Инструменты для рихтовки кузова своими руками – Виды инструмента и приспособлений для удаления вмятин без покраски своими руками

Содержание

Рихтовочный инструмент и оборудование для правки кузова автомобиля

Детали, входящие в состав конструкции автомобиля, подвержены деформации с течением времени или из-за произошедших дорожно-транспортных происшествий, нарушивших их целостность, поэтому в таких случаях проводится рихтовка автомобиля. Способов ремонта машин много: каждый из них предполагает использование особого вида приспособления, который называется рихтовочный инструмент.

Стапель

вид-стапеля

Стапель — основное приспособление, применяющееся для рихтовки кузова автомобиля и позволяющее выпрямлять вмятые его части. В зависимости от формы и принципа работы стапели для рихтуемой (поврежденной) поверхности авто делятся на такие виды:

  • Платформенные.

Представляет собой металлическую пятиметровую платформу, изготавливаемую из металлопластин с ребрами жесткости. На это основание с помощью струбцин и подъемного механизма прикрепляется авто для последующего выпрямления вмятины. Стапель с платформой также может использоваться, как подъемник.

Это стационарные конструкции, представляющие собой мощные рельсы, укрепленные в полу мастерской, к которым присоединяются тяговые механизмы. Для безопасности работы выполняются удаленно, через пульт дистанционного управления. Стационарный стапель должен иметь увеличенную грузоподъемность — 10 т.

Стапели с рамой меньше по габаритам, чем платформенные. Принцип действия: вытягивание осуществляется с помощью металлической рамы, грузоподъемность которой составляет от 4 до 6 тонн.

Споттер

споттер

Споттер применяется для кузовного ремонта и помогает подобно обратному молотку простукивать небольшие деформированные детали. Это — один из методов рихтовки машин, который выполняется подобным оборудованием точечно. В связи с этим указанный миниатюрный прибор имеет массу преимуществ перед обычным устройством:

  1. Рихтовочная работа выполняется качественно.
  2. Время работ со споттером невелико.
  3. Не нужно разбирать авто для выполнения авторемонта.
  4. Уникальный принцип работы позволяет споттеру устранять механические повреждения и дефекты кузова, в том числе капота, крыльев, порогов.

Рихтовка споттером позволит автовладельцу, который хочет заняться ремонтом авто самостоятельно, сэкономить на затратах. Чтобы правильно выбрать споттер, следует учесть характер повреждений авто.

Киянки и молотки

Мелкий ударный рабочий инструмент для ремонта машин представлен киянками и молотками. Рихтовочный молоток может иметь несколько разных модификаций:

  • Молоток для правки.

Применяется для выравнивания средних по размеру вмятин.

  • Молоток для чеканки.

В отличие от предыдущего экземпляра с помощью чеканочного молоточка делают более тонкие работы на завершающем этапе выпрямления кузова.

  • Молот инерционный.

Правит криволинейной формы вмятины и неровности кузова машины за счет кинетического принципа и особого двойного «оперения».

  • Молот фланцевый.

Этот молоток способен разделять и вновь монтировать фланцевые соединения.

Молоточек, сделанный из твердых пород дерева, кожи, резины или других искусственных либо природных современных материалов. Киянки могут оснащаться съемной ударной частью — бойком, позволяющим делать аккуратную рихтовку авто без покраски.

  • Наковальни и поддержки для рихтовки или ударные полотна.

набор инструментов

Данный вспомогательный инструмент применяется в качестве поддерживающей основы, на которой выполняются работы по рихтовке. Особенность поддержки: она имеет форму бруска, иногда точно повторяющего форму выпрямляемого элемента. Рихтовочные ударные полотна располагаются на помятой металлоповерхности, после чего сверху производятся удары молотком. Ударные полотна можно подобрать так, чтобы они выступали также в качестве удобных подставок во время рихтовочной работы.

  • Молоток рихтовочный обратный для правки вмятин.

Чтобы вытянуть вмятины, обратный молоток приваривается или прикрепляется на крюк через просверленное в металле кузова отверстие. При выполнении этого трудоемкого процесса мастеру требуется выполнять постукивание грузиком с обратной стороны, медленно перемещая молоток вдоль изделия.

обратный молоток

В рихтовочный набор молотков и поддержек при необходимости могут быть включены некоторые другие инструменты для рихтовки кузова.

При выполнении рихтовки своими руками также полезными будут напильники и шлифовальный аппарат. За неимением последнего для шлифования применяют наждачный круг.

Для правки авто могут пригодиться такие разновидности ударных рихтовочных инструментов:

  • молотки с плоским и выпуклым бойком;
  • молотки-гладилки;
  • молотки с насечками;
  • монтировка;
  • специальные пневматические либо вакуумные присоски, приспособление для вытяжки вмятин без покраски;
  • инструмент для работы с пластиком.

Последний представляет собой набор, включающий строительный фен, термопистолет, специальный электрический и воздушный паяльник. С помощью этих приспособлений покореженный пластик автомобиля может быть подрихтован.

Крючки, рычаги и прочие приспособления

крючки и рычаги

Рихтовщику, который работает над приданием деформированному кузову первоначальной формы, для выполнения полного объема ремонтных работ с автомобильным покрытием пригодятся также:

  • Специальные крюки.

Рихтовочные крюки должны быть изготовлены из металла толщиной не менее 10-12 мм.

  • Выпуклые, упругие, вытягивающие, выравнивающие, универсальные ложки.

Ложкоподобные инструменты производят выгибание и вытягивание труднодоступных (внутренних) частей кузова.

  • Другие рычаги для контактного ремонта.

Рычаги применяются там, где обычного человеческого усилия не хватает.

Правка и рихтовка автомобилей производится, начиная с самой большой вмятины, с использованием подходящих инструментов, при этом рихтовочные молотки остаются основным выпрямляющим приспособлением.

В целях выравнивания вдавленных частей неотрихтованного кузова автомобиля применяется гидравлический кузовной ремонт. С помощью насоса со всевозможными прямыми и фигурными насадками, оснащенного цилиндрами и работающего на гидравлическом механизме, осуществляют вакуумную вытяжку вмятин авто. При невозможности сделать выпрямление с помощью насосов полезными могут стать зажимы и захваты. В рихтовочные комплекты обычно включают несколько таких зажимающих приспособлений разных размеров (диаметров). Также захваты различаются между собой количеством креплений (их может быть от 1 до 3 шт.) и способом фиксации (самый распространенный метод укрепления на кузове — с помощью шурупа).

Пневмомолотки используются для качественного рихтования труднодоступных мест авто. Также для выполнения особо сложных рихтовочных работ существуют специальные металлические механические агрегаты, имеющие несколько опор (от двух до четырех), между которыми закреплен опускающийся и поднимающийся стержень. Он просовывается в заранее проделанное отверстие той части кузова, где требуется вытягивание. Вместе со стержнем на таком приспособлении обычно используются крепления.

Перед началом рихтовочных работ следует, осмотрев повреждения авто, из всего разнообразия специнструментов подобрать те, которые помогут в рассматриваемом случае. Для небольших повреждений подойдет домашний рихтовочный набор, чтобы выполнить выпрямление более глубоких вмятин, следует прибегнуть к помощи специалистов из авторемонтной мастерской.

Специальный инструмент для рихтовки автомобиля

Основной ручной инструментарий для рихтовки можно разделить на следующие группы: ударные приспособления – молотки и киянки, поддержки и ложки различных типов, а также крючки и рычаги, служащие для вытягивания металла. При достаточном умении, можно изготовить почти весь рихтовочный инструмент своими руками.

