Термостат для чего он нужен – Автомобильный термостат — как он работает и каковы основные причины поломок — сеть автомагазинов и автосервисов Гиперавто в Москве

Содержание

Что такое автомобильный термостат. Основные функции и строение.

Термостат является важным элементом двигателя. Он представляет собой механический клапан, основная задача которого – регулирование охлаждающей жидкости в системе.

Он способствует нормальной работе автомобиля, предупреждая перегрев мотора и, соответственно, продлевая срок эксплуатации транспортного средства.

Строение и основные функции

Строение автомобильного термостата

Термостат необходим для того, чтобы перед началом работы мотора обеспечить быстрый его прогрев, не давая жидкости двигаться по системе охлаждения до тех пор, пока мотором не будет достигнута необходимая температура. После этого у термостата возникает новая задача – поддержание нормального уровня температуры.

Принцип функционирования данного клапана простой: он основывается на плавлении воска, который располагается в маленьком цилиндрообразном отверстии по устремлению к мотору. Расплавляется воск исключительно при температуре не менее 80 градусов по Цельсию.

При этом он модифицируется, становится шире и способствует выдавливанию штыря блокировки из цилиндра. Результатом данного процесса является разблокировка термостата, а также запуск остужающей системы в момент работы транспортного средства.

Составляющими термостата являются:

  • входной и выходной патрубок — первый подключается к системе охлаждения мотора, второй к насосу;
  • перепускная заслонка, которая в момент надобности перекрывает меньший круг охлаждения;
  • пружины для перепускного и основного клапана — их предназначение — удержание клапанов;
  • входной патрубок, который подключается к радиатору;
  • шарик воска;
  • поршень;
  • корпус;
  • основная створка, которая необходима для перекрытия основного передвижения жидкости.

При разогревании двигателя вращение по остужающей системе полностью не прекращается. Жидкость передвигается по маленькому кругу, где она проходит сквозь помпу, рубашку остужения и радиатор печи. Таким образом система не застаивается. Когда открывается главный клапан, малый круг уже недоступен для жидкости.

Термостат состоит по сути из нескольких основных деталей: цилиндр, воск и штырь, а также из элементов менее важного значения. Такая схема считается простой, но в то же время надежной. Поэтому уже достаточно давно ее не модифицируют и используют даже в новых версиях транспортных средств.

Они отличаются друг от друга в зависимости от модели машины. Их могут настраивать на разную температуру открытия. Ее в основном указывают на корпусе прибора. В разных автомобилях могут быть встроены как корпусные термостаты, так и те, в которых он отсутствует.

Но это не основное отличие. Главное то, где именно будет установлен термостат: либо в блоке мотора, либо в отдельно предназначенном корпусе, который представляет собой сложные двухуровневые контуры.

Причины возможной поломки

Последствия поломки термостата

Как и любой технический элемент, термостат может поломаться. Наиболее частой причиной считается отсутствие циркуляции жидкости по остуживающей системе. Если она перестает передвигаться по мотору – он перегревается.

Существует еще одна популярная причина. Это коррозия, которая портит поверхность цилиндра и блокировочный штырь. Из-за этого поток жидкости не прекращается и термостат испорчен. Коррозия может возникать спустя несколько лет работы термостата, поэтому в качестве профилактики его стоит заменять.

Совет! Учитывая то, что двигатель является одной из наиболее дорогостоящих деталей, менять термостат рекомендуется раз в два года.

В таком случае можно избежать перегрева мотора и его поломки. Также с новым термостатом он будет гораздо лучше функционировать, процесс нагрева двигателя будет происходить быстрее. Замена данного элемента обеспечит нормальную работу автомобиля и поможет его владельцу избежать капитальной починки мотора из-за температурных изменений.

Как определить функциональность термостата?

Определение поломки термостата

Чтобы понять работает термостат или нет, необязательно знать, где он располагается. Достаточно разогреть немного мотор, но не доводить разогрев до красной отметки. После этого машину можно выключить и открыть капот. Возле двигателя важно найти два шланга радиатора.

Прикасаясь к ним можно точно понять, как функционирует термостат. Если верхний шланг остается горячим, в то время как нижний так и не нагрелся, – это свидетельствует о том, что клапан так и не открылся. Значит термостат испорчен. Не стоит думать, что его дешевле отремонтировать.

Данная деталь недорогая, поэтому для большинства моделей авто ее проще заменить, чем отремонтировать. Несколько критериев повреждения термостата:

  1. Функциональная температура мотора долго поднимается до нормального уровня.
  2. Мотор слишком быстро становится горячим.
  3. Стрелка температуры мотора опускается во время поездки и поднимается после притормаживания.

Внимание стоит обратить и на патрубок. Он говорит о неполадках термостата. Если он стал теплым уже через несколько минут после начала работы двигателя, это говорит о том, что клапан в открытом состоянии.

Когда патрубок остается холодным в момент того, когда все другие приборы находятся под высокой температурой, при этом двигатель функционирует длительное время, это может говорить о том, что клапан закрыт, и охлаждающая жидкость не двигается по двигателю.

Но можно предположить, что показатель вентилятора радиатора мог поломаться. Данные признаки могут свидетельствовать о механических повреждениях элемента, а также об использовании жидкости низкого качества.

Помните! Из-за неправильной температуры при работе авто двигатель сильно страдает, что приводит к его более быстрому изнашиванию.

Проанализировать работу термостата можно и благодаря кипяченой воде. Так как на оболочке указанная приемлемая температура для его нормального функционирования, его можно опустить в емкость с нагретой водой, где также находится термометр.

Благодаря этому можно посмотреть, как функционирует данный элемент. По показаниям термометра можно определить исправность детали.

что это такое в автомобиле, как работает, неисправности

Одним из наиболее важных компонентов системы охлаждения в автомобиле является термостат. Он отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости и смену режима ее подачи в двигатель. От исправности работы этого небольшого узла непосредственно зависит скорость и эффективность прогрева мотора после запуска, защищенность агрегатов от перегрева. Чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на возможные неполадки в функционировании термостата, необходимо понимать его задачи и конструкцию.

Что такое термостат и для чего он нужен

как выглядит термостатС точки зрения механики термостат – это автоматический температурный контроллер, отвечающий за поддержание требуемого температурного уровня в замкнутой термодинамической системе. Устройства данного типа широко используются в самом разном нагревательном оборудовании, включая бытовые и промышленные приборы. В конструкцию автомобильного двигателя термостат добавляется для управления подачей антифриза (тосола) в системе охлаждения. Благодаря этому компоненту обеспечивается:

  • оптимальный по времени прогрев двигателя и салона машины;
  • поддержание температуры двигателя на постоянному уровне, предотвращение его избыточного охлаждения и перегрева;
  • оптимизация расхода топлива;

Кроме того, благодаря использованию термостата увеличивается рабочий ресурс двигателя, так как сокращается временя работы двигателя в экстремальных температурных диапазонах.

Как работает термостат в автомобиле

Главная задача термостата – управление клапаном и, соответственно, потоком охлаждающей жидкости, в системе охлаждения двигателя.  Для этого в конструкции термостата предусмотрен особый термочувствительный элемент.

как работает термостатОсновными элементами в конструкции автомобильных термостатов независимо от их модели являются:

  • корпус;
  • входные патрубки – по одному для большого и малого кругов циркуляции антифриза;
  • выходной патрубок;
  • перепускной клапан, обеспечивающий движение охлаждающей жидкости по малому кругу;
  • основной клапан, открывающий большой круг;
  • термочувствительный элемент.

Корпус устройства может быть металлическим (латунным, медным) либо пластиковым. Для заполнения термочувствительного элемента, как правило, используется вещество на основе технического воска. При достижении температуры в +82 градуса воск начинает таять, увеличивается в объеме и давит на крышку клапана, в результате чего он открывается. Для более эффективного таяния в технический воск добавляют различные присадки – медные, алюминиевые либо графитовые порошки.

Пока двигатель не набрал требуемую температуру, охлаждающая жидкость также остается холодной, поэтому пропускной клапан закрыт, а антифриз движется по малому кругу – непосредственно вокруг ГБЦ и самого блока цилиндров. А когда температура в двигателе поднимается до рабочих значений (примерно 75-95 градусов) термочувствительный элемент реагирует на это и открывает клапан, после чего антифриз выходит на большой круг, обеспечивая полноценное охлаждение силовой установки. 

Возможные неисправности термостата

При своем большом значении этот элемент характеризуется относительно небольшим сроком службы – в среднем менять термостат приходится каждые 2-3 года. Поэтому следует заранее разобраться, какие неисправности могут возникнуть в нем. Как правило, автомобилисты сталкиваются с 3 основными проблемами в его работе:

  • термостат в автомобилеКлапан термостата не закрывается. При этой поломке охлаждающая жидкость сразу после запуска двигателя будет поступать в большой круг циркуляции. В результате этого вам потребуется значительно больше времени, чтобы качественно прогреть двигатель и салон. Кроме того, возрастет и расход топлива. Если поломка случилась летом, то ее можно даже не заметить, зимой же, в особенности при сильных морозах, двигателю будет очень сложно, а иногда даже невозможно достичь рабочих температур.
  • Термостат не открывается. Поломка противоположного характера, при которой антифриз всегда будет циркулировать по малому кругу. Эффективность охлаждения при этом снижается в разы, в результате двигатель перегревается и может заклинить. При выявлении такой поломки крайне не рекомендуется ехать даже до автосервиса. Если же других вариантов нет, то включите салонный отопитель на максимальный режим – это хотя бы частично поможет отвести от двигателя избыточную теплоту. При движении постоянно контролируйте положение датчика температуры – не допускайте его перехода в красный сектор.
  • Клапан термостата открывается рано. В некоторых ситуациях основной клапан открывается, пока двигатель не разогрелся до рабочих температур. Это часто случается с не оригинальными термостатами. Также такая ситуация может возникнуть, если на автомобиль установлено оборудование с неподходящими рабочими параметрами. В результате двигатель прогревается дольше обычного, повышается расход топлива.

Таким образом, наиболее опасной поломкой термостата является постоянно закрытый клапан. Эксплуатация автомобиля в этом случае может обернуться серьезными поломками вплоть до полного выхода двигателя из строя. Однако и рано открывающийся либо постоянно открытый клапан не следует игнорировать. 

Как понять, что термостат неисправен

Проверить работу термостата следует при выявлении перегрева или чересчур долгого разогрева двигателя. К счастью, это сделать можно и своими силами.

Заведите автомобиль и дайте ему поработать на холостых оборотах. В это время найдите под капотом шланги системы охлаждения, а также 2 толстых шланга (диаметром примерно 5 см), которые с 2 сторон подходят к радиатору. В течение первых минут толстые шланги, входящие в большой круг системы охлаждения, не должны нагреваться – в это время антифриз циркулирует по малому кругу. Если же их температура быстро повышается, то это свидетельствует о том, что основной клапан термостата открыт.

О постоянно закрытом термостате будет свидетельствовать холодный шланг, идущий от радиатора, при нагретом почти до красной зоны моторе. В целом, факт такого нагрева уже сам по себе является признаком неисправности, поэтому следует как можно быстрее обратиться на СТО для комплексной проверки системы охлаждения и замены термостата. 

Видео на тему

Похожие статьи

устройство, принцип работы и неисправности

Термостат – неотъемлемая часть системы охлаждения автомобиля. Он выполняет две функции: помогает двигателю быстрее прогреваться до оптимальной температуры, а также предотвращает его перегрев. Поговорим более подробно, какое устройство имеет термостат, для чего он нужен, как работает, каких типов бывает и какие неисправности могут возникнуть в этом узле.

Что такое автомобильный термостат

Прибор расположен между автодвигателем и радиатором. Если дать устройству простое определение, это пробка с автоматическим запором, которая открывает или закрывает доступ охлаждающей жидкости к цилиндрам. Это происходит потому, что узел реагирует на температуру. Когда она повышается, он открывается и жидкость начинает циркулировать более интенсивно. Когда цилиндры слишком холодные, ее движение временно прекращается и позволяет им нагреться до необходимой температуры. В конечно счете, прибор позволяет водителю не убедиться на личном опыте, каковы последствия езды с перегревшимся двигателем.

термостатыТермостат применяют не только в системе охлаждения двигателя. Контролировать температуру необходимо и в других узлах транспортного средства. Например, прибор устанавливают в системы охлаждения АКПП.

