Система курсовой стабилизации – Как работают системы курсовой устойчивости (динамической стабилизации) ESC, DSC и подобные им

Система курсовой стабилизации ESP, все подробности

Раньше удержать транспортное средство на положенной траектории было довольно трудно и проблематично.

Рулевое управление было тяжелым, и даже опытные водительские руки порой были явно недостаточным способом точного управления.

Технологии не стоят на месте

Сегодня ездить стало лучше – и шины появились продвинутые, и рули усилителями оснастили. Но главное – на вооружении водителей сегодня есть система курсовой стабилизации, называемая ESP.

Что такое ESP, когда изобрели ее? Почему так долго ее внедряли? Из чего состоит система? Как это работает? Какова роль данного электронного помощника? В каких случаях машина теряет свою курсовую стабильность?

На все эти вопросы вы получите ответы читая статью дальше.

Обладателями иномарок с ESP успели стать уже многие люди, а еще многие желают совершить такую покупку.

И это не удивительно, ведь благодаря действию умной электроники траектория езды автомобиля стабилизируется, а потом сохраняется в нужном параметре.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

 

Чаще всего систему курсовой устойчивости ESP необходимо активировать в критических случаях.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Год создания

Придумали данного помощника немцы, когда шел далекий 1995 год. Этот год признан годом разработки, но на машинах ESP появилась еще не скоро.

Эксперименты длились долго, специалисты из Германии давали лишь приблизительные подсчеты, а потому разработка существенно задерживалась.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Устройство и принцип работы

Функциональными частями ESP являются многочисленные датчики, задача которых – контролировать положение автомобиля в пространстве.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Помимо этого, электроника системы ведет контроль за работой всей автомобильной электроники, гидравлики тормозного контура, а также модулей помпы.

Согласно этому, ESP позиционируется как система обеспечения активной безопасности.

Датчики, которые производители располагают на каждом из колес машины, собирают необходимую информацию.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

В частности, они фиксируют угловую скорость колес автомобиля, а потом отправляют информацию на обработку в электронный блок управления.

Помимо колесных датчиков, есть еще датчик и на рулевом колесе – он призван следить за поворотом последнего.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Информация об этом, естественно, тоже идет на электронный модуль.

После получения всех требуемых данных начинается сравнение информации и, если надо, регулировка подачи топлива.

Если ситуация экстремальна, то подача топлива будет ограничиваться очень существенно, а также каждое колесо начнет независимое торможение.

Пара микропроцессоров стабилизирующей системы обеспечивает фактически мгновенный сбор информации и быструю ее обработку.

Можно сказать, что реакция ESP на усложнившуюся обстановку будет молниеносной.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Когда эффективна система

 

Нарушение курсовой стабилизации машины происходит лишь в двух случаях:

  1. Занос — машина потеряла сцепление, и ее задние колеса заскользили по дорожной поверхности.
  2. Снос — тут скользить начинают уже передние шины, но сцепление с дорогой тоже теряется.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

Заносы и сносы могут привести к ДТП, к опрокидыванию автомобиля под трассу и другим нежелательным последствиям.

Система курсовой стабилизации ESP, ее функции, принцип работы

 

Система курсовой стабилизации ESP предотвратила уже немало аварий, а сколько людей выживет еще, благодаря ее действию?

Поэтому выбирая автомобиль обязательно обращайте внимание на наличие данной системы в понравившейся

Оцените статью

Система курсовой стабилизации (ESP) и что это такое

Недавно наткнулся пост одного юзера, где он рассказывал, как управлять безопасно автомобилем на льду. Ссылки дать не могу — читал с телефона. Среди прочего автор объяснял, как функционирует система ESP и в какие моменты лучше всего крутить рулем. Рассказывал неверно, но что меня поразило, так то, что в комментариях много людей с ним соглашалось и даже благодарило. Поэтому решил внести ясность по этой теме ))).

Начнем с азов. Физика говорит нам, что все в природе движется по пути наименьшего сопротивления. Давным-давно люди придумали колесо, так как поняли — катить тяжести на колесах намного легче, чем волочь их по земле (трение качения много меньше трения скольжения). Пока скорости перемещения были относительно невелики, никто особо не задумывался над физикой процесса. Но когда скорости стали возрастать, то стали появляться непонятки: вроде еду как обычно, ну немного быстрее, знакомый поворот, поворачиваю руль как всегда, но машина едет прямо!!!! или зад занесло!!!! Что случилось????

