Система старт стоп: 403 — Доступ запрещён – Остановка по требованию: зачем нужны системы старт-стоп?

Система «старт-стоп» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Система «старт-стоп» (англ. «Start-stop» system) — технология, предназначенная для автоматического отключения и перезапуска двигателя автомобиля с целью экономии топлива, снижения вредных выбросов и уровня шума за счёт сокращения времени работы двигателя на холостом ходу[1][2].

Принцип работы

Принцип работы системы «старт-стоп» заключается в выключении двигателя при остановке автомобиля и его быстром запуске при нажатии на педаль сцепления (машины с механической КП) или отпускании педали тормоза (на авто с АКПП)[1][3][4][5].

Конструктивно система «старт-стоп» включает следующие элементы:

  • устройство, обеспечивающее многократный запуск двигателя;
  • система управления.

Основу системы составляет специальный стартер, рассчитанный на большое количество пусков двигателя и имеющий увеличенный срок эксплуатации. Стартер оборудован усиленным малошумным механизмом привода, гарантирующим быстрый, надёжный и бесшумный запуск двигателя.

Система управления осуществляет остановку и запуск двигателя, а также контроль заряда аккумуляторной батареи. Как и все современные электронные системы управления она включает входные датчики, блок управления и исполнительные устройства.

При остановке автомобиля система «старт-стоп», на основании сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала, останавливает двигатель. Питание потребителей электрического тока (электроника автомобиля) производится от аккумуляторной батареи. При отпускании педали тормоза на автомобиле система активирует стартер и производит запуск двигателя. В дальнейшем цикл остановки и запуска двигателя продолжается.

Если величина заряда аккумуляторной батареи опускается ниже заданной величины, система на основании сигнала соответствующего датчика выключается. Включение производится после зарядки аккумуляторной батареи. Система может быть принудительно отключена с помощью специальной кнопки на панели приборов.

История

Первые эксперименты по созданию такой системы предприняла компания Toyota в середине 1970-х годов[6], установив на свою люксовую модель Crown устройство, «выключающее» двигатель после 1,5-секундного простоя.

Некоторые автомобили 1980-х годов, такие как Volkswagen Polo, Formel E и Fiat Regata ES, имели в арсенале подобную систему[7].

Автомобиль Volkswagen Golf III 1994 года оснащался системой Ecomatic, которая тем не менее не возымела успеха[8].

Компания Citroën в своих автомобилях Citroën C2 и Citroën C3 2006 года ввела систему под названием Stop & Start[2]. Она комбинировала систему роботизированной трансмиссии SensoDrive со стартером и генератором, объединённых в один блок. Применённая конструкция — ISG, также известная, как «интегрированный стартер-генератор» (англ. integrated starter-generator)[9]

, сочетает в себе роль стартера и генератора в одном устройстве. Производить такой стартер-генератор стали французская компания Valeo[10] и японская Denso[11].

Компании BMW и её дочернее подразделение Mini применили такую систему в 2008 году в рамках программы Efficient Dynamics[12]. В отличие от стартер-генератора Citroën, BMW установила на свои автомобили усиленный стартер от компании Bosch, который справлялся с большим количеством пусков двигателя, и более производительный аккумулятор. Помимо этого была применена система рекуперативного торможения, благодаря которой тепловая энергия от торможения переходит в электроэнергию и подзаряжает аккумулятор.

Компания Volvo представила технологию stop/start в 2009 году на автомобилях S60 и V60 DRIVe для Европы[13].

В 2010 году компания Opel включила технологию

Start/stop в серию автомобилей с двигателями EcoFLEX.

