Требования к рулевому управлению: Классификация рулевых управлений и требования к ним – 2.2 Требования предъявляемые к рулевому управлению

Содержание

2.2 Требования предъявляемые к рулевому управлению

Основные требования в отношении конструкции и функционирования систем рулевого управления, которыми оснащаются транспортные средства, устанавливают Правила ЕЭК ООН №79. Главное требование, которое предъявляется к системе рулевого управления, заключается в наличии жесткого механического соединения между органом рулевого управления, как правило рулем, и ходовыми колесами в целях направления транспортного средства по заданной траектории. Это механическое соединение, при условии его проектирования с запасом прочности, должно исключать возможность поломки.

Механизмы рулевого управления могут состоять из: органа рулевого управления; рулевого привода; управляемых колес; в соответствующих случаях – из устройства энергопитания.

Система рулевого управления должна обеспечивать простое и надежное управление транспортным средством на всех скоростях до его максимальной конструктивной скорости. Она должна самостоятельно возвращаться в центральное положение при неповрежденном механизме рулевого управления.

При проектировании рулевого управления необходимо предусмотреть, чтобы при движении попрямой исключалась необходимость заметной корректировки водителем направления движения, а при движении с максимальной конструктивной скоростью транспортного средства отсутствовала вибрация системы рулевого управления.

Орган рулевого управления должен поворачиваться в том направлении, куда осуществляется поворот транспортного средства, и должна обеспечиваться постоянная взаимосвязь между направлением вращения рулевого колеса и углом поворота. Эти требования не применяются к системам, включающим функцию автоматического управления рулевой колонкой или функцию корректировочного рулевого управления.

Механизм рулевого управления должен быть сконструирован, изготовлен и установлен таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации транспортного средства или состава транспортных средств он выдерживал возникающие нагрузки. Ни одна из частей рулевого привода, если она специально не предназначена для этой цели, не должна ограничивать максимальный угол поворота.

На эффективность функционирования механизма рулевого управления, включая электрические управляющие магистрали, не должны влиять магнитные или электрические поля.

Современные системы содействия водителю в осуществлении рулевого управления должны быть сконструированы таким образом, чтобы водитель мог в любое время преднамеренно скорректировать эту функцию вручную.

Всякий раз, когда приводится в действие функция автоматического управления рулевой колонкой, водитель должен предупреждаться об этом сигналом, и функция контроля должна автоматически прерываться, если скорость транспортного средства более чем на 20% превышает установленный предел для данной функции или сигналы, подлежащие оценке, больше не поступают.

Всякое прекращение действия функции контроля должно в течение непродолжительного времени, но отчетливым образом доводиться до сведения водителя при помощи визуального сигнала и либо звукового сигнала, либо путем выведения сенсорного предупреждающего сигнала на орган рулевого управления.

Конструкция устройств регулирования геометрической схемы механизма управления должна обеспечивать после регулировки нормальное соединение регулируемых элементов посредством соответствующих устройств блокировки.

Рулевой привод, который может быть рассоединен при изменении геометрической формы транспортного средства (например, на раздвижных полуприцепах), должен оборудоваться устройствами блокировки для соответствующей перестановки элементов; если блокировка осуществляется автоматически, то для безопасности должно иметься дополнительное устройство ручной блокировки.

Управляемыми не должны быть только задние колеса. Это требование не относится к полуприцепам.

Для энергопитания механизма рулевого управления и других систем может использоваться один и тот же источник энергии.

При движении тягача автопоезда по прямой прицеп и буксирующее транспортное средство должны оставаться на одной линии. Если выравнивание не обеспечивается автоматически, то прицеп должен быть оснащен надлежащим устройством регулирования.

Управляемые колеса, органы управления рулевым механизмом и все механические части рулевого привода не должны выходить из строя, если они имеют надлежащие размеры, легко доступны для обслуживания. Если неисправность любой такой части может привести к потере управления транспортным средством, эта часть должна быть изготовлена из металла или из материала с эквивалентными свойствами и не должна подвергаться значительным деформациям при нормальных условиях работы системы рулевого управления.

В случае падения уровня аккумулированной энергии до предела, при котором может увеличиться рулевое усилие, водителю подается звуковой или оптический предупреждающий сигнал.

В случае остановки двигателя или выхода из строя одной из частей рулевого привода, не должно происходить резкого изменения угла поворота.

Любая неисправность, негативно влияющая на функции рулевого управления и не обусловленная механической поломкой, должна четко доводиться до сведения водителя транспортного средства. Дополнительным указанием на неисправность может служить заметная вибрация системы рулевого управления. Также в случае автомобиля сигналом о возникновении неисправности служит увеличение рулевого усилия; в случае прицепа допускается использование механического индикатора.

Механизм рулевого управления и схема его установки должны быть спроектированы таким образом, чтобы при необходимости его функционирование можно было проверить, не прибегая к демонтажу, с помощью общедоступных измерительных приборов, методов или испытательного оборудования.

