Система пассивной безопасности – Системы пассивной и активной безопасности современного автомобиля. Система пассивной безопасности автомобиля. Обзор средств пассивной безопасности

Содержание

Активная и пассивная безопасность — в чем разница? — журнал За рулем

Системы безопасности автомобиля делятся на две группы. Одни стараются экстренную ситуацию не допустить, другие стремятся снизить тяжесть ее последствий, если авария все же произошла. «За рулем» объясняет, какие компоненты входят в каждую группу.

Сегодня умной электроникой оснащены даже недорогие автомобили: безопасность почти у всех мировых производителей давно вышла на первый план. В западных странах требования жестче, потому и набор базового оборудования выше. Россия пока в отстающих. В обязательный минимум для легковых автомобилей у нас на сегодняшний день входят подушка безопасности водителя, ABS и система ЭРА-ГЛОНАСС. Негусто.

Для полной безопасности автономным автомобилям (за которыми, как нас уверяют, будущее) нужно видеть даже то, что не могут заметить камеры, радары и сенсоры. Эту проблему призвана решить глобальная система коммуникации между участниками дорожного движения.

Для полной безопасности автономным автомобилям (за которыми, как нас уверяют, будущее) нужно видеть даже то, что не могут заметить камеры, радары и сенсоры. Эту проблему призвана решить глобальная система коммуникации между участниками дорожного движения.

В активе

Материалы по теме

Комплекс активной безопасности работает на предотвращение аварий. Первым кирпичиком в стене стала антиблокировочная система тормозов (ABS). На серийном автомобиле она появилась в качестве опции впервые в 1978 году. В течение 20 лет к ней присоединились антипробуксовочная система и система курсовой стабилизации, предотвращающая сносы и заносы.

С наступлением 2000-х автоконцерны начали активно внедрять электронных ассистентов водителя иного толка. Основываясь на информации с камер, ультразвуковых датчиков, радаров ближнего, среднего и дальнего радиуса действия, помощники распознают объекты, потенциально представляющие опасность для машины. Иными словами, те, с которыми может произойти столкновение. В зависимости от степени продвинутости автомобиля, они умеют либо просто предупреждать водителя светом, звуком или вибрацией, либо сами предпринимать действия — работать рулем и тормозами.

Шесть подушек безопасности — норма для современного автомобиля. Система стабилизации тоже давно стала привычным оборудованием даже в В-классе.

Шесть подушек безопасности — норма для современного автомобиля. Система стабилизации тоже давно стала привычным оборудованием даже в В-классе.

В пассиве

Материалы по теме

Системы пассивной безопасности вступают в работу, когда пал бастион их активных коллег. В первую очередь, это ремни безопасности, в современном виде известные с 1950-х годов. Им помогают надувные подушки, количество которых в самых навороченных машинах переваливает за десяток. Старается и сам кузов. У него предусмотрены «запрограммированные» на стадии проектирования зоны и алгоритмы деформации. Они позволяют рассеять энергию столкновения, чтобы водитель и пассажиры испытали минимальные перегрузки.

К набору пассивной безопасности относится и российская новинка ЭРА-ГЛОНАСС. Это аварийный модуль, недавно ставший обязательным для всех выходящих на наш рынок автомобилей. Он обеспечивает мгновенную связь с круглосуточной диспетчерской службой и определение координат ДТП. Всё — в автоматическом режиме. Такое решение позволяет экстренным службам быстрее получать информацию об авариях и, как следствие, оперативнее прибывать на место. А это означает спасенные жизни.

Аварийный модуль ЭРА-ГЛОНАСС помогает экстренным службам быстрее приехать на место аварии.

Аварийный модуль ЭРА-ГЛОНАСС помогает экстренным службам быстрее приехать на место аварии.

Качество лидера

На благо безопасности в автомобиле трудятся десятки систем. Если разобрать какую-нибудь из современных моделей, обнаружится, что на большинстве деталей этих систем стоит клеймо немецкой компании Continental. одного из крупнейших в мире производителей автокомпонентов. Их концерн не только штампует, но и самостоятельно разрабатывает. Для испытаний существует собственный обширный полигон под Ганновером.

