Руль направления: Руль направления — Википедия – Руль направления — Википедия

Содержание

Руль направления — Карта знаний

  • Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).

    Представляет собой подвижную вертикальную плоскость, крепящуюся к килю.

    Воздействие на руль направления осуществляется посредством нажатия на педали, расположенные в кабине пилота.

    Руль направления на тяжёлых магистральных авиалайнерах используется в основном для корректировки курса на разбеге и пробеге.

    В то же время на сверхзвуковых самолётах при больших скоростях полёта радиус разворота получается слишком велик, поэтому в канал крена вводят так называемый «перекрёстный сигнал по курсу». При этом с вводом самолёта в крен поворотом штурвала (отклонением РУС) одновременно с отклонением элеронов на некоторый пропорциональный угол отклоняется и руль направления.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Руль высоты́ — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси. Элероны (рули крена) — аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла у самолётов нормальной схемы и самолётов схемы «утка». Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально, то есть в противоположные стороны: для крена самолёта вправо правый элерон поворачивается вверх, а левый — вниз; и наоборот. Принцип действия элеронов состоит в том, что у части крыла, расположенной перед… Элево́ны — гибрид элеронов и руля высоты. Элевоны — аэродинамические органы управления самолётом, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла. Элевоны выполняют роль элеронов при управлении углом крена самолёта и руля высоты при управлении нормальной перегрузкой. Элевоны применяются на самолётах без горизонтального хвостового оперения, имеющих обычно схему типа «бесхвостка» или «летающее крыло». Для управления углом крена самолёта элевоны отклоняются дифференциально, то есть, например… Индикатор поворота и скольжения в авиации — комбинированный пилотажный контрольно-измерительный прибор, смонтированный для удобства пользования в одном корпусе. Индикатор поворота определяет угол поворота самолёта относительно вертикальной оси, индикатор скольжения определяет угол крена самолёта и скольжения относительно продольной оси. При повороте стрелка показывает отклонение самолёта от прямой вправо – влево, при скольжении шарик передвигается в изогнутой трубке в сторону скольжения. Сервокомпенсатор (от лат. servus — раб, слуга и compensatio — возмещение, уравновешивание) — рулевая поверхность, составляющая часть поверхности основного органа управления, отклонение которой в сторону, противоположную отклонению основного органа управления, позволяет уменьшить шарнирный момент. Вспомогательная поверхность относительно небольшой площади, размещается обычно на задней кромке основного воздушного руля.

Упоминания в литературе

– оптимальным способом вывода из штопора самолетов современных геометрических форм с равномерным распределением масс по фюзеляжу считается такой, при котором руль направления отклонен против вращения, элероны – по направлению вращения, руль высоты находится в нейтральном положении.

Связанные понятия (продолжение)