Также должна быть обеспечена возможность проверки простыми способами правильности функционирования тех электронных систем, которые контролируют работу рулевого механизма

ГОСТ Р 51961-2002 (ИСО 10998-95) Тракторы сельскохозяйственные колесные. Требования к рулевому управлению, ГОСТ Р от 27 ноября 2002 года №51961-2002


ГОСТ Р 51961-2002
(ИСО 10998-95)

Группа Д25

Тракторы сельскохозяйственные колесные

ТРЕБОВАНИЯ К РУЛЕВОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Agricultural wheeled tractors. Steering requirements



ОКС 65.060.10
ОКП 47 9136

Дата введения 2004-01-01

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 «Тракторы»

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 ноября 2002 г. N 432-ст

3 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 10998-95 «Сельскохозяйственные колесные тракторы. Требования к рулевому управлению», соответствует «Директиве Совета 75/321/ЕЭС от 20 мая 1975 г. по приведению в соответствие законов, действующих в странах — членах Сообщества, касающихся рулевого управления колесных сельскохозяйственных и лесных тракторов» в части требований к рулевому управлению и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, выделенные в тексте стандарта курсивом

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные колесные тракторы (далее — тракторы) и устанавливает типы рулевого управления тракторов и основные требования к нему.

Требования стандарта являются обязательными, за исключением 5.5.1, 5.6.

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.120-88 (ИСО 3411-82, ИСО 3449-80, ИСО 3457-79, ИСО 3471-80, ИСО 3789-1-81, ИСО 3789-2-82, ИСО 4253-77, ИСО 4552-82, ИСО 5353-78, ИСО 5700-84, ИСО 6011-78, ИСО 6405-82, ИСО 6682-86, ИСО 6683-81) Система стандартов безопасности труда. Кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одноосных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности


ГОСТ Р 51960-2002 (ИСО 789-11:1996) Тракторы сельскохозяйственные колесные. Метод оценки управляемости

3 Определения


В настоящем стандарте применяются следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 рулевое управление: Оборудование, предназначенное для сохранения и изменения направления движения трактора.

3.2 орган рулевого управления: Часть рулевого управления, на которое непосредственно воздействует оператор для сохранения или изменения направления движения трактора.

3.3 рулевое колесо: Орган управления, вращением которого изменяют направление движения трактора.

3.4 рулевой механизм: Элементы рулевого управления, служащие для передачи усилия от органа управления на управляемые колеса трактора, за исключением источника энергии на тракторе, предназначенного для создания дополнительного усилия для поворота управляемых колес.

Примечание — Рулевой механизм может быть механическим, гидравлическим, пневматическим, электрическим или комбинированным.

3.5 усилие управления на рулевом колесе: Сила сопротивления перемещению рулевого колеса при воздействии на него оператора для изменения направления движения трактора.

3.6 усилитель рулевого управления: Часть рулевого управления, создающая в дополнение к усилию оператора необходимое усилие для поворота управляемых колес, используя энергию источника на тракторе.

3.7 сервопривод: Устройство, создающее усилие в рулевом управлении для поворота управляемых колес исключительно энергией источника на тракторе без применения физического усилия оператора.

3.8 источник энергии на тракторе: Источник энергии для действия рулевого управления или сервопривода рулевого управления, имеющий привод от двигателя трактора. Энергия может создаваться гидравлической, пневматической или электрической системами или комбинацией этих систем

3.9 управляемые колеса: Все колеса трактора, при изменении положения которых относительно продольной плоскости трактора (поворотом вправо или влево) изменяется направление движения трактора.

3.10 управляющее усилие: Сумма всех сил, действующих в рулевом механизме, приложенных к управляемым колесам для их поворота.

4 Типы рулевого управления

4.1 В зависимости от источника энергии для создания управляющего усилия для поворота управляемых колес применяют следующие типы рулевого управления:


ручное рулевое управление — тип рулевого управления, в котором для поворота управляемых колес используется исключительно физическое усилие рук оператора;

ручное рулевое управление с усилителем — тип рулевого управления, в котором для поворота управляемых колес используется как физическое усилие рук оператора, так и усилие, создаваемое дополнительным источником энергии на тракторе.

Примечание — Рулевое управление, в котором необходимое усилие для поворота управляемых колес обычно создается источником энергии на тракторе, но при аварии (отказе) источника энергии возможно осуществлять управление трактором с использованием физического усилия оператора, следует рассматривать как рулевое управление с усилителем;


рулевое управление с сервоприводом — тип рулевого управления, в котором усилие для поворота управляемых колес создается исключительно энергией источника на тракторе.

5 Основные требования к рулевому управлению

5.1 Рулевое управление должно обеспечивать:

проезд трактора по траекториям, установленным в ГОСТ Р 51960, со скоростью 10 км/ч при усилиях управления рулевым колесом, установленных в ГОСТ 12.2.120, и при продолжительности движения:

при исправном состоянии рулевого управления — 5 с;

при аварийном состоянии рулевого управления с усилителем (при аварии источника энергии), не соединенным с другим оборудованием, — 8 с;

при аварийном состоянии рулевого управления с гидравлическим усилителем или гидравлического тормозного оборудования, соединенного с рулевым управлением, питающегося от общего источника энергии, — 8 с. При этом усилие на рулевом колесе не должно превышать 400 Н;

управление движением трактора в случае выхода из строя усилителя рулевого управления или сервопривода.

5.2 Общие требования к конструкции

5.2.1 Конструкция рулевого колеса должна обеспечивать удобное схватывание его руками оператора.

Направление движения верхней части рулевого колеса должно соответствовать необходимому изменению направления движения трактора.