Для большинства автомобилистов Continental — это только шины. Возможно, кто-то еще вспомнит автозапчасти под этим брендом. Однако масштаб разработок по-настоящему поражает. Например, такая, казалос

Как работает система пассивной безопасности автомобиля?

По мере совершенствования автомобиля подверглись изменению не только его технические характеристики, такие как скорость, аэродинамика, устойчивость на дороге, мощность двигателя, но и устройства, отвечающие за безопасность водителя и пассажиров. Чем выше скорость, тем сильнее удар.

Система пассивной безопасности защищает водителя и пассажиров посредством особенностей конструкции элементов кузова и наличием дополнительных удерживающих устройств.

Факторы риска и защита от них

Система пассивной безопасности автомобиляСистема пассивной безопасности автомобиля

Основной задачей системы безопасности является защита жизни и здоровья находящихся внутри автомобиля людей. В настоящее время система ориентирована не только на тех, кто находится внутри, но и на пешеходов. Разрабатываются новые более эффективные способы и технологии защиты людей.

Лобовое столкновение

Столкновение двух автомобилей, движущихся с большой скоростью, представляет повышенную опасность, что требует особых расчётов и применение новых технологий, использования соответствующих конструкционных материалов.

При лобовом столкновении система выполняет следующие задачи:

  • Гашение энергии удара;
  • Защита пассажиров от гибели и травм;
  • Возможность выбраться из автомобиля после столкновения.

Снижение скорости движения автомобиля должно быть плавным, чтобы избежать резкого удара. Чем дольше происходит замедление, тем оно плавнее. Такая мера позволяет затормозить тела находящихся в салоне людей медленно, насколько это возможно. Конструкция кузова машины выполнена таким образом, чтобы передняя часть была достаточно мягкой, т. е. легко сминалась. Она выполняет роль буфера. Часть кузова, находящаяся непосредственно вокруг пассажиров, имеет жёсткую, прочную конструкцию. Сделано это с тем, чтобы не было её смятия, иначе люди окажутся зажатыми внутри.

Следующим элементом защиты являются подушки безопасности в сочетании с ремнями. Такая комбинация удерживает тело от перемещения вперёд при лобовом ударе. Подушка безопасности и ремень работают в паре. Электронный блок отслеживает нужные параметры и оказывает соответствующие им управляющие воздействия как на подушку, так и на натяжитель ремня. Раскрытие первой не должно быть слишком резким. В противном случае человек может оглохнуть или быть задушенным. В момент удара натяжитель ремня создаёт большее усилие для того, чтобы удержать тело от движения вперёд. Жёсткое закрепление ремня будет оказывать высокое давление на область тела, находящуюся под ним. Поэтому ремень может перемещаться, но с усилием, замедляя движение человека.

Защита ног водителя обеспечивается возможность педального узла отделяться, что снижает риск перелома.

Элементы кузова изготавливаются таким образом, чтобы обеспечить максимальную жёсткость и защиту от деформации. Замки дверей разрабатываются так, чтобы даже при сильном столкновении была возможность их открыть.

Боковое столкновение

Если при лобовом ударе между людьми внутри автомобиля и препятствием есть буфер (передняя часть), то при боковом дело обстоит по-другому. Скорость при ударе в такой момент, как правило, меньше, чем во время лобового столкновения. Однако, это не сильно снижает опасность.

Ввиду таких особенностей удара и, следовательно, малой защищённости людей внутри салона, конструкция дверей выполнена с брусьями жёсткости. Кроме технологии самого кузова, применяются боковые подушки безопасности.

Заднее столкновение

Во время заднего удара происходит смещение автомобиля вперёд, т. е. пассажиров и водителя будет прижимать к спинке сидений. Движение тела человека происходит до тех пор, пока не встретится препятствие, которым служит сидение. Создать препятствие для головы очень важно, чтобы не допустить перелом шеи. Функция для достижения этой цели выполняется подголовниками. Бывают активные подголовники, приводимые в движение электроприводами. Последние включаются электронным блоком управления. Роль буфера выполняется бампером и задней частью кузова.