Давайте разбираться. На колесо действуют два вида сил: продольные силы (привод и торможение) и поперечные силы (поворот колеса, боковой ветер и т.п.). Силы складываются и дают результирующую, которая передаётся колесом на дорогу. Сцепление колеса с дорогой зависит от состояния дороги и состояния колеса. Если дорога мокрая и колеса лысые, то передаваемая результирующая будет много меньше, чем на сухой дороге с хорошим протектором. Это наглядно видно на картинке, показывающей так называемый круг Камма

Если результирующая сила находится в пределах круга, характеризующего сцепление колеса с дорогой, то колесо в состоянии передавать усилие и будет управляемым. Если результирующая сила находится за пределами круга, то колесо не в состоянии передавать усилие и будет скользить (при торможении) или буксовать (при ускорении).
Отсюда можно сделать вывод: если колесо буксует (или скользит), то нужно уменьшать одну или две компоненты результирующей силы, действующей на колесо. Уменьшая поперечную составляющую (поворот руля в положение прямо) и/или продольную составляющую (отпустив тормоз или газ) можно вернуть контроль над колесом.
По этому принципу работает система ABS (Antiblockiersystem). Она уменьшает тормозное усилие на колесе, позволяя ему передавать на дорогу поперечные силы, т.е. осуществлять управлением автомобилем. Без этой системы при резком торможении направляющие колеса блокируются (трение качения переходит в трение скольжения) и можно крутить руль в любую сторону на любой угол — автомобиль будет двигаться туда, куда его направляет сила инерции. Система ABS состоит из датчиков оборотов колес, блока управления и гидроагрегата, регулирующего давление в тормозных цилиндрах колес. Многие думают, что система ABS позволяет сократить тормозной путь. Это верно лишь в одном случае: на сильно мокром асфальте. Во всех остальных случаях система удлиняет тормозной путь, позволяя лишь сохранить управляемость автомобиля при торможении и одновременном повороте руля.

С ABS разобрались, идем дальше. В систему ESP (Elektronische Stabilitätsprogramm) входит также антипробуксовочная система ASR (Antischlupfregelung). Система распознаёт пробуксовывание ведущих колес и притормаживает их и/или уменьшает на них крутящий момент, вмешиваясь в работу двигателя. Она позволяет автомобилю трогаться на неукрепленной и/или скользкой дороге. Система состоит из тех же компонентов, что и система ABS, только с расширенным программным обеспечением.

Переходим к программе ESP. Электронная стабилизирующая программа, если перевести с немецкого. На русском — система курсовой стабилизации. Система сравнивает заданную траекторию движениия автомобиля через датчик поворота руля и действительную траекторию автомобиля через датчик углового ускорения автомобиля вокруг своей горизонтальной оси. Если угловое ускорение автомобиля вокруг собственной оси не соответствует углу поворота руля (занос), то система вмешивается в управление, подтомаживая нужное колесо и/или уменьшая крутящий момент на приводных колесах.

Тут нужно сделать небольшую оговорку. Все автомобили делятся на три класса управляемости. Есть автомобили с избыточным управлением, т.е. автомобиль поворачивает по более крутой траектории, чем водитель задает рулем. Характерно для переднеприводных автомобилей. Есть автомобили с недостаточной управляемостью, т.е. автомобиль движется по более пологой траектории, чем водитель задает рулем. Характерно для заднеприводнвх автомобилей. Есть автомобили с нейтральной управляемостью, т.е. заданный курс автомобиля состветствует действительному. Характерно для полноприводных автомобилей. Под каждый тип автомобилей существует своя программа ESP. Суть работы программы проста: если при повороте у автомобиля сносит заднюю ось, то система подтормаживает внешнее к повороту переднее колесо, создавая таким образом стабилизирующий момент. Если при повороте у автомобиля сносит переднюю ось, то система подтормаживает внутренее к повороту колесо. И тоже создает таким образом стабилизирующий момент. Все это видно на приведенных ниже видео.

Посредственный перевод с немецкого, но и на том спасибо.

А здесь видео с официального сайта компании Bosch, кому все эти разработки принадлежат

Добавлю от себя, что никакая система, помогающая водителю, не освобождает его от ответсвенности за поведение автомобиля на дороге.

Счастливого вам пути!

