Ведущий вал – Вал ведущий под 500мм гусеницу в сборе со звездами для мотобуксировщика

Вал

Вал – один из основных компонентов редуктора, который используется для понижения частоты вращения приводной машины в целях обеспечения заданной скорости движения лифта. Редуктор позволяет формировать необходимую скорость вращения исполнительного устройства привода лифта. Приводными машинами в лифтах являются асинхронные скоростные электродвигатели, а редуктор преобразует высокую частоту их вращения в равномерное движение канатоведущего шкива.

Ведущий и ведомый вал

Редуктор представляет собой закрытую конструкцию в виде зубчатой передачи на базе двух валов: быстроходного (ведомого) и тихоходного (ведущего). На ведущий вал крепится тормозная полумуфта, а ведомый вал обеспечивает крепление канатоведущего шкива. Для привода в движение лифтов применяются червячные редукторы, так как одноступенчатые устройства могут формировать большие передаточные числа.

Червячный вал

Рабочим элементом конструкции червячного редуктора является вал. По форме он может быть цилиндрическим или глобоидным. Они различаются друг от друга тем, что при изготовлении глобоидных «червяков» применяется принцип локализации пятен контакта с червячным колесом. Проще говоря, расстояние между сопредельными витками по длине детали может быть различным. Этим достигается уравновешенное распределение усилий на зубья червячного колеса. В отечественных лифтах в основном применяются глобоидные редукторы РГП и РГЛ.

Глобоидные редукторы для лифта

Пассажирский глобоидный редуктор (РГП) конструктивно выполнен из корпуса, двух подшипников, входного червячного вала и выходного вала-ступицы с червячным колесом, которое закреплено болтами. Вал-ступица вмонтирован в роликовые конические подшипники и фиксируется в корпусе крышкой. Редуктор лифтовой глобоидный (РГЛ) отличается от устройств серии РГП тем, что на его корпусе предусмотрен специальный фланец для соединения с электродвигателем. Также в РГЛ имеется специальный винт регулировки точности плоскости червячного колеса по отношению к оси червячного вала со стороны двигателя.

< Вернуться назад

Ведущий вал редуктора

Учитывая отсутствие на валу консольных нагрузок, принимаем [к]=20 МПа.

мм. Приняли dв1=35 мм.

Тогда dп1=40 мм – диаметр вала под подшипниками.

Шестерню выполним за одно целое с валом.

Ведомый вал редуктора

Учитывая отсутствие на валу консольных нагрузок, принимаем [к]=20 МПа.

мм.

Приняли dв2=55 мм – диаметр вала под посадку полумуфты.

dп2=60 мм – диаметр вала под подшипниками.

dк2=65 мм – диаметр вала под колесом.

Для соединения концов валов редуктора и приводимого механизма примем муфту МУВП по ГОСТ 21424 75 с расточкой под dв2=55 мм и крутящим моментом Тmax =710 Нм.

5. Эскизная компоновка и прорисовка редуктора

Вычерчиваем зубчатые колеса соответственно рассчитанным ранее размерам и межосевому расстоянию.

aw=250 мм; m=4.0 мм;

мм; мм;da1=108 мм; da2=408 мм;

ширина колеса b2=50 мм; ширина шестерни b1=53 мм;

Зазор между торцом шестерни и внутренней стенкой корпуса принимаем равным 13 мм.

Зазор между окружностью вершин зубьев колеса и внутренней стенкой корпуса принимаем равным 15 мм.

Толщина стенок корпуса и крышки =1=8 мм.

Прорисовываем валы согласно рассчитанным диаметрам:

 для ведущего вала:

dв1=35 мм – диаметр вала под посадку шкива ременной передачи;

dп1=40 мм – диаметр вала под подшипниками.

 для ведомого вала:

dв2=55 мм – диаметр вала под посадку полумуфты;

dп2=60 мм – диаметр вала под подшипниками;

dк2=65 мм – диаметр вала под колесом.

Прорисовыаем подшипники, принятые для валов:

 для ведущего вала:

однорядные шариковые подшипники легкой серии 208 ГОСТ 833875 [1, c.393]: d=40 мм; D=80 мм; В=18 мм; С=32.0 кН и С0=17.8 кН.

 для ведомого вала:

радиальные шариковые подшипники легкой серии 212 ГОСТ 833875 [1, c.395]: d=60 мм; D=110 мм; В=22 мм; С=52.0 кН и С0=31.0 кН.Н.

Ширину корпуса редуктора принимаем как 2.0  В  2.0 22=44 мм  глубина подшипниковых гнезд. Приняли В=41 мм

Измерением определяем расстояния от осей подшипников до оси редуктора, необходимые для расчетов реакций опор подшипников.

L1=72 мм; L

2=92 мм; L3=74 мм.

6. Конструктивные размеры шестерни и колеса редуктора

Шестерню выполняем за одно целое с валом; ее размеры определены выше: d1=100.00 мм; da1=108.00 мм; b1=53 мм.