Наименование по автопроизводителям

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 Tom Denton. Automotive Technician Training: Theory. — Routledge, 2014. — С. 283. — 576 с. — ISBN 9781317938101.
  2. 1 2 Carlo Valente. Stop & Start 2011, infomotori.com (17 января 2011). Архивировано 11 апреля 2013 года.
  3. ↑ Start/Stop technology from Bosch for economical driving (англ.). Bosch. Проверено 7 ноября 2015. Архивировано 7 ноября 2015 года.
  4. 1 2 Volvo: Start/Stop — function and operation (англ.). Volvo. Проверено 7 ноября 2015. Архивировано 7 ноября 2015 года.
  5. Ali Emadi. Advanced Electric Drive Vehicles. — CRC Press, 2014. — С. 346. — 616 с. — ISBN 9781466597693.
  6. Bob Dunham. Automatic on/off switch gives 10-percent gas saving. — Popular Science, 1974. — С. 170.
  7. Fabio Gemelli. Fiat Regata ES, la prima con lo start/stop, omniauto.it (9 октября 2011). Архивировано 6 сентября 2012 года.
  8. John Fordham. MOTORING / Auto Biography / The Volkswagen Golf CL Ecomatic IN 0-60 Seconds (англ.). The Independent (23 октября 2011). Проверено 7 ноября 2015. Архивировано 7 ноября 2015 года.
  9. ↑ C2 gets Stop & STart technology // Autocar. — Haymarket Motoring Pub., 2006. — С. 19-20.
  10. ↑ Valeo and Ricardo launches customer preview program for mild hybrid vehicle with world-class fuel economy (англ.). Valeo. Проверено 6 декабря 2015.
    Архивировано 5 октября 2015 года.
  11. ↑ DENSO Develops World’s First Belt-Driven Integrated Starter Generator (ISG) for Hybrid Vehicles (англ.). PR Newswire / DENSO International America, Inc.. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  12. DK Publishing. Car: The Definitive Visual History of the Automobile. — Penguin, 2011. — С. 101. — 360 с. — ISBN 9780756689384.
  13. Eric Loveday. Volvo launches stop/start S60, V60 DRIVe models in Europe (англ.). AutoBlog. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 27 апреля 2015 года.
  14. ↑ BMW Technologie Guide: Auto Start Stop function. (англ.). BMW. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  15. ↑ Mercedes-Benz TechCenter: ECO start/stop function (англ.). Mercedes-Benz. Проверено 6 декабря 2015.
    Архивировано 6 декабря 2015 года.
  16. ↑ MAZDA: Idling Stop Technology — Environmental Technology (англ.). Mazda. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  17. ↑ MAZDA: Brake Energy Regeneration System — Environmental Technology (англ.). Mazda. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  18. ↑ Start-Stop System < Technical Glossary < Volkswagen (англ.). Volkswagen. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  19. ↑ Hoe werkt het start/stopsysteem ISG van Kia? (нем.). KIA. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  20. ↑ Blue Drive Technology (англ.). Hyundai. Проверено 6 декабря 2015. Архивировано 6 декабря 2015 года.
  21. ↑ PEUGEOT e-HDi STOP/START TECHNOLOGY MEDIA KIT (англ.). Peugeot.
    Проверено 6 декабря 2015.
    Архивировано 27 марта 2012 года.
  22. ↑ Porsche Panamera — Auto-Start-Stop-Funktion (de-DE). Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG — Porsche Deutschland. Проверено 23 июня 2016.

Экопустышка или полезная опция: — Журнал Движок.

Новые технологии в автомобилестроении обычно презентуют очень ярко, однако система «Старт/Стоп» для бензиновых и дизельных моторов появилась тихо, зато быстро и повсеместно — от малолитражки до спорткара, на машинах с ручными и автоматическими трансмиссиями, с бензиновыми и дизельными моторами. Правда, очень часто у водителя есть только одно желание — поскорее выключить эту штуку, создающую немало дискомфортных ситуаций. Так все-таки: действительно ли так полезно краткосрочное отключение двигателя?

Немного истории

Первое серийное применение технологии экономии топлива было зафиксировано в 1983 году на модели FIAT Regatta ES. Причем ее внедрение увенчалась успехом: мотор оснастили автоматическим карбюратором, мотором с более высокой степенью сжатия, микропроцессорным зажиганием, а также улучшили аэродинамику. Комплексные меры по данным производителя позволили достичь 5%-ной экономии топлива, но продажи не пошли — Regatta ES разошлась тиражом всего 5 тыс. экземпляров.

Аналогичная опция в том же 1983 году появилась и на машинах VW Passat в исполнении Formula E — особо экономичных версиях с рядом доработок. Именно на этой модели был применен первый прообраз системы «Старт/Стоп» только с ручным приводом, позволявшим глушить и запускать мотор по нажатию кнопки, а не автоматически.

FIAT Regatta ES

Через десять лет, в 1993 году, все достижения науки и техники применили на дизельном VW Golf Ecomatic. Компания планировала добиться показателя среднего расхода в 5,5 литра и с задачей справилась: Golf Ecomatic позиционировался как самый экономичный серийный автомобиль в мире. Расход топлива на трассе снизился и вовсе до 3,5 литра на 100 км пути, что максимально приблизило модель к сверхпопулярной тогда экоидее «трехлитрового» автомобиля.

