Шины википедия – ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН — Энциклопедия журнала «За рулем»

Содержание

Обсуждение:Автомобильная шина — Википедия

Есть статья про автомобильные шины, а куда девать велосипедные, мотоциклетные, тракторные и авиационные? — Monedula 11:49, 10 августа 2008 (UTC)

  • Помоему нет смысла все валить в кучу аналогично англовике, можно сделать здесь акцент на авто а отдельные статьи про остальные, хотя не думаю что найдутся желающие делать; а здесь просто краткое упоминание и ссылку на главную статью. На самолетах ЕМНИП шина называется пневматик. Ну а вело-мото-трахтуро можно как крайний случай примостить сюда, но этим я заниматься не буду т.к. не разбираюсь. DL24 12:00, 10 августа 2008 (UTC)

Добрый день! Nokian Tyres не подразделение Bridgestone, как можно было сделать вывод из иерархии ссылок в соответствующем разделе статьи. Исправил, перенеся вниз на полагающееся по алфавиту место.

С уважением. «В снежно-грязевой каше или в глубоком рыхлом снегу эффективность шипов невелика, а на твердом сухом или влажном асфальте шипованные шины даже проигрывают «обычным»: из-за снижения площади пятна контакта шины с дорогой…»

Выше: «Это неверно, так как в отсутствие адгезии сила трения не зависит от площади

соприкасаемых поверхностей.» — Уточнить почему проигрывают? 109.184.239.112 19:06, 2 апреля 2011 (UTC)

  • На иллюстрации не экскаватор, это фронтальный ковшовый погрузчик ZW 310.

И шина, соответственно, не экскаваторная, а погрузочная L3/E3 (т.н. волна) А еще бывает шина для экскаватора-погрузчика… Vsinkov 16:18, 16 марта 2010 (UTC)

  • Добрый день! Amtel-Vredestein, как мне кажется все-таки относится к российским шинам. Или я что-то путаю? —Styx 21:09, 26 апреля 2009 (UTC)

—SMG3 10:58, 10 апреля 2007 (UTC)

Уважаемые господа. Обращаюсь к тем, кто продолжает мои начинания — правит и приводит в нормальный вид эту статью. Спасибо вам. Но! Есть пара предложений и вопросов. Итак:

  1. Уважаемый участник Lungo. Раздел история, так кардинально изменённый Вами, на мой взгляд имеет не совсем ясное авторское происхождение. Разберитесь пожалуйста с авторскими правами. Сделать copy-paste просто, но правильно ли?

Много текста это конечно хорошо, но мой вам совет — перечитайте еще раз мой вариант истории, а потом, добавьте то что считаете нужным(именно добавьте, а не так беспардонно удалите, если с чем-то не согласны — пишите, не надо так неуважительно относиться к чужому труду) какие-то факты, которые я не осветил, и дайте ссылку на эту статью, которую Вы так легко, слово в слово скопировали с какого-то другого сайта.

  1. Уважаемый Rodos. Начнём по порядку. С одной стороны Вы удалили ссылки, которые я привел. Ок. Но это те сайты, с которых я черпал основную часть информации. С другой просите подтвердить мои слова источниками. На мой взгляд, та информация, которую Вы просите подтвердить является очевидной для любого грамотного человека, который хоть чуть-чуть интересуется окружающим его миром. Ни в коем случае не принимайте эти слова как обиду, это просто мои мысли по этому вопросу. Ну вот например: для Вас разве не очевидно, что энерговооружённость современных авто несколько выросла;-) и продолжает расти по сравнению со своими старыми аналогами? В связи с этим потребность в более мощных тормозных механизмах ни у кого не вызывает сомнений. У Вас вызвало. Или мне стоило провести глобальный анализ характеристик серийных автомобилей, со времён Форд Т, и выложить сюда в подтверждение моих слов? Извините, но на такую работу у меня пока что нет времени. Да и не нужно это. Или тут принято, говоря о солнце, приводить факты его существования? Что касается остальных подтверждений. При написании статьи я, по большому счету опирался на собственные знания по этому вопросу, которые я получил в ВУЗе, в общении со специалистами, из учебников и прочей технической литературы, поэтому не совсем хорошо представляю как указать источник (2 книги я добавил в список литературы).

Повторюсь, лучшее подтверждение моих слов — здравый смысл, трезвая логика, и хотя бы знание основ физики.

В общем, я надеюсь на адекватную реакцию с вашей стороны друзья, и объяснения, если я где-то не прав. Спасибо!

Знаете, далеко не все ваши построения бесспорны. Например касательно увеличения мощностей и скоростей, все обстоит несколько наоборот, еще в начале 1970-х в США не были редкость двигатели в 300-350 л.с. (реальных, не американских, указать могли и 425 л.с.) при небольшой (по сравнению с современными аналогами, сильно потяжелевшими из-за стандартов безопасности) массе, сегодня такую энерговооруженность имеют только спортивные автомобили и люксовые седаны. Однако ж в те времена ограничивались высокопрофильными диагоналками и барабанными тормозами, хотя движение в тех же США менее плотным чем сегодня никак не было. Высказывания о росте энерговооруженности преимущественно касаются СССР/России, частично Европы и Японии. DL24 09:21, 10 августа 2008 (UTC)

roriki: Кстати, заимствуя информацию нужно обязательно давать ссылки, в последнее время среди вебмастеров просто повальное нежелание ставить ссылки. Позаимствовано кстати и с моего сайта, приводить не буду, а то посчитают спамом. Сократите описание, выкиньте «воду» коей «понакопипастили» из десятка сайтов, оставьте суть. Удачи. —95.32.218.223 10:29, 11 января 2010 (UTC)

100 000 km на одной покрышке?[править код]

Подтвердить бы источниками; с моей практической точки зрения эта цифра ближе к 50-ти тысячам, причем чем паршивее покрышка (тверже резина и => хуже сцепление с дорогой), тем она дольше носится. Так что вопрос IMHO еще сильно открыт. Ну и кроме того 100000 это не пробег, а так, обкатка :-)))) Serg 01:16, 9 декабря 2008 (UTC)