Колесо кованое d2=400.00 мм; da2=408.00 мм; b2=50 мм.

Диаметр ступицы dст=1.6dк2=1.665=104 мм; длина ступицы lст=(1.21.5)dк2=(1.21.5)65=7897.5 мм, принимаем lст=90 мм.

Толщина обода о=(2.54)m=(2.54)4.0=10.016.0 мм, принимаемо=14.0 мм.

Толщина диска C=0.3b2=0.350=15 мм, принимаем С=15 мм.

7. Конструктивные размеры корпуса редуктора

Толщина стенок корпуса и крышки:

=0.025aw+1=0.025250+1=6.25 мм, принимаем =8 мм.

1=0.02aw+1=0.02250+1=6 мм, принимаем 1=8 мм (по технологии литья).

Толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки:

верхнего пояса корпуса и пояса крышки

b=1.5=1.58=12 мм; b1=1.51=1.58=12 мм;

нижнего пояса корпуса

p=2.35=2.358=18.8 мм; принимаем p=20 мм.

Диаметр болтов:

фундаментных d1=(0.030.036)aw+12=(0.030.036)250+12=19.521 мм;

принимаем фундаментные болты с резьбой М20;

крепящих крышку к корпусу у подшипников

d2=(0.70.075)d1=(0.70.75)20=1415 мм;

принимаем болты с резьбой М12;

соединяющих крышку с корпусом d3=(0.50.6)d1=(0.50.6)20=1012 принимаем болты с резьбой М10.

8. Проверочный расчет подшипников

Ведущий вал


 

                                                               ВЕДУЩИЙ ВАЛ  

 

   Ведущий подвижный конус (шкив) с помощью подшипников (шести шариков) опирается на ведущий вал вариатора и соединяется с ним с помощью планетарного механизма. Планетарный механизм используется для организации передачи заднего хода.

   Ведущий вал состоит из подвижного и неподвижного конуса. Ход подвижного конуса составляет 22 мм.

Необходимое нажимное усилие для создания силы трения между металлическим ремнем и конусами шкива

формируется нажимными тарелками в управляющих полостях подвижного конуса.

 

   До разборки ведущего вала с планетарным механизмом проверим сжатым воздухом масляный канал и поршень переднего хода с уплотнителем (нижний снимок)

   Берем наш переходник с ножным насосом, через отверстие №1 мы просто продуваем канал, проходящий

в вале планетарного механизма. Через канал №2 мы проверяем уплотнитель на переходе вала планетарного механизма и ведущего вала, также исправность поршня переднего хода. 

   При подаче сжатого воздуха в канал №2 , поршень сжимает фрикционы, и вал планетарного механизма 

должен вращаться вместе с ведущим валом.

   Для доступа к фрикционам, к поршню переднего хода и к уплотнителю между валами, необходимо снять

большое стопорное кольцо (3).

   До извлечения поршня переднего хода еще раз проверяем сжатым воздухом работу поршня. Наш пере-

ходник вставляем в торец вала со стороны соединения планетарного механизма, ногой качаем насос и на-

блюдаем за движением поршня. Если необходимо, промазать кисточкой с маслом края поршня, для визу-

ального контроля.

 

 

   Поршень переднего хода одно из слабых мест в вариаторе. Основные отказы из-за него. Резина нанесен-

ная путем вулканизации на металлическую часть поршня — твердеет, теряет эластичность. Высота (толщи-на) резинового бортика всего лишь 5 мм, и высота самого цилиндра в неподвижной части конуса ведущего

вала тоже мала.

   Во время сжатия фрикционов переднего хода, поршень настолько выходит из цилиндра, что создается

утечка масла по внешней окружности поршня. Уменьшается площадь соприкосновения поршня и цилиндра.

Падает давление масла, шариковый клапан на поршне не успевает закрываться. Поршень периодически

прижимает, то отжимает фрикционы. И в итоге получается:

   1. Дергание вовремя езды.

   2. Износ фрикционов, они просто сгорают. Увеличиваются зазоры и появляется металлический звон.

   3. От фрикционов остаются частицы фрикционного материала, которые с маслом попадают в блок соле-

ноидов и в блок клапанов, что приводит к их неправильной работе — заклиниванию клапанов (плунжеров).

   4. Износ поверхности конусов.

   5. Износ металлического ремня.

   6. Смятие шариков в пазах.

   7. Сколы в самих пазах ведущего и ведомого валах.

   8. В результате этого — заклинивание подвижных конусов.

   9. И в последствии обрыв металлического ремня.

 10. В гидротрансформаторе разбивает обгонную муфту. 

 

  

   На снимке «родной» поршень. Часть резины «отгрыз» я сам, эластичности нет вообще, ее просто нет.

 

 

  

   Сгоревшие фрикционы переднего хода.

 

                   НЕ ЗАБУДЬТЕ, НОВЫЕ ФРИКЦИОНЫ ЗАМОЧИТЬ В СВЕЖЕМ МАСЛЕ!

