Сигнализация определение – Охранная сигнализация — назначение и принцип работы, требования предъявляемые к системе и ее характеристики

Содержание

Система пожарной сигнализации — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2016; проверки требуют 29 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 августа 2016; проверки требуют 29 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. АПС. Стенд-схема системы пожарной сигнализации

Система пожарной сигнализации — установки пожарной сигнализации, смонтированные на одном объекте и контролируемые с общего пожарного поста.[1] При этом термин «пожарная сигнализация» означает процесс получения, обработки, передача и представление информации о пожаре в заданном виде потребителям с помощью автоматической установки пожарной сигнализации.[2]

Системы пожарной сигнализации являются разновидностью измерительных информационных систем, включают в себя измерительные устройства и средства обработки информации. В отличие от большинства измерительных систем, установки пожарной сигнализации определяют не количественное значение контролируемого параметра, а лишь его отклонение в сторону больше допустимой. Обработка результатов сводится в основном к получению данных о месте возникновения пожароопасной ситуации. Требования к быстродействию систем являются крайне жесткими наряду с почти полным отсутствием требований к накоплению информации.

[3]:51

В Москве пожарная сигнализация впервые была установлена в 1907 году в Китай-городе[4].

Нормативное регулирование[править | править код]

ОСТ 40118 Общие правила устройства электрической пожарной сигнализации (Взамен ОСТ 1707) Утв. 29/XII-1938 г. Главным управлением пожарной охраны НКВД СССР[5]

15 мая 1948 г. утвержден ГОСТ 4186-48. Сигнализация тревожная электрическая. Правила и нормы (взамен ОСТ 40118) со сроком введения с 1 августа 1948 г. Стандарт содержал правила и нормы, которыми следовало руководствоваться при устройстве электрической тревожной сигнализации, предназначенной для подачи вручную или автоматически быстрого извещения о происшествии в места сосредоточения сил и средств пожарной или сторожевой охраны.

[6]

СНиП 2.04.09-84 Пожарная автоматика зданий и сооружений

Наставление по технической эксплуатации средств охранно-пожарной сигнализации подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации (Приказ МВД РФ от 31.01.1994 N 35 )

НПБ 88-2001 Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования

СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические

Система (подсистема) пожарной сигнализации на объекте[править | править код]

Автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС)

— совокупность технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, обработки, передачи в заданном виде извещения о пожаре, специальной информации и (или) выдачи команд на включение автоматических водяных, газовых, порошковых и прочих установок пожаротушения и включение исполнительных установок систем противодымной защиты, технологического и инженерного оборудования, а также других устройств противопожарной защиты[7].

Установки пожарной сигнализации создаются:

  • на базе автоматических (дымовых, тепловых, комбинированных и др.) пожарных извещателей;
  • на базе ручных пожарных извещателей;
  • на базе автоматических и ручных пожарных извещателей.[8]

Состав[править | править код]

  • Извещатели пожарные автоматические (дымовые, тепловые, пламени, газовые или комбинированные)
  • Извещатели пожарные ручные (кнопка для принудительного включения режима «Пожарная тревога»)
  • Прибор приемно-контрольный (ППК)
  • Объектовое оконечное устройство — по необходимости
  • Релейный блок — по необходимости
  • Резервированный блок питания — необходим, если приборы не имеют встроенных блоков питания
  • Световые и звуковые пожарные оповещатели (сирены и сигнальные лампочки)
  • Речевой пожарный оповещатель — по необходимости
  • Вспомогательные элементы пожарных шлейфов — по необходимости
  • Вспомогательные устройства канала передачи сообщений (повторители, преобразователи и др.) — по необходимости
  • Аппаратура и оборудование автоматической системы пожаротушения (АСПТ) — по необходимости
  • Оборудование системы противодымной вентиляции и подпора воздуха — по необходимости
  • Светоуказатели «Выход», питаемые от резервированного источника

Пожарная и охранная сигнализации на объекте могут быть объединены в охранно-пожарную систему (ОПС) с использованием общего ППК, канала связи и некоторых других элементов.

Организация связи извещателей с прибором[править | править код]

Организация оповещения[править | править код]

  • Локальное оповещение — производится с помощью сирен, световых и иногда речевых оповещателей.
  • Дистанционное речевое или текстовое оповещение — производится автоматической выдачей сообщения по каналам телефонной связи (проводной или мобильной), с помощью Интернета или локальных сетей и другими средствами.
  • Связь с аппаратурой пульта централизованного наблюдения (ПЦН) — в настоящее время производится с помощью цифровых протоколов по проводным, оптоволоконным или беспроводным каналам; ранее, в устаревших системах, использовалась проводная связь сигналами сопротивления.

