Световая сигнализация – Звуковая и световая охранная сигнализация, оповещатели системы принцип работы и способы применения

Содержание

Световая сигнализация автомобиля | Автомобильный справочник

 

Световая сигнализация автомобиля призвана облегчить распознавание автомобиля и предупредить других участников дорожного движения. Для световой сигнализации предписываются еди­ные, строго определенные цвета — красный, желтый или белый. Вот о том, что представляет собой световая сигнализация автомобиля, мы и поговорим в этой статье.

 

Содержание

 

 

Белый, желтый и красный цвета используются для обозначения положе­ний автомобиля соответственно спереди, по бокам и сзади. Стоп-сигналы и задние проти­вотуманные фонари также красные. Желтые лампы используются в большинстве случаев для указателей поворотов. Лишь в США задние указатели поворотов могут быть красными.

По продольной оси сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оста­ваться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепле­ния для других участников дорожного движения.

Указатели поворотов и система аварийной сигнализации

 

Правила ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС определяют группу 1 (передние), группу 2 (задние) и группу 5 (боковые) указателей поворотов у автомоби­лей с тремя и более колесами. Фонари указате­лей поворота группы 2 являются достаточными для установки на мотоциклы и мопеды.

Контроль за работой указателей поворотов осуществляется электрическим способом. Требуется установка индикатора внутри авто­мобиля. Лампа индикатора указателя поворота приборного щитка может быть любого цвета.

Частота мигания равна 90±30 циклам в ми­нуту с периодом относительного освещения 30-80%. После включения сигнала излучение света должно происходить не позже, чем через 1,5 с. Все лампы указателей поворота с одной стороны автомобиля должны мигать синхронно. При выходе из строя одной лампы остальные лампы должны продолжать работать.

В режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота должны мигать синхронно; они должны работать и при оста­новке автомобиля. Обязательно использова­ние светового индикатора работы системы.

Передних, боковых и задних ламп указателей поворота должно быть по две (цвет: желтый). В США для задних и боковых указателей пово­рота разрешается установка ламп красного или желтого цвета (SAE J588, ноябрь 1984).

 

 

Требования к конструкции световой сигнализации

 

Требования к конструкции световой сигнализации в Европе изло­жены в Правилах ЕСЕ R6, R7, R23, R38 и R87, а требования к установке — в Правилах ЕСЕ R48 (рис. «Расположение передних указателей поворотов«, «Расположение задних указателей поворотов» и «Расположение боковых указателей поворотов«).

 

 

В США количество, расположение и цвет сигнальных ламп регламентируются предпи­санием FMVSS 108. Требования к конструк­ции и параметрам освещения определены в соответствующих стандартах SAE.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей без прицепа

 

Электронная система мигающей аварийной сигнализации и указателей поворотов содер­жит импульсный генератор для включения ламп через реле и контрольную схему для из­менения частоты мигания в случае выхода из строя любой лампы. С помощью рычажного переключателя осуществляется управление работой указателей поворотов, в то время как включение системы аварийной сигнализации производится отдельным выключателем.

 

 

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей с прицепом

 

Этот тип аварийной сигнализации и указате­лей поворотов отличается от используемого в автомобилях без прицепа способом управле­ния работой указателей поворотов во время мигания для указания смены направления.

Односхемный блок контроля

 

Тягач и прицеп оборудуются общим односхем­ным блоком контроля, служащим для включе­ния двух индикаторных ламп с определенной частотой мигания. Этот тип контрольного блока не может применяться для локализации выхода из строя любого фонаря. Частота ми­гания фонарей при этом остается постоянной.

Двухсхемный блок контроля

 

Тягач и прицеп оборудуются раздельными блоками контроля. Неисправность сигнализи­руется индикаторной лампой. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.

Задние и габаритные фонари

 

Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомо­билях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фо­нари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомо­билей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомо­били) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.

В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для вы­полнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.

 

 

Габаритные фонари

 

У автомобилей шириной более 2100 мм должно быть два белых габаритных фонаря, обращенных вперед и два красных габарит­ных фонаря, обращенных назад. Они должны располагаться как можно дальше наружу и как можно выше.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Боковые габаритные фонари

 

Согласно ЕСЕ R48, автомобили длиной более 6 м должны иметь желтые боковые габарит­ные фонари (SML), кроме автомобилей без кузова (только с шасси и кабиной).

Боковые габаритные фонари SM1 могут ис­пользоваться на автомобилях всех категорий. Боковые габаритные огни SM2 могут исполь­зоваться только на легковых автомобилях.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Задние отражатели

 

Согласно ЕСЕ R48, на автомобилях должно быть два красных не треугольных задних от­ражателя (один на мопедах и мотоциклах).