Флаперо́н (от англ. flaperon ← flap «закрылок» + (ail)eron «(эл)ерон»), или элерон-закрылок, зависающий элерон — управляющая поверхность крыла самолёта, выполняющая одновременно функции элерона и закрылка. В первом случае флапероны на левой и правой плоскости крыла отклоняются дифференциально (левый вверх, правый вниз и наоборот), а во втором — синхронно вниз. Существуют модели самолётов, где функции флаперонов чётко разграничены — в полёте они работают в режиме элеронов, на взлёте-посадке отклоняются… Ры́скание — угловые движения летательного аппарата, судна, автомобиля относительно вертикальной оси (см. также вертикальная ось самолёта), а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну. Управляет этим вращением руль направления (англ. rudder). Один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём углам Эйлера, которые задают поворотное положение летательного аппарата относительно его центра. Угол рыскания обозначается буквой ψ (пси). Механиза́ция крыла́ — совокупность устройств на крыле летательного аппарата, предназначенных для регулирования его несущих свойств. Механизация включает в себя закрылки, предкрылки, интерцепторы, спойлеры, флапероны, активные системы управления пограничным слоем и так далее. Опере́ние (оперение летательного аппарата, ракеты) — совокупность аэродинамических поверхностей, обеспечивающих устойчивость, управляемость и балансировку самолёта в полёте. Состоит из горизонтального и вертикального оперения. Поскольку все эти элементы расположены в хвостовой части, они также известны, как хвостовое оперение. Связанная система координат — это система координат, используемая для анализа движения воздушных судов в механике полета. Она состоит из продольной OX, поперечной OZ и вертикальной осей OY, которые проходят через центр масс движущегося объекта. Интерце́птор (от лат. interceptor «захватчик» ← intercipio «перехватываю, отбиваю, пересекаю»), спо́йлер (англ. spoiler) — механизм, предназначенный для управляемого уменьшения подъёмной силы на крыле. Большей частью интерцепторы конструктивно размещаются на верхней поверхности крыла. Таким образом образование подъёмной силы позади интерцепторов прекращается и эта часть крыла выключается из работы. Основное отличие интерцепторов от воздушных тормозов в том, что те предназначены по большей части для… Закры́лок — профилированная отклоняемая поверхность, симметрично расположенная на задней кромке крыла, элемент механизации крыла. Закрылки в убранном состоянии являются продолжением поверхности крыла, тогда как в выпущенном состоянии могут отходить от него с образованием щелей. Используются для улучшения несущей способности крыла во время взлёта, набора высоты, снижения и посадки, а также при полёте на малых скоростях. Существует большое число типов конструкции закрылков. Вираж — фигура простого пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат, двигаясь поступательно, разворачивается в горизонтальной плоскости на 360°. Часть виража, имеющая цель изменение направления движения на угол, меньший 360°, называется разворотом. Вираж с постоянной скоростью и углом крена называется установившимся; установившийся вираж без бокового скольжения — правильным. Предельным называется вираж, для выполнения которого на заданной высоте при максимальном крене и максимальной эксплуатационной… Триммер (от англ. trimmer, от trim — приводить в порядок) — небольшая отклоняющаяся поверхность в хвостовой части руля или элерона летательного аппарата. Служит для частичной или полной аэродинамической компенсации шарнирного момента на установившемся режиме полёта, для уменьшения усилий в системе управления. Бо́чка — фигура пилотажа, при выполнении которой летательный аппарат (самолёт и так далее) поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полёта. Авторота́ция (др.-греч. αὐτός — сам; лат. rotatio — вращение) — режим вращения воздушного винта летательного аппарата или турбины двигателя, при котором энергия, необходимая для вращения, отбирается от набегающего на винт потока. Термин появился между 1915 и 1920 годами в период начала разработок вертолётов и автожиров и означает вращение несущего винта без участия двигателя. Шаг винта — одна из основных технических характеристик воздушного или гребного винта, зависящая от угла установки его лопастей относительно плоскости вращения при их круговом движении в газовой или жидкостной среде — это расстояние, пройденное поступательно винтом, ввинчивающимся в твёрдую среду, за один полный оборот (360°). Судово́й руль (от нидерл. roer) — элемент корабельного пассивного рулевого устройства, вертикальная пластина (перо руля), поворачивающаяся на оси (баллере) в кормовой подводной части судна. Служит для поворота корабля в ту или иную сторону при движении. Аэродинами́ческий то́рмоз, воздушный тормоз — управляемая поверхность летательного аппарата, предназначенная для гашения скорости полёта путём увеличения лобового сопротивления. Также используется в конструкциях скоростных поездов и автомобилей. ЦПГО (акроним от Цельноповоротное горизонтальное оперение) или управляемый стабилизатор — полностью отклоняемая поверхность горизонтального оперения летательного аппарата. Данное решение применяется на сверхзвуковых летательных аппаратах и вызвано резким снижением эффективности рулей высоты на сверхзвуковых скоростях полёта. Де́мпфер ры́скания — электрогидравлическое устройство, предназначенное для улучшения собственных демпфирующих свойств самолёта в путевом канале рыскания. Включает в себя датчики скорости рыскания и процессор, который подаёт сигнал на исполнительный механизм, подключённый к рулю. Аксио́метр (греч. axis ось, и metro мера) — корабельный измерительный прибор, часть рулевого устройства, с кругом делений и стрелкой-указателем, видными снаружи. Аксиометр указывает в градусах отклонение пера руля от диаметральной плоскости корабля (судна) в каждый момент времени. Аксиометр устанавливается, как правило, перед штурвалом и связывается электрической схемой с баллером руля. Горизонта́льное опере́ние — аэродинамический профиль, расположенный в горизонтальной плоскости самолёта. Обеспечивает продольную устойчивость, управляемость и балансировку летательного аппарата на всех режимах полёта. Горизонтальное оперение состоит из неподвижной поверхности — стабилизатора и шарнирно подвешенного к нему руля высоты. У самолётов с хвостовым расположением оперения горизонтальное оперение устанавливается в хвостовой части самолёта — на фюзеляже или на верху киля (T-образная схема… Аэродинамический подхват — непроизвольный (не связанный с действиями лётчиков) рост тангажа (угла атаки) летательного аппарата (ЛА). Эффект подхвата связан с динамической разбалансировкой ЛА по отношению к среде, в которой он перемещается (воздуху). Вертолёт — винтокрылый летательный аппарат вертикального взлета и посадки, у которого подъёмная и движущая (пропульсивная) силы на всех этапах полёта создаются одним или несколькими несущими винтами с приводом от одного или нескольких двигателей. Бесхвостка — аэродинамическая схема планера самолёта, согласно которой у самолёта отсутствуют отдельные плоскости управления высотой, а используются только плоскости, установленные на задней кромке крыла. Эти плоскости называются элевонами и комбинируют функции элеронов и рулей высоты. Стопор руля (в авиации) — устройство для стояночной фиксации положения управляющих поверхностей (рулей) и деталей систем управления ими. Используется на земле, при стоянке летательного аппарата, для исключения самопроизвольных перемещений рулей от ветра и предотвращения ненужного износа кинематики («разбалтывания») либо поломок. На самолётах с необратимым бустерным управлением стопор может не устанавливаться, так как при отсутствии давления в гидросистеме управляющие поверхности под своим весом проседают… Крен (от фр. carène — киль, подводная часть судна или от англ. kren-gen — класть судно на бок) — поворот объекта (судна, самолёта, фундамента) вокруг его продольной оси (см. также продольная ось самолёта). Автомат перекоса — механизм для управления несущим винтом вертолётов, автожиров и конвертопланов. Автомат перекоса обеспечивает управление вертикальным перемещением вертолёта, а также его наклоном по крену и тангажу; для этого автомат периодически изменяет угол установки каждой лопасти винта в зависимости от того, где лопасть оказывается в определённый момент времени в ходе вращения винта как целого. Самолёт укороченного взлёта и посадки (сокр. СУВП, аналогично англ. STOL — англ. Short take-off and landing) — самолёт с малой потребной длиной ВПП. Общепринятого международного определения не существует, однако все определения сводятся к регламентированию дистанций разбега и пробега и высоты препятствий у торцов ВПП. «Утка» — аэродинамическая схема, при которой у летательного аппарата (ЛА) горизонтальное оперение расположено впереди основного крыла. Названа так, потому что один из первых самолётов, сделанных по этой схеме — «14-бис» Сантос-Дюмона — напомнил очевидцам утку и был прозван canard. Авиагоризо́нт — бортовой гироскопический прибор, используемый в авиации для определения и индикации продольного и поперечного углов наклона летательного аппарата (тангажа и крена), то есть углов ориентации относительно истинной вертикали. Прибор используется лётчиком для управления и стабилизации летательного аппарата в воздухе. Спойлерон (от анг. spoileron = spoiler + aileron) — гибрид элерона и спойлера. Спойлероны — аэродинамические органы управления самолётом, симметрично расположенные на задней кромке консолей крыла. Спойлерон может быть использован для достижения эффекта элеронов, то есть накренить самолёт за счёт уменьшения подъёмной силы одним крылом, но в отличие от элеронов не увеличивая подъёмную силу на другом крыле. В качестве побочного эффекта поднятый спойлерон также увеличивает сопротивление на одном крыле… Реверс — устройство для направления части воздушной или реактивной струи по направлению движения самолёта и создания таким образом обратной тяги. Кроме того, реверсом называется применяемый режим работы авиационного двигателя, задействующий реверсивное устройство. Пикирование — фигура простого пилотажа, заключающаяся в крутом прямолинейном (или близком к прямолинейному) неустановившемся снижении самолёта с углами наклона траектории больше 30° и изменяющейся скоростью при малых углах атаки крыла (движение самолёта по наклонной к горизонту траектории от 30 до 90°). Пикирование с углом наклона, равным 90°, называется отвесным. Пикирование является отрицательным танга́жем (с уменьшением угла носа самолёта), то есть противоположностью кабрирования — положительного… Киль — часть оперения летательного аппарата (ЛА), расположенная в нормальной плоскости летательного аппарата (которая обычно совпадает с его плоскостью симметрии) или наклонной плоскости в случае V-образного оперения. Киль предназначен для обеспечения устойчивости по углу скольжения летательного аппарата. К задней кромке киля на шарнирах обычно крепится руль направления (на рисунке справа показан жёлтым). Горизонтальная восьмёрка — фигура простого пилотажа, представляет собой замкнутую траекторию в горизонтальной плоскости, комбинацию двух виражей, правого и левого, без потери и без набора высоты. Гировертикаль — гироскопический прибор, предназначенный для определения направления истинной вертикали места (направления силы земного притяжения в данной точке земной поверхности) или плоскости горизонта, а также измерения углов наклона объекта относительно этой плоскости. Танга́ж (фр. tangage — килевая качка) — угловое движение летательного аппарата или судна относительно главной (горизонтальной) поперечной оси инерции. Крыло изменяемой стреловидности (КИС) — тип конструкции летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом, позволяющей изменять в полёте один из видов геометрии крыла — стреловидность. На больших скоростях полёта более эффективна бо́льшая стреловидность, а на малых (взлёт, посадка) — ме́ньшая. Несущий (основной) винт — воздушный винт с вертикальной осью вращения, обеспечивающий подъёмную силу винтокрылому летательному аппарату (как правило, вертолётам), позволяющий выполнять управляемый горизонтальный полёт и совершать посадку. Основная функция такого винта — «нести» летательный аппарат, что и отражено в названии. Также его весьма часто называют просто ротором. Нормальная аэродинамическая схема (классическая) — наиболее массовая аэродинамическая схема, при которой летательный аппарат (ЛА) имеет горизонтальное оперение (стабилизатор), расположенное после крыла. Управление вектором тяги (УВТ) реактивного двигателя — отклонение реактивной струи двигателя от направления, соответствующего крейсерскому режиму. Штурва́л (нидерл. stuurwiel от stuur «руль» + wiel «колесо») — устройство управления движением плавсредства или летательного аппарата по курсу. Глисса́да (от фр. glissade — буквально: «скольжение», производное от glisser — «скользить») — в авиации: траектория полёта летательного аппарата (самолета, вертолета, планера), по которой он снижается, в том числе — непосредственно перед посадкой. Стандартная глиссада начинается на высоте 400 метров и заканчивается на высоте 15 метров. Спутная струя (спутный след) — это воздушное течение в виде возмущённых масс воздуха (т.е. вихрей), сходящих с крыла, стабилизатора, других несущих и управляющих поверхностей, а также фюзеляжа летательного аппарата. Вихревые следы образуются вследствие возникновения подъемной силы и, соответственно, при реализации индуктивного сопротивления сопровождаются образованием на некотором расстоянии (50-150 метров) позади летательного аппарата двух продольных вихрей противоположенного вращения (концевых… Углы установки автомобильных колёс, известные в обиходе как «развал-схождение», влияют на устойчивость автомобиля, его управляемость и износ шин. Полёт по кругу («полёт по коробочке») — полёт по установленному маршруту (обычно прямоугольному) в районе аэродрома для отработки взлёта, захода, расчёта на посадку и посадки, а также для ухода и подхода к аэродрому. Является важной частью захода на посадку и УТП (учебно-тренировочных полётов) на самолётах и планёрах. В случае УТП на самолёте может применяться посадка конвейером. Возду́шный винт (пропе́ллер) — лопастной агрегат работающий в воздушной среде, приводимый во вращение двигателем и являющийся движителем, преобразующим мощность (крутящий момент) двигателя в действующую движущую силу тяги. Спонсон (выступ), Спансон: * на флоте: участок верхней палубы, выступающий за линию борта корабля, бортовой выступ. На кораблях броненосного флота на спонсоне размещались орудия противоминной артиллерии.

РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ — это… Что такое РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ?


РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ
РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ

(Vertical or steering rudder) — вертикальный руль, располагаемый в хвостовой части самолета и предназначенный для поворачивания самолета в горизонтальной плоскости.

Самойлов К. И. Морской словарь. — М.-Л.: Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941

.

  • РУЛЬ ЖОССЕЛЯ
  • РУЛЬ ОБЫКНОВЕННЫЙ

Смотреть что такое «РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ» в других словарях:

  • руль направления — Ндп. руль поворота Подвижная часть вертикального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно вертикальной оси. [ГОСТ 21890 76] Недопустимые, нерекомендуемые руль поворота Тематики фюзеляж, крылья и оперение самолетов и… …   Справочник технического переводчика

  • Руль направления — Рыскание модели самолёта Руль направления  орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).… …   Википедия

  • Руль высоты — Движение самолёта при использовании рулей высоты Руль высоты аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси. Руль высоты представляет собой подви …   Википедия

  • РУЛЬ — (гол., от нем. Ruder). 1) правило, род весла, приделываемого к судну, с задней части и служащего для направления судна в ту или иную сторону. 2) в сахароварном деле: размешивание сиропа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РУЛЬ — РУЛЬ, руля, муж. (от голланд. ruer, букв. колесо). 1. Приспособление для управления ходом водного или воздушного судна (мор., авиац.). Право руля! или лево руля! (морская команда). Руль высоты. Руль глубины (авиац.). Класть руль или руля (см.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Руль — Руль  устройство для поворота и удержания направления движения различных транспортных средств. Судовой руль  устройство, служащее для удержания судна на курсе и его поворота на ходу. Руль в авиации  см. Воздушный руль, Газовый руль …   Википедия

  • РУЛЬ — (1) воздушный устройство, обеспечивающее управляемость и устойчивость летательного аппарата в полёте и предназначенное для изменения по воле лётчика (или (см.)) аэродинамических сил, действующих на летательный аппарат. Различают следующие Р.: а)… …   Большая политехническая энциклопедия

  • РУЛЬ — (от голландского roer), устройство или элемент системы для поддержания или изменения направления движения безрельсовых колесных машин, судов, летательных аппаратов …   Современная энциклопедия

  • Руль — (от голландского roer), устройство или элемент системы для поддержания или изменения направления движения безрельсовых колесных машин, судов, летательных аппаратов.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РУЛЬ — Вывернуть руль. Жарг. спорт. Сломать нос. Максимов, 74. Осиновый руль. Новг. Шутл. Подойник. НОС 7, 23. Потерять руль. Жарг. мол. Шутл. Сойти с ума. Максимов, 335. Руль бестолковый. Горьк. Бран. О глупом, несообразительном человеке. СРНГ 35, 257 …   Большой словарь русских поговорок

Руль высоты — Википедия

Движение самолёта при использовании рулей высоты

Руль высоты́ — аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси.