Комплект для рихтовки кузова

Набор для рихтовки кузова авто

Чуть особняком, в данном случае, стоит категория шлифовальных принадлежностей – напильники, абразивные материалы и электромеханическое оборудование.

Молотки и киянки для кузовных работ

Рихтовочные молотки обладают значительными отличиями от слесарных. Основной рабочий боек делается закругленным и тщательно полируется. Другая сторона часто имеет вид «клюва».

Комплект таких молотков совсем несложно изготовить самостоятельно. Тяжелый инструмент почти не применяется при рихтовке, обычно вес его всего 150-200 г.

При этом широко распространены молотки, сделанные из цветного металла либо сплавов (медные, латунные, алюминиевые), а также пластиковые и текстолитовые. Подобные бойки поверхность деформируют гораздо меньше. Если необходимо сохранить окрасочный слой кузова, используются резиновые молотки.

Есть 4 основных вида подобных инструментов:

  1. Молоток для выколотки (правки).
  2. Чеканочный аналог.
  3. Инерционный молот.
  4. Приспособление для загибания фланцев.

Рихтовочный инструмент

Правочные молоты являются основным инструментом для выколотки и окончательной рихтовки. Они обладают различной формой. Боек нужно тщательно насаживать на шейку ручки, чтобы он был абсолютно неподвижен. Шнека ручки не должна иметь заусенцев и трещин.

Не делайте ручку инструмента чрезмерно толстой, потому как он, вследствие удара, должен спружинивать. Рекомендуется, чтобы одна из сторон бойка была круглой, а противоположная – плоской и квадратной. Чеканочный молот обладает формой притупленного конуса. Его назначение – завершение выколотки.

Инерционные приспособления нужны для вытяжки труднодоступных дефектов, вследствие ударов их рабочей части по ограничителю-отбойнику. Необходимо иметь для работы набор подобных насадок. Фланцевый молоток обладает двумя оперениями, которые повернуты на 90°.

Что касается киянок. Их головки, как правило, делаются из твердого дерева, ручка – ясеневая. Обычная киянка круглой формы имеет цилиндрический боек. Сейчас такой инструмент делается и из резины, мягких металлов и сыромятной кожи.

Резиновые киянки со сменными бойками отлично подходят для рихтовки алюминия. Могут использоваться и при ремонте стали.

Поддержки, они же наковала (наковальни) и подкладные штампы

В большинстве случаев для рихтовки необходимы разнообразные поддержки. Это массивные металлические бруски, максимально подходящие по своей форме к тому месту кузова, которое нужно выправить. Желательно иметь комплект поддержек для различных участков, обладающих разными радиусами кривизны, толщиной, весом и размерами.

Как правило, рихтовочные наковальня и молоток – это неразлучная пара, которая размещается по разные стороны выправляемого участка. Чем тщательнее подобран по конфигурации подкладной штамп, тем быстрее и легче идет рабочий процесс.

Если у вас нет под рукой приобретенной либо изготовленной самостоятельно поддержки, то, в крайнем случае, можете применить в качестве таковой те предметы, которые есть у вас в хозяйстве. Это может быть большой молот, кувалда, топор, плита от старого утюга, кусок швеллера и пр.

Поверхность подобного импровизированного наковала надо тщательно зачистить и отполировать, от его состояния будет во многом зависеть, насколько заметными останутся неровности на кузовной поверхности авто после процесса рихтовки.

Ложки и ударные полотна

Ложки используются для вытягивания и выгибания металла авто. Их также можно применять вместо поддержек там, где доступ к обратной стороне кузова затруднен. Подбор этого инструмента зависит от изначальной формы выправляемой поверхности, удобности доступа и необходимых действий (выколотка или рихтовка).

Ассортимент для съемников клипс

  • Исправление крыши авто может осуществляться при помощи универсальной ложки, а не искривленной поддержки. Возможность применения подкладки для защиты лонжерона от местных повреждений и понижения давления в этом месте путем распределения вытягивающей силы у опоры, зависимо от зазора в этой области. Вытягивая ложку с постоянным усилием вверх, сопровождайте свои действия наружными ударами по буграм. Так вы восстановите изначальную форму металла.
  • Ложки для внутреннего рихтования. Дверцы автомашины имеют двойную структуру. Рихтовать их можно при помощи подобных кузовных ложек.Разобрав, положите дверцу на верстак, если его у вас нет, то на пол, и проложите под ней два достаточно высоких деревянных бруска. Это нужно для того, чтобы покрытие не царапалось, кроме этого – у вас появится пространство для движений при прикладывании силы к инструменту.После чернового выправления поверхности, можете перевернуть ложку так, чтобы, применяя молоток и технику подкладывания, осуществить рихтовку. Уровень свободы инструмента внутри дверцы зависит от степени изгибания участка, нуждающегося в обработке.Когда прямой доступ туда невозможен, используйте подкладочный штамп, имеющий длинную ручку. Если и это не получается сделать, просверлите в дверце (во внутренней панели) технологические отверстия. Они потом закроются при сборке внутренней обшивкой.
  • Вытягивающие ложки могут применяться, чтобы отделять внутренний каркас от внешних панелей, при их повреждении и сдавливании вместе. Инструмент вставляется меж каркасом и панелью, и перемещается вверх/вниз либо из стороны в сторону до того момента, пока детали не будут разделены.Лезвие приспособления можно при этом применять в качестве подкладного штампа, чтобы выправить внешнюю либо внутреннюю панели.
  • Легкие и упругие ударные ложки (ударные полотна) служат для удаления выступов. Такой инструмент для рихтовки кузова размещается на поверхности детали, затем по нему наносятся резкие удары при помощи молотка. Сила их распределяется полотном по поверхности всего повреждения.

Интенсивность ударов надо внимательно контролировать с тем, чтобы не повредить лакокрасочное покрытие и саму поверхность металла. Ударные ложки не предназначены для вытягивания дефектов.

Крюки и рычаги

Инструмент для рихтовки кузова - крюк

Это крюк для ремонтных работ

Крючки применяются тогда, когда под внешней обшивкой элемента кузова есть деталь, усиливающая конструкцию – короб, полка жёсткости, подштамповка. Крюк вставляется меж скрытой деталью и обшивкой, далее опирается спинкой на внутреннюю кузовную силовую часть.

Затем приспособление необходимо поворачивать за ручку, осторожно и постепенно вытягивая вмятину участок за участком клювиком. Подбирать крючок для конкретной работы очень просто – чем более тонок металл и меньше повреждение, тем тоньше надо брать инструмент.

Крючок можно сделать из металлического прутка, обладающего достаточной упругостью, сечением в 8-12 мм. Длина его может быть 30-50 см. Ручку в виде петли делайте такой, чтобы по мере необходимости в нее можно было вставить что-либо, играющее роль рычага. Чтобы клювик был более жестким, он заостряется и подвергается ковке.

Для выправления вмятин используются также разнообразные рычаги. Угол загиба их рабочей части может быть самым разным, поэтому после приобретения набора подобных приспособлений вы будете иметь возможность выправить вмятину, имеющую любую конфигурацию и размер.

Напильники

Рихтовочные напильники похожи на обыкновенные, но обладают крупной перекрестной, дугообразной либо диагональной насечками.

Сам инструмент тонкий, длинный и широкий, обычно он закрепляется в станке. Использовать это приспособление можно по-разному. При его помощи, возможно установить границы поврежденного участка. С этой целью достаточно провести им поперек и крест-накрест вмятины.

Также, такие инструменты для рихтовки авто применяются для выравнивания металла после его обработки молотками, вытягивания крюками, обработки припоем либо шпаклевкой.