Технически это был вполне обычный Golf III с самой слабой версией атмосферного дизеля объемом 1,9 литра (64 л. с.) с автоматическим приводом сцепления (педали в машине нет), ручной коробкой передач, системой «Старт/Стоп», дополнительным электронасосом в системе охлаждения, электрическим вакуумным насосом усилителя тормозов и электроприводом насоса ГУР.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»?

VW Golf Ecomatic

Двигатель машины мог работать на биодизеле (топливе из рапсового масла), а на приборной панели поставили световые индикаторы-подсказки для правильного переключения передач. Применили и специальные покрышки с пониженным сопротивлением качению. Аккумулятор Bosch емкостью 92 А·ч питал всю систему, а для предотвращения скачков напряжения в бортсети в пару ему поставили еще один аккумулятор на 7 А·ч.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»?

VW Golf Ecomatic

Использование полуавтоматической трансмиссии позволило применить сразу весь набор приемов экономии топлива: при остановке более 5 секунд двигатель глушился, так же как и при сбросе газа и движении накатом.

Запуск мотора происходил при включении передачи при старте (датчик был встроен в рычаг МКПП) или при нажатии на педаль газа. Производитель обещал снижение выбросов СО на 36%, СО2 — на 22%, NO — на 25%.

Стоимость этой версии Volkswagen Golf была существенно дороже обычной (в Британии доплата составляла 1500 фунтов стерлингов при стоимости обычной комплектации 11 495).

Удалось продать лишь 4 тыс. таких машин, поскольку в реальной эксплуатации заявленной экономичности достичь не удавалось. По комфорту и надежности Ecomatic значительно отставал от машин без хитрой электроники. Навороченная коробка передач серии CDJ и комплекс электроники оказались капризными. А вскоре появление дизелей с насос-форсунками позволило снизить расход топлива на малой нагрузке, и подобные показатели топливной экономичности стали доступны машинам без всяких дополнительных систем.

Что сейчас

Современные системы «Старт/Стоп» устроены очень похоже. Разве что электроусилитель позволяет решить проблему привода ГУР, а тормоза лишились вакуумного усилителя — за него работают гидроаккумулятор и электронасос. В системе охлаждения все также трудится электропомпа.

Вот только полуавтоматические системы сегодня не в почете, а потому их заменили АКП с дополнительными гидроаккумуляторами и электронасосами в приводе. Способны работать в режиме «Старт/Стоп» и преселективные коробки передач, которым не нужен постоянно работающий маслонасос. Ряд машин оснащается к тому же электроприводом системы кондиционирования для максимального комфорта. Почти все имеют усиленный стартер или стартер-генератор, а также усиленные аккумуляторные батареи с технологией AGM, способные выдержать на порядок большее число циклов заряда-разряда, и дополнительные контроллеры питания бортовой сети, предотвращающие скачки напряжения. Компания Bosch предлагает производителям готовый набор компонентов для систем «Старт/Стоп» с 2007 года, включая все перечисленные модули и технологии, кроме системы кондиционирования с электроприводом.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»?

Как работает

Схема работы системы «Старт/Стоп» не изменилась: она глушит двигатель при остановках более пары секунд и на ряде машин используется вместо торможения двигателем. Заявленная экономия топлива в пределах 5% — добиться лучших показателей практически невозможно, поскольку на работу системы очень сильно влияет большое энергопотребление современного автомобиля, которое ограничено емкостью аккумулятора.

Ряд независимых тестов показывает, что снижение расхода топлива обычно меньше заявленного, а у большинства систем пауза при старте достигает величин в 1-2 секунды, что очень негативно ощущается водителем. Минимальное время задержки — у машин с системой стартер-генераторов, предлагаемых, например, Valeo или Delphy, максимальное — у авто с «классическим» усиленным стартером.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»?

При наличии системы «Старт/Стоп» возможно использование только аккумуляторов, созданных по технологии AGM.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»? 

На практике технология вовсе не так дешева, как хотелось бы думать. Одним лишь усиленным стартером не обойтись, и даже более долговечная аккумуляторная батарея — это лишь вершина айсберга. Серьезные изменения нужны в системе электроснабжения машины — для снижения пульсаций напряжения и стабильной работы электроники.

