Тсу что такое – что это такое в автомобиле, для чего нужен и виды, а также нужно ли регистрировать, сертификат и какой штраф

Конструкции тягово-сцепных устройств – Основные средства

В. Васильев, фото из архива автора

В автопоездах для шарнирного соединения тягача и прицепа и возможности их быстрой сцепки-расцепки, а также передачи вертикальной и продольной нагрузок используются тягово-сцепные устройства различной конструкции.

Выпуском тягово-сцепных устройств (ТСУ) занимается значительное число компаний-изготовителей, среди которых самые известные Jost, Rockinger (c 2001 г. входит в состав Jost. – Прим. ред.), Ringfeder (с 1997 г. входит в состав VBG – Прим. ред.), Helmut Buer GmbH & Co. KG (Германия), Georg Fisher (Швейцария), Coder Ture (Франция), V. Orlandi (Италия), VBG (Швеция), York (Великобритания), Fontaine Truck Equipment, SAF-Holland, Utility Trailer (США) и др. В этот список надо добавить и российских производителей.

Тягово-сцепные устройства рассчитаны на передачу больших продольных и незначительных вертикальных сил, которые не должны превышать 10…15 кН. Это является их главной функциональной особенностью. Такие механизмы должны быть высоконадежными, обеспечивать соответствующие углы складывания автопоезда, возможность быстрой и безопасной сцепки-расцепки, амортизацию динамических нагрузок во время движения автопоезда. Принципиально ТСУ состоят из разъемно-сцепного и амортизационно-поглощающего механизмов, а также элементов крепления. Понятно, что конструктивное исполнение тягово-сцепных устройств существенно влияет на такие важнейшие эксплуатационные качества автопоезда, как управляемость, курсовая устойчивость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность и безопасность.

По типу разъемно-сцепного механизма ТСУ подразделяют на три основных типа: крюковые (пара крюк–петля), вилочные или шкворневые (пара шкворень–петля) и шаровые (пара шар–полусфера). Другие разновидности значительного распространения в коммерческом автотранспорте не нашли, а потому не рассматриваются.

Шаровое ТСУ с замком и фланцем крепления

ТСУ шарового типа

Тягово-сцепные устройства типа шар–полусфера (шар–петля) нередко, хотя и несколько ошибочно называют фаркопами. Они служат для буксировки транспортным средством караванов и легких прицепов полной массой до 3,5 т. Конструктивно такие механизмы выполнены в виде одноосных прицепов или прицепов со сдвоенной или трехосной центрально расположенной тележкой. Обычно в роли тягачей выступают легковые автомобили, пикапы, микроавтобусы и малотоннажные грузовики. Все требования к ТСУ этого типа изложены в стандарте ISO 1103 и соответствующих отечественных ГОСТ 28248–89, ГОСТ 30600–97 и ОСТ 37.001.096–84.

На автомобиле-тягаче устанавливается сцепной шар (ГОСТ 28248 предусматривает единственный диаметр шара – 50 мм), а на дышле буксируемого прицепа монтируется ответная сцепная головка (сфера). Важным моментом для всей конструкции ТСУ является крепление его к таким элементам кузова или рамы тягача, которые выдержат необходимое число циклов нагружений периодическими нагрузками и предельные статические нагрузки. Следовательно, достаточная несущая способность ТСУ определяется правильным выбором его конструктивных размеров, т. е. соответствием прочности устройства нагрузкам, воздействующим на него в процессе эксплуатации. ТСУ шарового типа согласно требованиям стандартов должны испытываться на усталостную прочность конструкции. Помимо механического соединения тягово-сцепное устройство обеспечивает электрическое соединение электрооборудования тягового автомобиля с оборудованием буксируемого прицепа.

Буксируемые прицепы делятся на легкие и тяжелые – разрешенной максимальной массой соответственно не более 750 и свыше 750 кг. По типу шара и креплению ТСУ шарового типа различаются по исполнениям – А, В, С, F, G, H и N. Малотоннажные «Соболи», «ГАЗели» и «Бычки» в большинстве случаев комплектуют ТСУ типа F грузоподъемностью до 2 т, оснащенным кованым шаром с двумя крепежными отверстиями.

Устройство шаровой конструкции с замком

ТСУ крюкового типа

В нашей стране устройства типа «крюк–петля» ввиду далеко не оптимальных дорожных условий применяют наиболее широко. Такие ТСУ отличаются простотой конструкции, легкостью в изготовлении, относительно малой массой и большими углами гибкости. Последнее обстоятельство делает их незаменимыми при движении автопоездов в тяжелых дорожных условиях и на местности с разнообразным рельефом. Описанная конструкция подразумевает наличие больших зазоров (до 10 мм) в соединении крюк–петля для облегчения сцепки-расцепки. Эти зазоры приводят к повышению динамических нагрузок и интенсивному изнашиванию деталей устройства (сопряженной пары), а также являются причиной выхода сцепки (крюка и петли дышла) из строя. Конструкция крюковых устройств предусматривает, как правило, ручную сцепку-расцепку звеньев автопоезда.

Типоразмер крюковых ТСУ выбирается в зависимости от полной массы прицепа. Основные параметры регламентируются международными стандартами ISО 1102, ISО 3584 и ISО 8755 либо национальными нормативными документами. Устройства «крюк–петля» выпускают под внутренний диаметр петли 76, 85 и 95 мм. Диаметр прутка петли первого типоразмера составляет 42 мм, двух остальных – по 50 мм. Сцепка тягачей и прицепов, оборудованных тягово-сцепными устройствами различной размерности, обеспечивается заменой соответствующих элементов этих механизмов или установкой переходных устройств. Масса ТСУ крюкового типа обычно не превышает 30 кг.

Устройство шаровой конструкции с замком

На практике устройство «крюк–петля» позволяет осуществлять поворот сцепной петли вокруг горизонтальной продольной оси крюка на 360°, поворот в вертикальной плоскости на ±45°, поворот в горизонтальной плоскости на ±90°. Существуют ручные и полуавтоматические конструкции крюковых сцепок. Последние получили меньшее распространение из-за большой сложности и увеличенной массы.

Стандартное устройство крюкового типа

В России действует ГОСТ 2349–75. В зависимости от типоразмера ТСУ регламентируются высота установки над опорной поверхностью и присоединительные размеры. Для крюковых сцепок типоразмеров от 0 до 3 геометрические параметры сопрягаемых поверхностей зева крюка и петли одинаковые (диаметр прутка петли 42 мм). Типоразмер 4 предусматривает применение петли из прутка диаметром 45 мм. Согласно отечественному стандарту крюковые устройства должны обеспечивать углы гибкости относительно поперечной оси, проходящей через зев крюка, не менее ±40°, относительно вертикальной оси ±55° (для автомобилей общетранспортного назначения высокой проходимости не менее ±62°) и продольной оси ±15°. Крюк должен свободно вращаться вокруг своей продольной оси, а по заказу потребителя он может снабжаться стопорными устройствами, позволяющими фиксировать его при отцепленном прицепе. Конструкция замка должна исключать возможность саморасцепки автопоезда при движении, а также иметь не менее двух предохранительных механизмов, действующих независимо один от другого, причем хотя бы один из них не должен быть под действием сил, появляющихся во время движения транспортного средства.

Для первых четырех категорий типоразмеров принят один размер зева, равный 48 мм, размер губки – 74 мм, что позволяет при комплектации автопоездов использовать широкую номенклатуру тягачей и прицепного состава. В пятой группе размер зева составляет 52 мм, тогда как геометрия губки остается такой же.

Устройство крюкового ТСУ для тракторов с пружинным демпфером [b]Конструкция ТСУ «крюк–петля»:[/b] 1 – гайка; 2 – упругий элемент; 3 – предохранительный замок; 4 – шплинт; 5 – накидная защелка; 6 – крюк; 7 – шайбы; 8 – стержень крюка; 9 – поперечина рамы; 10 – корпус; 11 – втулка

Стандартное соединение крюкового типа, снабженное двусторонней амортизацией, состоит из тягового крюка, установленного на тягаче, и жесткого дышла со сцепной петлей, связанного с прицепом. Тяговый крюк обычно монтируют на задней поперечине рамы, однако на некоторых автомобилях он может не менее эффективно выполнять свою функцию, будучи расположен на переднем бампере (поперечине) рамы или на задней поперечине прицепа (полуприцепа) для буксировки второго прицепа. Система «крюк–петля» состоит из собственно крюка, накидной защелки, предохранительного замка с запорным шплинтом. Наличие предохранительного замка и шплинта предотвращают самопроизвольную расцепку автопоезда во время движения. На переднем конце стержня крюка, установленного во втулке, навинчена гайка, которая со втулкой обеспечивает правильное продольное перемещение крюка. Внутри корпуса вставлен резиновый упругий элемент в форме гиперболоида, обжимаемый шайбами. При сжатии он изменяет форму таким образом, что заполняет пространство в корпусе. В других конструкциях тяговых крюков в качестве упругих элементов используются кольцевые, винтовые цилиндрические или конические пружины.

Внедорожный самосвал с крюковым устройством

В процессе эксплуатации гайку нельзя использовать для регулировки осевого перемещения крюка, так как ее навертывание-свертывание приводит к увеличению осевого перемещения крюка. При появлении усадки резинового буфера устанавливают дополнительные кольцевые прокладки между фланцами и резиновым буфером. Применение сцепной петли прицепов с меньшим сечением увеличивает износ и сокращает срок службы ТСУ, а также задней поперечины рамы автомобиля.

Несмотря на присущие сцепным устройствам типа «крюк–петля» недостаткам, все ведущие изготовители такого рода продукции продолжают их совершенствовать и выпускать. Крюковые устройства отличаются большим разнообразием исполнений как самого крюка, так и замка. Для осуществления беззазорной сцепки ряд фирм разработали специальные конструкции ТСУ типа «крюк–петля», в которых зазор может выбираться автоматически с помощью конических роликов (фирма Coder Ture) либо с помощью пружин или пневматических устройств по принципу «беззазорный крюк» или «беззазорная петля» (фирма Utility Trailer). Аналогичные системы для крюковых ТСУ выпускают компании V. Orlandi и SAF-Holland. Они оснащены пневмоприводом, автоматически выбирающим зазор в замке устройства. В качестве силового элемента используется пневматическая камера с подвижным штоком, смонтированная с тыльной стороны задней поперечины рамы. Тем не менее беззазорные сцепки не нашли широкого применения по причине значительного усложнения конструкции и обслуживания, а также увеличения собственной массы (до 60 кг).

Установка тягового устройства «крюк–петля» на раме грузовика

Ши Тсу — это… Что такое Ши Тсу?

Ши Тсу
Shih Tzu
Shih Tzu
Другие названия Shi tsu
Где популярна Великобритания
Происхождение Тибет
Характеристики
Высота в холке, см 23 — 27
Вес, кг 4,5 — 8
Классификация
МКФ Группа IX, Секция 5,
Номер стандарта 208
AKC Toy
ANKC Grupa 7 (Non-Sporting)
CKC Grupa 6 — Non-Sporting
KC(UK) Utility
NZKC Non-sporting
Ссылки
• AKC • ANKC •
KC(UK) • NZKC •
Shih Tzu Дополнительные иллюстрации доступны на Викискладе

Ши Тсу (собака-лев, собачка хризантема) — порода собак. В русском языке допустимы также названия Ши Тцу, Ши-Тсу, Ши-Тцу. Корни Ши Тсу происходят из Китая. До 20-ых годов XX века собачки породы Ши Тсу были запретными собачками двора китайского императора. С китайского языка «Shih Tzu» (獅子) переводится как лев.

История породы Ши Тсу

Ши Тсу считается традиционно китайской собакой. Одной из родин Ши Тсу считается Тибет. В 1653 году тибетский далай-лама подарил китайскому императору несколько собак Ши Тсу, которые превратились в запретную породу, принадлежащей исключительно императорской семье. В качестве подарка император иногда дарил самым высокопоставленным чиновникам Ши Тсу. По некоторым документам считается, что в Тибет Ши Тсу пришли из Византии в начале VII века, то есть порода имеет европейские корни. В точности родина Ши Тсу не выяснена.

В Европу Ши Тсу вернулся благодаря норвежскому послу в Китае в конце 1930-х годов, которому девочка Ши Тсу по кличке Лейдза досталась в подарок. Для того, чтобы добиться потомства он использовал свои связи и приобрел еще пару кобелей Ши Тсу. Возвратясь на родину он занялся развитием неизвестной никому в Европе породы.

Хотя точных письменных доказательств нет, считается, что бесчисленные огромные сторожевые каменные статуи собак-львов в Китае представляют собой ничто иное, как собак Ши Тсу.

Существует также легенда, что Будду сопровождала в пути маленькая собачка (т.н. «ха-па»), готовая в любой момент превратится в огромного льва на защиту хозяина или для того чтобы Будда ездил на ней. Считается, что собачкой был именно Ши Тсу.

Первый клуб Ши Тсу был создан в Великобритании в 1933 году, а первый современный стандарт разработан в 1948 году.

Происхождение Ши Тсу

По разным гипотезам и генетическим исследованиям предполагается, что Ши Тсу был получен в результате скрещивания пород Лхаса Апсо и Пекинеса. Существуют также другие гипотезы, но ни одна не признана точной.

Shih Tzu

Щенок Ши Тсу

Ши Тсу переводится с китайского как лев, потому их принято называть собака-лев. Хризантемными собачками их еще называют потому, что их пушистая голова напоминает цветок хризантемы.

Характер Ши Тсу

Взрослый Ши Тсу

Собаки из породы Ши Тсу, несмотря на свой крайне красивый, игрушечный и декоративный вид не являются декоративными собаками. Ши Тсу — собака-компаньон с необычным характером. У Ши Тсу дома чаще не бывает ярко выраженного хозяина, они разделяют любовь между всеми членами дома. Ши Тсу не любят одиночество и неотступно следуют за своими хозяевами куда бы они не пошли. Даже уснув, при любом передвижении хозяина, Ши Тсу не ленятся проснуться, встать и как солдат следовать за своим хозяином. Благодаря своей привязанности к людям Ши Тсу являются идеальным спутником для пожилых и одиноких людей.

Ши Тсу сильно привязаны к людям, в жизни они обращают больше внимания и проявляют больший интерес к людям, чем к собакам.

Ши Тсу являются крепкими собаками, имеют крепкое телосложение и могут передвигать большой вес сообразно их телосложению, особенно если сравнить их силовые показатели с собаками аналогичных размеров. Несмотря на свою крепость, охранными собаками они не являются из-за небольших размеров и ласкового, и любвеобильного характера.

Щенята и молодые Ши Тсу не являются хорошим спутником для самых маленьких детей из-за того, они воспринимают их как себеподобных и стремятся неистово играть с ними. Ши Тсу могут быть домашними собаками и не гулять на улице, особенно имея ввиду, что в зрелом возрасте их длинная шерсть может доставлять им и их владельцам немалые хлопоты и проблемы. Ши Тсу поддаются обучению и могут совершать свои дела на газетке или в лотке. Хотя часто Ши Тсу считают молчаливыми собаками они громко лают, причем иногда с раннего возраста. Когда хозяин оставляет их дома в одиночестве, уход хозяина обычно сопровождается несколькоминутным скулением и плачем, но не лаем. Ши Тсу очень игривые и способны долго без устали бегать и играть с хозяином, хотя встречаются и более спокойные особи.

Внешний вид

Ши Тсу небольшая лохматая собака с длинной шерстью. Наряду с мальтийской болонкой и афганской борзой, Ши Тсу обладает самой длинной шерстью относительно телосложения.

Обычно Ши Тсу разноцветные, преобладают сочетания белого, коричневого и черного цвета, иногда рыжего. Крайне редко бывают почти полностью черные особи. Иногда можно встретить белые Ши Тсу с примесью ванильного цвета (самые яркие Ши Тсу), неопытный человек может спутать их с мальтийскими болонками. Полностью белых Ши Тсу не бывает.

Стандарт породы

Рост

Высота в холке 23 — 28 см. Для сук предпочтительнее на нижнем пределе, для кобелей — на верхнем.

Вес

От 4.5 до 8.2 кг.

Формат

Удлиненный. Индекс формата от 120 до 130.

Шерстный покров

Состоит из мягкого, тонкого, густого подшерстка и густой, длинной, прямой, жестковатой покровной шерсти. Челку завязывают ленточкой во избежание заболевания глаз.

Половой тип

Ярко Выражен. Кобели более крепкого сложения, с более длинной украшающей шерстью. Суки несколько легче по сложению.

Источники

Wikimedia Foundation. 2010.

Тсу — это… Что такое Ка-Тсу?

Ка-Тсу
Классификация бронетранспортёр
Боевая масса, т 16
Экипаж, чел. 5
Десант, чел. 40 или до 4 тонн груза
История
Годы производства 1943—1945
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. 49
Основные операторы Япония
Размеры
Длина корпуса, мм 11 000
Ширина корпуса, мм 3300
Высота, мм 3450
Бронирование
Тип брони стальная катаная гомогенная
Лоб рубки, мм/град. 10
Борт рубки, мм/град. 10
Вооружение
Пулемёты 2 × 13-мм
Другое вооружение 2 × 610-мм торпеды
Подвижность
Тип двигателя V-образный
12-цилиндровый двухтактный дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 120
Скорость по шоссе, км/ч 20
Скорость по пересечённой местности, км/ч 8 на плаву
Запас хода по шоссе, км 300
Удельная мощность, л. с./т 15
Тип подвески тип Хара
Преодолеваемый брод, м плавает

Специальная машина лодочного запуска Тип 4 (яп. 特四式内火艇), «Ка-Тсу», Ка-цу (яп. カツ?) — японский полубронированный плавающий бронетранспортёр периода Второй мировой войны. По сути, представлял собой амфибийную десантную баржу, подобную ранним моделям американских LVT, бронирована была только рубка «Ка-Тсу». Был создан для перевозки подводными лодками и предназначался для проведения десантных операций или же скрытной атаки надводных кораблей при помощи торпед, которые могли подвешиваться по бортам машины. В 1943—1945 годах было выпущено 49 бронетранспортёров этого типа, однако в бою они не применялись.

Литература

  • С. Федосеев. Бронетехника Японии 1939—1945 гг. — М.: Техника — молодёжи / Восточный горизонт, 2003. — 88 с. — (Историческая серия № 2). — 1000 экз.

Ссылки

  • Акира Такидзава Ka-Tsu  (англ.). Архивировано из первоисточника 22 марта 2012. Проверено 8 декабря 2008.

Тягово-сцепное устройство (ТСУ) — это… Что такое Тягово-сцепное устройство (ТСУ)?


Тягово-сцепное устройство (ТСУ)

«…тягово-сцепное устройство (ТСУ) — устройство, соединительные элементы которого, установленные на тракторе и прицепе, обеспечивают механическое соединение между ними;…»

Источник:

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним» (вместе с «ТР ТС 031/2012. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним»)

Официальная терминология. Академик.ру. 2012.

  • Тяговая сеть контактной сети
  • Тяговый железнодорожный подвижной состав

Смотреть что такое «Тягово-сцепное устройство (ТСУ)» в других словарях:

  • ТСУ — технические средства управления техн. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ТСУ территориальная служба уполномоченных ТСУ тактико специальное учение Источник:… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ТСУ — – тягово сцепное устройство. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Беларус-921 — МТЗ 921 …   Википедия

  • фаркоп — – тягово сцепное устройство (ТСУ). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • SLT 50-3 Elefant — SLT Elefant в германской армии FAUN SLT (SCHWERLASTTRANSPORTER) 50 3 Elefant  тяжелый танковый транспортёр. Используется в настоящее время в немецкой армии. Первые тягачи были поставлена в апреле 1976. 324 SLT 50 были построены до 1979 года …   Википедия

ТСУ — это… Что такое ТСУ?

  • тсу́га — тсуга, и …   Русское словесное ударение

  • ТСУ — технические средства управления техн. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. ТСУ территориальная служба уполномоченных ТСУ тактико специальное учение Источник:… …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • ТСУ — – тягово сцепное устройство. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • ТСУ — технические средства управления (мн.ч.) технические средства управления торцевое сальниковое уплотнение …   Словарь сокращений русского языка

  • Ши Тсу — Shih Tzu Другие названия Shi tsu Где популярна Великобритания Происхождение Тибет Х …   Википедия

  • Рафаэль Тсу — (англ. Raphael Tsu)  американский ученый китайского происхождения. Специалист в области искусственных атомоподобных систем, созданных технологическими методами интегральной электроники в полупроводниках. Фамилию Тсу (Tsu) принял после… …   Википедия

  • Ка-Тсу — Классификация бронетранспортёр Боевая масса, т 16 Экипаж, чел. 5 Десант, чел. 40 или до 4 тонн груза История Годы производства …   Википедия

  • ЛИ-ТСУ — (кит., собственно значит небесный). Прозвание, которое дается, кроме богдыхана, еще воспитанным в Тсинг лонге. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИ ТСУ кит. собственно значит: небесный; прозвание,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • джи́у-джи́тсу — джиу джитсу, нескл., с …   Русское словесное ударение

  • Тягово-сцепное устройство (ТСУ) — устройство, соединительные элементы которого, установленные на тракторе и прицепе, обеспечивают механическое соединение между ними;… Источник: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 60 О принятии технического… …   Официальная терминология

  • джи́у-джи́тсу — нескл., ср. Японская система приемов самозащиты и нападения без оружия …   Малый академический словарь

  • Рафаэль Тсу — это… Что такое Рафаэль Тсу?

    Рафаэ́ль Тсу (англ. Raphael Tsu) — американский ученый китайского происхождения. Специалист в области искусственных атомоподобных систем, созданных технологическими методами интегральной электроники в полупроводниках. Фамилию Тсу (Tsu) принял после переезда на запад из Китая, где имел фамилию Чжу (Zhu).

    Тсу родился в Шанхае в семье правоверных католиков (его дядя был епископом). Когда он покинул Шанхай, то его дядя нагадал ему старую китайскую поговорку, что для достижения успеха в жизни необходимо иметь правильные орудия. Сначала Тсу переехал на учёбу в Англию, а потом в США, где он и получил степень доктора философии в университете штата Охио. Там он сделал значительный вклад в развитие квантовой механики второй половины 20-го века, в области «искусственных квантовых систем в твёрдом теле» (man-made quantum solids).

    После нескольких лет работы в известной корпорации — Лаборатории Белла (англ. Bell Laboratories), где он изобрел ультразвуковый усилитель, он уже будучи профессором, перебрался в АйБиЭм (IBM). Здесь он стал ассистентом Лео Есаки, изобретателя туннельного диода и нобелевского лауреата (1973). Здесь и началась его плодотворная кооперация с Есаки в области искусственных квантовых систем в твёрдом теле, таких как: сверхрешётки и квантовые ямы.

    Своими многочисленными теоретическими разработками профессор Тсу доказал, что квантовые состояния существуют и могут быть определены в многослойных полупроводниках, таких как сверхрешётки. В сравнении с периодом природной решётки в кристалле, период искусственной сверхрешётки может быть намного большим, и отсюда вытекает малая величина волнового вектора и кристаллического момента (энергий также). Он также впервые обратил внимание и предсказал существование «отрицательного дифференциального сопротивления» (NDC) в подобных искусственных материалах.

    Тсу впервые ввёл квантовый волновой импеданс (КВИ) из уравнения Шредингера через волновые функции. Более того, этот импеданс подобен т. н. Максвелловскому импедансу вакуума, равному 376,7 Ом, а также импедансу квантового эффекта Холла (КЭХ) ~Nh/e2, где h — постоянная Планка, e — заряд электрона, а N — целое или дробное число.

    Введение КВИ через волновые функции тривиально означает пересмотр т. н. Копенгагенской конвенции квантовой механики.

    Публикации

    • R. Tsu and L. Esaki (1973). «Tunneling in a finite superlattice». Applied Physics Letters 22: 562. DOI:10.1063/1.1654509.
    • Timir Datta, Raphael Tsu «Quantum Wave Resistance of Schrodinger functions», QWI_LANL2.19.Nov.2003

    Ссылки

    Рафаэль Тсу — это… Что такое Рафаэль Тсу?

    Рафаэ́ль Тсу (англ. Raphael Tsu) — американский ученый китайского происхождения. Специалист в области искусственных атомоподобных систем, созданных технологическими методами интегральной электроники в полупроводниках. Фамилию Тсу (Tsu) принял после переезда на запад из Китая, где имел фамилию Чжу (Zhu).

    Тсу родился в Шанхае в семье правоверных католиков (его дядя был епископом). Когда он покинул Шанхай, то его дядя нагадал ему старую китайскую поговорку, что для достижения успеха в жизни необходимо иметь правильные орудия. Сначала Тсу переехал на учёбу в Англию, а потом в США, где он и получил степень доктора философии в университете штата Охио. Там он сделал значительный вклад в развитие квантовой механики второй половины 20-го века, в области «искусственных квантовых систем в твёрдом теле» (man-made quantum solids).

    После нескольких лет работы в известной корпорации — Лаборатории Белла (англ. Bell Laboratories), где он изобрел ультразвуковый усилитель, он уже будучи профессором, перебрался в АйБиЭм (IBM). Здесь он стал ассистентом Лео Есаки, изобретателя туннельного диода и нобелевского лауреата (1973). Здесь и началась его плодотворная кооперация с Есаки в области искусственных квантовых систем в твёрдом теле, таких как: сверхрешётки и квантовые ямы.

    Своими многочисленными теоретическими разработками профессор Тсу доказал, что квантовые состояния существуют и могут быть определены в многослойных полупроводниках, таких как сверхрешётки. В сравнении с периодом природной решётки в кристалле, период искусственной сверхрешётки может быть намного большим, и отсюда вытекает малая величина волнового вектора и кристаллического момента (энергий также). Он также впервые обратил внимание и предсказал существование «отрицательного дифференциального сопротивления» (NDC) в подобных искусственных материалах.

    Тсу впервые ввёл квантовый волновой импеданс (КВИ) из уравнения Шредингера через волновые функции. Более того, этот импеданс подобен т. н. Максвелловскому импедансу вакуума, равному 376,7 Ом, а также импедансу квантового эффекта Холла (КЭХ) ~Nh/e2, где h — постоянная Планка, e — заряд электрона, а N — целое или дробное число.

    Введение КВИ через волновые функции тривиально означает пересмотр т. н. Копенгагенской конвенции квантовой механики.

    Публикации

    • R. Tsu and L. Esaki (1973). «Tunneling in a finite superlattice». Applied Physics Letters 22: 562. DOI:10.1063/1.1654509.
    • Timir Datta, Raphael Tsu «Quantum Wave Resistance of Schrodinger functions», QWI_LANL2.19.Nov.2003

    Ссылки

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о