В некоторых случаях система пожарной сигнализации на объекте бывает полностью автономной, то есть не имеет средств для автоматической связи с пожарными службами.

ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ — это… Что такое ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ?


ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ, устройство, которое предупреждает о попытке незаконного проникновения в какое-либо помещение. Типичная система такой сигнализации предусматривает наклеивание металлической, электрически заряженной ленты по периметру всех окон и входных дверей здания. Лента подключена к контуру, содержащему электромеханическое реле. Это реле срабатывает и включает звуковой сигнал, если лента в каком-то месте потревожена или разорвана. В других системах используют фотоэлектрические элементы, ультразвуковые датчики или лазерные лучи.

Научно-технический энциклопедический словарь.

  • ОХРАНА ПРИРОДЫ
  • ОЦЕПЕНЕНИЕ

Смотреть что такое «ОХРАННАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:

  • Охранная сигнализация — Получение, обработка, передача и представление в заданном виде потребителям при помощи технических средств информации о проникновении на охраняемые объекты Источник: ГОСТ 26342 84: Средства охранной, пожарной и охранно пожарной сигнализации. Типы …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • охранная сигнализация — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN protective signaling …   Справочник технического переводчика

  • охранная сигнализация (в системе доступа на АЭС) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN burglar alarm …   Справочник технического переводчика

  • охранная сигнализация (по периметру площадки ТЭС, АЭС) — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN intrusion protection …   Справочник технического переводчика

  • РД 31.30.11.02-83: Руководство по технологическому проектированию связи и сигнализации в морских портах и на судоремонтных предприятиях ММФ. Пожарная и охранная сигнализация — Терминология РД 31.30.11.02 83: Руководство по технологическому проектированию связи и сигнализации в морских портах и на судоремонтных предприятиях ММФ. Пожарная и охранная сигнализация: 8. Датчик охранный Элемент системы электрической охранной… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • сигнализация охранная — – устройство, оповещающее владельца или потенциальных свидетелей о покушении на авто. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • сигнализация охранная, охранно-пожарная, тревожная — Представление в заданном виде потребителю при помощи технических средств информации об угрозе охраняемому объекту: (преступное посягательство или его попытка, пожар, авария). [РД 25.03.001 2002] Тематики системы охраны и безопасности объектов EN… …   Справочник технического переводчика

  • сигнализация — 3.26 сигнализация: Устройство, обеспечивающее подачу звукового или светового сигнала при достижении предупредительного значения контролируемого параметра. Источник: СТО 70238424.27.100.033 2009: Хозяйство жидкого топлива ТЭС. Условия создания.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • сигнализация охранная, охранно-пожарная, тревожная — 3.1 сигнализация охранная, охранно пожарная, тревожная: Представление в заданном виде потребителю при помощи технических средств информации об угрозе охраняемому объекту: (преступное посягательство или его попытка, пожар, авария) en.: burglar… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Охранная система — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия


Значение, Определение, Предложения , Синонимы . Что такое сигнализация

В деле о грабеже, закончившемся смертельным выстрелом, отключенная сигнализация была важным моментом.
Я не знал, что сигнализация будет отвлекать внимание от убийства.
Сработала сигнализация в доме на «Хорс Крик Роуд
Наличие частной охраны или своры сторожевых собак, конечно, ценится гораздо выше, чем обычная электронная сигнализация.
Звучит как сигнализация против взломщиков, которую ты мне сказала установить.
Частная охрана ревностно служила их состоятельным обитателям, для которых сигнализация считалась ничем не лучше огнетушителя.
Следов взлома не обнаружено, а охранная сигнализация не сработала, потому что ее отключили.
Я делал корабль из воздушных шариков, когда бесшумная сигнализация сработала в моем доме.
Какая сигнализация должна быть выставлена на вашем судне?
Можете сразу пропускать дома, на которых есть сигнализация.
По заключению предварительного расследования, проведённого земельным прокурором, во время происшествия пожарная сигнализация была отключена.
Это означает, что днём, пока все дома, сигнализация отключена.
Если кто-то пытался оснастку ноутбука, сигнализация реагирует громко свистеть, постараюсь, чтобы сделать снимок после возобновления компьютер начинает снова писк.
Мы проверяли, сработает ли пожарная сигнализация.
Ты нашла единственный отель в Цюрихе в котором не работает пожарная сигнализация.
Приносим извинения посетителям, сработала пожарная сигнализация.
К счастью, незадолго до взрыва сработала пожарная сигнализация.
На МБ -1 сработала пожарная сигнализация.
Просто удостоверься, что муженёк не зайдет и не найдёт тебя когда у неё сработает сигнализация.
У Уве сработала сигнализация. наблюдал весь мир, по Интернету.
Предлагаем 4 виллы класса люкс, отличающихся качеством постройки, просторными помещениями, а также фешенебельными экипировкой, дизайном, отделкой и аксессуарами: кондиционер, пол с подогревом. центральная вытяжка, камин, сигнализация, регулируемые ставни…
На судне перевозятся грузы класса 1, для которых в таблице А главы 3.2 предписана сигнализация в виде трех синих конусов или огней.
Здесь, наверное есть пожарная сигнализация.
Современная сигнализация, никаких дверей для собак или других скрытых способов для входа. Из гаража нет входа в дом.
Он был активирован дистанционно в определенный момент наша сигнализация отключилась.
Сообщают, что в штаб-квартире Интерпола сработала сигнализация.
Узнаю расположение охраны, узнаю, где их сигнализация.
Код к черному входу пятизначный… Одноконтурная сигнализация.
Я кое-что сваривал, и от дыма сработала сигнализация в гараже.
(звучит сигнализация, птицы щебечут)
СИГНАЛИЗАЦИЯ РИЧАРДА, ОШИБКА ПРИ ЗАПУСКЕ 140 км/ч
Тафт поки рип созывает совещание для обсуждения амфитеатра у нас есть сигнализация
Есть датчик движения и сигнализация.
Я заметил, у вас есть сигнализация.
Сработала охранная сигнализация, приём.
Дешевле, чем охранная сигнализация.
Это ваша сигнализация от взломщиков, мэм.
У меня есть свой этический адаптер, и его маленькая сигнализация постоянно приходит в действие, снова и снова.
В эти 5 минут сигнализация будет отключена, и карта должна работать.
Парень пролез через лаз для собаки, вот почему сигнализация молчала.
Другие результаты

Что такое сигнализация | Противоугонные системы AUTHOR

1383129541_7.jpg

По статистике в Санкт-Петербурге ежедневно угоняют около 20-ти машин. Приватизировать чужое авто угонщикам большого труда не составляет: в среднем, на 13-ти похищенных автомобилях отсутствует охранная сигнализация.

Дополнительная опция или необходимость?

Автомобиль – это дорогостоящее и ценное приобретение, независимо от его марки и величины пробега. Его защита от угона является основной задачей: как для тех, кто приобрел машину недавно, так и для тех, кто владеет автомобилем давно, но пока не позаботился о его безопасности.

Многие автовладельцы скептически относятся к процедурам установки противоугонных систем. Считается, что если на машину «положили глаз», то её кражи не миновать. Но это далеко не так. Правильный выбор противоугонной системы и её грамотная установка способны противостоять злоумышленникам и обеспечить надёжную защиту автомобиля.

Механизм сигнализации и общий принцип действия

Автомобильная сигнализация – наиболее популярный охранный комплекс среди существующих систем защиты. Это электронное устройство, которое оповещает автовладельца о попытках незаконного вторжения в автомобиль, его перемещении и механических воздействиях.

В комплект типового устройства входят следующие детали:

• центральный блок управления;
• брелок-пейджер;
• антенна-передатчик;
• датчик удара;
• светодиодный индикатор.

Сигнализация отслеживает состояние охраняемых зон автомобиля: дверей, багажника, капота. Дисплей брелока-пейджера отображает эти зоны. При несанкционированной попытке воздействия, например, удар либо толчок машины – система блокирует двигатель и отправляет сообщение на пейджер. При этом срабатывает звуковое оповещение.

Типы автосигнализаций

avtosiga.jpg

Своевременно сработавшая сирена и запирание дверей – далеко не полный перечень возможностей, которыми обладает современная система охраны автомобиля. Многие автосигнализации имеют дополнительные функции.

Условно сигнализации можно поделить на несколько видов:

• Односторонняя автосигнализация

Обладает набором стандартных функций: позволяет блокировать двигатель при опасности угона и включает звуковую сирену для оповещения владельца о вторжении.

• Двусторонняя автосигнализация

Имеет обратную связь между блоком управления и брелоком-пейджером, который владелец обычно носит при себе. О попытке эвакуации, кражи или повреждении машины мгновенно сообщает тревожный сигнал. Проверить состояние машины можно просто нажатием кнопки. Некоторые двусторонние сигнализации имеют дальность действия до 2-х км.

• Сигнализация с автозапуском

Это устройство выполняет не только охранные функции, но и позволяет дистанционно управлять электрооборудованием автомобиля. Например, прогреть двигатель. Эта опция создаст комфорт зимой, позволяя сесть в уже тёплый салон машины, а также сэкономить время на прогреве мотора. Автозапуск также можно настраивать на поддержание определенной температуры двигателя, что продлит срок его службы.

• Телематическая сигнализация

Этот комплекс обладает не только охранными, но и противоугонными функциями. В их комплектацию включены реле блокировки (одно или несколько) и GSM-модуль, который обеспечивает постоянную связь автомобиля с владельцем. Любое изменение положения машины отслеживается при помощи датчика перемещения, и информация об этом тут же поступает хозяину.

• Двойной противоугонный комплекс с сигнализацией

Объединение электронных и механических противоугонных средств – наиболее надёжный инструмент защиты автомобиля. Угонщики нечасто обладают навыками взлома обеих видов защит. Обычно, это «умельцы» либо по сигнализациям, либо по механическим замкам. Поэтому основной принцип подбора противоугонного комплекса для своей машины – сделать её неинтересной для злоумышленника. Долгие попытки взломать защиту автомобиля заставляют его переключиться на что-то более доступное и оставить ваш автомобиль в покое.

Рекомендации по выбору и установке сигнализации

protivougonnye_sistemy_i_signalizacii.jpg

Подобрать правильную сигнализацию – задача непростая. С одной стороны выбор велик, и можно всегда приобрести что-то подходящее для себя и перестать переживать за сохранность машины. С другой стороны – есть же КАСКО, да и противоугонная система стоит недёшево, хочется сэкономить. Как сориентироваться?

Существует правило: чем выше класс и цена автомобиля, тем более надёжной и дорогой должна быть система защиты.

Для машин среднего и малого класса рекомендуется установка сигнализации с двусторонней связью.

Если вы обладатель машины представительского класса, внедорожника или среднего класса высокой ценовой категории, то следует обратить внимание на элитные противоугонные комплексы.

Определившись с выбором сигнализации, следует также позаботиться о её установке. Доверить эту процедуру лучше специалисту. Он подберет на машине такое место, куда угонщику будет неудобно и трудно дотянуться. Кроме того, установка требует соблюдения определенных правил по размещению блока системы и монтажу проводки. В заключении, автосигнализацию необходимо настроить.

Профессионально установленная система сигнализации сделает угон автомобиля нецелесообразным! Причина – высокие временные затраты и повышенный риск для злоумышленника.

Телефонная сигнализация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Телефонная сигнализация (англ. signaling) в телекоммуникациях — техническое средство для взаимодействия различных устройств друг с другом в рамках обеспечения процедур установления, поддержки и завершения соединения, а также согласования различных параметров, связанных с соединением и передачей данных.

На заре телекоммуникационных технологий телефонный вызов абонента осуществлялся посредством ручной коммутации специалистом-телефонистом, который и выполнял задачи сигнализации. Впоследствии появились декадно-шаговые коммутаторы, в рамках автоматических телефонных станций, где для набора номера использовались электрические импульсы. Импульсный набор можно считать первым видом автоматической телефонной сигнализации.

В современных телекоммуникациях широко распространено большое количество протоколов и стандартов сигнализации, призванных решать различные задачи взаимодействия телефонных устройств.

  • По виду взаимодействующих устройств: оконечная и транзитная (англ. subscriber signaling и англ. trunk signaling)[1]

В случае если сигнализация обслуживает взаимодействие оконечного терминала абонента с телефонной станцией, её называют абонентской (или оконечной сигнализацией). Взаимодействие телефонных коммутаторов одного или разных операторов телефонной связи называют транзитной сигнализацией.

  • По принципу ассоциации с отдельной линией (каналом): ассоциированная и общеканальная (англ. associated и англ. non-associated, иначе англ. common signaling)

Ассоциированная сигнализация подразумевает, что для управления (коммутации) каждого канала/сеанса связи существует выделенное обособленное сигнальное соединение. В общеканальных системах сигнализации общий канал сигнализации используется для обслуживания нескольких каналов передачи данных (голоса, видео, факсимильных соединений, sms и т.п.) одновременно.