Разрешаются дополнительные отражатель­ные элементы (красная отражающая лента), если они не ухудшают работу стандартно требуе­мого осветительно-сигнального оборудования.

На прицепах и на автомобилях, где все обращенные вперед лампы с отражателями скрыты (т.е. убираются), должно быть уста­новлено два бесцветных не треугольных пе­редних отражателя. Они разрешены и на всех других типах автомобилей.

На всех автомобилях длиной более 6 м и на всех прицепах должны быть желтые не­ треугольные боковые отражатели. Они могут устанавливаться и на автомобилях длиной менее 6 м.

На всех прицепах должно быть два крас­ных треугольных задних отражателя. Нанесе­ние их на автомобили запрещено.

Внутри треугольников не должно быть ламп.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J594f.

Стояночные фонари

 

Согласно ЕСЕ R48, транспортное средство может оснащаться или двумя стояночными фонарями спереди и двумя сзади, или одним стояночным фонарем с каждой стороны. Предписанные цвета — белый для обращен­ных вперед, красный для обращенных назад. Желтый цвет может быть использован для заднего стояночного фонаря, если он ис­пользуется как единый прибор совместно с указателем поворота.

Стояночные фонари предназначены для функционирования даже тогда, когда другие автомобильные приборы освещения не вклю­чены. Функции стояночных фонарей обычно принимает на себя задний и передний габа­ритные фонари.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Лампы освещения номерного знака

 

Согласно ЕСЕ R48, задний номерной знак должен быть освещен так, чтобы быть читае­мым ночью на расстоянии 25 м.

По всей поверхности номерного знака яркость должна составлять не менее 2,5 кд/м2. Не должен превышаться разброс яркости 2хВmin/см между любыми контрольными точками на поверхности номерного знака. Вmin 

определяется как минимальная яркость, измеренная в контрольной точке.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J587, октябрь 1981.

Как альтернатива лампе подсветки номер­ного знака в будущем могут быть разрешены самосветящиеся номерные знаки.

Стоп-сигналы

 

Согласно ЕСЕ R48, все автомобили должны быть оснащены двумя стоп-сигналами типа S1 или S2 и одним стоп-сигналом типа S3, во всех случаях красного цвета (рис. «Расположение стоп-сигналов«).

Когда используется совмещенная кон­струкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1.

 

 

Стоп-сигнал категории S3 (высокорас­положенный центральный стоп-сигнал) не должен комбинировать в одном блоке с дру­гими лампами.

В США действуют правила, изложенные в стандартах SAE J586, февраль 1984 и SAE J186а, сентябрь 1977.

Задние противотуманные фонари

 

Для стран ЕС/ЕЭК Правила ЕСЕ R48 пред­писывают один или два красных задних противотуманных фонаря у всех новых авто­мобилей. Расстояние между задним противо­туманным фонарем и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм (рис. «Расположение задних противотуманных фонарей«).

 

 

Видимая освещенная зона вдоль эта­лонной оси не должна превышать 140 см2. Электрическое питание должно обеспечивать работу противотуманного фонаря вместе с фарами ближнего, дальнего света и перед­ними противотуманными фарами. Также возможно в конструкции предусматривать независимое отключение противотуманного фонаря от передних противотуманных фар.

Задние противотуманные фонари можно использовать только при снижении видимо­сти из-за тумана до <50 м, так как они дают большую силу света, и в нормальную погоду могут серьезно ослепить движущихся сзади водителей. Индикаторная лампа должна быть желтой.

 

 

Фонарь заднего хода

 

Согласно ЕСЕ R48, разрешается использовать один или два белых фонаря заднего хода (рис. «Расположение фонарей заднего хода» ). Цепь питания должна быть разра­ботана с таким расчетом, чтобы обеспечивать работу фонаря только с включенными пере­дачей заднего хода и зажиганием.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J593c, февраль 1968.

Дневные ходовые огни

 

Правила ЕСЕ R87 регламентируют установку дневных ходовых огней на автомобилях в Ев­ропе (рис. «Расположение дневных ходовых огней» ). Их использование или исполь­зование фар ближнего света для движения в дневное время предписано в отдельных стра­нах (по состоянию на 2009 год это: Дания, Нор­вегия, Финляндия, Швеция, Латвия, Эстония, Литва, Австрия, Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Испания (вне населенных пунктов) и Италия (вне населенных пунктов)).

 

 

По состоянию на февраль 2011 года на­личие дневных ходовых огней согласно ЕСЕ R87, необходимо для легковых автомобилей, а ориентировочно с 2012 года их наличие будет необходимо и для автомобилей других классов (рис. «Фары и лампы в передней части автомобиля» ). Это постановление заменит собой национальные предписания.