Таким образом, термостат – это терморегулятор, который играет важную роль: отвечает за температуру цилиндров двигателя машины, тем самым напрямую влияет на его работу и делает ее более эффективной.

автомобильный термостат

Принцип работы и устройство автомобильного термостата

Двухклапанный механический термостат состоит из следующих элементов.

  • 2 патрубка на вход (один отвечает за большой, второй за малый круг). Через них в устройство поступает охлаждающая жидкость из радиатора.
  • 1 патрубок на выход. Он ведет к цилиндрам.
  • Термочувствительный элемент. Представляет собой деталь, которая реагирует на повышение и понижение температуры;
  • Клапаны (основной и малого круга). В зависимости от состояния термочувствительного элемента закрывают или открывают путь из радиатора к цилиндрам для охлаждающей жидкости.
  • Корпус. Металлическая полость, внутри которой находятся все элементы устройства (за исключением патрубков, которые фактически являются его продолжением).

Лучше понять конструкцию прибора можно, взглянув на картинку, изображающую его в разрезе.

Что такое автомобильный термостат: устройство, принцип работы, неисправности

Принцип работы автотермостата выглядит следующим образом.

Похожие статьи

  • Пока двигатель имеет низкую температуру, термочувствительный элемент находится в состоянии покоя и жидкость циркулирует исключительно по малому контуру (то есть только вокруг цилиндров и головки).
  • Когда мотор нагревается, термочувствительный элемент срабатывает и открывается, открывая также основной клапан. После этого прибор работает в другом режиме – жидкость начинает движение по большому кругу. Она начинает омывать радиатор, помпу, рубашку мотора. Это позволяет предотвратить его перегрев. Обычно термоэлемент срабатывает при температуре от 75 до 90 градусов цельсия (у разных моделей автомобиля она разная, ее обычно указывают на маркировке).

Что касается размещения термостата, то оно зависит от компоновки автомобиля, его конструктивных особенностей. В большинстве моделей легковых машин устройство находится в месте выхода охлаждающей жидкости из головки цилиндроблока. Также нередко его монтируют на входе помпы.

В некоторые модели авто устанавливают сразу два термостата. Одно из устройств отвечает за основной круг движения жидкости, второе – за малый.

Виды термостатов для автомобиля

Термостаты бывают нескольких видов.

В зависимости от количества клапанов устройства делят на две разновидности.

  • Одноклапанный. Классическая конструкция, которая включает в себя всего один клапан.
  • Двухклапанный. Более современный тип устройства, который имеет 2 клапана. Один закрывает большой круг, а второй – малый. Обеспечивает более эффективное распределение охлаждающей жидкости.

В зависимости от принципа работы термостаты делят на следующие виды.

  • Механический. Имеет механический термочувствительный элемент.
  • Электронный. В качестве термочувствительного элемента использует терморезистор, который изменяет сопротивление при повышении или понижении температуры. Элемент подключен к автомобильному блоку управления (или к отдельному термореле). Он считывает сопротивление и в зависимости от его величины увеличивает или уменьшает ток охлаждающей жидкости между мотором и радиатором.

Виды термостатов для автомобиля

В зависимости от возможности вмешательства водителя в работу устройства термостат может быть:
  • неуправляемый – контролировать функционирование прибора невозможно;
  • управляемый – электронное устройство, работу которого можно настраивать с помощью электронного блока управления машины.

Также выделяют двухступенчатые термостаты. По сути, они представляют собой разновидность одноклапанных. Однако клапан в них усилен вторым элементом (по сути – вторым клапаном). При этом запирание каждого контура по отдельности, как в двухклапанных устройствах, отсутствует. Двухступенчатые приборы предназначены для использования в авто, в системе охлаждения которых поддерживается высокое давление, так как они отличаются большей степенью прочности и надежности.

термостат для автомобиля

Как проверить термостат

Проверять термостат необходимо в следующих случаях:

  • двигатель очень медленно прогревается;
  • мотор быстро перегревается.

Это может говорить о неисправности устройства.

Проверку можно провести, не отсоединяя прибор. Для этого потребуется выполнить следующие действия – термостат будет установлен на своем месте.

  • Открыть капот.
  • Запустить двигатель и дать ему поработать на холостом ходу 3 – 4 минуты. Важно, чтобы перед запуском мотор был холодным.
  • Потрогать рукой патрубок около радиатора. Если он холодный, это означает, что циркуляция по малому кругу проходит нормально.
  • Дать двигателю хорошо прогреться, а затем потрогать второй подводящий патрубок, который отвечает за движение жидкости по основному контуру. При нормальном функционировании прибора к этому времени он должен открыться и начать охлаждение основного круга. Следовательно, при исправном термодатчике он должен быть холодным.

Если в ходе проверки выяснилось, что патрубки горячие, это говорит о неисправности.

Есть и другой вариант исследования устройства, со снятием. Вот какие действия для него потребуется выполнить:

  • полностью слить антифриз из системы охлаждения транспортного средства;
  • демонтировать термостат;
  • поместить его в кастрюлю с водой и довести ее до кипения;
  • вытащить прибор пинцетом или другим приспособлением и посмотреть на просвет.

В нормальном состоянии после кипячения узла клапан должен быть открыт – это означает, что прибор выполняет свои функции правильно. Если деталь неисправна, он будет полуоткрыт или закрыт.

Неисправности термостата

Что такое автомобильный термостат: устройство, принцип работы, неисправностиНиже представлены наиболее распространенные неисправности термостатирующего устройства авто.

  • Нарушение работы клапана малого круга. Проблема актуальна для двухклапанных устройств. В результате износа или поломки клапан плохо закрывается или не закрывается совсем. В результате антифриз циркулирует только по большому кругу и двигатель очень плохо прогревается.
  • Клин клапана. При такой неисправности заслонка постоянно находится в закрытом или полузакрытом состоянии и не приходит в движение под воздействием термочувствительного элемента. В результате мотор перегревается.
  • Поломка термочувствительного элемента. При этой неисправности термоэлемент перестает реагировать на изменения температуры или реагирует на них в недостаточной степени. Из-за этого заслонки клапанов открываются меньше, чем необходимо. Это приводит к перегреву. При поломке термоэлемента возможно и другое нехарактерное «поведение» термостата. Например, заслонки могут открыться раньше времени, что приведет к медленному прогреву мотора.