  • По виду передачи: встроенная (внутриполосная) и отдельная (англ. inband и англ. outband)[2]

В первом случае сигнализация передаётся теми же техническими средствами и способами, что и данные (т.е. сигнализация передаётся вместе с данными). Напротив, отдельная сигнализация подразумевает, что сигнализация и данные могут передаваться разными способами (технологиями) и даже разными путями (маршрутами), параллельно.

Примеры[править | править код]

В IP-телефонии, в рамках сеанса связи по протоколу SIP в открытой сети, сигнализация передаётся одним путём, от одного IP-адреса к другому, посредством нескольких SIP Proxy, а медиаданные (RTP/RTCP) могут передаваться совершенно другим путём, напрямую между SIP-терминалом абонента А, непосредственно к SIP-терминалу абонента Б. При этом каждый сеанс связи в протоколе SIP индивидуален и сигнализация обслуживает только данный сеанс связи.

Поэтому сигнализацию SIP можно назвать отдельной и ассоциированной. При этом на пути прохождения вызова она может быть как транзитной, так и оконечной.

В то же время система ОКС-7 по виду передачи и ассоциации с каналами считается отдельной и общеканальной, предназначенной только для транзита вызовов между коммутаторами.

ТФОП[править | править код]

VoIP и NGN[править | править код]

Системы подвижной радиосвязи[править | править код]

  • Гольдштейн Б. С. Сигнализация в сетях связи. — М.: «Радио и связь», 1977. ISBN 5-256-01381-5
  • Гольдштейн Б. С. Сигнализация в сетях связи. Том 1. — 4е издание — СПб.: БХВ Петербург, 2014. — 448 с. ISBN 5-8206-0116-5

«Технические средства охраны. Словарь основных терминов и определений»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «ОХРАНА» ВНИИПО

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ

Москва 1998

Словарь содержит основные термины и определения, используемые при решении вопросов обеспечения объектов всех форм собственности техническими средствами охраны и безопасности. Словарь может быть использован работниками вневедомственной охраны при составлении нормативных документов, государственных стандартов и технической документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе.

В настоящий Словарь включены основные термины и определения понятий по техническим средствам охраны, приведенные в следующих государственных стандартах и руководящих документах:

ГОСТ 26342-84 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ Р 50658-94 Системы тревожной сигнализации.

Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации.

Раздел 4. Ультразвуковые доплеровские извещатели для закрытых помещений

ГОСТ Р 50659-94 Системы тревожной сигнализации.

Часть 2 Требования к системам охранной сигнализации.

Раздел 5. Радиоволновые доплеровские извещатели для закрытых помещений. Определения

ГОСТ Р 50775-95 Системы тревожной сигнализации.

Часть 1. Общие требования.

Раздел 1. Общие положения

ГОСТ Р 50776-95 Системы тревожной сигнализации.

Часть 1. Общие требования.

Раздел 4. Руководство по проектированию, монтажу и техническому обслуживанию. Термины и пояснения

ГОСТ Р 50777-95 Системы тревожной сигнализации.

Часть 2. Требования к системам охранной сигнализации.

Раздел 6. Пассивные оптико-электронные инфракрасные извещатели для закрытых помещений

ГОСТ 25 1099-83 Средства охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Общие технические требования и методы испытаний

РД 25.985-90 Технические средства охранной и охранно-пожарной сигнализации. Общие понятия

РД 78.143-92 Системы и комплексы охранной сигнализации. Элементы технической укрепленности объектов. Нормы проектирования

ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 2536-85) Пожарная техника. Термины и определения

Термины расположены в алфавитном порядке. В составных терминах, состоящих из определений и определяемых слов, на первое место вынесено главное по смыслу определяемое слово, за исключением терминов, имеющих общепринятые сокращения.

Установленные определения можно, при

Автоматическая локомотивная сигнализация — Википедия

Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС) — система сигнализации на рельсовом транспорте, передающая сигнальные показания на пост управления подвижного состава (например, в кабину локомотива, моторвагонного поезда, дрезины и т. п.)[1]

В состав системы АЛС входят напольные передающие устройства, приёмные и дешифрующие устройства на подвижном составе, а также устройства, согласующие работу АЛС с другими компонентами сигнализации и блокировки, индикаторы, датчики и исполнительные устройства на подвижном составе.

