выполнить правый поворот, используя скоростной способ руления с перекрестным перехватом. Затем продолжайте поворот руля левой рукой, одновременно выполняя перехват правой руки (момент начала перекрестного перехвата). После того, как вы выполните перехват правой рукой, осуществляется дальнейший поворот рулевого колеса до момента перехвата обода руля левой рукой. Затем выполняется поворот рулевого колеса правой рукой со скоростным перехватом левой рукой, а по окончании перехвата производится поворот руля левой рукой с последующим перехватом правой рукой (завершение перекрестного перехвата).

Выбирая подходящий способ работы с рулевым колесом, не забывайте, что угловая скорость поворота руля должна быть сопоставима с выбранной траекторией движения, а также со скоростью транспортного средства. Например, если в процессе движения неожиданно возникла необходимость выполнить тот или иной маневр (объехать препятствие, выбоину на дороге и т. п.), настоятельно рекомендуется применять только скоростной способ (особенно если скорость движения вашего автомобиля не превышает 50–60 км/ч). Стандартный хват рулевого колеса разрешается изменять, когда вы полностью контролируете ситуацию и можете точно спрогнозировать свои действия при прохождении поворота, адекватно оценив его крутизну и допустимую скорость движения.

Определив заранее угол, на который вам предстоит повернуть руль, выполняйте предварительный хват с таким расчетом, чтобы при прохождении поворота, когда нужно будет соблюдать особую точность руления, у вас обязательно действовали обе руки. Например, готовясь к левому повороту, вы можете из начального положения выполнить предварительный захват до начала поворота руля. Затем при повороте в левую сторону левая рука должна поворачивать рулевое колесо, а правая — скользить по нему.

Чем выше уровень профессионализма водителя, тем реже он использует в управлении автомобилем скоростной способ работы с рулевым колесом. То же самое и наоборот: чем ниже мастерство — тем чаще человек вынужден пользоваться скоростным способом. Поэтому обязательно в процессе обучения уделите должное внимание тренировке техники руления.

Очень часто встречается такое явление: водитель после выполнения маневра (разворота, прохождения поворота и т. п.) отпускает руль в «свободное плавание» и ждет, когда он самостоятельно вернется в исходное положение. Учтите, что с точки зрения безопасности дорожного движения так поступать нельзя. Дело в том, что при разбалансированном стабилизирующем моменте (причиной этого могут быть неотрегулированные развал и схождение колес, незначительные неполадки в рулевом механизме и др.) руль может не вернуться в начальное положение, а остановиться раньше времени, и тогда избежать неприятностей будет очень трудно (для исправления ситуации будет критично мало времени). Если же вы не можете обойтись без такого приема, хотя бы придерживайте рулевое колесо скользящим хватом, чтобы в любой момент у вас была возможность своевременно отреагировать соответствующим образом на его нештатное поведение.

Еще одна плохая привычка, присущая многим водителям — работа с рулевым колесом одной рукой, в то время как другая лежит, например, на рычаге переключения передач.

ВНИМАНИЕ  Снимать руку с рулевого колеса разрешается только для выполнения каких-то других действий, связанных с управлением автомобилем: переключения света фар, работы с рычагом переключения передач и т. п. Учтите: если вам приходится держать руль одной рукой, то необходимо увеличивать силу хвата.

Опытный водитель, обладающий высоким уровнем профессионализма, ни на секунду не теряет контакта с рулевым колесом в любой дорожной ситуации.

Как правильно работать рулевым колесом во время выполнения поворота

работать рулевым колесом во время выполнения поворотаПри всей кажущейся простоте, работа рулем во время выполнения поворота состоит из нескольких техник, каждая из которых нуждается в подробном рассмотрении.

Руление без отрыва кистей рук

Пожалуй, самая простая техника руления, использующаяся для выполнения плавного и простого поворота. В исходном положении во время прямолинейного движения обе руки находятся на рулевом колесе (1).

Если разбить рулевое колесо на условные секторы по аналогии с часовым циферблатом, левая рука должна держать руль в районе цифры 10, правая – в области «двойки».

руление без отрыва кистей рукДля изменения направления движения автомобиля поверните рулевое колесо в левую (2) или правую (3) сторону на угол, величина которого составляет не более 900.

Руки не должны ослаблять хват рулевого колеса или скользить по его ободу. После завершения поворота верните руль в исходное положение.

Силовое руление

В случае более крутого поворота или при разворачивании машины, когда руль необходимо повернуть на угол свыше 900, применяется техника силового руления.

Суть этого способа управления рулем состоит в том, что работа руками выполняется поочередно каждой рукой с использованием перехватов. Рассмотрим более детально технику силового руления на примере выполнения поворота налево.

силовое рулениеИз исходного положения (1), ослабив хват руля, переместите левую руку по его ободу в верхнюю часть рулевого колеса, правую руку при этом оставьте в прежнем положении (2).

Крепко обхватив левой рукой обод, выполняйте ею поворот руля влево до тех пор, пока рука не окажется в левой нижней части руля, а правая, ослабив хват, скользит по ободу вниз.

Заняв положение (3) и плотно обхватив обод правой рукой, выполняйте поворот руля влево до тех пор, пока правая рука не окажется в правой верхней части руля, левую в это время свободно переместите вверх.

В результате обе руки окажутся в верхней части рулевого колеса (4) друг напротив друга.

В случае необходимости продолжить поворот из этого положения, повторите вышеописанную последовательность действий.

Если же поворот выполнен, руль выровняйте, пропуская его сквозь пальцы и не теряя при этом контроль за рулевым колесом.

Техника скоростного руления

Как и силовая, эта техника используется в случае выполнения крутых поворотов. Как следует из названия, она позволяет выполнить поворот существенно быстрее, чем при использовании силового руления.

техника скоростного руленияИз исходного положения (1) выполните поворот рулевого колеса примерно на 900 влево, крепко обхватывая при этом обоими руками обод руля (2).

Продолжая вращение правой рукой руля влево, разожмите пальцы левой руки и, перемещая ее поверх правой руки, выполните хват рулевого обода в его правой верхней части (3). Руки при этом окажутся в положении «крест-накрест».

Плотно обхватив обод левой рукой, продолжайте выворачивать руль влево (4), сняв с руля правую руку (5).

После того, как руль будет вывернут до положения, при котором левая рука окажется в его левой нижней части, правой рукой выполните хват в правой верхней части обода рулевого колеса (6). В случае необходимости последовательность действий повторите.

Отдавайте себе отчет в том, что хотя силовой способ руления медленнее, он дает возможность водителю в каждый момент времени четко знать, куда направлены передние колеса его машины. В случае же скоростного руления обратная связь водителя с автомобилем отсутствует, что чревато многими неприятностями.

Чтобы руль не скользил в руках, позаботьтесь об оснащении рулевого колеса чехлом или оплеткой.

Удачи вам! Ни гвоздя, ни жезла!


Методы руления

При движении по прямой водитель удерживает руль двумя руками. Руки располагаются на руле симметрично. Для рулей стандартного диаметра удобно положение рук на отметках 10 и 2 в соответствии с циферблатом часов. Для рулей малого диаметра можно использовать положение 9 и 3. Хват закрытый, т.е. большие пальцы рук огибают обод изнутри – такой хват самый надежный.

Способы управления автомобилем

Существуют два основных способа руления – простой (силовой) и скоростной. Простой требуется в 90% случаев – при движении в поворотах и при других медленных маневрах – т.е. всегда, когда рулевое колесо поворачивается небыстро или на небольшие углы. Скоростной – при интенсивном маневрировании, разворотах, парковках и заносах – тогда, когда руль поворачивается быстро и на большие углы.

Для того, чтобы потренироваться в рулении, вам будет удобнее приподнять передние колеса вашего автомобиля над землей (на домкратах) и поработать, стоя на месте, без чрезмерных усилий на руле.

Простой способ

Как и в любом деле, главное – тренировка с профессионаламиЭто такой способ вращения руля, который позволяет каждой руке оставаться на своем боковом секторе рулевого колеса и не отрываться от него ни на секунду. Разберем по шагам поворот руля вправо из исходного положения рук на руле.

Правая рука поворачивает руль вправо, в это время левая приотпускает обод и скользит по нему вниз. Т.е. руки совершают симметричное движение вниз, только одна из них (правая) вращает руль, а другая (левая) скользит по нему. Дойдя до нижних крайних точек (8 и 4 по циферблату часов), левая рука принимает эстафету и продолжает поворачивать руль вправо, а правая рука поднимается по ободу вверх – снова симметричное движение рук. Руки плотно проскальзывают по ободу, не теряя контакт с ним.

Это очень важное условие – несмотря на то, что рука скользит по ободу рулевого колеса, это совершенно не означает, что она выбыла из игры. В скольжении рука продолжает контролировать усилие на руле, и в любой момент готова предпринимать необходимые действия. При этом не имеет смысла доводить руки до верхних и нижних точек рулевого колеса – такие положения являются физиологически неудобными для мышц рук, и здесь вы не сможете развить хорошего усилия. Оставляя руки на боковых секторах, вы сможете развивать столь мощное усилие, что будет возможность поворачивать руль в самых сложных условиях.

Старайтесь всегда сохранять руки на своих боковых сторонах

Такое умение является принципиальным фактором, который позволит вам вести автомобиль надежно и чувствовать то, что с ним происходит.

В принципе, в обычной ситуации рукам практически не составляет труда удерживать руль, когда они заходят на противоположные сектора рулевого колеса. Особенно это легко делать, если у вас под руками гидроусилитель руля. Тем не менее, в данной ситуации вы дошли почти до предела возможного движения рук и практически потеряли возможность полноценно поворачивать руль в одну из сторон. Согласитесь, такую позицию никак нельзя считать полноценным контролем над автомобилем. И самое главное – такие положения рук являются физиологически неудобными для наших мышц. Руки без труда будут удерживать руль, но вот выполнять дозированную ювелирную работу они уже не способны.

Не допускайте распространенных ошибокОни способны лишь механически грубо поворачивать руль, удерживать его и также грубо возвращать обратно. Такая грубость вызовет рывки в поведении автомобиля на сухой дороге и заносы на скользкой. Вы будете неспособны почувствовать, что происходит с передними колесами, ощутить начало их скольжения и тонко дозировать усилие для того, чтобы удержаться на грани сцепления колес с дорогой. Когда ваши руки остаются в наиболее удобных для себя позициях – а это на соответствующих боковых секторах – тогда вы способны работать не шаблонно, механически, а точно и вдумчиво.

Скоростной способ

Навык скоростного способа руления вам понадобится при интенсивных маневрах, на разворотах и при стабилизации автомобиля из заноса. Для начала вращайте руль только одной рукой – левой вправо и правой влево. Для того, чтобы руль вращался непрерывно, вам необходимо перекатывать руку в нижней части рулевого колеса без отрыва от него.

Вращение руля будет наиболее быстрым и безударным, если вы используете перекат через тыльную сторону ладони. Такой перекат, в отличие от переката через ладонь, является самым быстрым, соответственно, вы сможете больше времени удерживать рулевое колесо плотным закрытым хватом. Теперь вы можете подключать вторую руку.

Вторая рука подхватывает рулевой обод в тот момент, когда вы начинаете перекат первой рукой и помогает вращать руль на 180 град. После этого вторая рука отпускает рулевое колесо и переходит на исходную позицию для следующего подхвата. В результате получается, что одна рука сохраняет контакт с рулевым колесом непрерывно, а вторая помогает на 180 град. При вращении руля в другую сторону, руки меняются ролями. Для поддержания постоянного усилия на руле, желательно, чтобы руки были все время примерно на противоположных сторонах рулевого колеса. В случае, если руки будут расположены близко друг к другу, наступает момент, когда одна рука уже потеряла эстафету, а вторая еще не подхватила ее. Возврат руки для нового подхвата осуществляется по кратчайшему расстоянию.

Скоростное вращение для закрепления техникиПосле ознакомления с техникой руления имеет смысл засечь время вращения 10-ти циклов. Цикл – это вращение руля от упора до противоположного упора и возврат в исходный упор.

Таким образом, вы вращаете руль от упора до упора, а ваш друг громко вслух считает циклы и засекает время секундомером. Такая тренировка позволяет:

  • во-первых, закрепить технику руления – при быстром рулении водитель точно не может концентрироваться на руках и вырабатывается механический автоматизм действий;
  • во-вторых, следует по возможности стремиться достичь приемлемой скорости руления, т.к. без этого на скользкой дороге водителю делать нечего. Если время руления 10-ти циклов приблизится к 30-ти секундам, вы сможете чувствовать себя комфортно в любых ситуациях.

Также важно уметь быстро переключаться с режима на режим. Иногда водители после удачной стабилизации автомобиля из заноса делают по инерции еще несколько быстрых движений рулем, что может вызвать раскачку автомобиля и новый занос.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о