Так, случись чего, проедет это колесо 100000 или не проедет? Речь-то не об износостойкости резины, а о схождении и жевании резины при большом схождении.Sergey Sorokin 18:50, 10 декабря 2008 (UTC)
  • При чем здесь развал-схождение? При неправильном будет только хуже.
  • «Износ покрышек автомобилей является почти решённой проблемой (при правильно установленных углах колёс).» — IMHO очень спорное утверждение. «Мягкая» покрышка лучше держит, в особенности в мокрую погоду, но хуже ходит. «Жесткая» дольше ходит, но в мокрую погоду как на лыжах. Так что даже до частичного решения данной проблемы далековато.
  • «Современные покрышки проезжают свыше 100 000 км.» — Ну не проезжают они столько – никак. Разве что самые паршивые, и то после 70-80 будут совсем лысые, т.е. уже нелегальные с точки зрения безопасности..
  • «Нерешённой проблемой является износ покрышек у колёс самолётов.» — У самолетов вообще никакого развала-схождения нет, т.е. проблема не в нем, а именно в резине..
—Serg 23:36, 10 декабря 2008 (UTC)

Как известно (по крайней мере автомобилистам) колесо ВКЛЮЧАЕТ в себя диск и шину, несмотря на заверения в теле статьи. Цитата из БСЭ с Яндекса: Позднее для увеличения прочности колеса стал применяться металлический обод, который затем в транспортных машинах был заменен шинами , то есть шина является частью колеса и заменяет собой обод, который использовался ранее. В настоящее время, применительно к автомобилям, колесом (в сборе) называется колёсный диск (та металическая штука, которая находится под шиной), и собственно сама шина и/или покрышка Предлагаю определиться с терминологией AterLux 13:13, 19 августа 2009 (UTC)

ИМХО, «диск» — это всё же жаргон. + Ещё бывают спицевые колёса, в которых диска как такового нет вообще, только ступица и обод. — Monedula 15:12, 19 августа 2009 (UTC)
Не, стоп… по официальной терминологии — колесо это металлическая часть, а на него надевают шину, которая фиксируется на ободе колеса. Это известно как раз автомобилистам, ну во всяком случае наверное за исключением блондинок на шпильках. Это от истории пошло, когда были колёса без шин. Собственно цитату об этом вы и привели, из БСЭ. Но обод никуда не делся, он остался и есть до сих пор (а по вашему на что сажается шина), там тоже написана дурь в некотором плане. Обод не заменили шиной, а надели шину на него.
Что по-вашему колесо на 15 дюймов ? Это диаметр обода колеса. Не всей конструкции в сборе с шиной же. Источник… ну даже не знаю, посмотрите например Йорнсен Раймпель, Амортизаторы, шины и колёса. Машиностроение, 1986 год. Она в Инете есть, скачивание бесплатное. DL24 15:39, 19 августа 2009 (UTC)
Колесо на 15 дюймов — ну, во первых, это действительно диаметр обода диска и посадочный диаметр шины. Обычно так обозначают колесо в сборе — диск с шиной. Естественно ширина обода и посадочный диаметр шины должны совпадать, иначе не собрать колесо. Если речь ведут про диск отдельно то говорят «Диск 15 дюймов (ширина такая-то крепления так-то, диаметр отверстия такой-то)», если отдельно про шину или покрышку то — соответсвенно. Отдельно без шины диск не может выполнять функцию колеса. Шина — это необходимый элемент. AterLux 04:09, 20 августа 2009 (UTC)
Ну понимаете, вы под эгидой «обычно» толкаете своё, обывательское понимание вопроса, а я вам объясняю, как принято в технической терминологии. Почитайте статью про маразм, и поймите, что обиходные названия и официальные — совершенно разные вещи.
Потом. Колёсный диск не включает в себя обод. Диск — это альтернатива спицам, именно та часть, которая соединяет ступицу с ободом. Называть диском всё колесо в сборе (обод плюс диск), как делаете вы и большинство, с точки зрения терминологии некорректно. Соответсвенно слова диск на 15 дюймов — бессмыслица, такого не бывает. Бывает колесо на 15 дюймов, обод на 15 дюймов. В магазине автозапчастей — да, можете говорить про диски на 15 дюймов, вас поймут.
Кстати вы ещё одну странную вещь написали: если ШИРИНА обода и «посадочный диаметр шины» совпадают, никак такая шина туда не наденется. Ширина — это ширина, а не диаметр. Видите, что получается, когда не соблюдают принятую терминологию ? Элементарно смешно.
DL24 16:39, 20 августа 2009 (UTC)
«Ширина» — это опечатался, естественно я понимаю различие между шириной обода и диаметром. Поискал в литературе, в интернете: да, встречается и так и так. Например в некоторых источниках говорится что колесо — обязательно состоит в том числе и из ступицы. В случае с автомобилем мы говорим про колесо без ступицы. Думаю диск — вполне оправданная терминология, хотя, конечно и термин «Колесо» — формально вернее. Далее, как было замечено «правильный» не значит «понятный». Тут уж надо определиться что важнее. AterLux 08:19, 21 августа 2009 (UTC)
Это не повод использовать обиходные названия. Давайте придерживаться общепринятых технических терминов. Я думаю если бы вы посмотрели не книжки серии «для чайников», «для автошкол», и вообще популярную литературу, а скажем учебники соответсвующего профиля для ВУЗов и хот бы техникумов — то сразу увидели бы что и как называется. Я же вам говорю, хотите источник — качайте Йорнсена Раймпеля, Амортизаторы, шины и колёса. Вся его серия, это настольная книга разработчиков наших легковых машин, которые сегодня ездят по улицам.
Если вы хотите понятности, то как раз и надо в статье понятно и доступно изложить, что и как правильно называется. Авось люди прочитают и не будут путаться.DL24 18:11, 21 августа 2009 (UTC)

Хотел бы добавить ссылку на статью

Статья написана крупной шинной компанией «Пауэр Интернэшнл-шины» —Сорнев Александр,(ООО «Пауэр Интернэшнл-шины», специалист по информационным технологиям) 212.5.92.161 07:38, 16 июня 2010 (UTC)

Интересная статья — Предлагаю ссылку к размещению для статьи Автомобильная шина? Крутые лапти – эксклюзивная статья петербургского журналиста Д. Шургальского (работающего по автомобильной тематике), подготовленная специально для раздела справочника.89.112.80.221 17:56, 15 сентября 2011 (UTC)

Прошу добавить полезную ссылку в статье http://intershina.com.ua/help/markirovka-shin так как она помогла разобраться и понять материал который изложен в данной статье. спасибо. — Эта реплика добавлена с IP 95.55.160.195 (о) 21 декабря 2013‎

Вы для автомобилистов пишете или просвещаете все же?