Руль высоты представляет собой подвижную управляемую поверхность, отклонение которой вызывает изменение тангажа летящего самолёта. В зависимости от аэродинамической схемы, руль высоты может быть установлен в различных местах самолёта.

Согласно нормальной схеме, рули высоты — это элементы хвостового оперения, расположенные на задних кромках стабилизаторов. В большинстве сверхзвуковых самолётов функцию рулей высоты выполняют цельноповоротные стабилизаторы, не имеющие сочленений и отклоняемые целиком.

Схема «утка» предполагает переднее расположение рулей высоты; схема «бесхвостка» — замену рулей высоты элевонами.

Штурвал и руль высоты для управления самолётом

Управление самолетом по тангажу выполняется пилотом посредством взятия штурвала на себя либо отдачи его от себя. Рули высоты при этом отклоняются соответственно вверх либо вниз, создавая кабрирующий либо пикирующий момент, а нос самолёта отклоняется вверх либо вниз.

Название «руль высоты» является устоявшимся, однако добиться с его помощью управления самолетом по высоте можно не всегда. Поскольку изменение скорости набора или потери высоты зависит не только от угла атаки но и от подъёмной силы, то при недостаточной скорости полета взятие штурвала на себя может привести к падению самолёта (см. Сваливание).

3.2. Управление рулем направления

Путевое управление самолетом осуществляется рулем направления. Управление рулем направления может производиться одновременно двумя пилотами или раздельно — командиром ВС или вторым пилотом.

Руль направления приводится в действие через пружинный сервокомпенсатор двумя парами педалей, используя в качестве силового привода однокамерный гидроусилитель. Гидроусилитель установлен в системе управления рулем направления по необратимой схеме. В качестве имитатора усилий, которые создается на педалях, использован пружинный механизм загрузки.

Конструкция гидроусилителя обеспечивает:

— возможность пилоту преодолевать мощность гидроусилителя воздействием на педали усилием до 70 кгс;

— просадку гидроусилителя при увеличенном шарнирном моменте на руле направления и управление рулем направления при этом с преодолением дополнительного усилия на педалях;

— автоматический переход на безбустерное ножное управление рулем направления при падении давления в основной гидросистеме ниже 10 кгс/см2.

Полному ходу педалей, равному +-115 мм соответствует отклонение руля направления на угол +-30° и отклонение сервокомпенсатора на +-20°. Предельные отклонения руля направления ограничивается регулируемыми упорами, установленными непосредственно на руле. Демпфирование боковых краткопериодических колебаний самолета по курсу обеспечивает двухканальный автономный демпфер рыскания АДР-42. Автономный демпфер рыскания представляет собой две независимые друг от друга автоматические следящие системы, в которых ход исполнительных механизмов пропорционален угловой скорости рыскания самолета. При включении системы автоматического управления САУ-42 автономный демпфер рыскания АДР-42 автоматически отключается и демпфирование боковых краткопериодических колебаний самолета по курсу обеспечивается демпфером рыскания САУ-42. Контроль работы АДР-42 осуществляется по светосигнализаторам, расположенным в кабине экипажа.

Для ограничения нагрузок, действующих на вертикальное оперение, в проводке управления рулем направления установлен механизм ограничения хода педалей. Этот механизм ограничивает вдвое ход педалей и соответственно углы отклонения руля направления во время полета с убранным шасси путем создания дополнительной нагрузки на педалях. При выпущенном шасси руль направления отклоняется на полный угол. Введение и снятие ограничения углов отклонения руля направления автоматическое, по сигналу концевых выключателей убранного положения главных стоек шасси. В случае отказа автоматического снятия ограничения хода педалей обеспечивается отклонение руля направления на полный угол, но с преодолением дополнительного усилия на педалях. Контроль работы механизма ограничения хода педалей осуществляется по светосигнализатору, расположенному в кабине экипажа.

Рис.11. Схема управления рулём направления

1 – педали; 2 – качалка; 3 – тяга; 4 – люнет; 5 – промежуточная тяга;

6 – гермовывод; 7 – механизм ограничения хода педалей; 8 – качалка; 9 – тяга;

10 – механизм загрузки; 11 – качалка; 12 – тяга; 13 – качалка; 14 – качалка;

15 – качалка; 16 – качалка; 17 – качалка механизма управления сервокомпенсатором; 18 – механизм управления триммером; 19 – качалка;

20 – качалка сектора; 21 – сектор; 22 — рулевая машина РД12; 23 – тяга;

24 – качалка механизма переключения системы управления поворотом передней ноги; 25 – тяга; 26 – кронштейн; 27 – тяга; 28 – направляющий ролик люнета; 29 — гидроусилитель БУ-27ОА; 30 – рулевые агрегаты управления РАУ-108. вар. 2.

Для уменьшения усилий, действующих в проводке управления от шарнирного момента при безбустерном управлении, на руде установлен сервокомпенсатор. Для путевой балансировки самолета на руле направления установлен триммер. Управление триммером электромеханическое, дистанционное, сервокомпенсатор отклоняется автоматически при отклонении руля направления. На стоянке самолета руль направления стопорится в нейтральном положении.

Две пары педалей, установленные в кабине экипажа, кинематически связаны между собой и с рулем направления при помощи жесткой проводки, состоящей из тяг и качалок. Перемещение педалей передается тягами на качалки, установленные на шпангоутах 5, В, 14, 17, и далее к тяге 3 (рис.11), перемещающейся в девяти люнетах 4 от шпангоута 19 до шпангоута 54. Тяга 3 соединена промежуточной тягой 5, проходящей через гермовывод на шпангоуте 59, с качалкой 8, установленной на кронштейне механизма ограничения хода педалей 7. Качалка 6 связана тягой 9 с качалкой 11, установленной в верхней части шпангоута 59 на кронштейне механизма нагрузки педалей 10. На участке от шпангоута 59 до шпангоута 71 движение передается тягой 12, перемещающейся в двух люнетах. На шпангоуте 71 установлена качалка 13, от которой движение передается на качалку 14, установленную на обшивке фюзеляжа около шпангоута 71. Затем проводка проходит в киле к угловой качалке 15 и вдоль третьего лонжерона киля к качалкам, на которых закреплены исполнительные механизмы автономного демпфера рысканий АДР-42 рулевые агрегаты управления РАУ-108 вар. 2. Угловая качалка 15 проводки управления рулем направления связана и с качалкой сектора, который тросами связан с барабаном рулевой машины РД-12 системы автоматического управления САУ-42. Рулевая машина РД-12 обеспечивает демпфирование краткопериодических колебаний самолета по курсу при включенной системе САУ-42. Далее движение передается на качалку, связанную с входным звеном гидроусилителя. Перемещения гидроусилителя ограничиваются упорами на качалке. Гидропитание гидроусилителя руля направления и пружинного механизма за грузки педалей осуществляется автоматически при наличии давления в основной гидросистеме самолета через электромагнитный кран ГА 165.