Состав системы пассивной безопасности

Факторы риска формулируют задачи и определяют совокупность устройств системы. Пассивная безопасность — это защита человека во время аварии, в отличие от системы активной безопасности, которая призвана не допустить ДТП. Перечень исполнительных устройств, входящих в систему пассивной безопасности включает в себя следующие элементы:

  • Электроприводы подголовников;
  • Подушки безопасности;
  • Натяжители ремней;
  • Устройство отключения аккумулятора.

Все эти элементы вступают в работу при возникновении аварии. Однако, есть и другие составляющие системы. К ним относятся:

  • Датчик прямолинейного ускорения/скорости;
  • Наличия пассажира на сидении;
  • Датчики подушки безопасности.

У разных моделей автомобилей перечень элементов системы может отличаться. Это зависит от года выпуска и технической оснащённости устройствами безопасности.

Подрубрика сайта: Системы пассивной безопасности

Устройство и принцип работы системы пассивной безопасности SRS
Система пассивной безопасности

Автомобиль – это не только привычное средство передвижения, но и источник опасности. Постоянно увеличивающееся число транспортных средств на дорогах России

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды и особенности использования детских удерживающих системTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Когда в семье появляется ребенок, автомобиль становится еще более ценным помощником. Главная задача родителей – обеспечить максимальную безопасность маленького пассажира.

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды, устройство и принцип действия подушек безопасности автомобиляTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Одним из главных элементов защиты водителя и пассажиров в автомобиле являются подушки безопасности (Аirbag). Открываясь в момент удара, они защищают человека

Techautoport.ruTechautoport.ru
Назначение и принцип работы натяжителя и ограничителя ремня безопасностиTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Использование ремня безопасности является обязательным для каждого водителя и его пассажиров. Чтобы сделать конструкцию ремня более эффективной и удобной

Techautoport.ruTechautoport.ruАвтомобильные ремни безопасности: защита, проверенная десятилетиямиTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Несмотря на высокую скорость развития современных технологий, главным средством пассивной защиты водителя и пассажиров в автомобиле остаются ремни безопасности.

Techautoport.ruTechautoport.ruЧто такое система крепления детских кресел ISOFIXTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Системы пассивной безопасности в автомобилях постоянно совершенствуются, особенно для маленьких пассажиров. Одной из них является система крепления детских кресел ISOFIX.

Techautoport.ruTechautoport.ruКак работает система экстренной помощи водителю ЭРА-ГЛОНАССTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

На дорогах могут возникать ситуации, при которых пострадавшему водителю некому оказать помощь. Часто в условиях плохой видимости или скользкой дороги автомобили

Techautoport.ruTechautoport.ruУстройство и принцип работы системы защиты пешеходовTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Ежегодно на российских дорогах происходят десятки тысяч ДТП с участием пешеходов. Подобные аварии случаются как по вине водителей, так и в результате неосторожности

Techautoport.ruTechautoport.ruВиды и принцип работы автомобильных подголовниковTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Одной из первых автомобильные подголовники внедрила компания Mercedes-Benz в 1960 году. Сначала их устанавливали по желанию покупателя. В конце 60-х все

Techautoport.ruTechautoport.ruОписание и условия проведения автомобильных краш-тестовTechautoport.ruTechautoport.ruСистема пассивной безопасности

Безопасность — один из ключевых параметров, который анализируют покупатели при выборе автомобиля. Чтобы оценить все риски и надежность транспортного средства

Techautoport.ruTechautoport.ru

Что такой система пассивной безопасности автомобиля

     

Данная статья является общепознавательной и не привязана к какой либо марке автомобиля.

Наиболее известной и распространенной системой из арсенала пассивной безопасности являются ПРИВЯЗНЫЕ РЕМНИ. Они присутствуют практически на всех выпускаемых сегодня автомобилях. По признанию специалистов, все подушки, спасающие жизнь водителя и пассажиров, становятся бесполезными, если люди не пристегнуты старыми добрыми ремнями. Конечно, кое-какие неудобства они доставляют, однако изобретение середины прошлого века до сих пор остается наиболее действенным средством пассивной безопасности.