  1. 205 — ширина профиля, мм
  2. 55 — отношение высоты профиля к ширине

А что такое ПРОФИЛЬ? Покажите схемку-то.

  • Боковая часть — «боковина» ?

«Автомобильная шина (покрышка, баллон или резина)» — Зачем давать в описание заведомо неправильные названия? Покрышка используется только у пневматических шинах. Балллон — это на крайний случай, камера пневматической шины. Резина — это материал, а не изделие. Если в статье описываются и пневматические и монолитные шины и даже пластиковые, то «покрышка» и «баллон» в общее описание давать нельзя. А «резина» — просто безграмотно. 212.38.104.42 07:43, 10 апреля 2012 (UTC) Дмитрий

  • В результате из текста полностью исчезло, чем покрышка отличается от шины. Вот я не знаю. — Укларочить 19:52, 28 февраля 2014 (UTC)

Шина и покрышка[править код]

Шина и покрышка — это одно и то же? В статье термины употребляются вперемежку.
—MichaelMM 213.24.135.234 07:29, 21 декабря 2016 (UTC)

Плохо, что употребляются, но в статье вообще терминологический беспредел творится. Какое-то время назад об этом висело предупреждение в шапке — что в статье понапутаны понятия колесо, диск, шина, покрышка — но его удалил кто-то. Шина = покрышка + камера + ободная лента. —85.140.1.94 14:44, 18 ноября 2017 (UTC)

непневматические шины (NPT) ~ en:Airless tire ~
уже актуальны.. см. на Мембране (напр. Michelin Tweel [1], Bridgestone Air Free Concept Tyre

—Tpyvvikky 07:33, 29 декабря 2014 (UTC)

также, Полиуретановые (вспенённый полиуретан) — солнце(УФ)- влагостойкие; применение — мотоколяски, погрузчики, косилки и тп. —Tpyvvikky 15:28, 5 января 2015 (UTC)

Система централизованной подкачки шин[править код]

Системы централизованной подкачки шин: [4] [5]

также — нет упоминания о шинах, давление в которых можно регулировать на ходу, прямо с места водителя …-/ (ГАЗ-53) —Tpyvvikky 11:51, 7 января 2015 (UTC)

Таки шина — часть колеса или нахлобучка на колесо?[править код]

А то в 2009, судя по дискуссии выше, бесспорной Библией российских инженеров считался какой-то СССР-овский гражданин Йозеф Румпель (прошу извинить, если имя неточно, я не специалист). А сейчас:

Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов колеса

За восемь лет концепция поменялась?
213.24.125.3 05:48, 30 сентября 2017 (UTC)MichaelMM

Во-первых, таки Йорнсен Раймпель, вполне себе из ФРГ гражданин, выпускался в переводе. Во-вторых, в официальной терминологии, колесо — только металлическая часть (состоит из обода и диска / спиц), а всё резиновое — это шина (покрышка + камера). 85.140.1.94 14:25, 18 ноября 2017 (UTC)

Числитель-знаменатель[править код]

За статьёй, увы, следить перестали, но всё же подкину.

Радиальные шины могут иметь практически любое соотношение между шириной профиля и его высотой, в зависимости от которого он делятся на полнопрофильные (0,7…0,82), низкопрофильные (0,6…0,7) и сверхнизкопрофильные (менее 0,6).

Наоборот, между высотой и шириной.
213.24.125.3 05:52, 30 сентября 2017 (UTC)MichaelMM

Такое править сразу надо, а не на обсуждение выносить. Я думаю, возражений не было бы. 85.140.1.94 14:49, 18 ноября 2017 (UTC)
Метрическая система
Пример: 165—330 — шина шириной 165 мм и посадочным диаметром 330 мм, диагональная полнопрофильная (соответствует шине 6,45-13 в дюймовой системе).
Дюймовая система
Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R

Т.е. вторая дюймовая система не содержит ничего похожего на формат «число-тире-число». Там вообще нет тире.
Это две разные дюймовые системы? Или в первом случае — «метрическая система с параметрами в дюймах»? —213.24.125.3 06:23, 30 сентября 2017 (UTC)MichaelMM

Общепринятых названий в русскоязычной литературе нет. Система вида «35×12.50» сегодня используется, насколько я понимаю, только для внедорожных шин. Хотя раньше могла применяться и для обычных, см. фото:
6,45-13 — тоже в дюймах, но как принято для обычных шин, причём только для диагоналок, так как у радиальных шин ширина указывается в мм. Почему ? Х его З, исторически сложилось… Но из-за этого называть её дюймовой не вполне корректно, КМК. Тире и × равнозначны, могут использоваться и так, и так. 85.140.1.94 14:39, 18 ноября 2017 (UTC)
Колесо мотоцикла начала века, виден каркас из текстильного корда.

Да там только каркас и виден. А каучук где же? Он ведь не испаряется, и моль его не ест. А так износить при езде — невозможно.
213.24.125.3 06:29, 30 сентября 2017 (UTC)MichaelMM

Стух и осыпался, натуральный каучук без консервантов и других стабилизаторов рассыпается в порошок, видимо, бактерии его нямнямкают. Нечто подобное можно наблюдать на примере очень очень старого ластика. Если верить надписи, моцортыкл со времён ПМВ (или вскоре после неё) провалялся в сарае. 85.140.1.94 14:26, 18 ноября 2017 (UTC)
Вот то же самое произошло, просто от стояния на солнце
85.140.1.94 06:51, 20 ноября 2017 (UTC)

Взаимоисключающие параграфы[править код]

Существует широко распространённое заблуждение, что на сухих дорогах протектор снижает коэффициент сцепления из-за меньшей площади пятна контакта по сравнению с шиной без протектора (slick tyre). Это неверно, так как в отсутствие адгезии сила трения не зависит от площади соприкасаемых поверхностей.

на твёрдом сухом или влажном асфальте шипованные шины даже проигрывают «обычным»: из-за снижения площади пятна контакта шины с дорогой, тормозной путь автомобиля увеличивается на 5-10 %

Таки зависит сцепление шины с дорогой от площади пятна контакта или нет ?)))
P.S.: правильный ответ — умников со школьным учебником физики и брусками на наклонной плоскости надо слать лесом по направлению к университету, где им, может быть, дадут более углублённое образование.

Данная проблема достаточно подробно рассмотрена в курсе теории автомобиля для ВТУЗов, например, в учебнике Агейкина, который есть в гуглбукс, так что нет необходимости что либо выдумывать или перепечатывать с сомнительных сайтов. Зависимости здесь намного сложнее, чем в задаче о наклонной плоскости. В пятне контакта шины с дорогой происходит большое количество разнообразных процессов, включая трение покоя, трение скольжения, внутреннее трение слоёв резины друг о друга (при торможении «на юз»), и так далее. В каждый момент времени одни элементы шины в пятне контакта находятся в состоянии трения покоя, другие — трения скольжения. Увеличение деформации шины, например при торможении, вызывает переход элементов от трения покоя к трению скольжения (вплоть до чистого скольжения, при заблокированном колесе), при этом коэффициент сцепления сначала растёт до определённого предела, а затем падает. Поэтому нужно рассматривать не трение отдельного элемента контакта, а сцепление шины с дорогой в целом.

Сцепление колеса с дорогой определяется распределением тангенциальных сил в пятне контакта, а оно зависит и от ширины шины (и обода тоже, так как в зависимости от ширины обода меняется деформированное состояние шины, в частности — поперечная кривизна беговой дорожки), и от её наружного диаметра (больше диаметр — ниже тангенциальные деформации — выше коэффициент сцепления), и от её эластичности (более эластичная шина — выше коэффициент сцепления, так как большее число элементов шины находится в состоянии трения покоя, а не скольжения), и от насыщенности рисунка её протектора (на сухой дороге чем выше насыщенность — тем выше коэффициент сцепления, на мокрой может быть и наоборот), и от формы пятна контакта (в частности, чем больше его длина — тем равномернее распределены по нему тангенциальные силы, тем выше коэффициент сцепления), величины и распределения нормальных давлений в пятне контакта (причём по разному на разных покрытиях), и ещё от десятков других параметров. Простых зависимостей вида «больше площадь — лучше сцепление» и подобных тут вообще нет.

85.140.1.94 08:33, 20 ноября 2017 (UTC)

Шинный калькулятор — это сервис который рассчитывает, как изменится внешние размеры колеса, высота дорожного просвета (клиренс), показания спидометра и другие характеристики, при установке автомобильной шины с другим типоразмером.

Силовая неоднородность шины — Википедия

Силовая неоднородность шины — это динамически-механические свойства пневматических шин, которые четко обозначены набором стандартов измерений и условий проведения испытаний, принятых производителями шин и автомобилей по всему миру. Эти эталоны включают такие параметры как: разброс радиальной и поперечной сил, конусность, угол бокового увода шины, радиальное и боковое биения, выпуклости по боковине. Производители шин по всему миру применяют данное тестирование с целью выявления негодных покрышек, чтобы они не попали на рынок. Как изготовители покрышек, так и производители транспортных средств, стремятся улучшить однородность покрышек для более комфортного передвижения.

Окружность покрышки можно рассмотреть как набор очень маленьких упругих элементов, чья жесткость различается в зависимости от условий производства. Эти упругие элементы сжимаются при взаимодействии с поверхностью дороги и возвращаются в исходное положение. Колебание в жесткости пружины в обоих направлениях — радиальном и поперечном — вызывает разброс и силах сжатия и восстановления во время вращения покрышки. На идеальной шине, идущей по безупречно гладкому пути, сила, распределяющаяся между машиной и шиной, будет постоянной. Однако, стандартно собранная покрышка, идущая по безупречно ровной дороге, окажет переменную силу на транспортное средство, которая повторит каждое вращение шины. Это колебание является источником различных повреждений при езде. Производители, как шин, так и машин стремятся снизить количество таких повреждений, чтобы улучшить динамические характеристики транспортного средства.

Оси измерения[править | править код]

Оси колебания силы Силы шины разделены по трем осям: радиальная, поперечная, и касательная (или продольная). Радиальная ось проходит от центра покрышки к протектору, или это вертикальная ось от дорожного полотна через центр шины к транспортному средству. Эта ось поддерживает вес автомобиля. Поперечная ось отходит в разные стороны от протектора. Она идет параллельно оси, на которой закреплена шина. Касательная ось — это та, в направлении которой идет шина.

Колебание радиальной силы[править | править код]

Так как радиальная сила действует вверх и поддерживает транспортное средство, колебание радиальной силы описывает изменение в этой силе по мере вращения шины по дороге. Пока шина вращается, а упругие элементы с различными жесткостями пружины касаются и отрываются от поверхности, сила будет изменяться. Представим, шина держит нагрузку в 1000 фунтов (≈454 кг)и идет по идеально ровному пути. То есть для силы будет типичным варьирование вверх и вниз от этого значения. Колебание между 995 и 1003 фунтами, будет охарактеризовано как колебание радиальной силы (RFV) в 8 фунтов. RFV может быть выражено значением двойной амплитуды, максимальное значение минус минимальное или любое значение гармоники, описанное ниже.

Анализ гармоники[править | править код]

Анализ формы гармонической волны КРС, как и другие измерения колебания силы, можно представить как сложную форму волны. Эта форма может быть выражена в соответствии со своей гармоникой, применяя Преобразование Фурье (ПФ). ПФ позволяет параметризировать различные аспекты динамических свойств шины. Первая гармоника, выраженная как RF1H (первая гармоника радиальной силы), описывает амплитуду колебания силы, которая посылает пульс в транспортное средство один раз на каждое вращение. RF2H выражает амплитуду радиальной силы, которая вызывает пульс дважды за оборот и т. д. Часто эти гармоники обладают известными причинами, и могут использоваться для диагностики проблем производства. Например, пресс-форма для шин, закрепленная 8 болтами, может термически деформироваться и вызвать восьмую гармонику, таким образом, наличие высокой RF8H может указать на проблему крепления пресс-формы. RF1H — основная причина нарушений движения, сопровождаемая RF2H. Большие гармоники менее проблематичны, потому что скорость вращения шины на магистральных скоростях отмеряет время гармонического значения создает повреждения на таких высоких частотах, что они амортизируются или преодолеваются другими динамическими условиями транспортного средства.

Колебание поперечной силы[править | править код]

Так как поперечная сила действует от стороны в сторону вдоль оси, на которой крепится покрышка, колебание поперечной силы характеризует изменение в данной силе, по мере того, как шина вращается под нагрузкой. Пока шина вращается, а упругие элементы с различными жесткостями пружины касаются и отрываются от поверхности, поперечная сила будет изменяться. Во время вращения шина может оказывать поперечное давление примерно в 25 фунтов (≈11.3 кг), вызывая тягу руля в одном направлении. Колебание между 22 и 26 фунтами можно описать как колебание поперечной силы или LFV. LFV может быть выражено значением двойной амплитуды, максимальное значение минус минимальное, или любое значение гармоники, описанное ниже. Поперечная сила значима, например, закрепленная на автомобиле, поперечная сила может быть положительной, двигая авто влево, либо отрицательной — двигая его вправо.

Колебание касательной силы[править | править код]

Так как поперечная сила действует в направлении движения, колебание касательной силы характеризует изменение в данной силе, по мере того, как шина вращается под нагрузкой. Пока шина вращается, а упругие элементы с различными жесткостями пружины касаются и отрываются от поверхности, касательная сила будет изменяться. Во время вращения шина оказывает высокое тяговое усилие для ускорения транспортного средства и сохранения числа его оборотов на постоянной скорости. При устойчивом состоянии для силы может быть типичным варьирование вверх и вниз от этого значения. Это колебание может быть охарактеризовано как TFV. При испытательных условиях на одинаковых скоростях, TFV может обнаружить себя через небольшую неустойчивость скорости, возникая при каждом обороте, ввиду изменения в радиусе качения колеса. TFV не измеряется во время производственных испытаний.

Конусность[править | править код]

Конусность — это параметр, основанный на поведении поперечной силы. Это характеристика, описывающая склонность покрышки крутиться как конус. Эта склонность влияет на эффективность рулевого управления транспортного средства. Для того чтобы определить Конусность поперечная сила измеряется в двух направлениях — по часовой (LFCW) и против (LFCCW) часовой стрелки. Конусность рассчитывается как половина разницы этих двух значений, учитывая при этом, что значения по и против часовой стрелки имеют противоположные знаки. Конусность является важным параметром для производственных испытаний. Во многих легковых автомобилях высокого класса шины с равной конусностью крепятся на левую и правую стороны машины с учётом того, что эти показатели конусности нейтрализуют друг друга и обеспечат более гладкие ходовые качества с небольшим эффектом вращения. Именно с этой целью производители шин замеряют конусность и сортируют в группы в зависимости от результатов.

Угол бокового увода (колеса)[править | править код]

Угол бокового увода — параметр, основанный на поведении поперечной силы. Это характеристика, обычно описывается как склонность покрышки «ползти как краб», или двигаться из стороны в сторону, при этом сохраняя прямолинейное направление. Эта тенденция влияет на характеристики вращения руля автомобиля. для того, чтобы определить Плайстир, необходимо измерить поперечную силу в обоих направлениях — по часовой (LFCW) и против (LFCCW) часовой стрелки. Угол бокового увода рассчитывается как половина суммы этих значений, учитывая при этом, что значения по и против часовой стрелки имеют противоположные знаки. На производственных испытаниях данный угол не рассчитывается.

Радиальное биение[править | править код]

Радиальное биение (RRO) описывает отклонение округлости шины от идеального круга. RRO может быть выражено как значение двойной амплитуды, так же как и значения гармоники. RRO сообщает движение транспортному средству, что схоже до некоторой степени с колебанием радиальной силы. RRO зачастую измеряется ближе к центральной линии шины, в то же время некоторые производители шин способны измерять RRO с трех позиций: левое плечо, центр, правое плечо.

Поперечное биение[править | править код]

Поперечное биение (LRO) описывает отклонение боковины шины от идеальной плоскости. LRO может быть выражено как значение двойной амплитуды, или как значения гармоники. LRO сообщает движение транспортному средству, что схоже до некоторой степени с колебанием поперечной силы. LRO зачастую измеряется в верхней части боковины, ближе к плечу протектора.

Выпуклость и углубление по боковине[править | править код]

Учитывая, что шина — это комплекс многочисленных компонентов, свулканизованных в пресс-форме, существует много изменений параметров процесса, по которым можно классифицировать покрышки как бракованные. Выпуклости и впадины по боковине и являются такими дефектами. Выпуклость — это недопрессовка на боковине, которая увеличивается при накачивании. Впадина — это перепрессовка, которая не расширяется в равной степени с прилегающей зоной. Оба случая считаются визуальным браком. В производстве шины измеряются для того, чтобы выявить покрышки с чрезмерными визуальными дефектами. Выпуклости могу также указывать на неправильные условия сборки, например, отсутствие корда, что несет в себе опасность травмирования. Поэтому производители шин устанавливают строгие стандарты контроля шин на наличие выпуклостей. Выпуклость и впадину по боковине также называют утолщение, выбоина и бугристая боковина.

Станки измерения силовой неоднородности шины[править | править код]


Станки силовой неоднородности — специализированное оборудование, которое автоматически исследует шины на параметры однородности покрышки описанные выше. Они состоят из нескольких подсистем, включая транспортировку шины, усаживание её на патрон, измерительные ободья, смазка борта, накачивание воздухом, нагрузочный барабан, привод шпинделя, измерение силы и геометрии.

Сначала, шина центруется, затем смазываются её борта для более мягкого насаживания на измерительные ободья. Покрышка индексируется на испытательном узле и устанавливается на нижний патрон. Верхний патрон опускается, пока не соприкоснется с верхним бортом. Шина накачивается до заданного значения давления. Выдвигается нагрузочный барабан вплоть до покрышки и прилагает нагрузочную силу. Привод шпинделя разгоняет шину до испытательной скорости. Как только скорость, сила и давление стабилизируются, датчики нагрузки измеряют силу, оказанную шиной на нагрузочный барабан. Сигнал силы обрабатывается в аналоговых схемах, затем анализируется и выдает параметры измерения. В зависимости от различных стандартов шины маркируются следующими пометками: угол верхнего отклонения колебания радиальной силы, сторона положительной конусности и значение конусности.

Другие типы станков[править | править код]

Существуют многочисленные разновидности и инновации среди нескольких производителей станков силовой неоднородности шины. Стандартная испытательная скорость, подаваемая стандартным нагрузочным барабаном, для таких машин — 60 оборотов в минуту, что примерно равняется 5 милям в час (8.05 км/час). Высокоскоростные станки используются в научно-исследовательской области, где скорость может достигать 260 км/час и выше. Такие станки были также внедрены в производственные испытания. Наряду с этим используются машины, сочетающие измерение колебания силы и динамическое равновесие.

Колебание радиальной и поперечной сил может быть уменьшено на станке силовой неоднородности посредством шероховки. В центре цикла шероховки шлифовщик подводится к центру протектора и убирает резину на выступах RFV. Сверху и по низу плеча протектора шлифовщики применяются для того, чтобы снизить размер контактной поверхности или контура и результирующее колебание силы. Верхние и нижние шлифовщики могут быть изменены независимо друг от друга в целях уменьшения значений конусности. Шлифовщики также применяются для коррекции излишнего радиального биения.

На станке силовой неоднородности шины можно также измерить радиальное и поперечное биения, конусность и выпуклость. Для этого используются несколько поколений технологий замера. Они включают в себя: контактная игла, емкостные датчики, лазерные датчики с фиксированной точкой, лазерные системы широкого захвата.

Контактная игла[править | править код]

Технология контактной иглы использует датчик касания для передвижения по поверхности шины, пока та вращается. Аналоговая измерительная аппаратура считывает движение щупа и записывает форму колебания биения. При измерении радиального биения игла фиксируется на лопатку широкого охвата, которая способна измерять пустоты на рисунке протектора. При измерении поперечного биения на боковине игла идет по очень узкой гладкой дорожке. Метод контактной иглы — одна из самых ранних технологий, который требует немалых усилий для поддержания своей механической эффективности. Небольшой захват боковины ограничивает результативность обнаружения грыж и впадин по остальной зоне боковины.

Емкостные датчики[править | править код]

Емкостные датчики создают диэлектрическое поле между шиной и датчиком. По мере изменения расстояния между датчиком и шиной свойства напряжения и/или тока диэлектрического поля меняются. Аналоговые схемы применяются для того, чтобы измерить изменения поля и записать форму колебания биения. По сравнению с контактными иглами область захвата у емкостных датчиков примерно на 10 мм обширней. Метод емкостного датчика — одна из самых ранних технологий, которая хорошо себя зарекомендовала; однако, датчик должен быть спозиционирован очень близко к поверхности шины, так что столкновения между покрышкой и датчиком могут привести к долгосрочным ремонтным работам. К тому же, некоторые датчики очень чувствительные к влажности, что приводит к некорректно считанным данным. Захват поверхности в 10 мм также означает, что измерение выпуклости ограничивается небольшой зоной шины. В емкостных датчиках используется фильтрация пустот, чтобы избежать влияния полостей между шашечками протектора при измерении радиального биения, и фильтрация символов, чтобы избежать влияния выступающих букв и рисунка на боковине.

Лазерные датчики с фиксированной точкой[править | править код]

Лазерные датчики с фиксированной точкой были разработаны как альтернатива двум предыдущим методам. Лазеры сочетают узкую дорожку захвата с большим расстоянием до шины. Для того, чтобы покрыть более широкий участок, были введены механические системы позиционирования, позволяющие считывать различные зоны на боковине. В лазерных датчиках с фиксированной точкой применяются фильтрация пустот, чтобы избежать влияния полостей между шашечками протектора при измерении радиального биения, и фильтрация символов, чтобы избежать влияния выступающих букв и рисунка на боковине.

Лазерные системы широкого захвата[править | править код]

Лазерные системы широкого захвата были введены в 2003 году и зарекомендовали себя как самые восприимчивые и надежные методы измерения биения, выпуклости и впадины. Данные датчики проецируют спектральную линию вместо точки тем самым, покрывая больший участок. Датчики по боковине могут свободно измерить весь участок от борта до плеча протектора и исследовать всю боковину на дефекты грыжи или впадин. Широкие радиальные датчики могут замерить от 300 и более мм, покрывая всю ширину протектора. Это позволяет охарактеризовать RRO на нескольких дорожках. Датчики широкого захвата функционируют на достаточно большом расстоянии, чтоб избежать столкновения с шиной. Применяемые двухмерная фильтрация полостей протектора и фильтрация букв на боковине позволяют исключить эти характеристики из измерений биения.

Велосипедная шина — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2013; проверки требуют 28 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 сентября 2013; проверки требуют 28 правок. Протектор покрышки (шины)

Велосипедная шина, или велосипедная покрышка, — упругая резиновая оболочка с металлическим или полимерным кордом, установленная на обод колеса. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном, предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, компенсации погрешности траекторий колёс, реализации и восприятия сил.

Обычно велосипедные шины накачиваются воздухом, что позволяет регулировать их жёсткость.

Составные части покрышки: 7 — протектор, 12 — плечевая зона, 14 — подканавочный слой, 32 — каркас, 33 — брекер, 38 — боковина, 39 — резина боковины, 43 — борт, 48 — бортовое кольцо

Основные составные части покрышки [1]:

  • Протектор — наружная резиновая часть покрышки, обеспечивающая сцепление с дорогой и предохраняющая каркас от повреждений.
  • Каркас — силовая часть покрышки, состоящая из одного или нескольких слоев корда (как правило, нейлонового), закрепленных на бортовых кольцах. Плотность плетения корда обозначается числом нитей на дюйм (TPI).
  • Боковина — часть покрышки между плечевой зоной и бортом. В велосипедных шинах используются боковины двух типов:
    1. Gumwall — корд с малой плотностью плетения, покрытый толстым слоем резины.
    2. Skinwall — корд с большой плотностью плетения, покрытый очень тонким декоративным слоем резины.
  • Бортовое кольцо (также «бортировочный трос», часто неверно называется «кордом») — проволочное или более легкое кевларовое кольцо, являющееся основой борта покрышки. Покрышки с кевларовыми кольцами называются «фолдинговыми» и могут быть компактно свернуты для удобства перевозки.

Покрышки различаются в основном размерами и рисунком протектора. Размер определяется двумя числами, обозначающими диаметр и ширину покрышки. Существует несколько стандартов обозначения размеров покрышек.

Диаметр[править | править код]

Существуют разные системы обозначения размеров ободов, покрышек и камер. Одним из них является международный стандарт ISO ETRTO (European Tyre and Rim Technical Organization — Европейская техническая организация по ободам и покрышкам)[2]. Размеры колёс в дюймах:

  • 12, 16 — детские велосипеды.
  • 20 — велосипеды BMX, раскладные и детские велосипеды.
  • 24 — подростковые велосипеды.
  • 26 — горные велосипеды, кросс-кантри, городские и прогулочные велосипеды.
  • 27,5 — горные велосипеды, кросс-кантри. На 5 % выше, чем 26-дюймовое колесо.
  • 28 — шоссейные, гибридные и дорожные велосипеды.
  • 29 — относительно новый стандарт размерности колес горных велосипедов, стремительно завоевывающий популярность на рынке.

Самый распространенный размер колес 26″ и 28″.

Ширина[править | править код]

Для ровных покрытий, как правило, используют покрышки шириной до двух дюймов. Для бездорожья выбирают покрышки шириной более двух дюймов. Для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления. Рабочее давление шин шоссейных велосипедов обычно составляет 8 атм. С увеличением ширины покрышки рабочее давление снижается.

Рисунок протектора, как и ширина покрышки, выбирается в зависимости от типа дорожного покрытия, по которому предполагается ездить. Для езды по дорогам с твёрдым покрытием выбирают узкие покрышки без ярко выраженного рисунка протектора — «слики». Для езды по мягкой почве выбирают более широкие покрышки с большими грунтозацепами — «грязевые». Обычно чем сильнее выражен протектор, тем лучше сцепление колеса, но тем выше сопротивление качению. Существует промежуточный вариант — так называемые «полуслики». На них грунтозацепы расположены только по краям покрышки, так что при езде по ровному жёсткому покрытию они не касаются дороги.

Шипованная покрышка Nokian Hakkapeliitta W240

Для передвижения зимой выпускаются шипованые покрышки.

Жёсткость протектора[править | править код]

Жёсткость протектора велосипедной покрышки измеряется специальными единицами, которые ввёл Альберт Шор (англ. Albert F. Shore). Шкала получила название Shore A Durometer. Можно выделить несколько диапазонов в соответствии с этой шкалой[3]:

  • 40-45a, мягкая, цепкая резина. Используется на DH велосипедах. Легко прокалывается;
  • 50-60a, резина средней мягкости. Используется в горных велосипедах;
  • 60-70a, плотная резина, используется в кросс-кантри. Трудно прокалывается, но не цепкая.

Защита от проколов[править | править код]

Защита от проколов

Различные производители предлагают множество велосипедных шин с защитой от проколов в виде интегрированного пояса из высокоэластичного специального каучука или кевлара, который защищает камеру в области протектора. Дополнительная защита увеличивает вес покрышки.

Шины горного велосипеда бывают бескамерными — в этом случае воздух в шине удерживается самой покрышкой, герметично прижатой к ободу. Ниппель при этом вкручивается в обод колеса. Прижатие покрышки осуществляется давлением воздуха, поэтому монтаж бескамерной шины осуществляется резким увеличением давления в шине. В случае прокола бескамерной покрышки прокол может быть автоматически заклеен специальным герметиком, вязкой жидкостью, залитой внутрь покрышки. При отсутствии герметика единственный способ ремонта на месте — вывернуть ниппель из обода и смонтировать шину как обычную, воспользовавшись запасной камерой.

Шоссейные шины[править | править код]

На шоссейных велосипедах могут устанавливаться однотрубки («трубки», «велотрубки»), в которых камера и покрышка представляют собой единое целое. Благодаря этому велотрубки несколько легче классических шин, но их невозможно (или очень трудно) отремонтировать при проколе и неудобно монтировать в полевых условиях (такие трубки приклеиваются к ободу).

Для решения трудности монтажа таких шин были разработаны двусторонние клейкие ленты (например, Carogna[4] компании Effetto Mariposa или аналогичные[5] компании Tufo). Они позволяют точнее позиционировать трубку на ободе до того, как клей начнёт действовать: в случае применения клея случайно прилипшие участки приходится отрывать, что ухудшает качество склейки; лента же вначале наклеивается на обод, затем натягивается шина, подкачивается и центрируется, немного приспускается, и в последнюю очередь — вынимается защитная лента, покрывающая верхний слой клея. Для удаления остатков клейкой ленты при демонтаже разработаны специальные растворители. Такая технология позволяет также сберечь обод: его не нужно зачищать абразивом при монтаже следующей покрышки.

У детских велосипедов встречаются цельнолитые (непневматические) шины.

⛭

Велосипедные комплектующие, инструменты и аксессуары

Шина — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Мідні шини (у першому значенні терміна)

Ши́на (від нім. Schiene — «рейка», «штаба», «планка», «смуга») — термін, що має такі значення:

  • Шина — в електротехніці — збірна конструкція, призначена для приймання та розподілу електроенергії. Застосовуються переважно мідні, рідше алюмінієві чи сталеалюмінієві або ж сталеві шини; елемент шинопроводу.
  • Шина, пневматична шина, автошина — гумова покришка колеса транспортних засобів.
  • Велосипедна шина — пружна гумова оболонка з металевим або полімерним кордом, встановлена на обід колеса.
  • Шина для газону (що зберігають дерн) — шини для малої техніки сільськогосподарського призначення.
  • Шина — металевий обруч, який насаджують на обід дерев’яного колеса для збільшення його міцності, зменшення зносу.
  • Шина — діалектна назва залізничної рейки
  • Шина адреси — по адресній шині пересилаються адреси комірок оперативної пам’яті, з яких процесор вибирає команди та дані для цих команд.
  • Шина даних — шина, призначена для передачі інформації.
  • Шина — в електроніці — фізичний канал передачі електричних сигналів в ЕОМ.
  • Системна шина (англ. system bus) — комп’ютерна шина що з’єднує компоненти комп’ютерної системи
  • Шина — у топології — спосіб з’єднання елементів мережі.
  • Шина керування — визначає розрядність процесора і для сучасних комп’ютерів
  • Медична шина — опорна конструкція для накладання пов’язки, бандажу для знерухомлення зламаної чи ушкодженої ділянки тіла
  • «Шина» — французько-ангольський художній фільм 2010 року (режисер — Квентін Дюп’є)
  • Планета Шина (англ. Planet Sheen) — американський мультиплікаційний CGI-серіал.
  • Інтеграційна шина даних — сполучне програмне забезпечення, що забезпечує централізований та уніфікований, орієнтований на події обмін повідомленнями між різними інформаційними системами на принципах сервіс-орієнтованої архітектури.

Шина (язык) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Язык шина (کشمیر; урду شینا‎‎, Šīnā, деванагари: षीना) — язык одноимённого народа, проживающего в Индии и Пакистане (в регионе Кашмир, преимущественно на Пакистанской территории Кашмира Гилгит-Балтистан и в округе Кохистан; провинция Хайбер-Пахтунхва). Относится к дардской группе индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе арабского алфавита, а иногда используется письменность деванагари.