При необходимости гидропитание гидроусилителя руля направления отключается установкой переключателя АВАР.ОТКЛ.ГИДРО АДР в положение «отключено». При отключении гидропитания или при падении давления в гидросистеме гидроусилитель переходит на работу в режиме «жесткой тяги» (безбустерный режим), и механизм загрузки педалей автоматически выключится из системы управления рулем направления. Гидроусилитель передает движение по тяге на угловую качалку, установленную на нервюре 13 киля. Качалка связана тягой с качалкой 16, передающей движение на качалку 17, установленную на лонжероне руля направления, и через промежуточную качалку на сервокомпенсатор руля направления. К качалке, установленной на лонжероне руля направления, шарнирно крепится и пружинный цилиндр сервокомпенсатора руля направления. Второй конец пружинного цилиндра крепится к кронштейну в носке руля направления.

Руль направления и тормоза колес Основных опор шасси управляются п е д а л я м и, расположенными в кабине экипажа перед колонками управления. Обе пары педалей соединены между собой тягой так, что отклонение одной пары сопровождается таким же отклонением другой пары. Педали регулируются по росту пилота переключателем РЕГУЛИРОВКА ПЕДАЛЕЙ, установленным для левых педалей на левом пульте кабины экипажа, для правых педалей — на правом.

Каждая пара педалей состоит из двух стоек 11 (рис.12), двух педалей 1, двух тяг 14, оси 24, качалки 18 и механизма регулировки педалей, включающего в себя качалки 16 и 25, два звена 19, корпус механизма 20 с ползуном 23, винтом 29, гайкой 28 и электромеханизма УТ-10В. Стойки установлены в подшипниках кронштейнов под полом кабины экипажа между шпангоутами 3 и 4. В средней части стоек присоединены тяги, передающие движение качалкам 16 и 25. Качалки свободно надеты на ось 24, но зафиксированы от поворота относительно оси звеньями 19, связывающими качалки с ползуном 23. Ось установлена в подшипниках кронштейна 15, закрепленного на шпангоуте 3. На нижнем конце оси конусными болтами закреплена качалка 18, которая тягой 26 связана с аналогичной качалкой правых педалей. Плечи этих качалок служат одновременно ограничителями отклонения педалей, упираясь в регулируемые уборы 17 на внешних стенках кронштейнов 15. На левых педалях качалка 18 имеет второе плечо, к которому присоединена тяга, идущая к рулю направления. Верхняя часть оси заканчивается фланцем к которому болтами крепятся фланец корпуса механизма регулировки положения педалей, По цилиндрической поверхности корпуса 20 может перемещаться ползун, получающий движение от гайки. Сухари 27, связывающие ползун с гайкой, скользят по прорезям в корпусе и фиксируют ползун и гайку от поворота. Гайка перемещается винтом, связанным с электромеханизмом УТ-10В шлицевой муфтой. Ползун через звенья, качалки, тяги перемещает стойки с педалями, правую и левую вместе. Полный ход механизма УТ-10B в каждую сторону сопровождается перемещением неотклоненных от нейтрали педалей на 60 мм вперед иди на 80 мм назад. В верхней части стоек 11 на подшипниках установлены оси 5. На внутренних концах осей конусными болтами закреплены рычаги 2, которые соединяются звеньями с педалью 1. На внешних концах осей 5 также конусными болтами закреплены качалки 4, связанные тягами 9 с качалками 10. Качалки 10 при отклонении педалей нажимают закрепленными на них роликами на гильзы редукционных клапанов УГ-149 тормозной системы. Положение нажимных роликов на качалках регулируется накладками. В исходном положении при расторможенных колесах качалки удерживается пружинами.

Рис.12. Педали

1 – педаль; 2 – качалка; 3 – корпус; 4 – качалка; 5 – ось; 6 – подножка; 7 – тяга управления РН; 8 – пружина; 9 – тяга; 10 – качалка; 11 – стойка;

12 – кронштейн; 13 – редукционный клапан УГГ49; 14 – тяга; 15 – кронштейн; 16 – качалка; 17 – регулируемый упор; 18 – качалка; 19 – звено; 20 – корпус механизма регулировкой педалей; 21 – электромеханизм УТ-10В;

22 – кронштейн; 23 – ползун; 24 – ось; 25 – качалка; 26 – тяга; 27 – сухарь;

28 – гайка; 29 – винт; 30 – конусный болт.

Г е р м о в ы в о д проводки управления руля направления из герметичной зоны фюзеляжа в негерметичную аналогичен по конструкции гермовыводу проводки управления руля высоты, но находится на 59 шпангоуте у правого борта.

М е х а н и з м ограничения хода педалей ограничивает ход педалей и соответственно углы отклонения руля направления созданием дополнительного сопротивления на педалях при их перемещения на ход, соответствующий отклонению руля направления на угол более чем +-15о в полете с убранными шасси.

Механизм ограничения хода педалей установлен в проводке управления руля направления вне гермосалона на шпангоуте 59 и ограничивает ход качалки 3 (рис.13), и соответственно педалей, вдвое. Основными элементами механизма ограничения являются пружинный цилиндр 9, два электромеханизма ШП-100М-2 сер. и ряд качалок, установленных на едином кронштейне 15. Два параллельно работающие злектромеханизма обеспечивают дублированное срабатывание механизма ограничения хода педалей на введение ограничения. В положении, когда штоки электромеханизмов убраны (шасси самолета выпущено), ход качалки обеспечивает полное перемещение педалей и отклонение руля направления на полный угол. Штоки электромеханизмов, выдвигаясь, передают движение на пружинный цилиндр и с помощью звеньев на качалку с нажимным винтом. В положении, когда штоки электромеханизмов выпущены (шасси самолета убрано), ход качалки ограничивается вдвое упорной поверхностью 6 пружинного цилиндра 9 с одной стороны и упором качалки 2, получающей перемещение от пружинного цилиндра через ряд качалок и звеньев с другой. Руль направления отклоняется до углов ограничения без дополнительной загрузки педалей. Дальнейшее перемещение педалей приводит к механическому пересиливанию ограничения хода педалей путем обжатия пружинного цилиндра, и тем самым создается дополнительный «скачок» усилий на педалях.

Имитация усилия на педалях от аэродинамической нагрузки на руле направления осуществляется механизмом загрузки педалей.

М е х а н и з м загрузки педалей установлен в проводке управления рулем направления вне гермосалона на шпангоуте 59. Основными элементами механизма загрузки являются пружинный цилиндр 12 (рис.14), качалка 6 и ряд звеньев, смонтированных на едином кронштейне 1, Включение механизма загрузки сблокировано с гидроусилителем руля направления и осуществляется автоматически при наличии давления в основной гидросистеме через электромагнитный кран ГА-165. управление которого производится переключателем АВАР.ОТКЛ.ГИДРО АДР, расположенным на левом вертикальном пульте. При подаче давления в гидрополость пружинного цилиндра поршень обеспечивает сжатие пружины при перемещении штока. При перемещении проводки управления рулем направления обжимается пружинный цилиндр механизма загрузки, усилие которого передается на педали и создает на них имитацию аэродинамической нагрузки от руля направления. Прирост величины усилия на педалях пропорционален увеличению угла отклонения руля направления.

При отключении гидроусилителя или падения давления в основной гидросистеме механизм загрузки автоматически выключается из системы управления рулем направления.

Рис.13. Механизм ограничения хода педалей

1 – тяга; 2 – качалка; 3 – качалка; 4 – винт нажимной; 5 – ролик; 6 – упор;

7 – качалка; 8 – звено; 9 – цилиндр; 10 – качалка; 11 – качалка; 12 – ролик;

13 – качалки; 14 – электромеханические приводы МП-100М-2 сер.;

15 – кронштейн.

Двухканальный А В Т О Н О М Н Ы Й демпфер рыскания АДР-42 предназначен для улучшения характеристик боковой устойчивости м управляемости самолета на всех режимах полета при выключенном деыпфере рыскания системы автоматического управления САУ-42.

Рис.14. Механизм загрузки педалей

1 – кронштейн; 2 – звено; 3 – качалка; 4 – нажимной винт; 5 – ролик; 6 – качалка; 7 – звено; 8 – рычаг; 9 – звено; 10 – тяга; 11 – качалка; 12 – цилиндр.

Автономный демпфер рыскания АДР-42 представляет собой две независимые друг от друга автоматические следящие системы, в которых ход исполнительных механизмов — рулевых агрегатов управления РАУ-108-npoпорционален угловой скорости рыскания самолета.

Чувствительным элементом АДР-42 является датчик угловой скорости относительно вертикальной оси самолета. В комплект АДР-42 входят:

— два датчика угловой скорости ДУСУ1-6АС;

-два усилителя УС-52-01;

— два рулевых агрегата РАУ-108-2вар.;

— амортизированная монтажная рама МР-74;

— щиток ППС.

Рис.15. Рулевые агрегаты управления РАУ-108 вар. 2

1 – кронштейн; 2– кронштейн; 3 – качалка; 4 – качалка; 5 – тяга; 6 – рулевые агрегаты управления РАУ-108 вар.; 7 – тяга; 8 – кронштейн; 9 – качалка;

10 – качалка; 11 – тяга; 12 – сектор; 13 – тяга; 14 – рулевая машина РД12;

15 – кронштейн; 16 – кронштейн; 17 – качалка; 18 – качалка.

Переключатели каналов АДР1 и АДР2 расположены на среднем пульте управления самолетом и зафиксированы крышками во включенном положении. Включение АДР-42 в работу происходит автоматически по снятию сигнала концевых выключателей обжатия основных стоек шасси и нормальном давлении в основной гидросистеме самолета. В полете с убранной механизацией крыла работает только один из каналов АДР-42. В полете с выпущенной механизацией крыла работают одновременно оба канала. При отклонении штурвала на +-45° рулевые агрегаты управления РАУ-108 отрабатывают на полный ход (13 мм), что соответствует отклонению руля направления на угол +-10° (рис.15).

При включении демпфера рыскания САУ-42, а также в случае отключения гидропитания бустера руля направления или падения давления в основной гидросистеме самолета, АДР-42 автоматически отключается рулевые агрегаты РАУ-108 «обнуляются» и работают в режиме «жесткой тяги», а демпфирование самолета по курсу осуществляется демпфером рыскания САУ-42. Исполнительным механизмом демпфера рыскания САУ-42 является рулевая машинка РД-12.

Контроль за работой автономного демпфера рыскания АДР-42 осуществляется по загоранию зеленых сигнальных табло АДР-1I ВКЛЮЧЕНО и АДР-2 ВКЛЮЧЕНО, расположенных на верхнем пульте, по миганию ЦСО ПHО и по желтым сигнальным табло ОТКАЗ AДP-1 и ОТКАЗ АДР-2. расположенных на верхнем пульте.

Датчики угловой скорости ДУСУ1-6АС расположены в нише шасси в районе шпангоута 44. Усилители УС-52-01 установлены в отсеке оборудования между шпангоутами 8-10, слева; рулевые агрегаты управления РАУ-108 — в проводке управления руля направления между нервюрами 7-12 киля за третьим лонжероном; щиток ПНО — на шпангоуте 7, слева.

С е р в о к о м п е н с а т о р предназначен для автоматического уменьшения усилия от шарнирного момента, передающегося на проводку управления рулем направления и установлен в задней части руля направления снизу.

Конструкция и работа сервокомпенсатора РН аналогичны сервокомпенсаторам элеронов.

На земле при ненагруженном руле направления перемещение педалей на 94 мм отклоняет руль направления до упоров на угол +-30°. Дальнейшее отклонение педалей обжимает пружину в цилиндре и поворачивает рычаг сервокомпенсатора. При полном перемещении педалей на +-115 мм сервокомпенсатор отклоняется в сторону, обратную отклонения руля на +-20°.