 

 

   Мне удалось изготовить поршень переднего хода с кольцевыми уплотнителями, такие же как в «тарелках»

ведущего вала. Если бы изготовитель сразу установил подобный поршень, то можно было ездить по

30 — 50 тыс. миль (конечно, от условий эксплуатации) до замены масляного фильтра и расходных матери-

алов.

 

 

   Снимаем крышку ведущего вала, освобождаем крепление подшипника и выталкиваем вал. Теперь можно

проверить рукой ход подвижного конуса, он должен ходить свободно без заклиниваний. Ход конуса  должен быть 22 мм. 

   До разборки подвижного конуса проверим его уплотнители, для этого вставляем наш переходник в торец

вала со стороны большой гайки и подаем сжатый воздух. Если уплотнители хорошие то вы должны наблю-

дать движение подвижного конуса к неподвижному. Не большие пузыри могут наблюдаться на подвижной части вала с конусом. Это компенсируется производительностью масляного насоса.

   Из справочника по физике: плотность воздуха 1,29 кг/куб.м, а плотность некоторых масел, нефти лежат

в пределах 730 — 900 кг/куб.м. Будем надеется, там где пролезет молекула воздуха — молекула масла за-

стрянет.

   Если мы убедились, что уплотнители подвижного конуса плохие и их надо менять. Заодно надо проверить

состояние шести шариков и пазы на вале. Снимаем с вала подвижный конус. Для этого откручиваем большую гайку со стороны подшипника. Потом берем вал за неподвижный конус- подшипником вниз, вал строго

вертикально и ударяем торец вала о мягкую доску. Несколько ударов обычно достаточно, чтобы снять

подшипник, подвижный конус и шесть шариков. Визуально оцениваем состояние шести шариков и пазов на

вале.   

 

 

   На снимке: 1 — канал для подачи масла в ГТ,

                        2 — канал для подачи масла при включении фрикционов переднего хода,

                        3 — стопорное кольцо для снятия планетарного механизма с ведущего вала.

 

 

 

   На снимке: 1 — металлический ремень,

                        2 — подвижный конус шкива,

                        3 — неподвижный конус ведущего вала.

 

 

   На снимке: снятие стопорного кольца с возвратной тарельчатой пружины поршня переднего хода при помощи несложных  приспособлений. 

   1 - сюда вставляем переходник для проверки поршня переднего хода.

 

 

   На снимке: ведущий в разобранном виде:

   1 — кольцевые уплотнители,

   2 — сюда вставляется переходник для проверки уплотнителей подвижного конуса сжатым воздухом,

   3 — шарики, пазы,

   4 — масляный канал,

   5 — подвижная тарелка,

   6 — подвижная «чашка»,

   7 — тарелка.  

  

 

 

 

   На снимке: отдельно подвижный конус. Запрессовка подвижной тарелки с новыми уплотнителями.

 

 

 

   На снимке: запрессовка подвижной «чашки» (начальная стадия).

 

 

   

   На снимке: продолжение запрессовки подвижной «чашки» с помощью приспособления.

 

 

   Ниже скриншоты на запчасти можно посмотреть здесь. 

 

 

 

 

 

 

 

   Ниже запчасти на Сатурн вуе можно посмотреть на другом сайте здесь.  

 

 

 

 

 

 

 

                

Ведущий вал

Из предыдущих расчетов имеем

Ft=3000 H; Fr=1090 H; FB=1092 H; из компоновки l1=72 мм; l2=92 мм

Определение реакций в опорах подшипников

а) горизонтальная плоскость (X0Z)

– относительно опоры 2;

Н.

– относительно опоры 1;

Проверка:.

б)вертикальная плоскость (Y0Z) Н.

Строим эпюры по характерным точкам.

Горизонтальная плоскость. MС=−RX1l1=−12430.072≈−89.5 Нм;

M2=−Нм.

Вертикальная плоскость.M=−RY1l1=−1500.072=−108 Нм.

Определяем суммарные радиальные реакции

Н;

Н.

Намечаем радиальные однорядные шариковые подшипники легкой серии 208 ГОСТ 833875 [1, c.393]: d=40 мм; D=80 мм; В=18 мм; С=32.0 кН и С0=17.8 кН.

Эквивалентная нагрузка PЭ=Pr=1948 Н.

Расчетная долговечность, млн. об.

млн. об.

Расчетная долговечность, ч

ч,

где n2=240 об/мин – частота вращения ведущего вала редуктора.

Рассчитанная долговечность подшипника значительно превосходит требуемую. Ставить на вал подшипники особо легкой или узкой серии не целесообразно вследствие их малой распространенности.

Дополнительная долговечность подшипников нужна, так как в процессе работы на валу редуктора могут появиться консольные нагрузки, которые значительно снижают срок службы подшипника.

Принимаем для ведущего вала однорядные шариковые подшипники легкой серии 208 ГОСТ 833875 [1, c.393].

Ведомый вал

Из предыдущих расчетов имеем

Ft=3000 H; Fr=1090 H;из компоновки l2=74 мм.