5.2.2 Рулевой механизм должен включать только механические части и соответствовать требованиям настоящего стандарта, установленным для механического рулевого управления с гидравлическими, электрическими или пневматическими усилителями поворота управляемых колес.

5.2.3 Конструкция рулевого механизма должна обеспечивать управление движением трактора даже в случае выхода из строя усилителей.

5.2.4 Рулевой механизм должен быть доступен для контроля технического состояния, технического обслуживания и ремонта.

5.3 Гидравлический механизм с питанием от источника энергии на тракторе, определенного в 3.8, должен соответствовать следующим требованиям.

5.3.1 Гидравлическая система должна иметь устройство, предохраняющее ее от давления, превышающего максимальное рабочее давление, установленное изготовителем.

5.3.2 Трубопроводы должны выдерживать давление, превышающее максимальное давление настройки предохранительного клапана в 4 раза.

5.3.3 Трубопроводы должны быть закреплены и расположены так, чтобы они были защищены от повреждений при ударах и от касания друг с другом, а также с другими частями трактора.

5.4 Требования к рулевому управлению с усилителем

5.4.1 В рулевом управлении с усилителем, не имеющим собственного источника энергии, рекомендуется использовать аккумулятор энергии, который, в случае аварии общего источника энергии, будет обеспечивать питание рулевого управления приоритетно по отношению к другим потребителям энергии.

5.4.2 Рулевое управление с усилителем должно быть оснащено визуальным или звуковым сигнализатором о падении уровня энергии и о превышении максимально допустимого усилия на рулевом колесе, установленного в ГОСТ 12.2.120.

5.5 Требования к рулевому управлению с сервоприводом

5.5.1 В рулевом управлении с сервоприводом рекомендуется использовать дополнительный источник энергии, который при аварии основного источника энергии рулевого управления (или аварии двигателя трактора) будет обеспечивать выполнение двух маневров движения трактора по траектории, установленной в ГОСТ Р 51960.

Дополнительным источником энергии может быть аккумулятор со сжатым воздухом, гидравлический насос или компрессор, приводимый в действие вращением колес трактора и служащий в качестве источника энергии для рулевого управления.

5.5.2 Сервопривод должен быть оснащен визуальным или звуковым сигнализатором об аварии дополнительного источника энергии, а также о его работоспособности при запуске двигателя трактора. Сигнализатор допускается не применять, если дополнительный источник энергии работает от вращения колес и не может быть отсоединен от них.

5.5.3 При применении пневматического дополнительного источника энергии резервуар со сжатым воздухом должен иметь вместимость, обеспечивающую совершение не менее семи полных (от упора до упора) поворотов рулевого колеса до падения давления не более чем на 50%. Количество поворотов определяют при поднятых над опорной поверхностью управляемых колесах.



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003

4.2 Требования к рулевому управлению

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при его наличии на АТС) не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:

— легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов грузовые

автомобили и автобусы

10°

— автобусы

20°

— грузовые автомобили

25°

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.

4.2.5 Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем АТС (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем АТС. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

4.2.7 Уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3 Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке

4.3.1 Количество, тип, расположение, режим работы и цвет огней внешних световых приборов на АТС должны соответствовать требованиям конструкции автотранспортного средства. (Измененная редакция, Изм. № 1).

4.3.2 Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения и демонтаж предусмотренных конструкцией АТС фар, сигнальных фонарей и световозвращателей допускается только в случаях, когда:

— комплектация АТС, в том числе снятых с производства, внешними световыми приборами проводится в соответствии с таблицей 6а;

— комплектация АТС проводится в соответствии с 4.3.2.3. (Измененная редакция, Изм. № 1).

Таблица 6а – Требования Правил ЕЭК ООНк наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

Наименование внешних световых приборов

Цвет излучения

Число приборов на АТС

Наличие приборов на АТС в зависимости от категорий

1

2

3

4

Фара дальнего света

Белый

2 или 4

Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О.

Фара ближнего света

Белый

2

Передняя противотуманная фара

Белый или желтый

2

Рекомендуется (для категорий М, N)

Фара заднего хода

Белый

1 или 2

Обязательно для категорий М, N, О2, О3, О4. Рекомендуется для категории О1

Указатель поворота

Передний

Желтый

2

Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О

Задний

Желтый

2

Обязательно

Боковой

Желтый

2

Обязательно для категорий М, N. Запрещено для категорий О

Фонарь сигнала торможения

Красный

2

Обязательно

Дополнительный сигнал торможения

Красный

1 или 2

Обязательно для категории М1, допускается для остальных категорий АТС

Передний габаритный огонь

Белый

2

Обязательно

Задний габаритный огонь

Красный

2

Обязательно

Задний противотуманный фонарь

Красный

1 или 2

Обязательно

Стояночный огонь (при совмещении с боковыми указателями поворота и боко-

Передний

Белый

2

Рекомендуется для АТС длиной до 6 м и шириной до 2 м и запрещено на остальных АТС

выми габаритными фонаря

Задний

Красный

2

ми)

Боковой

Желтый

2

Боковой габаритный фонарь

Желтый (красный — при группировании, комбинировании или совмещении с задним габаритным, контурным огнями и сигналом торможения)

Не менее двух с каждой стороны. Расстояния между соседними фонарями должно быть не более 4 м

Обязательно на АТС длиной более 6 м, за исключением грузовых автомобилей без кузова

Контурный огонь

Передний

Белый

2

Обязательно на АТС шириной более 2,1 м. Рекомендуется для АТС шириной от 1,8 до 2,1 м

Задний

Красный

2

и для грузовых автомобилей без кузова

Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака

Белый

1 или более

Обязательно

4.2 Требования к рулевому управлению

 

4.2.1 Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления АТС (при его наличии на АТС) не допускается.

4.2.2 Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при неподвижном состоянии АТС и работающем двигателе не допускается.

4.2.3 Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:

 

     — легковые автомобили и созданные на базе их агрегатов

       грузовые автомобили и автобусы…………………………..10°

     — автобусы………………………………………………20°

     — грузовые автомобили…………………………………….25°.

 

4.2.4 Максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией АТС.

4.2.5 Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем АТС (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем АТС. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

4.2.6 Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

4.2.7 Уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем АТС в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

 

4.3. Требования к внешним световым приборам и светоотражающей маркировке

 

4.3.1 Изменение мест расположения и демонтаж предусмотренных эксплуатационной документацией АТС фар, сигнальных фонарей, световозвращателей и контурной маркировки не допускается.

4.3.2 На АТС, в том числе для моделей, производство которых прекращено, применение приборов внешней световой сигнализации определяется по таблице 6а.

 

Таблица 6а — Требования к наличию внешних световых приборов на автотранспортных средствах

 

/————————————————————————\

|Наименование внешних |Цвет      |  Число   |Наличие приборов на АТС в  |

|световых приборов    |излучения | приборов |зависимости от категорий   |

|                     |          |  на АТС  |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фара дальнего света  |Белый     | 2 или 4  |Обязательно  для  категорий|

|———————+———-+———-|М,   N.       Запрещено для|

|Фара ближнего света  |Белый     |    2     |категорий О.               |

|———————+———-+———-+—————————|

|Передняя             |Белый или |    2     |Рекомендуется          (для|

|противотуманная фара |желтый    |          |категорий М, N)            |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фара заднего хода    |Белый     | 1 или 2  |Обязательно  для  категорий|

|                     |          |          |М,  N,   О_2,     О_3, J_4.|

|                     |          |          |Рекомендуется для категории|

|                     |          |          |О_1                        |

|———————+———-+———-+—————————|

|Указатель  |Передний |Желтый    |    2     |Обязательно  для  категорий|

|поворота   |         |          |          |М,   N.       Запрещено для|

|           |         |          |          |категорий О                |

|           |———+———-+———-+—————————|

|           |Задний   |Желтый    |    2     |Обязательно                |

|           |———+———-+———-+—————————|

|           |Боковой  |Желтый    |    2     |Обязательно  для  категорий|

|           |         |          |          |М,   N.       Запрещено для|

|           |         |          |          |категорий О                |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фонарь сигнала       |Красный   |    2     |Обязательно                |

|торможения           |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Дополнительный сигнал|Красный   |    1     |Обязательно  для  категории|

|торможения           |          |          |М_1,    допускается     для|

|                     |          |          |остальных категорий АТС    |

|———————+———-+———-+—————————|

|Передний габаритный  |Белый     |    2     |Обязательно                |

|огонь                |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Задний габаритный    |Красный   |    2     |Обязательно                |

|огонь                |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Задний               |Красный   | 1 или 2  |Обязательно                |

|противотуманный      |          |          |                           |

|фонарь               |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Стояночный |Передний |Белый     |    2     |Рекомендуется    для    АТС|

|огонь (при |———+———-+———-|длиной до 6 м и шириной  до|

|совмещении |Задний   |Красный   |    2     |2   м   и      запрещено на|

|с боковыми |         |          |          |остальных АТС              |

|указателями|———+———-+———-|                           |

|поворота и |Боковой  |Желтый    |    2     |                           |

|боковыми   |         |          |          |                           |

|габаритными|         |          |          |                           |

|фонарями)  |         |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Боковой габаритный   |Желтый или| Не менее |Обязательно на  АТС  длиной|

|фонарь (при          |красный   |  двух с  |более 6 м,  за  исключением|

|группировании,       |          |  каждой  |грузовых  автомобилей   без|

|комбинировании или   |          | стороны. |кузова                     |

|совмещении с задним  |          |          |                           |

|габаритным, контурным|          |Расстояния|                           |

|огнями и сигналом    |          |между     |                           |

|торможения)          |          |соседними |                           |

|                     |          |фонарями  |                           |

|                     |          |должно    |                           |

|                     |          |быть не   |                           |

|                     |          |более 4 м |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Контурный  |Передний |Белый     |    2     |Обязательно на АТС  шириной|

|огонь      |         |          |          |более 2,1 м.               |

|           |———+———-+———-|                           |

|           |Задний   |Красный   |    2     |Рекомендуется    для    АТС|

|           |         |          |          |шириной от 1,8 до  2,1 м  и|

|           |         |          |          |для  грузовых   автомобилей|

|           |         |          |          |без кузова                 |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фонарь освещения     |Белый     |    1     |Обязательно                |

|заднего              |          |          |                           |

|государственного     |          |          |                           |

|регистрационного     |          |          |                           |

|знака                |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Дневной ходовой огонь|Белый     |    2     |Рекомендуется для категорий|

|                     |          |          |М, N.                      |

|                     |          |          |                           |

|                     |          |          |Запрещено для категорий О. |

|———————+———-+———-+—————————|

|Опознавательный знак |Желтый    |    1     |Обязательно на автопоездах |

|автопоезда           |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Переднее             |Белый     |    2     |Обязательно         для АТС|

|светоотражающее      |          |          |категорий  О  и  на   АТС с|

|устройство           |          |          |убирающимися фарами.       |

|(нетреугольной формы)|          |          |                           |

|                     |          |          |                           |

|                     |          |          |Рекомендуется  для   других|

|                     |          |          |АТС                        |

|———————+———-+———-+—————————|

|Боковое    |Передний |Желтый    | Не менее |Обязательно на АТС длиной  |

|светоотра- |———+———-|  двух с  |более 6 м.                 |

|жающее     |Боковой  |Желтый или|  каждой  |Рекомендуется для других   |

|устройство |         |красный,  | стороны  |АТС                        |

|нетреуголь-|         |если      | для АТС  |                           |

|ной формы  |         |сгруппиро-|  длиной  |                           |

|           |         |ван      с|более 6 м.|                           |

|           |         |задним    |Допускает-|                           |

|           |         |габаритным| ся одно  |                           |

|           |         |фонарем,  | (спереди |                           |

|           |         |задним    |или сзади)|                           |

|           |         |контурным | для АТС  |                           |

|           |         |огнем,    |  длиной  |                           |

|           |         |задним    |менее 6 м |                           |

|           |         |противоту-|          |                           |

|           |         |манным    |          |                           |

|           |         |фонарем,  |          |                           |

|           |         |сигналом  |          |                           |

|           |         |торможения|          |                           |

|           |         |или       |          |                           |

|           |         |красным   |          |                           |

|           |         |боковым   |          |                           |

|           |         |габаритным|          |                           |

|           |         |фонарем   |          |                           |

|————+———+———-+———-+—————————|

|Заднее     |Нетреуго-|Красный   |    2     |Обязательно         для АТС|

|светоотра- |льной    |          |          |категорий    М     и     N.|

|жающее     |формы    |          |          |Обязательно         для АТС|

|устройство |         |          |          |категорий       О       при|

|           |         |          |          |группировании   с   другими|

|           |         |          |          |задними приборами  световой|

|           |         |          |          |сигнализации               |

|           |———+———-+———-+—————————|

|           |Треуголь-|Красный   |    2     |Обязательно  для  категорий|

|           |ной формы|          |          |О.                         |

|           |         |          |          |                           |

|           |         |          |          |Запрещено для категорий М и|

|           |         |          |          |N                          |

|———————+———-+———-+—————————|

|Фонарь               |Белый     |    2     |Рекомендуется              |

|боковой              |          |          |                           |

|———————+———-+———-+—————————|

|Контурная  |Боковая  |Белая  или| Один или |Запрещено для АТС категории|

|маркировка |         |желтая    |несколько |М_1.                       |

|           |———+———-|          |                           |

|           |Задняя   |Красная   |элементов |Рекомендуется  для   других|

|           |         |или желтая|          |категорий                  |

\————————————————————————/

 

4.3.2.1 Разрушения и трещины рассеивателей световых приборов (за исключением противотуманных фар) и установка дополнительных по отношению к конструкции светового прибора оптических элементов (в том числе бесцветных или окрашенных оптических деталей и пленок) не допускаются.

4.3.2.2 Использование источников света категории D (см. 3.46а) на АТС, не оснащенных автоматическими корректорами фар, не допускается. Автоматические корректоры фар на АТС, оснащенных фарами с источниками света категории D, должны быть работоспособны.

4.3.2.3 При эксплуатации АТС допускается установка фары-прожектора или прожектора-искателя, если она предусмотрена изготовителем АТС, одного дополнительного сигнала торможения над основными, двух противотуманных фар и не более двух противотуманных фонарей. Установка других фар, сигнальных фонарей и световозвращателей, не предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации АТС, не допускается.

На АТС, снятых с производства, допускается замена внешних световых приборов на используемые на АТС других марок и моделей.

4.3.3 Сигнализаторы включения световых приборов, находящиеся в кабине (салоне), должны быть работоспособны.

4.3.4 Угол наклона плоскости (см. рисунок 1), содержащей левую (от АТС) часть верхней светотеневой границы пучка ближнего света фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR, измеренный в вертикальной плоскости, параллельной продольной центральной плоскости АТС, должен быть в пределах ± 0,5% нормативного значения угла регулировки, указанного в эксплуатационной документации и (или) обозначенного на АТС. При отсутствии на АТС и в эксплуатационной документации данных о нормативном значении угла регулировки фары типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR должны быть отрегулированы в соответствии с указанными на рисунках 1,а или 1,б и в таблице 7 значениями угла наклона светового пучка альфа к горизонтальной плоскости. Нормативы угла регулировки заданы значениями угла альфа в зависимости от расстояния Н установки оптического центра фары над плоскостью рабочей площадки для расстояния L от оптического центра фары до экрана, или расстоянием R по экрану от проекции оптического центра фары до световой границы пучка света и расстояниями L и Н.

 

Рис. 1а. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима «ближний свет» с наклонным правым участком светотеневой границы

 

Рис. 1б. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для режима «ближний свет» с ломаным правым участком светотеневой границы

 

Рис. 1в. Схема расположения АТС на посту проверки света фар, форма светотеневой границы и размещение контрольных точек на экране для противотуманных фар

 

а) для режима «ближний свет» с наклонным правым участком светотеневой границы;

б) для режима «ближний свет» с ломаным правым участком светотеневой границы;

в) для противотуманных фар

 

Таблица 7 — Геометрические показатели расположения светотеневой границы пучка ближнего света фар на матовом экране в зависимости от высоты установки фар и расстояния до экрана

 

/————————————————————————\

|     Расстояние от     |   Номинальный угол    |    Расстояние R от    |

|оптического центра фары|наклона светового пучка| проекции оптического  |

| до плоскости рабочей  |  фары в вертикальной  |центра до светотеневой |

|    площадки Н, мм     |    плоскости альфа    |границы фары на экране,|

|                       |                       | удаленном на 10 м. мм |

|                       |————————|                       |

|                       | угл. мин  |     %     |                       |

|————————+————+————+————————|

|До 600                 |    34     |   1,00    |          100          |

|                       |           |           |                       |

|От 600 до 700          |    45     |   1,30    |          130          |

|                       |           |           |                       |

|» 700 » 800            |    52     |   1,50    |          150          |

|                       |           |           |                       |

|» 800 » 900            |    60     |   1,76    |          176          |

|                       |           |           |                       |

|» 900 » 1000           |    69     |   2,00    |          200          |

|                       |           |           |                       |

|» 1000 » 1200          |    75     |   2,20    |          220          |

|                       |           |           |                       |

|» 1200 » 1500          |    100    |   2,90    |          290          |

\————————————————————————/

 

Угловое отклонение в горизонтальном направлении точки пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы светового пучка фар типов С, НС, DC, CR, HCR, DCR от вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должно быть не более ± 0,5%.

На АТС, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке АТС должно устанавливаться в положение, соответствующее загрузке.

Точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.

4.3.5 Сила света каждой из фар в режиме «ближний свет», измеренная в направлении оптической оси фары и в направлении 52′ вниз от левой части светотеневой границы, должна соответствовать значениям, указанным в таблице 7а.

 

Таблица 7а

 

/————————————————————————\

|      Тип фары      |    Сила света в     |Сила света в направлении 52’|

|                    |     направлении     |вниз от левой части световой|

|                    |оптической оси фары, |   границы, кд, не менее    |

|                    |    кд, не более     |                            |

|———————+———————+—————————-|

|       C; CR        |         800         |           1600*            |

|———————+———————+—————————-|

|  НС; HCR; DC; DCR  |         950         |           2200*            |

|————————————————————————|

|* В  случае  несоответствия  параметров,  полученных  при  неработающем|

|двигателе, проводят измерение при работающем двигателе.                |

\————————————————————————/

 

Проверку параметров, указанных в таблице 7а, проводят после регулировки положения светового пучка ближнего света по 4.3.4. При несоответствии параметров фары указанным в таблице 8 нормативам проводят повторную регулировку в пределах ± 0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.4 и повторное измерение силы света.

4.3.6 Фары типов R, HR, DR должны быть отрегулированы так, чтобы центр светового пучка совпадал с точкой пересечения оптической оси фары с экраном (точка 7 на рисунках 1,а и 1,б).

4.3.7 Сила света всех фар типов R, HR, CR, HCR, DR, DCR, расположенных на одной стороне АТС, в режиме «дальний свет» должна быть не менее 10000 кд, а суммарная величина силы света всех головных фар указанных типов не должна быть более 225000 кд.

4.3.8 Силу света фар типов CR, HCR, DCR в режиме «дальний свет» измеряют в направлении оптической оси фары.

4.3.9 Силу света фар типов R, HR, DR измеряют в направлении оптической оси фары после проведения регулировки по 4.3.6.

4.3.10 Противотуманные фары (тип В) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, была расположена, как указано на рисунке 1,в и в таблице 8.

 

Таблица 8

 

/————————————————————————\

|     Расстояние от     |  Номинальный угол   |Расстояние R от проекции |

|оптического центра фары|  наклона светового  | оптического центра фары |

| до плоскости рабочей  |    пучка фары в     | до светотеневой границы |

|    площадки Н, мм     |    вертикальной     | на экране, удаленном на |

|                       |   плоскости альфа   |        10 м, мм         |

|                       |———————|                         |

|                       | угл. мин. |    %    |                         |

|————————+————+———+————————-|

|      250 … 750      |    69     |   2,0   |           200           |

|————————+————+———+————————-|

|     750 … 1000      |    140    |   4,0   |           400           |

\————————————————————————/

 

При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки, на которой установлено АТС.

4.3.11 Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть не более 625 кд в направлении 3° вверх от положения светотеневой границы.

При несоответствии силы света указанной выше величине проводят повторную регулировку не ниже минус 0,5% в вертикальном направлении от номинального значения угла по 4.3.10 и измерение силы света.

4.3.12 Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях независимо от включения фар дальнего и (или) ближнего света.

4.3.13 Исключен.

См. текст пункта 4.3.13

4.3.14 Исключен.

См. текст пункта 4.3.14

 

Таблица 9

Исключена

См. текст таблицы 9

4.3.15 Габаритные, контурные огни, а также опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме.

4.3.16 Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме.

4.3.17 Фара заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода и работать в постоянном режиме.

4.3.18 Указатели поворотов должны быть работоспособны. Частота следования проблесков должна находиться в пределах (90 ± 30) проблесков в минуту или (1,5 ± 0,5) Гц.

4.3.19 Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворота в проблесковом режиме с частотой по 4.3.18.

4.3.20 Фонарь освещения заднего государственного регистрационного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями и работать в постоянном режиме.

4.3.21 Задние противотуманные фонари должны включаться только при включенных фарах дальнего или ближнего света либо противотуманных фарах и работать в постоянном режиме.

4.3.22 Светоотражающий маркировочный материал, используемый для светоотражающей маркировки АТС, должен быть маркирован по ГОСТ Р 41.104. Повреждения и отслоения светоотражающей маркировки не допускаются.

 

2.2 Требования к рулевому управлению

Рулевое управление — совокупность механизмов, служащих для поворота управляемых колес, обеспечивающее движение автомобиля в заданном направлении.

В той мере, в какой это практически осуществимо, и при условии наличия договоренности между заводом-изготовителем транспортного средства и органом, предоставляющим официальное утверждение типа, механизм рулевого управления и схема его установки должны быть спроектированы таким образом, чтобы, не прибегая к демонтажу, функционирование механизма рулевого управления можно было проверить, при необходимости, с помощью общедоступных измерительных приборов, методов или испытательного оборудования.

Необходимо, чтобы транспортное средство могло описывать по касательной кривую радиусом 50 м и чтобы при этом не было необычной вибрации механизма рулевого управления на следующих скоростях:

•для транспортных средств категорий М2, М3, N1, N2 и N3 ‑ 40 км/ч или максимальной конструктивной скорости, если она не превышает вышеприведенных значений.

При движении транспортного средства, управляемые колеса которого повернуты приблизительно на половину угла поворота на скорости не менее 10 км/ч, радиус поворота должен оставаться неизменным или увеличиваться при отпущенном рулевом управлении.

Для предотвращения виляния управляемых колес необходимо, чтобы зазор в рулевом управлении был минимальным. Допустимый зазор не должен превышать 10…15° свободного поворота рулевого колеса. При увеличении угла поворота рулевого колеса от нейтрального положения к крайним положениям зазор в зацеплении рулевого механизма должен постепенно увеличиваться и в конце составить 25…35° свободного поворота рулевого колеса. Это необходимо для предотвращения заклинивания (заедания) рулевого механизма после регулировки зацепления при изнашивании, которое обычно происходит в зоне, соответствующей небольшим углам поворота рулевого колеса.

2.3 Требования к тормозным системам. Абс

Основным документом, в котором отражены технические требования к тормозным системам, являются Правила ЕЭК ООН № 13. К настоящему времени этот нормативный документ, принятый более 30 лет назад, претерпел шесть пересмотров, что свидетельствует о постоянно ведущейся работе по совершенствованию тормозных систем, а также по закреплению в нормативной документации новых эффективных технических решений. Данный документ основывается на результатах лабораторных и дорожных испытаний, которые лишь частично можно осуществить при периодической проверке технического состояния.

Кроме того, требования по показателям тормозных систем, проверяемых стендовым методом, в Республике Беларусь регламентированы СТБ 1641–2006.

Тормозная система – совокупность всех технических средств, обеспечивающих торможение транспортного средства и (при необходимости) его неподвижное состояние. Эта система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза

Тормозная система должна быть сконструирована, изготовлена и установлена таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой оно может при этом подвергаться, транспортное средство удовлетворяло предписаниям Правил ЕЭК ООН № 13. Кроме того, оно должно противостоять явлениям старения и коррозии, а фрикционные (тормозные) накладки не должны содержать асбеста.

Транспортные средства категорий М и N должны быть оборудованы системами рабочего, аварийного и стояночного торможения.

Тормозные системы должны обеспечивать выполнение нижеследующих функций.

Система рабочего торможения должна позволять контролировать движение транспортного средства и останавливать его надежным, быстрым и эффективным способом; при этом тормозное усилие должно быть регулируемым. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места, не отрывая рук от рулевого управления. Данным требованиям соответствуют рабочие тормозные системы, приводимые в действие от тормозной педали или инерционного типа.

Система рабочего торможения должна действовать на все колеса транспортного средства и надлежащим образом распределять свое воздействие между осями.

Система аварийного торможения должна обеспечивать остановку транспортного средства на достаточно коротком расстоянии в случае отказа рабочего тормоза. Тормозное усилие должно быть регулируемым. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места, контролируя при этом (хотя бы одной рукой) рулевое управление.

2.2 Требования к рулевому управлению

Рулевое управление — совокупность механизмов, служащих для поворота управляемых колес, обеспечивающее движение автомобиля в заданном направлении.

В той мере, в какой это практически осуществимо, и при условии наличия договоренности между заводом-изготовителем транспортного средства и органом, предоставляющим официальное утверждение типа, механизм рулевого управления и схема его установки должны быть спроектированы таким образом, чтобы, не прибегая к демонтажу, функционирование механизма рулевого управления можно было проверить, при необходимости, с помощью общедоступных измерительных приборов, методов или испытательного оборудования.

Необходимо, чтобы транспортное средство могло описывать по касательной кривую радиусом 50 м и чтобы при этом не было необычной вибрации механизма рулевого управления на следующих скоростях:

•для транспортных средств категорий М2, М3, N1, N2 и N3 ‑ 40 км/ч или максимальной конструктивной скорости, если она не превышает вышеприведенных значений.

При движении транспортного средства, управляемые колеса которого повернуты приблизительно на половину угла поворота на скорости не менее 10 км/ч, радиус поворота должен оставаться неизменным или увеличиваться при отпущенном рулевом управлении.

Таблица 2.2.1Требования к рулевому усилию

Категория транспортного средства

Исправный механизм

Неисправный механизм

Максимальное усилие

(даН)

Время

(с)

Радиус поворота

(м)

Максимальное усилие

(даН)

Время

(с)

Радиус поворота

(м)

М1

15

4

12

30

4

20

М2

15

4

12

30

4

20

М3

20

4

12**

45*

6

20

N1

20

4

12

30

4

20

N2

25

4

12

40

4

20

N3

20

4

12**

45*

6

20

Рулевое управление автомобиля МАЗ-5340А8-320 обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом. Рулевое управление установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

2.3 Требования к тормозным системам

Основным документом, в котором отражены технические требования к тормозным системам, являются Правила ЕЭК ООН № 13. К настоящему времени этот нормативный документ, принятый более 30 лет назад, претерпел шесть пересмотров, что свидетельствует о постоянно ведущейся работе по совершенствованию тормозных систем, а также по закреплению в нормативной документации новых эффективных технических решений. Данный документ основывается на результатах лабораторных и дорожных испытаний, которые лишь частично можно осуществить при периодической проверке технического состояния.

Кроме того, требования по показателям тормозных систем, проверяемых стендовым методом, в Республике Беларусь регламентированы СТБ 1641–2006.

Тормозная система – совокупность всех технических средств, обеспечивающих торможение транспортного средства и (при необходимости) его неподвижное состояние. Эта система состоит из органа управления, привода и собственно тормоза

Тормозная система должна быть сконструирована, изготовлена и установлена таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и несмотря на вибрацию, которой оно может при этом подвергаться, транспортное средство удовлетворяло предписаниям Правил ЕЭК ООН № 13. Кроме того, оно должно противостоять явлениям старения и коррозии, а фрикционные (тормозные) накладки не должны содержать асбеста.

Транспортные средства категорий М и N должны быть оборудованы системами рабочего, аварийного и стояночного торможения.

Тормозные системы должны обеспечивать выполнение нижеследующих функций.

Система рабочего торможения должна позволять контролировать движение транспортного средства и останавливать его надежным, быстрым и эффективным способом; при этом тормозное усилие должно быть регулируемым. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места, не отрывая рук от рулевого управления. Данным требованиям соответствуют рабочие тормозные системы, приводимые в действие от тормозной педали или инерционного типа.

Система рабочего торможения должна действовать на все колеса транспортного средства и надлежащим образом распределять свое воздействие между осями.

Система аварийного торможения должна обеспечивать остановку транспортного средства на достаточно коротком расстоянии в случае отказа рабочего тормоза. Тормозное усилие должно быть регулируемым. Водитель должен иметь возможность осуществлять такое торможение со своего места, контролируя при этом (хотя бы одной рукой) рулевое управление.

Система стояночного торможения должна обеспечивать неподвижность транспортного средства на подъеме и спуске даже при отсутствии водителя за счет поддержания рабочих частей в заторможенном положении с помощью чисто механического устройства. Водитель должен иметь возможность осуществить такое торможение со своего места для транспортных средств категорий М и N.

Автомобиль МАЗ-5340А8-320 укомплектован АБС.

2.2. требования к рулевому управлению постановление правительства РФ от 10-09-2009 720 (ред от 06-10-2011) об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (2020). Актуально в 2019 году

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10-09-2009 720 (ред от 06-10-2011) ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ… Актуально в 2018 году

2.2.1. Изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления транспортного средства (при его наличии на транспортном средстве) не допускается.

2.2.2. Самопроизвольный поворот рулевого колеса с усилителем рулевого управления от нейтрального положения при работающем двигателе не допускается.

2.2.3. Суммарный люфт в рулевом управлении не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, или при отсутствии данных, установленных изготовителем, следующих предельных значений:

2.2.3.1. Транспортные средства категории М1 и созданные на базе их агрегатов транспортные средства категорий М2, N1 и N2 — 10°;

2.2.3.2. Транспортные средства категорий М2 и М3 — 20°;

2.2.3.3. Транспортные средства категории N — 25°.

2.2.4. Повреждения и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы), не предусмотренное изготовителем транспортного средства (в эксплуатационной документации), не допускаются. Резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем транспортного средства. Люфт в соединениях рычагов поворотных цапф и шарнирах рулевых тяг не допускается. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса должно быть работоспособно.

2.2.5. Применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, с трещинами и другими дефектами не допускается.

2.2.6. Уровень рабочей жидкости в резервуаре усилителя рулевого управления должен соответствовать требованиям, установленным изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя не допускается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *