Секвентальная коробка – Секвентальная коробка передач. Принцип работы, особенности конструкции

Секвентальная коробка передач: что это такое и как работает

Как показывает ситуация на автомобильных форумах, многих автолюбителей очень интересует вопрос, что такое секвентальная коробка передач. Сразу ответим, что зачастую это механическая коробка (хотя сегодня все чаще встречаются и автоматические варианты), основной особенностью которой является возможность переключать передачи только со строгой поочередностью вверх или вниз. 

Благодаря этому водителю не приходится думать о том, какую именно передачу активировать – он просто ее повышает или понижает. Но есть у такого типа КПП и другие особенности, поэтому ниже мы более подробно разберемся, что значит секвентальная коробка передач.

Разбираемся, что такое секвентальная КПП и в чем ее особенности

Итак, главная особенность секвентальной КПП – это отсутствие возможности свободного выбора передач и перепрыгивания сразу через несколько. Необходимость в такой коробке передач возникла в связи с тем, что у водителя не всегда есть время для того, чтобы выбрать нужную передачу и затормозить для ее переключения. К слову, такие усовершенствованные механические КПП используются не только на автомобилях, но и на мототранспорте, где переключение между передачами зачастую осуществляется ногой.

Если же речь идет о секвентальных коробках, установленных на легковые автомобили, то здесь их будет отличать месторасположение центра управления. Рычаг (а иногда даже более удобные и отзывчивые кнопки) для удобства располагается на руле транспортного средства, при этом он будет обязательно обозначен специальной маркировкой «S», которая указывает на наличие на автомобиле секвентальной коробки передач.

Важно! На некоторых автомобилях с секвентальной КПП переключение между передачами может осуществляться не только вручную, но и автоматически.

Такая коробка передач имеет три основных режима работы, которые можно активировать параллельно с основными передачами:

Стандартный механический.

Механический спортивный.

Автоматический, когда водителю вообще не требуется переключать передачи.

Последняя особенность секвентальной КПП заключается в том, что при ее установке на автомобиль полностью отпадает необходимость в установке педали сцепления. Это не только облегчает вождение, но и позволяет эксплуатировать двигатель в стандартных условиях, не зависящих от стиля вождения и опыта водителя.

Где применяются секвентальные АКП

Секвентальная коробка передач — принцип работы, плюсы и минусы

Постоянные эксперименты по улучшению механической коробки передач привели к изобретению различных видов трансмиссий. Все разработки были направлены на упрощение действий водителя в момент управления автомобилем.

секвентальная коробка передач

Одним из важных шагов по модернизации механической коробки стало изобретение коробки с автоматическим переключением передач. Производители автомобилей сделали упор на внедрение именно этих коробок. В настоящее время на большинстве машин устанавливается именно автоматическая коробка. Водитель, совершая поездку на автомобиле с установленной АКПП, не задумывается о переключении скоростей на повышенную или пониженную передачу. Автоматика производит этот процесс без участия человека.

Но конструктора не забыли о механической коробке. Постоянно проводились различные эксперименты по модернизации и усовершенствованию. После многочисленных экспериментов была решена задача создания секвентальной коробки переключения передач. Главным отличием от обыкновенной механической коробки является последовательность переключения скоростей.

Секвентальный — это слово не знакомо многим русским водителям и произносить его для русского человека довольно сложно. Причиной этому является английское происхождение слова. В переводе с английского оно означает «последовательный». Секвентальная коробка передач представляет собой чаще всего автоматизированную КПП. Она может переключать передачи последовательно, например, с первой на вторую и выше, а также в обратном порядке.

Принцип работы

Данная коробка разрабатывалась на базе механической коробки. Основным отличием является использование прямозубых шестерен. Поэтому присутствие педали сцепления потеряло свою необходимость. В конструкции существует электронный блок управления, который выполняет эту функцию. Переключение скоростей за счет гидравлического механизма. Само переключение происходит во временном интервале до 150 миллисекунд.

Это обстоятельство особенно актуально для спортивных машин. Автомобили, участвующие в различных гонках, в том числе в Формуле-1, оснащены секвентальными коробками. При разработке гоночных болидов, конструкторы пришли к выводу, что эта коробка наиболее удобна для пилотов. При значительных вибрациях и перегрузках пилотам будет проще попадать в передачу используя именно такую коробку передач.

Стоит заметить, что секвентальные коробки передач уже в течение нескольких лет присутствуют на обыкновенных машинах. На автомобилях с автоматической коробкой присутствует секвентальный механизм, получивший среди водителей название «ручной» режим.

Особенности

Рычаг переключения на автомобилях с секвентальной КПП располагается на рулевом колесе в виде кнопки с маркировкой S. В таких автомобилях предусмотрено как автоматическое, так и ручное переключение передач. Секвентальная коробка передач может работать в трех режимах:

  • Стандартном механическом.
  • Механическом спортивном.
  • С автоматическим переключением без участия водителя.

Плюсы

Секвентальная коробка передач, как и любой другой механизм, обладает своими преимуществами и недостатками. Среди плюсов можно отметить отсутствие педали сцепления, что очень радует водителей новичков. Следующим плюсом можно считать скорость переключения передач. Ну и, конечно, несомненный плюс — это экономичность. За счет быстроты переключения присутствует значительное сокращение расхода топлива.

Еще одним плюсом можно считать возможность выбора между автоматической или механической коробкой передач. В некоторых автомобилях присутствуют «лепестки», находящиеся под рулем, благодаря которым водитель может переключить скорость, не отрывая рук от рулевого колеса.

Минусы

Но данная коробка имеет и свои минусы. Гидравлический механизм подвержен значительному износу из-за большой нагрузки во время работы. На автомобилях, участвующих в гонках, механики производят ремонт коробки уже после второй гонки. В серийных автомобилях заложен гораздо больший ресурс прочности.

При использовании они не испытывают такой нагрузки, как спортивные автомобили. Поэтому при правильной эксплуатации срок службы секвентальной коробки не меньше чем механической или автоматической коробки. Но если эксплуатировать такую коробку не задумываясь о последствиях, то преждевременный выход из строя вам гарантирован. Будет это гидравлический привод сцепления, другой узел или агрегат, это не столь важно. Главное, помнить, что ремонт секвентальной коробки стоит очень дорого.

В настоящее время секвентальная коробка передач привлекает все больше и больше автовладельцев. Она устанавливается на многие новые модели автомобилей и даже мотоциклов. Технологии данной трансмиссии усовершенствуются и доводятся до идеалов. Не за горами то время, когда не только спортивные машины, которые оснащены секвентальной КПП, да еще и кулачковой, будут пользоваться удобной трансмиссией, но и многие автовладельцы смогут оценить преимущество последовательного переключения передач.

Секвентальная коробка передач на «ВАЗ»

Разнообразие коробок переключения передач, устанавливаемых на современные автомобили, некоторых автолюбителей приводит в определенное замешательство, особенно тогда, когда приходится остановить свой выбор на том или ином типе трансмиссии. Именно поэтому, в данной статье мы ответим на вопрос: «Что такое секвентальная коробка передач, принцип работы и основные ее отличия?».

Секвентальная КПП на Ваз

Конструктивное исполнение 

Основой конструкции такой КПП служит секвентальный механизм (см. фото 1), позволяющий переключать передачи исключительно по возрастанию (убыванию).

Рычаг секвентальной КПП способен перемещаться только вперед или назад, а номер включенной передачи индицируется на дисплее. Специальный вал, обладающий бороздами волнообразной формы, осуществляет управление вилками переключения, и происходит это следующим образом. При толчке рычаг, вал проворачивается на градус определенной величины и приводит в движение вилки переключения, а их расположение, и, следовательно, включение той или иной передачи, обуславливается фигурной формой борозд.

Секвентальный механизм на Ваз

В качестве привода секвентальной коробки передач, как правило, используют пневматические или электрические механизмы, а органы управления (кнопки, переключатели) располагают на рулевом колесе или под ним.

Итак, мы рассмотрели конструктивное исполнение данной КПП, точнее, его основной элемент – секвентальный механизм. Далее – принцип функционирования.

Секвентальная коробка передач, принцип работы

Принцип действия КПП данного типа практически аналогичен  принципу функционирования знакомой большинству автолюбителей механической трансмиссии. Тем не менее, отличия существуют, и мы их рассмотрим:

Секвентальная коробка передач, принцип работы

 

  • Наличие электронного блока управления, выполняющего функции отсутствующей педали сцепления.

  • Использование механизма переключения гидравлического типа для переключения передач, что существенно сокращает время данной операции (до 150 миллисекунд).

Именно последняя особенность секвентальных коробок передач предопределила область применения данных механизмов. Ими оснащаются гоночные болиды – участники соревнований класса «Формула-1» и ей подобных. Основной причиной, определившей такую область использования секвентальных КПП, стала их способность минимизировать время включения нужной передачи в режиме сильной вибрации, сопутствующей высоким скоростям. Тем не менее, некоторые автопроизводители успешно используют подобные механизмы для оснащения обычных автомобилей.

Разумеется, секвентальные коробки передач, принцип работы которых мы рассмотрели выше, обладают не только определенными достоинствами, но и некоторыми недостатками. 

Плюсы и минусы секвентальных КПП

Коробка передач

Функционирование любого механизма под нагрузкой предопределяет наличие у него некоторых (и не только положительных) эксплуатационных особенностей. К числу неоспоримых достоинств секвентальных коробок относят:

 

  • Экономичность, обеспеченная минимальным временем переключения.

  • Простота управления автомобилем (особенно для новичков), обусловленная отсутствием педали сцепления.

  • Возможность выбора режима переключения передач: автоматический или механический.

  • Наличие «подрулевых лепестков», позволяющих выполнять переключение, не отрываясь от управления автомобилем (оставляя руки на рулевом колесе).

КПП на Ваз

Минусами КПП данного типа, обусловленные особенностями конструктивного исполнения, специалисты считают:

  • Низкая степень эксплуатационной надежности гидравлического механизма, вызванная неустойчивостью агрегата к износу.

  • Высокая стоимость ремонтно-восстановительных работ. 

Секвентальная коробка передач. Принцип работы, особенности конструкции

Продавцы новых авто в салонах стараются не использовать столь пугающий термин, как «секвентальная коробка передач». Но если не вдаваться в подробности, то для пользователя это могут быть различные вариации АКПП с определенными особенностями эксплуатации (переключение осуществляется последовательно).

По сути, секвентальная коробка — это МКПП с отдельным механизмом, который в автоматическом режиме управляет сцеплением. То есть, как и в классическом «автомате», в таком случае в авто будет 2 педали, но передачи водитель переключает самостоятельно. В некоторых ситуациях для удобства водителя они переключаются автоматически.

секвентальная коробка передачПолучается, что в отличие от обычного «автомата», секвентальная коробка передач требует определенных навыков, поскольку при неправильной эксплуатации автомобиля, оснащенного данным агрегатом, велика вероятность серьезной поломки. Как правило, при покупке подобного транспортного средства, клиент получает в автосалоне инструктаж в части пользования его приборами, включая и КПП. Но, к сожалению, не все покупатели и не всегда прислушиваются к советам менеджеров в автосалоне.секвентальная коробкаНа вторичном рынке дела обстоят еще хуже — приобретая подержанную машину, человек получает в лучшем случае пару уроков от бывшего владельца, а за более подробными сведениями ему не помешает обратиться к специалисту или хотя бы почитать соответствующую литературу.

Дело в том, что ремонт автоматических коробок вообще достаточно дорог, и секвентальная в этом — не исключение. А выходит из строя она достаточно легко — бывает достаточно несколько раз ее перегрузить и потом приходится менять блоки агрегата.

ремонт автоматических коробокТо есть выходит, что секвентальная коробка передач — вещь достаточно хрупкая и капризная. Что касается положительных моментов использования данного агрегата, то их тоже достаточно. Во-первых, это отсутствие необходимости выжимать сцепление, что является неоспоримым достоинством относительно «механики». Во-вторых, экономичность относительно классического «автомата». В-третьих, экономия времени (что очень важно в разного рода гонках и соревнованиях, для которых ее и придумали). Секвентальная коробка передач при правильной эксплуатации позволяет снизить расход топлива до уровня авто с МКПП и даже ниже. И, в конце концов, если такие автомобили кто-то покупает, следовательно, они пользуются спросом. А приобретают их все чаще и чаще.

Принцип работы у подобной конструкции аналогичен обычной механической коробке, но сцеплением управляет не водитель, а компьютер. Благодаря этому, детали изнашиваются намного меньше. Ведь максимальный износ происходит в случае, когда его не до конца выжимают при переключении.

Кроме того, сам механизм коробки оснащен гидравлической системой. Это, с одной стороны, делает эксплуатацию комфортнее, а с другой — играет не последнюю роль в удорожании агрегата и его ремонта.

Получается, что данная конструкция представляет сбой все же механическую коробку передач, но модернизированную в плане управления. В связи с этим водитель получает дополнительный комфорт, но за это расплачивается недешевым обслуживанием и ремонтом.

принцип работы 🚩 Запчасти и аксессуары

В переводе sequensum означает «последовательность». Секвентальную коробку передач можно считать механическим агрегатом, в котором отдельное устройство управляет сцеплением. То есть, в авто, снабженным описываемой КПП, будет тоже 2 педали, как и в автомобиле с «автоматом», но передачи необходимо переключать вручную (в ряде случаев возможно и автоматическое переключение).

При самостоятельном включении передачи и нажатии на педаль газа, специальные сенсоры информируют электронный блок, который передает сигнал в коробку. В ней тоже установлены датчики, которые передают уже свой сигнал о скорости авто в прогрессивный блок. Последний, в свою очередь, вносит корректировки в скоростной режим, координируя работу механизмов КПП. При этом учитывается число оборотов двигателя, работа кондиционера и показания на панели приборов.

Переключение передач осуществляется посредством сервоприводов (актуаторов), которые на секвентальной коробке являются гидравлическими. Если сервоприводы электрические, то такую КПП называют роботизированной (на практике коробку и с гидравликой, и с электрическими актуаторами называют роботизированной). Команда на переключение передачи подается водителем в ручном режиме или с помощью бортового компьютера.

Принципы работы напоминают автоматическую коробку передач, однако для секвентального агрегата характерна экономичность, надежность, свойственные механической КПП. При этом «робот» значительно дешевле «автомата». Основная особенность секвентальной коробки – возможность переключения с низшей передачи на высшую без потери скорости, которая неизменно падает при использовании механического агрегата. На ряде современных автомобилей управление секвентальной коробкой осуществляется посредством кнопок, расположенных на руле, что позволяет переключаться, не отрывая рук от рулевого колеса.

Еще один плюс у авто, оснащенных «роботом» — меньший расход топлива, если сравнивать с автоматической КПП. Отсутствие третьей педали помогает новичкам быстрее освоиться с управлением, а опытные водители могут выбирать между ручным режимом переключения передач и автоматическим.

Минус роботизированных коробок – малая износоустойчивость, что особенно ярко выражается при больших нагрузках или агрессивном методе вождения. Поэтому при эксплуатации этого типа КПП в ручном режиме важно вовремя переключаться с одной скорости на другую (нужно чувствовать момент). В противном случае поломки неизбежны, а ремонт «робота» достаточно дорог.

Секвентальная коробка передач – выбор не для всех

Загрузка…

 За все время развития автомобилестроения было создано множество разных коробок передач, в т.ч и секвентальная коробка передач. Для нас наиболее привычными являются механические и автоматические КПП. Однако этим далеко не исчерпывается выбор существующих вариантов коробок перемены передач. Давайте рассмотрим секвентальную коробку передач.

Что же означает слово «секвентальная»? Это несколько непривычное и непонятное слово в переводе означает «последовательность». Применительно к данному случаю, оно будет означать последовательность переключения. Здесь надо понимать одну тонкость. В механической коробке, стоящей на обычной машине, выбор выполняется водителем. Например, при разгоне он может переключиться с третьей на пятую, или наоборот, при торможении с пятой на третью.

Такой механизм переключения передач обычно называют поисковым, какую передачу включить, решает водитель. Как уже отмечалось, это может быть любая, лишь бы она соответствовала режиму движения и нагрузкам на автомобиль.

Однако обладатели секвентальной коробки передач лишены такой возможности. В них переключение осуществляется только на одно значение вверх или вниз, например, порядок переключения будет семь-шесть-пять или два-три-четыре. Именно таким образом происходит переключение как на мотоцикле BMW так и на мотоцикле Мотоцикл М1-М. По-другому переключиться на секментальной коробке передач не получается.

Подробней про секвенталку читайте тут.

Зачем и кому нужна секвентальная коробка передач? Самое главное – это удобно гонщикам. На ралли, когда автомобиль кидает из стороны в сторону и неимоверно трясет, и счёт идет на доли секунд, искать и выбирать нужную передачу некогда. Поэтому гонщики пользуются именно такой секвентальной коробкой. С ней достаточно толкнуть рукоятку или тронуть переключатель, чтобы произошла смена передачи. В условиях обычного городского движения, особенно в пробках, это не самый лучший выбор КПП.

А что есть ещё?

Другой, не менее интересной, будет кулачковая коробка передач. Она изготавливается с использованием шестерен с крупными прямыми зубьями и рассчитана на передачу значительных величин крутящего момента. У таких коробок отсутствуют синхронизаторы, роль которых выполняют эти самые кулачки. Это позволяет передавать большие величины крутящего момента и переключать передачи без использования сцепления. Но в этом случае требуется очень тонкая работа педалью газа.

Ну и самой экзотичной можно считать кулачковую коробку передач с секвентальным механизмом переключения передач. При таком подходе обеспечивается наибольшая скорость их переключения, но оборотной стороной будет относительно низкая надежность и сложность в обслуживании. Что хорошо для гоночного болида, для обычного гражданского автомобиля будет не самым лучшим выбором.

Существующее многообразие различных КПП обусловлено отличающимися условиями, в которых приходится работать автомобилю. В них порой решающими становятся какие-то отдельные требования, и для этого требуются специальные конструкторские решения.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о