Передние поворотные фары

 

В передней части автомобиля разрешается устанавливать две поворотных фары, из­лучающие свет на угол не менее 60°. Они используются при поворотах со скоростью не более 40 км/ч для более оптимального освещения дорог (примыкающих дорог или въездов в гаражи), которые обычно недо­статочно освещаются стандартными фарами. Передние поворотные фары включаются с помощью рычажка управления указателями поворотов или при повороте рулевого колеса.

Передние поворотные фары обычно дают такое же распределение света, как и ста­тичные поворотные фары. Однако условия включения различаются. И для передних по­воротных фар, и для статичных поворотных фар используется по большей части один и тот же отражатель.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J852, апрель 2001.

Опознавательные огни

 

Согласно ЕСЕ R65, опознавательные огни должны быть видны из любого направления и создавать впечатление мигания. Частота мигания составляет 2-5 Гц. Опознавательные огни синего цвета предназначены для уста­новки на автомобили специального назначе­ния. Огни желтого цвета устанавливаются для предупреждения об опасности.

 

 

Варианты конструкций фонарей

 

Цвет фонаря

 

В зависимости от сферы применения (на­пример, фонари стоп-сигнала, указателей поворотов, предупреждения о тумане), ав­томобильные приборы освещения должны излучать свет постоянной цветовой харак­теристики в красном или желтом цветовом диапазоне стандартной цветовой шкалы. Эти цвета определяются конкретными диапазо­нами стандартизированной цветовой шкалы (положение цвета).

Так как белый цвет образуется смешива­нием различных цветов, цветные светофиль­тры могут применяться для ослабления или полного фильтрования светоизлучения в нежелательных диапазонах цветового спектра. Роль цветного светофильтра могут выполнять либо подкрашенные отражатели приборов освещения, либо цветовые покры­тия, наносимые на стеклянные плафоны этих приборов.

Для проектирования рассеивателей фар можно также использовать технологию фильтрации, чтобы при выключении фары цвет совпадал с цветом автомобиля. Тем не менее, существующие правила выполняются, когда лампа включена. Расположение цветов изложено в нормативной документации ЕС/ ЕЭК. Они соответствуют длине волны около 592 нм для «желто-оранжевых» указателей поворота, и примерно 625 нм для «красных» стоп-сигналов и задних фонарей.

Сила света фонарей

 

По разным осям сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оставаться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания авто­сигнала, однако без какого-либо раздражаю­щего ослепления для других участников до­рожного движения. Та же базовая пропорция («унифицированный рисунок пространствен­ного распределения света») используется для большинства ламп. Уровни силы света по бокам, выше и ниже главной оси могут быть меньшими, чем вдоль самой оси (рис. «Измерительный экран для проверки фонарей» ). Однако эти значения могут отличаться от базового в зависимости от монтажной вы­соты или у особых фар (например, фар для дневных ходовых огней).

Фонари на основе линз Френеля

 

Свет от лампы проецируется прямо на рассе­иватель, использующий линзы Френеля для формирования луча нужным образом (рис. «Фонарь на основе линз Френеля» ). Эта концепция является очень экономи­чески выгодным решением — не требуется поверхность, получаемая при осаждении па­ровой фазы. Недостатками являются низкая эффективность и ограниченные возможно­сти в плане дизайна автомобиля.

 

 

Фонари на основе рефлекторной оптики

 

Лампы с приблизительно параболическими отражателями или ступенчатыми отражате­лями направляют свет от лампы в виде осе­вого луча и формируют луч с помощью опти­ческих элементов в рассеивателе (рис. «Фонарь на основе рефлекторной оптики» ).

В фонарях с отражателями произвольной формы нужный спектр луча и световой ри­сунок, полностью или частично, получаются путем направления света с помощью отража­теля. Поэтому внешний рассеиватель может быть выполнен в виде прозрачной линзы, либо дополнен цилиндрическими линзами в горизонтальном или вертикальном направ­лении.

Также успешно применяются конструк­ции, сочетающие оба эти принципа. Принцип фонаря произвольной формы с линзой Фре­неля сочетает отличную световую отдачу с целым рядом возможных вариантов дизайна. В основном световой пучок формируется отражателем. Затем с помощью оптической линзы Френеля луч света изменяет направ­ление в целях получения необходимой про­екции (рис. «Фонарь произвольной формы с линзой Френеля» ).

В современных автомобилях используются в основном фонари с отражателями произ­вольной формы. Эти фонари дают наилуч­шие возможности адаптации к форме кузова и, следовательно, к доступному структурному пространству, и в то же время выдерживают требования к дизайну.

Фонари со светодиодами

 

Светодиоды (LED) все чаще используются в качестве источников света в фонарях. Свето­диоды уже несколько лет используются в до­полнительных стоп-сигналах. Здесь ключевым фактором является свобода в плане дизайна- возможность компактного исполнения с не­сколькими источниками света (рис. «Светодиодная фара с линзой Френеля» и «Светодиодный фонарь» ). Кроме того, светодиоды в стоп-сигналах – это, дополнительная безопасность. Светодиод до­стигает максимальной светоотдачи менее чем за 1 мс, в то время как лампам накаливания требуется 200 мс для достижения номиналь­ного светового потока. Это означает, что свето­диоды излучают сигнал торможения быстрее, что в свою очередь сокращает время реакции.

 

 

Благодаря своей более высокой эффек­тивности в плане светового потока, яркости, термохарактеристик и механической кон­струкции светодиоды можно также исполь­зовать в областях с повышенными требова­ниями к освещению.

Что касается использования светодиодов в автомобильных фонарях, то они фунда­ментально отличаются от ламп накаливания и галогенных ламп тем, что не могут работать непосредственно от электрооборудования автомобиля. Им требуется определенное напряжение, которое, в зависимости от ма­териала полупроводника, варьируется от 2,2 до 3,6 В, и определенный ток, регули­рующий силу света. Для активации функций с низкими фотометрическими требованиями можно использовать решения на базе рези­сторов. В большинстве областей применения требуются линейные контроллеры или пре­образователи постоянного тока. Электронику можно либо интегрировать в лампу, либо реализовать в самостоятельном ЭБУ, монти­руемом на лампу или где-то в автомобиле.

 

 

Фонари с оптоволоконной технологией

 

С помощью оптических волноводов источник света можно отделить от точки его излуче­ния. Чтобы получить нужный световой рису­нок, требуются специальные пускатели лучей в оптических волноводах или оптически ак­тивные элементы на оптическом волноводе или перед ним. В качестве источников света можно использовать лампы накаливания, но их недостатком является высокий уровень инфракрасного излучения. Это вызывает не­обходимость использования термостойких материалов, таких как стекло и тепловые экраны. При использовании светодиодов, как «холодных» источников света, можно на­правлять свет непосредственно в прозрачный пластик, такой как поликарбонат (PC) или по­лиметилметакрилат (РММА). Лампы с опто­волоконной технологией используются в основном для создания элементов дизайна- узких полос или тонких колец (рис. «Фонарь на базе оптоволоконной технологии» ).

 

 

Системы адаптивного заднего освещения

 

До сих пор функции заднего освещения выполнялись с одноуровневым контуром. В зависимости от версии и конструкции по­лучалась фиксированная сила света, которая должна была находиться в установленных правилами пределах для гарантирования минимальной видимости.

 

 

Большое количество датчиков (яркости, за­грязнения, видимости, влажности и т.д.) озна­чает, что автомобиль сегодня способен более точно узнавать параметры окружающей среды и условия освещения. Для достижения опти­мальной видимости (например, достаточной силы света без излишнего ослепления) органы заднего освещения будут способны варьиро­вать силу излучаемого света в зависимости от окружающих условий, обнаруженных вокруг автомобиля. Например, стоп-сигнал будет ра­ботать в яркий солнечный день с большой си­лой света, а ночью — с меньшей, чтобы обе­спечить оптимальное обнаружение и распределение действий водителя (рис. «Допустимая сила света для адаптивных задних фонарей» ).

Освещение для удобства

 

Все чаще устанавливаются лампы, использу­емые у припаркованного автомобиля. Типич­ные области применения — подсветка зон в непосредственной близи от дверных проемов при открывании и закрывании дверей, лампы, обрисовывающие контуры автомобиля в нижней части кузова, и лампы, подсветки дверных ручек.

Функции, комбинирующие такие лампы с габаритными огнями и противотуманными фарами, получили название «проводи до­мой». Они активируются, к примеру, при от­пирании дверей.

В следующей статье я расскажу о регулировке фар автомобиля.

 

Рекомендую еще почитать:

Предупредительная сигнализация — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Преду́предительная сигнализа́ция — сигнализация, предназначенная для предупреждения об опасности или начале действия, при котором люди могут оказаться в опасной зоне. Продолжительность действия сигнала должна позволить человеку, находящемуся в опасной зоне, покинуть её или предотвратить действие опасности. Обычно сигналы подаются автоматически. В качестве датчиков используются различные измерительные устройства, реагирующие на параметры технологических процессов и производственной среды.

Различают два вида сигнализации: звуковую и световую.

Выбор типа сигнализации[править | править код]

Звуковая сигнализация является предпочтительной:

  • если взгляд работника отвлечен наблюдением за технологическим процессом;
  • если зрительные восприятия сигнала затруднено воздействием окружающей среды.

Световая сигнализация является предпочтительной:

  • если высок уровень шума;
  • если принимается слишком много звуковых сигналов.