Определение реакций в опорах подшипников

а) горизонтальная плоскость (X0Z)

Н.

б)вертикальная плоскость (Y0Z) Н.

Строим эпюры по характерным точкам.

Горизонтальная плоскость. MС=RX3l2=5450.074≈40.3Нм;

Вертикальная плоскость. M=RY3l2=15000.074=111Нм.

Определяем суммарные радиальные реакции

Н;

Намечаем радиальные однорядные шариковые подшипники легкой серии 212 ГОСТ 833875 [1, c.393]: d=60 мм; D=110 мм; В=22 мм; С=52.0 кН и С0=31.0 кН.

Эквивалентная нагрузка PЭ=Pr3=1340 Н.

Расчетная долговечность, млн. об.

млн. об.

Расчетная долговечность, ч

ч,

где n3=200 об/мин – частота вращения ведущего вала редуктора.

Расчетная долговечность принятых подшипников больше установленной по ГОСТ 16162-85, равной 10000 часов [1, c.307] и требуемой по заданию и равной 25300 часов.

9. Проверка прочности шпоночных соединений

Материал шпонок — сталь 45 нормализованная.

Напряжение смятия определим по формуле

.

Допускаемые напряжения смятия при стальной ступице [см]=100120 МПа.

Ведущий вал: d=35 мм; bh=108 мм; t1=5 мм; длина шпонки l=70 мм; момент на ведущем валу T2=150103 Нмм;

MПа [см].

Ведомый вал

Под посадкой полумуфты: d=55 мм; bh=1610 мм; t1=6 мм; длина шпонки l=80 мм; момент на ведомом валу T3=590103Нмм;

МПа [см].

Под колесом: d=65 мм; bh=1811 мм; t1=7 мм; длина шпонки l=80 мм; момент на ведомом валу T3=590103Нмм;

МПа [см].

Условие см [см]=100…120 МПа выполнено для всех шпоночных соединений.

10. Уточненный расчет валов

Ведущий вал

Материал вала тот же, что и для шестерни – сталь 45, улучшение. По табл. 3.3 [1, c.34] при диаметре заготовки 90120 мм (da1=108.00 мм) среднее значениев=730 МПа.

Предел выносливости при симметричном цикле изгиба

–10.43в=0.43730314 МПа.

Предел выносливости при симметричном цикле касательных напряжений

–10.58–1=0.58314182 МПа.

Сечение А–А

Диаметр вала в этом сечении 35 мм. Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночной канавки [1, c.165]: k= 1.78 и k=1.7; масштабные факторы=0.86 и=0.75 [1, c.166]; коэффициенты0.2 и0.1 [1, с.163, c.166].

Крутящий момент Т2=150103Нмм.

Изгибающий момент в горизонтальной плоскости

Нмм..

Момент сопротивления кручению (d=35 мм; b=10 мм; t1=5 мм)

мм3.

Момент сопротивления изгибу

мм3.

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

МПа.

Амплитуда нормальных напряжений изгиба

МПа; среднее напряжение .

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

.

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения А–А

.

Сечение Б–Б

Концентрация напряжений обусловлена переходом от 35 мм к40 мм: при и коэффициенты концентрации напряжений k=2.3 и k=1.36 [1, c.163]; масштабные факторы=0.86 и=0.75 [1, c.166].

Изгибающий момент в горизонтальной плоскости

Нмм.

Осевой момент сопротивления

мм3.

Полярный момент сопротивления

мм3.

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

МПа.

Амплитуда нормальных напряжений изгиба

МПа; среднее напряжение .

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

.

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения Б–Б

.

Сечение В–В

Концентрация напряжений обусловлена посадкой подшипника с гарантированным натягом [1, c.166] dп=40 мм; и ; принимаем=0.2 и=0.1.

Изгибающий момент Нмм

Осевой момент сопротивления

мм3.

Полярный момент сопротивления

мм3.

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений

МПа.

Амплитуда нормальных напряжений изгиба

МПа; среднее напряжение .

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям

.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям

.

Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения В–В

.

Сводим результаты проверки в таблицу:

Сечение

А–А

Б–Б

B–B

Коэффициент запаса s

7.2

7.4

5.0

Полученные значения запасов прочности для сечений ведущего вала выше допускаемых [s]=2.5 [1, с.162].

Кто в масле катается

Недавно европеец Оскар Ван Девентер напечатал на 3D-принтере редуктор с экстремально высоким передаточным числом — 11373076. В этом механизме изобретатель соединил два планетарных редуктора. При увеличении количества зубцов шестеренок, использованных в механизме, передаточное число можно увеличить и до 1141624705. Чем такой редуктор может быть полезен, Ван Девентер не объяснил, рассказав только, что при его помощи обычной стоматологической бормашиной можно сдвинуть локомотив. Правда, с очень небольшой скоростью. Вдохновившись разработкой европейца мы решили разобраться в основных типах механических редукторов.