Карта распространённости языка шина

Гласные[править | править код]

Согласные[править | править код]

Среди диалектов шина выделяются два основных, брокскат и кохистани. На брокскате говорит около 40 % населения Гилгит-Балтистана. Кохистан распространён в Индском Кохистане (округ Кохистан в восточной части провинции Хайбер-Пахтунхва), где им в 1981 году пользовались около 40 % населения.

Точных данных о количестве носителей языка на 2010-е годы нет. По данным справочника Ethnologue в Пакистане по проживало около 200 000 человек, говоривших на диалекте кохистани (перепись 1981 года)[3] и 371 400 говоривших на других диалектах, преимущественно на брокскат (перепись 1998 года).[4]

  • Calvin R. Rensch, Sandra J. Decker, Daniel G. Hallberg. (1992). Languages of Kohistan (Sociolinguistic Survey of Northern Pakistan, 1). National Institute of Pakistani Studies, 263 pp. ISBN 969-8023-11-9.
  • Backstrom, Peter C. (1992). Languages of Northern Areas (Sociolinguistic Survey of Northern Pakistan, 2). 417 pp. ISBN 969-8023-12-7.
  • Almuth Degener. (2007). Shina-Texte aus Gilgit (Nord-Pakistan): Sprichwörter und Materialien zum Volksglauben, gesammelt von Mohammad Amin Zia. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag. Contains a Shina grammar, German-Shina and Shina-German dictionaries, and over 700 Shina proverbs and short texts. Muhammad Amin Zia is a writer, poet and linguistic researcher from Gilgit–Baltistan.
  • Muhammad Amin Zia. (1986). Shina Grammar. First Shina grammar to be written in Shina.
  • Muhammad Amin Zia. Shina Lughat (Shina Dictionary). First available Shina dictionary, containing 15000 words plus material on the phonetics of Shina.
  • Muhammad Amin Zia. Bayaak (Meeting Place) Shina Radio Features, translation and inter linear explanation in English by Prof. Dr. Georg Buddruss and Almuth Degener. Published in Germany

Резина (город) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Рези́на (молд. Rezina) — город в Молдавии, центр Резинского района. В состав города входят сёла Бошерница, Чорна и Стохная[2].

Расположен на правом берегу реки Днестр, в 7 км от железнодорожной станции Рыбница.

Впервые населенный пункт Резина упоминается в грамоте молдавского господаря Стефана Великого от 5 февраля 1495 г. В ней дьяк Матвей пишет о продаже села Резина, расположенного возле устья небольшой речки, впадающей в Днестр. Исходя из этого принято считать 1495-й годом образования Резины. Вначале здесь было скромное село — господарское владение, но в конце XVIII в. Резина упоминается как торговый центр. Его жители, наряду с ремеслом и торговлей, занимаются сельским хозяйством и обработкой камня.

Согласно Спискам населенных мест Бессарабской губернии за 1859 год, Резина — владельческое местечко при реке Днестр в 496 дворов. Население составляло 1130 человек (595 мужчин, 535 женщин)[3]. Село входило в состав Оргеевского уезда Бессарабской губернии. Имелась одна православная церковь, две еврейских школы, две ярмарки, еженедельные базары.

По данным справочника «Волости и важнейшие селения Европейской России» за 1886 год, Резина — административный центр Резинской волости Оргеевского уезда[4].

26 августа 1940 года Резина становится городом и административным центром одноимённого района, но стремительный рост города начинается лишь в 70-х годах XX века. Этому способствуют затопления 1967 и 1969 гг., вынудившие жителей перенести практически весь город выше по склону берега, а также начало строительства цементного завода. Во времена МССР в городе работали хлебокомбинат, ковровый цех Оргеевской ковровой фабрики и другие предприятия. В 1975 году население составляло 7,6 тыс. жителей, в 1991 году — 15,2 тыс. жителей. К 2005 году численность населения снизилась до 12 тыс. человек.

Герб, принятый в 1936 году, представлял собой в красном щите серебряную церковь, на зеленой террасе серебряную реку. Щит увенчан серебряной городской короной с тремя башнями.[5] Новый герб был утверждён 26 июня 1998 года.

Флаг города представляет собой белое полотнище. В его центре зелёный круг. В круге жёлтый крест и белая волна.

Резинский цементный завод, построенный в 1985 году. Производительность завода-гиганта составляла 2 млн 750 тыс. тонн цемента в год. Общая площадь его территории — 213 гектаров. В 1999 году контрольный пакет акций приобрела французская компания «Finarge 26», входящая в группу «Lafarge». Многие жители как Рыбницы, так и Резины очень обеспокоены вредом, который предприятие причиняет окружающей среде.

В городе действуют больница, несколько средних и специальных учебных заведений, дом культуры, библиотека, банки, автосервисы и др. Построены современные жилые здания различной этажности.

В Резине расположена тюрьма №17, где, в частности, содержатся все приговорённые в Республике Молдова к пожизненному лишению свободы[6].

Слик (тип автомобильных шин) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Слик (англ. slick) — абсолютно гладкая шина, не имеющая ни канавок (протектора), ни иных элементов, уменьшающих пятно контакта с трассой. Первые произведённые сли́ки были разработаны компанией M&H Tires в начале 1950-х годов, это были шины для дрэг-рейсинга. На гоночных автомобилях в сухую погоду используются гладкие шины для того, чтобы снизить деформацию под нагрузкой, уменьшив его износ, тем самым позволив применять в изготовлении шин более пористые мягкие материалы (благодаря меньшей деформации они меньше перегреваются и плавятся), обладающие бóльшим сцеплением с дорогой. Бóльшее сцепление с дорогой, в свою очередь, обусловлено более сильной адгезией между шиной и покрытием.

Данный тип шин обеспечивает большее сцепление с дорогой только на сухих дорогах, но имеет намного более плохое сцепление на мокрых дорогах. Из-за этого слики не подходят для использования на дорогах общего пользования, т.к. автомобили, эксплуатируемые на таких дорогах, должны быть готовы ко всем погодным условиям. Они находят применение в автомобильных соревнованиях, где участники могут подобрать себе тип шин для заезда в соответствии с погодой (а также сменить их непосредственно во время соревнования).

В Формуле-1 слики были запрещены с сезона 1998 года по сезон 2008 года. В этот период использовалась одна из разновидностей шин типа псевдослик, с четырьмя продольными канавками[1]. С сезона 2009 года слики были возвращены.

В странах «Восточного блока» шины такого типа начали применять в кольцевых гонках с 1974 года. В советской прессе первоначально использовалось название Сликс[2][3].

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о