В последнее время появилось несколько устройств, повышающих эффективность ремней. Это, например, автоматические преднатяжители. В случае удара по команде специальных датчиков ремни за доли секунды притягивают седоков к креслам, что значительно снижает вероятность увечий. Что еще раз подтверждает правило — пристегиваться нужно всегда, даже если поездка займет всего пару минут.

Появившиеся в 80-х годах ПОДУШКИ БЕЗОПАСНОСТИ прогрессируют не по дням, а по часам. Если десяток лет назад присутствие единственного «эйрбэга» считалось престижным, то в наши дни некоторые модели могут похвастать наличием десятка (!) подушек. Даже на городских малолитражках, таких как «Opel Corsa» или «Ford Fiesta», их минимум четыре — по две фронтальных и боковых. На автомобилях же более высокого класса все чаще можно встретить надувные «шторы» на окнах, защищающие головы при боковых столкновениях, а также специальные занавески, оберегающие от осколков разбитого стекла. Кстати, наиболее безопасным типом автомобильных стекол считается так называемый «триплекс», который при ударе не рассыпается на мелкие кусочки. И, наконец, на недавно представленной «семерке» BMW присутствуют боковые подушки даже для задних пассажиров!

Однако «эйр бэги» развиваются не только в направлении увеличения их количества. Появляются и новые разновидности. Например, ПОДУШКА БЕЗОПАСНОСТИ ДВУХСТУПЕНЧАТОГО РАСКРЫТИЯ При столкновении на малой скорости она надувается частично, чтобы встречным ударом не послать человека в глубокий нокаут. Если же авария происходит на достаточно высокой скорости, то полное раскрытие подушки не даст голове удариться о руль.


В дорогих моделях настолько много подушек безопасности, что при аварии они буквально «обтягивают» салон

Кстати, если вы принципиально ездите не-пристегнутым. то хоть подберите себе автомобиль с «умными» подушками. Которые «знают», когда водитель или пассажир пренебрегают ремнями, и в случае аварии срабатывают слабее или не срабатывают вовсе. Ведь непристегнутого человека удар «эйр-бэга» может даже убить.


Активный подголовник при наезде сзади «поддерживает» голову, оберегая от травм шеи

Параллельно с подушками эволюционируют и кресла. Так, на многих автомобилях устанавливаются АКТИВНЫЕ ПОДГОЛОВНИКИ. которые в случае удара сзади автоматически смещаются вперед, оберегая от травм шеи.


Впервые представленные на «Volvo S80» активные спинки сидений в случае удара сзади оберегают спину и шею от травм

Конструкторы «Volvo» пошли еще дальше. На модели «S80» они использовали АКТИВНУЮ СПИНКУ СИДЕНЬЯ — при ударе сзади она словно поддерживает седока, защищая от повреждений шеи и позвоночника. Вообще, шведы очень серьезно подходят к вопросу безопасности. Так, в начале 90-х годов на модели «Volvo 850» впервые была представлена SIPS. В переводе с английского аббревиатура расшифровывается как «Система защиты от бокового удара». По сути, она представляет собой балки в дверях, которые гасят энергию удара, не давая кузову вмяться в салон. Теперь SIPS и ей подобные системы появились и на автомобилях других марок.

Из необычных решений стоит отметить ТРАВМОБЕЗОПАСНЫЕ ПЕДАЛИ. Они устанавливается, например, на автомобили «Opel». При лобовом столкновении педали уходят вверх, оставляя для ног водителя безопасное пространство.

Завершить обзор пассивной безопасности хочется системой «ON STAR», которая уже несколько лет используется на люксо-вых моделях концерна GM. В случае ДТП она самостоятельно, через спутник, подает сигнал SOS в службу спасения. Помощь придет, даже если авария произошла где-нибудь в деревенской глуши. Подобные системы предлагают и некоторые европейские автопроизводители.