Звуковая сигнализация[править | править код]

Виды сигналов:

  • речевые сигналы (односложные предложения)
  • неречевые сигналы (звонок, сирены и т. д.)

Требования к сигналам:

  • должны быть слышны на фоне шума или других звуковых сигналов;
  • сигналы должны быть отличимы от других звуковых сигналов;
  • сигналы должны привлекать внимание без ущерба для других чувствительных и важных рабочих функций.

Световая сигнализация[править | править код]

Используется для информирования об условиях труда: нормальный (штатный) режим работы, нерабочее положение, аварийная ситуация. Световые сигнальные элементы можно использовать для передачи команд или информации. Характеристика сигналов:

Требования к сигналам:

  • световой элемент должен быть в 2 раза ярче окружающего фона;
  • следует избегать совместного применения цветов, которые легко спутать;
  • сигнальные элементы следует располагать в затемнённых местах или защищать специальными козырьками;
  • рекомендуется использовать в качестве сигнала мигающий свет.

С назначением сигналов должны ознакомиться все работники. Таблицы сигналов вывешиваются на рабочих местах или работающем механизме. Каждый неправильно отданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал «стоп».

Другие виды предупредительной сигнализации, используемые реже[править | править код]

Тактильная вибрационная сигнализация. Применялась, например, на ПЗРК «Стингер» как предупреждение о захвате головкой самонаведения самолета противника по вибрации поверхности, прилегающей, при прицеливании, к щеке оператора-наводчика.

Обонятельная предложена группой японских ученых, см. в статье васаби, в том числе, для пробуждения спящего человека.

Световая сигнализация | TD-SIGNAL.RU

Поиск прибора по параметрам

  • Тип устройства оповещения

    • Звуковое
    • Речевое
    • Световое
    • Светозвуковое
    • Свернуть

  • Питание

    • = 4,5 В
    • = 6 В
    • = 6…40 В
    • = 8…28 В
    • = 9 В
    • = 10…30 В
    • = 10…50 В
    • = 10…60 В
    • = 12 В
    • = 12…24 В
    • = 12…48 В
    • = 12…55 В
    • = 15 В
    • = 18 В
    • = 20 В
    • = 24 В
    • = 24…48 В
    • = 28 В
    • = 30 В
    • = 36 В
    • = 48 В
    • = 50 В
    • = 60 В
    • = 100 В
    • = 110 В
    • = 110…130 В
    • = 115 В
    • = 127 В
    • = 220 В
    • = 230 В
    • = 380 В
    • ~ 10…30 В
    • ~ 12 В
    • ~ 12 В/=12 В
    • ~ 12…48 В
    • ~ 15 В
    • ~ 18 В
    • ~ 24 В
    • ~ 24 В/=24 В
    • ~ 30 В
    • ~ 36 В
    • ~ 48 В
    • ~ 50 В
    • ~ 80 В
    • ~ 90…230 В
    • ~ 100 В
    • ~ 100…240 В
    • ~ 110 В
    • ~ 110…130 В
    • ~ 115 В
    • ~ 120 В
    • ~ 127 В
    • ~ 140 В
    • ~ 220 В
    • ~ 230 В
    • ~ 240 В
    • ~ 254 В
    • ~ 380 В
    • Свернуть

  • Звуковое давление на расстоянии 1 м

    • 26 дБ
    • 35 дБ
    • 75 дБ
    • 76 дБ
    • 85 дБ
    • 86 дБ
    • 90 дБ
    • 92 дБ
    • 93 дБ
    • 94 дБ
    • 95 дБ
    • 96 дБ
    • 98 дБ
    • 100 дБ
    • 102 дБ
    • 103 дБ
    • 104 дБ
    • 105 дБ
    • 106 дБ
    • 107 дБ

Звуковая и световая сигнализация автомобиля

Не надо забывать, что автомобиль не только предоставляет комфорт и удобство при передвижении, но еще является средством повышенной опасности. Для ее снижения разработчиками принимаются разные меры, вводятся в конструкцию разнообразные приборы, индикаторы, датчики, в том числе аварийная световая сигнализация. Все это служит одной задаче – обеспечения безопасности движения.

О свете, его месте и значении при движении

Сигнализация, которая определяется как световая, служит для предупреждения водителей других машин о совершении маневра (поворот, разворот), торможении или нештатной ситуации. К световой сигнализации автомобиля в первую очередь относятся такие приборы:
поворотник автомобиля

поворотник автомобиля
  1. указатели поворотов;
  2. аварийная световая сигнализация;
  3. фонари заднего хода;
  4. стоп-сигналы.

С некоторой долей натяжки к устройствам, оказывающим влияние на безопасность, основанным на световой индикации, можно отнести указатели на панели и задние противотуманные огни (ЗПО). Индикаторы, хотя и не информируют других участников движения о маневрах транспортного средства, но оказывают существенное влияние на безопасность, предупреждая водителя о текущем состоянии машины. Так же, как ЗПО, которые, не являясь отдельным самостоятельным устройством, выполняют в сложных условиях функции световой индикации местоположения автомашины, повышая общую безопасность движения.
стоп-сигнал автомобиля

стоп-сигнал автомобиля
Не касаясь вопросов работы конкретных световых устройств, стоит отметить, что как средства сигнализации могут быть также использованы другие приборы, например освещения.

Приборы освещения как средство безопасности движения

Приборы освещения служат для обеспечения возможности передвижения транспортного средства в условиях плохой видимости. Однако они помогают выполнять и другую задачу – указание о местоположении машины на дороге, а также информирование водителя встречной машины о дорожной ситуации впереди. Так, движение с включенными приборами освещения в дневное время позволяет своевременно заметить встречный автомобиль и определить до него дистанцию.
включенные фары

включенные фары
В то же время используется другая система, основанная на световой подаче сигналов, благодаря которой водители встречного транспорта информируют других участников движения о дорожной обстановке впереди. Для этого используются приборы освещения. Просто для подтверждения этого факта можно привести, как пример, подачу таких сигналов:
  • подача на перекрестке или в пробке короткой вспышки дальним светом – проезжай;
  • двойная вспышка дальним светом встречной машине – впереди опасный участок (затор, повреждение дорожного полотна, авария и т.д.) или ДПС;
  • серия вспышек дальним светом автомобилю, движущемуся с низкой скоростью в попутном направлении – уступи дорогу;
  • кратковременные, не больше одного-двух миганий аварийкой после обгона – знак благодарности, спасибо водителю обгоняемого автомобиля, например, за то, что уступил дорогу.

Конечно, приведенными примерами далеко не исчерпывается система, согласно которой с помощью приборов освещения осуществляется световая подача сигналов, предоставляя водителю дополнительную информацию о ситуации на дороге и позволяя ему предпринять необходимые действия. Хотя для этого используются приборы освещения, от этого она не становится менее эффективной.

Звук и безопасность движения

Звуковая сигнализация в первую очередь применяется для оповещения водителей и пешеходов о приближении транспорта. Такой сигнал подается при работе различных устройств, сообщая об их состоянии. Например, при включении указателя поворотов появляется звуковой сигнал. В качестве обязательного элемента звуковая сигнализация входит в состав любой противоугонных систем.
пневматический сигнал

пневматический сигнал
Как правило, применяемые сигналы разделяют:
  • по устройству – безрупорные и рупорные;
  • по характеру звучания – тональные и шумовые;
  • по принципу действия – электрические и электропневматические.

Несмотря на различия в устройстве, тональные и шумовые сигналы незначительно разнятся между собой, а наиболее распространенными являются электрические безрупорные и рупорные сигналы. Обычно звуковая сигнализация включает в свой состав несколько отдельных сигналов разного тона – низкого и высокого.


Световая и звуковая сигнализация является обязательной и неотъемлемой составной частью современного транспортного средства и служит для обеспечения безопасных условий при движении автомобиля и предотвращения дорожных происшествий.

Приборы освещения, звуковой и световой сигнализации

Система освещения предназначена для обеспечения безопасного движения автомобиля в темное время суток. В систему освещения входят фары, задние фонари, фонари освещения заднего номерного знака, фонари освещения салона и багажного отделения, а также лампы освещения моторного отсека и вещевого ящика.

Система световой сигнализации предназначена для предупреждения других участников движения об изменении направления движения, о торможении, а также об аварийной остановке. В систему световой сигнализации входят передние сигнальные фонари, задние сигнальные фонари, боковые повторители сигналов поворота, контрольные лампы в комбинации приборов, электронное реле-прерыватель, а также выключатели. Отражатели стоп-сигналов имеют красный цвет, сигналов фонарей поворота — оранжевый цвет.

Правые и левые указатели поворотов включаются рычагом, который расположен под рулевым колесом. При этом левые и правые сигнальные и контрольные лампы горят мигающим цветом. Частота мигания достигает 60-120 раз в минуту, мигание происходит за счет специального электронного реле-прерывателя, которое встроено в электрическую цепь. После выхода автомобиля из поворота рычаг выключения сигналов поворота автоматически возвращается в свое исходное положение. Если контрольная лампа в комбинации приборов мигает с удвоенной частотой, то это означает, что одна из сигнальных ламп не горит или реле-прерыватель находится в неисправном состоянии.

При вынужденной остановке из-за неисправности автомобиля включается аварийная сигнализация нажатием соответствующей кнопки. При включении аварийной сигнализации начинают гореть с удвоенной интенсивностью все сигнальные лампы указателя поворотов и сигнальная лампа в комбинации приборов. Цепь аварийной сигнализации проходит, минуя выключатель зажигания, поэтому сигнализация работает при любом положении ключа зажигания.

Фары автомобиля состоят из лампы основного и габаритного света, сблокированных с фонарями указателя поворота. Спереди фары находится рассеиватель из бесцветного стекла. С внутренней стороны рассеивателя расположена сложная система линз и призм. В задней части фар установлен рефлектор, изготовленный из стали. Рефлектор покрыт термостойким лаком и тонким слоем алюминия для создания зеркальной поверхности. В рефлекторе перед лампой установлен экран, который обеспечивает более четкую границу пучка ближнего света. В лампе фары находятся две нити накаливания. Одна нить (60 Вт) для дальнего света, другая (55 Вт) — для ближнего света. Нить дальнего света расположена в фокусе рефлектора и дает узкий пучок света параллельно дороге на большое расстояние. Нить ближнего света выведена вперед из фокуса и закрыта металлическим экраном, который препятствует распространению ближнего света наверх. Направление пучка света, испускаемого фарами, можно регулировать в вертикальной и горизонтальной плоскости при помощи специальных регулировочных винтов. Для регулировки пучка света фар в зависимости от нагрузки предназначен специальный гидрокорректор, который установлен в кабине водителя.

Гидрокорректор включает в себя рабочий цилиндр, исполнительные цилиндры и соединительные трубки. Рабочий цилиндр установлен на приборной панели, исполнительные цилиндры закреплены на фарах. Все цилиндры и соединительные трубки гидрокорректора заполнены низкозамерзающей жидкостью. Механизм гидрокорректора не разборный и в случае поломки полностью заменяется на новый.

Задний фонарь состоит из основания, на котором закреплена лампа, рассеивателя, а также защитного кожуха. Фонарь крепится к кузову автомобиля при помощи гаек. Он имеет секции с лампами габаритного света, света заднего хода, сигналов торможения и поворота, а также секции для противотуманного фонаря. Основание представляет собой платформу для ламп и выводной клеммы, которая предназначена для подключения колодки с пучком проводов. Рассеиватель заднего фонаря имеет встроенный отражатель. Правый фонарь представляет собой зеркальное отражение левого.

Звуковые сигналы могут быть безрупорного или рупорного типа. Рупорные звуковые сигналы представляют собой корпус, в котором находится электромагнит в виде сердечника с обмоткой. Внутри электромагнита расположен якорь с грузом и текстолитовой шайбой. Якорь жестко крепится к мембране. Кроме этого в корпусе звукового сигнала расположен мостик с подвижными и неподвижными контактами. Для усиления звука имеется составной рупрр, который состоит из крышки и корпуса. Так как рупорные звуковые сигналы потребляют ток выше допустимого для механических кнопочных выключателей, в цепи звуковых сигналов устанавливается вспомогательное реле. При включении сигнала ток поступает сначала в обмотку вспомогательного реле, затем поступает в обмотку электромагнита и через массу «замыкает» цепь. При этом под действием электромагнита якорь перемещается вверх, выгибает мембрану и одновременно с этим размыкает контакты. После этого сердечник размагничивается и под действием упругой диафрагмы возвращается в свое исходное положение, замыкает контакты, и весь процесс повторяется вновь. В результате этого якорь с мембраной совершает колебания с частотой 200 и 400 Гц, такое колебание и создает звук. Силу и тембр звука можно регулировать при помощи регулировочного винта, который перемещает край мостика с контактами, тем самым изменяя момент размыкания контактов.

Приборы световой и звуковой сигнализации автомобиля

Стоп-сигнал служит для предупреждения движущегося сзади транспорта о торможении автомобиля. Обычно стоп-сигнал конструктивно объединяется с задним фонарем. Включается стоп-сигнал автоматически; при нажатии водителя на тормозную педаль в заднем фонаре ярко загорается лампочка, хорошо видимая через красное (на фонарях с насадкой СМУ — синее) стекло даже при солнечном свете.

Для приведения в действие стоп-сигнала используются включатели с гидравлическим или пневматическим приводом.

Включатель с гидравлическим приводом приводится в действие давлением тормозной жидкости при нажатии на тормозную педаль. Под действием давления жидкости диафрагма 1 прогибается и перемещает металлический контактный диск 2, контакты замыкаются — ток поступает в нить лампы стоп-сигнала. При отпускании педали диафрагма и контактный диск под действием пружины 4 возвращаются в исходное положение — контакты 3 размыкаются.

Рис. Включатель стоп-сигнала с гидравлическим приводом: 1 — диафрагма; 2 — контактный диск; 3 — контакт; 4 — пружина

Включатель с пневматическим приводом по своему устройству подобен включателю с гидравлическим приводом, по отличается тем, что на диафрагму действует не тормозная жидкость, а сжатый воздух.

Указатели поворота, устанавливаемые по два сзади и спереди автомобиля, включаются водителем при помощи рычажка в кабине. При этом в цепь ламп вводится специальный прерыватель тока, вызывающий мигание лампы, что позволяет хорошо отличить сигнал указателя поворота от других сигналов.

Звуковой сигнал вибрационного типа состоит из корпуса 1, на котором укреплены электромагнит с обмоткой 3 и подвижной якорь 5 со стержнем 4, с которым плотно соединена мембрана 2. Другой конец стержня якоря соединен пружинной пластиной 8 с гайками 6 регулировки тона сигнала, навинченными на стержень 4. На корпусе сигнала установлены изолированные одна от другой контактные пластины 7 и 9, параллельно которым включен конденсатор 10, уменьшающий обгорание контактов. Подвижная контактная пластина 7 при замкнутых контактах соприкасается с гайкой 6.

Рис. Схема устройства и действия звукового сигнала: а — устройство сигнала; б — схема действия сигнала; 1 — корпус; 2 — мембрана; 3 — обмотка электромагнита; 4 — стержень; 5 — якорь; 6 — гайка регулировки тона сигнала; 7 и 9 — контактные пластины; 8 — пружинная пластина; 10 — конденсатор

Корпус сигнала закрывается полусферической крышкой. В передней части сигнала укреплены рупор или крышка мембраны.

Когда кнопка сигнала на рулевом колесе включена, ток поступает через замкнутые контакты пластин 7 и 9 в обмотку 3 электромагнита. Магнитное .поле обмотки притягивает якорь 5, преодолевая упругость мембраны. При этом гайка 6 размыкает контакты пластин 7 и 9 и магнитное поле исчезает; якорь под действием мембраны возвращается в исходное положение, контакты снова замыкаются и т.д. При нажатой кнопке мембрана все время колеблется. сигнал звучит.

СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ — это… Что такое СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ?


СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
способ ведения переговоров между судами в море или между судном и берегом с помощью сигнальных фонарей, прожекторов или клотикового фонаря (двух белых и одной красной ламп, установленных на топе мачты или стеньги). Передача сигналов производится по телеграфной азбуке Морзе. Длительность точек, тире и промежутков между ними выбирается в следующих соотношениях: длительность точки принимается за единицу, тире равно трем единицам, промежуток между проблесками — единице, между двумя знаками — трем единицам, между двумя словами — паузе в 5 единиц. Сигнал, передаваемый средствами Световой Сигнализации, включает вызов, опознавание, текст, окончание.

Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.

  • СВЕТ в море
  • СВЕТОВОЙ ЛЮК

Смотреть что такое «СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:

  • световая сигнализация — Объект или аппарат, предназначенный для излучения светового сигнала (МЭС 845 11 05). [ГОСТ Р МЭК 60073 2000] Световая сигнализация может быть осуществлена как с помощью непрерывно горящих, так и мигающих огней. [ГОСТ 12.2.007.0 75] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ — (Light signals) сигнализация помощью специальных световых сигнальных приборов: клотиковой лампы, фонарей типа Ратьера (электрических и газоацетиленовых), прожекторов и гелиографов. С. С. применяется днем на дальних расстояниях, а также ночью… …   Морской словарь

  • световая сигнализация — 3.6 световая сигнализация: Объект или аппарат, предназначенный для излучения светового сигнала (МЭС 845 11 05). Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • световая сигнализация — šviesinis signalizavimas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. light signaling vok. Lichtsignalisation, f rus. световая сигнализация, f; светосигнализация, f pranc. signalisation lumineuse, f …   Fizikos terminų žodynas

  • Световая сигнализация — English: Indicator light Устройство с лампой (лампами), предусмотренной для выдачи информации (по ГОСТ 29149 91 СТ МЭК 73 84) Источник: Термины и определения в электроэнергетике. Справочник …   Строительный словарь

  • световая сигнализация — Передача условных знаков световым излучением …   Политехнический терминологический толковый словарь

  • предупредительная световая сигнализация — — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999 г.] Тематики электротехника, основные понятия EN warning light …   Справочник технического переводчика

  • световая индикация — световая сигнализация — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы световая сигнализация EN light …   Справочник технического переводчика

  • Сигнализация световая — Световая сигнализация: техническое средство (элемент), имеющее источник светового излучения, воспринимаемый глазом в любое время суток… Источник: СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения… …   Официальная терминология

  • СИГНАЛИЗАЦИЯ судовая — способы и технические устройства для оповещения обслуживающего персонала судна с помощью определенных световых и звуковых сигналов о ходе работы и состоянии механизмов, систем и органов управления. Предупредительная сигнализация срабатывает при… …   Морской энциклопедический справочник

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о