В полете, когда шарнирный момент руля направления превысит момент начальной затяжки пружины цилиндра, пружина обжимается и сервокомпенсатор отклоняется в сторону, противоположную отклонению руля направления. Возникающий за счет этого момент относительно оси руля направления дополнительно отклонит руль в нужном направлении и уравновесит его. Отклонению педалей противодействует не шарнирный момент руля направления, а момент обжатой пружины в цилиндре и шарнирный момент сервокомпенсатора. При возрастании шарнирного момента руля направления пружина в цилиндре будет обжиматься, сервокомпенсатор отклонится и равновесие будет достигаться при нагрузке на педалях, соответствующей новому обжатию пружины и новому шарнирному моменту сервокомпенсатора.

Выбор аэродинамической компенсации

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. ТУПОЛЕВА – КАИ

Кафедра Конструирование и Производство Летательных Аппаратов

Пояснительная записка

к курсовому проекту на тему:

РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ

Выполнил:

студент гр. 1505

Петрова И.Г.

Преподаватель:

Русаковский Е.И.

Казань

2012

Содержание

  1. Конструктивно-силовая схема

  1. Техническое описание

  1. Назначение руля направления

  1. Выбор аэродинамической компенсации

  1. Нормирование нагрузок

  1. Проектировочный расчет

    1. Построение эпюр перерезывающих усилий и изгибающих моментов

    2. Построение эпюр крутящего и шарнирного моментов

  1. Расчет на прочность

Список использованной литературы

  1. Назначение руля направления

Вертикальное оперение служит для обеспечения путевой устойчивости самолета. Оно состоит из двух частей:

— неподвижной части – киль;

— подвижной части – руль направления.

Киль служит для крепления руля направления, он является основной частью вертикального оперения. Руль направления предназначен для управления самолетом по каналу рыскания, для изменения направления полета, для разворота.

  1. Техническое описание

Руль направления крепится к килю подвижно, через узлы навески. Эти узлы навески служат опорами для рулей, которые с точки зрения строительной механики можно принимать за балки.

Вся совокупность сил, действующая на рулевые поверхности агрегата, сводится к трем факторам:

  1. Перерезывающие силы

  2. Изгибающие моменты

  3. Крутящие моменты (относительно оси жесткости агрегата).

Кроме этого на рули направления действуют шарнирные моменты, это моменты относительно оси вращения.

Конструирование рулевой поверхности начинаем с выбора положения оси вращения. В системе управления рулевой поверхности не предусмотрены усилители, поэтому выбираем аэродинамическую компенсацию (смещение оси вращения назад, что приводит к уменьшению величины шарнирного момента).

Разделим рулевую поверхность по размаху на 3 секции, каждая из которых навешивается на трех узлах, что исключает возможность заклинивания под нагрузкой.

Узлы навески руля направления вильчатого типа. Кронштейн с ухом чаще крепится на неподвижной части несущей поверхности. Качалка управления рулем немного отступает от узла навески руля.

  1. Конструктивно-силовая схема

Конструктивно-силовая схема руля – однолонжеронная. Лонжерон представляет собой балку двутаврового типа, изготавливается выкладкой из материала ЭЛУР – П – А (ВК – 36р). Поперечный набор состоит из нервюр, имеющих разрез по лонжерону и приклеенных к нему на композицию клеев ВК-5+ВК-32-200. Для крепления узлов навески в носке руля делают вырезы. Разрез нарушает контур носка, воспринимающий кручение, поэтому ставят косые нервюры, которые своим изгибом передают крутящий момент носка на участке выреза.

Верхняя и нижняя обшивка изготавливается выкладкой из стеклоткани Т-10-14 (ВК-36р) и связующего Эд-20.

Полость между нижней и верхней обшивкой заполняется сотовым заполнителем. Вся конструкция склеивается между собой на композицию клеев ВК-5+ВК-32-200 при давлении 1,5-2 кг/см2.

Применяя аэродинамическую компенсацию, уменьшаем шарнирный момент, действующий на РН, что уменьшает усилие на качалку управления и систему управления.

Применяем осевую аэродинамическую компенсацию. При этом ось вращения располагается по хорде РН таким образом, чтобы шарнирный момент был минимальным.

Чтобы носок РН не вылезал в поток, будем профилировать его по радиусу.

Качалка управления располагается над первой опорой.

  1. Нормирование нагрузок

Исходные данные:

PPрн= 102000 Н

bк в.о. = 920 мм

b0 в.о. = 3200 мм

hв.о. = 3400 мм

χ в.о. = 40º

xdрн=0,292 bрн

δ = ± 20º

= 0,03

hр.н. =2400 мм

bрн=0,38bво

b0 р.н. = 1216 мм

bк р.н. = 350 мм

Определяем значения lи b:

l0-1 = 0,25 м

l1-2 = 0,6 м

l2-3 = 1,1 м

l3-k = 0,45 м

lok = 2,4 м

b0 = 1,216 м

b1 = 1,126 м

b2 = 0,909 м

b3 = 0,512 м

bk = 0,350 м

Sр.н. = ((b0р.н. + bкр.н.)/2)* hр.н. = 1,88 м2

Распределяем нагрузку по размаху пропорционально хордам:

qi = Pрр.н / Sр.н. * bi

q0 = 66002,55 Н/м

q1 = 61117,5 Н/м

q2 = 49339,08 Н/м

q3 = 26867,82 Н/м

qk = 18997,45 Н/м

  1. Проектировочный расчет

    1. Построение эпюр перерезывающих сил и изгибающих моментов

Так как узлов навески три, то рассматриваем РН как многоопорную балку переменной жесткости на упругих опорах. В проектировочном расчете считаем опоры жесткими, а жесткость между опорами постоянной и равной жесткости в середине пролета. Для нахождения изгибающих моментов воспользуемся уравнением трех моментов.

Сначала рассчитаем момент на 1 и 3 опорах:

М1 = ((q0 + q1)/2)* (l20-1/2) = 1986,25 Н*м

М3 = ((q3 + qk)/2)* (l23-k/2) = 2368,64 Н*м

Составим уравнение трех моментов для нахождения изгибающего момента на 2 опоре:

М1 l1-2 + 2М2 (l1-2 + l2-3) + М3 l2-3 = 0.25(((q1 + q2)/2)* l31-2 + ((q2 + q3)/2) * l32-3)

Подставляя значения изгибающих моментов в 1 и 3 опорах, находим момент на 2 опоре: М2 = 3534,56 Н*м.

Определяем реакции опор:

R1 = — 0.5((q0 + q1)/2)* l0-1 + ((q1 + q2)/2)* l1-2) – М1/ l0-1 – (М1 – М2)/ l1-2 =

= — 29878 Н

R2 = — 0.5((q1 + q2)/2)* l1-2 + ((q2 + q3)/2)* l2-3) – (М2 – М1)/ l1-2 – (М2 – М3)/ l2-3 = = — 41419,6 H

R3 = — 0.5((q3 + qk)/2)* l3-k + ((q2 + q3)/2)* l2-3) – М3/ l3-k – (М3 – М2)/ l2-3 =

= — 30678 H

Определяем перерезывающие силы:

Q0 = 0 H

Q1л= ((q0 + q1)/2)* l0-1 = 15890,01 H

Q1п = Q1л+ R1 = -13988 H

Q2л= Q1п + ((q1 + q2)/2)* l1-2 = 19149,01 H

Q2п = Q2л+ R2 = -22270,6 H

Q3л= Q2п + ((q2 + q3)/2)* l2-3 = 20150,72 H

Q3п = Q3л+ R3 = -10527,3 H

Q4 = Q3п — (q3 + qk)/2)* l3-k = 0 H

Определяем максимальные изгибающие моменты:

Участок 1-2:

Qz(x1-2) = ((q0 + q1)/2)* l0-1 + ((q1 + q2)/2)* x1-2 + R1 = 0

x1-2 = (- R1 — ((q0 + q1)/2)* l0-1)/ ((q1 + q2)/2) = 0,253 м

Mx(x1-2) = — ((q0 + q1)/2)* l0-1*((l0-1/2) + x1-2) — ((q1 + q2)/2)* (x21-2 /2) — R1*( x1-2/2)

Mx(0,253) = — 3998,52 H*м

Участок 3-2:

Qz(x3-2) = ((q3 + qk)/2)* l3-k + ((q2 + q3)/2)* x3-2 + R3 = 0

x3-2 = (- R3 — ((q3 + qk)/2)* l3-k)/ ((q2 + q3)/2) = 0,522 м

Mx(x3-2) = — ((q3 + qk)/2)* l3-k*((l3-k/2) + x3-2) — ((q2 + q3)/2)* (x23-2 /2) – R3*(x3-2/2)

Mx(0,522) = — 5118,98 H*м

Строим эпюры перерезывающих сил и изгибающих моментов:

Руль направления — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Руль направления — орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).

Представляет собой подвижную вертикальную плоскость, крепящуюся к килю.

Воздействие на руль направления осуществляется посредством нажатия на педали, расположенные в кабине пилота.

Руль направления на тяжёлых магистральных авиалайнерах используется в основном для корректировки курса на разбеге и пробеге.

В то же время на сверхзвуковых самолётах при больших скоростях полёта радиус разворота получается слишком велик, поэтому в канал крена вводят так называемый «перекрёстный сигнал по курсу». При этом с вводом самолёта в крен поворотом штурвала (отклонением РУС) одновременно с отклонением элеронов на некоторый пропорциональный угол отклоняется и руль направления.

При развороте с креном любой самолёт стремится к потере высоты, поэтому лётчику (или автопилоту) необходимо компенсировать возникающий пикирующий момент пропорциональным отклонением колонки штурвала (руля высоты) на себя.

См. также

Напишите отзыв о статье «Руль направления»

Отрывок, характеризующий Руль направления

– J’ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен.
– Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.]
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.
Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрогивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозивший ей опасностию в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, [вполне серьезный,] но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее была и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, независимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату:

руль направления — это… Что такое руль направления?


руль направления

 

руль направления
Ндп. руль поворота
Подвижная часть вертикального оперения, предназначенная для управления самолетом относительно вертикальной оси.
[ГОСТ 21890-76] 

Недопустимые, нерекомендуемые

  • руль поворота

Тематики

  • фюзеляж, крылья и оперение самолетов и вертолетов

Справочник технического переводчика. – Интент. 2009-2013.

  • руль высоты
  • таймер

Смотреть что такое «руль направления» в других словарях:

  • РУЛЬ НАПРАВЛЕНИЯ — (Vertical or steering rudder) вертикальный руль, располагаемый в хвостовой части самолета и предназначенный для поворачивания самолета в горизонтальной плоскости. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство… …   Морской словарь

  • Руль направления — Рыскание модели самолёта Руль направления  орган управления самолёта, расположенный в хвостовом оперении и предназначенный для управления самолётом относительно нормальной оси (то есть при помощи руля направления изменяется угол рыскания).… …   Википедия

  • Руль высоты — Движение самолёта при использовании рулей высоты Руль высоты аэродинамический орган управления самолёта, осуществляющий его вращение вокруг поперечной оси. Руль высоты представляет собой подви …   Википедия

  • РУЛЬ — (гол., от нем. Ruder). 1) правило, род весла, приделываемого к судну, с задней части и служащего для направления судна в ту или иную сторону. 2) в сахароварном деле: размешивание сиропа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РУЛЬ — РУЛЬ, руля, муж. (от голланд. ruer, букв. колесо). 1. Приспособление для управления ходом водного или воздушного судна (мор., авиац.). Право руля! или лево руля! (морская команда). Руль высоты. Руль глубины (авиац.). Класть руль или руля (см.… …   Толковый словарь Ушакова

  • Руль — Руль  устройство для поворота и удержания направления движения различных транспортных средств. Судовой руль  устройство, служащее для удержания судна на курсе и его поворота на ходу. Руль в авиации  см. Воздушный руль, Газовый руль …   Википедия

  • РУЛЬ — (1) воздушный устройство, обеспечивающее управляемость и устойчивость летательного аппарата в полёте и предназначенное для изменения по воле лётчика (или (см.)) аэродинамических сил, действующих на летательный аппарат. Различают следующие Р.: а)… …   Большая политехническая энциклопедия

  • РУЛЬ — (от голландского roer), устройство или элемент системы для поддержания или изменения направления движения безрельсовых колесных машин, судов, летательных аппаратов …   Современная энциклопедия

  • Руль — (от голландского roer), устройство или элемент системы для поддержания или изменения направления движения безрельсовых колесных машин, судов, летательных аппаратов.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • РУЛЬ — Вывернуть руль. Жарг. спорт. Сломать нос. Максимов, 74. Осиновый руль. Новг. Шутл. Подойник. НОС 7, 23. Потерять руль. Жарг. мол. Шутл. Сойти с ума. Максимов, 335. Руль бестолковый. Горьк. Бран. О глупом, несообразительном человеке. СРНГ 35, 257 …   Большой словарь русских поговорок

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о