Пассивная

Autoleek

Системы безопасности, которыми оснащаются современные автомобили, делятся на две основные категории – активные и пассивные. А… Читать далее

Autoleek

Сейчас автомобили комплектуются значительным количеством систем и средств безопасности. Направлены они на предотвращение потери контроля на… Читать далее

Autoleek

Безопасность автомобиля – очень важный фактор, над которым конструкторы и инженеры постоянно работают. Обширное внедрение электроники… Читать далее

Система пассивной безопасности


Любое транспортное средство (ТС), особенно это касается современных авто, является источником повышенной опасности. Высокая мощность силового агрегата, максимальная скорость автомобиля, большое количество машин на дорогах и другие факторы существенно увеличивают вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Чтобы защитить водителя и пассажиров при ДТП, автопроизводители постоянно разрабатывают и внедряют устройства безопасности. В конце 50-x годов XX века появились ремни безопасности, которые позволяли пассажирам удерживаться на своих местах при столкновении с препятствием или другим автомобилем. Подушки безопасности были внедрены в начале 80-x годов минувшего века.

Совокупность технических устройств безопасности, используемых для защиты пассажиров, составляют систему пассивной безопасности ТС. Однако, система также должна обеспечивать защиту других участников дорожного движения.

К компонентам пассивной безопасности ТС относят:

  • безопасная конструкция кузова;
  • активные подголовники;
  • ремни безопасности;
  • натяжители ремней безопасности;
  • подушки безопасности;
  • аварийный размыкатель АКБ;
  • прочие устройства безопасности.

Особое место занимает система экстренного вызова, которая самостоятельно оповещает экстренные службы о случившемся ДТП. Еще одной крайне важной системой является защита пешеходов.

Пассивная система безопасности оснащается электронным управлением, которое позволяет большинству компонентов эффективно взаимодействовать между собой. Такая система управления включает блок управления, датчики и исполнительные устройства.

В случае возникновения аварийной ситуации входные датчики фиксируют все параметры и превращают их в электрические сигналы. К таким датчикам относят выключатели замка ремня безопасности, датчик положения сидения водителя и переднего пассажира, датчики удара, датчик занятости переднего пассажира.

Обычно на каждую сторону ТС устанавливается по 2 датчика удара. Эти датчики отвечают за работу соответствующих подушек безопасности. Если автомобиль оснащается активными электро-подголовниками, в таком случае датчики удара присутствуют и в задней части машины.

Выключатель замка ремня безопасности фиксирует применение ремня безопасности. Датчик занятости сидения переднего пассажира предоставляет возможность сохранить соответствующую подушку безопасности, если в момент аварии на переднем сидении отсутствует пассажир.

От положения сидений переднего пассажира и водителя (фиксируется специальными датчиками) зависит последовательность и интенсивность применения компонентов системы.

Блок управления сравнивает сигналы датчиков с контрольными параметрами и на основании полученных данных определяет наступление аварийной ситуации, после чего активизирует соответствующие исполнительные устройства.

К исполнительным устройствам относят пиропатроны подушек безопасности, механизма привода активных подголовников, аварийного размыкателя АКБ, натяжителей ремней безопасности. Кроме того, к ним относится контрольная лампа, которая оповещает о не пристегнутых ремнях безопасности.

Исполнительные устройства активизируются в определенном порядке в соответствии с заложенным программным обеспечением.

Например, в зависимости от силы фронтального удара могут активизироваться:

  • натяжители ремней безопасности;
  • фронтальные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности.

В зависимости от силы фронтально-диагонального удара и угла столкновения могут активизироваться:

  • натяжители ремней безопасности;
  • фронтальные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
  • левые (или правые) боковые подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
  • левые (или правые) боковые подушки безопасности, головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
  • фронтальные подушки безопасности, левые (или правые) боковые подушки безопасности, головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности.

В зависимости от силы бокового удара могут активизироваться:

  • левые (или правые) боковые подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
  • соответствующие головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности;
  • левые (или правые) боковые подушки безопасности, головные подушки безопасности и натяжители ремней безопасности.

В зависимости от силы удара, сзади могут активизироваться натяжители ремней безопасности, активные подголовники, размыкатель АКБ.


Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о