Что такое система курсовой стабилизации 🚩 Запчасти и аксессуары

Разработка систем курсовой устойчивости началась в 1987 году на базе объединения антиблокировочной системы и систем контроля тяги. Первым серийным автомобилем, оснащенным такой системой, стал японский Mitsubishi Diamante в 1990 году. А с 1992 года системами курсовой устойчивости начинают оснащаться автомобили BMW и Mercedes Benz.
Если в момент сноса автомобиля затормозить одно из колес, автомобиль может вернуться к прежней траектории поворота, и тем самым ликвидируется опасная ситуация потери управляемости. Как правило, притормаживается заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота и одновременно, с помощью системы контроля тяги, сбрасывается скорость движения автомобиля.

В случае заноса задней части машины, система курсовой устойчивости притормаживает переднее колесо, идущее по наружному радиусу поворота. Создаваемый тем самым момент противовращения приводит к ликвидации бокового заноса.

Если потеря управляемости произошла из-за скольжения всех четырех колес, включается более сложный алгоритм задействования тормозных механизмов. Таким образом, эффективность системы позволяет исправлять ошибки водителя, предотвращая сносы и заносы и помогая восстанавливать контроль над машиной. Система способна работать на любых скоростях и в любых режимах за исключением случаев, когда скорость движения слишком велика, а радиус поворота слишком мал. Даже совершенная система бессильна против законов физики.


Как уже было сказано, система работает на основе датчиков АБС (антиблокировочной системы) и системы контроля тяги. Кроме этого, система курсовой устойчивости использует показания датчика положения руля, спидометра и акселерометра – датчика, следящего за реальным поворотом автомобиля.

Когда показания датчика положения руля и акселерометра расходятся, главный контроллер понимает, что автомобиль потерял управление и вошел в занос (снос). С помощью датчика скорости вычисляется необходимое усилие, которое нужно передать на тормозной механизм того или иного колеса. При необходимости системе контроля тяги подается команда на сброс скорости движения.

Главный контроллер системы состоит из двух микропроцессоров, считывающих и обрабатывающих показания датчиков. Они обеспечивают время срабатывания системы в 20 миллисекунд. Это значит, что уже через 20 мс после начала заноса система начнет бороться с ним. И, как только он будет предотвращен, самостоятельно выключится в течение 20 мс.

Современные системы курсовой устойчивости II и III поколения объединяют в себе функции не только антиблокировочной системы и системы контроля тяги, но и системы распределения тормозных сил, системы помощи при экстренном торможении и системы предотвращения опрокидывания. На внедорожниках присутствуют функции помощи при спуске с горы и при старте в гору.

На последних моделях Honda и Acura межосевая и задняя межколесная вискомуфты, гибко распределяющие крутящий момент между осями и задними колесами действуют согласованно с системой курсовой устойчивости. Благодаря этому эффективность стабилизации движения значительно повышается, сносы и заносы часто предотвращаются в самом их начале и водитель почти не замечает потери управляемости.

система курсовой стабилизации — с английского на русский

  • Система траекторного управления — Прибор командный пилотажный ПКП 77 и прибор навигационный плановый ПНП 72, приборная доска вертолёта …   Википедия

  • Валютная система — (Monetary system) Валютная система это правовая форма организации валютных отношений Валютная система: Ямайская, Европейская, Бреттон Вудская, Парижская, Генуэзская, Российская Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Европейская валютная система — это система для интеграции европейских стран Европейская валютная система, созданная в рамках Европейского экономического союза Содержание >>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • FMS — (Fuel Monitoring System)  система, которая позволяет регистрировать и контролировать основные параметры использования транспортного средства. В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе… …   Википедия

  • ESP — – система курсовой стабилизации. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • BMW — (БМВ) Компания BMW, история компании, деятельность компании Компания BMW , история компании, деятельность компании, руководство компании Содержание Содержание Определение Название Собственники и руководство История До Второй мировой После Второй… …   Энциклопедия инвестора

  • BMW Z4 — (рус. БМВ Зет4)  двухместный спортивный автомобиль классической компоновки выпускаемый германской компанией BMW. С открытым кузовом и мягким складывающимся верхом (E85) выпускался с 2002 года. В 2006 году появилась версия купе с жёсткой не… …   Википедия

  • Iveco Daily — Микроавтобус «Iveco Daily» …   Википедия

  • Alfa Romeo Giulietta (2010) — Alfa Romeo Giulietta …   Википедия

  • Курс валют — (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> …   Энциклопедия инвестора

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о