Различают АЛС непрерывного действия (АЛСН), при которой информация о сигнале светофора поступает непрерывно, и точечную (АЛСТ), когда информация на локомотив передаётся в момент прохода мимо сигнальной точки (так действует САУТ, дополняющая АЛСН). Существуют системы, где часть информации передаётся непрерывным способом, а часть — точечным. Приёмная аппаратура, как правило, объединённая с системой контроля бдительности машиниста и принудительной остановки поезда, и локомотивный светофор являются обязательными атрибутами практически любого локомотива, главного вагона или мотовоза, за исключением локомотивов промышленных предприятий, которым приём кода не требуется. Сигнальные точки автоблокировки могут как быть оборудованы светофорами, так и содержать только аппаратуру, в этом случае АЛСН именуется АЛСО — АЛС, используемая как самостоятельное средство сигнализации и связи. Проходных светофоров на перегонах при этом нет.

Для кодирования сигнала могут применяться практически любые известные способы кодирования. Однако в России и странах СНГ применяются два способа кодирования сигналов АЛСН: импульсный числовой, основанный на передаче серий (посылок) импульсов переменного тока (информацию несут число и длительность импульсов в посылке), и частотный, при котором непрерывно передаётся переменный ток определённой частоты (информацию несёт частота). На наземных железных дорогах применяется импульсное кодирование и для передачи дополнительной информации в некоторых системах частотное, в метрополитенах — только частотное. На скоростных железных дорогах применяется система АЛС-ЕН с двукратной фазоразностной модуляцией несущей частоты.

Передача сигнала идёт по рельсовой цепи. Сигнальный ток подаётся от передающего устройства к поезду по одной рельсовой нити, протекает через замыкающую рельсы между собой колёсную пару и возвращается к передающему устройству по другой рельсовой нити. При этом рельсы и колёсная пара образуют рамку с током, магнитное поле которой улавливается подвешенными перед первой колёсной парой на высоте 110—240 мм над рельсами приёмными катушками. На сортировочных горках, где перед локомотивом находятся вагоны, и поэтому нет возможности передать кодовый сигнал спереди (рельсовая цепь замыкается колёсными парами вагонов, и сигнальный ток не доходит до локомотива), применяется кодирование вслед — сигналы подаются сзади. В метрополитене при системе ДАУ (двустороннего кодирования) сигналы для надёжности подаются как спереди, так и вслед.

В редких случаях (короткие рельсовые плети, низкое сопротивление балластного слоя, при котором значительная часть сигнального тока протекает через балласт и не доходит до локомотива) сигнал может передаваться не по рельсам, а по специальному шлейфу, уложенному вдоль них. В настоящее время ведутся работы по разработке систем передачи сигналов светофора на локомотив с использованием средств радиосвязи (например, система АЛСР).

Передача и расшифровка кодовых посылок[править | править код]

Кодирование сигналов АЛСН Табличка «АЛС-25», Харьковская область Приёмная катушка АЛСН, тепловоз ТЭП70

Локомотивная аппаратура АЛСН (сейчас повсеместно заменяемая на электронное комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У, которое, однако, принципы приёма и индикации сигналов АЛСН имеет те же) содержит: приёмные катушки, фильтр, усилитель, дешифратор, а также локомотивный светофор и рукоятки бдительности. Фильтр, установленный на входе усилителя, пропускает только кодовый переменный ток, отсекая все прочие токи — наводки от радиосвязи, электрооборудования локомотива и т. п. Кодовый ток на неэлектрифицированных линиях и линиях постоянного тока 3 кВ имеет частоту несущей 50 Гц. На линиях же, электрифицированных переменным током напряжением 25 кВ и частотой 50 Гц, это недопустимо из-за влияния тягового тока на АЛСН, поэтому на таких линиях применяется кодовый ток с частотой несущей 25 Гц (на некоторых участках — 75 Гц), вырабатываемый установленным на сигнальной точке преобразователем. Локомотивы, которые могут выезжать на участки с разными частотами кодового тока (тепловозы, электровозы двойного питания ВЛ82М), оборудуются тумблерами для переключения частоты фильтра — 25/50 Гц, а на границах этих участков устанавливаются сигнальные знаки «АЛС-50» и «АЛС-25» или, например, щиты, с одной стороны которых написано «25», с другой — «50».

Формирует кодовые комбинации специальное устройство на сигнальной точке — кодовый путевой трансмиттер. Обычный трансмиттер КПТШ (штепсельный) состоит из асинхронного электродвигателя с редуктором, вращающего кулачковый вал, и контактов, замыкаемых этим валом. В зависимости от того, какой код должна передать сигнальная точка, переменный ток подаётся на те или иные контакты КПТШ, а с них поступает в рельсовую цепь. Контакты «З» замыкаются три раза примерно на 0,3 сек с интервалами между замыканиями 0,12 сек (малыми интервалами), после чего следует интервал 0,57-0,8 сек (большой интервал) и кодовая комбинация передаётся снова. Так передаётся кодовая комбинация, соответствующая зелёному огню на путевом светофоре.

Кодовая комбинация, соответствующая жёлтому огню, создаётся контактами «Ж» и состоит из двух импульсов, кодовая комбинация «КЖ», передаваемая при красном огне на путевом светофоре — из одного. Длительность импульсов незначительно меняется в зависимости от типа КПТШ, их типы всегда различны на смежных блок-участках и смена длительности импульсов — признак, по которому КЛУБ-У определяет смену блок-участков. Существуют также электронные трансмиттеры и другие устройства, передающие точно такие же кодовые сигналы. Точные данные для одного из наиболее распространённых трансмиттеров (КПТШ-5) указаны на рисунке «Кодирование сигналов АЛСН».

Дешифратор расшифровывает кодовые комбинации, формирует сигналы локомотивного светофора, контролирует отключение ЭПК при нарушении безопасности движения. Существует две основные модификации прибора: релейный дешифратор ДКСВ-1 и микропроцессорный дешифратор ДКСВ-М, который работает с частотами 25 Гц, 50 Гц, 75 Гц и не требует периодической проверки реле.

При приёме кодовой комбинации «КЖ» на локомотивном светофоре горит соответствующий красно-жёлтый огонь. Если кодовый сигнал АЛСН теряется (перестает приниматься) после приёма кодовой комбинации «КЖ», то на локомотивном светофоре загорается красный огонь — считается, что локомотив проехал красный огонь светофора и въехал на рельсовую цепь, которая ещё зашунтирована идущим впереди поездом. При потере кодового сигнала в случае горения огня «З» или «Ж» на локомотивном светофоре загорается белый огонь. Обычно это означает, что поезд вышел на некодируемый путь, либо сообщает о какой-либо неисправности (неисправность сигнальной точки, обрыв рельсовой цепи) или внезапном загорании красного огня на впереди стоящем светофоре. Если впереди находится заградительный светофор переезда или иного опасного места, то появление белого огня требует немедленной остановки.

На участках Санкт-Петербург — Москва и Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги совместно с АЛСН применяется система АЛС-ЕН, в которой используется двукратная фазоразностная модуляция сигнала и модифицированный код Бауэра (код Вековищева). В отличие от классической АЛСН, АЛС-ЕН контролирует свободность до пяти блок-участков впереди поезда, что необходимо для обеспечения скоростного движения на данном участке. Как в системе АЛСН, в АЛС-ЕН кодированный сигнал на локомотив передаётся по рельсовой цепи.

Контроль бдительности машиниста и скорости движения[править | править код]

Клапан автостопа ЭПК-150Е, ВЛ10К Скоростемер 3СЛ-2М со скоростью на КЖ=50 км/ч, что отмечено на корпусе Лампы ПСС, ЧС8-001

Классическая система контроля бдительности и экстренного торможения, входящая в состав локомотивного дешифратора АЛСН, действует следующим образом. В кабине установлен электропневматический клапан автостопа ЭПК-150. При нормальной работе АЛСН подаёт питание на его электромагнит. При необходимости проверить бдительность машиниста питание снимается, из камеры выдержки времени ЭПК начинает через специальный свисток выходить воздух. Свисток служит сигналом проверки бдительности. Чтобы прекратить свисток, машинист должен нажать рукоятку бдительности РБ, при этом восстанавливается питание электромагнита ЭПК, камера выдержки времени вновь наполняется воздухом. Как только из камеры выдержки времени выйдет воздух, на что требуется 6-8 сек, давление этого воздуха уже не может удержать срывной клапан ЭПК — срывной клапан открывается, выпуская воздух из тормозной магистрали, что вызывает экстренное торможение. Непосредственно перед началом автостопного торможения размыкается контакт в цепи питания электромагнита ЭПК и при нажатии РБ питание ЭПК уже не восстанавливается.

При приёме кодовой комбинации «З» бдительность не проверяется, а скорость практически не ограничивается (или ограничивается на уровне установленной скорости или несколько выше). При любой смене сигнала локомотивного светофора на менее разрешающий происходит однократная проверка бдительности. При движении при приёме кодовой комбинации «Ж» осуществляется периодическая (через 15-20 с) проверка бдительности машиниста в случае, если скорость движения превышает контролируемую, обычно 60 км/ч. При приёме кодовой комбинации «КЖ» осуществляется периодическая проверка бдительности при любой скорости движения, а при скорости выше порога (60 км/ч) происходит безусловное экстренное торможение. Таким образом, фактически запрещено проезжать жёлтый сигнал со скоростью более 60 км/ч. При переключении локомотивного светофора на красный огонь (например, при проезде закрытого сигнала) также осуществляется периодическая проверка бдительности, а при превышении скорости 20 км/ч — безусловное экстренное торможение. Для контроля скоростей 20 и 60 км/ч используются сигналы, поступающие от механического скоростемера 3СЛ-2М, электронного скоростемера серии КПД-3П или иного прибора измерения скорости.

Данная система АЛСН, принятая на железных дорогах, не может обеспечивать приемлемый уровень безопасности движения без помощи человека (в случае, например, если машинист в сонном состоянии «механически» нажимает на кнопку бдительности, он может подвести поезд к закрытому сигналу на скорости 60 км/ч). Более современные системы контроля бдительности используют более сложные алгоритмы работы, отличающиеся использованием разных световых и звуковых сигналов для проверки бдительности, числом и расположением кнопок и рукояток подтверждения бдительности, но в целом выполняют ту же задачу и контролируют те же самые скорости.

Наиболее известная и распространённая из дополняющих АЛСН систем — УКБМ, устройство контроля бдительности машиниста. На пульте устанавливаются лампы ПСС (предварительной световой сигнализации). При необходимости проверки бдительности УКБМ зажигает лампы ПСС, которые можно погасить нажатием рукоятки бдительности. Звуковых сигналов при этом нет. Если ПСС не погашена в течение 5-8 секунд, то снимается питание с ЭПК, которое восстановить штатной рукояткой бдительности невозможно. Для прекращения свистка ЭПК нужно нажать верхнюю рукоятку бдительности, которую можно нажать, только встав с кресла.

АЛС метрополитенов России и стран СНГ[править | править код]

Панель АЛС-АРС вагона 81-717

Более защищёнными и совершенными являются различные системы АЛС-АРС, применяемые на метрополитенах бывшего СССР. В этих системах используется, как правило, частотный код и сравнительно большое число показаний, указывающих допустимую скорость на данном участке, а в некоторых вариантах — также и на следующем.

На сигнальной точке установлены датчик пути, вырабатывающий информацию о состоянии лежащего за ним пути, шифратор, в соответствии с этой информацией выбирающий частоту, и путевой генератор, вырабатывающий переменный ток нужной частоты. Этот переменный ток непрерывно подаётся в рельсовую цепь, принимается приёмными катушками и расшифровывается локомотивными приёмниками. Локомотивные приёмники передают информацию в сигнальный блок, который зажигает соответствующее табло с показанием максимальной скорости, сравнивает максимальную скорость с текущей и при необходимости отключает тяговые двигатели и производит торможение. Сигнал текущей скорости приходит из блока измерения скорости и также отображается на табло.

Скорость, км/ч 80* 70/75 60 40 0 Дополн. ОЧ
Частота, Гц 75 125 175 225 275 325 отсутствие частоты
Условный номер частоты 1 2 3 4 5 6 нет

«*» — зависит от установленной скорости на линии и конструкционной скорости вагона

В настоящее время на сети железных дорог России повсеместно распространена система АЛСН, которая из-за ограниченных функциональных возможностей непригодна для участков со скоростным движением. Более совершенная система АЛС-ЕН по ряду причин не получила распространения (исключение — скоростной участок Москва — Санкт-Петербург). Существуют также системы, передающие локомотивной автоматике информацию о расстоянии до следующего сигнала для обеспечения прицельного торможения поезда перед закрытым сигналом. Самая распространённая из таких систем — система автоматического управления торможением САУТ. На сегодняшний день определённая часть локомотивов и ССПС уже оборудованы перспективным комплексным локомотивным устройством безопасности КЛУБ (существуют его различные модификации: КЛУБ, КЛУБ-П, КЛУБ-У, КЛУБ-УП — последняя предназначена для установки на ССПС (Специальный самоходный подвижной состав) и потому рассчитана на напряжение 24 В), которое реализует функции АЛС и АЛС-ЕН на локомотиве.

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  • Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики: Справочник. В 2 т. Сороко В. И., Разумовский Б. А., Москва, Транспорт, 1981.
  • Руководство по ремонту и обслуживанию локомотивных автостопов. Москва, Государственное транспортное железнодорожное изд-во, 1956.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о