Решения Bosch предлагают специальный преобразователь DC-DC как обязательный компонент системы. Французский концерн PSA применяет суперконденсаторы для сглаживания скачка напряжения и использования их при работе со стартер-генератором. Также могут использоваться дополнительные аккумуляторы для сглаживания скачков напряжения на ответственных потребителях. Электрическая помпа в системе охлаждения двигателя необходима как для обеспечения качественной работы климатической системы, так и для предотвращения скачков температуры в системе охлаждения мотора и предотвращении перегрева турбин и коробок передач. Электроусилители при наличии системы «Старт/Стоп» должны работать в широком диапазоне напряжений и нагрузки.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»?

И в чем достоинство?

Для чего такие жертвы? Неужели все ради 5% экономии, которые не всегда себя проявляют даже в стандартном ездовом цикле?

Не все так просто. Система нужна не только для экономии топлива. Точнее, она работает совместно с другими техническими решениями, помогая более эффективно их применять или снижая негативные эффекты.

Бензиновые моторы, например, показательно неэффективны на малой нагрузке — только «даунсайз» и турбонаддув могут что-то изменить в этой ситуации. Для снижения расхода топлива на холостых оборотах и повышения чистоты выхлопа применяется повышение рабочей температуры двигателя, но этот способ значительно вредит ресурсу мотора и всех навесных агрегатов.

Использование системы «Старт/Стоп» позволяет избежать как самих холостых оборотов в принципе, так и работы с малой нагрузкой, когда неэффективно работают катализаторы. Мотор или не работает, или догружен генератором, заряжающим аккумуляторную батарею, и катализаторы не выходят за границы оптимального температурного режима.

Заодно убран проблемный для системы смазки мотора режим, а значит, можно еще немного снизить запас по рабочему давлению масла, добившись небольшой, но экономии. Учитывая, что бензиновые моторы легко стартуют и быстро прогреваются, внедрение для них системы «Старт/Стоп» видится закономерным и с максимально широким охватом.

Экопустышка или полезная опция: зачем нужна система «Старт/Стоп»?

Дизельные двигатели не страдают перегревом на холостых и очень эффективны на малой нагрузке. Но тем не менее холостые обороты желательно исключить и у них. Причина во все более жестких нормах выбросов NO. Именно на малых нагрузках концентрация выбросов получается наивысшей, притом что катализатор не способен без подачи дополнительного топлива «дожечь» окислы. Нет холостых оборотов — нет проблем. Причем чем больше рабочий объем у мотора, тем более эффективна технология. Именно при работе на холостых оборотах больше всего загрязняется EGR и больше всего расходуется мочевины при химической нейтрализации выхлопных газов.

Отключение мотора позволит сохранить ресурс и сделать систему рециркуляции проще, да и экономия мочевины тоже может оказаться полезной.

Отказ от холостых оборотов позволяет также в ряде случаев ускорить прогрев дизельного мотора в холостом цикле. Ведь, в отличие от бензинового мотора, дизель на холостых очень быстро охлаждается потоком воздуха. Еще одна проблема связана с сажевыми фильтрами: на малых оборотах дизельный мотор генерирует повышенное количество твердых частиц в выхлопе из-за плохой продувки камеры сгорания, несмотря на большой коэффициент избытка воздуха. А все «наработанные» частички сажи после работы на холостых необходимо «прожечь» в фильтре, на что также уходит топливо, иначе фильтр просто забьется. Так что и дизельному мотору система «Старт/Стоп» оказалась полезна.

Система «старт-стоп» — Вики

Система «старт-стоп» (англ. «Start-stop» system) — технология, предназначенная для автоматического отключения и перезапуска двигателя автомобиля с целью экономии топлива, снижения вредных выбросов и уровня шума за счёт сокращения времени работы двигателя на холостом ходу[1][2].

Принцип работы

Принцип работы системы «старт-стоп» заключается в выключении двигателя при остановке автомобиля и его быстром запуске при нажатии на педаль сцепления (машины с механической КП) или отпускании педали тормоза (на авто с АКПП)[1][3][4][5].

Конструктивно система «старт-стоп» включает следующие элементы:

  • устройство, обеспечивающее многократный запуск двигателя;
  • система управления.

Основу системы составляет специальный стартер, рассчитанный на большое количество пусков двигателя и имеющий увеличенный срок эксплуатации. Стартер оборудован усиленным малошумным механизмом привода, гарантирующим быстрый, надёжный и бесшумный запуск двигателя.