Шлифовка

Как шлифовальное приспособление, очень часто применяется электродрель. С этой целью, в ее патрон зажимается стальной стержень, имеющий резьбу. На нем фиксируется диск, сделанный из твёрдой резины, который имеет толщину в 8-15 мм.


К диску прижимается круг, вырезанный из наждачной шкурки. Такое приспособление легко можно собрать самому. Резиновый, а также наждачный круг фиксируются на стержне при помощи двух гаек и шайб.

Также, вы можете применять башмачные шлифмашины, они особенно эффективны при выравнивании больших плоских площадей. Когда ни электродрели, ни шлифовальной машинки у вас под рукой нет, то возникает необходимость производить шлифовку вручную – при помощи листовой шкурки. Чтобы было удобно работать, можете натянуть ее на брусок из дерева либо отрезок жесткой резины.

используем самодельные инструменты и приспособления

В результате мелких дорожно-транспортных происшествий или других неприятных случаев на дороге или на остановке, кузов автомобиля подвергается механическим повреждениям. Они не только уменьшают внешнюю привлекательность транспортного средства, но и ухудшают эксплуатационные характеристики автомобиля, уменьшая тем самым уровень безопасности во время езды.

Все основные инструменты для рихтовки

[contents h3]

По этой причине необходимо своевременно устранять дефекты автомобильного кузова и при необходимости исправлять его геометрию. Рихтовка и покраска автомобиля может выполняться самостоятельно в собственном гараже – для этого потребуется подготовка и определенный набор инструментов. Что нужно использовать для рихтовки? Сейчас узнаете!

Стапель – важное оборудование для рихтовки

Стапель – инструмент для правки кузова автомобиля, позволяющий исправить геометрию кузова даже в самых тяжелых случаях. Принцип действия оборудования прост – автомобиль прочно закрепляется в конструкции стапеля, после чего прикладываются мощные усилия вытяжных устройств, растягивающих деформированный кузов в нужных направлениях. В результате деталь выпрямляется. Профессиональные модели стапелей имеют несколько вытяжных устройств сразу.

Стапели классифицируются на три разновидности, которые отличаются друг от друга конструкцией и особенностями работы:

  1. Платформенный. Представляет собой платформу, на которой расположены струбцины – специальные крепления для автомобильного кузова. Благодаря особенностям конструкции, платформенный стапель способен вытягивать любые детали в любом направлении, используя для этого различные по величине тяговые усилия. Такой стапель может работать как подъемник для машины и обеспечивать доступ к днищу авто.
  2. Рамный. Рихтовочный инструмент, который можно изготовить самостоятельно. С помощью рамного стапеля осуществляется небольшой кузовной ремонт по вытягиванию отдельных деталей или кузова, а средняя грузоподъемность рамы составляет 4-6 тонн.
  3. Напольный. Универсальный инструмент для рихтовки, который обеспечивает максимальную грузоподъёмность, ограниченную только возможностями пола. Конструкция напольного стапеля представляет рельсы, вмонтированные в бетонный пол. На рельсах размещены тяговые устройства, присоединяемые к деталям кузова. Именно этот вид стапеля позволяет проводить наиболее серьезные и объемные кузовные работы.

Стапель – оборудование для рихтовки кузова автомобиля, которое есть в каждом профессиональном автосервисе, предлагающем услугу восстановления геометрии кузова. По этой причине он должен быть в гараже, в котором планируется самостоятельная рихтовка кузова любой сложности. Его можно купить или сделать самому.

Споттер – рихтовочный инструмент

Тиски для рихтовки

Споттер представляет собой сварочный аппарат для проведения точечной сварки. Этот инструмент для рихтовки авто без покраски дает возможность ремонта деталей, к которым нельзя подобраться снаружи. Споттерная рихтовка отличается следующими преимуществами:

  • Отсутствие необходимости полностью разбирать автомобиль.
  • Качественный результат по завершению работ.
  • Оперативность выполнения.
  • Возможность ремонта любых механических повреждений кузова.

Споттер – инструмент для рихтовки авто, справляющийся с устранением дефектов дверей, крыльев, капота, порогов и других деталей кузова. Он экономит время и деньги на ремонт авто.

Ручной инструмент для восстановления кузова

Автоматический рихтовочный инструмент для автомобиля – не единственно возможный вариант для качественного восстановления кузова. Широко распространена и ручная рихтовка автомобиля, для которой используются такие инструменты, как рихтовочный молоток, инерционный и фланцевый молотки, рихтовочный напильник и другие многочисленные наименования инструментов.

Основное отличие молотков для восстановления кузова от своих строительных собратьев – строение бойка. Его поверхность закруглена и тщательно отполирована, а противоположная ударной сторона снабжена клювообразным наконечником для подцепления деталей изнутри. Еще одна особенность – малый вес, необходимый для более аккуратного восстановления.

Предпочтителен ударный инструмент для рихтовки автомобиля с бойками, изготовленными из твердого пластика. Такие молотки мало весят и не наносят механические повреждения рихтуемой поверхности. Для сохранения лакокрасочного покрытия машины (рихтовка без покраски) надо использовать молотки с резиновыми бойками – с ними придется дольше провозиться, но они не царапают краску.

Молоток для выправки

Присоска для выправки кузова

Представляет основной инструмент для выколачивания и последующей рихтовки поверхности автомобиля. Отличается небольшой по толщине ручкой и разносторонним бойком – одна сторона имеет квадратную поверхность, вторая – закругленную. По этой причине молоток для выправки является универсальным и может использоваться для восстановления любых повреждений.

Молоток для чеканки

Такой инструмент для рихтовки кузова своими руками используется для доводки результатов, полученных при помощи молотка для выправки. Один конец бойка плоский, другой имеет вид конуса с усеченной вершиной, что добавляет инструменту универсальности.

Инерционный молоток

Уникальный инструмент для вытяжки кузова автомобиля, который за счет использования кинетического принципа работы позволяет выравнивать поверхность кузова изнутри. Благодаря этому инструменту можно рихтовать труднодоступные места автомобиля. Вместе с инерционным молотком рекомендуется приобретать комплект насадок для различных случаев.

Фланцевый молоток

Когда требуется фланцевая рихтовка кузова автомобиля, используется инструмент с рабочими головками, расположенными под углом 90 градусов относительно обычного положения – фланцевый молоток. С помощью этого приспособления можно без труда расстыковывать и соединять любые фланцевые соединения.

Киянка

Киянка представляет молоток, изготовленный из твердых пород дерева. Современные модели могут изготавливаться из резины и других синтетических материалов, кожи. Некоторые киянки оснащены съемным бойком – в процессе рихтовки можно присоединять наиболее подходящий. С помощью киянки осуществляется аккуратная рихтовка металла без последующей покраски.

Наковальни и поддержки для рихтовки

Молоток и напильник – не единственные ручные инструменты, без которых не обходится рихтовка машины. Часто требуются вспомогательные приспособления, облегчающие работу:

  • Поддержки. Крупные бруски из металла, которые имеют форму восстанавливаемой детали. Поддержка устанавливается по обратную сторону от детали, после чего та обрабатывается и выравнивается. Для работы нужен целый набор разных поддержек.
  • Наковальня. Правка и рихтовка металла при помощи молотка не обходится без наковальни. Она выполняет роль универсальной поддержки, которую можно использовать для ударного выпрямления любых деталей автомобильного кузова.
Молоток молоток для рихтовки и выравнирания

Набор для рихтовки и вытягивания автомобиля должен содержать несколько молотков разных видов, комплект поддержек и наковальню. При наличии указанных инструментов восстановление кузова пройдет успешно даже в домашних условиях.

Ложки и ударные полотна для восстановления кузова

Иногда деталь кузова настолько повреждена или находится в особенном месте, по причине чего ее нельзя рихтовать с поверхности. Для решения проблемы используются ложки с различными формами, при помощи которых осуществляется выколотка, выгибание и вытягивание покрытий. Желательно иметь под рукой набор таких ложек, каждая из которых предназначена для вытягивания определенных кузовных деталей.

Ударные полотна необходимы для этих же целей – благодаря их применению можно вытянуть лонжерон или разровнять другую поверхность, устранить выемки и вмятины, выравнивания волнистых кузовных покрытий. Рекомендуется использовать ударные полотна только для мелкого кузовного ремонта, так как они плохо заменяют ложки и подкладные штампы.

Крюки и рычаги для рихтовки

Крюки – незаменимые инструменты, нужные для удаления лишних элементов, которые скрываются под кузовной обшивкой. Крюком можно удалить ребра и полоски жесткости, подштамповку и другие детали, препятствующие самостоятельному восстановлению кузова. Крюк размещается между обшивкой и деталью, после чего медленно и аккуратно тянется наружу. Если добраться до места размещения мешающих элементов при помощи крюка не получается, используются рычаги. В условиях гаража это, как правило, самодельные приспособления для ремонта автомобилей, но их можно и приобрести в автомобильном магазине.

Шлифовка – заключительный этап восстановления

После того, как самодельные инструменты и приспособления для восстановления кузова выполнили задачу, следует переходить к шлифованию отремонтированной поверхности. Для этих целей может использоваться следующее оборудование:

Шлифовальная машинка является предпочтительным вариантом, и только если ее нет под рукой, следует использовать дрель или механические средства для шлифовки.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕОИНСТРУКЦИЮ

Своевременное устранение дефектов кузова позволит быстро восстановить эксплуатационные характеристики автомобиля, улучшить внешний вид и предотвратить дальнейшее разрушение кузова под действием коррозии, которая образуется прежде всего в поврежденных местах. Следите за состоянием своего автомобиля и не откладывайте его ремонт на потом, ведь это может привести к необходимости проведения более сложного и дорогого кузовного ремонта.

Рихтование кузова и инструменты для рихтования

Рих­то­ва­ние – это про­цесс вос­ста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­ной фор­мы повре­ждён­ной пане­ли кузо­ва. Пра­виль­нее будет отде­лить про­цесс выко­лот­ки и про­цесс рих­тов­ки. Выко­лот­ка – это про­цесс при­да­ния гру­бой фор­мы дефор­ми­ро­ван­но­го метал­ла авто­мо­би­ля. Рих­то­ва­ние же – это завер­ша­ю­щая опе­ра­ция дове­де­ния гру­бой прав­ки до состо­я­ния отштам­по­ван­ной дета­ли, или, по край­ней мере, близ­ко­го к это­му.

При выко­лот­ке нуж­но исполь­зо­вать такие при­ё­мы как выдав­ли­ва­ние, вытяж­ка, а так­же при необ­хо­ди­мо­сти нане­се­ни­ем уда­ров.

При рих­тов­ке мастер исполь­зу­ет раз­лич­ные инстру­мен­ты и при­спо­соб­ле­ния. Итак, для нача­ла рас­смот­рим раз­но­вид­но­сти инстру­мен­тов, кото­рые помо­га­ют рих­тов­щи­ку.

Молот­ки

Отли­чие рих­то­воч­ных молот­ков заклю­ча­ет­ся в раз­ни­це форм их рабо­чей части, мас­се и мате­ри­а­ле, из кото­рых они изго­тов­ле­ны. Бой­ки молот­ков могут иметь плос­кую, выпук­лую, заост­рён­ную фор­му, а так­же поверх­ность с насеч­ка­ми. Обыч­но с одной сто­ро­ны рабо­чей части молот­ка одна фор­ма, с дру­гой дру­гая. Раз­ная фор­ма бой­ков обу­слов­ле­на пред­на­зна­че­ни­ем молот­ка, какую фор­му про­фи­ля пане­ли кузо­ва ему пред­сто­ит рих­то­вать,  а так­же какой тип повре­жде­ния.

По типу мате­ри­а­ла молот­ки быва­ют сталь­ные, мед­ные, алю­ми­ни­е­вые, из проч­но­го пла­сти­ка, рези­но­вые. Исполь­зо­ва­ние в про­из­вод­стве более мяг­ких мате­ри­а­лов и спла­вов, чем сталь обу­слов­ле­но более мяг­ким воз­дей­стви­ем. Такие молот­ки хоро­ши при выко­лот­ке, при­да­нии гру­бой фор­мы и при этом допол­ни­тель­но не рас­тя­ги­ва­ют металл.

Под­держ­ки (кон­тро­по­ры)

Под­держ­ка – это допол­не­ние к рих­то­воч­но­му молот­ку. Молот­ком мастер рих­ту­ет с одной сто­ро­ны, а с дру­гой исполь­зу­ет под­держ­ку. Под­держ­ки быва­ют раз­ных форм и сде­ла­ны из раз­ных мате­ри­а­лов. Жела­тель­но, что­бы под­держ­ка повто­ря­ла фор­му про­фи­ля рих­ту­е­мой дета­ли. Обыч­но кон­тро­по­ра сде­ла­на так, что раз­ные её сто­ро­ны име­ют раз­ную поверх­ность, под­хо­дя­щую под раз­ный про­филь дета­ли. Под­держ­ки может быть сталь­ны­ми, а могут быть сде­ла­ны из более мяг­ко­го метал­ла, таких как медь, алю­ми­ний, сви­нец. Таким обра­зом, исполь­зуя моло­ток и кон­тро­по­ру из мяг­ко­го метал­ла, при рих­тов­ке, не про­ис­хо­дит допол­ни­тель­но­го рас­тя­же­ния листо­во­го метал­ла. Ещё мож­но отме­тить, что под­держ­ка долж­на иметь боль­шую мас­су, что­бы погло­щать энер­гию уда­ра. То есть чем боль­шую мас­су име­ет под­держ­ка (до разум­ных пре­де­лов), тем мень­ше след от уда­ра молот­ком.

Кузов­ные лож­ки (лопат­ки)

th

При­ме­ня­ют­ся для выги­ба­ния и вытя­ги­ва­ния сме­щён­ных поверх­но­стей. Лож­ки для кузов­но­го ремон­та быва­ют раз­ных раз­ме­ров и форм. Неко­то­рые напо­ми­на­ют рыча­ги, про­сто отли­ча­ют­ся нали­чи­ем плос­ко­го края. Имея вытя­ну­тую и выгну­тую осно­ву, неко­то­рые лож­ки удоб­но исполь­зо­вать как под­держ­ку при рих­тов­ке.

Рыча­ги и крю­ки

Рыча­ги име­ют раз­лич­ный изгиб и раз­мер. Рычаж­ный инстру­мент при­ме­ня­ет­ся с обрат­ной сто­ро­ны повре­ждён­ной пане­ли для выдав­ли­ва­ния вмя­тин. Так как пло­щадь места при­ло­же­ния уси­лия неве­ли­ка, а уси­лие рыча­га зна­чи­тель­ное, масте­ра обыч­но исполь­зу­ют под­клад­ки нуж­ной фор­мы в место при­ло­же­ния уси­лия. Это предот­вра­ща­ет рас­тя­ги­ва­ние метал­ла. В неко­то­рых слу­ча­ях мож­но давить рыча­гом напря­мую, но нуж­но очень акку­рат­но дози­ро­вать уси­лие. Упор рычаж­но­го инстру­мен­та про­ис­хо­дит на при­ле­га­ю­щие жёст­кие эле­мен­ты.

Гла­дил­ки

tp-7185_T_1acdc946

Это рих­то­воч­ный инстру­мент, име­ю­щий плос­кую рабо­чую поверх­ность. Моло­ток-гла­дил­ка поз­во­ля­ет рас­пре­де­лить силу уда­ра  не в одну точ­ку, а по обшир­ной поверх­но­сти, тем самым не рас­тя­ги­ва­ет металл. Може­те про­чи­тать ста­тью об изго­тов­ле­нии кузов­ной гла­дил­ки сво­и­ми рука­ми.

Спот­тер

Гово­ря о рих­тов­ке нель­зя не упо­мя­нуть о спот­те­ре. Вооб­ще спот­тер сто­ит особ­ня­ком от всех рих­то­воч­ных инстру­мен­тов. Этот при­бор может заме­нить мно­гие из выше­упо­мя­ну­тых инстру­мен­тов. Но будет разум­нее сов­ме­щать инстру­мен­ты в про­цес­се рих­тов­ки. Спот­тер – это по сути аппа­рат кон­такт­ной свар­ки. В мини­маль­ной ком­плек­та­ции спот­тер даёт нам воз­мож­ность удоб­но­го исполь­зо­ва­ния молот­ка обрат­но­го дей­ствия без силь­но­го нагре­ва метал­ла и, соот­вет­ствен­но, без зна­чи­тель­но­го ухуд­ше­ния свойств листо­во­го метал­ла.

Про­цесс рих­тов­ки

У каж­до­го масте­ра суще­ству­ют свои убеж­де­ния по пово­ду про­цес­са рих­тов­ки, свои нара­бот­ки и при­ё­мы. Есть кузов­щи­ки, кото­рые по-преж­не­му не исполь­зу­ют спот­тер. Есть и такие, кото­рые наобо­рот все­гда при­ме­ня­ют спот­тер и не име­ют навы­ков вла­де­ния дру­ги­ми инстру­мен­та­ми для рих­тов­ки. Разум­нее будет озна­ко­мить­ся с мето­да­ми и при­ё­ма­ми рих­тов­ки и при­ме­нять то, что Вам удоб­но в кон­крет­ной слу­чае.

Итак, как было упо­мя­ну­то в нача­ле ста­тьи, рих­тов­ка начи­на­ет­ся с при­да­ния гру­бой фор­мы повре­ждён­ной пане­ли, поста­нов­ка основ­ной плос­ко­сти и рёбер жёст­ко­сти на место. Жела­тель­но это делать выдав­ли­ва­ни­ем, если есть доступ к обрат­ной сто­роне. Для это­го исполь­зу­ют­ся рычаж­ные инстру­мен­ты. Так­же мож­но исполь­зо­вать и дру­гие инстру­мен­ты при пер­во­на­чаль­ной прав­ки, в том чис­ле и удар­ные, но глав­ная зада­ча допол­ни­тель­но не рас­тя­нуть металл.

Перед рих­то­ва­ни­ем лако­кра­соч­ное покры­тие мож­но оста­вить на поверх­но­сти, если, конеч­но, Вы не хоти­те сра­зу исполь­зо­вать спот­тер. Гля­нец ЛКП инфор­ми­ру­ет о состо­я­нии поверх­но­сти. Сра­зу вид­но где ямка, а где бугор.

При выправ­ле­нии вмя­тин удар дол­жен нано­сить­ся не силь­ный, луч­ше достичь жела­е­мо­го резуль­та­та сери­ей лёг­ких уда­ров, чем одним силь­ным. При рих­тов­ке нуж­но быть акку­рат­ным и чув­ство­вать металл. Важ­но, как гово­рит­ся, не навре­дить.

Обшир­ную по пло­ща­ди вмя­ти­ну выдав­ли­ва­ют или выби­ва­ют, дви­га­ясь от ее кра­ев к цен­тру повре­жде­ния. Глу­бо­кие вмя­ти­ны нуж­но выправ­лять в несколь­ко захо­дов, посте­пен­но под­ни­мая углуб­ле­ние.

Для рих­то­ва­ния нуж­но выра­бо­тать навык пози­ци­о­ни­ро­вать под­держ­ку с обрат­ной сто­ро­ны пане­ли в то же место, где нахо­дит­ся удар­ный инстру­мент.

Мно­гие опыт­ные масте­ра пред­по­чи­та­ют чаще исполь­зо­вать моло­ток-гла­дил­ку с насеч­ка­ми на рабо­чей поверх­но­сти. Этот инстру­мент, изго­тов­лен­ный само­сто­я­тель­но ещё назы­ва­ют рих­то­воч­ным напиль­ни­ком. Его мож­но изго­то­вить из напиль­ни­ка с круп­ной насеч­кой, загнув его под фор­му мастер­ка, либо обре­зать нуж­ный раз­мер рабо­чей поверх­но­сти и при­ва­рить руч­ку под удоб­ным для рабо­ты углом. Моло­ток-гла­дил­ку при­ме­ня­ют сов­мест­но с под­держ­кой из мяг­ко­го метал­ла. Этой парой инстру­мен­тов мож­но как опус­кать буг­ры, так и под­ни­мать ямки. Что­бы под­нять ямку нуж­но надав­ли­вать на неё под­держ­кой с обрат­ной сто­ро­ны, а гла­дил­кой с насеч­ка­ми уда­рять с лице­вой части в место ямки. Таким обра­зом, ямку под­ни­ма­ет под­держ­ка, а гла­дил­ка фик­си­ру­ет за счёт сво­ей поверх­но­сти с насеч­ка­ми, как бы зацеп­ляя металл. При вырав­ни­ва­нии буг­ра под­держ­ку нуж­но дер­жать, не надав­ли­вая, а слег­ка каса­ясь или же немно­го наве­су. Для более точ­но­го выправ­ле­ния кон­крет­но­го неболь­шо­го повре­жде­ния нуж­но уда­рять кон­чи­ком рабо­чей поверх­но­сти рих­то­воч­но­го напиль­ни­ка.

Рих­то­воч­ные молот­ки нуж­но исполь­зо­вать на более слож­ных фор­мах дета­лей, там, где моло­ток-гла­дил­ка неудоб­на.

Если панель кузо­ва сжа­ло при повре­жде­нии, то места­ми металл име­ет вид «гар­мош­ки», то нуж­но сна­ча­ла рас­тя­нуть панель, убрав жим­ки, а потом рих­то­вать.

При чисто­вой рих­тов­ки, «про­явить» остав­ши­е­ся ямки мож­но про­шли­фо­вав поверх­ность гру­бой шли­фо­валь­ной бума­гой p80. Это будет дей­ствен­но, если крас­ка не счи­ща­лась. Если же поверх­ность зачи­ще­на до метал­ла, то мож­но исполь­зо­вать спе­ци­аль­ную про­яв­ку с бал­лон­чи­ка. Крас­ка или про­яв­ка отшли­фу­ют­ся, там, где идёт одна плос­кость, а там где ямки оста­нет­ся крас­ка или про­яв­ка.

В слу­чае с рих­тов­кой без спот­те­ра под­ни­ма­ем ямки рих­то­воч­ным инстру­мен­том. Если же исполь­зу­е­те спот­тер, то мел­кие ямки мож­но выдёр­ги­вать обрат­ным молот­ком, либо мож­но под­тя­ги­вать немно­го этим же молот­ком, но не исполь­зуя груз для выдёр­ги­ва­ния. Так не будет оста­вать­ся шишек.

Оса­жи­вать рас­тя­ну­тый металл мож­но с помо­щью точеч­но­го нагре­ва и лёг­ко­го про­сту­ки­ва­ния. Для это­го мож­но исполь­зо­вать полу­ав­то­мат, нагре­вая точ­ка­ми. Если есть в нали­чии спот­тер, то там есть спе­ци­аль­ные режи­мы и элек­тро­ды для оса­жи­ва­ния.

Таким обра­зом, мож­но отрих­то­вать пане­ли кузо­ва, полу­чив­шие доста­точ­но слож­ные повре­жде­ния.

[adsp-pro‑4]

Печа­тать ста­тью

Ещё интересные статьи:

Рихтовочный инструмент для ремонта автомобиля

Рихтовочный инструмент для автомобиля

К сожалению, практически все детали, составляющие внешнюю отделку авто, имеют неприятное свойство деформироваться в результате аварий или просто небольших инцидентов во время езды или ремонта. В абсолютном большинстве случаев положение можно исправить без замены поврежденной детали.

Если речь идет о простой деформации порога, капота или кузова, то достаточно будет обычной рихтовки автомобиля (еще проще, если такая рихтовка не потребует покраски поврежденной части после завершения работ).

Зачем нужны рихтовочные инструменты

Как правило, владельцы транспортных средств предпочитают отдавать свой автомобиль в специализированные мастерские, в которых и будет произведен ремонт. Однако сейчас все больше владельцев переходят на самообслуживание, так как правильно произведенное своими руками рихтование не уступит по качеству услугам мастерской, средств потребует намного меньше. Однако следует учитывать, что для подобного рода работ вам потребуется рихтовочное оборудование. Как правило, инструмент для рихтовки кузова продается в специальных наборах, однако возможна и поштучная реализация.

Набор для удаления вмятин на автомобиле покупать всегда выгоднее и удобнее — он будет по умолчанию содержать в себе все необходимое, а его содержимое будет идеально подходить для работы друг с другом.

Виды рихтовочных инструментов

Итак, в стандартный набор инструментов по удалению вмятин на автомобиле без покраски, как правило, входят:

  • Рихтовочный молоток. Базовый инструмент для удаления вмятин на металлических деталях корпуса автомобиля. Именно с его помощью выполняется самое простое и надежное рихтование. Как правило, для работы нужно всего лишь зафиксировать деталь на верстаке. Равномерная обработка молотком позволит быстро вернуть компоненту кузова автомобиля его прежний вид. Как правило, в один комплект для устранения вмятин на авто без покраски входит несколько рихтовочных молотков. Они отличаются разными размерами, весом, величиной и формой ударных частей, а также наличием прорезиненых насадок на ручку и отбойник. Эти молотки предназначаются для рихтовочных работ разных типов и помогут на разных этапах выправления деталей своими руками. Само собой, для мелких вмятин лучше всего использовать молотки для рихтования с меньшим размером ударной части и с меньшим весом, а для больших вмятин — крупногабаритные.
Молоток для рихтовки кузова автоРихтовочный молоток
  • Насадки для рихтовочного молотка. Как правило, в комплекте с рихтовочным молотком идет также несколько насадок к нему. Они позволяют производить качественный ремонт любого компонента кузова авто, так как рассчитаны на конкретный вид работы.
Рихтовочный молоток со сменными насадкамиНасадки для рихтовочного молотка
  • Обратный рихтовочный молоток. Зачастую обратный рихтовочный молоток используется в тех ситуациях, когда извлечь какую-либо деталь транспортного средства невозможно, а подрихтовать — необходимо. Принцип действия обратного рихтовочного молотка заключается в том, что один его конец приваривается к проблемной поверхности. После этого мастер начинает стучать грузом по второму концу молотка, перемещая его вдоль корпуса. Также иногда комплект включает в себя специальный крюк, который можно насадить на конец молотка. Если вы будете использовать обратный молоток с крюком, вам не понадобится приваривать его к поверхности авто — достаточно будет лишь просверлить в ней отверстие и завести туда этот крюк.
Обратный рихтовочный молотокОбратный рихтовочный молоток с насадками
  • Монтировка. Во время вытягивания вмятин на кузове автомобиля монтировка может понадобиться когда угодно. Это основной инструмент, выступающий в роли рычага на подобного рода работах. С его помощью можно отогнуть или приподнять любую деформированную деталь и получить доступ к ее обратной стороне. В комплект для устранения дефектов авто без покраски, как правило, входит несколько монтировок разного веса, размера и формы. Они предназначены для работы с разными деталями. Всех их объединяет одно — они сделаны из прочного железа и способны выдержать большой вес, не деформируясь при этом.
Монтировка для вытягивания вмятин на кузове автомобиля Монтировка
  • Присоски. Как правило, в процессе рихтования автомобиля своими руками используются пневматические или же вакуумные присоски. Они, как и обратные молотки, могут понадобиться для правки несъемных литых компонентов кузова. Принцип действия присоски предельно простой: ее прикрепляют к месту вмятины, после чего откачивают изнутри весь воздух, что обеспечивает очень прочное сцепление с поверхностью. Далее присоску необходимо просто потянуть в нужную сторону, и она поведет металлическое покрытие вместе с собой. Следует, однако, учитывать, что такое рихтовочное оборудование, как присоска, применимо далеко не везде и не всегда, так как размер и форма вмятины должны примерно подходить размерам самой присоски. Иногда для устранения дефектов сложной формы используют несколько небольших присосок одновременно.
Присоска для рихтовки автоПрисоска рихтовочная
  • Зажимы и захваты. Какое бы качественное рихтовочное оборудование для работ без покраски вы ни приобрели, большинство устройств будут совершенно бесполезны без зажимов и захватов. Очень часто во время рихтования требуется вытягивать какие-либо участки металлической поверхности наружу. Для этого могут применяться, кроме человеческой силы, лебедка, специальные агрегаты или даже другой автомобиль. Чтобы надежно схватиться за нужный фрагмент металла, вам понадобятся специальные зажимы и захваты. В большинстве случаев в комплект для проведения рихтовальных работ без покраски входит несколько таких зажимов и захватов разного типа и размера. Они могут также отличаться площадью сцепления с поверхностью захватываемого элемента, количеством функциональных креплений (до 3), а также типом фиксации зажима (в основном крепится на специальный шуруп).
Зажим для кузовных работЗажим для рихтовки
  • Рихтовочные приспособления для вытягивания отдельных частей поверхности кузова. Как правило, оно представляет собой агрегат с двумя или четырьмя опорами. Между опорами опускается или поднимается стержень, который можно просунуть в отверстие на проблемном участке и вытянуть часть обшивки. В большинстве случаев подобного рода приспособления используются для выравнивания горизонтальных поверхностей транспортного средства, где неудобно использовать присоски или обратные молотки. Однако следует учитывать, что после того, как был использован такой прибор для удаления вмятин, отверстие, оставленное им в металле, придется заваривать.
Рихтовочные приспособления для вытягивания отдельных частей поверхности кузоваРихтовочные приспособления для вытягивания частей кузова
  • Гидравлический насос. При выправлении литых компонентов авто очень часто приходится разрезать обшивку и вставлять внутрь специальную наковальню для выравнивания. Движение этой наковальни в абсолютном большинстве случаев обеспечивает гидравлический насос. Он занимает мало места, но при этом имеет большую мощность и способен распрямлять даже самые жесткие части металлической обшивки авто. Гидравлический насос также требует целого набора всевозможных аксессуаров, без которых его использование просто невозможно. Гидравлический шланг, распорки, опоры, гидравлический цилиндр и специальный клей, как правило, также входят в любой комплект, в который входит сам насос. Несмотря на то что наличие такого насоса может существенно увеличить стоимость всего комплекта, беспокрасочное рихтование авто без него в большинстве случаев просто невозможно.
Гидравлический насос с ручным приводомГидравлический ручной насос
  • Скребки и стамески. Невозможно представить себе ремонт своими руками хотя бы без минимального брака. Вам в любом случае понадобятся такие инструменты, как скребок или стамеска. Они выручат вас, если сварочный шов вышел не очень удачным, или если на поверхности детали осталась прилипшая грязь или старая краска.
Набор плоских стамесокСкребки и стамески для рихтовки
  • Набор для ремонта пластиковых деталей автомобиля. В современных авто достаточно часто можно встретить бамперы или спойлеры, изготовленные из пластика. Вышеперечисленные инструменты для рихтовки без покраски для них, как правило, не подходят. А потому, чтобы произвести ремонт этих компонентов кузова, вам придется приобрести специальный набор.
Набор для ремонта пластиковых деталей автомобиляНабор для ремонта пластиковых деталей

Вывод

Имея в наличии весь вышеперечисленный ассортимент инструментов, вы сможете производить работы по рихтовке поверхностей своего транспортного средства любой сложности (причем качество не будет отличаться от заводского). Перед использованием каждого агрегата нужно в обязательном порядке ознакомиться с инструкцией и правилами техники безопасности.

[democracy]

[democracy]

Автор: Баранов Виталий Петрович

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

Виды инструмента и приспособлений для удаления вмятин без покраски своими руками

Корпус любого транспортного средства имеет ограниченный эксплуатационный период. Вмятины – одна из самых распространенных проблем, с которой сталкиваются автовладельцы. Обычно такие повреждения не отличаются большими размерами, но бывают и габаритные вмятины. Для их устранения используется специальное оборудование. Инструмент для удаления вмятин без выполнения покраски обеспечит быстрое восстановление авто.

вмятина на авто

Освещение

Яркое освещение – одно из важнейших условий успешного восстановления покрытия. Рекомендуется выпрямлять поврежденную поверхность при дневном свете на улице. Солнечный свет помогает обнаружить даже незначительные дефекты.

При отсутствии условий для уличного ремонта, следует оборудовать гараж яркими осветительными приборами. Для этого недостаточно одной лампы. Чтобы сэкономить на затратах электричества, используется светодиодное освещение.

Рычаги и отбойники

Рычаги и отбойники используются для выпрямления вмятин изнутри. Рычаг легко изготовить своими руками. В качестве него может выступать штырь продолговатого типа или плоская планка. Габариты инструмента должны быть не больше технологического отверстия, через которое он будет использоваться.

выправление вмятины

Отбойники достать сложнее. Это оборудование не изготовить своими руками при отсутствии специальных навыков. Подходящий вариант – покупка прибора в автомагазине. Рекомендуется использовать отбойники, в составе которых имеется фторопласт. Набор инструментов из рычагов и отбойников обеспечивает необходимое давление, и сводит к минимуму риск возникновения повреждений.

Недостаток этих инструментов заключается в отсутствии возможности убрать вмятины по всему покрытию авто, поскольку для их использования требуется наличие технологических отверстий.

Клеевая система

Клеевая система выпрямления повреждений предполагает использование специального набора Pops a Dent, обеспечивающего беспокрасочную работу. Данным набором создаются условия специально для устранения повреждений без покраски. Набор состоит из:

  • аппликатора;
  • клея;
  • мини-лифтера;
  • пистолета;
  • комплекса насадок.

система Pops a Dent

Эти приборы используются для внешнего выравнивания поверхности. Применение инструмента осуществляется только при наличии обезжиривающих средств для предварительной обработки поверхности. Клей наносится в разогретом состоянии. После застывания выполняется вытягивание. Предполагается, что клеевой способ может быть использован в условиях автосервиса и своими руками. Аппарат для вытягивания вмятин на автомобиле устраняет большую часть повреждений.

 Если не планируется часто выполнять восстановительные работы, в покупке всего набора нет необходимости – достаточно будет клеевого пистолета.

Вакуумные присоски

Вакуумные присоски – современный способ удаления вмятин без необходимости использовать клей. Крепление прибора выполняется вакуумным методом. Вакуумные присоски применяются совместно с инструментами для предварительной очистки поверхности. Вакуум под присоской создается при помощи специального насоса. Вмятина вытягивается только после отсоединения насоса.

Приспособление оснащено вентилем для устранения вакуума. С его помощью присоска отсоединяется. Это оборудование входит в список безопасных для лакокрасочного покрытия приборов. В сравнение с клеевым методом, вакуумная присоска не сопровождается дополнительной обработкой поверхности авто после использования.

вакуумная присоска

Вакуумные присоски отличаются размерами. Эти приспособления используются, если необходимо выровнять вмятины средних размеров. Рекомендуется приобретать устройства, диаметр которых соответствует размеру вмятины, оставляя небольшой зазор.

Крючки

Крючки – приборы, известные также под названием «рычаги». Эти инструменты используются внутреннего устранения вмятин. Рычаги создают давление, под которым происходит вытяжка вмятин. Крючки отличаются по:

  • форме;
  • длине;
  • изгибу.

крючки

При использовании крючков требуется наличие специального оборудования, способствующего исправлению поврежденного покрытия. Список дополнительных инструментов включает:

  • строительный фен;
  • пластиковую прокладку;
  • киянку.

 Иногда в списке значится также выколотка. Этот инструмент обозначает то же самое, что и пластиковая прокладка.

Перечисленные приспособления применяются совместно с оборудованием для предварительного съема отдельных компонентов транспортного средства, мешающих при выпрямлении вмятин. Выбор крючка осуществляется в зависимости от характера и габаритов повреждения. Рекомендуется использовать профессиональные приборы, в состав которых входят полимерные клинья. Эти устройства обеспечивают более качественный эффект, и снижают риск нанесения повреждений покрытию.

Система использования крючков – трудоемкая, поэтому в большинстве случаев она применяется в автосервисах. Использовать приспособления своими руками нельзя при отсутствии специальных навыков и образования. Крючки нужно осторожно двигать, иначе повредится покрытие.

Магнит

Магнит – прибор, используемый для вытягивания вмятин. Приспособление применяется совместно с ветошью, которая подкладывается под него в момент использования. Это условие обеспечивает защиту покрытия при выравнивании.

Прибор применяется для выравнивания повреждений небольшого размера. Использование этого инструмента не требует трудоемких физических усилий. Магнитом вытянуть вмятину проще всего, поэтому допускается проведение восстановительных работ своими руками.

магнит

Магнит для выпрямления покрытия – специальное приспособление, продающееся в автомагазинах. Самодельные устройства использовать для этой цели не рекомендуется.

Фен и баллончик со сжатым воздухом

Фен и баллончик со сжатым воздухом – оборудование для удаления вмятин, обеспечивающее термический метод выравнивания дефектов поверхности при совместном использовании. Эти приборы создают температурные условия для металла, при которых он автоматически возвращается в нормальную форму.

Оборудование применяется при устранении вмятин больших размеров. В некоторых случаях добиться полноценного эффекта можно только при использовании прорезиненной киянки. Этот инструмент устраняет жесткие вмятины.

применение фена

Использование фена и баллончика представляет опасность для здоровья. Поэтому дополнительно требуются защитные снаряжения. К ним относятся перчатки и маска с устойчивостью к высоким температурам.

 При осуществлении ремонтных работ своими руками в качестве аналога допускается использование газовой грелки и обычной воды.

Набор резиновых киянок и наковальня

Резиновые киянки и наковальня применяются, если необходимо выстучать вмятину с внутренней стороны. Наковальня используется с внешней стороны. Выполнять рихтовку для выпрямления вмятин с использованием инструментов по отдельности нельзя, поскольку можно сделать только хуже.

Набор резиновых киянок

Не рекомендуется также использовать киянки другого типа. Только прорезиненная поверхность предотвращает покрытие от повреждений. Если применять киянки, не имеющие прорезиненного покрытия, после того, как правка будет завершена, потребуется покраска.

Технология PDR

Технология PDR выполняется с использованием рычагов. Эти приспособления устраняют повреждения, имеющие сложный характер. Рабочая часть рычагов загнута под разными углами, благодаря чему возможно выпрямление различных неровностей.

Загнутый рычаг – основной прибор для удаления вмятин. При использовании рычагов дополнительно требуются:

  • инструменты, при помощи которых поверхность очищают перед восстановлением;
  • строительный фен, обеспечивающий нагревание детали до нужной температуры;
  • пластиковая прокладка для простукивания краев изгиба.

технология

Использование технологии удаления вмятин PDR аналогично выравниванию поверхности при помощи крючков и рычагов. Дополнительно для устранения незначительных вмятин применяется индуктор hotbox, обеспечивающий подогрев поверхности.

Показатели качества инструмента

При выборе инструментов, необходимо придерживаться ряда советов, чтобы не купить подделку. Внешне подделка практически не отличается от оригинала, но обладает только 15% его возможностей.

Инструмент должен быть изготовлен из стали трех типов:

  • хромированного;
  • анодированного;
  • нержавеющего.

Выбирая рычаг, необходимо убедиться, что в его составе присутствует несколько марок стали. Подходящий вариант должен включать до восьми марок. Рекомендуется отдавать предпочтение моделируемым инструментам перед жесткими. Использование такого прибора обеспечит эффективное устранение вмятин с низкими рисками повреждения.

инструменты

Следует учитывать, что универсальных приборов не существует. Поэтому собирать собственный набор придется самостоятельно. Если в продаже предлагается универсальное оборудование, вероятнее всего, это обман.

Инструменты с высоким показателем качества производятся компаниями из:

  • США;
  • Германии;
  • Австралии.

На территории стран СНГ не имеется производителей, способных предоставить аналоги, обладающие теми же характеристиками, что и иностранные приборы.

Рихтовка кузова автомобиля своими руками

Повреждения кузова

В процессе эксплуатации автомобиля часто случаются события, в результате которых происходит повреждение внешних элементов кузова. Это могут быть как столкновения с различного рода препятствиями, так и крупные ДТП, при которых кузов авто получает значительные повреждения. При небольших повреждениях и наличии технической возможности рихтовка кузова своими руками выполняется автовладельцем, в противном случае необходимо обращение в специализированную мастерскую по кузовному ремонту.

Содержание:

  1. Необходимость рихтовки кузова
  2. Инструменты для рихтовки
  3. Рихтовка кузова своими руками без покраски

Необходимость рихтовки кузова

 

Современные авто отличаются невероятно сложным построением, и любое неправомерное вмешательство структуру может вызвать непоправимые нарушения. Чтобы рихтовка автомобиля своими руками была действительно эффективна, настоятельно рекомендуется соблюдать допустимые технологии и использовать соответствующие инструменты. Иногда некоторые повреждения могут деформировать капот или другие поверхности машины и в данном случае очень актуальна процедура удаления вмятин без покраски. Использование рассматриваемой технологии позволяет восстанавливать внешний вид поврежденной детали без изменения ее лакокрасочного покрытия.

[goo1]

Инструменты для рихтовки

Рихтовка кузова своими руками с дальнейшей покраской может осуществляться в том случае, если металл был сильно поврежден, пробит или вовсе разорван.
Рихтовку кузова принято считать достаточно ответственным и трудоемким процессом, проведение которого требует от мастера наличие специальных технологических приспособлений и опыта.
Сложность работы напрямую зависит от вида повреждения.

Ранее рихтовку кузова своими руками было принято осуществлять с помощью молотка, но эти дни давно ушли в прошлое. Чтобы рассматриваемый тип ремонтных работ был эффективен, необходимо обязательно использовать определенные инструменты и в некотором плане процедура может потребовать материальных затрат. От вашего опыта и квалификации напрямую будет зависеть список используемых вами инструментов. Напимер, пневматический молоток используется для ликвидации изгибов, вмятин и глубоких царапин на внешней оболочке кузова. Пневматический молоток способен заменить наковальню и ручку обычного молотка. Аппарат отличается простым устройством.

Если же на протяжении не одного десятка лет автомобиль уже подвергался не одному кузовному ремонту, то в данном случае не стоит удалять вмятины. Если метал слишком сильно деформирован, то удаление вмятин лишь приведет к увеличению площади материала, который потом некуда будет девать.

Инструменты для рихтовки

 

Выбирая ударные инструменты помните, что они не должны вытягивать металл. Лучший вариант в данном случае – это молотки с пластмассовыми или резиновыми бойками, опорная поверхность которых достаточно велика, а также деревянные киянки. Использование таких молотков не вызовет появление следов на ремонтируемой детали.

Рабочая поверхность инструментов должна быть идеально гладкой, в противном случае они могут оставить непоправимые следы. Наковаленка (поддержка) должна обладать большой массой, поскольку тогда энергия удара будет лучше поглощаться и от ударного инструмента будет меньше следа.

[goo2]

Рихтовка кузова своими руками без покраски

 

Рассматриваемая процедура при наличии опыта и необходимых инструментов не так сложна, как кажется на первый взгляд. Настоятельно рекомендуется перед самостоятельным проведением рассматриваемых ремонтных работ вживую пронаблюдать за процессом выравнивания вмятин до покраски или хотя бы посмотреть видео рихтовки кузова. Для выполнения рихтовки необходимо также обладать определенными теоретическими знаниями, осторожностью и точностью. В данном случае обязательным условием является строгое следование руководству по выполнению рихтовочных работ.

  1. Рихтовка без покраски

    Снимите элемент авто, который нуждается в рихтовке, если это возможно.

  2. Установите границы дефекта.
  3. С обратной стороны вмятины осуществляйте выстукивание, а с лицевой стороны поврежденной поверхности должна находиться поддержка. Если габариты вмятины велики, начинать необходимо с краев, где будет фиксироваться все напряжение. Устранение небольших вмятин наоборот начинается с середины.
  4. Поврежденная поверхность может растягиваться, если точки удара молотка совпадают с поддержкой. Во избежание такой ситуации держите поддержку с определенным отклонением, а сами удары молотка и поддержки чередуйте.
  5. В некоторых случаях актуально прогреть поврежденное место, тогда выравнивание будет более легким.

Когда рихтовка кузова своими руками будет завершена, следует ощупать поверхность и проверить на наличие дефектов:

  • Пузыри, имеющие свойство перемещаться при надавливании на них на другую поверхность.
  • Впадины, не устраняющиеся выдавливанием.

[goo3]

Для устранения таких дефектов, прежде всего, прочертите границы мелом и далее устраните удлинение металла. Рихтовка кузова своими руками вглубь с каждой стороны листа способна удалить впадины. Удары должны приходиться на центр и перемещаться постепенно к границам со снижением силы.

Что же касается пузырей, то их можно убрать путем стягивания металла. Процедура допустима при условии утолщения металла. Для этого в пузыре нагрейте несколько точек кислородно-ацетиленовой горелкой. После того, как нагретый металл охлаждается, поверхность сжимается и пузырь ликвидируется. Мокрая ветошь используется для охлаждения.

[ya_bo]

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о