Еще одна распространенная неисправность – протечка термостата. Как правило, она возникает из-за разрушения прокладок между элементами корпуса прибора. А оно, в свою очередь, чаще всего происходит по причине попадания масла в охлаждающую жидкость (оно попросту растворяет прокладки).

Часто неисправности возникают из-за механических повреждений клапанов. Обычно они связаны с большой нагрузкой из-за высокого давления жидкости.

Подведем итоги

Термостат – это элемент системы охлаждения авто. Его назначение – предотвращать перегрев и не допускать слишком медленного прогрева мотора. Таким образом, он служит своего рода предохранителем. У разных моделей машин – разные технические характеристики термостатов. Но схема работы везде одна – прибор реагирует на повышение или понижение температуры и изменяет интенсивность движения антифриза. Также термостат применяют в АКПП, где тоже требуется охлаждение.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Что такое терморегулятор

Содержание:

Дроссели и термостаты

2 вида термостатов для системы отопления

Особенности монтажа терморегуляторов и термостатов

Сервоприводы (терморегуляторы) для теплого пола

Как использовать терморегуляторы наиболее эффективно?

Прежде чем описывать терморегуляторы в системе отопления квартиры или загородного дома, вначале стоит понять: что это такое и зачем они нужны? Ответ на первый вопрос можно увидеть в названии устройства. Терморегулятор контролирует температуру в системе отопления. Есть несколько разновидностей таких устройств. Но принцип работы у всех одинаковый: при слишком высокой температуре окружающей среды, теплоноситель ограничивается в доступе к нагревательным элементам. Это может быть сделано как вручную, с помощью дросселя, так и автоматически, с помощью термостата.

То есть терморегулятор помогает не расходовать слишком много тепла. Благодаря такому небольшому устройству можно существенно сократить затраты на отопление, ведь оно не будет использоваться сверх необходимого. Это также поможет сохранить бюджет при использовании электрических котлов при отоплении дачи во время отсутствия.

Терморегуляторы – достаточно простые в техническом исполнении устройства и могут использоваться от нескольких лет до десятилетий без необходимости замены. Так что их стоимость окупится всего через год-два, в зависимости от площади отапливаемого помещения и того, насколько дорогой вариант терморегулирующей системы используется. Главное – правильно распорядиться этим ресурсом.

терморегулятор для радиаторов

Дроссели и термостаты

Итак, первое деление всех устройств контроля над мощностью системы отопления можно провести по способу управления. Более старый вариант управления – это дроссель или обычный вентиль. С его помощью можно вручную увеличить или уменьшить приток теплоносителя в систему. То есть вместо того, чтобы открывать окна для того чтобы впустить прохладный воздух в дом можно просто приглушить его работу.

Но то, насколько изменится температура, придется проверять на практике. Никаких шкал и делений в этом варианте нет. Также, температура на улице меняется в течение дня, соответственно и система отопления должна работать то сильнее, то слабее. Таким образом, потребуется подкручивать дроссель несколько раз в день. Это не очень удобно. Поэтому для точной настройки отопления лучше использовать термостаты, так как они работают автоматически. Также эти устройства способны подстраиваться под определенные граничные параметры температур.

Тем не менее, дроссели крайне важны в настройке двухтрубной системы отопления частного дома. Только отрегулировав поступление теплоносителя в радиаторы по всем комнатам с помощью такой грубой настройки, можно приступать к созданию динамической системы контроля за температурой. На этом этапе необходимо разобраться с разновидностями термостатов и особенностями каждого типа.


2 вида термостатов для системы отопления

Собственно разница между термостатами заключается в сложности устройств и принципе, лежащем в основе их работы. Соответственно, изменяется и спектр возможностей такой системы. И, конечно же, стоимость. Но каждый из них имеет свой спектр ситуаций, в которых тот или иной вид термостата может стать лучшим решением вопроса цена/качество. 2 вида термостатов, которые можно увидеть на рынке, это: механические и электрические.

Механический регулятор температуры представляет собой балончик с составом, обладающим высокими показателями теплового расширения. Когда температура в системе поднимается, вещество расширяется и перекрывает клапан подачи теплоносителя. Противостоит этому движению обычная пружина. Для того чтобы отрегулировать граничные температурные показатели, достаточно с помощью специального дросселя подкрутить пружину. Чем ближе будет балончик к клапану, тем меньший нагрев потребуется веществу, чтобы перекрыть доступ теплоносителя в радиатор.


Это очень простая и дешевая система на основе термостата. Она рассчитана на миллион движений, что соответствует примерно 100 годам работы. Так что его срока эксплуатации хватит не только детям, но и внукам хозяина дома. Механические термостаты также используются для контроля работы котла. Единственное, в таком случае необходимо подсоединить к термостату рычажную систему. Короткое плечо рычага будет передавать усилие от термостата, а длинное будет контролировать движение заслонки.

Электрические регуляторы работают по несколько иному принципу. В основе их конструкции лежат 2 пластины из разных металлов. При нагревании возникает разность потенциалов, и микровольты электроэнергии передаются на транзистор. Даже такого минимального количества энергии вполне достаточно для контроля затвора и изменения показателей температуры.

Таким образом, получается более точная и дорогая система. В зависимости от сложности, электрические термостаты делятся на аналоговые и цифровые. Первые намного проще и имеют минимальную систему управления. Чаще всего, это колесико со шкалой. Со вторыми все немного сложнее. Цифровые электрические термостаты подразделяются на устройства с открытой и закрытой логикой.


Системы с закрытой логикой контролируют показатели температуры и работу системы отопления исключительно в рамках условий, установленных еще на заводе. Они дешевле и проще в настройке. Для использования в домашних условиях вполне достаточно такой системы для полноценного контроля над всем происходящим в отопительной системе. Задать программу для изменения температуры можно даже на длительный срок. Так, например, при длительном отсутствии можно забить в программу минимальный расход тепла на это время и полный запуск системы к дате возвращения. Так что экономия средств будет максимальной.

Что касается систем с открытой логикой, то они имеют максимально широкие параметры настройки. Их даже можно перепрошить при желании. Это необходимо уже для крупных производств и административных зданий. Для частного дома такой контроль не нужен, тем более что для настройки устройства придется сильно постараться. Более того, очень высокая цена цифрового электрического регулятора с открытой логикой, может отпугнуть многих.

Особенности монтажа терморегуляторов и термостатов

Обычно при покупке радиаторов с терморегулирующей системой, термостат для контроля за температурой необходимо докупать отдельно и устанавливать вручную. В целом, особых проблем с монтажем не возникнет. Они оснащены латунным резьбовым соединением, которое легко вкручивается. Главное, не прикладывать слишком большое усилие, иначе можно с легкостью сорвать резьбу. Лучше также воспользоваться уплотнителем, чтобы соединение не протекало.
установка терморегулятора на радиатор

Идеальный вариант – использование дроссельной системы на одной подводке и термостата на другой. Это поможет полностью контролировать температуру в помещении и выполнять настройку системы отопления, как это было описано выше. Но стоит, также учитывать что термостат чувствителен к температуре окружающей среды и может сбоить, если его целенаправленно нагревать или охлаждать.
установка термостата

В случае с механическим термостатом, его не стоит устанавливать вертикально, чтобы термочувствительная область не попадала в поток горячего воздуха от радиатора. Это касается и электронных регуляторов с датчиками. Сама коробочка с интерфейсом может устанавливаться где угодно. Главное, чтобы было удобно пользоваться устройством, и никто не задевал его, перемещаясь по дому. А датчики являются чувствительными устройствами:
  • Они не должны крепиться ниже 80 см. от пола, иначе холодный воздух, который там скапливается, будет сбивать работу;
  • Не стоит устанавливать датчики на ярко освещенном солнцем участке стены. Тогда в дневное время температура в доме может падать;
  • И последнее условие – удаленность от бытовых и отопительных приборов. Тепло от радиатора или задней стенки холодильника может повредить нормальной работе датчиков.

Если соблюсти все эти условия, то смонтированная система будет работать как часы. Только не стоит забывать об инструкции, идущей в комплекте. Прочитав ее заранее, можно избежать многих проблем. Особенно, когда к высокотемпературной отопительной системе с использованием радиаторов присоединяется теплый пол, то есть низкотемпературная система. Вручную тут уже температуру точно не отрегулируешь. Для теплых полов используется немного другой принцип контроля. Он основан на использовании сервоприводов.

Сервоприводы (терморегуляторы) для теплого пола

Сервоприводы оснащены небольшим двигателем и встроены в устройство термостата теплого пола. Существует два вида сервоприводов:
  • Нормально-открытые, которые используются для холодильных систем;
  • Нормально-закрытые, которые необходимы для функционирования отопления в доме.
схема теплого пола

Такое странное название сервоприводы получили за положение, в котором находится заслонка по умолчанию. В нормально-закрытых сервоприводах, она, что неудивительно, закрыта. При подаче энергии открывается. В конструкции теплого пола такой сервопривод устанавливается на обратном коллекторе, другими словами – термостатическом клапане. Это помогает избавиться от ручной настройки системы.


Общая схема работы сервопривода также не представляет собой ничего сложного. В сервопривод поступает теплоноситель и передается в необходимом объеме далее в систему, в данном случае используется трех- или четырёхходовой смеситель. Регулируется только высота подъема конуса заслонки.


Команды на сервопривод можно подавать вручную, но гораздо более разумным вариантом будет использование единой контролирующей системы. Во-первых, она будет управлять работой и теплого пола, и радиаторов. Во-вторых, не будет необходимости бегать по всему дому и налаживать работу отопления вручную. Достаточно подсоединить провода и расположить консоль управления в удобном месте.

Как использовать терморегуляторы наиболее эффективно?

Как уже упоминалось выше, с помощью терморегуляторов можно взять под собственный контроль отопительную систему дома. Это само по себе удобно, но в заключение хотелось бы подробнее расписать преимущества использования терморегуляторов.
  1. Контроль расхода тепла и счетчик помогут сильно сэкономить на оплате счетов по отоплению. Вплоть до того, что терморегуляторы окупятся за пару месяцев.
  2. Электронные регуляторы помогут настроить отопление таким образом, чтобы оно работало когда это действительно необходимо. В остальное время котел будет включен на минимальную мощность, чтобы не допустить замерзания труб и прорыва системы.
  3. Комбинация теплого пола и радиаторов под контролем хозяина помещения может обеспечить уютную домашнюю обстановку в любое время года. При этом не будет постоянной смены жары и холода, а также сквозняков из-за открытых форточек и дверей.
Даже этих 3-х пунктов вполне достаточно, чтобы купить для пробы дешевый терморегулятор. Он докажет свою эффективность и вскоре можно будет обновить систему. Главное не делать это слишком часто. Даже устаревшие модели вполне способны выполнять все возложенные на них функции.

Терморегуляторы. Виды и принцип действия. Применение

Для сохранения требующегося уровня температуры в нагревательных системах применяются электрические устройства, называемые терморегуляторы. Все приборы, имеющие в составе электронагревательные элементы, оборудованы электрическими терморегуляторами.

Необходимость и особенности терморегуляторов

Терморегулятор представляет собой электрическое устройство необходимое для автоматического регулирования температуры в охлаждающем и отопительном оборудовании. Они монтируются в системах обогрева, искусственного климата, охлаждающих либо морозильных системах. Широко используются в домашнем хозяйстве в обустройстве теплиц.

Цель работы терморегулятора определяется включением либо выключением нагревательных элементов какого-либо прибора при показателях температуры ниже или выше указанных соответственно. Благодаря работе терморегулирующих устройств, воздух в помещении, вода, поверхности приборов и т.п. имею стабильную температуру.

Работают все терморегуляторы, в каком бы приборе они не находились, по единому принципу. Автоматический регулятор получает данные о температуре из окружающей его среды, благодаря тому, что оснащается встроенным или выносным термодатчиком. Опираясь на полученную информацию, терморегулятор определяет, когда нужно включаться и отключаться. Чтобы исключить сбои в работе устройства, термодатчик надлежит устанавливать в помещении подальше от прямого влияния различного нагревательного оборудования, в противном случае, может возникнуть искажение показателей и, естественно, регулятор будет работать ошибочно.

Классификация терморегуляторов
Принцип работы всех устройств, регулирующих температуру одинаковый, но видов терморегуляторов очень много, и они отличаются по:
  • Назначению:
    — комнатные;
    — погодные.
  • Способу монтажа:
    — стенные;
    — настенные;
    — крепящиеся на DIN рейку.
  • Функциональным возможностям:
    — центральное регулирование;
    — беспроводное регулирование.
  • Способу управления:
    — механические;
    — электромеханические;
    — цифровые (электронные).
Также терморегуляторы отличаются техническими свойствами:
  • Диапазон измерений температуры. Разные модели терморегуляторов в зависимости от модификации поддерживают температуру от -60 до 1200 °С.
  • Количество каналов:
    — одноканальные. Применяются для автоматической регулировки и сохранения температуры объекта на указанном уровне. Отличаются меньшими размерами и весом от многоканальных приборов;
    — многоканальные. Выпускаются для фиксирования температуры серии стандартных термодатчиков. Их используют на производствах, лабораториях, а также в народном хозяйстве.
  • Габаритные размеры:
    — компактные;
    — большие;
    — крупные.
Применение регуляторов и датчиков температуры
Терморегуляторы могут устанавливаться в жилых и промышленных помещениях. В целом можно выделить учитывающие:
  • И контролирующие температуру воздуха в конкретной зоне помещения. Эти приборы относятся к категории комнатных регуляторов. Бывают аналоговые и цифровые.
  • И поддерживающие температуру определённых предметов – это регуляторы для полового отопления.
  • Температуру воздуха снаружи – погодные термостаты.
Регуляторы, которые эксплуатируются в промышленных помещениях, бывают двух видов:
  • Индустриальные пространственные. К этим приборам относятся аналоговые стенные регуляторы, имеющие повышенную защиту.
  • Индустриальные с отдельными датчиками. Это аналоговые приборы с внешними датчиками, которые могут быть настенными или устанавливаться на специальную рейку.
    Датчики могут устанавливаться на стены или в полу дома, в зависимости от их типа и назначения. Встроенные приборы монтируются в монтажную коробку прямо в стену, а приборы накладного типа просто прикрепляют на стену.
Выделяют также несколько видов датчиков по назначению:
  • Датчик температуры пола.
  • Датчик температуры воздуха.
  • Инфракрасный датчик для пола и воздуха.

Датчик, измеряющий температуру воздуха, часто размещают на корпусе терморегулятора. Терморегуляторы с инфракрасными датчиками можно применять для контроля всей системы отопления. Эти датчики отлично подходят для установки в ванные комнаты, душевые, сауны и прочие помещения с повышенной влажностью. Сам регулятор температуры надлежит размещать обязательно в сухом месте, от переизбытка влаги он может повредиться. Правда есть модели, с повышенной герметичностью, и их монтаж в ванную ничем не опасен для них.

Регуляторы для тёплых полов отличаются своим внутренним устройством, это:
  • Цифровые.
  • Аналоговые.

Цифровые устройства имеют хорошую стойкость к разным типам помех, поэтому исключают искажение данных и гарантируют большую точность, чем аналоговые.

Особенности функциональных возможностей электрических регуляторов температуры:
  • Беспроводное регулирование (дистанционное). Рекомендовано применять при дополнительной инсталляции греющих элементов и проведении реконструкций, когда выполнять классическую регулировку невозможно или довольно трудно. Дистанционное управление исключает дополнительные строительно-ремонтные работы при электроинсталляции (к примеру, монтаже кабельной проводки).
  • Устройства программирования. Центральное (классическое) устройство позволяет производить регулирование температуры целого крупного объекта с одной точки. Для программирования регулятора используют компьютер или устройства управления. Также контроль осуществляется с помощью телефонного модема.
Принцип действия, плюсы и минусы

Механический регулятор температур считается простым и практичным устройством. Применяется в нагревательных и охладительных целях. Чаще всего представляет внешнее электроустановочное изделие, предназначенное для внутренней установки в жилые помещения в системы отопления. Внешний вид подобен стандартному запорному крану.

Специфичностью механических терморегуляторов является отсутствие электрической составляющей. Работает аппарат по особому принципу, заключающемуся в свойствах некоторых веществ и материалов менять свои механические качества от изменения температуры.

При изменении температуры до конкретно указанной, происходит разрыв или замыкание электрической цепи, что обуславливает выключение либо включение приборов для нагрева. Требуемый показатель температуры выбирается на шкале прибора путём вращения специального колесика.

Положительные моменты механических термостатов:
  • Надёжность.
  • Устойчивость к перепадам напряжения.
  • Не подвластны сбоям электроники.
  • Работают при отрицательных температурах.
  • Можно эксплуатировать в условиях резких изменений температуры.
  • Простое управление.
  • Длительный срок службы.
Недостатки:
  • Наличие погрешности.
  • Вероятность появления небольших щелчков при подаче напряжения на инфракрасные нагреватели.
  • Низкая функциональность.

Независимо от недостатков, они являются самыми распространёнными и встречаются в организации обогревательных систем чаще других термостатов, благодаря простому управлению и невысокой стоимости.

Эксплуатация электромеханических термостатов

Электромеханические регуляторы температуры используется в различных бытовых электроприборах. Эти изделия бывают двух модификаций:

  • С биметаллической пластиной и группой контактов. Пластина, нагреваясь до определённой температуры, изгибается и размыкает контакты, из-за чего прекращается подача электротока на нагревательную спираль или ТЭН прибора. После остывания пластина прогибается обратно в своё исходное положение, контакты при этом замыкаются, возвращается подача электричества и прибор нагревается. Приборами с этими регуляторами пользуется в повседневной жизни практически каждый человек – это утюги, электроплиты, электрочайники и т.п.
  • С капиллярной трубкой. Изделие состоит из трубки, наполненной газом и помещённой в ёмкость с водой, а также контактов. Принцип действия базируется на особенностях материалов расширяться при определённых температурах. Вещество, находящееся в полой трубке, начинает расширяться при разогреве воды, из-за чего возникает замыкание контакта. После охлаждения воды, контакты размыкаются, а электроприбор начинает разогреваться. Подобными регуляторами чаще всего оснащаются водонагреватели, масляные обогреватели, бойлеры.

Электромеханические терморегуляторы зарекомендовали себя как неприхотливые устройства:

  • Автоматическое включение обогрева.
  • Герметичность.
  • Невысокая цена.
Минусы этих приборов:
  • Низкая функциональность.
  • Сложность добиться высокой точности регулирования.
Специфика электронных терморегуляторов

Электронные устройства очень распространены, они эксплуатируются с многими электрообогревателями. Обычно ими оборудуют общие отопительные системы и кондиционирования, а также тёплые полы.

Главные составляющие части:
  • Выносной термодатчик.
  • Контроллер — устройство, устанавливающее конкретный уровень температуры в доме, а также создающее команды включения и отключения нагревателя.
  • Электронный ключ – контактная группа.

Датчик прибора отправляет данные о температуре контроллеру, который обрабатывает полученный сигнал и решает, требуется снижать или повышать температуру.

Виды электронных термостатов:
  • Обычные терморегуляторы. В этих приборах можно выставлять желаемые пределы температуры либо точную температуру, которая будет сохраняться. Устройства оборудованы электронным дисплеем.
  • Цифровые терморегуляторы:
    — С закрытой логикой. Устройства имеют неизменный алгоритм работы. Регулирование выполняется при помощи передачи команд по указанным параметрам конкретным приборам, которые были установлены заранее. Параметры задаются заранее в зависимости от нужд используемых приборов для определённой температуры. Корректировка программы этих регуляторов практически неосуществима, можно только менять основные параметры. Но именно эти термостаты наиболее часто применяют в быту.
    — С открытой логикой. Эти аппараты контролируют точный процесс обогрева помещений. Имеют расширенные настройки, благодаря чему можно поменять их алгоритм работы. Управляются кнопками или сенсорной панелью. Путём этих устройств можно включать либо отключать обогревательные системы в строго заданное время. Но их перепрограммированием должны заниматься специалисты. Эти регуляторы применяют чаще на производстве и в промышленности, чем в быту.

Программируемые термостаты удобно эксплуатировать, они открывают широкие возможности для тонкой настройки приборов на нужные температурные показатели, зависящие от требований отдельных зон помещений.

Достоинства:
  • Широкий диапазон регулировок.
  • Разнообразие дизайнерских решений.
  • Экономия электроэнергии.
  • Высокая точность.
  • Эффективность.
  • Безопасность при эксплуатации.

Также терморегуляторы просты в управлении и имеют не высокую стоимость, только эти два плюса не касаются регуляторов с открытой логикой. Электронные регуляторы нередко являются составной частью системы умного дома.

Похожие темы:

Для чего нужен терморегулятор? Зачем устанавливать терморегулятор

Для чего нужен терморегуляторДля чего нужен терморегуляторДля чего нужен терморегулятор? Для чего продавцы обогревательных систем рекомендуют приобретать Терморегуляторы?

 

Многие, при установки различных систем обогрева сталкиваются с вопросом нужен ли им дополнительно терморегулятор. Ведь зачастую цена терморегулятора, может составлять половину от самого прибора обогрева.

 

Что дает терморегулятор и для чего его нужно устанавливать, рассмотрим в этой статье.

 

Как работает терморегулятор?

 

Терморегулятор это прибор, механический либо электронный, позволяющий размыкать электрическую цепь (отключать электроприборы) при достижение заранее заданной ему температуры. Простыми словами помогает обогревателям поддерживать в помещении определенную, заданную температуру.

Для чего нужен терморегулятор?

Во первых, устанавливая любой отопительный прибор, будь то конвектор, ифрокрасник или теплый пол, мы хотим добиться комфортной температуры в помещении. Не все обогреватели имеют встроенный терморегулятор, а те что и имеют могут лишь регулировать собственную температуру.

Для того же, чтоб правильно определить темперу в помещении целом, необходимо устанавливать термодатчик на определенном расстоянии от приборов нагрева.

 

То есть, для поддержания постоянной комфортной/заданной температуры в помещении как раз и нужен отдельно установленный терморегулятор.

 

Самый распространённый вид терморегуляторов являются терморегулятор для теплых полов. Однако, и другие виды отопления такие как конвекторы, инфракрасные обогреватели желательно подключать через терморегулятор, для их оптимального времени работы. Как правило данные терморегуляторы представляют собой небольшую коробочку напоминающие выключатель внешней либо внутренней установки и имеют реле температуры (механическое либо цифровое). Такие регуляторы устанавливаются в систему обогрева, путем соединения в электрическую цепь и закрепляются на стену.

 

Во вторых об экономии:

 

Для чего нужен терморегуляторДля чего нужен терморегуляторПокупая терморегулятор, мы несем некоторые дополнительные затраты. Например покупая терморегулятор для отопления частного дома, нам нужно устанавливать терморегуляторы в каждое отапливаемое помещение, соответственно количество терморегуляторов равно количеству комнат. Но в дальнейшей работе системы отопления дома, регуляторы помогут не только поддержать комфортную температуру но существенно снизить затраты на электроэнергию.  Так например уезжая из дома на длительное время, можно выставить небольшую температуру для поддержания положительных значений. А значит затраты на отопление в ваше отсутствие будут минимальны.

 

Безусловно использование Терморегулятора  дает дополнительную экономию в электроотоплении.

 

Особенно важное значение имеет использование терморегулятора для кварцевых монолитных обогревателей.

 

При отопление с помощью монолитных кварцевых или каменных обогревателей главным их экономичным свойством является возможность надолго удерживать тепло после отключения «эффект горячего кирпича». Но чтобы использовать это свойство им необходимо периодическое принудительное отключение. Для этого их необходимо устанавливать через таймер времени либо через терморегулятор.

 

Тут подойдут не только вышеупомянутые, монтируемые в цепь терморегуляторы, но и терморегуляторы прямого подключения. Такие приборы не требуют дополнительных навыков в установке и представляют собой терморегулятор с вилкой и розеткой. Эти приборы вставляются напрямую в розетку а вика обогревателя в него.

 

Как выбрать терморегулятор.

 

Выбирая терморегулятор важно знать какую максимальную нагрузку вы планируете на него подавать, так как на один регулятор можно подключать несколько приборов обогрева. Планируете вы его подключать цепь обогревателей, либо просто хотите воткнуть в розетку и выставить температуру.  

Выбирая из множества производителей можно ориентироваться на удобства и внешний вид, так как принцип работы и свойства терморегуляторов в основном одинаковы.

Однако не стоит смотреть на самые дешевые модели китайских производителей,  рекомендуем обратить внимание на терморегуляторы надежных брендов. Как правило цена на них выше всего на 20%, а надежность и электро-пожаробезопасность терморегулятора должна быть на первом месте.

Для чего нужен термостат в системе отопления

Зачем нужен термостат?
Начало отопительного сезона повсеместно сопряжено с заботами о бесперебойной работе отопительной системы и сохранением тепла. Эта тема является актуальной как для хозяина частного дома, так и для общественных предприятий, офисов и организаций. Недостаточно отапливаемое помещение либо слишком высокая температура и пересушенный воздух являются основными причинами возникновения неприятных ощущений и нарушения нормальной жизнедеятельности человека.

Важно правильно расположить термостат, а так же настроить. От этого будет зависеть качество и долговечность его работы.

Обеспечение в помещении комфортных условий для проживания достигается за счет монтажа в различных тепловых установках специального прибора, позволяющего осуществить регулировку необходимой температуры. Такое устройство называется термостат.

Его работа заключается в отключении или включении подачи энергии на тепловую установку при изменении температуры.

Срабатывание прибора происходит после получения информации о состоянии окружающей среды от термодатчика, который расположен в зоне, исключающей воздействие отопительными приборами.

Термостат классифицируется по следующим признакам:

  1. Назначение прибора.
  2. Способ установки.
  3. Типы используемых термодатчиков.
  4. Технические возможности прибора.

Основные виды и возможности термостатов

Схема подключения терморегулятора.

Существует два основных вида терморегуляторов: газонапольный и жидкостный.

Газонапольный термостат в отличие от жидкостного типа более чувствителен к смене температурного режима окружающей среды и имеет более длительный срок службы — до 20 лет. В качестве термочувствительного вещества используется газоконденсат.

Что касается жидкостного вида, то он имеет более точные температурные показатели, чем газонапольный. В большинстве случаев для его наполнения используется парафин.

Также термостаты бывают:

  1. Аналоговый комнатный. Такое устройство позволяет непрерывно поддерживать выбранный температурный режим. Однако его технические возможности несколько ограничены. Пуск и остановка, а также изменение параметров работы происходят только ручным способом и полностью исключают программирование системы.
  2. Цифровые комнатные. Установка приборов подобного типа расширяет возможности управления, что позволяет снизить нагрузку на отопительную систему. Цифровой термостат изменяет и поддерживает температуру по установленной заранее программе. Кроме самых простых функций («удобство» и «затухание») он позволяет регулировать режим и автоматически переключаться до 4 раз в день.
  3. Терморегуляторы для добавочной системы «теплый пол». Особенностью функционирования такой системы является ее независимость от температуры воздуха, и отопление помещения осуществляется за счет других тепловых установок (конвектора, радиатора и др.) Поэтому работу терморегулятора обеспечивает датчик, установленный в зоне пола.

Иногда нет возможности либо технически сложно регулировать работу системы отопления обычным способом. Такая ситуация может возникнуть при реконструкции объектов или в случае дополнительной инсталляции отопительных приборов. Поэтому оптимальным управлением подачи тепла в этом случае является монтаж термостата с беспроводным способом регулирования.

Устройство и принцип работы термостата

Термостат состоит из следующих основных элементов:

  • сильфон;
  • шток;
  • золотник;
  • клапан.

Схема устройства терморегулятора.

В момент передачи данных с термодатчика об отклонении температуры окружающей среды от заданного значения происходит перемещение штока, вследствие чего изменяется положение клапана. Данный процесс совершается за счет изменения состояния чувствительного элемента термостата.

Чувствительный элемент представляет собой замкнутую полость (сильфон), заполненную жидким или газообразным веществом. С изменением температуры воздуха рабочее вещество уменьшается или увеличивается в объеме, вследствие чего растягивает или сжимает сильфон. Плавно меняясь в размере, сильфон производит постепенное перемещение золотника, который, в свою очередь, с помощью штока приводит в движение клапан.

Для эффективной работы термостатического устройства необходимо правильно подобрать тип и размер регулирующего клапана. Его выбор будет зависеть от системы отопления и диаметра отверстия подводящей трубы или в пробке радиатора. Они делятся на два основных вида — RTD-N или RTD-G.

Первый тип клапана предназначен для работы в двухтрубных системах отопления, расположенных в современных многоэтажных домах и в домах с индивидуальным отоплением, имеющих принудительную циркуляцию. Клапаны типа RTD-G устанавливаются в однотрубных системах отопления. Данный конструктивный элемент разработан специально под российские условия, так как однотрубная система — явление достаточно редкое для европейских стран. Обладая повышенной пропускной способностью, они могут использоваться и для двухтрубных систем отопления.

Устанавливаются термостаты в месте подачи теплоносителя на трубопровод. Ставить его нужно так, чтобы термостатический элемент находился в горизонтальном положении со стороны подачи теплоносителя.

Где и как правильно расположить терморегулятор

Схема расположения терморегулятора.

Нужнее всего термостат в помещениях, где имеются значительные температурные колебания в течение дня. Это может быть кухня с работающей плитой, комнаты, расположенные на солнечной стороне, гостиная, детская, спальни, различные кабинеты общественных учреждений, в которых может быть долгое затишье.

Чтобы получить желаемый эффект от установки терморегулятора, необходимо правильно его расположить и настроить. Для этого не следует его прятать за шторами, декоративными решетками, шкафами или устанавливать в нишах. Для настройки термостата необходимо:

  1. Максимально уменьшить потерю тепла. Для этого потребуется плотно закрыть все окна и двери в комнате.
  2. Установить комнатный термометр.
  3. Открыть клапан на полную мощность. При этом температура воздуха в помещении начнет быстро возрастать.
  4. Дождаться момента, когда температура воздуха станет на несколько градусов выше требуемой, затем закрыть клапан.
  5. Когда температура опустится на желаемую величину, можно постепенно открыть клапан. Услышав шум воды и ощутив нагревание корпуса клапана, остановить закрытие и запомнить это положение.

Использование терморегулятора в индивидуальной системе отопления позволяет снизить затраты тепловой энергии на 20%, вследствие чего уменьшается расход топлива. Длительный срок эксплуатации и отличная возможность экономии денежных средств позволяет уже через несколько лет полностью окупить стоимость прибора и его установку.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о