Система управления осуществляет остановку и запуск двигателя, а также контроль заряда аккумуляторной батареи. Как и все современные электронные системы управления она включает входные датчики, блок управления и исполнительные устройства.

При остановке автомобиля система «старт-стоп», на основании сигнала датчика частоты вращения коленчатого вала, останавливает двигатель. Питание потребителей электрического тока (электроника автомобиля) производится от аккумуляторной батареи. При отпускании педали тормоза на автомобиле система активирует стартер и производит запуск двигателя. В дальнейшем цикл остановки и запуска двигателя продолжается.

Если величина заряда аккумуляторной батареи опускается ниже заданной величины, система на основании сигнала соответствующего датчика выключается. Включение производится после зарядки аккумуляторной батареи. Система может быть принудительно отключена с помощью специальной кнопки на панели приборов.

История

Первые эксперименты по созданию такой системы предприняла компания Toyota в середине 1970-х годов[6], установив на свою люксовую модель Crown устройство, «выключающее» двигатель после 1,5-секундного простоя.

Некоторые автомобили 1980-х годов, такие как Volkswagen Polo, Formel E и Fiat Regata ES, имели в арсенале подобную систему[7].

Автомобиль Volkswagen Golf III 1994 года оснащался системой Ecomatic, которая тем не менее не возымела успеха[8].

Компания Citroën в своих автомобилях Citroën C2 и Citroën C3 2006 года ввела систему под названием Stop & Start[2]. Она комбинировала систему роботизированной трансмиссии SensoDrive со стартером и генератором, объединённых в один блок. Применённая конструкция — ISG, также известная, как «интегрированный стартер-генератор» (англ. integrated starter-generator)[9], сочетает в себе роль стартера и генератора в одном устройстве. Производить такой стартер-генератор стали французская компания Valeo[10] и японская Denso[11].

Компании BMW и её дочернее подразделение Mini применили такую систему в 2008 году в рамках программы Efficient Dynamics[12]. В отличие от стартер-генератора Citroën, BMW установила на свои автомобили усиленный стартер от компании Bosch, который справлялся с большим количеством пусков двигателя, и более производительный аккумулятор. Помимо этого была применена система рекуперативного торможения, благодаря которой тепловая энергия от торможения переходит в электроэнергию и подзаряжает аккумулятор.

Компания Volvo представила технологию stop/start в 2009 году на автомобилях S60 и V60 DRIVe для Европы[13].

В 2010 году компания Opel включила технологию Start/stop в серию автомобилей с двигателями EcoFLEX.

Наименование по автопроизводителям

Ссылки

Примечания

Система «старт-стоп» — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

В автомобілях, система старт-стоп або стоп-старт система автоматично відключає і перезапускає двигун внутрішнього згоряння, щоб зменшити кількість часу витраченого двигуном на холостому ходу, зменшуючи тим самим витрату палива і викидів. Система є найвигіднішою для транспортних засобів, які витрачають значну кількість часу на світлофорах або часто стоять в пробках. Ця функція наявна в гібридних електричних автомобілях, але також з’явилася в транспортних засобах, що не оснащено гібридним електроприводом. Для не-електричних транспортних засобів, економія палива завдяки цій технології становить від 5 до 10 відсотків.

На автомобілі з механічною коробкою передач, система старт-стоп активується наступним чином:

  • Зупиніть машину і натисніть зчеплення;
  • Перемикніть важіль перемикання передач у нейтральне положення;
  • відпустіть зчеплення і двигун зупиниться.

Двигун не зупиниться, якщо автомобіль знаходиться в русі, навіть якщо вищезгадані кроки будуть зроблені Двигун запускається, коли натиснути зчеплення для вибору передачі перед початком руху автомобіля. Двигун може також запуститися, якщо існує потреба в електроенергії, наприклад, для системи кондиціювання.

Такі автомобільні додатки як кондиціонер та склоочисники традиційно працюють від приводного ременя, що розміщений в двигуні, ці системи повинні бути перероблені, щоб функціонувати належним чином, коли двигун вимкнений. Як правило, електродвигун використовується для живлення цих пристроїв замість ременя.

Ця технологія також використовується на скутері Honda Motor на азійських ринках протягом останнього десятиліття. Їхня модель PCX 125cc була випущена в 2010 році та буде продаватися в Європі з цією технологією, хоча їхні північноамериканські моделі не мають її.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о