Редуктор представляет собой механизм, позволяющий передавать и преобразовывать крутящий момент с одного вала на другой. Если такой механизм преобразует высокую угловую скорость ведущего вала в более низкую ведомого, его называют демультипликатором, а если наоборот — мультипликатором. Впрочем, так сложилось, что термин демультипликатор используется крайне редко, а устройство, понижающее угловую скорость, называют просто редуктором. В зависимости от типа такой механизм может состоять из нескольких типов шестерен, червяков и валов.

Основными характеристиками редукторов являются передаваемая мощность, угловые скорости и количество валов, а также передаточное число. Любые редукторы уменьшают передаваемую мощность за счет потерь на механическую передачу крутящего момента — из-за трения, массивности конструкции, нагрузок на валах. Угловые скорости на ведущем валу и ведомом могут различаться в десятки, сотни и тысяч раз благодаря передаточному числу редуктора.

Передаточным числом называется соотношение количества зубьев шестеренки на ведущем валу к их числу у шестеренки на ведомом. Оно записывается целым или дробным числом и фактически обозначает, сколько именно раз должен провернуться ведущий вал, чтобы ведомый совершил один полный оборот. В случае с редуктором Ван Девентера, ведущий вал необходимо повернуть 11 миллионов 373 тысячи 76 раз. Только тогда ведомый вал совершит один полный оборот.


В целом редукторы позволяют увеличить усилие на ведомом валу, при этом потратив часть мощности на ведущем и уменьшив скорость вращения. Эту особенность используют тогда, когда необходимо работать с большими нагрузками, например, при помощи относительно маломощного мотора приводить в движение большой по массе транспорт. Например, двигатель седельного тягача КамАЗ-65225 мощностью 400 лошадиных сил может через коробку передач (многоступенчатая разновидность редуктора) сдвигать автопоезд полной массой до 75 тонн.

Сегодня редукторы используются во многих отраслях: на автомобилях, в самолетах и вертолетах, в поездах, станках, велосипедах, то есть везде, где нужно передавать вращательный момент с одного агрегата на другой. Механизмы, позволяющие передавать крутящий момент с одного вала на другой, принято делить на пять наиболее распространенных основных классов: цилиндрические, конические, червячные, планетарные и комбинированные. В последних могут сочетаться несколько типов редукторов.

Цилиндрический редуктор

Иллюстрация: Чабанный Александр / edu.ascon.ru

Цилиндрический редуктор представляет собой механизм, в котором ведущий вал и ведомый находятся в параллельных плоскостях. Передача в них осуществляется с большей шестеренки с прямыми или косыми зубцами на меньшую, по своей форме напоминающую цилиндр. Такие редукторы делятся на несколько подтипов: вертикальные (валы находятся друг над другом) и горизонтальные. Цилиндрические редукторы бывают одно-, двух-, трех- и четырехступенчатыми в зависимости от количества шестерен, установленных между ведущим и ведомым валами.


Цилиндрические редукторы имеют очень высокий коэффициент полезного действия, который может достигать 98 процентов, то есть потеря мощности при передаче вращательного момента с одного вала на другой будет относительно небольшой. Благодаря высокому коэффициенту полезного действия в цилиндрических редукторах практически отсутствует эффект рассеивания передаваемой энергии, а значит рабочие элементы редуктора практически не нагреваются.

Такие механизмы используются преимущественно в различных металлорежущих станках, станках для обработки древесины, измельчителях и бетономешалках, на мельницах. Цилиндрические редукторы малочувствительны к рывковым нагрузкам, выдерживают большое количество пусков и остановок. При этом они лишены самоторможения, то есть, приложив определенное усилие на ведомый вал, можно провернуть ведущий. При этом конструкция таких редукторов достаточно шумная, а сами они обладают низким передаточным числом.

Конический редуктор

Иллюстрация: Manuel Neuer / grabcad.com

Конический редуктор используется для передачи вращательного момента с ведущего вала на ведомый в случае, если плоскости их осей пересекаются. В них используются конические шестеренки. Такие механизмы имеют меньшую надежность по сравнению с цилиндрическими, но обладают довольно высоким коэффициентом полезного действия, который может достигать 95 процентов. Благодаря конической конструкции шестерен таких редукторов, они могут иметь несколько выходных валов, оси вращения которых, например, можно расположить в виде креста.


В современных конических редукторах как правило используется колесное соединение — внутри них на концах валов установлены конические шестеренки, которые своими конусами опираются на другую шестеренку. Плоскость последней находится в одной плоскости с плоскостями осей валов. В этом случае, если колесное соединение одно, ведомый и ведущий валы будут вращаться в одном направлении. Конические редукторы нередко используются для изменения направления передачи.

Как правило диапазон передаточных чисел в конических редукторах составляет от одного до пяти, но углы наклона оси ведомого вала к ведущему могут быть самыми разнообразными. Такие механизмы, как и цилиндрические, чаще всего используются в различных станках, например, сверлильных. Как и цилиндрические, конические редукторы обратимы, то есть вращая их ведомый вал, можно провернуть ведущий. Однако, из-за особенностей своей конструкции, конические редукторы могут иногда заедать.


Червячный редуктор

Иллюстрация: Исаков Сергей / edu.ascon.ru

Червячные редукторы получили название от типа используемой в них передачи. В самом простом исполнении эти механизмы состоят из червячного колеса (шестеренки с косыми зубцами) и самого червяка. Последний представляет собой цилиндр с нанесенной на него резбой, которая при вращении напоминает червяка. В таком редукторе ведущий вал приводит в движение червяка, резьба которого сдвигает косые зубья червячного колеса, заставляя его вращаться.


Редукторы с червячной передачей придумали как альтернативу механизмам с обыкновенной зубчатой передачей, например, цилиндрическим. Они обладают гораздо меньшими размерами, но имеют большее передаточное число. Например, при двухзаходном червяке (имеет две параллельных резьбы) и червячном колесе с сотней зубьев передаточное число составит 50. Это означает, что ведущий вал должен будет совершить 50 полных оборотов, чтобы ведомый вал повернулся один раз.

Червячные редукторы имеют очень высокий коэффициент самоторможения. Это означает, что приложив усилие к ведомому валу провернуть ведущий скорее всего не удастся. Кроме того, червячные редукторы имеют относительно невысокий коэффициент полезного действия (от 70 до 92 процентов) и крайне чувствительны к смазке. Их используют для передачи малой мощности в условиях, когда нет достаточного места для размещения цилиндрического или конического редукторов. Чаще всего червячные редукторы используют для привода конвейеров или ворот.

Планетарный редуктор

Иллюстрация: Филимонов Илья / edu.ascon.ru

Планетарный редуктор — это уже более сложное механическое устройство, получившее свое название из-за способа размещения ведущей, передаточных и ведомой шестерен. Механизм состоит из солнечной шестерни, расположенной в центре конструкции, сателлитов (меньших шестеренок) и эпицикла (коронной шестерни), расположенной на периферии. Вращение коронной шестерни осуществляется солнечной через сателлиты. Последние механически соединяются водилом, кольцом со штырями, на которые и крепятся сателлиты.


Особенностью планетарного редуктора является то, что вращение можно подводить к любому из его элементов и снимать с любого другого. При этом третий элемент необходимо остановить. Например, вращение можно подвести к одному из сателлитов, а снимать его с коронной шестерни. В этом случае солнечная шестерня должна быть неподвижной. При подведении вращения к солнечной шестерне и снятия его с коронной в редукторе неподвижным остается водило. В некоторых редукторах водила нет.

Благодаря изменению схемы подвода и снятия вращения можно не меняя сам редуктор изменять его передаточные числа в очень широком диапазоне. Именно по этой причине, планетарные редукторы, пожалуй, могут иметь наибольшие передаточные числа среди таких механизмов других классов. Коэффициент самоторможения у планетарных редукторов зависит от их передаточного числа, но при вращении ведомого вала все же можно добиться и вращения ведущего.

Планетарные редукторы коробки переключения передач во втулке заднего колеса велосипеда.

Фотография: Mirco Rohloff / wikipedia.org

Планетарные редукторы сегодня применяются очень широко: они используются в коробках передач, высокоскоростном мощном инструменте (дрелях, циркулярных и цепных пилах), колесах тяжелого транспорта и велосипедах. Например, такие редукторы устанавливаются в колесах троллейбусов и карьерных самосвалов. К слову, примером планетарного редуктора может служить и шарикоподшипник, хотя в качестве непосредственно редуктора он и не используется.

Комбинированный редуктор

Иллюстрация: Евтеев Алексей, Килькинов Александр / edu.ascon.ru

Из названия этого механизма можно понять, что он может сочетать в себе несколько типов передачи вращательного момента. Так, редукор, использующий червячную и цилиндрическую передачи называется червячно-цилиндрическим, а коническую и цилиндрическую — коническо-цилиндрическим. Комбинирование нескольких классов редукторов в одном механизме может производиться для решения нескольких задач: получения нескольких ведомых валов с разными угловыми скоростями, создания компактной конструкции или редуктора с высокими показателями передачи мощности.


Так, червячно-цилиндрические редукторы имеют более высокий коэффициент полезного действия, чем червячные, и способны передавать большую мощность, чем цилиндрические. При этом уровень их шума во время работы по сравнению с цилиндрическими гораздо ниже. Положительным качеством червячно-цилиндрического редуктора является также плавность привода ведомого вала и меньший, чем у червячного механизма, люфт.

Василий Сычев

Предложения со словосочетанием ВЕДУЩИЙ ВАЛ

Первый связан с ведущим валом, а второй — с коробкой передач. Во время движения автомобиля ведущий вал вместе с малой конической шестерней приводит в движение ведомую шестерню. При неполном включении сцепления автомобиль движется рывками, затруднено переключение передач, так как при нажатии на педаль выключения сцепления его диски полностью не расходятся, а ведущий вал коробки передач продолжает вращаться. Ведущий вал вместе с малой конической шестерней 1, приводит во вращение ведомую коническою шестерню 2, закреплённую на фланце промежуточного вала. Соответственно, ведущий вал в коробке продолжает вращаться, и попасть в него зубцами ведомой шестерни очень трудно — зубцы трутся друг о друга и скрежещут.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова беляк (существительное):

Кристально
понятно

Понятно
в общих чертах

Могу только
догадываться

Понятия не имею,
что это

Другое
Пропустить

Дифференциал а — устройство, б — схема работы при прямолинейном движении, в — схема работы при повороте, 1 — корпус (чашка), 2 — полуосевые шестерни, 3 — крестовины, 4 — сателлит, 5 — ведомая шестерня главной передачи, 6 — ведущий вал главной передачи, 7 — правая полуось, 8 — левая полуось, 9 — наружное ведущее колесо. Насос состоит из: корпуса верхней секции; основания; ведущего вала; ведущей шестерни; ведомой шестерни с осью верхней секции; ведущей и ведомой шестерён нижней секции; редукционного клапана; перепускного клапана. Ведущую часть гидромуфты составляют: ведущий вал в сборе с кожухом, ведущее колесо, соединённое с кожухом и валом шкива, шкив привода насоса и генератора, привернутый к валу болтами. Масло для работы гидромуфты подаётся насосом в её полость, затем по трубке подводится в каналы ведущего вала и через отверстия в ведущем колесе — в межлопастное пространство. Ведущий вал 1, изготовленный за одно целое с шестерней 2 установлен на двух шарикоподшипниках. Ведомый вал 14 передним концом опирается на роликовый подшипник 34, расположенный в выточке ведущего вала, а задним — на шарикоподшипник 15, закреплённый в картере крышкой, внутри которой установлен маслоотражатель. При включении передачи (рисунок 3. 16, в) она, перемещая пальцы 4 фиксаторов, прижимает конусное кольцо 1 к конусу шестерни 9 ведущего вала. Муфта, соединённая с ведомым валом, и шестерня ведущего вала имеют разные частоты вращения. Если после проведения описанных работ сцепление по-прежнему «ведёт», то вероятными причинами могут быть: неодновременное нажатие подшипника выключения сцепления на рычаги, коробление (перекос) ведомого диска сцепления или заедание ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач. В первом случае промежуточный мост имеет проходной ведущий вал. Ведомый диск 9 посажен на ведущий вал 7 коробки передач, а ведущий диск 1 соединён с маховиком. Таким образом, при включённом сцеплении крутящий момент от маховика передаётся за счёт трения ведомому диску и далее через ведущий вал коробки передач 7, последующим механизмам силовой передачи. Рычаги отводят назад ведущий диск, пружины сжимаются, ведомый диск перестаёт прижиматься к маховику и передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки. В общем случае коробка передач состоит из картера, ведущего вала с шестерней, ведомого вала, промежуточного вала, оси шестерни заднего хода, блока передвижных шестерён, механизма переключения передач. Добавил несущую раму из тонкостенных металлических труб, простейшие рессоры и амортизаторы, выкинул из первой конструкции моторы в колёсах, сделав единственный ведущий вал задних колёс с мотором примерно на двадцать киловатт и понижающим обороты редуктором из двух шестерёнок. Соответственно, ведущий вал в коробке продолжает вращаться, и попасть в него зубцами синхронизатора ведомой шестерни очень трудно — зубцы трутся друг о друга и скрежещут. Тогда же ныряльщики — которые все получили обморожение и едва не умерли — доложили, что не только винт сломался, но и ведущий вал погнулся и треснул. — Главный ведущий вал погнут, сэр. Помимо погнутого прошлым летом ведущего вала гребного винта (по замыслу конструкторов вал должен был убираться, но не успел вовремя сделать этого, чтобы избежать повреждения при столкновении с подводной льдиной во время июльского штурма льдов) и утраты самого гребного винта флагманский корабль за минувшие две зимы получил больше повреждений, чем второе судно. Может статься, там они найдут тихую бухту или песчаную намывную косу, где плотники и инженеры сумеют произвести ремонт «Эребуса» — выпрямить ведущий вал, заменить гребной винт, укрепить погнутую железную арматуру внутри и, возможно, восстановить утраченную часть железной обшивки, — который позволит им продолжить путь. После чего придётся приделать к ведущему валу рукоятку, чтобы можно было крутить её руками, а потом намотать на барабан новый трос. Блестящие ведущие валы с гигантскими поршнями уходили под самый потолок, на высоту шестидесяти или семидесяти футов. Привод сетки от ведущего вала, формование полотна из суспензии осуществляют отсасывающие регистровые валики и вакуумные насосы. Основными частями полотенно-транспортерного подборщика являются рама, ведущий вал, два ведомых вала, два транспортёра, уравновешивающее устройство, копирующие катки, съёмные массы и механизмы привода. Ведущий вал со звёздочками для всех цепей общий. На ведущем валу транспортёра на шпонке посажено храповое колесо. Вал приводится во вращательное движение от другого, цельнометаллического ведущего вала через коническую передачу. Механизм такого типа характеризуется неравномерностью скорости вращения ведомого вала, в результате постоянной скорости ведущего вала.

Неточные совпадения

Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала. Неодинаковая регулировка рычагов нажимного диска. Основными неисправностями ведущего моста являются: увеличенный люфт вала ведущей шестерни глазной передачи, часто сопровождающийся стуком или повышенным шумом во время движения; подтекание масла через сальники или в разъёме кожухов полуосей ведущего моста. Главная передача представляет собой редуктор, уменьшающий частоту вращения ведущих колёс по сравнению с карданным валом. Тут судьба над ней сжалилась: из школы валом повалили первоклашки, которых должны были вести на экскурсию. В — двойная, 1 — ведущая шестерня с валом, 2 — ведомая коническая шестерня, 3 — промежуточная шестерня, 4 — промежуточная цилиндрическая шестерня с валом, 5 — ведомая цилиндрическая шестерня, 6 — дифференциал. Предположив неисправность карданной передачи, следует проверить и при необходимости подтянуть болты крепления фланцевой вилки к фланцу ведущей шестерни заднего моста, болты крепления упругой промежуточной опоры, болты крепления упругой муфты к фланцу вала коробки передач. В парк, расположенный на краю старого крепостного вала, вела узкая тропинка, проходящая сквозь дыру в ограждении, и попасть туда можно было круглосуточно, в отличие от территории самого кремля, которую на ночь закрывали — массивные деревянные ворота восемнадцатого века запирали на засов. Заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала. От двигателя к ведущим колёсам крутящий момент передаётся с помощью карданного вала, который тянется от передней части автомобиля к заднему мосту. Трансмиссия передаёт крутящийся момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колёсам автомобиля и изменяет величину и направление этого момента. В результате воспламенения образуется нечто вроде минивзрыва, который отталкивает поршень вниз — именно в этот момент происходит превращение тепловой энергии в механическую: двигаясь вниз, поршень толкает коленчатый вал, от которого крутящий момент передаётся на ведущие колёса автомобиля (более подробно о том, как это происходит, вы узнаете позже). Главная передача состоит из ведущей малой конической шестерни 1, выполненной вместе с валом, ведомой — большой конической шестерни 2. При проверке необходимо убедиться, нет ли повышенного биения фланца ведущей шестерни заднего моста, люфта в подшипниках карданного шарнира (осевой свободный ход крестовины практически не должен ощущаться) и не погнуты ли карданные валы. Причём огневой вал может быть и двойным, когда артиллерия одновременно ведёт огонь по двум рубежам обороны противника.

ведущий вал — это… Что такое ведущий вал?

  • ведущий вал — varantysis velenas statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. driving shaft vok. Leitwelle, f; Triebwelle, f rus. ведущий вал, m pranc. arbre d’entraînement, m; arbre menant, m; arbre moteur, m …   Fizikos terminų žodynas

  • ведущий вал в гидротрансформаторе — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN input shaft …   Справочник технического переводчика

  • вал ведущий — varantysis velenas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. drive shaft; driving shaft; power shaft vok. Antriebswelle, f; treibende Welle, f rus. вал ведущий, m; приводной вал, m pranc. arbre de commande, m; arbre moteur, m …   Automatikos terminų žodynas

  • главный вал привода — ведущий вал — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы ведущий вал EN main drive shaftmain drive shaft …   Справочник технического переводчика

  • приводной вал — varantysis velenas statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. drive shaft; driving shaft; power shaft vok. Antriebswelle, f; treibende Welle, f rus. вал ведущий, m; приводной вал, m pranc. arbre de commande, m; arbre moteur, m …   Automatikos terminų žodynas

  • Механическая коробка переключения передач — Четырёхступенчатая МКПП TopLoader автомобиля фирмы Ford …   Википедия

  • МКПП — Четырёхступенчатая МКПП TopLoader автомобиля фирмы Ford. Механическая коробка передач изнутри. Механическая коробка переключения передач (далее по тексту  МКПП)  механизм, предназначенный для ступенчатого изменения передаточного отношения, в… …   Википедия

  • Механическая коробка передач — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей …   Википедия

  • Карданный механизм —         кардан, карданный или универсальный шарнир, шарнирная муфта, механизм, обеспечивающий вращение двух валов под переменным углом, благодаря подвижному соединению звеньев (жёсткий К. м.) или упругим свойствам специальных элементов (упругий К …   Большая советская энциклопедия

  • МУФТОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ — устройства, соединяющие концы двух валов с целью передачи вращения. МЕХАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ Механические соединительные муфты это постоянные разъемные соединения. Очень длинные валы, например гребные валы судов, разделяют на секции,… …   Энциклопедия Кольера

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *