Регулятор давления тормозов ваз 2108 – Обслуживание, устройство и ремонт автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Снятие регулятора давления задних тормозов- Лада Самара/Спутник

Тормозная система 2108 — Энциклопедия журнала «За рулем»


Тормозная система

Схема гидропривода тормозов


1 – главный цилиндр гидропривода тормозов;
2 – трубопровод контура «правый передний – левый задний тормоз»;
3 – гибкий шланг переднего тормоза;
4 – бачок главного цилиндра;
5 – вакуумный усилитель;
6 – трубопровод контура «левый передний – правый задний тормоз»;
7 – тормозной механизм заднего колеса;
8 – упругий рычаг привода регулятора давления;
9 – гибкий шланг заднего тормоза;
10 – регулятор давления;
11 – рычаг привода регулятора давления;
12 – педаль тормоза;
13 – тормозной механизм переднего колеса.


Описание конструкции

Рабочая тормозная система — гидравлическая, двухконтурная (с диагональным разделением контуров), с регулятором давления 10, вакуумным усилителем 5 и индикатором недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.

Тормозные механизмы передних колес 13 — дисковые, с однопоршневой плавающей скобой. В настоящее время выпускаются тормозные колодки с механическим (акустическим) или электрическим индикатором износа. На заводе автомобили комплектуются колодками без индикатора износа или с электрическим индикатором (если на автомобиле установлен блок контроля).

Тормозные механизмы задних колес 7 — барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.

Главный тормозной цилиндр 1 крепится к корпусу вакуумного усилителя 5 на двух шпильках. В отверстия в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставлен полупрозрачный полиэтиленовый тормозной бачок 4 с датчиком недостаточного уровня жидкости. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В нижней части цилиндра ввернуты два винта, ограничивающие перемещение поршней. Винты уплотнены медными прокладками. В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины и уплотненная медной прокладкой. Поршни в главном цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие левый передний и правый задний тормозные механизмы, а тот, что ближе к заглушке, — правый передний и левый задний. Уплотнительные резиновые кольца высокого давления (манжеты) главного тормозного цилиндра и задних колесных цилиндров взаимозаменяемы (номинальный диаметр 20,64 мм). Уплотнительное кольцо низкого давления — с проточкой, установлено на поршне, контактирующем со штоком вакуумного усилителя.

Вакуумный усилитель 5 расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром 1 и крепится к кронштейну, который, в свою очередь, закреплен на переднем щите кузова на четырех вварных шпильках. Усилитель — неразборной конструкции, при выходе из строя его заменяют. Простейшая проверка исправности усилителя: на автомобиле с заглушенным двигателем несколько раз нажимаем педаль тормоза и, удерживая ее нажатой, запускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед. Отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны негерметичностью шланга подвода разрежения от впускного коллектора.

Педаль тормоза — подвесного типа, закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается в двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной. Над педалью расположен выключатель стоп-сигнала; его контакты замыкаются при нажатии педали. Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе должен составлять 3–5 мм, он регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала при ослабленных контргайках.

Регулятор давления установлен под полом и крепится двумя болтами к кронштейну в левой задней части кузова. Передний болт также крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления. За счет овальности отверстий для его крепления кронштейн вместе с рычагом можно перемещать относительно регулятора давления, изменяя усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора (см. Проверка и регулировка привода регулятора давления задних тормозов). С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень. При нажатии педали тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси и препятствуя опережающей блокировке задних колес по отношению к передним. При увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и, наоборот, с уменьшением нагрузки давление падает. В корпусе регулятора имеется отверстие, закрытое заглушкой. Подтекание тормозной жидкости из этого отверстия говорит о негерметичности уплотнительных колец регулятора.

Плавающая скоба переднего тормоза состоит из суппорта и колесного цилиндра, которые стянуты между собой двумя винтами. Цилиндр крепится двумя болтами к пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка. Между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые защитные чехлы. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки. В цилиндре установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения. За счет упругости этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между тормозными колодками и диском.

Тормозные диски — чугунные. Минимальная толщина диска при износе 10,8 мм, максимально допустимое биение (на наибольшем радиусе) — 0,15 мм.

Задние колесные тормозные цилиндры снабжены устройством для автоматического поддержания зазора между колодками и барабаном. Его основной элемент — стальное пружинное разрезное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1,25–1,65 мм. Упорные кольца (по 2 на цилиндр) вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок поршни сдвигают упорные кольца на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндра из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии (наличие воды в тормозной жидкости) кольца могут «закиснуть» в цилиндре, и один поршень (или даже оба) потеряют подвижность. В этом случае цилиндры необходимо одновременно заменить (желательно при этом заменить и тормозную жидкость).

При износе задних тормозных барабанов (овальность, биение, задиры) допускается их расточка. При этом внутренний диаметр после расточки не должен превышать 201,5 мм.

Привод стояночной тормозной системы — механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя, двух тросов, рычага привода колодок и распорной планки. Ход рычага после регулировки должен составлять 4–5 зубцов сектора, в эксплуатации — не более 8.

Регулировка привода регулятора давления тормозов ваз 2108

Регулировка привода регулятора давления тормозов на автомобиле ваз 2108 выполняется периодически в процессе эксплуатации или после замены вышедшего из строя регулятора. Не правильно отрегулированный регулятор может спровоцировать появление заноса задней части автомобиля при торможение и как следствие снижение общей эффективности работы тормозной системы.

Работы по регулировке выполняем на смотровой яме или эстакаде. Порядок работ выглядит следующим образом:

  • Загоните автомобиль на яму и продавите заднюю подвеску, чтобы она стала в среднее положение. Для продавки, просто несколько раз надавите на багажное отделение со всего своего веса.
  • В смотровой яме отверните один болт крепления регулятора к его кронштейну. Отворачивайте передний болт.
  • Возьмите кусочек алюминиевой проволки толщиной 2-2.1мм, которая будет использоваться как регулировочный щуп.
  • Установите зазор между рычагом регулятора и пружиной рычага. Для выставления зазора необходимо регулировать положение кронштейна. Как только зазор будет выставлен, затяните болт крепления регулятора к кронштейну.

На этом процесс регулировки регулятора давления тормозов ваз 2108 завершен. Правильно отрегулированный регулятор обеспечит равномерное торможение автомобиля без заноса задней его части. Так же при правильной регулировке передняя пара колес должна срабатывать немного раньше, чем задняя. Данный эффект можно наблюдать вне автомобиля, поэтому попросите помощника оценить качество торможения.

Проверку рекомендуется проводить на скорости не превышающей 40км/ч. на дороге с твердым покрытием без гравия. Если первыми блокируется задние колеса, то зазор необходимо увеличить и наоборот сделайте зазор меньше если задние колеса блокируются намного позже передних. После проведения дополнительной подрегулировки, еще раз проверьте качество работы тормозной системы. На этом ремонтные работы завершены.

схема, ремонт, установка здт, вакуумного усилителя, прокачка

Автомобиль ВАЗ 2108 — это первенец переднеприводного «восьмерочного» семейства машин из Тольятти. Это дебютная модель, не имевшая итальянского прототипа, полностью разработанная отечественными конструкторами. В семейство, кроме трехдверного хэтчбека ВАЗ 2108, входили пятидверный хэтчбек ВАЗ 2109 и седан ВАЗ 21099. Их тормоза устроены совершенно одинаково.


Вернуться к оглавлению

Схема тормозной системы ВАЗ 2108 и её особенности

На ВАЗ 2108 — две системы тормозов:

  • рабочая;
  • стояночная.

Рабочая обеспечивает замедление и остановку автомобиля при движении, а стояночная фиксирует ВАЗ 2108 на стоянке. В качестве рабочей на ВАЗ 2108 применяется двухконтурная система тормозов. Один контур обеспечивает торможение левого переднего и правого заднего колеса. Другой останавливает правое переднее и левое заднее колесо. Это обеспечивает повышенную курсовую устойчивость ВАЗ 2108 даже при отказе одного из контуров. Ни одна из сторон автомобиля не остаётся без тормозящего колеса. Это очень важный фактор обеспечения безопасной эксплуатации ВАЗ 2108.

Тормозная система ВАЗ 2108 демонстрирует высокую преемственность в отношении тормозов заднеприводных моделей. Они хорошо зарекомендовали себя при эксплуатации в российских условиях. Была признана оправданной замена дисковых задних тормозов итальянского прототипа Fiat 124 на барабанные, более приспособленные к отечественным условиям. В отличие от первого поколения заднеприводных моделей, тормоза ВАЗ 2108 имеют вакуумный усилитель и регулятор давления в цилиндрах задних колёс.

Работают тормоза ВАЗ 2108 так:

  1. Чтобы остановить автомобиль, водитель нажимает правой ногой на педаль.
  2. Рычажная система передаёт воздействие на вакуумный усилитель.
  3. Тот, используя соединение с разреженным воздухом в картере двигателя, передаёт усилие на главный тормозной цилиндр.
  4. В свою очередь, этот агрегат распределяет давление между двумя диагональными гидроконтурами системы.

В каждом из диагональных контуров по трубопроводам давление передаётся на передний дисковый и задний барабанный тормоз. Давление на задние тормоза передаётся через двухконтурный регулятор давления, обеспечивающий рост тормозного усилия при повышении нагрузки на заднюю ось.

Стояночный тормоз ВАЗ 2108 имеет тросовый привод и связан с тормозами задних колёс. В действие она приводится при помощи рычага с фиксирующей трещоткой, расположенного под правой рукой водителя, рядом с его сиденьем.


Вернуться к оглавлению

Основные неисправности и варианты ремонта тормозов

Самая лучшая починка — это профилактика. При эксплуатации ВАЗ 2108 необходимо строго соблюдать регламентные сроки обслуживания тормозной системы. Это касается фрикционных накладок передних дисковых и задних барабанных тормозов. Полный износ фрикционных накладок угрожает неожиданным отказом тормозов в экстремальной ситуации. Периодически проверяйте состояние накладок, контролируйте уровень их износа, заменяйте при необходимости.

Тщательно следите за тормозами ВАЗ 2108 с точки зрения утечки жидкости сквозь изношенные прокладки и сальники. Сверхнормативный износ герметизирующих элементов чреват риском недостаточного усилия в тормозных цилиндрах, провалом педали при движении ВАЗ 2108, увеличением тормозного пути. Всё это создаёт очень серьёзные риски. Тормоза — одна из критически важных систем обеспечения безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.


Вернуться к оглавлению

Замена тормозных трубок

Трубопроводы тормозов ВАЗ 2108 включают в себя элементы двух типов:

  • резиновые армированные шланги;
  • стальные трубки.

И те, и другие не подлежат ремонту. При выходе из строя их меняют. Если трубопровод потёк на ходу, его можно временно заизолировать несколькими слоями изоленты, но только для того, чтобы доехать до сервиса и поменять повреждённый элемент. Остерегайтесь покупать шланги у ненадёжных продавцов, на рынке очень много грубых подделок. Старайтесь приобретать запасные элементы в фирменных магазинах и автосервисах.

Некоторые владельцы ВАЗ 2108 меняют подверженные коррозии стальные трубки на более надёжные медные. Отрезают медную трубку подходящей длины, развальцовывают торцы и устанавливают на место штатных. Коррозионная стойкость такого трубопровода существенно повышается, но оправданность затрат остаётся спорной.


Вернуться к оглавлению

Замена тормозных дисков

При торможении ВАЗ 2108 происходит трение фрикционных накладок о тормозной диск переднего колеса. Температура в пятне контакта может достигать 800 градусов Цельсия. При этом интенсивно изнашиваются не только накладки, но и сам диск. Время от времени его приходится менять.

Минимальное нормативное значение толщины тормозного диска ВАЗ 2108 составляет 10,8 мм. Замер производится при помощи штангенциркуля при снятом колесе. Замерять толщину диска следует в трёх — четырёх местах, проворачивая ступицу вокруг своей оси. Минимальное значение толщины должно превышать нормативное значение. Если диск ВАЗ 2108 тоньше, чем должен быть, замените его.

Порядок выполнения работ следующий.

  1. Открутите два винта крепления тормозного суппорта к поворотному кулаку.
  2. Не отсоединяя шланг, зафиксируйте суппорт, подвесив его при помощи подходящего куска проволоки к пружине амортизаторной стойки.
  3. Сбрызните жидкостью WD-40 штифты крепления тормозного диска к ступице.
  4. Дайте постоять 15 минут и отверните штифты.
  5. Осторожно поколачивая диск киянкой изнутри наружу, демонтируйте его.

Новый диск устанавливается на ВАЗ 2108 в порядке, строго обратном описанному.


Вернуться к оглавлению

Замена регулятора давления

О поломке регулятора давления задних тормозов ВАЗ 2108 ярче всего свидетельствует склонность машины к заносу при торможении на прямой ровной сухой дороге. При поломке регулятора рекомендуется заменить его в сборе. Ремонт этого агрегата в условиях частного гаража крайне затруднён, а тормоза прямо влияют на безопасность. Если вы вынуждены ремонтировать тормоза своими руками, но не имеете надлежащего опыта и профессиональной подготовки, поменяйте регулятор целиком. Не разбирайте его во избежание неприятностей с тормозами.

Замена регулятора осуществляется на яме или на эстакаде. Порядок выполнения работ:

  1. Приподнимите отвёрткой скобу серьги рычага привода регулятора, выведите рычаг из отверстия и снимите скобу с рычага.
  2. Выверните штуцеры шлангов гидропривода из корпуса регулятора, снимите шланги.
  3. Заглушите штуцеры трубопроводов, чтобы жидкость не вытекала.
  4. Открутите два винта крепления регулятора к кронштейну.
  5. Снимите регулятор.

Новый регулятор смонтируйте в обратном порядке.


Вернуться к оглавлению

Установка задних дисковых тормозов

Со времён ВАЗ 2101 «копейка» передние тормоза Жигулей дисковые, а задние — барабанные. Решение об использовании такой комбинации объясняется особенностями отечественных дорог и бездорожья. Более привычные для нашего автолюбителя барабанные тормоза во второй половине шестидесятых, когда разрабатывались первые модели Жигулей, демонстрировали значительно большую ходимость, чем принятые в Европе дисковые. С тех пор технологии ушли далеко вперёд, и ресурс дисковых тормозов существенно вырос. А преимущества по эффективности торможения за ними осталось. Если вас не смущает перспектива чаще менять фрикционные накладки и тормозные диски, тюнинг тормозов ВАЗ 2108, состоящий в замене барабанов на диски, имеет свой смысл.

Если у вас есть надлежащий опыт и соответствующее оборудование, такую замену вы можете выполнить своими руками на собственный страх и риск. Имейте в виду, что техосмотр без взятки вам пройти не удастся. Такая модернизация не предусмотрена конструкцией ВАЗ 2108 и, соответственно, запрещена. Что нельзя, то нельзя — это вопрос безопасности, и не только вашей.

Если вы всё же решились на замену, имейте в виду, что диаметр дисков задних тормозов следует выбирать на 2–3 см меньше, чем диаметр передних. Если передние тормоза имеют диск диаметром 13 дюймов, то для задних надлежит использовать диск диаметром 12 дюймов. В противном случае ВАЗ 2108 приобретает склонность к заносу при торможении даже на сухой дороге с твёрдым покрытием. Особенно при мало нагруженной задней оси.

Не пытайтесь выточить тормозной диск самостоятельно. Даже если вы токарь-станочник, в частном гараже вы не найдёте профессионального оборудования неразрушающего контроля. Речь идёт о безопасности, лучше не рискуйте. В автомобильных магазинах можно купить готовые к установке комплекты дисков для ВАЗ 2108, включающие новый фланец и специальную проставку, для согласования размеров ступицы, диска из суппорта.

Демонтаж барабанного тормоза выполняется при снятом колесе.

Порядок действий Тонкости
Открутите гайку крепления троса привода стояночного тормоза, выверните болты крепления барабана. Если барабан прикипел и не снимается, обстучите его лёгкими ударами со всех сторон, и снимите.
Отсоедините две направляющие и одну стяжную пружины. Снимите колодки и корпус старого тормоза, затем шланг и заглушите его. Демонтируйте тормозной цилиндр. Снимите ступицу и фланец рычага подвески. Фланец не следует использовать повторно. Если в наборе с дисковыми тормозами он не был поставлен, приобретите его отдельно.
Монтаж дисковых тормозов ВАЗ 2108 начните с того, что установите на фланец ступицу с диском. Для этого вам понадобятся болты на 5 мм длиннее прежних.

Установите тормозные колодки. Выньте заглушку, подсоедините шланг гидропривода. Зафиксируйте трос стояночного тормоза в соответствующем кронштейне.

После завершения монтажа тормозов на оба задних колеса прокачайте тормозную систему для удаления запущенного в неё при выполнении работ воздуха.


Вернуться к оглавлению

Целесообразность установки вакуумного усилителя тормозов

Вакуумный усилитель решительно повышает комфортность управления ВАЗ 2108. Он уменьшает усилие на педали, необходимое для остановки авто. Все современные автомобили оборудованы вакуумным усилителем. Отечественные и импортные. В наше время невозможно себе представить автомашину без вакуумного усилителя тормозов.

Усилитель агрегирован с главным тормозным цилиндром и крепится на щите, отделяющем моторный отсек от салона ВАЗ 2108. Он соединён с картером двигателя гибким шлангом для подачи разреженного воздуха, нужного для работы усилителя. О неисправности усилителя ярко свидетельствует заметный рост усилия на педали тормоза. Падает ускорение торможения.

Продолжать поездку при сломанном усилителе очень рискованно. Можно с осторожностью доехать до ближайшего автосервиса. Треснувший шланг можно замотать несколькими слоями изоленты. Если замена треснувшего шланга и обратного клапана не дали результата, агрегат подлежит замене.

Работы по снятию усилителя выполняются в таком порядке.

  1. Отсоедините минусовую клемму аккумулятора. Обесточьте электросистему.
  2. Отсоедините колодку проводов от крышки бачка гидросистемы расположенную на корпусе главного тормозного цилиндра.
  3. Со стороны салона извлеките пассатижами палец толкателя усилителя. Отсоедините толкатель.
  4. Отсоедините шланг, идущий к картеру двигателя.
  5. Открутите две гайки крепления главного тормозного цилиндра.
  6. Отведите цилиндр от корпуса усилителя. Оставьте его висящим на металлических трубках гидросистемы.
  7. Выкрутите четыре гайки крепления кронштейна усилителя к моторному щиту и аккуратно демонтируйте усилитель.
  8. Открутите две гайки фиксирующие усилитель на кронштейне. Разъедините кронштейн и усилитель.

Новый вакуумный усилитель ВАЗ 2108 смонтируйте в обратном порядке.


Вернуться к оглавлению

Последовательность прокачки тормозов

Удаление воздуха из гидросистемы тормозов автомобиля ВАЗ 2108 (так называемая прокачка) является необходимым завершающим этапом их ремонтных работ на гидросистеме тормозов. О наличие воздуха в системе гидропривода свидетельствует своеобразное поведение педали тормоза ВАЗ 2108. При первом нажатии педаль ведёт себя мягко, сопротивляется нажатию слабо, проваливается глубоко. При нескольких последовательных нажатиях она становится жёстче, её ход уменьшается. Такое поведение свидетельствует о необходимости прокачать гидросистему.

К работе привлеките помощника. Попросите его сесть на водительское место и по вашей команде последовательно нажимать педаль газа. Перед началом работ убедитесь, что количество жидкости в бачке гидросистемы находится на максимальной отметке. Если нет, долейте жидкость. Приготовьте прозрачную полуторалитровую бутылку до половины заполненную тормозной жидкостью и гибкий шланг длиной 70 см и диаметром, подходящим к штуцерам тормозных цилиндров автомобиля.

Последовательность ваших действий.

  1. Наденьте шланг на штуцер цилиндра левого заднего колеса. Опустите шланг в бутылку с тормозной жидкостью.
  2. Попросите помощника накачать систему: последовательно нажимать на тормоз до фиксации педали.
  3. Немного открутите штуцер. Потихоньку выпускайте тормозную жидкость с пузырьками, пока помощник не даст знать, что педаль провалилась.
  4. Попросите его снова накачать систему.
  5. Снова немного открутить штуцер, выпускайте жидкость с пузырьками до провала педали.
  6. Повторяйте эти действия, пока в вытекающие из гидросистемы жидкости присутствуют пузырьки.

Гидросистема ВАЗ 2108 двухконтурная. Каждый контур входят два колеса, расположенные по диагонали автомобиля. Это специально сделано для обеспечения безопасной остановки, даже при отказе одного контура. Поэтому прокачивать гидросистему следует, переходя от колеса к колесу по диагонали.

Последовательно прокачайте гидросистему:

  • левого заднего;
  • правого переднего;
  • правого заднего;
  • левого переднего колеса.

При этом постоянно проверяйте достаточность количества тормозной жидкости в бачке гидросистемы. Если нужно — доливайте.

Тормоза — одна из самых ответственных систем в автомобиле. Если вы не смогли разогнаться, ничего фатального не произойдёт. А вот если не сумели вовремя остановиться, последствия могут быть самыми плачевными. Можете пострадать вы сами, ваши пассажиры, водители и пассажиры других автомобилей, пешеходы. Будьте очень осторожны. Соблюдайте периодичность регламентных работ на ВАЗ 2108, следите за уровнем тормозной жидкости, периодически проводите осмотр элементов тормозов. И ваш ВАЗ 2108 вас не подведёт.

Обслуживание, устройство и ремонт автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 — Снятие регулятора давления задних тормозов- Лада Самара/Спутник


Автомобиль ВАЗ 2108, 2109, 21099 >> Карбюратор >> Тормозная система >> Снятие регулятора давления задних тормозов

Снятие регулятора давления задних тормозов

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.
Для наглядности дополнительный глушитель снят.

Отверткой приподнимаем вверх скобу серьги рычага привода регулятора.

Выводим конец рычага из отверстия серьги и снимаем скобу.

Ключом «на 10» отворачиваем четыре штуцера тормозных трубок…

…и выводим трубки из корпуса регулятора.

Для предотвращения утечки жидкости из гидропривода на концы трубок надеваем защитные колпачки прокачных штуцеров колесных цилиндров.
Регулятор давления можно снять без кронштейна крепления или вместе с ним.

Ключом «на 13» отворачиваем два болта крепления корпуса регулятора к кронштейну.

Снимаем регулятор давления и рычаги его привода.

Для снятия регулятора с кронштейном отворачиваем головкой «на 13» две гайки крепления кронштейна к кузову.

Отсоединяем от регулятора давления кронштейн и рычаги привода.

Ключом «на 8» отворачиваем болт крепления фиксатора упругого рычага.

Снимаем фиксатор…

…и разъединяем рычаги привода регулятора давления.

После сборки и установки регулятора давления необходимо прокачать гидропривод (см. Прокачка тормозов) и провести регулировку привода регулятора (см. Проверка и регулировка привода регулятора давления задних тормозов).



Регулятор давления — Особенности устройства

Регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

Рис. 6.3. Привод регулятора давления: 1 – регулятор давления; 2, 16 – болты крепления регулятора давления; 3 – кронштейн рычага привода регулятора давления; 4 – штифт; 5 – рычаг привода регулятора давления; 6 – ось рычага привода регулятора давления; 7 – пружина рычага; 8 – кронштейн кузова; 9 – кронштейн крепления регулятора давления; 10 – упругий рычаг привода регулятора давления; 11 – серьга; 12 – скоба серьги; 13 – шайба; 14 – стопорное кольцо; 15 – палец кронштейна; А, В, С — отверстия

Регулятор давления 1 (рис. 6.3) крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этом передний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепится двухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага задней подвески.

Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления, можно перемещать относительно регулятора давления. Этим самым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора (см. главу «Регулировка привода регулятора давления»).

Рис. 6.4. Регулятор давления: 1 – корпус регулятора давления; 2 – поршень; 3 – защитный колпачок; 4, 8 – стопорные кольца; 5 – втулка поршня; 6 – пружина поршня; 7 – втулка корпуса; 9, 22 – опорные шайбы; 10 – уплотнительные кольца толкателя; 11 – опорная тарелка; 12 – пружина втулки толкателя; 13 – кольцо уплотнительное седла клапана; 14 – седло клапана; 15 – уплотнительная прокладка; 16 – пробка; 17 – пружина клапана; 18 – клапан; 19 – втулка толкателя; 20 – толкатель; 21 – уплотнитель головки поршня; 23 – уплотнитель штока поршня; 24 – заглушка; А, D — камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н — зазоры

В регуляторе имеется четыре камеры: А и D (рис. 6.4) соединяются с главным цилиндром, В – с правым, а С – с левым колесными цилиндрами задних тормозов.

В исходном положении педали тормоза поршень 2 (рис. 6.4) поджат рычагом 5 (см. рис. 6.3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 6.4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н и камеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличении давления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действием пружин 12 и 17 толкатель 20 вместе с втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В, сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза, нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А за счет дросселирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см. рис. 6.3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, то есть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 6.4) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается.

При отказе контура тормозов «правый передний — левый задний тормоза» уплотнительные кольца 10, втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работе при исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такой же, как и при исправной системе.

При отказе контура тормозов «левый передний — правый задний тормоза» давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19, уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давления достаточна для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течь жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности колец 10.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *